Сценарий праздника «Путешествие по экологической тропе»
(старшая группа)
Цель: Формирование экологической культуры детей, правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Оборудование:
-макеты: грибы, шишки, морковь;
-костюмы: Лесовичок, Баба Яга, Бабочка, Жук, Медведь;
-пакеты для мусора;
-корзинки.
Предварительная работа:
—Беседа с детьми на тему «Что такое «экология»;
-Заучивание стихотворения «Давайте вместе Землю украшать» Е. Смирновой.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, ребята.
Сегодня праздник не простой, а очень важный, дети,
Сегодня речь пойдёт о том, как жить нам на планете.
Как нам сберечь её от бед и вычистить от хлама,
И полюбить природу нам, как любит деток мама.
Ведущий:
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по экологической тропе. Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность: беречь и охранять природу: леса, водоёмы, животных, птиц, насекомых и др.
Сегодня, путешествуя, вы сможете проверить свою знания и узнать много интересного.
В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий, вы должны помогать друг другу. В нашем путешествии нам поможет карта, которую я сегодня обнаружила у себя на столе.
А теперь, в путь!
Первый знак, до которого нам надо дойти? (Смотрим карту-схему. Первый знак с изображением деревьев: сосна, береза, дуб)
Ведущий:
Ребята, нам надо найти эти деревья на территории нашего детского сада. (вместе с детьми ищем деревья)
Ребята, мы с вами оказались в лесу.
(появляется Лесовичок)
Лесовичок:
Это кто тут расшумелся? Кто нарушает тишину леса?
Ведущий:
Ой, кто это?
Лесовичок:
Это я, седой старик, называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком я слежу.
Что же вы здесь делаете,
Зачем пожаловали в мой лес? (дети отвечают, что гуляют, отдыхают)
Лесовичок:
Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Муравейники разоряете, цветы топчите, зверей и насекомых обижаете. Не пущу вас в лес!
Ведущий:
Лесовичок, среди наших ребят ты найдешь себе помощников, наши дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными.
Лесовичок:
Ну, ладно, уговорили, пущу! Но с условием, вы должны выполнить мое задание. В лес я пущу только тех. Кто расскажет мне о правилах поведения на природе.
Игра «Что можно, а что нельзя делать в лесу» (правила игры «можно» — дети хлопают, «нельзя» — дети топают)
Разжигать костры в лесу (нельзя)
Сажать больше деревьев (можно)
Ломать деревья и ветки (нельзя)
Рвать большие букеты цветов (нельзя)
Любоваться ими (можно)
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
Оставлять мусор в лесу (нельзя)
Собрать мусор в яму и закопать (можно)
Беречь лес от пожара (можно)
В лесу шуметь (нельзя)
Муравейник разорять (нельзя)
Птенцов брать домой (нельзя)
Лесовичок:
Какие вы молодцы, как много вы знаете о лесе, о его обитателях, много правил поведения в лесу, но запомните самое главное правило и всегда соблюдайте его.
Много леса – не губи!
Мало леса – береги!
Нет леса – посади!
Ведущий:
Спасибо тебе, Лесовичок, и до свидания, а нам пора двигаться дальше. А кто нас встретит следующий, узнаете, посмотрев на нашу карту:
(На карте изображены насекомые: Жук и бабочка)
Ведущий:
Ну, что, ребята, отправляемся дальше путешествовать по экологической тропе. (Приходим на спортивную площадку)
Жук (сердито):
Здравствуйте, ребята, зачем вы сюда пришли. Тоже будете цветы рвать?
Дети:
Нет!
Бабочка:
Они будут нас бабочек ловить и крылышки нам ломать (плачет)
Дети:
Нет! Мы любим природу.
Жук:
Жжж! Сейчас я вас укушу!
Ведущий:
Не надо нас кусать! Мы любим природу и расскажем вам стихотворение
«Давайте вместе Землю украшать»
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
Бабочка:
Ну, раз вы такие хорошие, то спасите нашу поляну от загрязнения! Посмотрите, сколько мусора здесь набросали!
Ведущий:
Ничего, мы всё уберём!
Игра-эстафета «Собери мусор».
Жук:
Да кто же это всё натворил? Кто же это всё намусорил?
Бабочка:
Слышите. Какой-то шум? Ой мне страшно! (прячется за жука)
(Приходит Баба Яга с сачком, ест конфеты, бросает фантики, вытирает салфеткой руки, бросает их на землю.)
Баба Яга:
О! Бабочка! Дай — ка я её поймаю. (ловит) Цветочки, дай — ка я их сорву (рвёт и выбрасывает) Фу! не вкусно пахнет!
Ведущий:
Здравствуйте, разве вы не знаете, что бабочек ловить нельзя, и цветы рвать, и мусорить тоже?
Баба Яга:
А вы разве не знаете, что все дети должны сидеть дома под замком, а не разгуливать на природе?
Жук:
Стойте, дайте я её укушу!
Баба Яга:
Спасите! Помогите! Бабулечку Ягулечку обижают!
Ведущий:
Ладно, жук, не кусай старушку, мы постараемся научить её правильно вести себя на природе. Пойдёмте с нами в путешествие по экологической тропе.
Баба Яга:
Хорошо, пойду прогуляюсь. (доходим до полянки с березой)
Баба Яга:
А вот на полянке я сейчас чудесный костерок разведу, березу подожгу! (пытается зажечь спички)
Ведущий:
Нет, разве ты не знаешь, что костёр на поляне, в лесу нельзя разводить! Ведь может возникнуть пожар!
Баба Яга:
Ну надо же, какие смышлёные ребята! А вы по деревьям лазать хоть умеете? (пытается залезть на березу)
Жук:
По деревьям лазить нельзя, у них могут отломиться ветки, повредиться кора и дерево может полностью погибнуть.
Бабочка:
А ведь деревья – это лёгкие планеты, они выделяют кислород, которым мы дышим. Если вы хотите подвигаться, то полезнее будет сделать зарядку.
Ведущий:
Баба Яга, послушай, какое красивое стихотворение расскажут наши ребята про березу.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
(Александр Прокофьев)
Бабочка и жук приглашают ребят на Танец-зарядку.
Баба Яга:
Да, я буду любить и беречь природу: не буду рвать цветы, разводить костры, разорять птичьи гнёзда. Простите меня, ребята, я всё поняла.
Ведущий:
Спасибо вам милые друзья, нам пора дальше двигаться. До свидания.
Ребята, к кому мы пойдём сейчас?
(смотрим на карту-схему, на которой изображён участок группы и медведь)
Идём на участок группы, детей встречает медведь.
Медведь:
Здравствуйте, ребята.
Я Мишка очень славный,
В лесу я самый главный.
По лесу я не зря хожу-
За порядком я слежу.
Кто природу губит,
С тем я строг.
А кто лес уважает,
Растения не обижает,
Зверятам помогает,
Тот гостем желанным
У меня бывает.
Медведь:
А сегодня лесные жители отправили меня к вам в гости с просьбой: белочка попросила принести шишек, зайчата – морковки, колючий ёжик – грибов. Поможем зверюшкам?
Игра – эстафета:
«Угощение для зверят»
Ведущий:
Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями: помогли насекомым убрать мусор, научили Бабу Ягу правилам поведения в лесу, собрали гостинцы для зверят.
Медведь:
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю
Всякую гадость!
И даст вам природа
Здоровье и радость!
Ведущий:
Ребята, давайте расскажем Мишке, о том, что вам запомнилось в нашем путешествии по экологической тропе? (ответы детей)
Медведь:
Молодцы, ребята, а теперь вас ждет угощение от лесных зверей, которое они передали мне. А мне пора возвращаться к себе в лесные владения.
До свидания.
Ведущий:
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную природу!
И от любви заботливой нашей,
Станет Земля богаче и краше!
Внеклассное мероприятие по окружающему миру (3-й класс)
«По экологическим тропинкам…»
Цели:
-
Формирование экологических знаний, активной, гуманной позиции по отношению к природе, повышение экологической культуры у учащихся;
-
Развитие наблюдательности, внимания, мышления, любознательности;
-
Воспитание любви к природе, ответственности за судьбу своего общего дома — планеты Земля.
Подготовительная работа:
-
Класс делится на две группы, каждой из которых дается домашнее задание:
-
Подготовить название команды, эмблему, девиз.
-
Подготовить коробки от сока.
Оборудование: карта — схема путешествия, выставка рисунков «Мой любимый уголок природы», карточки с заданиями, слайды, проектор, шкатулка.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя. Уважаемые ребята, сегодня мы с вами отправляемся в уникальное заочное, но очень интересное и познавательное путешествие по экологическим тропинкам нашей планеты. Природа- первооснова красоты и величия. Мы — её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все — дети природы.
У всех из нас есть мать одна
По имени Природа.
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты-
Поля, луга, леса, моря и реки.
(Во время чтения стихотворения показываются слайды с изображениями красивых уголков природы.)
Но бережём ли мы эту красоту? По утверждению многих ученых человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия. Наш природный дом оказался в опасности. Чтобы её сберечь, каждый человек должен хорошо знать природу и стать немного экологом. Мы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина: «Охранять природу -значит охранять Родину».
Сегодня вы можете показать свои знания в этой области. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело. И вам будет сопутствовать удача.
1 тур «Давайте познакомимся!»
Объявляются команды — участницы с предоставлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз.
1 команда «Экологи» |
2 команда «Юннаты» |
Соперников наших мы знаем, |
Мы ждём — не дождемся сраженья |
Вывешивается карта- схема путешествия.
2 тур «Остров загадок»
Начинаем путешествие. Сначала мы поплывём на корабле, но по пути нам нужно остановиться на таинственном «Острове загадок», где обитают разные животные и птицы и богатый растительный мир. А какие, вы узнаете, отгадав загадки.
Загадки для команды «Экологи»
1) Длинные иголки По земле волочатся,
Приставать к нему Никому не хочется! (Дикобраз)
2) В земле живёт, Под землёй ползет,
За собой ходы оставляет, Землю разрыхляет. (Земляной червь)
3) И гол, и лохмат, Царь — да не богат. (Лев)
4) На травке – муравке Да на резной лавке
Сидят — грустят Наташки, Белые юбки, жёлтые рубашки. (Ромашки)
5) Серая скала, У скалы — два крыла,
Длинный трос, К скале прирос,
Скала на месте не стоит- Топчет землю и трубит. (Слон)
Загадки для команды «Юннаты»
1) Солнечная лесенка — Да поди долезь — ка!
На лестнице — рожки, Под лестницей — ножки. (Жираф)
2) Горел в траве росистой Фонарик золотистый,
Потом померк, потух И превратился в пух. (Одуванчики)
3) Нос крючком Да чуб торчком,
Яркий наряд- Болтает все подряд. (Попугай)
4) Мишка плюшевый — Круглые уши,
В ветвях поселился, К стволу прилепился,
Любит этот медведь Вниз головой висеть. (Коала)
5) Кривоногий Кирилл Рыбку ловил,
Что ни поймает — В мешок кладет,
На нос мешок повесил, Доволен он и весел. (Пеликан)
4 тур «Грибная полянка»
Продолжим путешествие по лесным тропинкам.
Многие из нас любят ходить в лес за грибами. Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Размеры грибов также самые различные. Есть грибы- великаны. Диаметр их достигает до 1,5 м, а у грибов — малюток — всего мм. Многие грибы очень» дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Ребята, а как правильно надо собирать грибы? (Не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковёр под деревьями, аккуратно срезать ножом)
Написать названия съедобных грибов. Какая команда больше напишет.
(Ответ: белый гриб, грузди, рыжики, маслята, подосиновики, подберёзовики, волнушки, дубовики, шампиньоны, сморчки, строчки, опята, моховики, козляка, сыроежки, свинушки, зеленушки и др.)
5 тур. «Заветная шкатулка природы»
В результате варварских способов охоты, в связи с вырубкой лесов и загрязнением и обмелением рек многие животные сильно истреблены и находятся на грани вымирания. Они занесены в Красную книгу, и охота на них запрещена. В этой «Заветной шкатулке» спрятались некоторые из них. По описанию надо назвать животных. (Из каждой команды выходят по одному ученику и берут из шкатулки карточку с заданием. Команды готовятся и отвечают.)
Карточка 1.
Очень ценный пушной зверёк. Средняя длина тела 50 см, масса — 1, 1,5 кг. Основное место обитания — глухая и темная тайга с преобладанием кедра, ели и пихты. (Соболь)
Карточка 2.
Владыка Арктики. Живет 40 лет. Самый крупны хищный зверь. (Белый медведь)
Карточка 3.
Это большая белая птица служит символом красоты и любви чистоты и нежности. (Лебедь)
Карточка 4.
В двух — трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. Они стройные, длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Гнезда они строят на земле. В нашей стране обитает семь видов этих птиц. (Журавль)
Карточка 5.
Самый крупный зверь семейства диких кошек. Тело длиной до 4 м. Весит 390 кг.Питается крупно- копытными животными. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр)
Карточка 6.
Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый цвет. (Фламинго)
5 тур. Привал.
Какой же привал без игр и песен.
Давайте сейчас отдохнем и споем вместе песню «Песенка защитников природы»
1) Если б только-только только
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли,
То возможно — можно-можно,
То наверно — верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!
Припев: А- а, здравствуйте,
Горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте,
Реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зелёный попугай!
А-а, и зелёный попугай!
2) И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай.
И запомни — помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
6 тур «Вопросы-шутки»
Для команды «Экологи»
-
Ветки, каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб)
-
Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)
-
Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь)
-
Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? (ветки, из которых делали розги)
-
В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж)
-
От чего утки плавают? (от берега)
-
Сколько ног у паука? (8)
-
Первые весенние птицы (грачи)
-
Что делает ёж зимой? (спит)
-
Каркуша — это : (ворона)
-
Какая змея самая большая? (анаконда)
-
Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка)
Вопросы-шутки для команды «Юннаты»
-
Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель)
-
Во что превратит буква «к» лён, если встанет рядом? (Клён)
-
Дерево с шишками (ель, сосна)
-
Какие камни в море? (мокрые)
-
Целый день летает, всем надоедает (муха)
-
В пруду купался, а сух остался. (Гусь)
-
Какие животные вылезают из кожи вон (змея)
-
Рыжая плутовка (лиса)
-
Он начинает неделю (понедельник)
-
Первый весенний цветок (подснежник)
-
Какая рыба напоминает шахматную фигуру? (морской конёк)
-
Какого цвета хамелеон? (разного, в зависимости от температуры, влажности, освещения)
7 тур «Море фантазии» Когда туристы снимаются с привала, нужно все вокруг оставить в первозданном виде, убрать мусор. Куда убирают пустые банки и склянки? Из-за битого стекла, непотушенного костра может возникнуть пожар. А мусор загрязняет лес: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка 7 лет, полиэтиленовый пакет- 100 лет. А как можно использовать бросовый материал? (из коробок можно сделать кормушки для птиц, из пластиковых бутылок — разные приспособления, поделки, одноразовые стаканчики использовать под рассаду, сделать новогодние костюмы и многое другое) Давайте посмотрим, что команды подготовили к этому конкурсу.
1) Выставка поделок из бросового материала.
2) Экологическая мода. (Звучит музыка, идет показ)
8 тур «Экологическая задача»
Задача для команды «Экологи»
В квартире подтекает водопроводный кран. За 6мин набегает полный стакан воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 1 час? Если в литре 5 таких стаканов воды, сколько вытекает в сутки?
Задача для команды «Юннаты»
В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопного газа. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10суток?
9 тур «Сбережём родную природу!»
Конкурс для капитанов.
За несколько дней до игры дети получают задание: сделать плакат «Сбережём родную природу!» Капитаны защищают свои плакаты.
10 тур «Важный совет»
В конце пути вам надо решить головоломку «Важный совет».
В этой головоломке зашифровано мудрое изречение о природе. Чтобы прочитать этот совет, вам надо вспомнить последовательность букв в русском алфавите. Ключ к чтению — на рисунке. Для удобства чтения записывайте в рамки.
Показывается слайд.
(Ответ: Будешь беречь и холить землю зелёную, весёлую — и сам будешь сыт, здоров и весел, человек.)
Давайте прочитаем, какие правила должен воспитывать в себе человек, которому небезразлична природа.
Слайд.
-
Охранять природу как источник материальных благ, здоровья и духовного богатства человека.
-
Изучать законы природы.
-
Оказать практическую помощь в охране природы и умножать её богатства.
-
Вести борьбу с браконьерами и всеми, кто наносит ущерб природе.
-
Вести борьбу против несанкционированных свалок.
-
Быть верным девизу «Охранять природу — значит охранять родину!»
Мы ответственны за судьбу своего общего дома -планеты Земля. Все мы дети одного корабля по имени Земля. Значит, пересесть из него просто некуда. Если ты взял что-то от земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц. Только тогда Земля останется такой как на ваших рисунках. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.
Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Красивей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна!
Что будет делать
Без нас она?
Подведение итогов, поздравления.
Одним из существенных слагаемых процесса
экологического воспитания является игра. Игра не
только развлечение и забава, а еще и особый метод
вовлечения школьников в творческую
деятельность. Экологическая игра ежегодно
проводимая в летнем пришкольном лагере, носит
комплексный характер. Она требует от участников
не только знаний по основам экологии, биологии и
природоведению, но и умения ориентироваться в
разнообразном мире лекарственных и ядовитых
растений, оказывать первую медицинскую помощь и
действовать по сигналам тревоги.
Цель игры: научить детей бережно относится к
природе, развивать фантазию детей, показать, что
каждый человек может и должен быть причастен к
охране природы.
Распределить участников на 5 команд. Команды
получают маршрутные листы.
СТАНЦИЯ 1: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЧАЛКИ
Примеры экологических “кричалок”
1. Экология, друзья, наука очень нужная,
Без нее ты ни за грош в этой жизни пропадешь.2. Будем мы беречь, друзья, зайца, птицу, муравья!
3. Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.4. Береги природу, друг,
И красиво будет все вокруг!5. Ты люби природу, лес,
Вырастет он до небес!
СТАНЦИЯ 2: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Участники получают вопросы на карточках:
1. Зачем зайцу большие уши?
Варианты ответов:
а) чтобы лучше слышать;
б) для торможения на повороте;
в) чтобы не перегреться (в жару уши
отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене
веществ).
2. Зачем страус голову в песок прячет?
Варианты ответов:
а) от страха;
б) разыскивает пищу;
в) освобождается от паразитов (засунет в
горячий песок и ждёт сколько сможет, пока
погибнут или сбегут все паразиты).
3. Почему у дятла мозги целы, хотя он постоянно
стучит клювом о дерево?
Варианты ответов:
а) мозги маленькие;
б) голова на амортизаторах (между клювом и
черепом – амортизаторы – пружинистая хрящевая
ткань);
в) череп очень крепкий.
4. Почему дрожит мышка?
Варианты ответов:
а) боится кошки;
б) проветривает шкурку;
в) греется (при дрожании биохимические
реакции выделения тепла резко ускоряются);
5. Зачем белке хвост?
Варианты ответов:
а) чтобы греться;
б) для красоты;
в) для музыкальных упражнений (хвост может
воспроизвести любой звук от фортепьянного
концерта до крика зайца).
СТАНЦИЯ 3: ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ
Задание – отгадайте слова, которые совпадают с
названиями самых разных живых существ:
- Любитель зимнего плавания. (Морж.)
- Промежуточная опора моста. (Бык.)
- Пешеходный переход. (Зебра.)
- Устройство ввода информации в компьютер. (Мышь.)
- Автобусный безбилетник. (Заяц.)
- Длинный рычаг у колодца. (Журавль.)
- Заменитель колес у трактора и танка. (Гусеница.)
- Любитель очень рано вставать. (Жаворонок.)
- Любитель очень поздно ложиться. (Сова.)
- Небольшой выступ на передней части ствола
стрелкового оружия, служащий для прицеливания.
(Мушка.) - Сторона монеты, противоположная решке. (Орел.)
- Шахматная фигура, которая ходит буквой Г. (Конь.)
- Детская игрушка в виде кружка или шарика на
вращающейся оси. (Волчок.) - Детская игрушка на ниточке, запускаемая в небо.
(Змей.) - Пупырышки на коже от холода или озноба. (Мурашки
– муравьи.)
СТАНЦИЯ 4: КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ
Задание – вспомните, как “разговаривают”
следующие птицы и звери и покажите пантомиму. (Каждая
команда по очереди вытягивает по 3 карточки и 3
минуты готовится к пантомиме.)
– голубь… (воркует);
– утка… (крякает);
– филин… (ухает);
– гусь… (гогочет);
– воробей… (чирикает);
– ворона… (каркает);
– медведь… (ревет);
– коза… (блеет);
– конь… (ржет);
– свинья… (хрюкает);
– слон… (трубит);
– комар… (пищит, крыльями);
– пчела… (жужжит, гудит).
СТАНЦИЯ 5: ЗАГАДКИ
(Каждой команде по очереди загадывают загадки,
на которые сходу отвечают)
1. Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на микробов управа. (Лук)2. Он похож на огурец
И такой же молодец!
Греет солнцем свой бочок
Сочный, вкусный… (Кабачок)3. В огороде вырастаю
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (Помидор)4. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
Не одну нашли, а десять!
Как ее название дети? (Картофель)6. Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом. (Редиска)7. Летом – в огороде, свежие, зеленые,
А зимою – в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы)8. С королевой овощей
Подружитесь поскорей!
На столе не будет пусто,
Если вырастишь… (Капуста)9. В огороде перед нами
Куст усыпан колпачками.
Если красный, пламя прячет –
Тот, кто съест его, заплачет.
Если сочным славен тельцем,
То зовется сладким… (Перец)10. Ты кругла, вкусна, красива!
Ты сочна, ну просто диво!
Борщ, свекольник, винегрет…
Без тебя уж не обед!
Цвет у блюд совсем не блеклый.
И зовем тебя мы… (Свекла)
СТАНЦИЯ 6: УГАДАЙ-КА
Узнайте по имени литературных персонажей
животных, птиц, насекомых:
Гена (крокодил)
Рикки-Тикки-Тави (мангуст)
Каа (удав)
Людвиг 14 (лисенок)
Матроскин (кот)
Серая шейка (утка)
Шушара (крыса)
Торила (черепаха)
Балу (медведь)
Шарик (пес)
Мурка (корова)
СТАНЦИЯ 7: РЫБНАЯ
Буквы рассыпались. Из этих букв нужно составить
название рыб. Кто больше?
тапвол (плотва); балакам (камбала);
ёгмас (сёмга); дукса (судак);
торёс (осётр); арьсак (карась);
щел (лещ); щаук (щука);
ганава (навага); секрат (треска);
шкарюко (корюшка); куала (акула).
СТАНЦИЯ 8: ОВОЩНОЙ КРОССВОРД
Расшифруй кроссворд, назови известные тебе
овощи и узнаешь, что нужно летом делать на
грядках в огороде, чтобы получить хороший урожай.
(ПРОПОЛКА). Команды получают лист с
рисунками-подсказками.
СТАНЦИЯ 9: ПОРЕШАЕМ – ПОДУМАЕМ (команды
получают листочки с задачами)
- Тополь называют рекордсменом по росту среди
деревьев. Если весной посадить в землю черенок
длиной 30 см, то к осени вырастает метровое
деревце. На сколько см вырастает саженец тополя
за лето? - Известно, что только в 8 случаях из 100 лесные
пожары возникают без помощи человека, от молнии
или от перегрева торфа. В скольких случаях
причиной пожара является человек? - Один автомобиль ежедневно выбрасывает 3 кг
выхлопных газов. Сколько кг вредных веществ этот
автомобиль выбрасывает в атмосферу в месяц (за 30
дней)? - Сбор макулатуры сохраняет лес. 60 кг макулатуры
спасает дерево. Ученики школы собрали 300 кг
макулатуры. Сколько деревьев они спасли? - За лето одна мышь уничтожает 1 кг зерна, а одна
сова за этот период уничтожает 1000 мышей. Сколько
тонн зерна спасает одна сова?
100 – 30 = 70 см
100 – 8 = 92 случая
30 * 3 = 90кг
300 / 60 = 5 деревьев
1000 * 1 = 1000кг = 1 т зерна
СТАНЦИЯ 10. ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ
- У кого есть язык (язычок), но нет рта? (У колокола,
у ботинка, у пламени.) - У кого есть зубы, но нет языка, рта? (У пилы, у
расчески, у шестеренки.) - У кого есть ушко, но нет головы? (У иголки.)
- У кого есть кисти, но нет рук? (У винограда, у
рябины.) - У кого есть спинка, но нет животика? (У стула, у
дивана, у кресла.) - У кого есть ножки, но нет ручек и головы? (У стола,
у табуреток, у дивана.) - У кого есть ручки, но нет ножек? (У дверей, у окон,
у чашек и кружек.) - У кого есть нос (носик), но нет лица? (У корабля, у
чайника.) - У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек?
(У спички, у булавки, у луковицы.) - У кого есть почки, но нет желудка и печени? (У
дерева, у кустарника.)
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Название команды
____________________________
№ станции |
Название станции |
Количество баллов |
1 |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЧАЛКИ |
|
2 |
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА |
|
3 |
ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ |
|
4 |
КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ |
|
5 |
ЗАГАДКИ |
|
6 |
УГАДАЙ-КА |
|
7 |
РЫБНАЯ |
|
8 |
ОВОЩНОЙ КРОССВОРД |
|
9 |
ПОРЕШАЕМ – ПОДУМАЕМ |
|
10 |
ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ |
|
Итого |
Автор: Валиева Ирина Сагиловна
Место работы/учебы (аффилиация): филиал МАОУ СОШ № 5 — СОШ № 4 р.п.Приютово муниципальный район Белебеевский район Республики Башкортостан, учитель географии
Разработка открытого мероприятия: Экологическая тропа — КВЭСТ «Загадки Лесовичка»
Место проведения: спортивная площадка филиала МАОУ СОШ №5 – СОШ №4
Возраст участников: 7-14 лет.
Цель: развитие познавательного интереса к природе, воспитание чувства любви и восхищения к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе.
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к жизни на Земле, понимание необходимости сохранения её целостности;
- расширять элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей среды;
- способствовать углублению и обобщению представлений детей об экологических проблемах, которые пагубно влияют на окружающую среду;
- создать условия для самореализации и повышения их экологического сознания, а также социальной активности.
Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей, ватман, карточки с заданиями, карточки с кроссвордом, наглядный материал с изображением птиц, муляжи грибов, музыкальное оформление.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Орска»
Сценарий праздника по теме:
«Экологическая тропа»
возрастная категория: 5-6 класс
автор:педагог-организатор Забалуева Г.А.
Орск, 2018
Сценарий праздника по теме: «Экологическая тропа»
Пояснительная записка.
Актуальность мероприятия: Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по знавательной направленностью.
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:
-
Мотивы общения:
-
Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
-
При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
-
Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
-
Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
-
Познавательные мотивы:
-
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
-
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
-
Состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
-
В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка.
Цели:
-
создание условий, побуждающих детей с вниманием и заботой относится к природе “далёкой и близкой”, познавать, но не разрушать её;
-
содействие формированию высоконравственных качеств, любви ко всему живому;
-
пробуждение чувственного восприятия природы, как близкой нам, но неповторимой красоты, требующей защиты от последствий человеческой деятельности
Оформление зала: плакат: “Человек, помоги мне!” – просит природа”.
На сцене макет земного шара с восходящим солнцем, цветы, бабочки, птицы.
Рисунки детей на тему: “Береги природу”.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, слай-презентации, видеофрагменты, фонограммы “Звуков природы”, музыкальный синтезатор; костюмы “героев” праздника.
Исполняется песня Е. Крылатова на сл. Ю. Энтина “До чего дошёл прогресс”.
(На экране демонстрируются кадры современной индустрии, сбрасывающей отходы производства в окружающую среду)
Педагог: Дорогие ребята! Нашей планете грозит беда! Виновник этой смертельной беды – человек, т.е. все мы, вы и я.
С тех пор, как появился человек, он старался, покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!
Он придумал смертоносные яды, чтобы убить насекомых-вредителей, удобрения, чтобы сделать урожай богатыми и отравил землю, созданные им автомобили заполнили улицы и отравляют воздух выхлопными газами, он вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю слоем мусора.
Посмотрите на плакат: “Помоги мне – просит природа. Она не может больше терпеть.
Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Ваши сердца должны отозваться, а что вам сделать – подскажут ребята вторых классов.
1 ведущий: Если мы хотим помочь нашей планете, нашей больной природе, должны знать правду о ее болезнях, какой бы страшной она ни была. Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное путешествие по родной стране, по любимому краю.
Дети исполняют песню “Музыкант – турист” музыка Ю. Чичкова, слова И. Белякова. Через мультимедийный проектор демонстрируются слайды природы Оренбургской области.
2 ведущий: Мы должны помнить, что человек может многое: он не только губитель, он и садовник, и врач. Он любуется природой. А вы знаете растения и животных? Давайте посмотрим. Докажите! Угадайте наши загадки.
(Отгадки появляются на импровизированном экране)
1 ученик:
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон кладет. (Земляника)
2 ученик:
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Комочек, а живой. (Ежик)
3 ученик:
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза)
4 ученик:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
5 ученик:
На поляне, возле елок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравейник)
6 ученик:
С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету
Он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)
7 ученик:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
8 ученик:
Днем слепа, ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот. (Сова)
9 ученик:
Мать, отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду —
Чужим сбуду! (Кукушка)
10 ученик:
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит
Никому не говорит. (Ива)
1 ведущий: Поэты и писатели всегда восхищались природой, но вы увидите, что и природу на каждом шагу подстерегают беды.
2 ведущий: Красоту природы надо беречь!
1 ученик:
Возле речки, у обрыва
Плачет ива, стонет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может кто-то шаловливый
Взял, да и обидел иву?
Может, ива хочет пить?
Может нам пойти спросить?
2 ученик: Но люди не обращают внимания на красоту. В жарких странах исчезают замечательные леса – “легкие планеты” – джунгли. Это одно из чудес природы. Здесь живут больше половины животных, растений и грибов, которые есть на Земле.
Люди уничтожают леса ради древесины, чтобы проложить дорогу, распахать поле.
Каждый день под пилой умирает 5 миллионов деревьев.
Гибнут леса и у нас! Ребята! Каждый из нас должен посадить дерево, чтобы новые росточки помогали легче дышать всему человечеству.
3 ученик:
Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая – пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.
4 ученик: Но не все хотят дружить с природой. Каждая семья ежедневно что-то выбрасывает. За год один житель Планеты выбрасывает одну тысячу килограммов мусора. Тем самым он загрязняет воздух и грунтовые воды.
Ребята! Для мусора есть специально отведенные места!
(На экране несанкционированные свалки села, улиц)
5 ученик (в костюме собачки-дворняги):
Ах, плохо бездомным,
Плохо голодным,
Таким беззащитным,
Таким беспородным!
Никто нас не любит,
Никто не ласкает,
Никто на порог
Нас к себе не пускает.
О, как мы страдаем,
От мук одиночества!
И нам
Человеческой радости хочется!
За чем нас бояться?
За что презирают?
Зачем с нами дети
Так редко играют?
Ах, трудно живется
Без друга – хозяина!
Поэтому все мы
И воем отчаянно!
Но кто нас полюбит
Об этом ни капельки
Не пожалеет!
(Стихотворение Б. Заходера).
6 ученик: Плохо живется не только бездомным собакам.
Несколько лет назад решили уничтожить волков, чтобы они не трогали домашний скот. Волков уничтожили, и в 15 раз возросло количество больных диких животных.
Волков тоже нельзя уничтожать, ведь они – санитары леса!
7 ученик: Однажды в Китае решили уничтожить воробьев за то, что они клевали зерно на полях. Воробьев погубили, появились тли, насекомые и уничтожили поля. В природе все нужны!
8 ученик: Человек и до моря добрался. Вот до самого горизонта море покрыто черными кусками мазута величиной с горошину и даже с картофелину. Погибают обитатели океана. И даже птицы, попадая в смертельную грязь, умирают. Помните! Отравленная вода – смерть для жителей.
9 ученик:
Уберите свой сачок!
Никакой я не жучок!
Не хочу я лезть в коробку,
Точно божья коровка
Не сажайте на булавку,
Точно глупую козявку.
Я тогда умру от скуки!
Уберите ваши руки.
Уберите свой сачок!
Ну, какой я вам жучок?
10 ученик: На одном острове решили уничтожить комаров. Применили ядохимикаты.
Комары погибли, нечего стало есть другим животным
1 ведущий: Ах, как интересна жизнь животных! Сколько интересного можно узнать о них! Давайте посмотрим!
(Выходят Белка и Медведь. Инсценировка. Н. Сладков. “Белка и Медведь”).
(На экране лесной пейзаж)
— Ау, Медведь! Ты чего по ночам делаешь?
— Я- то? Да ем!
А днем?
— И днем ем.
— А утром?
— Тоже ем.
— Ну, а вечером?
— И вечером ем.
— А когда же ты не ешь?
— Да когда сыт бываю.
— А когда же ты сыт бываешь?
— А никогда….
(Выходят Сорока и Заяц. Инсценировка. Н.Сладков. “ Сорока и Заяц”).
(На экране лесной пейзаж)
— Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
— Э-э, Сорока, все равно плохо.
— Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
— Э-э, Сорока, невелико счастье.
— Вот тебе, косой, да рысьи когти!
— Э-э, Сорока, что мне клыки да когти!
Душа-то у меня все равно заячья.
(Выходят Одуванчик и Дождь. Инсценировка по Н. Сладкову.)
(На экране лужок из разнотравья)
— Ура! Караул! Ура! Караул!
— Что с тобой, Одуванчик? Уж не заболел ли? Ишь, желтый весь! Чего ты то “ура”, то “караул” кричишь?
— Закричишь тут! Корни мои рады тебе. Дождю радешеньки, все “ура” кричат, а цветок
“караул” кричит – боится, что пыльцу испортишь.
Вот я и растерялся: ура, караул, ура, караул!
(Выходят Лиса и Еж. Инсценировка по Н. Сладкову)
(На экране опушка леса)
— Всем ты Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
— А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
— Да не то, что некрасивый…..
— Может, я с колючками неуклюжий?
— Да не то – чтобы неуклюжий!
— Ну так какой же я с колючками-то?
— Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный!
Малыш: Ребята, сегодня к нам на праздник обещал прилететь Карлсон, но его нет и нет. Может , что-то случилось! Может, моторчик забарахлил. Или он объелся сладкого и у него заболел животик?
(Стук в дверь. Входит Карлос с носовым платком. Он кашляет, чихает)
Малыш: Карлсон! Наконец-то! Ты заболел? А я думал, Карлсоны никогда не болеют, они всегда такие румяные, в меру упитанные. Сейчас дадим тебе лекарство. Правда оно горькое, но очень хорошо лечит.
(Несет большой флакон-бутылку, на нем крупными буквами написано “Лекарство”).
Карлсон: “Лекарство”. Да еще горькое? Вы что забыли, что я выздоравливаю только от варенья! Ну, в крайнем случае. От вкусного торта. А от горького лекарства я могу умереть.
Малыш: Ну, хорошо, не расстраивайся, будет тебе варенье. А пока, расскажи, пожалуйста, что с тобой случилось?
Карлсон: Сейчас расскажу. Ребята, как вы знаете, я живу где? Правильно, на Крыше. Там у меня всегда чистый воздух. А от грязного воздуха я чихаю.
Малыш: Но где же ты надышался грязного воздуха? Ребята, где в нашем городе загрязнен воздух?
Дети отвечают: Правильно!
Карлсон: Фу! Наконец-то я отдышался, мне стало легче. Я пока к вам летел, даже стихи сочинил. Вот послушайте!
Кто от пыли задохнулся,
Едким дымом поперхнулся,
Будем кашлять и хрипеть
И совсем не сможет петь.
Не помогут ни варенье,
Ни конфеты, ни печенье.
Ох, и попал я в историю! У меня сломался моторчик. Я полетел на СТО. Вы знаете, что это такое? Да, это станция технического обслуживания; думал, что там мне его починят.
Смотрю, а там море машин! Там я и начал задыхаться! От чего, как вы думаете?
Дети отвечают: Правильно!
Кое-как отдышался, я лечу к вам, и тут свалка мусора, а от неё такой удушливый запах идет! Думал, не долечу!
Где вы видели такие свалки? Дети отвечают.
Малыш: Что же нам делать, Карлсон? Чем же нам дышать?
Карлсон: Я придумал уже! Надо сделать огромный пылесос и отсасывать пыль и сажу из труб.
Малыш: Я тебя огорчу, Карлсон. Такие пылесосы уже придумали. Только не все ими пользуются.
Карлсон: Как же мне теперь быть?
Малыш: Мы придумали и, приготовили тебе подарок. Смотри! Это – противогаз!
Карлсон: Какое смешное слово! А почему он так называется?
Дети отвечают.
2 ведущий: Ребята! Чтобы сохранить природу, вам надо запомнить простые правила!
1 ученик: Не срывайте цветов! Пусть красивые растения остаются в природе!
А ещё какие правила надо знать и помнить?
(Карлсон надевает противогаз)
— Что же, мне теперь всё время так ходить?
Малыш: Карлсон! Мы еще вот чем можем тебе помочь! Посадить деревья.
Они будут очищать воздух как пылесос. И ты никогда не будешь чихать и кашлять! Посадим, ребята?
Карлсон: Спасибо вам, ребята! Вы – настоящие друзья. А теперь мне пора! До свидания!
1 ведущий: Привал закончен. Отдохнули, а теперь за дело. Что после привала мы должны сделать?
2 ведущий: Ребята! Чтобы сохранить природу, вам надо запомнить простые правила:
(На экране в форме запрещающих дорожных знаков правила)
1 ученик: Не срывайте цветов! Пусть красота растения остаются в природе!
2 ученик: Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
3 ученик: Не ловите диких животных и не уносите их домой!
4 ученик: Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
5 ученик: Не забывайте лягушек и жаб!
6 ученик: Не разоряйте птичьих гнезд!
7 ученик: Не оставляйте после себя мусор в лесу, на лугу, на берегу водоёма!
(Торжественная музыка. Из глубины сцены выносят Красную книгу. В ней вложены страницы: черная, красная, желтая, зеленая)
1 ученик: Красная книга – это международный государственный документ, куда заносятся данные о редких растениях и животных. Красная книга называется так потому, что красный цвет – сигнал смертельной опасности. Храниться она в Швейцарии.
2 ученик: Но занести в Красную книгу – это еще не значить спасти.
3 ученик: (входит, берет Чёрную страницу)
Я черная страница Красной книги. Я свидетель беды нашей планеты. Мои списки несут в себе названия тех растений и животных, которых уже нет на Земле. Она – умерли! Они убиты! Они уничтожены человеком!
Заключительное слово педагога: Вот и закончилось наше путешествие по экологической тропе. Будем же беречь нашу планету! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Чтобы в будущем мы и наши потомки могли совершать не только заочные, но и реальные путешествия. И помните, что завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
Все участники мероприятия исполняют песню “Ты – человек” (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Песня «Ты – человек» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина)
Куда подует ветер,
Туда и облака.
По руслу протекает
Послушная река.
Но ты, человек, ты ведь сильный и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой.
Где рельсы проложили,
Там ходят поезда.
Куда пастух погонит,
Туда пойдут стада.
Но ты, человек, ты ведь сильный и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой.
Теперь не доверяют,
Как прежде, чудесам.
На чудо не надейся,
Судьбой командуй сам.
Ведь ты — человек, ты и сильный и смелый.
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой.
Песня «До чего дошёл прогресс» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина)
До чего дошёл прогресс —
До невиданных чудес!
Опустился на глубины
И поднялся до небес.
Позабыты хлопоты, остановлен бег —
Вкалывают роботы, а не человек.
До чего дошёл прогресс —
Труд физический исчез,
Да и умственный заменит
Механический процесс.
Позабыты хлопоты, остановлен бег —
Вкалывают роботы, а не человек.
До чего дошёл прогресс —
Было времени в обрез,
А теперь гуляй по свету,
Хочешь с песней, хочешь без.
Позабыты хлопоты, остановлен бег —
Вкалывают роботы, счастлив человек.
Песня «Музыкант – турист» (муз. Ю.Чичкова, сл. И. Белякова)
На плечах рюкзак тяжелый,
Но турист не унывал.
Музыкант — турист веселый
Шет и песню сочинял.
Припев: Все смеялось, улыбалось:
Солнце, небо и земля.
У туриста получалось:
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля!
Тря-ля-ля-ля-ля!
Пели сойки и синицы,
Расходились — не унять,
Человеку эти птицы
Помогали сочинять.
Припев:
Пели зайки на лужайкае,
Мишка буры взлез на пень-
Заиграл на балалайке,
Затрубил в трубу олень.
Припев:
Наш турист руками трогал
Золотые облака,
И была ему дорога
Удивительно легка.
Припев:
Список использованной литературы:
1. Хорошилов А., Семенкова В. Неделя экологии // «ОБЖ», сентябрь 2001.
2. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.
3. Максиняева М. Использование на занятиях фольклорного материала // «ОБЖ», №7, 2001.
4. 50 сценариев классных часов / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 398 «Ласточка» комбинированного вида»
СЦЕНАРИЙ
ЛЕТНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»
(экскурсия по территории детского сада)
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП
Автор:
Охтень Галина Витальевна
(музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория)
Новосибирск 2022
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Расширять и уточнять представления детей о растительном и животном мире, лекарственных растениях, систематизировать знания о домашних животных и птицах, расширять представления о насекомых.
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе всё взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Формировать представления о том, что человек должен беречь и охранять природу.
Закреплять представления о явлениях окружающей действительности, развивать умение сравнивать, наблюдать. Знакомить с многообразием родной природы, растениями и животными нашего края, расширять представления о птицах.
Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
Развивать слуховое внимание.
Развивать умение решать простые арифметические задачи, закреплять знание чисел.
Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками, развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость. Закреплять навыки коллективной работы, развивать умение договариваться.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА (педагоги):
Хозяйка
Лето
Бабушка
Лесовик
Медведь
Действующие лица располагаются на соответствующих участках территории детского сада и встречают там детей.
Хозяйка (в русском костюме):
Здравствуйте, гости дорогие, званные да желанные!
Рады видеть вас, милости просим!
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем,
Да на прогулку приглашаем!
Подводит к стенду.
НАЧАЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Куда бегут тропинки?
Куда спешат дорожки?
От тоненькой рябинки
К красавице берёзке,
За стройную сосёнку
К большой мохнатой ели,
В волшебную сторонку,
Где ягоды поспели…
Родник и поле, лес и огород,
И даже пасека нас ждёт
Маршрут у нас весьма разнообразный:
Мы план посмотрим, правила прочтём,
Увидите, куда же мы пойдём,
Прогулка наша будет безопасной.
Показывает план прогулки детям.
Приглашает гостей за собой («пожалуйте, гости дорогие») к п.2 .
Там их ждёт Лето (с корзинкой).
Лето:
Вас приветствую, друзья!
Я — Лето красное,
Солнечное, ясное,
С ягодами, травами,
Речками, дубравами.
Спелых фруктов и грибов
Набрала корзинку,
Я вам буду помогать,
Покажу тропинку.
КРАСНАЯ КНИГА. ОЗЕРО.
Хозяйка:
Едешь по России – рощи да поля.
Велика, красива русская земля.
Видишь – щит дорожный, а на нём слова:
Люди, осторожно – редкая трава!
Надпись под картинкой требует учесть,
Что сия былинка в Красной книге есть.
Лето:
Охраняются рыбы, охраняются звери,
Охраняются даже кусты,
Чтобы наша Земля не пустела,
Чтобы души не стали пусты.
ЗАДАНИЕ 1.
Лето берёт заранее приготовленное «письмо».
Лето:
К нам поступило необычное письмо. Только вот отправитель забыл поставить свою подпись. Давайте прочитаем письмо, и вы попробуете определить, кто же мог его написать.
Я живу рядом с рекой, строю там из деревьев свои дома, которые называются хатками, и даже плотины. Меня можно встретить в России и некоторых других странах Европы. Раньше нас было много. Но от того, что люди вырубают леса, нам становится негде жить… А ещё нас убивают ради ценного меха. Может случиться такое, что нас не останется на Земле.
Как вы думаете, кто же отправил нам это письмо?
Приглашает к ОЗЕРУ:
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник,
Лебеди и прудовик,
Водомерка вот бежит…
Бурно жизнь кипит в нём…
Это пресный водоём.
Называют с детьми охраняемые растения.
Хозяйка:
Там у нас стоит забор,
За забором – скотный двор.
Свинка и коровушка,
Куры, утки, гуси.
Все живут они в хлеву
У моей бабуси.
Переходят к п. 3.
ДЕРЕВЕНСКИЙ ДВОРИК
Там их встречает Бабушка.
Бабушка:
Здравствуйте, гостюшки милые!
Соколики пригожие,
Да какие все хорошие!
Проходите, проходите,
Моё хозяйство посмотрите!
Тут с утра хлопочем мы,
Убираем, кормим,
Всем нальём всегда воды,
И коровку доим.
Тут галдёж и суета
Начинается с утра:
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут.
Здесь не бывает тишины,
Но всё содержится в порядке:
Ребята точно знать должны
Не только что растёт на грядке.
Здесь гуси, куры и петух,
Индюшки, овцы и корова,
Коза жуёт большой лопух,
Хватает всем еды и крова!
ЗАДАНИЕ 3. Приготовить фонограмму с записями голосов домашних животных.
Послушайте и скажите, кто просит у бабушки еды.
Проходят к п. 4.
ФИТОНЦИДНАЯ КЛУМБА
Пока Лето и Бабушка смотрят клумбы, Хозяйка идёт готовить задание 4 (за чаем).
Лето:
Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться.
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.
Человек, и зверь, и птица
Могут травами лечиться.
Чтоб здоровье сохранить,
Нужно с травами дружить.
Бабушка показывает клумбы.
Бабушка:
От ран, царапин всевозможных
Спасает пластырь придорожный.
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
кто же их не знает?
Мята – к чаю и в букет,
Мята – юности секрет.
Мята серебристая
Скромно наклоняется,
Нежно-бархатистая,
Детям улыбается.
ЗАДАНИЕ 4. Приготовить поднос со стаканами чая (мелисса, мята, чабрец, ромашка).
Хозяйка:
Я прошу чайку испить,
Чтоб здоровыми вам быть.
Ароматный наш чаёк пейте без оглядки!
А ещё я вас прошу разгадать загадку:
Где ромашка, где мелисса? Где заваренный чабрец?
Кто узнал – тот молодец!
Переходят к п. 5.
ОГОРОД
В то время, когда гости смотрят ОГОРОД и ПОЛЕ, Лето готовится к заданию 5 (приносит поднос с хлебом, огурчиками после слов Хозяйки «Каравай пекли, гостей угощали»).
Бабушка:
А у нас в саду порядок:
Мы вскопали восемь грядок.
Вот на первой – огурцы,
Поспевают, молодцы!
На второй у нас горох.
Посмотрите, он неплох!
Как у нашего забора
Уродились помидоры,
Уродилась свёкла –
От дождя промокла.
Пятая – с морковкой,
Подрастает ловко!
А вот здесь растёт салат,
Ему каждый будет рад!
Подождём немножко –
Будет и картошка!
Вот на этой грядке – лук,
Он и лекарь, он и друг.
Зреют тыквы, кабачки –
У них толстые бочки!
Огородная страна
Всяким всячеством полна!
ПОЛЕ
Хозяйка:
А где месяц идёт –
Там рожь растёт.
А где заря-заряница –
Там пшеница.
Нивка, нивка,
Яровая жнивка,
Уроди пшеничку,
горох, чечевичку.
На поле – копнами,
На столе – пирогами!
Зерно гребли,
Каравай пекли,
Гостей угощали,
Нивку поминали.
УГОЩЕНИЕ.
Гостей угощают со словами «Хлеб вам да соль».
Лето: «Угощение выносим, поклонясь, отведать просим».
Бабушка: «А чтоб были вы бодры – огородные дары!»
На подносе хлеб, соль, огурчики на шпажках.
Переходят к п. 7.
ПРУД
Хозяйка:
На пруду лягушки – милые подружки
На кувшиночке сидят, разговоры говорят:
— Кабы мы ни капли не боялись цапли,
Были б мы спокойны и всегда довольны!
Нас у пруда ждёт старик –
Не простой, а Лесовик.
Нас давно он поджидает,
вам загадки загадает.
Лесовик:
Добрый день вам, добрый день!
Я присел на старый пень.
ЗАДАНИЕ 6. Загадки.
Как по пруду, по водице
плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт,
За собою их ведёт. Кто это? (Утка с утятами)
Удивительная птица,
Острый клюв, как спица,
Важная, носатая,
стоит как статуя. Кто это? (Цапля)
Пучеглазые подружки
Проживают у пруда,
Там, где вкусная еда:
Комары да мушки…
Кто это? (Лягушки)
Лесовик приглашает к роднику. Переходят к п. 8.
РОДНИК
Лесовик:
Если будет жажда мучить,
То тогда лесовичок
Среди зарослей колючих
Вам покажет родничок.
Нагнись к нему напиться –
Увидишь всё до дна.
Течёт вода-водица –
Вкусна и холодна.
ЗАДАНИЕ 7.
Экологические опыты с водой.
Лесовик приглашает на поляну. Переходят к п. 9.
ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА
Погляди-ка и скажи-ка,
Где вкуснее земляника?
Может, в глиняном стакане
С кипячёным молоком?
Или, может быть, в сметане?
Или с сахарным песком?
Нет, конечно, не в стакане,
Нет, конечно, не в сметане
И совсем не с молоком,
А на солнечной поляне,
Под берёзовым листком
С ярко-розовым бочком!
ЗАДАНИЕ 8.
Собрать картинки по теме (появление плода растения – земляники по этапам – росток, цветение, ягода) в нужной последовательности.
Переходят к п. 10.
Снова встречает Лето.
МЕТЕОПЛОЩАДКА
Лето:
У природы нет плохой погоды –
Каждая погода — благодать.
Дождь ли, снег, в любое время года
Будем мы осадки измерять…
Силу ветра, облаков движенье,
Солнца ход и приближенье мглы,
Всё покажет наше наблюденье –
Целый год – от лета до зимы…
ЗАДАНИЕ 9. Измерение температуры, давления и т.д., фиксация в дневнике наблюдений.
Переходят к п. 11.
ПТИЧИЙ ГОРОДОК
Хозяйка:
Кормушку для птиц мы к зиме смастерили,
Ягоды, зёрна в неё положили.
Гости себя не заставили ждать –
Стали мы птиц на кормушке считать:
Два свиристеля, четыре синицы,
Три снегиря да один воробей…
Сколько всех птиц?
Отвечайте скорей! (ЗАДАНИЕ 10 – математическая задача)
Переходят к п.12.
УГОЛОК ЛЕСА. ПАСЕКА.
Хозяйка:
Попадаем в дивный лес,
Как же много в нём чудес!
Ты куда нас, тропа, привела?
Заманила в лесок, завела…
Поворот… и ещё поворот…
Говорят, что медведь здесь живёт…
Мишка:
Жу-жу-жу, я слышу ухом,
Жу-жу-жу, жужжит пчела.
Пчёлка – это вам не муха,
Пчёлка мёд мне принесла.
Мёд полезен, он лечебный,
Лечит сердце и живот.
Очень вкусный и волшебный,
Даже Мишка любит мёд!
ЗАДАНИЕ 11. ДЕГУСТАЦИЯ МЁДА. Определить по вкусу мёд луговой, таёжный, липовый, гречишный или др.
Мишка:
Зайцы и лисицы
Водят хороводы:
Ведь с приходом лета
Праздник у природы.
Белку спрашивает зайка:
— Чем займёшься ты, хозяйка?
— Запасу орешки впрок,
Буду щёлкать «цок-цок-цок»!
Переходят к п. 13.
Хозяйка:
Мы здоровье бережём,
На дорожку мы пойдём.
Закаляться нужно
Весело и дружно!
ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ
Ходит Лето босиком
По тропе колючей,
А потом быстрей бегом,
Не страшны нам тучи.
Лето проходит по дорожке здоровья.
Проходят к клумбам.
ЦВЕТНИКИ И КЛУМБЫ
Хозяйка:
Последним ласковым теплом
Пока что балует нас лето…
Прозрачно небо, как стекло,
Промытое дождём и ветром.
Лето:
Шеренги старых тополей
Спокойно, тихо отдыхают,
И клумбы пышно вдоль аллей
Вовсю цветут, благоухают.
Хозяйка:
Друзья мои, у всех у нас
Есть Мать одна по имени ПРИРОДА!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты:
Поля, леса, луга, моря и реки.
Спасибо, гости дорогие, что зашли к нам, проведали. Надеемся, что понравилось вам у нас.
Приходите к нам ещё, мы всегда встрече с вами!