Сценарий экологического праздника «Берегите природу!»
Цель: формировать у детей осознанное отношение к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
Задачи:
- закреплять умение сортировать мусор;
- закреплять знания детей об экологических знаках и маркировке;
- побуждать дошкольников соблюдать чистоту на улицах города, в общественных местах, в детском саду, дома;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
- развивать у воспитанников речь, память, мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование: контейнеры для сбора мусора (синий, зеленый, красный, желтый), «мусор», пакет с мусором, 2 больших лотка для «мусора», перчатки, бросовый материал для панно в контейнерах (цветные пластиковые крышки), стулья детские – 5 шт., 2 детских стола, образцы панно – 2 листа, 2 листа чертежной бумаги, обклеенные двухсторонним скотчем, карточки-экологические знаки, игрушечные удочки, ведерки, муляжи продуктов, полоса ткани голубого цвета, полоса ткани желтого цвета, полоса ткани зеленого цвета, мяч, атрибуты для «пляжа», макет костра.
Ход мероприятия.
Звучит экологический гимн. Дети заходят в зал. После окончания гимна садятся на стулья.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, а какой сегодня праздник? Все мы любим свой город Пролетарск. К сожалению, не все жители нашего города берегут природу Пролетарска. Они сорят на улицах и в общественных местах, уничтожают зеленые насаждения, сливают грязную воду в водоемы, в местах отдыха не убирают за собой мусор.
— Сегодня мы поговорим о том, как нужно беречь природу нашего города.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
1 ребенок
Нор звериных
Птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
2 ребенок
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом!
3 ребенок
Прекрасна, прекрасна
Родная земля.
Прекрасней мне не найти
Никогда!
Зеленые долы, леса и поля,
И синяя в море вода.
Ворона (вбегает под музыку, машет руками-крыльями)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!
Караул! Какой кошмар!
Всюду мусор, банки, склянки
И растут одни поганки.
Люди, люди, помогите!
Землю от беды спасите!
Ведущий: Что случилось? Что с природой приключилось?
Ворона:
Банки, склянки, шелуха, рваные пакеты.
Мусором покроется скоро вся планета!
(улетает)
Ведущий: Ну вот, прилетела, раскричалась, ничего не объяснила. Ребята, где же столько мусора скопилось? Вы знаете?
Звучит музыка.
Сценка «Прогулка».
Мы приехали на речку
Воскресенье провести
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли конечно мимо…
— Эй, ребята! – крикнул Дима.-
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели
Отдохнули — и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Ведущий:
— Почему дети не нашли чистое место? Что надо было сделать с мусором?
Звучит музыка. Появляется Мусорная королева (разбрасывает из пакета по залу мусор)
Мусорная королева: Здесь мало мусора, надо исправить ситуацию. Сейчас будет красивенькая свалка!
Ведущий:
— Что вы делаете! Какое безобразие! Кто вы?
Мусорная королева:
— Что делаю, что делаю! Порядок навожу! Чем больше мусора, тем лучше! И что за вопрос! Все меня знают. Я – Мусорная королева!
Ведущий: Уберите немедленно мусор! Мы с ребятами старались, к празднику готовились, зал убирали, а вы наш зал в свалку превратили!
Мусорная королева:
—Вот и чудесно, что здесь появилась свалка! Свалка – мой дом родной! Как здесь стало нарядно! Правда, дети?
— Как нет? Нет – неправильный ответ! Потрудилась я на славу! Пойду отдохну! (уходит)
Ведущий: — Что же делать нам, друзья?
4 ребенок – Мы не станем унывать,
Мусор надо нам собрать.
(Дети собирают мусор в 2 больших лотка).
Ведущий: — Вы молодцы, быстро справились. Мусор собран. Займемся его сортировкой. Расскажите нашим гостям, как вы будете сортировать мусор.
Дети: — В синий контейнер складываем пластиковый мусор.
— В зеленый контейнер складываем стеклянный мусор. В красный контейнер складываем железный мусор. В желтый контейнер складываем бумажный мусор. В серый контейнер складываем пищевые отходы. В фиолетовый контейнер складываем опасный мусор.
Ведущий: — В нашем зале нет опасного мусора. Мы его изучали с вами только по картинкам. Почему? Назовите предметы, которые нельзя относить в мусорный бак.
Дети: батарейки, аккумуляторы, ртутные лампочки, градусники, упаковки из-под ядохимикатов, емкости из-под горючих веществ, емкости из-под бытовой химии.
Ведущий: — Правильно. Куда нужно относить опасный мусор в нашем городе?
Дети: — В МУП «Чистый город», там есть специальный контейнер для сбора опасных предметов.
Игра «Сортировка мусора». (По окончании игры ведущий проверяет, как рассортирован мусор).
Звучит музыка. Появляется Мусорная королева.
Мусорная королева: — Где мой мусор?
Ведущий: — Мы весь мусор твой собрали,
В зале чисто все прибрали!
Не хотим мы жить на свалке,
Наши дети против свалок на планете!
Мусорная королева: — Ох уж эти дети! Все равно вам с мусором не справиться! Есть у меня шифр, только я знаю его значение. Вам ни за что не догадаться, что обозначают мои знаки на различных предметах!
Ведущий: — Уважаемая Мусорная королева! Знают наши ребята про специальные экологические знаки и сами сейчас про них расскажут.
Дидактическое упражнение «О чем рассказывает знак?»
5 ребенок – Если знак «Зеленой точки» на обертке есть у вас,
Значит будет обработан материал еще не раз.
6 ребенок — Есть значок на упаковке, он как вилка и бокал –
Это значит перед вами – нетоксичный материал.
7 ребенок – Градусники, батарейки, просто в урну класть нельзя!
Обратите же внимание на такой значок, друзья!
8 ребенок — Если есть на упаковке вот такой значок, друзья,
Значит эта упаковка из вторичного сырья.
9 ребенок — Знак вторичной обработки нам нетрудно распознать –
Из трех стрелок треугольник – это должен каждый знать!
10 ребенок — Упаковки с этим знаком нужно рассортировать:
Куда стекло, куда бумагу, должны все люди точно
знать.
Мусорная королева: — Какие умные дети! А знают они, куда после сортировки отправляют мусор?
Дети: Бумажный, пластиковый, стеклянный, железный мусор отправляют на специальные перерабатывающие фабрики и заводы. Пищевые отходы скармливают животным. Что они не могут съесть – закапывают в землю, чтобы земля была плодородной. Опасный мусор утилизируют тоже, но отдельно от другого мусора. Что нельзя переработать и закопать везут на свалку.
Ведущий: — А еще с ненужными вещами можно играть.
Физминутка «Разноцветная игра». Автор Л. Рубальская, композитор Б. Савельев.
Мусорная королева: — Какая замечательная игра! Обязательно научу своих подданных в нее играть! А что еще можно сделать из мусора?
Ведущий: Еще из ненужного или бросового материала можно изготовить красивые картины. Ребята изготовим для Мусорной королевы картины?
Продуктивная деятельность
(2 стола, на каждом контейнер с цветными пластиковыми крышками, образец панно, лист бумаги, обклеенный двухсторонним скотчем. В это время из зала выходят родители с детьми, готовятся к показу моды из бросовых материалов. Ведущий и Мусорная королева помогают детям.)
Ведущий: — Дети, покажите свои панно Мусорной королеве и гостям.
Мусорная королева: — Замечательные картины!
Ведущий: Мусорная королева, наши ребята со своими мамами приготовили тебе сюрприз. Они изготовили коллекцию костюмов из мусора.
Показ моды
Мусорная королева: — Я и не знала, что из мусора можно изготовить такие великолепные костюмы. Когда вернусь к себе домой, издам указ об изготовлении нарядов из бросовых материалов! Молодцы мамы! Молодцы дети! Мне так понравилось у вас! Буду у себя на свалке строить перерабатывающие заводы!
11 ребенок
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
12 ребенок
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную природу!
И от любви заботливой нашей,
Станет земля и богаче, и краше!
13 ребенок
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните – что, красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
14 ребенок
Земля – наш единственный дом,
Давайте не мусорить в нем!
15 ребенок
Пусть каждый это поймет,
Если себе не враг:
Земля и без нас проживет,
А мы без нее – никак!
Песня « Мы хотим, чтоб птицы пели…»
Ведущий: — Наш праздник завершен . До свидания, Мусорная королева! (Мусорная королева прощается, уходит. Звучит экологический гимн. )
Ссылки на ресурсы в сети Интернет:
http://www.maam.ru/users/372049
http://dohcolonoc.ru/
http://www.prinas.org/
http://www.stihi/ru/
http://muzofon.com/
http://olga-a.dou/tomsk.ru/
Внеклассное мероприятие для 4-5-х классов
- «Счастье — быть с природой, видеть её,
говорить с ней». Л.Н. Толстой - «Человек должен украшать землю». М.
Шолохов - «Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша
земля». К.Г. Паустовский
Цели: показать красоту природы,
воспитывать любовь к природе, бережное отношение
к ней, развивать артистизм, художественный вкус.
Оборудование:
- Плакаты «Лес — наше богатство», «Берегите
лес!», - листья разных деревьев,
- выставка рисунков на тему «Берегите природу!»,
- поделки из природного материала,
- 2 стола для команд,
- чёрный ящик.
Ход мероприятия
Здравствуйте уважаемые дети, приглашенные
гости! Начинаем наше мероприятие на тему:
«Берегите природу!»
Посмотрите вокруг: какой прекрасный,
удивительный мир нас окружает. Прекрасные
зеленые леса, поля, животные, птицы. А также реки,
моря, океаны, горы, небо, солнце это тоже все
прекрасное. Это все это прекрасное одним словом
мы говорим — Природа. Наша жизнь неотъемлема от
неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и
бескорыстна. У писателя Паустовского К.Г. есть
такие прекрасные слова: «И если мне хочется
иногда жить до ста двадцати лет, то только потому,
что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё
очарование и всю исцеляющую силу нашей русской
природы. А также замечательный писатель и
большой любитель природы Михаил Пришвин писал:
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни.»
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
- Лес — наше богатство.
- Лес — это зелёный наряд нашей земли.
- Там, где лес — всегда чистый воздух.
- Лес — это дом для зверей и птиц.
- Лес — это наш друг: задерживая влагу, он
помогает человеку выращивать хороший урожай. - Лес — это кладовая, щедро отдающая свои дары:
орехи, ягоды, грибы.
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь:
Всё это называется природой.
Давайте же всегда её беречь!
Сегодня мы будем путешествовать по
определенным остановкам. На каждой остановке вам
придется выполнять определенные задания. Состав
жюри будет оценивать ваши ответы, по итогам
определиться команда победителей. Итак,
начинаем!
Класс делится на две команды. Они сразу
занимают свои места за столами. Под музыку входит
танцевальная группа с листьями в руках и
исполняет танец, по окончании танца девочки
бросают листья под ноги.
Станция «Охрана природы».
Чтение стихотворений:
Рыбе — вода.
Птице — воздух.
Зверю — лес, степь, горы,
А человеку нужна Родина.
Охранять природу, значит охранять Родину!»
Как вы поступите, чтобы не причинить вреда
природе? Дайте краткий ответ.
1. На дорожке прыгает маленький птенец, который
никак не может взлететь. Ваши поступки.
2. Ребята поставили палатки и пошли в лес за
лапником ветками ели, чтобы приготовить место
для ночлега.
3.Вы нашли гриб, но не знаете, настоящий это
белый или ложный. Что делать?
4. Ребята гуляли со щенком в лесу. Вдруг они
заметили, что его нет рядом. Они его звали,
кричали, но так и не нашли.
5.Вы увидели, что на берегу озера мужчина моет
машину.
6. Составь правила поведения в лесу.
7. В предложенных ситуациях выдели и объясни
неправильные действия детей.
8. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра.
9. На земле валялась бумага, полиэтиленовые
пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и
другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на
костре.
Станция «Лесные жалобы».
Жалоба №1.
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие
шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или
ногой пнут. А за что? Придумали ведь. Что от меня
на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем
же быть красавицами! А польза от меня людям
большая, (Жаба).
Жалоба №2.
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о
котором рассказывали бы столько легенд и
небылиц, как о нас.
Не нравится, что темноту мы любим, что на
обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья
человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь таким
мы и родились. Любим висеть вниз головой. А
обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь)
Жалоба №3.
Я — единственное животное, которое может
подпустить человека довольно близко. Но вовсе не
потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и
больше надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть
колючая защита. Кто я, узнайте? (ёж)
Жалоба №4.
Меня называют непоседливым зверьком. Я
постоянно в движении: быстро спускаюсь с ели на
землю, тотчас взлетаю по стволу обратно или
перепрыгиваю с ветки на ветку. Ах, как я устала!
(Белка)
Станция «Лекарственные растения».
1. Название, какого растения говорит, где оно
живёт? (подорожник)
2. Что за трава, которую и слепые узнают?
(крапива)
3. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят
между большими остроконечными листьями. А летом
на месте цветов — красные ягоды. Они ядовиты.
(ландыши)
4. Трава от 99 болезней. (зверобой)
5.
Стоит в поле кудряшка-
Белая рубашка
Сердечко золотое,
Что это такое? (ромашка)
6.
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Раздвигаем стебельки
Собираем огоньки. (земляника)
Музыкальная пауза: Исполнение песни
«Лесной олень».
Станция «Берегите природу!».
На этой станции дети послушают голоса птиц и
узнают птицу по голосу.
Звучит грамзапись, участники отгадывают.
Соловей, кукушка, дятел, ворона, синица, утка
Станция «Угадай-ка!».
Каждой команде раздаем карточки с рисунками,
где показаны рисунки деревьев, дети должны
угадать, что это за дерево? Когда будут отвечать,
параллельно показывают карточку данного
растения.
— Внимание последнее задание «Чёрный ящик».
ЗАДАНИЕ: Как называется это дерево?
(лиственница)
ПОДСКАЗКА 1. Древесина этого дерева не гниёт, со
временем становится твёрже. Внутренние детали
Московского Кремля сделаны из этого дерева и
служат уже 500 лет.
ПОДСКАЗКА 2. Это дерево растёт у нашей школы.
Жюри подводит итоги! Вручение призов и
грамот.
Красота простой и безыскусственной русской
природы — неиссякаемый источник вдохновения для
поэтов, художников и композиторов. Многие стихи,
картины, музыкальные произведения родились
благодаря любви к ней. Любовь к родной природе —
один из вернейших признаков любви к своей
стране».
Сегодня мы с вами гуляли по лесным тропинкам,
любовались красотой природы. Мы всегда должны
помнить, что природа гибнет и просит у нас защиты.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Презентация к мероприятию «Берегите Землю! Берегите!»
PPTX / 33.41 Мб
Сценарий экологического мероприятия для старшеклассников – круглый стол: «Берегите Землю!Берегите!»
Цель:
познакомить обучающихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии;
обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу;
формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам не только своего региона, но и всей планеты Земля, стремление принять посильное участие в их решении;
Задачи:
образовательные:
углубить знания о влиянии человека на природу, влиянии загрязнения природы на здоровье человека;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
развивающие:
развивать познавательный интерес к вопросам экологии и сохранения здоровья;
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе и здоровью;
побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Ожидаемые результаты:
бережное отношение учащихся к родной природе, участие в природоохранных мероприятиях.
Ход мероприятия:
«Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается»
Цицерон Марк Ту́ллий — древнеримский политик и философ
I. Организация деятельности обучающихся.
Вводное слово кл. руководителя: Добрый день. Сегодня заседание нашего круглого стола я хочу начать ее словами из стихотворения Михаила Дудина «Заклинание с полюса»
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю, берегите!
Берегите Землю, берегите!
Чудо песен городов и весен,
Мрак глубин и волю поднебесной,
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, —
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!
II. Актуализация знаний.
Прослушав эти стихи, о чем вы подумали? Какая тема нашего круглого стола?
Объявление темы мероприятия.
Кл. руководитель: Человек — часть природы, он находится с природой в постоянном взаимодействии. Человек оказывает положительное и отрицательное влияние на природу. Я не один раз рассказывала вам об этом. Но сегодня об этом мы будем говорить вместе. Я просила вас, гуляя по городу, в других городах региона понаблюдать за тем, что происходит в наших парках, местах отдыха, поискать материал, используя любые достоверные источники информации, чтобы рассказать о проблемах экологии, как нашего региона, так и планеты Земля.
Но вначале я хочу, чтобы вы назвали три-четыре, на ваш взгляд, самые острые экологические проблемы нашего города, о которых вы знаете (дети называют свои варианты).
А теперь посмотрите на слайд и определите количество ваших совпадений с теми, которые выявил после опроса местных жителей один из вас. Мы во многом едины.
1. Загрязнение атмосферного воздуха пылью, дымом, газами (большие машины идут через город, цементный завод и т.п.)
2. Свалки мусора на территории города и около контейнеров для мусора.
3. Плохое экологическое состояние природных ландшафтов – зон отдыха.
4. Плохое качество воды.
5. Сгоревшие лесные массивы и поврежденные лесопосадки вокруг (последствия войны в нашем регионе).
Ребята, ответьте на вопрос:
Как называются проблемы в области охраны природы? (Ответы детей)
Сформулируйте цели нашего круглого стола. (Предполагаемые ответы детей: узнать больше об отрицательном влиянии человека на природу, влиянии загрязнения природы на здоровье человека)
А какие задачи стоят перед нами? (Предполагаемые ответы детей: выяснить, какие существуют экологические проблемы, причины их возникновения, последствия экологических проблем, пути решения экологических проблем в нашем регионе и на всей планете Земля)
Правильно, ребята. Именно такие цели и задачи запланированы у нас на сегодняшнем заседании круглого стола.
Подведение итога (показ целей мероприятия)
Учитель биологии (подводит итог ответов обучающихся).
Загрязнение природы влияет на здоровье человека. Погубив природу люди, могут погибнуть сами.
Еще более 100 лет назад академик В.И. Вернадский предостерегал нас от экологической беды. Он писал о том, что если мы не изменим своего отношения к природе и ее богатствам, то результат может быть один – полное самоуничтожение человека. А русский писатель В. Астафьев горестно замечает: «Мы и сейчас еще не можем и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут. А вот нам без них не прожить и дня единого».
III. Мотивация
Кл. руководитель: Послушайте стихотворение Марка Львовского.
Люби природу, паренёк,
И девочка, люби,
От загрязнений защищай,
Её ты не губи!
Не отравляй полей и рек,
Морей, лесов и гор,
Ты в них отходы не сливай,
Вредителям — позор!
Люби природу, человек,
Её ты охраняй,
Картину выжженной земли,
Живя, не оставляй!
Мы рассмотрим экологические проблемы нашего региона и не только, причины экологических проблем, последствия и пути их решения.
Для этого мы пригласили знающих эти проблемы собеседников: учителя биологии, учителя химии и старшеклассника, который пишет работу по этой теме для защиты в МАН.
IV. Работа по теме.
Кто первый хочет рассказать о своих исследованиях, наблюдениях?
Первый выступающий:
Я искал информацию в Интернете и меня очень поразила одна притча. Она настолько актуальна, что я хочу рассказать ее. Эта притча называется «Страшный сон». Прочитав ее, я подумал, что она о том, что сейчас делается в нашем регионе, как стонет от снарядов земля, отображает реальное положение на нашей планете и, непосредственно в нашем регионе.
Мне снился сон:
В стране чужой, далекой,
На диком берегу, у острых скал,
Стоял задумчиво великий царь животных –
Огромный и красивый лев стоял.
Сияла солнцем огненная грива.
Он ждал гонцов со всех концов земли.
И шли к нему, бежали и ползли
Все звери, даже плыли рыбы,
Как к берегу спешили корабли.
— Что скажете? – спросил у антилоп он,
— Какие вести с юга вы мне принесли?
— О, Царь, мы все полны тревоги:
Горят леса и степи, и дороги,
И нет спасенья в том конце земли.
— Кто виноват?
— Пришли плохие люди,
От взрывов стонет и горит земля,
Они теперь – безжалостные судьи –
Войной погубят все, — ответила змея.
Вот с севера пришли могучие олени.
— Что скажете? – спросил их мудрый царь.
— Химических отходов полны реки,
Больны растенья, люди, Государь.
С востока тигр спешит. – Мой друг-воитель,
Чем ты утешишь своего царя?
— Горит тайга, прости, мой повелитель,
Из тигров всех один остался я.
Взглянул на запад лев: летели птицы,
В закате розовом алели крылья их…
— Скажите, как вы? – негде гнезда вить нам,
Птенцам нет места в небоскребах злых.
— Вы, рыбы, почему сюда плывёте?
— Спаси нас, царь, мы задыхаемся в воде.
Она отравлена здесь танкерами с нефтью,
Не дай нам умереть – здесь смерть везде.
Взревел отчаянно и грозно царь животных:
— Ты, человек, венец всей твари на земле,
Ужели ты не видишь, по чьей воле
Планета гибнет и лежит во зле?
Доколе спать ты будешь?! И, сжигая,
Имея власть над миром всем живым,
Безумием своим уничтожая,
Гордишься ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ своим?!!
Упал на землю он…
Один пустынный ветер
Густую гриву беспощадно рвал…
И снилось мне: в холодном лунном свете,
Седой, как лунь, как старец, — лев стоял…
Я хотел сказать словами этой притчи, что Земля страдает сейчас от человеческого безразличия, злости, от уничтожения природы. Помочь планете мы можем только тёплым и добрым сердцем и своей широкой любовью.
Второй выступающий:
Я просмотрел много материалов в Интернете, какой вред экологии нанесла война в нашем регионе за период с 2014-2017 год. Горит земля, горят поля и дома, разбиты аэропорты в городах Луганск и Донецк, разбиты железнодорожные объекты и дороги. Просмотрел очень много публикаций и хочу зачитать выписку из одной такой публикации.
16−17 мая 2017 года в городе Донецке Донецкой Народной Республики прошла Вторая Международная научно-практическая конференция «Экологическая ситуация в Донецком регионе: проблемы безопасности и рекультивации поврежденных территорий для их экономического возрождения». Организаторами конференции выступили Международный независимый эколого-политологический университет (Академия МНЭПУ) совместно с Министерством образования и науки ДНР, ГУ «Донецкий Ботанический сад», Донецким национальным университетом экономики и торговли имени М. Туган-Барановского, Донецким национальным медицинским университетом имени М. Горького и Донецким национальным техническим университетом. На конференции был основным вопрос, посвященный экологической проблеме Донбасса. До войны Донбасс был регионом, в котором находилось большое количество промышленных предприятий: угледобывающая отрасль, металлургия, и самое главное — химическая промышленность. Эти предприятия и в мирное время наносили существенный вред окружающей среде. На сегодняшний день эта проблема усугубилась ведением боевых действий. В связи с этим риск техногенных катастроф и аварий, наносящих ущерб окружающей среде прилегающих территорий, увеличивается в разы.
Выбросы вредных веществ в атмосферу при разрывах реактивных боеприпасов, мин и снарядов, попадание тяжёлых металлов в почву, лесные и степные пожары, загрязнение пресных вод в результате разрушения химических предприятий и очистных сооружений — это далеко не полный перечень рисков, с которыми пришлось столкнуться жителям Донбасса за последние три года.
И я сделал вывод, если в скором времени люди не поймут, какой вред они наносят экологии, то в один миг может исчезнуть все живое на планете, ведь в такой ситуации многие страны.
Кл. руководитель:
Я бы хотела дополнить твои слова словами Роберта Рождественского:
«Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого.
Пока Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всѐ меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.»
Неужто завтра замрут моря,
Умолкнут птицы, застынут сосны?
Уже не сможет взойти заря,
И спросит небо: «Неужто поздно?!»
Учитель химии: А я думаю, что нам всем уже сейчас надо переосмыслить ценности. Мы как-то странно, неправильно живем на Земле. Мы охраняем и ценим бриллианты, алмазы, золото, нефть и газ, деньги, а озера, реки, моря, океаны, зоны чистого воздуха – нет. Это совершенно неправильно. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух – это наш отец, Вода – мать, Земля – дом.
Третий выступающий
Все мы обязаны своей жизнью прекрасной и единственной планете Земля – зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наука экология изучает дом – планету Земля – и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет питаться всему живому… Наша задача: сохранить природу — сохранить жизнь на Земле.
Но ведь все начинается, казалось бы, с таких мелочей, которые мы в силе исправить. Я, например, исследовал факторы загрязнения окружающей среды нашего региона и, в частности, города. Утилизации отходов и автотранспорт – одна из наболевших проблем для современного общества, а также и нашего региона. В основном вокруг городов и деревень создаются свалки, и, чем больше город или деревня, тем больше свалка. Свалки являются источником загрязнения воздуха, почвы, воды. Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. А весной и осенью наш город и его окрестности находятся в дыму от сжигания мусора, листьев. Автотранспорт – также загрязнитель воздуха. В крупных городах (от 60 до 80%). Один автомобиль в среднем выбрасывает в атмосферу около 200 кг окиси углерода, 60 кг оксидов азота, 40 кг углеводородов, 3 кг металлической и резиновой пыли, 2 кг двуокиси серы, до 2 кг бензпирена. Все эти вещества ядовиты, обнаружено канцерогенное и тератогенное действие ряда из них.
Мусор становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка, чего нет не только в нашем городе, но и в других городах нашего региона. Я призываю всех самим начать с того, чтобы отправлять: Металлолом — на переплавку! Макулатуру — на картон! Пищевые отходы — на удобрения! Стеклянные сосуды — на повторное использование! Пластиковые бутылки не производить!
Кл. руководитель: (Подведение итога)
Ребята, отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у Природы, а потому я хочу вам дать несколько советов:
не оставляйте после себя беспорядок, не потухшие костры.
помните, время разложения бумаги — 2 года, консервной банки — не менее 70 лет, полиэтиленового пакета — несколько веков!
не бейте стеклянные бутылки и банки — осколки стекла, способны «сработать» даже через 1000 лет, например, в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар.
Не выбрасывайте в мусор использованные батарейки и флаконы из- под лаков, аэрозолей, стеклянные градусники и люминесцентные лампы, мобильные телефоны и т.п.
Четвертый выступающий
Я исследовал проблему: почему нельзя выбрасывать использованные батарейки и флаконы из-под лаков и аэрозолей, стеклянные градусники и люминесцентные лампы, мобильные телефоны и т.п.? Я хочу рассказать вам об этом.
Например, что одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли. Чем вредны батарейки? По утверждению сотрудников Государственного Биологического Музея им. К. А. Тимирязева, одна выброшенная пальчиковая батарейка загрязняет около 20 м2 земли, 400 л. воды), а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!
Специалисты подсчитали, что почти каждая семья в год выбрасывает от 100 до 500 граммов и даже до килограмма использованных элементов питания.
Вопрос об утилизации батареек по-разному решается в разных странах мира. Так, в Японии батарейки старательно собирают и хранят до тех времен, когда будет изобретена оптимальная перерабатывающая технология.
в России есть возможность сдать батарейки во многих магазинах и не только в крупных городах. А в Европе в некоторых городах выбрасывание батареек в мусорные контейнеры преследуется по закону. И если соответствующие магазины не организовали прием батареек, их ждет крупный штраф.
А что же у нас? У нас пока вопрос о переработке мусора, а тем более об утилизации батареек не стоит вообще. Создается впечатление, что мы живем только одним днем, и нас не волнует будущее наших детей. Конечно, можно найти себе оправдание… А можно остановиться и задуматься!
Я предлагаю начать с малого. Прежде всего, объясните своим родным и знакомым, почему использованные батарейки выбрасывать нельзя, а нужно сдавать. Если вы используете их в больших количествах, то стоит перейти на подзаряжаемые аккумуляторы. Вы можете поставить коробку для сбора у себя в подъезде, обязательно согласовав это с ЖЭКом. Если вы уже поняли всю важность того, что батарейки нельзя выбрасывать, почему бы вам не сделать эти маленькие шаги на пути к сохранению природы и улучшению качества жизни? Впрочем, вам решать, но, так или иначе, будущее планеты зависит от всех и каждого.
Учитель химии: Ребята, это происходит потому, что батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения. Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.
Мобильные телефоны, а также планшеты и прочие гаджеты, компьютерные комплектующие и периферия. В них содержатся такие опасные вещества, как ртуть, мышьяк и свинец. Хорошо, что многие продавцы принимают морально устаревшие модели на переработку и даже дают за такую сознательность скидку на последующие покупки. Старую мобилку можно даже продать на запчасти.
Люминесцентные лампы. В них содержатся ядовитые вещества, поэтому, в отличие от светодиодных ламп и ламп накаливания, их нельзя просто взять и выбросить в мусорку – вместе с градусниками они должны отправиться в центр переработки токсичных отходов.
Аэрозоли. Пустые и полупустые флаконы из-под освежителей воздуха и лака для волос имеют скверную привычку взрываться при перегреве. Чтобы работники свалки не пострадали, сдавайте пустые аэрозоли все в тот же центр переработки отходов, а в будущем покупайте средства в спреях.
Пятый выступающий
Я исследовал тему, что происходит, когда все эти вещества: газы от автотранспорта, дым от костров, пыль от завода и другие, попадают в воздух?.
Человеку в сутки необходимо 25 килограммов чистого воздуха. В запылённом воздухе больше микробов, т. к. они осаждаются на частичках пыли и парят в воздухе. Попадая в организм через органы дыхания, вызывают тяжёлые заболевания (туберкулёз – заболевание при котором поражаются лёгкие).
Под воздействием некоторых веществ, попадающих в воздух, разрушается озоновый слой Земли, защищающий всё живое на земле от избытка ультрафиолетовых лучей. Озоновый слой находится на высоте 20 – 25 км от поверхности земли и защищает от солнечной радиации, т. е. от солнечных лучей, которые в большом количестве губительно действуют на живые организмы. Большое количество углекислого газа в воздухе ведёт к потеплению климата, подъёму уровня Мирового океана и частичному затоплению суши, смещению природных зон.
При разрушении озонового слоя Земли увеличивается доза ультрафиолетовых лучей, способствующих развитию рака кожи, заболеваний глаз, ведущих к снижению зрения.
Учитель биологии: Вещества, загрязняющие воздух вызывают заболевания органов дыхания (бронхит, астма). Ядовитые вещества обостряют сердечно – сосудистые заболевания, вызывают развитие рака лёгких — страшного заболевания, очень часто неизлечимого, приводят к рождению больных детей (у детей чаще проявляется умственная отсталость). Низкое содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа в воздухе сопровождается повышением в организме человека содержания вредных веществ, что приводит к снижению иммунитета.
4. Рефлексия. Чему посвящено заседание круглого стола? Какие цели ставили на рассмотрение? Выполнили ли поставленные цели? Какие задачи выполнили? Какой мы сделаем вывод?
Выступающий: Чистота окружающей среды зависит от человека. За своё необдуманное поведение человек платит своим здоровьем, а иногда жизнью. Люди должны беречь природу, охранять её богатства.
Продолжите предложения:
Я узнал(а) . . . Мне понравилось . . . Я понял(а) , что . . . Мне было трудно . . .
5. Подведение итогов
Ученик, который готовит работу для МАН: Все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам… Мы любим один и тот же мир. Так неужели мы не станем заботиться о нем?
Чтобы спасти мир и цивилизацию, прежде всего надо за дело взяться инженерам и ученым. Необходимо повсеместно взамен старых производственных технологий создавать и внедрять новые, более чистые, работающие по замкнутому циклу. Если появится больше мощных заводов, способных перерабатывать млн. и млн. тонн накопившихся отходов, то все еще можно поправить.
Кл.руководитель: — Да, действительно, другой такой планеты нет. Наша Земля в наших руках. У каждого человека есть своя родина — большая и маленькая, человеку нельзя жить без родины.
Стих:
Как яблоко на блюде
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков
Учитель биологии: — Человек может быть счастлив только тогда, когда он живёт в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Тогда и природа по доброму относится к человеку. Выходя в природу, надо помнить, что она — наш общий дом. Поэтому и вести себя на природе надо так, как у себя дома. Ребята, отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у Природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните, время разложения бумаги — 2 года, консервной банки не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь! Мусора накопилось так много, что если его не перерабатывать, он покроет всю планету. Надо искать пути вторичного применения использованных предметов и вещей. Не бывает ненужных вещей, а бывает мало фантазии! Повторное использование и переработка отслуживших вещей и материалов может вестись в масштабах страны, города и в каждом доме и квартире. В первом случае нужны специальные заводы, станки, оборудование и капиталовложения. А во втором — только желание и выдумка людей.
Кл. руководитель:
Наши школьники приняли участие в акции «Дадим ненужным вещам вторую жизнь». На ней присутствовали и взрослые и родители. Сегодня один из вас хочет рассказать нам, что он увидел в окрестностях своего двора и близлежащих. Как люди пытаются использовать ненужные, использованные бутылки, шины и т. п. после нашей акции с приглашением родителей.
Шестой выступающий:
Я решил посмотреть, как после нашей акции: «Дадим вторую жизнь ненужным вещам», которую мы проводили в нашей школе, она воплощается в жизнь. Кое-что я смог заснять. Пусть это только первые шаги, но это уже начало. (Показ на слайде)
А еще мы с вами несколько раз в год мы принимали участие в очистке территорий городского парка, территории школы и улиц города. Это ваша посильная помощь на сегодняшний день И пусть это будет для вас правилом. Эти фотографии я нашел на нашем школьном сайте.
А пока что от вас требуется? Быть грамотными, привлекать своих друзей в ряды борцов с мусором. И конечно же, помогать своим родителям «одолеть» правила обращения с мусором. Вся надежда на вас!
Главное, что бы все были объединены одной целью — сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
Классный руководитель: Вы все большие молодцы. Вы хорошо проделали свою работу, много материала подготовили. Я думаю, что вы сделаете вывод после всего, что вы сегодня здесь услышали и измените свое отношение к природе.
13
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №1»
Экологический праздник в начальной школе:
«Берегите природу»
Выполнила: Саранцева Наталья Петровна
учитель начальных классов
г. Донской
2016-2017 уч.год
Экологический праздник в начальных классах
«Берегите природу»
Составитель: Саранцева Наталья Петровна – учитель начальных классов
Цели:
— показать красоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней;
— раскрыть экологическую проблему родной природы, воспитывать у учащихся доброту и сострадание ко всему живому.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к празднику , схемы правил поведения на природе, пейзажи природы, подготовленные детьми, макет экрана телевизора, рисунок дерева, зеленые листочки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Вступительная часть
Ведущий:
— Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить такую важную тему как охрана природы.
Хочется надеяться, что на земле нет людей, которые скажут о себе «Я не люблю природу», и уж, конечно же, их нет среди нас. Природу должны любить все, и эта любовь чаще всего проявляется в наблюдении за ней ,но лишь единицы готовы защищать и охранять её.
Именно поэтому, оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья и что они могут распоряжаться ею по своему усмотрению.
Сегодня мы попробуем не просто осветить проблемы экологии, но и ответить на такой вопрос: должен ли цивилизованный человек беречь природу, заботится о ней или так и будет дальше разрушать всё то, что нас окружает?
2. Основная часть.(На сцене появляется экран телевизора и ведущая новостей. Параллельно происходит показ презентации (см приложение слайд №3 специальный выпуск «Юный эколог»)
Добрый день, уважаемые зрители! В эфире «Юный эколог», начинает специальный выпуск новостей .Главной темой является экология в окружающем мире. По данным статистики за один день на Земле исчезает около ста видов растений и животных. (Слайд 4: экология в окружающем мире)
Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Плохая экология и загрязнённая атмосфера плохо сказываются на здоровье людей. (слайд 5: тревожные вести) Тревожные вести приходят с большинства регионов: «Заводы и фабрики загрязняют атмосферу и водоёмы, гибнут птицы и рыбы.
Выходят юные экологи:
— Ребята, подождите надо во всём разобраться!
Давайте начнём издалека.
Много, много лет назад (слайд 6)
Был у нас и рай, и сад.
Были птички и слоны,
Были бабочки, цветы.
Были реки и моря —
Так цвела наша Земля, ( слайд 7)
Но однажды в древний век (слайд
Появился человек (входит человек в шкуре с дубиной)
— Вырос я из обезьяны,
Ел кокосы и бананы,
На работу не ходил,
Но детей своих учил.
Чтоб не быть всегда голодным,
Не сидеть во тьме холодной,
Надо мамонта убить,
И огонь себе добыть.
Юные экологи:
— Мамонта убили
И огонь себе добыли.
Стали землю покорять (слайд 9)
Потихоньку заселять.
Год от года заселяли,
Год от года засоряли,
Понастроили заводов, ( слайд 10)
Стали реки покорять.
Стали люди на ракетах
В небо синее летать.
Всё летали, и летали
Атмосферу загрязняли.
Подошел к концу наш век —
Как живёшь ты, Человек? (слайд 11)
Ведущий:
— Как плохо, что природа не может нам ничего сказать. А если она заговорит, то мы услышим то ли крик, то ли стон.
— Люди! Будьте снисходительны. Сжальтесь, не губите меня, пожалейте меня.
Ведущий:
— Дети, я предлагаю вам отправиться в путешествие и посмотреть, что сделал человек для природы и правильно ли это. (презентация с обсуждением и параллельным чтением стихотворений детьми.)
Я — Земля, я — Земля, я — Земля, (слайд 12)
Усталость моя беспредельна!
О стоне моем не взыщите.
Люди моей планеты!
Планета в опасности!
Кромсая лед, меняя рек теченье,
Твердите Вы, что дел невпроворот.
Но вы еще попросите прощенья у этих рек.
Барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Но Вам об этом думать неохота,
Сейчас Вам не до этого пока…
Земляне, Вы слышите меня?!
Придите же на помощь!
Ведущий:
— Ребята, хотите ли вы спасти свою планету? (Да!)
А знаете ли вы главные беды Земли?
Дети читают стихи:
Гудят заводы, всюду пыль, (слайд 13)
Бежит, дымит автомобиль.
А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут.
Ведущий предлагает поиграть в игру Игра с залом:
Сейчас мы с вами поиграем. Перед вами на рисунке дерево. На нём нет ни одного листочка. Страшная картина. Я бы не хотела, чтобы у нас был такой лес. Но мы можем всё изменить. Подумайте и скажите, какие добрые дела можно сделать, чтобы лес и природа ожили? (Каждый правильный ответ зелёным листком прикрепляется к дереву.)
Ведущий: я предлагаю вам переместится в лес, увидеть его красоту и величие в разное время года. (слайд 14)
Дети читают стихи
-Здравствуй, лес!
Дремучий лес! ( слайд 15)
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвой
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре, (слайд 16)
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!
В переливах золотом сияя, (слайд 17)
Лес стоял в задумчивой красе,
Мудрость жизни предо мной являя,
В утренней сверкающей росе.
Шелестели тонкие березки
Желтыми сердечками в тиши
И осина грустно свои слезки
Пролила над озером в глуши.
Увлекая тайною тропою,
Вглубь меня манил еловый лес.
Хвойные деревья надо мною
Простирали ветви до небес.
Я присела на замшелый камень
Какая тишь… и пенье птицы, (слайд 18)
А на земле златой ковёр,
Всё будто в сказке, небылице,
Ах, как красив осенний бор!
Зайди туда и окунёшься
В мир детских сказок и чудес.
И подмигнёт, и улыбнётся,
Шурша листвой, осенний лес.
О чём поёт листва златая?
О чём щебечет воробей?
О чём, так сказочно играя,
Гласит мотив природы всей?
Зимний лес в объятьях тишины (слайд 19)
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустально — ледяное царство.
Между сосен бродит Дед Мороз (слайд 20)
Бородой за ветки задевая:
Побелели пряди у берёз,
Потому и роща вся седая.
Нахлобучив шапку набекрень,
Ель стоит в снегу, как в белой вате.
Серебром играет зимний день,
Отливая медью на закате.
Мне в лесу так дышится легко,
И кружатся мысли, как снежинки.
Оседая в сердце глубоко,
Из стихов сплетая паутинки.
Нагуляюсь досыта в лесу,
Надышусь, нарадуюсь сегодня.
И домой с собою унесу
Этот чистый воздух новогодний.
Лес — не только для нашей забавы, (слайд 21)
Он богатство страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
В лесу, где так много ботаники (слайд 22)
Друзья, соберите с полянки
Окурки, дырявые чайники
Пустые консервные банки.
Хочу я над цветами наклониться (слайд 23)
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Нор звериных, птичьи гнёзда (слайд 24)
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
Люди! Оглянитесь вокруг. (слайд 25)
Как природа истинно прекрасна.
Ей нужна забота ваших рук
Чтобы красота её не гасла!
3. Заключительная часть
Ведущий: Природа – наш самый большой друг. Но человек, к сожалению, не всегда заботился о природе. Он иногда забывал, что нельзя всё время брать природные богатства и ничего не давать. И вот что получилось.
Дети делают выводы по итогам полученной информации.
Выводы детей: Подземные кладовые опустели, поля перестали давать урожай и заросли сорняками, потому что силы почв истощились. Реки превратились в грязные канавы. Не шумят больше леса, остались от них только вырубки с пеньками. Не осталось места для зверей и птиц. И природа запросила о помощи. И тогда человек огляделся и увидел, что натворил.
Ведущая подводит итог, обобщая мнения и выводы детей. Человек вспомнил, что сам он – сын Природы, что ему, как и всем на свете, нужна земля, чтобы ходить по ней, вода – чтобы пить, воздух , чтобы дышать, а растения и животные, чтобы жить с ними в дружбе. Начал он помогать Природе, очищать её, восстанавливать. Человек придумал науку «экологию». Это наука, которая помогает нам жить с природой в мире, не портить её, не разрушать.
Природу восстановить труднее, чем разрушить. Ведь вылечить раны очень трудно. Если человек любит природу, он не нанесет ей вреда. А чтобы не обидеть Природу, надо знать, как с ней себя вести. .
Ведущий:
Моя планета — планета Земля! (слайд 26)
На ней одной цветут цветы,
На ней одной смеются дети,
И нет прекрасней красоты.
И нету голубей планеты.
Она дарила радость нам,
Дарила росы и рассветы,
И не найти по всем мирам
Прекрасней матери — планеты!
Дети делятся впечатлениями о празднике под звуки природы.
Источники информации:
1. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры)/Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003. – 123 с.
-
Руднянская Е.И. и др. Экскурсии в природу. По югу России. Осень. 1 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 126 с.
-
Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 266 с.: ил.
-
fotokonkurs.ru
-
http://nature-photographing.com/ru/photo/all/IMG_3597.jpg.html
-
900igr.net
-
viki.rds.ru
-
nature-photograpfing.com
Сценарий развлечения по экологии
на тему:
«Берегите природу»
Задачи:
Формировать у детей экологическую культуру, дать элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность, их эрудицию.
Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное и красивое в природном окружении.
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Вы когда-нибудь видели, как цветет одуванчик? Вы когда-нибудь слышали, как звенит тишина в лесу?
Каждый из нас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый из нас слышит, но умеет ли слышать? Как много теряет тот, кто не подсматривает, не подслушивает, как чудесно, как волнующе живет мир полей, рек, лесов! Щедро наделена природой наша земля. Природа – наш верный друг, но она хочет, чтобы люди любили и уважали, заботились и бережно относились к ней. Беречь и любить природу может лишь тот человек, который хорошо знает, изучает и постоянно интересуется ею.
Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма. Давайте ее прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Фея Природы слышала, что вы очень хорошие, умные дети, и я очень хочу поближе познакомится с вами и пригласить к себе в гости. В моем природном государстве есть «Клуб любителей природы». Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда вставайте в круг, все вместе произнесите волшебные слова, выполните движения и сразу окажитесь в лесу…»
Встали. Приготовились…
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, еще хлопок –
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится,
Шумит, волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель: Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Ой, смотрите, волшебный цветок – Цветик-Семицветик, он же выполняет любое желание. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем.
Красный лепесток. «Назови художника».
Дети, возьмите цветные карточки. Сейчас я буду читать стихотворения, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, то вы поднимите белый квадрат. Если о весне – зеленый, о лете – красный, об осени – желтый.
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки, рога… (зима)
У второго – синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки,
Первая трава… (весна)
На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зеленая, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака. (лето)
А четвертый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы-ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам! (осень)
Молодцы! Хорошо знаете времена года!
Что же на оранжевом лепестке?
Оранжевый лепесток. Игра: «Чем был, кем стал».
Икринка – малек – рыба.
Яйцо – птенчик – воробей.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – одуванчик.
Яйцо – гусеница – кокон – бабочка.
Семечко – росток – сосна.
Желтый лепесток.
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? Нет.
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? Нет.
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? Да.
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? Да.
Если разведу костер,
А тушить не буду? Нет.
Если сильно насорю
И убрать забуду? Нет.
Если мусор уберу,
Банку закопаю? Да.
Я люблю свою природу
Я ей помогаю! Да.
Молодцы!
Зеленый лепесток. А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации.
Нашел Илюша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ним и кричала. Как правильно поступить Илюше?
Гнездо на ветке – птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты этот дом не разоряй.
И никому не позволяй.
Подвижная игра: «Птички в гнездышках».
Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвем большие букеты цветов, предложили дети. А воспитатель сказала…
Что сказала воспитатель?
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане он день постоял и завял.
А сколько бы он на лугу простоял?
Игра: «Соберем цветочки».
В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. «Давай ее возьмем к себе, чтобы она не заблудилась» сказал один мальчик. «Не трогай ее, лягушка сама найдет дорогу» сказал другой.
Кто из мальчиков прав?
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая лягушка.
Дома жить она не может,
Лучше лесу пусть поможет.
Женя нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Ане. Но Аня сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» ответил Женя. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают!»
Почему так сказала Аня?
Не бери ежа с собой,
Отпусти его домой,
Ёжик даже глупый самый
Хочет жить с ежихой мамой.
Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
1 ребенок: Если лес нам не беречь,
Рвать, ломать, пилить и жечь,
То случиться с ним беда:
Высохнет в ручьях вода,
И кукушка на суку
Не споет свое «Ку-ку».
2 ребенок: Ёжик, белочка и зайки
Заскучают без лужайки,
А медведь, лиса и волки
Загрустят зимой без ёлки.
3 ребенок: Чтобы ели зеленели,
На цветах звенели шмели,
В чаще ландыши цвели,
А в борах грибы!
4 ребенок: Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Воспитатель: Знать должны наши детишки
Из рассказов и из книжки:
Все вместе: Мы леса своей страны
Охранять всегда должны!
Песня «Как прекрасен этот мир!»
Воспитатель: Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.
Голубой лепесток. Игра: «Оденем дерево».
На полу стволы деревьев с одним приклеенным листочком. Остальные листочки разбросаны на полу. На счет 1, 2, 3 – дети подбирают одежду дереву.
Молодцы! Друг за другом вы поспели, деревья правильно одели.
Синий лепесток. Загадки. Отвечаем быстро.
-
Кто на себе носит домик? (Улитка)
-
Не птичка, а с крыльями? (Бабочка)
-
Куда исчезают насекомые с наступлением зимы? (Прячутся)
-
Назовите хвойные деревья (ель, сосна, кедр, пихта).
-
Какие животные впадают в спячку? (Медведь, барсук, еж, суслик)
-
Какие животные меняют окраску зимой? (Заяц, белка)
-
Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла)
-
Без чего не сможет расти растение? (Свет, тепло, вода, земля)
Д/и: «Кто где живет?»
-
медведь – в берлоге
-
лиса – в норе
-
белка – в дупле
-
сорока – в гнезде
-
пчела – в улье
-
гусеница – в яблоке
-
рыба – в реке
-
червячок – в земле и т.д.
Молодцы ребята, много знаете о чудесном мире природы.
А теперь фиолетовый лепесток.
Фиолетовый лепесток.
Проводится аттракцион «Лесными тропинками».
Дети бегут между деревьями «змейкой», подлезают под ветвями опавшего дерева (дугой), перепрыгивают с кочки на кочку (обручи), идут по «мостику» через речку и на кустике находят послание от Феи Природы.
Читаем послание: «Ребята! Вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы».
А сейчас нам пора возвращаться домой. Возьмемся за руки, друзья, и по тропинке лесной отправимся к себе домой.
Экологический праздник «Береги планету».
Цель: воспитание активной жизненной позиции у младших школьников через реализацию экологического проекта.
Задачи:
— совершенствовать экологическое образование подрастающего поколения.
— воспитывать у детей потребность жить в красоте и чистоте, своими руками создавая уют вокруг себя.
— воспитывать у детей экологическую культуру, развивать эстетические чувства, любовь к прекрасному.
Материалы: беспорядок в музыкальном зале, костюмы Мусорного Короля, мусорные корзины, перчатки, рисунок планеты Земля, разрезанный на пазлы, магнитная доска, комнатные цветы, искусственное дерево, листики с правилам поведения в природе, презентация, медиа проектор, экран, компьютер.
Дети заходят в музыкальный зал, где много мусора.
Вед. Мы пришли на праздник, а здесь такой беспорядок, может мы не туда попали или пришли не вовремя.
Раздаются вздохи Земли(в записи): Ах, как мне тяжело. Как трудно дышать. Мне очень грустно.
Входит Мусорный король: Сколько мусора! Как мне все это нравится. Мусор на улицах, во дворах, на берегах рек. Скоро планета превратится в большую свалку мусора, а я на ней – Мусорный король!
Заходит ведущая: Здравствуйте ребята, проходите, вы пришли туда и вовремя. Но на нашей планете происходят ужасные вещи. Посмотрите вокруг, планета Земля задыхается от мусора, она больна, на ней празднует Мусорный Король.
Мусорный король: Дети вы согласны жить на планете Земля, на которой я буду Королем?
Дети: нет, не согласны.
Реб. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Вед. Давайте наведем порядок в зале, очистим планету от мусора. (Дети собирают мусор в перчатках в мусорный пакет, ведущий поясняет, почему нужно использовать мусорные пакеты. Мусор собирается в 3 мусорные корзины с надписями: «Бумага», «металл», «пластик»).
Мусор можно перерабатывать. На нашей выставке представлены поделки, которые сделали дети из того, что мы обычно выбрасываем.
Мусорный король, мы не позволим, чтобы ты захватил нашу Землю. На Земле много людей, которые хотят жить в красоте и чистоте.
Планета облегченно вздыхает. Благодарю вас дети, вы не дадите мне погибнуть.
Вед. Здоровье планеты зависит не только от взрослых, но и от нас. Мы с вами можем сделать многое, чтобы Земля была цветущей. Каждое ваше доброе дело украсит нашу планету.
(На экране: вращающаяся нарисованная планета и надпись)
Посмотрите, здесь написаны какие-то слова. Кто может их прочитать?
Дети читают: Пусть здравствует планета Земля!
Вед. Как вы понимаете слово «здравствует»?
Ответы детей: будет здоровой, красивой, не болеет.
Что такое здравствуй-
Лучшее из слов
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров»
Вед. Вы правы, мы желаем планете быть здоровой, а для этого нужно, чтобы на Земле был порядок.
Мусорный король: Здесь я не смогу царствовать, может мне поискать другую планету. (Уходит)
Вед. Мусорный король, не уходи, останься на нашем празднике, может быть тебе понравиться быть на чистой планете, и согласишься быть королём по борьбе с мусором. А мы должны твердо запомнить правило: Планету нужно беречь. Чтобы лучше запомнить это правило, давайте составим запоминающий знак, выкладывается на магнитной доске)
Мы одни не можем навести порядок на всей планете. Если каждый будет стараться соблюдать чистоту в своем микрорайоне, во дворе, доме, подъезде, то вся планета Земля будет чистой, красивой, здоровой.
(выходит Колобок)
Колобок.
Я, веселый Колобок,
Я не низок, не высок.
Я совсем –совсем не грустный,
Потому что очень вкусный.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля.
Вед. Это Колобок опять от деда с бабкой сбежал. Колобок, куда путь держишь?
Колоб. В лес, конечно! В лесу так хорошо!
Вед. Колобок, возьми нас, пожалуйста, с собой: мы тоже хотим в лес.
Колоб.
Безусловно, вас, друзья,
Приглашаю в гости я,
В мир загадочной природы,
В мир животных и погоды!
А вы знаете, как нужно вести себя на природе?
Дети: нельзя рвать цветы, ломать ветки, мусорить, шуметь в лесу?
Вед. А что же можно делать?
Дети: Можно наблюдать и фотографировать.
Вед. У нас есть такие наблюдательные дети, которые умеют видеть красоту природы и сделали свои фотографии. Это наши фотокорреспонденты.
(Выступление фотокорреспондентов. Дети представляют свои фотографии и рассказывают о том, где они сделали их и почему).
Появляется волк.
Волк. Ой-ой-ой!
Колобок. Что с тобой, Серый Волк — зубами щелк? Почему глаза твои грустные?
Волк.
Был я резвым и веселым,
Все я рыскал по лесам,
Никогда не был голодным,
Добывал я пищу сам.
А теперь посмотри, что стало со мной: бока впали, в глазах тоска, даже зубами не могу щелкнуть. А все из-за барашка, которого я недавно в соседней деревне стащил. Видимо, гулял тот барашек по полям и лугам, где вся трава химией пропитана.
Колобок. Как так?
Волк. Да растения, которые ел барашек, гербицидами обработали. А я съел того барана — вот теперь живот и болит. Мне так плохо. Как Земля такое терпит?
Вед. Да, к сожалению, люди иногда употребляют ядохимикатов больше нормы. Это очень вредно для животных и растений, безусловно, и для почвы. Почву можно сравнить с тоненькой пелёнкой, покрывающей сушу нашей огромной планеты. Без почвы не было бы на суше ни растений, ни животных, ни человека. 1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см за -5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения и уплотнения почвы. Помните, дети, почвы нужно беречь! В народе говорят, что почва наша кормилица, без неё не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов.
Волк. Вот такие дела у нас. Лечиться мне теперь надо, пойду, поищу лечебной травки.
Колобок. Жалко волка. Волк, не спеши. В нашем классе есть замечательная зелёная аптека. Пошли с нами, мы тебе поможем.
Волк. Спасибо, друзья. Что бы я делал без вас?
Вед. У нас есть цветоводы, которые ухаживают за комнатными растениями нашего класса. Среди растений есть и лечебные цветы. Сейчас дети об этом расскажут.
(Выступление цветоводов. Они рассказывают о растениях – лекарях, имеющихся в классе).
Фикус
Фикус — это едва ли не самое полезное из комнатных растений, поскольку оно способствует оздоровлению воздуха. Настой из листьев фикуса применяют при лечении радикулита, а также
чтобы избавиться от бородавок . При кашле листья фикуса можно проварить в кипящей воде в течение 3 мин, смазать мёдом, наложить на грудь и на спину. Лучше всего оставить такой компресс на ночь.
Гибискус
Используется при заболеваниях органов пищеварения.
Цветки гибискуса измельчите и залейте крутым кипятком. Оставьте настаиваться в течении 8 часов, затем процедите.
Пейте 2-3 раза в день вместо чая.
Лимон
Лимон и соки из него назначают при заболеваниях желудка, ангинах. Кожуру применяют для профилактики и лечения авитаминоза. При стенокардии рекомендуется принимать смесь лимона с чесноком и медом.
Комнатная герань или пеларгония
Герань — растение с резким специфическим запахом и практически постоянно цветущее. В народной медицине используются свежесорванные листочки. Обладают листья герани обезболивающим и противовоспалительным действием. Это лекарственное комнатное растение непременно поможет при таких заболеваниях как радикулит, ушная и зубная боль, высокое артериальное давление. Сорванный листочек герани размять руками и приложить к больному месту, процедуру желательно делать на ночь.
Каланхое
Используют свежие листья или свежевыжатый сок растения. Комнатное растение обладает противовоспалительными и ранозаживляющими свойствами. При порезах, царапинах наложите на поврежденное место лист каланхоэ. Вы удивитесь, что заживление раны произойдет в 3 раза быстрее, чем обычно! Применяют каланхое при простуде и насморке. Из листьев растения выдавить сок и развести его кипяченой водой и закапывать нос 3-4 раза в день.
Бегония .
Корни и плоды обладают обезболивающим действием . Сок растения применяют внутрь для снятия головных болей. Бегония способствует выводу из организма токсических веществ, стимулирует кровообращение, обладает антиаллергическим действием. Применяется при лечении кашля. Настой из цветков наружно используют для лечения ран, ожогов, язв. Растение способно уничтожать до 80 % микробных клеток в воздухе.
(музыка, выходит медведь)
Колобок. Здравствуй, Мишенька-медведь! Ты куда так спешишь? Ты что, тоже заболел?
Медведь. Здравствуй, Колобок — румяный бок. Добрый день, дети! Нет, я не заболел. Я чуть в родном лесу не сгорел!
Колобок. Как же так случилось? Ты что, играл с огнем?
Медведь. Да разве можно играть с огнем?! Нет. Шел по лесу грибник, бросил окурок, да не затушил его: с него все и началось! Лес вспыхнул, да так быстро, что еле ноги унес. А надо еще к зиме успеть берлогу построить. Хотел в соседнем лесу обосноваться, а его уже вырубили. Разве не знают люди, что леса это сокровища нашей планеты?
Вед. Ты прав, медведь. Леса называют «лёгкими нашей планеты». И не зря. Лесные растения выделяют огромное количество кислорода, то есть очищают воздух. Лес – защитник водоёмов. Люди давно заметили: реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Лес – это и защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.
Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу.
МЕД. Вот теперь моя жизнь зависит от вас. Подскажите, друзья, где мне теперь место найти? Может, мне уехать далеко-далеко….
Колобок. Нет, не уезжай, пожалуйста. Места-то в лесу много, да люди его постепенно в свалку превращают. Потерпи немного, может люди опомнятся. Чтобы тебе веселее стало, посмотри выступление наших модельеров, которые покажут, что можно сделать из того, что мы обычно выбрасываем.
(Выступление модельеров. Демонстрация одежды из бросового материала)
МЕД. Какие милые дети. Спасибо вам, мне с вами стало веселее.
(музыка, выходит заяц)
Кол. Что с тобой, заяц? Ты почему прихрамываешь? Тоже заболел?
Заяц. Нееет!
Колоб. Чуть не сгорел?
Заяц! Нет же, нет!
Колоб. А понял, ты постарел!
Заяц. Ты что, я совсем ещё молодой! Просто я очень много лежал, поэтому у меня всё болит. Боюсь из дома выходить: в нашем лесу час очень шумно, охотники, туристы, то грибы собирают. Да тут на поляне много разбитых бутылок туристы оставили, лапы не порежьте! Вот и прячусь. Интересно, люди намного умнее нас, а сами не знают, какие правила поведения надо соблюдать в лесу.
Колоб. Как не знают? Знают, конечно, но почему не соблюдают, затрудняюсь ответить.
Заяц. Ты тоже хорош! Опять привёл в лес ребят.
Колоб. Мои друзья очень хорошие, они прекрасно знают эти правила. Друзья мои, расскажите, пожалуйста, о правилах поведения в природе.
ВЕД . Колобок, не спеши. Ребята, вы, наверное, прекрасно знаете природу и любите её. Но этого мало. В народе говорят, что каждый человек должен посадить одно дерево, иначе жизнь прошла бесследно. Я предлагаю вам посадить одно дерево. Дерево это не простое: на нем волшебные листочки – обещания, которые являются и правилами поведения в лесу. Мы обещаем: ( дети хором повторяют)
1. Не ломать деревья и кустарники.
2. Не рвать цветы охапками.
3. Не разорять гнезда.
4. Не рвать грибы, а аккуратно срезать их, оставляя грибницу.
5. Не трогать птенцов.
6. Не брать детенышей животных домой.
7. Не разжигать костры.
8. Не оставлять мусор.
(Дети прикрепляют листочки-обещания к дереву на макет дерева.)
ВЕД . Ребята, дом – это не только то место, где мы живём. Дом – это наша деревня, страна, планета. А в доме должно быть всегда тепло, светло, чисто, уютно; каждый должен чувствовать себя в доме защищённым.
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относится добрей.
И чтобы всё это всегда было с нами, надо беречь природу, оберегать её.
Сейчас я проверю , как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорите «да». Если плохо, то все кричите «нет»:
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек поставлю? (да)
Если разведу костёр,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в природе.
Дерево, цветок, пчела
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
(дети читают стихи)
1. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
2. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
3. Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
4. Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
5. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!
(финальная песня)
Давайте сохраним
Нам жить в одной семье,
нам петь в одном кругу.
Идти в одном строю,
лететь в одном полёте.
Давайте сохраним
ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
и клюкву на болоте
О как природа-мать
терпима и добра.
Но чтоб её лихая
участь не постигла.
Давайте сохраним
на стрежнях осетра,
Касатку в небесах,
в таёжных дебрях тигра.
Коль суждено дышать
нам воздухом одним,
Давайте – ка мы все
навек объединимся.
Давайте наши души
вместе сохраним.
Тогда и на земле
мы сами сохранимся.