Сценарий экология предмет интересно или нет

Материал по экологии.

Урок по предмету «Окружающий мир»
на основе деятельностного подхода
к обучению

Экология – предмет.

Интересно или нет?

Федотова Галина Гарриевна,

учитель

 начальных классов

ГБОУ СОШ №1905 ЮВАО

г. Москвы

1. Организационный момент.
   Самоопределение к деятельности.
(Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; формирование положительной эмоциональной направленности учащихся «Хочу, потому что смогу»).

Давайте поговорим об «экологии»!

— Слышали ли вы когда-нибудь такие слова: экономия, экономика, экология?

Эти слова имеют общую часть «эко» — она обозначает в переводе с греческого «дом».

        Вторая часть «логос» встречается в словах: биология, геология, зоология и др.  Можно ли догадаться, что она означает? Да, в греческом языке – это наука.

        Таким образом, экология – это наука о доме.

— О каком это доме? Деревянном? Кирпичном? С черепичной крышей или металлической?

        Дело в том, что у каждого человека свой дом. Но один дом все-таки общий – это наша планета Земля!

        Земной шар – это действительно наш общий большой дом. У нас над головой одна общая крыша – небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех общая великанская лампа, она же печка, — Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи.  И вентилятор тоже один на всех – ветер-ветрило.

                Вот он какой –

                Светлый, прекрасный,

                Большой- пребольшой,

                Дом, где учиться тебе и расти,

                Строить, бороться,         искать и найти!

—Так давайте увидим мир глазами людей, которые стараются содержать нашу планету, Землю, в чистоте и порядке!

        II. Основная часть.
      Актуализация знаний.
(Цель: повторение  из области знаний, полученных на иных уроках, необходимое для выполнения поставленной задачи; создание проблемной ситуации).

—Какая наука самая главная?

Всякая наука оказывает людям огромную пользу, но, пожалуй, ни одна из всех не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология.

— Чему учит эта наука?

 Именно она стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.

Достижения экологии не пропали даром. Люди заметно обеспокоились экологическим здоровьем планеты!

— Кто знает, как называют учёных, занимающихся этой наукой?

Учёные, которые занимаются этой наукой, называются «экологи».

III. Практическая работа.
       Постановка учебной задачи.

 (Цель: обсуждение затруднений, «почему и в каких случаях могут возникнуть эти затруднения»; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить).

— Итак, от каких слов происходит слово «ЭКОЛОГИЯ»?

Слово «экология» происходит от двух греческих слов: «ойкос», что значит дом, и «логос» – наука.

Выходит, это наука о доме. А дом для человека чаще всего – четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб-моря, озёра, реки. Значит, у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – это, конечно, наша планета – Земля.

—Легко ли жить разным существам под одной крышей?

А жить вместе в одном доме очень разным существам совсем непросто! Тут и поссориться можно, и отобрать у соседа местечко получше, а то и просто навредить. А если затеять войну между собой, то недолго, как говорится, и на воздух всему дому взлететь. Однако, Земля наша не первую тысячу лет существует. И ничего. Все как-то уживаются, иначе говоря – сосуществуют, и даже на пользу друг другу, хотя польза эта частенько бывает своеобразной, поскольку одни служат кормом для других, а те в свою очередь, — для третьих, и так далее.

—Что изучает экология?

Вот наука экология и призвана изучать досконально, во всех тонкостях, как отдельные жильцы нашей «коммунальной квартиры» не только уживаются, но и воздействуют друг на друга.

— Попробуем вспомнить примеры, как уживаются разные существа на нашей планете.

Если  вырубить лес – высохнет речка, звери без питья пропадут, испортиться земля и даже воздух, поскольку лес является источником кислорода.

Или, скажем, наоборот, погонит ветер от заводов и фабрик воздух, испорченный ядовитыми примесями, на лес, и лес погибнет, а дальше – всё опять по той же скверной цепочке.

Чтобы выжить всем, надо быть внимательными друг к другу.

—Послушайте  экологическую  сказку  «Бобры и мы».

В Канаде в давние года                Едва струился ручеёк

В лесу на речке тихой                         И лес поить уже не мог.

Жила бобровая семья,                        Засохли  клёны, ели.

Не предвкушая лиха.                        И разбежались звери.

Плотины строили они,                        Но вот явился человек,

И речка небольшая                        Который понял важность рек,

Поила всех, кто рядом жил                Решил он всё поправить

В черте лесного края.                        И стал запруды ставить.

И птицы пели по утрам,                Поставил, а через денёк

И гризли – серый великан –                В ней сделал дырку ручеёк.

Гулял там без опаски.                        Строитель дырку залатал,

И было всё, как в сказке.                А ручеёк опять прорвал.

И люди приходили в лес,                Ах! Как помощники нужны!

И дань добычей брали,                И осенило тут – бобры!

Но никогда баланс тех мест                Не говоря ни слова,

Они не нарушали.                        Всё сделают толково…

Потом другие вслед пришли,                И первозданная краса

Кому всё было мало.                        Вернулась в дикие леса.

Бобров потомство извели.

И красоты не стало…

— Как вы думаете, какое живое существо сильнее всех на свете?

Человек – самое могущественное из всех живых существ. Он больше других вмешивается в дела земного дома.

Но если, с одной стороны, общечеловеческий разум достигает огромных высот и даже выводит человека в космос, то с другой стороны – разум отдельных людей, и, к сожалению, таких много, продолжает оставаться на довольно низкой ступени развития.

В результате человек совершает ошибки, иногда не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой

IV. Итог урока.
     Рефлексивная деятельность.
( Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и класса).

—Так что же это такое – экология, о которой сейчас так много говорят дома и в школе, в газетах, по радио и телевидению? Власти тратят средства на борьбу с экологическими катастрофами, люди мечтают покупать экологически чистые продукты, и все вместе уговаривают друг друга не нарушить экологическую среду?

Это интересная наука!

Давайте задумаемся: как же научить людей не наносить вред среде своего обитания?

Нам помогут книги, журналы. Экскурсия в лес подтвердит наши  догадки. А в Музее леса детям расскажут, какую пользу приносят деревья, животные, но как беззащитны они перед человеком…

Многие дети уже стали активными участниками экологический программы.

Девизом своей работы давайте выберем  слова:

«Да сохранится ШАР ЗЕМНОЙ!»

Мы предлагаем вам создать экологические проекты и принять участие в школьном экологическом спектакле, пригласив на его просмотр учащихся нашей школы и их родителей.

Цели урока:

  1. Образовательная – расширить
    представление ребенка об окружающем нас мире,
    показать его разнообразие, приспособленность к
    средеобитания всех видов, необходимость
    существования их на Земле и влияние человека на
    окружающий нас мир.
  2. Воспитательная – во время бесед,
    практических работ воспитывать у детей гордость
    за природу нашей Родины и бережное отношение к
    ней.
  3. Развивающая – развивать кругозор,
    логическое мышление,речь и познавательный
    интерес детей.

Оборудование:

  • карта природных зон,
  • карта охраны природы,
  • глобус,
  • таблицы и плакаты,
  • телевизор,
  • видеомагнитофон,
  • CD-диски.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вход под музыку.

II. Урок-утренник.

Учитель:

У нас сегодня не просто урок, а урок-утренник и
тема урока: “Экология – предмет: интересно или
нет”

Земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И
глаза у Земли есть. И эти глаза полны слез. Ведь
чего только не делали люди со своей маленькой и
хрупкой Землей!

Ее взрывали и бомбили, ее посыпали ядами. Рубили
леса, защищавшие ее от зноя. Осушивали озера,
поившие ее влагой.

Долго терпела Земля. Но вот Земля вскричала:
«Спасите меня! Я гибну!» И люди наконец
услышали. Они поняли, что если погибнет Земля, то
все живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И
встали люди на защиту Земли, на защиту природы.

В нашей стране они обьеденились в движение,
которое называется – «Спасем Мир и Природу».
Каждый может стать участником этого движения.
Для этого надо только любить свою Землю и слышать
ее крик «Помогите мне, люди!» И помогать ей
нам с вами, как Юным Экологам.

Ученик:

Стихотворение. (К.Ибряев)

Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я,-
Здравствуй, улица моя!

Я пою – и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я,-
Здравствуй, Родина моя!

Ученик:

Стихотворение. (С.Смирнов)

Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Буть сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

Учитель: Дети, как вы понимаете выражение
«Храм природы»?

(Слово «храм» – здание для богослужения, в
переносном смысле древнерусское выражение –
храм науки).

Учитель: Кратко и емко сказал великий
знаток природы, писатель М.Пришвин: «Охранять
природу – значит охранять Родину «.

Учитель: А сейчас послушайте загадки о
природе.

1. Рос шар бел, дунул ветер – и шар улетел.
(одуванчик)

2.

И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею,
Первый найден ….(боровик)

3. Какая ягода снега не боится? (клюква)

4. Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (колокольчик)

Ученик:

Стихотворение. (Евгений Карасев)

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляют нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалосно рвали.

В нас молчало безумное «стой!»
Нам казалось все мало,все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.

Мы не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.

Учитель: Что вы знаете о цветах и травах?

Узнай цветок по описанию:

1.

2.

3.

Цветочные часы: Знаете ли вы, что цветы
открываются и закрываются в определенное время?

1. Мак открывается в 5 утра.

2. Одуванчик в  – 5-6 утра.

3. Фиалка в  – 7-8 утра.

А закрываются эти цветы днем или вечером?

1. Мак – в 3 часа.

2. Одуванчик – в 2-3 часа.

3. Фиалка – в 5-6 часов.

4. Мать-и-мачеха – в 5-8 часов.

Учитель: А теперь давайте посмотрим сценку
«Девочка-Ромашка».

СЦЕНКА.

Девочка – ромашка (Сидит с букетом
лекарственных трав в руках)

Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма.

Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок.

(Протягивает букет дурмана.)

Ромашка.

Разглядела твой обман!
Посмотрите, вот дурман —
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего,
Забирай назад его!

(Травяная ведьма убегает)

Ромашка.

Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать
пакость. То корешок ядовитый подсунет, то траву
несье добную.)

(Крадучись, возвращается травяная ведьма.)

Травяная ведьма.

Я одумалась ребята,
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем,
Дома их поставим в воду.

Ромашка.

Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел ее.

(Загораживает ребят от ведьмы. Она грозит
Ромашке кулаком и убегает.)

Ромашка.

Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.

Учитель: Ребята, а кто знает, что такое
Красная книга природы?

Почему книга названа Красной? (Это сигнал
тревоги.)

Какие растения и животные занесены в Красную
книгу?

А знаете ли вы, что есть еще и Черная книга? (В
ней описаны те животные и растения, которые
навсегда исчезли с лица Земли по вине человека.)

Ученик:

Стихотворение. (Т.Собакина)

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвем цветы —
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Учитель: А без чего еще не будет красоты
природы? (без птиц и зверей).

Ученик:

Стихотворение. (А. Яшин)

Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах
Сколько всяких пернатых —
Просто диву даешься.

Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково —
И, гляди, удивится.

Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство —
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство.

Птичье царство, и только.
Ну, дрозды,
Ну, синички…
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только.

Учитель: Послушаем пластинку с голосами
птиц.

Учитель: Кроссворд о птицах. (Слова написаны
на дереве.)

Учитель: Вы, как юные экологи, что можете
сделать для сохранения природы будущим
поколениям?

Ученик:

Стихотворение «Лесной пожар.» (Вадим
Шефнер).

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не затоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпя искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветками вместе выжег,
Кусты спалил,и зеленый лес пошел.
Как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И как снежинки, искры с них летели,
Над серыми сугробами золы.

Учитель: Что вы думаете об этом?

Учитель: А теперь посмотрим сценку «На
лесной опушке» и сравним. (Исполняют девочки в
пестрых сарафанах с лукошками в руках).

Лапы ели прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася-лесник.
Приходите к нему на опушку —
Всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц вам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.

Дядя Вася (выходит и садится на пенек. Дети
подходят к нему и, присев на корточки слушают его)

Лес не только для нашей забавы,
Он богатство для нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу друзья взращены.
Каждый куст берегите ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать- не сочьтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Хорошо здесь в избушке просторной,
Дядя Вася гостям своим рад.

Ученик:

Стихотворение. «Монолог о природе». (С.
Викулов)

Я – Природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье надарить —
В моей все это власти! —
гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
восхода и захода, иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокаленный, рыжий
хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дар, я не раба,
Не забудь – ты сам мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством,
Шире – что ни год – твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былину даже, что в наследство
Я тебе вручаю, береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожить (зверь не карандаш) —
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших – не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.

Учитель: Природа благодарит детей за помощь
и заботу ней.

Звучит грамзапись «Солнечный круг»

Урок окончен.

III. Итог урока.

  1. Понравился ли вам урок?
  2. Что узнали нового?

IV. Использованная литература.

  1. Журналы «Начальная школа»
  2. А.Е Чижевский » Я познаю мир»
  3. М.Х. Левитлесм «Экология»

Час эксперемента «Экология – предмет. Интересно или нет?»

Цель. Опытным путем показать вред, причиняемый человеком природе.

Оборудование.Свеча, пакет, пластиковая бутылка; сухой лист, лист бумаги, емкость с водой; полиэтиленовый пакет и белая тряпичная салфетка, спички

Человек при взаимодействии с природой оказывает влияние на нее? Он может влиять хорошо, т.е. помогать природе. Он может влиять плохо, т.е. вредить природе, портить, уничтожать ее. В ходе беседы проводятся опыты, которые наглядно показывают, какое вредное воздействие, оказывает человек на природу и почему.

Техника безопасности при работе с огнем.

ОПЫТ №1 Вы видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А теперь этот живой огонек закроем пластиковым пакетом или бутылкой. Что случилось с огоньком? Он умер. Ему не хватило воздуха для дыхания. Точно так же от нехватки воздуха могут погибнуть травинки, цветочки, насекомые. Вы знаете, что летом в нашем поселке люди делают теплицы и парники, накрывая каркасы полиэтиленовыми пленками. В парниках тепло, и растения растут быстро. Каждое утро хозяйки открывают двери теплиц и снимают с парников пленку. Если же хозяйка забудет это сделать, то растения в парниках и теплицах погибнут от нехватки воздуха и чрезмерной жары. Также гибнет все живое под разбросанными пакетами и бутылками.

ОПЫТ №2 Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется, листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем. Вот так же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.

ОПЫТ №3 Давайте возьмем полиэтиленовый пакет и попробуем сжечь его кусочек. А над дымом от этого костра подержим белую тряпочку. Посмотрите на тряпочку. Она закоптилась. А какой неприятный запах! Это значит, что при горении выделяются вредные вещества. Эта копоть и сажа оседают на деревьях, затрудняя дыхание зеленым листочкам, попадая в легкие животных и людей, приводя к тяжелым отравлениям и заболеваниям.

Что же все-таки делать с мусором? Оказывается, каждый вид мусора нуждается в особой переработке. Пищевые отходы можно отдавать кошкам и собакам, они часто бегают голодными и будут вам очень благодарны. Также пищевые отходы можно и нужно отдавать козочкам, коровам, поросятам. Ну а если отходов очень много, их можно собрать в специальные контейнеры, где они будут перегнивать. От этого можно получить двойную пользу. При брожении пищевых отходов образуется газ – метан. Его можно использовать в обыкновенной газовой плите для приготовления пищи. А остатки (перегной) являются прекрасным удобрением для полей. Бумагу необходимо собирать и сдавать в макулатуру. Зачем? Опять-таки двойная польза. Вам — деньги за макулатуру. А самое важное, что из макулатуры на фабриках и заводах вновь сделают тетради, книги, газеты. Из одного дерева делают 15 учебников. Сдав в макулатуру 5 кг бумаги, вы спасете дерево! Бутылки нужно сдавать в пункты приема стеклотары. Вы получите за это деньги, а рабочие отвезут бутылки на завод, вымоют, и снова будут продавать в них лимонад. Металлические банки сдают в металлолом и из них выплавляют новый металл. Но если все-таки у вас остался какой-либо мусор, не выкидывайте его в канаву, соберите его и отнесите к мусорному контейнеру. Этот мусор вывезут на помойки, в специально оборудованные места, где его обработают, закопают и он уже не нанесет огромного вреда природе. Ученые работают над созданием систем переработки и вторичного использования мусора. Простые люди им помогают. Например, в Кировском районе города Санкт-Петербурга проводится эксперимент. Во дворах, в специально отведенных местах стоят не мусорные контейнеры, а разноцветные бачки. Для каждого вида мусора стоит бачок определенного цвета. Желтый — для пищевых отходов, зеленый — для битого стекла и т.д. Такие бачки везут не на помойки, а на перерабатывающие заводы.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/317751-chas-jeksperementa-jekologija-predmetinteresn

Час эксперемента «Экология – предмет. Интересно или нет?»
Цель. Опытным путем показать  вред, причиняемый человеком природе. 
Оборудование. Свеча, пакет, пластиковая бутылка; сухой лист, лист бумаги,
емкость с водой; полиэтиленовый пакет и белая тряпичная салфетка, спички
Человек при взаимодействии с природой оказывает влияние на нее? Он может
влиять   хорошо,   т.е.   помогать   природе.   Он   может   влиять   плохо,   т.е.   вредить
природе,   портить,   уничтожать   ее.   В   ходе   беседы   проводятся   опыты,   которые
наглядно показывают, какое вредное воздействие, оказывает человек на природу и
почему. 
Техника безопасности  при работе с огнем.
ОПЫТ   №1  Вы   видите   огонек.   Он   живой,   он   танцует,   пляшет,   дышит
воздухом.   А   теперь   этот   живой   огонек   закроем   пластиковым   пакетом   или
бутылкой.   Что   случилось   с   огоньком?   Он   умер.   Ему   не   хватило   воздуха   для
дыхания. Точно так же от нехватки воздуха могут погибнуть травинки, цветочки,
насекомые. Вы знаете, что летом в нашем поселке люди делают теплицы и парники,
накрывая   каркасы   полиэтиленовыми   пленками.   В   парниках   тепло,   и   растения
растут   быстро.   Каждое   утро   хозяйки   открывают   двери   теплиц   и   снимают   с
парников пленку. Если же хозяйка забудет это сделать, то растения в парниках и
теплицах   погибнут   от   нехватки   воздуха   и  чрезмерной   жары.  Также   гибнет   все
живое под разбросанными пакетами и бутылками.
  ОПЫТ №2  Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается
легкая,  незаметная   пыль,  которую   тут   же   разнесет   ветер.  А   теперь   попробуем
раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с
баночкой   и   бутылочкой   вообще   ничего   не   стало.   Теперь   попробуем   намочить
листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется,
листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так
легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не
сможем. Вот так же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро
сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая
пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года,
железная   банка   разлагается,   ржавеет   за   6   —   10   лет,   полиэтиленовая   пленка
разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому,
если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь
и   будете   древними   дедами   и   старухами,   только   тогда   исчезнет   в   земле
полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и
долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок. 
ОПЫТ №3  Давайте возьмем полиэтиленовый пакет и попробуем сжечь его
кусочек. А над дымом от этого костра подержим белую тряпочку. Посмотрите на
тряпочку.   Она   закоптилась.   А   какой   неприятный   запах!   Это   значит,   что   при
горении выделяются вредные вещества. Эта копоть и сажа оседают на деревьях,
затрудняя   дыхание   зеленым   листочкам,   попадая   в   легкие   животных   и   людей,
приводя к тяжелым отравлениям и заболеваниям.
  Что   же   все­таки   делать   с   мусором?   Оказывается,   каждый   вид   мусора
нуждается   в   особой   переработке.   Пищевые   отходы   можно   отдавать   кошкам   и
собакам,   они   часто   бегают   голодными   и   будут   вам   очень   благодарны.   Также
пищевые отходы можно и нужно отдавать козочкам, коровам, поросятам. Ну а
если отходов очень много, их можно собрать в специальные контейнеры, где они
будут   перегнивать.   От   этого   можно   получить   двойную   пользу.   При   брожении
пищевых отходов образуется газ – метан. Его можно использовать в обыкновенной
газовой   плите   для   приготовления   пищи.   А   остатки   (перегной)   являются
прекрасным   удобрением   для   полей.   Бумагу   необходимо   собирать   и   сдавать   в
макулатуру. Зачем? Опять­таки двойная польза. Вам — деньги за макулатуру. А
самое важное, что из макулатуры на фабриках и заводах вновь сделают тетради,
книги, газеты. Из одного дерева делают 15 учебников. Сдав в макулатуру 5 кг
бумаги, вы спасете дерево! Бутылки нужно сдавать в пункты приема стеклотары.
Вы получите за это деньги, а рабочие отвезут бутылки на завод, вымоют, и снова
будут продавать в них лимонад. Металлические банки сдают в металлолом и из
них выплавляют новый металл. Но если все­таки у вас остался какой­либо мусор,
не выкидывайте его в канаву, соберите его и отнесите к мусорному контейнеру.
Этот   мусор   вывезут   на   помойки,   в   специально   оборудованные   места,   где   его
обработают,   закопают   и   он   уже   не   нанесет   огромного   вреда   природе.   Ученые
работают над созданием систем переработки и вторичного использования мусора.
Простые   люди   им   помогают.   Например,   в   Кировском   районе   города   Санкт­
Петербурга проводится эксперимент. Во дворах, в специально отведенных местах
стоят не мусорные контейнеры, а разноцветные бачки. Для каждого вида мусора
стоит бачок определенного цвета.  Желтый  — для пищевых отходов,  зеленый  —
для битого стекла и т.д. Такие бачки везут не на помойки, а на перерабатывающие
заводы.

Час эксперемента «Экология – предмет. Интересно или нет?»

Цель. Опытным путем показать вред, причиняемый человеком природе.

Оборудование. Свеча, пакет, пластиковая бутылка; сухой лист, лист бумаги, емкость с водой; полиэтиленовый пакет и белая тряпичная салфетка, спички

Человек при взаимодействии с природой оказывает влияние на нее? Он может влиять хорошо, т.е. помогать природе. Он может влиять плохо, т.е. вредить природе, портить, уничтожать ее. В ходе беседы проводятся опыты, которые наглядно показывают, какое вредное воздействие, оказывает человек на природу и почему.

Техника безопасности при работе с огнем.

ОПЫТ №1 Вы видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А теперь этот живой огонек закроем пластиковым пакетом или бутылкой. Что случилось с огоньком? Он умер. Ему не хватило воздуха для дыхания. Точно так же от нехватки воздуха могут погибнуть травинки, цветочки, насекомые. Вы знаете, что летом в нашем поселке люди делают теплицы и парники, накрывая каркасы полиэтиленовыми пленками. В парниках тепло, и растения растут быстро. Каждое утро хозяйки открывают двери теплиц и снимают с парников пленку. Если же хозяйка забудет это сделать, то растения в парниках и теплицах погибнут от нехватки воздуха и чрезмерной жары. Также гибнет все живое под разбросанными пакетами и бутылками.

ОПЫТ №2 Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется, листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем. Вот так же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.

ОПЫТ №3 Давайте возьмем полиэтиленовый пакет и попробуем сжечь его кусочек. А над дымом от этого костра подержим белую тряпочку. Посмотрите на тряпочку. Она закоптилась. А какой неприятный запах! Это значит, что при горении выделяются вредные вещества. Эта копоть и сажа оседают на деревьях, затрудняя дыхание зеленым листочкам, попадая в легкие животных и людей, приводя к тяжелым отравлениям и заболеваниям.

Что же все-таки делать с мусором? Оказывается, каждый вид мусора нуждается в особой переработке. Пищевые отходы можно отдавать кошкам и собакам, они часто бегают голодными и будут вам очень благодарны. Также пищевые отходы можно и нужно отдавать козочкам, коровам, поросятам. Ну а если отходов очень много, их можно собрать в специальные контейнеры, где они будут перегнивать. От этого можно получить двойную пользу. При брожении пищевых отходов образуется газ – метан. Его можно использовать в обыкновенной газовой плите для приготовления пищи. А остатки (перегной) являются прекрасным удобрением для полей. Бумагу необходимо собирать и сдавать в макулатуру. Зачем? Опять-таки двойная польза. Вам — деньги за макулатуру. А самое важное, что из макулатуры на фабриках и заводах вновь сделают тетради, книги, газеты. Из одного дерева делают 15 учебников. Сдав в макулатуру 5 кг бумаги, вы спасете дерево! Бутылки нужно сдавать в пункты приема стеклотары. Вы получите за это деньги, а рабочие отвезут бутылки на завод, вымоют, и снова будут продавать в них лимонад. Металлические банки сдают в металлолом и из них выплавляют новый металл. Но если все-таки у вас остался какой-либо мусор, не выкидывайте его в канаву, соберите его и отнесите к мусорному контейнеру. Этот мусор вывезут на помойки, в специально оборудованные места, где его обработают, закопают и он уже не нанесет огромного вреда природе. Ученые работают над созданием систем переработки и вторичного использования мусора. Простые люди им помогают. Например, в Кировском районе города Санкт-Петербурга проводится эксперимент. Во дворах, в специально отведенных местах стоят не мусорные контейнеры, а разноцветные бачки. Для каждого вида мусора стоит бачок определенного цвета. Желтый — для пищевых отходов, зеленый — для битого стекла и т.д. Такие бачки везут не на помойки, а на перерабатывающие заводы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий экология здоровья
  • Сценарий экология дело каждого
  • Сценарий экология вокруг нас
  • Сценарий экологической сценки
  • Сценарий экологической сказки экологический театр