Сценарий ее величество вода

Свойства воды, круговорот воды в природе, старая сказка на новый лад.

МКОУ Калачеевская СОШ №1

Мельникова Ирина Михайловна

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. 3 класс.

Экологический  праздник «Её  Величество Вода».

Цели  занятия:

  • дать  представление  о  современном  состоянии  водных  ресурсов;
  • формировать  интерес  к  проблемам  окружающей  среды;
  • воспитывать любовь  и  бережное  отношение  к  природе.

Оборудование: 

  • экологические знаки, рисунки реки;
  • костюмы «капельки», «заяц», «царь», «мудрец», «рыбка»;
  • презентация «Вода»;
  • глобус

Ход  занятия:

Учитель:   Усаживайтесь  поудобнее,  я  расскажу  вам  сказку.

(слайд №1)

  Однажды  на  берегу  солнечно – лазурного  моря  один  человек  нашёл  старинный  сундук. Поднял  тяжёлую  заржавевшую  крышку,  а  там… В  сундуке было несметное богатство. В красных рубинах бушевало неугасающее пламя, бриллианты и жемчуга коварно заманивали в свои прекрасные сети.

  Быстро промчался не один десяток лет. Каждый день Человек брал из сундука по одной монете или камешку. Как – то раз Человек приказал подать тот самый старинный  сундук. Где – то на дне огромного сундука лежало несколько монет да десяток камней. Вот всё, что осталось от несметного богатства.

  Может ли это быть в реальной жизни? Может. Наша планета – главная «сокровищница» мира. Если каждое поколение людей будет «уносить с собой» по камешку, то вскоре «сокровищница» опустеет. Чтобы этого не произошло, чтобы на Земле можно было жить, мы должны сохранить нашу планету.

А без чего невозможна жизнь на планете?

Сегодня на нашем занятии мы поговорим  о её величестве Воде, о её значении для растений, животных и человека. Поговорим о том, как надо охранять и беречь воду. Беречь воду – значит беречь жизнь.

1 ученик.  Вы слыхали о воде?

                  Говорят, она везде!

                  В луже, в море, в океане

                  И в водопроводном кране.

(слайд №2)

2 ученик.   Как сосулька замерзает,

(слайд № 3)

                  В лес туманом заползает,

(слайд № 4)

                  Ледником в горах зовётся,

(слайд № 5)

                  Лентой серебристой вьётся

                  Средь высоких стройных елей,

(слайд № 6)

                   Рушится с горы потоком.

3 ученик.  На плите у вас кипит

                  Паром чайника шумит,

                  Растворяет сахар в чае.

4 ученик.  Мы её не замечаем,

                  Мы привыкли, что вода –

                  Наша спутница всегда!

(слайд № 7)

5 ученик.  Без неё нам не умыться,

(слайд № 8)

                  Не наесться, не напиться.

                  Смею я вам доложить:

(слайд № 9)

                  Без неё нам не прожить!

  Учитель:  Вода содержится в крови, входит в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу и удалять из организма вредные вещества. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды ему не обойтись.     (слайд № 10)

Мы встречаемся с водой каждый день. Посмотрите, как много нам всем нужно воды! А много ли воды на нашей планете? Хватит ли её всем? Давайте посмотрим на глобус. Наша планета голубая, с жёлтыми, коричневыми и зелёными пятнами. Голубое – это вода – океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает больше половины поверхности земного шара. На глобусе есть и участки белого цвета. Это тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают!

— А какую воду мы пьём? Пресную или солёную?  (Пресную.)

Верно, человек не может пить солёную воду, а её – то как раз на земле намного больше, чем пресной. Послушаем, что расскажет нам учёный Всезнайка.

Всезнайка: Кажется, что воды на земле много, её должно хватать всем. Но это не так. Пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. С  каждым годом чистой воды становится всё меньше, так как люди загрязняют водоёмы. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы поступает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить десять тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики ученые нашли стиральный порошок.

Большой вред водоёмам приносит отравление нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом. Реки и озёра сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса. Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоёмов.

Учитель:   Назовите источники загрязнения воды.

         (слайд № 11)

А сейчас, ребята, мы отправимся с вами на берег реки и проверим, как там обстоят дела.

         (слайд № 12)

Ой, сколько здесь мусора!

Заяц: Стоп! Ни с места!

Девочка: Что с тобой, косой?

Заяц:  — Это я – то косой? Да косой тот, кто вчера со мной злую шутку сыграл.

Девочка: Какую ещё шутку?

Заяц: Да вот значит. Лежу я вчера под кустом, отдыхаю. Вдруг удар, ещё удар: по голове, по боку. Вскочил, смотрю по сторонам, ничего не понимаю. Вдруг вижу, что с полянки отдыхающие стреляют по кустам пустыми бутылками.

Девочка: Вот беда! Ну, а что потом было?

Заяц: Что – что! Оставили после себя горы мусора, сели в машину и уехали. Посмотри, сколько бумаги, консервных банок, осколков, полиэтиленовых пакетов валяется вокруг. Любой зверь пораниться может. Помоги мне убрать мусор. Один я не управлюсь.

Физкультурная минутка.  (Уборка мусора).

Учитель: Люди мусорят повсюду. Вот, например, пошли купаться, взяли с собой еду, чтобы подкрепиться, а  бумагу или пакет, в котором была еда, оставили на берегу реки. И невдомёк им, что пройдёт 2,3.5, а то и все 10 лет, пока эта бумага сгниёт и исчезнет. А вот чтобы не стало вот этого полиэтиленового пакета, понадобится больше 200 лет. Оставленные стеклянные бутылки могут сохраняться больше 1000 лет. А тем временем на берегах, полянах будет появляться всё новый и новый мусор. Но куда же его деть? (Надо собрать мусор и взять его с собой, а дома выбросить в мусорный ящик).

Верно. Никакой мусор, приносимый людьми, природе не нужен. Он ей вреден. Давайте – ка  посчитаем его «вредности».

  1. Вот вредность первая. В жаркую солнечную погоду кусочек разбитой  стеклянной бутылки может вызвать пожар. Он как увеличительное стекло, может поджечь траву от солнечного луча.   (Слайд №13).
  2. Вредность вторая. Мусор отнимает у растений и животных место для жизни. Представьте: здесь бы цветку вырасти или молодому деревцу, здесь бы мышке норку построить, но куча мусора мешает. (Слайд №14)
  3. Вредность третья. Мусор нарушает красоту природы. Чем будут любоваться люди, которые придут после нас?   ( Слайд №15)
  4. Вредность четвёртая. Весь мусор, который накопился на берегу, весной во время половодья смоет в реку. Купание станет опасным в такой реке.       (Слайд №16)

Учитель: Смотрите, нас встречает рыбка. Как живется тебе, рыбка, расскажи.

Рыбка:  

Трудно стало жить в реке:

Волге, Каме и Оке.

Ах, судьба моя жестока –

Негде спрятаться от стока.

Каждый норовит завод

Сбросить мусор в бездну вод.

Негде взять воды напиться,

Лучше сразу утопиться!

С ферм навоз течёт рекой,

Нарушает мой покой!

 — Почему рыбке так плохо стало жить в реке?  (Потому что промышленные предприятия загрязняют воду, люди бросают в воду мусор, захламляют отходами берега.)

Учитель: Кажется, дождик начинается.

(песня «Дождик»).

Прислушайтесь, капельки о чём – то говорят. Они только что расстались с тучей и полны планов на будущее.

1 – я капля: Как только приземлюсь, сразу же найду ручей. Вместе с ним побегу к реке. Вместе с рекой отправлюсь в море. И буду гулять на просторе с морской водой, поиграю с корабликами. А надоест – опять испарюсь в тучку. Как это грустно звучит – капля в море…

2 – я капля: Ничего хорошего в этой судьбе нет. Капля в море вовсе незаметна. Море огромное и капель в нём тьма – тьмущая. То ли дело отправиться в путешествие по подземным лабиринтам и пещерам, вместе с горным ключом пробить скалу и низвергнуться с высоты, став разноцветными солнечными брызгами.

3 – я капля: Смотрите, не сядьте в лужу. Ишь  размечтались, бездельницы! Поля и сады сохнут, ждут нас – не дождутся, а вы? Моря, реки, вулканы. Ерунда! Мы должны напоить жаждущие корни, стать сладким соком спелых плодов.

4 – я капля: Нет! Нет! Нет! Водяной пылью повиснуть над землёй, отразить солнечные лучи и стать разноцветной радугой – вот настоящая судьба. А если земля примет холодно, то разлиться туманами над заливными лугами, выпасть на траву серебристой росой и испариться обратно в тучу с первыми лучами солнца. Испарится водяной пар, превратится в облачко, потом в тяжёлые тучи и, подержавшись в вышине, выпадет дождём на землю.

Капельки: Здравствуйте, ребята. Мы снова на земле. Скажите, как называется постоянное движение воды в природе?  (Круговорот воды). Правильно, молодцы. А ещё мы хотим вам рассказать одну старую сказку на новый лад.

Старая сказка на новый лад.

(Сценка).

                    Капельки:   На планете  год от    года

                                        Человек  вредит  природе

                                         И  не  понял  он, чудак,

                                        Что  природа – не  пустяк.

                                         Он  зверей  и  пташек

                                        Жестоко  истребляет;

                                        Мусором, отходами

                                        Речки  засоряет.

                                         Он  привык  все  покорять,

                                        И  не  может  он  понять:

                                        Сам себе  ведь  он  вредит!

                                        Вот  что  сказка  говорит:

                                       В  море  остров  был  крутой,

                                        Город  был  на  нем  большой

                                       Весь  в  зеленых  насажденьях!

                                       Ах! Какое  наслажденье

                                       В  чудных  тех  лесах  гулять,

                                      Чистым  воздухом  дышать,

                                       По  лугам, полям  бродить,

                                       Ключевой  воды  испить!

                                       Море  вкруг  него  бурлит,

                                       Рыбой, крабами  кишит.

                                       Все  в  том  городе  богаты,

                                       Изб  нет – кругом  палаты.

                                       Правил  там – премудрый  царь.

                                       В  долгом  времени  аль  вскоре

                                      Приключилося  им  горе.

                        Царь:     Увеличить  чтоб  доход,

                                      Я  решил  завесть  завод,

                                      Чтоб  консервы  выпускать,

                                       За  границу  отправлять.

                                       И  валюта  день – деньской

                                       Будет  течь  в  казну  рекой!

                   Капелька:   Царско  слово  не  рушимо.

                                      Вскоре  был  завод  воздвигнут:

                                      Поршни  новые  блестят,

                                      На  трубе  огни  горят.

                                     В  море  лодки  выплывают,

                                     Сети  новые  бросают,

                                     Рыбу  ловят  там  и  тут,

                                     На  завод  ее  везут.

                                     Там  консервы  выпускают,

                                     За  границу  отправляют.

                    Рыбка:      Грязь  же  в  море  всю  сливают.

                                      От  нее  все  погибает.

                                      Если  в  сеть  не  попадешься,

                                      Так  в  отходах  захлебнешься.

                                      Жить  здесь  стало  очень  худо,

                                      Надо  плыть  скорей  от  сюда!

                Автор:         Много  времени  проходит…

                                     Вот  к  царю  гонец  приходит.

                    Гонец:     В  свете  есть такое  диво,

                                    Вот  идет  молва  правдива –

                                    Матерьялы  нынче  есть,

                                    Что  не  можно  глаз  отвесть:

                                    И  красивы  и практичны,

                                    И  легки  и  не  токсичны!

                                    Правду  молвят, или  лгут –

                                    Их  пластмассами  зовут.

                         Царь:  Это диво  я  хотел

                                    Перенесть  и  в  свой  удел!

                                    И  уж  выписать  готов

                                    Я заморских  мастеров,

                                    Трубы, технику…

                Капелька:   И  вот  стал  работать  химзавод.

                                    Здесь  пластмассы  выпускают

                                    За  границу  отправляют,

                                    И  валюта день – деньской

                                    Так  и  льется  в  казну  рекой!

                                    Дни за  днями – год  проходит,

                                    Вновь  к  царю  гонец  приходит.

                    Гонец:     Вокруг  нас  уж  целый  год

                                    Вот  о  чем  молва  идет:

                                    Жидкость  из  земли  качают,

                                    В  перегонку  отправляют,

                                    Да  в  машины  заправляют.

                                    Это  диво  там  и тут

                                    Черным  золотом  зовут.

            Три  девицы:   И, весь  остров  сотрясая,

                                     Появилась  буровая.

                                     Нефть  из  недр  Земли качают,

                                     За  границу  отправляют.

                                     И  валюта  день – деньской

                                     Так  и  льет  в  казну  рекой.

                                     Царь  доходы  все  считает,

                                     За  хозяйством  наблюдает.

                                     Тут  бы  сказку  и  закончить.

                                     Только  царь  встревожен  очень.

                                     Месяц  в  думу  погружен,

                                     Он  забыл  покой  и  сон.

                                     Мглой  окутан чудный  остров,

                                     Стало  жить  на  нем  не  просто.

                                     Чахнут  рощи  день  за  днем,

                                     Грязью  залит  водоем.

                                    Кислый  дождь  стучит  по  крыше,

                                    Пенья  птиц  давно  не  слышно.

                                    Все  живое  пропадает….

                                    В  общем,  остров  погибает.

                     Царь:     Чтобы  остров  мой  спасти,

                                   Я  к  мудрецу  решил  пойти.

                                  Что  мне  делать? Как  мне  быть?

               Мудрец:     Остров  чтоб  не  погубить,

                                   Буровую  ты  закрой,

                                   Очистные  здесь  построй,

                                   Вылов рыбы  ограничь,

                                   Площадь  леса  увеличь,

                                   Хвойных  больше посади,

                                   Да за  выбросом  следи,

                                   Чтоб  воздух  и  вода

                                   Были  чистыми  всегда.

                Автор:     Сказка – ложь, да  в  не  намек

                                  Добрым  молодцам  урок.

                                  Он  летит  над  всей  планетой:

                                  «Берегите  Землю  эту!»

                                  Он  кричит  всему  народу:

                                  «Надо  всем  беречь  природу»

                                  Коль  беречь  ее  не  будем –

                                  Сами  мы  себя  погубим

Учитель:  А откуда вода берётся в нашем кране?  (Вода попадает в кран из речки или скважины).

Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в речке, потом человек направил их в трубы. Но воду из реки пить нельзя, она не очень чистая. Для того чтобы вода стала безопасной для нас, её специально очищают, и только после очистки она попадает в кран. У нас в городе тоже есть водоочистные сооружения. Нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и поэтому её можно не экономить. Пусть льётся! Но это не так. Мы выяснили, что вода в кран поступает из реки. Представьте, что случится с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, не будут бережно относиться к воде! Что случится? А случиться может беда…

(Слайд №17).

Ученик:

Течёт река издалека…

Течёт река…

Течёт река…

(Слайд №18).

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройнее, выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

Течёт река…

Течёт река…

Поит поля и города,

Несёт и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хороша, река, весной

И осенью,

И в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Кому – попробуй угадать!

Приятней плыть в живой волне:

Ребятам или ребятне?

Вся живность счастлива вполне!

Но что такое?

Караул!!!

Нет, нет, никто не утонул,

Нет, нет, как раз наоборот:

На мель садится  пароход

Средь бела дня.

Какой скандал!

Наверно, лоцман маху дал?

Да нет! Далеко до буйка,

Тут глубока была река.

Была. Вот именно – была.

Была, да видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаём:

Река становится ручьём!

(Слайд №19).

Уже и лодки на мели…

Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы? В горе и тоске

Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: какой пустяк!

Пустяк… Добро б ручей иссяк,

А то вон  из – за   пустяка

Пропала целая река!

(Слайд №20).

Учитель: Почему в реке исчезла вода? Как должны вести себя ребята, взрослые, чтобы реки и ручьи не исчезали?

(Слайды №21, №22, №23, №24).

Вода необходима в жизни человека, животных, растений. Но, к сожалению, очень часто мы неразумно её расходуем, забываем закрыть краны, бросаем мусор в водоёмы, загрязняя его.. А ведь мы с вами хозяева природы. И охранять её – наша главная задача. Земля такая маленькая. Давайте её беречь!

(Слайд №25).

Что же мы можем сделать, чтобы не расходовать воду напрасно?

(Слайд №26).

А сейчас расставьте экологические знаки около «реки» и определите, какие из них запрещающие, а какие разрешающие:

  • Вырубка леса.
  • Мойка машин.
  • Стиральный порошок.
  • Закрывать воду в кране.
  • Консервная банка.
  • Катание на лодке.
  • Купание.
  • Ловля лягушек.

Что они обозначают?  Запомните их сами и расскажите о них своим младшим друзьям.

Учитель:  Молодцы. Вы справились с заданием отлично. Я хочу каждому из вас подарить вот эти капельки. Это только капля в море незаметна, а если мы с вами каждый сбережём по капельке – получится целая река!

  (Слайд №27).

Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

 Список   литературы:

1.Аржановская Н.В. Вода  в  жизни  растений, животных и человека.// Начальная школа. –  2005  №4

2.Брыкина  Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Н.П.//Нестандартные  и  интегрированные  уроки  по  курсу  «Окружающий мир» —  М. «Вако» 2008.

3.Воробьева Е.Г.. Максимова  А.Н., Садькова А.Я., Фомина А.Е. Совет  всех  существ// Начальная  школа – 2005 №5

4.Фадеева Г.А. // Экологические  сказки – Волгоград. – Учитель, 2004  

ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IVвида»

Внеклассное занятие на тему: « Её величество вода»

Воспитатель 1 категории: Королёва Т. М.

г.Трубчевск

Цели:

Обучающая: познакомить учащихся с «водой», как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле; расширять знания детей о воде как о природном богатстве; показать значение воды в жизни человека, способность воды нести здоровье человеку.

Воспитывающая: воспитание бережного отношения к воде, природе; привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях; воспитывать толерантность к чужому мнению, внимательное и доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.

Коррекционно-развивающая: развивать и корректировать психические процессы: мышление, память, речь; развивать познавательный интерес, словарный запас, расширять кругозор.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, репродукции картин природы, фотографии с явлениями природы, экологические листовки, плакаты, глобус, рисунки детей, фонограмма «Шум ручья», видеоролик, одноразовые стаканчики, минеральная, питьевая и солёная вода, трёхлитровая банка, стакан, яблоко, нож, пипетка.

1

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Психолого-дидактическая игра «Корзинка добрых пожеланий».

Воспитатель показывает детям красивую корзинку.

— Ребята, эта нарядная корзина так и светится любовью, радостью, теплом.

Называется она «Корзина добрых пожеланий». Какие это пожелания мы сейчас с вами посмотрим. Дети достают из корзины пожелания, читают их (пожелания написаны на листочках в виде капли воды).

— У тебя всё получится!

— Ты всё знаешь!

— Желаю тебе успехов!

— Будь самым внимательным!

-Ты самый умный!

-Будь самым активным!

— Лени — нет, Ученью — да!

— Успехов на занятии!

— Будь самым решительным!

— Желаю удачи!

— 10 раз подумай, один раз ответь!

2

— Ребята, я присоединяюсь к этим пожеланиям и желаю вам быть внимательными и активными на нашем занятии.

— Ребята, а кто из вас заметил, в виде чего были наши пожелания – листочки? На что они похожи.

Ответы.

  1. Вступительная беседа.

— А сейчас послушайте загадку и постарайтесь её отгадать.

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать.

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без… (Воды).

Ответы.

— Да, действительно, ребята, без воды нам жить нельзя.

Воспитатель: Ребята, 22 марта объявлен Международным днём воды.

3

И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды. А потому что она всё чаще требует защиты.

Вода – одно из самых распространённых и в то же время одно из самых необыкновенных веществ на Земле. Та самая вода, которая заполняет океаны, моря озёра, реки, падает на землю дождями, ложится на неё снежными покровами. Та самая вода, без которой немыслимо существование не только человека, но и всего живого.

И поэтому, наше занятие, мы посвящаем этому чуду природы, и называется оно: «Её величество вода».

Сегодня, мы собрались, чтобы больше узнать о воде. Познакомимся с удивительным миром воды. Какой бывает вода? Для чего она нужна?

А эпиграфом к занятию станут слова Антуана де Сент – Экзюпери:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты сама – жизнь!»

Звучит фонограмма «Шум ручья», воспитатель читает стихотворение.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

4

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить!

  1. Основная часть.

Чудесный мир воды.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, что такое вода?

Ученик: Жидкость без вкуса, цвета и запаха.

Воспитатель: Какое вещество на земле сравнивают с жизнью и почему?

Ученик: Воду. Вода нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку, природе.

Воспитатель: Зачем вода растениям и как они её получают?

Ученик: Вода нужна для жизни и роста растений. А получают растения её в виде дождя, снега и при поливе.

Воспитатель: А нужна ли вода животным и где они её берут?

Ученик: Животным вода нужна для питья, жизни. А находят они воду в озёрах, реках, водоёмах, ручьях.

Воспитатель: А почему воду ничем нельзя заменить?

5

Ученик: Вода обладает уникальными свойствами. Она может

находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом, парообразном и может переходить из одного состояния в другое.

Ученик: Вода растворяет почти все вещества. Даже есть такая пословица: «Вода камень точит».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, много ли воды на нашей планете?

Посмотрите на глобус.

¾ поверхности Земли покрыто водой. А чтобы вы лучше себе это представили, я покажу вам на обычном яблоке. С ¼ яблока срезать кожуру – это суша, а всё остальное вода.

Ответы детей.

Какая бывает вода?

Воспитатель: Ребята, какая бывает вода на земле?

Ученик: Вода бывает морская. Она очень солёная, потому что в ней растворено очень много поваренной соли. Пить и употреблять в пищу её нельзя, но она полезна для здоровья. Очень полезно купание в морской воде. Морской водой полощут горло, лечат некоторые кожные заболевания, заболевания сердца, суставов и лёгких.

Ученик: Минеральная вода – самая полезная. В ней растворены минеральные соли, полезные для организма (пробуют).

Воспитатель: Ребята, минеральную воду из-за её необычного состава используют в лечебных целях. Возле источников

6

минеральных вод строят санатории и лечебницы. А на Северном Кавказе есть город под названием – «Минеральные

Воды», прославившиеся своими лечебницами и здравницами. Города Кисловодск и Ессентуки также знамениты своими минеральными источниками и санаториями. Минеральная вода из этих мест продаётся в магазинах и аптеках нашего города.

1 Ученик:

Какой только воды не бывает на свете!

Есть вода морская и речная.

Озёрная и ключевая,

Мёртвая и живая, газированная и минеральная,

Питьевая и индустриальная,

Колодезная и водопроводная, дождевая и болотная.

2 Ученик:

Есть даже вода тяжёлая,

А есть вода и весёлая,

Солнечная, чудесная,

Привозная и местная,

Волшебная, талая,

Большая и малая,

Сточная, проточная.

Чистая и грязная,

Ну, в общем, очень разная.

Воспитатель: Правильно, ребята. А какая ещё бывает вода?

Ученик: Дождевая вода. Она не содержит растворённых солей и её пить опасно, т.к. она может быть загрязнена микробами.

Ученик: Родниковая вода – самая вкусная и чистая.

Воспитатель: Почему она называется родниковая?

7

Ученик: Она течёт из недр земли.

Воспитатель: А где у нас родник в Трубчевске?

Как он называется?

Ответы детей.

Воспитатель: А какая вода нужна для наших питьевых и хозяйственных нужд?

Ученик: Для наших нужд нужна чистая, без запаха и цвета вода. Мы называем её пресной водой.

Воспитатель: Правильно. Для того, чтобы вода была пригодна для питья, её надо очистить от вредных микробов, минеральных и органических примесей. Чтобы очистить воду, нужно проделать много трудной работы.

С давних пор для очищения воды использовали простое кипячение, а древние греки добавляли в воду сухое вино и тогда в кислой среде многие болезнетворные микробы погибали.

Воду очищали и с помощью серебра. Этот обычай сохранился и до наших дней. Верующие люди считают очищенную воду с помощью серебра – святой.

Воспитатель: Ребята, а какой вы знаете праздник, когда освящают воду серебряным крестом? Как он называется?

Ученик: Крещение Господне.

Воспитатель: В наше время воду очищают на специальных станциях. Сначала фильтруют через слой песка, затем обрабатывают хлором или азотом.

Количество питьевой воды в городах и сельской местности

Находится под постоянным контролем государственных санитарных служб.

8

— Да, ребята, чистая пресная вода – большая ценность.

Если представить, что вся вода планеты умещается в

трёхлитровой банке, то пресная вода занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой 5 капель из стакана, мы получим воду, которую после очищения мы пьём.

— Много это воды?

Теперь вы сами убедились, что пресной воды очень мало.

Воспитатель: Главное хранилище пресной воды на планете –

ледники. Они содержат около 130 млн. кубов воды. Но к

сожалению её природные ресурсы исчерпаны. Лёд имеет свойство, как вы говорили, таять (превращаться из одного состояния в другое), поэтому вода – великий дар природы и её нужно беречь и охранять от загрязнений.

Об этом говорят и пословицы, которые мы сейчас прочитаем.

Релаксация.

Воспитатель предлагает детям разместиться поудобнее, закрыть глаза(звучит музыка

Я лежу на берегу моря. Песок очень тёплый и рассыпчатый.

Я вдыхаю свежий аромат моря, слушаю прибрежный плеск волн, крик чаек. Мне хорошо, спокойно. Я хочу навсегда

остаться здесь, быть другом всем, всем, всем.

Но вот подул свежий ветерок, я чувствую, как я набираюсь сил, бодрости. Я открываю глаза, у меня хорошее настроение, я весел…

Воспитатель: На столе лежат листочки. На листочке написана только часть пословицы, вторую часть вы должны сказать сами.

9

Итак, начинаем:

Вода мать, — а без матери не проживешь.

Без росы и трава не растёт.

Что за беда, коли пьётся вода.

Как рак на мели, так рыба без воды.

Куда река пошла, там и русло будет.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Цену воды узнают тогда, когда высыхают источники.

Идёт дождь, даст он рожь.

Покуда есть хлеб, да вода, всё небеда.

Вода вымоет, а хлеб выкормит.

Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня.

Посмотрись в воду на свою природу.

Мутная вода не из чистого озера течёт.

От огня вода ключом кипит, а водою и огонь заливают.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете пословицы.

Для чего нужна вода?

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, для чего нужна вода растениям, животным.

— А для чего нужна вода человеку?

Ученик: Для приготовления пищи, для питья, чтобы мыться, для хозяйственных нужд.

Воспитатель: Вы правы. А теперь посмотрите на экран. Вы видите изображение фигуры человека. Этот рисунок говорит о том, что организм человека в основном состоит из воды (70%). Она содержится в крови. Вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу. С

10

помощью воды из организма выводятся вредные вещества (шлаки).

Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Если человек не будет пить воду, ему не выжить.

Воспитатель: А для чего ещё нужна вода человеку?

Ученик: Чтобы умываться, мыть посуду, стирать бельё, поливать цветы, поливать огород, мыться в душе.

Воспитатель: Да, ребята, всё правильно.

— По статистике в среднем каждый человек расходует в сутки около 300 л воды.

— Это много или мало?

— А посмотрите, каким количеством воды люди обходились в прошлом:

1890 г – 11 л в сутки на человека

1914 г – 66 л в сутки

На сегодняшний день – 300 литров

Из них на мытьё рук – 6-8 литров

Душ, баня – 15-20 литров

Принятие ванны – 150-200 литров

На питьё, приготовление пищи, уборку помещений и т.д. – 70 литров

Экономия и бережливость.

Воспитатель: Ребята, запасы пресной воды на нашей планете ограничены и постепенно истощаются. Вода – это наше богатство, но любое богатство может исчезнуть, если его не беречь и не экономить.

11

Что же мы с вами можем сделать, чтобы сэкономить

расход питьевой воды?

Ученик: Не оставлять открытыми краны. Следить за сохранностью водопроводных труб. Научиться обходиться меньшим количеством воды.

Воспитатель: Правильно, ребята.

Каждому из нас после любой работы хочется вымыть руки.

А делаем мы это по 5 раз в день. И многие из нас не всегда закрывают кран.

Если водопроводный кран плохо закрыт, то за 1 час накапывает больше 1 ведра, а за день около 5 вёдер. В случае неисправности водопроводного крана или порыва следует вызвать слесаря.

Воспитатель: Ребята, а как вы чистите зубы?

Ответы детей.

— А вы знаете, что пока человек чистит зубы, набирается от 3-5 литров воды.

А ведь можно почистить зубы, затратив на это гораздо меньшее количество воды. Набрать в стакан воды, выключить кран и использовать только воду в стакане (показать).

Так же при мытье посуды стирке мы должны научиться обходиться как можно меньшим количеством воды. И тогда ваши дети, и внуки тоже смогут пить чистую воду.

Ученик:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана – кап-кап-кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдёт немного лет

И нет водицы – нет, нет, нет.

12

Воспитатель: Ребята, нам посчастливилось жить в стране, богатой реками, озёрами, морями. Но есть на земле места, где не хватает пресной воды. Это большая беда. Мы с вами это можем почувствовать в жаркий день, когда очень хочется пить, а воды нигде нет ни глотка.

— Посмотрите, вот пустыня (показ + звучит отрывок из песни «Учкудук»). Все, кто там живёт (растения, животные, люди) страдают без воды. Но они научились её запасать, экономить, прятаться от изнуряющей жары.

— Как называют место в пустыне, где есть вода?

Ученик: Оазис.

Воспитатель: Ребята, оазис – это красота пустыни.

А сейчас я предлагаю создать свой оазис – красоту нашей природы.

Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы будете искать среди вот этих фотографий.

Итак, начнём:

  1. Детки сели на карниз

И растут всё время вниз.

Сосульки

  1. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт.

Иней

  1. Прозрачен как стекло,

А не вставишь в окно… лёд

4.Ног нет, а идёт?

По кустам развешан.

Снег

13

5.Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий — в море.

Река

6.День и ночь кричит,

А голос не устаёт?

Водопад

7.Кругом вода,

А с питьём беда.

Море

8.Бегу я, по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

Ручеёк

9.Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали.

И пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём.

Роса

10.Шумит он в поле и саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Пока он не идёт.

Дождь

14

11.В круглом окне

Днём стекло разбито,

А за ночь вставлено.

Прорубь

12.Дождь прошёл, а я осталась

На дорожке во дворе.

Воробьи во мне купались

На потеху детворе.

Но до завтрашнего дня

Солнце высушит меня.

Лужа

13.Пушистая вата

Плывёт куда – то

Чем вата ниже

Тем дождик ближе.

Облако

14.Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой

Тучка скрыла солнца свет –

Рухнул мост, и щепок нет.

Радуга

Воспитатель: Молодцы, ребята. С заданием справились.

А вы знаете, бытует мнение, что через эту красивую дорожку « облако пьёт воду из речки».

Но на самом деле, если выглянет солнце сквозь падающий дождь, в небе раскинется радужный полукруг.

Солнечный свет не белый, он смешение различных цветов.

Проходя через капельки дождя, свет солнца играет разными цветами: красным, оранжевым, жёлтым,

15

зелёным, голубым, синим, фиолетовым.

— Ребята, а когда бывает радуга?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вода – это великий дар природы.

Сейчас, я, предлагаю посмотреть вам фильм.

Когда будете смотреть фильм, то хорошенько подумайте над вопросом: Что нужно делать, чтобы такую красоту сохранить на долгие годы?

Просмотр фильма.

Ответы детей:

— Надо охранять от загрязнений и отравлений водоёмы, экономно расходовать воду.

— Не оставлять открытыми краны, следить за сохранностью водопроводных труб.

— Охранять и беречь водные богатства.

— Всем гражданам соблюдать законы по охране водных ресурсов.

Воспитатель: Правильно, ребята, нужно соблюдать законы и беречь природу.

Генеральная ассамблея ООН от 09.12.2003г. провозгласила период с 2005 по 2015гг. Международным десятилетием действий «Вода для жизни».

Генеральная ассамблея ООН – это главный, совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых наций, которая является форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных проблем.

И для того, чтобы на нашей планете была вода, нужно её беречь, охранять, любить.

16

Подведение итогов.

— Ребята, как называется наше занятие?

— Как надо относиться к питьевой воде?

— Какой этап занятия был для вас наиболее интересным?

Ученик: Давайте мы будем природу беречь

Для очень приятных у озера встреч,

Для встреч на поляне, купаний в реке,

Для отдыха дома, а не вдалеке.

Чтоб было природу кому охранять,

Нам нужно всё чётко и верно понять –

Природы король человек и венец,

Но всё ж без неё человеку – конец!

Ученик: Чтоб был в источниках нарзан,

С полянки земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.

Ты – тоже часть её чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течёт,

И по весне сирень цветёт.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться!

Воспитатель: Завершая наше занятие по удивительной стране её величества Воды, хочу напомнить. Не забывайте, что вода – это богатство, красота и жизнь нашей планеты и её нужно беречь.

Ребята, вам понравилось говорить о воде?

Мне тоже очень понравилось беседовать с вами.

Наше занятие закончено.

Всем спасибо.

17

Эко­урок «Её Величество – Вода!»
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобою насладиться,
не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
ты сама жизнь».
Антуан  де Сент­Экзюпери
Цель   эко­урока:  экологическое   и   патриотическое   воспитание   школьников   путем
привлечения их к делу сохранения, оздоровления и восстановления природы родного
края.
Задачи эко ­ урока:
1. развивать познавательные способности учащихся;
2. воспитывать бережное отношение к природе, к историческому и настоящему
родного края;
3. воспитывать потребность в охране окружающей среды;
4. расширить и закрепить у учащихся знания о воде как об уникальном веществе,
без которого невозможна жизнь;
5. способствовать формированию культуры рационального водопотребления. Ученик 1. На фоне видео «Вода и жизнь»
Анатолий Киселёв «Пусть поют родники»
Как прекрасно в родной стороне,
Где журчат родники под горою,
Где на утренней заре
Отдыхать мы уходим с тобою.
Мы в ответе за всё на земле, 
Не должны допустить мы промашки.
Родники под горой, а на ней
Хороводом белеют ромашки.
Дышит песнею звонкий родник
И пред ним я стою очарован.
Красоту эту надо хранить
И беречь её снова и снова.
Песни звон и в тебе, и во мне
Ясным днём и в любое ненастье.
Пусть поют родники по весне,
Пусть поют свои песни о счастье!
Учитель.  22 марта  во всем мире отмечается «Всемирный день водных ресурсов»,
который был учрежден участниками конференции ООН по окружающей среде в Рио­
де­Жанейро в июне 1992 г. Это праздник всех живущих на Земле людей, а значит, и
наш с вами. Поэтому, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о её Величестве Воде. 
1. «Станция Историческая»
   Вода – начало всех начал на Земле, говорили в древности. Вода – простое вещество,
единое и неделимое, считали в средние века. Водные источники у древних народов служили местом сборища богов, воде поклонялись как сверхъестественной силе, она
считалась матерью жизни и смерти.
   Основоположниками изучения воды были древние греки. Древняя Греция на заре 
своего становления знала семь мудрецов. Самым прославленным из них был Фалес из 
Милета (VI в. до н. э.). Он первым из мудрецов древности сделал попытку постичь 
первооснову всего сущего. «Самое замечательное ­ вода! ­ воскликнул Фалес. ­ Только
ее можно встретить одновременно в трех состояниях: твердом, жидком и 
газообразном. Вода ­ вот первооснова всего сущего. Из воды вещи зарождаются в 
самом начале и в нее превращаются при окончательном уничтожении, причем 
первооснова остается неизменной, а меняются только ее состояния».
  
  Основатель греческой медицины Гиппократ, живший в 5 веке до нашей эры, при 
лечении на одно из первых мест ставил воду.
   24 июня 1783 года выдающемуся французскому химику Антуану Лавуазье и его 
коллеге Пьеру Лапласу удалось синтезировать воду из кислорода и водорода. Потом 
была проведена обратная реакция – её разложение под действием электрического тока
на простые вещества – кислород и водород. Так было доказано, что вода ­ это сложное
вещество. 
                                                                                                                                                   
    Я хочу зачитать высказывания  некоторых мудрецов о воде.1.111
1. Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может 
разрушить самый твердый предмет.
                                                                                                                     Лао­Дзы
2. Вода, потребляемая в умеренном количестве, никому повредить не может. 
                                                                                                                 Марк Твен мудр
3. Вода – сок жизни на Земле.
                                                                                                 Леонардо да Винчи.
4. Вода — это первопроходец, за которым послушно следуют поселенцы, извлекая 
пользу от ее малейших изменений. 
                                                                            Henry David Thoreau, философ
5. У воды прекрасная память и она вечно будет пытаться вернуться в исходное 
положение. 
                                                                       Toni Morrison, писатель­фантаст
6. Как в слишком чистой воде никогда не заведется рыба, так и слишком 
осмотрительный человек никогда не обретет мудрость. 
                                                                                          Китайская пословица
7. Мы познаём ценность воды лишь тогда, когда колодец пересыхает.
                                                                                               Benjamin Franklin
2. Стация «Географическая Посмотрите вокруг. Океан, покрывающий нашу Землю, в котором миллионы 
лет назад зародилась жизнь, ­ это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу 
всему живому на земной поверхности, ­ это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные
пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину 
планеты, ­ и это вода.
 
  Бесконечное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных 
переливов; торжественные и нежные краски небосвода при восходе солнца. Эта 
привычная и всегда необыкновенная симфония цвета связана с рассеиванием и 
поглощением солнечного света водяными парами в атмосфере. Вода – это 
великий художник природы.
 
  Горные цепи сложены гигантскими толщами сотен различных горных пород, и 
геологи знают, что большинство из них созданы величайшим строителем 
природы – водой.
  Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались горы, 
расстилаются бескрайние равнины, их создаёт великий преобразователь – вода.
    
   Вода – самое распространённое вещество на Земле: три четверти поверхности 
планеты покрыто морями, океанами, реками, ледниками.  На сегодняшний день 
Россия занимает второе место в мире по запасам пресной воды.  На её 
территории находится около 6 миллионов рек и озёр. Бассейны великих рек 
Волги, Оби, Енисея, Лены, Камы ­ 65% общей территории страны.  В одном 
только озере Байкал содержится 20% мировых запасов пресной воды.
 Спасибо географам. Слово предоставляется биологам. 
     Издревле наши предки применяли целебную силу воды, а в сочетании с 
лекарственными свойствами растений, минералов успешно боролись со многими 
недугами, лечили раны, полученные в бою или на охоте, лечили неврозы, кожные 
заболевания. Воздействием горячей и холодной воды добивались улучшения 
состояния крови, что усиливало вывод из организма отравляющих и вредных веществ. 
Чередованием состояния воды достигали укрепления ослабленного организма,  
помогали восстановлению иммунной и эндокринной систем. 
    Все живые существа на Земле содержат воду в большем или меньшем количествах. 
    Трёхдневный   зародыш   человека   содержит     97%   воды,   новорождённый   –   80%,
годовалый ребёнок 66% воды.
   Наша кровь состоит на 90% из воды,  мышцы ­ на 75%; даже самое «сухое» в нашем 
организме ­ кости, и те содержат 28% воды. В целом наше тело в зрелом возрасте 
состоит на 65% из воды. Ежегодно мы пропускаем через себя количество воды, равное
более чем пятикратному весу нашего тела, а в течение жизни каждый из нас поглощает
около 25 т воды. Лишить человека воды ­ значит, лишить жизни. Сказ о живой воде.
Теплый  летний вечер. Тихий ветерок
К дедушке седому пристает внучок:
«Дедушка, дедуля, деда дорогой,
Расскажи мне сказку о земле родной»
Редкие ресницы вздрогнули, и вдруг
Тросточка упала из ослабших рук,
И глаза потухли, головой поник,
Волосы пригладил и сказал старик:
«Расскажу не сказку, внучек дорогой,
Расскажу о жизни, о воде живой.
Я тебе раскрою, внучек дорогой,
Сердца боль живую, что всегда со мной.
Был тогда я молод и неплох собой,
Скважины бурили в стороне родной.
Жизнь ключом бурлила, время торопя,
Было все прекрасно, но пришла беда!
Тяжкая хвороба мать подстерегла,
Намертво вцепилась и она слегла.
Доктора старались матери помочь.
У ее постели день сидел и ночь.
«Мамочка, родная, ты в себя приди,
Что тебе поможет? Сыну подскажи!»
Веки приоткрыла, молвила с трудом­
«Есть родник у леса, за большим холмом. 
Мне бы той водицы ледяной испить,
Верю, он сумеет жар в груди залить».
Не знаю, что  толкнуло поверить в те слова,
Но баночка с водою была принесена.
Горячими губами припала к ней она,
Глоточка три хлебнула и сразу ожила.
Я в чудеса не верил, но факт неоспорим,
Водица оживила ослабший организм.
Казалось в каждой капле, словно в кладовой.
Свое тепло оставил луч солнца золотой.
И вопреки прогнозам хвороба та ушла,
Знать, вода живою в том роднике была!
Много лет минуло. Прошло и столько зим У родника­ спасителя с матерью стоим.
Сложила руки лодочкой, поближе подошла,
Молитву прошептала, водицы набрала,
Глоточек отхлебнула, ладошки разняла,
На камушки стекала из родника вода.
Секрет раскрылся скоро, лишь к роднику припав,
Была вода та горькой, родник соленым стал!
Мать молча постояла. Такая боль в глазах!
И тихо прошептала: «Да разве ж можно так?!»
То не вода струится сквозь камни­голыши,
То мать­земля рыдает и горче нет слезы!
«Прошу тебя запомни рассказ мой о воде!
Не мертвой, а живою она нужна везде! 
Мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы, результаты вы видите на 
слайде.
   И вот какие правила жизни мы вам предлагаем:
–  ежедневно  пить 1,5 –  2  литра  чистой воды (помимо чая, кофе, супа); 
–  пить из­под крана воду ни в коем случае нельзя; 
–  пить можно только фильтрованную воду, если в доме нет фильтра, то необходимо 
отстаивать воду  в течение ночи; 
 – нельзя кипятить воду больше одного раза, при повторном кипячении выделяется 
диоксин ­  ядовитое вещество, вызывающее рак.
Нет  ничего  более  простого,  чем вода. 
И нет ничего более сложного, чем вода.
  Мы предоставляем слово химикам.
  
   Итак, Н2О, атом кислорода + 2 атома водорода. Это едва ли не первая химическая 
формула, которую узнаёт каждый. Казалось бы, простейшее соединение, а без воды 
никакая жизнь – ни разумная, ни неразумная невозможна. Давайте разберёмся, почему.
   Прежде всего потому, что вода – самое удивительное вещество на свете, это 
уникальное творение природы. Химическая формула этого вещества настолько 
проста, что остаётся только удивляться тем сюрпризам, которые она преподносит 
нам. Дело в том, что почти все физико­химические свойства воды – исключения в 
природе! Во все времена учёные пытались постичь секрет её удивительных свойств. И 
каждый раз отступали, признаваясь в своём бессилии. И не случайно многие учёные 
восклицают: «Необыкновенно! Это – вода!». Давайте познакомимся с некоторыми аномальными свойствами воды.
1. При какой температуре вода кипит
100 градусов. Это знает каждый. Но вопрос поставим иначе: при какой температуре 
вода должна кипеть. Оказывается, вода должна кипеть при температуре ­ 70°C. 
Получается, что вода кипит на 170°C выше, чем должна кипеть. Температура кипения,
это наиболее обычное свойство воды, оказывается необычным и удивительным.
   Аналогично с температурой замерзания. Вода замерзает при температуре ____ (0°C),
а должна замерзать при температуре ­100°C. Опять напрашивается вывод: вода – 
непослушное вещество.
2­е аномальное свойство воды – агрегатное состояние. 
   Не случайно древнегреческий мудрец Фалес воскликнул однажды: «Самое 
замечательное – вода! Только её можно встретить одновременно в различных 
состояниях».
Стихотворение «Вода в природе»
3­е аномальное свойство воды – высокая теплоёмкость.
   При увеличении температуры вещества  теплоёмкость  обычно возрастает. Вода – 
исключение:
      от 0˚С до 36,5˚ С падает теплоёмкость, 
      от  36,5 ˚С до 100˚С возрастает, 
      при 36,5 ˚С достигается минимальная  теплоёмкость.
   Благодаря высокой теплоемкости среднегодовая температура  Земли  оказывается в 
пределах 15 градусов.
   Сравните: на Луне, где нет воды, на стороне, освещенной Солнцем, температура 
составляет +200°С, а на неосвещенной стороне ­  ­150°С.                                       
                                                            
4­е аномальное свойство воды ­ высокая теплота испарения. 
   Каждую минуту водяной пар, поднятый с поверхности Земли, отдает атмосфере 
огромное количество энергии, которая переходит в тепловую, нагревая воздух.       
5­е аномальное свойство воды
Известно, что при охлаждении вещества сжимаются, и только вода расширяется! При 
замерзании вода превращается в лёд и увеличивается в объёме примерно на 1/10 часть.
6­е аномальное свойство воды.
   Плотность большинства веществ при повышении температуры уменьшается, но в 
случае с водой наблюдается аномальное поведение: 
ρ(льда)=0,91
ρ(воды при 0˚С)=0,999
ρ(воды при 4˚С)=1,0
   Таким образом, плотность льда  меньше плотности воды, поэтому лед легче воды. 7­е аномальное свойство воды.
   Вода обладает самым высоким поверхностным натяжением из всех жидкостей, после
ртути.
   Сила поверхностного натяжения воды может удерживать предметы на 
поверхности.
   Жизнь многих насекомых связана с поверхностной пленкой.
   Эта сила заставляет воду подниматься из глубин почвы по почвенным 
капиллярам и питать растение.



8­е аномальное свойство воды. Вода ­ универсальный растворитель. В жидком 
состоянии вода – это практически всегда химическая смесь. 
   В чём же причина аномалий воды.
   Фундаментальные исследования показывают, что молекула воды представляет собой
диполь: с одной стороны заряжена положительно, а с другой отрицательно, являясь, 
таким  образом, мельчайшим магнитом. 
   Соединяясь, диполи  образуют группы молекул – кластеры, которые обладают 
особой молекулярной шестигранной структурой. Эти кластеры и определяют свойства
воды.
   Станция «Информационная»
   Вода – носитель  информации. Японский  учёный  Масаро  Эмото  замораживал 
капельки воды, на которые перед тем  оказывали различное воздействие,  и изучал их 
структуру под микроскопом:
 ­ вот эта вода слышит музыку,
­ эта вода умеет читать,
­ вода помнит людей.
   2017 год объявлен Годом экологии в России. Поэтому мы не можем не предоставить
слово экологам.
   В последнее время все чаще и тревожнее говорят о недостатке воды. Дефицит воды на
самой   водной   планете   Солнечной   системы.   Не   парадокс  ли   это?   Оказывается,   нет.
Только речь идет не о воде   вообще,  а о той, без которой   человек обойтись не в
состоянии – о пресной воде. А её то на Земле не так и много. Уже сейчас примерно 60%
всей поверхности Земли занимают зоны, страдающие отсутствием или недостатком
воды. Международные эксперты сходятся во мнении, что уже в ближайшее время
дефицит пресной воды станет одной из самых насущных проблем человечества.
    
Видео «Значение воды» Мы надеемся, что в нашей стране большее внимание будет уделяться охране водных
ресурсов. Президент РФ В.В. Путин объявил 2017 год Годом Экологии в России. Была
принята   целевая   программа   «Вода   России».   Цель   программы   —   сохранить   либо
восстановить реки и водоёмы до такого состояния, чтобы люди могли пользоваться
экологически чистой, качественной водой. 
     Дорогие ребята! В мае во всех уголках   России состоится общероссийская акция
«Нашим рекам и озёрам — чистые берега!». Давайте станем Хранителями воды и
присоединимся к десяткам тысяч людей, которые выйдут на уборку берегов, чтобы
сберечь свои реки, озера и родники!
Песня «Живи, родник» (на фоне видео)
Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии
между ценностями истинными, вечными и мнимыми, преходящими.
Царь Дхатусена, правивший на острове Шри­Ланка в V в. нашей эры, в ответ на
требования   мятежников   показать   тайники,   где   спрятаны   несметные   царские
сокровища, привел их к искусственному озеру Каланена, имевшему 80 км в окруж­
ности. Озеро спасало жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню
воды и сказал: «Вот! Это и есть все мое богатство!»
УЧИТЕЛЬ. Завершить наш эко­урок мне хочется словами И.В.  Петрянова­Соколова,
которые не только прославляют воду, но и обращены к вам, молодым: «Нет предела 
человеческому разуму, нет предела его возможностям, и то, что мы теперь знаем о 
природе и свойствах поистине самого удивительного в мире вещества – о воде, 
открывает перед вами … ещё большие, неограниченные возможности. И кто может 
сказать, что вы ещё узнаете, что откроете нового, ещё более необычного. Умейте 
только видеть и удивляться. Вода, как и всё в мире, неисчерпаема…».  
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьётся,
Дождями вернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь…
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница, чудо – вода!

“ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ВОДА”

(час красоты и здоровья)

Цель: Научить детей быть здоровыми душой и
телом, стремиться творить свое здоровье,
применяя свои знания и умения в согласии с
законами природы, законами бытия. Учить детей
любви к себе, к людям, к жизни.
Задачи: Формирование у детей мотивационной
сферы гигиенического поведения, безопасной
жизни, физического воспитания; обеспечение
физического и психического саморазвития.
Популяризация плавания.
Участники: Санаторная школа – интернат № 64 (1 – 9
классы и педагогический коллектив).
Оформление: Плакаты о здоровье:

— Единственная
красота, которую я знаю – это здоровье.

— Быть здоровым – красиво, быть красивым –
здорово.

— Где вода, там и жизнь.

Флажки, шары, столик для жюри, стулья для гостей.

Костюмы для героев: Афродита, Посейдон, Жемчужина, Клоун,
группа поддержки.
Атрибуты: Плавательные надувные игрушки (круги,
мячи, матрацы, доски, обручи, веревки и т.д.) по
бортику бассейна. Погремушки, свистки, цветные
флажки.
Форма детей Купальники, шапочки, сланцы, туалетные
принадлежности (большое полотенце).

Медицинский осмотр врачом участников
соревнований.

Музыка до начала праздника (песни о воде,
здоровье)

Ведущий. Мы с удовольствием приглашаем на час
красоты и здоровья победителей конкурса “Самый
здоровый класс”.

Звучит музыка (входят дети, впереди
инструкторы: I младшая команда, II старшая
команда). Все стоят (в руках – атрибуты).

Инструкторы. Направо. Парад. Смирно.

Звучит сигнал.

Ведущий. Добрый день, уважаемые гости, педагоги,
работники бассейна, родители, учащиеся. Рады вас
приветствовать. Надеюсь, вы подготовились к
традиционному часу красоты и здоровья (Группа
поддержки).

Звучит музыка, на фоне музыки слова:
Торопимся мы, торопится, бежит время. Порою в
суматохе нашей жизни мы многое не замечаем в ней.
И не всегда видим и замечаем красоту, красоту во
всем. А ведь стоит только остановиться,
оглянуться.

И вот всё вокруг оказывается красивым. И вот
сегодня не случайно мы здесь. Потому что наших
ребят постоянно соблазняет своей красотой наш
бассейн.

Оглянитесь, полюбуйтесь. С такою красотою и мир
спасти можно.

Богиня красоты Афродита. Встречайте!

Выход богини Афродиты с Жемчужиной (звучит
музыка).

Афродита: (жест рукой) Дорогие ребята,
единственная красота, которую я знаю, – это
здоровье. Всегда и во все времена люди хотели и
хотят быть красивыми. Мало быть красивым,
опрятным, модно и красиво одетым, необходимо,
чтобы это было подкреплено и внутренней
красотой; надо быть умным, добрым, отзывчивым, а
главное, – …

Жемчужина. Здоровым.

Афродита. Что же главное в человеческой
красоте? Нужен живой блеск глаз, улыбка, обаяние…

Жемчужина. И здоровье.

Афродита. Час красоты и здоровья считаю
открытым. (Дети держат плакат: “Единственная
красота, которую я знаю, – это здоровье”.
Болельщики с атрибутами)

Сигнал.

Звучит музыка. Богиня Афродита занимает трон.

Ведущий. Сегодня в празднике принимают участие
те, кто…

Инструкторы (по очереди):

  • выполняют режим,
  • не пропускают занятия по лечебному плаванию,
  • систематически посещают ЛФК,
  • не имеют вредных привычек,
  • любят на обед первые блюда,
  • лучшие дежурные,
  • не пропускают школьных занятий,
  • победители конкурса физминуток,
  • начинают день с зарядки,
  • победители на самый чистый класс, спальную
    комнату,
  • любимое занятие – плавание (хором малыши)

Ведущий. Просим всех участников занять свои
места.

Песня “Модница”.

Афродита. Да, чтобы быть красивым, необходим
режим, ограничения, постоянные физические
нагрузки, неукоснительное соблюдение правил
гигиены и т.д. Для этого нужны воля, выдержка,
терпение.

Ведущий. И эти простые правила усвоили наши
ребята. Они умеют:

  1. красиво ходить, двигаться,
  2. постоянно следить за осанкой,
  3. улыбаться,
  4. всегда в хорошем настроении, любят спорт, и
    особенно плавание.

Афродита. Я вижу, что они следят за осанкой.

Жемчужина. И не только за осанкой, но и за
внешним видом, мне нравятся купальники у ребят.

Звучит музыка, Афродита и Жемчужина
рассказывают о купальниках.

Афродита. А вы знаете, что в XVIII веке
аристократки входили в воду в атласном платье.
Появляется первый купальник – длинный халат с
большим количеством оборок у шеи (показ
купальников).

Жемчужина. В конце XIX века женщины надели
тунику, стянутую в талии и штанишки. Мужчины
купались в полосатых комбинезончиках (показ
купальников).

Афродита. В начале XX века появляются
трикотажные купальные костюмы (показ
купальников).

Жемчужина. В наше время чудо-нити (лайкра)
облегают тела девушек, как вторая кожа (показ
купальников).

Афродита. Быть здоровым – красиво…

Жемчужина. Быть красивым – здорово! (дети
держат плакат)

Афродита. В красоте мы объединены. Красотою мы
молимся. Красотою мы побеждаем.

Ведущий. Внимание! Начинаем… (пауза)

Физорг (кричит). Смотрите, что я поймал!
Смотрите, что я поймал! (он только что вышел из
воды: на голове – маска для подводного плавания,
в одной руке – ласты и дыхательная трубка, в
другой – большая пластиковая бутылка).

Ведущий. А там что-то белеет. Давайте откроем и
посмотрим. (Все кричат: “Давайте!”). Бутылку
открывают, из нее извлекают бумажный свиток.

Ведущий. Ну-ка, посмотрим, что тут написано (свиток
разворачивают и видят красиво оформленный указ
Посейдона).

Указ

Сегодня, 19 апреля 2006 года, повелеваю
провести веселый праздник в мою честь.

Прибуду лично.

Посейдон.

Ведущий. Я не ошибусь, если скажу, что все
присутствующие любят плавание и готовы прямо
сейчас поплавать. Готовы? (ответ).

Издавна у человека была мечта: научиться
плавать. И мечта сбылась, потому что он, человек,
если захочет, то может все.

Ведущий. А знаете ли вы историю плавания?

Инструкторы задают вопросы:

  • Какие стили (способы) плавания на спортивные
    дистанции вы знаете? (Кроль, брасс, баттерфляй, на
    спине, прикладное, подводное, синхронное)
  • Чем интересен такой стиль плавания, как кроль? (КРОЛЬ
    (англ. crawl, букв. — ползание), самый быстрый способ
    спортивного плавания; попеременные гребки
    полусогнутыми руками, сопровождаемые
    непрерывными движениями (вверх-вниз) вытянутых
    ног. Кролем установлены все мировые рекорды в
    плавании, т. н. вольным стилем.
    )
  • Что вы знаете о стиле брасс? (БРАСС (франц. brasse,
    от bras — рука), способ спортивного плавания на
    груди, характеризующийся одновременными
    симметричными движениями конечностей в
    горизонтальной плоскости.
    )
  • Какой стиль называют художественным плаванием?
    (СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ, выполнение в воде
    различных фигур под музыку. Участвуют только
    женщины. Чемпионаты мира проводятся с 1973. В
    программе Олимпийских игр с 1984. Судьи оценивают
    сложность и артистичность обязательной и
    произвольной программ. Первой Олимпийской
    чемпионкой стала американка Т. Руис. На играх в
    Сиднее золотых наград были удостоены российские
    спортсменки.
    )

Показательные выступления спортсменов

Ведущий. Красота присуща всему здоровому…
Займемся плаванием.

Афродита. Но как же мы будем плавать без
повелителя Воды? Я призываю великого Посейдона –
одного из главных олимпийских богов, владыку
воды.

Выход Посейдона (музыка).

Посейдон. Победителям конкурса “Самый
здоровый класс” привет! Я вижу, что вы все
собрались поплавать, а плавать-то умеете?

Дети: ДА!

Ведущий. Два раза в неделю они посещают бассейн,
уроки здоровья, каждый день – ЛФК.

Посейдон. Плаванье – это вид спорта, выгодно
отличающийся от всех других тем, что им можно
заниматься в любом возрасте – от рождения до
последних дней жизни.

Посейдон. Я слышал, что был конкурс рекламы о
здоровье. А плаванье вы смогли бы
прорекламировать?

Группа поддержки. Мы в бассейне отдыхаем, много
плаваем, играем, настроенье поднимаем и здоровье
улучшаем.

Посейдон. Ну, что, ребята, разрешаю, плавайте, на
здоровье.

Афродита. Посейдон, мы дождались этого момента.
И мы точно знаем, что ты уважаешь тех ребят,
которые умеют плавать, заботятся о своем
здоровье, укрепляют его.

Посейдон. Итак, ребята, никакие капризы погоды
не помешают прекрасно провести сегодня время в
бассейне.

Ведущий. Уважаемый владыка воды! Мы тебя
пригласили, чтобы ты посмотрел, какие наши дети
ловкие и быстрые. Давайте, ребята, покажем!

Ведущий. Но прежде нужно вспомнить правила
Техники Безопасности.

Дети поочередно называют правило (музыкальное
оформление):

  1. Учащиеся должны пройти медосмотр и знать
    инструктаж по ТБ.
  2. Соблюдать дисциплину.
  3. Во всем слушать тренера, преподавателя.
  4. Перед занятием нужно принять душ.
  5. Запрещено бегать по обходным дорожкам бассейна.
  6. Перед занятием обязательно построение и
    перекличка.
  7. Запрещено баловаться в бассейне.
  8. По окончании занятий необходимо организованно
    покинуть бассейн и принять душ.
  9. Для занятий необходимы плавательная шапочка и
    купальный костюм.

Ведущий. В нашей школе “Здоровье” учатся 210
человек, из них 190 умеют плавать. Остальные очень
хотят научиться. Ну, теперь, кажется, готовы!
Начинаются соревнования, посвященные 75-летию
Прокопьевска. В нашем городе заботятся о
здоровье детей.

Инструкторы. Приглашаются на показательную
часть обучения плавания: старшая группа
(задание), средняя группа (задание), младшая
группа (задание). Инструктора комментируют
происходящее (9 человек).

  1. поплавок,
  2. звездочка на груди,
  3. звездочка на спине.

Ведущий (в движении, около бассейна, присесть
на первую ступеньку в бассейне; поднят плакат
“Где вода, там и жизнь”).
Её величество вода.
Целебная сила воды. Великая тайна воды. Н2О
(“Я беру с собой в дорогу лишь всего на день хлеба
и немного Н2О”). Вода – жидкость без запаха,
вкуса и цвета. Неслучайно мы говорим сегодня о
волшебных свойствах воды. Первые организмы
возникли в воде. В воде всё начинается и
заканчивается. Без воды немыслим процесс
нормального функционирования ни одного живого
организма. Более всего это касается человека.
Цифры говорят сами за себя: 65% человеческого тела
составляет вода.

Вода очищает, укрепляет. Пребывание в воде
закаливает организм. Во время плавания
воспитывается чувство правильной осанки.

В каждом из нас есть частичка воды, и за это мы
должны платить воде любовью и благодарностью.
Вода остается водой, но структура ее меняется. У
вас сейчас хорошее настроение, и вода слышит и
ощущает и зовет вас соревноваться.

Инструкторы. Приглашаются к участию в
соревновании девочки (карточки на всех
индивидуально).

Инструкторы. На старт, внимание, марш (звучит
музыка; группа поддержки, 3 инструктора с
секундомерами).

Посейдон. В санатории вы время зря не тратили,
интересно у вас, занимаетесь плаванием, и это
хорошо, что вы дружите с водой.

Инструкторы. Приглашаются на старт мальчики (карточки
на всех индивидуально
).

На старт, внимание, марш! (Звучит музыка,
группа поддержки, 3 инструктора с секундомерами).

Посейдон. Ну и плавают, как реактивные. Всё
знают о плавании. Вижу, дети здоровенькие, с
хорошим настроением.

Ведущий. Это потому что у нас школа здоровья,
школа любви, юмора, веселья, хорошего настроения.

Инструктора. Веселые старты (на приз владыки
воды Посейдона). Между играми небольшие
юмористические паузы. Во время игры звучит
музыка.
(3 команды по 4 человека, 4 конкурса).

“Веселые старты”

I. Скольжение на груди с работой ног кролем, в
руках дощечка с мячом (мяч руками не трогать).

II. Лежа на матраце совершать гребковые движения
руками.

III. Руки работают брассом, дощечка зажата
голенью.

IV. Скольжение на спине с работой ног кролем,
эспандер на лбу.

Ведущий. Закончились веселые старты. Ребята
показали, что они с водой на “ты”. Это похвально.
Думаю, наш дорогой гость Посейдон доволен.

Жемчужина. 1. Еще люди научились вести на дне
морском археологические раскопки. И человек
чувствует себя под водой почти как рыба. Осталось
найти на дне жемчуг (бусы) и подарить его
Афродите (кто быстрее). Звучит музыка.

Посейдон. Ориентируетесь в воде неплохо, а как
ныряете!

Посейдон. Я хочу задать вопрос малышам. Где
можно купаться?

Малыши.

Давайте же мыться, плескаться, купаться,
нырять, кувыркаться,
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.
И в ванне, и в бане –
Всегда и везде вечная слава воде!


Ведущий. Эти строки, хорошо знакомые всем с
детства, приглашают вас, ребята, в волшебную
страну бога Посейдона! Главные ее дары –
здоровье, бодрость, хорошее настроение и красота!

Посейдон. Приглашаю вас в гости, хочу с вами
поиграть.

Игры на воде

“Салки с мячом”. Выбирается голящий, мячом он
должен задеть участника. Кого задели, становится
голящим.

“Лягушата”. Дети в воде стоят в шеренгу. По
команде “Щука!” все подпрыгивают вверх, по
команде “Утка!” – прячутся под воду. Неверно
выполнивший команду выбывает из игры.

“Рыба и сеть”. Выбираются 2 голящих, которые
берутся за руки (“сеть”). Голящие стараются
поймать “рыбу”, т.е. игроков. Тот, кого поймали,
тоже становится “сетью”. Задача – переловить
всю “рыбу”.

“Ручеек”. Участники разбиваются на пары,
берутся за руки, поднимают руки вверх и встают
друг за другом. Голящий проплывает между парами и
выбирает себе участника. Оставшийся без пары
становится голящим.

Финал. Построение участников праздника,
составление слова “Здоровье” на воде.

Ведущий. Среди героев ваши имена. Очень легко
объявлять результат, а он есть! Итоги
соревнований и награждение победителей проводят
Посейдон и Афродита.

Посейдон. Для подведения итогов и награждения
прошу всех встать (Звучит музыка. Посейдон
читает грамоты и вручает их).

Ведущий. Каждый человек должен быть здоров.
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия,
постоянные и значительные, заменить их нельзя
ничем. Всё в жизни имеет смысл, пока мы здоровы. В
память о нашем сегодняшнем празднике мы дарим
брошюры о здоровье “Здоровье – это чудо”,
составленные педагогами нашей школы.

Ведущий. Мы говорим “До свидания!”

Посейдон. Будьте живы, здоровы и счастливы, а
значит – красивы!

Афродита. Ребята! В вашем распоряжении врачи,
данные природой, всегда готовые помочь в
создании стопроцентного здоровья. Это солнечный
свет, свежий воздух, чистая вода, естественное
питание, голодание, физические упражнения, отдых,
хорошая осанка.

Посейдон.


Я мудр, мне очень много лет.
Немало повидал на свете.
Но лучше праздника не видел, нет.
Порадовали нынче меня дети.
Но пробил расставанья час,
Грустить не надо, детвора,
Мы встретимся еще не раз.
Эй, свита! Отплывать пора.


Афродита. Помните, через красивое – к
здоровью!

Уход Афродиты и Посейдона. Звучит музыка.

Ведущий. Только человек, живущий в гармонии с
собой и с миром, будет действительно здоров и
красив. А мы будем растить здоровых, радостных,
добрых и дружных детей – в здоровой, радостной,
доброй и дружной среде взрослых!

А вы, ребята, что выбираете?

Ребята хором: Мы выбираем здоровье

Ведущий. Изящество и красота не могут быть
отделены от здоровья. Да будет с вами сила
красоты – Здоровье!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий живой классики школьный этап
  • Сценарий зайка на полянке
  • Сценарий закрытия конкурса педагогического мастерства
  • Сценарий живое русское слово
  • Сценарий зажигательного нового года