Сценарий духовно нравственные ценности

Внеклассное мероприятие « Духовно-нравственные ценности»

1

Самоопределение к деятельности

СЛАЙД 1

Вступительное слово учителя

Здравствуйте все! Я рада приветствовать всех, кто присутствует на нашей игре. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поиграть в очень интересную и занимательную игру, которая называется «Кто, если не мы». От вас потребуется активность, смекалка и взаимовыручка.

Учащиеся  приветствуют учителя и всех присутствующих в зале.

Регулятивные: создание ситуации успеха, эмоционально-положительный настрой на урок; самоопределение к деятельности.

2

Этап мотивации

СЛАЙД 2

 Когда-то на одном острове царили нравственные ценности: любовь, доброта, отзывчивость, забота о других… Жизнь процветала, люди жили в мире и согласии. Но случилось так, что произошла катастрофа. Нравственные ценности были утрачены жителями мира. Некоторые люди пытались восстановить потерянные ценности и вернуть гармонию. Но их попытки не увенчались успехом. Мир ждет новых героев, чтобы найти утерянные ценности.

Необходимо найти  данный остров  и  вернуть утерянные ценности. Согласны ли вы принять участие в этом нелегком деле? И пройти этот путь до конца?

Конечно, кто то сделает, если не мы. И так в путь, с девизом «Все в наших руках, поэтому нельзя их опускать»

Учащиеся  соглашаются принять участие в игре, найти остров и вернуть утерянные ценности.

 Личностные:осознание смысла  путешествия  и понимание  личной ответственности за будущий результат;

Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, самоопределение к деятельности.

Коммуникативные:   умение слушать и понимать других;  умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами.

3

Постановка учебных задач

— В первую очередь необходимо вспомнить, что такое ценности?

— Назовите, какие вы знаете ценности?

Высказывают о предположения о ценностях, называют их.

Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

— здоровье,

— хорошая работа,

— богатство,

— хорошие друзья,

— дружба,

— уважение к другим,

— веселый характер,

— справедливость,

— любовь,

— деньги,

— забота о других,

— порядок,

— трудолюбие,

— пунктуальность,

— ответственность.

 Личностные: потребность в самовыражении, самореализации.

Регулятивные: активно участвовать в деятельности, предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать свои действия;планирование.

Коммуникативные: формирование умения высказывать собственное мнение, уважать  позицию других людей; умение вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми; договариваться о правилах общения и поведения;

Познавательные: формирование общих представлений о нравственных ценностях человека; сформирование умения анализа;

4

Этап актуализации

СЛАЙД 3

Алгоритм построения игры:

1. Аукцион ценностей (приобретают на жетоны ценности)

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5 — 14

СЛАЙД   15  

СЛАЙД   16

2.Отправляются в поиски острова, преодолевая преграды по пути. При этом каждая преграда преодолевается обменном на приобретенную ценность на аукционе.  

СЛАЙД   17

3.Выполняют задания, получая конверты, которые также обменивают на вещь из «чемодана».

СЛАЙД   18

СЛАЙД   19

СЛАЙД   20

СЛАЙД   21

СЛАЙД   22

СЛАЙД   23

4.Поиск карты острова.

Организует игру  учащихся

Определим правила работы:

— « здесь и сейчас»

— искренность, открытость и доброжелательность

— «у нас нет зрителей — все участники»

— говорить по кругу, говорить только от своего имени

— не перебивать, внимательно слушать друг друга

-Для начала мы отправимся на аукцион, который называется Ценности. На этом аукционе вам необходимо будет приобрести ценности.

-Каждый из вас получит по десять жетонов.   

-Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

-Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

-Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Итак, предлагаю сделать выбор.

Поочередно парами выставляются ценности.(выводятся на кран)

Всемирная слава, известность-1

Один настоящий друг 2

Смартфон самый крутой -1

Самый лучший велосипед 1

Постоянные каникулы на море, отдых -1

  Хорошее образование 2

Справедливость- 2

Власть 1

Личный самолет -1

Семья -2

Богатство (деньги) 1

Успех 2

Дорогой автомобиль 1

Трудолюбие 1

Любовь 1

Красота1

Веселый  характер 1

Здоровье 2

Сострадание 1-

Совесть — 1

-Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение  

Я предлагаю вам посмотреть на приобретенный товар, подписать  на обратной стороне   и   ответить на следующие вопросы:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

Станет ли  игра от этого станет более интересной?

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает.

Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Те ценности, что вы приобрели  будут с вами на протяжении всей игры, но с некоторыми в ходе игры вам придется расстаться.  

Каждый из вас, будет лично распоряжаться своими ценностям, а пока положите их в свой конвертик (подписать).  

Итак, мы начинаем.  И первое наше задание «Собираем чемодан».                                      Задается игровая ситуация: 

1 этап: «И так мы отправляемся на остров. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только 5  объектов, среди которых могут оказаться   вещи предметы, возможно даже и ценности».

2 этап: Теперь необходимо образоваться парами (по цвету, приобретенных конвертов). У каждого в паре  есть  по5 объектов. Итого, вместе с вашими, 10. Но остаться могут только 5».

 Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий 5 пунктов.

3). На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 4 человек (по цвету, приобретенных конвертов).

— Представьте свои «чемоданы», и расскажите,  зачем вам это будет необходимо.

-У нас образовалось 3 группы.  Каждая группа будет выполнять определенное задание. Вам придется кое-что приобретать, т.е покупать , вернее обменивать отдавать то , что вы привезли с собой на остров. Но это еще не все, при переходе на следующий  этап, члены вашей группы  должны также заплатить, но только тем, что они приобрели на аукционе.  

Вам необходимо выбрать командира в своей группе.

-Вы идёте к достижению своей цели, вы открыватели новых городов,  И вам придётся потрудиться, чтобы попасть туда.

1 задание для работы в группе

Вам необходимо подумать и решить какое бы вы дали название городу (название должно отражать какую либо ценность ) и напишите то красиво на листочке.  

Первое препятствие   

1.Вы идёте в поисках острова, Перед Вами Дремучий тёмный лес и что бы его перейти вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет?  Каждый  из участников группы должен это сделать, чтобы группа смогла дальше продолжить путешествие. Отложите это.

-Задание № 1 для группы. . Вам необходимо приобрести конверт, в котором ваше следующее задание. Приобрести конверт – взамен отдать вещь из чемодана. Обсудите это в группе. Что вам не особо важно в путешествии, скажем ненужное.

(Уважаемые открыватели городов! Необходимо  в городе  посадить дерево ЦЕННОСТЕЙ. «Посадите» дерево, затем оно вместе с вами будет путешествовать, искать остров.

Удачи Вам!)

Замечательно, у вас у всех растет дерево.  

Второе препятствие 

— Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Бурная глубокая река и что бы её переплыть вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Каждый из участников группы должен это сделать, чтобы группа смогла дальше продолжить путешествие.  Отложите это.

Молодцы, преодолели реку.

Задание № 2 для группы.  Вам необходимо приобрести конверт, в котором ваше следующее задание. Приобрести конверт – взамен отдать вещь из чемодана. Обсудите это в группе. Что вам не особо важно в путешествии, скажем ненужное.

Уважаемые открыватели городов!  Ваше дерево растет, но    вы должны наделить его ценностями, т.е на дереве должны распуститься листочки. На каждом листочке, обсудив в группе какие ценности, будут на нем, напишите и приклейте эти листочки. Удачи Вам!

Третье препятствие 

Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Огромная крутая скала и что бы её преодолеть вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Каждый  из участников группы должен это сделать, чтобы группа смогла дальше продолжить путешествие. Отложите это

Задание №3 для группы. Вам необходимо приобрести конверт, в котором ваше следующее задание. Приобрести конверт – взамен отдать вещь из чемодана. Обсудите это в группе. Что вам не особо важно в путешествии, скажем ненужное.

(Уважаемые открыватели городов!  Ваше дерево   растет,     вы наделили  его ценностями. Так как вы являетесь открывателями города. Название у вашего города есть. Вашему городу необходим герб, на котором должно отражаться название города. Нарисуйте герб.  Удачи Вам!)

Вам все труднее и труднее расставаться с ценностями.

Мы можем посетить лавку ЦЕННОСТЕЙ.

У вас есть возможность обменять вещь из чемодана на какую либо другую, если то необходимо. Но нужно это обосновать, почему вы так решили. Обсудите в группе, и дайте знак какая группа нуждается в этом.

 Также, каждый может  для себя лично  обменять  какую–либо из  оставшихся ценностей, на другую,  которую вы не смогли  приобрести  на  торгах, утратили или  вообще какую-либо другую.  Возможно,  вам необходима какая либо ценность, но у вас  нет  того, что можно отдать, тогда вспоминаете, чем вы готовы пожертвовать, ради той ценности  Думаем и лавка закрывается через 3 мин.  

Четвертое препятствие 

Вы уже совсем близко к достижению своей цели. Ваш путь продолжается, но   у вас заканчиваются силы, и что бы пополнить запас сил вы должны отдать   одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет?  Каждый  из участников группы должен это сделать, чтобы группа смогла дальше продолжить путешествие Отложите это.

Молодцы, утраченные силы  вы восстановили.

Задание №4 для группы. Вам необходимо приобрести конверт, в котором ваше следующее задание. Приобрести конверт – взамен отдать вещь из чемодана. Обсудите это в группе. Что вам не особо важно в путешествии, скажем ненужное.

(Уважаемые  открыватели городов!  Вы почти у цели. Соедините карточки и прочтете, где находится остров. Удачи Вам!)

-Перед вами части  карты ,  необходимо объединиться  капитанам групп, чтобы обрывки карты собрать в одну.

  К карте прилагаются части названия острова.

(ВЕ – ЛИ – КО- ДУ- ШИ –Е.)

 А так же перед Вами послание, нужно также его восстановить

Игроки составляют правила, которые необходимы для работы в группе и вообще в игре

 получают конверты  с жетонами.

— участвуют в аукционе, приобретают ценности.

— по окончанию аукциона, каждый зачитывает приобретенные ценности.

-Высказывают своё мнение, говорят о приобретенных ценностях.

-Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться.

-Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже.

-Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”.

— Возможно, не станет интересной.

Подписывают свой конвертик с ценностями. 

Участники группы работают индивидуально.

 Выбранные объекты записывают на листе бумаги.

Участники группы работают парами.

 Из 10 объектов оставляют только 5  Выбранные объекты записывают на листе бумаги.

Образовались 3 группы по 4 человека

 Из 10 объектов оставляют только 5  Выбранные объекты записывают на листе бумаги и представляют свои списки, что собрали в «чемодан».

Интерпретируют с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях.

Выбирают командира в группе.

Каждая группа выполняет задание.(на столе лежат заготовки).

Каждый участник выбирает среди своих приобретенных ценностей  ту, которой готов заплатить. Объясняют почему.

Каждая группа обсуждает, какую вещь из «чемодана» придется обменять на задание в конверте. Объясняют почему.

(Ребята склеивают из заготовок дерево).

Каждый участник выбирает среди своих приобретенных ценностей  ту, которой готов заплатить . Объясняют почему.

Каждая группа обсуждает, какую вещь из «чемодана» придется обменять на задание в конверте. Объясняют почему.

(Ребята пишут на листочках ценности и приклеивают на дерево).

Каждый участник выбирает среди своих приобретенных ценностей  ту, которой готов заплатить . Объясняют почему.

Каждая группа обсуждает, какую вещь из «чемодана» придется обменять на задание в конверте. Объясняют почему.

(Ребята рисуют герб. Рисунок соответсивует названию города).

Группа  посещает лавку Ценностей и меняет свой товар из «чемодана» на какую либо , нужную ценность. Обосновывают причину обмена.

Игроки посещают лавку Ценностей. Обменивают нужную ценность на ранее приобретенную  или меняют на то, с чем они готовы расстаться в реальной жизни.

Каждый участник выбирает среди своих приобретенных ценностей  ту, которой готов заплатить. Объясняют почему.

Каждая группа обсуждает, какую вещь из «чемодана» придется обменять на задание в конверте. Объясняют почему.

(Ребята соединяют карточки, на которых написано, где спрятана карта ). Где  растение найдешь награду.

-находят карту

-капитаны соединяют обрывки карты, помощники с группы помогают карту прикрепить на доску

— капитаны команд из карточек складывают название острова

ВЕЛИКОДУШИЕ и крепят над картой

-другие участники групп складывают из обрывков послание  

Тот, кто нашел это послание,

поистине смелые и целеустремленные люди.

Вам удалось сделать то,

что никому не удавалось.

Теперь вы по праву считаетесь открывателями городов и

обладателями   дорогих и необходимых ценностей.

Передайте ценности жителям городов и их  потомкам,

Чтобы на острове  вернулись

гармония и любовь!

Личностные: потребность в самовыражении, самореализации; осознание   выбора    и понимание  личной ответственности за будущий результат; умение делать нравственный выбор.

Регулятивные: активно участвовать в деятельности, предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать свои действия; способность  к волевому усилию; оценка своей деятельности

Коммуникативные: формирование умения   высказывать собственное мнение, уважать  позицию других людей; умение вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

Познавательные: умение делать выбор в различных  ситуациях;

Личностные: потребность в самовыражении, самореализации; осознание   выбора    и понимание  личной ответственности за будущий результат; умение делать нравственный выбор; способность к мотивации;

Регулятивные: активно участвовать в деятельности, предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать свои действия; способность  к волевому усилию; умение составлять план действий; оценка своей деятельности; осуществлять выбор партнёра, распределять роли в группах и выполнять задание соответственно ролям и функциям;

Коммуникативные: формирование умения   высказывать собственное мнение, уважать  позицию других людей; умение вступать в диалог; сотрудничать в  парах, в группе; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы; договариваться о правилах общения и поведения;

Познавательные: умение делать выбор в различных  ситуациях; работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка); извлекать информацию из разных источников (текст, таблица, иллюстрации); делать выводы на основе анализа объектов.

5

этап закрепления

5 этап игры Открытие городов на карте (защита групповой работы).

Наконец-то мы нашли этот остров. Давайте прочитаем, как он называется?

Как вы понимаете это слово?

-Каждой  группе предстоит на острове:

—  «открыть» город (рассказать какое название дали),обосновать, почему такое название;

— рассказать какой герб у города  (что он обозначает);

-посадить  дерево с ценностями, которыми наделили;

-что  донесли  важное в «чемодане» ;

— каждый участник рассказывает,  с какими  самыми главными ценностями добрался до цели.

Что самое трудное для вас было?

Вы молодцы, Конечно, кто,  если не мы могли это сделать. Вас можно назвать настоящими героями.  Перед нами остров , три города .  Давайте поможем чтобы засияло солнышко над жителями этого острова, на каждом лучике вы пишите ту ценность, которая по вашему самая важная, главная, или пожелание  Вы делитесь этим  с жителями.

 -Читают название города

ВЕЛИКОДУШИЕ

-Высказывают свое мнение

Великодушие – это наличие высоких душевных качеств. Оно свойственно людям, которые способны делать что-то хорошее для других.                      Великодушие – это проявление щедрости, доброты.

Каждая группа представляет свою работу:

-какое дали название  городу,    -какой герб у города,

-садят дерево ценностей

-что донесли в «чемодане»

— каждый участник рассказывает о своих оставшихся ценностях

-Каждый из участников высказывает свое мнение, о своих трудностях.

-на лучиках солнца записывают важную ценность или поелание ителям города и участникам игры.

Личностные: потребность в самовыражении, самореализации; осознание   выбора    и понимание  личной ответственности  за  результат;  

Регулятивные: активно участвовать в деятельности, предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать свои действия; способность  к волевому усилию; осуществлять выбор партнёра, распределять роли в группах и выполнять задание соответственно ролям и функциям;оценка своей деятельности;

Коммуникативные: формирование умения   высказывать собственное мнение, уважать  позицию других людей; умение вступать в диалог; сотрудничать в  парах, в группе; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.

Познавательные: умение делать выбор в различных  ситуациях; делать выводы на основе анализа объектов.

Классный час

«Мои нравственные ценности»

9 «А» класс. Классный руководитель Черкашина Л. М.

Два мира есть у человека —

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

Цель:

  1. Сформировать представление о нравственных ценностях 

  2. На конкретных примерах сформировать представление о понятиях «совесть», «доброта», «милосердие», показать их значимость в жизни каждого человека.

  3. Воспитывать культуру поведения.

Сценарий классного часа.

1.Вступительное слово учителя. Притча «Мухи и пчёлы» Однажды у мудреца спросили:

-Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?

Мудрец ответил:

-Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей.

Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё ,начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы , то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём.

Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок , то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.

У каждого человека есть выбор, к какому типу относиться: к мухам или пчелам.

Почему наш классный час с этой притчи? О чём сегодня мы с вами будем говорить? (прослушать рассуждение учеников).

2. Учитель. Правильно! Мы сегодня будем говорить о человеке. О его характере и поступках, то есть о тех ценностях, которые составляют основу нашей жизни.

Итак, тема нашего классного часа «Мои нравственные ценности».

Что же такое ценность? (слад № 3) Ценность – это все то, что значимо для жизни человека и людей в этом обществе.

Учитель. Ценность это многогранное, которое включает в себя разные черты характера, которые для одного человека важны, а для другого нет. Поэтому эпиграфом к нашему классному часу я предложу вам слова поэта Н. Заболоцкого.

Два мира есть у человека —

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил. (Слайд 4)

Давайте сегодня вместе с вами попробуем сотворить свой образ человека, наградив его теми ценностями, которые вы выберите сами, и которые наверняка значимы для вас.

Класс разделён на три группы, им предлагается список ценностей, где каждая группа набирает их определённый набор.

Задание группе № 1. Выбрать те ценности, которые вы бы не хотели видеть в образе нашего героя.

Задание группе №2. Эти черты характера вы хотели бы видеть в образе нашего героя.

В течение времени значимость тех или иных ценностей может меняться. Но есть ценности, которые должны сопровождать человека всю его жизнь. Третья группа должна назвать эти вечные универсальные ценности

Задание группе №3. Назовите вечные универсальные ценности (Слайд 5) (Хитрость, совесть, настойчивость, независимость, креативность, благородство, осторожность, скупость, недоверчивость, лицемерие, милосердие, застенчивость, толерантность, зависть, доброта, патриотизм, жадность, наглость, великодушие, безответственность, честность, доверие, уверенность,…..)

Учитель. (слайд 6) Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность или бой,

Отвагу или лесть?

Поговорим о совести. Первая группа зачитывает высказывания о совести.

(слайд 8, 9)

Совесть – это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство пробуждающее любовь к истине и добру, отвращение от лжи и зла.

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека.

Совесть является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть делает человека человеком.

Совесть — это голос Бога внутри нас. Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести.

Учитель зачитывает «В мире мудрых мыслей» (слайд 10)

В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица) ;

Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л. Ландау);

Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными.  (Ж. Ж. Руссо)

Притча о старушке, которая собирала стёкла на пляже (слайд 11, 12, 13) В одной из стран жила одна старушка. В течение многих лет она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона, проводя под лучами палящего солнца весь день. Люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, но никто не решался её спросить об этом, боясь обидеть старушку.

Как вы думаете, что она искала в песке в такую жару?

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

Ваше мнение. О каких ценностях говорится в этой притче? (сострадание, доброта)

Вторая группа зачитывает высказывание о доброте. (слайд )

  • Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом. 

  • Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

  • К свойствам доброты относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, бескорыстие .

Слово предоставляется ученику, который зачитывает стихотворение Льва Ошанина

«Волжская баллада» Лев Ошанин

Третий год у Натальи тяжелые сны,

Третий год ей земля горяча —

С той поры как солдатской дорогой войны

Муж ушел, сапогами стуча.

На четвертом году прибывает пакет.

Почерк в нем незнаком и суров:

«Он отправлен в саратовский лазарет,

Ваш супруг, Алексей Ковалев».

Председатель дает подорожную ей.

То надеждой, то горем полна,

На другую солдатку оставив детей,

Едет в город Саратов она.

А Саратов велик. От дверей до дверей

Как найти в нем родные следы?

Много раненых братьев, отцов и мужей

На покое у волжской воды.

Наконец ее доктор ведет в тишине

По тропинкам больничных ковров.

И, притихшая, слышит она, как во сне:

— Здесь лежит Алексей Ковалев.—

Нерастраченной нежности женской полна,

И калеку Наталья ждала,

Но того, что увидела, даже она

Ни понять, ни узнать не могла.

Он хозяином был ее дум и тревог,

Запевалой, лихим кузнецом.

Он ли — этот бедняга без рук и без ног,

С перекошенным, серым лицом?

И, не в силах сдержаться, от горя пьяна,

Повалившись в кровать головой,

В голос вдруг закричала, завыла она:

— Где ты, Леша, соколик ты мой?! —

Лишь в глазах у него два горячих луча.

Что он скажет — безрукий, немой!

И сурово Наталья глядит на врача:

— Собирайте, он едет домой.

Не узнать тебе друга былого, жена,—

Пусть как память живет он в дому.

— Вот спаситель ваш,— детям сказала она,—

Все втроем поклонитесь ему!

Причитали соседки над женской судьбой,

Горевал ее горем колхоз.

Но, как прежде, вставала Наталья с зарей,

И никто не видал ее слез…

Чисто в горнице. Дышат в печи пироги.

Только вдруг, словно годы назад,

Под окном раздаются мужские шаги,

Сапоги по ступенькам стучат.

И Наталья глядит со скамейки без слов,

Как, склонившись в дверях головой,

Входит в горницу муж — Алексей Ковалев —

С перевязанной правой рукой.

— Не ждала? — говорит, улыбаясь, жене.

И, взглянув по-хозяйски кругом,

Замечает чужие глаза в тишине

И другого на месте своем.

А жена перед ним ни мертва ни жива…

Но, как был он, в дорожной пыли,

Все поняв и не в силах придумать слова,

Поклонился жене до земли.

За великую душу подруге не мстят

И не мучают верной жены.

А с войны воротился не просто солдат,

Не с простой воротился войны.

Если будешь на Волге — припомни рассказ,

Невзначай загляни в этот дом,

Где напротив хозяйки в обеденный час

Два солдата сидят за столом.

О каком качестве души это стихотворение (милосердие) Высказывание о милосердии зачитывает третья группа. (слайд15)

  • Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.

  • Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.

  • Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности.

  • Слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

  • Учитель. Но мир и человек не так идеален, как мы его представили. В мире достаточно слёз, боли, горя, разочарований (слайд «Ящик Пандоры», 16) Что выбрать? Задумайтесь над заключительной притчей.

Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет:«Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?».
Если он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что у меня в ладонях?», – спросил завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?». «Все в твоих руках!»

5

4

Этап актуализации

СЛАЙД 3

Алгоритм построения игры:

1. Аукцион ценностей (приобретают на жетоны ценности)

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5 — 14

СЛАЙД 15

СЛАЙД 16

2.Отправляются в поиски острова, преодолевая преграды по пути. При этом каждая преграда преодолевается обменном на приобретенную ценность на аукционе.

СЛАЙД 17

3.Выполняют задания, получая конверты, которые также обменивают на вещь из «чемодана».

СЛАЙД 18

СЛАЙД 19

СЛАЙД 20

СЛАЙД 21

СЛАЙД 22

СЛАЙД 23

4.Поиск карты острова.

Организует игру учащихся

Определим правила работы:

— « здесь и сейчас»

— искренность, открытость и доброжелательность

— «у нас нет зрителей — все участники»

— говорить по кругу, говорить только от своего имени

— не перебивать, внимательно слушать друг друга

-Для начала мы отправимся на аукцион, который называется Ценности. На этом аукционе вам необходимо будет приобрести ценности.

-Каждый из вас получит по десять жетонов.

-Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

-Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

-Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Итак, предлагаю сделать выбор.

Поочередно парами выставляются ценности.(выводятся на кран)

Всемирная слава, известность-1

Один настоящий друг 2

Смартфон самый крутой -1

Самый лучший велосипед 1

Постоянные каникулы на море, отдых -1

Хорошее образование 2

Справедливость- 2

Власть 1

Личный самолет -1

Семья -2

Богатство (деньги) 1

Успех 2

Дорогой автомобиль 1

Трудолюбие 1

Любовь 1

Красота1

Веселый характер 1

Здоровье 2

Сострадание 1-

Совесть — 1

-Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение

Я предлагаю вам посмотреть на приобретенный товар, подписать на обратной стороне и ответить на следующие вопросы:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

Станет ли игра от этого станет более интересной?

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает.

Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Те ценности, что вы приобрели будут с вами на протяжении всей игры, но с некоторыми в ходе игры вам придется расстаться.

Каждый из вас, будет лично распоряжаться своими ценностям, а пока положите их в свой конвертик (подписать).

Итак, мы начинаем. И первое наше задание «Собираем чемодан». Задается игровая ситуация:

1 этап: «И так мы отправляемся на остров. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только 5 объектов, среди которых могут оказаться вещи предметы, возможно даже и ценности».

2 этап: Теперь необходимо образоваться парами (по цвету, приобретенных конвертов). У каждого в паре есть по5 объектов. Итого, вместе с вашими, 10. Но остаться могут только 5».

Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий 5 пунктов.

3). На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 4 человек (по цвету, приобретенных конвертов).

— Представьте свои «чемоданы», и расскажите, зачем вам это будет необходимо.

-У нас образовалось 3 группы. Каждая группа будет выполнять определенное задание. Вам придется кое-что приобретать, т.е покупать , вернее обменивать отдавать то , что вы привезли с собой на остров. Но это еще не все, при переходе на следующий этап, члены вашей группы должны также заплатить, но только тем, что они приобрели на аукционе.

Вам необходимо выбрать командира в своей группе.

-Вы идёте к достижению своей цели, вы открыватели новых городов, И вам придётся потрудиться, чтобы попасть туда.

1 задание для работы в группе

Вам необходимо подумать и решить какое бы вы дали название городу (название должно отражать какую либо ценность ) и напишите то красиво на листочке.

Первое препятствие

1.Вы идёте в поисках острова, Перед Вами Дремучий тёмный лес и что бы его перейти вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Каждый из участников группы должен это сделать, чтобы группа смогла дальше продолжить путешествие. Отложите это.

-Задание № 1 для группы. . Вам необходимо приобрести конверт, в котором ваше следующее задание. Приобрести конверт – взамен отдать вещь из чемодана. Обсудите это в группе. Что вам не особо важно в путешествии, скажем ненужное.

(Уважаемые открыватели городов! Необходимо в городе посадить дерево ЦЕННОСТЕЙ. «Посадите» дерево, затем оно вместе с вами будет путешествовать, искать остров.

Удачи Вам!)

Замечательно, у вас у всех растет дерево.

Второе препятствие

— Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Бурная глубокая река и что бы её переплыть вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Каждый из участников группы должен это сделать, чтобы группа смогла дальше продолжить путешествие. Отложите это.

Молодцы, преодолели реку.

Задание № 2 для группы. Вам необходимо приобрести конверт, в котором ваше следующее задание. Приобрести конверт – взамен отдать вещь из чемодана. Обсудите это в группе. Что вам не особо важно в путешествии, скажем ненужное.

Уважаемые открыватели городов! Ваше дерево растет, но вы должны наделить его ценностями, т.е на дереве должны распуститься листочки. На каждом листочке, обсудив в группе какие ценности, будут на нем, напишите и приклейте эти листочки. Удачи Вам!

Третье препятствие

Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Огромная крутая скала и что бы её преодолеть вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Каждый из участников группы должен это сделать, чтобы группа смогла дальше продолжить путешествие. Отложите это

Задание №3 для группы. Вам необходимо приобрести конверт, в котором ваше следующее задание. Приобрести конверт – взамен отдать вещь из чемодана. Обсудите это в группе. Что вам не особо важно в путешествии, скажем ненужное.

(Уважаемые открыватели городов! Ваше дерево растет, вы наделили его ценностями. Так как вы являетесь открывателями города. Название у вашего города есть. Вашему городу необходим герб, на котором должно отражаться название города. Нарисуйте герб. Удачи Вам!)

Вам все труднее и труднее расставаться с ценностями.

Мы можем посетить лавку ЦЕННОСТЕЙ.

У вас есть возможность обменять вещь из чемодана на какую либо другую, если то необходимо. Но нужно это обосновать, почему вы так решили. Обсудите в группе, и дайте знак какая группа нуждается в этом.

Также, каждый может для себя лично обменять какую–либо из оставшихся ценностей, на другую, которую вы не смогли приобрести на торгах, утратили или вообще какую-либо другую. Возможно, вам необходима какая либо ценность, но у вас нет того, что можно отдать, тогда вспоминаете, чем вы готовы пожертвовать, ради той ценности Думаем и лавка закрывается через 3 мин.

Четвертое препятствие

Вы уже совсем близко к достижению своей цели. Ваш путь продолжается, но у вас заканчиваются силы, и что бы пополнить запас сил вы должны отдать одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Каждый из участников группы должен это сделать, чтобы группа смогла дальше продолжить путешествие Отложите это.

Молодцы, утраченные силы вы восстановили.

Задание №4 для группы. Вам необходимо приобрести конверт, в котором ваше следующее задание. Приобрести конверт – взамен отдать вещь из чемодана. Обсудите это в группе. Что вам не особо важно в путешествии, скажем ненужное.

(Уважаемые открыватели городов! Вы почти у цели. Соедините карточки и прочтете, где находится остров. Удачи Вам!)

-Перед вами части карты , необходимо объединиться капитанам групп, чтобы обрывки карты собрать в одну.

К карте прилагаются части названия острова.

(ВЕ – ЛИ – КО- ДУ- ШИ –Е.)

А так же перед Вами послание, нужно также его восстановить

Игроки составляют правила, которые необходимы для работы в группе и вообще в игре

получают конверты с жетонами.

— участвуют в аукционе, приобретают ценности.

— по окончанию аукциона, каждый зачитывает приобретенные ценности.

-Высказывают своё мнение, говорят о приобретенных ценностях.

-Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться.

-Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже.

-Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”.

— Возможно, не станет интересной.

Подписывают свой конвертик с ценностями.

Участники группы работают индивидуально.

Выбранные объекты записывают на листе бумаги.

Участники группы работают парами.

Из 10 объектов оставляют только 5 Выбранные объекты записывают на листе бумаги.

Образовались 3 группы по 4 человека

Из 10 объектов оставляют только 5 Выбранные объекты записывают на листе бумаги и представляют свои списки, что собрали в «чемодан».

Интерпретируют с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях.

Выбирают командира в группе.

Каждая группа выполняет задание.(на столе лежат заготовки).

Каждый участник выбирает среди своих приобретенных ценностей ту, которой готов заплатить. Объясняют почему.

Каждая группа обсуждает, какую вещь из «чемодана» придется обменять на задание в конверте. Объясняют почему.

(Ребята склеивают из заготовок дерево).

Каждый участник выбирает среди своих приобретенных ценностей ту, которой готов заплатить . Объясняют почему.

Каждая группа обсуждает, какую вещь из «чемодана» придется обменять на задание в конверте. Объясняют почему.

(Ребята пишут на листочках ценности и приклеивают на дерево).

Каждый участник выбирает среди своих приобретенных ценностей ту, которой готов заплатить . Объясняют почему.

Каждая группа обсуждает, какую вещь из «чемодана» придется обменять на задание в конверте. Объясняют почему.

(Ребята рисуют герб. Рисунок соответсивует названию города).

Группа посещает лавку Ценностей и меняет свой товар из «чемодана» на какую либо , нужную ценность. Обосновывают причину обмена.

Игроки посещают лавку Ценностей. Обменивают нужную ценность на ранее приобретенную или меняют на то, с чем они готовы расстаться в реальной жизни.

Каждый участник выбирает среди своих приобретенных ценностей ту, которой готов заплатить. Объясняют почему.

Каждая группа обсуждает, какую вещь из «чемодана» придется обменять на задание в конверте. Объясняют почему.

(Ребята соединяют карточки, на которых написано, где спрятана карта ). Где растение найдешь награду.

-находят карту

-капитаны соединяют обрывки карты, помощники с группы помогают карту прикрепить на доску

— капитаны команд из карточек складывают название острова

ВЕЛИКОДУШИЕ и крепят над картой

-другие участники групп складывают из обрывков послание

Тот, кто нашел это послание,

поистине смелые и целеустремленные люди.

Вам удалось сделать то,

что никому не удавалось.

Теперь вы по праву считаетесь открывателями городов и

обладателями дорогих и необходимых ценностей.

Передайте ценности жителям городов и их потомкам,

Чтобы на острове вернулись

гармония и любовь!

Личностные: потребность в самовыражении, самореализации; осознание выбора и понимание личной ответственности за будущий результат; умение делать нравственный выбор.

Регулятивные: активно участвовать в деятельности, предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать свои действия; способность к волевому усилию; оценка своей деятельности

Коммуникативные: формирование умения высказывать собственное мнение, уважать позицию других людей; умение вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

Познавательные: умение делать выбор в различных ситуациях;

Личностные: потребность в самовыражении, самореализации; осознание выбора и понимание личной ответственности за будущий результат; умение делать нравственный выбор; способность к мотивации;

Регулятивные: активно участвовать в деятельности, предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать свои действия; способность к волевому усилию; умение составлять план действий; оценка своей деятельности; осуществлять выбор партнёра, распределять роли в группах и выполнять задание соответственно ролям и функциям;

Коммуникативные: формирование умения высказывать собственное мнение, уважать позицию других людей; умение вступать в диалог; сотрудничать в парах, в группе; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы; договариваться о правилах общения и поведения;

Познавательные: умение делать выбор в различных ситуациях; работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка); извлекать информацию из разных источников (текст, таблица, иллюстрации); делать выводы на основе анализа объектов.

5

этап закрепления

5 этап игры Открытие городов на карте (защита групповой работы).

Наконец-то мы нашли этот остров. Давайте прочитаем, как он называется?

Как вы понимаете это слово?

-Каждой группе предстоит на острове:

— «открыть» город (рассказать какое название дали),обосновать, почему такое название;

— рассказать какой герб у города (что он обозначает);

-посадить дерево с ценностями, которыми наделили;

-что донесли важное в «чемодане» ;

— каждый участник рассказывает, с какими самыми главными ценностями добрался до цели.

Что самое трудное для вас было?

Вы молодцы, Конечно, кто, если не мы могли это сделать. Вас можно назвать настоящими героями. Перед нами остров , три города . Давайте поможем чтобы засияло солнышко над жителями этого острова, на каждом лучике вы пишите ту ценность, которая по вашему самая важная, главная, или пожелание Вы делитесь этим с жителями.

-Читают название города

ВЕЛИКОДУШИЕ

-Высказывают свое мнение

Великодушие – это наличие высоких душевных качеств. Оно свойственно людям, которые способны делать что-то хорошее для других. Великодушие – это проявление щедрости, доброты.

Каждая группа представляет свою работу:

-какое дали название городу, -какой герб у города,

-садят дерево ценностей

-что донесли в «чемодане»

— каждый участник рассказывает о своих оставшихся ценностях

-Каждый из участников высказывает свое мнение, о своих трудностях.

-на лучиках солнца записывают важную ценность или поелание ителям города и участникам игры.

Личностные: потребность в самовыражении, самореализации; осознание выбора и понимание личной ответственности за результат;

Регулятивные: активно участвовать в деятельности, предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать свои действия; способность к волевому усилию; осуществлять выбор партнёра, распределять роли в группах и выполнять задание соответственно ролям и функциям;оценка своей деятельности;

Коммуникативные: формирование умения высказывать собственное мнение, уважать позицию других людей; умение вступать в диалог; сотрудничать в парах, в группе; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.

Познавательные: умение делать выбор в различных ситуациях; делать выводы на основе анализа объектов.

Круглый стол «В мире ценностей»

Цель:

  • мотивировать учащихся задуматься над ценностями и смыслом человеческой жизни.

Задачи:

  • познакомить с ценностными ориентирами в жизни человека,

  • развивать познавательный интерес, ответственность за свое поведение, умение выражать искренние добрые чувства, рассуждать,

  • воспитывать гуманное и справедливое отношение к окружающему миру.

Подготовка:

  • Выступления детей,

  • Стихи.

Необходимое оборудование и материалы:

  • Магнитофон,

  • Аудиокассеты с записями мелодий,

  • Ручки,

  • Листы бумаги,

  • Карточки для игры «Дороги жизни»,

  • Цитаты.

Участники:

  • Группа старшеклассников (15-20 человек),

  • Группа родителей – 10 человек,

  • Группа педагогов – 10 человек.

Ход мероприятия

1.Эмоциональный настрой – мотивация – 1 мин. – прослушивание вальса Е.Доги к фильму «Мой ласковый и нежный зверь» и на его фоне чтение стихотворения. Слайд 1 (начало музыки)

Ученик: Слайд 2

Есть ценности, которым нет цены:
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,

Учебник первый в первой школьной сумке.

И письма невернувшихся с войны.

Есть ценности, самих себя ценней.

Обычный камень с маленького пляжа…

Но по ночам его целуют, плача,
Что по сравненью с ним казна царей?

Нельзя велеть другому: «Так живи!»
Но если занят ты одной заботой

Приобретать вещественное что-то,
Не стоишь ты ни гнева, ни любви.

Пусть будут все стада твои целы.

Ведя торги сомнительного толка,
Преуспевай!
Не покушайся только

На ценности, которым нет цены!

(М.Борисова)

2.Основная часть — 35 мин.

Педагог: 1 мин.

Прозвучала замечательная музыка композитора Е.Доги к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь» и прекрасные стихи Марины Борисовой.

— Как вы думаете, чему посвящено наше мероприятие?

— Наша работа будет организована в форме круглого стола «В мире ценностей» (по щелчку на слайде появляется название мероприятия);

— в ней будут участвовать наши будущие выпускники – учащиеся 9 и

11 классов, наши родители и гости.

Итак, начинаем…..

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

  • Что же есть ценность, и зачем она нужна людям? Слайд 3

Человечество не может существовать без чего-то для него святого, а значит, ценного. Каждый человек сам определяет, что для него свято, что для него дорого. Однако, многие святыни у людей одинаковы.

  • Давайте попробуем сейчас назвать наиболее значимые для многих поколений людей, и для вас лично, ценности.

2.1.Работа по кругу (запись на доске):2 мин. Слайд 4

Жизнь, добро, любовь, культура, честь, совесть, добро, истина, знания, милосердие, достоинство, уважение, здоровье, общение, патриотизм, справедливость, Отечество, семья, труд, счастье, красота, творчество…

Педагог:

О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в 19 веке. Незыблемую, сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, без чего человек не мыслит полноценной жизни. Ценности родились в истории человечества как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний.

Мы с вами сейчас живем в эпоху коренной ломки вековых ценностей. Для одних они являются незыблемыми, для других утратили свое значение. Не секрет, что человек сам выбирает жизненные установки. Например, один рассуждает так:

1.Для меня важно получить знания. Буду учиться, чтобы стать профессионалом, специалистом. Без знаний в нашу эпоху не проживешь.

2.Зачем мне учиться? Пойду работать телохранителем или в фирму, где никакие специальные знания не нужны. За эту работу я буду получать больше, чем получает врач, учитель или профессор.

.22.Дискуссия – 3 мин.(по желанию) Слайд 5

  • Можно ли, на ваш взгляд, продать или купить вышеназванные ценности? Есть ли у них цена?

  • Почему же тогда эти общечеловеческие ценности так дороги людям?

  • Что будет с людьми, если ценности вдруг исчезнут из их жизни?

  • Какие ценности важнее в жизни: духовные или материальные?

2.3.Обсуждение вопросов (работа в группах): 5 мин. (вывешиваются на доске).

Раздаются карточки с вопросами, на обсуждение дается 3 минуты, после чего один из группы дает ответ, можно сообща.

  1. Вопрос ученикам: Слайд 6

«Каждый рожден как бы начерно, условно назван «человек». Но по-настоящему каждому надо еще заслужить это имя». Что, по вашему мнению, для этого нужно сделать?

  1. Вопрос родителям: Слайд 7

Подумайте над изречением «Смотри внутрь себя». Значит ли, что основой нравственности является внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. Часто ли вы ведете такой внутренний диалог, в какой роли чаще всего в нем выступаете?

  1. Вопрос педагогам: Слайд 8

Какое из определений ценности вам представляется наиболее точным и почему? Ценность – это: святыни человека, смысл человеческой жизни, духовные опоры, жизненная ориентация, жизненная установка, духовные абсолюты или что-то другое?

Педагог, (наглядность):

Три наших известных соотечественника следующим образом высказались о сущности человека — (говорят дети по одному высказыванию):

  • Слайд 9 «Каждый человек – это определенная нота. И его поступки – нота. Мысли человека – еще одна нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит, — это и называется счастьем». Н.Михалков.

  • Слайд 10 «…есть три кита, на которых стоит жизнь человека: работа, природа, любовь». В.Солоухин.

  • Слайд 11 Совесть. Благородство и Достоинство

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь.

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек. Б.Окуджава.

Педагог:

  • А какому воинству готовы протянуть свою ладонь вы?

Педагог:

Жизнь, достойная человека, — это жизнь, построенная на Добре, Совести, Долге. Три наивысшие ценности человека являются ориентиром его жизни каждодневно. Идете ли вы в школу, садитесь ли в транспорт, покупаете ли что либо на рынке, придумываете ли подарок маме или другу… Говорят, что если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, он как человек состоялся. Еще в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Плутон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Слайд 12

Ученик:

На планете Земля неспокойно,
Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны,
Только снова седлали коней.

Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим.

Как Земли неразумные дети

Рубим сук, на котором сидим.

Не спасет ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жилье.

Человек, полюби человека,
Только в этом спасенье твое!

(П.Кобраков)

2.4.Игра «Дороги жизни» — 5 мин. Слайд 13

Сейчас мы с вами поучаствуем в игре «Дороги жизни». Она поможет нам сориентироваться в ценностях, помнить о них в будничных, простых ситуациях.

Вам предстоит пройти 3 дороги: Добро, Истина. Красота.

Ход игры:

Каждой команде раздается по одной карточке, на которой написано по пять вопросов или ситуаций. Каждый игрок по очереди (команды чередуются) зачитывает предложение и продолжает его либо дает ответ на вопрос, после чего передает карточку сидящему рядом игроку. Если ваш товарищ затрудняется в ответе, каждый из команды может помочь ему, и движение будет продолжено дальше.

Задания в карточках:

    1. Слайд 14

1.Твой одноклассник одет хуже других в классе, к нему относятся неуважительно, а ты…

2.Одноклассник проиграл на соревнованиях, и ваш класс не занял призового места, и ты…

3.С твоим товарищем в классе поссорились одноклассники, и ты…

А).будешь по-прежнему с ним дружить,
Б).поддержишь одноклассников,
В).будешь дружить тайно.

4.Если мой друг действует необдуманно, то я говорю так…

5.Считаешь ли ты, что сквернословие является признаком бескультурья. Почему?

    1. Слайд 15

1.Вы видите старушку, просящую милостыню на улице, и Вы…

2.Если кто-то мучает животное или издевается над ним, то Вы…

3.Если я подозреваю, что мой друг за моей спиной говорит обо мне плохо, то я:
А).выясняю отношения с другом,
Б).бросаю с другом дружить,
В).Ваш вариант.

4.Если я оказываюсь свидетелем преступления, то я:

А).прохожу мимо,

Б).зову на помощь,
В).поворачиваю назад.

5.Согласны ли Вы, что старый человек красив? Почему?

3.Вопросы педагогам: Слайд 16

1.Вы видите плачущего ребенка рядом с его мамой, и Вы…

2.Вызывают ли у Вас раздражение чужие слезы?

3.Если люди плохо обо мне думают, то я поступаю так…

4.Если я вижу, как человек, от которого зависит моя карьера, несправедливо относится к моему другу, то я:
А).поддерживаю начальника,
Б).поддерживаю друга,
В). делаю вид, что не замечаю.

5.Ваш друг слушает пошлые песни. Как Вы поступаете?

Обсуждение:

  • Всегда ли легко поступать так, как требует твоя совесть?

  • Всегда ли мы поступаем так?

  • Что мешает поступать честно и справедливо?

  • Что значит понятие: «Добро должно быть с кулаками»?

  • Когда в человеке закладывается исток доброты, справедливости, чести?

Педагог:

Действительно, истоки доброты, чести, справедливости и других жизненных ценностей — в детстве. В том первом опыте отношений к людям и всему окружающему, который человек приобретает, входя в жизнь. В чем первые ростки добра у маленького человечка? В умении поделиться, пожалеть, уступить, посочувствовать.

2.5.Игра «Торопись обрадовать» — 4 мин. Слайд 17

А сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы порадовать человека, находящегося рядом с вами.

Ход игры:

Ленточку будем передавать по кругу, пока я не скажу: «Замри». У кого в этот момент окажется ленточка, тот должен сказать или пожелать человеку что-либо хорошее и приятное.

Педагог:

Видите, как игра заставила многих из вас улыбнуться, подумать о хорошем, расположила вас друг к другу, и в классе сразу стало светлей. Недаром говорится: «Спешите делать добро!» И как тут ни вспомнить слова Б.Окуджавы:

Ученики читают по одной строфе с мест:

Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться.

Высокопарных слов

Не надо опасаться.

Давайте говорить

Друг другу комплименты,
Ведь это все любви

Счастливые моменты.

Давайте понимать

Друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз,
Не ошибиться снова.

1ученик:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви или молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

2 ученик:

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

(Ю.Левитанский)

Педагог:

Говоря словами Ю.Левитанского «каждый выбирает для себя»: профессию, спутника жизни, нравственные принципы. И для всех они разные. И, конечно, каждый человек рано или поздно понимает «В чем смысл жизни? Для чего человек живет?»

В то же время на «просто жизнь» он не согласен.

Слайд 18

  • Согласны ли вы с тем, что: «Смысл жизни – это то, что придает ей ценность»?

Послушайте, как определил для себя смысл жизни ученый Д.С.Лихачев: «Увеличивать добро в окружающем нас мире».

Слайд 19

  • Как вы думаете, может ценность жизни и есть в том, чтобы делиться с людьми тем, что любишь? И эта очень простая истина определяет смысл нашей жизни.

Подумайте, ведь поэты, философы, музыканты, изобретатели, художники, учителя, врачи в своей жизни делятся с людьми тем, что имеют и любят: умением, знаниями, талантом, чувством.

Слайд 20 Что же движет человеком?

Необычайная сила духа, духовность личности.

Слайд 21 Попробуйте дома, наедине с собой, отважиться «войти в себя». Пусть помогут вам в этом строчки М.Баратынского:

Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу – и на земле мое

Кому-нибудь полезно бытие.

  • Подумайте, кому может быть полезно ваше бытие? И может быть, именно в этом и состоит ваше предназначение на земле.

3.Заключение – 4 мин.

Педагог:

На этом я хотела бы закончить сегодня наше путешествие по дорогам жизни, но поставить не точку, а многоточие, потому что для многих наш разговор, наша попытка понять себя и мир, в котором мы живем – это только начало пути. На поставленные вопросы нет и не может быть единого ответа… Но главное для человека — быть Человеком.

магазины, школы. Все что находится в школе и

квартире, также относится к материальным ценностям.

Духовные ценности это то, что невозможно

увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти

ценности находятся внутри каждого человека. Для кого

то имеют большее, а для когото наименьшее значение.

К ним относятся: свобода, радость, справедливость,

достоинство, творчество, гармония, уважение. Список

может продолжаться до бесконечности, каждый

определяет для себя то, что наиболее значимо.

Как считаете, какие ценности важнее в жизни

человека и помогают подниматься по ступенькам к

счастью жизни: материальные или духовные?

Догадайтесь о теме классного часа.

Прочитайте …

Действительно, человеческая доброта, милосердие,

умение радоваться и помогать за других людей

создают основу человеческого счастья. «В наши дни

слишком много людей знают всему цену, но не

понимают истинных ценностей».

А вот что говорят великие древние мыслители и

философы.

Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н.

э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим

свое собственное счастье».

Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский

философ Сенека: «Человек, который думает только о

себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть

счастлив». Хочешь жить для себя, живи для других».

Человек, делающий другим добро, умеющий

сопереживать, чувствует себя счастливым.

И. С. Тургенев писал: «Себялюбие самоубийство.

Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое

бесплодное дерево». Если человек любит только себя,

он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят

тяжелые жизненные испытания, остается один,

отчаивается, страдает.

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ:

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ»

Автор: Гончарова Олеся Леонидовна, кандидат педагогических наук, преподаватель психологии высшей квалификационной категории

«Воспитание самое святое из всех святых дел»

Святитель Феофан Затворник

Цель классного часа: формирование духовных, социальных ценностей, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры.

Ход классного часа

I. Теоретический блок

Лекция «Духовно-нравственное воспитание молодежи»

«Чем раньше человечество поймет, что нравственность это способ выживания коллектива, семьи, личности, общества, всей человеческой цивилизации, тем лучше, если это поймет наша молодежь мы будем самыми сильными, потому что сила нации в силе духа».

  Святейший Патриарх Кирилл

К.Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».

А.Н. Острогорский писал: «Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».

Платон писал: «…самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание. Никто не становится хорошим человеком случайно».

Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраста и условия жизни.

Необходимо отметить, что процесс воспитания длителен, непрерывен и направлен на будущее. Успех в воспитании достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения. Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям, таким как: внешний вид, речь, манера поведения в целом, характерные отдельные поступки, ценностные ориентации, отношение к деятельности, окружающим людям. Так же, процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании – сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности знания о себе, своих возможностях, самосознания поставленных целей, личностных ценностей, что формируется в процессе воспитания.

В духовном воспитании на первом месте должны стоять наша Православная религия, во всех ее разветвлениях. Православная религия есть то начало, которое объединяет нас, русских, в одно нераздельное целое и отделяет от западных народов.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «грехов наших неисчислимое множество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата в духовной лечебнице Матери-Церкви!».

И. А. Ильин подчеркивал, что «все, что воспитывает духовный характер – все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвернуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами. В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, – ни в народной школе, ни в гимназиях, ни профессиональных училищах, ни университете».

В нравственном воспитании происходит развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям, честности, терпимости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Духовно-нравственное воспитание предусматривает формирование ценностного отношения к собственной жизни, к Родине, религии, вере, общественной системе и государству, к труду и готовности к трудовой деятельности, к окружающим людям, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам.

II. Практический блок

Задание 1. Напишите какими качествами должен обладать воспитанный человек.

Обсуждение выполненного задания.

Задание 2. Напишите какие ценности вы знаете.

Обсуждение выполненного задания .

Задание 3. Пройдите диагностику.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Инструкция: ниже предлагается 16 утверждений. Оцените для себя значимость каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30,

40…100 (очень важно).

Увлекательная работа, которая доставляет вам удовольствие.

Высокооплачиваемая работа.

Удачная женитьба или замужество.

Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.

Вовлечение в общественную деятельность.

Ваша религия.

Спортивные упражнения.

Интеллектуальное развитие.

Карьера.

Красивые машины, одежда, дом и т.д.

Времяпрепровождение в кругу семьи.

Несколько близких друзей.

Работа на добровольных началах в некоммерческих организациях.

Медитация, размышления, молитвы и т.д.

Здоровая сбалансированная диета.

Чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач, самосовершенствование и т.п.

Обработка и интерпретация результатов. Распределите баллы согласно таблице. Подсчитайте количество баллов. Чем выше итоговое количество баллов, тем большую значимость представляет для вас ценность. При этом, чем ближе друг к другу баллы, тем более разносторонним человеком вы являетесь.

Ценности

Номера утверждений

Итого баллов:

1.

Профессиональные

1, 9

 

2.

Финансовые

2,10

 

3.

Семейные

3,11

 

4.

Социальные

4,12

 

5.

Общественные

5,13

 

6.

Духовные

6,14

 

7.

Физические

7,15

 

8.

Интеллектуальные

8,16

 

Обработка и интерпретация результатов диагностики. Анализ результатов диагностики.

Дискуссия «Духовная литература в моей жизни»

«Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда ему служит вера»

Святитель Московский Филарет

Рекомендуемая литература:

III. Заключительный блок

Рефлексивная технология «Мои впечатления»

(автор О.Л. Гончарова)

Цель: подведения итогов занятия, рефлексия.

Участника предлагается заполнить анкету:

Насколько вам было интересно?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

2. Ваши впечатления

______________________________________________________________

______________________________________________________________

3. Какие моменты вам запомнились

______________________________________________________________

______________________________________________________________

4. Оценка занятия

1 2 3 4 5

5. Ваши пожелания

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Подведение итогов классного часа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий есть помогло перерасти
  • Сценарий закрытия творческого проекта
  • Сценарий завершения конкурса
  • Сценарий духи рождества
  • Сценарий законы дружбы