Сценарий развлечения по экологии в подготовительной группе
«Праздник юных любителей природы»
Цель:
1) Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
3) Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Материал:
Цветок с заданиями, карты-схемы «Напоминающих знаков», кассета с записью, кружки жёлтого, зелёного, белого, красного цветов, медали, карточки «Что чем было».
Ход развлечения:
Дети сидят за столами. Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Это кто же к нам стучится? Просится к нам в дом? Посмотрим?
Берет конверт. В нем аудиокассета.
Воспитатель: Ребята, да тут нам письмо! Давайте посмотрим. Интересно. Не простое письмо, а звуковое. Послушаем?
Воспитатель включает магнитофон. Звучит магнитофонная запись:
Голос: Здравствуйте, дорогие дети. Я — Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда вставайте около своих стульчиков. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в моем лесу…
Встали. Приготовились…
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель: Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Ой, смотрите волшебный цветок — Цветик-Семицветик. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем.
1.Красный лепесток. «Назови художника».
Дети, возьмите карточки на стульчиках. Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый.
***
Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога… (Зима)
***
У второго – синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава…(Весна)
***
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака…(Лето)
***
А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам! (Осень)
Молодцы! Хорошо знаете времена года. Что же на оранжевом лепестке?
2. Оранжевый лепесток. Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал».
Детям раздаются карточки. Обратная сторона карточек определенного цвета. Дети объединяются в группы по цвету карточек. На обратной стороне картинка.
Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал.
Икринка – малёк – рыба.
Яйцо – Цыплёнок – курица.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.
Молодцы справились с заданием. Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.
3. Жёлтый лепесток. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
***
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы!
4. Зелёный лепесток. А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации.
– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?
Стихотворение:
Гнездо на ветке – птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты этот дом не разоряй
И никому не позволяй!
– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?
Стихотворение:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял.
А сколько бы он на лугу простоял?
– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?
Стихотворение:
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая лягушка.
Дома жить она не сможет,
Лучше лесу пусть поможет.
– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» — ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволи и часто погибают!» Почему так сказала Настя?
Стихотворение:
Не бери ежа с собой,
Отпусти его домой.
Ёжик даже глупый самый
Хочет жить с ежихой мамой.
Дети объясняют, как правильно надо поступить в данной ситуации и выставляют «Напоминающий знак», затем рассказывают соответствующее стихотворение.
Что обозначают эти знаки? Выставляются другие «Напоминающие знаки». Дети отвечают, что они обозначают.
Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.
5. Голубой лепесток. «Посади лес»
Воспитатель показывает картинки с закодированной пословицей и предлагает рассмотреть ее и запомнить.
Воспитатель читает пословицу:
Много леса – не руби,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади!
Детям предлагается каждую фразу зарисовать – заколдовать. Дети вместе с воспитателем участвуют в процессе превращения стихотворения в рисунок, предлагая свои образы-ассоциации.
Что же на синем лепестке?
6. Синий лепесток. Блиц-вопросы.
Фея Природы: Отвечаем быстро.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (Лось)
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)
– Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)
– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).
Вы всё знаете, молодцы! А теперь фиолетовый лепесток.
7. Фиолетовый лепесток. «Расчисти дорогу»
Проводится аттракцион «Чья команда быстрей расчистит дорогу».
Здесь недавно прошел ураган. Он повалил много деревьев и вам надо расчистить завалы на дорогах. Чья команда быстрей справиться с этим заданием, та и найдет послание от Феи природы.
Фея Природы: Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» и награждаю вас заслуженными медалями.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.
Сценарий
экологического праздника в подготовительной группе детского сада
Цель: формирование основ экологической
грамотности.
Задачи: воспитывать бережное и доброе
отношение к природе и друг к другу;
доставить детям радость;
развивать умение взаимодействовать со
сверстниками.
Действующие лица:
1.Ведущий
2.Мусорный монстр (Сор)
Ведущий: Наша планета Земля очень щедра и
богата:
Горы, леса и поля – дом
наш родимый, ребята!
Звучит
музыка, появляется мусорный монстр Сор с мешком мусора в руке.
Ведущий: Здравствуйте! Извините, а вы кто?
Сор: Здравствуйте! Я – мусорный монстр по
имени Сор. Я прилетел к вам с другой планеты, потому что у вас на Земле очень
много мусора. А я его очень люблю! Ведь мусор – главное украшение вашей
планеты! И сказать хочу вам, дети: «Да здравствует мусор на вашей планете!»
(Сор достает из мешка мусор и разбрасывает его по участку.)
Ведущий: Мы с тобой не согласны. Свалки
мусора загрязняют землю, воздух и воду. Поэтому наши ребята стараются
следовать главному правилу: «Встал поутру, умылся, оделся, привел себя в
порядок – и сразу приведи в порядок свою планету!» Так ведь, ребята!
Сор: Тогда я хочу посмотреть, как вы
справитесь с этим заданием. Одна команда собирает мусор в синий обруч, а другая
команда – в красный обруч.
Проводится
игра «Собери мусор».
Ведущий: Молодцы, ребята! Справились с
заданием: собрали весь мусор. Проведем игру с нашими зрителями. Если вы будете
согласны с высказыванием – хлопайте в ладоши, если не согласны – топайте
ногами. Будьте внимательны!
Мусор – это не страшно, мусор – это
прекрасно!
Мы должны и можем жить среди мусора и
беспорядка!
Не будем бросать мусор никогда и
нигде!
Будем дышать пылью и дымом!
Будем бросать мусор всегда и везде!
Мы должны и можем жить среди чистоты и
порядка!
Мусор – это страшно, мусор – это
ужасно!
Сделаем город чистым и нарядным!
Ведущий: Ребята, мы с вами забыли про
мусор. (показывает рукой на мусор в обручах). Теперь необходимо рассортировать
мусор. Одна команда собирает бумагу, другая команда собирает пластмассу.
Проведение
игры «Сортируем мусор».
Ведущий: Ребята, вы знаете, что на многих
упаковках есть специальные экологические знаки – маркировки. Предлагаю вам
поиграть в игру «Экологические знаки». Среди знаков, лежащих на столе, нужно
выбрать только экологические знаки. ( В конце игры ведущий напоминает о
значении каждого экознака.)
Проведение
игры «Экологические знаки».
Сор: Землю очистили от мусора, а вода
загрязнена.
Ведущий: Предлагаю очистить воду от
мусора. У каждой команды на столе лежит сачок рядом с загрязненной водой в
ведре. Нужно сачком вынуть мусор из ведра.
Проведение
«Очистим воду».
Ведущий: Мусор собран и рассортирован. Теперь
этот мусор подлежит переработке.
Сор: Где же весь этот мусор
перерабатывают?
Ведущий: Мусор перерабатывают на
специальных заводах. Пластмассу, битое стекло, металл переплавят, а потом
изготовят новые вещи. Старую бумагу – макулатуру – тоже переработают, из нее
получится новая бумага – упаковочная. Конечно, очень важно повторно
использовать и перерабатывать старые вещи и материалы. Для этого нужны заводы и
специальное оборудование. А вот для того, чтобы использовать бросовый материал
дома или в детском саду, достаточно желания и фантазии. (Демонстрирует робота
из коробок из-под сока). Сор, поможем нашим ребятам сделать роботов?
Дети
делают роботов из короб от сока.
Сор: Ой, ой, ой! Что же вы сделали с
мусором! На этой планете мне делать нечего, здесь очень чисто для меня!
Звучит музыка, Сор исчезает.
Ведущий: Страшно, если такие мусорные
монстры будут жить на нашей планете.
Так давайте будем
беречь планету,
Другой такой на
свете нету.
Развеем над нею и
тучи, и дым,
В обиду ее никому
не дадим!
Знак в виде треугольника
из трех стрелок, означающих замкнутый цикл (создание — применение —
утилизация), указывает, что данная упаковка пригодна для последующей
переработки.
Знак, на котором
нарисованы бокал и вилка, говорит о том, что товар изготовлен из нетоксичного
материала и может соприкасаться с пищевыми продуктами.
Этот знак означает, что
упаковку следует выбросить в урну. Рядом с ним иногда пишут: «Содержи свою
страну в чистоте!» или просто «Спасибо».
Знак «Не выбрасывать!
Сдать в специальный пункт по утилизации» указывает на необходимость
отдельного сбора и выброса использованных источников питания (батареек и
аккумуляторов), содержащих некоторые опасные вещества, например ртуть, кадмий,
свинец.
Такой знак ставят на
упаковке, изготовленной из переработанного сырья.
Сценарий развлечения по экологии в подготовительной группе
«Праздник юных любителей природы»
Подготовила и провела: воспитатель подготовительной группы «Незнайка» ГБДОУ №42 Фрунзенского р-на СПб Ореховская С.И.
Цель: Формирование экологической культуры у дошкольников, ответственного отношения к окружающей природе.
Задачи:
1) Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
3) Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Материал:
Цветок с заданиями, карты-схемы», кассета с записью, кружки жёлтого, зелёного, белого, красного цветов, медали, карточки «Что чем было».
МАТЕРИАЛ: Музыка воды, голосов птиц, шума леса, мелодия Д.Тухманова “Как прекрасен этот мир”, круги семи цветов, колокольчик, конверт с письмом, выпуски экологических газет.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение рассказов В. Бианки, сказок о природе, лесе “Жизнь животных в лесу”, “Какие месяцы в году” Т.А. Шорыгиной.
НАПРАВЛЕНИЯ:
“Познание развитие”
— Формирование представлений о том, что в природе всё взаимосвязано. Закрепление умения правильно вести себя в природе.
«Социально-коммуникативное развитие»-
— Развитие умения содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам и окружающим об интересных событиях.
— Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Формирование умения договариваться, помогать друг другу.
— Формирование основ экологической культуры. Продолжать знакомить детей с правилами поведения на природе.
— Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
«Речевое развитие» — Совершенствование художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений, диалогов.
«Художественно-эстетическое развитие»-
— Формирование умения эстетически оценивать окружающую среду, высказывать суждения, обосновывать своё мнение.
— Совершенствование умения придумывать движения, отражающие содержание музыки.
«Физическое развитие»
— Расширить представления детей о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: Игровой, словесный, наглядный, практический.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
П-И “Веснянка”, “Гори-гори ясно”, игровое упражнение “Капель”, пальчиковая гимнастика “Ласточка, ласточка” |
Игровая |
Д/И “Четвёртый лишний”, “Придумай предложение”, “Когда это бывает?”, игровое упражнение “Что общего и чем отличаются?”,С/И “Репортаж о жителях леса”, экологические цепочки “Кем (чем) был, кем (чем) стал?”. |
Продуктивная |
Аппликация из цветного песка, “Весна идёт, весне дорогу”, рисование знаков “Правила поведения в лесу”. Оформление экологической тропы, выпуск газеты “Прикоснись к природе сердцем”. |
Познавательно- исследовательская |
Решение проблемных ситуаций “Как поступить?” Способы их разрешения. Эксперименты со снегом, сосульками “Что такое солнечная энергия?”. |
Коммуникативная |
Беседы на тему “ Планета Земля в опасности”, “Кто живет в лесу?”. Путешествие по экологической тропе. |
Музыкально-художественная |
Слушание музыки леса, журчания ручья, пение птиц в весеннем лесу, спокойной музыки, отрывков из музыкального альбома для детей П. И. Чайковского “Времена года”. |
Чтение (восприятие) |
В. Бианки “Лесные домишки”, “Путешествие муравьишки”, “Жизнь животных в лесу”, “Какие месяцы в году?” Т. А. Шорыгиной. Заучивание стихов о весне, пословиц, поговорок, загадок |
Итоговое мероприятие |
Экологический праздник “Цветик-семицветик» |
Сценарий развлечения по экологии в подготовительной группе
«Праздник юных любителей природы»
Ход развлечения:
Дети заходят в зал. Звучит музыка леса.
Ведущая: Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также добрым улыбчивым лицам,
И всем, кто живёт на этой планете
Доброе утро скажем всем вместе.
Доброе утро маме и папе
Доброе утро останется с нами!
— Скажем всем дружно: — “Доброе утро!”
Ведущая: В нашем городе осень — разноцветные листья.
Все нам, кажется, будто разрисовано кистью:
Листья желтые, красные и даже багряные есть.
Сколько много их разных, что, пожалуй, не счесть!
А наш город красивый в эти дни золотые,
Кружатся, кружатся листья, будто все расписные.
Танец с листиками
Ведущая: — Ребята, я вас приглашаю вместе с нами отправиться в удивительное путешествие. Хотите?
Звучит спокойная музыка со звуками природы
Ведущая: А вы знаете, что есть государство Феи Природы, а там существует настоящий клуб любителей природы. Чтобы в него попасть вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда вставайте около своих стульчиков. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажетесь в волшебном лесу…
Ведущая: Встали. Приготовились…
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Ведущая: Вот мы и попали в государство Феи Природы.
Ведущая: А вы, ребята, знаете, что такое природа?
Правильно, природа — это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека. Она бывает живой и неживой.
Ведущая: Природа — это то, что нас
С тобою окружает.
Я расскажу тебе сейчас
Какой она бывает.
Живой природой названо
Всё то, в чём жизнь живёт,
Что кормится по-разному,
Что дышит и растёт.
Относим без сомнения
К природе мы живой
Бактерии, растения,
Животных, нас с тобой.
А солнце, дождик проливной,
Луну, песок и снег
Всегда к природе неживой
Относит человек.
Природу нужно нам любить
И охранять всегда.
В гармонии с ней будем жить
Мы долгие года.
Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.
Являясь частью природы, он оказывает на нее воздействие. Бессмысленная и варварская вырубка лесов, загрязнение воздуха ядовитыми выбросами заводов, уничтожение чистых речек и озер, загрязнение почвы и воздуха – вот далеко не полный перечень разрушительных воздействий современной цивилизации. Огромные масштабы этих воздействий привели к экологическим проблемам. И если не вести борьбу с загрязнением нашей планеты, то мы можем через несколько десятилетий оказаться посреди выжженной пустыни.
Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.( Слайд 3)
Дети читают стихи:
1. Давайте, ребята,
Природу охранять.
О ней ни на минуту
Не надо забывать.
Ведь цветы,
Леса, поля и речки –
Это все для нас навечно!!!
2. Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы…
3. Что такое горы?
С ветром разговоры.
Снежные вершины,
Грозные лавины. …
4. Что такое море?
Чайки на просторе.
Скалы-великаны,
Холодные туманы. …
5. Что такое сад?
Розовый наряд.
Яблони цветущие,
Скворечники поющие.
6. Что такое огород?
Овощей хоровод.
Дыни сладкие,
Помидоры гладкие. …
Ведущая: Ребята, какие у вас красивые стихи о природе. Вы — такие молодцы!!
Ведущая: Ой, смотрите, волшебный цветок. У него разноцветные лепестки. Это же Цветик-Семицветик. Он исполняет любое желание. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Давайте не будем терять времени, предлагаю начать выполнять задания с красного лепестка.
1. КРАСНЫЙ ЛЕПЕСТОК Задание называется :« Назови художника»
— Повернитесь каждый к своему стульчику, и возьмите в руки красный, жёлтый, зелёный и синий кружок. Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять необходимый кружок. Если услышите стихотворение о зиме, вы должны поднять синий кружок, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый.
Ведущая: Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога… (Зима)
***
Ведущая: У второго – синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава (Весна)
***
Ведущая: На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака (Лето)
***
Ведущая: А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам! (Осень)
Ведущая: — Молодцы! Хорошо знаете времена года
ОРАНЖЕВЫЙ ЛЕПЕСТОК
Ведущая: Сейчас, мы выполним следующее задание, которое называется «Логические цепочки».
— Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы, возьмите со стола себе по одной карточке. Поднимите руку у кого красный цвет карточки, встаньте возле красного флажка, у кого жёлтый — возле жёлтого, у кого зелёный — возле зелёного (дети объединяются в группы по цвету карточек. На обратной стороне картинка) .
Ведущая: Итак, вам необходимо собрать цепочку, для этого вы должны внимательно рассмотреть карточки, посовещаться друг с другом, а затем выложить цепочку этапов развития.
Например, (Яблоня: ветка со снегом — с почками — цветочками — плодами
Дерево: черенок — саженец — молодое деревце — высокое дерево с кроной
Цветок: росток — соцветие — бутон – цветок) .
ЖЁЛТЫЙ ЛЕПЕСТОК
Ведущая: Мы в очередной раз, убедились, что все живое развивается довольно долго.
Конкурс «Через болото».
— Ребята, как мы уже и говорили, с приходом весны пробуждается все живое, у животных появляется потомство. Но в одном из лесов произошла беда, лес стал погибать из-за плохого отношения к нему со стороны человека. И животные решили найти себе новый дом, на пути им встретились преграды, через которые удалось переправиться только, лишь взрослым. Давайте сейчас поможем попасть детёнышам к своим родителям. Ваша задача взять одного детёныша, поместить его в корзиночку и аккуратно доставить его к родителям, через болото, прыгая по кочкам. Чтобы быстрее доставить их, мы разделимся на две команды: красных и зелёных. Дети выполняют задание.
Ведущая: Молодцы, ребята. Вы оказались такими смелыми, добрыми, отзывчивыми, заботливыми. Я уверена, что в трудную минуту вы всегда поможете братьям нашим меньшим.
ЗЕЛЁНЫЙ ЛЕПЕСТОК –
Ведущая:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)
Ведущая: Я предлагаю вспомнить правила поведения в лесу, поиграв в игру «Если я приду в лесок». Мы будем говорить вам свои действия, а вы отвечать, но не словесно, а при помощи смайлика. Если поступок хороший, то вы должны поднять смайлик зелёного цвета, если плохой, то красного цвета.
Ведущая: Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
***
Ведущая: Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
***
Ведущая: Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
***
Ведущая: Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
***
Ведущая: Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
***
Ведущая: Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
***
Ведущая: Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
***
Ведущая: Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Ведущая: Ну, ребята, молодцы! Да вы просто удальцы!
И с этим испытанием мы справились. Что же ждёт нас впереди?
Ведущая: Молодцы, ребята! Давайте немного отдохнем. (Ходят дети по кругу).
Физкультминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
ГОЛУБОЙ ЛЕПЕСТОК
Ведущая: Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем,
Попросите только нас.
«Экологические частушки» Поют дети:
1. До чего ж природу жалко!
Не губи её красу!
Человек, не делай свалку
Рядом с городом в лесу!
2. Сколько мусора везде,
Нет нигде цветочка,
Даже солнышко сквозь лес
Не пробьёт окошко.
3. То бросаем, то уроним
На дороге, на траве.
Мы все в мусоре утонем,
Если мусор в голове.
4. Лес зелёный охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
5.Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
СИНИЙ ЛЕПЕСТОК » Занимательные вопросы»
Ведущая: Сейчас мы узнаем, насколько вы знаете жителей леса. Будем отгадывать загадки:
Загадки:
— Всех зверей она хитрей.
Шубка рыжая на ней. (Лиса.)
— Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)
— Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он и не знает. (Крот.)
— Оленям брат. Рога — лопаты. Сам очень крупный. Нос горбатый.
Хоть вид суровый, но не хмурый. Окрас же шерсти — тёмно — бурый. (Лось.)
— Родственник домашней хрюшке,
Хоть стоячие есть ушки.
С пяточком. Большой. Всеядный!
А ещё он дикий, стадный. (Кабан.)
— На суку сидит копна.
У неё горят глаза.
«Берегитесь мыши ночью! «
Гулко ухает она. (Сова.)
— Не птичка, а с крыльями. (Бабочка.)
— У кого из животных есть иголки? (Ёж.)
— Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел.)
— Кого называют шатуном? (Медведь.)
— Какое животное можно назвать длинноухим? (Заяц.)
— То рыжая, то серая,
А названьем белая. (Белка.)
Ведущая: Всех-то вы животных знаете. Молодцы! А где они все живут? Правильно, в лесу. Давайте мы поможем животным, посадим в лесу деревья.
Эстафета: «Посади дерево» — Дети покомандно раскладывают макеты садовых и лесных деревьев в 2 обруча.
ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕПЕСТОК — Все то вы знаете. И как себя в природе вести, и стихи, и частушки, и играть умеете. А может вы еще и танцевать умеете?
Танец «Шел по лесу музыкант» (Дети танцуют)
Ведущая: Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги! »
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги! »
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
«Ты береги нас, береги! »
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу».
Песня «Давайте сохраним»
Ведущая: В лесу мы — всего лишь гости! Так пусть же всегда бьётся зелёное сердце природы!
Ведущая: Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Мы с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» и награждаем вас заслуженными медалями. (Вручаются медали)
Ведущая: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья и произнесем волшебные слова.
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопни так (3 хлопка) .
Вокруг себя ты покружись
И в своей группе очутись.
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о природе, о
бережном и заботливом отношении к ней.
ЗАДАЧИ: Формирование экологической культуры и
экологического сознания детей . Воспитывать
добрые чувства ко всему живому.
МАТЕРИАЛ: Музыка воды, голосов птиц, шума леса,
мелодия Д.Тухманова “Как прекрасен этот мир”,
круги семи цветов, колокольчик, конверт с
письмом, выпуски экологических газет.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение рассказов В.
Бианки, сказок о природе, лесе “Жизнь животных в
лесу”, “Какие месяцы в году” Т.А. Шорыгиной.
НАПРАВЛЕНИЯ:
“Познание развитие”
— Формирование представлений о том, что в
природе всё взаимосвязано. Закрепление умения
правильно вести себя в природе.
«Социально-коммуникативное развитие»-
— Развитие умения содержательно, эмоционально
рассказывать сверстникам и окружающим об
интересных событиях.
— Воспитание дружеских взаимоотношений между
детьми. Формирование умения договариваться,
помогать друг другу.
— Формирование основ экологической культуры.
Продолжать знакомить детей с правилами
поведения на природе.
— Воспитание бережного отношения к окружающей
природе.
«Речевое развитие» — Совершенствование
художественно- речевых исполнительских навыков
при чтении стихотворений, диалогов.
«Художественно-эстетическое развитие»-
— Формирование умения эстетически оценивать
окружающую среду, высказывать суждения,
обосновывать своё мнение.
— Совершенствование умения придумывать
движения, отражающие содержание музыки.
«Физическое развитие»
— Расширить представления детей о роли
солнечного света, воздуха и воды в жизни человека
и их влияние на здоровье.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: Игровой, словесный, наглядный,
практический.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | П-И “Веснянка”, “Гори-гори ясно”, игровое упражнение “Капель”, пальчиковая гимнастика “Ласточка, ласточка” |
Игровая | Д/И “Четвёртый лишний”, “Придумай предложение”, “Когда это бывает?”, игровое упражнение “Что общего и чем отличаются?”,С/И “Репортаж о жителях леса”, экологические цепочки “Кем (чем) был, кем (чем) стал?”. |
Продуктивная | Аппликация из цветного песка, “Весна идёт, весне дорогу”, рисование знаков “Правила поведения в лесу”. Оформление экологической тропы, выпуск газеты “Прикоснись к природе сердцем”. |
Познавательно- исследовательская | Решение проблемных ситуаций “Как поступить?” Способы их разрешения. Эксперименты со снегом, сосульками “Что такое солнечная энергия?”. |
Коммуникативная | Беседы на тему “ Планета Земля в опасности”, “Кто живет в лесу?”. Путешествие по экологической тропе. |
Музыкально-художественная | Слушание музыки леса, журчания ручья, пение птиц в весеннем лесу, спокойной музыки, отрывков из музыкального альбома для детей П. И. Чайковского “Времена года”. |
Чтение (восприятие) | В. Бианки “Лесные домишки”, “Путешествие муравьишки”, “Жизнь животных в лесу”, “Какие месяцы в году?” Т. А. Шорыгиной. Заучивание стихов о весне, пословиц, поговорок, загадок |
Итоговое мероприятие | Экологический праздник “В царстве Царя Берендея”. |
Время проведения: 30 минут.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход занятия
Звучит песня “Как прекрасен этот мир”. Дети
входят в зал, встают кругом.
ВОС-ЛЬ:
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также добрым улыбчивым лицам,
И всем, кто живёт на этой планете
Доброе утро скажем всем вместе.
Доброе утро маме и папе
Доброе утро останется с нами!
— Скажем всем дружно: — “Доброе утро!”
(Раздаётся звук колокольчика, воспитатель
подходит к двери)
ВОС-ЛЬ:
— Ребята, а нам пришло письмо. Давайте его
прочитаем.
— Дорогие ребята, здравствуйте! Пишу вам письмо
вновь.
Это я — Фея природы. Помните меня? Я вас тоже помню.
Вы были у меня в гостях осенью. А сейчас в нашем
лесу наступила… Мне очень хочется, чтобы вы
отгадали, что за время года пришло сейчас. Я
приготовила для вас сюрпризы-задания. Если вы
готовы, тогда слушайте и повторите те слова,
которые говорили осенью.
— В королевство природы попасть легко,
не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг,
теперь в ладоши хлопнем так:
— Один хлопок, ещё хлопок
— и вот уж виден сена стог,
и вот уж поле колосится,
шумит, волнуется пшеница.
Над ней синеют небеса.
Откройте поскорей глаза. (Дети повторяют)
— В лесу у меня живёт ещё один помощник. Это царь
Берендей. Он поможет в вашем путешествии, но вы
должны постараться.
ВОС-ЛЬ:- Вот мы и снова с вами в королевстве Феи
природы. Готовы к путешествию?
ДЕТИ: — ДА!
ВОС-ЛЬ: — Отправляемся в путь дорогу.
(Звучит музыка, дети друг за другом идут
змейкой. Воспитатель находит КРАСНЫЙ круг. На
обратной стороне – задание-загадка)
ВОС-ЛЬ:- Она приходит с ласкою и со своею
сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу
подснежник расцветёт. Что это?
ВОС-ЛЬ:- (Читает отрывок стихотворения А.С.
Пушкина)
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Синее блещут небеса,
Ещё прозрачные леса как будто
Пухом зеленеют.
Так писал о весне великий русский поэт А.С.
Пушкин. Ребята, а кто из вас знает стихи о весне?
(Дети читают стихи “март”, “подснежник”, “уж
тает снег…”)
Под звуки музыки дети идут дальше по следам.
Находят оранжевый круг с заданиями.
1. Какие весенние месяцы вы знаете?
2. Как в народе называют март, апрель, май?
3. Какой по счёту месяц апрель?
ВОС-ЛЬ:- Как красива наша планета Земля!
Назовите пословицы о весне и месяце апреле.
Вода с гор потекла — весну принесла.
Апрель землю красит.
Апрельские ручьи всех будят.
Апрель всех напоит.
В апреле земля теплеет, воды разливаются,
птички заливаются.
Раздаются звуки пения птиц, дети на носочках
идут дальше, чтобы не спугнуть птиц, находят
следующий круг — жёлтый. (конверты с заданиями:
мальчикам — синий, девочкам — розовый)
Составление цепочек “кем (чем) был, кем (чем)
стал”.
Звучит музыка шума воды, дети друг за другом
идут, подходят и находят зелёный круг.
Раздаётся мелодия укр. нар. песни “Веснянка”.
Появляется ручеёк (ребёнок с голубой лентой в
руках).
РУЧЕЁК:
Я журчу, журчу, журчу, гладко камешки точу.
Синей лентой разбегусь, в речку полную вольюсь.
Хороша моя водица, наклонись ко мне напиться.
Речка, травы шевеля, ручейком зовёт меня.
ВОС-ЛЬ: — Куда ты бежишь звонкий ручеёк?
РУЧЕЁК: — Я бегу в весенний лес. (убегает).
ВОС-ЛЬ: — Ребята, давайте мы с вами продолжим
наше путешествие.
Весной в лесу много интересного.
(Под журчание ручья дети, взявшись за руки,
змейкой двигаются и находят следующий круг
голубого цвета. Под деревом сидит царь берендей.)
ВОС-ЛЬ: — Привёл нас ручеёк в лесную чащу. Ой, кто
это?
БЕРЕНДЕЙ: Здравствуйте, ребята!
ВОС-ЛЬ: — Вы кто?
БЕРЕНБЕЙ:
Царь лесной я, Берендей, друг всех птиц и всех
зверей.
В чаще я густой живу, к людям редко выхожу.
Этот лес я сторожу. За порядком я слежу.
Лес — наш дом, для всех открыт.
Коль с добром пришли в наш дом,
Чудеса найдёте в нём.
Я приготовил для вас шуточные задания.
Поиграем? Я буду задавать вам вопросы, а вы мне —
отвечать.
1.
Если я приду в лесок
и сорву ромашку? (нет)
2.
Если съем я пирожок
и выброшу бумажку? (нет)
3.
Если хлебушка кусок
на пеньке оставлю? (да)
4.
Если ветку подвяжу,
колышек подставлю? (да)
5.
Если разведу костёр,
а тушить не буду? (нет)
6.
Если мусор уберу,
банку закопаю? (да)
7.
Я люблю свою природу,
я ей помогаю. (да).
— Молодцы! Мне очень понравились ваши ответы
ВОС-ЛЬ: Знаешь, царь Берендей, мы пришли в
весенний лес как гости и не будем нарушать лесную
красоту и тишину.
Ребёнок:
Я на кусте у родника
Не тронул сети паука,
Я поглядел на муравьёв:
У них домище — будь здоров!
Я долго по лесу шагал и
Никого не напугал,
Нигде воды не замутил,
В лесу я только погостил.
ВОС-ЛЬ: Мы любители природы, юные экологи и
хорошо знаем, как надо вести себя в лесу.
Дети берут картинки с правилами,
поворачиваются к гостям и озвучивают их:
1 ребёнок: Если в лес пришёл гулять, свежим
воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только чур
не забывай, что в лесу нельзя шуметь, даже очень
громко петь; испугаются зверушки, убегут с лесной
опушки.
2 ребёнок: Ветки дуба не ломай!
3 ребёнок: Никогда не забывай мусор с травки
убирать.
4 ребёнок: Зря цветы не надо рвать.
5 ребёнок: Из рогатки не стрелять! Ты пришёл не
убивать!
6 ребёнок: Бабочки пускай летают, ну кому они
мешают?
7 ребёнок: Здесь не нужно их ловить, топать,
хлопать, палкой бить.
8 ребёнок: Ты в лесу всего лишь гость. Здесь
хозяин дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
БЕРЕНДЕЙ: Ну, ребята, молодцы! Да вы просто
удальцы!
Звучит весёлая музыка, дети поскоками
отправляются дальше и находят синий круг.
Воспитатель читает загадку:
что выше леса, краше света, без огня горит.
Ребята, а давайте расскажем гостям для чего
нужно нам солнце?
(дети отвечают).
Берендей: молодцы! А у меня есть для вас
волшебная дудочка. Ну-ка, дудочка, играй, в
хоровод всех созывай!
Физминутка “Веснянка”.
ВОС-ЛЬ: Спасибо, царь Берендей! А где же наш
звонкий ручеёк?
РУЧЕЁК: Я здесь!
ВОС-ЛЬ: Веди нас ручеёк на самую красивую
полянку. Мы шагаем на прогулку к ёлкам, соснам и
берёзкам. По зелёным переулкам, по цветочным
перекрёсткам. Мы идём к природе в гости через
речку, через мостик. (Дети подходят к берегу реки).
Слышится шум. Идут деревья и спорят между собой.
Берендей: что за шум? Что за гам? Почему шумите и
кричите в лесу?
Ёлка: я — лучшая!
Берёза: нет, я!
Рябина: не ты, ни она, а я!
Сосна: ха-ха-ха! Никто из вас! А я — самая главная!
Берендей: ну вот! Зиму дружно перезимовали,
ждали весну, радовались солнцу и теплу. Вы что,
заболели хвастовством?
Давайте послушаем их хвастливые речи и потом
всё решим!
ЁЛКА-ЗЕЛЕНУШКА: Лучше меня, ели, не найдёте, я
всю зиму зелёная. Вот где настоящая красота! И
иголки свои я постепенно меняю, через 5-7 лет. Но не
все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зелёная.
На Новый год вокруг меня водят хороводы. И бумагу
из меня делают, и искусственный шёлк, и дома из
меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я
намного лучше и нужнее вас всех!
СОСНА: Чтобы вы не говорили, а я самое красивое
дерево. Ствол у меня ровный, иголки длиннее, чем у
ёлки. А строят из меня и дома и бани. А ещё иду я на
строительство корабельных мачт. Я — самое главное
дерево!
РЯБИНА: Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот
что скажу: стройнее и изящнее меня вы нигде не
найдёте. И ещё когда осенью я облачаюсь в жёлтый
наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них
уйма витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от
голода! Да и люди не прочь полакомиться ими.
Так-то вот!
БЕРЁЗА: А о ком стихи и песни сочиняют? Такие,
например: “Белая берёза под моим окном…”? Как
звучит! И ствол у меня белый, не то, что у вас.
Почками моими можно от простуды вылечить,
настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова
мои дают много тепла. А ещё из меня делают мебель,
лыжи, деготь. Так что я — королева!
БЕРЕНДЕЙ: Подождите, подождите! Не ссорьтесь! В
моём лесу все деревья важные и все приносят
пользу. Поэтому миритесь и больше никогда не
ссорьтесь.
(Звучит музыка, дети берут за руки деревья и все
вместе обходят речку и находят фиолетовый круг.)
ВОС-ЛЬ: Смотрите, какая красивая, чистая речка!
Речка — это тоже наша планета Земля.
БЕРЕНДЕЙ: Давайте поговорим с ней!
1 ребёнок: Ты скажи мне, реченька лесная, от чего
ты звонкая такая?
2 ребёнок: — Утром надо мной поёт синичка — от
того и звонкая водичка!
1 ребёнок: Ты скажи мне, реченька лесная, от чего
ты чистая такая?
2 ребёнок: — Чистым голоском поёт синичка – от
того и чистая водичка!
1 ребёнок: Ты скажи мне, реченька лесная, от чего
ты синяя такая?
2 ребёнок: — В роднике купается синичка – от того
и синяя водичка!
БЕРЕНДЕЙ: Я очень рад, что познакомился с вами,
друзьями природы. Пусть все люди будут нашими
друзьями. Берегите лес! Он источник всех чудес!
ВОС-ЛЬ: Спасибо тебе, Берендей, за твои сюрпризы
и подарок – великолепную радугу, за твоё
гостеприимство! А нам пора возвращаться в
детский сад! До свидания!
БЕРЕНДЕЙ: Лес за то, что вы так любите его,
покажет вам дорогу обратно домой. Ступайте по
цветочной дорожке, и она приведёт вас в детский
сад. До свидания, друзья!
ВОС-ЛЬ:
Давайте будем беречь планету –
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной только одна
Для жизни и дружбы она нам дана!
Задачи:
Формировать у детей экологическую культуру, дать элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность, их эрудицию.
Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное и красивое в природном окружении.
Действующие лица: родители на каждой станции по количеству лепестков, дети старшей и подготовительной групп, воспитатели групп.
Ведущий: Доброе утро, ребята, уважаемые родители и воспитатели!
— Вы когда-нибудь видели, как цветет одуванчик? Вы когда-нибудь слышали, как звенит тишина в лесу?
Каждый из нас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый из нас слышит, но умеет ли слышать? Как много теряет тот, кто не подсматривает, не подслушивает, как чудесно, как волнующе живет мир полей, рек, лесов! Щедро наделена природой наша земля. Природа – наш верный друг, но она хочет, чтобы люди любили и уважали, заботились и бережно относились к ней. Беречь и любить природу может лишь тот человек, который хорошо знает, изучает и постоянно интересуется ею.
— Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма. Давайте ее прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Фея Природы слышала, что вы очень хорошие, умные дети, и я очень хочу поближе познакомится с вами и пригласить к себе в гости. В моем природном государстве есть «Клуб любителей природы». Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда вставайте в круг, все вместе произнесите волшебные слова, выполните движения и сразу окажитесь в лесу.»
Встали. Приготовились.
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, еще хлопок –
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится,
Шумит, волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Ведущий: — Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Ой, смотрите, волшебный цветок – Цветик-Семицветик, он же выполняет любое желание. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем. Ой-ой-ой, что же это! Откуда вдруг такой сильный ветер. Ребята, прячьтесь! (Дети закрывают руками глаза) Ну вот, всё утихло. А где же наш волшебный цветок?
Дети: (предполагаемые ответы)
Ведущий: Значит, мы с вами отправимся на поиски Цветика-Семицветика. Смотрите-ка, вот перед нами тропинка. Пойдём по ней, посмотрим, куда она нас приведёт. А вот и первый лепесток.
1 станция. Красный лепесток. «Назови художника».
— Дети, возьмите цветные карточки. Сейчас я буду читать стихотворения, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, то вы поднимите белый квадрат. Если о весне – зеленый, о лете – красный, об осени – желтый.
* *
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки, рога. (зима)
*
У второго – синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки,
Первая трава. (весна)
*
На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зеленая, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака. (лето)
*
А четвертый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
Всюду бусы-ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам! (осень)
— Молодцы! Хорошо знаете времена года! Вас ждёт следующее задание. Идите вот по этой тропинке, она приведёт вас куда надо.
Ведущий: Вот ещё один лепесток.
2 станция. Оранжевый лепесток. Игра: «Чем был, кем стал».
Икринка – малек – рыба.
Яйцо – птенчик – воробей.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – одуванчик.
Яйцо – гусеница – кокон – бабочка.
Семечко – росток – сосна.
-Замечательно! Счастливого пути! Никуда не сворачивайте с этой тропинки!
3 станция. Желтый лепесток.
— Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
— Если я приду в лесок
И сорву ромашку? Нет.
— Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? Нет.
— Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? Да.
— Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? Да.
— Если разведу костер,
А тушить не буду? Нет.
— Если сильно насорю
И убрать забуду? Нет.
— Если мусор уберу,
Банку закопаю? Да.
— Я люблю свою природу
Я ей помогаю! Да.
-Молодцы! Вот вам ещё лепесток! Счастливого пути! Идите всегда прямо.
4 станция. Зеленый лепесток. А здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации.
— Нашел Илюша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ним и кричала. Как правильно поступить Илюше?
Дети: предполагаемые ответы.
Гнездо на ветке – птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты этот дом не разоряй.
И никому не позволяй.
Подвижная игра: «Птички в гнездышках».
-Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвем большие букеты цветов, — предложили дети. А воспитатель сказала.
Что сказала воспитатель?
Дети: предполагаемые ответы.
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане он день постоял и завял.
А сколько бы он на лугу простоял?
Игра: «Соберем цветочки».
— В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. «Давай ее возьмем к себе, чтобы она не заблудилась» — сказал один мальчик. «Не трогай ее, лягушка сама найдет дорогу» — сказал другой.
Кто из мальчиков прав?
Дети: предполагаемые ответы.
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая лягушка.
Дома жить она не может,
Лучше лесу пусть поможет.
— Женя нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Ане. Но Аня сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» — ответил Женя. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают!»
Почему так сказала Аня?
Дети: предполагаемые ответы.
Не бери ежа с собой,
Отпусти его домой,
Ёжик даже глупый самый
Хочет жить с ежихой мамой.
— Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
1 ребенок: — Если лес нам не беречь,
Рвать, ломать, пилить и жечь,
То случиться с ним беда:
Высохнет в ручьях вода,
И кукушка на суку
Не споет свое «Ку-ку».
2 ребенок: — Ёжик, белочка и зайки
Заскучают без лужайки,
А медведь, лиса и волки
Загрустят зимой без ёлки.
3 ребенок: — Чтобы ели зеленели,
На цветах звенели шмели,
В чаще ландыши цвели,
А в борах грибы!
4 ребенок: — Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Ведущий: — Знать должны наши детишки
Из рассказов и из книжки:
Все вместе: — Мы леса своей страны
Охранять всегда должны!
Песня «Как прекрасен этот мир!»
Ведущий: — Посмотрим, какое испытание ждёт нас впереди. До свидания! (Ведущий вместе с детьми и воспитателями идут дальше)
5 станция. Голубой лепесток. Игра: «Оденем дерево».
На полу стволы деревьев с одним приклеенным листочком. Остальные листочки разбросаны на полу. На счет 1, 2, 3 – дети подбирают одежду дереву.
— Молодцы! Друг за другом вы поспели, деревья правильно одели. Вот вам лепесток! Счастливого пути!
6 станция. Синий лепесток. Загадки. Отвечаем быстро.
- Кто на себе носит домик? (Улитка)
- Не птичка, а с крыльями? (Бабочка)
- Куда исчезают насекомые с наступлением зимы? (Прячутся)
- Назовите хвойные деревья (ель, сосна, кедр, пихта).
- Какие животные впадают в спячку? (Медведь, барсук, еж, суслик)
- Какие животные меняют окраску зимой? (Заяц, белка)
- Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла)
- Без чего не сможет расти растение? (Свет, тепло, вода, земля)
Д/и: «Кто где живет?»
- медведь – в берлоге
- лиса – в норе
- белка – в дупле
- сорока – в гнезде
- пчела – в улье
- гусеница – в яблоке
- рыба – в реке
- червячок – в земле и т.д.
— Молодцы ребята, много знаете о чудесном мире природы. За хорошие ответы вручаю вам лепесток! Желаю удачи!
7 станция. Фиолетовый лепесток.
Проводится аттракцион «Лесными тропинками». (спортивная эстафета)
Дети бегут между деревьями «змейкой», подлезают под ветвями опавшего дерева (дугой), перепрыгивают с кочки на кочку (обручи), идут по «мостику» через речку и на кустике находят послание от Феи Природы.
Читаем послание: «Ребята! Вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы».
Ведущий:— Ребята! Мы прошли все испытания! Посмотрите, мы с вами собрали Цветик-Семицветик! А сейчас нам пора возвращаться домой. Возьмемся за руки, друзья, и по тропинке лесной отправимся к себе домой
Сценарий экологического
праздника «Эколята дошколята-
друзья и защитники природы!»
Автор: Вилкова Анастасия Николаевна
Организация: Вилкова Анастасия Николаевна
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий
Сценарий праздника разработан для детей старшего дошкольного возраста, проводится в игровой форме (дидактические игры, физминутка, загадки, подвижные игры). Методическая разработка может быть полезна воспитателям для повышения интереса к проблемам экологии.
Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия.
Задачи:
-
Образовательные задачи:
- Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
-
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы, умозаключения.
-
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.
Под музыку забегают дети в зал оформлен и выстраиваются полукгом.
Ведущий 1. Здравствуйте дорогие друзья! Мы приветствуем вас на нашем экологическом празднике»Эколята дошколята -друзья и защитники природы! »
Ведущий 2.Сегодня , здесь и сейчас состоится посвящение вас, ребята в юные защитники природы ,в эколята .
Ведущий1.
Каждый новый день начинается с солнечного лучика, который улыбается ласковой улыбкой и говорит нам: «Добрый день!»
Давайте и мы поприветствуем наше солнце ,небо и землю .
Дети: Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, синий ручеёк,
Здравствуй, матушка земля
Очень любим мы тебя.
Ведущий2.Полюбить, понять и подружиться с природой помогут нам жители леса .Они родились в лесу и знают про лес всё то что нам людям не известно, либо известно но не всё, о жителях леса о растениях и насекомых .
Под музыку входят лесные жители-маленькие гномики .
Ведущий 1.Представляет героев: Весельчак, Молчун, Всезнайка . (рассказ о каждом герое).
Давайте познакомимся с нашими героями поближе. И так, самый озорной Весельчак. Любит весёлые игры и всё время стремится узнать что-то новое и не известное.
У Весельчика есть младший брат Молчун. Он довольно молчаливый и тихий даже можно сказать очень скромный и застенчивый. Молчун очень сильно любит природу и цветы .
Из всех малышей Всезнайка самый старший брат он знает всё обо всём потому что читает много книг.
Ведущий2.присаживайтеся дорогие друзья к детям .
Герои садятся рядом с детьми.
Дети сидят на лесной полянке .
Весельчак: Поиграйте на лужайке,
Но не рвите там цветы .
Птичек вы не обижайте ,
С деревьев ветки не ломайте !
Мусор в траву не кидайте !
Дети читают стихи:
1 ребенок: Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Птицы учат пению ,
Паучок терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду .
2 ребенок: Учит снег нас чистоте
Учит солнце доброте .
У природы круглый год
Обучаться нужно .
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе .
3 ребенок: Есть на Земле большой пребольшой дом
Под крышей голубой
Живут в нём солнце, дождь и гром ,
Лес и морской прибой.
4 ребенок: Живут в нём птицы и цветы
Весёлый звон ручья,
Живёшь в нем и ты
И все твои друзья
5ребенок: Я речь свою веду о том ,
Что вся земля — наш общий дом ,
И мы с рождения в нём живем
6 ребенок: Куда дорога не вела ,
Ты всегда будешь в нём .
Природою родной земли
Ты будешь всегда окружён
7 ребенок: Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Стоит над светлою поляной.
8 ребенок: Листья солнцем наливались,
Листья солнцем пропитались,
Налились, отяжелели, потекли и полетели,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит.
Золотым дождем шумит.
ТАНЕЦ С ЛИСТЬЯМИ.
Игра «Найди пару»
Ведущий раздает по одному листочку и говорит: «Подул ветер, листочки полетели». Дети бегают, по команде: «Раз, два, три – пару найди!» Дети должны встать рядом с тем, у кого такой же листок в руках.
Весельчак: Проводит эстафету «Чистый город»
Люди мусор раскидали,
За собой не убрали,
Все цветы завяли,
Бабочки пропали.
Ребята давайте наведём порядок на поляне и тогда снова на ней расцветут цветы и прилетят красивые и не обычные насекомые.(Дети играют с героями)
Всезнайка проводит игру.
Игра «Назови насекомое».
Дети отгадывают загадки:
-У неё 4 крыла, тело тонкое, словно стрела,
И, большие, большие глаза. (Стрекоза.)
-Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск и мёд.
Людям всем она мила, а зовут её? (Пчела.)
-Очень маленький на вид, надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь, чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
-Этот маленький скрипач изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион; ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
-Не солнце и не огонь, а светит. (Светлячок.)
-Тёмен, да не ворон, 6 ног без копыт.
Летит — воет, падёт – землю роет. (Жук.)
-Он работник настоящий, очень – очень работящий.
Под сосной, в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей.)
-Кто, над нами вверх ногами? (Муха.)
-Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок, любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
-Всех жучков она милей. Спинка красная у ней.
А на ней кружочки – чёрненькие точки. (Божья коровка.)
Всезнайка: Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Вода, земля, воздух».
Дети должны назвать живого обитателя своей стихии:
1. «Вода» — обитателей водной стихии (рек, озёр, морей, океанов);
2. «Земля» — обитателей суши (различных животных);
3. «Воздух» — обитателей воздушной стихии (птиц, насекомых).
Весельчак: А теперь немного подвигаемся с вами.
Физкультминутка «Дети по лесу гуляли».
Дети по лесу гуляли (шагают),
За природой наблюдали (смотрят по сторонам),
Вверх на солнце посмотрели (вдох через нос),
И их лучики согрели (выдох).
Бабочки летали (моргают быстро глазами),
Крылышками махали,
На нос села вдруг пчела (дотрагиваются пальцем носа),
Посмотрите вниз, друзья, (опускают глаза вниз).
Мы листочки приподняли (приседают),
В ладошку ягоды собрали (собирают),
А потом все дружно встали (поднимаются)
Великанами мы стали (поднимаются на носочки, руки вверх)
Хорошо мы погуляли (руки в стороны)
И нисколько не устали!
Молчун проводит игру и загадывает загадки:
Игра «Назови одним словом»
1) Волк, лиса, медведь, заяц – это (животные)
2) Клубника, черника, малина, калина – это… (ягоды)
3) Ель, сосна, берёза, ива – это… (деревья)
4) Воробей, соловей, дятел, синичка – это… (птицы)
5) Дождь, снег, град, иней – это… (явления природы)
6) Тарань, щука, сом, акула, лещ – это… (рыбы)
7)Бабочка, комар, стрекоза ,муха-это…(насекомые)
8)Пион, роза, мак, ромашка-это…(цветы)
Загадки про лесных жителей.
№1 Летом мед ел и малину,
Чтобы сытым спать всю зиму.
Тише, дети! Не шуметь!
Пусть спокойно спит… (медведь)
№2 Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая… (лисица)
№3 Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый… (волк)
№4 У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это… (еж)
№5 Это что за зверь такой?
Может жить он под землей.
Норку и подземный ход
Лапками копает… (крот)
№6 Лапки у него и уши
Словно сделаны из плюша.
Знает девочка и мальчик —
Любит есть морковку… (зайчик)
№7 Чтобы выстроить плотину,
Запасет он древесину.
Зверь трудолюбив и добр,
Тащит бревна к речке… (бобр)
№8 У него рога ветвисты,
А бока чуть-чуть пятнисты.
Всех катать ему не лень,
Возит саночки… (олень)
Весельчак: Давайте ребята с вами поиграем в игру «Деревья, кустарники» это вам интересней будет чем какие-то загадки отгадывать!
Игра на внимание»Деревья, кустарники» Когда ведущий говорит слово деревья дети встают в полный рост с расставленными руками над головой ,а когда кустарники дети присаживаются на корточки.
Ведущий1: Маленький гномик-Молчун сидит у окошка,
Гномику-Молчину видно скучно немножко,
К гномику ближе мы подойдем,
Песенку про кузнечика мы ему споем.
ПЕСНЯ «В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК»
Молчун: Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете правила поведения в лесу.
Игра «Если я приду в лесок».
• Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
• Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
• Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
• Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
• Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
• Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
• Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Всезнайка : Ребята, вы справились со всеми заданиями, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в Эколята – дошколята. И, чтобы вы стали настоящими защитниками природы, вы должны произнести «Клятву Эколят – Молодых защитников Природы».
«Клятва Эколят – Молодых защитников Природы».
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Сказочные герои повязывают детям зеленые галстуки и прикрепляет логотип «Эколята».
В заключение праздника звучит «Гимн Эколят – Молодых Защитников Природы».