Разработка мероприятия этнокультурного содержания для детей дошкольного возраста
Контекст решения: в центр дополнительного образования поступил одаренный ребенок редкой национальности. Характер одарённости – хореографическая.
Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Развитие интеллектуального потенциала ребёнка во многом зависит от учреждений, которые он посещает. Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях.
- Определение задачи мероприятия, его формы и содержания
Задачи мероприятия:
- Формировать у детей уважительное отношение к другим народам, их культуре и традициям.
- Выявить уровень сформированности толерантности у родителей и детей.
- Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников, и семей, посещающих детский сад
- Формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре других стран.
Форма мероприятия: Праздник «Хоровод дружбы»
2. Описание основных этапов подготовки, участников.
1 этап: Выявление национального состояния семей воспитанников с помощью анкетирования. Изучение научно-методической литературы по данной теме. Постановка целей, определение актуальности. Составление перспективного плана работы с детьми и родителями. Подбор материалов о разных национальностях, опираясь на ответы родителей в анкете (национальная музыка, народные сказки, костюмы разных народов). Привлечение родителей к предоставлению детских и взрослых национальных костюмов.
2 этап: Беседы с детьми о различных национальностях. Рассматривание кукол в национальных костюмах. Прослушивание народных музыкальных произведений, чтение и анализ народных произведений. Создание с родителями «Дерево дружбы» на котором будут развешаны буклеты с описанием обычаев, традиций, костюмов, игр разных национальностей. Разработка сценария праздника «Хоровод дружбы». Привлечение родителей к подготовке праздника (продумывание национального блюда, разучивание с ребёнком национального танца, песни).
3 этап: Организация выставки национальных костюмов. Проведение праздника совместно с родителями «Хоровод дружбы»
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, педагог дополнительного образования
3. Продумайте способы оценки успешности решения поставленных воспитательных задач.
Ожидаемые результаты
1. Дети имеют представление о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов.
2. Дети проявляют чувство любви, открытости и уважения к своей семье, сверстникам, взрослым, к своему народу.
3. В ходе различных видов деятельности дети проявляют чувства патриотизма и толерантности.
4. Родители компетентны в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.
Критерии оценки эффективности
1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.
3. Достижение ожидаемых результатов.
4. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников и их родителей.
Содержание праздника «Хоровод дружбы»
Вступительное слово: Уважаемые гости, мы начинаем наше необычное путешествие «Вокруг света за один день». Сегодня мы побываем на разных континентах, а также в разных странах. Вас ждет очень увлекательное путешествие, где вы узнаете о традициях и обычаях других народов, о национальных особенностях и у вас будет уникальная возможность за 1 день побывать в разных уголках мира! Вы готовы к такому путешествию? Тогда мы начинаем!
Звучит песня «Ты, я, он, она» дети входят в зал и рассаживаются на стульчики.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы очень рады видеть вас в этом зале, в этот час!
Наша планета щедра и богата:
Горы, леса и поля,
С нею знакомы все наши ребята,
Эта планета – Земля.
Она всех краше средь планет – сестер,
О ней сегодня поведем мы разговор.
Ее леса, сады – подобны чуду,
Моря и реки – трудно сосчитать,
И где бы ни были, встречаем мы повсюду
Народ, способный созидать!
В зал выходит девочка с глобусом в руках.
Девочка: (крутит глобус) Много на свете стран разных, чудесных, их посмотреть было б мне интересно!
Ведущий: Вот телевизор, включай и смотри.
Девочка: Не интересно твоё мне ТV.
Хочется мне поучиться ремеслам
Обычаи игры и танцы узнать.
Ждать неохота, когда стану взрослой.
Сейчас я мечту хочу в жизнь воплощать.
Ведущий: А ждать и не стоит
Тебе только нужно на празднике
Нашем сейчас побывать
И я обещаю, ты сможешь реально
Всему поучиться и много узнать.
Девочка: Тогда не будем зря время терять. Пора нам праздник начинать!
Девочка: Сегодня здесь мы вместе собрались
Из разных уголков земли
Чтобы устроить необычный карнавал,
С собой мы танцы и костюмы привезли,
Каких у нас никто не видел и не знал.
Ведущий: Звучите, ритмы громче, веселей,
Пора нам карнавал наш начинать!
Смелей, друзья, вставайте в круг быстрее-
Мы будем веселиться и плясать!
Дети встают полукругом и исполняется «Дружная песенка». Дети садятся на места.
Далее по очереди выходят дети, рассказываю про свой народ, про традиции и обычаи. А также представляю народное блюдо, танец или песню заранее подготовленные с родителями.
Между выступлениями детей проводятся игры разных народов, о которых рассказывают дети.
Во время такого мероприятия новый ребёнок сможет познакомить детей со своей национальностью, со своими традициями и обычаями, а также проявит свой хореографический талант посредством показа танца своего народа.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Караганка»
Новоорского района Оренбургской области
Составила: Тулемисова Наталия Петровна,
учитель
английского языка,
руководитель
кружка
«Традиции
народов России»
Цель: создание условий для формирования
гражданской позиции обучающихся, предполагающей уважительное отношение к
культуре других народов.
Задачи:
— расширение кругозора обучающихся в
области национальных особенностей, обрядов и традиций русского и казахского народов;
— воспитание толерантного отношения
к обычаям и ценностям других народов;
— развитие творческих способностей
обучающихся;
— развитие познавательных интересов.
Оборудование :Интерактивная доска, компьютер, проектор,
карточки с заданиями, атрибуты национальной одежды.
Участники праздника: учащиеся 5-6 классов
Ход праздника:
Мероприятие
начинается с песни «Гляжу в озера синие…» в исполнении учителя.
Здравствуйте,
дорогие ребята! Мы все живем в нашей огромной богатой стране, как одна большая
дружная семья. Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за
всю историю своего существования. Но рассматривать семью важно и как носитель
многовекового опыта традиций и обычаев. Когда в семье по-настоящему ценят,
уважают и любят друг друга, то их совместная жизнь многогранна и интересна.
Выходят две
девушки в национальных костюмах и читают стих Владимира Степанова:
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна,
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
Эти слова
могут сказать люди разных наций и народностей, которые живут в России, а
таких народов более 100 проживающих на территории нашей Родины. Все они говорят
на разных языках, верят в разных богов и имеют свои национальные традиции.
А вы знаете какие народности проживают в Оренбургской области?
Согласитесь,
как приятно прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать её, свой род, свою
историю. Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много-много лет, даже
столетий. На Руси в старину говорили, что дом и всё, что в нем есть; и песни, и
вышивка, и доброе слово- делают семью богатой.
Но сегодня на
нашем празднике мы уделим особое внимание двум культурам. Посмотрите на себя,
на окружающих вас людей и ответьте, что это за народы? Правильно, мы поговорим
о казахской и русской культурах. Все мы очень разные, но сегодня мы найдем
много общего, и то, что сблизит нас и сделает нашу «семью» крепкой и дружной.
Это и будет изюминкой нашего вечера.
Песня
«Я, ты, он, она – вместе целая страна»
Историю народного костюма
Нам было бы полезно очень
знать!
Костюм — о людях призовет
подумать,
О быте, нравах может
рассказать.
Вы все одеты
в традиционные костюмы, которые надевались по разным случаям. В давние времена
все наряды шились и украшались вручную, да в сундук складывались. Накануне народных гуляний
распахивались тяжелые сундуки. Вот и сейчас мы попробуем наполнить наши сундуки
предметами одежды (учащимся раздаются карточки с названиями предметов одежды,
головных уборов, а они должны правильно распределить их по сундукам- казахский
и русский)
1
сундук: сарафан,
рубаха, лапти, душегрея, кокошник, понева, кушак.
2 сундук: тюбетейка, башлык, шапан, жаулык, шалан,
камзол, купе.
Вот мы и
наполнили наши сундуки и узнали много интересного об одежде этих народов. Они
одевались по праздникам, важным событиям. А что же делали во время гуляний и
празднеств? Правильно, пели, танцевали.
Русский
народный танец «Калинка-малинка»
Народный танец не стареет!
Азартом пылким окрылен,
Он опьяняет, страстью греет
Нас с незапамятных времён!
Разнообразны ритм, движенья,
Там — вихрь! Здесь кружат не спеша.
Но в каждом есть, как откровенье,
Народов чувства и душа!
Народный танец всех волнует!
Любому сердце он зажжёт!
Ведь испокон веков танцует
Его Величество — НАРОД!
Танец
каждого народа уникален и неповторим. По его элементам мы можем догадаться,
кому он принадлежит. Вот сейчас мы и проверим.
(Учащиеся
делятся на 2 команды – в русских и казахских костюмах, звучит музыка (русская и
казахская), вся команда определенной национальности начинает повторять движения
за ведущим).
Мы как будто
очутились в сказке. В фольклоре русского и казахского народов есть народные
сказки. А как вы думаете, есть ли в них сходства? А сейчас мы это и проверим. Можно
увидеть сходство во внешности и характере героев.
(учащимся
предлагается «Разминка», нужно назвать героев русских сказок, похожих на
описание героев казахских сказок)
1.
Жалмауз
Кемпир —
демоническое существо в образе старухи. Обычно олицетворяет злое начало,
людоедка, похитительница детей.
2.
Жез Тырнак — злое демоническое существо в облике красивой
молодой женщины с медным носом и медными когтями, обладает чудовищной силой и
громким пронзительным голосом, своим криком она убивает птиц и мелких животных.
3.
В ветвях
дерева Байтерек, на самой его вершине, жила сказочная птица Самрук.
Каждый год в кроне дерева священная птица Самрук откладывала золотое яйцо —
Солнце, которое проглатывал дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни.
Это означало смену лета и зимы, дня и ночи, вечную борьбу Добра и Зла.
4.
Баян Сулу — красавица в казахских сказках наделена красотой
и умом.
5.
Айдаһар – злой демон. Он обычно представляется в образе
дракона (часто многоголового), он угрожает городу или стране гибелью. Чтобы
спасти народ, ему регулярно отдают на съедение стадо овец и девушку.
6.
Батыры в сказках наделены силой, благородством и
мужеством
7.
Алдар-Косе — вымышленный фольклорный персонаж казахских
сказок. Сын бедняка, находчивый и хитрый Алдар-Косе защищает бедных и, с
помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей, лентяев,
глупцов и даже чертей.
Старые народные сказки еще не
забыты. Их помнят и любят взрослые и дети. Сказки бывают разные: И в каждой
сказке всегда есть народная мудрость, которая гласит: «Сказка ложь, да в ней
намек, добрым молодцам урок». Это правда. Во всех сказках чему-то учат. Почти
во всех обязательно есть счастливый конец и победа добра над злом. Они учат
быть разумными, добрыми и честными. Если вдуматься в смысл сказок, то мы
поймем, что они учат нас быть добрыми, терпеливыми и трудолюбивыми. Также
как и пословицы.
«Найдите себе пару» (учащиеся получают карточки с русскими и казахскими пословицами,
должны под музыку найти себе пару)
Казахские
пословицы:
Железо испытывается
в огне, а человек в беде.
Народу
пробкой не закроешь рот.
Хоть и
дурной, да брат-родной, где возьмешь
хорошего
Дубину,
которую не поднимешь, за пояс не затыкай.
Потрудись, а
потом требуй.
Кто ходит тихо, тот пройдёт много
Цветет бутон там, где прижился
Что положишь
в котёл, то и попадёт в ложку
Русские
пословицы:
Друг
познается в беде.
На роток не
накинешь платок.
Родню не
выбирают
Руби дерево
по себе.
Что посеешь,
то и пожнешь.
Тише едешь, дальше будешь
Где родился, там и пригодился
Сколько
потопаешь, столько и полопаешь.
Казахская
песня «Дударай» в исполнении вокальной группы.
Продолжим
изучать традиции и обычаи русского и казахского народов. Ответьте на вопросы
викторины «Кто быстрее?»
1. Как
называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)
2. Какое угощение было обязательно
на этом празднике? (Блины.)
3. Какую обувь носили русские
крестьяне? (Лапти.)
4. Что такое изба? (Деревянный
крестьянский дом.)
5. Назовите русский сувенир,
известный во всем мире? (Матрёшка.)
6. Какое национальное дерево России?
(Берёза.)
Что считается
самым главным в крестьянской избе? (печь)
7. Так
называли простых людей, жителей сел и деревень, которые занимались земледелием
(крестьяне).
8. Без какого блюда
невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
9. Как звали девушку, которая
больше всего боялась Солнца? (Снегурочка.)
10. Она считалась у
славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и
дождей. (Кукушка.)
11. Что означает
старинное слово «око»? (Глаз.)
12.
Как называется
русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка.)
Ответьте «да» или «нет»:
«Наурыз»-христианский
праздник (нет)
«Бет
ашар»-сватовство (нет)
Шапан-
просторный длинный халат (да)
Тюрбан
–верхняя часть женского головного убора (да)
Христиане
красят яйца на новый год (нет)
Айт-христианский
праздник (нет)
Калым
платят за невесту (да)
«Бет
ашар»-открытие лица невесты (да)
Шапан –
головной убор у казахов (нет)
Тюрбан
– мужской халат (нет)
Кумыз –
это коровье молоко (нет)
На
Наурыз принято наряжать ёлку (нет)
И в
заключении нашего праздника хотелось бы подвести итоги. Для этого учащимся
предлагаются на выбор кусочки разноцветной пряжи, каждый цвет которой
символизирует самые главные ценности в отношениях между людьми (доброта,
дружба, уважение, доверие, любовь, понимание). Они становятся в дружный
хоровод, связывают эти нити, а ведущий сматывает их в один большой клубок,
создавая символ дружбы народов.
Культура
каждого народа неповторима и самобытна, так как складывалась веками. Не менее
важна проблема выявления общих начал. Определение и знание общности,
взаимных отношений двух народов учат нас уважать другие народы, сближает их и
роднит. И я решила изучить и сравнить казахско-русские обычаи и традиции в
семьях, так как я сама принадлежу к многонациональной семье.
(в конце всем
участникам раздаются небольшие памятные подарки в память о проведенном
мероприятии).
Каталог всероссийских педагогических конкурсов
Подать заявку на публикацию авторского материала в СМИ
Программа Международных педагогических конкурсов
Программы повышения квалификации педагогических работников
Принять участие в работе Экспертно-педагогического Совета
автор: Белименко Ирина Николаевна
педагог-организатор ГАПОУ ТО “Ишимский медицинский колледж”
Сценарий фестиваля народных культур “Мы разные, но мы едины”
Сценарий проведения фестиваля национальных культур
Показ видеоролика «“Россия – многонациональное государство”
Песня «Мы единая страна» – Тропина Виктория
Фанфары выход ведущих:
Ведущий 1:
Я люблю тебя, Россия
Я хочу, что б ты цвела
Словно птица в небе синем,
Распахнувшей два крыла
Ты согрела, полпланеты
Сто народов, сто племен
Мы твои родные дети
Пусть синеет небосклон
Немцы, русские, башкиры
И казахи и мордва
Проживают в добром
Мире, как на дереве листва.
Ведущий 2: Добрый день уважаемые гости и участники открытого студенческого фестиваля национальных культур «Мы разные, но мы едины».
Ведущий 1: Данный фестиваль мы проводим в рамках празднования Дня Народного Единства, и посвящен он 75-летию со дня основания Тюменской области!
Ведущий 1: Мы рады приветствовать вас в этом зале!
Русские, казахи, татары и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.
Ведущий 2: Различия между народами огромны, разные история, религия, условия жизни, быта, особенности костюма, национальной кухни, традиции и обряды.
Ведущий 1: Слово для приветствия участников и гостей фестиваля предоставляется директору департамента по социальным вопросам САБАЕВОЙ Надежде Ивановне
Выступление Сабаевой
Ведущий 1: Готовясь к фестивалю, каждое учебное заведение собирало информацию о культуре выбранных ими народов, проживающих на территории РФ, и сегодня подготовили для нас концертные конкурсные номера
Ведущий 2: И сегодня вам будут продемонстрированы национальные традиции и обряды, и национальные песни, и танцы.
Ведущий 1: Ну а так, как это программа конкурсная, то оценивать все выступления будет строгое, но справедливое жюри.
– Лауреат областных и международных конкурсов в Санкт-Петербурге Лынник Светлана Алексеевна
– Искусствовед, руководитель Арт-галереи Лузина Юлия Владимировна
– руководитель народного самодеятельного коллектива «Эффект» и детского коллектива «Первые цветы» Мельник Елена Николаевна
Ведущий 2: Жюри объявлено, конкурсанты готовы? (смотрит за кулису) Готовы!
Ведущий 1: Мы Желаем удачи всем участникам фестиваля!
Ведущий 2: Фестиваль народных культур «Мы разные, но мы едины» – можно считать открытым!
ГИМН РФ
Ведущий 1: Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни.
Ведущий 2: с русским народным танцем на сцену выйдут танцевальный коллектив «Русь» Ишимского медицинского колледжа. Встречайте!
- Русский народный «Калинка»
Ведущий 1: Белорусская культура – одна из древнейших европейских культур. Традиции и обычаи белорусского народа сохранили такие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Дожинки.
Ведущий 2: Народное музыкальное искусство Белоруссии соприкасается с народной музыкой русского и украинского народа, западных и южных славян, значитительная группа старинных песен связана с календарными обрядами, существовавшими у земледельческих народов.
Ведущий 1: И первый номер Белорусской традиции прозвучит от Вокального дуэта «Midnight» Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ «Абдымi мяне». Встречаем!
- Вокальный дуэт «Midnight», «Абдымi мяне»
Ведущий 2: А мы встречаем следующую конкурсантку Прокопцову Елену с народной белорусской песней «Ой устану я раненько».
- Елена Прокопцова «Ой устану я раненько»
Ведущий 1: и в завершении Белорусской национальности с песней «Миленький» встречаем Быструшкину Анастасию Ишимский педагогичексий институт им.П.П.Ершова.
- Быструшкина Анастасия «Миленький»
Ведущий 2: Традиции и обычаи Украины красочны и многообразны. Они передаются из поколения в поколение, а молодёжь старается о них не забывать. Некоторые обряды настолько интересны, что поражают воображение.
Ведущий 1: Гости страны часто могут сами окунуться в яркий мир украинской культуры и поучаствовать в каком-либо народном праздновании, послушать красивые песни на свадьбе, получить в подарок оберег или рушник с уникальной вышивкой, отведать обрядовую пищу – кутью, пасхальный кулич или блины. Только так можно поближе познакомиться с самобытной культурой Украины.
Ведущий 2: И конкурсный номер «Тримай» исполняет для вас Абрамова Екатерина. Встречаем!
- Абрамова Екатерина
«Тримай»
Ведущий 1: А мы встречаем Подворняк Ольгу и ее номер
- Подворняк Ольга
Ведущий 1: Ишимский многопрофильный техникум приготовил для нас целую композицию из номеров под названием «Мы живем на одной планете», здесь будет все и танцы и песни, поэтому давайте скорее посмотрим, что же они нам приготовили.
- Песня украинская + танец «Утушка» + песня Белорусская
Ведущий 2: Казахская культура – это отражение истории кочевого народа. На протяжении тысячелетий по казахским степям ходили племена кочевников, которые сформировали свое уникальное мировоззрение, создали своеобразные обычаи и традиции, и сотрудничали с соседними народами и культурами.
Ведущий 1: Сегодня казахская народная музыка считается достоянием культуры Казахстана, композиторы и музыканты создают новые произведения с обилием народных мотивов, а также сохраняется история музыкального творчества.
Ведущий 2: Песни казахов – неотъемлемая часть наследия народа Казахстана. О любви казахов к песням можно узнать из пословиц, поговорок и легенда, в которых повествуется о жизни известных певцов, музыкантов и поэтов. Именно казахская песня считается основным духовным богатством народа.
Ведущий 1: С песней «Бiр тiлек» на сцену выходит Асель Галиева Ишимский медицинский колледж. Встречаем!
- Асель Галиева «Бiр тiлек»
Ведущий 2: А всю красоту казахского танца вам продемонстрирует Студия казахской культуры «Айналайын»
- Студия казахской культуры «Айналайын»
Ведущий 1: В наши дни древняя традиция казахов находить невесту во время смотрин, которые называются «кыз кору», практически забыта, равно как и обычай вступать в брак по воле родителей. Молодые люди сейчас выбирают себе пару самостоятельно, женятся по любви. Однако были времена, когда семьи, имеющие маленьких детей, договаривались поженить их, не спрашивая мнения будущих жениха и невесты. В некоторых случаях подобные договоры заключались еще до рождения наследников, к примеру, если семьи желали породниться.
Ведущий 2: Свадебный обычай казахской культуры для нас продемонстрируют студенты Ишимского медицинского колледжа. Встречаем!
- Свадебный обычай ИМК Казахская культура
Ведущий 1: Всем известно, что творчество – это показатель развитости человека. Музыка, в свою очередь, является важнейшим компонентом искусства и культуры, поскольку в ней сквозь призму композиторов и её создателей отражается их духовный мир, понятие ценностей и окружающая среда.
Ведущий 2: Музыка по-прежнему играет важную роль в немецкоязычном мире, где появилось гораздо больше композиторов и исполнителей, чем можно было ожидать от территории такого размера.
Ведущий 1: И нам сегодня с вами выпала возможность в этом зале услышать немецкие песни от студентов нашего города. Встречаем Крестьянникову Анастасию с песней Walpurgisnacht
- Крестьянникова Анастасия «Walpurgisnacht»
Ведущий 2: Следующая конкурсантка с немецкой песней «Бременские музыканты» Екимова Софья. Встречаем бурными аплодисментами!
- Екимова Софья «Бременские музыканты»
Ведущий 1: Несмотря на то, что нынешнее разделение Корейского полуострова на Северную и Южную Корею привело к значительным различиям в современной культуре обеих стран, традиции и обычаи корейского народа и культура Кореи в целом едины для обеих стран.
Ведущий 2: Этнической характеристикой корейцев стали хорошие способности к пению, но плохие — к танцам. В чём причина, учёные пока не выяснили.
Ведущие 1: А какие способности к пению корейских песен у студентов Ишимского педагогического института, мы сейчас посмотрим. Встречаем Вокальный дуэт «Midnight» с песней «Universe»
- Песня «Universe» Вокальный дуэт «Midnight»
Ведущий 2: Мордва – это коренные жители России, проживающие в центральной части страны. Нация отличается добродушием и гостеприимством. Гостей встречают богато накрытым столом. Не зря на церковные праздники в мордовские поселения приезжали русские, чтобы отведать невероятно вкусные блюда местной кухни и хорошо повеселиться.
Ведущий 1: И сейчас Театр-студия «Эхо» Ишимского многопрофильного техникума покажут нам Весенний обряд «Тундонь Ильтямонь Чи». Встречаем бурными аплодисментами!
- Театр-студия «Эхо»
Весенний обряд «Тундонь Ильтямонь Чи».
Ведущий 1: Караимы сформировались как этнос в Крыму. Современная наука относит их к тюркской группе алтайской семьи народов.
Ведущий 2: Фольклор караимов – важнейшая составляющая духовной культуры.
Народное творчество сохранило упоминание хазар и сюжеты, аналогичные бытующим у тюрков далекого Алтая.
И студенты Ишимского многопрофильного техникума сейчас продемонстрируют «Один день из жизни караимов».
- «Один день из жизни караимов» Группа поваров 3 курса «Ёськин кот»
Ведущий 2: Ну вот и пришло время для подведения итогов, и мы провожаем наше многоуважаемое жюри вершить судьбы наших участников! Мы все с нетерпением будем ждать вас обратно!
Ведущий 1: Ну а пока музыкальная пауза, друзья!
Музыкальные номера
Видеоролики
Ведущий 1: Вот и подходит к концу наш фестиваль, целью которого было показать, что культура разных народов дополняет и обогащает друг друга. Все народы должны жить в мире и дружбе, так как все мы происходим от одних корней.
Ведущий 2: А самое главное то, что сегодня мы увидели, как разнообразен мир вокруг нас, что мы так не похожи друг на друга, но в то же время у нас так много общего.
Ведущий 1. И сейчас мы с удовольствием предоставляем слово жюри для оглашения результатов.
Ведущий 2: Для вручения дипломов участника и оглашения результатов по номинации «Вокал» на сцену приглашается Мельник Елена Николаевна
НАГРАЖДЕНИЕ
Ведущий 1: Для оглашения результатов номинации «Хореография» на сцену приглашается Лынник Светлана Алексеевна
НАГРАЖДЕНИЕ
Ведущий 2: Для оглашения результатов номинации «Обычаи и обряды» на сцену приглашается Лузина Юлия Владимировна.
НАГРАЖДЕНИЕ
Ведущий 1: Для подведения итогов и оглашения результатов конкурса презентаций «В дружбе народов-единство России!», на сцену приглашается педагог-организатор Ишимского медицинского колледжа Белименко Ирина Николаевна.
Награждение
Ведущий 2: Для подведения итогов конкурса «День национальной кухни» и выставки-ярмарки народных ремесел «Рукотворные чудеса» на сцену приглашается заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам Кирюхина Анастасия Валерьевна.
Награждение
Ведущий 2:
В нашем мире наций очень много,
И культура их всегда в цене.
Так пускай обычаи продлятся,
На родимой матушке Земле.
Ведущий 1.
Пусть культура бережно хранится,
Будут благосклонны небеса
К каждой из нетронутых традиций,
Что несут горячие сердца.
Ведущий 1: Мы желаем всем участникам фестиваля, всем присутствующим в зале мира и счастья!
Ведущий 2: Пусть каждый помнит, что … (вместе) Россия – наш общий дом!
До новых встреч!
Конспект
Конспект
DOCX / 674.14 Кб
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Презентация «
Презентация
PPTX / 1.92 Мб
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Карточки для групповой работы»
Карточки
DOCX / 19.68 Кб
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Видео файл»
https://cloud.mail.ru/public/vYSe/NzC9GQmtN
Конспект внеклассного мероприятия «Мы разные, но «солнце светит всем одинаково»
Целевая аудитория: группа 12-16 детей 2-4 класса
Тема: Мы разные, но «солнце светит всем одинаково» (Общие представления о мире в танцах разных народов России)
Форма: беседа с элементами исследования и танцевального мастер-класса
Цель: создание условий для формирования основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным традициям представителей народов России.
Задачи:
Обучающие: познакомить с историей возникновения народного танца, формировать понимание основной символики движений традиционных танцев народов России.
Развивающие: способствовать развитию музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству музыки и танца.
Воспитательные: повысить интерес к историческому прошлому народов России, к их танцевальному наследию.
Планируемый результат:
Личностный: Сформированное ценностное отношение к своей малой родине, России, уважительное отношение к традициям других народов России.
Метапредметный:
Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при фронтальной работе, работе в группе; владеют диалогической и монологической формой речи.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, воспринимает инструкции учителя.
Познавательные УУД: осознанно строят речевые высказывание в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений.
Предметный: имеют представление о происхождении и символике народных танцев: «Хоровод» (русский), «Осуохай» (якутский), «Крууга» (карельский), парный чеченский танец и сценический тувинский танец, основанный на этнических традициях народа, «Звенящая нежность».
Продолжительность: 30 минут
Место проведения: актовый зал или довольно просторный кабинет, где есть парты и стулья для работы в группах (4 группы по 3-4 человека) и место для танцевальных движений.
Оборудование: проектор, компьютер с колонками, экран
Подготовка: заготовить жетоны 4-х цветов по 3-4 штуки каждого цвета(конфеты в обертках разного цвета), распечатать листы для групповой работы и ручки.
Ход мероприятия:
При входе в кабинет дети получают по жетону (4 цвета) или по конфетке в цветных обертках. Необходимо для распределения по группам.
- Вступительная часть. Постановка учебной задачи. 2 мин
— Прочитайте, пожалуйста, тему. Её название мы с вами обсудим в конце занятия.
— Определите по кроссенсу, о чем будет классный час (Танцы).
- Основная часть.
- Просмотр видео. 3 мин
— Начнем разговор с задания. Я включу видео-файл, состоящий из 4 фрагментов танцев разных народов. Попробуйте догадаться, какой танец является народным танцем чечен, какой русских, а где тувинский или якутский танец. (Просмотр видео записи).
— Что вам помогло установить соответствие?
Всего в России проживают представители более 180 национальностей и этнических групп. И у каждой народности свои обычаи, костюмы, обряды, кухня, и, конечно же, танцы. Да, танцы разные, и сегодня мы узнаем, о чем танцует каждый народ.
- Рассказ о танце. 2 мин
— Танец является одним из самых древних видов искусства. Танцующий колдун, подражающий оленю, на стене пещеры во Франции был нарисован почти 18 тысяч лет назад.
В глубокой древности танец сопровождает практически всю жизнь человека: от рождения до смерти. С ритуального танца начинался трудовой день человека. Перед охотой древние люди имитировали весь процесс охоты для того, чтобы она была удачной. С ритуального танца, а позже и песни они начинали весной земледельческие работы.
Танцы, которые издревле живут в народе, — настоящая энциклопедия жизни. В каком бы далеком краю вы ни оказались, взглянув на танцы народа, вы живо почувствуете склад обитателей этой страны, существо их национального характера».
- Мастер-класс – игра. 5 мин
— Сюжеты танцев часто связаны с трудовыми процессами: кузнечное ремесло, охота или рыбалка, женские домашние занятия и т.д.
Поиграем в игру. Я покажу вам движение из народного танца, а вы попробуйте повторить движение и догадаться о символике данного элемента.
Учитель показывает движение тувинского танца, который символизирует охоту с луком, движение из русского хоровода – прядение, приветствие из карельского танца, движение похожее на движение птичьих крыльев из башкирского танца и «ковырялочку» (вспашка земли).
- Работа в группах. 10 мин
Комментарий к чеч. Танцу: В чеченском мифе «Как возникли солнце, луна и звезды» рассказывается о том, что «один искусный кузнец послал к прекрасной девушке сватов, не зная, что она его сестра. После ее отказа он взял золотую головешку и отправился к ней. Увидев его, девушка бросилась бежать. Он бежал за ней до тех пор, пока оба они не погибли. Искры от головешки превратились в звезды, от сестры осталось сияние, от брата — головешка. Они превратились в луну и солнце. И до сегодняшнего дня солнце не может догнать луну».
— Мы прослушали результаты работы всех 4 групп. Что заметили?
— Как вы думаете, почему люди посвящали солнцу свои танцы?
— Символ солнца у разных народов встречается не только в танцах, но и в вышивке, в песнях, в быту. Наши предки понимали, что солнце – это жизнь, поэтому и поклонялись солнечным божествам: Ярило и Дажьбог (славянская мифология), Пяйвятар (карело-финская богиня), Ар (армянский бог) и др.
— Как думаете, а есть ли у танцев разных народов другие общие символы?
— У разных народов есть схожие по символике, но не по пластике, танцы о войнах, об охоте, о домашних делах, есть свадебные народные танцы и похоронные. Все они разные, но символизируют одно и тоже.
- Танец крууга. 3 мин
— Есть еще один танец о солнце. В каком регионе мы живем? Какой карельский танец символизирует солнце? Карельский «хоровод» — крууга, действительно, тоже символизирует поклонение солнцу, только круг танцующих в крууге незамкнутый.
Танцуем круугу!
- Заключительная часть.
- Итог. 2 мин
— Прочитайте тему классного часа. Как вы ее понимаете. Какую мысль я хотела до вас донести?
- Рефлексия. 3 мин
— Подведем рефлексию в форме уже знакомой карельской руны. Добавьте в мной заготовленную форму вторую и четвертую строчки.
Мы сегодня танцевали танцы разные народов:
______________________________________
Что хотела я сказать Вам этим разговором, дети?
______________________________________
Источники:
- ЛЕЧА ИЛЬЯСОВ. Танцевальная культура чеченцев. [Электронный ресурс]: Ночхала и многое другое. Режим доступа: https://nohchalla.com/kultura/656-tancy-chechencev
- Национальный состав России. [Электронный ресурс]: Statdata.ru — Сайт о странах и городах. Режим доступа http://www.statdata.ru/nacionalnyj-sostav-rossii
- Танцевальная культура тувинцев. [Электронный ресурс]: Официальный портал Республики Тыва Режим доступа: https://rtyva.ru/region/culture/1329/
- Лукина А. Символика якутского кругового танца осуохай [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-yakutskogo-krugovogo-tantsa-osuohay
- Ондар И.О. Ритуально-обрядовая специфика танцевальной культуры тувинцев. [Электронный ресурс]: ВКонтакте. Режим доступа: https://vk.com/wall-105944631_53895
Актуальность.
В условиях национального возрождения
Российской Федерации приоритетной задачей в
сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными
знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Другими словами, мы должны развивать в детях
национальное самосознание, которое
рассматривается как высший уровень духовного
проявления личности.
Эта задача широко раскрывается в “Стратегии
развития воспитания в РФ на период до 2025 года”,
где одним из главных приоритетов считается
“формирование у детей высокого уровня
духовно-нравственного развития, чувства
причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России”.
Сегодняшняя молодежь находится в крайне
экстремальных условиях: переворот в социальном
укладе, экономический кризис сопровождаются
кризисом национального сознания. Нередко
подрастающее поколение воспитывается на основе
множества негативных субкультур, разрушающих
национально-культурную самоидентификацию
молодого поколения.
Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня
является сохранение общенационального единства
России, духовное оздоровление общества, что
невозможно без воспитания у подрастающего
поколения национального самосознания.
В школе необходимо создать условия для
воспитания у детей:
- активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных
культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества; - способствовать развитию культуры
межнационального общения; - формировать приверженности идеям
интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; - воспитывать уважительное отношение к
национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
Цель фестиваля национальных культур:
формирование у детей уважения к истории и
культуре народов России через знакомство с
народами, проживающими на территории Российской
Федерации, с их традициями и обычаями.
Задачи фестиваля:
— выявление талантливых детей, созданий условий
для реализации их творческого потенциала;
— знакомство с культурами народов, населяющих
территорию Российской Федерации;
— способствовать развитию в детской среде
ответственности и принципов коллективизма, что
способствует формированию чувства
гражданственности.
В эпоху реформ российской экономики, политики,
культуры следует помочь молодому поколению
сформировать такой уровень национального
самосознания, который позволит ему найти свое
достойное место в жизни, преобразовывать
национальную и гражданскую действительность,
управляя позитивным развитием общества.
При подготовке к фестивалю каждый класс (5-11)
выбрал одну национальность, которая проживает на
территории России. Провели исследовательские
работы с целью познакомиться с бытом, традицией и
национальным костюмом данного народа.
Сам фестиваль проходил 2 дня. Конкурсная
программа фестиваля включает следующие
номинации:
- “Национальные традиции и обряды”
Участники конкурса представляют описание или
демонстрируют национальные обряды, так же
рассказывают традиции своего народа.
- “Национальные игры”
Участники конкурса представляют национальные
и народные игры, проводя их на участниках
фестиваля.
- “Национальный костюм”
Демонстрация национального костюма или его
детали. Демонстрация сопровождается рассказом
об истории, символике и способов изготовления
данного изделия.
- “Декоративно-прикладное творчество”
В конкурсной программе данной номинации
принимают участие авторы творческих работ и
хранители семейных реликвий (народная игрушка,
вышивка, ткачество, лоскутное шитье, вязание,
плетение, бисер, резьба по дереву, керамика и т.
д.).
- “Блюдо национальной кухни”
Участникам конкурса необходимо: представить
приготовленные блюда, рассказать о национальных
традициях, связанные с этими блюдами, красочно
оформить рецепты представленных блюд.
- “Национальные песни и танцы”
Участники конкурса исполняют национальные
песни, произведения фольклора на национальном
языке, демонстрируют национальные танцы.
Участники конкурса могут выбрать любую
номинацию (допускается участие в нескольких
номинациях). Продолжительность выступления
участников не более 5 минут.
Победители (1-е, 2-е, 3-е места) в каждой номинации
фестиваля награждаются почетными грамотами. По
итогам фестиваля все участники награждаются
благодарностями.
Полученный результат полностью соответствует
поставленной цели. Приложение 1
Сценарий проведения фестиваля
национальных культур
1 день
Слайд 1. Звучит гимн России
Слайд 2. Фестиваль открывает вокальный
коллектив “Фантазия” песней “Ты живи, моя
Россия”. Приложение 2
Слайд 3.
Ведущий 1:
Я люблю тебя, Россия
Я хочу, что б ты цвела
Словно птица в небе синем,
Распахнувшей два крыла
Ты согрела, полпланеты
Сто народов, сто племен
Мы твои родные дети
Пусть синеет небосклон
Немцы, русские, башкиры
И казахи и мордва
Проживают в добром
Мире, как на дереве листва.
Слайд 4. Видеоролик “Россия –
многонациональное государство”
Слайд 5.
Ведущий 2: Россия является
многонациональным государством, что отражено
также в её конституции. На её территории
проживает более 190 народов
Ведущий 1:
Русские, казахи, татары и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.
Ведущий 2: Различия между народами огромны,
разные история, религия, условия жизни, быта,
особенности костюма, национальной кухни,
традиции и обряды.
Ведущий 1: Готовясь к фестивалю, каждый класс
собирал информацию о культуре одного из
выбранных им народов, проживающих на территории
РФ.
Ведущий 2. Следующий этап нашего фестиваля –
это представление собранного материала по шести
номинациям.
1. Национальные традиции и обряды
2. Национальный костюм
3. Национальные песни и танцы
4. Декоративно – прикладное творчество
5. Национальная кухня
6. Национальные игры
Ведущий 1: Ну а так, как это программа
конкурсная, то оценивать все выступления будет
строгое, но справедливое жюри.
Ведущий 2: Желаем удачи всем участникам
фестиваля.
Выступление по классам (5-7) (ведущие дают
краткую информацию о народе, а классы показывают
свою заготовку в одной из номинации).
Слайд 6. Респу?блика Алта?й — столица
Горно-Алтайск
Слайд 7. Чувашская республика – Столица
Чебоксары
Слайд 8. Корейцы волею судьбы оказались
оторваны от исторической Родины. Но, живя в
России, они чтят свои обычаи и традиции.
Слайд 9. Республика Башкортостан – столица
Уфа
Слайд 10. Жители России армянского
происхождения. Согласно переписи 2010 года, в
России проживало свыше 1182 тыс.
Слайд 11. Северная Осетия (Алания) – столица
Владикавказ
Слайд 12. Республика Татарстан – столица г.
Казань
Слайд 13. Удмуртская республика , столица –
Ижевск.
Слайд 14. Украинцы в России занимают 3-е место
по численности их постоянного населения,
фактически в России проживает более 5 млн
украинцев.
Слайд 15.
Ведущий 1:
Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.
Ведущий 2: Дорогие друзья, первый день нашего
фестиваля подошел к концу.
2 день фестиваля.
Слайд 1. Гимн России
Слайд 2 Песня “Звезда Россия”, вокальный
коллектив “Фантазия”. Приложение 3
Слайд 3.
Ведущий 1:
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним — тайга по нраву,
Другим — степной простор.
Ведущий 2:
У каждого народа язык свой и наряд.
Один — рубаху носит,
Другой — надел халат.
Ведущий 1:.
Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод.
Один — кумыс готовит,
Другой — готовит мёд.
Ведущий 2:
Одним милее осень,
Другим — милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна!
Ведущий 1: Мы продолжаем фестиваль
национальных культур.
Выступление по классам (8-11).
Слайд 4. Абхазия не входит в состав ни России,
ни Грузии. Но подавляющее большинство абхазцев —
80-90 % — являются гражданами России и говорят на
русском языке
Слайд 5. Согласно Конституции Республики,
Бурятия — демократическое правовое государство.
Входит в состав Сибирского федерального округа.
Столица — город Улан-Удэ.
Слайд 6. Казаки не являются отдельным народом.
Это представители сложной социальной группы,
военного сословия, которое сложилось на окраинах
русского государства в XV — XVII веках. В настоящее
время в Российской Федерации функционируют 11
казачьих обществ, в частности:
1. Забайкальское казачье войско;
2. Терское казачье войско;
3. Всевеликое войско Донское;
4. Волжское казачье войско;
5. Центральное казачье войско;
6. Енисейское казачье войско;
7. Иркутское казачье войско;
8. Кубанское казачье войско;
9. Сибирское казачье войско;
10. Оренбургское казачье войско ;
11. Уссурийское казачье войско.
Слайд 7. НИВХИ, нивх (самоназвание —
«человек»), гиляки (устаревшее), народ в
России. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре
и на острове Сахалин (главным образом в северной
части).
По данным переписи населения 2002 года в России
живет 5 тысяч нивхов.
Говорят на изолированном нивхском языке.
Официально считались православными, но
сохраняли традиционные верования (культ природы,
медведя, шаманство и др.).
Слайд 8. Русские являются наиболее
многочисленным народом в Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации
от 15 июня 1996 г. №909 “Об утверждении Концепции
государственной национальной политики в
Российской Федерации”, “межнациональные
отношения в стране во многом будут определяться
национальным самочувствием русского народа,
являющегося опорой российской
государственности”
Слайд 9. Русские цыгане — одна из самых
образованных национальностей в России с широким
спектром профессий. Заметно отличились они в
музыкальной области; стоят у истоков цыганского
романса.
Слайд 10. Чеченская республика – столица г.
Грозный. Чеченцы знамениты политиками, деятелями
культуры и искусства, спортсменами и
религиозными деятелями.
Слайд 11. Ведущий 1: Вот и подходит к концу наш
фестиваль, целью которого было показать, что
культура разных народов дополняет и обогащает
друг друга. Все народы должны жить в мире и
дружбе, так как все мы происходим от одних корней.
Ведущий 2: А самое главное то, что сегодня мы
увидели, как разнообразен мир вокруг нас, что мы
так не похожи друг на друга, но в то же время у нас
так много общего.
Ведущий 1. И сейчас мы с удовольствием
предоставляем слово жюри в номинации:
1. Национальные традиции и обряды
2. Национальный костюм (награждение +
музыкальный номер из лучших номеров,
представленных в номинации “Национальные песни
и танцы”).
3. Национальные песни и танцы (награждение +
музыкальный номер из лучших номеров,
представленных в номинации “Национальные песни
и танцы”).
4. Декоративно-прикладное творчество
5. Национальная кухня
6. Национальные игры
Ведущий 2:
В нашем мире наций очень много,
И культура их всегда в цене.
Так пускай обычаи продлятся,
На родимой матушке Земле.
Вед. 1.
Пусть культура бережно хранится,
Будут благосклонны небеса
К каждой из нетронутых традиций,
Что несут горячие сердца.
Ведущий 1: Мы желаем всем участникам
фестиваля, всем присутствующим в зале мира и
счастья!
Ведущий 2: Пусть каждый помнит, что … (вместе)
Россия – наш общий дом!
Песня всех участников фестиваля “Мы — оркестр”
Приложение 4
Сценарий фестиваля народов России
«Мы – разные, мы вместе, Россия наш общий дом»
Ведущий 1:
Я люблю тебя, Россия!
Я хочу чтоб ты цвела!
Ведущий 2:
Словно птица в небе синем,
Распахнувши два крыла,
Ты согрела полпланеты –
Сто народов! Сто племен!
Ведущий 1: Мы – твои родные дети
Ведущий 2: Пусть синеет небосклон!
Ведущий 1:
Немцы, русские, башкиры,
И казахи и мордва,
Проживаем в добром мире
Как на дереве листва.
Ведущий 2:
И еще десятки разных
Наций, сел и городов!
Ведущий 1 : Этот день – наш общий праздник!
Ведущий 2 : Этот край – наш общий дом!
Ведущий 1:
Россией зовётся общий наш дом —
Пусть будет уютно каждому в нём,
Любые трудности вместе осилим,
В нашем единстве — наша сила
Выступление хора учителей с песней « Хохлома»
Ведущий: 1
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в нашей школе праздник – фестиваль народов России. Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 400.000 каждый.
Ведущий: 2
Это русские (115.869.000 человек — 80% населения страны), татары (5.558.000), украинцы (2.943.500), башкиры (1.673.800), чуваши (1.637.200), чеченцы (1.361.000), армяне (1.130.200), мордва (844.500), белорусы (814.700), аварцы (757.100), казахи (655.100), удмурты (636.900), азербайджанцы (621.500), марийцы (604.800), немцы (597.100), кабардинцы (520.100), осетины (514.900), даргинцы (510.200), буряты (445.300), якуты (444.000), кумыки (422.500), ингуши (411.800), лезгины (411.600).
Ведущий 1
В то же время существуют 60 малочисленных народов, из которых 39 — северные. Общая численность коренных малочисленных народов — 500.000 человек, в том числе северных — 200.000. Около 140 тысяч жителей России называют себя казаками. На фестивале у нас представлены 11 народов России.
Ведущий 2
Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете
Ведущий 1
Русские, татары, адыгейцы и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.
Ведущий 2. Оценить выступления наших ребят предоставляется нашему многоуважаемому жюри.
-
Жаренова Тамара Николаевна-директор нашей школы , заслуженный учитель Р.Ф.
-
— заместитель директора по воспитательной работе.
-
Перфилова Юлия Вячеславовна-заместитель директора по научной работе.
-
Филатова Ирина Генадьевна— заместитель главы города Лакинска
-
Жаренов Никита Евгеньевич-педагог-организатор
-
Гоголева Вера Генадьевна— социальный педагог
-
Родичкина Ольга Владимировна— библиотекарь
-
Алексеева Ольга Николаевна— заместитель директора по учебной работе
Ведущий1: В конкурсе оценивается:
— Оригинальность авторского решения;
— Соответствие содержания заданной теме;
-Стилевое решение;
— Музыкальное оформление;
-Артистизм, искренность, связь со зрителем, простота, активная позиция исполнителя;
— Культура исполнения (внешний вид участника, эстетика);
-Сохранение традиций.
-Сценическая культура, реквизиты, костюмы, соответствие музыкального материала
Ведущий 2:
Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Сегодня мы познакомимся с разными национальными культурами.
Ведущий 1:
Россия! Русь! Страна моя родная,
Любовью чистой я с тобой делюсь,
Ты для меня одна навек святая,
Тебе я низко поклонюсь.
Взрастила ты уж много поколений,
Народ свой дружный за собой вела,
Ты верила им сердцем без сомнений,
С людьми вершила добрые дела!
Ведущий 2: Наш фестиваль мы начинаем с представления русской культуры
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Татары мы и русские,
Грузины и карелы.
Мы черные и русые,
Мы смуглые и белые,
Мы школьники ровесники
Хорошие друзья!
Живем в России вместе мы-
У нас одна семья!
Ведущий 2:
Татарская земля…
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края,
Где б также почитали их.
Татарскую национальную культуру представляет учащиеся_______________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Армения, красивая страна,
Там есть великая гора,
И озеро там, где вода чиста как небо голубое.
Есть в мире светлая страна,
Там чудных дней она полна.
Ведущий 2:
Армянский народ один из древнейших современных народов. Армянскую нацию представляют ученики________________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Узбекистан, звезда Востока —
Страна улыбок, песен, cвета.
Вдали так грустно, одиноко
Без жарких поцелуев лета!
Ведущий 2:
С культурой Узбекистана нас познакомит_______________________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Кто жил и вырос в Кыргызстане,
Тот не забудет никогда,
Весной — цветущие тюльпаны,
И вкус речного родника.:
Ведущий 2:
Встречайте! Учащиеся___________________ представят нам народ Киргизии.
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Сколько нас, нерусских, у России –
И татарских и иных кровей,
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
Пусть нас и не жалуют иные,
Но вовек – ни завтра, ни сейчас –
Отделить нельзя нас от России –
Родина немыслима без нас!..
Ведущий 2:
Когда Всевышний землю раздавал,
Таджики пили чай.
Но, спохватились,
Кто-то первым прибежал:
«А где же наша?»
«Вот, что осталось – получай!»
Тут и другие подошли:
«А где луга, поля, где лес?»
Да, здесь, по сути, нет земли.
Одни лишь горы до небес».
«Друзья, таджики, я не виноват,
Тут в этом деле – не зевай.
Кому достался Плоскоград,
Ну, а кому – зелёный чай.
___________________ класс расскажет о солнечном Таджикистане
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Если Вы были в Казахстане, но не видели белую казахскую юрту на зеленых лугах джайляу, вы не сможете почувствовать настоящую полную жизнь казахов.
Юрта — одно из самых старых и самых больших изобретений евразийских кочевников. Во все времена это было практическое и удобное жилье
Казахская юрта. Белоснежный купол в зелени предгорного джайляу, сказочные переливы ковров и текеметов, идеальная сборно-разборная конструкция жилища кочевника, что это — легенда или реальность? Возможно, все вместе и еще много других чудес и таинств заключает в себе уникальный, веками отшлифованный феномен традиционного переносного дома казахов.
Ведущий 2:
А что, кроме замечательного переносного жилья есть у казахов? Мы об этом расскажут ребята из_______________________________________________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Азербайджан страна огней
Страна игидов и друзей
Страна распахнутых дверей
Страна Бабека, Короглы,
Страна Новруза и весны
Азербайджанский народ, являющийся одним из наиболее древних народов мира, по праву гордится своими историческими памятниками материальной культуры, своей богатой литературой, искусством и музыкальной культурой.
Ведущий 2:
Довольно интересная информация. Вот бы увидеть что-нибудь из культуры этого народа.
Ведущий 1:
Ваше желание будет исполнено. Сейчас ученики _________________ класса нам представят культуру народа Азербайджана.
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 2:
А сейчас ты скажем стихами замечательного русского поэта А.С. Пушкина
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
Ведущий 1:
Грузия – страна с древнейшей и богатейшей самобытной культурой, толщи которой простираются вглубь тысячелетий. Знание о ней и признание ее богатства, давно пересекло национальные границы и вышло на международный уровень, так как является культурным достоянием и наследием всего человечества.
Ведущий 2:
Да, у этого народа, я слышала, очень интересная культура. Не мешало бы и посмотреть. На сцену приглашаются ученики __________________________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Цыгане на протяжении ряда веков оставались для науки своеобразной загадкой. Столетия минули с тех пор, как, покинули они свою древнюю родину и разбрелись по всему свету, и теперь едва ли отыщешь государство,
Ведущий 2:
У речной изложины —
Пестрые шатры.
Лошади стреножены,
Зажжены костры.
Странно под деревьями
Встретить вольный стан —
С древними кочевьями
Сжившихся цыган!
Цыга́не — собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признанием «цыганского закона». Об этом и многом другом нам расскажут ребята________________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1:
Мы любим степи, вольный их простор
И трель кузнечика в вечерний час.
А ты громады снежных гор,
Хребтами к небу вскинутый Кавказ.
И кто же нас сумеет обвинить,
Что мы с тобой не про одно поем, —
Степной простор и гребней снежных нить –
Не это ли мы Родиной зовем?
Ведущий 2:
Сколько есть нардов у Кавказа–
Гордые езиды, осетины
Строгие чичены, ингуши
Отделить нельзя Вас от России
Ведь недаром русские поэты,
Посвящали Вам свои стихи!
Встречайте _________________________________________________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1
В борьбе за волю были мы едины,
И труд, и дом наш вместе бережем,
И в дни торжеств, и в бедствия годины
Едины мы, плечом к плечу идем.
Чуваши (самоназвание — чăваш) — коренное население Чувашской Республики. Чуваши подразделяются на две субэтнические группы — северо-западных (вирьял, «верховые») и юго-восточных (анатри, «низовые»), имеющих свои культурные и диалектные отличия.
А про обряды, обычаи наших чувашей расскажет________________________
Выступление ____________________________________ класса
Ведущий 1
А сейчас поговорим о калмыках.До начала XX в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство.
Ведущий 2
Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стало расти его значение.
Ведущий 1
Да, калмыков по численности меньше, чем цыган, но думаю у них, как у каждого народа есть свои обычаи и традиции, про которые скажут нам ученики __________________________________________________________ класса
Выступление ____________________________________ класса
2 ведущий:
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
1 ведущий:
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
На сцену приглашаются ребята __________________ класса.
Выступление ____________________________________ класса
2 ведущий:
Якутия моя – просторный край России.
И распростерся он могучий и широкий,-
С зеленою тайгой и морем темно-синим,-
Далеко-далеко на северо-востоке.
В Якутии рассвет – что хвост лисицы красной,
А вечера ее – как соболиный мех.
Весною дым листвы висит на небе ясном,
Зимою как песец ее сверкает снег.
1 ведущий:
Хотя и говорят, что край у нас суровый:
Метели, мерзлота и мало теплых дней,-
А я вот говорю, что край у нас здоровый,
Что лучше края нет и нет его щедрей.
Как ласточка к гнезду, как парусник к причалу,
Так сердцем я тянусь в родимые края.
Порой мне кажется, что здесь берет начало
Россия – родина великая моя
Выступление ____________________________________ класса
2 ведущий:
Мордовия…
Я вижу в этом слове
Простор лесов зелёных и лугов
И пение птиц, летающих на воле,
Журчание рек, несущих свой поток.
1 ведущий:
Здесь люди любят помогать друг другу
Все вместе обойдём мы много бед.
В Мордовии живу я и горжусь ей!
Ведь лучше края в мире нет!
Выступление ____________________________________ класса
2 ведущий:
Россия! Русь! Страна моя родная!
Любовью чистой я с тобой делюсь,
Ты для меня одна навек святая.
Тебе я низко в пояс поклонюсь.
1 ведущий:
Взрастила ты уж много поколений,
Народ всегда ты за собой вела,
Ты верила всем сердцем без сомненья,
С людьми вершила добрые дела.
Ведущий 2:
Толерантность – слово иностранное,
Но для всех понятное давно,
Будь терпимым к дальнему иль странному,
Отстраненным, будто бы в кино.
Речь здесь не идет о равнодушии
И о черствости никто не говорит.
Деликатность и терпение к живущему
Рядом, нам совсем не повредит.
Ведущий 2:
Будь терпимым ко всему иному:
К вере, взглядам, мыслям и одеждам
И тогда, пожалуй, ясно всякому,
Тихая затеплится надежда.
Что мы можем жить такие разные,
В этом мире вечного движения
А для обретенья толерантности
Нужно просто чувство уважения.
Песня «Я, ты , он, она…»
Ведущий 1. Вот и закончилось наше путешествие по наше большой и не объятой стране России! Результаты будут объявлены на линейки.
Ведущий 2. Мы желаем всем мира, счастья, дружбы, согласия. Чистого неба, яркого солнца.
Ведущий: Большое спасибо участникам и организаторам нашего фестиваля. До новых встреч!