Урок по предмету «Окружающий мир»
на основе деятельностного подхода
к обучению
Экология – предмет.
Интересно или нет?
Федотова Галина Гарриевна,
учитель
начальных классов
ГБОУ СОШ №1905 ЮВАО
г. Москвы
1. Организационный момент.
Самоопределение к деятельности.
(Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; формирование положительной эмоциональной направленности учащихся «Хочу, потому что смогу»).
Давайте поговорим об «экологии»!
— Слышали ли вы когда-нибудь такие слова: экономия, экономика, экология?
Эти слова имеют общую часть «эко» — она обозначает в переводе с греческого «дом».
Вторая часть «логос» встречается в словах: биология, геология, зоология и др. Можно ли догадаться, что она означает? Да, в греческом языке – это наука.
Таким образом, экология – это наука о доме.
— О каком это доме? Деревянном? Кирпичном? С черепичной крышей или металлической?
Дело в том, что у каждого человека свой дом. Но один дом все-таки общий – это наша планета Земля!
Земной шар – это действительно наш общий большой дом. У нас над головой одна общая крыша – небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех общая великанская лампа, она же печка, — Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер-ветрило.
Вот он какой –
Светлый, прекрасный,
Большой- пребольшой,
Дом, где учиться тебе и расти,
Строить, бороться, искать и найти!
—Так давайте увидим мир глазами людей, которые стараются содержать нашу планету, Землю, в чистоте и порядке!
II. Основная часть.
Актуализация знаний.
(Цель: повторение из области знаний, полученных на иных уроках, необходимое для выполнения поставленной задачи; создание проблемной ситуации).
—Какая наука самая главная?
Всякая наука оказывает людям огромную пользу, но, пожалуй, ни одна из всех не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология.
— Чему учит эта наука?
Именно она стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.
Достижения экологии не пропали даром. Люди заметно обеспокоились экологическим здоровьем планеты!
— Кто знает, как называют учёных, занимающихся этой наукой?
Учёные, которые занимаются этой наукой, называются «экологи».
III. Практическая работа.
Постановка учебной задачи.
(Цель: обсуждение затруднений, «почему и в каких случаях могут возникнуть эти затруднения»; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить).
— Итак, от каких слов происходит слово «ЭКОЛОГИЯ»?
Слово «экология» происходит от двух греческих слов: «ойкос», что значит дом, и «логос» – наука.
Выходит, это наука о доме. А дом для человека чаще всего – четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб-моря, озёра, реки. Значит, у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – это, конечно, наша планета – Земля.
—Легко ли жить разным существам под одной крышей?
А жить вместе в одном доме очень разным существам совсем непросто! Тут и поссориться можно, и отобрать у соседа местечко получше, а то и просто навредить. А если затеять войну между собой, то недолго, как говорится, и на воздух всему дому взлететь. Однако, Земля наша не первую тысячу лет существует. И ничего. Все как-то уживаются, иначе говоря – сосуществуют, и даже на пользу друг другу, хотя польза эта частенько бывает своеобразной, поскольку одни служат кормом для других, а те в свою очередь, — для третьих, и так далее.
—Что изучает экология?
Вот наука экология и призвана изучать досконально, во всех тонкостях, как отдельные жильцы нашей «коммунальной квартиры» не только уживаются, но и воздействуют друг на друга.
— Попробуем вспомнить примеры, как уживаются разные существа на нашей планете.
Если вырубить лес – высохнет речка, звери без питья пропадут, испортиться земля и даже воздух, поскольку лес является источником кислорода.
Или, скажем, наоборот, погонит ветер от заводов и фабрик воздух, испорченный ядовитыми примесями, на лес, и лес погибнет, а дальше – всё опять по той же скверной цепочке.
Чтобы выжить всем, надо быть внимательными друг к другу.
—Послушайте экологическую сказку «Бобры и мы».
В Канаде в давние года Едва струился ручеёк
В лесу на речке тихой И лес поить уже не мог.
Жила бобровая семья, Засохли клёны, ели.
Не предвкушая лиха. И разбежались звери.
Плотины строили они, Но вот явился человек,
И речка небольшая Который понял важность рек,
Поила всех, кто рядом жил Решил он всё поправить
В черте лесного края. И стал запруды ставить.
И птицы пели по утрам, Поставил, а через денёк
И гризли – серый великан – В ней сделал дырку ручеёк.
Гулял там без опаски. Строитель дырку залатал,
И было всё, как в сказке. А ручеёк опять прорвал.
И люди приходили в лес, Ах! Как помощники нужны!
И дань добычей брали, И осенило тут – бобры!
Но никогда баланс тех мест Не говоря ни слова,
Они не нарушали. Всё сделают толково…
Потом другие вслед пришли, И первозданная краса
Кому всё было мало. Вернулась в дикие леса.
Бобров потомство извели.
И красоты не стало…
— Как вы думаете, какое живое существо сильнее всех на свете?
Человек – самое могущественное из всех живых существ. Он больше других вмешивается в дела земного дома.
Но если, с одной стороны, общечеловеческий разум достигает огромных высот и даже выводит человека в космос, то с другой стороны – разум отдельных людей, и, к сожалению, таких много, продолжает оставаться на довольно низкой ступени развития.
В результате человек совершает ошибки, иногда не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой
IV. Итог урока.
Рефлексивная деятельность.
( Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и класса).
—Так что же это такое – экология, о которой сейчас так много говорят дома и в школе, в газетах, по радио и телевидению? Власти тратят средства на борьбу с экологическими катастрофами, люди мечтают покупать экологически чистые продукты, и все вместе уговаривают друг друга не нарушить экологическую среду?
Это интересная наука!
Давайте задумаемся: как же научить людей не наносить вред среде своего обитания?
Нам помогут книги, журналы. Экскурсия в лес подтвердит наши догадки. А в Музее леса детям расскажут, какую пользу приносят деревья, животные, но как беззащитны они перед человеком…
Многие дети уже стали активными участниками экологический программы.
Девизом своей работы давайте выберем слова:
«Да сохранится ШАР ЗЕМНОЙ!»
Мы предлагаем вам создать экологические проекты и принять участие в школьном экологическом спектакле, пригласив на его просмотр учащихся нашей школы и их родителей.
Цели урока:
- Образовательная – расширить
представление ребенка об окружающем нас мире,
показать его разнообразие, приспособленность к
средеобитания всех видов, необходимость
существования их на Земле и влияние человека на
окружающий нас мир. - Воспитательная – во время бесед,
практических работ воспитывать у детей гордость
за природу нашей Родины и бережное отношение к
ней. - Развивающая – развивать кругозор,
логическое мышление,речь и познавательный
интерес детей.
Оборудование:
- карта природных зон,
- карта охраны природы,
- глобус,
- таблицы и плакаты,
- телевизор,
- видеомагнитофон,
- CD-диски.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вход под музыку.
II. Урок-утренник.
Учитель:
У нас сегодня не просто урок, а урок-утренник и
тема урока: “Экология – предмет: интересно или
нет”
Земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И
глаза у Земли есть. И эти глаза полны слез. Ведь
чего только не делали люди со своей маленькой и
хрупкой Землей!
Ее взрывали и бомбили, ее посыпали ядами. Рубили
леса, защищавшие ее от зноя. Осушивали озера,
поившие ее влагой.
Долго терпела Земля. Но вот Земля вскричала:
«Спасите меня! Я гибну!» И люди наконец
услышали. Они поняли, что если погибнет Земля, то
все живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И
встали люди на защиту Земли, на защиту природы.
В нашей стране они обьеденились в движение,
которое называется – «Спасем Мир и Природу».
Каждый может стать участником этого движения.
Для этого надо только любить свою Землю и слышать
ее крик «Помогите мне, люди!» И помогать ей
нам с вами, как Юным Экологам.
Ученик:
Стихотворение. (К.Ибряев)
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я,-
Здравствуй, улица моя!Я пою – и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я,-
Здравствуй, Родина моя!
Ученик:
Стихотворение. (С.Смирнов)
Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Буть сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Учитель: Дети, как вы понимаете выражение
«Храм природы»?
(Слово «храм» – здание для богослужения, в
переносном смысле древнерусское выражение –
храм науки).
Учитель: Кратко и емко сказал великий
знаток природы, писатель М.Пришвин: «Охранять
природу – значит охранять Родину «.
Учитель: А сейчас послушайте загадки о
природе.
1. Рос шар бел, дунул ветер – и шар улетел.
(одуванчик)
2.
И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею,
Первый найден ….(боровик)
3. Какая ягода снега не боится? (клюква)
4. Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчик)
Ученик:
Стихотворение. (Евгений Карасев)
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляют нам каждое лето.Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалосно рвали.В нас молчало безумное «стой!»
Нам казалось все мало,все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.Мы не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Учитель: Что вы знаете о цветах и травах?
Узнай цветок по описанию:
1.
2.
3.
Цветочные часы: Знаете ли вы, что цветы
открываются и закрываются в определенное время?
1. Мак открывается в 5 утра.
2. Одуванчик в – 5-6 утра.
3. Фиалка в – 7-8 утра.
А закрываются эти цветы днем или вечером?
1. Мак – в 3 часа.
2. Одуванчик – в 2-3 часа.
3. Фиалка – в 5-6 часов.
4. Мать-и-мачеха – в 5-8 часов.
Учитель: А теперь давайте посмотрим сценку
«Девочка-Ромашка».
СЦЕНКА.
Девочка – ромашка (Сидит с букетом
лекарственных трав в руках)
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма.
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок.
(Протягивает букет дурмана.)
Ромашка.
Разглядела твой обман!
Посмотрите, вот дурман —
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего,
Забирай назад его!
(Травяная ведьма убегает)
Ромашка.
Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать
пакость. То корешок ядовитый подсунет, то траву
несье добную.)
(Крадучись, возвращается травяная ведьма.)
Травяная ведьма.
Я одумалась ребята,
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем,
Дома их поставим в воду.
Ромашка.
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел ее.
(Загораживает ребят от ведьмы. Она грозит
Ромашке кулаком и убегает.)
Ромашка.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Учитель: Ребята, а кто знает, что такое
Красная книга природы?
Почему книга названа Красной? (Это сигнал
тревоги.)
Какие растения и животные занесены в Красную
книгу?
А знаете ли вы, что есть еще и Черная книга? (В
ней описаны те животные и растения, которые
навсегда исчезли с лица Земли по вине человека.)
Ученик:
Стихотворение. (Т.Собакина)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвем цветы —
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Учитель: А без чего еще не будет красоты
природы? (без птиц и зверей).
Ученик:
Стихотворение. (А. Яшин)
Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах
Сколько всяких пернатых —
Просто диву даешься.Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково —
И, гляди, удивится.Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство —
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство.Птичье царство, и только.
Ну, дрозды,
Ну, синички…
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только.
Учитель: Послушаем пластинку с голосами
птиц.
Учитель: Кроссворд о птицах. (Слова написаны
на дереве.)
Учитель: Вы, как юные экологи, что можете
сделать для сохранения природы будущим
поколениям?
Ученик:
Стихотворение «Лесной пожар.» (Вадим
Шефнер).
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не затоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпя искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.Он всю траву с цветками вместе выжег,
Кусты спалил,и зеленый лес пошел.
Как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И как снежинки, искры с них летели,
Над серыми сугробами золы.
Учитель: Что вы думаете об этом?
Учитель: А теперь посмотрим сценку «На
лесной опушке» и сравним. (Исполняют девочки в
пестрых сарафанах с лукошками в руках).
Лапы ели прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася-лесник.
Приходите к нему на опушку —
Всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц вам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
Дядя Вася (выходит и садится на пенек. Дети
подходят к нему и, присев на корточки слушают его)
Лес не только для нашей забавы,
Он богатство для нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу друзья взращены.
Каждый куст берегите ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать- не сочьтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Хорошо здесь в избушке просторной,
Дядя Вася гостям своим рад.
Ученик:
Стихотворение. «Монолог о природе». (С.
Викулов)
Я – Природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье надарить —
В моей все это власти! —
гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
восхода и захода, иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокаленный, рыжий
хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дар, я не раба,
Не забудь – ты сам мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством,
Шире – что ни год – твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былину даже, что в наследство
Я тебе вручаю, береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожить (зверь не карандаш) —
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших – не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
Учитель: Природа благодарит детей за помощь
и заботу ней.
Звучит грамзапись «Солнечный круг»
Урок окончен.
III. Итог урока.
- Понравился ли вам урок?
- Что узнали нового?
IV. Использованная литература.
- Журналы «Начальная школа»
- А.Е Чижевский » Я познаю мир»
- М.Х. Левитлесм «Экология»
Час эксперемента «Экология – предмет. Интересно или нет?»
Цель. Опытным путем показать вред, причиняемый человеком природе.
Оборудование.Свеча, пакет, пластиковая бутылка; сухой лист, лист бумаги, емкость с водой; полиэтиленовый пакет и белая тряпичная салфетка, спички
Человек при взаимодействии с природой оказывает влияние на нее? Он может влиять хорошо, т.е. помогать природе. Он может влиять плохо, т.е. вредить природе, портить, уничтожать ее. В ходе беседы проводятся опыты, которые наглядно показывают, какое вредное воздействие, оказывает человек на природу и почему.
Техника безопасности при работе с огнем.
ОПЫТ №1 Вы видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А теперь этот живой огонек закроем пластиковым пакетом или бутылкой. Что случилось с огоньком? Он умер. Ему не хватило воздуха для дыхания. Точно так же от нехватки воздуха могут погибнуть травинки, цветочки, насекомые. Вы знаете, что летом в нашем поселке люди делают теплицы и парники, накрывая каркасы полиэтиленовыми пленками. В парниках тепло, и растения растут быстро. Каждое утро хозяйки открывают двери теплиц и снимают с парников пленку. Если же хозяйка забудет это сделать, то растения в парниках и теплицах погибнут от нехватки воздуха и чрезмерной жары. Также гибнет все живое под разбросанными пакетами и бутылками.
ОПЫТ №2 Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется, листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем. Вот так же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.
ОПЫТ №3 Давайте возьмем полиэтиленовый пакет и попробуем сжечь его кусочек. А над дымом от этого костра подержим белую тряпочку. Посмотрите на тряпочку. Она закоптилась. А какой неприятный запах! Это значит, что при горении выделяются вредные вещества. Эта копоть и сажа оседают на деревьях, затрудняя дыхание зеленым листочкам, попадая в легкие животных и людей, приводя к тяжелым отравлениям и заболеваниям.
Что же все-таки делать с мусором? Оказывается, каждый вид мусора нуждается в особой переработке. Пищевые отходы можно отдавать кошкам и собакам, они часто бегают голодными и будут вам очень благодарны. Также пищевые отходы можно и нужно отдавать козочкам, коровам, поросятам. Ну а если отходов очень много, их можно собрать в специальные контейнеры, где они будут перегнивать. От этого можно получить двойную пользу. При брожении пищевых отходов образуется газ – метан. Его можно использовать в обыкновенной газовой плите для приготовления пищи. А остатки (перегной) являются прекрасным удобрением для полей. Бумагу необходимо собирать и сдавать в макулатуру. Зачем? Опять-таки двойная польза. Вам — деньги за макулатуру. А самое важное, что из макулатуры на фабриках и заводах вновь сделают тетради, книги, газеты. Из одного дерева делают 15 учебников. Сдав в макулатуру 5 кг бумаги, вы спасете дерево! Бутылки нужно сдавать в пункты приема стеклотары. Вы получите за это деньги, а рабочие отвезут бутылки на завод, вымоют, и снова будут продавать в них лимонад. Металлические банки сдают в металлолом и из них выплавляют новый металл. Но если все-таки у вас остался какой-либо мусор, не выкидывайте его в канаву, соберите его и отнесите к мусорному контейнеру. Этот мусор вывезут на помойки, в специально оборудованные места, где его обработают, закопают и он уже не нанесет огромного вреда природе. Ученые работают над созданием систем переработки и вторичного использования мусора. Простые люди им помогают. Например, в Кировском районе города Санкт-Петербурга проводится эксперимент. Во дворах, в специально отведенных местах стоят не мусорные контейнеры, а разноцветные бачки. Для каждого вида мусора стоит бачок определенного цвета. Желтый — для пищевых отходов, зеленый — для битого стекла и т.д. Такие бачки везут не на помойки, а на перерабатывающие заводы.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/317751-chas-jeksperementa-jekologija-predmetinteresn
Час эксперемента «Экология – предмет. Интересно или нет?»
Цель. Опытным путем показать вред, причиняемый человеком природе.
Оборудование. Свеча, пакет, пластиковая бутылка; сухой лист, лист бумаги,
емкость с водой; полиэтиленовый пакет и белая тряпичная салфетка, спички
Человек при взаимодействии с природой оказывает влияние на нее? Он может
влиять хорошо, т.е. помогать природе. Он может влиять плохо, т.е. вредить
природе, портить, уничтожать ее. В ходе беседы проводятся опыты, которые
наглядно показывают, какое вредное воздействие, оказывает человек на природу и
почему.
Техника безопасности при работе с огнем.
ОПЫТ №1 Вы видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит
воздухом. А теперь этот живой огонек закроем пластиковым пакетом или
бутылкой. Что случилось с огоньком? Он умер. Ему не хватило воздуха для
дыхания. Точно так же от нехватки воздуха могут погибнуть травинки, цветочки,
насекомые. Вы знаете, что летом в нашем поселке люди делают теплицы и парники,
накрывая каркасы полиэтиленовыми пленками. В парниках тепло, и растения
растут быстро. Каждое утро хозяйки открывают двери теплиц и снимают с
парников пленку. Если же хозяйка забудет это сделать, то растения в парниках и
теплицах погибнут от нехватки воздуха и чрезмерной жары. Также гибнет все
живое под разбросанными пакетами и бутылками.
ОПЫТ №2 Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается
легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем
раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с
баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить
листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется,
листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так
легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не
сможем. Вот так же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро
сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая
пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года,
железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка
разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому,
если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь
и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле
полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и
долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.
ОПЫТ №3 Давайте возьмем полиэтиленовый пакет и попробуем сжечь его
кусочек. А над дымом от этого костра подержим белую тряпочку. Посмотрите на
тряпочку. Она закоптилась. А какой неприятный запах! Это значит, что при
горении выделяются вредные вещества. Эта копоть и сажа оседают на деревьях,
затрудняя дыхание зеленым листочкам, попадая в легкие животных и людей,
приводя к тяжелым отравлениям и заболеваниям.
Что же всетаки делать с мусором? Оказывается, каждый вид мусора
нуждается в особой переработке. Пищевые отходы можно отдавать кошкам и
собакам, они часто бегают голодными и будут вам очень благодарны. Также
пищевые отходы можно и нужно отдавать козочкам, коровам, поросятам. Ну а
если отходов очень много, их можно собрать в специальные контейнеры, где они
будут перегнивать. От этого можно получить двойную пользу. При брожении
пищевых отходов образуется газ – метан. Его можно использовать в обыкновенной
газовой плите для приготовления пищи. А остатки (перегной) являются
прекрасным удобрением для полей. Бумагу необходимо собирать и сдавать в
макулатуру. Зачем? Опятьтаки двойная польза. Вам — деньги за макулатуру. А
самое важное, что из макулатуры на фабриках и заводах вновь сделают тетради,
книги, газеты. Из одного дерева делают 15 учебников. Сдав в макулатуру 5 кг
бумаги, вы спасете дерево! Бутылки нужно сдавать в пункты приема стеклотары.
Вы получите за это деньги, а рабочие отвезут бутылки на завод, вымоют, и снова
будут продавать в них лимонад. Металлические банки сдают в металлолом и из
них выплавляют новый металл. Но если всетаки у вас остался какойлибо мусор,
не выкидывайте его в канаву, соберите его и отнесите к мусорному контейнеру.
Этот мусор вывезут на помойки, в специально оборудованные места, где его
обработают, закопают и он уже не нанесет огромного вреда природе. Ученые
работают над созданием систем переработки и вторичного использования мусора.
Простые люди им помогают. Например, в Кировском районе города Санкт
Петербурга проводится эксперимент. Во дворах, в специально отведенных местах
стоят не мусорные контейнеры, а разноцветные бачки. Для каждого вида мусора
стоит бачок определенного цвета. Желтый — для пищевых отходов, зеленый —
для битого стекла и т.д. Такие бачки везут не на помойки, а на перерабатывающие
заводы.
Час эксперемента «Экология – предмет. Интересно или нет?»
Цель. Опытным путем показать вред, причиняемый человеком природе.
Оборудование. Свеча, пакет, пластиковая бутылка; сухой лист, лист бумаги, емкость с водой; полиэтиленовый пакет и белая тряпичная салфетка, спички
Человек при взаимодействии с природой оказывает влияние на нее? Он может влиять хорошо, т.е. помогать природе. Он может влиять плохо, т.е. вредить природе, портить, уничтожать ее. В ходе беседы проводятся опыты, которые наглядно показывают, какое вредное воздействие, оказывает человек на природу и почему.
Техника безопасности при работе с огнем.
ОПЫТ №1 Вы видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А теперь этот живой огонек закроем пластиковым пакетом или бутылкой. Что случилось с огоньком? Он умер. Ему не хватило воздуха для дыхания. Точно так же от нехватки воздуха могут погибнуть травинки, цветочки, насекомые. Вы знаете, что летом в нашем поселке люди делают теплицы и парники, накрывая каркасы полиэтиленовыми пленками. В парниках тепло, и растения растут быстро. Каждое утро хозяйки открывают двери теплиц и снимают с парников пленку. Если же хозяйка забудет это сделать, то растения в парниках и теплицах погибнут от нехватки воздуха и чрезмерной жары. Также гибнет все живое под разбросанными пакетами и бутылками.
ОПЫТ №2 Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется, листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем. Вот так же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.
ОПЫТ №3 Давайте возьмем полиэтиленовый пакет и попробуем сжечь его кусочек. А над дымом от этого костра подержим белую тряпочку. Посмотрите на тряпочку. Она закоптилась. А какой неприятный запах! Это значит, что при горении выделяются вредные вещества. Эта копоть и сажа оседают на деревьях, затрудняя дыхание зеленым листочкам, попадая в легкие животных и людей, приводя к тяжелым отравлениям и заболеваниям.
Что же все-таки делать с мусором? Оказывается, каждый вид мусора нуждается в особой переработке. Пищевые отходы можно отдавать кошкам и собакам, они часто бегают голодными и будут вам очень благодарны. Также пищевые отходы можно и нужно отдавать козочкам, коровам, поросятам. Ну а если отходов очень много, их можно собрать в специальные контейнеры, где они будут перегнивать. От этого можно получить двойную пользу. При брожении пищевых отходов образуется газ – метан. Его можно использовать в обыкновенной газовой плите для приготовления пищи. А остатки (перегной) являются прекрасным удобрением для полей. Бумагу необходимо собирать и сдавать в макулатуру. Зачем? Опять-таки двойная польза. Вам — деньги за макулатуру. А самое важное, что из макулатуры на фабриках и заводах вновь сделают тетради, книги, газеты. Из одного дерева делают 15 учебников. Сдав в макулатуру 5 кг бумаги, вы спасете дерево! Бутылки нужно сдавать в пункты приема стеклотары. Вы получите за это деньги, а рабочие отвезут бутылки на завод, вымоют, и снова будут продавать в них лимонад. Металлические банки сдают в металлолом и из них выплавляют новый металл. Но если все-таки у вас остался какой-либо мусор, не выкидывайте его в канаву, соберите его и отнесите к мусорному контейнеру. Этот мусор вывезут на помойки, в специально оборудованные места, где его обработают, закопают и он уже не нанесет огромного вреда природе. Ученые работают над созданием систем переработки и вторичного использования мусора. Простые люди им помогают. Например, в Кировском районе города Санкт-Петербурга проводится эксперимент. Во дворах, в специально отведенных местах стоят не мусорные контейнеры, а разноцветные бачки. Для каждого вида мусора стоит бачок определенного цвета. Желтый — для пищевых отходов, зеленый — для битого стекла и т.д. Такие бачки везут не на помойки, а на перерабатывающие заводы.