МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА №2»
АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА
Классный час на тему:
«Экстремизм и терроризм – проблема современного мира»
Составила:
Классный руководитель 6-А класса
МОУ “Комсомольская школа №2”
Пенькова Светлана Викторовна
г.Комсомольское
2021 г.
Аннотация методической разработки классного часа на тему: «Экстремизм и терроризм – проблема современного мира»
Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма и терроризма, стоит особенно остро. Каждый день мы слышим о новых случаях национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества. Молодежь – элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим изменениям. Она остро реагирует на то, что ей кажется несправедливым, на то, что не совпадает с ее общим мнением, зачастую навязанным псевдо героями с экрана телевизора, страниц газет и журналов.
Актуальность проблемы борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма обусловлена в первую очередь тем, что они посягают на права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя России, целостность и безопасность российского государства, и несомненно очень важно проводить среди молодежи профилактическую работу по противодействию экстремизму и терроризму, формировать толерантность в условиях учебно-воспитательного процесса.
Классный час на тему: «Экстремизм и терроризм – проблема современного мира»
Цель: активизировать работу по информационному — пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий, объяснить сущность терроризма, определить, почему терроризм стал обыденным явлением российской действительности, развивать самостоятельность суждений учащихся, дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме, рассмотреть законодательную базу.
Задачи:
повышение уровня информированности молодежи по вопросам противодействия терроризму;
формирование отрицательного отношения к террористической деятельности;
обсуждение возможных путей защиты от терроризма;
развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
рассмотрение законодательной базы Российской Федерации о противодействии экстремизму.
Актуальность: На сегодняшний день террористическая деятельность характеризуется глобальным размахом, отсутствием государственных границ взаимодействием с международными террористическими центрами. В этой ситуации пропаганда противодействия терроризму и экстремизму безусловно актуальна. .
Форма: дискуссия, беседа.
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор.
Ход мероприятия:
Объявление темы мероприятия, цели его проведения;
Информационный блок о проблеме современного мира;
Проведение итогов мероприятия.
Ход классного часа
Добрый день!
Бернард Шоу в своё время сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научится жить на земле, как люди»
Сегодня на классном часе мы с вами будем говорить о страшных и опасных явлениях, как терроризм и экстремизм.
Слово преподавателя.
Много лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Наши отцы и деды свято верили и мечтали о том, что после победы на нашей земле больше не будет войн и наступит всеобщее братство. Победа была одержана, но мир так и не наступил.
С конца XX века слово «терроризм» не сходит со страниц журналов и газет, постоянно звучит с телеэкранов и в радиоэфире. Сегодня, пожалуй, нет на нашей планете места, где бы в той или иной степени не обсуждалась проблема терроризма. Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется глобальным размахом и отсутствием государственных границ, взаимодействием с международными террористическими центрами. Поэтому борьба с терроризмом, оказание помощи его жертвам и поддержание в мире атмосферы активного неприятия террора требует объединения усилий всего мирового сообщества.
Военные конфликты, связанные с национальными, территориальными и религиозными спорами продолжаются. В нашу жизнь все настойчивее вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм – это тоже война. От него никто не застрахован. Терроризм несет горе, слезы, материальный ущерб, разрушения, человеческие жертвы.
Терроризм во всех его проявлениях и формах представляет собой одну из самых серьезных угроз миру и безопасности. Терроризм – это преступление против человечества. «Толковый словарь» В.И. Даля трактует терроризм как стремление устрашать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами.
Терроризм может проявляться в различных видах:
националистический – основывается на межнациональных конфликтах;
политический – который выступает против социально политической системы государства;
криминальный – который осуществляется криминальными элементами;
религиозный – использующий религиозные мотивы, которые проявляются в крайней нетерпимости и насилии между людьми различного вероисповедания;
технологический – заключается в применении или угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия.
Попробуем выяснить, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма. В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Взрывы на вокзалах, в поездах, электричках, в метро и ресторанах, убийства, ограбления, захваты самолетов. Возникают прежде всего невиданные направления терроризма – воздушный, биологический, ядерный, экологический. Все они носят черты политического терроризма – получить денежный выкуп, диктовать свою волю правительствам, освободить из тюрем боевиков.
Экстремизм (равно как и терроризм) относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности. В наше время экстремизм приобретает разнообразные формы и угрожающие масштабы. В мире действует 500 террористических организаций и групп экстремистской направленности. Ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от которых погибли десятки тысяч человек и более пострадало.
Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в обществе выступает их профилактика. Особенно важно проведение профилактической работы среди молодежи. Именно молодёжь является одной из наиболее подверженной негативному влиянию разнообразных криминальных, антисоциальных групп. Основными причинами распространения радикальных идей среди молодёжи является значительная зависимость от чужого мнения, социальная и материальная незащищенность молодежи, психологическая незрелость. Лидеры экстремистских группировок завлекают молодежь, часто обещая легкое решение всех проблем, в том числе и материальных. Проведение профилактики терроризма и экстремизма среди молодёжи, т.е. воспитание толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений.
У каждого человека с детства должна закладываться мысль о том, что нужно уважать всех людей по любым признакам. Это может противодействовать различным видам экстремизма. Многие молодые люди попадают в различные радикальные организации во многом из-за отсутствия желания, а нередко возможности проводить своё свободное время с пользой для души и тела. Неокрепшие молодые умы зачастую даже не задумываются о том, что участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают себе многочисленные новые, по сути, уничтожают свое будущее.
Терроризм подстерегает нас везде, и поэтому мы должны знать, что делать в данной ситуации, как в данном случае вести себя, как помочь пострадавшим.
Ежегодно в день совершения террористического акта приходят люди на место трагедии с букетами красных гвоздик, чтобы почтить память погибших от рук террористов.
В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. К экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
воспрепятствование осуществления гражданами их избирательных прав и право на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.
Итог мероприятия.
А теперь, давайте попробуем сами определить правила поведения в случае террористической угрозы.
Беседа:
Что такое гражданская бдительность?
(примерный ответ – оставленный кем-то подозрительный пакет, коробка…)
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?
(примерный ответ – не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия полиции).
Если Вам поступила угроза по телефону Вам необходимо?
(примерный ответ – запомнить разговор, оценить по голосу возраст говорящего, темп речи, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).
Если рядом прогремел взрыв?
(примерный ответ – упасть на пол, убедиться в том, что не получили серьезных ранений, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую медицинскую помощь).
Если Вы оказались в числе заложников?
(примерный ответ – не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление.Ничего не предпринимать без разрешения, помнить о том, что спецслужбы начали действовать).
И в заключении хотелось бы сказать, что терроризм и экстремизм – это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество.
Бывают разные ситуации – но всегда надо оставаться человеком. Доброта спасёт мир!
Мы верим в то, что наступит время, в котором не будет ни экстремизма, ни терроризма.
Классный час
Тема: «Экстремизм – грани разумности…»
Продолжительность: 40 минут
Класс: 9а
Дата проведения: 13.10.2014
Учитель: Виктория Николаевна Петрова
Категория: высшая
Стаж работы: 11 лет
Учреждение: МКОУ СОШ №3
Профилактическая программа: А.Г.Макеева «Все цвета, кроме черного»
Профилактическое направление: мероприятия по предупреждению экстремистских проявлений среди подростков
Тип: нравственный воспитательный час
Форма: нравственная беседа
Цель:
1.Сформировать представление об экстремизме, его причинах, проявлениях и последствиях;
2.Показать важность уважительного отношения к людям независимо от их этнической, культурной или религиозной принадлежности
3.Продолжить формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения
Задачи:
1.Сделать обзор распространения экстремизма в современном мире
2.Выделить формы, методы, способы экстремистской деятельности
3.Показать неприемлемость применения экстремизма в общественной жизни
4.Разработать памятки для родителей об угрозе вовлечения детей в экстремистские организации
5.Показать значимость человеческой жизни для каждого человека и общества в целом
6.Продолжить заполнять паспорт безопасности ученика
Подготовительная работа:
1.Выбрать тему классного часа
2.Поставить целевой блок, задачи мероприятия
3.Продумать этапность классного часа в соответствии с темой, целями, задачами, возрастом обучающихся
4.Собрать имеющийся материал по данной теме
5.Подготовить мультимедийное сопровождение
6.Разработать раздаточный материал и памятки
7.Разделить обучающихся класса на четыре группы
8.Подготовить наглядность
Оборудование:
Мультимедийный проектор, доска меловая, наглядность, раздаточный материал, паспорта безопасности, мультимедийное сопровождение, канцтовары
Структура классного часа:
1.Организационный момент
2.Введение в тему
-вступительное слово учителя
-парное задание
-мини-анкетирование
3.Раскрытие темы
-выявление темы(мультимедиа, рассказ), целеполагание (видеоролик)
-информационный блок (устно, работа в группах)
4. Практика
-введение (устно)
-работа с терминами, индивидуально, в паспортах безопасности
4.1. Работа в группах (использование видеоресурсов, текстовых материалов)
4.2.Получение памяток для детей
4.3.Работа по составлению памяток для родителей
4.4 Знакомство с термином «толерантность»
5.Рефлексия
-возвращение к целеполаганию
-возвращение к мини-анкете начала урока
-возвращение к фразе начала урока
-моральный, этический компоненты (личность человека, ценность жизни)
Содержание и ход классного часа:
-
«Мы с тобой одной крови!» — работа в парах, пожелания друг другу.
2.Работа индивидуальная. Мини-анкетирование
Выберите из предложенного списка людей тех, с кем вы бы не хотели бы ехать в одном купе поезда (5 человек) :
1. Скинхед.
2. Молодой человек, больной СПИДом.
3. Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребёнком.
4. Кавказец-мусульманин.
5. Человек из деревни с большим мешком.
6. Грязный дурно пахнущий (БОМЖ).
7. Африканский студент.
8. Подросток, похожий на наркомана.
9. Бывший заключённый.
10. Вьетнамец в национальной одежде.
11. Милиционер.
12. Инвалид со складной коляской.
13. Китаец, который ест, странно пахнущую еду.
14. Человек, говорящий на непонятном языке.
15. Пожилой человек явно неадекватного поведения.
Анализ: фронтально
Вывод: мы делим людей на категории
3. Просмотр видеоролика
-
Вопрос: как проблема показана на видео, опишите отдельными словами, что вы увидели?
-
Вопрос: какие новые слова, термины увидели в тексте видеоряда?
Почтим память погибших на Украине.
Вопрос: о какой стране идет речь? Украина
Слова: фашизм, террор, геноцид, гражданская война
-
Вывод: Деление людей на категории может приводить к страшным последствиям
4.Все эти слова являются частью единого понятия – ЭКСТРЕМИЗМ.
Тема сегодняшнего классного часа: «Экстремизм»
Мы сегодня узнаем о том,
-
что такое экстремизм
-
виды экстремизма
-
причины
-
проявления
-
последствия
4.1 Работа с паспортами безопасности.
Тема классного часа
Слова: экстремизм
Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. 60 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил. Люди продолжают спорить за территории, свою религию, взгляды, часто просто не принимая людей других конфессий, национальностей, социальных слоев. Мы не терпимы ко взглядам других, мы считаем только свою точку зрения верной, к сожалению…
4.2 Работа с текстом.
Воспроизведение определения.
Занесение его в паспорт безопасности.
Экстремизм (от фр. Extremisme – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и мерам. Крайними мерами считаются недемократичные, противоречащие принятым общественным нормам действия. Экстремисты выступают против сложившихся государственных и общественных институтов, стремясь подорвать их существующие, изменить или уничтожить их для достижения своих целей. Для этого используются яркие лозунги, организованные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, методы партизанской войны, а также террористические акты и т.п. Экстремисты, как правило, отрицают саму возможность каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений.
4.3 Работа в группах (4 по 4): видеоролик + дополнительный текстовый материал
Тема группы №1 «Причины экстремизма»
Тема группы №2 «Виды экстремизма. Проявления»
Тема группы №3 «Экстремистские действия и отличительные особенности»
Тема группы №4 «Последствия и наказание за экстремистские действия»
4.4 Заполнение опорной карты по результатам обсуждения и выступления групп
4.5 Раздаются памятки для детей «Как не попасть в экстремистскую группировку. Признаки»
4.6 Работа по составлению памятки для родителей (фронтально)
4.6. Толерантность.
Мы с вами граждане одного государства – Российской Федерации. Все вы прекрасно знаете, что в нашей стране проживают люди множества разных национальностей и вероисповеданий. К сожалению, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество молодых людей, которые прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей. Поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры (национальности 9а класса), религии, научиться находить общие точки соприкосновения, быть толерантными (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Обмен записями в паспорте безопасности: «Будь толерантен!»
4.7 Заключение
Возврат к анкете
Возврат к фразе «Мы с тобой одной крови!»
Музыкальное заключение (видеоролик).
Дополнительные материалы классного часа:
1.Памятка школьнику «Как не стать частью экстремистской группировки»
1. В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает.
2. Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.
3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
4. Трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить, ты должен пережить это — пойдем сейчас с нами в наш Центр».
5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
7. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается признаком ее правоты.
8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
9. Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя.
10. Ты должен немедленно стать членом группы.
11. Группа ограничивает себя от остального мира, например, одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
12. Группа желает, чтобы ты разорвал свои «старые» отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
13. Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями…
14. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
15. Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь.
17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.
2.Материалы для работы групп (4):
Группа №1
Задание: назовите (перечислите) причины экстремизма
1.Смотрим внимательно видеоролик
2.Читаем текст
Большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями. Нарастание социальной напряженности. Снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей. Бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины. Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Расовые, религиозные, национальные, политические и прочие противоречия. Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы._______________________________________________________________________________
Группа №2
Задание: Перечислите виды и проявления экстремизма. Охарактеризуйте их.
1.Смотрим внимательно видеоролик
2.Читаем текст
К видам экстремизма относят политический, национальный, религиозный. Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории. Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя.Примерами проявлений экстремизма являются, набирающие в последние десятилетия такие движения, как Фашизм, Национализм, Расизм и Терроризм. Терроризм – это крайнее проявление экстремизма, связанное с насилием, угрожающим жизни и здоровью граждан. Примера могут служить трагедии Норд-Оста (Москва), Беслана (Северная Осетия), взрывы жилых домов, людей в метро и прочее. Фашистские проявления связаны с идеологией и практикой, утверждающей превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия, террора, установление культа вождя. Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности. Расизм -это идеи о физической и психической неравноценности человеческих рас (европеоидной, монголоидной, негроидной). Проявлением экстремизма является жесточайший Геноцид, когда уничтожается расовая, этническая или религиозная группа через убийства, причинения вреда здоровью, насилие, изъятие детей из семей, насильственное переселение людей.________________________________________________________________________________
Группа №3
Задание: Назовите (перечислите) экстремистские действия и отличительные особенности
1.Смотрим внимательно видеоролик
2.Читаем текст
Как правило, экстремисты используют широкий спектр мероприятий и действий. Это хулиганство, вандализм, нарушение прав и свобод человека, пропаганда превосходства или неполноценности человека. Представители как правило имеют специфическую символику (свастика, символы фашистской Германии, изображение фашистского приветствия (приветствие римских легионеров) и т.п.; специфические наименования, термины, обозначения и словосочетания («фашист», «нацист», «скинхед» и т.п.); специфические унизительные или ругательные наименования и определения представителей какой-либо национальности («чернокожий», «азер» и т.п.); специфический сленг или лексикон, распространенный в среде экстремистских формирований («русофоб», «ZOG» и т.п.); специфические имена и клички известных и авторитетных лиц в конкретных радикальных движениях («Лимонов», «Тесак» и т.п.); использование специфических кличек при написании интернет-материалов («Фюрер», «White warrior», «Геринг» и т.п.); именные наименования существующих экстремистских группировок («Сварожичи», «Русский кулак» и т.п.).
Используются: агитация, распространение листовок (обычно с расистскими призывами), различные акты вандализма (рисунки свастики на видных местах, и др.), нападения на иностранцев, лиц кавказской национальности, избиения граждан СНГ, общеуголовные преступления: нанесение изображений экстремистского характера, в том числе, свастики, хулиганство, распитие спиртных напитков, участие в столкновениях с футбольными фанатами и прочее.______________________________________________________________________
Группа №4
Задание: Назовите последствия и наказание за экстремистские действия
1.Смотрим внимательно видеоролик
2.Читаем текст
Любая противоправная деятельность наказуема. Экстремизм -это противоправная деятельность., а значит наказание неизбежно! Это аресты, заключение под стражу, вынесение сроков заключения, материальные штрафы, невозможность занимать определенные должности и прочее. Все это регулируется на законодательной основе. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; законность; гласность; приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности. В соответствии с законодательством на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке. Уголовная ответственной наступает с 16 лет. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики.
Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на уничтожение достоинства человека либо группы либо по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
3.Раздаточный материал на столы ученикам (мини-анкета) и памятка для родителей (опора):
1.Выберите из предложенного списка людей тех, с кем вы бы не хотели бы ехать в одном купе поезда (5 человек) :
1. Скинхед.
2. Молодой человек, больной СПИДом.
3. Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребёнком.
4. Кавказец-мусульманин.
5. Человек из деревни с большим мешком.
6. Грязный дурно пахнущий (БОМЖ).
7. Африканский студент.
8. Подросток, похожий на наркомана.
9. Бывший заключённый.
10. Вьетнамец в национальной одежде.
11. Милиционер.
12. Инвалид со складной коляской.
13. Китаец, который ест, странно пахнущую еду.
14. Человек, говорящий на непонятном языке.
15. Пожилой человек явно неадекватного поведения.
Памятка для родителей: «________________________________________________________________» 1.Основной «группой риска» для пропаганды и вовлечения являются__________________________ 2.Мотивами выступает _________________________________________________________________ 3.Легче предупредить, чем ____________________________________________________ 4.Правила для родителей: Больше______________________________________________ Обеспечьте_________________________________________________ Знайте о его_________________________________________________ Контролируйте поступающую к нему_________________________________ Знайте, с кем он_______________________________ Не ______________________________ Не______________________________ ________________________________ Полиция: 02 Дежурная часть Управления МВД России по г.Волжскому 41-56-56 Дежурный отдела ФСБ России в г.Волжском 34-26-66 |
4.Ссылка на видеоролики из сети Интернет:
1. http://www.youtube.com/watch?v=MrCCRaAaHfk ссылка на ролик «Экстремизм»
2. http://www.youtube.com/watch?v=9bKi4YpQ8hM ссылка на ролик «Донбасс»
3. http://www.youtube.com/watch?v=eb1lkb0ehNA ссылка на ролик «Я рисую этот мир!»
Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Самарский машиностроительный колледж»
Методическая разработка
классного часа
«Экстремизм – чума XXI века»
Автор: Стрижекозина Ирина Викторовна
педагог-организатор
ГБПОУ «Самарский
машиностроительный колледж»
Самара, 2016
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка предназначена для подготовки и проведения классного часа на тему: «Экстремизм – чума XXI века».
К сожалению, экстремистское течение, не смотря на активную борьбу правоохранительных органов и государства, не сбавляет обороты в своем развитии и все больше вербует в свои ряды самую незащищенную группу людей – подростков. Именно по этой причине в настоящее время повсеместно ведется профилактическая работа в этой области.
Данная методическая разработка может быть полезна классным руководителям в профессиональных организациях. Она может оказать помощь и преподавателям, и студентам в подготовке и проведении классного часа, который посвящен профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы классного часа обуславливается тем, что на рубеже веков экстремизм перестал быть эпизодическим и экстраординарным явлением. В современном мире он превратился в широко практикуемый различного рода религиозными, политическими, националистическими движениями способ силового разрешения целого ряда острых проблем. Проявляющийся время от времени в открытой форме, он представляет угрозу для стабильности всего мирового сообщества, так как глобализация превратила региональные угрозы во всеобщие.
Данный классный час предполагает одновременно и получение обучающимися новой информации, и актуализацию уже имеющихся знаний.
Целью классного часа является знакомство студентов с понятием «экстремизм».
Задачи:
- ознакомить с основными целями, признаками экстремистских группировок;
- развивать умение ораторского искусства через выступления, подготовленные студентами;
- формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к насилию, экстремизму.
Участники классного часа: учебная группа I курса (подростки 15-16 лет).
Место проведения: аудитория.
Время проведения: 45 минут.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Этапы подготовки и проведения классного часа
Подготовка и проведение классного часа подразумевает несколько этапов, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы |
Содержание |
|
Деятельность студентов |
Деятельность преподавателя |
|
помогают в проведении и обработке результатов анкетирования |
разрабатывает вопросы для проведения анкетирования «Отношение подростков и молодёжи к проблеме экстремизма, терроризма и ксенофобии», проводит анкетирование и обрабатывает результаты |
|
Подготовительный |
высказывают пожелания об участии |
предлагает тему классного часа, оповещает участников о дате проведения мероприятия |
участники изучают и подбирают материал для выступления, создают презентацию |
консультирует, оказывает помощь в выборе тематики выступления, помогает в оформлении презентации, разрабатывает сценарий проведения классного часа |
|
участники готовят выступления |
консультирует |
|
готовят и оформляют аудиторию для проведения классного часа |
обеспечивает мероприятие необходимыми техническими средствами и оборудованием |
|
Проведение классного часа |
участники выступают с подготовленными сообщениями |
выступает в роли ведущего |
задают возникшие в ходе классного часа вопросы |
отвечает на вопросы |
|
Подведение итогов |
высказывают мнения, обмениваются впечатлениями, предлагают темы и формы проведения следующих классных часов |
предлагает поделиться впечатлениями о проведенном мероприятии, анализирует, делает выводы |
План классного часа
- Вступительное слово педагога-организатора. Результаты анкетирования «Отношение подростков и молодёжи к проблеме экстремизма, терроризма и ксенофобии». Что такое экстремизм? Общие понятия.
- Выступления студентов
а) «Первое упоминание об экстремизме»;
б) «Виды экстремизма. Политический экстремизм»;
в) «Виды экстремизма. Религиозный экстремизм»;
г) «Виды экстремизма. Этнический экстремизм»;
д) «Экстремистское течение в России».
- Заключительное слово педагога-организатора. Подведение итогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключительной части методической разработки хотелось бы отметить, что в решении проблем антиэкстремистского воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни страны и общества. В этой связи необходимо крепить взаимопонимание и согласие внутри многонационального российского народа, чтобы люди, независимо от своей религиозной и этнической принадлежности осознавали себя гражданами данной страны. Направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так и семья, образовательное учреждение. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности, патриотизма и чувство толерантности у современной молодежи. По этой причине необходимо вовлекать студентов в разнообразные виды внеклассной работы, связанной с проявлением патриотизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями от 23 ноября 2015 г.)
- Некрасов Денис Евгеньевич. Расово-этнический экстремизм: 12.00.08 Некрасов, Денис Евгеньевич Расово-этнический экстремизм (криминологический аспект): Дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 Рязань, 2006 253 с. РГБ ОД, 61:06-12/1769
- http://www.admkrsk.ru/citytoday/safety/Pages/extremism.aspx
- http://psyhological.ucoz.ua/publ/41-1-0-195
- http://do.gendocs.ru/docs/index-249519.html
- http://www.jurnal.org/articles/2008/polit81.html,
- http://www.mirniy.ru/info/anti_terror/5724-ob-osobennostyah-proyavleniya-etnicheskogo-ekstremizma-i-mery-protivodeystviya.html
- http://minjust.ru/ru/extremist-materials
- Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12127578/#friends#ixzz42oPWZdHq
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
- http://www.humanism.su/ru/magazine.phtml?issue=2010.56-06
- http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/docs/2007/11/d11927/#r1_1
- http://xn--e1aecglcxhj1i.xn--p1ai/zapreshhennye-ekstremistskie-organizacii/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сценарий проведения классного часа
Сценарий классного часа состоит из трех частей: вступительного слова педагога-организатора, выступлений участников и подведение итогов классного часа. Непосредственно сам сценарий представлен ниже.
Вступительное слово педагога-организатора (на экране слайд № 1 «Экстремизм – чума XXI века»)
Добрый день! Уважаемые студенты, тема нашего классного часа «Экстремизм – чума XXI века». Сегодня мы с вами будем говорить о таком опасном явлении, как экстремизм.
Идея проведения этого классного часа появилась после подсчета результатов анкетирования на тему: «Отношение подростков и молодёжи к проблеме экстремизма, терроризма и ксенофобии». Анкетирование было проведено в колледже среди студентов возраста 15-16 лет. В анкетировании приняли участие 176 студентов I курса.
(на экране слайд № 2 «Результаты анкетирования «Отношение подростков и молодёжи к проблеме экстремизма, терроризма и ксенофобии»)
Результаты анкетирования показали, что 36 % опрошенных студентов неправильно понимают значение слова «экстремизм», а 22 % испытали затруднения при ответе на данный вопрос.
Вопрос «Вызывают ли у Вас раздражение и неприязнь представители некоторых наций и народов?» показал следующие результаты (слайд 3):
Слайд 3
На вопрос «Как Вы относитесь к действиям представителей экстремистских организаций?» ответы были следующими (слайд 4):
Слайд 4
На вопрос «Если в Вашем присутствии стали оскорблять человека за его национальную или религиозную принадлежность, как бы вы поступили?» были получены такие ответы (слайд 5):
Слайд 5
В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как экстремизм. Давайте разберемся, что же это такое? Экстремизм от лат. слова Extremisme – «крайний» – это приверженность к крайним взглядам и мерам. Крайними мерами считаются недемократичные, противоречащие принятым общественным нормам действия. Экстремисты выступают против сложившихся государственных и общественных институтов, стремясь подорвать их существующие, изменить или уничтожить их для достижения своих целей. Для этого используются яркие лозунги, организованные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, методы партизанской войны, а также террористические акты. Экстремисты, как правило, отрицают саму возможность каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений. Является ли экстремизм, новым феноменом?
Сообщение первого студента (на экране слайд № 6 «Первое упоминание об экстремизме»)
Несмотря на то, что термин «экстремизм» был введен в наш обиход сравнительно недавно корни этого явления лежат еще в первобытнообщинном строе, на заре зарождения человеческого социума. Согласно результатам исследований, проведенных западноевропейскими и американскими учеными конфликтологами, в основе экстремизма лежит конфликт между социальными общностями людей, разделенных на «наших» и «чужих». При этом «наши» охраняют свою территорию, запасы еды, орудия производства, членов своего рода, а так же культуру, традиции и т.д. от посягательства «чужих», которые рассматриваются, прежде всего, как враги. Т.е. на первом плане в этом конфликте выступали территориальный и родственный факторы. В ходе эволюции родовые общины объединялись в более широкие общности. Образовывались города, государства. Однако факторы необходимости противостояния между «нашими» и «чужими» оставались неизменными. По мере развития человечества появилось разделение труда, а с ним и расслоение общества в городах и государствах на социальные группы по сфере деятельности (т.е. по профессиональному признаку) и по материальному достатку (экономический признак). Расслоение по профессиональному и экономическому признакам впоследствии приобрело политическую окраску. Завоевание и порабощение «чужих», внесло в этот процесс еще этнический, а так же конфессиональный (религиозный) признаки.
В результате понятие «наших» и «чужих» стало приобретать многогранный смысл и свою специфику внутри каждой группы. Иными словами можно сказать, что общество разделилось на социальные группы, объединенные по какому-либо одному или нескольким признакам. Возникновение конфликтов между этими группами и их разрешение с помощью насилия, по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма.
Впервые сам термин «экстремизм» употребил в начале ХХ века французский юрист М. Лерой, который экстремистами считал сторонников политических партий, слепо, до фанатизма, верящих в свои политические идеалы. Т.е. экстремизм в то время, прежде всего, связывали с политической деятельностью. События, порожденные кризисом в политической и экономической сферах того времени, всем широко известны: Первая Мировая Война, Великая Социалистическая Революция в России.
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
1. Большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями
2. Нарастание социальной напряженности.
3. Снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей
4. Бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.
Сообщение второго студента (на экране слайд № 7 «Виды экстремизма»)
В настоящее время специалисты различают экстремизм: политический, религиозный, этнический (межрасовый, межнациональный), социальный. Наибольшее распространение получили первые три вида экстремизма, хотя, на практике они все взаимосвязаны и, как правило, в чистом виде не существуют [3].
(на экране слайд № 8 «Политический экстремизм»)
Политический экстремизм – это действия, которые направлены на разрушение политической системы сложившейся в обществе, с целью замены ее режимом иного толка.
Различают политический экстремизм, государственный и оппозиционный, левый и правый. Но в основе всех его разновидностей находятся: насилие или его угроза, одномерность, одержимость в стремлении навязать своим оппонентам свои взгляды и принципы, бездумное выполнение всех приказов, опора на чувства, эмоции, инстинкты (интуицию) и предрассудки, не способность к толерантности и компромиссам.
В своем крайнем проявлении экстремизм смыкается с терроризмом и революционизмом, как самыми деструктивными формами проявления радикализма. Терроризм – это насилие для устрашения. Его цель добиться желаемого развития событий: изменение существующего строя, изменение структуры власти, обретение независимости некой территорией и т.д. Законодатели разных стран еще не пришли к единому определению терроризма, поэтому в международном праве до сих пор нет его определения.
В целом, терроризм это средство борьбы, центральным элементом которого является террор – способ управления обществом посредством превентивного устрашения. В связи с этим Д.В. Ольшанский утверждает, что поскольку насилие неистребимо, то террор вечен.
По мнению ряда исследователей, возникновение терроризма стало возможным вследствие развития человеческой цивилизации, когда из недр общественного прогресса стали продуцировать древнейшие пласты животных инстинктов, таящихся в глубинах человеческой психики.
Главной особенностью современного террора является воля к насилию. Этот феномен достаточно изучен психологами, которые работали с немецкими, итальянскими и французскими террористами в 70-х – 80-х годах ХХ века. В частности они установили, что мотивы людей занимающихся террористической деятельностью, абсолютно произвольны: от личной обиды на кого-то до сложнейших идеологических и политических воззрений.
Механизм террора заложен в сознании человека очень глубоко, порой замаскирован целыми пластами различных словесных обоснований. Это может быть отрицательное отношение к своему социальному положению, порождающее психологический дискомфорт, который побуждает человека оценивать все происходящее с ним как драматическое. Это и принадлежность человека к так называемому меньшинству – национальному, религиозному и т.д. Во всех случаях возникает схожая мотивация: нам угрожает опасность, мы на грани исчезновения, нас не принимают, нас не слышат, нас угнетают, нам остается одно – защищаться, применяя насилие.
Исследователи отмечают, что для личности террориста характерно негативное мировосприятие, которое возникает вследствие ряда факторов. Это, прежде всего, несоответствие между образом идеальной модели мира и самого себя в реальной действительности и возможностями самореализации. Противоречие трансформируется в субъективное ощущение личной и социальной неадекватности, в результате чего возникает позиция «Я (мы) хорошие – мир плохой», которая становится средством моральной самозащиты, позволяющей оправдывать любые деструктивные действия. То есть, деятельность террориста выливается в форму деструктивной самореализации. При этом через отрицание зарождается новая умозрительная концепция уверенности в своей правоте, которая сводит к минимизации возможностей позитивного воздействия, как на отдельного террориста, так и на террористическую группу [4].
Сообщение третьего студента (на экране слайд № 9 «Религиозный экстремизм»)
Религиозный экстремизм – отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда «идей», противоречащих им. Во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.
Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик».
Важной особенностью ряда неправительственных религиозно-политических организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций – открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им политическое маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки. В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремических организаций можно назвать нижеследующее: распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма [5].
Сообщение четвертого студента (на экране слайд № 10 «Этнический экстремизм»)
Этнический экстремизм. Проблема этнического (или национального) экстремизма остается наиболее актуальной для нашей страны. Данная проблема является одной из острейших для российского общества и государства, она непосредственно связана с обеспечением национальной безопасности и территориальной целостности страны [6].
Этнический экстремизм – один из самых распространенных сегодня видов экстремизма в ХХI в. Этнический национализм обладает большой властью и непредсказуемостью и экстремизм на этой почве превратился в реальную проблему. В основе этнического экстремизма лежит противоречие между признанием естественного права народов самим определять свою судьбу и принципом национального единства и территориальной целостности государства.
Этническому экстремизму подвержены группы, объединенные общими внешними и внутренними психологическими чертами – род и племя, народность и нация. Этнический экстремизм оказывает определенное влияние на политическую жизнь, стремясь отстоять и расширить права этноса, так как считает свою этнонацию высшей ценностью. Адепты этнического экстремизма выступают с позиций защиты и поддержки интересов и прав одной нации, открыто и вызывающе попирают права других народов. Их идеология связана с воинствующим национализмом и шовинизмом, политика основана на этническом насилии в той или иной форме. Этнонационализм отрицает приоритет общечеловеческих ценностей, считая свою этнонацию высшей ценностью, при этом стремится и расширить права этноса в политической и иных сферах жизни. Этнический экстремизм в современности затрагивает проблемы национальной безопасности: возбуждения расовой, национальной или религиозной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства по мотивам ненависти в отношении какой-либо социальной группы. Основой или причиной этнического экстремизма может быть пропаганда исключительности, превосходства по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной или языковой принадлежности. Публичное демонстрирование националистской атрибутики или символики чаще встречается в городах, где наблюдается высокая безработица, распространение специфических идей, способствующих дестабилизации обстановки в обществе [7].
Сообщение пятого студента (на экране слайд 11 «Экстремистское течение в России»)
В современной России экстремизм и его крайнее выражение – терроризм стали едва ли не главной угрозой человеку и обществу. К сожалению, экстремизм не новое явление и в истории нашей страны. 4 апреля 1866 г. выстрел полубезумного Дмитрия Каракозова, русского революционера-террориста, в российского императора Александра II возвестил о начале эпохи экстремизма в России [10].
С тех пор он стал средством решения практически всех конфликтов и проблем, возникающих в обществе и государстве. Более того, самым простым, не требующим ни особых интеллектуальных усилий, ни экономических затрат, ни дипломатического искусства. Экстремизм как терроризм предполагает полное неуважение к человеческой жизни, отрицание какой-либо ее ценности, подчинение личности – безличному [11].
Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями от 23 ноября 2015 г.) к экстремистской деятельности относят:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением. [1]
Вначале экстремизм в России носил стихийный характер, проявляющийся часто в виде протеста, отчаяния, ненависти, утраты веры в незыблемость существующих порядков. Но сейчас, говоря о таком понятии как «экстремизм» мы имеем в виду целые экстремистские организации.
Согласно тому же Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская организация – это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности [1].
На сегодняшний день в России только официально в списке запрещенных экстремистских организаций согласно сведениям министерства юстиции находится 45 организаций и 23 организации, признанные Верховным судом РФ террористическими, деятельность которых запрещена на территории России [13]. И это только официальные цифры.
Заключительное слово педагога-организатора (на экране слайд 12 слова Д.С. Лихачева)
Россия – многонациональная держава. И в этом – ее уникальность, в этом ее богатство. И может быть, без этого богатства не будет самой России. В заключение хочу прочитать слова Д.С. Лихачева: «Осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи людей. …Ненависть к другим народам рано или поздно переходит и на часть своего народа – хотя бы на тех, кто не признает национализма».
Всем спасибо за участие.
Подведение итогов
В заключительной части классного часа участники высказывают мнения, обмениваются впечатлениями.
Ведущий – педагог-организатор благодарит всех участников, особую благодарность выражает выступившим студентам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Уважаемый студент!
Просим Вас принять участие в анкетировании, с целью изучения отношения подростков и молодёжи к проблеме экстремизма, терроризма и ксенофобии в современном обществе
Укажите Ваш пол: М Ж Ваш возраст_____________
1. По Вашему мнению, экстремизм – это…
1. Приверженность к крайним взглядам и мерам
2. Право дипломатических представителей подчиняться законам только своего государства
3. Стремление одного народа завоевать земли другого народа
4. Затрудняюсь ответить
2.Как Вы считаете, терроризм – это…
1. Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения
2. Открытое и откровенное заявление о своих действиях, поступках
3. Незаконное право применения вооруженной силы одним государством против суверенитета другого.
3.В Вашем понимании, толерантность – это…
1.Терпимость к проявлениям различной этнической и культурной принадлежности, разных вероисповеданий, убеждений и поступков людей.
2. Неприязнь, конфликт с другими нациями, народами;
3. Расхождение с общепринятыми нормами
4.Какое Ваше отношение к представителям других рас, национальностей?
1. Положительное
2. Испытываю неприязнь 3 Нейтральное
5. Вызывают ли у Вас раздражение и неприязнь представители некоторых наций и народов?
1.Да 2. Нет
6.В чем, по Вашему мнению, заключаются основные причины экстремизма?
1 .В многонациональности населения, проживающего на территории России
2. В низкой правовой культуре населения и недостаточной терпимости людей
3. В целенаправленном «разжигании» представителями экстремистско-настроенных организаций националистической агрессии
4. В недостаточном правовом просвещении граждан в сфере противодействия (профилактики) экстремизма
5. В недостаточном количестве центров досуга и специальных досуговых программ для детей подросткового возраста и взрослого населения
6. В кризисе школьного и семейного воспитания
7. В деформации системы ценностей в современном обществе
8. Иное_______________________________________________________________
7. Как Вы относитесь к действиям представителей экстремистских организаций?
1. Осуждаю подобные действия 2. Скорее осуждаю
3. Одобряю подобные действия 4. Скорее одобряю
5. Затрудняюсь ответить.
8.Случалось ли Вам быть свидетелем этнической нетерпимости, по отношению к представителям некоренных для Самарской области национальностей? (Если «нет», переходите к вопросу 14)
1. Да 2. Нет
9. В чем выражалась этническая нетерпимость?
1. В словесных оскорблениях
2. В физическом насилии
3. В унизительных намеках
4. Другое ___________________________________________
10. Если бы в Вашем присутствии стали оскорблять человека за его национальную или религиозную принадлежность, как бы Вы поступили?
1. Вступился, защитил потерпевшего 2. Не стал бы вмешиваться
3. Поддержал бы нападавшего 4. Затрудняюсь ответить
11.Если бы Вы не стали вмешиваться, то объясните, почему?
1. Могу пострадать, могут убить 2. Не поможет 3. Не целесообразно
4. Имею личную неприязнь 5. Позову других на помощь 6. Не буду лезть за незнакомого
СПАСИБО!
Урок—дискуссия для 7 класса на тему:
«Экстремизм — проблема современности»
Цели: расширить представление детей о молодежной субкультуре;
формировать негативную оценку таких явлений, как национализм,
ксенофобия, экстремизм; формировать критическое отношение к модным
молодежным течениям; воспитывать чувства национального достоинства,
уважения к представителям других национальностей; побуждать к
самопознанию, саморазвитию, самореализации, к проявлению активной
жизненной позиции.
Задачи:
— Раскрыть причины возникновения и распространения экстремизма;
— Определить социальную базу экстремистских групп;
— Укрепить правильную жизненную позицию учащихся;
Ход урока:
I. Вступительная беседа
Учитель: Эпиграфом нашего сегодняшнего классного часа являются
слова: «Наша Земля место, где мы можем любить друг друга, соблюдать
традиции и продолжать историю, построенную на принципах толерантности»
Учитель: Некоторое время назад в наш лексикон, к сожалению ,плотно
вошли такое страшное слово, как «экстремизм». Казалось, что теперь уже
каждый ребенок знает о том, что скрывается за этим понятием. Но
оказывается, не все правильно понимают эти слова. Давайте же вспомним,
что является Экстремизмом? (Ученики предлагают варианты)
Учитель: К сожалению, многие ребята не знают правильного ответа на
этот вопрос. Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы вместе
разобраться, что такое экстремизм. И какую угрозу он представляет для
современного общества.
И так, группа филологов предоставит нам информацию о том, какое
объяснение даёт понятию «экстремизм» словарь.
Значение слова Экстремизм по Ожегову:
Экстремизм — Приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в
политике).
II. Дискуссия по теме «Мода на экстремизм?»
1) Слово учителя: Как вы думаете, ребята, как проявляется
экстремизм; назовите возможные причины роста экстремизма, у кого какие
мысли на этот счёт. (Ученики предлагают свои варианты)
Экстремизм сегодня проявляется почти во всех сферах общественной
жизни. Также наблюдается развитие такой тенденции как переход
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
«ШКОЛА ЛИЦЕЙ» I-III СТУПЕНЕЙ № 2
БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»
(Бернард Шоу)
Классный час
«Экстремизм – проблема современности»
Автор-составитель:
Классный руководитель 8-Б класса
Панькова Марина Петровна
г.Белогорск, 2014 год
Цель: Воспитать чувство толерантности, философское и критическое отношение к окружающей действительности, способствовать духовному совершенствованию и самореализации, укрепить чувство патриотизма.
Задачи:
— раскрыть причины возникновения и распространения экстремизма;
— опредилить социальную базу экстермистских групп;
— рассмотреть законодательную базу Российской Федерации о противодействии экстремизму;
— укрепить правильную жизненную позицию у учащихся;
— развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
Подготовительный этап.
- Предварительная беседа.
- Анкетирование.
План классного часа:
- Что такое экстремизм?
- Вы считаете себя толерантными? (Игра и беседа с примерами из жизни класса)
- Как вы думаете, теперь вы знаете, что такое толерантность? (Игра и беседа)
- Результаты анкетирования.
- Подведение итога классного часа.
Учитель:Да, это наш Крым! Сегодня Крым – это процветающая республика, которая в этом году после референдума вошла в состав Российской Федерации. Республика уверенно и стабильно движется к поставленной цели: войти в число самых развитых стран мира. Крым играет заметную роль на международной арене, став одним из центров политической жизни Европы.
Для того, чтобы ослабить государство, есть много рычагов. В первую очередь – влияние на массовое сознание. Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова как «терроризм» и «экстремизм». Сегодня экстремизм проникает в массы через Интернет.
Обсуждение первого теста, почему я не поеду с этими людьми?
Основные нормативные правовые акты:
Понятие “экстремизм” определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых:
Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам.
Акты насилия относятся к категории экстремистских, если:
а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;
б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.
Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Экстремальное поведение:
– это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных (социальное сиротство, низкий уровень жизни, группы риска и т.д.) социальных групп. Профилактика экстремизма – это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).
- Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
- Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
- Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
- Фашизм — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, концессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а, следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию “интолерантности” — явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой.
Обсуждение по вопросу: Что нужно делать для того, чтобы не дать себя вовлечь в деструктивные организации?
Зачитывается и раздается
Памятка учащимся:
Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах (беседа).
— Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?
— Из-за чего вы огорчались?
— Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?
— Что такое терпение?
— Что такое толерантность?
— В чем их схожесть?
— Как вы понимаете выражение “толерантность в общении”?
— Все ли терпимо?
— Где границы терпимости?
Итак, мы видим, что термин “толерантность” объемен и многогранен.
Учитель:Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед тем как повсеместно распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности.
- “Быть толерантным — это значит…” (все ответы записываются на доске).
Учитель:Мы видим, что есть два пути развития личности — толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.
Другой путь — это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.
Эмпатия (греч. — “в” + греч. — “страсть”, “страдание”) — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
- Необходимо продумать, изобразить и объяснить эмблему толерантности (работают 3-4 группы).
- .
Толерантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Заключение.
Бывают разные ситуации – но надо оставаться человеком. Доброта спасет мир. (Просмотр фотографий класса – мы разные, но нам хорошо вместе).
Приложение1.
Вводная Анкета
А) Выберите с кем из этих людей ты меньше всего хотел бы оказаться в одном купе поезда?
Приложение 2
Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению /толерантности/
Тест поможет хотя бы приблизительно определить нашу толерантность.
Отвечать быстро, не задумываясь.
а/ чтобы играли те, кто не знает еще правил;
б/ чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.
а/ да; б/ нет.
а/ да; б/ нет.
а/ вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;
б/ они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.
а/ вам всегда это трудно сделать;
б/ сравнительно легко.
а/ Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников.
б/ пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
а/ да; б/ нет.
- а/ Вам не приятно, что внимание уделено ему, а не Вам; б/ рады за знакомого.
А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:
1-б, 2-б, З-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. сложите баллы.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
— От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.
— От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
— От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.
Сценарий внеклассного мероприятия в 8 классе.
Тема: «Экстремизм — проблема современности»
Цель: Воспитать у подростков чувство толерантности, миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать , философское и критическое отношение к окружающей действительности, способствовать духовному совершенствованию и самореализации, укрепить чувство патриотизма.
Задачи
— Раскрыть причины возникновения и распространения экстремизма;
— Определить социальную базу экстремистских групп;
— Рассмотреть законодательную базу Российской Федерации о противодействии экстремизму;
— Укрепить правильную жизненную позицию учащихся;
Оборудование: интерактивная доска эпиграф на доске
(слайд — программы: «Экстремизм — проблема современности»),
Предварительная работа: Учитель создаёт в классе три рабочих группы: социологи, филологи и политологи. Каждой группе даётся задание:
Социологам : провести социологический опрос среди учащихся школы старшего звена на тему «Как вы понимаете значение слова «Экстремизм»?» (опрос снимается на видеокамеру). Затем группа политологов и филологов просматривает материал, выявляется проблема: учащиеся школы не точно дают определение слову «экстремизм»
Филологи находят как можно больше объяснений этому слову в словарях разного вида.
Политологи пытаются дать объяснение этого понятия с политической точки зрения , и подготавливают список документов и правовых актов Российской Федерации о противодействии экстремизму;
Ход внеклассного мероприятия
Вступительное слово учителя: Некоторое время назад в наш лексикон , к сожалению ,плотно вошли такое страшное слово, как «экстремизм». Казалось, что теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этим понятием. Но оказывается, не все правильно понимают эти слова. В нашей школе группой социологов, был проведён соц. опрос на тему: «Как вы понимаете значение слова «Экстремизм»?» результаты проведённого опроса мы представляем вашему вниманию. (показ небольшого видеоролика с интервью учеников на заданный вопрос)
К сожалению .многие ребята не знают правильного ответа на этот вопрос. Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы вместе разобраться, что такое экстремизм. И какую угрозу он представляет для современного общества. В нашем классном часе сегодня принимают участие три рабочие группы:
Социологи, политологи и филологи (учитель представляет детей, они сидят за отдельными столами, определёнными табличками, на груди у каждого бейджики.
Группа филологов предоставит нам информацию о том, какое объяснение дают понятию «экстремизм» разные словари
Значение слова Экстремизм по Ефремовой:
Экстремизм — Приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике).
Значение слова Экстремизм по Ожегову:
Экстремизм — Приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)
Экстремизм в Энциклопедическом словаре:
Экстремизм — (от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайнимвзглядам, мерам (обычно в политике).
Значение слова Экстремизм по словарю Ушакова:
ЭКСТРЕМИЗМ, экстремизма, мн. нет, м. (от латин. extremus — крайний) (книжн.). Склонность, приверженность к крайним взглядам и мерам, преимущ. в политике.
(слайд №3)
Учитель — Теперь слово предоставляется политологам, они объясняют со своей точки зрения, понятие «экстремизм» , «экстремистская деятельность, объясняют какие виды экстремизма бывают ( слайды 4,5,6,7,8,9)
Учитель: — как вы думаете, ребята, как проявляется экстремизм, как мы понимаем, что этот самый экстремизм, исходя из чего мы это понимаем, назовите причины роста экстремизма в России, у кого какие мысли на этот счёт.
Высказывания учеников.
Выступление социологов (слайд №10)
среди причин роста экстремизма в России респонденты указали:
26% — ухудшение социально-экономического положения населения;
19% — усиление противоборства криминальных группировок;
13% — расслоение населения по имущественному признаку;
8% — деятельность национально- и регилиозно-экстремистских группировок;
8% — приграничное положение, близость к местности, где происходят межнациональные конфликты, войны;
7% — рост числа безработных в самых различных социальных группах;
7% — приток мигрантов из стран ближнего зарубежья;
5% — рост национального самосознания, стремление этнических групп к национальному обособлению;
4% — деятельность или влияние зарубежных террористических групп;
3% — факторы дискриминации отдельных национальных общностей
Учитель предлагает тему для обсуждения:
— Давайте рассмотри основные предпосылки вовлечения молодежи в паутины тоталитарных организации:
1. Происхождения из так называемых «неблагополучных» семей;
2. Психологические кризисы подросткового переходного периода;
3. Чувство страха и неуверенности перед трудностями современной жизни;
4. Неопределенность в завтрашнем дне;
5. Закомплексованность и вытекающие из нее проблемы в общении с окружающими.
(Слайд №11)
Учитель — ребята я предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: Какие явление экстремизма чаще всего проявляются в молодежной среде, как спортивный болельщик, фанат может превратиться в экстремиста. (слайды12 — 15)
Какие молодёжные организации действуют на территории РФ, в отдельных акциях которых усматриваются признаки экстремистской деятельности. ( слайды 16- 26)
Учитель: — Ребята наше государство проводит меры по борьбе с экстремизмом. Создано ряд основных нормативных актов и законов для борьбы с экстремизмом.
Выступление политологов. (слайд № 27)
Основные нормативные правовые акты:
Понятие «экстремизм» определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых:
1. Конституция Российской Федерации. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления.
2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
3. Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
4. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму».
5. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации».
Учитель: В нашей стране проводится большая работа по борьбе с экстремизмом, но всё больше и больше совершается попыток со стороны экстремистских организаций вовлечь ,как можно больше молодёжи в свои ряды.
Действия экстремистов направлены не только против государства, но и против личной безопасности каждого. Можно проводить много страшных примеров, деятельности экстремистских и террористических организаций в России, я хочу напомнить вам об одном из страшных терактов, который наиболее близок всем нам, потому что он произошёл в одной из школ Российской федерации.
Учитель предлагает детям небольшую презентацию на тему «Дети Беслана» (презентация демонстрируется на фоне песни Динислама Дудова «Школа — Беслан») (слайд №28 — 50)
Учитель: Эпиграфом нашего сегодняшнего классного часа являются слова: «Наша Земля место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю, построенную на принципах толерантности» (слайд № — 51)
Мы видим, что есть два пути развития личности — Один путь, где человек уверен в собственной исключительности, это человек низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Другой путь — это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям .
Проводится игра «Дополни» . Учитель предлагает ученикам дополнить фразу: «Быть толерантным — это значит…» (все ответы записываются на доске).
Учитель: Путь к миру это развитие и создание своей жизни, а не разрушение чужой. Как жить, по какой дороге идти решает для себя каждый сам…… (слайд №52)
В конце сегодняйшей встречи я хочу подарить вам небольшие памятки, которые, я надеюсь, помогут вам выбрать правильный путь в жизни (учитель раздаёт ученикам памятки)
Памятка:
-
Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.
-
Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.
-
Становясь старше, все больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.
-
Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.
-
Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.
-
Не страдайте оттого, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир — единственный.
-
Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют когнитивные и творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.
-
Будьте реалистами, не ждите легкости в процессе позитивного самоизменения, а главное, не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь.
-
Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку (не «ты плохой», а «ты плохо поступил»).
-
Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости — извиняться.
-
Делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может нам навязать толерантные отношения, и если вы считаете их малоэффективными и психологически не готовы их принять, это ваше право.
-
Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоциональное состояние другого, верно истолковывать его поведение.