← Предыдущий урок
Это третий урок из цикла «Марафон: как создать онлайн-курс». Для полного погружения в тему, лучше начните с первого.
Сценарий — техническое задание, детальное описание будущего курса: из каких разделов состоит, что происходит на каждом слайде, нужна ли анимация, тесты, тренажеры, видео.
Без хорошо проработанного сценария режиссер не снимет фильм, а разработчик — не соберет курс. Тех, кто этим шагом пренебрег, ждет череда «переделок» и «перекроек». И как итог: логические нестыковки, неэффективно потраченное время и однобокое отражение темы — такой курс бесполезен.
Чтобы написать качественный сценарий, не обязательно родиться Хичкоком или окончить ВГИК. Главное — хорошо разбираться в теме будущего курса и следовать инструкции. Какой, расскажет эксперт в области eLearning и основатель студии по разработке электронных курсов New York Александр Виноградов.
Шаг 1. Определите тип курса
Александр Виноградов,
основатель студии по разработке электронных курсов New York
Из первого урока вы помните, что электронные курсы делятся на три типа: информационные, тренинговые и мотивационные. Какой выбрать, зависит от целей. Сценарии разных типов отличаются ещё и по сложности:
Легкий уровень: информационные курсы. Основная цель — проинформировать сотрудников и рассказать, как использовать полученные знания в работе. К примеру, познакомить с новым продуктом компании. Здесь может не быть героя и сюжета. Поэтому в сценарии достаточно описать, на каком слайде о чем рассказать: к примеру, на первом — об основных характеристиках продукта, на втором — о преимуществах перед конкурентами.
Средний уровень: мотивационные курсы. Основная цель — побудить сотрудников изменить подход к работе или отношение к чему-либо. Например, персонал не соблюдает правила пожарной безопасности на рабочем месте, и вам нужно мотивировать сотрудников.
В таких курсах хорошо срабатывает персонаж — вовлекает в обучение. В материале про пожарную безопасность логично будет смотреться пожарный инструктор. Он расскажет, к чему приводит пренебрежение правилами и как избежать ЧП. Также важно добавить побольше практических заданий.
Сложный уровень: тренинговый курс. Основная цель — прокачать старый навык или развить новый. В курсе должна быть история. Здесь важно продумать сюжет, конфликт, место и время действия, главного героя и не только.
Ниже я расскажу, как писать сценарий к тренинговому курсу. Если вы возьмете эту высоту, то легко справитесь задачами попроще.
Итоги шага: вы определили, какой тип курса поможет лучше всего решить поставленные задачи.
Шаг 2. Выберите элементы курса
Тренинговый курс — это поучительная история. В основе каждой истории:
- сюжет;
- главный герой;
- действующие лица;
- конфликт;
- место и время действия;
- предисловие и послесловие.
Профи из сферы дистанционного обучения называют это «элементами курса». Из них, как из деталей конструктора, легко собрать бодрый рассказ.
Определиться с элементами гораздо проще, если отталкиваться от целей и задач проекта.
Разберем элементы курса на примере электронного тренинга «Холодные звонки по горячему телефону» для менеджеров турагентства, который я разработал в iSpring Suite.
Цель курса: менеджеры должны правильно делать холодные и теплые звонки, избавиться от страха неудачи.
Задача курса: научить основным приемам холодных и горячих звонков.
Целевая аудитория: специалисты офисов продаж туристических услуг, в основном — девушки 20-35 лет. Хорошо владеют ПК, значит, можно делать упражнения с любой механикой.
Технические данные: возможности послушать звук нет, значит, дикторскую начитку исключаем. Курс будут проходить с компьютера. Мощность ПК — выше средней. Интернет-канал — хороший. Значит, можно сделать сложную графику.
Психология в тренинговом курсе играет важную роль. Потому главный герой должен максимально копировать сотрудника компании, а описываемые ситуации — реальность, иначе курс станет забавной и бесполезной компьютерной игрушкой.
Какие элементы я выбрал:
Сюжет должен отражать реальные проблемы и ситуации, с которыми сталкивается обучающийся. В моем случае это стандартная история: менеджер должен позвонить клиенту и продать тур, но боится допустить ошибку.
Главный герой — наставник: он дает советы, помогает решить поставленные задачи. В моем случае это менеджер турагентства. Когда-то он тоже не умел звонить клиентам и боялся поднять трубку. Теперь легко заключает сделки по телефону и хочет поделиться опытом.
Главный герой — персонаж, с которым обучающийся должен себя ассоциировать. Потому они должны быть максимально схожи: пол, возраст, имидж, стиль одежды. Это сильнее вовлекает в курс.
Хорошо проработанный герой помогает лучше запомнить, о чём рассказывалось в курсе — процент остаточных знаний увеличивается на 10-15%.
Действующие лица помогают моделировать реальные ситуации и вовлекать в обучение. Их количество в истории не ограничено — все зависит от целей курса и ваших возможностей.
В моем курсе всего одно действующее лицо — клиент.
Через клиента я плавно погружаю в конфликт и разыгрываю типичный сценарий: менеджер боится позвонить и предложить тур, т.к. «не хочет никому ничего навязывать».
Конфликт — чаще всего это сложная задача, которую должен решить сотрудник. Преодолевая сложности, он приобретает новые навыки.
Конфликт в курсе «Холодные звонки по горячему телефону»: менеджер должен преодолеть страх звонка, позвонить клиенту и заключить сделку, следуя простым правилам.
Место действия. Тема курса подскажет подходящую локацию. Если это курс по культуре производства, логично показать цех. Если по пожарной безопасности в офисе — коридоры компании или рабочий кабинет.
В моем курсе два места действия: квартира клиента и офис продаж турагентства.
При создании обстановки важно продумать детали, чтобы усилить реальность происходящего. В курсе клиент сидит за рабочим столом у компьютера — он хочет купить тур. И если именно сейчас не позвонит наш герой, то деньги достанутся конкуренту.
Время действия. В курсе будет день или ночь? Отталкивайтесь от графика работы обучающегося. В турагентстве менеджеры по продажам работают с 9.00 до 18.00.
Время действия не ограничивается лишь положением стрелок на часах. Вы можете перенести действие в эпоху Римской империи или трехтысячный год. Главное, чтобы это не нарушало логику курса и вовлекло в обучение.
Предисловие (введение). Расскажите здесь о целях курса. Сотрудник поймет, на что обращать внимание и какой от него ждут результат.
Стандартное «После изучения курса вы должны знать…» не подойдет. Вооружившись новыми знаниями, сотрудник должен лучше отжигать на передовой. На это и делайте фокус. Программируйте человека. Поэтому лучше написать: «вы познакомитесь», «вы научитесь».
Где расположить цели:
- полная сводка целей должна быть в самом начале курса;
- перед каждым разделом должны быть свои цели.
Послесловие (заключение). Это краткое резюме пройденного материала, чтобы все знания из курса улеглись у читателя в голове и он смог ими пользоваться в работе.
Главное в послесловии — не дублировать введение. Если введение — это непринужденное знакомство, то заключение — то, что должно запомниться на всю жизнь.
Чаще всего послесловие я беру из материалов заказчика. К примеру, цитату американского эксперта по продажам Гранта Кардона я выписал из рабочей тетради для очного обучения менеджеров. Эта фраза сразу западает в память, резюмирует и закрепляет пройденный материал.
Итоги шага: вы придумали сюжет, главного героя, действующих лиц, проработали другие элементы курса. Пора писать концепт!
Шаг 3. Составьте концепт курса
Концепт — краткое описание идеи курса: о чем он, как это будет выглядеть, какие испытания ждут пользователя (тест, диалоговый тренажер), кто из персонажей даст обратную связь.
Продумайте в какой момент давать теорию и практику. Отталкиваться стоит от целевой аудитории. Если знания по теме нулевые — сперва теория, если люди в теме — практика.
Не забывайте и о сюжете. Я обычно использую классическую трехактную структуру повествования (сторителлинга):
- погружение в конфликт;
- развитие событий;
- развязка.
Это сокращенный вариант цикла Колба — теории, которую используют при очных тренингах. Суть: сперва пользователю дают небольшое задание, и он его проваливает. Далее, по ходу истории, пользователь учится вместе с главным героем. В финале очередное испытание. На этот раз пользователь может получить пятерку, если хорошо усвоил материал.
Для меня концепт — это небольшой документ в Word, в котором я собираю воедино все элементы курса в виде небольшого рассказа.
Итоги шага: готово краткое содержание курса, понятно, когда давать теорию и практику, какие упражнения больше подойдут.
Шаг 4. Составьте структуру
Структура — это порядок. Она помогает придать курсу форму. Без структуры курс — просто подборка слайдов, со структурой — образовательный продукт.
Структура невидима сама по себе, но она влияет на организацию курса, его содержание, ритм и восприятие. Когда структура правильная, курс выглядит логично, ученику легко в него погрузиться и запомнить важное.
Первое, чему нужно научиться при создании структуры, — делить курс на модули. Модуль — это большой блок логически связанной информации, аналог раздела в книге.
Важно показать через модули внутреннюю логику курса, а если логики нет — создать ее.
Логика курса — это строгая последовательность выдаваемой информации. Одна тема следует за другой. Каждая новая тема должна основываться на предыдущей.
Курс «Холодные звонки по горячему телефону»
Нет логики | Есть логика |
---|---|
Какие бывают скрипты звонков | Модуль 1. Холодный звонок |
Провокации в переговорах | Модуль 2. Звонок сопровождение |
Холодные и теплые звонки — отличия | Модуль 3. Теплый звонок |
Методы аргументации | Модуль 4. Этапы теплого звонка |
Способы работы с критикой | Модуль 5. Тест |
Модули нужны в любом курсе длиннее пяти слайдов, чтобы навести в нем порядок. Представьте, что модуль — это икеевская коробка. Сложил в нее вещи — уже ощущение порядка, а если еще внутри этой коробки навести порядок, то вообще хорошо.
В моем курсе четыре «икеевских коробки»
Деление на модули — это первый этап в создании структуры. Дальше нужно раздробить каждый модуль на части.
Модуль — это мини-курс. Он делится на три части: введение, основная часть и заключение.
Введение в модуле — это главная мысль. Она напрямую соотносится с заголовком.
Вместо главной мысли в начале можно обозначить цели модуля или познакомить пользователя с действующими лицами, чтобы плавно погрузить в историю.
Основная часть в модуле. После введения мы создаем произвольное количество слайдов с текстом, картинками, видео. Они раскрывают то, что заявлено вначале.
Если в модуле все правильно структурировано, в основной части будет только то, что хоть как-то упомянуто во введении. Если этого нет во введении, этого не будет в основной части.
Заключение в модуле. Помимо краткого резюме и послесловия здесь также можно поставить небольшой тест или диалоговый тренажер для практики.
У каждого теста и диалогового тренажера должен быть свой мини-сценарий. Подробнее об этом — в следующих уроках. На этапе структуры курса важно лишь определить тип практического задания:
- Обучающее задание. Цель — пользователь должен закрепить изученный материал. Поэтому в настройках можно задать несколько попыток на правильный ответ, неограниченное время прохождения и низкий проходной балл.
- Проверяющее задание. Более жесткая проверка знаний: одна попытка на правильный ответ, ограниченное время и высокий проходной балл.
Практические задания можно поставить после каждого модуля курса, но контрольный тест — в самый конец.
Итоги шага: вы поделили тему на логические модули, в каждом модуле есть введение, основная часть и заключение.
Шаг 5. Напишите тексты и распределите по слайдам
Структура готова, пора приниматься за тексты. «Причесываем» материал, который собрали сами или получили от эксперта.
Чтобы написать сильный текст, следуйте пяти правилам:
- Будьте проще. «Под термином «скрипт звонка» следует понимать заранее продуманную или запрограммированную последовательность действий» — язык сломаешь. Старайтесь писать простые и понятные фразы, избегайте длинных слов. Так легче уловить суть: «Скрипт — это менеджерская инструкция по общению с клиентом. Он помогает грамотно ответить на вопросы, проработать возражения и привести клиента к нужному действию».
- Отожмите воду. Писать длинно и замысловато было модно в девятнадцатом веке. Сегодня темп сжат до предела, и на многоступенчатые повествования нет времени. Фокусируйтесь на важном.
- Думайте о пользе. Написав сценарий, поставьте себя на место обучающегося: «Интересно ли будет мне читать такой материал? А полезно?». Применяя принцип персонализации, мы получаем заинтересованных слушателей, жаждущих пройти курс. Если в курсе сложная навигация, давайте подсказки, помогайте разобраться с заданием.
- Делите текст на блоки. Один слайд — одна законченная мысль.
- Увлекайте. Люди лучше запоминают информацию, подкрепленную интересными фактами и цитатами.
Для подстраховки загрузите текст в «Главред». Этот сервис поможет найти штампы, обобщения и другой словесный «мусор». А также подскажет, как отредактировать текст, чтобы читатель легко усвоил информацию.
Готовый текст поставьте на нужный слайд в PowerPoint или создайте в Word таблицу в с тремя колонками. В первой — номер слайда, во второй — описание происходящего на слайде, в третьей — текст для пользователя.
Модуль№1 | Что происходит на слайде | Текст на слайде |
---|---|---|
Слайд №1 | Вступление. На фоне размытого офисного кабинета появляется золотой кубок. После появляется текст вступления. | Святой грааль продаж. Если вы не позаботитесь о своих Клиентах, о них обязательно позаботится кто-то другой. |
Слайд №2 | Приветствие. Появляется главная героиня. Она начинает рассказывать о целях курса после того, как пользователь кликнет на экран. | Добрый день! Меня зовут Ирина, и сегодня мы научимся эффективно совершать холодные звонки избавимся от страха поднять трубку и разберем самые важные моменты при разговоре с клиентом.
Для начала давайте разберем две ситуации с разным исходом. |
Некоторые разработчики курсов вместо таблички вставляют текст в PowerPoint или рисуют скетчи от руки: добавляют черновые картинки, кнопки, иконки. Такой вариант уже выглядит не как текстовый сценарий, а скорее как раскадровка.
Изначально некоторые слайды я оформлял так
Важно: обращайтесь к пользователю одинаково на протяжении всего курса. Если вы начали с неформального «Эгей, дружище! Как дела?! А не пора ли тебе поучиться?…», не нужно на следующем слайде говорить на «Вы».
Не забывайте о корпоративных стандартах: например, писать слово Клиент с большой буквы, не использовать антирекламу конкурентов, сленг и мемы.
Итоги шага: готов текст для каждого слайда. В тексте нет воды, канцеляризмов и другого словесного мусора.
Шаг 6. Проверьте сценарий на соответствие целям и задачам курса
К чему приводят курсы без цели и задач, подробно написано в первом уроке.
Проверьте, достаточно ли раскрыта тема или стоит добавить информации? Чему сотрудник научится? Сможет ли использовать знания уже завтра?
Пример: нужно обучить новобранца пяти ступеням продаж. В курсе много теории, разбитой на блоки: Вступление в контакт – Выявление потребностей – Презентация товара – Отработка возражений – Завершение сделки. Но нет ни одного кейса, не прописаны скрипты, практика далека от реальных ситуаций.
Чему научится человек? Пяти ступеням продаж! Сможет ли он использовать знания в работе? Нет. Задача выполнена, но цель не достигнута! Эффективность — ноль. Все потому, что у курса сбит прицел. Ваш должен стрелять в десятку.
Теперь вы знаете, как написать сценарий для курса. В следующем уроке мы расскажем, как сверстать и задизайнить курс.
Если вам понравилась статья, дайте нам знать — нажмите кнопку Поделиться.
А если у вас есть идеи как можно улучшить текст — расскажите нам. Мы будем рады доработать материал!
← Предыдущий урок Следующий урок →
16 мая 2019
Разработка электронного курса от А до Я: сценарий
Зачем нужен сценарий курса, как он создается и как правильно его проверять
Руководит разработкой проектов, организует работу команды, общается с клиентами.
Контролирует качество сценариев всех курсов компании, лично разрабатывает сценарии.
Руководитель отдела педагогического дизайна
Руководитель отдела разработки проектов
Сценарий — это прототип для разработки электронного курса, сделанный в виде презентации. В нем уже есть полностью готовый текст, упражнения, примеры картинок, описание анимаций и переходов между блоками. По сути это практически готовый курс, которому не хватает дизайна, интерактивных переходов, верстки и (иногда) видеороликов.
Прототип одного из слайдов курса
Может показаться, что подготовка и согласование сценария — пустая трата времени и можно сразу на основе материалов начинать собирать курс с готовыми дизайном и интерактивом. Но на самом деле без сценария сделать качественный курс не получится. В этой статье мы:
- Разберем, какое место занимает сценарий в e-learning.
- Расскажем, как разрабатывается сценарий.
- Рассмотрим, по каким критериям его оценивать.
Зачем нужен сценарий курса
Главная задача сценария — разработка структуры курса и проектирование пользовательского опыта. Кроме того, сценарий преследует еще три цели:
- Показывает заказчику, как будет выглядеть курс. Даже если заказчик не сталкивался с электронными курсами и e-learning в целом, сценарий поможет ему представить, как будет работать готовый продукт.
Это прототипа слайда с упражнением
А так выглядит слайд уже в готовом курсе
- Позволяет заметить и устранить ошибки до дизайна и разработки. Если утверждать голый неструктурированный текст, легко пропустить ошибки и логические несостыковки. Сценарий помогает наглядно оценить логику будущего курса и исправить недочеты с меньшими финансовыми и временными издержками на той стадии, когда еще не начались сложные работы по дизайну и проектированию.
- Служит техническим заданием для дизайнеров и разработчиков. В презентации кроме текста электронного курса также находятся: примеры и описание иллюстраций для дизайнеров, указания по логике дизайна страниц, задачи по созданию определенных механик и работе анимации.
Описание заданий для дизайнера и разработчика, а также комментарий для заказчика
Подготовка и согласование сценария требуют много времени и внимания, но в итоге задают темп всему проекту. Они помогают определить дальнейшие сроки и не растягивать их, а также не тратить в будущем ресурсы на дополнительные согласования и переработки.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц
Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.
Кто работает над сценарием
Со стороны провайдера над интерактивным курсом работают:
- Педагогический дизайнер — основной автор сценария, специалист в e-learning. Он создает концепцию и определяет стиль подачи, продумывает элементы сторителлинга, разрабатывает структуру и формирует логику повествования, выбирает методический подход.
- Менеджер проекта — связующее звено между заказчиком и педагогическим дизайнером. Руководит производством курса, занимается организацией и контролем качества, выстраивает коммуникацию в команде и общение с клиентом. Держит в фокусе потребности клиента и следит, чтобы затраты не выходили за рамки запланированных. Обеспечивает наличие времени и нужных материалов для разработки.
- Старший педагогический дизайнер — первым проверяет сценарий после его создания.
- Корректор — исправляет опечатки и грамматические ошибки.
- Дизайнер — подключается на этапе сценария, если возникают вопросы по дальнейшей реализации, а также для создания визуальной концепции, стиля курса.
В разработке сценария электронного курса со стороны заказчика участвуют:
- Менеджер проекта — отвечает за наличие необходимых материалов, обеспечивает связь с экспертом и получение от него информации. Контролирует, чтобы все согласования проходили в срок. Именно через него идет общение провайдера с заказчиком и экспертами.
- Эксперт — собирает и передает материалы, проверяет факты и логику сценария.
- Согласующее лицо (заказчик) — следит, чтобы курс соответствовал поставленным бизнес-задачам. Только после его утверждения сценарий уходит в разработку.
Стоит добавить, что иногда менеджер и заказчик — это одно лицо. Или менеджер может выступать в качестве эксперта. Если курс охватывает множество специализаций, то экспертов может быть двое и более. К примеру, курс Дельтакредит: один большой курс состоял из 20 курсов, и, разумеется, специалист по андеррайтингу и по заключению сделок — это разные люди.
Руководитель отдела разработки проектов
Важно, чтобы эксперт не просто передал материалы, а был на связи на протяжении всей разработки сценария. LEVEL — специалисты в электронном обучении, но не эксперты в производстве напитков, ювелирных украшений или выплавке металлов. Поэтому даже если эксперт заказчика передал хорошо подготовленный материал, педагогическому дизайнеру все равно могут понадобиться уточнения и разъяснения узкоспециализированных моментов.
Бывает, что эксперт передал не весь нужный материал — что-то забыл или посчитал слишком очевидным. Это становится заметно только при структурировании информации на этапе написания сценария, поэтому в любой момент педагогическому дизайнеру могут понадобиться новые материалы. Задача менеджера со стороны заказчика — не только передать материалы от эксперта, но и предоставлять информацию в случае необходимости. А после написания сценария ー все проверить и согласовать.
В проектировании курсов мы стараемся удержать баланс между «трудно» и «интересно». Если курс будет слишком интересным и увлекательным, но не вызовет трудностей, пользователь не получит должного учебного опыта, а просто весело проведет время. Если же курс будет слишком трудным и неинтересным, то пользователь, скорее всего, бросит занятия и тоже ничему не научится.
Руководитель отдела педагогического дизайна
Что нужно подготовить для написания сценария электронного курса
Чтобы педагогический дизайнер начал писать сценарий, менеджеру со стороны клиента нужно:
- Четко сформулировать цель и задачи обучения и озвучить их до начала работ.
- Предварительно собрать под эту задачу материалы — теорию и практические ситуации для упражнений. Подробнее о сборе материала мы писали в отдельной статье.
- Если есть особенные требования к стилистике повествования или визуальной составляющей, к интерактиву ー рассказать о них. К примеру, обозначить, что в компании принят формальный язык общения, обращаются на «вы», или все, наоборот, общаются демократично. Есть ли в компании дресс-код, какой уровень компьютерной грамотности у целевой аудитории, насколько уместен юмор и уместен ли.
Чем качественнее будут материалы, тем более быстро и гладко пойдет разработка электронного курса.
Заказчик хочет научить сотрудников банка правилам противопожарной безопасности. Он заполняет бриф и отправляет его менеджеру проекта
Из этих ответов менеджер узнает о текущем обучении, причинах выбора нового формата и целях
Нам важно понять, какие материалы используются для обучения, какие существуют технические и организационные ограничения
Теперь провайдер начнет собирать из этих материалов сценарий
Чтобы получить бриф, скачайте его по ссылке ниже:
Как разрабатывается сценарий интерактивного курса
До разработки сценария проводится подготовительный этап — менеджер проводит с клиентом ознакомительную встречу, задает вопросы по брифу, выявляет ожидания и основные требования к интерактивному курсу. А также помогает клиенту понять, что такое e-learning и как будет выглядеть наша совместная работа. Потом заказчик собирает недостающие материалы, озвучивает пожелания по оформлению и стилистике, и начинается стремительный запуск проекта: работа над сценарием. Ниже мы рассмотрим его этапы.
1. Изучение. Педагогический дизайнер внимательно изучает предоставленный заказчиком контент, вникает в информацию и структурирует ее. На этом этапе могут потребоваться уточнения от эксперта, чтобы восполнить пробелы в материале.
2. Разработка матрицы. В документе Excel составляется таблица со структурой курса. В матрице весь контент поделен на блоки, прописана логика курса, основные упражнения и интерактивы: слайды, ролики, тренажеры, демонстрации и т. п. Если в интерактивном курсе будут использованы персонажи и сторителлинг, они также прописываются в матрице.
Матрица курса по продукту провайдера цифровых услуг и сервисов
- Проверяется соотношение теории и практики для соблюдения баланса.
- Учитывается динамика курса, чтобы чередовались действия с разным уровнем активности и вовлеченности пользователя.
- Продумываются элементы геймификации, если их нужно будет добавить в курс.
Здесь же педагогический дизайнер с менеджером оптимизируют материал под запланированное заказчиком время курса и выделенный бюджет. Матрицу проверяет старший педагогический дизайнер на соответствие стандартам e-learning.
3. Согласование матрицы. Таблица со структурой отправляется менеджеру со стороны клиента, чтобы он согласовал ее у эксперта и заказчика. Эксперт подтверждает, что материал выстроен правильно, все необходимые темы учтены и присутствуют в необходимом объеме, а упражнения отрабатывают нужные навыки. Матрица правится до двух раз, пока не примет финальный вид.
4. Разработка сценария электронного курса. По матрице педагогический дизайнер начинает писать курс с учетом стандартов e-learning — перерабатывать присланный заказчиком контент, разрабатывать упражнения, описывать иллюстрации и интерактив. Все это он делает, основываясь на принципах педагогического дизайна. Иногда на этом этапе к разработке подключают дизайнера и разработчика.
Педагогический дизайнер держит в фокусе внимания потребности будущего пользователя курса. Поэтому он грамотно планирует когнитивную нагрузку, учитывает пользовательский опыт, чтобы ученику было комфортно заниматься.
Разработка сценария — это один из самых творческих, интересных и объемных этапов в разработке курса. Здесь придумываются форматы подачи, метафоры, прорабатываются характеры персонажей и пр. Часто на этом этапе у нас могут быть мозговые штурмы среди педагогических дизайнеров, иногда с привлечением менеджера и других участников команды разработки.
Руководитель отдела педагогического дизайна
5. Внутренняя проверка. Когда разработка сценария электронного курса завершена, старший педагогический дизайнер обеспечивает «взгляд со стороны» — проверяет, чтобы все было логично, согласовано и понятно, а курс выполнял поставленные учебные цели, вносит рекомендации по улучшению курса. Менеджер проекта смотрит и вычитывает сценарий на предмет качества повествования, сторителлинга, полноты технических заданий, а также на предмет того, чтобы курс соответствовал целям и стандартам клиента. После этого корректор вычитывает сценарий, исправляет опечатки и нормализует грамматику, проверяет структуру, вносит при необходимости рекомендации по улучшению смыслового контента. После отработки комментариев коллег методологом и проверки качества последней версии менеджером и корректором сценарий считается готовым со стороны LEVEL.
6. Утверждение у заказчика. Сценарий высылается менеджеру со стороны клиента, при необходимости вносятся последние правки. После утверждения сценарий уходит последовательно к дизайнерам и разработчикам для окончательного превращения в интерактивный курс. Эксперт от заказчика еще привлекается, но только для утверждения сложных технических иллюстраций.
Разбор слайда в мобильном курсе для магазина «Перекресток»
Слайд с упражнением в курсе про систему нагревания табака
Если электронный курс очень большой и сложный, последовательность этапов разработки нарушается — сценарий создается и согласовывается по частям, согласованные части сразу уходят в разработку. Такой подход позволяет выпустить готовый курс быстрее: пока пишется сценарий ко второй части, первая уже готова — отрисована и сверстана. Это, как и любая срочность без потери в качестве, повышает стоимость разработки курса, поэтому подходит только для дорогих проектов.
С новыми клиентами, не знакомыми с e-learning, LEVEL практикует утверждение «пилотного эпизода» сценария. Мы разрабатываем часть сценария, например, небольшой тематический блок на десять слайдов, и отдаем клиенту на согласование. Так он понимает, как вообще выглядит сценарий и в каком формате будет итоговый интерактивный курс.
Пилотный слайд из курса о пожарно-технической безопасности
Другой слайд из этого же курса с главным героем
Если клиент постоянный и знаком с e-learning, а материала немного, сценарий электронного курса передается заказчику целиком. Менеджер со стороны клиента предоставляет все комментарии, а затем согласовывает.
Как оценить качество сценария
Большой опыт разработки электронных курсов позволил нам составить удобный чек-лист ключевых критериев для проверки сценария. Он поможет разобраться, на что нужно обратить внимание при проверке. Вы можете ознакомиться с его содержанием, скачав по ссылке:
Если заказчик и эксперт — это разные люди, заказчику все равно необходимо проверить сценарий. Если эксперт проверяет на каждом слайде именно теорию и практику, то менеджеру со стороны клиента и заказчику нужно посмотреть сценарий в целом и убедиться, что:
- Сценарий сконструирован под потребности целевой аудитории.
- Решается поставленная в самом начале бизнес-задача: сценарий учит тому, что нужно.
- Формат обучения является подходящим — используются реалистичные персонажи и примеры, которые соответствует реальному положению дел.
- Личность и характер персонажей будут близки и понятны учащимся.
- Общая стилистика электронного курса соответствует имиджу компании.
Важно, чтобы все согласующие лица просмотрели сценарий внимательно и вовремя — только так получится уложиться в установленные сроки.
Чего лучше не делать при проверке сценария
LEVEL — эксперты в области e-learning. Мы разбираемся в том, что такое педагогический дизайн, как правильно подать информацию и адаптировать текст для учеников.
Всем участникам проекта необходимо прислушиваться к методическим решениям педагогического дизайнера. Нормально сомневаться, давать комментарии, задавать вопросы, если что-то непонятно. Всегда приветствуется как конструктивная критика, так и комплименты. Чего не стоит делать, так это категорично настаивать на коррекции не по рациональным причинам, а по субъективным, потому что «это не нравится, мне так хочется». Так мы вместе сможем сделать качественный курс для пользователя.
Руководитель отдела разработки проектов
При проверке на предмет качества заказчику нежелательно:
- Пытаться изменить саму структуру подачи информации, если в сценарии не нарушена логика.
- Предлагать решения, не помогающие облегчить обучение, например отрисовку сложной интерактивной картинки или дополнительную геймификацию. Это может отвлечь от обучения.
- Пытаться добавить в текст интерактивного курса очень сложную документацию. Ее можно предложить в качестве дополнительного материала, но внутри курса она может помешать.
- Настаивать на дословном добавлении в курс какой-нибудь книги или серии лекций. Педагогический дизайнер специально перерабатывает информацию так, чтобы она была максимально понятной и доступной, и книжный формат для e-learning не подходит.
- Просить обязательно добавлять в интерактивный курс уже готовые материалы — видеоролики, презентации, вебинары, если им там не место. Это часто нарушает логику повествования и отвлекает от основной задачи. Материалы нужно просто передать педагогическому дизайнеру — а он выберет, что именно включить в курс.
- Намеренно усложнять текст, добавлять сложные термины и обороты. Или наоборот, требовать дословно воспроизводить тяжело читаемую документацию. Правила качественного электронного курса таковы, что интерактивный курс должен учитывать интересы пользователей и делать курс интересным и понятным.
Мы всегда прислушиваемся к пожеланиям и рекомендациям заказчика, вносим в курс то, что действительно пойдет на пользу обучения. Если же замечания не улучшат курс — объясняем, почему не можем сделать так, аргументируя все с точки зрения принципов педагогического дизайна.
Сценарий — это основа интерактивного курса. Именно от совместной работы заказчика и провайдера на этом этапе зависит, решит ли разработка электронного курса поставленную изначально бизнес-задачу, будет ли курс интересен ученикам и полезен для вашей компании.
Как вы работаете с провайдером на этапе создания сценария? Расскажите в комментариях о своем опыте.
Авторы: Елена Шпрингер, КАРИНА ОВАНЕСЯН, Алена Майорова20 ноября 2020 добавили новые примеры прототипов слайдов
Свежие публикации сотрудников и материалы о корпоративном e-learning. Два раза в месяц по четвергам.
Подписались, а письма не приходят? Пишите на marketing@levellab.ru
Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.
При разработке электронного курса (elearning) очень важно разработать сценарий. Отсутствие сценария увеличивает срок разработки дистанционного онлайн курса, повышает вероятность возникновения ошибок, недопонимания между заказчиком и исполнителем работ. С другой стороны, грамотно составленный сценарий, согласованный обеими сторонами, позволяет сверстать elearning курс очень быстро и снижает вероятность проблем при приёмке готового курса, ведь переписать сценарий гораздо проще, чем перевёрстывать готовые слайды, на которые тратилось время, на которых возможно используется какой-то код, переменные. А может на одном слайде сосредоточено столько информации, что его повторная вёрстка займёт очень много времени и ресурсов.
Давайте попробуем выделить некоторые моменты, на которые следует обращать внимание при разработке сценария курса.
Сценарий — это описание того, что будет представлять собой курс. При этом важно понимать, что сценарий электронного курса — это не просто перечень слайдов с указанием, что написано в текстовом блоке (а там 5 абзацев текста, которые учащийся обязательно проигнорирует) или что говорит персонаж. Сценарий как минимум включает в себя следующие элементы:
- Структура.
- Визуализация.
- Описание контента.
1. Структура курса.
Современные курсы выполняются в различных форматах: последовательность слайдов, вся информация на одном слайде (например, курс в виде викторины) и т.д.
2. Визуализация.
Визуализация — это описание того, КАК будет выглядеть курс, какие персонажи должны присутствовать в курсе, какие применяются визуальные приёмы, элементы оформления. Например, действие происходит на борту корабля и используются соответствующие элементы оформления шаблона: навигация по слайдам с помощью штурвала, главный персонаж в морской форме, оглавление курса выполнено в виде карты и пр.
3. Описание слайдов и их контента.
Если курс состоит из набора слайдов (на данный момент — это, пожалуй, самый популярный формат курсов), то необходимо добавлять его заголовок и описание. Это, возможно, одна из самых трудных задач для сценаристов, особенно начинающих. Сценарист должен точно понимать максимальную «вместимость» слайда, знать основы педагогического дизайна и на основе этого распределять материал в пределах курса таким образом, чтобы он не вызывал утомления и когнитивного перегруза, при этом эффективность его усвоения была высокой. У учащегося не должно быть возможности просто пролистать курс. Если такая возможность есть, ей обязательно воспользуются.
Требования к сценарию курса.
Сценарий электронного курса нужен как для дальнейшей вёрстки, так и для взаимодействия с заказчиком. Поэтому он должен соответствовать следующим требованиям:
1. Сценарий должен быть понятен верстальщику. Для этого сценарист должен понимать особенности программы, в которой будет свёрстан курс. В разных приложениях используются разные термины для обозначения одних и тех же операций, имеются разные инструменты. Какие-то способы доведения материала проще реализуются в CourseLab, какие-то — в Captivate, какие-то — в Articulate.
2. Сценарий несомненно должен быть понятен заказчику. Если ваш сценарий будет представлять собой набор технических описаний, то согласовывать его будет сложнее. Возможно какие-то термины придётся разъяснить. С другой стороны, длительная предварительная подготовка облегчит дальнейшую разработку и избавит от необходимости всё переделывать.
3. Сценарий лучше делать максимально подробным, иначе верстальщику придётся брать на себя работу по додумыванию за сценариста или постоянно обращаться за пояснениями, что значительно увеличит время вёрстки курса. Ситуация значительно проще, если сценарист и верстальщик — это один и тот же человек. Однако это редкость. Как показывает практика хороший сценарист и хороший верстальщик — это два разных человека.
В этой статье я обратил внимание на некоторые особенности сценария для дистанционного онлайн курса. Работа над сценарием elearning курса — это нелёгкий труд, который требует как знания в области разработки, так и высокого уровня общей образованности и развитости познавательных процессов, поскольку зачастую для написания сценария требуется быстро разобраться в новой теме.
Написанию сценария можно научиться. Для этого старайтесь внутренне визуализировать описываемое явление, тренируйтесь сжато формулировать мысли. Сохраняйте удачные заготовки часто встречающихся вариантов сценария, описаний слайдов и действий пользователя, чтобы ускорить процесс написания.
Если у вас есть примеры и кейсы написания сценариев дистанционных курсов, вы сталкивались с какими-трудностями или у вас есть что добавить к статье, милости просим в комментарии.
Видеокурс
Как написать захватывающий сценарий для онлайн-курса
Цикл видеоуроков и статей о создании сценария для курса: от работы с брифом до редактуры текста.
Поможет написать собственный сценарий.
- Комфортный
темп - Все уроки доступны сразу после покупки. Вы учитесь тогда, когда вам удобно.
- Готовый
сценарий - За 8 уроков вы создадите собственный сценарий на свободную тему.
- Обратная
связь - Преподаватели помогут усилить ваш сценарий и ответят на все вопросы.
Кому полезно обучение
Разработчикам курсов
Научитесь писать цепляющие сценарии, которые помогут удержать внимание учеников.
Методистам
Поймёте, как с помощью сценария объяснить сложные вещи просто и понятно.
Дизайнерам
Узнаете, как создать «вау‑эффект» в онлайн-курсе за счёт продуманного сценария.
Преподавателям
Получите чёткие инструкции, как адаптировать ваши лекции под онлайн-формат.
Создавать сценарии для онлайн-курсов
Задача сценариста — помочь сотруднику освоить необходимые знания и навыки. Например, установить контакт с клиентом.
Узнаете, как писать сценарии, которые помогут объяснить сложные регламенты простым языком.
Вовлекать в обучение сотрудников
Изучите механики, которые помогут ученикам быстрее запомнить материал
и учиться с интересом: сторителлинг, кейсовое обучение, цикл Колба.
Писать просто и понятно
Освоите главные принципы редактуры текста. Научитесь доносить сложные темы простым языком, упрощать объёмные регламенты и
инструкции.
Создадите сценарий электронного курса за 8 практических уроков
Урок 1
Как написать сценарий, который понравится ученикам и заказчику.
Урок 2
Как придумать идею сценария и зачем писать её в одном предложении.
Урок 3
Как уместить много информации в 15-минутный курс и составить задания.
После урока — тест и работа над сценарием.
Урок 4
Как преодолеть страх чистого листа и писать свободно.
Урок 5
Методология: как помочь ученику запомнить как можно больше.
Урок 6
Вау-эффект: как писать так, чтобы ученику было интересно.
Столько времени вам понадобится на просмотр видеоурока и чтение статьи.
Урок 7
Как написать реалистичные реплики персонажей: 5 правил.
Урок 8
Базовые принципы редактуры: как писать просто и понятно.
Бонусный урок
Краш-тест: покажем, как улучшить тексты онлайн-курсов.
Как проходит обучение
01. Изучаете уроки в удобное
время
Все уроки доступны сразу. Не нужно подстраивать свой график под расписание курса.
Можно учиться без интернета через телефон или планшет.
02. Выполняете практические
задания
После каждого урока закрепляете знания на практике и собираете сценарий курса по частям.
Например, строите карту сценария: продумываете модули, их содержание и задания.
03. Получаете обратную связь
от эксперта
Каждое домашнее задание проверяет преподаватель и даёт обратную связь: показывает ошибки,
сильные и слабые стороны сценария, делится лайфхаками.
Сертификат Академии iSpring
Для работодателя сертификат — это уверенность, что вы знаете основы написания сценариев и готовы к реальным задачам.
Готовый сценарий для портфолио
Поможет продемонстрировать ваши навыки в деле и найти первых заказчиков.
Повысите свою стоимость
Сможете усилить резюме и увеличить гонорары за разработку курсов.
Форматы обучения
Видеолекции
5-7-минутные ролики, которые удобно смотреть в перерывах на работе или по дороге домой.
Интерактивные статьи
Пошаговые инструкции о том, как придумать сильную тему, писать интересно, быстро и легко.
Задания
Помогут повторить сложные темы и проверить свои знания на практике.
Светлана Колесникова
автор программы, эксперт по онлайн-обучению в iSpring
Расскажет о ключевых форматах онлайн-обучения.
Сценарий курса сильно влияет на результаты обучения. Курс похож на карту местности.
Ученик находится в точке А: это состояние «Я не знаю». Мы должны помочь ему прийти в точку Б,
в состояние «Знаю и могу выполнить».
Для этого сценарий курса должен говорить на языке ученика, достигать учебных целей,
быть последовательным и интересным. После обучения каждый из вас сможет написать такой сценарий самостоятельно.
Оплатить обучение можно банковской картой. После этого на вашу электронную почту придёт доступ в личный кабинет со всеми уроками.
Теория и практика
9 970 ₽
-
8 уроков по написанию сценариев
Видео, лонгриды и пошаговые инструкции от преподавателя. Доступ к лекциям — 6 месяцев.
-
Практические задания
Для проверки и тренировки навыков.
-
Полезные ресурсы для работы
Шаблоны брифа, карты сценария.
-
Общий чат с преподавателем
Для консультаций и обмена опытом.
-
Сертификат
Подтвердит вашу квалификацию для работодателя и даст преимущество на рынке труда.
-
Собственный сценарий для портфолио
Покажет готовность к реальным проектам.
-
Обратная связь от преподавателя
Преподаватель разберёт домашние задания, подскажет, как их улучшить и написать качественный сценарий.
Только теория
4 970 ₽
-
8 уроков по написанию сценариев
Видео, лонгриды и пошаговые инструкции от преподавателя. Доступ к лекциям — 6 месяцев.
-
Практические задания
Для проверки и тренировки навыков.
-
Полезные ресурсы для работы
Шаблоны брифа, карты сценария.
-
Сертификат
Подтвердит вашу квалификацию для работодателя и даст преимущество на рынке труда.
-
Собственный сценарий для портфолио
Покажет готовность к реальным проектам.
Пробные уроки
0 ₽
-
Как преодолеть страх «чистого листа» и начать писать свободно.
-
Как писать цепкие названия и описания для онлайн-курсов.
Тест-драйв курса
Заполните форму
Направим вам доступ к урокам на почту. Уроки доступны в течение 14 дней
Спасибо за заявку!
На указанную почту мы отправили данные для входа на платформу с пробными уроками.
Какие знания нужны для учёбы?
Программа обучения спроектирована специально для новичков.
Для старта не требуется никаких навыков в разработке — вы начинаете обучение
с основ и постепенно осваиваете весь алгоритм по созданию сценариев.
Где проходит обучение?
На учебном портале iSpring. Здесь вы смотрите видеоуроки,
задаёте вопросы преподавателям и получаете обратную связь по домашним заданиям.
Уроки можно смотреть даже без интернета через мобильное приложение.
Когда и как я получу видеоуроки?
В течение суток с момента оплаты на указанную электронную
почту вам придут данные для входа на учебный портал. Все видеоуроки
доступны сразу — смотрите, когда удобно.
Можно ли отказаться от курса?
Если вам не понравится курс в первую неделю подписки,
мы вернём деньги пропорционально непросмотренным видео.
К сожалению, мы не сможем вернуть деньги за изученные уроки.
Что если приглашение на курс не пришло?
Проверьте папку со спамом или промоакциями. Возможно, письмо с данными
для входа на учебный портал попало туда. Если письма нет, напишите нам на адрес: academy@ispring.ru.
В письме укажите ФИО, номер телефона и электронную почту, на которую вы оформляли
обучение. Так мы быстрее восстановим доступ.
Интересный факт – даже если картинка в презентации не относится к тексту, информация все равно запомнится лучше, потому что образ оставит в ней след. На усвоение новых знаний влияет много факторов, но чтобы электронный курс принес максимальную пользу, его нужно грамотно «упаковать». В статье расскажем, с чего начать создание курса и как подготовить сценарий.
1. Определить основную задачу онлайн-курса
Спрашиваем себя: «Что должен уметь делать сотрудник после обучения?». Даем ответ на вопрос и понимаем, какого результата нужно достичь. Исходя из этого формируем основную задачу и начинаем собирать необходимый контент.
2. Понять, кто целевая аудитория курса
Нужно учеть, кто и в каких условиях будет проходить ваш курс.
Устройства. Если вашей аудитории удобнее учиться со смартфона, а не ПК, то курс обязательно должен быть адаптирован под мобильные устройства.
Уровень знаний. Опытные сотрудники будут зевать над базовым курсом, а новички не разберутся в нюансах без предварительного погружения в тему. Это может влиять не только на содержание курса, но и на сроки обучения.
Обучение не обязательно должно длиться часами. Микрообучение – новый подход, который не только экономит время сотруников, но и помогает лучше усваивать материал. Подробно о нем рассказывали в этой статье.
Соцдем. Если вы пользуетесь СДО, то можете выгрузить данные учащихся и получить срез по возрасту и полу либо пообщаться с экспертом, который отвечает за тему – у него есть более-менее сложившийся портрет аудитории. Например, если вы разрабатываете курс для сотрудников 40+, то дизайн будет более строгим. Если учиться будет аудитория 20-25 лет, то можно сделать смелее дизайн и дополнить все это геймификацией.
3. Собрать информацию
Можно использовать уже имеющиеся материалы – внутренние нормативы, презентации о продукции, записи прошедших занятий или создать новый контент. Участвовать в подготовке материалов для лекций могут опытные сотрудники: создавать презентации, записывать видео, скринкасты, моделировать ситуации, на примере которых обучаются новые сотрудники.
4. Продумать логику курса
Представим, что ваш курс посвящен знакомству с новым продуктом. Значит, первый смысловой блок будет рассказывать о его характеристиках, второй – о конкурентных преимуществах, третий – о способе производства, а последний учить презентовать его покупателям. Представьте, что вы готовите урок для ребенка – обучение должно быть выстроено логично и понятно.
Сценарий нужен, чтобы устранить недочеты до сборки курса, избежать переделок и продемонстрировать руководству, как будет выглядеть итоговый вариант.
5. Выбрать подходящие форматы для обучения
Заранее определитесь, сколько в вашем курсе будет теории, а сколько практики. Например, в курсе по отработке скриптов продаж оптимально сочетать теорию и практику в равных долях. Теорию может объяснять специально введенный персонаж – тренер, а для практики можно использовать экзамен по видеосвязи.
- Презентации, инфографики, электронные книги – удобный вариант для знакомства с новым продуктом, выдержками из стандартов или инструкций, которым нужно следовать в процессе работы.
- Видеолекция – обучающий ролик в формате телевизионной передачи, вебинара или скринкаста с закадровым комментированием происходящего на экране.
- Тесты – оптимальное решение для закрепления учебного материала. Вводятся в качестве небольшой практики после каждого раздела общего курса.
Вовлекать сотрудников в обучение проще и эффективнее с помощью игровых подходов в обучении. Подробнее о геймификации и ее реализации с помощью Mirapolis LMS рассказали в этой статье.
- Аудиоподкасты – объяснение материала в аудиоформате тоже удобно использовать для теоретических занятий.
- Диалоговые тренажеры – интерактивные упражнения, имитирующие беседу. Помогают отработать коммуникативные навыки. Этот формат подойдет для курсов по изучению техники ведения продаж, работы с возражениями и т. п.
- Форум для совместного обсуждения – поможет наладить обратную связь и быстрое взаимодействие учащихся с преподавателем. Отлично подойдет для разбора домашних заданий.
- Практические задания – подойдут для закрепления знаний после каждого смыслового блока. Чаще всего используется формат мини-теста.
Узнайте как использует практические задания и форум отдел обучения в “Хенкель Баутехник”
Пример структуры курса
Традиционно онлайн-курс включает:
- погружение в тему: теоретический материал;
- практика: интерактивные упражнения, видеоуроки для проработки навыков;
- проверка знаний: тесты, экзамен по видео.
Каждый модуль, из которого будет состоять курс, нужно разбить на слайды/блоки, прописать тексты и практические упражнения к ним, а также сформировать проверочные задания.
Когда продуман концепт и структура курса, проработаны все модули и элементы сценария, можно приступать к дизайну, тестировать и запускать в работу.
В системе дистанционного обучения Mirapolis LMS для сборки авторских онлайн-курсов удобно использовать встроенный конструктор. Можно загрузить в медиатеку любой контент, структурировать его и создать каталог вопросов для проверочных тестов.
+7 (499) 397-70-13
info@s-l-m.ru
Как написать сценарий к дистанционному курсу
Итак, вы задумали создать обучающий курс, но не можете представить, насколько труден будет этот процесс и как много времени он займет. Стоит ли начать его сразу с поиска подходящего редактора курсов? Или прежде всего нужно озаботиться дизайном и подумать над оформлением?
На самом деле, эти этапы тоже важны при разработке курса. Однако, начинать его создание, как и в случае с любым другим медиа-контентом, будь то YouTube-видео или статья для блога, лучше всего с примерного плана (структуры) или сценария. В этой статье мы как раз и поговорим о том, как и зачем его писать.
Как карандашный набросок, а затем и этюд позволяют художнику выбрать наилучшую композицию для будущего полотна, так и создание сценария даст вам прочувствовать конечный результат задолго до готовности самого курса.
А еще это сэкономит вам немало времени, потому что:
-
По мере того, как работа над сценарием будет набирать обороты, вам в голову начнут приходить идеи о том, как улучшить курс. Согласитесь, что вносить любые изменения на этом этапе намного быстрее, чем в готовый материал.
-
В случае, если вы разрабатываете курс для заказчика, вы сможете отправить сценарий на согласование и тем самым обезопасить себя от серьезных переделок материала уже после его готовности.
-
Разработка собственных корпоративных шаблонов сценария для курсов позволяет не тратить время на создание каждого нового материала с нуля.
Кроме того, привычка начинать создание контента со сценария позволит вам меньше зависеть от порывов вдохновения и больше полагаться на силу холодного ума, а значит, получать более стабильный и осмысленный результат.
Что включает в себя сценарий?
В самом начале работы над курсом жизненно важно определить, для кого он будет создаваться, с какой целью, а также, – кто будет выступать в качестве предметного эксперта и поставлять информацию по теме – это и называется созданием концепции.
Нужно обучить группу сотрудников правилам компьютерной безопасности? В таком случае, необходимо выяснить, какие ошибки, представляющие опасность для IT-инфраструктуры компании, чаще всего допускают сотрудники этого отдела, как много технических подробностей можно включить в курс для этой аудитории, а также, какими метриками нужно будет руководствоваться, чтобы оценить результаты обучения.
Набор вопросов тут универсальный – подойдет для любого курса. Посмотреть и скачать примерный список вопросов, на которые необходимо ответить для создания концепции, можно по ссылке.
-
Описания действующих лиц и сюжета
Далее необходимо описать всех персонажей, которые будут задействованы в курсе, прямо как во вступлении к театральной пьесе. Укажите их характеры и подумайте над тем, какое развитие они получат в течение курса, а также распишите сюжет, по которому будет развиваться действие.
Помните о том, что любая аудитория будет внимать только правдоподобным персонажам, которые достоверно смотрятся в том сеттинге, в который вы их поместили. Кстати, здесь же можно расписать реплики героев, чтобы затем прикрутить к ним файлы озвучки.
При создании сюжета с персонажами используйте классическую 3-актную структуру:
Знакомим аудиторию с основными локациями, действующими лицами и намекаем на будущий конфликт. В конце 1-го акта делаем неожиданный поворотный момент, после которого обостряется конфликт и начинается второй акт.
Сотрудник техподдержки принимает звонок от клиента, который на прошлой неделе общался с его/ее коллегой.
В процессе разговора сотрудник выясняет, что от успешного решения вопроса зависит крупная сделка с компанией клиента. Однако он/она также обнаруживает, что коллега, который ранее работал с клиентом, еще не приступал к решению вопроса.
В этом акте происходит развитие конфликта, его нарастание. В процессе герою могут встретиться несколько препятствий, с которыми необходимо будет справиться. Препятствия лучше чередовать с периодами относительного спокойствия, в которые обучающийся сможет осмыслить увиденное и впитать какую-либо полезную информацию.
Конец второго акта знаменуется еще одним неожиданным событием (кризис), которое ставит под вопрос саму возможность положительного исхода истории. Теперь все будет зависеть от правильных действий героя.
Клиент начинает подозревать, что его/ее вопрос далек от решения. Повышается голос клиента, в нем появляются нотки отчаяния. Персонажу под руководством обучающегося предстоит выбрать верные слова, чтобы смягчить негодование клиента и вселить в него/нее уверенность, что проблема будет решена.
В конце акта клиент предлагает сотруднику поддержки объяснить ситуацию его/ее начальству. Теперь сотруднику нужно решиться на звонок, от которого зависит судьба крупной сделки, и максимально ясно сформулировать то решение, которое он/она выбрала.
Наступает кульминация, или момент наивысшего напряжения сил. Герой либо побеждает, либо проигрывает. В случае с обучающим курсом можно продумать и проработать оба исхода. Вариативность сюжета – важная составляющая геймифицированного обучения.
Во время экстренного звонка боссу клиента, герой проявил честность, а также правильно оценил все сопутствующие риски и сумел выбрать подходящее решение, что обеспечило успех будущей сделки.
Одно из главных правил построения интересного сюжета – новая информация должна поступать небольшими порциями, за которые еще нужно побороться. Например, для того, чтобы справиться с мини-испытанием во втором акте, герою нужно пройти небольшой интерактив. Полученные сведения (например, пароль от базы данных) помогут ему/ей продвинуться дальше по сюжету.
Если персонажей нет, сюжет носит рудиментарный характер, а курс представляет собой обычную последовательность информационных слайдов, то пропустите этот пункт и сразу переходите к следующему разделу.
-
Сториборд или раскадровка
В случае обучающих материалов без сюжета, под сценарием часто понимается «раскадровка» будущего курса: макеты слайдов, на которых схематично представлены те визуальные элементы, которые появятся на них в дальнейшем (тексты, изображения, видео), плеер курса.
Вот слайд из сценария курса, который мы создавали для одного из наших клиентов:
Такой макет позволит вам максимально точно отобразить содержание будущего курса и даст вашим коллегам возможность подключиться к работе. Например, кто-то займется настройкой интерактивных кнопок, а другой человек сможет заменить бесплатные картинки со стока на более качественные.
Для каких курсов нужно писать сценарий?
Все дистанционные курсы можно поделить на два больших подтипа:
к ним относятся курсы, которые содержат некий набор информации и не требуют от учащихся других активных действий, кроме запоминания и решения тестов. Внутри данной категории можно выделить формат видео-курсов. О том, как писать сценарии к ним, читайте в специальной статье.
в дополнение к информационному слою, привносят способы взаимодействия с учащимися – тренажеры, интерактивности, диалоги и т.д.
Писать сценарий целесообразно для обеих категории курсов. В первом случае вы создадите концепцию и макет курса, чтобы понять, как будет распределена информация для запоминания (золотое правило – не более одной мысли на слайд). Во втором – заранее распланируете логику работы тренажеров и других интерактивностей, если это курс без действующих лиц.
В случае же, если ваш курс предполагает наличие персонажей и сюжета, вы будете работать над максимальной комплектацией сценария с концепцией, описанием сюжета и персонажей, а также послайдовым макетом.
Таким образом, сценарий – важнейший этап при разработке дистанционного обучения, который помогает делать курсы более профессиональными и сокращает время на их создание и редактирование.
Не забывайте начинать работу над курсом с определения его целей и аудитории, затем переходите к слайдовой раскадровке, а также пользуйтесь 3х-актной структурой при разработке сюжета для курсов с персонажами.
Эта статья написана благодаря помощи моих коллег из Смартлайн, которые уже более 10 лет создают дистанционные курсы для самых разных российских компаний.
Если у вас есть нереализованный проект онлайн-обучения, напишите нам и мы обязательно поможем вам воплотить его.
3.2. Подготовка сценария
Одним из распространенных видов ЭОР являются компьютерные обучающие программы, типичными представителями которых являются тренажеры и лабораторные практикумы. Существенной особенностью таких ЭОР является их программная реализация и наличие сценария действий такой программы. Известно, что под сценарием (scripts) понимается некоторая предопределенная последовательность команд, способных выполнятся в автоматическом режиме (т. е. без участия пользователя). Такая реализация ЭОР существенно отличается от ЭОР, предназначенных для изучения теоретического материала. В последнем, у обучающегося есть возможность самостоятельно определять последовательность своих действий, руководствуясь только своими желаниями и потребностями по порядку работы с материалом ЭОР.
Сценарий электронного учебника — это покадровое распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения. При подготовке сценария часто привлекают психолога и дизайнера. После подготовки сценария материал передается программистам для реализации на компьютере.
В общем случае сценарий представляет собой два взаимосвязанных руководства по реализации конкретного проекта:
- педагогический сценарий;
- технологический сценарий.
Педагогический сценарий отражает авторское представление о содержательной стороне курса или практической работы, о структуре материала, предоставляемого обучаемому, порядку и условиям выдачи информации на экран монитора. Планирование педагогического сценария предполагает четкое видение автором образовательной цели и содержания конкретной учебной дисциплины, его умение определить педагогические технологии в соответствии с особенностями целевых учебных групп, проектирование содержания учебной деятельности. Для решения этих задач на этапе проектирования преподаватель должен подготовить программу учебной дисциплины, четко определить порядок ее изучения, подобрать учебный материал, составить электронный текст, который станет основой построения мультимедиа курса.
Подготовив все необходимые компоненты педагогического сценария, преподаватель должен определить наиболее эффективные траектории изучения курса с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала в зависимости от образовательного уровня учащихся и успешности или неуспешности их действий на каждом этапе работы с ЭОР.
Педагогический сценарий может быть представлен графически, что значительно облегчает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Подобранная автором первичная учебная информация, предоставленная в электронном виде, при подготовке ЭОР должна быть скомпонована в соответствии с идеями автора в интерактивные учебные кадры так, чтобы, с одной стороны, обучаемый имел возможность сам выбирать темп и в определенных пределах последовательность изучения материала, а, с другой стороны, чтобы процесс обучения оставался управляемым. Этот этап — построение детального технологического сценария курса — является наиболее ответственным, т.к. именно он позволяет найти оптимальное соединение педагогических задач и наиболее целесообразных для них технологических решений.
Технологический сценарий — это описание информационных технологий, используемых для реализации педагогического сценария. В технологическом сценарии, как и в педагогическом, также реализуется авторский взгляд на содержание и структуру курса, его методические принципы и приемы его организации, с учетом технологических средств используемых для создания такого ЭОР. Авторское представление о курсе отражает и пользовательский интерфейс — визуальное представление материала и приемы организации доступа к информации разного уровня. В сценарии необходимо выстроить материал по уровням, а также указать:
- какие компоненты мультимедиа курса будут разработаны для наиболее эффективного обучения;
- характер доступа к ним;
- авторские пожелания по дизайну;
- ключевые слова и средства навигации по материалу;
- необходимые мультимедиа приложения.
Разработчик в составлении технологического сценария обеспечивает качественное решение педагогических задач, соединение в едином мультимедиа курсе педагогических и информационных образовательных технологий.
Приступая к созданию технологического сценария мультимедиа ЭОР следует учитывать, что в мультимедиа ЭОР вся учебная информация, благодаря гипертекстам, распределяется на нескольких содержательных уровнях. Смысловые отношения между уровнями могут быть выстроены различными способами.
Наиболее распространенный способ структурирования линейного учебного текста при переводе его на гипертекстовую основу предполагает размещение на 1-ом уровне — основной информации, на 2-ом уровне — дополнительной информации, содержащей разъяснения и дополнения, на 3-ем уровне — иллюстративного материала, на 4-ом уровне — справочного материала (при этом 4-ый уровень может отсутствовать, а справочный материал, быть переведен в структуру ЭОР отдельным элементом).
Более эффективным представляется такой способ структурирования линейного учебного текста, который ориентирован на различные способы учебно-познавательной деятельности. В этом случае 1-ый уровень можно определить как иллюстративно- описательный, 2-ой уровень — репродуктивный, 3-ий уровень — творческий.
Единицей представления материала является кадр, который может содержать несколько гиперссылок, дополнен графикой, анимацией и другими мультимедиа приложениями. Информация, размещенная на одном кадре, должна быть цельной и представлять собой некоторый завершенный смысл. Исходя из смысловой ценности кадра следует определять его внутреннюю структуру, ограничивать количество гиперссылок 2- го и 3-го уровней. Несколько кадров, составляющих 1-ый модуль (раздел) курса, организуются по принципу линейного текста с помощью специальных навигационных кнопок. Такой материал можно листать подобно страницам книги. Наиболее эффективным является создание максимально подробной структуры курса, что дает возможность разместить материал каждого раздела на отдельном кадре. Однако на практике подобное структурирование учебного материала практически невозможно.
Созданию покадровой структуры способствует преобразование линейного текста в схемы, таблицы, графики, диаграммы, состоящие из гиперактивных элементов.
При покадровом структурировании линейного учебного текста следует учитывать эргономические требования, позволяющие повысить эффективность учебной деятельности. Эти требования касаются всего объема информации, пространственных характеристик, оптимальных условий восприятия электронного текста.
Требования к общей визуальной среде на экране монитора определяются необходимостью создания благоприятной визуальной среды. Степень ее комфортности определяется цветовыми характеристиками, пространственным размещением информации на экране монитора. Эргономические требования способствуют усилению эффективности обучения, активизации процессов восприятия информации и должны обязательно учитываться преподавателем при подготовке текстов для электронных учебников.
Необходимость включения в ЭОР статических иллюстраций связана, прежде всего, с их методической ценностью. Использование наглядных материалов в процессе обучения способствует повышению уровня восприятия, формированию устойчивых ассоциативных зрительных образов, развитию творческих способностей обучаемых. При подборе иллюстративного материала важно соблюдать стилевое единство видеоряда (особенно если используются материалы из разнородных источников) и избегать раздражающей пестроты. Не менее важно обеспечить и высокое качество иллюстраций. Компьютерные технологии обработки изображений позволяют существенно улучшить качество исходного материала.
Для того, чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо учебную информацию представлять в различных формах. Этому способствует использование разнообразных мультимедиа приложений. Мультимедиа — это объединение нескольких средств представления информации в одной системе. Обычно под мультимедиа подразумевается объединение в компьютерной системе таких средств представления информации, как текст, звук, графика, мультипликация, видеоизображения и пространственное моделирование. Использование в ЭОР мультимедиа средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: человек не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем. Программы с использованием средств мультимедиа одновременно воздействуют на несколько органов чувств и поэтому вызывают повышенный интерес и внимание у аудитории. Специфику электронного учебника определяют нелинейная организация учебного материала, многослойность и интерактивность каждого кадра, а также возможность протоколирования информации о выборе учащимся траектории обучения.
Содержание мультимедиа приложений продумывается автором еще на этапе создания педагогического сценария и конкретизируется при разработке технологического сценария. Если текст и статическая графика — традиционные средства представления учебной информации, имеющие многовековую историю, то опыт использования мультимедиа исчисляется годами, что усложняет для преподавателя подготовку материалов к электронному изданию.
Технология создания электронных учебников такого типа достаточно трудоемка и включает следующие этапы.
- Определение целей и задач разработки.
- Разработка структуры и содержания электронного учебника.
- Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника.
- Программирование и отладка программы.
- Апробация.
- Корректировка содержания и программной реализации по результатам апробации.
Из данного перечня видно, что в отличие от рассматриваемых выше ЭОР, здесь требуется участие профессиональных программистов и гораздо сложнее использование типовых шаблонов, наличие широкого набора которых является одним из существенных преимуществ инструментальных систем. Такие ЭОР можно рассматривать как сложный
механизм, узлами которого являются отдельные блоки учебной информации, а связи между блоками определяют возможные учебные траектории. Схематическое представление материала в виде дерева облегчает его кодирование и затем его изучение обучающимися. Как уже отмечалось выше, в сценарии реализуется взгляд автора на содержание и структуру курса, его методические принципы и приемы. Авторское представление о курсе отражает и пользовательский интерфейс — визуальное представление материала и организацию доступа к информации разного уровня. В результате кодирования педагогического сценария, т.е. объединения предметного материала и пользовательского интерфейса с помощью соответствующего средства программирования, порождаются соответствующие программные модули, с которыми и предстоит работать обучаемому.
Сейчас стандартом «де-факто» стала технология воспроизведения ЭОР через браузер, когда материал представляется в виде HTML-страниц. Чтобы такая страница была интерактивной (могла взаимодействовать с пользователем) и динамичной, необходимо использовать так называемые скрипты или, иначе говоря, сценарии, которые являются составной частью технологического сценария.
Например, если требуется чтобы при щелчке кнопкой мыши на картинке последняя изменила свой вид, для этого необходимо написать скрипт, который выполнит все, что нужно. То есть сценарии описывают поведение элементов HTML-документа и их взаимодействие с пользователем (например, реакцию на щелчок кнопки мыши, изменение содержания страницы в зависимости от действий пользователя).
Стандартным языком для скриптов является JavaScript. Однако разные браузеры воспринимают различные версии этого языка по разному. JavaScript от фирмы Microsoft наиболее близок к стандарту и называется JScript. Браузер Microsoft Internet Explorer поддерживает не только JScript, но и еще один язык скриптов — Visual Basic Script (VBScript). Другие браузеры VBScript не воспринимают.
Чтобы эффективно использовать скриптовый язык для создания сценариев (скриптов), необходимо знать так называемую объектную модель HTML-документа, который при загрузке в браузер транслируется в некоторое внутреннее представление в соответствии с объектной моделью. Каждый элемент HTML-документа (заголовок, картинка, кнопка и т. п.) представляется соответствующим объектом. Специфика объектов определяется их свойствами. С появлением HTML 4.0 и интерпретирующих его браузеров (например, Internet Explorer версии 4.0 и старше) объектная модель была опубликована, т. е. были описаны объекты, их свойства и соответствие элементам HTML— документа. Средством манипулирования объектами стал язык JavaScript. На нем можно писать программы, называемые сценариями (скриптами), и вставлять сценарии в HTML— код, обрамляя тэгами <SCRIPT> и </SCRIPT>. Отметим, что техническая реализация – только средство, а какие действия должен выполнить скрипт должен сформулировать разработчик технологического сценария.
Сценарий электронного учебника (тренажера, практикума) – это покадровое распределение содержания материалов учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения. Программные структуры разного уровня – это компоненты мультимедийных технологий: гипертекст, анимация, звук, графика и т.п. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для развития познавательного интереса, повышения мотивации учения.
Процессуальная часть включает в себя все, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия и демонстрации содержательной части.
После разработки сценария определяются типы носителей, на которых будет размещаться курс: компакт-диски, DVD-диски, съемные Flash носители и т.д.. При этом следует учитывать и возможности потенциальных потребителей: каким техническим и программным обеспечением они располагают. Затем определяется набор технологий и инструментальных средств, необходимых для создания курса.
ЭОР на основе программной реализации (КТ и практикумы), как правило, имеют ряд особенностей несвойственных ЭОР других типов. К основным таким особенностям следует отнести наличие модуля регистрации обучаемого и модуля протоколирования его действий в процессе работы с ЭОР.
Шаг 1. Проектирование
Зафиксированы бизнес-требования, стейкхолдеры проекта, приоритеты и ресурсы. Определены риски. Разработаны измеримые цели, план и смета, роли в проекте, управление рисками, требования к приемке. Сформулированы общие цели обучающего курса, определена целевая аудитория онлайн-обучения, ее потребности, ожидания, особенности.
Шаг 2. Изучение предметной области с предметным экспертом
Есть представление о предметной области и о том, какой предметный эксперт нужен вам для успешного создания онлайн-курса и как выстроить взаимодействие с ним. Сформулированы необходимые компетенции и педагогические цели и задачи обучающего курса.
Шаг 3. Подготовка сценария электронного курса
Сценарий курса зависит от его типа: информационный, тренинговый или мотивационный, а также от уровня сложности. Готовый сценарий онлайн-курса имеет четкую структуру, поделен на блоки и модули, последовательно выстроены все элементы, соответствует заявленным целям и задачам курса. В сценарии прописаны тип курса, его разделы, ситуации для каждого учебного действия, сцены и слайды, содержание тестов, анимации и тренажеров. Определены герои и сюжеты сторителлинга.
Шаг 4. Оформление онлайн-курса
Сценарий и обучающая информация упакована в красивую обертку, приятная глазу, понятна и проста для восприятия. Шесть главных составляющих дизайна курса: композиция, шрифт, выравнивание, контраст, цвет и стиль. От них зависит удобство обучения, юзабилити курса, психологическое воздействие на обучаемого и общий приятный и опрятный внешний вид онлайн-курса.
Шаг 5. Создание интерактивных элементов и обучающего видео
Интерактивное упражнение имитирует учебное действие: разговор с покупателем, взаимодействие с подчиненным или коллегой. Интерактивный тренажер позволяет в онлайн формате отработать навыки без рисков. Онлайн-тест позволяет проверить полученные знания. Подготовлены обучающие и аттестационные тесты для онлайн-курса, определены типы вопросов, их сочетание, время выполнения и критерии оценивания. Определено, какое именно видео нужно для обучающего курса и как его создать, начиная с написания сценария и заканчивая съемкой и закадровым текстом. Выделяют три типа обучающего видео: скринкаст — запись с экрана компьютера, сопровождаемая закадровым голосом комментатора; видеосопровождение с “говорящей головой”, когда лектор сопровождает презентацию в PowerPoint; обучающий видеоурок, который по формату похож на телепередачу с богатым видеорядом, продуманным сценарием, в том числе с использованием анимации.
Шаг 6. Настройка организации обучения
Добавлены элементы геймификации: бейджи, соревнования, лидерборды, внутренняя валюта. Настроены траектории изучения, логистика уроков, стоп-уроки, коммуникация с тьютером и другими учениками. Разработка инструкций для ученика, предметного эксперта и администратора обучения.
Шаг 7. Пилотный запуск проекта
Пилотный запуск проекта — это тест-драйв обучающего курса, который позволит найти слабые места и неточности до массового запуска обучения. В результате онлайн курс протестирован, собраны отзывы, доработаны отдельные элементы по результатам обратной связи.