Сценарий экологическая мельница

Человека, наделенного экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности..

Сценарий проведения КВН «Экологическая мельница»

(7-9 классы)

Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

1. Расширение и углубление знаний о природе, формировать познавательный интерес к окружающему нас миру.

2. Развивать сообразительность, быстроту мышления, умение работать в микро коллективе.

3. Воспитание заботливого отношения к природе.

4. Развивать разговорную речь детей.

Тип занятия: КВН

Оформление:

  • Плакат «Экологическая мельница»;

  • Плакат «Нас много, а природа-ОДНА»;

  • макет «Мельницы» из картона, на крыльях написаны названия конкурсов(«Знакомство», «Разминка», «Знатоки природы», «По страницам Красной книги»);

  • презентация «Правила поведения в природе»;

  • карточки «Экологические связи»- 2 набора( по 3 картинки);

  • аудиозаписи с голосами птиц и животных (по 5 для каждой команды);

  • карточки «Загадочные животные»;

  • грамоты для награждения команд.

Предварительная работа:

  • Командам подготовить названия, девиз, эмблемы.

  • Театрализация экологической сказки «Колобок на новый лад», изготовление костюмов и декораций.

  • Презентация «Исчезнувшие животные».

Х о д з а н я т и я:

Организационный момент

Мы пригласили Вас на конкурсную программу «Экологическая мельница».

Ребята, а что такое экология? (ответы ребят)

  • -Это наука о природном доме человечества, о связях между человеком и природой. Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля. И если люди погубят окружающую природу, то все человечество погибнет. И поэтому главной задачей всех людей является сохранение и восстановление редких исчезающих видов растений и животных, защита планеты от всех видов загрязнений. Мы с вами тоже обязаны принимать участие в сохранении нашего природного дома, а для этого каждый человек должен хотя бы немного знаком с экологией, то есть знать и понимать законы природы.

Ребята, а что именно , вы, можете сделать для того, чтобы сохранить нашу Землю? (ответы ребят- охранять животных, сажать деревья, правильно собирать грибы и ягоды, делать кормушки птицам и т.д.)

-Молодцы! Я вижу, что у вас есть экологические знания. Ну, а сейчас свои знания об окружающей нас природе покажут участники игры. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте познакомимся.

Итак, начинаем «Экологическую мельницу». Вы видите импровизированную мельницу с 4-мя крыльями, на которых написаны названия конкурсов.

Представляю жюри:

  1. _______________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________

Давайте познакомимся с командами.

Конкурс № 1 «Знакомство»

(команды должны представить свое название, обосновать выбор названия и рисунок на эмблеме, девиз)

Команда «Рябинка»

-Мы выбираем своей команде такое название потому, что рябина – символ счастья и мира в семье, поэтому с давних времен люди старались окружить себя посадками рябины. На эмблеме изображена рябина, на ветке которой сидит снегирь, что объясняется взаимосвязью растительного и животного мира.

Девиз: Лес зеленый охраняй — никого не обижай!

Команда «Дельфин»

-Мы выбрали своей команде такое название потому, что дельфин самое умное морское животное- друг человека. Дельфины спасают тонущих моряков, дружат с людьми. Когда люди узнали этих животных, то полюбили их, и в благодарность издали такой закон: никогда не охотиться на дельфинов.

Девиз: Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле- вода!

Конкурс № 2 «Разминка»

Воспитатель: Можно сберечь всё, что нас окружает, если усвоить и соблюдать ряд несложных правил поведения. Я вам буду показывать экологические знаки, а вы должны будете ответить, что запрещает этот знак и почему.

Презентация «Правила поведения в природе»-слайд №1

И по очереди показ слайдов командам.

2. — Не вырывать грибы с корнями.

3. -Не разорять птичьи гнёзда

4. –Не засорять водоёмы.

5.- Не разжигать без надобности костёр, а если

разжигать, то соблюдать определенные правила.

6.- Не шуметь и не кричать в лесу. От шума звери и птицы покидают норы и гнёзда, птенцы и детёныши не поспевают за взрослыми, теряются и нередко гибнут.)

7.- Не брать в лес собак.

8. -Не мыть в водоёмах машины, мопеды и даже

велосипеды, т.к. некоторые детали велосипеда

смазываются машинным маслом.

9. –Не уносить домой детёнышей ежей и других

животных.

10.- Быть внимательным, смотреть под ноги ,

чтобы не раздавить лягушек.

11.- Не ломать деревья, не рвать цветы .

(—Растение –это живое существо, и ветви вместе с

листьями помогают ему дышать, задерживать пыль.)

С л о в о ж ю р и (итоги за 2 конкурса)

Конкурс № 3 « Знатоки природы»

Вопросы командам:

Рябинке— Что делает еж зимой? (спит)

Дельфинам— С прилетом каких птиц начинается

весна? (грачей)

Рябинке—Какая птица живет на болоте? (цапля)

Дельфинам— Какая перелётная птица не строит

гнезда и не выводит птенцов?

(Кукушка.)

Рябинке— Какая из птиц считается символом мира?

(голубь)

Дельфинам— Кто был летом рыжий, а зимой

Становится серый? (Белка.)

Рябинке — Это насекомое поёт крыльями, а слушает

ногами. (Кузнечик)

Дельфинам — Жук этот летает и в апреле, и в июне,

но чаще всего— в мае. Отсюда и название

жука. (Майский жук).

Рябинке— Этого зверька знают все, но его прежнее

название «векша» почти забыто. (Белка)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас задание посложнее. Вы все знаете , что всё в природе взаимосвязано, но эти связи не всегда можно увидеть—они невидимы.

Задание командам: Составить из трёх карточек экологическую связь и объяснить её.

Работа с болельщиками:

  • Вы пришли с друзьями в лес. Вам нужно заварить чай, а заварку вы забыли. Что можно использовать в лесу вместо чайного листа?

(Листья земляники, малины, черники, клюквы, брусники, винограда, лимонника).

  • В названии какого кустарника упоминается всем известный хищный зверь? (Волчьи ягоды)

Команды представляют и объясняют составленные экологические связи.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас нужно внимательно послушать голоса лесных обитателей и сказать, кому они принадлежат.

Команды по очереди прослушивают и называют

голоса птиц и животных.

Конкурс № 4 «По страницам Красной книги»

Воспитатель: Ребята, кто знает , что такое Красная книга? (книга, куда занесены сведения о редких и исчезающих видах растений, животных, грибов)

  • Когда у нас в стране была впервые издана Красная книга? (в 1966 году)

  • Каждый год 5 июня люди всей Земли отмечают Всемирный день Охраны окружающей среды.

  • Ребята, а что делается в нашей стране и во всем мире для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных , растений?

(Организуются заповедники, заказники. Животных подкармливают, охраняют от хищников, болезней. Разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия)

Задание командам:

1. Написать 5 названий навсегда исчезнувших животных.

2. Написать 5 названий редких животных, птиц, цветов.

Работа с болельщиками:

«Загадочные животные»

  • Расшифруйте названия животных, записанные на карточке.

РГИТ (тигр) С О Л Ь (лось)

Р Ё Б О Б (бобёр) ДЕМДВЕДЬ (медведь)

К А Б Е Л (белка) В А Й Р У Е М (муравей)

С л о в о ж ю р и (итог конкурса №3 и №4)

Воспитатель: А сейчас, объявляем перерыв -рекламную паузу, т.к. командам нужно приготовиться к показу домашнего задания: показать известную сказку, но в современной обработке. Экологическая тема должна прослеживаться на протяжении всей сказки.

КОМАНДЫ СОВМЕСТНО ПОКАЗЫВАЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СКАЗКУ «КОЛОБОК»

С Л О В О Ж Ю Р И, Н А Г Р А Ж Д Е Н И Е К О М А Н Д.

Воспитатель: Вот и закончился наш конкурс. Не важно, кто победил, главное, чтобы вы поняли, что совершенно необходимо не дать погибнуть тем животным и растениям, кто ещё жив. Всегда помните простую истину: «Нас много, а природа—одна!»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3 городского округа Стрежевой»

Интеллектуальная игра

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МЕЛЬНИЦА»

(для учащихся 7-9 классов)

                                                                                        Разработчик:

Рогоева Надежда Андреевна,

учитель биологии

г. Стрежевой – 2021

Цель игры: способствовать углублению знаний учащихся по биологии и экологии; развивать системное мышление, наблюдательность, умение находить конструктивные решения при нарушении экологического состояния окружающей среды.

        Участники: две команды по 6-7 человек, ведущие.

        Условия: Конкурс включает в себя 3 части. Ответы участников оцениваются по пятибалльной системе.

Ход игры.

        I. Вступительная часть.

        1. Слово ведущих.

1-й ведущий. Что такое «экология» и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед … нами.

        Экологические границы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальных.

        2-й ведущий. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля», и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы.

        2. Разминка.

        1-й ведущий. Сейчас мы предлагаем провести конкурсную игру, которая, как мы надеемся, заставит вас взглянуть на окружающий мир другими глазами. Поприветствуем наших участников!

        Выходят 2 команды.

        2-й ведущий. Первое задание участникам — разминочное. Каждая команда должна придумать себе название и затем представить себя. Названия команд должны соответствовать теме игры.

3. Загадки для зрителей.

1-й ведущий. Пока команды обсуждают разминочный тур, мы предлагаем вам отгадать загадки. За каждую отгаданную загадку вы получите звездочку. В конце игры мы определим самого активного зрителя и вручим ему приз.

Загадки о природе, растениях и животных:

  1. То полна, а то стройна,

По ночам не спит она. (Луна)

  1. Много ее – беда!

Мало ее – беда!

Нужна нам всегда

Больше, чем еда. (Вода)

  1. Летним утром спозаранку

Выплывает на полянку,

Расстилает белый пух,

Хоть без ног и без рук. (Туман)

  1. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

  1. На минутку в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

  1. У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на матушке. (Сосна)

  1. Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картофель)

  1. Что за камень у дороги?

Есть у камня хвост и ноги,

Не похож он на птенца,

А родился из яйца. (Черепаха)

  1. На ромашку у ворот

Опустился вертолет,

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза)

  1. Восемь ног, как восемь рук,

Вышивает шелком круг. (Паук)

4. Представление команд.

        2-й ведущий. Сейчас мы узнаем, как назвались наши команды.

        Идет представление команды.

II. Основная часть.

1 этап: абиотические факторы среды.

        Составьте экологическую характеристику для каждого из 5 видов растений:

  1. отношение к свету;
  2. отношение к температуре;
  3. отношение к влажности;
  4. характеристика растительного покрова: лугов и степей, каменистых обнажений; лиственных лесов.

2 этап: биотические факторы среды.

  1. Выберите в гербарии 6 видов растений, оказывающих полезное и вредное влияние на растение. Расскажите о влиянии растений на растения.
  2. Определите 5 видов насекомых. Расскажите о значении животных в жизни растений (полезное и вредное влияние животных на растения).

3 этап: жизненные формы организмов.

  1. Определите жизненные формы 5 видов растений.
  2. Определите, в чем отличие жизненных форм организмов от экологических групп организмов.
  3. На примере жизненных форм покрытосеменных растений охарактеризуйте основные жизненные формы растений, их многообразие в растительном покрове.

4 этап: экология популяции животных.

  1. Расскажите об экологических популяциях животных, о популяции лосей в нашей области, их образ жизни. Сезонные изменения популяций. Количественные изменения популяции (размножение, гибель животных).
  2. Зависимость численности популяций от условий существования (корма, теплообмена, водного обмена, плотности, структуры и др.).
  3. Регулирование численности популяции.
  4. Охрана животных. Заказники области.

5 этап: антропогенные факторы.

  1. Расскажите о воздействии антропогенных факторов на живую природу. Прямое и косвенное влияние на живую природу. Роль человека в сокращении видов растений и численности животных.
  2. Что вы знаете о загрязнении окружающей среды? Как осуществляется контроль за окружающей средой?
  3. Для чего создаются заповедник, заказники, памятники природы?

III. Подведение итогов.

        1-й ведущий. А сейчас – подведение итогов и церемония награждения.

Удмуртская Республика, Якшур – Бодьинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеошворцинская средняя общеобразовательная школа

им. Ф.А.Пушиной»

Классный час

ИГРА – КОНКУРС «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МЕЛЬНИЦА»

(номинация «Прикладная»)

Автор работы:

Задорожнюк Любовь Владимировна,

педагог — организатор

Б.Ошворцы

2017г.

Содержание

Аннотация………………………………………………………………3

Введение……………………………………………………………..4-5

Ход игры – конкурса «Экологическая мельница»………………..6-13

Список литературы……………………………………………………14

Приложение…………………………………………………………15-24

Аннотация

2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии. 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

 По вопросам экологии в школе проходит много различных мероприятий: уборка территории, сбор макулатуры, различные акции, конкурсы, классные часы, коммуникативные бои и т.д.

В прошлом учебном году учащиеся нашей школы приняли участие в реализации социального проекта «Цвети моя деревня». В ходе данного проекта учениками проведён сбор мусора по улицам деревни, разведён и огорожен цветник на центральной улице. Всё лето ребята ухаживали за ним, пололи и поливали. Реализация проекта дала учащимся многое: понять, как важно вносить свой вклад в улучшение благополучия внешнего вида родной деревни. Цветник радовал глаз не только самих ребят, но и жителей деревни.

Это один из примеров, который даёт толчок для экологического воспитания учащихся, любви к своему родному краю, чувства прекрасного.  

Во время учебного года учащиеся, выпускники школ очень часто из предметов по выбору предпочитают биологию. Это значит, что вопросы экологии для учеников не чужды. Различные мероприятия, посвящённые экологии, приносят и  укрепляют знания учеников, как и данная игра – конкурс «Экологическая мельница». Данное мероприятие можно применить как на классном часе, так и общешкольном мероприятии.

Введение

В настоящее время проблемы экологии заставили человечество пересмотреть свое потребительское отношение к природе и задуматься о том, что будет с ней через несколько лет, если относиться к ней потребительски и ничего не предпринимая со стороны жителей города, села, деревни.

Необходимо вовлекать сегодня все большее количество учащихся в процесс сохранности природы, совершать активные действия для её сбережения, системно осуществлять воспитание культуры поведения у подростков. Тематические классные часы помогают формированию у учащихся жизненно необходимых компетенций, готовящих людей к реальной жизни в изменяющихся условиях. А как заинтересовать учащихся – старшеклассников к данной проблеме? Ведь для них в данный период на первом месте подготовка к сдаче ЕГЭ и ГИА. В таком случае на помощь приходит игра – конкурс, которая увлекает в любом возрасте.

Цель: привлечение внимание школьников к проблемам экологии города, деревни

Задачи:

1. Вовлечь школьников в полезную деятельность

2. Привлечь внимание к проблемам экологии города, деревни

3. Научить учащихся правильно использовать бытовые химические средства, правильно вести себя на природе;

4.  Углубить знания учащихся по биологии и экологии.

3. Развивать лидерские качества у учащихся

Форма проведения классного часа: игра — конкурс

Продолжительность: 40-50 минут

Участники: учащиеся 9, 10 классов: две команды по 6 – 7 человек, 2 ведущих, Баба Яга, ученик.

 Подготовительный этап: каждый класс заранее проводит игру «Коммуникативные бои», в ходе которой рассматриваются основные экологические проблемы страны (Приложение 1); учащиеся 10 класса готовят видеоролик «Как прекрасен этот мир» (приложение 3), учащиеся 9 класса сочиняют частушки на экологическую тему (приложение 2), проводится репетиционная деятельность с участием педагога, составление презентации к классному часу (приложение  4), работа с ведущими  и героями мероприятия из числа учащихся. Команды получают домашнее задание: проанализировать различные экологические ситуации в нашей местности, предсказать последствия, найти выход из этих экологических ситуаций. Перед началом игры можно организовать конкурс рисунков на экологическую тематику, выставку поделок из природных материалов, поездку в Дом ремёсел на мастер – класс по изготовлению ложек из липы (в дальнейшем учащиеся  — ложкари аккомпанируют частушечникам) и т. п.

 Оформление: мельница с 8 крыльями, выполненная на большом листе ватмана;  музыкальные инструменты (деревянные ложки, рубель, трещотки и т.д.); продукция для рекламы ( дезодорант, краска, зубная паста и т. д. ) ; декорация русской печки из картона, проектор, экран;  презентация.

Предполагаемый результат: привлечение школьников к проблеме экологии города, деревни, организация совместной деятельности при поиске материала.

ИГРА – КОНКУРС «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МЕЛЬНИЦА»

Ход игры

Вступительная часть

Просмотр видеоролика «Как прекрасен этот мир» (Приложение 3). Обсуждение с ребятами. Презентация (Приложение 4)

1 – й  ведущий: Эколо́гия (от греч. οικος — дом, жилище, хозяйство, обиталище, местообитание, родина и λόγος — понятие, учение, наука) — наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. (Слайд -1)

2 – й  ведущий: Тема «Проблемы экологии» в настоящее время очень актуальна. Составим перечень некоторых основных экологических проблем, а также раскроем причины их появления и последствия, возникающие в результате варварского использования природных ресурсов. (Слайд – 2)

1. Загрязнение атмосферы.

2. Загрязнение почвы.

3. Загрязнение мирового океана.

1 – й  ведущий: Загрязнение атмосферы

Транспорт и промышленность, используемые человеком, потребляют большое количество кислорода из атмосферы, и при этом человек не восполняет потери и не выполняет установленных норм по очищению отходов до выхода их в атмосферу.

2 – й  ведущий: Ежегодно в атмосферу поступает не менее 1250 млн.т. оксида углерода, до 170 млн.т. сернистого ангидрида, 20 млн.т. окислов азота, а также сероводород, сероуглерод, соединения хлора, соединения фтора и многие другие вредные химические элементы.

 1 – й  ведущий: Загрязнение почвы

В основном загрязнение почвы происходит под действием техногенной интенсификации производства, не очищающего отходы, а изливающего их в почву.

Жилые дома и бытовые предприятия. В числе загрязняющих веществ преобладает бытовой мусор, пищевые отходы, фекалии, строительный мусор, отходы отопительных систем, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода; мусор общественных учреждений – больниц, столовых, гостиниц, магазинов и др.

2 – й  ведущий: Теплоэнергетика. Помимо образования массы шлаков при сжигании каменного угля, с теплоэнергетикой связано выделение в атмосферу сажи, несгоревших частиц, оксидов серы, в конце концов оказывающихся в почве.

Сельское хозяйство. Удобрения, ядохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйстве, также оказываются в почве и отравляют окружающую среду

1 – й  ведущий: Транспорт. При работе двигателей внутреннего сгорания интенсивно выделяются оксиды азота, свинец, углеводороды и другие вещества, оседающие на поверхности почвы или поглощаемые растениями. Всё это ведёт к уменьшению плодородия и способности жизнеобеспечения земли.

2 – й  ведущий: Загрязнение мирового океана

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в мировом океане. Активно загрязняют океан и нитраты, фосфаты, инсектициды, гербициды и бытовой мусор.

Ежегодно в мировой океан поступает нефти и нефтепродуктов 26,563 млн.т., химических веществ примерно 200 млн.т., фенолов 0,460 млн.т, отходов производств синтетических волокон 5,500 млн.т, а также множество других вредных веществ.

1 – й  ведущий: (Слайд -3) К сожалению, в данное время человек мало делает для очищения и улучшения состояния природы, в частности почвы, мирового океана и атмосферы. Строительство очистительных заводов, на которых производилась бы переработка отходов, уменьшение выброса в атмосферу газовых веществ намного улучшили бы экологическое состояние природы.

Хочется прочитать строки стихотворения Евгения Евтушенко ( Слайд -4)

« Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя,

              Берегите всех зверей внутри природы,

          Убивайте лишь зверей внутри себя».

Разминка.

2 – ведущий. (Слайд -5)Сегодня мы предлагаем провести конкурсную игру «Экологическая мельница», которая даст возможность проявить себя, как знатоков по вопросам биологии, тех, кто в 9 класса готовится сдавать этот предмет на экзаменах и учеников 10 класса, прошедших это испытание. Мы надеемся, что эта игра заставит вас взглянуть на окружающий мир другими глазами. Поприветствуем наших участников!

1 – ведущий. Первое задание – разминочное. Каждая команда представляет себя. Название команды должно соответствовать теме игры.

ИДЁТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.

ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСОВ.

1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ.

1-ведущий. А теперь переходим к основным конкурсам. Начнем с интеллектуального. Команды отвечают на вопросы «да» или «нет». За каждый правильный ответ – 1 очко.

Правда ли , что ….

  1. … крокодилы могут взбираться на деревья? (ДА.)
  2. … змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (ДА.)
  3. … стрижи даже спят на лету? (ДА.)
  4. … голубые розы растут только в Китае? ( НЕТ. Их вообще не существует)
  5. … зелёный картофель настолько ядовит, что может убить ребёнка? (ДА.)
  6. … на зебрах водятся полосатые блохи? (НЕТ.)
  7. … орхидеи используют для приготовления мороженного? (ОТЧАСТИ ДА.)
  8. … бабочки живут всего один день? (НЕТ.)
  9. … излучение  телефонов  сотовой связи вредно для организма человека? (ДА.)
  10. … в день среднестатистический человек выбрасывает 2,5 килограмма мусора?                                                                                                                            (ДА.)

2.ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ.

2 – ведущий. Раз вы такие замечательные интеллектуалы, вы, наверное, такие же опытные хозяйственники. Сейчас мы это проверим.

Раздается шум, стук, входит Баба Яга.

Баба Яга. Здравствуйте, мои дорогие! Я слышала, у вас тут сегодня праздник? А что меня – то не пригласили? Я тоже готовилась к празднику. В своей избушке на курьих ножках провела генеральную уборку. Всяких средств химических приобрела… Вот только не знаю, правильно ли их употребила? В общем , начну по порядку рассказывать.

1 – ведущий. Баба Яга старая, может что-то перепутать. Вы всё запишите и дайте правильный ответ.

РАССКАЗ БАБЫ ЯГИ.

С самого утра я решила покрасить печку, а заодно перекрасить скамейку около избушки в более приличный цвет. Для этого я воспользовалась белой краской. Скамейка и печка получились замечательными.  (Краска для внутренних  и наружных  работ должна быть разная.)  Воодушевленная успехом, решила покрыть лаком книжную полку для своих страшных – престрашных сказочек. Но когда я наносила последний слой лака, 2 капли «украсили» мой шерстяной платок. Пришлось удалить пятна с помощью средства «КОМЕТА».  ( Чистящее средство, не предназначенное для выведения пятен.) Успех превзошёл все ожидания. Правда, остались пожелтения, и я тут же решила от них избавиться с помощью отбеливателя « БЕЛИЗНА». («Белизна» применяется для отбеливания льна и хлопка, но не шерсти.)

Больше рисковать платком я не хотела, и я обработала его антимольным  средством «РАПТОР». ( Средство от тараканов.) Затем убрала его в шкаф. А заодно освежила все свои юбки и кофты препаратом с тонким и нежным запахом и таким же нежным названием « ЛАНА». ( Антистатик.)

Это серебряный подсвечник, подарок Змея Горыныча. Я его протёрла жидкостью «ДОСЯ», чтобы потускневший металл стал блестящим.                                    

Понятно, что мне тут же захотелось почистить свои ботинки. Старую грязь удалила с помощью средства «АНТИРАЙД». (Средство от моли.)

    А придала блеск своим ботинкам с помощью обувного крема «ЖЕМЧУГ». ( Зубная паста.)

Ну что ж, вы тут решайте, правильно ли я все сделала, а мне уже пора – меня девчонки и мальчишки в избушке на курьих ножках ждут. Пока.

1 – ведущий. Сейчас команды по очереди будут называть те ошибки, которые совершила Баба Яга. Просьба, командам не повторяться.

(За каждую верно подмеченную ошибку — 1 очко.)

3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ.

1- ведущий. Ну что ж. Баба Яга – сказочный герой и поэтому может и ошибаться в нашем современном мире. Могут ли ошибаться люди? За окном зима. И мы в эти холодные февральские дни все чаще вспоминаем летние каникулы. Послушайте рассказ девочки.

Нарушения и ошибки школьников в лесу.

Отдых с друзьями.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. ( Громкая музыка распугает зверей и птиц.) Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу не так ощущалась жара. Знакомая дорожка привела нас к берёзовой роще. По дороге нам попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. ( Вырывать и сбивать грибы не следует– разрушается грибница.)    Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. ( Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует). Заварили чай в котелке, закусили и пошли дальше. Перед уходом  Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: « Все равно микробы их разрушат». ( Эти вещества разрушаются 100 -200 лет). Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землёй или залить водой). В кустах мы нашли гнездо какой- то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили обратно.( Трогать яйца птиц не следует). Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой — в школе пригодится.( Брать зверят и птенцов из леса не надо). Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать , как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник .Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали  палочки. (Не следует что – либо проталкивать в муравейник).

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко  стоящего дерева и спрятаться под ним. ( Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно) С охапками луговых и лесных цветов мы пошли домой. (Луговые и лесные цветы рвать не следует)

Через час мы вернулись домой. Весело прошел день!

1- ведущий. И так,  команды готовы называть  ошибки ребят? Тогда начинаем! (За каждую верно подмеченную ошибку — 1 очко.)

4. «РЫЦАРИ ЗЕМЛИ».

2- ведущий. На экране вы видите мельницу, на  лопастях  которой указано количество очков. Команды по очереди выбирают вопрос на определенное количество очков. (по2, 3 вопроса).

«РЫЦАРИ ЗЕМЛИ»

10 ОЧКОВ.

-Все знают, что такое Красная книга. А что представляет собой Черная книга?

(Списки видов, исчезнувших с лица Земли в историческое время)

-Какое загрязнение природной среды называют антропогенным?

(Происходящее в результате человеческой деятельности)

— Какая поговорка учит нас правильному режиму питания?

( «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу».)

20 ОЧКОВ.

-Почему исчезло Аральское море?

( В результате нарушения между поступлением воды из рек и её испарением с поверхности водоема.)

-Почему в Западном Казахстане, Калмыкии исчезают сайгаки?

( В результате антропогенных воздействий.)

30 ОЧКОВ.

-Почему автомобиль называют злейшим врагом природы?

(Автотранспорт загрязняет воздух, губит зелёные насаждения, является причиной гибели диких животных на дорогах.)

-Что такое парниковый эффект?

( Уменьшение потерь тепла из атмосферы Земли вследствие увеличения количества углекислого газа в воздухе. Приводит к общему потеплению на планете.)

-Вьющиеся растения украшают здания. Сегодня это имеет не только декоративное, но и экологическое значение. Какое?

( Растения на стенах позволяют смягчить колебания температуры в зданиях. В таких домах летом прохладно, а зимой дом не так быстро остынет.)

40 ОЧКОВ.

— С какой целью создаются заповедники?

( Для сохранения в неизменном виде территорий с определёнными природными комплексами и охраны обитающих там видов растений и животных.)

— Где и когда организован первый национальный парк?

( Йеллоустонский- 1872 году, США.)

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1- ведущий. Командам предстоит проанализировать различные экологические ситуации в нашей местности, предсказать последствия, найти выход из этих экологических ситуаций.

  1. ведущий. Вот и подошла к концу  наша игра. Пока члены жюри готовятся к оглашению результатов, послушаем частушки.

Исполнение частушек  с использованием музыкальных инструментов

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. СЛОВО ЖЮРИ. НАГРАЖДЕНИЕ.

1- ведущий. Мы можем сами уже что-то сделать, изменить свои привычки. Экономьте воду (горячую и холодную), утепляйте свой дом, помните, ресурсы нашей страны не бесконечны. Любой прогресс в науке и технике, наряду с ярко выраженными безусловно положительными явлениями неизбежно влечет за собой и отрицательные стороны (пример с энергосберегающими лампами).

 2- ведущий. Вопросы ресурсосбережения в нашем обществе ставятся во главу угла. Именно поэтому важно ценить каждую каплю чистой пресной воды, беречь тепло, и электроэнергию.

1- ведущий. А ребятам 9 класса следует продолжать подготовку к сдаче экзаменов. И не только по биологии, но и остальным предметам. Удачи вам! Спасибо ученикам 10 класса за поддержку и участие.

Приложение 1

Экологические проблемы. Коротко о главном

Вырубка лесов

Леса обогащают атмосферу столь необходимым для жизни кислородом, поглощают диоксид углерода, выделяемый животными и человеком в процессе дыхания, а также промышленными предприятиями в процессе работы. Они играют основную роль в круговороте воды. Деревья забирают воду из почвы, фильтруют ее, очищая от примесей, и выделяют в атмосферу, повышая влажность климата. Леса влияют на круговорот воды. Деревья поднимают подземные воды, обогащая почвы и удерживая их от опустынивания и эрозии – недаром при обезлесении моментально мелеют реки. Согласно докладам Организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН, обезлесение продолжается во всем мире с большой скоростью. Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, тогда как вырастает только 6 Га. Это значит, что каждую секунду с лица планеты исчезает лес размером с футбольное поле.

Немалая проблема и в том, что указанные данные организация получает непосредственно от правительств стран, и правительства предпочитают не указывать в своих докладах потери, связанные, например, с незаконными лесозаготовками.

Разрушение озонового слоя

Примерно в двадцати километрах над планетой простирается озоновый слой — ультрафиолетовый щит Земли. Выбрасываемые в атмосферу фторированные и хлорированные углеводороды и галогенные соединения разрушают структуру слоя. Он истощается и это приводит к образованию озоновых дыр. Проникающее через них губительные ультрафиолетовые лучи опасны для всего живого на Земле. Особенно отрицательно они воздействуют на здоровье человека, его имунную и генную систему, вызывая рак кожи и катаракту. Ультрафиолетовые лучи опасны для планктона — основы цепи питания, высшой растительности, животных.

Сегодня под воздействием Монреальского протокола почти на все технологии, в которых используются вещества, разрушающие озоновый слой, найдены альтернативы, и производство этих веществ, торговля ими и их использование стремительно уменьшается.

Как Вам известно, в природе все взаимосвязанно. Разрушение озонового слоя и, как следстие, отклонение какого-либо на первый взгляд незначительного параметра среды может привести к непредсказуемым и необратимым последствиям для всего живого.

Сокращение биоразнообразия

По оценкам специалистов ежегодно исчезает 10-15 тысяч разновидностей организмов. Это означает, что за грядущие 50 лет планета потеряет, по разным оценкам, от четверти до половины своего биологического разнообразия. Обеднение видового состава флоры и фауны существенно снижает устойчивость экосистем и биосферы в целом, что так же представляет серьезную опасность для человечества. Процесс сокращения биоразнообразия характерезуется лавинообразным ускорением. Чем менее биоразнообразие планеты, тем хуже условия выживания в ней.

В Красную книгу России по состоянию на 2000 год занесены 415 видов животных. Этот перечень животных за последние годы увеличился в полтора раза и не перестает расти.

Человечество как вид с огромной численностью и ареалом обитания не оставляет пригодного местообитания для других видов. Необходимо интенисное расширение площади особо охраняемых природных территорий для сохранения видов находящихся под угрозой исчезновения, а так же жесткое регулирование истребления промыслово-ценных видов.

Загрязнение воды

Загрязнение водной среды происходило на протяжение всей истории человечества: люди испокон веков использовали любую реку как сточную канаву. Наибольшая опасность для гидросферы возникла в XX вв с появлением крупных многомиллионных городов и развитием промышленности. За последние десятилетия большинство рек и озер мира было превращено в сточные канавы и отстойники нечистот. Несмотря на сотнемиллиардные вложения в очистные сооружения, которые в состоянии предотвратить превращение реки или озера в зловонную жижу, но не в состоянии вернуть воде былую естественную чистоту: нарастающие объемы промышленных стоков и твердых отходов, растворяющихся в воде, оказываются сильнее самых мощных очистных агрегатов.

Опасность загрязнения воды в том, что человек в значительной мере состоит из воды и , чтобы оставаться человеком, он должен потреблять именно воду, которую в большинстве городов планеты трудно назвать пригодной для питья. Около половины населения развивающихся стран не имеет доступа к источникам чистой воды, вынуждена пить зараженную болезнетворными микробами и поэтому обречена на преждевременную гибель от эпидемических заболеваний.

Перенаселение

Человечество сегодня воспринимает свою огромную численность как норму, полагая что люди при всём своём количестве и всей своей жизнедеятельности не наносят вреда экосистеме планеты, а также что люди и дальше могут повышать свою численность, и что это якобы никак не отражается на экологии, животном и растительном мире, а также жизни самого человечества. Но на самом деле уже сегодня, уже сейчас человечество перешло все границы и черты, какие могла потерпеть бы планета. Земля не может выдержать такое огромное количество людей. По подсчётам учёных, 500 тысяч — это предельно допустимое количество людей для нашей Планеты. Сегодня же эта предельная цифра превышена в 12 раз, и по прогнозам учёных к 2100 году может увеличиться чуть ли ни вдвое. При этом современное человеческое население Земли по большей своей части даже не задумывается о том, какой глобальный вред несёт дальнейший рост численности людей. А ведь рост численности людей — это и рост использования природных ресурсов, рост площадей под сельскохозяйственные и промышленные нужды, рост количества вредных выбросов, рост количества бытовых отходов и площадей под их складирование, рост интенсивности экспансии человека в природу и рост интенсивности уничтожения природного биоразнообразия.

Человечество сегодня просто обязано сдержать свои темпы роста, переосмыслить свою роль в экологической системе Планеты, и взяться за построение человеческой цивилизации на основе безвредного и осмысленного существования, а не на основе животных инстинктов размножения и поглощения. 

Нефтяное загрязнение

Нефть — природная маслянистая горючая жидкость, распространенная в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое. Сложная смесь алканов, некоторых циклоалканов и аренов, а также кислородных, сернистых и азотистых соединений. В наши дни нефть, как энергетический ресурс, является одним из основных факторов развития экономики. Но добыча нефти, ее транспортировка и переработка неизменно сопровождается ее потерями, выбросами и сбросами вредных веществ, последствием которых является загрязнение окружающей среды. По масштабам и степени токсичности нефтяное загрязнение представляет собой общепланетарную опасность. Нефть и нефтепродукты вызывают отравление, гибель организмов и деградацию почв. Естественное самоочищение природных объектов от нефтяного загрязнения — длительный процесс особенно в условиях низких температур. Предприятия топливно-энергетического комплекса крупнейший в промышленности источник загрязнителей окружающей среды. На их долю приходится около 48% выбросов вредных веществ в атмосферу, 27% сброса загрязненных сточных вод, свыше 30% твердых отходов и до 70% общего объема парниковых газов.

Деградация земель

Почва — хранительница плодородия и жизни на Земле. Чтобы образовался ее слой толщиной в 1 см необходимо 100 лет. Но он может быть потерян всего за один сезон бездумной эксплуатации земли человеком. По оценкам геологов, до того, как человек начал заниматься сельскохозяйственной деятельностью, реки ежегодно сносили в океан 9 млрд. т почвы. При содействии человека эта цифра увеличилась до 25 млрд. тонн в год. Все большую опасность приобретает явление почвенной эрозии, т.к. плодородных почв становится на планете все меньше и жизненно важно сохранить хотя бы то, что имеется на данный момент, не допустить исчезновения этого единственного слоя земной литосферы, на котором могут расти растения.

В естественных условиях существует несколько причин для эрозии почв (выветривание и вымывание верхнего плодородного слоя), которые еще более усугубляются человеком. Миллионы гектаров почвы теряются

Человек собственными руками превращает поверхность Земли в подобие Марса, забывая что он отличается от нашей планеты одной существенной деталью: на нем нет и не может быть жизни.

Отходы

Одной из проблем, с которыми сталкивается человечество – это проблема отходов. В настоящее время, в силу ее масштаба, она особенно актуальна. Производя тот или иной продукт, нам следует учитывать не только его потребительскую пользу, но и его воздействие на окружающую среду в процессе производства и утилизации. Именно вопрос о дальнейшей судьбе потерявших свои потребительские качества продуктах вызывает главный интерес. Сегодня человечество накопило столько отходов, что всерьез столкнулось с проблемой их утилизации.

В природу ежегодно поступает более 50 млрд. т. отходов энергетических, промышленных, сельскохозяйственных производств и коммунально-бытового сектора, в том числе от промышленных предприятий — более 150 млн. т. В окружающую среду выбрасывается около 100 тыс. искусственных химических веществ, из которых 15 тыс. требуют особого внимания.

Все эти отходы являются источником загрязнения окружающей среды вместо того чтобы быть источником для производства вторичной продукции.

Приложение 2

1.Всюду люди- тут и там.

Где они- там сор и срам.

Сами от того страдаем,

Что природу засоряем.

2.Мать – природу  береги,

С детских лет её люби.

Ты её не загрязняй

А чем можешь, помогай!

3.Атмосферу загрязняя

Выхлопными газами

Мы здоровье подрываем

В одночасье разом

4.Мусор мы везде кидаем

Почва гибнет и леса

Реки, озёра, загрязняем

Исчезает рыба вся.

5.И животных истребляем

Мы на шкуры и меха

Редкие цветы срываем

На полях и на лугах.

6.Чтобы нам дышалось лучше –

Надо лес оберегать.

Чтоб не жить посреди свалки,

Надо мусор убирать!

7.А по улице Центральной

Посадили мы цветы,

Следом там прошли коровы

Погубили все мечты.

8.Вы природу берегите!

Защищайте и любите!

Чистый воздух вы цените!

Следующему поколению сохраните!

картинка из интернета

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МЕЛЬНИЦА»

Конкурсная программа

1-я ведущая: Что такое экология и почему это слово столь актуально
в наше время, думаю, объяс­нять никому не надо.

Все мы обязаны жизнью нашей планете — пре­красной
Земле, стонущей сегодня от боли, взываю­щей о помощи и, увы, остающейся
по-детски безза­щитной перед… нами.

Экологические проблемы не знают
государствен­ных границ и природных рубежей — они глобаль­ны. Экологическая
ситуация на Урале оказывает воздействие на состояние окружающей среды во Флориде,
дыхание Чернобыля ощутили в некото­рых странах Европы.

2-я ведущая: Замечательный французский писатель Антуан де
Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля»
и пересесть с него просто некуда.

Человек сегодня никакой не властелин и не
царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны на­учиться в двойне
восторгаться гармонией природы.

1-я ведущая: Дорогие друзья! Мы приглашаем вас на конкурс «Экологическая
мельница».

2-я ведущая: Мы приглашаем всех желающих помериться силами и
поделиться знаниями.

Идет отбор кандидатов. В игре могут
участвовать две команды по 5-7 человек.

1-я ведущая: Команды набраны. Можно
приступать
к делу. Вы видите импровизированную мельницу с пятью
крыльями, на которых написаны задания нашим игрокам.

2-я ведущая: А для начала мы предлагаем придумать названия своим командам. Время пошло!
Тридцать секунд на обдумывание.

1-я ведущая: Пока команды придумывают себе на­звание, мы предлагаем
нашим зрителям первые вопросы экологической викторины. Начинайте набирать очки
для того, чтобы потом получить большой приз нашей игры.

Викторина для зрителей

1.           

Как в старину называли Уральские горы? (Каменный
пояс)

2,           

Многие птицы — прославленные певуньи. Вне
конкуренции среди них соловей. А кто на вто­ром месте? (Дрозд)

3,           

Какая птица прилетает в наши края самой по­следней?
(Перепел)

4,           

Зверек, чей детеныш способен сосать молоко
матери прямо под водой? (Нутрия)

5,           

Самый крупный представитель фауны? (Зубр)

6,           

С какого года начала издаваться Красная
кни­га? (С 1966 года)

7,           

Какая змея плюется? (Кобра)

8,           

Где ухо у кузнечика? (На ноге)

9,           

Самая высокая трава? (Бамбук)

10,        

Плоская морская рыба с глазами на одной
сто­роне туловища? (Камбала)

2-я ведущая: Сейчас мы узнаем, как назвали себя наши команды. Желательно, чтобы эти
назва­ния соответствовали теме игры.

Идет представление команд.

1-я ведущая: А теперь переходим к основным кон­курсам нашей программы и начнем,
пожалуй, с интеллектуального. Он не так сложен, как вы могли подумать. Команды
просто быстро отве­чают «да» или «нет» на наши вопросы. За пра­вильный ответ —
1 балл.

Правда ли, что…

1-           

…крокодилы могут
взбираться на деревья? (Правда. Молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям
и часто отдыхают на ветвях.)

2-           

…змеи могут
совершать прыжки до метра в высоту? (Правда. Гадюка, обитающая в Цент­ральной
Америке, способна прыгать в высоту до метра, нападая на свою жертву.)

3-           

…стрижи даже спят
на лету? (Правда. На за­кате стрижи взлетают на большую высоту и спят на
лету, а на рассвете спускаются по­ближе к земле.)

4-           

…голубые розы
растут только в Китае? (Нет. Голубых роз в природе не существует.)

5-           

…зеленый картофель
настолько ядовит, что может убить ребенка? (Правда. Зеленый кар­тофель
содержит большое количество сильных ядов
соланинов, которые особенно
вредны для детей. Эти яды не разрушаются даже при вар­ке и тушении.)

6-           

…на зебрах водятся
полосатые блохи? (Нет. Блохи на зебрах не маскируются.)

7-           

…орхидеи
используются для приготовления мороженого? (Отчасти правда. Ароматические
вещества для некоторых видов ванильного мороженого приготовляются из обладающей
лечебным эффектом шелухи семян орхидеи «ванилия планифолия».)

8-           

…бабочки живут
всегда один день? (Нет. Не­которые из них живут много месяцев, перези­мовывая
или улетая в теплые края.)

2-я ведущая: Раз вы такие замечательные интел­лектуалы, вы,
наверное, такие же опытные хо­зяйственники. Сейчас мы это проверим.

Раздается шум, гром, стук, входит Баба
Яга.

Баба Яга:

Здравствуйте, мои дорогие! Я слышала, у
вас тут сегодня праздник? А что меня-то не пригласили? Праздник ведь мой —
охраны окружающей приро­ды. А я кто? Как раз она и есть — окружающая природа.
Ну да ладно, я не обижаюсь. Я ведь к вам за советом пришла. Решила в своей
избушке на курьих ножках генеральную уборку сделать. Вся­ких средств химических
приобрела… Вот только не знаю, правильно ли их употребила? В общем, я вам
сейчас начну по порядку рассказывать, а вы, если что не так, меня поправляйте.

Команды должны ответить, правильно ли Баба
Яга применила эти химические средства.

Рассказ Бабы Яги

С самого утра я решила покрасить печку, а за­одно и перекрасить скамейку около
избушки в бо­лее приличный цвет. Для этого я воспользовалась

эмалью ПФ-223. (Краской с первой цифрой 2 нельзя пользоваться для
наружных работ.)

Перекрасив печку, я вышла погулять по лесу. Скамейка получилась
замечательной! Было прохлад­но, и надела я свой шикарный белый шерстяной
свитер. Потом я вернулась домой и тут же, вооду­шевленная успехом, решила
покрыть лаком книж­ную полку для своих страшных-престрашных ска­зочек. Но,
проклятье! Когда я наносила последний слой лака НЦ-223, две капли украсили мой
свитер. Пришлось удалить пятна с помощью «Комета». (Чи­стящее средство, не
предназначенное для выведе­ния пятен.)

Успех превзошел все ожидания. Правда, оста­лись пожелтения, и я тут же
решила от них изба­виться с помощью отбеливателя «Белизна». (Белиз­на
применяется для отбеливания льна и хлопка, но не шерсти.)

Больше рисковать свитером мне не хотелось, и я обработала его антимольным
средством «Раптор» (средство от тараканов) и убрала на зиму в шкаф. А
заодно освежила все свои юбки и кофты препара­том с тонким и нежным запахом и
таким же неж­ным названием «Лана». (Антистатик.)

Когда я закрывала дверцу шкафа, то зацепила стоявший на шкафу серебряный
подсвечник, пода­ренный Змеем Горынычем. Падающий подсвечник ударил меня по
голове, и тут же меня осенила ге­ниальная идея — сделать потускневший металл
блестящим, как моя мысль. Я сразу же протерла его жидкостью под названием «Дося».
(Ополаски­ватель или моющее средство. В любом случае не подходит для чистки
серебра.)

Понятно, что мне тут же захотелось почистить и свои ботинки. Нет лучше
средства для удаления старой грязи, чем «Антирайт» (средство от моли.) А
уж истинный шик и блеск придаст вашей обуви пастообразный бесцветный обувной
крем «Жемчуг» (зубная паста).

А в заключение — маленькая загадка. Недавно я купила препарат, чье название
напомнило мне знакомого, про которого написал А. Беляев в своем романе.
Догадайтесь, как он называется? («Ариель»).

Ну что ж, меня, наверное, уже заждались в из­бушке молодые люди,
заблудившиеся в лесу, а вас ждет продолжение конкурса.

Баба Яга уходит.

1-я ведущая: Как мы смогли убедиться, вы совершенно верно
ориентируетесь в мире бытовой химии. Но хотелось бы еще узнать, хорошо ли вы
разбираетесь в специальных экологических товарных знаках, которые мы сейчас
часто ви­дим на упаковках различных товаров. Итак, во второй части
хозяйственно-бытового конкурса вам необходимо назвать те знаки, которые мы
будем вам показывать.

Ведущая показывает нарисованные на
альбомных листах знаки, команды называют их.

2-я ведущая: Команды готовятся к рекламной кампании. Ее участники должны
представ­ить экологически чистую продукцию.

1-я ведущая: А для вас, дорогие зрители, снова вопросы нашей
викторины.

Викторина для зрителей

1.          

Какие из животных самые ядовитые? (Змеи:
африканская мамба и кобра)

2.           

Какой зверь на Земле самый прожорливый? (Крот,
землеройка
)

3.           

Почему нельзя выбрасывать лампы дневного
освещения? (В них содержится ртуть)

4.           

Почему вредны телефоны сотовой связи? (Из­лучение
от спутника космической связи небла­гоприятно влияет на организм человека)

5.           

Какие насекомые носят те же названия, что
и млекопитающие? (Жук-носорог, бабочка-медве­дица, муравьиный лев, жук-олень
и др.)

6.           

Что такое лукоморье? (Излучина)

7.           

Что такое «Гринпис»? (Независимая
междуна­родная организация по охране окружающей сре­ды)

8.           

Сколько килограммов мусора в день выбрасы­вает
среднестатистический человек? (2,5 кг)

9.           

Сколько детей рождается у пингвина на
протя­жении его жизни? (До 8)

2-я ведущая: Команды готовы? Что ж, приступим к рекламной кампании.
Наши участники пред­ставляют экологически чистую продукцию.

Идет демонстрация «рекламных роликов».

1-я ведущая: Что ж, ваши версии были гораздо интереснее тех, что
показывают по телевизору. Счет становится…

2-я ведущая: А теперь предлагаю игру со зрителя­ми. Она называется
«Вода, воздух, земля и огонь».

Я бросаю кому-либо из вас мяч и говорю
«вода», а поймавший мяч должен быстро назвать какую-либо рыбу или обитающее в
воде животное и бро­сить мяч обратно. При слове «воздух» вы называе­те птиц,
«земля» — животных, а если я скажу «огонь», мяч надо сразу бросить обратно.
Тот, кто быстро и правильно ответит, получает наши призо­вые жетоны.
Приготовились? Начали!

Игра со зрителями.

1-я ведущая: И снова я обращаюсь к нашим игрокам. Во время игры со
зрителями они наверня­ка отдохнули и готовы продолжить наш конкурс, точнее
сказать, достойно его завершить.

2-я ведущая: Итак, как вы уже догадались, навер­ное, мы подошли к
последнему конкурсу нашей программы. Этот конкурс можно условно назвать
«Спортивный».

Не секрет, что гуляя, к примеру, по парку, мы иногда
позволяем себе бросить бумажку от съеден­ного мороженого или от конфеты.
Вероятно, это происходит потому, что у нас «слабая физическая подготовка» или
«не очень острый глаз». А давайте это проверим. Проведем небольшой эксперимент.
Вам необходимо точно в урну бросить клочок бума­ги. Кто точнее это сделает, тот
и будет победите­лем. Итак, игра в мусорбол начинается!

Идет конкурс, зрители «болеют».

1-я ведущая: Какой же спортивный конкурс без водных упражнений? Вам
необходимо перелить из трехлитровой банки в полуторалитровую бу­тылку воду так,
чтобы как можно меньше ее рас­плескать. Время на выполнение — 30 секунд.

2-я ведущая: Вот и подошла к концу наша игра.

Общий счет… . Мы думаем, что несмотря на
то, что конкурсы были шуточными и простыми, кое-чему вы все-таки научились. И
теперь, проходя по парку, вы уже не будете где попало бросать мусор. И, может
быть, хоть чуть-чуть бережнее будете относиться к природе.

1-я ведущая: А сейчас — церемония награждения…

Награждаются участники и наиболее активные
зрители.

2-я ведущая: Спасибо всем за участие! Еще раз напоминаем вам, что
природа — это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто. До встречи!

Из книги 

К
занятиям по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.

и по частям (из-за большого объёма) в «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ»
(воспитание детей
через общение с животными)
https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Развивающие игры в
рубрике
«АГИТБРИГАДА 70-80х ЛЕТ. ПЕДОТРЯД. ШЕФСКАЯ РАБОТА.»  https://urlid.ru/bt2a

Внеклассное мероприятие, посвященное недели экологии

«Экологическая мельница»

Цель: формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе.

Задачи:

  • Способствовать расширению экологического кругозора;

  • Содействовать развитию творческого потенциала учащихся;

  • Способствовать формированию чувства осознания необходимости бережного отношения к природе.

Оборудование: столы и стулья для команд, фломастеры и бумага, заранее приготовленные макеты для строительства дома и экологическая валюта, экран, проектор, ноутбук и презентация «Экологическая мельница».

Зал украшен листовками «Береги природу», которые рисовали учащиеся начальной школы, а также знаками экологической тропы. На экране горит слайд с названием мероприятия. В игре принимают участие 2 команды 10х классов. Команды занимают места за столами.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются. Вполне возможно, что за последние дни с лица Земли исчезло еще одно животное, еще одно растение. Все мы обязаны своей жизнью нашей прекрасной планете под названием Земля, которая взывает сегодня о помощи и, увы, остается по –детски беззащитной перед нами.

Замечательный(слайд 2) французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то сказал: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля» и пересесть из него просто некуда.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает стать человеку добрее, справедливее, ответственнее и великодушнее. По настоящему любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным. И сегодняшнее наше мероприятие призвано научить вас быть таковыми.

Все мы часто слышим слово «экология», давайте еще раз вспомним что оно означает(слайд 3).

Впервые это слово (слайд 4) употребил Эрнест Геккель в 1866 году в своем труде «Общая морфология организмов» .

Участвуя в конкурсах, не забывайте об этом.

По итогам каждого конкурса вы будете получать (слайд 5) специальную экологическую валюту – ЭКО. В конце мероприятия вы, согласно прайсу, обменяете свои ЭКО на стройматериалы и построите свой дом. У кого дом получится лучше тот и выиграл! Удачи!

  1. «Разминка»(слайд 6)

На слайде зашифрован ребус на экологическую тему. Всего 5 ребусов. Ваша задача как можно скорее отгадать правильное название. Кто первый отгадывает – поднимает руку, за каждый отгаданный ребус получаете 1 эко.

(на этом слайде делается щелчок мышью и появляется ребус, еще щелчок отгадка. И так 5 ребусов (слайды 7-11)

  1. «Музыкальная пауза»(слайд 12)

А сейчас учащиеся 5 класса под аккомпанемент баяна пропоют частушки на экологическую тему.

Пропоем мы вам частушки, В озере купались гуси

Как на Алтае мы живем, Нашей тетушки Маруси

Экологию мы любим И теперь у всех гусей

И природу бережем! Десять лап и шесть ушей

Есть у нас большая речка, У охотника забота —

Дети там купаются, Подстрелить решил енота.

Только в ней плохие тети Вот бы все наоборот:

С порошком стираются! Чтоб в нег стрелял енот.

Старожилы говорили, Эх, топну ногой!

Будто здесь олени жили. Да притопну другой!

В лес искать мы их пошли, Ведь на всех одна планета

Только свалки там нашли! Больше нету ни одной!

Как-то раз полез наш Петька В лес зайдешь, а там – прохлада.

За кувшинкой в озеро. Вот ручей бежит все вдаль…

Стал он черным, будто редька, Ничего вовек не надо,

Мыть пришлось до осени. Лишь бы цвел родной Алтай!

  1. «Найди ошибки» (слайд13)

Перед вами сочинение ученика, который недавно ходил в поход вместе с классом. Вы должны прочитать его и выявить все нарушения. За каждое найденное нарушение 1 эко. (Учащимся раздаются заранее распечатанные сочинения без ответов. В течении 10 минут они находят ошибки, затем обмениваются и проверяют с ведущим вместе (слайд 13-17)

  1. «Физкультминутка» (слайд 18)

А теперь давайте подвигаемся. Я буду произносить высказывания, а вы в ответ на них совершаете определенные физические действия:

  • Если вы согласны, что необходимо экономить воду, хлопните в ладоши!

  • Если вы закрываете водопроводный кран, пока чистите зубы, подпрыгните несколько раз!

  • Если вы уверены, что курение вредно для здоровья, топните ногой!

  • Если вам не нравится запах выхлопных газов, помашите рукой перед лицом!

  • Если вы не мусорите на улице ,встаньте!

  • Если вы выключаете свет, выходя из комнаты, закройте глаза руками!

  • Если вы или члены вашей семьи вытираете пыль с электролампочек – улыбнитесь (пыль задерживает 36 процентов света, поэтому их нужно протирать!)

  • Если вы аккуратно обращаетесь с бумагой, а не тратите ее попусту. Возьмитесь за ухо!

  • Если вы думаете, что охрана природы приносит пользу, скажите «ДА!»

  • Если вы, видя насекомое в своей комнате, выпускаете его на волю вместо того, чтобы убить, коснитесь кончика носа.

  1. «Устами младенца» (слайд 19)

А теперь давайте сыграем в игру «Устами младенца» Вам будут предложены видеоролики,в которых зашифрованы слово. Вам необходимо по объяснению отгадать слово и поднять руку. За каждый правильный ответ – 1 эко.

  1. «Мусор»(слайд 20)

Что делать с мусором – «вечная проблема». В настоящее время на одного жителя (щелчок мыши) приходится 1 тонна мусора(щелчок мыши) в год. Если весь (щелчок мыши) накопленный мусор за год не уничтожать, а ссыпать в кучу, то образовалась бы гора, высотой с Эльбрус(щелчок мыши). Все ходят(слайд 21) в лес и видят там следы отдыха. (щелчок мыши) Это и бумага и пластиковые бутылки. И металлически банки и разбитые стеклянные бутылки. А знаете ли вы, сколько понадобится времени природе, чтобы переработать этот хлам?

  1. «Рука помощи» (слайд 22)

А теперь последний конкурс «Рука помощи» Обведите свою руку на листе бумаги и впишите в нее свои предложения по охране природы. Максимальное количество эко – 5.

  1. «Закупка стройматериалов и строительство домов» (слайд 23)

А теперь подсчитайте свои эко и обменяйте их на строй материалы, согласно прайсу. Из купленных стройматериалов постройте дом.

Конкурс домов и награждение.

Литература

  • Недели экологии: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера. – 96 с

  • Экопаутина/ под ред Бондаревской С., Репетуновой Е., Щигревой С. Барнаул,2006, 90 с

Игра-конкурс «Экологическая мельница»

(8 «В» класс)

Скамейко С.А., учитель информатики

Цель: привлечение внимание учащихся к проблемам экологии.

Задачи:

— привлечь внимание учащихся к проблемам экологии города, деревни

— научить учащихся правильно использовать бытовые химические средства, правильно вести себя на природе;

— углубить знания учащихся по биологии и экологии.

Ход игры

Вступительная часть

(Приветствие. Учащиеся делятся на 2 команды.)

Учитель:

— В настоящее время проблемы экологии заставили человечество пересмотреть свое потребительское отношение к природе и задуматься о том, что будет с ней через несколько лет, если относиться к ней потребительски.

Необходимо вовлекать сегодня все большее количество учащихся в процесс сохранности природы, совершать активные действия для её сбережения, системно осуществлять воспитание экологической культуры подростков. А как привлечь внимание учащихся к данной проблеме? В таком случае на помощь приходит игра – конкурс, которая увлекает в любом возрасте.

1-й  ведущий: Эколо́гия— наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

2-й  ведущий: Тема «Проблемы экологии» в настоящее время очень актуальна. Составим перечень некоторых основных экологических проблем, а также раскроем причины их появления и последствия, возникающие в результате варварского использования природных ресурсов.

1-й  ведущий: Загрязнение атмосферы

Транспорт и промышленность, используемые человеком, потребляют большое количество кислорода из атмосферы, и при этом человек не восполняет потери и не выполняет установленных норм по очищению отходов до выхода их в атмосферу.

2-й  ведущий: Ежегодно в атмосферу поступает не менее 1250 млн.т. оксида углерода, до 170 млн.т. сернистого ангидрида, 20 млн.т. окислов азота, а также сероводород, сероуглерод, соединения хлора, соединения фтора и многие другие вредные химические элементы.

 1-й  ведущий: Загрязнение почвы

В основном загрязнение почвы происходит под действием техногенной интенсификации производства, не очищающего отходы, а изливающего их в почву.

Жилые дома и бытовые предприятия. В числе загрязняющих веществ преобладает бытовой мусор, пищевые отходы, фекалии, строительный мусор, отходы отопительных систем, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода; мусор общественных учреждений – больниц, столовых, гостиниц, магазинов и др.

2-й  ведущий: Теплоэнергетика. Помимо образования массы шлаков при сжигании каменного угля, с теплоэнергетикой связано выделение в атмосферу сажи, несгоревших частиц, оксидов серы, в конце концов оказывающихся в почве.

Сельское хозяйство. Удобрения, ядохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйстве, также оказываются в почве и отравляют окружающую среду

1-й  ведущий: Транспорт. При работе двигателей внутреннего сгорания интенсивно выделяются оксиды азота, свинец, углеводороды и другие вещества, оседающие на поверхности почвы или поглощаемые растениями. Всё это ведёт к уменьшению плодородия и способности жизнеобеспечения земли.

2-й  ведущий: Загрязнение мирового океана

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в мировом океане. Активно загрязняют океан и нитраты, фосфаты, инсектициды, гербициды и бытовой мусор.

Ежегодно в мировой океан поступает нефти и нефтепродуктов 26,563 млн.т., химических веществ примерно 200 млн.т., фенолов 0,460 млн.т, отходов производств синтетических волокон 5,500 млн.т, а также множество других вредных веществ.

1-й  ведущий: К сожалению, в данное время человек мало делает для очищения и улучшения состояния природы, в частности почвы, мирового океана и атмосферы. Строительство очистительных заводов, на которых производилась бы переработка отходов, уменьшение выброса в атмосферу газовых веществ намного улучшили бы экологическое состояние природы.

1 этап конкурса

1-й ведущий. А теперь переходим к первому этапу нашего конкурса.. Команды отвечают на вопросы «да» или «нет». За каждый правильный ответ – 1 очко.

Правда ли , что ….

  1. … крокодилы могут взбираться на деревья? (ДА.)
  2. … змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (ДА.)
  3. … голубые розы растут только в Китае? ( НЕТ. Их вообще не существует)
  4. … зелёный картофель ядовит? (ДА.)
  5. … на зебрах водятся полосатые блохи? (НЕТ.)
  6. … бабочки живут всего один день? (НЕТ.)
  7. … излучение  телефонов  сотовой связи вредно для организма человека? (ДА.)
  8. … в день среднестатистический человек выбрасывает 2,5 килограмма мусора?  (ДА.)

2 этап конкурса

Учитель:

На экране вы видите мельницу, на  лопастях  которой указано количество очков. Команды по очереди выбирают вопрос на определенное количество очков.

10 ОЧКОВ.

-Все знают, что такое Красная книга. А что представляет собой Черная книга?

(Списки видов, исчезнувших с лица Земли в историческое время)

-Какое загрязнение природной среды называют антропогенным?

(Происходящее в результате человеческой деятельности)

20 ОЧКОВ.

-Почему исчезло Аральское море?

( В результате нарушения между поступлением воды из рек и её испарением с поверхности водоема.)

— Почему в Западном Казахстане, Калмыкии исчезают сайгаки?

( В результате антропогенных воздействий.)

30 ОЧКОВ.

-Почему автомобиль называют злейшим врагом природы?

(Автотранспорт загрязняет воздух, губит зелёные насаждения, является причиной гибели диких животных на дорогах.)

-Что такое парниковый эффект?

( Уменьшение потерь тепла из атмосферы Земли вследствие увеличения количества углекислого газа в воздухе. Приводит к общему потеплению на планете.)

— Комнатные растения украшают здания. Сегодня это имеет не только декоративное, но и экологическое значение. Какое?

( Комнатные растения позволяют смягчить колебания температуры в зданиях. В таких домах летом прохладно, а зимой дом не так быстро остынет. Ещё комнатные растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ и повышают влажность воздуха в помещении)

Подведение итогов, рефлексия.

Определение победителей.

— Ребята, чему вы сегодня научились? Что узнали нового?

(Ответы учащихся)

Игра «Экологическая мельница»

1. Вступительная часть

Ведущий (В): Что такое «экология» и почему это слово так актуально в наше время я думаю объяснять никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед … нами.

Экологические границы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля», и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы.

2. Разминка

В: Сейчас мы проведем конкурсную игру, которая, как я надеюсь, заставит вас взглянуть на окружающий мир другими глазами. Поприветствуем наших участников!

1-ое задание разминочное. Каждая команда должна придумать себе название и затем представить себя. Названия команд должны соответствовать теме игры.

3. Викторина для зрителей

Пока команды обсуждают разминочный тур, мы предлагаем вам ответить на вопросы экологической викторины. (Правильный ответ 1 очко)

Вопросы викторины.

  1. Как в старину называли Уральские горы? (Каменный пояс)

  2. Многие птицы – прославленные певуньи. Вне конкуренции среди них соловей. А кто на втором месте? (Дрозд)

  3. Зверек, чей детеныш способен сосать молоко матери прямо под водой? (Нутрия)

  4. Самый крупный представитель фауны? (Синий (голубой) кит)

  5. С какого года начала издаваться Красная книга? (1963)

  6. Какая змея плюется? (Кобра)

  7. Где у кузнечика ухо? (На ноге)

  8. Самая высокая трава? (Бамбук)

  9. Каких общественных насекомых вы знаете? (Муравьи, пчелы, термиты и др.)

  10. Какой гриб спас сотни тысяч жизней во время второй мировой войны и с тех пор не перестает выручать нас? (Пенициллин)

4. Представление команд

5. Интеллектуальный конкурс

Команды отвечают на вопросы «Да» или «Нет» по очереди. (Правильный ответ 1 очко)

Правда ли, что…

  1. …крокодилы могут взбираться на деревья? (Да)

  2. …змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (Да)

  3. …стрижи даже спят на лету? (Да)

  4. …голубые розы растут только в Китае? (Нет. Их вообще не существует)

  5. …зеленый картофель настолько ядовит, что может даже убить ребенка? (Да)

  6. …на зебрах водятся полосатые блохи? (Нет)

  7. …орхидеи используют для приготовления мороженого? (Отчасти да)

  8. …бабочки живут всего 1 день? (Нет)

6. Конкурс капитанов

Капитаны пишут правильные ответы на карточках, а затем их озвучивают. (Правильный ответ 1 очко).

  1. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве? (Ископаемые)

  2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы? (Охрана)

  3. Распространенное вещество, встречающееся на Земле в трех состояниях? (Вода)

  4. Верхний слой Земли, в котором растут растения? (Почва)

  5. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу? (Человек)

  6. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света, воды и воздуха? (Растения)

  7. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности? (Горизонт)

  8. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (С помощью компаса)

  9. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень? (Север)

7. Конкурс загадок (Команды отвечают по очереди, начиная с команды у которой меньше очков. Если команды не дали правильного ответа, помогают зрители, на скорость. Правильный ответ 1 очко)

1. Летним утром спозаранку

Выплывает на полянку,

Расстилает белый пух,

Хоть без ног и без рук. (Туман)

2. На плечах Игнашки

Сорок три рубашки,

Все из ткани отбеленной.

А поверх пиджак зеленый. (Кочан капусты)

3. Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит. (Крапива)

4. У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыба)

5. Что за камень у дороги?

Есть у камня хвост и ноги,

Не похож он на птенца,

А родился из яйца. (Черепаха)

6. Что за коняшки –

На всех тельняшки? (Зебра)

7. Проживает в странах жарких,

А в нежарких – в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин)

8. Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза)

9. Восемь ног, как восемь рук,

Вышивает шелком круг. (Паук)

10. Ходит-бродит злой разбойник

Без дубинок и ножа,

Все в лесу его боятся,

Кроме дядюшки Ежа. (Волк)

8. Спортивный конкурс

Не секрет, что, гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самые разнообразные кучи мусора, бумажек и т.д. Это бывает даже тогда, когда урны стоят рядом. Просто мы в них даже попасть не можем. Вот и проведем сейчас такой эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить скомканные листы бумаги. За каждое попадание очко.

9. Рекламный конкурс

Сейчас командам предлагается за 5 минут подготовить рекламный ролик любого товара, обратив внимание на его экологическую чистоту.

10. Викторина для зрителей

  1. Какие животные самые ядовитые на Земле? (Змеи)

  2. Какой зверь на Земле самый прожорливый? (Крот)

  3. Почему нельзя выбрасывать лампы дневного освещения? (В них ртуть)

  4. Почему вредны сотовые телефоны? (Излучение от спутника космической связи неблагоприятно влияет на организм человека)

  5. Что такое лукоморье? (Излучина)

  6. Что такое «Гринпис»? (Независимая международная организация по охране окружающей среды)

  7. На сколько лет снижается продолжительность жизни человека в больших городах? (На 10-12 лет)

  8. Сколько килограммов мусора в день выбрасывает среднестатистический человек? (2,5 кг).

11. Демонстрация рекламных роликов

12. Подведение итогов, награждение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий школьного концерта ко дню учителя
  • Сценарий шабаш ведьм на день рождения
  • Сценарий экологическая азбука
  • Сценарий экологического субботника
  • Сценарий школьного концерта ко дню матери