Сценарий его величество бал

«ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО БАЛ» Сценарий (обобщение педагогического опыта для школьников младших классов)  

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Гимназия №3» Зеленодольского муниципального района  Республики Татарстан

 «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО БАЛ»

Сценарий

 (обобщение педагогического опыта для школьников младших классов)

И скоро балу быть…

И сердце трепетное бьётся…

Как даст мне Бог его прожить?

Как он душе моей придется?

И то ли радость, то ли страх

Сейчас внутри меня теснится…

Того не выразить в словах,

Тому осталось только сбыться.

А. С. Пушкин

Автор

Педагог дополнительного образования

Васильева Елена Львовна

Контактные данные

РТ г. Зеленодольск МБОУ «Гимназия №3» ЗМР РТ

89053776931

Год создания 2021

Форма

Театрально-хореографическая гостиная

Данное мероприятие планируется провести в марте 2021 года

Место проведения-МБОУ «Гимназия №3» ЗМР РТ ( актовый зал )

.Творческая группа – создатели проекта  «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО БАЛ»
Исполнители

Директор МБОУ гимназии№3
Заместитель директора по воспитательной работе

Педагоги дополнительного образования

Классные руководители начальной школы
Звукорежиссер

Костюмер

Декоратор

Цель:

— расширение кругозора учащихся, ознакомление с большим количеством  музыкального и хореографического материала.

—     воспитание, основанное на умении ребят воспринимать окружающий мир, благодаря которому они имеют возможность познать лучшие образцы мировой художественной культуры через музыкальный материал, историко-бытовой танец, литературные и исторические источники.

–   познакомить учащихся с эпохой, сделав их действующими лицами, научить этикету: уметь здороваться, знакомиться, приглашать дам на танец, ухаживать за ними, поддерживать разговор, уметь танцевать

— возродить потребность интереса учащихся к изучению русских национальных традиций, исторических танцев, к старинной моде и светскому этикету.

Оборудование:

— проектор мультимедиа, компьютер,

— микрофоны

Оформление зала:

стулья расставлены по периметру актового зала, свечи в подсвечниках, искусственные цветы, экран для медиапроектора .

Работа звукооператора: подбор музыкального сопровождения с произведениями композиторов XIX века: Штрауса, Чайковского, Моцарта, Глинки

Участники бала:

Параллель учащихся начальной школы 1-ые классы, 2-ы классы, 3-классы, 4 классы

Ведущие: Творческие группы учащихся старшего и среднего звена ( исполнители главных ролей ):

1.Вельможа 1

2. Вельможа 2

3.Принц

4. Нищенка

5.Ведущий 1

6.Ведущий 2

7. Церемониймейстер

Гости бала: директор гимназии  , учителя

Введение

  Бал на протяжении трёх веков был непременным атрибутом жизни русского дворянства.

    Прежде всего, хотелось бы остановиться на том, что же такое бал? Бал (от франц. – «танцевать») – это собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от других танцевальных собраний известным блеском, более строгим этикетом и заранее определенным порядком.2

     Как известно, культура тесно связана с общественной жизнью народа и отражает историческую эпоху. Каждая эпоха накладывает определённые отпечатки на развитие искусства, культуры, традиций. Бал как явление культуры представляет огромный интерес, так как является формой общественной жизни. Поэтому изучение истории развития бала представляется важным в культурологическом плане: оно позволяет более детально представить культуру, традиции, обычаи любого государства. Без балов немыслима история императорского периода России; неслучайно сцены бала нашли такое яркое отражение в творчестве А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и явились ключевыми моментами в судьбе героев, поскольку ярко отразили быт и нравы дворянского сословия. Необходимо отметить, что бал был не только частью культуры XVIII, ХIX и начала XX веков, но и составляющей частью жизни людей в обществе. «Бал есть жизнь в миниатюре, — говаривали в старину, — со всеми ее обольщеньями, интригами, странностями, кознями, со всем, что есть в ней сладкого и горького».1 Надо отметить, что с течением времени менялись традиции, в том числе и традиции бальной культуры. В России в XX веке вследствие исторических событий балы потеряли свою популярность и актуальность. Постепенно культура танца пришла в упадок.

     К сожалению, реалии современного времени свидетельствуют о снижении духовной культуры человека: утрачиваются культурные связи поколений и традиции, наблюдается всеобщее падение нравов, культурных ценностей, излишняя свобода в отношениях людей, уходит в прошлое танцевальная культура и светский этикет. В жизни общества «пресловутая» свобода понимается как «вседозволенность». В связи с этим, данная проблема требует разрешения и очевидно, что необходимо возрождать интерес к изучению русских национальных традиций, исторических танцев как одного из направлений формирования культуры подрастающего поколения.

Актуальность данной темы неоспорима, так как без духовной и нравственной культуры невозможно развитие общества, сохранение культурного наследия, имеющего ценность, в первую очередь, для молодого поколения

Задачи:

 сохранение и приумножение лучших в новых исторических условиях, создание мотивации для формирования у молодежи патриотических ценностей.

— познавательные:

 развитие познавательной активности. Развитие речевой активности. Эстетическое воздействие на эмоции у воспитанников посредством использования разных видов искусства.

— воспитательные задачи:

 воспитание культуры межличностного общения, социальной активности    детей. Формирование эстетических образцов проведения свободного времени. Оптимизация межличностных отношений в школьных коллективах. Развитие творческих способностей воспитанников.

— развивать умение и применять полученные знания на практике.

Сценарный план

Под торжественною музыку дети парами входят в зал. Кавалеры ведут своих дам и рассаживаются по местам.

Голос за кадром:

 События, о которых мы вам сегодня расскажем — не выдуманы. Они произошли много- много лет тому назад, в одном уже всеми забытом государстве.
Это история — о любви, которая побеждает зло. Итак, жил-был принц, который больше всего на свете любил охоту и балы.
Трубы. Выход Принца и слуг.


Вельможи вместе: Внимание, Внимание! Сказочное времечко — времечко желанное.  Тихо! Начинается сказка долгожданная. 
Вельможа 1: Королевство сказочное чудесами славится.  Публика, внимание!  Сказка начинается! 
Вельможа 2: Сегодня по случаю удачной охоты нашего принца в замке состоится бал.

Вельможа 2: Всем уважаемым и знатным семьям необходимо явиться на бал незамедлительно!!! 

Вельможа 1:

Принц издал такой указ,

Объявлен дивный бал у нас!

Все дети гимназической страны

На бал явиться в срок должны!

  Фанфары 

Принц: Я несказанно рад гостям.

С собой улыбки захватите

Вас ждет необычайный бал!

Для счастья сердце распахните!

Вельможа 1: И затаил дыханье зал…

Вниманье! Открываем бал!

Танец- Вальс

Ведущий 1. Дорогие участники бала, как вы думаете, можно ли на нашем балу познакомить всех участников друг с другом?

Ведущая 2. Есть очень простой, веселый и несложный танец, который можно выучить прямо на балу и познакомить всех участников. Просим выйти сюда отважных кавалеров-мальчиков. Они должны выйти в центр и встать спиной внутрь круга.

Смелее, кавалеры!

Ведущий 1. А сейчас приглашаем девочек занять места напротив мальчиков, лицом друг к другу. Девочки, выбирайте любого партнера.

Ведущая 2. Условия игры-танца – мальчики, как только зазвучит музыка, двигаются по кругу против часовой стрелки, а девочки по часовой стрелке. Музыка заканчивается – нужно повернуться в паре лицом друг к другу и поздороваться, называя своё имя.  Давайте попробуем!

(Ведущие показывают движения).

Церемониймейстер. Веселый танец знакомств, господа!

«Танец знакомств»

Слышится стук, появляется Нищенка.

Нищенка:

 Здравствуй, дорогой принц! У тебя во дворце так тепло и весело, а на улице так темно и холодно. Пусти меня, пожалуйста, переночевать, я очень замерзла…
В обмен за приют, я подарю тебе этот волшебный цветок…
Принц (посмеявшись над подарком): Смешная старуха! Разве ты не видишь, какие прекрасные дамы присутствуют здесь на балу, а на кого похожа ты?
Убирайся, тебе здесь нет места!!!
Нищенка: Как жаль. Бедный принц! Ты красив, но красота должна быть не снаружи, а внутри. В твоем сердце, нет любви… И в наказание за это не смеяться тебе весело, не знать радости и счастья! Каждый день твоей жизни пусть будет наполнен тоской и унынием! И да пусть померкнут для тебя краски этого весёлого бала!

Принц становится мрачным

Нищенка: Я наложила на твой замок и всех его обитателей, могущественное заклятие. Если кто-то сумеет развеселить тебя прежде, чем упадет последний лепесток с этой розы, то чары рассеются, а если нет, то навсегда останешься самым грустным принцем на всем белом свете!.
 Нищенка разворачивается, уходит.

Ведущий1: Беда! Беда!

Друзья, давайте танцевать, играть, шутить,
Чтоб чары Нищенки всем вместе победить!:
Нам Принца надо на балу расколдовать,

Чтоб смог нам снова улыбнуться он опять!

Ведущая 2: О, я, кажется, знаю, что может его развеселить! Полька!

Ведущий 1: Полька! Весёлый танец! Полька родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя! Она не знает, что такое плохое настроение, полька точно нам поможет!

Церемониймейстер: Полька, господа! 

Полька «Добрый жук»

Ведущий 1: Странно, не помогло!

Ведущая 2: Ну ничего-ничего, есть у меня в запасе ещё одно тайное средство: игры!

Кто любит цветы?  Выходите к нам! И выстраивайтесь в ручеек!

Церемониймейстер: Господа, «Ручеек с цветком»!

Игра «Ручеек с цветком».

СЦЕНА «РАЗНОЦВЕТНЫЙ ТАНЕЦ»

Ведущий1: Мы хотим, чтобы каждый участник сегодняшнего бала унес с собой чудесное весеннее настроение и светлое воспоминание о празднике.

Ведущая 2: Поэтому объявляется разноцветный танец!

Ведущий 1: Под веселую музыку все будут танцевать по одному, но, как только я назову какой-нибудь цвет, все должны подбежать и дотронуться до того человека, в одежде которого и присутствует названный мной оттенок. Давайте попробуем!

Церемониймейстер: «Разноцветный танец», судари и сударыни!

Ведущий 1: Смотрите, брови нашего принца уже не так нахмурены, его сердце начинает оттаивать!

Ведущая 2: Следующий номер нашего бала — танец со шляпой!. Среди нас есть ловкие и смелые кавалеры?

 Хорошо, господа, встаньте передо мной!( бросает шляпу в толпу)

Ведущий 1:  Тот, кто поймал шляпу, должен ходить с ней по залу среди танцующих. Как только музыка прекращается, он надевает шляпу на любого участника и тот должен выполнить наше специальное задание – вытащить фант и исполнить задание.

(Задания продумываются заранее и раздаются хозяйкой бала. Новый участник со шляпой ищет себе замену. Игра продолжается 5-6 раз).

 Церемониймейстер. Танец со шляпой, господа! Танец со шляпой!

Ведущий 1: Мне кажется или уголки рта нашего Принца сами непроизвольно поползли вверх и стали складываться в улыбку? Ребята, еще немного и чары Нищенки рассеются!

Ведущая 2:Смотрите, смотрите, он держится за сердце!

Принц: О, как жарко в груди, какие странные ласковые покалывания, как будто бы пузырьки от газировки лопаются в сердце. И так приятно! Что же я наделал? Зачем обидел бедную старую женщину, не пустил ее на бал, выгнал на улицу в одном ветхом платьице! Какой я противный! Бессердечный! Злой!

Ведущая 2: Милый Принц, не кори себя! Ведь ты всё понял. Знаешь, мне кажется, что тебе стоит извиниться перед старой Нищенкой, и чары окончательно падут.

Принц: Но она обиделась на меня и ушла, я сам прогнал её! Как же её вернуть?

Ведущий 1:Я думаю, добрая песня, спетая нашими добрыми помощниками-ребятами, будет обязательно ей услышана.

ПЕСНЯ «О дружбе»

Вельможа 1: О, чудо! Смотрите, кто спешит к нам сюда! Какая прелестная  юная девушка! Но она мне кажется знакомой! Неужели ?Нищенка, это Вы?

Вельможа 2: Свершилось чудо!

Нищенка: Спасибо вам, дорогие мои. Когда –то давно старый злой колдун разозлился на меня и наложил заклятие, превратив меня в бедную Нищенку. Он сказал, что если найдётся прекрасный Принц, который сможет с помощью своих друзей справиться со страшным заклятием уныния и грусти и сумеет понять, что обидеть другого человека очень просто, а вот исправить свою ошибку трудно, то я снова стану прекрасной Принцессой.

Принц: О, я сражён в самое сердце! Прекрасная девушка, я, кажется, влюблён!

Ведущий1: Сказка о любви, Древняя как жизнь.
Ждали долго мы этих перемен вот и дождались.
Ведущая 2: Сделан первый шаг, не узнать их лиц.
Бед в помине нет, грустных тоже нет,
Есть прекрасный принц.
Ведущий1: Древний словно свет,
Сказочный сюжет,
Девушка и принц.

Принц: Разрешите пригласить Вас на вальс, о прелестная Принцесса!

Церемониймейстер: Вальс! Последний вальс! Танцуют все!

 Заключение

    От замысла до проведения бала учащиеся, родители, учителя проходят путь культурного самоопределения и самосозидания – путь совместного творения бала. Необходимо участие каждого в совместном творении бала: учимся танцевать, изучаем этикет в практике общения, осмысливаем ценности уважительных, доброжелательных взаимоотношений и правила поведения на балу, создаем оргкомитет по подготовке бала, готовим бальные наряды, выбираем танцы и музыку, готовим пригласительные билеты, составляем списки приглашенных на бал, обдумываем оформление зала и т.д. И тем самым создаем себя, культуру личности, создаем сообщество культурных людей и новое культурное явление – школьный бал.

   Такая организация деятельности позволяет реализовывать и развивать способности, не востребованные на уроке, в школьной жизни, часто, к сожалению, и в семье: проявить внимание, сделать комплимент, подарить улыбку, и в то же время – получить приятные эмоции, вдохновиться и отдохнуть.

   Формируется положительное отношение к собственной личности, укрепляется доверие к своему чувствованию и видению мира и уважение к другим. Общая культура праздника создаётся культурой каждого в отдельности и их взаимодействием. Энергия «общего» может стать энергией вдохновения для каждого. Может быть, благодаря этому, мальчишки не будут отталкивать девочек при входе в класс, не будут сидеть в транспорте молодые мужчины, а девчонки будут не только бегать в джинсах, но и уметь носить платье с туфлями на каблуке так, что все будут оборачиваться, будто завороженные…

  Учителя и ученики оказывают взаимное влияние друг на друга и взаимно обогащаются. Таким образом, учитель признаёт за ребёнком право влиять на педагога и его развитие. Такое общение ценно само по себе. Поэтому важен каждый этап деятельности: и бал как результат образовательного процесса, и само движение к красоте бала, его подготовка.

  Старинные культурные традиции сохранились в веках не просто так, в них заключена мощная гуманитарная сила и воспитательный потенциал. Таким образом, прекрасная бальная традиция возвращается, так же, как и традиция проведения школьных балов в их классическом понимании.

               Андреева Ирина Владимировна – художественный руководитель 2 категории

КГУ «Областная специальная школа – интернат для детей с девиантным поведением»

                             Г. Серебрянск, Восточно Казахстанская область

                                  Его величество Бал.

                     Цели и задачи:

1.Воспитание духовной культуры учащихся

2.Познакомить с традициями дворянства 18 – 19 веков

3.Развивать эстетический вкус

4.Формировать основы этикета.

1).Ведущий — Добрый день, достопочтенная публика! Сегодня мы имеем удовольствие пригласить вас на бал! Но сначала – немного истории. Балы, как явление, возникли в Италии в 14 веке и быстро приобрели большую популярность. К 18 веку балы гремели уже по всей Европе. Своё название бал получил от латинского  ballare – танцевать. Но на балу не только танцевали. Дворянский бал был настоящей школой  общения для  людей, на балу влюблялись, находили жениха и невесту, заводили полезные знакомства,  заключали сделки, вели деловые переговоры, и так далее.  Любой бал начинался с приглашения. Приглашения рассылались за три недели до бала. Адресат должен был ответить на приглашение, причём отказ от приглашения  порицался обществом. Обычно бал начинался вечером и продолжался до утра. В назначенный день, ближе к вечеру, начинали съезжаться гости. Они проходили в бальную залу – огромное помещение, великолепно украшенное и освещённое множеством восковых свечей в  хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. За соблюдением всех правил на балу следил распорядитель бала, или церемонимейстер.

Бал начинался полонезом. Полонез – польский танец – торжественное шествие, в котором должны были принять участие все присутствующие на балу. Обычно полонез открывали хозяин и хозяйка дома. Они проводили цепочку танцующих по всем апартаментам и возвращались в бальную залу. Возвращение танцующих в залу встречалось всеобщим ликованием, фанфарами и громкой музыкой.

И грянул бал! Кружась, летели

Чета младая за четой.

Одежды роскошью блестели.

А лица – чистой красотой!

Уже народу полна зала

Музыка уж греметь устала,

И всем страстям наперевес

Танцуют пары полонез.

         Господа, полонез! Маэстро, музыку!

2).В 80-е годы 18 века в столице Австрии Вене появился новый танец – вальс.

Название танец получил от латинского vale – кружить. Вальс сразу же стал любимцем балов. Знаменитые композиторы писали музыку для исполнения вальсов. Были популярны удивительно нежные, лиричные вальсы  польского композитора Фредерика Шопена, но поистине королём вальсов был венский композитор Иоганн Штраус, он написал 152 вальса. Вальсы Штрауса, такие как «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса» и в наше время любимы многими ценителями музыки. И сегодня мы непременно услышим эти чарующие звуки. На балах присутствовали сотни, а порой и тысячи гостей, на балу 1 января 1828года, например, было сорок тысяч приглашённых. Конечно, такой массой танцующих нужно было как – то управлять. Эта роль отводилась танцмейстеру. Танцмейстер помогал танцующим, объявляя фигуры танца и направление движений. Как это было я попытаюсь продемонстрировать.

                       Вальс, господа! Маэстро, музыку!

3). На балах проводились игры – котильоны, что-то вроде фантов или лотереи для  случайного выбора партнёров для танца. Например, сердечко или цветок из бумаги разрезали пополам и раздавали половинки дамам и кавалерам. Те, у кого совпадали половинки, и составляли пару на танец. Мы сейчас проведём котильон с лентами. Посмотрите, вот лента, одна половина которой жёлтая, а другая – розовая. Я беру несколько лент, приглашаю равное количество дам и кавалеров. Дамы берут белую ленту, а кавалеры – красную,

Дама и кавалер, которые держатся за одну ленту, составят пару.

                      А теперь, господа, галоп! Маэстро, музыку!

4). Кульминацией бала была мазурка. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Дама в мазурке идёт плавно, грациозно, изящно скользит и бегает по паркету. Партнёр же проявляет большую активность. Поначалу кавалеры в мазурке выполняли высокие прыжки – антраша, особым шиком считалось лихое пристукивание каблуками, отчего страдал паркет. Позднее мазурку стали танцевать более спокойно, чем не были довольны кавалеры. Вот что по этому поводу писал А.С. Пушкин:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы,

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

                      Мазурка, господа! Маэстро, музыку!

5).Ещё одним модным танцем на балах была полька. В польке не было сложных элементов, но танец, состоявший из однообразных повторяющихся движений, был весёлым и задорным, что очень нравилось молодёжи.

                 Господа, гусарская полька! Маэстро, музыку!

6).И снова – вальс! Вальсовых композиций было множество – быстрый вальс, медленный вальс, венский вальс и комбинированные с другими танцами: вальс-гавот, вальс-бостон, вальс-мазурка, и так далее. Сегодня мы покажем вам ещё одну разновидность вальса.

                  Испанский вальс, господа! Маэстро, музыку!

7).Обычно бал заканчивался котильоном. Один котильон – с лентами – мы вам уже показали. Ещё один интересный котильон – «Снежный ком». Почему «Снежный ком»? Потому, что начинала танец одна пара, затем приглашалась ещё пара, каждая из пар приглашала свою пару, и так далее, то есть количество танцующих росло, как снежный ком.

          Господа, котильон «Снежный ком»! Маэстро, музыку!

8).Замолк оркестр, в окне – рассвет

     И слуги гасят свечи.

     Гостей развозят по домам

     Красивые кареты…

Окончен и наш бал, господа! Благодарим за внимание!

Просмотр содержимого документа

«Его величество БАЛ»

Цель: воспитание духовной культуры учащихся.

Задачи: углубить изученное о жизни и деятельности А.С. Пушкина;
познакомить с нравами и бытом дворянства XIX века; развивать эстетический вкус;
формировать основы этикета.

Оборудование

  1. Сцена оформлена в духе XIX века: свечи на столе, веера у девушек, юноши
    в строгих костюмах.
  2. Портрет А.С. Пушкина.
  3. Экран, проектор, ноутбук для демонстрации слайдов.

Ход мероприятия

1-й ведущий (девушка). Добрый день, господа! Мы
пригласили вас в свой литературно-музыкальный салон на Пушкинский бал,
посвященный дню рождения великого поэта. Попробуем воссоздать атмосферу балов
русского дворянства и перенестись в Петербург XIX века. Светская жизнь кипела
ключом: балы, собрания, театр, званые обеды. Пушкин знал свет не понаслышке. Он
был молодым человеком, который принимал активное участие в этой блестящей
суетной жизни.

2-й ведущий (юноша). Из рассказа брата А.С. Пушкина
Льва: “По выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своей молодостью и
независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то
закулисные тайны”. Пушкину нравились балы. (Слайд 1)
Приложение

“Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма”.

Может быть, поэтому он так великолепно описывает светскую жизнь в “Евгении
Онегине”:

Чтец 1. (Слайд 2)

Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет
И радуги на снег наводят;
Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам и модных чудаков.

Чтец 2.

Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Уж музыка играть устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.

Чтец 3. (Слайд 3)

К нам он сквозь годы прорвался
В этот стремительный век.
Бал! Это лучшее, может, что изобрел
человек.
Все так волнительно, ново,
Кругом идет голова.
Будто Наташа Ростова
Я в эту залу вошла.
Ах, этот блеск, эти краски,
В танце мелькают огни.
Словно из старенькой сказки
Вдруг появились они.
Шелест роскошных нарядов,
Запах духов дорогих…
Все это близко, все рядом…

(Стих-е ученицы Демиденко Александры МОУ Усть-Илимский экспериментальный
лицей.)

2-й ведущий (юноша). (Слайд 4) Бал – это особенное событие в
жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий
Михайлович Лотман: “Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни
частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он
был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих”.

1-й ведущий (девушка). (Слайд 5) П.А. Вяземский отмечал: “Сам
бал был не просто зрелищем, а зрелищем в зрелище. Молодые люди учились
любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться
обязанностям. Тут учились и чинопочитанию, и почитанию”.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг
был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало
звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился
клавесин – дедушка нынешнего фортепиано. (Слайд 6) Музыка и танцы были
частью дворянского образования.

2-й ведущий (юноша). Бал был очень дорогим удовольствием для
принимающей стороны. “Давал три бала ежегодно и промотался наконец” – говорится
об отце Онегина. Но не будем вдаваться в финансово-экономические подробности.
Интереснее говорить о том, что было на балах.

1-й ведущий (девушка). (Слайд 7) Любой бал начинался с
приглашения. “Бывало, он еще в постеле, ему записочки несут. Что, приглашенья? В
самом деле, три дома на вечер зовут – там будет бал, там детский праздник”.
Приглашения на бал не могли посылаться в день бала – адресаты должны были
получить их за три недели и составить ответ – будут или нет. Приглашения были
очень лаконичны, например: “Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать
в маскарад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов”. Впрочем, вся
остальная информация была излишня – все и так знали прочие бальные условности.

2-й ведущий (юноша). Дворянский бал был школой общения для
людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. (Слайд 8) Звучит
романс на стихи Алексея Толстого “Средь шумного бала случайно…” (запись).

1-й ведущий (девушка). (Слайд 9) Балы проходили в огромных и
великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством
восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине
зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у
стены стояло множество столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт.
Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и
общения. Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно
чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828
г. было до сорока тысяч человек.

Чтец 4. (Слайд 10)

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Все чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь.
Блеснуть, пленить и улететь.

2-й ведущий (юноша). Участие в придворных балах было
обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь.
Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми. Предлагаем
вашему вниманию мнение Чичикова о бале. (Звучит отрывок из поэмы Н.В. Гоголя
“Мертвые души”.) (Слайд 11)

(Звучит монолог Чичикова (гл.8) в исполнении учащегося:“Чтоб вас черт побрал
всех, кто выдумал эти балы!.. И вспоминать даже о нем не хочется”.)

«Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы! – говорил он в сердцах. –
Ну, чему сдуру обрадовались? В губернии неурожаи, дороговизна, так вот они за
балы! Эк штука: разрядились в бабьи тряпки! Невидаль, что иная навертела на себя
тысячу рублей! А ведь на счет же крестьянских оброков или, что еще хуже, на счет
совести нашего брата. Ведь известно, зачем берешь взятку и покривишь душой: для
того чтобы жене достать на шаль или на разные роброны,… . А из чего? чтобы не
сказала какая-нибудь подстега Сидоровна, что на почтмейстерше лучше было платье,
… . Кричат: «Бал, бал, веселость!» – просто дрянь бал, не в русском духе, не в
русской натуре; черт знает что такое: взрослый, совершеннолетний вдруг выскочит
весь в черном, общипанный, обтянутый, как чертик, и давай месить ногами. Иной
даже, стоя в паре, переговаривает с другим об важном деле, а ногами в то же
время, как козленок, вензеля направо и налево… Все из обезьянства, все из
обезьянства! Что француз в сорок лет такой же ребенок, каким был и в пятнадцать,
так вот давай же и мы! Нет, право… после всякого бала точно как будто какой
грех сделал; и вспоминать даже о нем не хочется”.

1-й ведущий (девушка). (Слайд 12) На придворные балы
полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были
установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью.
(Сцена из поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души” (начало гл.9, диалог двух
дам) (Слайд 13)

– Какой веселенький ситец! – воскликнула во всех отношениях приятная дама,
глядя на платье просто приятной дамы.

– Да, очень веселенький. Прасковья Федоровна, однако же, находит, что лучше,
если бы клеточки были помельче, и чтобы не коричневые были крапинки, а голубые.
Сестре ее прислали материйку: это такое очарованье, которого просто нельзя
выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только
может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску все
глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки… Словом, бесподобно! Можно
сказать решительно, что ничего еще не было подобного на свете.

– Милая, это пестро.

– Ах, нет, не пестро. Да, поздравляю вас: оборок более не носят.

– Как не носят?

– На место их фестончики! Фестончики, все фестончики: пелеринка из
фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики,
везде фестончики.

– Нехорошо, Софья Ивановна, если все фестончики.

– Мило, Анна Григорьевна, до невероятности; шьется в два рубчика: широкие
проймы и сверху… Но вот, вот когда вы изумитесь, вот уж когда скажете, что…
Ну, изумляйтесь: вообразите, лифчики пошли еще длиннее, впереди мыском, и
передняя косточка совсем выходит из границ; юбка вся собирается вокруг, как,
бывало, в старину фижмы, даже сзади немножко подкладывают ваты, чтобы была
совершенная бель-фам.

– Уж как вы хотите, я ни за что не стану подражать этому.

– Я сама тоже… Право, как вообразишь, до чего иногда доходит мода… ни на
что не похоже! Я выпросила у сестры выкройку нарочно для смеху; Меланья моя
принялась шить.

– Так у вас разве есть выкройка? Душа моя, дайте ее мне ради всего святого.

– Ах, я уж дала слово Прасковье Федоровне. Разве после нее.

– Кто ж станет носить после Прасковьи Федоровны? Это уже слишком странно
будет с вашей стороны, если вы чужих предпочтете своим.

– Да ведь она тоже мне двоюродная тетка.

– Она вам тетка еще бог знает какая: с мужниной стороны… Нет, Софья
Ивановна, я и слышать не хочу, это выходит: вы мне хотите нанесть такое
оскорбленье… Видно, я вам наскучила уже, видно, вы хотите прекратить со мною
всякое знакомство.

1-й ведущий (девушка). (Слайд 14) Обязательными деталями
дамского туалета были высокие перчатки, которые снимались только за столом
(митенки – перчатки без пальцев по правилам этикета можно было не снимать),
веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонтик.

20й ведущий (юноша). (Слайд 15) В 1911 году в Москве вышел
сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц посвящено искусству
владения веером: “Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как
следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни”. В этом
сборнике рассказано о значениях цвета веера и о знаменитом “языке веера”.

1-й ведущий (девушка). (Слайд 16) Был тайный язык влюбленных,
поэтому в портретах XVIII века изображения дам с веером встречаются редко.

Часто к вееру прилагалась инструкция для пользователей, которую, вероятно,
старательно изучали красавицы того времени. Веер был настолько распространенным
предметом, что дама чувствовала себя без веера столь же неловко, как кавалер без
шпаги.

(Девушка в бальном наряде обыгрывает инструкцию к вееру.)

– «Чтобы выразить «да», следует приложить веер левой рукой к правой щеке.
– «Нет» – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
– “Я вас люблю” – правой рукой указать закрытым веером на сердце.
– «Я вас не люблю» – сделать закрытым веером движение в сторону.
– “Не приходите сегодня” – провести закрытым веером по наружной стороне руки.

– “Будьте осторожны, за нами следят” – открытым веером дотронуться до левого
уха.
– “Молчите, нас подслушивают” – дотронуться закрытым веером до губ.
– “Я хочу с вами танцевать” – открытым веером махнуть несколько раз к себе.
– веер развернут, дама отмахивается – «я замужем»;
– веер закрывается – «вы мне безразличны»;
– открывается один лепесток – «будьте довольны моей дружбой»;
– веер полностью раскрыт – «ты мой кумир».
– Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):
– подать верхним концом – симпатия и любовь;
– подать ручкой – презрение;
– подать открытым, перьями вперед – напрашиваться на любовь.

(Цветовое значение веера. Пример на слайде 17)

– Белый – невинность;
– Черный с белым – нарушенный мир;
– Черный – печаль;
– Розовый с голубым – любовь и верность;
– Красный – радость, счастье;
– Вышитый золотом – богатство;
– Желтый – отказ;
– Шитый серебром – скромность;
– Зеленый – надежда;
– Убранный блестками – твердость и доверие.
– Голубой – постоянство, верность;
– Коричневый – недолговременное счастье;

2-й ведущий (юноша). (Слайд 18) Балы проводились по
определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе.
Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера.

1 ведущий (девушка). (Слайд 19) В XVIII веке было принято
открывать бал польским танцем или полонезом, который вошел в моду при Екатерине
II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие.
Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали
кавалеров. Иностранцы называли этот танец “ходячий разговор”. (Видеофрагмент
из романа Л.Н. Толстого “Война и Мир”.)

2-й ведущий (юноша). Промах в танцах на балу мог стоить
карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Позднее полонез заменил
менуэт. (Слайд 20) (Видеосюжет танца “Менуэт”.)

1-й ведущий (девушка). Существовали строгие правила приглашения
на танец. Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: “Вы
так прекрасны сегодня, что любоваться Вами – одно удовольствие. Надеюсь, Вы
подарите мне счастье любоваться Вами в мазурке?”. Дама имела право отказать,
если: а) кавалер был без перчаток; б) она хотела пропустить танец – не
танцевать, а отдохнуть; в) она уже обещала этот танец другому; г) она уже
танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец. В любом
другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без
причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще.

(Юноша обыгрывает правила приглашения дамы на танец.)

  1. Перед началом танца кавалер делает поклон своей даме. Дама же отвечает
    кавалеру реверансом или просто красивым поклоном.
  2. По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то
    место, откуда он ее пригласил или же куда укажет сама провожаемая, попутно
    благодаря ее за честь, которую та оказала, танцуя с ним в паре. Следует
    отметить, что танцевать 2 танца подряд с одной и той же дамой – неуважение
    ко всем остальным.

2 ведущий (юноша). (Слайд 21) Вторым танцем на
балу был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:

“Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой”.

1-й ведущий (девушка). Танец этот действительно немного
однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся
движений. Вальс – танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за
талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах “летучие, почти
воздушные вальсы”.

Чтец 5. (Стихи Баратынского)

Кружатся дамы молодые,
Не чувствуя себя самих.
Драгими камнями у них
Горят уборы головные;
По их плечам полунагим
Златые локоны витают;
Одежды, легкие, как дым,
Их легкий стан обозначают…

(Звучит монолог Наташи Ростовой из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”
(т.2, т.З, гл. XVI романа Л.Н. Толстого “Война и мир” “Неужели так никто
не подойдет ко мне…… весело будет танцевать со мною” в исполнении
девушки).
(Слайд 22) (Фрагмент вальса Н. Ростовой и А. Болконского из
кинофильма “Война и Мир”.)

1-й ведущий (девушка). (Слайд 23) Кульминацией бала была
мазурка. Мазурка – это середина бала. Она “приехала” в Россию из Парижа в 1810
году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по
паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки “антраша”, во
время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое
пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX
века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал
паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:

Чтец 2.

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

2-й ведущий (юноша). Мазурку танцевали в четыре пары. При ее
исполнении допускались разговоры (фрагмент) (Слайд 24) Каждый новый танец
на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры,
свободы движений. И завершал балы французский танец котильон. Он представлял
собой танец-игру, шаловливый и непринужденный.

1-й ведущий (девушка). На балах, кроме основных, были и другие
старинные танцы – гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов
устроителей балов. Сценка. (Слайд 25)

Пушкин на фоне музыки:

– Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали,
произошла зимним вечером 1828 года на балу у танцмейстера Иогеля. Я даже не
собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне забегает Вяземский и
прямо с порога кричит… (вбегает Вяземский)

Вяземский: Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Иогелю выбирать мне
молоденькую невесту!

Пушкин: Я не успел ни слова сказать, как очутился в санях.

Вяземский (восторженно): А через некоторое время мы подъехали к
роскошному особняку.

Пушкин. Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег.

Вяземский: А из особняка доносились звуки музыки. И в больших окнах
мелькали силуэты нарядных дам и кавалеров.

Пушкин: Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал.
Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Петр что-то говорил мне и
показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском
обществе. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее – в
прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении
многочисленной родни и знакомых… Я шагнул навстречу своей судьбе.

“В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот
знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой”.

Пушкин.

Я думал сердце позабыло
Способность легкую страдать.
Я говорил тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты…
Но сердце вновь затрепетало
Пред мощной властью красоты!
Милая Наталья Николаевна!
“Исполнились мои желанья –
Творец тебя мне ниспослал,
Тебя, моя мадонна, –
Чистейший прелести чистейший образец!”

Наталья Николаевна.

Чему жизнь нас ни учила
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет зноя
Роса не высохнет на них.

Пушкин.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!

Звучит вальс Г.В. Свиридова “Метель”. (Слайд 26) На фоне музыки читается
стихотворение Юрия Насыбуллина “Пушкин на балу”. Юноша и девушка танцуют вальс.


Приложение

Метет поземка. Поздний час.
Фонарь летит во мглу.
Сегодня Пушкин в первый раз
Танцует на балу.
Пока расседланный Пегас
Прилег в своем углу,
Влюбленный Пушкин в первый раз
Танцует на балу.
Еще не судит: прав-неправ –
Надменная толпа.
Его, на цыпочки привстав,
Ведет сама судьба.
Его кружит водоворот
Прекрасных женских глаз.
И Пушкин – шаг и поворот –
Танцует в первый раз.
А впереди еще метель,
Кавказ и Петербург,
Любовь Натальи и дуэль,
И плачущий хирург.
А впереди непостижим
Кладбищенский покой.
А впереди любовь и жизнь
За бронзовой строкой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий египетский фараон
  • Сценарий женские разговоры
  • Сценарий закрытия декады математики физики информатики
  • Сценарий зажжения елки на улице 2022
  • Сценарий европейской свадьбы