Сценарий этнографического фестиваля
(Зал украшен приветственными надписями на разных языках. Дети и взрослые участники – в национальных костюмах. Сначала на сцену выходят представители разных национальностей и приветствуют гостей на своих языках. Во время презентации они незаметно уходят, остаются два ведущих.)
Ведущий 1: — В нашем селе, как и во всем Гайском районе, проживают представители многих национальностей. Сегодня мы собрались, чтобы еще раз поговорить о традициях народов, населяющих нашу малую родину.
Ведущий 2: — Сначала вас ждет рассказ о некоторых обычаях нашей местности, затем желающие смогут пройтись по этнографической выставке, узнать интересные факты истории нашего села, познакомиться с исследовательскими работами наших учеников и попробовать блюда национальной кухни.
Ведущий 1: — Но начнем мы свое выступление с истории Гайского района, который в этом году празднует свое 80-летие.
(Презентация)
Ведущий 2: История нашего района написана трудом и наших односельчан. Многие из них в этом году тоже отметят свои юбилеи. Слово для поздравления мы предоставляем директору школы.
(Директор поздравляет односельчан, вручает цветы и благодарственные письма ветеранам и юбилярам)
Директор: Самоотверженным трудом этих людей написана не одна страница славного прошлого и села Новопетропавловка, и Гайского района. А настоящее и будущее нашей малой родины в руках тех, кто в нынешнее непростое время остается верен заветам отцов, продолжая трудиться на родной земле, создавая рабочие места для односельчан, оказывая благотворительную помощь школе. Это наши уважаемые фермеры: …
(Вручение благодарственных писем фермерам)
Ведущий 2: — В нашем селе многие годы живут бок о бок представители разных национальных культур. Мы отличаемся цветом кожи и разрезом глаз, но сходны в том, что считаем своей родиной Новопетропавловку и Гайский район.
Ведущий 1: — А еще объединяют нас дети. Во все времена родители любой национальности мечтали, чтобы их детям досталась лучшая доля, и не жалели для этого сил. И это не удивительно, ведь дети – и наше будущее, и будущее нашей родины, как малой, так и большой.
Ведущий 2: — У каждого народа сложились свои обычаи, связанные с рождением, воспитанием и развитием детей, но во многом они схожи. Сегодня мы постараемся вас в этом убедить.
Ведущий 1: — Когда рождается ребенок, первое время его стараются не показывать чужим людям. Так принято у всех народов. Ежедневно младенца купают. Эта процедура имеет не только гигиеническое значение. Купание, особенно в первые 40 дней, выполняет роль своеобразного ритуала, цель которого – укрепить здоровье малыша и попытаться запрограммировать его светлое будущее.
Ведущий 2: — У казахов принято попеременно добавлять в воду для купания соль и травяные отвары – это оздоравливает и закаляет кожу младенца. Во время купания мать или бабушка говорит специальные слова, желая ребенку здоровья.
Ведущий 1: — В славянской культуре купание младенца тоже сопровождается специальными приговорами, которые многие считают беззаботными детскими потешками. А ведь по сути – это своего рода нейро-лингвистическое программирование. Купая свою маленькую дочь, я повторяла эти слова. Теперь моя Варвара, умываясь, вспоминает их сама.
(Мини-сценка «Умывание»)
Водичка-водичка!
Умой мое личико!
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
С гуся вода,
С лебедя вода,
С меня- вся худоба
На пустой лес,
На большую воду
Под гнилую колоду!
Водя текучая,
А я растучая.
Вода – книзу.
А я – кверху!
Ведущий 1: — У многих народов 40-й день после рождения считается особенным. Русские и украинцы в этот день устраивали «зубок» — приглашали родственников поглядеть на окрепшего младенца. Гости приносили подарки для виновника торжества, желали ему всяческих благ.
(Просмотр видеозаписи и комментарии ведущего)
Ведущий 2: — У башкир и казахов в этот день проводят специальный ритуал. В воду для купания бросают монеты – это символ будущего богатства. После специальной молитвы у малыша срезают прядь волос, купают его. Затем старейшина рода или приглашенный мулла называет имя ребенка. Считается хорошей приметой, если малыш рожден в межнациональном браке. Тогда ему дается два имени, а это значит, что у него будет два ангела-хранителя.
Ведущий 1: Марийцы тоже свято верили, что выбор имени оказывает влияние на судьбу младенца. «В каждом имени звенит звонкий маленький родник!» Об этом рассказывается в народной песне.
(Марийская песня про имена)
Ведущий 1: — Для того чтобы малыш рос здоровым, он должен хорошо кушать и крепко спать. На разных языках мамы и старшие сестры пели или рассказывали колыбельные.
(Инсценировка «У колыбели»)
Девушка в русском костюме, приговаривая слова колыбельной, несет большую куклу, имитирующую младенца, и укладывает ее в колыбельку. Затем выходит девушка в башкирском костюме и, покачивая колыбельку, поет песню.
Баю-бай, баю-бай,
Спи, мой братец, засыпай!
Баиньки, баиньки,
Спи, покуда маленький.
Будет время — подрастешь,
На работу пойдешь,
Станешь лес рубить,
Рыбку в озере ловить,
Дрова возить матушке,
Избу чинить батюшке.
Станешь всем помогать,
Будет некогда поспать!
(Колыбельная песня на башкирском языке)
Ведущий 2: — Окруженный любовью и заботой родных, малыш подрастает. Вот он уже делает первые шаги. С этим знаменательным событием связан обычай, который встречается у разных народов – разрезание пут.
Ведущий 1: — Древние славяне верили, что в этот мир люди приходят со связанными ногами. Чтобы ребенок пошел быстрее и легче, предки делали так: как только ребенок впервые вставал, мама проводила ножом или ножницами между его ножками, как бы символически разрезая «путы». Позднее этот обряд несколько видоизменился — разрезать невидимые путы стали тогда, когда малыш самостоятельно сделал первый шаг. Это делала женщина, которая находилась рядом. Мне, например, путы перерезала бабушка, на попечении которой меня оставила отлучившаяся мама.Ведущий 2: — В древности казахи поклонялись верховному божеству — Тенгри (небо). По их представлению мир делился на три части: подземный, земной и небесный миры. В течении своей жизни человек последовательно переживал все три стадии. Только что рожденный ребенок считался пришельцем подземного мира. Его связь с этим миром еще велика: земля постоянно зовет ребенка к себе. Этим люди объясняли высокую смертность младенцев. Но после того, как человек начинает самостоятельно ходить, связь с миром подземелья постепенно ослабевает. И в этом акте очень важна помощь человека из настоящего, наземного мира. Поэтому перерезать путы предоставлялось духовно и физически сильным людям. Родители обычно выбирают уважаемого человека, которого просят совершить этот обряд. Это большая честь, отказываться от которой нельзя.
(Инсценировка «Разрезание пут» и комментарии)
Но есть и другой вариант обряда. Когда малыш пробует делать первые шаги, в дом приглашают много гостей с детьми. Среди детей устраивают соревнование в беге, и самому быстрому предоставляется право перерезать путы. Заранее бабушка или мама плетут из цветной шерсти тонкую веревочку, ее нетуго завязывают на ногах младенца и пускают его по расстеленной на полу белой кошме. Эту веревочку и нужно перерезать. Во время обряда детей осыпают монетами и сладостями, а взрослым раздают подарки – красивые платки, отрезы ткани и угощения.
Ведущий 2: — Время мчится быстро. Не успели родители оглянуться, их малыш вырос. Приходит пора расставаться с любимым чадом и отпускать его во взрослую жизнь. Но как волнуется при этом родительское сердце! Если б можно было, любая мать орлицей полетела бы вслед своей кровиночке, чтобы раскинуть над ней крылья и укрыть от напастей.
Ведущий 1: — Но поскольку не было у родителей крыльев, приходилось им полагаться на божью волю. Так и рождались молитвы-обереги, которые тайком читала мать, глядя в спину ребенку, уходящему из дома. Такой оберег читала моя мама, провожая нас на учебу в город:
Мать дочку провожала,
Месяцем подпоясала,
А судьбой обернула,
А звездой пристегнула.
Встреть же, Боже,
Ты мое дитя
На высоком пороге
И на большой дороге.
Ведущий 2: — Есть обереги и у других народов. Татары и башкиры, например, провожая сына в армию, выводят его со двора спиной вперед, лицом к дому – для того, чтобы он благополучно к нему вернулся. Из рук матери призывник выпивает глоток молока и съедает кусочек хлеба. Оставшийся хлеб должен храниться в семье до его возвращения.
(Инсценировка «Проводы в армию»)
Ведущий 1: — Все мы разные, но культуры наши имеют много общего, ведь нас объединяет любовь к детям и стремление их защитить. Люди разных национальностей и разного вероисповедания во все времена просят милости для себя и своих детей и желают всем людям добра.
(«Отче наш» и Бата)
Ведущий 2: — Сегодня у нас большой праздник, а ведь у любого народа ни один праздник не обходится без национального танца.
( Танец-попурри)
(Гаснет свет. На экране – мини-презентация «Национальные праздники». В это время все участники выстраиваются для финальной песни)
Ты, мы, он и я —
Вместе мы одна семья,
Очень дружная семья,
Рядом все мои друзья.
Много их, таких родных,
Черных, рыжих и льняных,
Заводных, веселых
В разных гайских селах!
Широко раскинул степи
Оренбургский край,
Средь степей огнями светит
Славный город Гай!
Много здесь живет людей достойных,
Добрых, честных, смелых, хлебосольных.
Мы гордимся славой предков и глядим вперед!
Нравом славится суровым
Наша сторона,
И нечасто людям новым
Нравится она.
Только тех она признать готова,
Кто на ветер не бросает слова,
Кто себя щадить не станет и пойдет вперед!
Вертится Земля, и, сменяясь, мчатся года,
Стае черных туч солнца не закрыть никогда! Я знаю!
Пусть оно глядит, как волнует ветер поля,
Как зерно золотое течет в закрома,
Как прекрасна родная земля!
(После песни гостей приглашают на экскурсию по краеведческо-этнографической выставке, где представлены предметы быта разных национальных культур и исследовательские работы учащихся. Затем открывает свои двери чайная, где можно отведать национальные блюда)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «История»
историко-этнографический вечер
«Уральские посиделки»
Выполнил преподаватель
Филиппова Л.Н.
Краснокамск 2020
Содержание
1.Введение
2. Цель методической разработки
3.План вечера
4.Методика проведения вечера
5.Ход вечера
6.Литература
Введение
Возрождение народного массового
праздника, как правило, совпадает
с социальной революцией.
А. Мазаев.
21 век требует цивилизованных праздников, как для детей, так и для взрослых. Праздник – это не шоу с фейерверками, не стилизация подо что- то чужеродное, а торжественный, нестандартный, озорной акт Добра и воспитания, акт творчества, основанный на общечеловеческих нравственных категориях.
Досуг в дни празднеств приносит ребёнку естественную разрядку от вечной дидактической и режимной напряжённости, которая накапливается в нём в однотипных, повторяющихся операциях учебных будней и вне учебных привычных действиях, связанных с дисциплиной, обязанностями. Дети особенно остро чувствуют праздничный досуг как прикосновение к подлинной свободе самовыражения и счастливой жизни. Праздник выводит детей из состояния слепых исполнителей воли взрослых и переводит их в мир свободы.
Праздник – это выражение определённой и важной идеи. Это ещё отмечал Л.Толстой, считавший, что праздник – всегда есть праздник идей. След в памяти детей оставляет лишь праздник с чёткой социально значимой идеей – идейный праздник. Идея создаёт условия, позволяющие вглядываться, вдумываться в историю общества, историю культуры.
Праздник – это повод проявит себя как личность, и выразить внимание к другим людям. Праздник значим в воспитательном отношении, т.е отражает значительный факт общественной и личной жизни человека. Трудно предугадать, что может быть значимо для детей на празднике: где, в чём и как проявляется его непосредственность, чувства, творческая фантазия? Но можно проектировать события, значительные для активных натур ребят. Значимость и событийность определяются общими для детей признаками:
-абсолютная добровольность участия и согласие во всех правилах праздника;
-свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, которые отличаются от учебной деятельности;
-необходимость каждому ребёнку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности;
-разумная цикличность праздников, учитывая природный календарь и структуру учебного процесса;
-коммуникативный характер праздников;
-наличие в праздниках народных традиций, обычаев, символов, атрибутов.
«Предметом» (идеей) праздника может быть, что угодно, независимо от этого праздник для педагогов – это ещё один из мостиков к детям и наоборот.
Крупнейший педагог 20 столетия А.Макаренко писал: « Детских праздников не должно быть много. Пусть праздники будут!»
Цель методической разработки
В данной методической разработке использован этнографический материал районов Пермского края.
Цель методической разработки – привлечь внимание студентов к истокам национальной культуры и развивать чувство гордости за историю своего Отечества, на примерах обычаев и традиций населения Пермского края.
План вечера
Тема: «Уральские посиделки»
Основные задачи:
1.Помочь студентам осмыслить, осознать глубину русских праздников и их социальную направленность.
2.Развитие чувство патриотизма, гордости за нашу национальную историю, традиции, обычаи.
3.Развитие уважения к людям в признании значимости каждого участника вечера в целом
4.Равитие познавательного интереса к истокам прошлого
5.Стимулирование потребности молодёжи к общению, позитивному самовыражению
Оснащение вечера (эпоха 18-19вв):
-макет угла «русская изба», стол лавки.
-домашняя утварь
-половицы и рушники
— полотно «русская печь»
— самовары
— выпечка
Методика проведения вечера
Вечер «Уральские посиделки» готовился по типу русских посиделок 18-19 века(вечеринки). По словарю В.Даля : «посиделки – есть сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним вечерам и ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен». В сценарий этого вечера внесён фольклор как Пермского края, так и в целом русский национальный, а также поправки с учётом современных особенностей и склонностей молодёжи.
Подготовка к вечеру проходила следующими этапами:
1.Выбор темы вечера совместно со студентами.
2. Сбор фольклорного материала студентами и преподавателем.
3.Подготовка этнографических атрибутов эпохи с участием дошкольного учреждения д/с №35.
4. Выработка идеи о совместном сотрудничестве в сценарии с педагогом-воспитателем д/с №35 1 подготовительной группы детей.
5.Подготовка музыкального сопровождения: гармониста( из состава студентов), музыкальных отрывков русских народных песен, припевок и запевок жителей Пермского края, собранны студентами.
6. Репетиции.
7. Подбор вопросов к проведению викторины во второй части вечера с гостями ( зрителями).
Особенностью этого вечера является огромная и длительная подготовка к нему. Это связано, как с подбором этнографического материала, репетициями, так и подготовкой стилизации в проведении мероприятия.
Помещение, где проводится вечер, художественно оформлено аксессуарами старины — это: стол, лавки, печь, рушники, самовары, деревянная утварь, костюмы, половицы.
Интересным в вечере является то, что соединяются в исполнении как простые русские игры – потешки, частушки, в лице детей подготовительной группы Д/С №35, так и исполнение индивидуальных фольклорных песен, хоровода, забав, без музыкального сопровождения на основе собранного этнографического материала. Поэтому вечер заполнен своеобразными переходами, свойственным посиделкам Уральского региона в целом( от простого к сложному, от грустного к весёлому).
Ход вечера
(сценарий)
1 этап вечера. Зачин (Зазывной).
Хозяйка(ведущая, одета в национальный сарафан, кокошник):
— На завалинках, в светёлке.
Иль на брёвнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
— Мы сегодня с вами вместе
Собрались, уж коли в раз,
Начинаем с хлеба-соли
Старый русский перепляс.
Входит 3 девушки и выносят хлеб – соль.(одеты в нац. костюмы).
1 девушка: Нам начинать досталась роль
Не путайте с нагрузками
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские!
2 девушка: Жива традиция, жива,
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого, из нашего.
3 девушка: И потому принять изволь
То кто пришёл на посиделки
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб, и соль!
Обносят гостей(зрителей) хлебом – солью.
Хозяйка: Покатилась вечеринка
Та, что вяжет разговор
Обратим свой взор в старинку
Та, что пляшет и поёт!
2 этап. Детские посиделки. Выступление группы детей д/с№35
Звучит мелодия русской народной песни «Во садули, в огороде». Дети выходят в центр зала, одетые в национальные русские костюмы, останавливаются на фоне избы.
Хозяйка их приветствует: Как у наших у ворот
Собирается народ.
Девочка: Пришли мы с нитками, с пряжей, с платками
С узорчатыми кружевами!
Хозяйка: В мою горницу приглашаю,
Да как хозяйка повелеваю:
Петь плясать, не хандрить, не скучать!
Поделитесь шуткою,
Стихом, прибауткою.
Расскажите, где бывали,
Что весёлого видали?
Девочка: У Алёнки в гостях
Два цыплёнка в лаптях,
Курица в серёжках,
Петушок в сапожках,
Утка в сарафане,
Селезень в кафтане
И корова в юбке
В новом полушубке.
Мальчик: А сосед наш Елизар
Гонит муху на базар.
Муха – то хорошая
Продаётся дёшево.
Девочка: Акулина – пышка
На улицу вышла.
На камушек села,
Пять лягушек съела.
Мальчик: А у нашего Данилы разыгралася скотина:
Козёл пляшет, ножкой машет.
Журавли пошли плясать
Долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух, бух
Захватило братцы дух!
Хозяйка: Теперь порадую я вас
И спою для вас сейчас
Помогайте, не зевайте
Дружным хором подпевайте.
Хозяйка раздаёт детям игрушечные имитации музыкальных инструментов: балалайки, ложки, бубен, погремушки.
Мальчик: Музыканты хоть куда,
Да с инструментами беда:
И гребни, и колотушки.
Скажем: чудо из чудес –
Шумовой оркестр!
Хозяйка: Эй, девчонки – хохотушки,
Затевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Гармонист делает музыкальное вступление и дети поют по очереди частушки.
Девочка: По деревне я шла
И Ванюшку видела
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
Мальчик: На окошке два цветочка
Голубой, да аленький.
Я мальчишка боевой,
Хоть и ростом маленький!
Девочка: Оханьки, да ахоньки
Как ребята махоньки.
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней!
Мальчик: Мы пропели, что хотели
Поплясали от души,
Выходи на круг, кто смелый
Пой по звонче и пляши!
Входит девушка: Засиделись вы, заигралися.
Припозднились. Пора вам и по домам!
Хозяйка: Спасибо гостюшки дорогие, что заглянули ко мне в горенку, а на прощанье угощу я вас баранками.
Звучит музыка русской народной песни «Светит месяц».
Дети благодарят хозяйку за угощение: «Спасибо хозяюшка!» и выходят из избы (зала).
3 этап. Девичьи страдания.
Входят девушки, садятся (оживлённо смеются и начинают разговор).
1 девушка: Ой, девчата, видала вечор,
Андрюшка Исаев к Верке сватов
Присылал, да таких ладных!
2 девушка: А тебя завидки берут!
Боишься в девках засидишься!
Все дружно смеются.
3 девушка: Наташа, спой-ка свою затейливую,
Уж больно песня хороша.
Все девушки: Спой! Спой!
4 девушка-Наташа( пёт песню6 «Ой там, на горе» -соло, без аккомпанимента):
Ой, там на горе
Ой, там на высокой
Девица жила.
Увидел её казак удалой,
Решил её в жёны взять!
Скажи ты мне, красавица,
Пойдёшь замуж за меня!
Ой, нет, не пойду,
Другого люблю,
Сваво милого!
Девушки выводят Наташу в хоровод и начинают хороводную ( без аккомпанимента):
Как на кустике зелёном соловеюшко сидит,
Звонко громко он поёт, в терем голос подаёт.
А по травке по муравке красны девицы идут,
А котора лучше всех- та, сударушка моя.
Белым лицо круглоличка и наряднее всех.
Как Наташу не признать, как милую не узнать?
4 этап. Основной-игровой.
Прерывается хоровод, входят юноши переодетые в шкуру козла и разыгрывают девушек. (Игра- потешка, коми-пермяцкий фольклор).
5 девушка: Ба! Смотрите-ка, козёл!
Козёл-козлище, метлой бородища!
Откуда шагаеь, пыль поднимаешь?
Парни в шкуре: С мельницы… (блеют)
5 девушка: Козёл-козлище, большие глазища!
Что ты там делал? Зачем туда бегал?
Парни в шкуре: Молоть ходил…
5 девушка: Козёл-козлище, трубою хвостище!
Молол-то пшеницу, ячмень или ржицу?
Парни в шкуре: Овёс!
5 девушка: Козёл-козлище, нечесаный лбище!
Да как это вдруг молол ты без рук?
Парни в шкуре: Копытами, копытами! Рогами, рогами!
Вот так! Вот так!
(парни сбрасывают шкуру, пугают девушек, девушки визжат, и в избу входит с гармонистом ватага ребят в нац. одежде).
1 юноша: Заиграй, гармонь весёла.
Разгони тоску, печаль.
Пропоёмте — ка частушки,
Рты пошире разевай!
Гармонист играет проигрыш, молодёжь начинает петь частушки.
1 девушка: Начинаю я припевку
Первую начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную!
2 девушка: Говорят, я боевая,
Боевая, ну и что ж?
Моя мама боевая,
Ну, а я тогда в кого ж?
3 девушка: Я сирени наломаю
Набросаю у ворот.
Заплету я руссу косу
Пусть завидует народ!
1 юноша: На окошке два цветочка:
Голубой, да аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький!
2 юноша: Сам почистить раз в году
Я решил сковороду.
Но потом четыре дня
Не могли отмыть меня!
4 девушка: Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла!
Увидал меня Трезор,
Закричал: «Какой позор!»
3 юноша: На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе,
Умирает со смеху!
5 девушка: Я не папкина и не мамкина,
Я на улице росла.
Меня курица снесла.
6 девушка: Эх, топну ногой,
Да, притопну другой!
Устоять я не могу-
Характер такой!
7 девушка: Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася!
2 девушка: Ой, гармошечка-гудок
Своё дело знает.
Она в Ваниных руках,
Хорошо играет!
4 юноша: Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки!
3 девушка: Я пропела, что хотела,
Поплясала от души.
Выходи на круг, кто смелый,
Пой по звонче и пляши!
Гармонист делает музыкальное вступление к плясовой. Один из юношей подходит к девушкам и вызывает на танец «Барыня». По их примеру включаются все.
5 этап. Интеллектуальный.
Хозяйка прерывает плясовую:
Что-то вы разыгрались!
А остальные гости загрустили.
4 девушка: А мы их чайком угостим и развеселим!
Пейте, угощайтесь, главное не стесняйтесь.
Юноши выносят самовары и угощение.
1,2,3 девушки, которые участвовали в Зачине, подбадривают гостей «частушками под чаёк».
Частушки:
1 девушка: На столе у нас пирог
Пышки и ватрушки.
Так споём же под чаёк
Чайные частушки!
2 девушка: В пляске не жалей ботинки
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам!
3 девушка: Самовар блестит кипя,
Чай в нём пенится!
Погляди-ка на себя-
Ну и отраженьице!
1 девушка: Подавай мне чашку чаю
Ведь тебе не жалко чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
2 девушка: Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь вы сами
Вместо нас попробуйте!
Хозяйка: Ну, гости дорогие, угощайтесь и частушками нас удивите. Конкурс частушек (5 минут на сочинение). Хозяйка и девушки награждают всех баранками.
Хозяйка: Кто затейники у нас?
Выходите в круг сейчас!
С вами будем мы играть
И вопросы задавать.
Проводится одной из девушек викторина «Старина».
Девушка: А вопросы-то умные,
Не всякий-то знает.
Вопросы:
1.Как раньше кипятили чай в самоваре? ( Сейчас самовар электрический).
2.Что за старинное кушанье –« драники»?
3. Что за старинная игра в «бабки»?
4.Какие виды русской ухи существуют?
5.какое было любимое кушанье генералиссимуса А.В.Суворова?
6.Назовите любые предметы русской старины?
7.Где на Руси чаще всего собирался народ на чаепитие?
8.Назовите русские сказки, где героем является Иван — дурак?
9.Как назывался на Руси веник?
Девушка, юноша с хозяйкой объявляют победителей и награждают.
6 этап. Прощание.
Хозяйка: Посидеть за самоваром
Рады все, наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока!
Девушка: Мы делились новостями!
Юноша: Мы старались вас развлечь!
Хозяйка: Мы прощаемся с гостями
Говоря: до новых встреч!( произносят хором).
Гармонист играет мелодию из к/ф «Девчата»- песня«Старый клён», студенты становятся парно, по очереди кланяются и выходят.
Литература:
1.Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М. 2009.
2. Макаренко А. О воспитании. М.1998.
3. Даль В.Толковый словарь великорусского языка. М., 1995.
4.Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М.,2007.
5.Толстой Л. Зеркало русской литературы. М., 1995.
6. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. М., 2005.
7.Сборник. Русские народные традиции. М., 2001.
8.Мельников Печёрский. На горах. М., 2003.
9.Чёрный Г. Педагогическая технология массового праздника. М., 2000.
10. Фольклорно-этнографический материал по Пермскому краю. Собран студентами и преподавателем в течении 3 лет.
18.01.2022
Сценарий фестиваля народов России «Мы – разные, мы вместе, Россия наш общий дом»
. Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 400.000.Это русские , татары , башкиры , чуваши , чеченцы, армяне , мордва , белорусы , аварцы , казахи , удмурты , азербайджанцы , марийцы, немцы , кабардинцы , осетины , даргинцы , буряты якуты, кумыки , ингуши , лезгины
Оценить
14584
Содержимое разработки
Сценарий фестиваля народов России
«Мы – разные, мы вместе, Россия наш общий дом»
Ведущий 1:
Я люблю тебя, Россия!
Я хочу чтоб ты цвела!
Ведущий 2:
Словно птица в небе синем,
Распахнувши два крыла,
Ты согрела полпланеты –
Сто народов! Сто племен!
Ведущий 1: Мы – твои родные дети
Ведущий 2: Пусть синеет небосклон!
Ведущий 1:
Немцы, русские, башкиры,
И казахи и мордва,
Проживаем в добром мире
Как на дереве листва.
Ведущий 2:
И еще десятки разных
Наций, сел и городов!
Ведущий 1 : Этот день – наш общий праздник!
Ведущий 2 : Этот край – наш общий дом!
Ведущий 1:
Россией зовётся общий наш дом —
Пусть будет уютно каждому в нём,
Любые трудности вместе осилим,
В нашем единстве — наша сила
Ведущий: 2
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в нашей школе праздник – фестиваль народов России. Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 400.000 каждый.
Ведущий: 1
Это русские , татары , башкиры , чуваши , чеченцы, армяне , мордва , белорусы , аварцы , казахи , удмурты , азербайджанцы , марийцы, немцы , кабардинцы , осетины , даргинцы , буряты якуты, кумыки , ингуши , лезгины.
Ведущий 2
В то же время существуют 60 малочисленных народов, из которых 39 — северные. Общая численность коренных малочисленных народов — 500.000 человек, в том числе северных — 200.000. Около 140 тысяч жителей России называют себя казаками. На фестивале у нас представлены народы России.
Ведущий 1
Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете
Ведущий 2
Русские, татары, адыгейцы и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.
Ведущий 1. Оценить выступления наших ребят предоставляется нашему многоуважаемому жюри.
-
____________________________________________________________
-
____________________________________________________________
-
____________________________________________________________
-
_____________________________________________________________
-
_____________________________________________________________
-
_____________________________________________________________
Ведущий2:В конкурсе оценивается:
— Оригинальность авторского решения;
— Соответствие содержания заданной теме;
-Стилевое решение;
— Музыкальное оформление;
-Артистизм, искренность, связь со зрителем, простота, активная позиция исполнителя;
— Культура исполнения (внешний вид участника, эстетика);
-Сохранение традиций.
-Сценическая культура, реквизиты, костюмы, соответствие музыкального материала
Ведущий 1
Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Сегодня мы познакомимся с разными национальными культурами.
Ведущий 2:
Россия! Русь! Страна моя родная,
Любовью чистой я с тобой делюсь,
Ты для меня одна навек святая,
Тебе я низко поклонюсь.
Взрастила ты уж много поколений,
Народ свой дружный за собой вела,
Ты верила им сердцем без сомнений,
С людьми вершила добрые дела!
Ведущий 1: Наш фестиваль мы начинаем с представления русской культуры
Я русский человек, и русская природа
Близка мне, я ее пою
Я русский человек, сын своего народа
Я с гордостью гляжу на Родину свою
Ведущий 2 В годину бед она всегда бывала
Единой, несгибаемой, стальной
Врагу навстречу Русь моя вставала
Одною дружной, грозною стеной.
И по призыву Дмитрия Донского,
По зову Минина она шагала в бой,
Не зная страха, гордо и сурово
Вздымая знамя славы над собой.
Встречайте ученики 9 класса представители русской культуры
Ведущий 2:
Татарстан, цвети Татарстан,
Лазурь своих вод и рек сохрани.
Расцветай в веках Татарстан,
Да всем блага твои служить могли.
Ты есть – Татарстан,
Ты будь – Татарстан,
Родимый Свет-Булгарстан!
Как Ты начиналась «не с меча»,
Да в трудах созидалась жизнь,
Свою землю холила не спеша,
О чем народ и слагает Гимн!
Ты наш – Татарстан,
Ты всех – Татарстан,
Воспетый в песнях, Гулистан*!
Татарскую национальную культуру представляет учащиеся 10 класс
Ведущий 1:
Сколько нас, нерусских, у России –
И татарских и иных кровей,
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
Пусть нас и не жалуют иные,
Но вовек – ни завтра, ни сейчас –
Отделить нельзя нас от России –
Родина немыслима без нас!..
Ведущий 2:
Довольно интересная информация. Вот бы увидеть что-нибудь из культуры этого народа.
Ведущий 1:
А сейчас ты скажем стихами замечательного русского поэта А.С. Пушкина
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
Ведущий 2:
Мы любим степи, вольный их простор
И трель кузнечика в вечерний час.
А ты громады снежных гор,
Хребтами к небу вскинутый Кавказ.
И кто же нас сумеет обвинить,
Что мы с тобой не про одно поем, —
Степной простор и гребней снежных нить –
Не это ли мы Родиной зовем?
Встречайте представителей кавказкой культуры ученики 8 класс
Ведущий 1
В борьбе за волю были мы едины,
И труд, и дом наш вместе бережем,
И в дни торжеств, и в бедствия годины
Едины мы, плечом к плечу идем.
Ведущий 2 : Бурятия! Славное место! Горы и степи, рядом Восток,
Быстрые реки, тайга говорливая, Жизни моей беспокойной исток.
Чудные песни Саян несравненных, Воды Аршана вкусны,
Грозные ветры Байкала могучего Ждут приближенья весны.
Зимы здесь русские, а лето – восточное, Осень строга и чиста.
Так лучезарны, тихи и загадочны Мудрого Будды святые места.
Вед 2: Культуру Бурятии представляет ___6_ класс
Вед 1: Кто хоть раз пройдёт вдоль наших рек, В синие глаза озёр заглянет,
Для того — проверьте сами! – станет Край удмуртский памятный навек.
Край удмуртский, родные просторы — лес, перелески, холмы да поля!
Красою рек твоих, красою берегов.
Удмуртия, ты родина моя.
Нет красивее и роднее для меня.
Твои поля, твои леса — душа твоя.
Удмуртия, Удмуртия моя
Представители Удмурской культуры-ученики 11 класса
Ведущий2:
Звенит над тундрой песня сквозь века:
В ней голос ветра, птиц живые трели,
Трещит костёр, беснуется река,
Грохочут льды и шепчутся капели…
Над великою тундрой восходит заря,
Мчатся нарты средь снежных равнин
Встречайте представителей Народов Севера ученики 5 класса
Ведущий 2
В России проживает 61 тысяча карелов. Необычные для нашего времени обряды проходят через всю жизнь карел. Они уникальны и тесно связаны с бытом этого народа.
Люблю тебя, Карелия,
Твои озёра ясные,
И водопады грозные,
И тихие луга.
Люблю тебя, Карелия,
Твои леса прекрасные,
И вечера морозные,
И белые снега.
Забыться, утонуть в течении быстрых рек
Готов с тобой душою родной твой человек.
.
Представители карельского народа –ученики 7 класса
2 ведущий:
Россия! Русь! Страна моя родная!
Любовью чистой я с тобой делюсь,
Ты для меня одна навек святая.
Тебе я низко в пояс поклонюсь.
1 ведущий:
Взрастила ты уж много поколений,
Народ всегда ты за собой вела,
Ты верила всем сердцем без сомненья,
С людьми вершила добрые дела.
Представление народа
1 ведущий : Гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого. Никогда не говори о ней плохих слов. Это глупо и несправедливо: ведь плохих наций нет, есть плохие и хорошие люди в любой нации, в том числе и в твоей. Сейчас мы немного познакомимся с нашими гостями
Ведущий 2 Для того чтоб наиболее полно окунуться в атмосферу нашего фестиваля предлагаем познакомить нас со своим народом
Ведущий 1 Каждый класс собирал информацию о самобытности своего народа и сегодня представляет её вашему вниманию
Ведущий 2 Нас сейчас ждет самый познавательный конкурс ,мы практически сможем познакомиться с культурой народов России
первое выступление предоставляется хозяйке фестиваля –России -9 класс
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей
Ведущий 1 Татарстан -10 класс
В России мест красивых много,
Но Татарстан — мне всех милей!
Царица здесь одна — природа.
Здесь много рек,озер,полей.
Леса богатые,густые.
Восходы солнца — краше всех!
И люди честные,не злые.
Здесь часто слышен звонкий смех.
Тут матушка Казань — столица.
В округе много городов…
И невозможно не влюбиться
В наш Татарстан.В наш край хлебов.
Ведущий 2 Кавказ -8 класс
Кавказ! далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!…
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?..
Нет!прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество свое:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для нее.
Ведущий1 Бурятия -6 класс
Бурятия родная сторона.
В ней гул ветров
И рек журчанье.
В ней стук копыт,
Коней игривых в поле ржанье.
И чистоты Байкала-достоянье,
Ведущий 2:Удмуртия -11класс
Родная Удмуртия!
Не вижу я красивей края,
Расцветаешь!
Удмуртия, голубушка, как хороша!
Удмуртия, Удмуртия – девица-душа.
Пусть растут в Удмуртии травы и цветы,
Хотим мы жить в Удмуртии
невиданной красы!
Ведущий 1:Народы севера
И пусть суровыми бывают наши зимы,
Не страшен ни мороз мне, ни пурга,
Ты и зимой
красив, мой край любимый,
Одетый в девственные белые снега…
Здесь по весне всё оживёт, растает, схлынет,
Раскинет тундра множество озёр,
И перелетных птиц к себе всех примет,
Даруя красочный, весенний свой ковер.
Ведущий 2:Карелия-7класс
Карелия, Карелия, как ты мне мила,
Милы твои озера, реки и леса,
И это впечатление никак нельзя забыть,
И остается только Карелию любить
Кухня
Ведущий 2 Мы добрались до самого вкусного конкурса «кухня народов России»
Каждый народ нашей многонациональной страны имеет свою самобытную кухню и свои представления о том, какой должна быть правильная и полезная еда. В каждой кухне есть свои вкусные блюда, однако, далее мы поговорим о самых вкусных национальных блюдах из разных регионов России.
Ведущий 1Каждый класс получил домашнее задание –приготовить национальное блюдо своего народа.
Ведущий 2 Не только приготовить ,но и рассказать о нем .
Ведущий 1И вот и настал момент когда мы наконец увидим шедевры кулинарии
Сдобные ватрушки, расстегаи, плюшки
В России с давних пор пекли!
Любили жаворонки, коврижки и плетёнки,
Рецепты караваев берегли!
Ведущий 2 Куллама,чумар, чельпек, коймак –
Только замесить успеют руки –
Кош-теле, тутэрма, катлама
С маком – смак поваренной науки…
Ведущий 1 Жир моржа и оленина, кто-то ,,квашен» в мерзлоте,
Кровь оленя, строганина — угощенья ещё те
Ведущий 2 Большинство блюд в странах Кавказа готовится на открытом огне. Считается, что так блюдо сохраняет свой вкус и становится сочным и ароматным
Ведущий1 Стряпаем мы их с картошкой,
И с капустой, и с грибами,
Да и с мясом можно печь их,
Ну, конечно, это….( перепечи
Ведущий 1Жюри предстоит сделать очень сложный выбор
Ведущий 2 Оценивает внешний вид блюда, информацию о блюде, соответствие национальным традициям кухни ,вкусовые качества блюда .
Творческое задание :
Ведущий1На нашем фестивале присутствуют делегации народов России Они привезли нам частичку своей культуры.
Ведущий2 Они спешат передать национальный колорит танцев или наоборот характерное спокойствие и степенность некоторых народов.
Ведущий 1 Сейчас нас ждет самый зрелищный конкурс .мы практически сможем почувствовать атмосферу каждого народа России.
Ведущий 2 Жюри будет оценивать соответствие хореографии национальному колориту , оригинальность исполнения , наличие элементов национального костюма ,правильное музыкальное сопровождение.
Ведущий 1Толерантность – слово иностранное,
Но для всех понятное давно,
Будь терпимым к дальнему иль странному,
Отстраненным, будто бы в кино.
Речь здесь не идет о равнодушии
И о черствости никто не говорит.
Деликатность и терпение к живущему
Рядом, нам совсем не повредит.
Ведущий 2:
Будь терпимым ко всему иному:
К вере, взглядам, мыслям и одеждам
И тогда, пожалуй, ясно всякому,
Тихая затеплится надежда.
Что мы можем жить такие разные,
В этом мире вечного движения
А для обретенья толерантности
Нужно просто чувство уважения.
Песня «Я, ты , он, она…»
Ведущий 1. Вот и закончилось наше путешествие по наше большой и не объятой стране России!
Ведущий 2.Мы желаем всем мира, счастья, дружбы, согласия. Чистого неба, яркого солнца.
Ведущий:Большое спасибо участникам и организаторам нашего фестиваля. До новых встреч!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/480286-scenarij-festivalja-narodov-rossii-my—razny
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Сценарий фестиваля народов России
«Мы – разные, мы вместе, Россия наш общий дом»
Ведущий 1:
Я люблю тебя, Россия!
Я хочу чтоб ты цвела!
Ведущий 2:
Словно птица в небе синем,
Распахнувши два крыла,
Ты согрела полпланеты –
Сто народов! Сто племен!
Ведущий 1: Мы – твои родные дети
Ведущий 2: Пусть синеет небосклон!
Ведущий 1:
Немцы, русские, башкиры,
И казахи и мордва,
Проживаем в добром мире
Как на дереве листва.
Ведущий 2:
И еще десятки разных
Наций, сел и городов!
Ведущий 1 : Этот день – наш общий праздник!
Ведущий 2 : Этот край – наш общий дом!
Ведущий 1:
Россией зовётся общий наш дом —
Пусть будет уютно каждому в нём,
Любые трудности вместе осилим,
В нашем единстве — наша сила
Выступление хора учителей с песней « Хохлома»
Ведущий: 1
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в нашей школе праздник – фестиваль народов России. Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 400.000 каждый.
Ведущий: 2
Это русские (115.869.000 человек — 80% населения страны), татары (5.558.000), украинцы (2.943.500), башкиры (1.673.800), чуваши (1.637.200), чеченцы (1.361.000), армяне (1.130.200), мордва (844.500), белорусы (814.700), аварцы (757.100), казахи (655.100), удмурты (636.900), азербайджанцы (621.500), марийцы (604.800), немцы (597.100), кабардинцы (520.100), осетины (514.900), даргинцы (510.200), буряты (445.300), якуты (444.000), кумыки (422.500), ингуши (411.800), лезгины (411.600).
Ведущий 1
В то же время существуют 60 малочисленных народов, из которых 39 — северные. Общая численность коренных малочисленных народов — 500.000 человек, в том числе северных — 200.000. Около 140 тысяч жителей России называют себя казаками. На фестивале у нас представлены 11 народов России.
Ведущий 2
Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете
Ведущий 1
Русские, татары, адыгейцы и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.
Ведущий 2. Оценить выступления наших ребят предоставляется нашему многоуважаемому жюри.
-
Жаренова Тамара Николаевна-директор нашей школы , заслуженный учитель Р.Ф.
-
— заместитель директора по воспитательной работе.
-
Перфилова Юлия Вячеславовна-заместитель директора по научной работе.
-
Филатова Ирина Генадьевна— заместитель главы города Лакинска
-
Жаренов Никита Евгеньевич-педагог-организатор
-
Гоголева Вера Генадьевна— социальный педагог
-
Родичкина Ольга Владимировна— библиотекарь
-
Алексеева Ольга Николаевна— заместитель директора по учебной работе
Ведущий1: В конкурсе оценивается:
— Оригинальность авторского решения;
— Соответствие содержания заданной теме;
-Стилевое решение;
— Музыкальное оформление;
-Артистизм, искренность, связь со зрителем, простота, активная позиция исполнителя;
— Культура исполнения (внешний вид участника, эстетика);
-Сохранение традиций.
-Сценическая культура, реквизиты, костюмы, соответствие музыкального материала
Ведущий 2:
Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Сегодня мы познакомимся с разными национальными культурами.
Ведущий 1:
Россия! Русь! Страна моя родная,
Любовью чистой я с тобой делюсь,
Ты для меня одна навек святая,
Тебе я низко поклонюсь.
Взрастила ты уж много поколений,
Народ свой дружный за собой вела,
Ты верила им сердцем без сомнений,
С людьми вершила добрые дела!
Ведущий 2: Наш фестиваль мы начинаем с представления русской культуры
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Татары мы и русские,
Грузины и карелы.
Мы черные и русые,
Мы смуглые и белые,
Мы школьники ровесники
Хорошие друзья!
Живем в России вместе мы-
У нас одна семья!
Ведущий 2:
Татарская земля…
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края,
Где б также почитали их.
Татарскую национальную культуру представляет учащиеся_______________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Армения, красивая страна,
Там есть великая гора,
И озеро там, где вода чиста как небо голубое.
Есть в мире светлая страна,
Там чудных дней она полна.
Ведущий 2:
Армянский народ один из древнейших современных народов. Армянскую нацию представляют ученики________________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Узбекистан, звезда Востока —
Страна улыбок, песен, cвета.
Вдали так грустно, одиноко
Без жарких поцелуев лета!
Ведущий 2:
С культурой Узбекистана нас познакомит_______________________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Кто жил и вырос в Кыргызстане,
Тот не забудет никогда,
Весной — цветущие тюльпаны,
И вкус речного родника.:
Ведущий 2:
Встречайте! Учащиеся___________________ представят нам народ Киргизии.
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Сколько нас, нерусских, у России –
И татарских и иных кровей,
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
Пусть нас и не жалуют иные,
Но вовек – ни завтра, ни сейчас –
Отделить нельзя нас от России –
Родина немыслима без нас!..
Ведущий 2:
Когда Всевышний землю раздавал,
Таджики пили чай.
Но, спохватились,
Кто-то первым прибежал:
«А где же наша?»
«Вот, что осталось – получай!»
Тут и другие подошли:
«А где луга, поля, где лес?»
Да, здесь, по сути, нет земли.
Одни лишь горы до небес».
«Друзья, таджики, я не виноват,
Тут в этом деле – не зевай.
Кому достался Плоскоград,
Ну, а кому – зелёный чай.
___________________ класс расскажет о солнечном Таджикистане
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Если Вы были в Казахстане, но не видели белую казахскую юрту на зеленых лугах джайляу, вы не сможете почувствовать настоящую полную жизнь казахов.
Юрта — одно из самых старых и самых больших изобретений евразийских кочевников. Во все времена это было практическое и удобное жилье
Казахская юрта. Белоснежный купол в зелени предгорного джайляу, сказочные переливы ковров и текеметов, идеальная сборно-разборная конструкция жилища кочевника, что это — легенда или реальность? Возможно, все вместе и еще много других чудес и таинств заключает в себе уникальный, веками отшлифованный феномен традиционного переносного дома казахов.
Ведущий 2:
А что, кроме замечательного переносного жилья есть у казахов? Мы об этом расскажут ребята из_______________________________________________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Азербайджан страна огней
Страна игидов и друзей
Страна распахнутых дверей
Страна Бабека, Короглы,
Страна Новруза и весны
Азербайджанский народ, являющийся одним из наиболее древних народов мира, по праву гордится своими историческими памятниками материальной культуры, своей богатой литературой, искусством и музыкальной культурой.
Ведущий 2:
Довольно интересная информация. Вот бы увидеть что-нибудь из культуры этого народа.
Ведущий 1:
Ваше желание будет исполнено. Сейчас ученики _________________ класса нам представят культуру народа Азербайджана.
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 2:
А сейчас ты скажем стихами замечательного русского поэта А.С. Пушкина
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
Ведущий 1:
Грузия – страна с древнейшей и богатейшей самобытной культурой, толщи которой простираются вглубь тысячелетий. Знание о ней и признание ее богатства, давно пересекло национальные границы и вышло на международный уровень, так как является культурным достоянием и наследием всего человечества.
Ведущий 2:
Да, у этого народа, я слышала, очень интересная культура. Не мешало бы и посмотреть. На сцену приглашаются ученики __________________________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Цыгане на протяжении ряда веков оставались для науки своеобразной загадкой. Столетия минули с тех пор, как, покинули они свою древнюю родину и разбрелись по всему свету, и теперь едва ли отыщешь государство,
Ведущий 2:
У речной изложины —
Пестрые шатры.
Лошади стреножены,
Зажжены костры.
Странно под деревьями
Встретить вольный стан —
С древними кочевьями
Сжившихся цыган!
Цыга́не — собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признанием «цыганского закона». Об этом и многом другом нам расскажут ребята________________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Мы любим степи, вольный их простор
И трель кузнечика в вечерний час.
А ты громады снежных гор,
Хребтами к небу вскинутый Кавказ.
И кто же нас сумеет обвинить,
Что мы с тобой не про одно поем, —
Степной простор и гребней снежных нить –
Не это ли мы Родиной зовем?
Ведущий 2:
Сколько есть нардов у Кавказа–
Гордые езиды, осетины
Строгие чичены, ингуши
Отделить нельзя Вас от России
Ведь недаром русские поэты,
Посвящали Вам свои стихи!
Встречайте _________________________________________________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1
В борьбе за волю были мы едины,
И труд, и дом наш вместе бережем,
И в дни торжеств, и в бедствия годины
Едины мы, плечом к плечу идем.
Чуваши (самоназвание — чăваш) — коренное население Чувашской Республики. Чуваши подразделяются на две субэтнические группы — северо-западных (вирьял, «верховые») и юго-восточных (анатри, «низовые»), имеющих свои культурные и диалектные отличия.
А про обряды, обычаи наших чувашей расскажет________________________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1
А сейчас поговорим о калмыках.До начала XX в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство.
Ведущий 2
Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стало расти его значение.
Ведущий 1
Да, калмыков по численности меньше, чем цыган, но думаю у них, как у каждого народа есть свои обычаи и традиции, про которые скажут нам ученики __________________________________________________________ класса
Выступление ____________________________________ класса
2 ведущий:
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
1 ведущий:
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
На сцену приглашаются ребята __________________ класса.
Выступление ____________________________________ класса
2 ведущий:
Якутия моя – просторный край России.
И распростерся он могучий и широкий,-
С зеленою тайгой и морем темно-синим,-
Далеко-далеко на северо-востоке.
В Якутии рассвет – что хвост лисицы красной,
А вечера ее – как соболиный мех.
Весною дым листвы висит на небе ясном,
Зимою как песец ее сверкает снег.
1 ведущий:
Хотя и говорят, что край у нас суровый:
Метели, мерзлота и мало теплых дней,-
А я вот говорю, что край у нас здоровый,
Что лучше края нет и нет его щедрей.
Как ласточка к гнезду, как парусник к причалу,
Так сердцем я тянусь в родимые края.
Порой мне кажется, что здесь берет начало
Россия – родина великая моя
Выступление ____________________________________ класса
2 ведущий:
Мордовия…
Я вижу в этом слове
Простор лесов зелёных и лугов
И пение птиц, летающих на воле,
Журчание рек, несущих свой поток.
1 ведущий:
Здесь люди любят помогать друг другу
Все вместе обойдём мы много бед.
В Мордовии живу я и горжусь ей!
Ведь лучше края в мире нет!
Выступление ____________________________________ класса
2 ведущий:
Россия! Русь! Страна моя родная!
Любовью чистой я с тобой делюсь,
Ты для меня одна навек святая.
Тебе я низко в пояс поклонюсь.
1 ведущий:
Взрастила ты уж много поколений,
Народ всегда ты за собой вела,
Ты верила всем сердцем без сомненья,
С людьми вершила добрые дела.
Ведущий 2:
Толерантность – слово иностранное,
Но для всех понятное давно,
Будь терпимым к дальнему иль странному,
Отстраненным, будто бы в кино.
Речь здесь не идет о равнодушии
И о черствости никто не говорит.
Деликатность и терпение к живущему
Рядом, нам совсем не повредит.
Ведущий 2:
Будь терпимым ко всему иному:
К вере, взглядам, мыслям и одеждам
И тогда, пожалуй, ясно всякому,
Тихая затеплится надежда.
Что мы можем жить такие разные,
В этом мире вечного движения
А для обретенья толерантности
Нужно просто чувство уважения.
Песня «Я, ты , он, она…»
Ведущий 1. Вот и закончилось наше путешествие по наше большой и не объятой стране России! Результаты будут объявлены на линейки.
Ведущий 2. Мы желаем всем мира, счастья, дружбы, согласия. Чистого неба, яркого солнца.
Ведущий: Большое спасибо участникам и организаторам нашего фестиваля. До новых встреч!
СЦЕНАРИЙ ФЕСТИВАЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР «Венок Дружбы»
Спиридонова Светлана Геннадьевна,
педагог-организатор, учитель музыки
МБОУ «СОШ №2» п.г.т. Уренгой
Пуровского района
Цель мероприятия: формирование у учащихся – представителей разных национальностей и вероисповедания понятия «Мы — Россияне» — единый дружный многонациональный народ нашей общей родины – России.
Задачи:
— воспитание у учащихся чувства уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории ЯНАО;
— воспитание чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных наций и вероисповеданий;
— создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива и семей;
— воспитывать толерантное отношение к народам России, путем познания народных традиций, обычаев, посредством народных песен, танцев и игр.
Звучит народная музыка. Все гости рассаживаются за столики. Хозяева определённой национальности оформляют свой стол, согласно традициям своей национальности.
I ЧАСТЬ. ВСТУПЛЕНИЕ
На фоне стихотворения исполняется хоровод «Веночек»
Живой венок для вас, друзья, сплетаю я, |
Наш отчий дом, Россия, |
Выходят ведущие
ВЕД.1.: Добрый день!
ВЕД.2.: Здравствуйте, дорогие гости!
ВЕД.1.: Мы рады приветствовать всех вас в гостеприимных стенах нашей школы!
Участник 1: Русский, татарин, белорус и чечен. Разных народов большая семья И этим гордиться должны мы, друзья. |
Участник 2: Уренгоем зовётся общий наш дом Пусть будет уютно каждому в нём Любые трудности вместе осилим В нашем единстве — наша сила |
ВЕД.2.: Россия — страна многонациональная. Даже в нашей школе учатся дети – представители 28 разных национальностей.
ВЕД.1.: И все мы живем единой семьей в дружбе и согласии.
ВЕД. 2.: Именно этой дружбе, этому единству нашей большой многонациональной семьи мы посвящаем II общешкольный Фестиваль национальных культур «Венок дружбы», посвящённый Году культуры в России! (аплодисменты)
ВЕД.1: С приветственным словом ко всем участникам нашего фестиваля обращается директор школы
Фанфары, аплодисменты
ВЕД. 1.: Наш фестиваль в едином хороводе
Здесь собрал людей со всех сторон
ВЕД. 2.: Земли народной, сердцу милой,
Что Родиной с тобою мы зовём.
ВЕД. 1.: Разрешите представить гостей нашего фестиваля:
-
Глава муниципального образования посёлок Уренгой Алексей Викторович Романов
-
Специалист Администрации по работе с детьми и молодёжью Светлана Николаевна Карнишина
-
Настоятель Уренгойского храма «Введение в храм пресвятой Богородицы» отец Николай
-
Имам Уренгойской мечети Салман Султанович Аюпов
-
Представители детской школы искусств посёлка Уренгой: директор — Бережная Лариса Алексеевна и хореографический ансамбль «Bеdu dens», руководитель – Ольга Андреевна Жиркова.
-
Представители средств массовой информации, а так же педагоги и учащиеся школы.
ВЕД.1.: Ну, и, конечно же, дружными аплодисментами приветствуем семьи, которые принимают участие в нашем фестивале.
ВЕД.1.: Это представители 8-ми национальностей (аплодисменты)
II ЧАСТЬ. ПРИВЕТСТВИЕ
Участник 1: Суровый край – от моря до Урала, Сотни озёр, больших и малых рек. Раскинулись просторы дикого Ямала, И вот сюда явился человек. |
Участник 2: Трудились вместе: ханты, белорусы, Кавказцы, русские и латыши. У них девизом стало слово «братство», Что родилось от сердца, от души. |
ВЕД.1.: А сейчас пришло время познакомиться с участниками.
ВЕД.2.: В нашем фестивале «Венок дружбы» участвуют представители 8 национальностей! Сегодня они раскроют перед нами красоту и неповторимый колорит культуры своего народа.
ВЕД.1.: Слово для приветствия предоставляется России!
Участники по столам здороваются на своём родном языке, называют республику, где родились, сколько уже живут в Уренгое. Всё сопровождается 2-3 слайдами.
ВЕД.1: Спасибо всем участникам за интересные рассказы о своих республиках! А мы продолжаем!…
Смена кадра, мелодии
ВЕД.2.: Суров мой Север лишь на первый взгляд,
Пусть ветры завывают за стеною,
ВЕД.1.: Здесь каждый вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!
ВЕД.2.: Здесь на великом Ямале живут рядом русские и немцы, казахи и татары,
ВЕД.1.: украинцы, белорусы, чеченцы и армяне,
ВЕД.2.: азербайджанцы, грузины, ханты, ненцы и люди многих других национальностей.
ВЕД.1: Но это ничуть не мешает нам мирно жить, понимать друг друга, учиться и трудиться на благо нашей общей Родины — России.
Под музыку выходят хор и ученики в национальных костюмах
Тебе пою, земля моя,
Твоим бескрайним далям,
Только воспеть твои края —
Одна смогу, едва ли.
звучит песня «Дороги России»
III ЧАСТЬ. ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС (обряд, песня, танец)
ВЕД.1.: Как у каждой птицы — своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура и праздники.
ВЕД.2.: Ведь именно в праздниках как в зеркале отражается характер и самобытность каждого народа.
ВЕД.1.: И сейчас мы приглашаем всех вас совершить интересное путешествие в прекрасный мир традиций народов, которые живут в Уренгое и учатся вместе в нашей школе.
ВЕД.2.: Первыми нас встречает РОССИЯ! Слышите, селяне с поля возвращаются.
ВЕД.1. А чьё ж это поле?
Россия показывает обряд «Спожинки», угощают гостей караваем.
ВЕД. 2.: Спасибо за хлеб-соль! А сейчас мы отправляемся в прекрасный ТАТАРСТАН!
Выступление татарской делегации. Танец
ВЕД. 2.: У России много добрых друзей и соседей. Одна из них БЕЛОРУССИЯ!
ВЕД. 1.: Об этом талантливом, трудолюбивом и гостеприимном народе поведает нам Белорусское братство.
Выступление белорусской делегации
ВЕД. 1.: Внимание! Внимание! Мы отправляемся в многонациональный ДАГЕСТАН!
ВЕД. 2.: Юль, а ты была когда-нибудь на дагестанской свадьбе?
ВЕД. 1.: Нет….
ВЕД. 2.: Тогда давай посмотрим.
Исполняется дагестанский танец и стихотворение
ВЕД. 1.: Спасибо за чудесное выступление
ВЕД.2.: Дорогие гости, просим поддержать дружными аплодисментами представителей КЫРГЫЗСТАНА!
ВЕД.1.: Киргизский народ уникален и неповторим в своей истории, культуре, традициях. Одним из самых главных и радостных событий является рождение ребёнка.
Выступление киргызской делегации
ВЕД. 2.: Азербайджанский народ — это один из наиболее древних народов мира. И он по праву гордится своими традициями и культурой.
ВЕД. 1: Дорогие друзья, встречайте дружными аплодисментами большое семейство АЗЕРБАЙДЖАНА!
Выступление представителей Айзербайджана.
ВЕД. 1.: Знаком ли вам тот край, Где щедрая природа Рассыпала дары свои по всем местам, |
На нивах, на лугах, на грядках огорода, В лесах, садах, по долам, по горам! |
ВЕД.2.: Я догадываюсь, о каком народе ты говоришь. Встречайте представителей солнечной МОЛДОВЫ!
Выступление представителей Молдовы. Звучат молдавские напевы
ВЕД. 1.: Спасибо за чудесное выступление
ВЕД. 2.: А сейчас на сцену приглашаются представители прекрасной БАШКИРИИ!
IV ЧАСТЬ. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ
ВЕД. 2.: А сейчас самая вкусная номинация!
ВЕД. 1.: Не надо напоминать о веками складывающихся традициях национальной кухни – удивительно разумной, полезной и отвечающей современным научным взглядам на рациональное питание.
В национальных костюмах участники представляют национальное блюдо.
-
О своих кулинарных традициях нам расскажет хлебосольная Россия!
-
солнечная Молдова!
-
Свою национальную кухню представляет прекрасная Башкирия
-
гостеприимная Белоруссия!
-
солнечный Кыргызстан
-
гордый Дагестан
-
солнечный Татарстан
-
гостеприимный Азербайджан
V ЧАСТЬ. ФИНАЛ
ВЕД.2.: Вот и закончилась конкурсная программа II общешкольного Фестиваля национальных культур «Венок дружбы»!
ВЕД. 1.: Мы хотим вручить нашим многонациональным семьям дипломы и памятные подарки.
ВЕД. 2.: Для церемонии награждения приглашается гость нашего фестиваля – глава Муниципального образования посёлок Уренгой Алексей Викторович Романов.
Награждение участников фестиваля.
ВЕД.1.: Многонациональность – это радужность, музыкальность, чувственность. Наши земляки – люди разных профессий, но всех нас объединяет любовь к родному Ямальскому краю.
ВЕД. 2.: И никто не помешает нам петь общие песни, водить общие хороводы, отмечать общие праздники.
ВЕД. 1.: И сегодняшний праздник — тому доказательство!
ВЕД. 2.: Быть может, не всё мы успели,
ВЕД. 1.: Быть может не всё получилось.
ВЕД. 2.: Но главное свершилось. Мы увидели, что мир вокруг нас так разнообразен, что мы так не похожи друг на друга, но у нас так много общего.
Выходят под песню «Я ты, он, она» ученики в национальных костюмах
Ямал собрал друзей в хоровод,
С нами он готов дружить круглый год,
Потому что дети всех народов, всех людей
Могут радость подарить планете всей!
Если будут веселиться и играть,
Песни петь, друзей не обижать…
И тогда им улыбнётся вся Земля –
Солнце, горы, птицы и моря!
Исполняется песня «Я, Ты он она». Куренова Люба, текст песни проецируется на экран.
ВЕД. 2.: Наш фестиваль закончился.
ВЕД. 1.: Но дружба между народами пусть никогда не кончается!
ВЕД.2.: Мир вашему дому!
ВЕД. 1.: А сейчас….. всех приглашаем на игровой двор!
(для детей проводятся народные игры)
5