Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 4 им. Б. Б. Городовикова»
Подготовила и провели:
Плещенко М.Н. – учитель биологии
г. Городовиковск, 2013 г.
Тема: Экология вокруг нас
Цель: активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, личную причастность и значимость в природоохранных мероприятиях.
Задачи:
- Формирование познавательного интереса, коммуникативных навыков при работе в группе.
- Развитие творческих способностей и применение экологических знаний на практике.
- Привитие экологической культуры, природоохранных, валеологических навыков.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Организационный этап
Марафон начинается стартом (торжественной линейкой). Ведущие озвучивают задачи марафонцев, звучат слова о значимости природоохранных мероприятий и тревожных фактах последствий нашего воздействия на природу. Классам раздаются маршрутные листы и в течение часа все работают по маршрутам. На каждой станции присутствует учитель-предметник, который наблюдает за работой ребят, объективностью выставления баллов ведущими и корректностью в проведении соответствующего этапа. После работы все получившиеся материалы сдаются и распределяются места, согласно участию. При одинаковом количестве баллов присваиваются номинации.
2. Технологический этап
После получения комплекта маршрутных листов на каждый класс, семиклассники распределяются в группы, согласно договорённости и отправляются на станции. Таким образом, на каждом станции находится по одной команде из двух классов.
На станции «Интеллектуальная» проводится брейн-ринг «Чудеса в природе».
На станции «Оч.умелые ручки» учащимся предлагают сделать массу полезных вещей из «Мусора». Для этого каждой команде выдаётся одинаковый комплект с так называемым мусором: пластиковые бутылки, тетрапаки, коробки из-под пищевых продуктов и т.д. главное условие, чтобы изделие функционировало и чтобы осталось минимум отходов.
На станции «Знаки природы» учащимся выдают по три комплекта шаблонов в виде дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие и информирующие. Задача ребят нарисовать знаки, запрещающие какую-либо деятельность человека, информирующие о каком-то природном объекте или предупреждающие о чём-либо.
А на станции «Лесная аптека» – учащиеся не только узнают много полезной и новой информации про лекарственные растения, но и пытаются сочинить рекламу для одного из них. Отправимся и мы по маршруту марафона…
Брейн-ринг «Чудеса в природе»
Оборудование: название станции, звуковое (звонок) или сигнальное (настольная лампа) устройство, столы, вопросы-задания, песочные часы, музыка для рекламной паузы, таблички для оценивания, дипломы победителям и участникам.
Учитель: Сегодня мы говорим о живой природе, которая сильно пострадала от рук человека, призываем вас беречь и сохранять всё живое на Земле. Но для того, чтобы беречь нужно знать. На сегодняшнем турнире мы попробуем вспомнить о некоторых из них. Для этого мы играем в «брейн- ринг». Вам нужно выбрать капитана команды, поучаствовать в разминке и ответить на несколько вопросов. Перед каждым раундом капитаны выбирают тему вопроса из представленных номинаций: птицы, животные, растения, цветы, вопросы-шутки, альтернативный вопрос. Играют по две команды. На ответ командам даётся 1 минута, ног можно ответить и раньше, нажав на кнопку сигнала. Если ответ не верен, то по истечении времени право ответа у соперников. Если и соперники дали неправильный ответ, то вопрос снимается, а следующий тур оценивается в 2 очка. Желаю удачи!
ХОД ИГРЫ:
I. Разминка
Команды выбирают капитана, говорят название и угадывают ключевое слово.
Вопросы для ключевого слова:
1. Птица, питающаяся змеями? (Змееед)
2. Как в народе называют хвойный лес? (Ельник)
3. Как звали корову дяди Фёдора и кота Матроскина? (Мурка)
4. Травка зеленеет, солнышко блестит, … с весною в сени к нам летит. Что нужно вставить вместо …? (Ласточка)
5. Пища северного оленя? (Ягель)
Ключевое слово – ЗЕМЛЯ.
Вопросы для брейн-ринга:
Животные:
1. Животные эти необыкновенные. За ними «числятся» рекорды ныряния, битвы с гигантами спрутами, глотание людей. (Кашалот)
2. Любимая его поза – «стоять столбиком». При этом зверёк похож на гордо подтянутого командира. (Суслик)
3. Мчится «птица-зверь» – не видно, как земля касается, скорость – 50 км/час. Длинный хвост его как руль, помогает на скаку менять направление. Кто это? (Тушканчик)
4. какое животное обычно изображают с фонтанчиком на спине? (Кит)
5. Название они получили от того, что их мясо похоже на поросёнка, а завезены они были «из-за моря». (Морские свинки)
6. Замечательные строители и инженеры, созидатели различных «проектов» и построек. (Бобры)
7. Его оружие – иглы. Зверь оглушительно гремит ими, угрожая противнику, может в коротком беге вонзить их в тело врага. (Дикобраз)
8. Рекордсмен спячки среди животных. Недаром говорят «спит как…». (Сурок)
9. Этого зверька знают все, но его прежнее имя «векша» почти забыто. (Белка)
10. Спор о положении этого зверька в животном мире длился около ста лет. Кто он: зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер, покрытый шерстью? (Утконос)
Цветы:
1. Какой цветок полицейские всего тура считают врагом номер один? (Мак)
2. какой цветок является символом Шотландии? (Чертополох)
3. славяне считают этот цветок «одолень-травой» и используют для заговоров. (Кувшинка)
4. В каком балете звучит «Вальс Цветов»? (Щелкунчик)
5. Цветок – символ самовлюблённости. (Нарцисс)
6. Искусство составления букетов. (Икебана)
7. Какой цветок украшал плечо героини известного романа А.Дюма? (Лилия)
8. Цветы «Вестники- разлуки». (Жёлтые тюльпаны)
9. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)
10. Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей? (Львиный зев)
Птицы:
1. Какая птица не умеет летать? (Страус)
2. Птенцы у неё появляются зимой, в самые морозы. (Клёст)
3. Птица, питающаяся только падалью? (Сип)
4. Какая ночная птица не вьёт гнезда? (Козодой)
5. Какая птица бегает в поисках корма по дну реки? (Оляпка)
6. У каких птиц перья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина)
7. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок)
8. Какая птица не садится не на воду, не на дерево? (Стриж)
9. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)
10. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)
Растения:
1. Родина – индия. В России разводят со времён Ивана Грозного. Само слово от греческого «незрелый». На 96% состоит из воды. (Огурец)
2. Родина Америка. Там возделывалось уже 5 тысяч лет тому назад. Рекордный экземпляр – 302 кг. Мякоть – оранжево-жёлтая. (Тыква)
3. Родина – Бразилия. Дословно с английского переводится как «Сосновое яблоко». Плоды похожи на большие шишки. Встречаются в любой Африканской и азиатской деревне. (Ананас)
4. Родина – Юго-Восточная Азия. В Америку это растение проникло ещё до Колумба. В тропических странах заменяет хлеб. В основном плод жёлтого цвета, но бывает и красный. (Банан)
5. Родина – Китай. В Европе известно с XVI века. Плоды весьма питательны, содержат рекордное количество железа. Приезжающие в Закавказье удивляются «помидорным деревьям». (Хурма)
6. Родина Южная Америка. В России разводят в Краснодарском крае. Плод похож на сливу по форме, по цвету – на зелёные огурцы. Это кустарник от 2 до 5 метров. (Фейхоа)
Правда ли, что…
1. Стрижи спят на лету? (Правда. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются ближе к земле.)
2. Голубые розы растут только в Китае? (Нет. Голубых роз в природе не существует).
3. Крокодилы могут взбираться на деревья? (Правда. Молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и спят на ветвях).
4. На зебрах водятся полосатые блохи? (Нет. Блохи на зебрах не маскируются).
5. Змеи могу прыгать до 1 метра в высоту? (Правда. Гадюка в Центральной Америке).
6. Зелёный картофель ядовит. (Правда. В нём содержится яд – соланин, который вреден, особенно для детей).
Шуточные вопросы:
1. Каким гребнем не расчёсывают голову? (Петушиным)
2. Петух снёс яйцо, кому достанется оно? (Петухи не несутся)
3. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
4. Как сорвать лист с ветки, чтобы не спугнуть птицу? (Подождать когда птица улетит)
5. Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвёртый)
6. Какой город носит название птицы? (Орел)
7. Отчего гусь плавает? (От берега)
8. Почему птицы летают? (По воздуху)
9. почему утка плавает? (По воде)
10. Сколько нужно взять букв «А», чтобы получить птицу? (Сорок – А)
11. На какое дерево ворона садится после дождя? (На мокрое)
12. Отчего петух, когда поёт, закрывает глаза? (Хочет показать, что знает песню наизусть)
«Оч. умелые ручки»
Оборудование: название станции, столы, музыка для хорошего настроения, таблички-ярлыки для оформления работ, подручный материал (комплекты одинаковые для команд), ножницы, клей, шило, проволока, суровые нитки, дипломы командам победителям и участникам, личные номинации.
В течение часа учащиеся мастерят поделки, стараясь оставить как можно меньше отходов. Затем подписывают работы и оформляют выставку.
«Знаки природы»
Оборудование: название станции, столы, музыка для хорошего настроения, заготовки для изображения знаков, таблички-ярлыки для оформления работ, кисти, краски, цветные карандаши, дипломы командам победителям и участникам.
«Зелёная аптека»
Оборудование: название станции, столы, альбомные листы для изображения реклам, таблички-ярлыки для оформления работ, кисти, краски, цветные карандаши, дипломы командам победителям и участникам.
Рефлексивный этап:
На финише (итоговой линейке) проводится церемония награждения. Все классы получают грамоты за призовые места или участие, а затем каждый класс получает диплом за участие и сладкий приз на каждый класс. Учителя и учащиеся десятых классов поздравляют участников, высказывают пожелания всем марафонцам, а всех семиклассников просят оформить записку с итоговой анкетой.
Анкета
1. Ф.И.О.
2. Класс.
3. На какой станции был
4. Что понравилось?
5. Что не понравилось?
6.Твои пожелания организаторам.
Экологическая игра «Экология вокруг нас»
Участники игры: студенты СПО, 1 курс
Цель: воспитание экологической культуры обучающихся, формирование их активной жизненной позиции в деле охраны природы.
Организация игры: класс разбит на четыре группы, оценивание бальное, в игре три раунда.
Вступительное слово педагога: географическая оболочка, по существу, наш дом. Поэтому нам важно знать, как он устроен, чтобы не разрушить его и сохранить таким же прекрасным для будущих поколений. Если современное поколение удовлетворяет свои потребности так, что не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности, такое развитие общества называется устойчивым. Это цель, к которой наше общество должно стремиться.
РАУНД «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРИРОДЕ»
Задание групповое: ответьте на вопрос.
Почему нельзя делать скворечники для птиц из пластмассы?
Ответ: в отличие от дерева, пластмасса не способна впитывать влагу и выпускать ее наружу, поэтому водяные пары, выделяемые при дыхании, накапливаются, образуя повышенную влажность, которая губительна для птиц.
Почему растения в лесу не мешают друг другу расти? (они растут ярусами)
Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему?
Ответ: ночью фотосинтез прекращается, а крупные растения при дыхании потребляют много кислорода и выделяют углекислый газ. Кроме того, тропические растения, как правило, выделяют эфирные масла, которые небезопасны для здоровья.
Почему в промышленных городах регулярно проводят уборку растительного опада?
Ответ: потому что городские деревья аккумулируют тяжёлые металлы из загрязненной почвы, а листовые пластинки, кроме того, и из воздуха, поэтому опад городских парков не может считаться нормальным источником перегноя. Плодородие городских почв поддерживают искусственно, добавляя минеральные и органические удобрения
Задание групповое: найдите ошибку.
Сикало Н.А. «Урок парадоксов» (журнал «Биология в школе» №3 – 2004 год)
А.Н. Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой.
Ответ: Ласточка – насекомоядная птица, поэтому зерна не ест; в природе первоначально солнышко блестит, а затем травка зеленеет.
Есенин С.
Выткался на озере алый цвет зари.
На бору со стонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
сядем в копны свежие под осенний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари,
есть тоска веселая в шалостях зари.
1910
Ответ: Иволга в дупле не живёт, она всю жизнь проводит в кроне деревьев, где в развилке веток и прячется, и стоит гнездо.
В.А. Жуковский
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.
1851
Ответ: Перелётные птицы вьют гнёзда и выращивают птенцов только на родине; в тёплых странах они спасаются от холодной зимы.
М.Ю. Лермонтов ДЕМОН Восточная повесть.
И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел, — и горный зверь и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали;
И золотые облака
Из южных стран, издалека
Его на север провожали;
И скалы тесною толпой,
Таинственной дремоты полны,
Над ним склонялись головой…
Ответ: грива бывает только у самцов львов.
Задание индивидуальное: дайте Быстрый ответ на вопрос.
Вопросы:
Наука о животных. (Зоология.)
Основные запасы пресной воды находятся в (Ледниках)
Факторы, возникающие в результате деятельности человека, называются(Антропогенные).
Процесс разрушения почвенного покрова называется (Эрозия)
Сфера распространения живых организмов на Земле (Биосфера)
Биологическое разнообразие – это разнообразие (Видов)
Поступление вредных веществ в среду обитания. (Загрязнение)
Это вещество состоит — из трех атомов кислорода. Оно образует вблизи поверхности Земли защитный слой от ультрафиолетовых лучей Солнца (Озон)
Наука о растениях (Ботаника)
У этой книги разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга (Красная)
Самая большая территория, на которой запрещена любая деятельность и вмешательство человека, стала, по сути, самым большим заповедником на Земле (Антарктида).
Ядохимикаты, которые используются в современном сельском хозяйстве для защиты растений от вредителей. (Пестициды)
Элементом какой среды является воздух? (Наземно-воздушная)
Колыбель жизни на Земле и обитель половины существующих ныне видов живых организмов (Океан)
Высшая стадия эволюции биосферы, в котором ведущую роль играет человек (разум) — это:
(Ноосфера)
Неисчерпаемый источник энергии (Солнце)
Основным свойством почвы является (Плодородие)
Процесс, в результате которого уменьшается продуктивность земель, подверженных засухе (Опустынивание)
Механический метод очистки воды (Фильтрование)
Образование зелеными растениями и некоторыми бактериями органических веществ с использованием энергии солнечного света. (Фотосинтез)
Наука, изучающая взаимодействия живых организмов, между собой и средой обитания. (Экология)
Наука, изучающая птиц (Орнитология)
РАУНД «ЗЕМЛЕ ЖИТЬ»
Задание коллективное: решение экологических ситуаций.
Ситуация 1
Проблема:
Вблизи микрорайона с жилыми домами спланирована автостоянка, которая будет вплотную граничить с подъездами к домам, с тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.
Последствия:
Автомашины загрязняют воздух угарным газом, оксидами серы и азота, альдегидами, углеводородами, аэрозолями свинца, соединениями мышьяка.
Повышается транспортная нагрузка на дороги – подъезды к жилым домам, что повышает во много раз угрозу травматизма жителей.
Дети на прогулках получат не оздоровление организма, а наоборот снижение устойчивости иммунной системы и возможность развития других серьезных заболеваний.
Усиливается шумовое загрязнение, особенно в утренние и вечерние часы.
Предлагаемое решение:
Усилить зеленый щит из деревьев и кустарников, которые насыщают воздух кислородом и поглощают вредные газы, задерживают пыль, сажу, а также снижают шум. Использовать для обустройства автостоянки пустыри или территории, которые не вплотную примыкают к нежилым зданиям. Детские площадки изолировать от проезжей части живыми изгородями или другими способами и располагать их в глубине дворов.
Ситуация 2
Проблема:
В городском парке вырубили старые деревья. Распиленные на части стволы так и остались лежать на земле: вывезти их с территории парка очень дорого. Предложите решение проблемы.
Последствия:
Старые деревья – место жительства многих болезнетворных организмов, которые могут заразить молодые деревья.
Распиленные бревна придают парку не респектабельный вид, попросту захламляя, значительную часть парка.
Для детей и взрослых на прогулках они создают дополнительные неудобства, т.к. способствуют нечаянному травматизму.
Предлагаемое решение:
Можно распространить информацию среди жителей окрестных деревень, в которых имеются дома с печным отоплением, – дрова жители вывезут сами.
Можно организовать субботник и найти спонсоров для предоставления транспорта и вывезти дрова на распродажу.
Можно использовать части деревьев для оформления детской площадки или беседки.
Ситуация 3
Проблема:
Овраг перед селом зарос крапивой, лопухом, чертополохом. Весной сухие стебли придают не эстетичный вид на въезде в село. Принято решение сжечь старые, сухие стебли «на корню».
Последствия:
Такой способ не решает проблему «эстетичности», т.к. нет гарантии, что сгорят все стебли крапивы, лопуха, чертополоха.
Выгорит жухлая трава первого, второго ярусов, а вместе с ней и верхний слой гумуса почвы, что значительно ухудшит плодородие почвы.
Будут однозначно разорены гнезда птиц, обитающих в этом овраге, уничтожены кладки яиц многих видов насекомых, что ощутимо скажется на биоразнообразии окрестностей села.
Создается спонтанная ситуация, благоприятствующая опасности пожара. Легализация данного способа вызывает реакцию «подражания», которая проявляется в том, что люди начинают таким способом «собирать» сухую траву и непосредственно у своих домов, «улучшать» таким образом пастбища.
Предлагаемое решение:
Организовать массовый субботник, собрать сухостой высоких трав граблями. Собранные стебли захоронить для перегнивания.
Можно обработать при помощи бороны, которая будет способствовать и сбору, и измельчению сухих стеблей.
Ситуация 4
При благоустройстве территории новостроек можно часто наблюдать застой дождевой влаги. В чем причина данных явлений?
Последствия: в таких местах образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки.
Предлагаемое решение: мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут плохо.
РАУНД «НАЧНИ С СЕБЯ!»
Задание: оцените свой экологический след.
Одним из индикаторов устойчивого развития является экологический след. Концепция экологического следа предложена в 1992 году зарубежными учёными-экологами.
«Экологический след» – это условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы и измеряющееся в гектарах биологически продуктивной поверхности планеты.
Экологический след – это метод, по которому можно приблизительно определить размер территории в гектарах, которая требуется для производства потребляемых нами ресурсов, а также для переработки, захоронения или включения в природные циклы образовывающихся при этом отходов.
Индивидуальная работа. Каждый обучающийся отвечает на вопросы анкеты (Приложение) и оценивает свой личный экологический след.
Групповая работа. В группах обучающиеся обсуждают свои ответы и определяют в чём сходство и различие их точек зрения. Выводят средний результат группы.
Коллективная работа. Студентам предлагается обсудить, каким образом можно уменьшить свой экологический след, а также как можно его уменьшить, исходя из того, какая сфера деятельности вносит наибольший вклад в его увеличение.
Выводы и рекомендации:
Несмотря на широкое информирование людей о проблемах экологии, многие еще не осознают свою роль в общем ухудшении экологической обстановки, не понимают, как из множества мелких небрежностей складывается общая картина.
Каждый экологически ответственный человек может и должен уменьшить свой экологический след в разных сферах повседневной жизни:
1 уровень: звезда дивана.
Вещи, которые можно сделать, даже не вставая с дивана:
Экономьте электричество, подключив бытовую технику (в том числе и компьютер) к удлинителю и выключая его полностью, когда техника не используется.
Выключайте свет. Экран телевизора или компьютера уютно светится, поэтому выключайте прочее освещение, если оно вам не нужно.
Перестаньте пользоваться бумажными квитанциями: оплачивайте счета через интернет или мобильный телефон. Или используйте бумагу с двух сторон. Нет бумаги —нет нужды уничтожать леса.
Нажимайте не только «Мне нравится», но и «Поделиться». Если вы увидели в социальных сетях интересное сообщение об изменении климата, поделитесь им, чтобы ваши знакомые тоже его увидели.
Не молчите! Призывайте местные и национальные власти участвовать в инициативах, не наносящих вреда человеку или планете.
2 уровень: герой квартиры
Вещи, которые можно сделать у себя дома:
Сушите на воздухе. Пусть ваши волосы и одежда сохнут естественным путем, без использования техники.
При стирке убедитесь, что бак машины заполнен целиком.
Старайтесь не нагревать духовку заранее. Если только вам не нужна конкретная температура для выпечки, включайте духовку в тот момент, когда кладете в нее еду.
Максимально эффективно используйте естественное освещение;
Регулярно протирайте лампочки (пыль ухудшает освещение вдвое);
Держите отопительные батареи чистыми и снаружи, и внутри, не заслонять их мебелью или шторами;
Проветривайте помещение, широко открывая окно на короткое время (воздух сменится, а стены и батареи не остынут);
Отключайте телевизор, компьютер и другие электроприборы, вынимая вилку из розетки, ведь они потребляют электроэнергию даже в спящем режиме;
Не оставляйте включенными зарядные устройства после окончания зарядки;
Принимайте душ вместо ванны;
Не допускайте, чтобы водопроводные краны оставались открытыми без нужды;
Выходя из помещения, всегда выключать за собой свет;
3 уровень: душа квартала.
Вещи, которые можно сделать за порогом дома:
Покупки совершайте по соседству. Поддержка местного бизнеса обеспечивает занятость и помогает сократить пробег грузовых автомобилей.
Используйте многоразовую бутылку для воды и чашку для кофе. Вы будете производить меньше мусора и даже, может быть, сэкономите в кофейне.
Ходите за покупками со своей сумкой. Откажитесь от пластиковых пакетов и начните носить с собой многоразовые сумки.
Для полива на даче используйте дождевую воду;
Собирайте использованную бумагу и сдавать ее в пункт приема макулатуры;
Откажитесь от квитанций, оплачивайте счета по интернету.
Бросайте мусор только в урну или специальный контейнер;
Высаживайте растения около дома, на даче, в квартире;
Отдавайте то, что вам не нужно. Местные благотворительные организации дадут вторую жизнь
одежде, книгам и мебели, которыми вы пользовались аккуратно.
Ходите пешком, ездите на велосипеде или общественном транспорте. Поездки на машине
оставьте для больших компаний.
Заботьтесь о своем автомобиле. Отлаженный автомобиль выбрасывает меньше токсичных газов.
Заключение.
Подсчет и осознание собственного экологического следа является первым шагом человека, желающего оказать помощь в предотвращении катастрофы мирового масштаба.
Продолжите поговорку:
один человек оставляет в лесу след, сотня –…….(тропу), тысяча – ……..(пустыню).
Источники:
http://www.wwf.ru/resources/footprint/about — «Что такое экологический след»
http://www.wwf.ru/resources/footprint/calculator — расчет экологического следа
http://veselajashkola.ru/viktoriny/ekologicheskaya-viktorina-dlya-shkolnikov-s-otvetami /
Квест «Экология вокруг нас»
Примеры маршрутных листов
Маршрутный лист команды 5б
№ |
Название станции |
Кабинет |
1 |
Станция «Технология» |
|
2 |
Станция «Фауна» |
|
3 |
Станция «Флора» |
|
4 |
Станция «Экологическая сказка» |
|
5 |
Станция «Сам себе дизайнер» |
Маршрутный лист команды 5в
№ |
Название станции |
|
1 |
Станция «Сам себе дизайнер» |
|
2 |
Станция «Технология» |
|
3 |
Станция «Фауна» |
|
4 |
Станция «Флора» |
|
5 |
Станция «Экологическая сказка» |
Маршрутный лист команды 6б
№ |
Название станции |
|
1 |
Станция «Экологическая сказка» |
|
2 |
Станция «Сам себе дизайнер» |
|
3 |
Станция «Технология» |
|
4 |
Станция «Фауна» |
|
5 |
Станция «Флора» |
Маршрутный лист команды 6в
№ |
Название станции |
|
1 |
Станция «Флора» |
|
2 |
Станция «Экологическая сказка» |
|
3 |
Станция «Сам себе дизайнер» |
|
4 |
Станция «Технология» |
|
5 |
Станция «Фауна» |
Маршрутный лист команды 7-8 класса
№ |
Название станции |
|
1 |
Станция «Фауна» |
|
2 |
Станция «Флора» |
|
3 |
Станция «Экологическая сказка» |
|
4 |
Станция «Сам себе дизайнер» |
|
5 |
Станция «Технология» |
Станция «Сам себе дизайнер»
Продолжительность (5-7 минут)
Ход работы
1.Поприветствовать участников, назвать свои имена и наименование станций. |
2.На улице мы ежедневно видим большое количество мусора. Но ведь многим вещам, которые мы беспощадно выбрасываем в мусорное ведро, можно дать вторую жизнь. |
3. Сейчас вам предстоит привести по 5 примеров того, что вы можете сделать из таких вещей как: старые газеты, пластиковая бутылка, пачка бумажных салфеток, полиэтиленовый пакет, пластмассовая тарелка. Обратите внимание, что задание выполняется в течении 5 минут. После того как 5 минут пройдёт, даже если вы не успели выполнить задание до конца, работа останавливается и начинается проверка. Если же работа выполняется досрочно, то команда получает 5 дополнительных баллов. |
4. Проверяем задание. Ставим баллы. За один ответ-1 балл. Максимальное количество баллов-30. |
Станция «Фауна»
Продолжительность (5-7 минут)
Ход работы
1.Поприветствовать участников, назвать свои имена и наименование станций. (можно сказать, что фауна-это представители животного мира. |
2. Я уверен(а), что вы знаете, что Земля делиться на 6 материков: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка и на каждом материке обитают свои уникальные животные. |
3.Перед вами список животных. Нужно распределить животных, в зависимости от материка на котором они проживают. Для выполнения задания даётся 5 минут. Если вы закончите раньше, чем истечёт время, то вы получаете 5 дополнительных баллов. Если не уложитесь во время, то вычитается 5 баллов. Подсказка: на каждом континенте должно проживать по 3 животных. Время пошло. |
4. Животные Евразии: индийский слон, малая панда. выхухоль Животные Австралии: ехидна, утконос, кенгуру. Животные Антарктиды:кергеленский морской котик, пингвин, морской леопард. Животные Африки: жираф, горилла, карликовый бегемот Животные Южной Америки: броненосцы, гуанако, гиганский муравьед Животные Северной Америки: канадский бобр, снежная коза, енот-полоскун |
5.Проверяем задание. (участники зачитывают ответ, ставятся баллы, затем зачитывается правильный ответ. Проставляем общие баллы (максимальное количество 23 балла) |
Станция «Флора»
Продолжительность (5-7 минут)
Ход работы
1.Поприветствовать участников, назвать свои имена и наименование станций. Сейчас я вам буду читать загадки про деревья, вы должны их разгадать. За каждую загадку по 1 баллу. Все загадки нужно успеть разгадать за 5 минут. По истечению 5 минут ставится столько баллов, сколько загадок вы успели правильно разгадать |
Проставляем баллы. Максимальное количество баллов 25. Вопрос на 5 баллов. Чем примечательна фраза «А роза упала на лапу Азора». Совещаемся в течение минуты. Если ответа не будет, то и не будет 5 баллов. Ответ: эту фраза «Перевёртыш». Если её прочитать задом наперёд, то получится тоже самое. |
Станция «Экологическая сказка»
Продолжительность (5-7 минут)
Ход работы
1.Поприветствовать участников, назвать свои имена и наименование станций Экология – это наука о взаимодействие человека и его среды обитания. Но существует такое понятие как экология души. Экология души- это чистота внутри самого человека. Она достигается посредством избавления от отрицательной энергии и получения положительных эмоций. Положительные эмоции мы можем получить, занимаясь различными делами, в том числе и участвуя в импровизированной сказке. |
2.Предлагаю вам поучаствовать в импровизированном экологическом театре. Сейчас я вам раздам роли. Теперь я буду зачитывать сказку, и когда вы слышите имя своего героя, то нужно произнести реплику и показать движение, про которое говориться в сказке. |
3. Действующие лица: Роза. «Хочется любви!» Солнышко «Всех согрею!» Оса «Жу-жу- жу!» Тучка «Я летаю, я в раю» Садовник «Лепо-о-ота» Фиалка «А мне все фиолетово». Текст сказки-экспромт «Умей радоваться жизни» Ярко светило Солнце. Одинокая маленькая Тучка радостно летела по небу и, пристроившись рядом с Солнцем, прикрыла его собой. В палисаднике проснулась Красная роза. Красная роза быстро похлопала ресницами, расправила свои лепестки и мило улыбнулась. Чуть погодя, проснулась ее соседка — засоня Фиалка. Фиалкасделала небольшую зарядку для шеи и пресса, а потом зевнула. В палисадник пришел синеокий Садовник. Садовник замер, увидев неземную красоту Розы и Фиалки. Солнце выглянуло из-за Тучки и послало воздушный поцелуй сначала Розе, а потом Фиалке, потом пощекотало своими лучами Садовника, но тут шаловливая Тучка снова закрыла Солнце собой. Садовник хлопотал вокруг Розы и Фиалки и радовался жизни, тем временем, над палисадником закружила Оса. Оса поцеловала макушку Розе, затем Фиалке, а далее, бешено работая крылышками, скрылась за Тучкой. Тучка перевернулась на другой бок и вместе с Солнцем поплыла в другую сторону. Осе это не понравилось, и Оса с досады ужалила Садовника прямо в щеку. Левую щеку. Щека вспухла, левый глаз затек, увидев это, почему-то сказала Роза, ей ответила Фиалка. Но даже после этого лукаво протянул жизнерадостный Садовник , потрогал опухшую щеку. И это немудрено, ведь он был философом. А для философа — жизнь есть огромный палисадник, где много Роз и Фиалок. И это само по себе огромное счастье. И какие бы Осы нас ни кусали, умей радоваться Солнцу, Цветам, Тучке, празднику и жизни, вообще! |
3. Проставляем баллы. Максимальное количество 5. |
Станция «Технология»
Продолжительность (5-7 минут)
Ход работы
1.Поприветствовать участников, назвать свои имена и наименование станций. |
2.В современном мире проблема загрязнения окружающей среды-является глобальной. Важным является вопрос утилизации мусора. Во многих прогрессивных странах используют раздельные контейнеры, каждый из которых предназначен для предметов из опредёллёго сырья:дерево, пластика, стекла и т.д. Сейчас вам необходимо привести по 10 примеров предметов, которые бы вы положили в следующие контейнеры: «Для пищевых отходов», «Для пластика и полиэтилена» «Для предметов из древесины», «Для стекла», «Для бумаги». Время выполнения задания -5 минут. За досрочное выполнение задания даётся 5 дополнительных баллов. Если не укладываются, то 3 балла отнимается. Время пошло. |
3.По истечению времени ребята зачитывают ответы. За каждый верно помещённый предмет ставиться один балл. По итогу высшее количество баллов-50. Максимальное количество баллов-55. |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/456743-marshrutnaja-igra-jekologija-vokrug-nas
Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
Сценарий мероприятия для старших классов: Экология вокруг нас.
Цели: экологическое воспитание; подготовка к решению жизненных задач.
Задачи: развивать познавательную активность, интерес к проблеме,
творческое мышление; активизировать инициативу; формировать навыки
креативной деятельности; совершенствовать творческие способности.
Подготовительная работа: подготовка темы домашнего задания;
ознакомление с темами конкурсов; подготовка материалов конкурсов,
практических заданий и сценария; подбор ведущих и распределение функций;
определение состава жюри; подготовка необходимого оборудования,
судейских бланков и табло оценок, призов; объявление, сообщение о турнире;
консультации, репетиции с участниками турнира; реквизит для выступлений;
рекомендовать литературу для подготовки; продумать систему выставления и
оглашения оценок.
Участники: учащиеся, классный руководитель, судейская коллегия.
Форма проведения: экологический турнир.
Девиз: «Беречь природу значит Родину беречь».
Ход мероприятия
Ведущая. Слово «экология» стало употребляться во всех средствах массовой
информации и даже в наших повседневных разговорах все чаще. Стоит ли
этому удивляться? Конечно, нет.
Цивилизация шагает по планете, не только принося человеку большие блага,
но и создавая при этом все новые проблемы. В определенный момент эти
проблемы стали настолько острыми, что о них уже невозможно было молчать.
Первыми забеспокоились ученые. Забили тревогу и медики. Журналисты и
политики тоже не остались в стороне от этих проблем.
Казалось бы, что уже все настолько хорошо поняли важность чистоты воздуха
и земли, сохранения на планете зеленых лесных массивов, вреда пестицидов и
т. д. Но понимать это еще не значит действовать, предпринимать
необходимые меры, делать чтото существенное для спасения жизни на нашей
планете.
Появляется Черный рыцарь.
Черный рыцарь (говорит мрачно, зловеще).
Катастрофы, катастрофы продолжаются,
Нефтяные пятна в море расплываются.
Стоки ядовитые по рекам
Отравляют рыб и человека.
И леса все больше исчезают,
Загрязненный воздух наступает…
Мрак и чернота скоро вернутся,
Вот уж будет нам где развернуться. Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
Заповедные места ушли под дачи.
Срублена березка, тихо плачет.
А вокруг мои родные пестициды.
Произвел их? Ну так ешь, и без обиды.
А в придачу удобренья минеральные,
А все вместе истребленье уникальное.
Что ешь и пьешь, чем дышишь, человек?
Я рыцарь мрака, зла, Укорочу твой век!
Ведущая.
Так что же это на Земле творится?
Неужто некому с тобой сразиться?
Появляется Зеленый рыцарь.
Зеленый рыцарь.
Я рыцарь разума и света и добра.
Скажу я, что природа к нам добра.
Чем она только нас не наделила,
Дать разум человеческий тоже не забыла.
Конечно, изменения в природе,
Ведь старое ушло,
К нам новый день приходит.
Поновому мы учимся все жить:
Использовать и строить, и творить.
И в окружающей среде все изменения
Мы будем выполнять без напряжения,
Без перебора, засорений и вреда,
В природе грязного чтоб не было следа.
Знай, что силен, разумен человек,
Найдет он выход, чтоб продлить свой век.
И чистоте природы он послужит.
Ты, Черный рыцарь, нам совсем не нужен.
Черный рыцарь.
Так что ж, сражение, турнир?
Зеленый рыцарь.
Турнир, турнир,
За чистоту и жизнь,
За торжество и разума, и света,
За то, чтоб жизнь на долгие века
Ты сберегла, зеленая планета!
Черный и Зеленый рыцари скрещивают шпаги. Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
Ведущая. Я так поняла, что мы определились. Тьма и свет, мрак и разум
будут сражаться в новом, наступившем XXI веке. Но силам света и разума,
чтобы выиграть сражение, грамотно решать проблемы экологии, и не только
дня сегодняшнего, но и завтрашнего, надо многое знать и уметь.
Вот сейчас мы и увидим, как будущие экологи готовятся защищать природу и
жизнь на Земле.
Ведущая представляет две команды: «Родник» и «Лесник».
Девиз команды «Родник»:
Памятка есть славная:
Вода в жизни главное!
За чистоту ручьев и рек,
Чтобы здоров был человек!
Девиз команды «Лесник»:
Лес богатство, кладовая кислорода.
Здоровье легких для народа!
Члены команды «Родник» поют на мелодию песни «Как провожают
пароходы…».
Как ты бесценна и нужна нам,
Обыкновенная вода.
Ты сок земли, источник жизни,
И без воды мы никуда.
Воду морей и океанов,
И родников, и наших рек
Мы защитим от загрязнений,
Чтоб жил подольше человек.
Припев:
Вода, вода…
И в нас вода.
И без воды
Мы никуда.
Пусть чистотой своей сверкая,
Моря манят нас и зовут.
А в чистоте той поднебесной
Дельфины, рыбы пусть живут.
И чтобы зоны загрязнений
Не знали море и река.
Пусть чистота в них сохранится
Еще на долгие века.
Припев:
Вода, вода… Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
Нужна вода
И чистота
В ней навсегда.
Мы будем с пятнами бороться
Мазута, нефти без конца.
И пусть борьба та отзовется
И в ваших душах, и в сердцах.
И если все мы вместе скажем:
«Я чистоту вам не отдам».
Тогда и воды в океанах
Будут подобны родникам.
Припев:
Вода, вода…
Кругом вода.
А без воды
Мы никуда.
Члены команды «Лесник» поют на мелодию «Беловежская пуща».
Охраняйте наш лес,
Лес зеленый свой дом,
Лес богатство Земли, кислород стерегущий.
Пусть растут и шумят
На планете леса,
Пусть березки царят в наших рощах и пущах.
И пусть кедрвеликан
Лет по триста живет,
Липа, дуб и пихта, среди них тигр амурский.
Потрудилась природа
Все тысячи лет,
Чтоб тебя сохранить, лес, великий наш, русский!
Нам, природа, поверь,
Мы с тобой заодно.
Часто слышим в лесу голос предков зовущий:
«Берегите свой лес, лес здоровье и жизнь.
Охраняйте тайгу, перелески и пущи».
Викторина «Организм и среда обитания»
Ведущая приглашает капитанов команд к «экологической» шкатулке, в
которой находятся карточки с вопросами для команд. Капитаны по очереди
тянут вопросы. Ведущая зачитывает вопрос. Время для подготовки ответа Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
оговорено заранее. Если команда ясно, четко, интересно, без подготовки
отвечает на трудный вопрос или сообщает дополнительные сведения по
вопросу, она может получить дополнительный балл (на усмотрение жюри).
1. Что такое экология? (Экология наука о взаимодействии живых
организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
Живой организм и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва,
лес, воздух, вода все то, что окружает организм, с чем он находится во
взаимодействии.)
2. Что такое биосфера? (Определение «биосфера» принадлежит австрийскому
геологу Эдуарду Зюссу (XIXвек). Учение о биосфере создал В.И. Вернадский
выдающийся русский ученый. Биосфера, по Вернадскому, особая активная
оболочка Земли. Она населена живыми организмами. В биосфере
деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим
фактором, который преобразует планету.)
3. Для чего дрозды, трясогузки, оляпки, скворцы и другие хитрые птицы
садятся на муравейник? (Муравьиная кислота обладает специфическим
запахом, который убивает насекомыхпаразитов на теле птиц. Принимая
муравьиные ванны, умные птицы соблюдают правила птичьей гигиены.)
4. Однажды ученыйнатуралист, который занимался изучением жизни птиц,
заметил очень большое гнездо на высокой сосне неподалеку от озера. Он
забрался на дерево и увидел в гнезде крупную рыбу. Это была свежая щука.
Какая птица поселилась в этом гнезде? (Это гнездо принадлежит крупной
хищной птице скопе. Она охотится за рыбой, уподобляясь опытному
ныряльщику: бросается вниз, ныряет и хватает свою добычу.)
5. Что вы знаете о «Биосфере2»? (Она находится в Аризонской пустыне. Это
огромное сооружение. Создано американскими учеными. Оно изолировано от
окружающей среды. Цель эксперимента получить необходимую для ученых
информацию, чтобы улучшить положение дел в большой биосфере. Все
системы «Биосферы2» действуют в соответствии с закономерностями
функционирования естественных экосистем на основе замкнутых циклов.)
6. Какое растение называют живым светофором? (Это медуница, которая
занесена в Красную книгу. Как и все подснежники, она спешит привлечь
внимание насекомыхопылителей. Она регулирует посещение насекомых, как
светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей,
фиолетовой и розовой. Розовый цвет сообщает насекомым о том, что сладкое
угощение, нектар, закончилось.)
7. Что является самым важным веществом на Земле? (Вода жидкость без
вкуса, цвета и запаха. Вода входит в состав всех живых веществ, есть в почве
и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без воды.
Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 процентов воды. Вода
источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Вода фактор, который Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее
влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических
километров воды; 5 тысяч кубических километров воды используется
ежегодно, а загрязняется (изза активной технической деятельности
человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку
пресной воды. На Земле ее много, но люди не научились использовать воду
рационально.)
8. Как назвал воду Леонардо да Винчи? (Он назвал воду соком жизни на
Земле.)
9. Сколько воды необходимо взрослому человеку в сутки? (70 килограммов
массы человеческого тела содержит 50 килограммов воды (70%!). Если
человек теряет 12 процентов влаги, он может погибнуть. Организму взрослого
человека ежедневно необходимо до 10 литров воды. Из них большую часть
ткани организма создают сами (эндогенная вода), а 2 литра воды человек
должен получить в составе пищи или в чистом виде.)
10. Уникальное озеро нашей страны. (Это озеро Байкал. Его
приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и
прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы
на глубине более 40 метров. Обитатели этого озера байкальский омуль,
голомянка, нерпа, осетр, таймень. Жизнь Байкала зависит от фитопланктона
(сообщество водорослей), зоопланктона (представитель рачок эпищур) и
маленькой рыбки голомянки. На долю голомянки приходится 70 процентов от
массы всех байкальских рыб (около 200 тысяч тонн). Голомянка
живородящая. Находится в постоянном движении сверху вниз, до самых
глубоких точек озера. Благодаря ее постоянному движению масса воды
перемещается и обогащается кислородом. В последнее время все чаще
ученым и защитникам природы приходится поднимать голос в защиту озера
Байкал.)
Ведущая.
Ее Величество Земля
Нас жалует своим визитом.
Сейчас выходит к нам она
Вся в окружении природной свиты.
Выходят ребята в костюмах животных, деревьев, рыб, цветов и т. д.
Ведущая (обращаясь к Земле, это может быть девочка в стилизованном
костюме).
Ваше Величество, земной народ спешит,
Верительные грамоты сейчас он вам вручит.
Представитель команды «Родник» вручает грамоты.
Ученик из команды «Родник».
Ваше Величество Земля! Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
Ваши леса, луга и реки,
Ваши безбрежные поля
Очаровали нас навеки.
Мы понимаем, наша жизнь
В залоге у вашей природы.
И, разоряя все вокруг,
Мы все нищаем год от года.
Беднеем телом и душой,
Рискуем все своим здоровьем.
А нам бы надо отнестись
К земле, природе
С нежностью, любовью.
И защищать Вас, и беречь,
Всем потому что нам известно,
Земля наш дом.
Ее хранить –
Кодекс землянина,
Кодекс ума и чести!
Представитель команды «Лесник» вручает грамоты.
Ученик из команды «Лесник».
Моя Земля, ваше зеленое Высочество,
Сбылись не лучшие все древние пророчества.
Все потому, что современный человек
Забыл, что у природы есть свой век!
Забыл о том, что лес долго растет,
Что грязная вода болезни принесет,
Что воздух, гарью, дымом заражая,
Своими легкими он сам его вдыхает.
И землю засоряя, вырубая,
Он в никуда бездумно так шагает.
Ваше Высочество, планета голубая,
Мы, молодые, вдохновенно заверяем,
Что будем Вас щадить, оберегать,
Вашу природу по науке защищать.
Клянемся, постараемся природу сохранить!
Ведь нашим внукамправнукам
На вашей земле жить!
Ведущая предлагаем участникам турнира ответить на вопросы
очередного задания.
Викторина «Человек и биосфера» Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
1. Что такое загрязнение? (Загрязнение это поступление вредных веществ в
среду обитания. Некоторые загрязнители оказывают отрицательное влияние
на развитие всей биосферы. Антропогенное загрязнение (результат активной
деятельности человека) превосходит природное, которое может быть вызвано
наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов и т. д. Виды
загрязнения: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное,
шумовое, тепловое.)
2. Почему меняется климат? (Причины изменения климата парниковый
эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые
произошли изза вырубки большой территории лесных массивов, осушения
болот, распахивания больших степных площадей, строительства городов и
дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши. Самыми
лучшими водорегулирующими свойствами обладают леса.)
3. Какое море умирает? (Аральское море. Начало этого процесса 50е годы
XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса.
Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из
Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в море уменьшился. Поверхность Арала
стала втрое меньше. Вода стала соленой, рыба погибла. Изменился даже
климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль.
Результат деятельности человека экологическая катастрофа. Снизилась
урожайность полей, ухудшилось здоровье людей.)
4. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей? (Это
нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и
всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые
бактерии находят ее вкусной. Это бактериинефтееды. Но при авариях
выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут
справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии
для моря. Их хранят в сухом виде. При авариях высевают на нефтяное
пятно.)
5. В чем заключается опасность роста употребления энергии? (Рост
употребления энергии опасен нагревом земной поверхности и приземных
слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна
треть энергии тепловых электростанций и до половины атомных пропадает
при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы.
Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю
температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение
энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует
выпадению кислотных дождей.)
6. Что является самым экологичным источником энергии? (Этот источник —
экономия энергии (мнение немецкого ученого Д. Зайфрида). Для этого Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
необходимо строить и производить дома и приборы с высокой
теплоизоляцией.)
7. Чем так опасны синтетические моющие средства? (Стиральный порошок,
мыло, шампунь, сода являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они
изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих
организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в
водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно
действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты
моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). Моющие
средства изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет
их разложение в природной среде.)
8. Почему люди приобретают собственную систему очистки воды? (Чистая
вода это здоровая жизнь. Вода изпод крана содержит много загрязнений, в
том числе пестициды, свинец, гербициды, моющие средства, промышленные
растворители и др. К ним могут добавиться всевозможные бактерии, вирусы и
паразиты. Запах вкус и цвет отсутствуют, поэтому так сложно поверить, что
вода, на первый взгляд совершенно чистая, чемто загрязнена. Для очистки
используется хлор. Но, к сожалению, он не оказывает очищающее действие на
химические загрязнения. Поэтому люди приобретают индивидуальные
средства очистки воды. Наиболее распространенные патроны с
активированным углем. Они обладают высокой поглотительной способностью.
Наиболее эффективные многоступенчатые системы.)
9. Когда появился водопровод? (Индийцы держали воду в медных сосудах.
Это было около 4 тысяч лет назад. В Древнем Египте прокладывали
деревянные и медные трубы. В Древнем Риме существовала система
акведуков. В XI веке в Новгороде был построен настоящий водопровод. В
XVвеке был проведен родниковый водопровод для Московского Кремля.
Настоящий водопровод в России построили в Петербурге во второй половине
XIX века.)
10. Что вы знаете о радиоактивных осадках? (Загрязненная атмосфера
возвращает нам самые опасные последствия человеческой деятельности
(аварии на атомных станциях, испытания ядерного оружия) в виде
радиоактивных осадков. Они представляют собой пыль и капли атмосферной
влаги. Радиоактивные атомы (радионуклиды) оседают в виде пыли на почве.
Попадают они и в наши дома, водоемы, на кожу животных и людей, на листья
растений и т. д. Радионуклиды попадают в организм человека и разрушают
живые клетки, ослабляют его сопротивляемость к болезням, разрушая
генетический аппарат.)
11. Что вы знаете об озоновых дырах? (Озон форма кислорода. Формула
кислорода состоит из двух атомов, а озона из трех. Озон, который
образуется вблизи поверхности Земли, вреден (образуется при грозе, работе Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
рентгеновского аппарата и др.). Солнечные лучи, действуя на оксиды озона,
вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое
использование фреона приводит к появлению озоновых дыр. Доля озона в
некоторых местах озонового экрана уменьшается до 50 процентов. Озоновые
дыры могут перемещаться. А впервые их существование установили в 80е
годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового
излучения, что приводит к заболеванию раком кожи.)
12. Что такое пестициды и нитраты? (Пестициды это ядохимикаты, которые
используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское
хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов.
Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека,
нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени,
желудка). Нитраты соли азотной кислоты. Используются в качестве
удобрений. Азотные удобрения повышают урожайность
сельскохозяйственных культур. Но их избыток откладывается в растениях
про запас и вместе с продуктами питания попадает в организм человека.
Нитраты помогают образованию в организме нитрозамина, активного
канцерогенного вещества, вызывающего раковые заболевания.)
13. Почему так опасны аварии на атомных станциях? (Аварии на атомных
станциях это настоящие экологические катастрофы. Они наносят вред
здоровью миллионов людей. При авариях в воздух попадает огромное
количество радиоактивных веществ (изотопы цезия, стронция во время
чернобыльской аварии). Последствия таких аварий сказываются многие
десятки лет. Загрязняется почва, лес, вода. Происходят генетические
изменения в организмах животных, людей. Иммунная система людей и
генофонд оказываются под угрозой.)
Ведущая предлагает командам задания, которые предполагают нестандартное
решение вопросов.
1. Известно, что далеко не каждый ученик в школе заботится об экономии
энергии: ктото изза неполного осознания проблемы, ктото изза невнимания
и т. д. Какое решение этой проблемы, проблемы сбережения электроэнергии
вы бы могли предложить? (Один из вариантов ответа. Мы предлагаем
вмонтировать в систему специальный прибор, который бы сам смог
регулировать уровень освещенности. Этот прибор должен быть настолько
чувствительным, что при превышении уровня освещенности он будет сам
отключать освещение помещений или напоминать присутствующим своим
электронным голосом сделать это самим.)
2. К сожалению, не все учащиеся школы соблюдают порядок, необходимый
для поддержания в школе чистоты помещений, а значит, и воздуха, который
мы вдыхаем. Мусор, жевательная резинка, плевки и окурки, особенно, если
никто не видит нарушителя, все еще часто встречаются в стенах наших школ. Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
Кто бы, кроме учителей и воспитателей, смог решить эту проблему? Ваши
предложения. (Один из вариантов ответа. Мы предлагаем пустить по школе
робота Роберта, который смог бы устанавливать не только фотофакт
нарушения, но и, поймав нарушителя за ухо (он робот, ему можно!), смог бы
заставить этого нарушителя сделать уборку.)
В то время, пока команды обдумывают варианты ответов, их болельщики,
желая добавить любимой команде несколько баллов, выступают с
подготовленными ими рекомендациями.
Выступление 1. Об опасности пластмассы (говорят двое):
Пластмасса и быт неразделимы!
Зачем тебе пластмасса? Это же химия!
Пластмасса для здоровья так опасна.
Я, конечно, с тобою согласна.
Чтото из веществ приносит загрязнение.
И может вызвать даже отравление.
Вода их растворяет, особенно жиры.
Хранить в пластмассе можно все до временипоры.
Обратите внимание на температуру,
Она может нарушить пластмассы структуру.
Не пейте чай и кофе из пластмассовой посуды.
Разве нельзя? Ну, хорошо, не буду.
Не пользуйтесь пленкой для продуктов хранения,
Если на ней не стоит разрешение.
Не жгите пластмассу, мусор, ее содержащий,
Для здоровья очень опасен.
К надписям тоже будьте внимательны,
Все прочитайте их обязательно.
Для непищевых, сыпучих, холодных –
Значит, для горячего посуда непригодна.
К рекомендациям есть наша приписка:
Берегите здоровье свое и своих близких! Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
Выступление 2. Об опасности электросмога
Ах, Эдисон, ученый такой мудрый!
Даже из ночи смог он сделать утро.
Он электростанцию свою построил
И весь быт человека прекрасно обустроил.
Спору нет, Эдисон всем помог.
Но в результате элекросмог!
Живем в океане электромагнитных полей,
Такое загрязнение опасно для людей.
И частота, и мощность излучения –
Все вызывает в организме изменения.
Лишь те поля вокруг нас появляются,
Вся биорегуляция наша нарушается.
Нервных клеток повреждение
Дает мелатонина уменьшение.
А он регулирует скорость развития.
Если что неясно, нас расспросите вы.
Наших советов на всех вас хватит,
А главный электронные –
Подальше от кровати.
Викторина «Охрана природы»
1. Когда возникла идея создания Красной книги? (В XX веке, в конце 50х
годов. Международная Красная книга впервые была издана в 1966 году,
Красная книга СССР в 1978 году (шесть лет спустя — новое, дополненное
издание). Цель Красной книги выявление исчезающих видов организмов, тех,
что нуждаются в специальных мерах защиты. Существует и Черная книга для
тех видов, которые навсегда исчезли с лица Земли.)
2. Назовите заповедник у Тихого океана. (Это СшотэАлиньский заповедник
с его Уссурийской тайгой. Лесной массив
занимает более 90 процентов площади заповедника. Здесь можно встретить
редкие растения и животных, которые занесены в Красную книгу. К
сожалению, тайга усиленно обживается человеком, что отрицательно
сказывается на ее обитателях.)
3. Что вы знаете о тропических лесах? (Их флора и фауна насчитывает до 3
миллионов видов, из которых описана только шестая часть. Изучением
занимается более 4 тысяч ученых. Тропические леса являются дождевыми.
Это кладовая лечебных препаратов, многих химических соединений, которые
обладают большой биологической активностью. Истребление тропических
лесов отрицательно скажется на климате, чистоте воздуха, водоемов и даже
на изготовлении продуктов питания.) Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
4. Что вы знаете о народных традициях охраны природы? (Такие традиции
появились еще в древности и передавались из поколения в поколение. У
многих народов, например, есть особо почитаемые деревья. Для россиян это
береза. А в древности славяне почитали дуб. Священными объявлялись целые
рощи. Еще сравнительно недавно архангельские и сибирские крестьяне
собирались на сходы. На этих сходах они объявляли запрет на вырубку
деревьев в лесных угодьях в течение нескольких лет. Запрещение называлось
заповеданием. Отсюда и произошло слово «заповедник».)
5. Где находится самый большой заповедник? (Самым большим заповедником
считается Антарктида. На материке и прилегающем к нему пространстве
воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным
договорам). Несмотря на толщи льда, на континенте обнаружено почти 800
видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и
неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов). Мшанка и
антарктическая айра два вида цветковых растений Антарктиды. Растения,
среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в
году.)
6. Зачем нам нужны зоопарки? (Некоторые люди считают, что зоопарк это
тюрьма для животных. Но если придерживаться всех правил содержания
животных в неволе, то они могут жить в зоопарке дольше, чем на воле.
Многие животные в зоопарке дают потомство. Человек таким образом спасает
редких животных. Так сотрудники Московского зоопарка сохранили соболя.)
7. Что такое принцип Ноя? (Принцип Ноя это название теории сохранения
видов. Критерий ценности – существование самого вида. Это дает ему право
на жизнь. Человек учится видеть красивое и удивительное на планете. Люди
решили, что уничтожение биологического разнообразия им невыгодно.
Население Земли растет. И его надо прокормить. А еще и решить многие
экологические проблемы.)
8. Что вы знаете о птичьем зоопарке? (Он находится на Канарских островах.
Его площадь более 20 гектаров. Зоопарк специально оборудован для того,
чтобы в нем хорошо себя чувствовали 300 видов животных и почти 500 видов
растений. Птичий зоопарк очень популярен у туристов.)
9. Расскажите о заповеднике «АсканияНова». (Он расположен на Украине
(Херсонская область). Площадь составляет 11 тысяч гектаров; 400 видов
растений, более 150 видов кустарников, павлины, фазаны, орлы, попугаи и
страусы хорошо себя чувствуют среди степей. Водная гладь — для черных
лебедей, розовых фламинго, гусей и уток. На пастбищах можно встретить
лошадь Пржевальского и буйвола, верблюда и зебру, косулю и оленя. Ученые
работают над созданием новых пород домашних животных.)
10. Что вы знаете о заповеднике на западе России? (Российский заповедник в
южной части брянского леса охраняет природу (с 1987 года). Площадь 12 Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
тысяч гектаров. Все живое в лесу охраняется законом. В заповеднике много
видов млекопитающих и рыб, почти 200 видов птиц и около 20 видов
пресмыкающихся и земноводных. Здесь обитают черные аисты почетные
члены Красной книги. Посторонним вход в заповедник запрещен.)
11. Что такое Детский тропический лес? (12летний шведский мальчик по
имени Роланд Тиендсуу решил предпринять попытку спасения тропических
лесов. Ему очень хотелось, чтобы они не пропали, пока он вырастет. Вместе с
одноклассниками и их учителем ребята стали продавать печенье для местных
жителей. Дела шли успешно, и им удалось купить 4 гектара тропического леса
в Южной Америке. Этот лес был приобретен для заповедника в КостаРике.
Другие шведские школьники последовали их примеру и выкупили еще 7
гектаров. Благодарное руководство заповедника назвало эту часть леса
«Детский лес навсегда». У ребят есть последователи в других государствах.)
Ведущая. Историческое событие нашей планеты конференция ООН по
окружающей среде и развитию. Она проходила в июне 1992 года. Было
представлено 179 государств. Принятая на ней программа получила название
«Повестка дня на XXI век».
Главная мысль программы устойчивое развитие человечества и биосферы.
Если бы вам представилась возможность, с какими словами вы бы обратились
к собравшимся?
Выступление команды «Родник»
Ты, человечество, увлекшись жизнью смело,
Забыло,
В жизни есть большое дело:
Оберегать природу, Землю нашу,
Синезеленую,
Что нет в пространстве краше.
Надо подумать, образ жизни изменить,
Не только нам на этой Земле жить!
Мы эру новую должны все поддержать,
Чтобы развитием чрезмерным
Природу не попрать.
Эру, которая для всех нас безопасна,
Сегодня объявляем громогласно!
Мы голосуем за защиту всей природы,
И слово наше от себя и от народа.
Выступление команды «Лесник»
Повестка дня на XXI век:
Благоразумен будь же, человек,
В делах своих.
Будь чист умом, душой, Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
Природа не рассорится с тобой.
Ты экономику, конечно, развивай,
Но равновесие среды не нарушай.
Развитие устойчивым пусть будет,
И биосфера вновь поможет людям.
Мы знаем, принята программа,
На семистах страницах расписали.
Признаемся, не все страницы
Мы в той программе прочитали.
Но знаем главное и можем подписать:
Природу нашу
Будем все оберегать!
Земляне, вместе на планете жить,
Так значит, очень стоит
Усилия свои объединить!
Экологический аукцион
Пока жюри подводит итоги, определяет победителей в различных видах
турнира, суммирует баллы и т. д., ведущая предлагает провести
экологический аукцион. Она называет слово «экология». Тот из участников
аукциона, кто последним назовет слово (или большее количество слов,
условия оговариваются) на одну из букв получает приз. Слова должны быть
по смыслу связаны со словом «экология».
Например:
Э экосистема, энергия, эрозия, экотуризм, экосфера и т. д.;
К климат, кислород, канализация, катастрофа, Красная книга и т. д.;
О озон, озеро, охрана, океан, окисление и т. д.;
Л лес, лосось, легкие, лед, лишайники и т. д.;
Г гербициды, гибель, грязь, голомянка, грибы и т. д.;
И истребление и т. д.;
Я ядохимикаты и т. д.
Награждение участников проводит председатель жюри и Зеленый рыцарь.
Ведущая. Порфирий Корнеевич Иванов этот человек был одним из самых
закаленных людей на земле. Фашисты в 30градусный мороз вылили на него 20
ведер холодной воды, а потом в течение 14 часов возили его обнаженным по
городу. Но русский солдат выдержал. Впоследствии он рассказывал о том,
что молил Матьприроду о помощи. Природа помогла и сохранила жизнь
солдату Великой Отечественной. Немцы после этого назвали Иванова
русским богом.
П. Иванов после войны дал много полезных советов людям. Он говорил о
целительных свойствах природы и пропагандировал целебные свойства воды.
Вот некоторые из его советов: Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,
• Два раза в день купайся в холодной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся
в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои
условия. Горячее купание заверши холодным.
• Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним,
выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы
на 12 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай
себе и всем людям здоровья.
• Не употребляй алкоголя и не кури.
• Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из
себя ничего. Привыкни к этому это твое здоровье.
• Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это
твоя победа!
• Мысль не отделяй от дела. Прочитал хорошо, но самое главное делай.
П. Иванов нашел способы приобщения различных качеств природы для
лечебного дела, для лечения психики и тела человека. Он говорил, что
человек это часть природы. И то, что естественно для природы, должно быть
естественным и для человека. Воздух, вода и земля помогают воздействовать
на биологически активные точки организма. Происходит комплексное
воздействие на нервную систему, и организм усиливает свои защитные
свойства.
Любите и защищайте природу. И она вернет вам вашу заботу. Вы
почувствуете это через достигнутую гармонию своего внутреннего мира с
миром внешним. Махрина Галина Николаевна, учитель биологии и химии НРМОБУ»Куть-Яхская
ХМАО-Югра, Нефтеюганский район
СОШ»,