Сценарий его величество романс

Хочется верить, что прозвучавшие сегодня романсы дали вашей душе что-то необыкновенное, доброе и нежное.. учителю, Мероприятия, Сценарий "Вечер русского романса" , Дорофеева Людмила Ивановна

ВЕЧЕР РУССКОГО РОМАНСА

Дорофеева Людмила Ивановна

Учитель русского языка ГБОУ СОШ №25

Звучит музыка Е.Доги из кинофильма»Мой ласковый и нежный зверь» -фон

Сегодня я нисколько не боюсь

С веком нашим временно расстаться.

Позвольте о любви вам расскажу

Высоким слогом русского романса

Я романс о романсе пою,
Словно искренность светлого мира,
Я в романсах любовь познаю,
Лишь в романсе живёт моя лира.

Сколько в нём драгоценных минут,
Пылких чувств и бессмертных преданий,
И поныне в легендах живут
Звуки милых любовных признаний.

С нами часто жестока Судьба,
Но в романсе сердечность людская,
Пусть романса святая мольба
О любви говорит не смолкая.

Да услышит мир тайну мою:
Я романс о романсе пою.


Слайд№1,2

В Испании, в средние века, всякое произведение, написанное на романском языке (так назывался тогда испанский), называли романом.

Стихотворения, положенные на музыку, в отличие от латинских песнопений стали называть романсами

К нам, в Россию, слово» романс» пришло из Франции, несмотря на то, что оно испанского происхождения. В те времена в России детей аристократов обучали французским манерам и языку, и, естественно, большой популярностью стали пользоваться романсы. 

Барышни непременно должны были уметь изъясняться по – французски, сносно играть на фортепиано, и обязательно знать хотя бы несколько романсов. Следуя тогдашней моде, русские композиторы стали сочинять множество таких «офранцуженных романсов».

Слайд№ 4 ,5

Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной

Прошло шесть лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн Прощаясь, Пушкин подарил небольшой листок со стихами, они были посвящены ей:

 Я помню чудное мгновенье,
 Передо мной явилась ты…

Слайд№6,7

А в 1838 г. на семейной вечеринке у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн.
Вскоре у неё появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина И опять, как пятнадцать лет назад, они зазвучали признанием. . 

Звучит романс « Я помню чудное мгновенье». М.И. Глинка

Первые русские романсы сочинялись не только композиторами, но и певцами-любителями. Они имели сходство с русской народной песней.

Звучала музыка и таяла душа,
А чувства были смазаны, как краски,
Мелодия плыла хрустально, не спеша,
Цветочным вальсом из забытой сказки.

Романсы с полным правом называют песнями любви, т.к. именно любовь является причиной для создания многих из них. Музыка и тексты остаются, а вот имена создателей часто забываются и романс становится «народным» . У знаменитого и очень мелодичного романса «Только раз бывает в жизни встреча» есть авторы  сл. П. Германа, муз. Б. Фомина.

Звучит романс

Видеоролик из кинофильма «Табор уходит в небо» — фон

Знает ли вы историю цыганской песни в России.?

Цыганская песня – это на самом деле русская песня, только переделанная на цыганский лад.  В России первые цыгане появились в самом начале  XVIII века, во времена правления Петра I. Родство душ обнаружилось практически сразу. 

Видеоролик — цыганский романс

Русский человек всегда любил послушать живое исполнение музыкантов и солистов. А поскольку цыгане сразу, с первых месяцев своего пребывания в России, благодаря своим уникальным способностям,  переняли русские песни и придали им собственный, неповторимый оттенок, внесли в исполнение свои краски, — это русским понравилось, и они охотно привечали цыган у себя в домах

Звучит романс  А Петрова «Мохнатый шмель»

Несмотря на неприветливый климат, цыгане остались. Быстро освоились, заговорили по-русски, но всегда оставались цыганами – независимыми и гордыми людьми.

Песня Рады из к.ф «Табор уходит в небо»

Ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами

  Жестокий романс, я смеюсь над тобою 
 За то, что красив ты и светел, 
 За то, что на все, что случилось с судьбой 
 Ты просто и ясно ответил. 
 За то, что умна твоя старая грусть, 
 И я перед нею немею. 

Звучит романс А.Петрова «А напоследок я скажу…» 

  Начало XX века называют «золотым веком» русского романса,

Он стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом.

Слайд№8,9,10

Классическое направление романса основывалось на художественной литературе  Это всегда исповедь души о чём-то тайном, слушателям доверяется что-то, что вызывает в них ответный трепет. Романс тонкими струнами касается тайников человеческого сердца и не имеет значения, на каком языке он исполняется.

Почему так много стихов Есенина положено на музыку? Называем ли мы их песнями или романсами – не столь важно. Важно то, что они настолько лиричны, настолько проникновенны, что как бы сами ложатся на музыку.

Романс «Отговорила роща золотая»

 Грустит романс тревожно и светло, 
 И к вам непостижимо в слове каждом. 
 Приходит откровение само, 
 Как вы в мою судьбу вошли однажды. 

Сегодня не уснуть. Горят несмело свечи.
Окно я распахну — и ветер, словно шаль,
Осенней ночи шарм накинет мне на плечи…

Настрой же струны на своей гитаре,
 Настрой же струны на старинный лад, 
 В котором все в цветенье и разгаре. 
 Сияла ночь, луной был полон сад

Звучит романс «Белой акации гроздья душистые»

Начало XX века отмечено ростом технических достижений, популяризации романса способствуют граммофоны и пластинки.

Бытовой — значит, связанный с повседневной жизнью.

В 20- веке главенствует так называемый городской романс, авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования

Видеоролик «У самовара я и моя Маша»

Это культура малообразованной части городского населения, отдалившаяся от деревенской народной лирики и имеющая источником городской фольклор. Давайте заглянем в мир столетней истории .

Видеоролик «Все хорошо, прекрасная маркиза»

Бытовой романс постепенно объединяется с блатной песней и звучит на улицах городов, вытесняя сельские частушки и страдания. Так появляется уличный романс

Видеоролик «Чемоданчик» из кинофильма «Мы из джаза»

С 30-ых годов 20 века романс вступает в ритм танго, что провоцирует еще большую его популярность. С помощью радио и патефона романс-танго входит в каждый дом.

Звучит–«Рио- рита» . Танец

Послевоенная судьба романса тесно связана с кинематографом. Люди больше времени проводят перед телевизором, песни из любимых кинофильмов зазвучали в каждом доме по всей стране. Русский человек любит петь, вкладывая в исполнение «души прекрасные порывы».

Постепенно место романса заняла советская песня. Она обладает особой певучестью, настроением , поэтому и в 21 веке мы с удовольствием поем эти старые песни-романсы.

Песня из кинофильма «Весна на Заречной улице»

Но времена менялись. Менялись мелодии. Менялись стихи. Молодёжь ждала чего-то нового. В 60-е годы 20 века возникает жанр авторской песни одновременно в нескольких странах. Обычно такие песни исполняют под гитару, исполнитель является автором и слов, и мелодии. Появилось новое понятие «бардовская песня». У известного исполнительского дуэта Татьяны и Сергея Никитиных удивительная история. Сергей Никитин по профессии физик , он с женой создал музыкальное оформление ко многим известным фильмам и мультфильмам

Звучит песня «Какое небо голубое»

Предшественником бардовской песни был городской романс. Изначально большинство авторских песен было написано студентами или туристами. В 80 –х годах 20 век автор и исполнитель Виктор Цой создал песню, которую приняли и поняли миллионы людей . Именно она во времена перестройки зазвучала призывом обновления и возрождения для многих. Авторская песня стала гимном перемен.

Песня В.Цоя «Перемен, требуют наши сердца»

Старинному русскому романсу досталась судьба Золушки — судьба бедной, гонимой, но доброй красавицы. Превращение в принцессу наступает через разные периоды ,но наступает обязательно.

Романс сам по себе никогда не умирает. Он исполняется в узком кругу на семейных вечеринках, в филармониях, в залах учебных заведений

Романс — самый живой жанр вокального искусства, ибо «душа романса» созвучна каждому. Ей смело можно доверить свои самые сокровенные переживания. Если вам не с кем поделиться, а чувства переполняют, обратитесь к романсу. Он разделит с вами и печаль, и радость. Поможет как истинный друг, как любящий и любимый человек. Вы можете петь, а можете просто слушать. В романсе обязательно прозвучат те слова, которые вы хотели услышать. И ваша любовь будет взаимной и искренней

Пройдут года.

Мы станем взрослыми,

Придет желание зажечь свечу

И с трепетом, и замиранием

Произнесем слова :

–Я …люблю

И пусть звучит в унисон с сердцем нестареющая мелодия русского романса

А. Макаревич «Пока горит свеча» . Танец

Не забывайте песен старых, 
 Они о многом скажут вам, 
 Их пели под гармонь и под гитару, 
 И просто так, и просто так. 
 Их разнесло по свету ветром, 
 Но в наши годы, в наши дни, 
 Для радости и грусти светлой, 
 Друзьями к нам придут они

В 1939 году для кинофильма «Большая жизнь»была написана песня о  вливании в трудовой коллектив молодого парня. Вскоре после выхода фильма на экраны эту песню исполнили по радио, ее полюбили люди, чьей профессией стала добыча угля. Сколько лет прошло , но нет на Донбассе человека, который не знает этой песни

Исполнение песни « Вышел в степь Донецкую»

Подошла к концу наша встреча. В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжёлого, что пока она горит, у человека есть надежда. Хочется верить, что прозвучавшие сегодня романсы дали вашей душе что-то необыкновенное, доброе и нежное.

Благодарим всех, кто помог провести этот вечер. До новых встреч!

06.05.2021

Сценарий «Вечера русского романса».

Маркова Ольга Владимировна

Сценарий «Вечер русского романса» предназначен для школьников и их родителей. Можно использовать записи, а можно слушать в живом исполнении. Это интересный. динамичный рассказ о русском романсе, истории его возникновения.об авторах и исполнителях. Он охватывает период от возникновения романса и до наших дней. Надеюсь, эта работа будет полезна моим коллегам.

Оценить




1096

Содержимое разработки

Сценарий вечера русского романса.

Звучит «Романс о романсе»

1 Ведущий

-Добрый день!

2 Ведущий

-Добрый день, любители и почитатели романса.

1Ведущий

— Прозвучал «Романс о романсе» композитора Андрея Петрова на стихи Беллы Ахмадулиной.

2Ведущий

-Когда звучит напев старинный,

Он будто призывает нас

Уйти за ним дорогой длинной,

Туда, где встретит нас романс.

1Ведущий

-Нашу встречу мы посвящаем Его Величеству Романсу: классическому и городскому, старинному и современному. Давайте вспомним как создавались музыкальные шедевры на все времена. Что водило рукой их творцов…Почему проходят десятилетия, а эта музыка не стареет. Она всё так же отзывается в нашем сердце эхом любви, нежности и восторга

2Ведущий

-А когда и где родился романс?

1Ведущий

-Родиной романса является Испания. Именно там в 13-14 веках в творчестве странствующих поэтов-певцов и утвердился новый песенный жанр. Певцы-трубадуры исполняли его на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы». Родившись в средневековой Испании, романс очень скоро вошёл в обиход других стран. В России он обрёл национальные черты. Высоким слогом русского романса можно рассказать о многом: о любви, радости, печали, встречах, прощании, верности и надежде.

-Звучит романс Чайковского на слова Плещеева «Легенда».

2Ведущий

-Популярность романсов быстро росла, и в начале 19 века романсы уже писали русские композиторы на стихи русских поэтов. Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Фет, Тютчев- на стихи великих поэтов было написано огромное количество романсов.

-Послушайте романс «Ангел» композитора Алябьева, стихи Лермонтова.

1Ведущий

-Романс «Соловей»- музыкальное произведение Алябьева на стихи поэта Дельвига стал настолько популярным, что многими воспринимается как народная песня. Есть версия что Дельвиг посвятил это стихотворение своему другу Пушкину, который отправлялся в ссылку.

2Ведущий

-Алябьев сочинял музыку к этим стихам сам находясь в заточении, когда был арестован по ложному обвинению в убийстве во время карточной игры. Он ударил отставного полковника Времева за карточное шулерство, через несколько дней полковник скоропостижно скончался. Алябьев оказался в тюрьме, а затем в ссылке. Образ соловья- это символ разлуки с теми, кто дорог.

1Ведущий

-По некоторым источникам композитор посвятил этот романс возлюбленной-Екатерине Римской-Корсаковой, в которую влюбился с первого взгляда на новогоднем балу и с которой так и не успел объясниться. Через много лет они вновь встретились и Екатерина Александровна, уже к тому времени будучи вдовой, наконец-то обвенчалась с композитором.

-Множество обработок и транскрипций этого произведения сделано для разных инструментов. Послушайте как звучит романс «Соловей» в обработке Иоганесса Брамса.

2Ведущий

-Цыганский романс….Он возник под влиянием своеобразной манеры исполнения городского бытового романса хорами петербургских и московских цыган. Ему свойственна эмоциональность, напевность и гитарная фактура сопровождения с переборами аккордов.

1Ведущий

Наибольшую популярность приобрели «цыганский романс» Пригожего «Мой костёр в тумане светит» на стихи Полонского и романс «Ночь светла», который был издан под названием «Вспомни ты обо мне», а в подзаголовке было указано: «Вальс. Петый московскими цыганами» В качестве автора «переложения» был указан композитор, аккомпаниатор и дирижёр Яков Пригожий-выступавший в московском ресторане «Яр» и руководивший русскими и цыганскими хорами. Другим автором, «скрывавшимся» под инициалами «Л.Г.» был поэт и переводчик Леонид Граве. И сейчас мы услышим эти романсы.

2Ведущий

-В некоторых источниках авторство романса «Тёмно-вишнёвая шаль» приписывают русско-американскому дирижёру и композитору Владимиру Бакалейникову. В 1927 году он эмигрировал в США, а в 1937 году перебрался в Голливуд для работы в кинематографе.

1Ведущий

-Романс пели Людмила Зыкина, Елена Образцова, Валентина Пономарёва и многие другие исполнительницы романсов в том числе и цыганские певцы,которые тоже стали считать романс своим цыганским.

-Звучит романс «Тёмно-вишнёвая шаль».

2Ведущий

-Несостоявшийся роман Ивана Сергеевича Тургенева с Татьяной Бакуниной, ссора с матерью отъезд из Спасского-Лутовинова по печальной дороге сложились у писателя в знаменитые строки стихотворения «Утро туманное, утро седое».

1Ведущий

-Музыку к этим прекрасным стихам написал офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одарённый музыкант-любитель. Талантливый композитор погиб во время Крымской войны в осаждённом Севастополе в июне 1855 года, а его романс «Утро туманное» поют до сих пор.

Исполняется романс «Утро туманное».

2Ведущий

-На слова стихотворения «Ночные цветы» Евдокии Варженевской написал музыку Александр Константинович Шиловской, который получил военное образование, но на досуге любил сочинять музыку. Его романсы стали выходить в начале 20 века. Известность же ему принёс редкий по красоте и нежности романс «Ночные цветы»

Звучит романс «Ночные цветы»

1Ведущий

-Традиции сочинять и петь романсы продолжают жить. Многие современные авторы обращаются к этому жанру. Послушайте романс из телефильма «Лика». Музыка и слова Евгения Бачурина. «Дерева вы, мои дерева».

2Ведущий

-Утверждают, что русские романсы в современное время потеряли своё место в сердцах людей, спешка сегодняшнего дня не может вместить в себя спокойную нежность и страстность романса. Убедитесь, что это не так. Послушайте романс нашей современницы, тверского автора Нины Калининой «Я главное слово ещё не сказала».

-Ведущии

-Наш Вечер мы хотим закончить прекрасными стихами Елены Александренко.

-Сгорает сердце в пламени романса.

Дрожит слезою на цветке роса.

Восторг и боль-

Души непостоянство-

Её любви живые голоса.

Лишь только пальцы прикоснуться к струнам,

Гитары трепет чутко уловив,

Прольются звуки тонким светом лунным.

И зал замрёт, о суетном забыв.

О, нежный плен мелодии нездешней!

И звёзды слов, зовущие в полёт!

В глазах судьбы, такой святой и грешной,

Всегда весна о будущем поёт.

Сгорает сердце в пламени романса,

Бушует страсть, как летняя гроза.

Восторг и боль-

Души простор цыганский,

Волною чувства-слёзы на глазах.

Программа концерта «Романса чудные мгновенья».

1.«Романс о романсе» исп. Н. Мурычева

2. «Легенда» исп. О. Каруна

3. «Ангел» исп. О. Каруна

4. «Соловей» исп. О. Маркова, Н. Семёнова

5. «Мой костёр» исп. анс. «Ретро»

6. «Ночь светла» исп. анс. «Ретро»

7. «Тёмно-вишнёвая шаль» исп. Л. Вершинская

8. «Утро туманное» исп. Т. Богорадова

9. «Ночные цветы» исп. Н. Мурычева

10. «Дерева вы, мои дерева» исп. Л. Вершинская

11. «Я главное слово ещё не сказала» исп. Т. Богорадова

12. «Однажды морем я плыла», «Миленький ты мой»- все вместе.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/451237-scenarij-vechera-russkogo-romansa

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 13 города Сатка

ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

«РОМАНСА ТРЕПЕТНЫЕ ЗВУКИ…»

в рамках Погружения в эпоху XIX века

Автор – составитель сценария

Титова М.Ю., учитель МХК

МАОУ «СОШ №13»

Цель: 

  • открыть для современных школьников малоизвестные страницы русской музыки, литературы и искусства второй половины XIX века;

  • приобщить их к культурному наследию России, опираясь на различные виды искусства.

Задачи:

Обучающие:

— знакомство с творчеством А.Н.Островского; с лирическими страницами биографии А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, И.С.Тургенева;

— знакомство с вокальным творчеством русских композиторов XIX века, городским и цыганским романсом;

— формирование умений исследовать интонационно-образные особенности русского романса, выявлять роль музыки в раскрытии содержания поэтического текста.

Развивающие:

— систематизация знаний о жанрах русской литературы и вокальной музыки XIX века;

— выявление связей литературы с другими областями искусства – театром, музыкой, изобразительным искусством;

— совершенствование навыков слушания музыки, поэтических произведений, навыков ассоциативного мышления;

— создание условий для творческой самореализации личности учащихся, для воплощения ими художественно-образного содержания романсов, фрагмента пьесы А.Н.Островского.

Воспитательные:

— воспитание потребности в общении с русским национальным искусством и способности воспринимать эстетические ценности;

— развитие коммуникативных, организационных навыков и самоуправления в коллективе старшеклассников; укрепление связи школьников, педагогов и родителей.

Возрастная группа: 5 – 11 классы

Место проведения: актовый зал школы

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран

  • Презентация в формате Microsoft Power Point

  • Звуковые файлы в формате mp3

  • Театральные костюмы

Музыкальный материал:

1. Музыка А. Обухова, слова А. Будищева романс «Калитка»
2. Музыка П.Булахова, слова В. Чуевского романс «Гори, гори моя звезда»
3. Музыка М.И. Глинки, слова Н. Кукольника романс «Жаворонок»

4. Музыка А. Гуэрчиа, русский текст М. Медведева “Нет, не любил он…”

5. Музыка А. Петрова, слова Б.Ахмадулиной романс « А напоследок я скажу»

из кф «Жестокий романс»

6. Музыка М.И.Глинки Полонез из оперы «Иван Сусанин»

7. Вальс «Венский юноша»
8. Музыка П. Чайковского, слова А. Толстого романс «Средь шумного бала»

9. Музыка неизвестного автора, слова Ф. Тютчева романс «Я встретил вас»

10. Музыка Ю. Абазы, слова И. Тургенева романс “Утро туманное”
11. Музыка Н.Шишкина «Слушайте, если хотите»

12. Цыганская песня «Очи черные», Бриллиант Дадашева, Николай Слииченко

13. Музыка Ф. Шопена «Душа»

Оформление:

Тематические стенгазеты с материалами о композиторах, авторах романсов, а также исполнителях русских и цыганских романсов.

Гостиная в стиле 19 века: рояль (если возможно), диван, столики, цветы, свечи.

У занавеса появляются двое ведущих – юноша и девушка.

Звучит мелодия романса «Калитка», музыка А. Обухова, слова А. Будищева.

1 ведущий: Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.

2 ведущий: Отвори потихоньку калитку
И взойди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.

Звучит мелодия романса «Калитка»,

1 ведущий:  Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.

2 ведущий: Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу.

1 ведущий: Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно расстаться,

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

2 ведущий:  Жанр романса нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов.

1 ведущий:  В романсах наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа. С XIX в. романсы стали столь любимы народом, что их писали как очень известные поэты и музыканты, так и малоизвестные.

2 ведущий: Классический романс сформировался в творчестве таких великих композиторов, как М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, С.В. Рахманинов.

2 ведущий: Для многих присутствующих романс ассоциируется, прежде всего, с пьесой А.Н. Островского “Бесприданница”.

Первая инсценировка

А.Н. Островский “Бесприданница”, третье действие, явление 11

Действующие лица  появляются под музыку романса “Нет, не любил он…”,

музыка А. Гуэрчиа, русский текст М. Медведева

Лариса садится в кресло. Кнуров и Огудалова присаживаются у столика на диван. 
Паратов становится у трибунки с вазой и цветами.
У мужчин в руках бокалы с шампанским.

Паратов. Что вы нас покинули, Лариса Дмитриевна?

Лариса.  Мне что-то нездоровится.

Паратов. Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более.

Кнуров. Позвольте и мне повторить ту же просьбу!

Карандышев. Нельзя, господа, нельзя. Ларса Дмитриевна не станет петь.

Паратов. Да почем ты знаешь, что не станет? А может быть и станет.

Лариса.   Извините, господа, я и не расположена сегодня и не в голосе.

Кнуров. Что-нибудь, что вам угодно!

Карандышев. Уж коли я говорю, что не станет, так не станет.

Паратов. А вот посмотрим. Мы попросим хорошенько, на колени станем.

Вожеватов . Это я сейчас, я человек гибкий.

Карандышев. Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю.

Огудалова. Что вы! Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано.

Карандышев. Нет, нет! Я положительно запрещаю.

Лариса. Вы запрещаете? Так я буду петь, господа!

Карандышев, надувшись, отходит в угол и садится.

Паратов. Что?

Лариса. “Нет, не любил он…”,

Кнуров (Ларисе). Велико наслаждение видеть вас, а еще больше наслаждения слушать вас.

Паратов (с мрачным видом). Мне кажется, я с ума сойду. (Целует руку Ларисы.)

Вожеватов. Послушать да и умереть — вот оно что!

(Карандышеву.) А вы хотели лишить нас этого удовольствия.

Карандышев. Я, господа, не меньше вашего восхищаюсь пением Ларисы Дмитриевны. Мы сейчас выпьем шампанского за ее здоровье.

Вожеватов. Умную речь приятно и слышать.

Карандышев (громко). Подайте шампанского!

Огудалова (тихо). Потише! Что вы кричите!

Карандышев. Помилуйте, я у себя дома. Я знаю, что делаю.

(Громко.) Подайте шампанского!

Продолжают ведущие.

1 ведущий:  Лучшие образцы в жанре романса второй половины XIX века представлены произведениями Петра Ильича Чайковского на стихи Алексея Константиновича Толстого.

Поэту дано было испытать высокое, одухотворяющее чувство: в 33 года он полюбил Софью Андреевну Миллер – женщину редкой духовной красоты, блестяще образованную, отличавшуюся тонким художественным вкусом.

Вторая инсценировка

Выходят старшеклассники: юноши и девушки, садятся. Заводят салонный разговор.

1 девушка: Вы знаете, у Толстого с Миллер РОМАН?

2 девушка: Я точно знаю, что маменька Алеши против.

3 девушка: Разумеется, против. Она же не партия для него.

4 девушка: Да не быть этому роману или браку: сам Миллер, конногвардейский полковник всё расставит по своим местам.

Звучит мелодия вальса Штрауса. Все участники надевают маски. Кавалеры приглашают дам, танцуют вальс. Мелодия стихает, одна пара останавливается, молодой человек читает:

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид;

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

2 ведущий: Этой любовью вдохновлены многие лирические создания поэта.  Вот еще одна история любви. (Рассказ о любви Ф.Тютчева, истории создания романса «Я встретил вас..», музыка неизвестного автора).

Девушка: (на фоне звучащей музыки) 1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны. Молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано другому.

Но Амалия и Федор Тютчев пронесли свою привязанность через всю жизнь. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе, где поэт написал свое стихотворение-признание:

Я встретил вас, и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Последняя встреча состоялась в марте 1873 года, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова…

Звучит романс «Я встретил вас..», музыка неизвестного автора.

.

1 ведущий:  Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному-двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный романс Абаза на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”.

Романс “Утро туманное”, музыка В. Абаза на стихи И. Тургенева,

1 ведущий: (на фоне цыганского романса «Слушайте, если хотите»)

Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах.

2 ведущая: Есть множество прекрасных произведений, известных романсов неизвестных авторов. Среди этих сочинений “Очи черные”

Танцевальная композиция – цыганский танец.

1 ведущий: Вот и подошел к концу наш вечер. (Звучит лирическая музыка)

2 ведущая:  Не забывайте песен старых,

Они о многом скажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни,

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

Список литературы:

1. Богат Е.М. Что движет солнце и светила.: Любовь в письмах выдающихся людей /Худож. Л. Зусман. – М.: Дет. лит.,1978.–383 с., ил. (Люди. Время. Идеи).
2. Друзья мои. Стихи русских поэтов о дружбе. – Благовещенск, Хабаровск. кн. изд., 1989. – 448 с.
3. Золотая коллекция русского романса. – М.: Соврем. музыка, 2000. – 240с.
4. Кожинов В.В. Тютчев – М.: Мол. гвардия , 1988.– 495 с.: ил. (Жизнь замечательных людей)
5. Колосова М.П. «Я встретил вас…» – М.: Моск. рабочий, 1983. – 207 с.
6. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.: ил. (Биография писателя).
7. Маркасев Л. Серенада на все времена. – Л.: Сов. композитор, 1988. – 220 с.
8. «…Прекрасен наш союз…» – М.: Мол. гвардия, 1979. – 238 с.
9. Соболева Г. Русский романс. — М.: Знание, 1980. – 112 с.
10. Толстой А.К. Стихотворения. – М.: Дет. лит., 1985. – 127 с.
11. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Сов. Россия, 1986. – 286 с.
12. Тыркова – Вильяме А.В. Жизнь Пушкина. В 2-х т. – М.: Три века истории, 2000. – 520 с. (Пушкинская библиотека).
13. Чачин Г.В. Тютчев Ф.И. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с. (Биография писателя).
14. Чудное мгновение. Любовная лирика русских поэтов. – М.: Худ. лит., 1988. – 488 с.
15. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. – М.: Худ. лит.1990.–348 с.

16. Материалы сайта «Первое сентября», статья М.А. Гречишниковой «Под звуки нежные романса..» и другие интернет-ресурсы.

Цель: открыть для современных
школьников малоизвестные станицы русской
литературы, приобщить их к культурному наследию
страны, помочь талантливым ребятам раскрыть свои
организаторские, вокальные, театральные
способности с неизвестной для них самих стороны,
укрепить взаиморасположение школьников и
педагогов.

Задачи:

Обучающие: знакомство с новым литературным
жанром, творчеством А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета; знакомство с творчеством русских
композиторов и цыганским романсом; знакомство с
новыми тенденциями в развитии литературы в
России после реформы 1861 года.

Развивающие: систематизация знаний по
литературе второй половины XIX века; развитие
представления о жанрах русской литературы;
обобщение знаний о культуре пореформенной
России; расширение связей литературы с другими
областями искусства – театром, музыкой; развитие
коммуникативных навыков и совершенствование
умений вести себя на публике, подготовка к
успешной социализации в обществе.

Воспитательные: воспитание любви к русской
национальной культуре, знакомство с её
традициями; влияние русской литературы XIX века на
становление и развитие личности современного
молодого поколения; открытие нового,
малоизвестного современным школьникам пласта
русской национальной культуры; патриотическое
воспитание; развитие организационных навыков и
самоуправления в коллективе старшеклассников;
укрепление связей школьников и педагогов,
создание условий для творческой самореализации
личности ребёнка.

Действующие лица:

1. Ведущие – 2 пары
2. Инсценировка по мотивам пьесы А.Н. Островского
“Бесприданница”:

  • Лариса Дмитриевна
  • Харита Игнатьевна
  • Кнуров
  • Паратов

3. Инсценировка по мотивам пьесы Л.Н. Толстого
“Живой труп”:

  • Федя
  • Маша
  • Офицер

4. Вокалисты – 4 человека, учителя и ученики
5. Вокальная группа
6. Гости в салоне

Оформление:

Тематические стенгазеты с материалами о
композиторах, авторах романсов, а также
исполнителях русских и цыганских романсов.
Стенгазеты вывешиваются за неделю до Спектакля в
кабинете русского языка или фойе.

Занавес оформлен павлово-посадскими шалями.

Гостиная в стиле 19 века: рояль (если возможно),
диван, столики, цветы, свечи.

У занавеса появляются двое ведущих –
юноша и девушка.
Музыка “Отвори потихоньку калитку…”.

Ведущий:

Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.

Отвори потихоньку калитку
И взойди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.

Ведущая:

Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.

Листьев ли шепот иль ветра порывы
Чуткой душою я жадно ловлю.
Взоры глубоки, уста молчаливы:
Милый, о, милый, люблю.

Ведущий: Вы, конечно, узнали и эти строки, и
эту мелодию.

Ведущая: Сегодняшний вечер мы посвящаем
русскому романсу второй половины 19 века.

Ведущий: В музыкальной жизни России романс
занял определенное место со второй половины XVIII
века. Постепенно этот жанр как бы разделился на
два потока: классический, “профессиональный”
романс и романс бытовой, любительский (т.е.
создаваемый музыкантами-любителями).

Ведущая: Классический романс, занимая
видное место в концертной деятельности многих
исполнителей, сформировался в творчестве таких
великих композиторов, как Глинка, Даргомыжский,
Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин,
Мусоргский, Рахманинов.

Ведущий: Бытовой романс по своему
характеру и большей простоте формы был ближе
песням. Хотя композиторы-классики обращались к
бытовому романсу, все же творили в этом жанре, в
основном, любители. То, что бытовой романс
сохранил популярность в течение почти 250 лет,
говорит о высоком уровне любительского
музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы
коллекции русского романса являются поистине
шедеврами.

Ведущая: Для многих присутствующих романс
ассоциируется, прежде всего, с пьесой А.Н.
Островского “Бесприданница”.

Ведущие уходят.
Справа появляются действующие лица первой
инсценировки

под музыку “Нет, не любил он…”

Лариса садится в кресло. Кнуров и
Огудалова присаживаются у столика на диван.
Паратов становится у трибунки с вазой и цветами.
У мужчин в руках бокалы с шампанским.

Паратов: Что вы нас покинули, Лариса
Дмитриевна?

Лариса: Мне что-то нездоровится.

Паратов: Позвольте, Лариса Дмитриевна,
попросить осчастливить нас! Спойте нам
какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год
не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более.

Кнуров: Позвольте и мне повторить ту же
просьбу.

Лариса: Право же, господа, прошу простить, мне
действительно нездоровится.

Огудалова: Спой, Лариса, уважь дорогих гостей.

Паратов: (подносит гитару и становится на
колено) Просим!

Кнуров, Паратов, Огудалова: Просим! Просим!

Лариса: Подыграйте мне.

Поет романс “Нет, не любил он”
(Аккомпанирует Бойко О.Н. – учитель музыкальной
школы.)

Выходят ведущие – вторая пара.

Ведущая: Лучшие образцы в жанре романса
второй половины XIX века представлены прежде
всего произведениями Петра Ильича Чайковского
на стихи Алексея Константиновича Толстого, Льва
Мея, великого князя Константина Романова.

Ведущий: Вокальным шедевром по праву
считается романс Сергея Рахманинова “Весенние
воды” на стихи Ф.И. Тютчева.

Ведущая: Стихи А.К. Толстого вдохновили к
написанию великолепных романсов Николая
Андреевича Римского-Корсакова.

Ведущий: Некоторые авторы второй половины XIX
века остались в истории благодаря одному-двум
произведениям – гениальным озарениям. Таков
задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза
на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”.

Ведущая: Тургенев часто говорил, что его
биография заключена в художественных
произведениях. Об этой истории он поведал в
романе “Дворянское гнездо”.

Ведущий: Среди прислуги в доме матери была
одна девушка – белошвейка Авдотья Ермолаевна
Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану
Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими
чертами лица, скромностью.

Ведущая: Дошла весть об этой любви до самой
Варвары Петровны, которая давно держала обиду на
сына. Обрадовалась она случаю пристыдить
“берлинского мудреца”. Поднялся в доме шум-гам.
Заперли Авдотью в чулан, а молодого барина
потребовали к родительнице.

Ведущий: Ястребом налетела она на сына,
упрекала его в безнравственности и безбожии.
Иван Сергеевич сообщил о своем намерении
жениться на Авдотье. Последние слова вызвали
настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и
обещала лишить его наследства. Авдотью же
выслала в Москву.

Ведущая: Там родилась у Авдотьи Ермолаевны
девочка Пелагея, очень похожая на отца. Девочку у
матери забрали, и Варвара Петровна поселила ее в
Спасском. Здесь девочка росла на положении
дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая.
Выполняла она самую грязную работу.

Ведущий: С матерью шутки были плохи: обещала
пустить по миру – слово свое сдержит. С
грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев
Спасское. Жгучей болью ложились на сердце
последние события. Дорога была прикрыта первой
снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй
тянулись до самого небосклона, сами собой
складывались элегические стихи…

Вокальная группа исполняет романс
“Утро туманное”

Выходят ведущие – первая пара

Ведущая: Романс – произведение для голоса с
инструментальным сопровождением, как правило,
фортепианным. Текстами романсов могут служить
лирика, повествование, сатира. Содержание и
музыкально-выразительные особенности романсов
отличаются большей сложностью, нежели песенные,
но эти жанры зачастую достаточно сложно
разграничить. Пик развития романса в России
пришелся на XIX – XX вв.

Ведущий: Корни же романса как вокального
жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в
частности, Испании XIII – XIV веков. Любовные песни
исполнялись бродячими певцами того времени на
языках романской группы, что повлекло в
дальнейшем название сочинений такого плана –
“романс”.

Ведущая: Жанр романса благодаря своему
камерно-лирическому, интимному складу нашел
благодатную почву в творчестве русских
композиторов.

Ведущий: В романсах наиболее удачно смогли
проявиться душевные качества и запросы русского
народа.

Звучит романс “Я помню вальса звук
прелестный”.

Во время исполнения две пары – кадеты и девушки
с хореографического отделения – танцуют вальс.

Выходят ведущие – вторая пара

Ведущий: Во второй половине XIX века получило
большое распространение выступление цыганских
артистов – солистов-певцов и хоров, сначала в
ресторанах, а затем часто и в концертных залах.
Многие из цыганских музыкантов были прекрасными
аранжировщиками, в частности, русских романсов и
песен, а также сочиняли сами.

Ведущая: Известна была целая большая
цыганская музыкальная семья Шишкиных. Вероятно,
представителю этой династии Андрею Шишкину
принадлежит блестящий концертный романс на
стихи М.Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я
люблю”. Певец и гитарист Николай Шишкин является
автором романтически возвышенных романсов с
благородной мелодией “Слушайте, если хотите”
(стихи его же) и “Ночь светла” на стихи Николая
Языкова.

Ведущий: К этому же периоду относятся
сочинения близких к цыганским кругам
аранжировщиков и авторов Н.Пашкова, Н. Зубова,
Я.Пригожего. Безыскусственная песня-романс
Н.Пашкова (на собственные стихи) “Не уезжай ты,
мой голубчик” сочетает в себе мелодические
интонации романсов начала XIX века. Романс
Н.Зубова “Побудь со мной”, получивший “второе
рождение” в конце XX века, также находится в русле
цыганских песенных традиций.

Ведущая: Цыганские романсы в исполнении Веры
Паниной вызывали у слушателей настоящие
переживания, погружали в атмосферу страстной
любви. Удивительный образ
цыганки-исполнительницы романсов создал в своей
пьесе “Живой труп” Лев Николаевич Толстой.

Вторая инсценировка. Маша, Офицер,
Федя Протасов.
Цыганки и цыгане сидят вокруг.
Звучит музыка – романс “Пассия Прэ Чар (Легла
речка)” — аудиозапись.
Протасов сидит с закрытыми глазами.

Офицер: Федя! Спишь?

Федя: Не разговаривайте! Это степь, это
десятый век, это не свобода, а воля… Спой еще,
Маша!

Офицер: Спой мою похоронную!

Федя: Отчего похоронную?!

Офицер: А это оттого, что когда я
умру…понимаешь, умру, в гробу буду лежать, придут
цыгане… Так жене завещаю. И запоют – так я из
гроба вскочу. Понимаешь?

Федя: Ах, Маша, Маша, как ты мне разворачиваешь
нутро все.

Маша: Что вы, Федор Васильевич?

Федя: Ты мне небо открываешь. Ты сама не
понимаешь, что делаешь!

Маша: Как не понимать я понимаю, что кого
люблю, для того и стараюсь и пою лучше.

Поет романс “Не говорите мне о нем…”

Выходят ведущие – первая пара.

Ведущий: Есть множество прекрасных
произведений, известных романсов неизвестных
авторов, имена которых со временем забылись.
Среди этих сочинений “Очи черные”,
“Темно-вишневая шаль”.

Ведущая: Особенно хочется отметить один
анонимный шедевр – романс на стихи Ф.И. Тютчева
“Я встретил Вас”. Только благодаря тому, что он
сохранился в памяти великого певца И.С.
Козловского, который и сделал обработку напева,
мы имеем возможность радоваться этому
прекрасному сочинению.

Исполняется романс “Я встретил Вас…”

Выходят ведущие – все четверо

Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш вечер.

Ведущая 1: Для одних из вас это была встреча со
старыми добрыми друзьями.

Ведущий 2: Для других – погружение в новый,
почти неизведанный мир русского романса.

Ведущая 2: Хочется надеяться, что этот вечер
оставит у вас приятные воспоминания и привлечет
новых почитателей жанра.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3 можно получить у автора статьи.

Приложение 4

Сценарий мероприятия: «Господин романс».

Цель:

Раскрытие и развитие творческих способностей детей; воспитание уверенности в собственных силах.

Задачи:

Развитие активности детей.

Расширение у детей кругозора, углубление представления о культуре русского народа.

Повышение самостоятельности, ответственности.

Ход мероприятия:

По словам С.Есенина: «Романс – это красивое страдание».

Сколько раз люди замечали: стоит раздаться первым аккордам любимого романса и сердце замирает, а душа куда-то улетает.

Когда же из пучины музыкальных волн возникает голос певца и как маяк ведет нас за собой, мы полностью подчиняемся ему и испытываем ни с чем не сравнимое наслаждение.

Исполнение романса: «Любовь – волшебная страна» -1куп. (запись)

Эти произведения часто коротки по объему, голос их негромок и обращен не к массовой аудитории слушателей, а к каждому из сидящих в зале, так просто и задушевно ведется в них повествование о самых, казалось бы, сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях.

Исполнение романса: «Калитка» (исполняют педагоги)

Своим появлением на свет романс обязан солнечной Испании. Благодаря творчеству странствующих поэтов-певцов в XIII—XIV веках возник, а затем утвердился новый песенный жанр. Песни исполнялись на родном (романском) языке, откуда и появился термин “романс”. Примерно к концу XIX века романс приобрел такую отличительную черту, как пение его одним солистом (реже двумя). Вокалу обязательно сопутствовал аккомпанемент музыкального инструмента — виуэлы или гитары.

Исполнение романса: «Под лаской плюшевого пледа» — 1 куп. (запись)

В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века. Сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии, новый вокальный жанр стал быстро распространяться, впитывая характерные черты богатой русской культуры.

Исполнение романса: «Ночь светла, над рекой…» (исполняет учащаяся группы)

Первоначально поэтический текст, написанный в куплетной форме лирического содержания на французском языке, определял и название музыкального произведения. На русском языке такое же по характеру произведение называлось российской песней.

Песенное творчество в России, дошедшее до наших дней, представлено главным образом анонимными авторами. Народ в подавляющем большинстве был неграмотным, поэтому придуманная кем-то мелодия, несущая его дух, отражающая его чаяния и настроения, подхватывалась другими и становилась, таким образом, достоянием всех, то есть становилась народной.

Исполнение романса: «В лунном сиянии……(исполняет вся группа)

Возникновение и становление такого понятия, как “русский романс”, произошло гораздо позже, когда подлинно народные мелодии начали проникать в сознание образованных художников-демократов. Вообще песенное наследие, оставленное XVIII веком, сыграло в истории русского романса особую роль. Именно в народных русских песнях скрыты истоки нового вокального жанра в России.

Исполнение романса: «Позабавилось небо снежком…» (исполняет вся группа).

Передаваясь изустно, песенно-романсовое наследие не было застывшим: менялись слова, варьировалась мелодия. Шли годы, появлялись люди, которые по зову сердца пытались собрать и записать то, что скрупулезно отбиралось.

К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для некоторых эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Для других романсы служат эскизами к более крупным произведениям. Третьи видят в романсе трибуну для провозглашения философских идей. Гибкая форма романса вбирает в себя и лирическое озарение, и публицистический монолог, и сатирическую зарисовку, и элегическую исповедь. Всем известен романс «Я помню чудное мгновенье», не менее известны и авторы этого романса Александр Пушкин и Михаил Глинка. Также известно, что А.Пушкин посвятил свои стихи Анне Керн, а вот М.Глинка написав музыку к этим стихам, посвятил романс ее дочери.

Исполнение романса: «Я помню чудное мгновенье» (запись)

Еще один не менее известный романс «Очи черные». Стихи были написаны Евгением Гребенкой и посвящены Марии Васильевне Растенберг, дочери соседа-помещика. Романс исполняется на музыку вальса Ф.Германа, а впервые исполнил его небезызвестный русский певец Федор Шаляпин. Именно он ввел этот романс в свой репертуар, и познакомил с ним мир во время своих гастролей, а посвятил он его своей будущей жене итальянке Иоле Торнаги.

Исполнение романса: «Очи черные» в исполнении Ф.Шаляпина (запись)

У прекрасного романса «Средь шумного бала» тоже очень интересная история: в новогоднюю ночь наступающего 1851года поэт, драматург Алексей Константинович Толстой на балу увидел красивую даму. Он обратил внимание на то, как она прекрасно вальсировала, также он заметил, как грустна она становится, едва к ней подходит некий полковник.

Исполнение романса: «Средь шумного бала» (запись)

Толстой страстно и искренне полюбил эту женщину, он понял, что всю жизнь искал именно ее, в сердце Софьи постепенно тоже поселилась любовь, но на их пути стояло много преград. Мать поэта и слышать не хотела о союзе своего сына с Софьей. Муж Софьи Андреевны не давал развода. Долгих 12 лет им суждено было прожить врозь. Только в 1863 году Софья Андреевна Миллер стала графиней Толстой. Около 150 стихотворений Алексей Константинович посвятил ей. Большинство из них впоследствии стали романсами.

Не менее известен и Иван Сергеевич Тургенев. Его перу принадлежат прекрасные стихи, ставшие впоследствии романсом «Утро туманное…».

Исполнение романса « Утро туманное» (запись)

Появление этих стихов связывают с именем французской певицы Полины Виардо. Впервые увидав двадцатидвухлетнюю примадонну, Иван Сергеевич ощутил, как чем-то несказанно близким повеяло на него от глубокого чистого голоса, от живых, опьяненных вдохновением глаз. Так зарождалась любовь, которой суждено было продлиться всю оставшуюся жизнь Тургенева, без малого 40 лет. Иван Сергеевич осознавал весь трагизм своего положения: безумно любить женщину, с которой нельзя создать семью. Она была замужем.

Имя Полины Виардо связано с еще одним известным русским поэтом – это Афанасий Афанасьевич Фэт. В ее репертуаре было много романсов, написанных на стихи этого поэта, а свое первое стихотворение он посвятил своей безнадежно больной любимой. Романс «На заре ты ее не буди» стал шедевром русской романсной лирики.

Исполнение романса «На заре та ее не буди» (исполняет вся группа).

Огромное влияние имел жанр романса на творчество цыган. Этнографы и фольклористы неоднократно отмечали тесную и органическую зависимость культуры цыган от традиций того народа, среди которого они живут. Если в странах Западной Европы цыгане издавна подвергались жесточайшим гонениям и репрессиям, то в России отношение к ним в прошлом было сравнительно терпимым. Цыгане были искусными ремесленниками (кузнецами, лудильщиками) и превосходными знатоками лошадей — в этой области русское население широко прибегало к их практической помощи. Однако главную роль в общественном признании цыган в России сыграло восхищение их музыкальным, танцевальным, артистическим искусством.

Исполнение романса: «Мохнатый шмель…» (исполняет педагог)

Поклонниками цыганского пения были Пушкин и Толстой, Фет и Островский, Лесков и Герцен, Тургенев и Куприн. А родоначальником профессионального исполнительства цыган в России был знаменитый хор, собранный из состава крепостных цыган в 1774г. графом А. Г. Орловым-Чесменским и руководимый на протяжении многих лет представителями артистической династии Соколовых. Репертуар цыганских хоров первоначально состоял главным образом из русских народных песен и романсов, к лучшим образцам которых можно причислить произведения Глинки и Даргомыжского, Булахова, Варламова, Гумилева, Дюбюа.

Исполнение романса: «И льется песня свободно, звонко…» (исполняет танцевальная группа девчонок)

Говоря о романсе и цыганской песне, нельзя не упомянуть уникального русского гитариста С.Орехова, создавшего свой музыкальный язык, влияние которого распространилось на многих профессиональных гитаристов, работающих в цыганских коллективах. Удивляет и восхищает тончайшее чувствование романса и цыганской музыки В.Пономарёвой, Ирины Скорик, таких известных исполнителей, как Николай Сличенко и Николай Эрденко. Исполнителями романсов были Ляля Черная, дочь известного художника Сергея Киселева, грузинская любимица Тамара Церетели, Анастасия Вяльцева, Вера Комиссаржевская.

С именем Веры Комиссаржевской связано первое исполнение романса «Он говорил мне – будь ты моею…». В открытом Комиссаржевской дотоле почти никому не известном романсе итальянского композитора А. Гуэрчиа звучали, как отмечал Евтихий Карпов, «и волнение неудовлетворенной страсти, и горький упрек, и безысходная тоска, и ужас перед разлукой с любимым, и любовь, сильная, как смерть, неотвратимая и беспощадная, и нега, и бурная страсть, и злоба». Этот романс был самым любимым для нее.

Через четверть века «вешнему голосу» Веры Федоровны Комиссаржевской откликнется голос Нины Алисовой, подарившей вторую жизнь романсу, открытому великой актрисой. А еще через полвека появится третий романс Ларисы – в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» — новой экранизации «Бесприданницы».

Исполнение романса «Он говорил мне — будь ты моею…» (исполняет педагог)

Современные композиторы — как старшего поколения, так и творческая молодежь — постоянно обращаются к этому жанру вокальной музыки. Мы сегодня слышим их романсы не только в концертном исполнении, но и в телевизионных передачах, звучат они и в эстрадных программах, радио, кино. Прекрасен романс в кф «Дни Турбинных», где столько грусти и тоски по ушедшему.

Исполнение романса «Белой акации гроздья душистые» (исполняет педагог)

Хотя сегодня другое время и люди стали прагматичнее, менее сентиментальными, почти неромантичными, но то, что было человеку дорого в XIX веке, важно и теперь.

Исполнение романса: «Эхо любви» (исполняет вся группа).

Для романса характерны искренность, сердечность, поэтому он трогает душу независимо от того, в какое время был написан. И чтобы доказать это, мы предлагаем послушать романс, написанный в наше время.

Исполнение романса «Очарована, околдована…» (исполняет учащаяся)

Еще немало прекрасных романсов будет создано и в наше время, еще немало «хризантем» расцветут в музыкальном саду и немало новых юных талантов отыщут свою тропинку к заветной «Калитке»…

Сценарий вечера русского романса

Слайд 1.Заглавный.

Дата проведения: 25 февраля 2016

Время проведения: 15.00

Место проведения: актовый зал.

Столы, покрытые скатертями, на столах свечи в подсвечниках, цветы в вазах. Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеоролики.

Ход вечера

Романс «Любовь – обманная страна».

Слайд 2.

Ученица.

Слайд 3.

Ты помнишь ли, когда в уединенье

Я столько раз с заботою немой

Тебя ждала, завидя в отдаленье

Как билась грудь от радости живой?

Ты помнишь ли, как в робости невольной

Тебе кольцо я отдала с руки?

Как счастьем я твоим была довольна?

Я помню всё.…Но ты — ты помнишь ли?

1 вед. Добрый вечер, уважаемые гости!

2 вед. Здравствуйте, друзья!

1 вед. Сегодня для вас распахнул двери музыкальный вечер. Вечер русского романса. И мы с вами собрались, чтобы окунуться в его чарующий мир.

Слайд 4

2 вед. Русский романс… В чём заключается притягательная сила и чарующая прелесть его? Романс — это песня-вздох, песня-откровение, выражающая всё, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не даёт.

Ведущий. Русский романс… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. На сегодняшнем вечере мы услышим «романса трепетные звуки».

Ведущий. Добро пожаловать на наш сегодняшний вечер, посвященный русскому романсу!

Ведущий. Слова и музыка Николая Зубова. В исполнении Ларисы Мироновой прозвучит романс «Не уходи».

Звучит романс «Не уходи».

Слайд 5.

Ведущий. У романса есть только одна тема – любовь. Всё остальное – жизнь и смерть, судьба и её удары, одиночество и разочарование, вера и неверие – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.

Ведущий. Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий… О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила.

Вальс «Две вечных подруги». Исполняют Владислав Байда и Юлия Буряк

Слайд 6. Испания 13-14 века.

Ведущий. Родина романса – Испания. Именно здесь, в 13-14 веках странствовали по дорогам певцы-трубадуры, которые исполняли песни на родном «романском» языке. Отсюда и пошло название «романс». Позже романсом стали называть всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.

Слайд 7 (листать).

Ведущий. Основателями жанра русского романса принято считать композиторов Н.С. Титова, А. Алябьева, М. Яковлева, А. Варламова, А. Гумилева, чье творчество приходится на первую половину 19 века. Они писали романсы на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, М.Ю. Лермонтова, А.Кольцова.

Слайд 8.

Ведущий. Музыка к романсу на стихи Федора Тютчева «Я встретил вас…» Стихотворение читает Дмитрий Костив.

(Стихотворение читает Дмитрий Костив, 11-А)

Музыка к романсу «Я встретил вас…»

Ведущий. Особое значение имеет русский романс в фильмах, которые рассказывают о прошлом России. Не так давно на экраны вышел художественный фильм «Адмирал», повествующий о жизни боевого офицера военно-морского флота, впоследствии адмирала, руководителя Белого движения, Верховного главнокомандующего Русской армией Александра Васильевича Колчака. К истории великой любви в этом фильме как нельзя лучше подходит необыкновенно красивый романс. Слова Владимира Чуевского, музыка Петра Булахова. «Гори, гори, моя звезда».

(Видео по х/ф «Адмирал»).

Ведущий. Романс не позволяет оставаться равнодушным никому: ни внимающим, ни творцам романса, которые чувствуют  его невидимый зов и идут на него, донося его благодарным  слушателям всю прелесть и красоту человеческой души в ее страдании, ее борении, в ее победе.

Слайд 9.

Романс «Я ехала домой». Музыка и слова Марии Пуаре. Исполняет Елена Ровная.

Ведущий. Неотразимую силу романса очень тонко чувствовали русские поэты Иван Тургенев, Афанасий Фет, Федор Тютчев, Иван Кольцов и многие другие. Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминаются. Это слова о том, что трогает душу каждого человека. Композитор , стихи Ивана Тургенева «Утро туманное». Читает Анастасия Ревва.

Слайд 10. Звучит музыка к романсу композитора на стихи Ивана Тургенева «Утро туманное» (Стихи читает Анастасия Ревва 11-Б)

Ведущий. Это сама любовь говорит и взывает чудным голосом романса. Это сама любовь невыразима и до конца непостижима, а потому также непостижим и бесконечен сам романс, замечательный жанр, или даже не жанр, а язык исполнительского искусства.

Слайд 11.

Ведущий. Романс композитора Бориса Фомина на стихи поэта Павла Германа «Только раз бывает в жизни встреча» исполняет Карина Шульга.

Ведущий.  Любовь к романсу непреходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Давайте послушаем романс «А напоследок я скажу» из кинофильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс” в исполнении Елены Ровной.

Слайд 12. Фото из к/ф «Жестокий романс»

Ведущий.  Русский романс… Сколько тайн разбитых судеб и растоптанных чувств он хранит! Но сколько нежности и трогательной любви воспевает!

Слайд 13.

Стихотворение Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим..» читает Екатерина Гармаш.

Танец на музыку Михаила Звездинского к романсу на стихи Николая Заболоцкого «Очарована, околдована». 

Ведущий. В конце 19-го-начале 20-го веков романс в России был очень популярным. Сейчас прозвучит романс из кинофильма «Дни Турбиных», поставленного по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Слова Михаила Матусовского, музыка Вениамина Баснера. «Белой акации гроздья душистые». Исполняет Виолетта Бузовкина.

Слайд 14.

Ведущий.

Жестокий романс, я смеюсь над тобою

За то, что красив ты и светел,

За то, что на все, что случилось с судьбой

Ты просто и ясно ответил.

За то, что умна твоя старая грусть,

И я перед нею немею.

Слайд 15.

Ведущий. Многие любимые нами современные фильмы дали новое звучание старинных романсов и песен. Только что вы слышали романс из кинофильма «Жестокий романс», снятого известным композитором Эльдаром Рязановым по пьесе русского драматурга Александра Островского «Бесприданница». Давайте насладимся еще одним романсом из этого фильма в исполнении Александра Немшилова.

Слайд 16

Ведущий. Романс не перестает быть популярным и любимым. Известны имена великих исполнителей романсов: Варвара Панина, Изабелла Юрьева, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Вадим Козин, Александр Вертинский.

Слайд 17.

Нарезка из старинных романсов

Ведущий. Многие композиторы двадцатого века обращались к жанру романса. Большую популярность приобрели романсы «Только раз бывает в жизни встреча», «Дорогой длинною», «Твои глаза зеленые», «Эй, друг, гитара».

Ведущая. В эпоху Серебряного века русской поэзии появляются романсы на стихи Б.Пастернака, А.Блока, Н.Гумилева, М.Цветаевой, С.Есенина и других.

Стихотворение С. Михайлова «Свече» читает Юлия Глушко

Слайд 18.

Видео. Романс В.Евзерова на стихи Б. Пастернака «Свеча горела».

Танец на этот же романс «Свеча горела»

Ведущий.

Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Романс «Не жалею, не зову, не плачу» на стихи Сергея Есенина. Композитор Григорий Пономаренко. Исполняет Александр Немшилов

Слайд 19.

Ведущий. У романса нет возрастных границ и ограничений, его не назовешь ни молодежной культурой, ни культурой старших поколений. И многочисленные любители романса — это те, в ком романс находит свой живой отклик, свой приют и в ком приносит свои плоды — плоды любви, плоды терпения, плоды очищения и возрождения.

Слайд 20.

Ведущий. Вот и подошла к концу наша встреча. В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжёлого, что пока она горит, у человека есть надежда. Хочется верить, что и прозвучавшие сегодня романсы дали вашей душе что-то необыкновенное, доброе и нежное.

Ведущий. Пока наша душа стремится к прекрасному, к поэтичному, пока она жива, в ней будет жить любовь! Будут рождаться новые романсы вместе с новыми влюблёнными. Но никогда не отзвучат и старые лирические романсы – бесценный дар на все времена!

Ведущий.

Я счастлив тем, что встретил Вас,

Неповторимый и прекрасный!

И значит, жил я не напрасно…

Благодарю, волшебный мой РОМАНС!

Слайд 21.

Романс композитора Марка Минкова на стихи Вероники Тушновой «Не отрекаются любя». Танцует Дмитриева Диана.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий занятия дополнительного образования
  • Сценарий египетского праздника
  • Сценарий девичника на природе
  • Сценарий занятия домашние животные
  • Сценарий еврейского праздника суккот