Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гнездовская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Организация и проведение экскурсии на предприятие
Методика проведения экскурсий
Петров Михаил Николаевич
Петрова Валентина Михайловна
учителя географии
Аннотация
Методическая разработка предназначена в помощь преподавателям общеобразовательных учреждений в организации и проведении комплексных уроков-экскурсий на предприятия.
При написании разработки использован опыт организации и проведения экскурсий с обучающимися 9-11 классов.
В разработке раскрывается значение экскурсий в активизации познавательной деятельности обучающихся, организации их самостоятельной работы. Методическая разработка содержит этапы подготовки к экскурсии, проведение, подведение итогов.
Презентация, созданная обучающимися, является методическим материалом для изучения курса географии.
По итогам экскурсий обучающие выполнили фотографии и компьютерные презентации.
Пояснительная записка
Наряду с уроками учебная и воспитательная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursion) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними. Различают экскурсии учебные, производственные и краеведческие. Учебная экскурсия, как правило, связана с изучением какого-либо учебного предмета и может предварять изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация комплексных учебных экскурсий, направленных на решение задач разных учебных предметов. Например, комплексная экскурсия на предприятие может дать учащимся сведения по истории его создания и развития, о характере производства, технологии и т. д. Комплексная экскурсия — важное средство осуществления межпредметных связей.
Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков, различных технических сооружений; с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами и инструментами и т. д. Для успешного проведения экскурсий необходимо составить подробный план, разработать маршрут, сформулировать задания.
В процессе экскурсии руководитель организует наблюдения учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Учащиеся ведут записи наблюдений, делают зарисовки, фотоснимки, записи. Экскурсия завершается обработкой собранных сведений и материалов: учащиеся анализируют и обобщают полученные данные, составляют графики и диаграммы, готовят доклады, оформляют дневники, альбомы, стенгазеты, выпускают презентации.
План
1. Введение.
2. Функции экскурсий
3. Виды экскурсий
4. Методика проведения экскурсий
5. Экскурсия на предприятие ООО «ЛБР — АГРОМАРКЕТ»
1.Теоретические основы комплексной экскурсии
Комплексная экскурсия (КЭ). Она характеризуется многоэтапностью и многосторонностью. Ее цель — выделить группу учащихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием. Это форма предполагает выход за рамки общественно экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию учащихся в члены коллектива предприятия. Учащиеся должны быть осведомлены не только о производственной, но и о социально-культурной сфере предприятия, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации.
Мотивация экскурсии
Обязательное обоснование — зачем это нужно, с какой целью мы идем на экскурсию. Заранее необходимо дать хотя бы самые общие сведения о предприятии. Учитель обязательно должен дать учащимся задание (по его усмотрению одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала). Например, это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии.
Функции экскурсий
Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций:
- с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
- экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой;
- экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;
- экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.
Виды экскурсий
В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.
К первому виду относятся производственные экскурсии. Это экскурсии учащихся по экономической географии, физике, химии посещение учащихся промышленных предприятий (заводы и фабрики), новостройки и т. д. производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.
Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии.
Они проводятся по географии, ботанике, зоологии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк.
К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов.
Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.
Пятый вид — комплексные экскурсии, которые охватывают сразу несколько предметов. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно по географии, физике, химии, математике, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.
Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащимися, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Например, при изучении темы «Реки» экскурсия может проводиться с целью осмысления и усвоения нового материала. Учащиеся под руководством учителя выходят к реке, и он объясняет им основные вопросы о течении реки, учит определять левый и правый берега, разъясняет, почему один берег реки, как правило, бывает крутой, а другой пологий и т.д.
Отсюда вытекает, что основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.
Но по этой, же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь картинами и схемами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем организует с учащимися экскурсию к реке с целью закрепления изложенного на занятиях материала.
Методика проведения экскурсий
При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает в себя: а) подготовку экскурсии, б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий, в) обработка материалов экскурсии и подведение её итогов. Успех экскурсии определяется ее подготовкой: учитель должен предварительно ознакомиться с объектом, составить план её проведения, определить познавательные задания для учащихся в ходе экскурсии, определение маршрута и порядка движения, проведение инструктажа по технике безопасности. Если экскурсия на производство, то необходимо договориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить сколько учеников одновременно могут осматривать объект, и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: учитель или сопровождающий от предприятия. Если учитель хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Если объяснения даёт сопровождающий, то учитель следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии.
1.3. Подготовительные мероприятия ответственных сторон за экскурсию
В организации непосредственно экскурсии должны быть задействованы две стороны: предприятие и колледж.
Предприятие, в лице ответственного за проведение экскурсии:
- составляет план мероприятия, исходя из возможностей и потребностей колледжа, цели экскурсии;
- составляет маршруты, согласовывает их с отделом ТБ;
- готовит комплект материалов, представляющий сведения о производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Колледж, в лице педагогов-предметников,
- разрабатывает и заранее согласовывает с предприятием план проведения экскурсии;
- уточняет цель экскурсии;
- представляет список учащихся (если его требует предприятие); разрабатывает форму отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, которые должны выполнить учащиеся в течение или после экскурсии;
- вносит предложения по совершенствованию экскурсионной работы.
Для того чтобы производственная экскурсия была эффективной:
- Экскурсовод должен быть технически грамотным, эрудированным, способным в доступной форме изложить требуемый материал.
- Экскурсовод должен знать:
- цели и задачи экскурсии;
- общий уровень подготовки и направленности учащихся;
- методику показа объектов по маршруту;
- историю и перспективы развития предприятия;
- взаимодействие всех служб предприятия в процессе производства;
- общие моменты технологии возделывания культур.
- Экскурсовод должен отразить:
- значение той или иной операции в технологическом процессе;
- важность заинтересованного, творческого отношения к труду;
- влияние правильности профессионального выбора на дальнейшую судьбу.
- В качестве объектов экскурсии выделяются узловые моменты процесса производства. Мастерство экскурсовода заключается в том, чтобы, показывая их группе, вызвать живой интерес.
- В ходе экскурсии необходимо пробудить положительное отношение к предприятию.
Памятка для экскурсовода предприятия:
Экскурсовод ведет группу, находясь впереди. В случае грубого нарушения ТБ экскурсовод имеет право прекратить экскурсию и сопроводить группу за пределы хозяйства. Экскурсовод обязан анализировать прошедшие экскурсии, учитывать ошибки и просчеты при проведении последующих экскурсий. Длительность экскурсии не может превышать 1 часа, т.к. большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть всеобъемлющей. При демонстрации техники, оборудования, посевов на сельскохозяйственных угодьях, продукции экскурсоводу следует придерживаться линии «старое — новое — будущее». Это делает экскурсию более насыщенной, а ее итог будет более эмоционально положителен. С этой целью важно знакомство с деятельностью рационализаторов и изобретателей. При этом необходимо показать, как и какими средствами решается конкретная изобретательская задача, каков экономический или иной эффект от внедрения нового получило предприятие. Здесь следует подчеркнуть еще одну важную линию «проблема — решение — внедрение».
Предупредить экскурсовода о том, что его рассказ должен быть немногословным, речь ясной.
Возможные ошибки при проведении экскурсии.
- Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового).
- Несоответствие моментов демонстрации и объяснения. Если в цехе шумно и сделать пояснения можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить его.
- Экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ).
- Избыточная детализация, использование специальных терминов без объяснения их значения.
Задачи, решаемые в ходе комплексной экскурсии на предприятие
Форма занятий в виде экскурсий на предприятия решает несколько задач:
знакомство с кругом профессий на предприятиях;
использование метода проектов как средства творческого представления результата в виде информационных моделей;
реализация личностно-ориентированного подхода к выбору тем проектов, форм и технологий их реализации с учетом интересов и уровня знаний учащихся;
установление связей школы с предприятиями социального партнерства.
Технология подготовки и проведения экскурсий на предприятия состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный этап состоит в анализе учебной программы и планировании посещений на предприятия.
2. Организационный этап состоит в подписании договоров с руководителями предприятий на посещение структурных подразделений и отделов.
3. Методический этап состоит в создании программы посещения и разработке заданий и вопросов по экскурсии.
4.Этап проведения экскурсии. Это этап сбора информации по заранее выданным вопросам и заданиям.
5. Защита и представление проектов. По результатам защиты проектов отмечаются лучшие работы.
1.7. Структура методических материалов
Методическая разработка по экскурсии имеет следующую структуру:
1. Цель экскурсии.
2. Задачи экскурсии.
3. Учебная тема.
4. Вопросы и задания для обязательного выполнения.
5. Темы творческих проектов.
5. Экскурсия на предприятие ООО «ЛБР — АГРОМАРКЕТ»
Согласно плана внеклассной работы по географии, профориентации, предпрофильной подготовки, помощи учащимся в выборе профессии и социальной адаптации в социуме.
Этапы проведения экскурсии включали в себя следующее:
I. Подготовительная работа к экскурсии:
Цели:
- Познакомить учащихся с социально-экономическими условиями промышленного производства, с вопросами технологии, способами организации и планирования, с перспективами развития, с развитием данной отрасли в масштабе области, региона и страны в целом.
- Знакомство с миром наиболее распространённых профессий и значением труда в жизни человека и общества.
- Развитие интересов и склонностей учащихся к различным видам деятельности и социально-профессиональной адаптации через знакомство с предприятием.
- Воспитание интереса к промышленным объектам нашего района, любви к родному краю через знакомство с населением и их основными занятиями.
- Задачи экскурсии
Перед экскурсией учащимся предложено решить задачи:
знакомство с кругом профессий на предприятии;
использование метода проектов как средства творческого представления результата;
установление связей школы с предприятиями социального партнерства.
- Объект. 22 января 2015 года мною была проведена экскурсия на предприятие ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛБР — АГРОМАРКЕТ»
Место проведения: на трассе М-1, восточнее деревни Ольша на расстоянии 200 м расположена компания ООО «ЛБР — АГРОМАРКЕТ»
2. Подготовка к экскурсии: (вступительная беседа с учащимися в классе)
-
Общая информация
Полное наименование организации |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛБР — АГРОМАРКЕТ» |
Регион |
Смоленская область г. Смоленск |
Адрес |
214022, г Смоленск, ул Карбышева д 3 |
Директор компании |
Матяш Константин Владимирович |
-
Виды деятельности
Компания ООО «ЛБР — АГРОМАРКЕТ» осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):
- Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт
- Торговля автотранспортными средствами
- Оптовая торговля автотранспортными средствами (Основной вид деятельности)
- Предоставление прочих видов услуг
- Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием
- Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (Дополнительный вид деятельности)
3. Продолжительность экскурсии: 1, 5 часа (дорога туда и обратно)
- Дорога к месту экскурсии (школьным автобусом);
- Одежда детей по сезону;
- Повторили правила дорожного движения и правила поведения во время экскурсии:
а) не разговаривать;
б) внимательно слушать экскурсовода;
в) по необходимости задавать вопросы;
г) быть терпимыми друг к другу.
- Взять с собой блокнот, ручку, фотоаппарат.
Правила ТБ при проведении экскурсии: (в специальном журнале под роспись)
- При движении на территории предприятия следуйте по пешеходным дорожкам за экскурсоводом.
- Пропускайте внутризаводской транспорт. Не перебегайте дорогу перед ним.
- Входите в цех только через двери для прохода людей.
- Будьте особо внимательны возле автоматических ворот или дверей.
- Пропускайте груз, перемещаемый мостовым краном, стоя в безопасной зоне. Ни в коем случае не стойте под грузом.
- Внимательно смотрите под ноги. Опасайтесь выбоин, стружки, масляных пятен.
- Не смотрите на пламя сварки.
- Не трогайте руками станки, оборудование, провода, стружку.
- Самостоятельно не нажимайте на кнопки.
10.Не подходите к рабочей зоне станков и оборудования.
Проведение экскурсии: учащиеся были разделены на 4 группы, каждая группа получила свое задание.
- Ответить на вопросы:
- Когда образовалось предприятие и как оно называется?
- Какую продукцию закупает?
- Откуда поступают автотранспорные средства?
- Какие автотранспорные средства покупают в нашем районе?
- Каковы перспективы развития предприятия?
- Люди, каких профессий работают на предприятии?
- В какие районы отправляет свою продукцию?
- Условия, режим и ритм труда, средняя оплата труда, стимулирование работников:
- В чем привлекательность профессии, где можно обучится мастерству, каковы перспективы профессионального роста
- Какие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке работников
4. Итог экскурсии:
- Обобщающая беседа с кратким обзором всего того, что видели на экскурсии (понравилась ли экскурсия, что особенно запомнилось, кем бы вы хотели стать и какую профессию получить по окончанию школы?)
Оформить собранный материал на экскурсии в виде альбома с фотографиями или презентации.
Отчет по экскурсии на предприятие 22.01.2015 года.
3 группа: Петров.А., Иванов.Н., Миржиевский.К., Воробьев.С., 9 класс
22 января 2013 года, мы — учащиеся 9 кл и 11 кл отправились на автобусе на экскурсию на предприятие компании ЛБР («Лучшее Бизнес Решение») расположенное в д. Ольша. Компания является постоянным участником, многократным лауреатом и дипломантом проводимых международных сельскохозяйственных выставок. Нашей задачей было ознакомится с работой предприятия, посмотреть, как работают настоящие профессионалы, которые любят свою работу и гордятся ей.
Здесь работает много сотрудников самых разных специальностей, но все они – одна большая команда, в которой каждый – и новый сотрудник, и уже опытный – может реализовать себя, свой потенциал наилучшим образом и достичь в жизни желаемых целей.
Встретил нас менеджер Михаил Викторович. Такой доброжелательный и обаятельный человек сразу же, конечно, расположил к себе. Нам понравилась экскурсия и после неё мы с удовольствием задали несколько вопросов:
Название предприятия: ЛБР Агромаркет («Лучшее Бизнес Решение»)
Профессии и специальности: менеджеры, сборщики, комплектовщики, водители, уборщики, продавцы, бухгалтеры, грузчики, охранники и т.п.
Условия, режим и ритм труда, средняя оплата труда, стимулирование работников: заработная плата составляет от 20 тысяч рублей, восьмичасовой день, пятидневная рабочая неделя.
В чем привлекательность профессии, где можно обучится мастерству, каковы перспективы профессионального роста: для работы предпочтительно иметь высшее техническое или экономическое образование, имеется возможность повышения своей квалификации, стажировки по специальности на других предприятиях компании « ЛБР – Агромаркет»
Какие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке работников: для карьерного роста необходимо опять – же высшее образование, владение компьютером, знание иностранного языка.
Вывод: Экскурсии расширяют кругозор, повышают знания учащихся, помогают в выборе профессий, адаптироваться в окружающем микромире.
5. Экскурсия проводилась учителем географии и экскурсоводом предприятия.
Презентация выполнена уч-ся 11 класса
Контрольно-сопроводительный текст
учебно-тематической экскурсии.
Связь теории с практикой в школьном обучении
является необходимой составной частью. В
школьном курсе географии эта связь
осуществляется, главным образом, в процессе
выполнения практических работ.
Практические работы проводятся во время
экскурсий в природу, на сельскохозяйственные
предприятия, на промышленное производство.
Школьная программа по географии
предусматривает обязательные учебные экскурсии
по изучению отдельных физико- и
экономико-географических объектов. Учебные
экскурсии по географии являются составной часть
учебного географического краеведения.
В своё время Н.Н.Баранский отметил, что
проведение экскурсии преследует две цели: 1 —
экскурсия иллюстирует то, что уже пройдено по
программе; 2 — экскурсия предвосхищает то, что ещё
будет проходится.
В своей педагогической практике я
придерживаюсь первой цели, т.е. при проведении
экскурсии ссылаюсь на соответствующие части
пройденного материала.
Здесь надо отметить, что лучше проводить
экскурсию после изучения определённого
теоретического материала.
Опыт познания краеведческой действительности,
отражённый в сознании учащихся, является тем
необходимым мостиком, который даёт возможность,
применяя краеведческий принцип, повести
учащихся от частного к общему, от абстрактного к
конкретному, от доступных непосредственному
наблюдению природно-производственных фактов и
явлений к глубоким выводам и обобщению основ
географической науки..
Для организации учебной экскурсии необходимо
прежде всего провести педагогическую оценку
выбранной для экскурсии предприятия.
Учитывая то, что мы проживаем в районе, где в
основном сосредоточены предприятия,. входящие в
состав АПК, я считаю целесообразным проведение
экскурсии на сельскохозяйственное предприятие
или же на предприятия, относящиеся к пищевой
промышленности.
Цель экскурсии:
Познакомить учащихся с историей предприятия, с
производственным процессом в данной отрасли. с
организацией и путями повышения эффективности
производства
Задачи экскурсии:
1. Выявить последовательностью
технологического процесса и особенностями
производства, определяющими принципы размещения
предприятий данной отрасли, со структурой
предприятия и основными производственными
специальностями.
2. Научить школьников вести краткие записи по
ходу объяснений экскурсовода, анализировать
статистические показатели деятельности
предприятия, сравнивать производительность и
условия труда рабочих в разных цехах
предприятия.
3. Собирать данные для составления схем
последовательности производственного процесса ,
внутри- и межотраслевых связей по сырью и готовой
продукции.
Подготовка к экскурсии:
Как показывает опыт, в подготовительный период,
который длится 1-2 недели, в зависимости от класса,
познакомить учащихся с отчётами предыдущих лет,
литературой по родному краю, картографическими
материалами, фотографиями.
Готовясь к экскурсии на предприятие, учащиеся
знакомятся с историей его возникновения,
устанавливают, к какой отрасли оно относится.
Хорошо получить ответы на эти вопросы, работая
с материалами газет, журналов, в которых
характеризуется изучаемое предприятие.
В подготовительный период учащиеся знакомятся
и с методами исследования, которые они будут
использовать во время экскурсии.
Идя на экскурсию, учащиеся составляют план
экскурсии, в котором намечается
последовательность изучения производственных
объектов, содержание объяснения учителя и
экскурсовода, вопросы и задания учащимся для
наблюдения и сбора материала.
Необходимо обратить внимание на то, что в
проведении заключительной части экскурсии
необходимо подвести итоги увиденного и
услышанного, заострить внимание на основные
вопросы технологии производства, её влиянии на
окружающую среду, т.е. раскрыть важную
мировоззренческую идею взаимодействия природы и
общества.
Собранный учащимися краеведческий материал на
учебной экскурсии, а также во время
предварительной теоретической подготовки
оформляется в виде альбомов, журналов, схем,
картосхем.
Краеведческий материал экскурсии поступает в
музей.
Как правило, после учебной экскурсии, учащиеся
представляют индивидуально-групповой отчёт, в
котором раскрывается содержание выполняемых
заданий (исследований) каждым учащимся и группой
в целом.
Технологическая карта
учебно-тематической экскурсии
на местное предприятие ООО “Белогорье и К»
№ п/п |
Вид самостоятельной деятельности |
Что делают учащиеся | Контроль |
1 | Нанести на карту-схему маршрут экскурсии и предприятие “ООО Белогорье и К” |
Работа с картой г.Короча | Учитель |
2 | История возникновения и развития предприятия. Экономико-географическое положение предприятия |
Работа учащихся с литературой по родному краю, с газетой “Смена”. |
Учитель |
3 | Сырьевая база предприятия: используемое сырьё, откуда оно поступает, стоимость, количество отходов, их использование, способы экономии сырья. |
Рассказ технолога производства Евиановой Г.А |
Учитель |
4 | Топливная база | Рассказ экскурсовода | Учитель |
5 | Какие виды транспортных средств применяются на предприятии и для каких целей? |
||
6 | Структура предприятия, основные и вспомогательные цехи, их роль в производстве. Технологический цикл, передовые принципы организации производства. Внедрение |
Экскурсия по предприятию. (Учащиеся используют метод наблюдения) |
Учитель, технолог производства |
7 | Труд работников каких профессий и специальностей используется? Где можно получить данные профессии? Состояние охраны труда и техники безопасности. |
Беседа с работниками предприятия |
Учитель |
8 | Оплата труда работников | ||
9 | Какую выпускает продукцию? Куда направляет? Экономическая эффективность предприятия. Схема производственных связей предприятия. |
Экскурсия по цехам предприятия | Учитель, мастер |
Тема: Экскурсия на промышленное предприятие
“ООО Белогорье и К”.
Цель экскурсии: Познакомить учащихся с
историей предприятия, с производственным
процессом в данной отрасли, с организацией и
путями повышения эффективности производства.
Задачи экскурсии:
1. Познакомить учащихся с последовательностью
технологического процесса и особенностями
производства, определяющими принципы размещения
предприятий данной отрасли, со структурой
предприятия и основными производственными
специальностями.
2. Научить школьников вести краткие записи по
ходу объяснений экскурсовода, анализировать
статистические показатели деятельности
предприятия, сравнивать производительность и
условия труда рабочих в разных цехах
предприятия.
3. Собирать данные для составления схем
последовательности производственного процесса,
внутри- и межотраслевых связей по сырью и готовой
продукции.
Ход экскурсии
Экскурсия начинается у входа на территорию
предприятия. На плане города учащиеся находят
место, где расположено предприятие: сопоставляя
план и местность в пределах видимости, дают
оценку его положения по отношению к транспортным
путям, водным объектам. ТЭС и другим
предприятиям.
Следующая остановка – на предприятии (в
специальном помещении).
Здесь организуется лекция или беседа
следующего содержания:
- История возникновения и развития предприятия.
Экономико-географическое положение предприятия. - Сырьевая база предприятия: используемое сырье,
откуда оно поступает, стоимость, количество
отходов, их использование, способы экономии
сырья. - Топливная база.
- Какие виды транспортных средств применяются на
предприятии и для каких целей? - Структура предприятия, основные и
вспомогательные цехи, их роль в производстве.
Технологический цикл, передовые принципы
организации производства. Внедрение
инновационных технологий. - Труд работников каких профессий и
специальностей используется? Где можно получить
данные профессии? - Оплата труда работников.
- Какую выпускает продукцию? Куда направляет?
Экономическая эффективность предприятия. Схема
производственных связей предприятия. - Последовательность осмотра цехов и отделов,
основные правила техники безопасности,
требования к поведению учащихся во время
экскурсии.
Состояние охраны труда и техники безопасности.
Изложение материала сопровождается показом
образцов выпускаемой продукции, графиками и
диаграммами, иллюстрирующими темпы развития
производства, и другим наглядным материалом.
Учащиеся во время лекции ведут краткие записи.
Особенно тщательно они должны записывать
цифровые показатели и данные о производственных
связях предприятия с другими предприятиями,
поскольку эти сведения послужат основой для
составления на последующих уроках географии
схем производственных связей и графического
оформления показателей, характеризующих рост
предприятия.
Последовательность, с которой учащиеся
знакомятся с основными цехами предприятия,
определяется ходом технологического процесса.
При рассмотрении производственных связей
данного предприятия с другими отраслями
необходимо дать задание привести примеры
межотраслевых связей с другими предприятиями.
Заполнить таблицу “ Производственные связи
предприятия”. (Смотри в отчёте)
Готовая продукция предприятия проходит
контроль.
Поскольку в цехах производственный шум нередко
заглушает голос экскурсовода, рекомендуется
перед входом в каждый цех сообщить учащимся
название цеха, его назначение и основные
особенности технологического процесса,
напомнить о требованиях техники безопасности и
перечислить задания, нацеливающие на наблюдение
и сбор материалов.
В цехах пояснения экскурсовода должны быть
краткими, помогающими фиксировать внимание
учащихся на тех или иных производственных
объектах, вычленить стадии технологического
процесса. Понять особенности и значение
модернизации производства.
Сазу же после осмотра цеха или отдела следует
ответить на возникшие у школьников вопросы,
подвести итог увиденному, ещё раз перечислить
основные специальности рабочих цеха, сделать
вывод о путях повышения эффективности
производства и др.
Заключают экскурсию общий осмотр расположения
производственных сооружений на территории
предприятия и итоговая беседа, в которой
подчёркиваются особенности производства,
влияющие на географическое размещение данной
отрасли, и называют меры, предупреждающие
отрицательное воздействие предприятия на
окружающую среду.
По завершению экскурсии учащиеся составляют
отчет по плану, данным в технологической карте.
История возникновения и развития
предприятия.
Экономико-географическое положение предприятия
История этого предприятия берёт своё начало в
далёком 1928 году. Поэтому оно по праву считается
одним из старейших в области. В тридцатых годах
здесь находилась артель “Самопомощь”. После
освобождения Корочи от фашисткой оккупации
оборудовали ещё цеха по переработке
подсолнечника и выпечке хлеба.
В марте 1946 года официально был создан
райпищекомбинат, который стал одним из крупных
предприятий района. к уже имеющемуся налаженному
производству со временем присоединились цеха
пряников, фруктовой и минеральной воды, винных
напитков. Отличительной особенностью их было то,
что всё это производилось только из
высококачественного натурального сырья.
В девяностых годах предприятие перестало
работать. Оборудование простаивало и
разрушалось. Появилась необходимость
модернизации и оборудования, и модели управления
предприятия.
И вот в октябре 2006 году на основе пищевого
производственного кооператива “Пищевик”
города Короча Белгородской области было
основано предприятие ООО “Белогорье и К”.
Предшественником названия предприятия
послужило название головного предприятия
кондитерской фабрики в городе Белгороде ООО
“Белогорье”, а в городе Короче добавлено и “К”,
т.е. ООО “Белогорье – Короча.”
За последние три года было закуплено новейшее
оборудование на сумму более чем на 50 миллионов
рублей. Затраты на ремонт зданий и инженерных
сетей уже составили около 20 миллионов рублей.
Общая сумма инвестиций составила около двух
миллионов евро.
Сырьевая база предприятия:
используемое сырьё, откуда оно поступает,
стоимость, количество отходов, их использование,
способы экономии сырья
Основным сырьём для производства прежде всего
является вода. С давних времён Корочанское
предприятие славилось своей природной водой,
которая подаётся через скважины №57497 на разлив в
цеха. На основе воды “Ясный колодец” готовятся
все напитки, производимые на предприятии, а
именно – квас “Жар-цвет”, пиво “Старая
крепость”, безалкогольные напитки. Вода
проходит небольшую очистку на специальной
установке, для более мягкого вкуса напитка.
Для приготовления пива, кроме воды,
используется солод, хмель. Солод и хмель
поступают из компании “Суфле” города
Санкт-Петербурга.
Сырьём для кваса являются 6 вода. Сахар,
концентрат квасного сусла (ККС).
ККС производится в Костромской области ООО
“Артрус”, а сахар поступает из Ч. Чернянского
сахарного завода.
Приготовление солода – из зерна ячменя . Цена
солода зависит от сезона. В начале сезона цена
составляла от 26-30 рублей за килограмм, сахара 25-31
рубль за килограмм, ККС – 16-25 рублей за килограмм.
Сырьём для приготовления безалкогольных
напитков является вода, подсластители.
ароматизаторы, лимонная кислота, консерванты.
Сырье поступает из города Москва. Поставщиком
является фирма “Деллер”.
Отходы в производстве только при приготовлении
пива. Это пивная дробина.
Она собирается в специальный бункер и
отправляется на корм скоту в ближайшие фермы.
Фото №1. Родник “Ясный колодец”
Топливная база
На предприятии имеется своя котельная, которая
работает на природном газе и при помощи
нагревательных котлов горячая вода и пар
поступают на производство.
Какие виды транспортных средств применяются на
предприятии и для каких целей?
ООО “Белогорье и К” имеет свой
автотранспортный цех и парк автомобилей. Больше
всего преобладают автомобили марки “Газель”
грузоподъёмностью 3,5 тонны. Они предназначены
для перевозки готовой продукции по области.
Имеется также на предприятии автобус,
автоцистерны для транспортировки минеральной
воды.
Структура предприятия, основные и
вспомогательные цеха, их роль в производстве.
Технологический цикл, передовые принципы
организации производства. Внедрение
инновационных технологий
Фото № 2. Выдув бутылок для розлива
Технологический цикл производства
пива
Приёмка
Подработка солода и вспомогательного
сырья
Заниграние забора
Варка сусла
Фильтрация сусла
Кипячение с хмелем
Перекачка на отстойный чан
Перекачка и охлаждение сусла в
бродилку
Брожение пива при температуре +8° С
Дображивание пива при температуре +2° С
Фильтрация пива
Розлив пива
Технологический цикл производства
кваса
Приёмка, подработка сырья
Подработка воды (осмос)
Варка сахарного сиропа
Пастеризация ККС
Купажирование квасного сусла
Брожение кваса
Фильтрация
Розлив
Фото № 3. Этикеровка безалкогольного
напитка “Грейпфрут”
Фото №3а. Упаковка безалкогольного
напитка “Грейпфрут”
Технологический цикл приготовления
негазированных напитков
Приёмка, подработка сырья
Подработка воды (осмос)
Приготовление сиропа
Купажирование
Газирование СО2
Розлив
К летнему сезону наладили выпуск новых
безалкогольных напитков – крюшонов и тоников.
Также теперь каждый может оценить и старинный
русский слабоалкогольный напиток “Медовуха”,
созданный по уникальной рецептуре. Он сочетает
современные технологии производства и
натуральные компоненты: пчелиный мёд, сахар,
пивные дрожжи – вот основа для его создания.
Неделю назад предприятие наладило
производство ещё одного напитка – cбитень,
основой которого служит мёд и травы.
Ещё одним новшеством стал ввод в эксплуатацию
цеха разлива кегового лимонада, уже имеющего
сертификат качества пищевого продукта.
Термокеги по 20 и 50 литров активно используются
предприятием для транспортировки и хранения
кваса и лимонада. Уникальность хранения в кегах в
том, что за сутки нахождения в этой таре напиток
нагревается лишь на один-два градуса. Поэтому
потребитель всегда может приобрести его
прохладным.
Фото № 4. Водоочистка
Труд работников каких профессий и
специальностей используется? Где можно получить
данные профессии? Состояние охраны труда и
техники безопасности.
На производстве в основном задействованы
рабочие таких специальностей, как операторы
линии розлива безалкогольных напитков. кваса,
пива, операторы моющих станций, слесаря КИП,
слесаря-механики линии розлива, операторы налива
пива,кваса в кеги, операторы моющих кег,
варильщики и бродильщики пива, кваса, кладовщики,
экспедиторы, водители, грузчики и т.д.
Из штата ИТР: мастера, технологи, лаборанты,
химики, инженер снабжения. Всего на предприятии
работает около 250 корочанцев (жители города и
близлежащих сёл)
Оплата труда работников предприятия
В среднем заработная плата рабочих цехов
составляет 8-10 тысяч рублей в месяц, а в сезон в
два раза больше.
Оплата труда сдельно-премиальная.
Какую выпускает продукцию? Куда
направляет? Экономическая эффективность
предприятия. Схема производственных связей
предприятия.
Ассортимент продукции, выпускаемый
предприятием ООО “Белогорье и К”.
— Пиво “Старая крепость” — 5 сортов.
— Квас “Жар –цвет” — 3 сорта.
— Квас “Жар – цвет” — легкий.
— Безалкогольных напитков более 12 видов.
— Минеральная вода — 8 видов.
— Медовуха.
— Сбивень.
Активно развивается цех по производству вафель
и сложного печенья. Восемьдесят процентов сырья,
используемого для производства продуктов
питания, — местного производства.
Впечатляют объёмы производства. В месяц здесь
выпускают до 300 тонн пива, 375 тонн кваса. Реализуют
их на территории Белгородчины и за её пределами
(сегодня с предприятием сотрудничает около 200
точек продаж).
Продажа разливного пива, кваса производится по
Белгородской области.
Практическая работа № 3,4.
Тема: экскурсия на предприятие
Цель работы: организация и проведение экскурсии для формирования понятия о работе предприятия, познакомить с профессиями работников, развивать умения и навыки исследовательской и проектной деятельности обучающихся, формировать представление о выбранной специальности
Задание: Составление отчета по экскурсии
Задачи:
Образовательная: Расширить знания учащихся о работе предприятия, его влияние на окружающую среду, охране труда на производстве.
Развивающая: Формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по изучаемой теме, формирование навыков использования информационных технологий.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному краю, аккуратность и быстроту в выполнении заданий.
Оборудование и материалы: методические указания, условия проведения работ по приемке объекта в эксплуатацию
Подготовка к практической работе:
повторение теоретических вопросов, инструктаж по выполнению практической работы
Ход работы
1.Введение – инструктаж по правилам поведения на предприятии, постановка задания и цели данной экскурсии
2.Экскурсия на предприятии:
Экскурсия на предприятии начинается с проходной, в которой записываются все участники экскурсии. По территории предприятия группу студентов проводит специалист предприятия, специально назначенный руководством данного предприятия. Сначала группа студентов осматривает место ввода газа на предприятие, где им рассказывают о той обработке, которую проходит газ перед поступлением в котельную или к оборудованию, работающему на газе. Далее студентов проводят по территории предприятия, при этом рассказывая о прокладке газопровода по территории.
Котельная предприятия представляет собой отдельно стоящее двух этажное здание, где расположено все оборудование котельной. Котельная имеет два входа расположенных друг напротив друга, двери которых открываются наружу. При входе в котельную студентам рассказывают назначение котельной, показывают оборудование, расположенное в котельной. Называют марку и количество котлов работающих на природном газе, а также запасное топливо, на котором могут работать котлы. Рассказывают принцип работы оборудования.
При работе котлов и оборудования на низком давлении газа в помещении котельной расположено ГРУ, которое ограждено и вход посторонним воспрещен. Студентам показывают и рассказывают о работе основного оборудования ГРУ.
После осмотра основного оборудования котельной студентов проводят в помещение водоподготовки, где рассказывают, для чего нужна водоподготовка и принцип работы оборудования для водоподготовки.
При переходе из одного помещения в другое студенты могут ознакомиться с технологическими трубопроводами в котельной, их окраской, а также с оборудованием для подготовки горячей воды (бойлера).
В помещении котельной расположены блоки автоматического регулировании работы котельной, которые следят за нормальной работой котлоагрегатов. При малейшем отклонении от нормального режима работы, диспетчер может об этом узнать и исправить сложившуюся ситуацию.
Рядом с котельной расположена дымовая труба, удаляющая все дымовые газы от котельного оборудования.
После осмотра котельной группа студентов покидает территорию предприятия и возвращается на базу техникума, где происходит обсуждение экскурсии.
3.Составление отчета.
Отчет составляется на листах формата А4 и имеет следующую структуру:
-
Титульный лист
-
Формулировка задания и исходная информация
-
Пояснительная записка
-
Литература
-
Выводы исполнителя
-
Заключение преподавателя, составленное в соответствии с критериями оценки работы
При составлении отчета студенты должны ответить на следующие вопросы :
-
Вид котельной
-
Размещение котельной на территории предприятия
-
Принцип размещения оборудования в котельной предприятия
-
Вид котельного оборудования, применяемый на предприятии
-
Привести марку котла и дать его расшифровку
-
На каком топливе работает котел и его запасное топливо.
-
Какое топочное устройство используется для данного вида котельного оборудования.
-
Как в котельной используется теплота дымовых газов, устанавливается ли какое-нибудь дополнительное оборудование для дальнейшего использования теплоты нагретых газов.
-
Как осуществляется водоподготовка воды, поступающей в котел, оборудование для водоподготовки.
-
На каком давлении работает котел
-
Что предусмотрено для снижения давления газа в котельной.
-
Основное оборудование ГРУ и где оно находится
-
Какое оборудование предприятия работает на природном газе
-
Тип горелочного устройства
-
Газоснабжение предприятия
Критерии оценки отчета
№ п/п |
Оцениваемые умения |
Формы и методы оценки |
Граничные критерии оценки |
|
Отлично |
неудовлетворительно |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Отношение к работе |
Наблюдение руководителя на экскурсии, просмотр материалов |
Работа выполнена в срок, студент сумел рассчитать время, необходимое для подготовки работы, четко понимает цель задания |
Демонстрирует полное безразличие к выполняемой работе. Требует постоянного внимания, работа не выполнена в срок |
2 |
Использование полученных ранее знаний и умений для решения конкретных задач |
Просмотр материалов |
Без дополнительных пояснений (указаний) использует знания и умения, полученные при изучении дисциплин: «Введение в специальность», |
Не способен использовать знания из смежных дисциплин |
3 |
Оформление работы |
Просмотр материалов |
Материалы оформлены аккуратно, хорошая графика, соблюдены требования ГОСТов |
Титульный лист и пояснительная записка оформлены небрежно, не соблюдены требования ГОСТов |
4 |
Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессиональной и общей лексикой при сдаче (защите) |
Собеседование |
Грамотно отвечает на поставленные вопросы, используя профессиональную лексику. Может обосновать свою точку зрения по проблеме |
Показывает незнание материала при ответе на вопросы, низкий интеллект, узкий кругозор, ограниченный словарный запас |
Для формирования навыков исследовательской и проекторной деятельности преподаватель предлагает перед началом экскурсии разбиться на группы.
Предлагаемые проектные задания и исследования:
Проект №1 – Фоторепортеры:
Сделать фотографии объектов экскурсии и оформить в виде слайд-альбома
Проект №2 – Технологи:
Составить схему производства
Проект №3 — Журналисты:
Написать заметки о работниках предприятия, об их профессиях
Проект №4 – Экологи:
Изучить влияние данного производства на окружающую среду
Проект №5 – Художники
Нарисовать эскизы оборудования, рассказать о видах и применении на производстве
Проект №6 – Историки:
Изучить историю производства
Пример отчета по экскурсии в котельную
Цель экскурсии
Цель экскурсии: знакомство с устройством котельной, и практическим использованием оборудования, закрепление теоретических знаний.
План экскурсии
На практике познакомиться с:
-
Требованиями, предъявляемыми к котельным.
-
Основным и вспомогательным оборудованием котельной.
-
Газоснабжением котельной.
-
Устройством котлов.
-
Правилами эксплуатации котлов.
3.1 Введение
Горячую воду и пар для нужд промышленности и коммунального хозяйства получают главным образом в специальных котлах. В котлах теплота отбирается от нагретых продуктов сгорания и передается холодной воде. Теплообмен в котлах происходит без непосредственного контакта воды и продуктов сгорания газа, отделенных друг от друга металлическими поверхностями нагрева. Такие теплообменники называются аппаратами непрерывного действия, так как горячие продукты сгорания, отдающие теплоту, и холодная вода, воспринимающая теплоту, находятся в непрерывном движении. Котлы в зависимости от их назначения бывают водогрейные и паровые. Если потребителю требуется горячая вода и пар, то применяются паровые котлы. В этих котлах часть получаемого пара используется для нужд производства, а часть направляется в специальный теплообменный аппарат – бойлер. В бойлере пар отдает часть теплоты воде, движущейся по трубам от водопровода к потребителю, конденсируется и вновь возвращается в котел для превращения в пар. Пар, идущий на нужды производства, также может быть собран после его использования и конденсации и возвращен обратно в котел для повторного нагрева.
Для нормальной эксплуатации котлов важное значение имеет качество питательной воды. В этой воде могут содержаться различные примеси в виде солей, которые при нагреве выделяются и оседают на стенках котлов. Эти отложения приводят к уменьшению площади поперечного сечения труб, по которым движется нагреваемая вода, ухудшают теплообмен между продуктами сгорания и водой и могут привести к перегревам отдельных участков поверхностей нагрева и, как следствие этого, разрушению этих участков.
Поверхности котла, обрабатываемые с одной стороны продуктами сгорания газа, а с другой – водой, называются поверхностями нагрева. Поверхность нагрева измеряется в квадратных метрах и подразделяется на конвективную и радиационную.
Радиационная поверхность обращена в топку и воспринимает теплоту в основном за счет излучения газового пламени, раскаленных огнеупорных стенок.
Остальная часть поверхности нагрева котла называется конвективной и воспринимает теплоту в основном за счет непосредственного соприкосновения с ней движущихся в газоходах продуктов сгорания, т. е. за счет конвекции.
Важной характеристикой работы котла является его тепловое равновесие, когда расход и поступление теплоты равны друг другу. Если такого соответствия нет, то давление пара в котле и температура воды в нем будут повышаться или понижаться. Другая характеристика работы котла – его материальное равновесие, когда количества поступающей и расходуемой питательной воды соответствуют друг другу. Естественно, при быстрой подаче в котел большого количества воды давление и температура воды в нем уменьшаются. При кипении вся вода в котле имеет одинаковую температуру, которая незначительно превышает температуру, соответствующую давлению насыщенного пара в паровом пространстве. В котле одновременно находятся вода и пар, а насыщенный пар имеет практически ту же температуру, что и вода.
Продукты сгорания газа на выходе из газохода имеют еще значительный запас теплоты. Чтобы уменьшить эти потери теплоты, за котлами по ходу продуктов сгорания располагают дополнительные теплообменники – экономайзер и воздухонагреватель. В экономайзере поступающая в котел питательная вода подогревается за счет использования части теплоты продуктов сгорания. В воздухонагревателе за счет теплоты продуктов сгорания подогревается воздух, необходимый для сжигания газа. Использование более нагретого воздуха приводит к повышению температуры горения газа, улучшению процесса горения и увеличению температуры продуктов горения.
Важная характеристика котельного агрегата – его тепловая мощность, которая определяется как произведение поверхности нагрева на расчетный теплосъем с 1 м2. Расчетный теплосъем с 1 м2 поверхности нагрева зависит от типа котла и колеблется от 25…50 тыс. для чугунных секционных котлов, до 100 тыс. кДж/ч и более для водотрубных котлов.
В отопительных котельных жилищно-коммунального хозяйства преимущественно используют небольшие чугунные или стальные секционные котлы без экономайзеров и воздухонагревателей. В производственно-отопительных котельных применяют водотрубные котлы с установкой индивидуальных или групповых экономайзеров, в котельных электростанций – крупные котлоагрегаты в комплексе с экономайзерами и воздухонагревателями. Особенности сжигания газа в топках котлов требуют правильного выбора типа, тепловой мощности, количества горелок и их рационального размещения.
Газовое топливо создает хорошие условия для автоматизации его сжигания, что значительно повышает безопасность и эффективность работы котлов и обеспечивает работу их в соответствии с заданным режимом. Современная комплексная автоматика газифицированных котельных включает приборы автоматики безопасности, регулирования, контроля и сигнализации. Автоматика безопасности обеспечивает прекращение подачи газа к горелкам при нарушениях режима работы агрегата, могущих привести к аварии. Автоматика регулирования обеспечивает поддержание заданного режима работы котла.
Приборы контроля и сигнализации обеспечивают условия для дистанционного управления работой агрегата с диспетчерского пункта. Установлен минимально необходимый объем автоматики газифицированных котельных; обеспечение прекращения подачи газа к горелкам при недопустимом отклонении давления газа, погасании пламени горелок, отсутствии разрежения и прекращения подачи воздуха к горелкам.
3.4 Основное и вспомогательной оборудование котельной
Мы посетили центральную котельную, в которой имеется два котла КВ-Г производительностью 6,5 Гкал/ч, два котла ДКВР производительностью 4,9 Гкал/ч и два паровых котла Е–1. Также в котельной имеются: пять насосных установок (два сетевых насоса и три насоса горячего водоснабжения). Котлы размещены фронтом по отношению к стене с окнами. Расстояние от стены до фронта котлов не менее 3 метров. Расстояние между котлами (ширина проходов) не менее 1 метра, а между крайним котлом и ближайшей стеной не менее 0,7 метров. Насосы и дутьевые агрегаты установлены с проходами шириной 0,7 метра, что необходимо для обслуживания и ремонта агрегата. Перекрытия, стены и пол котельной несгораемые.
Освещение помещений естественное в дневное время и электрическое в ночное. Котельная кроме обычного рабочего имеют аварийное освещение от самостоятельных источников питания. Площадь оконных проемов выполняет одновременно функции взрывных клапанов, поэтому суммарная площадь остекленных проемов не менее 30 % площади одной из наибольших стен.
Вентиляция котельных обеспечивает не менее чем трехкратный воздухообмен в час, без учета воздуха, потребного для сгорания газа. Приток воздуха осуществляется за котлами, а вытяжка — из верхней зоны. Газовые горелки котлов и печей, изготовленные по действующим нормалям, обеспечивают устойчивость горения в пределах регулирования допустимой тепловой нагрузки агрегата. Расстояние от передней части горелок до противоположных стен не менее 1 м. На фронтальном щитке или дверцах топок агрегатов предусмотрены смотровые отверстия, через которые производится розжиг горелок и наблюдение за их работой.
В топках, боровах и газоходах может скопиться взрывоопасная газовоздушная смесь, для предупреждения скопления этой смеси в шиберах котлов устроены специальные отверстия диаметром не менее 50 мм.
Для предохранения газопотребляющих агрегатов от возможного разрушения в случае взрыва в них газовоздушной смеси в стенках топки и дымоходов установлены взрывные клапаны.
Все газопотребляющие агрегаты имеют контрольно-измерительные приборы для замера давления газа у горелок, давления воздуха в воздуховоде у горелок, разрежения в топке. Если газопотребляющие агрегаты оборудованы горелками с подачей воздуха от дутьевых устройств, то они имеют блокирующие устройства, обеспечивающие автоматическое отключение газа при падении давления воздуха. Если агрегаты имеют дымососы, то предусматривается также соответствующая блокировка, отключающая подачу газа при остановке дымососа. Котельные агрегаты оборудованы автоматикой, прекращающей подачу газа при повышении или понижении давления газа от заданных пределов, погасании пламени горелок, нарушении разрежения, прекращении подачи воздуха в горелки.
Выходные двери котельной, исходя из правил техники безопасности, открываются только наружу. Помещение газифицированных котельных оборудовано также соответствующими средствами пожаротушения.
До поступления в котельный агрегат вода походит соответствующую подготовку (осветление воды, умягчение, снижение щелочности и солесодержания, удаление растворенных газов), что снижает коррозию котлов.
3.2 Газоснабжение котельной
Система газоснабжения котельной предназначена для бесперебойной подачи газа от источника газоснабжения. Она удовлетворяет следующим требованиям: безопасна в эксплуатации; проста и удобна в обслуживании; предусматривается возможность отключения ее отдельных элементов для производства ремонтных и аварийных работ.
Газорегуляторная установка ГРУ котельной обеспечивает потребителей расчетным количеством газа с постоянным давлением перед газопотребляющими агрегатами. Наличие ГРУ диктуется требованиями эффективного и безопасного использования газового топлива. В котельных установках работа ГРУ непосредственно связана с режимами потребления газа котлоагрегатами и ее функциональная схема строится в соответствии с особенностями эксплуатации котлов. Основным элементом ГРУ является регулятор давления (РД), предназначенный для автоматической стабилизации давления газа с понижением его от выходного до расчетного у газогорелочных устройств. Поэтому качество работы ГРУ целиком определяется характеристиками РД и допустимой неравномерностью выходного давления.
Оборудование ГРУ располагается по ходу газа в такой последовательности: главное запорное устройство, фильтр, малогабаритный предохранительный клапан, регулятор давления, задвижка или кран после регулятора байпас, ротационный счетчик с обвязкой, имеющей краны со смазкой, манометры, пружинный сбросной клапан. Байпас – обводная линия, на которой расположены задвижка с выдвижным шпинделем, штуцер с манометром и задвижка, предназначена для обеспечения бесперебойной подачи газа в котельную при выходе из строя регулятора давления, в случае его ревизии или снятия фильтра для его очистки. Задвижки снабжены кольцами-заглушками. Продувочная линия подключается к коллектору перед фильтром.
3.4 Устройство котла ДКВР
Котлоагрегат типа ДКВР (рис. 1) состоит из двух барабанов: верхнего длинного 1 и нижнего короткого 4. Нижний барабан соединен с задней половиной верхнего барабана системой зафальцованных в барабаны и расположенных в коридорном порядке гнутых кипятильных труб 2, образующих развитую конвективную поверхность нагрева. Вода из барабана 1 опускается в нижний барабан 4 по опускным трубам 3, а затем по подъемным трубам возвращается в верхний барабан. Под передней половиной верхнего барабана находится топочная камера, боковые стены которой покрыты гладкими экранными трубами. У котлоагрегатов производительностью 3,0 кг/с в топке добавляются еще два экрана на передней и задней стенках. Топка делится на две части – собственно топку и камеру догорания – шамотной стенкой на заднем топочном пороге. Топочные газы выходят из топки через особое окно, расположенное в правом углу шамотной стенки, проходят камеру догорания справа налево и с левой стороны котла поступают в пучок кипятильных труб, омывая его поперечным горизонтальным потоком. Затем газы направляются через пучок опускных труб.
Котлоагрегаты ДКВР могут выполняться без перегревателя и с пароперегревателем для получения перегретого пара с температурой 250° С. В этом случае пароперегреватель выполняют в виде вертикального змеевика, который размещают в начале пучка кипятильных труб, отделив его от камеры сгорания двумя рядами кипятильных труб. За котлом устанавливается водяной экономайзер 5, который омывается топочными газами, выходящими из котла.
Рис. 1 Схема котельного агрегата типа ДКВР
3.5 Предохранительный взрывной клапан
Конструкция взрывных предохранительных клапанов может быть различной, распространение получил клапан, изображенный на рис. 2
Клапан выполнен в виде чугунной рамы 2 с откидной дверцей на петлях. Рама заделывается в кладку 4 топки или газохода. При взрыве газовоздушной смеси дверца 3 клапана откидывается и после снижения давления в топке или газоходе закрывается. Рама изготовлена такой формы, чтобы закрытая дверца в наклонном положении прижималась к раме и за счет собственной массы. Для предотвращения подсоса воздуха в топку или газоходы служит абестовая мембрана. При взрыве сначала разрушается асбестовая мембрана, а затем открывается дверца. Форма взрывных клапанов квадратная или круглая, так как в этом случае мембрана разрушается при наименьшем усилии взрывной волны.
Взрывные клапаны, как правило, устанавливают в тех местах, где возможно образование газовых мешков. Во избежание травмирования обслуживающего персонала взрывные клапаны оборудуют защитными кожухами или щитками. Общая площадь взрывных клапанов для топки и боровов принимается из расчета не менее 500 см2 на 1 м3 внутреннего их объема. Площадь одного клапана не менее 0,18 м2.
Взрывные клапаны на промышленных печах и сушилках устанавливают в топках и дымоходах в зависимости от их конструкции по решению проектной организации. Площадь одного взрывного клапана должна быть не менее 0,05 м2 .
Рис. 2 Предохранительный взрывной клапан
3.6 Основные правила эксплуатации котлов
Эксплуатация котлов должна обеспечивать надежную и экономичную выработку пара или горячей воды требуемых параметров и безопасные условия труда обслуживающего персонала. Для достижения этих требований эксплуатация котлов должна вестись в точном соответствии с действующими правилами, нормами и руководящими указаниями, в частности в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов», «Правилами безопасности в газовом хозяйстве» Ростехнадзора, «Правилами технической эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей» и др.
На основании указанных правил для каждой котельной установки составляют должностные и технологические инструкции по обслуживанию оборудования, ремонту, технике безопасности, предупреждению и ликвидации аварий и т. д.
На оборудование, исполнительные, оперативные и технологические схемы трубопроводов различного назначения и схемы электрических соединений должны быть составлены технические паспорта.
Знание инструкций, режимных карт работы котла и указанных выше материалов является обязательным для обслуживающего персонала, и только при этом условии он может быть допущен к работе. Знания персонала должны систематически проверяться.
Ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов возлагается приказом по предприятию на начальника котельной, а при отсутствии в штате котельной начальника на инженерно-технического работника, выполняющего функции начальника котельной.
Ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов должны иметь специальное теплотехническое образование, в противном случае необходимо специальное обучение и аттестация комиссией с участием инспектора Ростехнадзора.
К обслуживанию котлов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания котлов.
Обучение и аттестация операторов котельных должны проводиться В профессионально-технических училищах, учебно-курсовых комбинатах или на специальных курсах на основе типовых программ, согласованных с Ростехнадзором. Аттестация операторов котлов проводится комиссией с участием инспектора Ростехнадзора.
Эксплуатация котлов проводится по производственным заданиям, составляемым по планам и графикам выработки тепловой энергии, расхода топлива, расхода электроэнергии на собственные нужды. Обязательно ведется оперативный журнал, в который заносят распоряжения руководителей и записи дежурного персонала о работе оборудования, а также ремонтная книга, в которую записывают сведения о замеченных дефектах оборудования и мероприятиях по их устранению. Должны вестись первичная отчетность, состоящая из суточных ведомостей по работе агрегатов и записей регистрирующих приборов, и вторичная отчетность, включающая обобщенные данные по котлам за определенный период. Каждому котлу присваивается свой номер, все коммуникации окрашиваются в определенный условный цвет. Установка котлов в помещении должна соответствовать правилам Ростехнадзора, требованиям техники безопасности, санитарно-техническим нормам, требованиям пожарной безопасности и др.
Эксплуатацию котла можно разделить на периоды: подготовка и пуск в работу; обслуживание во время работы; останов работающего котлоагрегата; содержание в нерабочем состоянии; ремонт котлоагрегата. При ремонте котлоагрегат находится в ведении ремонтного персонала, во все остальные периоды в ведении дежурного персонала.
Подготовка и пуск в работу. Перед растопкой котла производится его наружный осмотр с целью установления исправности всех элементов оборудования и готовности к пуску. В частности, необходимо проверить исправность оборудования систем газового и мазутного оборудования топки, поверхностей нагрева, обмуровки дымососов и вентиляторов, насосов, арматуры, гарнитуры системы автоматизации и т.д. После монтажа или капитального ремонта должны быть произведены щелочение и промывка поверхностей нагрева. Перед наполнением котла водой все воздушные устройства должны быть открыты, а все продувочные и спускные – закрыты. Паровой котел наполняют питательной деаэрированной водой с температурой в начале заполнения 60–70 оС и в конце – не выше 100 оС.
Неравномерный прогрев барабана котла при быстром заполнении его горячей водой может вызвать опасные температурные напряжения внутри его стенок.
Во избежание возникновения больших внутренних напряжений в металле барабана заполнение котла водой должно производиться для котлов среднего давления в течение 1–1,5 ч, а для высокого – 1,5-2,5 ч. Заполнение котла водой производится до низшей отметки водоуказательного стекла, так как в начале испарения уровень ее повысится.
Перед растопкой котла газоходы котла подвергают вентилированию в течение 10–15 мин за счет естественной тяги или включения в работу дымососа.
После заполнения котла водой, вентиляции газоходов и продувки газопроводов производится розжиг газовых горелок. При этом производится наблюдение за герметичностью котла по уровню воды в водоуказательном стекле. По мере прогрева котла и повышения давления в нем из воздушников и предохранительных клапанов начнет выходить пар, после чего их следует закрыть.
Продувка водоуказательных приборов производится при давлении 0,05–0,1 МПа.
В случае наличия обходного газохода продукты сгорания на период растопки пропускают мимо экономайзера во избежание выпадения конденсата. С этими же целями при наличии воздухоподогревателей вентиляторы должны включаться при температуре продуктов сгорания за ним не менее 120 оС или воздух должен пропускаться помимо него.
Топочная камера должна прогреваться равномерно, для чего следует одновременно симметрично включать несколько горелок или форсунок. Растопка барабанного котла среднего давления должна производиться в течение 2-4 ч, высокого – 4-5 ч. Включение котла, если он работает на общий паропровод среднего давления, следует производить при давлении на 0,05–0,1 МПа, а высокого на 0,2–0,3 МПа меньшим, чем в общем паропроводе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис. 1 Упрощенная схема котельной установки
1 котел; 2 горелка; 3 газопровод; 4 верхний коллектор; 5 нижний коллектор; 6 газоход; 7 дымовая труба.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фото 1. На проходной
Фото 2.Здание котельной
Фото 3. На входе в здание котельной
Фото 3. Оператор котельной знакомит с устройством водогрейного котла
Фото 4 Инженерное оборудование котельной
Фото 5. Студенты знакомятся с устройством работы котлов
Список литературы
Основные источники:
-
Брюханов, О. Н. Газифицированные котельные агрегаты: Учебник / Брюханов О. Н., Кузнецов В. А. — Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 392 с.:- (Среднее профессиональное образование). — ISBN 978-5-16-102569-7. — Текст : электронный. — URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1044982
-
Вершилович, В. А. Сети газопотребления котельных: Учебное пособие / Вершилович В.А. — Вологда:Инфра-Инженерия, 2018. — 348 с.: ISBN 978-5-9729-0227-9. — Текст : электронный. — URL: https://new.znanium.com/catalog/product/989189
-
Жила, В. А. Автоматика и телемеханика систем газоснабжения : учебник / В.А. Жила. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 238 с. — (Среднее профессиональное образование). — ISBN 978-5-16-102808-7. — Текст : электронный. — URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1079715
Дополнительные источники:
-
Промышленное газовое оборудование: справочник в 2 т. — 4-е изд., перераб. и доп. – Саратов: Газовик, 2006. – 528 с.
-
Брюханов, О. Н. Основы эксплуатации оборудования и систем газоснабжения : учебник / О.Н. Брюханов, А.И. Плужников. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 256 с. — (Среднее профессиональное образование). — ISBN 978-5-16-100762-4. — Текст : электронный. — URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1088893
-
Вершилович, В. А. Внутридомовое газовое оборудование: Учебное пособие / Вершилович В.А. — Москва :Инфра-Инженерия, 2018. — 320 с. ISBN 978-5-9729-0187-6. — Текст : электронный. — URL: https://new.znanium.com/catalog/product/989177
-
Краснов, В. И. Монтаж газораспределительных систем : учебное пособие / В.И. Краснов. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 309 с. — (Среднее профессиональное образование). — ISBN 978-5-16-102610-6. — Текст : электронный. — URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1073040
-
Кязимов,К.Г. Газоснабжение: устройство и эксплуатация гзового хозяйства: учебник для среднего профессионального образования/ К.Г. Кязимов, В.Е. Гусев.- 6-е изд., испр и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020, -392 С. URL: https://urait.ru/viewer/gazosnabzhenie-ustroystvo-i-ekspluataciya-gazovogo-hozyaystva-455958#page/2
-
Фокин, С. В. Системы газоснабжения: устройство, монтаж и эксплуатация: Учебное пособие / С.В. Фокин, О.Н. Шпортько. — Москва : Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 288 с.: ил.; . — (ПРОФИль). ISBN 978-5-98281-228-5. — Текст : электронный. — URL: https://new.znanium.com/catalog/product/432696
Интернет-ресурсы:
-
www.proekt-gaz.ru
-
www.proektplus.ru
-
www.ing-proekt.ru/gaz.html
Общие правила проведения экскурсий.
Чтобы экскурсия вызвала интерес у обучающихся, важно во время экскурсии правильно преподнести материал. При этом необходимо соблюдать общие правила проведения экскурсий. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с группой 20 – 25 человек, но если шумно и установлены повышенные требования к безопасности, число не должно превышать 15 человек.
При знакомстве с группой, а это 1 или 2 курс, мастер по должен выяснить общую и техническую подготовку, узнать о ее интересах и знаниях, полученных на уроках. Во вступительной беседе он должен сообщить общий план осмотра объекта, остановиться на правилах поведения обучающихся в цехах, отделах, учебных классах, познакомить с правилами ОТ и техники безопасности, выяснить, что знают учащиеся об объекте, с которым они будут знакомиться.
Вступительная беседа не должна быть слишком продолжительной. Если предприятие, организация, учреждение имеет музей или комнату боевой славы, рекомендуется начать экскурсию со знакомства с его экспозицией. Тогда обучающиеся, переходя в цеха, уже будут знать основные этапы истории предприятия, его лучших людей, результаты творческого труда коллектива.
Показ и рассказ должен вестись в заранее намеченных безопасных местах, позволяющих хорошо видеть объекты. Не следует обращать внимание сразу на работу всего объекта показа. Важно акцентировать внимание на работе участков и бригад, отделов, отдельных небольших коллективов. Познакомить с достижениями новаторов, рационализаторов, изобретателей, пользуясь при этом средствами наглядной агитации: плакатами, стендами, фотографиями передовиков производства. Именно такое преподнесение материала экскурсии и будет воспитанием не на каких-то отвлеченных, оторванных от жизни моментах, а на конкретных примерах трудовой деятельности.
От экскурсий у обучающихся остаются, как правило, яркие впечатления. Но не всегда они могут их самостоятельно обобщить и проанализировать, сделать из этих наблюдений выводы. Мастер по должен рассказать не только о той профессииспециальности, которую получают обучающиеся в учебном заведении, но о других не менее интересных профессиях, тем самым стимулировать получение дополнительного профессионального образования.
Примерный план экскурсии на предприятие, в учреждение, организацию (распределение времени):
— предприятие, музей или цех (беседа) 10 – 15 минут.
— объекты показа 40- 45 минут.
— подведение итогов 20 – минут.
— на переходы отводится до 20 минут.
Таким образом, на экскурсию отводится 1час 30 минут.
Типичные ошибки при проведении экскурсий
1. Плохая разработка маршрута экскурсии: задержки, длинные переходы, демонстрация старого оборудования.
2. Несоответствие моментов демонстрации и объяснения: при этом страдает качество восприятия. Если, например, в цехе шумно и сделать пояснение можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить пояснение.
3. Экскурсия посвящается какой–либо одной стороне производства или учебного процесса:
демонстрации технического объекта,
условиям работы,
технологии и т.д.
— Избыточная детализация, использование специальных терминов, не понятных учащимся.
— Сухость, схематичность, поверхностность изложения, не позволяющая сконцентрировать внимание на объекте экскурсии.
— Отсутствие контроля со стороны мастера за усвоением материала.
Организация экскурсии.
В профориентационной работе одной из эффективных форм ознакомления с разными видами трудовой деятельности являются экскурсии на предприятия, стройки, научно-производственные объединения.
Организация, подготовка, проведение экскурсии предусматривает следующие этапы:
1. Выбор экскурсионного объекта.
2. Разработка содержания экскурсии.
3. Подготовка учащихся к экскурсионному ознакомлению с предприятием.
4. Проверка эффективности проведенной экскурсии.
Выбор объекта
Предприятия, на которые организуется экскурсия, должны быть интересны. Технологический процесс производства – достаточно простой и доступный восприятию обучающихся. Критерием служит высокий уровень организации производства на предприятии, оснащенность современной техникой, разнообразие профессий и специальностей.
Примерный план проведения экскурсий
1.Название предприятия, форма собственности, дата образования.
2. Краткая история создания и развития предприятия.
3. Основные виды продукции.
4. Количество работающих, главные профессии.
5. Производственный процесс по стадиям:
Первичная обработка сырья
— изготовление комплектующих частей или материалов
— сборка
— отделка
— упаковка
— складирование.
6. Производственные связи—по смежным производствам и предприятиям;
— по реализации готовой продукции.
7. Производственная инфраструктура.
8. Проблемы и перспективы развития предприятия.
1.Подготовка:
— составление списков и подготовка обучающихся к экскурсии;
— инструктаж ОТ перед выходом на экскурсию;
— разработка плана, содержания и маршрутов экскурсии;
— определение участников и объектов показа;
— расчет времени;
— подбор и назначение организатора экскурсии, экскурсовода
— распределение вопросов и заданий, по которым необходимо в ходе подготовки и проведения экскурсии собрать материал;
2. Проведение экскурсии:
— вступительная беседа;
— практический показ с пояснением;
— заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы;
— вручение памяток, буклетов;
— выявление эффективности экскурсии путем анкетирования (приложение№1)
3. Подведение итогов:
— беседа по содержанию экскурсии;
— оформление альбомов, рефератов, информационного материала, стенгазеты и т.д.); — выявление профессиональных намерений (сочинение, анкетирование).
4.Содержание экскурсии на предприятие
Профориентационная экскурсия – одна из самых эффективных форм ознакомления обучающихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий.
Цель экскурсии:
— познакомить обучающихся с современным производством и перспективами его развития;
— расширить представления о содержании производственных профессий, прививать интерес к ним;
— познакомить с технологическими процессами, организацией и условиями труда;
— познакомить с трудовыми традициями предприятия, передовиками производства, ветеранами труда.
Экскурсии должна предшествовать вступительная беседа в мастерской или в кабинете.
Задача вступительной беседы
— дать обучающимся общую характеристику предприятия, его коллектива, наиболее массовых профессий, а также разъяснить правила техники безопасности.
Беседа не должна быть продолжительной и многоплановой. После вступительной беседы мастер по, представитель предприятия ведет обучающихся в цех, где в сжатой форме дается характеристика цеха, его коллектива, наиболее распространенных профессий. Затем он показывает рабочие места специалистов, знакомит с представителями определенных профессий, дает их профессиографическую характеристику.
Ребята одновременно наблюдают за работой специалиста и слушают пояснения. По ходу экскурсии они задают вопросы.
После окончания экскурсии здесь же, на объекте, проводится заключительная беседа. Экскурсовод отвечает на вопросы обучающихся. Обсуждается и систематизируется полученная информация.
Примерные вопросы, на которые необходимо обратить внимание при проведении экскурсии.
1.Знакомство с профессией и подготовка к ней.
История развития профессии.
Потребность в профессии.
Значение ее в наши дни для народного хозяйства, для общества в целом.
Связь этой профессии с другими профессиями.
Учебные заведения, в которых можно приобрести специальность.
Условия приема на работу.
Характер обучения в профессиональной образовательной организации.
2.Содержание труда по специальности.
Внешнее содержание трудового процесса:
задание, материал, сырье, с которым работают, средства, ход, распределение и результат труда.
Внутреннее содержание процесса: знания, навыки.
Характер и условия труда: под открытым небом, в помещении, с животными, с техникой, требуют физического напряжения и прочее.
3.Требования к человеку.
Моральные, психофизиологические качества.
Образованность, опыт.
Медицинские и психологические противопоказания.
4.Социально – экономические особенности профессии.
Условия труда (время работы, охрана труда, отпуск и т.д.) заработок, система оплаты труда, рост доходов.
Социальное обеспечение, деятельность профсоюзов.
Жизненные и трудовые перспективы работников данной профессии.
География профессии (местность, где работают специалисты данной профессии и где на них спрос.)
5.Литература о данной профессии.
Периодическая печать.
Отдельные издания.
Разработка материалов экскурсии.
Проведение беседы, чтение доклада немыслимо без самой разработки специального плана или текста. Именно методическая разработка дает возможность проводить экскурсию плавно и целенаправленно с учетом психологических особенностей обучающихся. В распоряжении мастера по должна быть подробная информация, фактический материал, который накапливается по мере изучения всех вопросов и объектов, входящих в экскурсию. Кроме того, следует постоянно собирать различные интересные материалы об истории предприятия, о его лучших работниках и т.д.
В методической разработке определяется тема, цель экскурсии, маршрут и объекты, продолжительность, методические приемы показа и рассказа.
Методическая разработка экскурсии должна состоять из трех разделов: вступление, основная часть и заключение.
Во вступительной части формируется цель экскурсии, излагаются ее воспитательные и профориентационные задачи, основные вопросы, которые должны быть раскрыты во время экскурсии, и сообщаются сведения о маршруте, основных объектах и продолжительности экскурсии.
Основная часть методической разработки строится по следующей схеме:
Маршрут экскурсии.
Объекты и показ.
Время.
Перечень основных вопросов.
Организационные указания.
Методические указания.
В заключительной части необходимо ответить на вопросы, которые появились в ходе экскурсии. Рекомендуется провести итоговые беседы, в ходе которых мастер по направляет своими вопросами рассуждения обучающихся, помогает разобраться в том, что они увидели и услышали, сделать правильные выводы.
Для закрепления и обобщения наиболее важных фактов и наблюдений, сделанных во время экскурсии, обучающиеся могут оформить презентации, фотоотчеты, ответить на предложенную анкету (см. приложение), написать мини сочинение или др..
Можно также провести различные конкурсы, например, на лучший рассказ об экскурсии и т.д. За выполнение творческого задания, обучающиеся приставившие лучшие работы могут получить дополнительную оценку.
Приложение (пример анкеты)
Просим ответить на следующие вопросы:
1.Понравилась ли вам экскурсия?
Да;
Нет;
Не совсем;
Если нет, то почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какая профессия, специальность, данного предприятия, организации Вас заинтересовала?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Желаете ли Вы освоить одну из профессийспециальностей, заинтересовавших Вас во время посещения предприятия?
Да; Нет;
4.Если да, то какую?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Вы узнали что-нибудь новое для себя во время проведения экскурсии?
Да; Нет; Не совсем.
7.Если да, то что Вы узнали об интересующей профессииспециальности?
Содержание труда;
Оборудование, инструменты;
Условия труда;
Требования профессии к человеку.
8.Считаете ли Вы себя пригодным для данной профессииспециальности?
Да; Нет
9.Какую информацию вы хотели бы получить дополнительно об интересующей вас профессииспециальности?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Помогла ли вам экскурсия на предприятие в выборе профессииспециальности?
Помогла выбрать профессию;
Получил (а) соответствующую информацию,
Получил (а) сведения, заставляющие задуматься о правильности выбора;
Полезной информации не получил (а).
11.Ваши предложения по улучшению проведения экскурсий на предприятия, организации, учебные заведения.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за ответы!