Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени академика А.Ф. Трёшникова с.Павловка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
Сценарий экскурсии по школьному краеведческому музею.
Автор: Бестаева Мавлуда Бердиевна, учитель немецкого языка, заведующая школьным краеведческим музеем
Цель: — ознакомить учащихся с экспозициями школьного музея,
способствовать развитию коммуникативных компетентностей.
Задачи: Способствовать расширению кругозора и познавательных интересов, воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства.
Описание: Обзорная экскурсия по школьному краеведческому музею. Участниками экскурсии могут быть школьники любого возраста, учителя и жители села. Экскурсию проводят активисты школьного музея.
Вид экскурсии- активный (Экскурсоводы используют метод рассказа и показа)
Продолжительность экскурсии: 25-30 минут.
1 ЭКСКУРСОВОД:
Чтоб окунуться в прошлое не надо
Машину времени, поверь, изобретать.
Переступи порог в музея залы,
И кажется — как будто время вспять.
Вы находитесь в школьном краеведческом музее муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени академика А.Ф.Трёшникова с.Павловка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
Школьный краеведческий музей был открыт в августе 2002г., паспортизирован в 2012г.
Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.
Музей является одним из центров патриотического воспитания в селе Павловка.
В школьном краеведческом музее имеются следующие экспозиции: «История нашего края», «Отчизны верные сыны», «Трешников — наш выдающийся земляк», «Павловская школа. Страницы истории», «Орудия труда предметы быта», «Уголок русской избы», «Церковь Рождества Христова»
В каждой экспозиции собрано много экспонатов, фотодокументов. Экспозиции постоянно пополняются новыми экспонатами, которые исследуются и систематизируются. Все экспонаты музея подлинные. В музее хранятся исследовательские работы учащихся по краеведению и истории родного края. Собрана коллекция презентаций, созданных школьниками.
Ведётся экскурсионная и экспедиционная деятельность как по родному краю так и за его пределами, в том числе в города Москва, Волгоград, Ульяновск, дом-усадьба Лермонтова Тарханы. И др. В 2017 году состоялась целевая экспедиция «По трёшниковским местам» в г.Санкт-Петербург.
2 ЭКСКУРСОВОД:
В музее собрана большая коллекция предметов старины: орудия труда , мебель, посуда, одежда, обувь.
Большая часть этих вещей собрана и отдана на хранение в школу местным жителем, агрономом СПК «Искра» Егоровым Юрием Владимировичем, который посвятил этому делу много лет. В свободное от работы время он не только собирает старинные вещи, но и изучает историю родного края.
В школьном музее хранится также большой теоретический материал по истории нашего края, который собрали учащиеся школы под руководством заведующей музеем и учащимися.
Материалы, представленные в экспозициях – это результат коллективной поисковой работы.
1 ЭКСКУРСОВОД:
Экспозиция «История нашего края».
В этой экспозиции представлены факты из истории нашего края. Мы пока не имеем точных данных о дате основания и о происхождении названия нашего села. Прежнее название села – Рождественское.
Среди местных фамилий в Подворной переписи Карсунского уезда Юрловской волости от 1910-1911 гг. упоминаются помещики Ленивцевы, Ниротморцевы, Карякины, Топорнины. В числе помещиков были представители российской аристократии. Графский титул, например, имели Кассаковские в д. Феофилатовке.
В начале 30-х годов XX века в нашем крае началась коллективизация. В с.Павловка возник колхоз «Искра», В д. Неклюдовка – колхоз «Красная Звезда», в д. Октябревка – колхоз «Красный Октябрь», в д. Феофилатовка – «Новая жизнь». После укрупнения сельских хозяйств остался колхоз «Искра». Сейчас это СПК «Искра».
В музее собран материал по истории колхоза «Искра» и о его передовиках.
2 ЭКСКУРСОВОД:
Достопримечательностью нашего села является церковь Рождества Христова.
В отличии от других храмов, она не закрывалась даже в годы воинствующего атеизма. В этом году мы отмечаем 150-летний юбилей храма. В подготовке к проведению этого мероприятия принимает участие и школьный музей.
На протяжении XX века неоднократно менялось административно-территориальное положение нашего края.
До 1924 г. с. Павловка входило в Карсунский уезд Юрловской волости.
С 1924 г. Павловский сельский совет вошёл в состав Барышского района. В рериод с 1946 по 1956 гг. он входил в Жадовский район, с 1962 по 1965 гг. – в составе Инзенского района, с 1965 г. – в состав Барышского района.
1 ЭКСКУРСОВОД:
В музейной тишине пылящихся веков
История земли родной хранится,
Дела и мысли прадедов, отцов -,
Всё то, чем человечество гордится.
Здесь каждый экспонат о пошлом говорит.
И мы в машине времени несёмся.
Сопровождает нас в дороге умный гид.
Уверены — в пути мы не собьёмся!
И расступаются пред нами времена-
Проносятся стремительно столетья.
И видим лица мы, и слышим голоса
Людей, когда-то живших на планете.
Музей — таинственная с нашим прошлым связь.
И пусть она, как ниточка не рвётся,
А с каждым годом всё прочнее становясь
Пусть гордостью за предков отзовётся.
2 ЭКСКУРСОВОД:
Экспозиция «Отчизны верные сыны».
Страшным испытанием для всего советского народа стала Великая Отечественная война. Наши земляки внесли свой вклад в общее дело победы.
В 1941 году из с. Павловка, Феофилатовка, Октябревка и Неклюдовка ушли на фронт 293 человека. С войны вернулось 63 человека
Война унесла целые семьи. В с.Павловку не вернулись Панфутовы- 13 человек. В первую военную зиму пропал без вести Алексей, через 2 года потерялся след Семена, тогда же погибли Иван, Леонтий, Филипп. На Смоленщине сложил голову Василий. Под Ржевом в братской могиле покоится Николай.
Балберовых погибло 10 человек, Верховых – 8 человек, Калашниковых -8 человек, Омётовых -16 человек, Малышевых – 15 человек, Чичигиных – 9 человек. Список этот можно продолжать дальше.
1 ЭКСКУРСОВОД:
Наши земляки отличились в битвах под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, принимали участие в освобождении Европы, в боях за Заполярье и на Восточном фронте. Бородин Дмитрий Данилович участвовал в штурме Берлина, за что получил благодарность Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 23 апреля 1995 г. № 339.
Экспозиция «России верные сыны» рассказывает о подвигах односельчан в годы Великой Отечественной войны. Здесь собраны фотографии, ордена и медали, благодарственные письма от Верховного Главнокомандующего, копии писем и похоронных извещений
Находкой стала «Молитва, читаемая за литургией в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны 1941-1942г.г.», которая непосредственно связана с историей Великой Отечественной войны. В музее хранится исследовательская работа по этому документу.
Музеем ведётся поисковая работа по уточнению списков участников войн, изучению их судеб. Была проведена акция «Здесь нет ни одной персональной судьбы. Все судьбы в единую слиты». В ходе акции были опрошены жители села, велась работа по уточнению списков, собрано много фотодокументов.
На протяжении ряда лет школа участвует в шествии «Бессмертного полка». Школа работает над проектом «Знамя Памяти», которое хранится в нашем музее.
2 ЭКСКУРСОВОД:
Экспозиция «Трешников — наш выдающийся земляк»
В нашем селе родился и провёл раннее детство Алексей Фёдорович Трёшников
Выдающийся ученый и педагог, полярник, путешественник А.Ф. Трёшников получил заслуженное признание среди географов и ученых нашей страны. С 1964 года — вице-президент, с 1977 по 1991 год — президент Географического общества СССР.
В1981 г. избран действительным членом АН СССР.
Герой Социалистического Труда (1949), лауреат Государственной премии СССР за участие в составлении «Атласа Антарктики» (1971).
Награждён Золотой медалью им. Литке и Большой золотой медалью Географического общества СССР, тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом «Знак Почёта», медалями.
Умер А.Ф. Трёшников 18 ноября 1991 г. и похоронен на кладбище в Комарово.
Именем А.Ф. Трёшникова названа малая планета солнечной системы № 3339 открытая в 1978 г. астрономом Маркосом.
Имя Трёшникова А.Ф. присвоено также заливу в море Дэйвиса у берегов Антарктиды.
В 2011 г. на воду спущено научно-исследовательское судно «Академик А.Ф. Трёшников».
В 2015 году учреждена Золотая медаль имени А.Ф. Трёшникова, награда Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
За выдающийся личный вклад в развитие отечественной географической науки, особые заслуги в сфере географических исследований и организацию научных экспедиций, плодотворную просветительскую деятельность и в целях общественного признания и увековечивания особых личных заслуг перед населением Ульяновской области Распоряжением Губернатора Ульяновской области №951-р от 29 декабря 2016 г. академику Трёшникову А.Ф. присвоено звание «Почетный гражданин Ульяновской области»(посмертно). Его имя занесено в «Золотую книгу Почёта Ульяновской области.
Решением Совета депутатов муниципального образования “Барышский район” Ульяновской области нашей школе присвоено имя академика А.Ф. Трёшникова.
4 апреля 2012 г. на здании школы была открыта мемориальная доска А.Ф. Трёшникову.
Школа сотрудничает с музеем Арктики и Антарктики г. Санкт-Петербург, научно-исследовательским институтом Арктики и Антарктики, с Ульяновским отделением Русского географического общества. Ими нам предоставлены ценные фотодокументы, книги, календари, фотоальбом, в том числе изданные к 100-летнему юбилею А.Ф. Трёшникова.
Самыми ценными экспонатами экспозиции являются книги с автографами автора, подаренные школе Трёшниковым А.Ф. в разное время. Медаль и нагрудный знак Почётного гражданина Ульяновской области, грамоты, переданные школе Губернатором Ульяновской области по согласованию с родственниками А.Ф. Трёшникова, куртка Алексея Фёдоровича, которую передал нам при встрече во время Трёшниковских чтений в этом году полярник, писатель Стругацкий Владимир Ильич.
Собранные в экспозиции музея материалы используются учителями школы на уроках и во внеурочной деятельности. А.Ф. Трёшников – яркий пример целеустремлённого, волевого, мужественного, высокоорганизованного человека. Его жизнь и деятельность является для нас примером.
1 ЭКСКУРСОВОД:
Экспозиция «Павловская школа. Страницы истории.
Много интересных сведений удалось узнать из истории нашей школы. Мы установили, что школа в селе существует с 1876г. В разное время был разным статус школы.
В 1876 г. в с.Павловка была открыта церковно-приходская школа, учителем в которой был священник Пётр Марков. По неизвестной нам причине она была закрыта.
В1884 г. открыта церковно-приходская одноклассная школа.
В1886 г. она переведена во флигель местной землевладелицы Ленивцевой Анны Евгеньевны.
В 1954 г. Павловская школа получила статус 8-летней, а в 1974 г. стала начальной школой, в 1985 г. ей вернули статус 8-летней школы.
В 1991 г. была преобразована в среднюю школу.
С 2009 года – основная общеобразовательная школа.
В 2011 году школе присвоено имя Алексея Фёдоровича Трёшникова.
Из переписки с бывшей учительницей школы Поповой Вероникой Константиновной, которая вместе с мужем работала в школе в годы войны, мы узнали, что в 1941 году ушел на фронт директор школы Кронда Семён Иванович. Он погиб, защищая Родину.
Гордостью нашей школы являются ее медалисты.
Из стен школы стен вышли 9 медалистов: 3 –е с золотыми и 6 с серебряными.
Пять из них окончили высшие учебные заведения с красным дипломом, тем самым подтвердив знания, полученные в нашей школе.
2 ЭКСКУРСОВОД:
Экспозиция «Орудия труда предметы быта».
Тут порой такое диво,
Попадётся средь вещей…
Позавидует любой
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…
Здесь представлена коллекция орудий труда: цепы, пилы, косы, ткацкий станок, прялки, плотницкие инструменты и др.
Экспозиция располагает большими коллекциями старинных утюгов, фонарей, светильников, замков, часов, зеркал. Кухонная утварь, посуда, ухваты, лопаты для посадки в печь и др. Все экспонаты подлинные.
Время где-то на полках, среди утюгов,
Задремало, свернувшись калачиком.
В колокольчиков песне на концах язычков
Быстро скачет испуганным зайчиком.
1 ЭКСКУРСОВОД:
Экспозиция «Уголок русской избы».
Эта экспозиция тесно связана с экспозицией «Орудия труда предметы быта».
В оборудованном уголке русской избы представлены предметы мебели, колыбель, прялка, стол с самоваром, кухонная утварь, патефон с пластинками, старый телевизор предметы быта и др.
2 ЭКСКУРСОВОД:
Музей – живое воплощение
Былых веков и дней былых,
Души и сердца отраженье
В вещах знакомых и родных.
Храня прошедшее живое,
Он тянет в будущее нить.
Его служение святое –
Собой века соединить.
МКОУ «Тангуйская СОШ»
Сценарий
проведения
экскурсии в школьном музее
Тема « Школьные принадлежности СССР»
Подготовила
руководитель музея
Новикова О.А.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир наших родителей, бабушек и дедушек.
Школьный музей — это хранитель исторической памяти, площадка для общения, школьный центр творчества . Школьный информационный центр! Как бы мы сегодня не назвали школьный музей, важно одно, музей и школа — это дорога в будущее, где воплощаются новые идеи нового века.
С чего начинается школа? С улыбки учителя, с первого звонка, незабываемых уроков, Звенит звонок, и школа затихает. В уютных школьных кабинетах идет вечное и в то же время для каждого ребенка первое постижение мира во всех его проявлениях.
Говорят, что без прошлого нет будущего. Ниточкой между прошлым и настоящим служит школьный музей .
Представляем Вам, уважаемые гости экскурсию по нашему музею.
Экспозиция «Школьные принадлежности в СССР».
Здесь можно увидеть предметы школьной тематики :- ручка, чернильница, перья для письма, которыми писали еще наши бабушки, школьные канцелярские предметы, а так же символику детских организаций: галстук пионерский, значок комсомольской организаций комсомольский билет члена ВЛКСМ и другое.
Рассматривание экспоната 1
Школьный стол прочно соединён со скамейкой. Наклонная крышка парты откидывалась, под столом — подставка для ног, а скамейка поддерживала спину ученика, заставляя держать её прямо. Со временем у парт появились отверстия для чернильниц, углубление для ручек и крючки для портфелей.
Рассматривание экспоната 2
Счёты — это устройство для произведения простых математических действий, оно было одним из первых вычислительных устройств. Я называю их первым калькулятором. Счёты представляют собой раму с нанизанными костяшками. Передвигая эти костяшки, очень легко складывать и отнимать числа. Счёты были разных размеров: от очень больших, которые стояли у доски, до очень маленьких, которые школьники носили в своих портфелях.
У нас представлены счёты разных размеров. Мы тоже с вами можем попробовать посчитать на них.
Предлагается детям посчитать на счётах
Рассматривание экспоната 3
Мы посмотрели, какая в классе была обстановка, за какими партами они сидели, на каких досках писали, а теперь давайте заглянем к ним в портфель, какие книги и тетради они носили в школу, какими ручками писали.
Рассматривание экспоната 4
Пенал …Каких только пеналов нет в наших магазинах: и больших и маленьких, с полным набором канцелярских товаров и без… В нашем музее вы видите пенал. 80-х годов прошлого века, с такими пеналами ходили скорее не бабушки, а ваши мамы. Посмотрите здесь есть и счёты, и алфавит, и часы. В своё время он считался очень модным.
В пенале, который вы видите в витрине лежат обычные шариковые ручки. Такими писали ваши мамы, а вот бабушки писали совсем другими ручками — перьевыми. Писать ими было очень сложно, поэтому когда дети приходили в первый класс, они учились писать сначала простым карандашом. В школе был специальный предмет, который назывался чистописание. Только после того, как ученик научился писать аккуратно и красиво карандашом, ему разрешалось писать чернилами, и только тогда он мог взять в руки перьевую ручку.
Рассматривание экспоната 5
Перьевая ручка.
Ручка была деревянная со стальным наконечником, куда вставлялось специальное пёрышко.
Перья были разные по размеру и форме и носили интересные названия, например, «казачок» или «лягушка».
А мы сегодня с вами попробуем убедиться, что писать такими ручками было нелегко.
Но для того, чтобы писать этими ручками, необходимо было специальное приспособление.
Рассматривание экспоната 6
И называется это приспособление — чернильница -непроливайка. Эта чернильница внутри устроена так, что если её наполнить чернилами и случайно опрокинуть, чернила из неё не выльются. Такая чернильница стояла у каждого школьника на парте, и дежурный по классу перед уроком должен был наливать в неё чернила. А чтобы её удобно было носить мамы шили для неё специальный мешочек и ребята привязывали его за ручку портфеля и так носили, чтобы баночка случайно не разбилась и не запачкала тетради и учебники.
Но всё равно не обходилось без клякс.
Рассматривание экспонатов 6,7
Букварь — первый учебник школьника во все времена. Посмотрите, как выглядели буквари, по которым учились ваши бабушки и мамы.
Рассматривание экспоната 8
Трафарет — мечта школьника 1980-х годов. С его помощью рисовали стенгазеты, объявления и многое другое
Рассматривание экспоната 9
Советская макулатурная «флешка» — канцелярская папка, которая перекочевала в школу из советских контор.
Папки форматом поменьше использовали исключительно для дневника и тетрадей.
Рассматривание экспоната 10
Отечественная промышленность в те годы успела освоить только один тип точилок для карандашей – так называемую точилку «Рыбка», но зато брала реванш разнообразием цветов. Точилки эти были крайне неудобными, быстро тупились, а потому школьники переходили на иные подручные средства – ножи, бритвы, скальпели
Рассматривание экспоната 11
Сегодня жидким клеем вообще никто не пользуется. Отдается предпочтение клею «Момент» или используют в работе клей-карандаш
Рассматривание экспоната 12
Сложные вычисления в старших классах, особенно при изучении тригонометрии было просто немыслимо выполнить без логарифмической линейки. Вот они, линейки, большая, вмещавшаяся только в портфель, и маленькая, которую можно было при желании носить в кармане пиджака. Логарифмическая линейка – аналоговый калькулятор.
Рассматривание экспоната 13
Тетрадки были простенькие, без рисунков и надписей.
На обратной стороне печатались правила поведения школьников,
таблица умножения или, на худой конец, слова песен:
«Взвейтесь кострами, синие ночи», «День победы», «Орленок»,
«То березка, то рябина», «С чего начинается Родина», «Гимн СССР».
Тетрадки почему-то были грязно-грустных цветов: синие, розовые,
зеленые, желтые.
До сих пор загадка, почему в тетрадках в клеточку не было полей?
Их надо было самим чертить, причем обязательно красным карандашом, а не ручкой.
Рассматривание экспоната 14
Ранцы. Старшеклассники щеголяли с портфелями: черными или рыжими, а для учеников младших классов незаменимы были ранцы. Они изготавливались из вонючего кожзама, и кнопки-застежки в них сразу ломались. Но сами ранцы были невероятно прочными: на них катались с ледяных горок, сидя или на животе, ими дрались, их сбрасывали в кучу после уроков, когда надо было срочно собирать команду для игры в «казаков-разбойников». А они ничего, жили и служили целый год.
Рассматривание экспоната 15
Мало, кто сейчас помнит этот модный портфель из тех времён, такое “чудо с ручкой”? А тогда его носило население всех стран, в том числе и советский народ. Очень удобная была вещь – плоский ящик обшитый кожей, дерматином или отделанный черным пластиком. Потом его вытеснили полиэтиленовые пакеты. А жаль… Еще в середине 70-х он появился в руках сотрудников наших посольств. Поэтому, скорее всего, этот портфель и получил название – «дипломат». И завезли моду на «дипломаты» работники МИД.
Школьные дипломаты вошли в моду в СССР в 80-х годах, потеснив привычные портфели и сумки.
Так, модный аксессуар, перекочевавший в народные массы от политической элиты, был мечтой многих школьников.
Особенной популярностью пользовались дипломаты из натуральной кожи, у некоторых из них на застежке даже имелся код. Однако они были слишком громоздки для школьников.
У большинства детей были дипломаты из дерматина или пластмассы, с пластмассовой ручкой и с одним-двумя отделениями. Свои дипломаты дети стремились украсить разнообразными наклейками.
Дипломаты оставались в моде фактически до конца существования СССР, когда на рынок стали поступать первые импортные рюкзачки и пластиковые пакеты.
Дипломаты” были разных цветов, разной фактуры, разных размеров. У дипломатов были блестящие защелки с замочком и ключиками. Старшеклассники заменили свои школьные портфели на «дипломаты». Тут то и началось соревнование, кто кого перещеголяет.
Были большие кожаные «дипломаты» с красивой ручкой и множеством отделений. У некоторых на застежке даже ставился код. Иметь такой дипломат было круто. Но они были немного громоздки для школьников. Были «дипломаты» и попроще, выполнены они были из дерматина или пластмассы, с пластмассовой ручкой и с одним-двумя отделениями. Такие и были у большинства, но они быстро рвались или ломались. Позже промышленность стала выпускать небольшие «дипломаты», приспособленные для учеников. У такого «дипломата» корпус и ручка были единым целым, а застежка была уже прочной и фиксировалась, так, что на весу дипломат открыть было уже затруднительно. Такие школьные варианты как нельзя лучше подходили для школы.
Для учебников и тетрадей «дипломат» оказался очень удобным. Туда легко вмещалось необходимое количество всех учебных принадлежностей, причем в «дипломате» ничего не мялось и не загибалось.
А еще «дипломат» обязательно украшался наклейками и переводками, появившимися в то время в огромном количестве. Ими были обклеены «дипломаты» и снаружи и внутри. По этим наклейкам и узнавали свой «дипломат» из кучи похожих. У всех были почти одинаковые «дипломаты», и отличить груду мальчишеских от груды девчоночьих можно было лишь по видам наклеек.
«Дипломаты» удобно ставились у стенки перед кабинетом, в ожидании его открытия. Выстраивалась целая батарея. Да и удобно размещались у парты, не вываливаясь в проход. Зато и падали плашмя с грохотом
А еще «дипломат» был замечательной заменой санок для катания зимой с горок и мощным оружием в драке.
Рассматривание экспоната 16
Копировальная бумага — ксерокс нашего детства
Современная копировальная бумага — тонкая бумага с нанесённым на одну из сторон красящим слоем, предназначенная для получения копии документа при письме или рисовании карандашом, шариковой ручкой, печати на пишущей машинке или матричном принтере (Википедия).
Популярность копировальная бумага получила во времена массового применения пишущих машинок.
Функцию принтера во всех организациях заменяли специальные печатные аппараты, стрекочущие беспрерывно и тоннами производящие различную документацию в большом количестве экземпляров. Но максимум, который можно было напечатать на пишущей машинке за один раз – это пять штук.
Девушек перестала устраивать популярная при окрашивании волос хна, басма и перекись водорода. Хотелось ярких оттенков, и цветная копирка подходила для этого как можно лучше. Самые смелые натирали ею отдельные пряди, получалось действительно эффектно: бумагой красного цвета добивались «медного» оттенка, синей – пепельного.
Рассматривание экспоната 17
С давних времен любители цветов и ученые-ботаники задумывались над тем, как сохранить цветущие растения на длительный срок. 400 лет тому назад удалось найти простой, но хороший способ: засушивание растений под прессом и наклеивание их на бумагу. Так был изобретен гербарий, или по-русски травник.
Гербарий — это собственная коллекция драгоценностей. Гербарий — руководство по изучению мира вокруг. Гербарий — это кусочек лета, который в зимние вечера напомнит, как здорово прошли каникулы.
Гербарии создают не только для научных целей и не только как «живые» иллюстрации к растениям. Гербарии
помогают «законсервировать» воспоминания – сохранить на память подаренные цветы и знаковые растения;
позволяют сохранить коллекцию собственных садовых растений или сберечь на долгие годы самые красивые и редкие цветки,
предлагают отличный декоративный материал в рамках эко-дизайна;
раскрывают новые грани декупажа, аппликации и декорирования.
Оформление гербария начинается с усвоения главного правила: все растения крепятся на листы альбома, а их покрывает калька (есть специальные альбомы для гербария
Для монтирования материала можно использовать нитки: белые или зеленые, бумажную соломку и клей. Но ни в коем случае пластырь или скотч. Сколько должно быть растений, составляющих коллекцию? Какой величины будет сборник, решать вам. Можно даже составить много томов. Если специального альбома у вас нет, то можно сделать его самостоятельно, используя обычные альбомные листы и прозрачные файлики.
Каждый экземпляр должен сопровождаться специальной карточкой, сделать которую можно самостоятельно.
Рассматривание экспоната 18
Поскольку фильмоскоп является проекционным аппаратом, то можно считать его более безопасным для детского здоровья и зрения, чем компьютерные или телефонные игры
Инструкция по работе с фильмоскопом:
1. Включить в сеть питания. Загорается свет.
2. Если поднести его ближе к экрану, изображение делается маленьким, если отойти, изображение увеличивается.
3. Аккуратно вставляем диафильм в специальное отверстие на фильмоскопе, поворачивая ручку.
4. Настраиваем резкость.
5. Крутим ручку и читаем.
Если ребенок не умеет читать, то ему читает взрослый
Диафильм представляет собой неразрезанную пленку со сказкой, рассказом или другой информацией. Диафильмы иллюстрированы, часто заслуженными художниками СССР и содержат тексты для самостоятельного чтения детьми, поэтому интересны и полезны для школьников.
В СССР диафильмы выпускались Студией » Диафильм «, основанной в 1930 г. в Москве. Также диафильмы производили студии в Ленинграде, Киеве (УКРКИНОХРОНИКА), Грузии и Ташкенте. Тиражировали их и в Харькове, и в Рязани на кинокопировальных фабриках.
В продаже имелись наборы диапозитивов на определенные темы — чаще всего искусство, музеи, история, география.
Учебные диафильмы и диапозитивы широко применялись в школах, средних специальных и высших учебных заведениях.
Советские диафильмы хранили в коробочках, берегли их от света, царапин, сгибания, разрыва. Продавались они в магазине игрушек или через фирму «Посылторг». Выбирали в каталоге, где было указано название, количество частей, цена.
Диафильмы для фильмоскопа носили досуговый характер и являлись средством развлечения детей от 2 до 10 лет. В настоящее время диафильмы и фильмоскопы не выпускаются, так как их вытеснили более современные мультимедийные средства (кинематограф, радио, телевидение, компьютер, интернет).
Те, кто думают, что фильмоскоп и диафильмы – прошлый век и ребенок вряд ли будет смотреть их, сильно ошибаются. Вспомните себя маленькими, как вы ждали каждый вечер начала сеанса. Как усиленно начинало биться маленькое сердечко, когда мама еще только начинала занавешивать окна, натягивать простыню или экран. С какой готовностью вы приносили сколько угодно книг для того, чтобы использовать их в качестве подставки для фильмоскопа. Как вы стояли у выключателя (даже приносили тяжелый стул, чтобы дотянуться до него) и спрашивали маму каждые пять секунд «Уже можно выключать свет?»
Годы летят, советские школьные принадлежности давно сменились на ноутбуки и интерактивные доски, но память-то осталась.
Рассматривание экспоната 19
Коллекция старых (советских) открыток СССР с 1 сентября
Сегодня эти открытки — уже история. Их коллекционируют, продают на аукционах, ими даже вдохновляются современные художники и дизайнеры! А когда-то их дарили любимым внукам бабушки и дедушки, их собирали и обменивались.
Рассматривание экспоната 20
Куда же без портрета Ленина… Данный предмет висел в каждом классе, в холле и в кабинете у директора.
В школах существовали Ленинские комнаты, первичные ячейки детских и молодёжных организаций: для младших классов октябрятские звёздочки, с 4-го по 7-й класс пионерские отряды и в старших классах — комсомольские организации
Есть такая страна на планете,
Она одна на целом свете
Пионерия – дружбой сильна,
Пионерия – чудесная страна.
Пионер — это значит первый!
Это значит быть честным и верным!
В дружбу верить всегда и везде!
Первым в творчестве быть и в труде!
Последняя экспозиция нашего музея Пионерский уголок.
История всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина
Наши родители, бабушки и прабабушки жили в советское время, советской идеологии была подчинена вся жизнь людей того времени. Тогда все дети были в октябрятами , пионерами, комсомольцами. Представляем вашему вниманию наглядную атрибутику того периода. Перед нами пионерский галстук, вымпелы, значки, комсомольский билет, школьная форма.
К коричневому платью полагалось носить черный фартук и коричневые
(черные) бантики – В праздничный школьный комплект одежды входили белый
фартук, колготки или белые гольфы и белые бантики.
Чтобы хоть как-то разнообразить скучную форму, мамы и бабушки «отрывались» на
воротничках и фартуках: шили из тончайших кружев, импортного гипюра, вывязывали крючками, придумывали фасоны фартуков с «крылышками», с оборочками и т.д.
Воротнички надо было стирать и пришивать каждую неделю.
У мальчиков была синяя форма: брюки и пиджак. В праздничные
дни обязательное условие — наличие белой рубашки.
Обязательное и неоспоримое правило: носить вторую( сменную обувь). При входе
в школу стояли дежурные, которые проверяли наличие сменной обуви. В случае
ее отсутствия нарушителей отправляли домой за обувью.
Дежурные по школе выделялись наличием нарукавных повязок.
Эти предметы дают наглядное представление о жизни школьников советской эпохе.
Особый интерес у школьников вызывает барабан и пионерский горн, все хотят побарабанить и подудеть. Эта экспозиция постоянно пополняется.
Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами ненадолго отправились в прошлое, чтобы посмотреть, как учились наши бабушки и дедушки, папы и мамы. Думаю, что это путешествие было для вас познавательным, и вы для себя открыли много нового.
В заключении нашей экскурсии мы бы хотели подарить Вам на память буклет о нашем музее.
Спасибо за внимание. До новых встреч!
Автограф в книге почетных гостей.
ФОТО на память
Цель: получение новых знаний через школьный музей.
Задачи: познакомить учащихся с предметами солдатского быта, воспитывать уважение к пожилым людям, развивать эстетическое воспитание детей посредством образного восприятия полученной информации, привлечение к творчеству.
Оборудование: старый чемодан, солдатская фляжка, котелок, курительная трубка, фонарь разведчика, солдатская бритва.
Планируемые результаты:
- Личностные: проявление интереса к теме занятия;
- Регулятивные: определять цель и проблему в учебной деятельности;
- Познавательные: использование полученных знаний в изобразительной деятельности при изготовлении открытки ветерану;
- Коммуникативные: излагать своё мнение, делать выводы, готовность вести диалог, понимать значение получаемых знаний.
Ход учебного занятия
Вступительное слово учителя
Сегодня, ребята, мы представляем вам необычную экскурсию «Музей в чемодане». А в чемодане сегодня — предметы солдатского быта.
Одна из необходимых вещей защитника Родины — это вещмешок. Вещмешок армейский, с которым солдаты прошли не одну боевую схватку, очень простая, но при этом многофункциональная часть экипировки. Такой вещмешок сшит из очень плотной ткани (брезента), которая не промокает и поэтому являлся незаменимой деталью амуниции советских солдат. Кроме переноски личных вещей бойца, в годы ВОВ вещмешок использовался и в качестве подушки, набив его сухой травой, и в качестве обуви, обвязав его лямками вокруг ноги и как средство для переправ водных преград.
Основная часть
Давайте представим, что могло лежать в солдатском вещмешке. Учитель дает подсказку ученикам: «Используя этот предмет солдат досыта наедался и набирался сил.» В любом солдатском мешке мы найдем котелок. Армейский котелок удобный, достаточно легкий, овальной формы, чтобы можно удобно разместить его в вещмешке. Котелок представляет собой ёмкость с овальным дном. Крышку котелка можно было использовать как сковороду для разогревания пищи на костре и как тарелку. Котелок имеет рукоятку для переноса и подвешивания, крышка закрывается на защелку. Изготовлен котелок из алюминия и о окрашен в цвет хаки.
«Чемодан Памяти» с экспонатами школьного музея:
котелок, армейская фляжка, фонарь разведчика, солдатская бритва и трубка для табака
Ценной вещью у солдат был и следующий предмет. Угадайте, какой? Учитель дает описание этого предмета — «Спасал он от жажды, это обязательный атрибут солдата, не один раз этот предмет спасал солдатам жизнь» Что это? Ученики — это фляжка для воды. Учитель: армейская фляга для воды сделаны из пищевого алюминия, покрыта краской защитного цвета. Часто фляжка вставлялась в специальный брезентовый чехол, который можно было намочить, чтобы жидкость во фляге не нагревалась.
Можно было найти в вещмешке и трубку для табака. Перекур во время затишья — драгоценное время для отдыха. В нашем вещмешке трубка — немецкий трофей, добытый у поверженного немца. Ученик читает стихотворение Э.Асадова «В землянке».
Огонек чадит в жестянке,
Дым махорочный столбом…
Пять бойцов сидят в землянке
И мечтают кто о чем.В тишине да на покое
Помечтать оно не грех.
Вот один боец с тоскою,
Глаз сощуря, молвил: «Эх!»И замолк, второй качнулся,
Подавил протяжный вздох,
Вкусно дымом затянулся
И с улыбкой молвил: «Ох!»«Да»,- ответил третий, взявшись
За починку сапога,
А четвертый, размечтавшись,
Пробасил в ответ: «Ага!»«Не могу уснуть, нет мочи! —
Пятый вымолвил солдат. —
Ну чего вы, братцы, к ночи
Разболтались про девчат!»
Как бы не было трудно, не забывал наш солдат и о личной гигиене. Всегда под рукой острая бритва, которая поможет привести себя в порядок и напомнить о довоенной жизни.
Представим, что наш солдат выполняет особое боевое задание, отправляется на разведку в стан противника, да еще и ночью. Что поможет найти ему дорогу в полной темноте? Учащиеся пробуют отвечать. Если нет правильного ответа, учитель отвечает- «Фонарь разведчика». Он мог подавать разные сигналы красным, зеленым и желтым светом. Фонарь — один из элементов экипировки офицеров и солдат разведывательных частей времен Второй мировой войны. С помощью фонаря солдаты не только освещали дорогу, но и могли подавать сигналы. После окончания ВОВ использовались в милиции, и у железнодорожников. В фонаре два световых фильтра: красный и зеленый. Их можно менять с помощью винтов на передней стенке корпуса. Два фиксатора на торцевой части служат для подачи долговременных и кратковременных сигналов. На задней стенке корпуса — крепление для ношения фонарика на ремне.
Экспозиция школьного музея «Великая Отечественная война и жители города Семенова и района»
Заключительная часть (мастер-класс)
Учитель: давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Поредел ветеранский строй. Мы должны знать свою историю и быть благодарны людям той поры. Давайте, ребята, для ветеранов нашего округа приготовим Памятные открытки. Только делать их надо с любовью и уважением.
Ребята рисуют открытки для ветеранов (звучит фоновая музыка «В лесу прифронтовом…»)
Материал для изготовления открытки: картон или бумага формат А4, краски, цветные карандаши, фломастеры. Открытка складывается в виде книжки, одна сторона которой оформляется в виде рисунка на тему «Мы помним, мы гордимся», на второй стороне дети красиво пишут поздравительный текст открытки:
Дорогие ветераны!
В этот памятный день хочется еще раз выразить вам огромную благодарность и низкий поклон за то, что вы, не щадя своей жизни и своего здоровья, отстояли нашу Родину и не дали ее на растерзание фашистам. Ваша заслуга будет в памяти всех, кто живет на этой земле.
Желаем вам большого здоровья на долгие годы вперед!
Заключительное слово учителя: наша полевая почта доставит открытки точно по адресам. А мы закрываем крышку нашего чемодана Памяти.
До следующих встреч!
автор: Тарасенко Светлана Владимировна
Воспитатель МОУ “Начальная школа п. Дубовое”
Сценарий экскурсии “История одного экспоната”
История одного экспоната. Письмо с фронта.
Звучит песня Ю. Началовой на её фоне старушка в платочке ждет почтальона.
Ведущий
Здравствуй, родная,
Я под Орлом.
Только из боя вышел.
Как наяву вижу старый наш дом.
Голос твой милый слышу.
Нам не дают передышки не дня
Завтра опять в бой.
Деток родных поцелуй за меня,
После победы вернусь домой…
А Май опять роняет лепестки
И облака не тонут в небе синем
И всё летят к нам с фронта
Треугольные листки,
Как птицы памяти
Моей России.
Старушка
“Здравствуй, мой Алёшенька родной!
Ты здоров, любимый мой родной ?
Делает 2-3 шага в другую сторону.
Почему вестей не получаю?
Обещал писать ты, уходя.
Почтальона у ворот встречаю,
Только нету писем от тебя…
Почтальон проходит мимо, но возвращается и даёт ей письмо. Она садится на лавку и читает( музыка)
Ребенок
Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Ребенок
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Ребенок
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни
Хоть и были когда-то далёко они.
Ведущий
Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную Армию доставлялось 70 миллионов писем. Основная переписка шла между родными на фронте и родными в тылу. Во время войны письма могли быть перехвачены немцами. Враги могли бы тогда узнать, где находятся наши воинские части. Такие случаи были. Поэтому решили писать зашифрованный адрес: «Войсковая часть полевая почта и номер этой почты». Важным было сохранение военной тайны. Для этого ввели военную цензуру. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались черной краской. На почтовые отправления ставился штамп “Проверено цензурой”.
Музыка звучит дальше, появляется солдат. Пишет, диктуя письмо.
«Темная ночь» минус
Солдат
«Здравствуй, милая Оля.
Во первых строках сообщаю,
Что я жив и здоров, и пока что не ранен в бою.
Передай моим сёстрам, что часто я их вспоминаю.
И мечтаю увидеть дочурку, малышку мою.
Ох, как трудно живётся всем вам без меня… Понимаю…
Ты с ребёнком (в такое-то время!) осталась одна.
Скоро в бой. А вернусь ли живым я оттуда – не знаю…
Что поделаешь: надо понять: это, Оля, война.»
Звучит музыка.
Ребенок
Здравствуй дорогой мой, милый Ванечка, извини, что пишу редко, ведь у нас осенняя страда. Много всяких забот. На днях ходили с женщинами нашего села заготавливать дрова, не заготовишь дров, нечем обогревать избу зимой.
Осень – пора ягод и грибов. Недавно ходила в болото за голубикой. Целый день ходила по сырым кочкам, с обувью, сам знаешь туговато. Но ничего, справилась, лишь бы у вас на фронте солдатам не было трудно. Живу тобой, живу детьми. Вчера было письмо от нашего сына Василия, он воюет на Калининградском фронте, очень не хватает мне его. Каждый день молюсь за вас. Иришка и Семочка часто спрашивают: Когда вернутся папа и брат с войны? А маленькая Лизочка сидит, сидит да скажет: А если война завтла кончится, мы будем кусать валенье сладкое, и сахала и хлеба много, много? Бедная Лизочка, пока у нее одно желание – кушать сладкое! Но ты за нас не беспокойся. Живут же люди, проживем и мы. Надо уметь жить и в трудностях. Вижу тебя, моего родного, пусть похудевшим, измотанным в трудных походах, но не сломленным!
Ведущий
Солдатские письма… Пожелтевшие от времени треугольники со штемпелями полевой почты… Письма с фронта… Они хранятся во многих семьях, в архивах, в музеях. Их берешь в руки так бережно, словно дорогой и хрупкий предмет. Пожелтевшие от времени листки, заполненные порой карандашом, неровным почерком. Строчки почти выцвели, а фронтовой конверт с пометкой “Воинское” по-прежнему призывает: «За Родину, за мать детей!»
Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, карандашом листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронтов Великой Отечественной — как ждали их! Не зря фронтовой треугольник остался в нашем сознании как один из символов той грозной эпохи.
Боец, отправляющий весточку домой, и не помышлял о том, что, спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать посторонние люди. Поэтому он писал просто, откровенно, порой незатейливо, передавая многочисленные приветы родным и близким. Солдату были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал.
Ребенок
Сколько писем солдатских
С той последней войны
До сих пор адресатам
Так и не вручены
Может нет адресата
И писавшего нет..
Так кого же он ищет
Треугольный конверт
Ведущий
Среди экспонатов нашего музея есть необычное письмо. Вот оно перед вами (пройти по рядам, показать, не давая в руки). Это солдатское письмо. Такие письма солдаты посылали домой с фронта. Обратите внимание, что это письмо имеет треугольную форму. Оно сложено особым способом. Такие письма называются «секретки».
Солдаты во время войны, да и на службе в армии, не всегда имели возможность посылать письма в конвертах. Поэтому для них существовала особая военно-полевая почта. Солдаты могли отправлять письма без марки, без конверта. Достаточно было свернуть листок с письмом особым способом – треугольником, так чтобы лист не развернулся.
Проводится тренинг по складыванию письма.
Ведущий
Брали прямоугольный лист бумаги по диагонали складывался справа налево, а потом пополам – слева направо. Поскольку листы были прямоугольными, внизу всегда оставалась узкая полоска. Она служила своеобразным клапаном, который заправлялся внутрь треугольника с предварительно загнутыми углами. Такое письмо можно было не заклеивать (хотя такое письмо, можно было открыть и прочитать). Для работников почты это был знак, что письмо посылает солдат. И оно обязательно доходило.
В Волгограде на «Солдатском поле» стоит памятник солдатскому треугольнику. Скульптура тоненькой девочки с цветком в руке, устремляющейся к братской могиле, как олицетворение спасённого поколения. Рядом с девочкой – треугольник письма Дмитрия Петракова, с подлинным текстом на нём:
«Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой, кругом воронки, и здесь же растёт цветок. Вдруг очередной взрыв, и василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки… Мила, папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком»
Ребенок
Прошу Вас: храните солдатские письма
Они и просты и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла.
Прошу Вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!