Сценарий спортивного
мероприятия
Квест —
«Экологический забег»
Цели
и задачи:
—
формировать экологическое сознание у детей;
—
повышать их экологическую культуру посредством бережного отношения к природе и
всему окружающему миру;
-формировать
понятие о здоровом образе жизни;
—
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, нравственные качества.
-содействовать
развитию физических качеств;
-побуждать
детей к постоянной двигательной активности;
Участие: Участвуют
по две команды с каждого отряда (6 команд).
Место
проведения:
территория УВК.
Ход
мероприятия:
Ведущий:
Понять должны и взрослые и дети:
Мы не одни на солнечной планете.
И чтобы мир грядущим поколеньям сохранить,
Природу надо знать, беречь, любить!
Говорят дети:
-Нас в любое время года
Учит Божия природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой.
-Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
-У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе!
Ведущий: Дорогие, ребята! Сегодня мы совершим экологический забег, на протяжении
которого пройдем дистанции бережного отношения к природе. В этом забеге мы
будем останавливаться на станциях и учиться любить окружающий нас мир. Прежде,
чем пожелать вам: «В добрый путь!» и раздать вам маршрутные листы, по которым
вы будете совершать свой забег, хочется познакомиться с командами. Сейчас
каждая команда представит свое название и девиз.
— Представление команд:
1.Наша команда «Божья коровка»,
Мы победу одержим ловко!
Мы будем лучшими в конкурсе этом,
Мы вам шлем большие приветы!
2.Наша команда зовется «Природа»,
Мы
прекрасны в любое время года!
Мы будем успешны и хороши,
Мы любим землю свою от души!
3. Наша команда «Солнышка лучик»,
Мы вам привет шлем из-за тучек,
Мы вам покажем, как побеждать,
Даже не думайте нас обскакать!
4.Наша команда «Доброе утро!»,
Мы
победу одержим круто!
Мы привыкли быть победителями,
Победу отдать нам не хотите вы?
5. Наша команда «Подснежники»,
Ты береги нас бережно!
Ты защищай нас от зла,
Чтоб красивой природа была!
6.Наша команда
«Птички и рыбки»,
Будем быстро плавать и летать,
Небо, море воспевать,
И нас вам не обыграть!
Ведущий: Итак,
ребята, капитаны команд получили маршрутные листы и мы вам желаем успеха,
спортивного мастерства и азарта, быть едиными и непобедимыми. В добрый путь!
Станции:
1.»Спортивная»
Ведущий:
«Остановка – станция спортивная,
А значит, двигательная и активная.
Не словом, а делом помогать природе
Будем смело и красиво, быстро и
умело:
Источники вод будем очищать, (не
будем загрязнять)
Сорняк с корнем вырывать,
Поляну чистой оставлять,
Птицам с кормом помогать,
И цветочки поливать,
Мусор в доме убирать.
Так покажем мы, друзья,
Что родной наш дом – Земля!
Задания:
— «не загрязним, а очистим
водоём»: в обруче лежат предметы (железные банки), рядом удочка с магнитом.
Участник берет удочку и «ловит» ею «мусор».
— «мы любим цветы»: на подставке
стоят комнатные растения, которые нужно полить.
— «чистый огород»: на полу
разложены листы, на которых написаны названия растений-сорняков и овощей.
Участник должен «вырвать» только сорняк.
— «чистая поляна»: участник должен
«потушить костер» и забрать с собой пакет с мусором.
— «накорми птиц»: участник
подбегает к кормушке для птиц и насыпает горсть зерна.
-«чистота – залог порядка»:
участник берет веник и подметает мусор, загребая совком в ведро.
-«мы любим природу»: участники
складывают из букв предложение: «берегите землю – она наш дом!»
2. «Береги
природу»
Ведущий:
«Нам природа шлёт привет!
Говорим мы ей в ответ:
Будем мы тебя любить,
Бережно тебя хранить,
Украшать и защищать,
От болезней исцелять!»
Наша планета – наш дом,
и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот
послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес и
ответьте на вопросы.
Прогулка (С.
Михалков)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
– Как вы думаете, почему
в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети
перечисляют).
3. «Знатоки природы»
Ведущий:
«Знания о природе нам нужны, в нашей жизни они очень важны,
помогут с природой дружить, её ценить и любить, здоровым образом нам жить»
1.Как называются
животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2.Как называются
животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3.Как называются
животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4.Птенцы, какой птицы
не знают своей матери? (Кукушки).
5.Кто путешествует по
воздуху на нитке? (Паук).
6.Какую птицу называют
«белобока»? (Сорока)
7.Есть на речках
лесорубы
В серебристо-бурых
шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
8.Скачет
зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
9. Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
10.На спине я дом
ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
11.Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
12. Волны к берегу
несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза)
13.По дорожке, по
тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
14. Кто собирает грибы
спиной? (ёж)
15. Он стоит среди
травы, уши больше головы. (заяц)
16. Меня пьют, меня
льют, всем я нужна. Кто я такая? (вода)
17. На каком дереве
растут желуди? (на дубе)
18. Кабан — дикое или домашнее животное? (дикое)
19. Как называется дом
медведя? – берлога
20. Широкие листья, сам малого роста.
В лечении ран он
отличный помощник.
Растёт на дороге, зовут
(Подорожник)
4.
«Экологическая стенгазета»
Ведущий: «Реклама не только двигатель торговли, но и
стремление жить согласно законам природы»
Участники из команды (2
человека) за определенное время должны оформить стенгазету экологической темы,
которую выберут.
5. «Лечебные
травы»
Ведущий:
«Лечит мята невралгию,
А свекла — гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей — зубную боль,
Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику — при
артрите.
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
Клюква вылечит цистит,
Редька — кашель и
бронхит,
Головную боль —
калина,
А простуду — чай с
малиной.
Печень подлечи рябиной,
Сердце — мятой и
калиной.
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь —
укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
Коль отеки у тебя —
Хвощ попей и семя льна.
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки — тертым
хреном.
Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще
потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой!
Задание: выбрать лекарственное растение, за
определенное время ознакомиться с его характеристикой и применением, и как
можно точнее, рассказать о его целебных свойствах.
6. «Экологическая реконструкция»
Ведущий:
«Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб…
Живая природа – уже полутруп.
Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени…
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
«Хоть трава не расти»
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать,
И относиться с нежностью, как к чуду!
Задание:
участникам за определённое время необходимо собрать пазлы, чтоб получилась
картинка.
— Подведение итогов квеста, награждение
победителей, под музыкальное сопровождение выход из спортивного зала.
Внеклассное мероприятие
Цель: сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Задачи:
— ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
— прививать экологическое мышление;
— сформировать основы экологической культуры;
— научить решать экологические задачи и проблемы.
Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, ноутбук, проектор, выставка книг по охране окружающей среды, оформленный стенд «2017 год – год экологии в России».
Эпиграф мероприятия:
«Природу нужно беречь, как мы бережем человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».
К. Паустовский
Ход мероприятия
Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии.
Кромсая лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды…
Р. Рождественский
Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием… А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду…
Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды.
Учёными подсчитано:
- За один день на земле исчезает 100 видов растений и животных;
- В каждую минуту сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров;
- Ежегодно количество чистого воздуха сокращается на 10 млрд. тонн;
- Бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка- 90 лет;
- полиэтиленовый пакет- 200 лет, стеклянная посуда -2000лет.
Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью — сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
Год экологии — это хороший повод, чтобы вспомнить о том, что природа позаботилась о нас, подарив нам огромное количество необходимых ресурсов, а также напоминание о том, чтобы о ней позаботились.
Охрана окружающей среды – дело каждого человека! От нас самих зависит наше будущее!
Для охраны окружающей природы создаются заповедники, национальные парки, исчезающие виды растений и животных заносят в Красную книгу.
Знакомство с книжной выставкой
Мы призываем всех принять участие в этой кропотливой работе, искать и находить эффективные формы работы для решения существующих экологических проблем и задач.
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме.
Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В универсальных ты походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна. (В.Шефнер)
Сегодня я приглашаю вас в игру-путешествие по станциям под названием «Экологический марафон», где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям по экологии, сообразительности и сплочённости команд.
Вся ваша работа будет оцениваться компетентными членами жюри. (Представление жюри)
Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс «Визитная карточка». На представление каждой команде отводится не более 1 минуты. Максимальная оценка – 5 баллов.
Ведущая: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Сейчас мы отправляемся в путешествие по станциям, согласно вашим маршрутным листам.
(Каждая команда получает маршрутный лист).
1. Станция «Орнитологическая»
1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек)
2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
3.Этих птиц называют «северные попугайчики». Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)
4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
5. «Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?» (Поползень)
2. Станция «Логическая цепочка»
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа, — это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд, королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка — впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко — это лекарственные растения.
3. Станция «Эрудит»
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).
3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? ( Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит).
4. Станция «Золотые россыпи помоек»
Нужно подчеркнуть правильный ответ.
I. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.
II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
IV. Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
V. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет».
VI. Самая страшная «добавка» к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
X. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки — микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
XI. Гарбология это…
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).
5. Станция «Лесные загадки»
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют «белобока»?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно —
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют — не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь — обжигает.
(Медуза)
Подведение итогов и награждение.
Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Вот и подошел самый волнительный момент – награждение.
На этом наше сегодняшнее мероприятие заканчивается. Всего вам доброго! Успехов! До новых встреч!
Экологический
марафон
Интеллектуальная
игровая программа
Цели:
-прививать
любовь к природе, окружающему миру;
-воспитывать
бережное отношение ко всему живому;
-учить
правилам поведения в природе.
Материальное
обеспечение:
—
карточки с заданиями;
-раздаточный
материал;
-карандаши,
бумага;
-жетоны.
Ход
мероприятия:
1.
Вступление :
На
нашем шарике земном,
Где
мы родились и живём,
Где
в травах летняя роса
И
голубые небеса,
Где
море, горы, степи, лес —
Полно
таинственных чудес.
По
лесу бродит серый волк,
И
ландыш тоненький цветёт,
В
степи ковыль, как нежный шёлк
Расчёсывает
ветерок.
Гремит
на скалах водопад,
И
брызги радугой летят.
А
в синем море толстый кит —
Большой,
как дом, на волнах спит:
Не
разрушайте этот мир,
Девчонки
и мальчишки.
Иначе
эти чудеса
Останутся
лишь в книжке.
Чтоб
был в источнике нарзан,
С
полянки — земляника,
Будь
осторожен, как Тарзан,
Дружи
с природой дикой.
Ты
— тоже часть её чудес,
И
для тебя темнеет лес,
И
речка светлая течёт,
И
по весне сирень цветет.
И
надо постараться
Нам
с этим не расстаться.
2.
Основная часть.
Ведущий:
Мы начинаем экологический марафон. Что такое, по-вашему, марафон? Почему мы
назвали его экологическим? (Выслушиваются предположения детей).
Ведущий:
Марафон — длительное состязание в чём-либо. Название таких состязаний произошло
от названия греческого селения Марафон, из которого прибежал в Афины воин с
вестью о победе над персами в 5 веке до нашей эры. Это расстояние было равно 42
км 195 м.
Позже
в честь этого события стали проводить состязания в беге, в которых могли
принять участие все желающие. Длина дистанции была равна расстоянию от Афин до
Марафона. Потом марафоном стали называть любые длительные состязания и не
только спортивные, но и интеллектуальные.
Наш
марафон назван экологическим, значит, мы будем говорить об экологии. Что же
такое экология? (Ответы детей).
Ведущий:
В переводе на русский язык — «ойкос» — дом, «логос» —
наука. Выходит, что экология — это «наука о доме». Для человека дом
чаще всего — 4 стены и крыша ; для зверя — лес, горы, поле; для рыб — моря,
реки, озёра. Значит, у всего живого есть свой дом, а для всех вместе — это,
конечно, наша планета Земля. А жить в одном доме разным существам совсем не
просто. Тут и поссориться можно, и отобрать у соседа местечко получше, а то и
просто навредить.
Однако,
наша Земля не первую тысячу лет существует. И ничего. Все как-то уживаются,
иначе говоря, сосуществуют, и даже на пользу друг другу.
Вот
наука экология и призвана изучить, как отдельные жильцы нашего большого дома не
только уживаются, но и воздействуют друг на друга.
Ведущий:
Так как наше занятие названо марафоном, значит, должно присутствовать
состязание. За правильные ответы и выполненные задания мы будем давать жетоны.
А в конце нашего марафона подсчитаем количество набранных вами жетонов и выявим
победителя нашего состязания.
Задание
1
Игра
на знание названий деревьев. Дети по очереди называют одно название дерева. Так
повторяется, пока знания детей не исчерпываются.
Задание
2
Игроки
получают карточки с вопросами и отвечают на них. За правильные ответы даются
жетоны. Вопросы разделены на 5 тематических блоков:
ЖИВОТНЫЕ
1.
У каких животных есть детские сады? (Пингвины, морские котики)
2.
Какое животное может прожить 45 дней без воды? (Верблюд)
3.
Замечательные строители и инженеры? (Бобры)
4.
Какое животное изображают с фонтанчиком на спине? (Кит)
5.
У кого язык длиннее тела? (Хамелеон)
6.
У кого губа до земли? (Слон)
7.
Как называется зверек, лапы которого вывернуты? (Крот)
8.
У хищных когти, у копытных – копыта, а что у человека? (Ногти)
9.
Как называется наука о собаках? (Кинология)
10.
Где раки зимуют? (В ямах на дне реки)
ПТИЦЫ
1.
Какая птица может летать вперед хвостом. (Колибри)
2.
Какая птица в нашей стране самая маленькая. (Королек)
3.
Какие птицы ночуют, зарывшись в снег. (Тетерева, куропатки, рябчики)
4.
Какая птица спасла Рим. (Гусь)
5.
Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания.
(Сова)
6.
Какую птицу считают сопливой. (Индюк)
7.
Какая птица носит фамилию русского писателя. (Гоголь)
8.
Какая птица не имеет голоса. (Аист)
РЫБЫ
1.
Какая рыба носит имя человека. (Карп)
2.
Какая рыба помогает нам чистить бутылки. (Ерш)
3.
Какая рыба вооружена лучше других. (Рыба-меч)
4.
Самая большая рыба. (Китовая акула)
5.
Так называется и аквариумная рыбка ,и астрономический прибор. (Телескоп)
6.
Морская рыба, самец которой вынашивает икринки в сумке на брюшке. (Конек)
7.
Плавники этих рыб используют в пищу, из зубов делают сувениры и лекарства.
Кожа, называемая шагренью, идет на изготовление футляров. (Акула)
РЕКОРДЫ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ
1.
Самое высокое растение семейства злаков. (Бамбук)
2.
Самая большая птица в мире. (Страус)
3.
Самая маленькая лошадь. (Пони)
4.
Самая высокая трава. (Банан-15м.)
5.
Какая птица выше всех летает. (Орел)
6.
У кого из птиц самое большое гнездо. (Орел)
7.
Самое крупное наземное млекопитающее. (Слон)
8.
Самое долгоживущее растение. (Баобаб, 6000 лет)
ПЕРВОЦВЕТЫ
1.
Лесное растение с кистью белых душистых колокольчиков. (Ландыш)
2.
Расцветая в окружении снегов, он сам похож на снежинку и выдерживает
10-градусный мороз. (Подснежник)
3.
Этот цветок появляется в середине апреля. Верхняя сторона его листа-холодная, а
нижняя-теплая. (Мать-и-мачеха)
4.
Один из важнейших православных праздников связан с ветками этого растения.
(Верба)
5.
Будто снежный шар бела, по весне она цвела. Нежный запах источала, а когда пора
настала, разом сделалась она вся от ягоды черна. (Черемуха)
6.
Колокол колышется, а звона не слышится. (Колокольчик)
Ведущая:
Нас окружает удивительная природа. Летом мы можем отдыхать на берегу моря,
реки, дышать свежим воздухом , гуляя в лесу, собирая грибы да ягоды. Ребята! А
как надо вести себя в лесу? (ответы детей)
Ведущая:
Самое главное — не шуметь, чтобы не спугнуть жителей леса и не помешать их
спокойной жизни.
Ведущая:
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем
с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы
отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то
все вместе кричим «нет»!
Задание
3:
Если
я приду в лесок
И
сорву ромашку? (нет)
Если
съем я пирожок
И
выброшу бумажку? (нет)
Если
хлебушка кусок
На
пеньке оставлю? (да)
Если
ветку подвяжу,
Колышек
подставлю? (да)
Если
разведу костер,
А
тушить не буду? (нет)
Если
сильно насорю
И
убрать забуду. (нет)
Если
мусор уберу,
Банку
закапаю? (да)
Я
люблю свою природу,
Я
ей помогаю! (да)
Ведущая:
Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый
человек и научи этому своих друзей.
—
Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов.
Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных
насекомых и мелких зверьков.
—
Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них —
лекарство для лесных обитателей.
—
Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них
наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью.
Это не игрушки.
—
Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют
отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
—
И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не
оставит после себя свалки
Задание
4.
Как
вы поступите, чтобы не причинить вреда природе? Дайте краткий ответ.
1.
На дорожке прыгает маленький птенец, который никак не может взлететь. Ваши
поступки.
2.
Ребята поставили палатки и пошли в лес за ветками ели, чтобы приготовить место
для ночлега.
3.Вы
нашли гриб, но не знаете, настоящий это белый или ложный. Что делать?
4.Вы
увидели, что на берегу озера мужчина моет машину.
5.
Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра.
6.
На земле валялась бумага, полиэтиленовые пакеты, сломанные пластмассовые
стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре.
Задание
5.
Подвижная
игра на знание названий цветов. Дети становятся в линию, и каждый по очереди
называет название и продвигается на шаг вперед при правильном ответе. Вышедший
впереди всех получает дополнительный жетон.
Ведущий:
Ребята, к нам пришло несколько писем от обитателей наших лесов и полей. И
письма эти с жалобами. Вот послушайте письма и отгадайте кто же нам их прислал.
Задание
6. «Лесные жалобы»
Жалоба
№1.Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то
ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь. Что от меня на
руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от
меня людям большая, (Жаба).
Жалоба
№2.
На
земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько
легенд и небылиц, как о нас.Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных
птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам
делать? Ведь таким мы и родились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас
незаслуженно. (Летучая мышь)
Жалоба
№3.Я — единственное животное, которое может подпустить человека довольно
близко. Но вовсе не потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и больше
надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть колючая защита. Кто я, узнайте? (ёж)
Жалоба
№4.Меня называют непоседливым зверьком. Я постоянно в движении: быстро
спускаюсь с ели на землю, тотчас взлетаю по стволу обратно или перепрыгиваю с
ветки на ветку. Ах, как я устала! (Белка)
Ведущий:
молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все наши вопросы. А теперь
подсчитайте количество набранных вами жетонов и определим победителя нашей
викторины!
Проходит
подсчет жетонов и награждение победителя интеллектуальной игры.
Ведущий:
Смотрю
на глобус — шар земной,
И
вдруг вздохнул он, как живой.
И
шепчут мне материки:
«Ты
береги нас, береги!»
В
тревоге рощи и леса,
Роса
на травах, как слеза.
И
тихо просят родники:
«Ты
береги нас, береги!»
Грустит
глубокая река,
Свои
теряя берега.
И
слышу голос я реки:
«Ты
береги нас, береги!»
Остановил
олень свой бег:
«Будь
человеком, человек.
В
тебя мы верим, не солги.
Ты
береги нас, береги!»
Смотрю
на глобус — шар земной,
Такой
прекрасный и родной,
И
шепчут губы: «Не солгу,
Я
сберегу вас, сберегу!»
Ведущий:
Ребята, спасибо вам за участие в нашем экологическом марафоне и до новых
встреч!
Спортивно — экологическая игра «Зоологические забеги»
Цель мероприятия.
Формировать у второклассников интерес к окружающему миру.
Создать условия для продвижения ценностей занятий спортом среди обучающихся 2 классов.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Задачи:
Закрепить спортивные знания, умения и навыки.
Развивать кругозор, ловкость, быстроту реакции.
Воспитывать чувство коллективизма, уважение друг к другу, бережное отношение к природе.
Ход занятия.
Ведущий. Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости нашего праздника! «Быстрого и ловкого болезнь не догонит» — так гласит народная мудрость. Вот и мы с вами сегодня посоревнуемся в быстроте и ловкости, и проведём «Зоологические забеги». Зоология это наука о животных. Мир животных богат и разнообразен. Одним животным природа дала лапы, и они передвигаются по земле. Другим — крылья, и они умеют летать. У некоторых животных есть плавники и ласты, чтобы плавать. А есть и такие, которые вовсе не имеют ни лап, ни крыльев, ни плавников. Эти животные ползают по земле, по деревьям, по дну водоёма. Таким образом, все животные приспособились к среде обитания. Наблюдают ли братья наши меньшие за нами и подражают ли нам, мы не знаем. Но мы способны наблюдать за ними и подражать им. И сегодня мы этим займёмся. Мы с вами будем вспоминать, как выглядит то или иное животное, как оно передвигается. Вы попробуете освоить способы передвижения некоторых животных. Принимать участие в игре будут разные звери. А в роли зверей будете сегодня выступать вы.
Давайте представим, что вы лесные жители: птички, звери, насекомые…
— Попорхайте, как это делают бабочки.
— Полетайте, как птицы.
— Попрыгайте, как лягушки.
— Порезвитесь, как зайчики.
— Как вы думаете, где лучше находиться животным: в клетке или на воле? Конечно, на воле! Для того, чтобы больше узнать о животных мира, научиться замечать их повадки вы сегодня примете участие в зоологических эстафетах.
В зоологических забегах будут принимать участие две команды: «Львята» и «Лягушата». Давайте познакомимся с нашими участниками (представление команд).
1.Эстафета «Черепахи».
Ведущий. Начнём мы зоологические забеги с медлительных животных- с черепах.
Черепаха. Я большая и мудрая черепаха. Моё тело защищено панцирем. Я живу в пустыне, где тепло. В песок я откладываю яйца, из которых появляются маленькие черепашата. Вы сейчас окажетесь в роли черепашат.
лечь животом на скейтборд, на спину положить таз. Двигаться нужно аккуратно, передвигая руками так, чтобы не уронить свой панцирь. Пройти дистанцию, передать эстафету следующему игроку.
2.Эстафета «Зайцы».
Ведущий. А сейчас мы с вами переберёмся в лесную зону — место, где мы живём. А какой же зверёк живёт в лесу?
Он бежать всегда готов.
От друзей и от врагов.
Любит овощи и листья.
Он товарищ очень быстрый.
Заяц. Я заяц — лесной зверь, днём я сплю, а ночью выхожу на кормёжку. Зимой питаюсь корой деревьев, летом — листьями, травой, осенью не прочь полакомиться в огородах капустой и морковкой. Сейчас зайцы будут прыгать на двух ногах, и воровать морковку в огороде.
разложить морковь в обручи. Каждый игрок скачет на двух ногах до обруча, берёт одну морковь и переносит в ведре.
3.Эстафета «Белочки».
Ведущий. Отгадайте, в роли какого зверька вы сейчас окажетесь.
Рыжий маленький зверёк
прыгнул с ветки на пенёк,
парашютом пышный хвост
лапки чешут чуткий нос.
Белочка. Я белка — очень шустрый, подвижный зверёк, я здорово прыгаю с дерева на дерево, умудряясь при этом нести грибы, орехи или ягоды. Живу я в густом лесу. Летом у меня рыжий короткий мех. С наступление зимы шерсть у меня меняется и вырастает теплый, мягкий пушок серо- голубого цвета. Сейчас я покажу вам, как я умею прыгать.
на полу разложить по три обруча, так, чтобы из одного можно перепрыгнуть в другой. Белки должны перенести орехи и шишки, прыгая с дерева на дерево — из обруча в обруч до дупла – финишной черты.
4.Конкурс «Кенгуру».
Ведущий. Сейчас мы отправляемся в Австралию.
Там живёт Необычный чудо — зверь,
Хоть глазам своим не верь.
Лихо скачет по саванне.
А малыш сидит в кармане.
Кенгуру. Я кенгуру. Я передвигаюсь прыжками. Впереди у меня есть сумка, в которой находится детёныш. Подражая кенгуру, вы будете совершать прыжки, стараясь не выронить детёныша.
Задание:
на игрока надеть рюкзак, а в рюкзак положить мяч, не закрывая его. Прыжками нужно добраться до ориентира и вернуться обратно, передать рюкзак второму игроку. Держаться при этом за рюкзак руками запрещается.
5. Эстафета «Лягушки».
Ведущий. А сейчас мы попадаем на болото, а болото — это место, где каждый неверный шаг может стоить жизни, но какое же болото без лягушек.
Лягушка. Лягушек на земле великое множество, обитают они по всему миру, но чаще всего встречаюсь я — зелёная лягушка. Я питаюсь насекомыми, улитками, пауками. Днём я греюсь на солнышке, удобно расположившись на берегу. В случае опасности я бросаюсь в воду и, добравшись до дна, зарываютсь в ил. А вечернюю зарю я обязательно встречаю кваканьем. Ква-ква-ква!
Задание: присесть на корточки, поставив перед собой руки на пол. Вы будете выставлять обе руки вперёд на пол, а затем делать прыжок обеими ногами из положения на корточках и при каждом прыжке квакать.
6.Эстафета «Обезьяны».
Обезьяна. Я очень красивая и умная обезьянка. Я живу, в основном, на деревьях и очень ловко прыгаю с ветки на ветку. Своих детёнышей я ношу на себе. Питаюсь я растениями и плодами. Но самое любимое моё лакомство — бананы!
Задание: добежать до банана, сорвать, и передать эстафету следующему участнику.
7.Эстафета «Змеи».
Ведущий. Продолжим наше знакомство.
Да, со всеми нужно ладить,
Но таких не надо гладить!
Лучше их совсем не трогай,
Обходи другой дорогой.
Чаще под ноги смотри,
Да на них не наступи.
«Осторожней, ротозеи,
Вас ужалить могут змеи!
Змея. Змеи бывают разные. Вот, например, я анаконда – самая большая змея на планете. Я живу в воде или около нее, прекрасно плаваю и ныряю. На берег выползаю, чтобы погреться и пообедать пойманной добычей – рыбой, птицей. Не прочь полакомиться также мелкими домашними животными. Иногда я нападаю на достаточно крупных животных, таких, как свинья, а иногда решаюсь напасть даже на человека. Мою толстую, блестящую кожу выделывают и изготавливают из нее прочные чемоданы, сапоги, и многое другое. А моё мясо и жир употребляют в пищу. Вы сейчас побываете в шкуре анаконды. Но нападать вы ни на кого не будете.
Задание: положить руки на плечи впереди стоящего участника. Оббежать, всей командой конусы, не расцепившись. Победившая команда зарабатывает очко.
8.Эстафета «Раненый зверь».
Ведущий. Ах, какая незадача!
Бедный зверь сидит и плачет.
Лапу ранил зверь лесной-
придётся прыгать на одной.
Выходит медведь с перевязанной лапой.
Задание: допрыгать на одной ноге до конуса.
Ведущий. Последний конкурс говорит о том, что животные могут оказаться в беде. И наша с вами задача ребята помогать животным, которые нуждаются в нашей заботе, охране, и внимании.
В заключении хочется сказать словами Бориса Заходера «Про всё на свете».
Все- все на свете, на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд-
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки — не лучше делишки.
Да! Если мы с кем- то не очень дружны.
Мы всё – таки очень друг другу нужны!
Ведущий.
Сегодня мы с вами поближе познакомились с обезьянками, зайцами, лягушками, черепахами, змеями, белками и кенгуру.
Слово для подведения итогов предоставляется судьям.
Построение и награждение.
Ведущий.
Красивый, красивый
Мир наш животный,
Растениям, людям
И зверям пригодный.
Ценить всю природу,
Хранить красоту
Обязаны люди!
Имейте в виду!
Организационный выход из спортзала.
Сценарий внеклассного мероприятия
«Экологический марафон» 8-9классы
!!!Цели: экологическое воспитание школьников
Задачи: развить умение бережного отношения к природе;
самостоятельное создание и защита экологического проекта;
развитие навыка работы в группе;
Оборудование: ватманы, фломастеры и цветные карандаши, раздаточный материал, клей, ножницы, тесты.
Подготовка: раздаточный материал, деление учащихся на команды, выбор жюри, экологический плакат.
ТСО: Мультимедийный проектор, колонки, 2 ноутбука, музыкальная аппаратура,
2 микрофона, магнитная доска, столы для команд и жюри, места для зрителей и болельщиков, оценочные табеля, грамоты.
Музыкальное оформление:
Песня «Прости Земля» гр. «Земляне», песня « Я хочу быть похожим на ветер» А.Ермолов, подборка песен о природе, животных, экологии; музыкальное оформление по сценарию (Звуки природы, 1 прелюдия И.С.Бах, бой колокола, Жан Мишель Жар «Крик китов», «Воплощение ада из рая» Вагнер, «Реквием по мечте» Вагнер, Ванесса Мэй «Шторм»). Мультимедийная презентация по сценарию.
Оформление зала:
Зал украшен листьями, цветами, бабочками и т.д., самодельными плакатами с высказываниями и на экологическую тему:
1. «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой».
2. «Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а о спасении». В. Распутин
3. «Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг». М. Пришвин
4. «О, люди, мыслю я
у всех у нас
есть мать одна
по имени ПРИРОДА!»
5. Природу побеждают, только повинуясь ее законам.
Ф. Бэкон
6. Природа — творец всех творцов.
И. Гёте
7. Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы.
А. Ламартин
8. Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
9. Творения природы совершеннее творений искусства.
Цицерон
На экране сцены 1 слайд презентации с названием: «Экологический марафон»
Ход мероприятия
1
Ребята входят в класс под песни о природе, животных, экологии.
Команды рассаживаются за свои столы, болельщики позади команды.
Звучат «Звуки природы»
Ведущая:
Добрый вечер дорогие ребята, учителя и уважаемые гости!
Сегодня наша встреча посвящена одной из самых актуальных проблем – загрязнению и уничтожению планеты Земля.
Этот вопрос сегодня становится все актуальнее, и мы попробуем ответить на него и предложить своё решение проблемы века на нашем мероприятии «Экологический марафон».
Сегодня будут состязаться между собой четыре команды 8-х и 9-х классов, а оценивать и выбирать победителей будет наше компетентное жюри:
(Выключ. «Звуки природы»)
1. Гаврик Анна Львовна
2. Тхагапсова Эмма Умаровна
3.Плющакова Елена Владимировна
Ведущая:
XX век внес роковое изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – таков ответ Бернарда Шоу, классика XX столетия.
2
Приветствие команд участников и их наставников
На экране 2 слайд презентации «Эко марафон»
На экране 3 слайд презентации «Эко марафон»
В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасных фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, продукты, которыми питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать: «Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!» А в ответ тишина…
Ведущая:
Вкл. И.С. Бах – ХТК, 1-ый том, прелюдия до-мажор (C-dur)
Земля… какая она? Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны. Облака и их тени.
Принимает всё — дожди, снега и туманы. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам – быстроногих зверей.
Она и сегодня могла бы оставаться раем, потому что на ней есть всё необходимое человеку: воздух, вода, растения, животные, плодородные равнины и полноводные реки.
Выкл. И.С. Бах – ХТК, 1-ый том, прелюдия до-мажор (C-dur)
Но миллионы лет, что существует человечество на планете, оно не задумывалось, что вся эта красота не вечна, что живая природа хрупка и беззащитна перед тем, кого называют царём природы, – перед человеком!
Ведущая:
Сегодня, ребята, мы предлагаем вам стать участниками экологического марафона.
Наша планета полна загадок. Есть такие, которые вы можете разгадать уже сейчас, а другие — когда вырастите. Экологический марафон как раз и посвящается загадкам природы и экологическим проблемам.
Ребята, вы владеете уже достаточной суммой экологических знаний, и это поможет вам сегодня при выполнении различных заданий, в разрешении экологических ситуаций.
Приветствуем членов жюри.
Приветствуем всех членов команд и желаем вам удачи.
Мы думаем, что команды неплохо подготовились к сегодняшней встрече и готовы начать игру.
Начнем с первого конкурса «Разминка».
3
Конкурс 1
«Разминка»
-
Название команды
-
Девиз команды
-
Викторина
Ведущая:
Начнем мы с вами наш турнир с представления команд. Название обязательно должно быть на экологическую тему, представление команд.
Ведущая:
Итак, внимание, первый конкурс — «Разминка». За определённое время командам необходимо подготовить название команды и девиз.
Ведущая: Спасибо командам, а мы продолжаем. Переходим к викторине.
Правила викторины заключаются в следующем: Кто из команд первым ответит на поставленный вопрос, то эта команда получает 1 балл.
Ведущая:
Начнем!
Вопрос №1
Что изучает экология?
Выступление команды … класса.
Ответ: Экология — это наука об организмах в окружающей их среде. Название происходит от двух греческих слов: «экое» — дом, местопребывание и «логос» — наука. Все существа на Земле живут не сами по себе, а во взаимодействии друг с другом и со средой, которая их окружает. Эти-то взаимодействия и изучает экология
Вопрос №2
Защитный экран Земли ?
Выступление команды … класса.
Ответ: Озоновый слой
Вопрос №3
Оболочка Земли, заселенная живыми организмами?
Выступление команды … класса.
Ответ: Биосфера
Вопрос №4
Совокупность условий, в которых живет организм?
Выступление команды … класса.
Ответ: Среда обитания
Вопрос №5
Токсичный туман?
Выступление команды … класса.
Ответ: Смог
Вопрос №6
Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта?
Выступление команды … класса.
Ответ: Свинец
Вопрос №7
Разрушение почв, ведущий к разрушению и снижения их плодородия и нарушению их роли в круговороте веществ в биосфере?
Выступление команды … класса.
Ответ: Эрозия
Вопрос №8
Виды растений и животных, встречающиеся только на данной местности?
Выступление команды … класса.
Ответ: Эндемики
Вопрос №9
Причина потепления климата Земли?
Выступление команды … класса.
Ответ: Парниковый эффект
Вопрос №10
Экологически чистое топливо?
Выступление команды … класса.
Ответ: Водород
Конкурс 2
Второй конкурс нашего вечера – «Экологические катастрофы».
Глобальная экологическая катастрофа – это такое состояние географической среды на Земле, когда жизнь на ней станет невозможна. Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на нашу Землю, и вы увидите, что это – не фантазия, не вымысел. Страшные симптомы такой катастрофы уже есть.
Ведущая:
Внимание, условие конкурса! Просмотреть слайды о катастрофе и рассказать все, что вы знаете о ней: место трагедии, причины и последствия.
Итак, задание команде … класса. Внимание на экран!
Звучит Воплощение рая из ада Чернобыль
Презентация Чернобыльской аварии
Команда отвечает
Ведущая:
Чернобыльская ава́рия — разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины. Около 100 погибших людей, 134 человека получили лучевую болезнь, более 115 тысяч человек эвакуированы с 30 – километровой зоны. На территории атомной электростанции в г. Припядь возведён памятник жертвам трагедии и погибшим при ликвидации аварии.
Ведущая:
Задание … классу.
Звучит Реквием по мечте
Презентация Аральское море
Команда отвечает
Ведущая:
Аральское море — бессточное солёное озеро-море в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана, которое стало мелеть и исчезать.
Стоки с полей стали причиной отложений пестицидов и ядохимикатов. Уничтожается растительность, гибнут животные. Местное население страдает от заболеваний.
ООН признала, что исчезновение Аральского моря – одна из крупнейших экологических катастроф последнего времени.
Ведущая:
Задание … классу.
Звучит Жан М. Жар
Презентация Мексиканский залив
Команда отвечает
Ведущая: 22 апреля 2010 года нефтяная платформа «Дипвотер горизон» затонула в Мексиканском заливе у берегов США после 36-часового пожара, возникшего вслед за мощным взрывом. В результате аварии тогда погибли 11 человек.
По оценкам экспертов, в воды Мексиканского залива попало около 5 миллионов баррелей сырой нефти, что нанесло серьезный ущерб экологии, туризму и рыбному промыслу в регионе.
Ведущая:
Задание … классу.
Звучит шторм В. Мей Венгрия
Презентация Утечка ядовитого шлама в Венгрии
Команда отвечает
Ведущая:
На западе Венгрии произошла экологическая катастрофа, в результате которой два человека погибли, трое числятся пропавшими без вести.
На крупном заводе по производству алюминия разрушился резервуар с токсичными отходами.
Красный шлам – это осадок, который образуется при производстве оксида алюминия. При попадании на кожу он воздействует на нее как щелочь.
Презентация Авария на АЭС Фукусима-1 в Японии
Команда отвечает
Ведущая:
Авария на АЭС Фукусима-1 — крупная радиационная авария максимального 7-го уровня[по Международной шкале ядерных событий, произошедшая 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами. Землетрясение и удар цунами вывели из строя внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы, что явилось причиной неработоспособности всех систем нормального и аварийного охлаждения и привело к расплавлению активной зоны реакторов на энергоблоках 1, 2 и 3 в первые дни развития аварии. За месяц до аварии японское ведомство одобрило эксплуатацию энергоблока № 1 в течение последующих 10 лет.
В декабре 2013 года АЭС была официально закрыта. На территории станции продолжаются работы по ликвидации последствий аварии. По оценке японских инженеров-ядерщиков, приведение объекта в стабильное, безопасное состояние может потребовать до 40 лет.
Картинки!
Конкурс 3
«Красная книга» Республики Адыгея
Ведущая:
Наш третий конкурс посвящён «Красной книге» РА
Ведущая:
Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Есть такая книга, которая не просто говорит, она кричит, только не каждый ее слышит. Это — КРАСНАЯ КНИГА.
Презентация Красная книга
Конкурс 4
«Химические загрязнители»
Ведущая:
И мы переходим к 4 конкурсу — «Химические загрязнители»
Каждой команде по 3 вопроса. За правильный ответ 1 балл.
Команда … класса, внимание на экран.
Ведущая:
Вопрос №1
Какое воздействие на атмосферу оказывает автомобильный транспорт?
Назовите газы-загрязнители воздуха
Команда отвечает
Ответ: C выхлопными газами в воздух попадают: угарный газ, оксиды азота и серы. Также, продукты, содержащие: хлор, бром, фосфор, свинец. (Транспорт, работающий на тепловых двигателях)
Вопрос №2
Чем объясняют образование озоновой дыры?
Команда отвечает
Ответ: Наличием в атмосфере оксидов азота, хлора, брома, фреона (используют в холодильных установках и аэрозолях)
Вопрос №3
Какие источники загрязнения почвы химическими веществами вам известны?
Команда отвечает
Ответ: Ядохимикаты (пестициды, инсектициды, гербициды). Неправильно использованные химические удобрения — отходы промышленных предприятий, воды шахт, отходы нефтепромыслов -реактивные элементы (в результате выпадения осадков)
Вопрос №4
Какие вы знаете источники загрязнения гидросферы?
Команда отвечает
Ответ: Сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод промышленными предприятиями, коммунальными и с/хозяйственными предприятиями
Вопрос №5
Какими путями яды могут попасть в организм?
Команда отвечает
Ответ: Через кожу, ротовую полость, через легкие
Вопрос №6
Чем опасны нитраты для организма человека?
Команда отвечает
Ответ: Сами нитриты не имеют высокой токсичности. В кишечнике идет их восстановление в нитриты. Нитриты во много раз токсичнее. Они взаимодействуют с гемоглобином крови, лишая его возможности транспортировать кислород. Избыточные нитриты в организме образуют канцерогенные вещества.
Вопрос №7
Какие меры можно предпринять для уменьшения поступления нитратов в организм человека?
Команда отвечает
Ответ: Овощи надо отваривать — в отвар переходят до 50% нитратов — вымачивание с периодической заменой воды — квашение, консервирование, бланширование
Вопрос №8
Как уменьшить загрязнение атмосферы автомобильным транспортом?
Команда отвечает
Ответ: Перевести автомобили на сжиженный газ. Использовать в качестве топлива – водород — световые батареи
Вопрос №9
Назовите источники загрязнения атмосферы?
Команда отвечает
Ответ: Топливо, транспорт, промышленные предприятия, сельское хозяйство, естественные источники
Вопрос №10
Какие естественные источники загрязнения атмосферы вы знаете?
Команда отвечает
Ответ: Извержение пепла и газа вулканами, лесные и степные пожары, насыщенные солями морские брызги, песок пустынь, выделения животных, микроорганизмы, космическая пыль
Вопрос №11
Каковы запасы воды в природе? Сколько из этого запаса приходится на долю пресной воды, в том числе доступной?
Команда отвечает
Ответ: Запасы воды на Земле составляют 1млн.359тыс. м3.На долю пресной воды приходится 2,8%, причем 2,2% из них недоступны людям. Это — ледяной щит Северного Ледовитого океана, Гренландии, Антарктиды
Вопрос №12
Какие существуют метод очистки сточных вод?
Команда отвечает
Ответ: Механические, химические, биологические
Конкурс 5
«Защита экологического плаката»
Песня «Прости Земля»
Ведущая: Сегодня каждый класс готовит защиту своего плаката на одну из двух тем:
1 тема — «Их можно спасти!» (о вымирающих видах животных и растениях);
2 тема – «Пусть бьётся зелёное сердце Земли!» (Экологические катастрофы).
Ведущая:
Выступление команд состоит из информации о представленном на плакате виде животного или катастрофе и предложение решения этой проблемы. Что вы предлагаете, чтобы предотвратить трагедию.
Ведущая:
А мы приглашаем … класс для защиты своего плаката.
(Защита плаката)
4
Подведение итогов
Ведущая:
Ну что ж, настал самый волнующий момент нашего вечера – это подведение итогов и определение победителей «Экологического марафона».
И мы даём время жюри – определиться, кто же всё-таки сегодня был лучшим из лучших!
Песня «Я хочу быть похожим на ветер»
Ведущая: Итак, слово для подведения итогов предоставляется нашим справедливым судьям!
(Выступление представителей жюри, награждение победителей грамотами)
5
Награждение победителей
Ведущая:
Наше — да!!! — миру и спокойствию, любви и уважению к природе, заводам без дыма, фабрикам без ядовитых стоков, автомашинам без удушливого выхлопа, тишине, разуму и науке, осторожности и мудрости.
Наше — нет!!! — любым войнам, любым битвам с природой, безграмотному природопользованию, всему тому, что грозит Земле, угрожает людям, каждому человеку — всем и по отдельности.
Ведущая:
Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! На этом наше сегодняшнее мероприятие заканчивается. Всего вам доброго! Успехов! До новых встреч!
Сценарий экологического марафона
«День Земли»
Составил: п – о Гребнева Е.В.
Цель: Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля, к своей Родине. Воспитать чувство ответственности за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой.
Задачи:
· формирование у детей экологического мировоззрения и бережного отношения к объектам природы
· активизация практической природоохранной деятельности учащихся
· привлечение внимания учащихся к проблемам окружающей среды
· повышение и стимуляция творческой активности учащихся
· воспитание у детей чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к Родине и её природным богатствам.
сформировать у учащихся представление о взаимосвязи человека и природы; воспитать бережное отношение к живой природе, активное участие в деле защиты окружающей среды.
Ход мероприятия:
Ведущая приветствует команды участников.
ВЕД: —
Наше мероприятие приурочено к замечательному празднику – День Земли! Давайте скажем дружно фразу «День Земли» (когда я махну правой рукой)
Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно раз, два, три,
Откроем праздник — День Земли!
Хочу представить вам наше уважаемое жюри — ….
Также поприветствуем наших педагогов, ну и конечно же, традиционно, самих себя! Аплодисменты.
Ежегодно 22 апреля во многих странах мира отмечается День Земли. Традиция празднования этого дня восходит к сороковым годам ХIХ века. Тогда был назначен день, который бы граждане посвящали озеленению. Идея получила поддержку, и в первый День Дерева было посажено около миллиона деревьев.
С 1970г. основная идея праздника поменялась (раньше День Дерева) строилась на пропаганде значимости окружающей среды, а теперь праздник получил новое название — День Земли и строится на значимости не только деревьев, но и значимости всей окружающей среды.
Что же это за праздник – День Земли? И зачем он? (ответы детей)
-Для того, чтобы в очередной раз призвать людей беречь Землю, бережно относиться ко всему, что производит наша планета.
Это бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, моря и океаны.
А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо!
Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные.
Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, и существует этот замечательный праздник!
В этот день все сажают деревья, цветы, убирают мусор с улиц, очищают водоемы. Люди стараются сохранить и украсить свой дом – нашу планету. Что мы с вами сделали к этому дню? (Дети ответили)
— Как вы думаете, почему весной отмечают этот праздник? (ответы)
— Земля прогревается, становиться теплее, на деревьях появляются листочки, распускаются цветы, у птиц появляются птенцы, все оживает.
Природа как будто рисует нам красивую картинку.
Сейчас и мы с вами будем такими художниками.
Итак, первый конкурс «Художник».
Вся сложность в том, что вы должны быть застывшими художниками!
Застывший художник
Ведущая: — Нужны два человека, от команды.
Дает им по фломастеру: «Хорошо рисуешь? Только сегодня вам это не понадобится, я вас заколдую. Представьте, что перед вами невидимый лист бумаги, приготовьте фломастер и …застыньте!»
Вызываем других двух участников, которым даем в руки альбомный лист (лучше его прикрепить к твердой основе).
Смысл в том, чтобы художники с фломастерами стояли неподвижно, а их помощники водили листом по кончику фломастера, пытаясь запечатлеть понятный всем рисунок.
Это будет солнце!! А оценивать ваше солнце будет жюри.
ВЕД: — А сейчас будем строить улей! Конкурс «Пчелки»: с детскими машинками. Со старта до финиша каждый участник везет шарик. Выгружает его на финише, бежит обратно, передает машинку следующему участнику. Выигрывает конкурс тот, кто быстрей.
Ну что ж, улей наполнили, солнце зажгли, теперь вспомним названия цветов.
Викторина «Цветы».
Каждая команда получает лист с заданием. За 1 мин. Отвечает.
Вед.: — Прошу мне ответить без всякой запинки:
Ракета сложней или проще травинки?
Вы скажите сразу – ракета сложнее.
Тогда вам услышать, быть может, в новинку,
Что сделать НЕЛЬЗЯ полевую травинку!
Ни пылинку, ни травинку, ни цветок.. Сделать их нельзя, а собрать в букет можно! И сейчас у нас будет
Конкурс: «Собери букет» с обручем.
Капитан с обручем бежит от старта до финиша, на котором стоят участники команды. Забирает одного участника в обруч и они вместе бегут обратно до старта и там капитан оставляет участника. Бежит за вторым и т.д пока не соберет всю команду в «букет».
Молодцы! Все букеты собраны, жюри подсчитывает результаты. А мы с вами переходим к конкурсу капитанов. По одному человеку. Собрать из предложенных букв слово. (у каждого своё)
Вед.: — Как вы думаете, что на планете важнее всего? Или кто? (выходят дети с табличками)
Заранее раздать детям нагрудные знаки, с изображением солнца, воды, воздуха, ветра, почвы, растения, насекомого, зайца, волка, человека.
1.Я – солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.
2. Я – вода, главная. Без меня вы погибните от жажды.
3. Я – воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я самый важный.
4. Я – почва, я самая важная. Без меня ничего не вырастет.
5. Я – растение – земли украшение. Я тебя главнее я на тебе расту.
6. Я – насекомое я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!
7. Я – заяц травоядное животное тебя растение съем. Значит я важнее.
8. Я – волк, хищник. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.
9. Я – человек. Могу управлять водой и вечером распахать землю посадить растение разводить животных.
10. А я – Земля. Я дала вам всем жизнь – и цветам, и животным, и насекомым. Горам и водоемам, лесам и полям… И человеку! Вы все – мои дети! Среди вас нет главных! Погибну я – погибните и вы.
Вед: — «Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица
И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям!
Давайте будем беречь планету! Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной только одна — Для жизни и дружбы она нам дана!»
Ведущий обращается к детям с предложением принять «Кодекс чести жителя планеты Земля».
Все встают. Каждой команде раздается лист с Кодексом. Торжественно зачитывается (по одному пункту одним участником от команды).
КОДЕКС ЧЕСТИ ЖИТЕЛЯ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ
Я ДИТЯ ПРИРОДЫ, ПОЭТОМУ Я
• ЛЮБЛЮ НЕБО, ЗВЕЗДЫ, МОРЕ И ЗЕМЛЮ;
• РАДУЮСЬ СОЛНЦУ, ДОЖДЮ, СНЕГУ И ВЕТРУ;
• НЕ ТОПЧУ ТРАВУ, НЕ ЛОМАЮ ДЕРЕВЬЕВ, НЕ РАЗБРАСЫВАЮ
МУСОР;
• НЕ ОБИЖАЮ ЖИВОТНЫХ;
• Я ЦЕНЮ ЖИЗНЬ;
• УМЕЮ ОБЩАТЬСЯ С ПРИРОДОЙ;
• НЕСУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЕ ВМЕСТЕ СО ВСЕМ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ.
Мы должны заботиться о своем доме – планете Земля, о своей Родине. Каждый россиянин должен любить природу своей страны и охранять. Ну, а наше мероприятие подошло к концу.
(Какой праздник отмечается 22 апреля?) я надеюсь, вы не только запомните дату, но и будете помнить о том, что природу своей страны надо беречь и сохранять. Я была рада проводить с вами эти экологические марафоны. Надеюсь, вам они понравились. Спасибо вам за участие, а сейчас слово жюри.
Вопросы :
Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
Он стоит в одёжке,
Как огонь на ножке!
Станет без одёжки
Шариком на ножке. (Мак)
Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение —
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. (Одуванчик)
Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчики)
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)
Лик пахучий,
А хвост колючий. (Роза)
Чашечки и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинки)