Сценарий «Дня Здоровья».
Автор: Цыганова Екатерина Валерьевна.
Учитель физической культуры.
МБОУ «СОШ №40» Иркутской области г. Ангарск.
Тема:
«Экология здоровья».
Цель: Формирование экологической культуры подрастающего поколения, стремления к здоровому образу жизни на основе физического, психологического и духовно-нравственного развития личности. Закрепление и проверка знаний учащихся по здоровому образу жизни. Популяризация физкультуры и спорта у подрастающего поколения.
Задачи:
- Содействовать формированию потребности в здоровом образе жизни.
- Способствовать развитию экологического мышления учащихся.
- Способствовать вовлечению обучающихся в активную школьную жизнь.
- Развивать чувства товарищества и взаимопомощи.
Форма проведения: Квест (прохождение станций).
Организаторы: Цыганова Е.В — учитель физкультуры.
Ход мероприятия: Команды участников строятся на спортивной площадке.
Вступительное слово педагога: Приветствуем команды участников! Каждая команда выбрала капитана, который поведёт команду по маршруту. Итак, разрешите представить команды: ……… Вам предстоит пройти 8 этапов. Каждая команда находится на этапе в течение 5-7 минут, затем ваш состав передвигается от одного этапа до другого, по маршрутному листу. Капитаны команд получают маршрутные листы у жюри. На каждом этапе вас ждет начальник этапа, который поможет вам на данном этапе, что-то подскажет, за что-то снимет штрафные баллы.
Примечания:
1. Штрафные санкции (очки минусуются):
— за шумное поведение на конкурсах и в пути;
— несвоевременное прибытие;
— нарушение правил.
А за каждую пройденную станцию и правильное выполнения задания будет начисляться по 10 баллов! По прибытии на конечный этап, маршрутные листы сдаются жюри. Желаем вам счастливого пути!
Этапы дня здоровья.
№ |
Название этапа |
Задание |
1 |
«Разгадайка» |
Дети делятся на 3 группы. Предлагается разгадать ребусы на спортивную тему. Засчитывается количество правильных ответов. (3 мин.) |
2 |
«Болото» |
Команде выдаётся 10 колец. Первый участник идёт и раскладывает кольца наступая в каждое, до линии финиша. Следующие участники продвигаются за ним, наступая в каждое колечко. Последний участник собирает за собой колечки. Задание выполняется на время. Если участник наступил на землю не дойдя до финиша, начинает задание с начала. |
3 |
«Найди пару» |
Участвует 10 участников, по 5 в каждой команде. Участник берёт карточку и допрыгав на фитболе до определённого места кладёт, найдя пару. Например: белый медведь – север, дубовый лист – дуб, лягушка – болото и т.д. Засчитывается количество правильных ответов. |
4 |
«Гонки». |
Участвуют 15 человек. На самокате объехать конусы способом «змейка» и обратно бегом к команде с самокатом в руках. Засчитывается общее время выполнения. |
5 |
«Боулинг» |
15 участников. Каждому дается по одному броску. Команде нужно сбить как можно больше кегель. |
6 |
«Вода – источник жизни» |
Участвует 15 человек от класса. Участник добегает до сухого бассейна (бассейн с шариками) и должен достать «мусор», т.е. то, что засоряет реки и моря (пластиковый стаканчик, пакет, пластиковая бутылка и др.) Засчитывается правильность и время выполнения. |
7 |
«Вредные привычки» |
Участвует 15 человек от класса. Допрыгав до определённой дистанции, участник берёт карточку с «привычкой» и должен положить её в стопку «хорошо» или «плохо». Засчитывается количество правильных ответов. -Читать лёжа. |
8 |
«Жонглёры» |
Каждому ребёнку из класса выдаётся по 2 теннисных мяча. Выполнить жонглирование. Разминка 2 минуты. Участвуют дети, справившиеся с заданием. Засчитывается наибольшее количество перебросов (1 участника).
|
«Урок здоровья и экологии»
Цель: Привить детям понимание вреда курение как на здоровье человека, так и на окружающую среду.
Задачи:
раскрыть причины, ведущие к болезненной привязанности к курению;
показать последствия этой вредной привычки для человека;
показать последствия курения для природы;
формировать отрицательное эмоциональное отношение к курению;
подвести к осознанию преимущества здорового образа жизни.
Оборудование:
компьютер и мультимедийный проектор для презентации;
рассада цветов.
Субъект работы: классный руководитель
Объект работы: дети в возрасте от 13 до 17 лет
Ход работы:
1 слайд. Добрый день.
2 слайд. Сегодня мы с вами поговорим об экологии. Кто-нибудь знает, что такое экология? (задать)
3 слайд. У экологии есть два определения. Первое: экология – это одна из биологических наук, изучающая живые организмы и их взаимодействие со средой обитания. Второе: экология – совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы.
Какие экологические проблемы вы знаете? (задать) Да, вы правы. Одна из основных проблем – загрязнение нашей планеты. А как вы думаете, что больше всего её загрязняет? (задать)
(тыкнуть) А вы знаете, что самый распространённый мусор – бычки от сигарет? Давайте разберемся, как курение влияет на человека и природу. Начнём с нашего организма.
4 слайд. Табачный дым состоит из 4000 компонентов. Самые известные из них никотин и смолы. Но и другие составляющие не менее опасны: яды, радиоактивные вещества, тяжелые металлы. Не стоит надеяться, что вас защитит сигаретный фильтр. Даже самые современные из них улавливают только 20% веществ содержащихся в дыме.
Влияние курения на здоровье человека
На всех пачках сигарет можно встретить предостережение, которое гласит, что курение вредит вашему здоровью. Несмотря на это большинство людей даже не задумывается о том, почему это происходит. Всего несколько сигарет в день будет достаточно, чтобы в организме начались негативные изменения. Подобное влияние на здоровье человека оказывают не только дешевые табачные изделия, но и дорогостоящие сигары.
Не смотря на то, что у сигарет есть фильтр, который обязан защищать организм от попадания в него вредных веществ, своих функций он не выполняет. «Фильтр больше как успокоение человека был придуман табачными компаниями. Никто не расценил это как рекламную уловку».
По статистике, с появление фильтра уровень заболеваемости человека табачными болезнями нисколько не снизился, а наоборот, увеличился.
5 слайд. Центральная нервная система
У человека нет ни одного внутреннего органа, на который бы не оказывали свое вредное влияние никотин и прочие составные части табачного дыма. Все это делает курение одним из наиболее опасных занятий. Больше всего страдает от действий курильщика центральная нервная система. Это объясняется тем, что на нее оказывается постоянное воздействие никотина, который провоцирует возбуждение рецепторов. В результате таких изменений в организме ухудшается приток крови и снижается концентрация кислорода.
6 слайд. Дыхательные пути
Сразу же после выкуривания сигареты табачный дым попадает в дыхательную систему, нанося ей непоправимый урон. Все вредные вещества постепенно накапливаются в легких и бронхах, что приводит к различным серьезным заболеваниям.
7 слайд. Для того, чтобы внушить всем, что сигареты не только безопасны, но и являются символом мужественности Филлип Моррис запускает рекламную кампанию с ковбоем, укротителем прерий. Первым ковбоем Мальборо стал Дэвид Миллор младший. Скончался он в 1987 году будучи не в силах дальше бороться с эмфиземой лёгких.
8 слайд. Следующим покорителем прерий стал Дэвид Маклин. Но фильтр ему также не помог. Он умер от рака лёгкий в 1995 году.
9 слайд. Но главным символом марки стал Уэйн Макларен. Скончался он также по причине рака лёгких, не дожив даже до 52 лет. Табачный фильтр здесь тоже был бессилен.
10 слайд. Сердце и сосуды
Сердечно-сосудистая система курильщика также постоянно получает «порцию» токсинов. Из-за этого ухудшается ее работа и появляются проблемы, которые ранее не беспокоили человека.
11 слайд. Желудочно-кишечный тракт
Большинство людей, которые ежедневно выполняют свой план по выкуренным сигаретам, страдают от проблем с пищеварительной системой и органами желудочно-кишечного тракта. Негативное воздействие вдыхаемого дыма и всех его составных компонентов приводит к развитию острых хронических заболеваний, избавиться от которых очень трудно.
12 слайд. 18 марта 1960 года Льву Яшину присвоили звание Героя Социалистического Труда. После этого состояние Льва Яшина внезапно ухудшается. Из-за интенсивного курения у Льва Яшина после 50-ти лет началась гангрена левой ноги, в 1984 году ногу ампутировали, но Лев Яшин продолжил курить. Позже начинается гангрена второй ноги. Он уходит от нас 20 марта 1990 года. Причиной смерти легендарного вратаря стал рак желудка так же спровоцированный курением.
Электронные сигареты.
По приблизительным оценкам, около 20,8 миллионов человек в мире курят электронные сигареты. Их считают вполне безопасной альтернативой обычным, но давайте разберёмся, насколько это мнение обосновано.
Принято считать, что вейпинг безопасен для здоровья или на 95% безопаснее сигарет, но если поискать исследования на эту тему, то, скорее всего, вы найдёте только те, которые проплачены производителями электронных сигарет.
Исследование же американских ученых предупреждает о том, что и менее опасная опция является отнюдь не безобидной.
Что и как установили исследователи?
Ведущий автор, доктор Марк Рубинштейн, и его коллеги собрали и проанализировали образцы мочи 104 подростков (средний возраст – 16,4 лет), из которых 67 – «вейперы» (курильщики электронных сигарет), 17 – курили и электронные, и обычные, 20 – вообще не курили.
В моче подростков-вейперов концентрация токсических соединений оказалась в три раза выше, чем у тех, кто не курил, а у тех, кто использовал оба вида сигарет – в три раза выше, чем у вейперов. Речь идет о таких веществах, как акрилонитрил, акролеин, оксид пропилена, акриламид и кротональдегид. Все они входят в список канцерогенных или потенциально канцерогенных для человека агентов.
Даже в организмах подростков, которые курили безникотиновые электронные сигареты, вдыхая лишь ароматный пар, были обнаружены такие соединения, как пропилен гликоль и глицероль, которые сами по себе не опасны, но при нагревании могут образовывать канцерогенные вещества.
Жидкости для парения хоть и имеют безобидный состав (глицерин, пропиленгликоль, ароматизаторы и никотин), но нет исследований, доказывающих точность данного состава. Т.е. мы не можем быть уверенными на 100%, что точно знаем, что попадает в наш организм.
(тык) Любое вещество, которое поступает в организм в излишке, способно нанести вред. Глицерин, пропиленгликоль и никотин при нагревании ни при каких обстоятельствах не могут принести пользу организму. Учитывая, что мятные и фруктовые ароматизаторы не всегда имеют натуральную основу, они могут быть токсичны и в малых дозировках отравлять организм. Помимо вызывания зависимости, они способны наносить вред дыхательным путям при нагревании. Эти данные пока не подтверждены, но во многих странах выставлен запрет на ЭСДН именно по этим причинам.
14 слайд. Многие считают, что вредные привычки наносят вред самому человеку. Но, табакокурение представляет огромную опасность как для курильщика, так и для его окружения. Сегодня проводится борьба с пассивным курением. Знаете ли вы, кто такие пассивные курильщики? (задать) Это люди, которые вдыхают окружающий воздух с содержащимися в нём продуктами курения табака другими людьми. Так, не курящие люди сталкиваются с такими же заболеваниями, что и курильщик со стажем. В чем же заключается опасность пассивного курения?
Что влияет на здоровье пассивного курильщика?
В том, что пассивное курение наносит вред, нет сомнений. Ведь при этом происходит вдыхание загрязненного дыма мимо воли человека. Он просто вынужден находиться в таких обстоятельствах. Курильщик же осознанно, добровольно вредит своему здоровью, выкуривая сигареты одну за другой. Статистика указывает на то, что даже стоя на автобусной остановке некурящий человек вдыхает около 60% токсических веществ, находящихся в сигаретном дыме.
(тык) Какие же вредные токсины входят в состав табачного дыма? Отравляют организм пассивного курильщика такие компоненты:
Азота оксид. Водород цианистый. Угарный газ. Нитрозамин. Альдегиды. Акролеин. Акролеин.
Это далеко не весь список вредных компонентов, которые концентрируются в сигаретном дыме. Насчитывается еще около 4 тысяч токсических веществ. Более 50 из них — это опасные канцерогены. Как известно, канцерогены часто становятся причиной раковых заболеваний. Поэтому, пассивное курение так же опасно, как и фактическое выкуривание сигарет.
15 слайд. Мы поговорили с вами про человека, теперь поговорим о природе.
Вред для окружающей среды начинается уже с производства табачных изделий:
Листья табака как ничто другое досуха истощает почву, т.к. такие важные для растительной культуры вещества как фосфор, азот и калий для табака требуются в большем количестве, нежели для других продовольственных культур. Связанно это с его высокой способностью абсорбировать, то есть поглощать атомы вещества другим веществом, в частности калий, что приводит к калиевому голоданию почвы. А для выращивания табака ежегодно используется 4,3 миллиона гектаров земли, для сравнения площадь футбольного поля составляет всего лишь 0,714 гектара.
(тык) Ежегодно 11,4 миллионов метрических тонн дерева расходуется только на сушку табака (как топливо), и это даже без учёта дополнительных расходов древесины на изготовление сигаретной бумаги и упаковки.
(тык) Каждый год курение табака приносит в атмосферу 3–6 тысяч метрических тонн формальдегида, 17–47 тысяч метрических тонн никотина, 3–5 миллионов метрических тонн углекислого газа.
Сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой фильм о том, как же влияют наши вредные привычки на окружающую среду.
Окурки ставят под угрозу жизни животных, птиц, растений
Окурки или их части находят в желудках рыб, птиц, черепах и других видов морских животных. Они становятся причиной токсического отравления животных.
Наличие окурков в почве замедляет рост клевера на 27%. Кроме того, высота этого растения из-за присутствия окурков в почве оказывается на 28% ниже, чем у клевера, который вырос на почве, не засоренной окурками. В целом рост травы из-за наличия в почве окурков замедляется на 10%, а растение не добирает в росте 13%. Непотушенные сигареты вызывают пожары
Делимся печальной статистикой: За один только 2011 год в США произошло около 90 тысяч пожаров, связанных с курением. В результате этих пожаров погибли примерно 540 человек, а 1640 получили повреждения различной тяжести. Материальный ущерб от пожаров составил около 621 миллиона долларов. Год за годом цифры примерно такие же.
Производство сигарет создает миллионы тонн отходов в год
Производители сигарет ежегодно выбрасывают в окружающую среду почти 2,5 млн тонн производственных отходов, в том числе 230 тысяч тонн химических отходов.
За год из-за курения в атмосферу выбрасывается количество углерода, примерно равное годовому выбросу четырех миллионов автомобилей
Четыре миллиона автомобилей! Если бы все курильщики планеты бросили, вредных выбросов стало бы на 16 миллионов тонн меньше
Каждый год под производство табака вырубают шестьсот миллионов деревьев с приблизительно 200 тысяч гектаров земли
Это значит, что каждый день ради сигарет мы лишаемся примерно полутора миллионов деревьев. И это только на сами сигареты, не считая расхода бумаги на документы, рекламу и упаковку сигарет!
Производство сигарет способствует сокращению количества лесов — одной из основных глобальных экологических проблем наших дней
Количество лесов уменьшается приблизительно на 200 тысяч гектаров в год. Беднейшие страны мира вырубают эти леса, чтобы иметь возможность получить еду и выращивать продукты питания.
Таким образом, рост потребления табачных изделий способствует росту мирового голода
Выращивание табака приносит значительный ущерб земле, это растение требует более тщательного ухода и большого количества пестицидов, поэтому использование земли для выращивания табака в бедных странах мира приводит к тому, что им негде выращивать себе еду и к голоду в этих странах.
В конечном итоге мы с вами разобрали, к каким негативным последствиям приводит курение, как для человека, так и для экологии. Нам следует внимательнее и бережней относиться к окружающей нас среде, и следить за своим здоровьем.
Сейчас я хочу вам предложить помочь природе в борьбе с вредными выбросами, вызванными как курением, так и другими аспектами человеческой жизни. Мы можем высадить рассаду цветов в наши клумбы. Так мы не только украсим наш лагерь, но сделаем этот мир лучше.
ДНВ
Направление «Я и природа»
Тема: «Экология и здоровье человека». «Загрязнение окружающей среды».
Форма проведения: беседа с просмотром презентации
Цель: привлечение внимания воспитанников к проблеме охраны окружающей среды; формирование экологического мышления воспитанников; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Используемый материал: .
-
Интерактивная доска, презентация.
-
Звукозапись журчащей воды, видеофильм о реках, озерах и морях.
-
Видеоролик «Загрязнение окружающей среды».
-
Стихотворение Ирины Трофимовой «Разумный человек».
-
Отрывок из стихотворения Ирины Трофимовой «Всего одна Земля».
Используемая литература:
-
Ресурсы интернета , https://infourok.ru ›, festival.1september.ru.
-
Артамонов А. А. Сохраним наш мир. – Волгоград, 1994.
-
Асланинди А. А. Экологическая азбука. – М., 1995.
-
Дорст Ж. До того как умрет природа. – М., Издательство “Мысль”, 1987.
-
Тимофеев Б. А. Наедине с природой. – Л., Лениздат, 1971.
-
Фарб П. Популярная экология. – М., Мир, 197.1
-
Школенко Ю. А. Эта Хрупкая планета. – М., Издательство “Мысль”, 1988.
Подготовила и провела:
Пилипенко Н. Ю. — воспитатель семейно — воспитательной группы.
Ход проведения воспитательского часа:
Не то, что мните вы, – природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев
Земля! Какая она? Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны, облака и их тени. Принимает все дожди, снега, туманы. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам – быстроногих зверей.
Человека Земля всегда увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов.
О люди, мыслю я,
У всех у нас есть Мать одна,
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.
Три колдуна у природы есть:
Вода, Земля и Воздух – три ее основы.
Природа – мать ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет…
Цени ее доверие природы!
Не обмани его!
И в темный лес входи, как в храм,
Под мраморные своды.
(Звучит звукозапись журчащей воды, а на экране – видеофильм о реках, озерах и морях.)
Экология и здоровье человека
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество — лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни — Homo sapiens (человек разумный) . Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье — это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье — это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
Просмотр видеоролика «Загрязнение окружающей среды».
Просмотр презентации
Слайд 1 – 4.
ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая в конце концов в организм человека.
На земном шаре практически невозможно найти место, где бы не присутствовали в той или иной концентрации загрязняющие вещества. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, ученые обнаружили различные токсичные (ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов.
Вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Примером подобного действия могут являться смоги, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.
Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди. При систематическом или периодическом поступлении организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление. Признаками хронического отравления являются нарушение нормального поведения, привычек, а также нейропсихического отклонения: быстрое утомление или чувство постоянной усталости, сонливость или, наоборот,
бессонница, апатия, ослабление внимания, рассеянность, забывчивость, сильные колебания настроения. При хроническом отравлении одни и те же вещества у разных людей могут вызывать различные поражения почек, кроветворных органов, нервной системы, печени. Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении окружающей среды. Так, в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы, заболеваемость среди населения особенно детей, увеличилась во много раз.
Высокоактивные в биологическом отношении химические соединения могут вызвать эффект отдаленного влияния на здоровье человека: хронические воспалительные заболевания различных органов, изменение нервной системы, действие на внутриутробное развитие плода, приводящее к различным отклонениям у новорожденных. Медики установили прямую связь между ростом числа людей, болеющих аллергией, бронхиальной астмой, раком, и ухудшением экологической обстановки в данном регионе. Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, бериллий, асбест, многие ядохимикаты, являются канцерогенами, то есть вызывающие раковые заболевания. Еще в прошлом веке рак у детей был почти неизвестен, а сейчас он встречается все чаще и чаще. В результате загрязнения появляются новые, неизвестные ранее болезни. Причины их бывает очень трудно установить.
Огромный вред здоровью человека наносит курение. Курильщик не только сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает опасности других людей. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, вдыхают даже больше вредных веществ, чем он сам.
Слайд 5 – 7.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том числе и в самом человеке. Наиболее опасны возбудители инфекционных заболеваний. Они имеют различную устойчивость в окружающей среде. Одни способны жить вне организма человека всего несколько часов; находясь в воздухе, в воде, на разных предметах, они быстро погибают. Другие могут жить в окружающей среде от нескольких дней до нескольких лет. Для третьих окружающая среда является естественным местом обитания. Для четвертых — другие организмы, например дикие животные, являются местом сохранения и размножения.
Часто источником инфекции является почва, в которой постоянно обитают возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены, некоторых грибковых заболеваний. В организм человека они могут попасть при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены.
Болезнетворные микроорганизмы могут проникнуть в грунтовые воды и стать причиной инфекционных болезней человека. Поэтому воду из артезианских скважин, колодцев, родников необходимо перед питьем кипятить. Особенно загрязненными бывают открытые источники воды: реки, озера, пруды. Известны многочисленные случаи, когда загрязненные источники воды стали причиной эпидемий холеры, брюшного тифа, дизентерии. В жарких странах широко распространены такие болезни, как амебиаз, шистоматоз, эхинококкоз и другие, которые вызываются различными паразитами, попадающими в организм человека с водой. При воздушно-капельной инфекции заражение происходит через дыхательные пути при вдыхании воздуха, содержащего болезнетворные микроорганизмы. К таким болезням относится грипп, коклюш, свинка, дифтерия, корь и другие. Возбудители этих болезней попадаю в воздух при кашле, чихании и даже при разговоре больных людей. Особую группу составляют инфекционные болезни, передающиеся при тесном контакте с больным или при пользовании его вещами, например, полотенцем, носовым платком, предметами личной гигиены и другими, бывшими в употреблении больного. К ним относятся венерические болезни (СПИД, сифилис, гонорея), трахома, сибирская язва, парша.
Человек, вторгаясь в природу, нередко нарушает естественные условия существования болезнетворных организмов и становится сам жертвой природно-очаковых болезней. Люди и домашние животные могут заражаться природно-очаковыми болезнями, попадая на территорию природного очага. К таким болезням относят чуму, туляремию, сыпной тиф, клещевой энцефалит, малярию, сонную болезнь.
Особенностью природно-очаковых заболеваний является то, что их возбудители существуют в природе в пределах определенной территории вне связи с людьми или домашними животными. Одни паразитируют в организме диких животных-хозяев. Передача возбудителей от животных к животному и от животного к человеку происходит преимущественно через переносчиков, чаще всего насекомых и клещей. Возможны и другие пути заражения. Так, в некоторых жарких странах, а также в ряде районов нашей страны встречается инфекционное заболевание лептоспироз, или водяная лихорадка. В нашей стране возбудитель этой болезни обитает в организмах полевок обыкновенных, широко распространенных в лугах около рек. Заболевание лептоспирозом носит сезонный характер, чаще встречаются в период сильных дождей и в жаркие месяцы (июль — август) . Человек может заразиться при попадании в его организм воды, загрязненной выделениями грызунов. Такие болезни, как чума, орнитоз, передаются воздушно-капельным путем. Находясь в районах природно-очаковых заболеваний, необходимо соблюдать специальные меры предосторожности.
Слайд 8 – 9.
ВЛИЯНИЕ ЗВУКОВ НА ЧЕЛОВЕКА
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такиемеханические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду) . Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей инфразвуком. Шум — громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.
В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.
Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, — децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”.
Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.
Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума — так называемая бытовая техника. Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.
В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.
Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности.
Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия — звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.
Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Шум обладает аккумулятивным эффектов, то есть акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.
Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.
Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится
причиной несчастных случаев и травм. Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредной воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности — чувство слабости, как после сильного нервного потрясения. Даже слабые звуки инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности, если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов. Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы.
Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека против шума практически беззащитен.
В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.
Слайд 10 – 14.
ПОГОДА И САМОЧУВСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА
Несколько десятков лет назад практически никому и в голову не приходило связывать свою работоспособность, свое эмоциональное состояние и самочувствие с активностью Солнца, с фазами Луны, с магнитными бурями и другими космическими явлениями. В любом явлении окружающей нас природы существует строгая повторяемость процессов: день и ночь, прилив и отлив, зима и лето. Ритмичность наблюдается не только в движении Земли, Солнца, Луны и звезд, но и является неотъемлемым и универсальным свойством живой материи, свойством, проникающим во все жизненные явления — от молекулярного уровня до уровня целого организма.
В ходе исторического развития человек приспособился к определенному ритму жизни, обусловленному ритмическими изменениями в природной среде и энергетической динамикой обменных процессов.
В настоящее время известно множество ритмических процессов в организме, называемых биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхания, биоэлектрической активности мозга. Вся наша жизнь представляет собой постоянную смену покоя и активной деятельности, сна и бодрствования, утомления от напряженного труда и отдыха.
В организме каждого человека, подобно морским приливам и отливам, вечно царит великий ритм, вытекающий из связи жизненных явлений с ритмом Вселенной и символизирующий единство мира. Центральное место среди всех ритмических процессов занимают суточные ритмы, имеющие наибольшее значение для организма. Реакция организма на любое воздействие зависит от фазы суточного ритма (то есть от времени суток). Эти знания вызвали развитие новых направлений в медицине — хронодиагностики, хронотерапии, хронофармакологии. Основу их составляет положение о том, что одно и то же средство в различные часы суток оказывает на организм различное, иногда прямо противоположное воздействие. Поэтому для получения большего эффекта важно указывать не только дозу, но и точное время приема лекарств. Оказалось, что изучение изменений в суточных ритмах позволяет выявить возникновение некоторых заболеваний на самых ранних стадиях.
Климат также оказывает серьезное воздействие на самочувствие человека, воздействуя на него через погодные факторы. Погодные условия включают в себя комплекс физических условий: атмосферное давление, влажность, движение воздуха, концентрацию кислорода, степень возмущенности магнитного поля Земли, уровень загрязнения атмосферы. До сих пор еще не удалось до конца установить механизмы реакций организма человека на изменение погодных условий. А она часто дает себя знать нарушениями сердечной деятельности, нервными расстройствами. При резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертных случаев.
Большинство физических факторов внешней среды, во взаимодействии с которыми эволюционировал человеческий организм, имеют электромагнитную природу. Хорошо известно, что возле быстро текущей воды воздух освежает и бодрит. В нем много отрицательных ионов. По этой же причине нам представляется чистым и освежающим воздух после грозы. Наоборот, воздух в тесных помещениях с обилием разного рода электромагнитных приборов насыщен положительными ионами. Даже сравнительно непродолжительное нахождение в таком помещении приводит к заторможенности, сонливости, головокружениям и головным болям. Аналогичная картина наблюдается в
ветреную погоду, в пыльные и влажные дни. Специалисты в области экологической медицины считают, что отрицательные ионы положительно влияют на здоровье, а положительные — негативно.
Изменения погоды не одинаково сказываются на самочувствии разных людей. У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное подстраивание физиологических процессов в организме к изменившимся условиям внешней среды. В результате усиливается защитная реакция и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды.
У больного человека приспособительные реакции ослаблены, поэтому организм теряет способность быстро подстраиваться. Влияние погодных условий на самочувствие человека связано также с возрастом и индивидуальной восприимчивостью организма.
Слайд 15 — 17
ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Каждый из нас знает, что пища необходима для нормальной жизнедеятельности организма. В течение всей жизни в организме человека непрерывно совершается обмен веществ и энергии. Источником необходимых организму строительных материалов и энергии являются питательные вещества, поступающие из внешней среды в основном с пищей. Если пища не поступает в организм, человек чувствует голод. Но голод, к сожалению, не подскажет, какие питательные вещества и в каком количестве необходимы человеку. Мы часто употребляем в пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не очень задумываемся о полезности и доброкачественности употребляемых продуктов.
Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание — важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве. Нерациональное питание является одной из главных причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов пищеварения, болезней, связанных с нарушением обмена веществ. Регулярное переедание, потребление избыточного количества углеводов и жиров — причина развития таких болезней обмена веществ, как ожирение и сахарный диабет. Они вызывают поражение сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем, резко понижают трудоспособность и устойчивость к заболеваниям, сокращающая продолжительность жизни в среднем на 8-10 лет.
Рациональное питание важнейшее непременное условие профилактики не только болезней обмена веществ, но и многих других. Пищевой фактор играет важную роль не только в профилактике, но и в лечении многих заболеваний. Специальным образом организованное питание, так называемое лечебное питание обязательное условие лечения многих заболеваний, в том числе обменных и желудочно-кишечных. Лекарственные вещества синтетического происхождения в отличие от пищевых веществ являются для организма чужеродными. Многие из них могут вызвать побочные реакции, например, аллергию, поэтому при лечении больных следует отдавать предпочтение пищевому фактору. В продуктах многие биологически активные вещества обнаруживаются в равных, а иногда и в более высоких концентрациях, чем в применяемых лекарственных средствах. Вот почему с древнейших времен многие продукты, в первую очередь овощи, фрукты, семена, зелень, применяют при лечении различных болезней.
Многие продукты питания оказывают бактерицидные действия, подавляя рост и развитие различных микроорганизмов. Так, яблочный сок задерживает развитие стафилококка, сок граната подавляет рост сальмонелл, сок клюквы активен в отношении различных кишечных, гнилостных и других микроорганизмов. Всем известны антимикробные свойства лука, чеснока и других продуктов. К сожалению, весь этот богатый лечебный арсенал не часто используется на практике. Рациональное питание предусматривает необходимость при составлении суточного рациона учитывать, с одной стороны, потребности организма в основных питательных веществах и энергии, с другой — содержание этих веществ и их энергетическую ценность. Необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические правила приготовления пищи. Тщательно мыть, подвергать термической обработке продукты питания. Все это делается для того, чтобы в организм человека не попали биологические загрязнители — болезнетворные и паразитические организма. Но теперь появилась новая опасность — химическое загрязнение продуктов питания. Появилось и новое понятие — экологически чистые продукты. Очевидно, каждому из нас приходилась покупать в магазинах крупные, красивые овощи и фрукты, но, к сожалению, в большинстве случаев, попробовав их мы выясняли, что они водянистые и не отвечают нашим требованиям относительно вкуса. Такая ситуация происходит, если сельскохозяйственные культуры выращиваются с применением большого количества удобрений и ядохимикатов. Такая сельскохозяйственная продукция способна иметь не только плохие вкусовые качества, но и быть опасной для здоровья.
Азот — составная часть жизненно важных для растений, а также для животных организмов соединений, например белков. В растениях азот поступает из почвы, а затем через продовольственные и кормовые культуры попадает в организмы животных и человека. Ныне сельскохозяйственные культуры чуть ли не полностью получают минеральный азот из химических удобрений, так как некоторых органических удобрений не хватает для обедненных азотом почв. Однако в отличие от органических удобрений в химических удобрениях не происходит свободного выделения в природных условиях питательных веществ. Значит, не получается и “гармонического” питания сельскохозяйственных культур, удовлетворяющего требования их роста. В результате происходит избыточное азотное питание растений и вследствие этого накопление в нем нитратов. Излишек азотных удобрений ведет к снижению качества растительной продукции, ухудшению ее вкусовых свойств, снижению выносливости растений к болезням и вредителям, что, в свою очередь, вынуждает земледельца увеличивать применение ядохимикатов. Они также накапливаются в растениях. Повышенное содержание нитратов приводит к образованию нитритов, вредных для здоровья человека. Употребление такой продукции может вызвать у человека серьезные отравления, и даже смерть. Особенно резко проявляется отрицательное действие удобрений и ядохимикатов при выращивании овощей в закрытом грунте. Это происходит потому, что в теплицах вредные вещества не могут беспрепятственно испаряться и уноситься потоками воздуха. После испарения они оседают на растения.
Растения способны накапливать в себе практически все вредные вещества. Вот почему особенно опасна сельскохозяйственная продукция, выращиваемая вблизи промышленных предприятий и крупных автодорог.
Слайд 18 – 20.
ЛАНДШАФТ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ
Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера.
Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильный оздоровительный эффект. Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у жителей города. Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы-колодцы, куда практически не проникал солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни человека. С развитием промышленного производства в городе и его окрестностях появилось огромное количество отходов, загрязняющих окружающую среду. Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на формировании человека, на его здоровье. Это заставляет ученых все серьезнее изучать влияние среды обитания на жителей городов. Оказывается, от того, в каких условиях живет человек, какая высота потолков в его квартире и настолько звукопроницаемы ее стены, как человек добирается до места работы, с кем он повседневно обращается, как окружающие люди относятся друг к другу, зависит настроение человека, его трудоспособность, активность — вся его жизнь.
В городах человек придумывает тысячи ухищрений для удобства своей жизни — горячую воду, телефон, различные виды транспорта, автодороги, сферу обслуживания и развлечений. Однако в больших городах особенно сильно проявляются и недостатки жизни — жилищная и транспортная проблемы, повышение уровня заболеваемости. В определенной степени это объясняется одновременным воздействием на организм двух, трех и более вредных факторов, каждый из которых обладает незначительным действием, но в совокупности приводит к серьезным бедам людей. Так, например, насыщение среды и производства скоростными и быстродействующими машинами повышает напряжение, требует дополнительных усилий от человека, что приводит к переутомлению. Хорошо известно, что переутомленный человек больше страдает от последствий загрязнения воздуха, инфекций.
Загрязненный воздух в городе, отравляя кровь окисью углерода, наносит некурящему человеку такой же вред, как и выкуривание курильщиком пачки сигарет в день. Серьезным отрицательным фактором в современных городах является так называемое шумовое загрязнение.
Учитывая способность зеленых насаждений благоприятно влиять на состояние окружающей среды, их необходимо максимально приближать к месту жизни, работы, учебы и отдыха людей. Очень важно, чтобы город был биогеоценозом, пусть не абсолютно благоприятным, но хотя бы не вредящим здоровью людей. Пусть здесь будет зона жизни. Для этого необходимо решить массу городских проблем.
Все предприятия, неблагоприятные в санитарном отношении, должны быть выведены за пределы городов. Зеленые насаждения являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды. Они не только создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей.
Особое место вокруг промышленных предприятий и автострад должны занимать защитные зеленые зоны, в которых рекомендуется высаживать деревья и кустарники, устойчивые к загрязнению. В размещении зеленых насаждений необходимо соблюдать принцип равномерности и непрерывности для обеспечения поступления свежего загородного воздуха во все жилые зоны города. Важнейшими компонентами системы озеленения города являются насаждения в жилых микрорайонах, на участках детских учреждений, школ, спортивных комплексов и пр. Городской ландшафт не должен быть однообразной каменной пустыней. В архитектуре города следует стремиться к гармоничному сочетанию аспектов социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических (зеленые массивы, парки, скверы).
Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Следовательно, это не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг. Это благоприятная для жизни и здоровья среда обитания; чистый воздух и зеленый городской ландшафт. Не случайно, экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его территории.
Итог занятия.
Отрывок из стихотворения Ирины Трофимовой “Всего одна Земля”
Пора бы человечеству понять,
Богатства от Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
…Сейчас то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж Земля обязана терпеть.
А сколько выбросов мы дарим ей
Дымы заводов, грязь от теплоходов…
У нас прекрасная Земля Людей,
Боюсь, не стала бы она Землей Отходов!
Стихотворение Ирины Трофимовой “Разумный человек”
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал все только для себя
“Разумный” человек.
Сейчас же кинулась писать
“Природную среду”,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!
Иль застилает пыль глаза,
Туман и пыль из строк:
“Сданы объекты, города
И очистные в срок!”
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты, разумный человек.
8
Экологическое ассорти «Экология здоровья»
Цели:
- В игровой форме систематизировать знания о формах взаимодействия природы и общества;
- Способствовать развитию экологического мышления учащихся.
- Повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла,
- Развитие логического мышления учащихся,
- Реализация межпредметных связей.
Ход игры
1 конкурс
Придумать и обосновать название и эмблему команды
(Максимально – 4 балла)
2 конкурс
Разминка
Игроки должны узнать по сказанным фразам, о чем идет речь. Если узнают с первого предложения, получают — 5 баллов, со второго — 4 балла, и так далее)
1 команда
1 Они есть везде: в воздухе, воде, почве.
2.Даже в горячих источниках и солевых месторождениях.
3.Одни есть в кислом молоке — тогда они полезные,
4.А если они в консервах, то могут вызвать опасное заболевание у человека.
5.Чтобы их было меньше в воздухе нужно проветривать помещения. (Бактерии)
2 команда
1. Их с каждым годом становится больше.
2.Особенно много в больших городах.
3. Там где они есть много шума и вредных газов.
4.От них страдают дикие животные.
5. Особенно опасны они, когда изношенные. (Автомобили)
3 команда
1.Они нужны растениям.
2.Если они есть, растения хорошо растут.
3.Если их неправильно хранят, то они загрязняют почву.
4.Когда их много, они могут накапливаться в растениях.
5.Съедая такие растения, человек может отравиться. (Нитраты)
4 команда
1. Это легче воды.
2.Это может плавать на поверхности воды и не тонуть
3. Оно попадает в реку, если возле нее моют машины.
4.Оно мешает рыбам дышать.
5. Его нужно удалять с поверхности воды. (Машинное масло)
3 конкурс
Вещи, которые нас окружают (Что? Где? Когда?)
1. В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. А для чего его использовали?
(Полученную бумагу, естественно, использовали для письма.)
2. В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”. Угадайте содержимое павильона. (Там установлено зеркало)
3. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковые, но вот посуда — разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров? (Серебро)
4. Португалец Санчес, лейб-медик при дворце императрицы Елизаветы говорил, что во врачебной науке нет такого лекарства, которое бы по своей силе и целебности равнялось:- (Русской бане)
4 конкурс
Существует пословица «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, как ты живешь», а другая
народная мудрость гласит: «Мы – то, что мы едим». Поэтому переходим к следующему конкурсу —
Экспертиза продуктов питания
Каждой команде выдается по одному продукту питания. Нужно провести первичную экологическую экспертизу
5 конкурс
В природе есть множество растений, которые помогают человеку при множестве болезней, т.е. являются лекарственными. Для следующего конкурса «Зеленая Аптека» вызываются по одному представителю от каждой команды. Им нужно по очереди называть лекарственные растения. Побеждает тот, кто остается последним. Он получает 4 балла.
6 конкурс
«Вредные Привычки»
Не бери чужие платья,
Ногти тоже не грызи,
Не дружите с сигаретой,
Так здоровья не найти.
Каждой команде предлагается вытянуть листочек с вредной привычкой. Нужно объяснить, чем она плоха
Почему нельзя курить? (кашель, желтые зубы, рак легких)
Почему нельзя грызть ногти? (возбудители болезней)
Почему нельзя грызть карандаши и ручки? (микробы, кривые зубы)
Можно ли давать расческу другим? Почему?
7 конкурс
Литературный «Закончи рассказ»
На листочках написано начало рассказа, а командам предлагается его закончить. Время выполнения задания – 5 минут. Задание дано с целью развить речь учащихся и закрепить экологические понятия.
«На краю красивой маленькой речки стоял удивительный городок, с очень красивым названием Цветочный. И жили в нём коротышки. Но однажды на этот город налетела страшная туча, и пошёл кислотный дождь.
8 конкурс
«Построй свой дом»
Учащиеся должны из предложенных вариантов построить себе удобный дом. Нужно подчеркнуть в листках выбранные варианты ответов.
Подведение итогов игры
9 конкурс
«Экологический буксир».
Участникам читаются формулировки экологических понятий и даются карточки с буквами (о, з, о, н/ э, к, о, л, о, г, и, я/ э, в, о, л, ю, ц, и, я), из которых они должны составить слова по теме «Экология».
Озон – один из атмосферных газов, сильно задерживающий ультрафиолетовое солнечное излучение.
Экология – наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой.
Эволюция – развитие и совершенствование живой природы на протяжении многих миллионов лет.
На краю красивой маленькой речки стоял удивительный городок, с очень красивым названием Цветочный. И жили в нём коротышки. Но однажды на этот город налетела страшная туча, и пошёл кислотный дождь._________________________________________
Построй свой дом .
Чем больше баллов наберет команда, тем хуже
1. Материал, из которого построен дом:
дерево – 0
кирпич – 10
бетон – 30
2. Покрытие пола:
деревянный некрашеный пол – 0
паркет – 10
краска (лак) – 20
ламинат – 20
линолеум – 30
3. Покрытие стен:
некрашеные деревянные стены – 0
бумажные обои – 0
известка – 10
краска – 20
виниловые обои – 30
стеновые панели – 30
4. Освещение:
электричество – 0
свеча – 20
керосиновая лампа – 30
5. Обогрев:
центральное отопление – 10
электрообогрев – 10
камин – 20
печка – 30
печка по-черному – 40
6. Окна:
стекло с деревянной рамой – 10
пластиковый стеклопакет -20
слюда – 30
7. Утилизация мусора:
в мусоропровод – 10
в уличный мусорный контейнер – 10
на проезжую часть – 30
в ближайшую реку – 40
Таблица результатов игры «Экология здоровья»
Цели: Формировать положительное эмоциональное состояние у детей и родителей.
Развивать устойчивый интерес родителей и детей к здоровому образу жизни.
Создание атмосферы радости от совместной двигательной деятельности.
Материал: Карточки с изображениями овощей, фруктов, ягод и грибов, магнитофон, диски с записями, обручи.
Ход:
1. «Приветствие»
Ведущий: Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на очередном заседании родительского клуба
«Самое прекрасное есть жизнь.
И все красивое и хорошее в жизни немыслимо без здоровья.
Великое счастье быть здоровым».
Уважаемые родители, что нужно делать, чтобы быть здоровыми?
Могли бы вы сегодня поделиться своим опытом здорового образа жизни, которые вы применяете у себя дома?
А наши дети вам в этом помогут. Вы согласны, ребята?
1. «Игровая разминка»
Родитель Кундус И.В. : Чтобы быть здоровыми, мы каждое утро делаем зарядку. Сейчас мы с Ксюшей научим вас нашей любимой зарядке. Встаньте свободно на ковре….
1.Вот так родители помогают детям расти!
И.п.: стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, взявшись за руки. Ребенок и взрослый поднимают руки через стороны вверх, встают на носки (взрослый потягивает руки ребенка вверх).
2.Вот какие вы ловкие!
И.п.: ребенок стоит на коленях, спиной к родителю; ноги между ног родителя; руки у ребенка на поясе, взрослый поддерживает их. Одновременный поворот взрослого и ребенка влево (вправо).
3.Вот какие вы гибкие!
И.п.: ребенок сидит на полу спиной к взрослому; ноги в стороны. Поднять руки вверх, наклон к левой (правой) ноге.
4.Вот как вы играете!
И.п.: ребенок и взрослый стоят лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, взявшись за руки. Ребенок приседает, взрослый стоит; взрослый приседает, ребенок стоит.
5.Вот как вы любите веселиться!
И.п.: взрослый стоит напротив ребенка. Выполняются одновременно прыжки на обеих ногах.
3. Игра «Витамины»
Родитель Андриенко А.И. : Чтобы расти и правильно развиваться, мы должны правильно питаться. Наша семья уделяет этому особое внимание. Мы употребляем продукты, в которых содержатся витамины очень важные для здоровья. А вы хорошо знаете, в каких продуктах питания, какие находятся витамины? Предлагаем вам в этом разобраться (на столе лежат: карточки с изображениями овощей, фруктов, ягод и грибов; стоят четыре тарелки, под ними карточки с буквами: А, В, С, Д).
Дети отбирают карточки с изображением овощей и фруктов, а родители раскладывают их в соответствии с витаминами, которые в них содержатся.
4. Динамическая пауза с элементами игрового массажа.
Родитель Полторак В.Н.: Для здоровья полезен экологически чистый воздух и поэтому наша семья часто ходит в лес. Предлагаем вам совершить небольшую прогулку в лес. (Звучат голоса птиц).
Делаем глубокий вдох, поднимаем руки вверх и на выдохе, отпускаем руки, продолжительно произносим звук «ф».
(Родители берут за руки своих детей и идут по кругу, выполняя упражнения).
Все по лесу мы шагаем, ноги выше поднимаем
Ноги ставим широко, дышим ровно, глубоко.
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем
Руки за спину кладём и вразвалочку идём.
Снова дальше мы идём, перед нами водоём
Раз- два, раз- два позади уже вода
И опять шагаем, ноги поднимаем.
— Все немного мы устали, предлагаю сесть на поляне отдохнуть и сделать массаж ног.
( Родители и дети садятся на палас и делают друг другу массаж).
Божьей коровки папа идёт (сидя, гладить ноги с верху до низу).
Следом за папой мама идёт (разминать их).
За мамой следом детишки идут (похлопать их ладошками).
Следом за ними малышки бредут («шагать» пальчиками).
Красные юбочки носят они (поколачиваем кулачками).
Юбочки с чёрными точечками (постукиваем пальчиками).
На солнышко они похожи, встречают дружно новый день
(поднять руки вверх, скрестить, раздвинуть пальцы).
А если будет жарко им, то прячутся все вместе в тень.
(погладить ноги ладонями, спрятать руки).
5. Динамическая пауза «Пловцы»
Родитель: Богаевская О. Д.: А мы укрепляем своё здоровье плаваньем. Плавание наша семья занимается не только летом в море, но и в течение года в городском бассейне. Предлагаем вам немного поплавать вместе с детьми.
(Звучит шум моря. Дети и родители становятся по разные стороны зала).
Раз, два — все ныряют, (дети приседают)
Три, четыре — всплывают, (встают)
Пять, шесть — на воде (движения руками от груди в стороны)
Крепнут ручки у детей,
Семь, восемь, что есть силы
Все к берегу поплыли, (имитация плавания в сторону родителей)
Девять, десять — развернулись,
И поплыли, кто куда (имитация плавания по залу).
6. Заключительное слово.
Ведущий: Уважаемые родители, ваш ребёнок будет здоровым, если вы часто будете обнимать его и говорить ему слова любви. Не забывайте, что здоровье вашего ребенка в ваших руках. (Родители обнимают своих детей и говорят, как они их сильно любят).
Ведущий: Наша встреча подошла к концу! Большое вам спасибо за ваш жизненный опыт.
Очень хочется узнать, что же вы узнали для себя нового, интересного?
Что взяли на заметку для себя? Какие для себя сделали выводы?