Сценарий мероприятия, посвященный 70 –летию ПОБЕДЫ
Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства
гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой
Отечественной войне.
Задачи:
— Развивать интерес студентов к историческому
прошлому нашей страны, военной истории Отечества.
— Пропаганда песен военных лет и стихотворений
военной тематики.
— Противодействовать попыткам фальсифицировать
события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Оформление:
В фойе (1 этаж) – Аллея ПАМЯТИ: перед
входом стол, с правой стороны, красная скатерть (углом), обвита георгиевской
лентой, портрет в рамке погибшего героя, вещевой мешок, стакан с водой и кусок
хлеба, свеча. Книга памяти, письма с фронта. При входе в Аллею памяти справой и
левой стороны размещаются стенды с фотографиями, (форматА3, А4 ламинированные)
портреты известных российских полководцев, военачальников, (фотографии из
семейных альбомов студентов и преподавателей техникума) родственников
погибших героев Отечественной войны —1941—1945 гг. На столах выставка книг
о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Актовый зал оформление: задний фон задрапирован черной тканью. Цифры 1941-1945
(красный цвет цифр), георгиевская лента разделяет середину стены, внизу –
вечный огонь, справа от огня 2 гвоздики. На полу, вдоль задрапированной стены
свечи. Экран. Окна – затемнить. Свет – приглушенный, только на сцене.
Перед
налом мини-спектакля, звучит музыка Моцарта (Лакримоза)
За экраном голос: Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…Это нужно —
не мертвым! Это надо — живым! Парни в военной форме в глубине сцены (10
чел), стоят, опустив головы. В зале свечи, полумрак.
После
этих слов парни произносят фамилии и имена погибших. Выходят медленно на шаг
вперед, произносят (фамилию, имя погибшего бойца от первого лица ) и медленно
шаг назад. Поочередно с левой и с правой стороны шеренги.
На
экране : «…ЭТО нужно НЕ МЕРТВЫМ, ЭТО НАДО ЖИВЫМ!….»
На
фоне тихой, спокойной музыки (о войне) выходит девушка, в школьной форме и
читает стихотворение «Я никогда не видела войны».
Стихотворение
“Я никогда не видела войны”
Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.
Спасибо Вам, что нам не
довелось
Представить и узнать такие муки.
Спасибо Вам за солнце яркий свет,
За радость жизни в каждом миге
За трели соловья, и за
рассвет,
И, за поля цветущие ромашек.
Да, позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам! Мы очень любим Вас!
Поклон Вам от девчонок и мальчишек
1 ведущий: Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
2 ведущий: Люди! Покуда
сердца стучатся,- помните!
Какою ценой
завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою,
отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже
никогда не споет,- помните!
Детям своим
расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей
расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
На
экране видеоролик «Песок». Свет – выключен, на сцене горят свечи.
После
ролика «Песок» на фоне тихой музыки военных лет, усиливая выстрелами снарядов,
утихает на словах 2ого ведущего, со слов АХ, ВОЙНА….
1 ведущий:
22 июня 1941 г. фашистская Германия обрушила на нашу
страну страшный удар. 190 дивизий (5,5 млн человек), около 5 тыс. самолетов,
свыше 3 тыс. танков, изрыгающих огонь и свинец — все это двигалось на нашу
Родину, на наших бабушек, дедушек.
2
ведущий:
Ах, война, что ты подлая
сделала,
Стали тихими наши дворы,
На
экране видеоролики (Дети войны), звучит тихо музыка военных лет, чтец читает стихотворение,
за кадром Муса Джалиль «Варварство»
Муса
Джалиль «Варварство».
Они с детьми погнали матерей,
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами,
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Звучит музыка военных лет
1
ведущий: 23 июня 1941 года в райвоенкоматы края поступили
сотни заявлений от красноярцев об отправке их добровольцами на передовую. За
первые десять месяцев войны только комсомольские организации в крае рассмотрели
свыше 30 тыс заявлений об уходе комсомольцев в действующую армию.
2
ведущий: Велики подвиги тех, кому пришлось принять
первый удар врага. На стене Брестской крепости простой солдат написал кровью:
«Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина! » Да, они стояли насмерть. Получив
разрешение на отход, бойцы 28 –го отдельного пулеметного батальона не оставили
своих позиций. Бетонное укрытие – дот за номером 28 бил врага до последнего
патрона. Еще 8 дней этот клочок земли был наш!
1
ведущий: Даже тогда, когда кончились боеприпасы,
последний солдат, зажав в руках бутылку с горючей смесью, шел на вражеский
танк. И, лучшая в мире броня трещала и лопалась. В те дни, когда враг рвался к
Москве, весь мир узнал имена панфиловцев…28 солдат из дивизии генерал-майора
И.В.Панфилова под командованием политрука В.Г.Клочкова залегли у станции
Дубосеково (восточнее Волоколамска). На них надвигалось 50 немецких танков.
Этот рубеж стал линией смерти…Наши солдаты не дрогнули. Враг отступил. 18
танков сгорело на месте.
Исполняется
песня (Бьется в тесной печурке огонь)…
Бьется в
тесной печурке огонь,
На
поленьях смола, как слеза.
И поет
мне в землянке гармонь
Про
улыбку твою и глаза.
Про тебя
мне шептали кусты
В
белоснежных полях под Москвой.
Я хочу,
чтобы слышала ты,
Как
тоскует мой голос живой.
Между
нами снега и снега…
До тебя
мне дойти нелегко,
А до
смерти — четыре шага.
Пой,
гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее
счастье зови!
Мне в
холодной землянке тепло
От моей
негасимой любви.
2
ведущий: Война! Война!
В ушах
гремели взрывы,
Полнеба
дым пожарищ закрывал
И в
полный рост строги и молчаливы.
Все
встали на борьбу, и стар и мал.
На
экране фото солдат. Муэыка
Чтец в
военной форме читает стихотворение « Письмо с фронта»
Эдуард Асадов
ПИСЬМО С ФРОНТА
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую — слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры —
Все — сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры —
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И, вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
1943
Письма с фронта (читают парни,
девушки в военной форме)передвигаясь в хаотичном направлении на сцене. На
экране сменяющиеся фотографии войны…5-6 писем.В сопровождении музыки
1 ведущий: Тысяча
четыреста восемнадцать дней и ночей длилась война. Женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросались
они под пули, выносили раненых с поля боя. Женщины были разведчицами, пулеметчицами,
радистками. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоёвывая каждую
пядь родной земли. В тылу сутками не выходили из цехов заводов, делая автоматы
и снаряды. А самое главное, они ждали, когда придёт этот день, когда вернутся
домой их дети, мужья, любимые.
На экране фотографии
женщин, воевавших на фронтах. В сопровождении музыки
2 ведущий: На защиту нашей Родины встали в
строй на равнее с мужчинами и женщины – медики, наши земляки: Александра
Прокопьевна Лалетина (Краснощекова); Галина Георгиевна Ушакова; Валентина
Ксенофонтовна Корнилова; Мария Макаровна Прощенок; Карнова- Тусьмина Варвара
Георгиевна; Виндерлых (Белостокова) Анна Гавриловна; Софья Игнатьевна Дрокина;
Булгакова Мария Васильевна; Жданова Анастасия Андреевна; Курочкина Екатерина
Ивановна и многие, многие другие медицинские сестры, врачи, санинструкторы.
Песня — Вальс медсестры.
После исполнения песни, на сцене: имитация
окопа, две девушки читают стихотворение «Зинка» в военной форме. На экране
приглушенные отдельные разряды ,взрывы, вспышки….и тихая музыка
Мы
легли у разбитой ели.
Ждём,
когда же начнёт светлеть.
Под
шинелью вдвоём теплее
На
продрогшей, гнилой земле.
—
Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но
сегодня она не в счёт.
Дома,
в яблочном захолустье,
Мама,
мамка моя живёт.
У
тебя есть друзья, любимый,
У
меня — лишь она одна.
Пахнет
в хате квашней и дымом,
За
порогом бурлит весна.
Старой
кажется: каждый кустик
Беспокойную
дочку ждёт…
Знаешь,
Юлька, я — против грусти,
Но
сегодня она не в счёт.
Отогрелись
мы еле-еле.
Вдруг
приказ: «Выступать вперёд!»
Снова
рядом, в сырой шинели
Светлокосый
солдат идёт.
2
С
каждым днем становилось горше.
Шли
без митингов и знамён.
В
окруженье попал под Оршей
Наш
потрёпанный батальон.
Зинка
нас повела в атаку.
Мы
пробились по чёрной ржи,
По
воронкам и буеракам
Через
смертные рубежи.
Мы
не ждали посмертной славы.
Мы
хотели со славой жить.
…Почему
же в бинтах кровавых
Светлокосый
солдат лежит?
Её
тело своей шинелью
Укрывала,
я, зубы сжав…
Белорусские
ветры пели
О
рязанских глухих садах.
3
—
Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но
сегодня она не в счёт.
Где-то,
в яблочном захолустье,
Мама,
мамка твоя живёт.
У
меня есть друзья, любимый,
У
неё ты была одна.
Пахнет
в хате квашней и дымом,
За
порогом стоит весна.
И
старушка в цветастом платье
У
иконы свечу зажгла.
…Я
не знаю, как написать ей,
Чтоб
тебя она не ждала?!
Ведущий 1:
В этой войне наш народ
совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан,
участников подполья и самоотверженность тружеников тыла. Родина высоко оценила
подвиг сибиряков в годы Великой Отечественной войны. 1100 сибирякам было
присвоено звание Героя Советского Союза, из них из Красноярского края —192
человека. Погибло защищая нас, красноярцев – 165 тыс солдат и офицеров.
На фронт ушло красноярцев – сибиряков – 455 тыс.
Ведущий 2:
Поклонимся великим тем
годам
Тем славным командирам и
бойцам,
И маршалам страны и
рядовым,
Поклонимся и мертвым и
живым.
Почтим память наших
земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны минутой молчания.
(бой метронома, на
экране слайд с вечным огнем).в зале тишина
Ведущий 1: Путь к победе был долог и труден. Каждый миллиметр военного пути
был пропитан кровью и потом, усыпан трупами солдат и мирных жителей: стариков,
женщин и детей.
8 мая 1945 года в городе
Потсдаме был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
На экране салют ПОБЕДЫ, песня «День
ПОБЕДЫ»в исполнении Иосифа Кобзона .После первого куплета, на фоне тихой музыки
Ведущий 2: Война закончилась,
Но песней опаленной
Над каждым домом
До сих пор она кружит,
И не забудем мы,
Что 30 миллионов
Ушли в бессмертие,
Чтоб с нами жить.
После слов: Вспомним всех
поименно, горем вспомним своим…Это нужно — не мертвым! Это надо — живым! На
сцену выходят все участники, низко кланяются ветеранам.
(Время спектакля -40 минут)
Руководитель проекта: Игай Екатерина Леонидовна,
участники: Золина Наталья Анатольевна — куратор группы 211Лечебное дело.,
оформление «Аллеи ПАМЯТИ» — Золина Н.А., Игай Е.Л., Карнова Л.И
-библиотекарь техникума.
оформление актового зала — 11 группа отделение «Сестринское дело», классный руководитель –
Повх Лариса Анатольевна.
Музыкальное оформление – Новолодская Наталья Викторовна.
Классный час «Это нужно-не мертвым! Это надо-живым!»
1.Цели:
1.Способствовать формированию патриотических качеств школьников через уважение к подвигу советских людей в годы Великой Отечественной войны
2.Формировать непримиримое отношение к проявлению любой нацистской и неонацистской идеологии
2.Этапы проведения:
1.Групповые задания
1.Проверка коллективного группового задание по поиску материала о фашистских преступлениях на территории Брянского края в период оккупации.
2.По итогам групповой работы подготовить газеты по населенным пунктам, где произошел расстрел мирного населения.
3.Проведение беседы с учащимися класса по теме «Это нужно-не мертвым! Это надо-живым!», сопровождая ее показом презентации.
3.Ход беседы:
— Ребята, кто из вас может сказать, что такое фашизм? А нацизм? В чем их различия? (Высказывания учащихся)
— Послушайте определение данным понятиям, сравните их с вашими предположениями.
(слайд 3)
Фашизм — это националистическая идеология и политика в ряде европейских государств 20ых- 40ых годов, основоположником которой считается Бенито Муссолини.
Нацизм — это политическая идеология, которая была официальной в Германии с 1933 по 1945 год. Другое название — национал-социализм. Создателем данной идеологии является Адольф Гитлер. Нацизм является одной из форм фашизма и несет в себе черты расизма и антисемитизма.
Нацизм- это одна из форм фашизма, официально действующая в Германии в период нахождения у власти фашистской партии во главе с Адольфом Гитлером.
В настоящее время все чаще и чаще можно услышать попытки оправдания пособников нацизма. Их пытаются представить защитниками национальных интересов, борцами с тоталитарным режимом И.В. Сталина, игнорируя решения Нюрнбергского международного военного трибунала.
На мой взгляд, это возможно только тогда, когда нет подлинных знаний, конкретных фактов об их античеловеческих преступлениях и почти не осталось живых свидетелей.
-Как назывался порядок, установленных гитлеровцами на захваченных землях и что вы о нем знаете?
(Высказывания учащихся)
Выслушав ответы учащихся ведущий классного часа дополняет сведения фактическим материалом.
(слайд 4)
Рассказ ведущего:
На захваченных территориях гитлеровцы устанавливали так называемый «новый порядок», при котором формировались фашистские комендатуры, назначались органы власти и вводились правила, обязательные для соблюдения местными жителями. За нарушение этих правил следовало строгое наказание, в большинстве случаев — смерть.
Немецкий порядок принёс на нашу землю много горя и страданий. Отныне все было подчинено идее превосходства немецкой расы над другими народами. Неосторожное высказывание в адрес нового порядка, любое неповиновение немецким законом наказывалось очень сурово — исключения не делались никому.
Я хочу привести примеры воспоминаний узников концлагеря Дулаг-142, который располагался на современной территории 85-го ремонтного завода в Володарского района города Брянска в годы оккупации. (слайд 5) Пересыльный концлагерь Дулаг-142- самый крупный немецкий концлагерь на Брянщине, служивший сборно-пересыльным пунктом, откуда трудоспособное население угоняли на принудительные работы в Германию. В архивах ГКУ БО ГАБО – ЦДНИБО сохранились показания
узников лагеря: военврача Д.И. Миминошвили, граждан А.М. Сахненко,
Лукашевой, Прудникова.
Вот как они описывают лагерь и условия жизни в нем.
Вокруг лагеря были двойные проволочные ограждения. Сама территория лагеря была перегорожена множеством заборов из колючей проволоки.
На территории базы находилось более 10 бараков, предназначенных при советской власти для складских целей. В каждом таком бараке было размещено по 1200-1500 человек на деревянных четырехэтажных нарах, которые кишели насекомыми всех видов. Кормили военнопленных очень скудно: утром чай и 200 гр. хлеба для взрослых и 100 гр. для детей, в 5 часов – литр баланды из непросеянной гречневой муки на взрослого и 0,5л. на ребёнка.
Когда в лагере находились только военнопленные, питание было еще хуже, давали не проваренную гречиху или полусырые отбросы от овощей, а порой и вовсе ничего не давали.
За малейшие проступки следовали наказания. Например, если военнопленный вышел из шеренги или гражданское население собирало палки и щепки для приготовления пищи, людей избивали резиновыми плетками и лишали пищи. Евреев, политруков и коммунистов они привязывали к шесту на расстоянии 1,5-2-х метров друг от друга и гнали на минные поля, где они взрывались. Старух, женщин с детьми они наказывали за неправильное пользование уборной тем, что заставляли стоять в течение 2-3-х суток в холодном помещении без воды и пищи. За съеденный лишний кусочек хлеба систематически били розгами, заставляли лежать на льду.
В бараках царили сырость и холод. Первыми жертвами становились дети, затем стали умирать и взрослые, особенно старики. От голода и грязи вспыхнула эпидемия инфекционных заболеваний. От тифа, дизентерии, чесотки, заболеваний желудка умирало не менее 80% заболевших, так как ни медикаментов, ни питания для больных узников немцы не выделяли. Два раза в день вывозились на свалку телеги, нагруженные трупами военнопленных и гражданских.
Помимо того, что люди умирали от голода, их подвергали избиениям, расстреливали. Комендант Дулага-142 майор Вейзе лично расстрелял около 200 военнопленных и примерно столько же забил до смерти. Помимо того, что люди умирали от голода, их подвергали избиениям, расстреливали. Одновременно в лагере размещалось до 80 тысяч человек и ежедневно из него вывозили от 100 до 250 трупов.
Еще мне хотелось бы рассказать вам о трагедии, произошедшей в деревне Хацунь Карачевского района 25 октября 1941 года. (слайд 6)
24 октября 1941 года в деревне Хацунь Карачевского района несколько красноармейцев, выходящих из окружения, напали на трех фашистов и освободили группу из 6 военнопленных. Двое немцев были убиты, а третий, раненый, успел скрыться в лесу.
В то время в фашистских войсках действовал указ: за каждого убитого немецкого солдата казнить сто местных жителей. И утром 25 октября три отряда карателей собрали всех, кто находился в деревне. Некоторых жителей казнили с особой жестокостью. Остальных расстреляли, а деревню сожгли. В Хацунской трагедии погибло 318 человек, включая малолетних детей.
Хацунь стала одной из первых жертв немецкого геноцида на русской земле. Ее судьбу повторили 12 населенных пунктов Брянской области, а всего за годы оккупации на Брянщине были уничтожены свыше тысячи деревень.
Решение о создании в Хацуни музейного комплекса в память о жертвах фашизма было принято еще в 1977 году, однако воплотить в жизнь первоначальный проект в силу ряда причин не удалось. В 2009 году начались работы по полной реконструкции мемориала, открытие состоялось в день 70-летия трагедии Хацуни – 25 октября 2011 года. В торжественной церемонии открытия принимал участие и премьер-министр Владимир Путин. Сегодня в состав мемориального комплекса входят: музей, часовня, братская могила погибших жителей, 28 стел с мемориальными досками, стена памяти и другие объекты. Экспозиция музея поделена на две части. Первая часть рассказывает о мирной жизни довоенной деревни, вторая посвящена трагедии 25 октября 1941 года. Стена памяти с шестиметровой скульптурной группой: старик закрывает собой от штыков рыдающую мать с ребенком. Автор композиции — скульптор Александр Ромашевский. На площади возле музея установлены 28 гранитных стел с мемориальными досками в память о жертвах фашизма во всех 28 районах Брянской области. На месте захоронения жертв Хацуни установлены плиты с именами погибших в том порядке, в котором располагались дома расстрелянных семей.
Последствия действий оккупационных властей на территории Брянска с августа 1941 по сентябрь 1943 ужасают своей жесткостью. (слайд 7)
За этот период только в Брянске замучено и расстреляно 21011 человек, замучено и расстреляно 41640 военнопленных. Было установлено, что за время оккупации гор. Брянска и его окрестностей истребили 14318 чел. русского, еврейского и цыганского населения. Много советских граждан умерщвлено на пересыльном концлагере Дулаг-142. Кроме того, угнано в немецкое рабство было более 18000 человек. Население Брянщины уменьшилось за этот период на 725 тысяч.
За два года немецкой оккупации были разрушены все промышленные предприятия, более 70 процентов жилого фонда в городах и 85 тысяч домов сельских жителей. Враг уничтожил 930 населённых пунктов, 2930 колхозов, 23 совхоза. Ущерб, причинённый гитлеровцами народному
4.Подведение итогов.
Ребята, мы сегодня узнали о преступлениях фашистов на оккупированной территории Брянщины. Какой главный вывод можно сделать по итогам нашей совместной работы?
Подобной трагедии не должно повториться. Поэтому задача всех прогрессивных людей не допустить любые попытки реабилитации нацизма, противодействовать фальсификации истории, героизации нацистских преступников. Сделать все, чтобы подвиг советского народа остался в веках.
И закончить классный час хочу отрывком из стихотворения «Реквием» советского поэта Роберта Рождественского.
Люди!
Покуда сердца
стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, —
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полёт, —
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споёт, —
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звёздам
ведя корабли, —
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, —
заклинаю, —
помните!
Предполагаемая аудитория: учащиеся 5-8 классов.
Планируемые результаты: формирование чувства ответственности и долга перед Родиной, сопричастности истории, воспитание патриотических чувств.
Предварительная работа: записать воспоминания своих прадедушек, прабабушек о В.О.войне и подготовить выступление с демонстрацией фотографий; выучить наизусть стихи о войне (по выбору учителя), подготовка презентации и музыкального сопровождения.
Проект классного часа.
- Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, приближается 75-я годовщина Победы в В.О.войне. На уроках литературы мы приоткрыли страницу в мир художественной литературы о войне. Очень важно сейчас почувствовать свою причастность к тем далеким, но таким необходимым для нашей жизни годам; важно так же любить свою Родину, как ваши прадедушки и прабабушки; важно чувствовать свою ответственность за избранный жизненный путь.
Песня «Журавли» ( первый куплет — у нас это было выступление ребят под гитару, слайды 2-5)
Что вспоминают люди о войне?.. Они могут не помнить, что было вчера, неделю назад, но дни войны они не забудут никогда. Давайте послушаем, что вспоминали о войне ваши прадедушки и прабабушки.
- Выступления учащихся по воспоминаниям очевидцев событий. (При отсутствии личного материала, используем возможности школьного краеведческого музея). Выступления на фоне демонстрации слайдов 6-10.
- Сейчас мы услышали воспоминания очевидцев, а сколько не вернулось с той кровопролитной войны. Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения А.Ахматовой «Мои друзья последнего призыва».
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена!
Ведь все равно — вы с нами!..
Все на колени, все!
Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым
рядами —
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.
Давайте послушаем тех ребят, в семьях которых хранят память о тех, кто не вернулся с войны (выступление учащихся на фоне слайдов 11-15).
- Пропавшие без вести…. Как правило, свой приют они нашли на братских могилах. Песня В.Высоцкого «На братских могилах». Слайды 17-22
- Кто они – герои Победы? Молодые и старые, девушки и юноши, мальчики и девочки. Все встали на защиту своей Родины во имя нас с вами.
Чтение стихотворения Ю.Друниной «Зинка».
1
Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
— Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня — лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
2
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав…
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
3
— Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
- Прошло 75 лет со дня окончания войны, но до сих пор находят останки погибших: именных, а чаще безымянных и спустя столько лет люди ждут с войны своих братьев, сестер, сыновей, дочерей.
Чтение стихотворения В.Турнина «Отмыты окровавленные даты».
Слайды 23-26
Отмыты окровавленные даты
И над войною совершился суд…
Останки неизвестного солдата
По самой главной улице везут.
Стоят на кромках тротуара дети —
Солдат убитых внуки и сыны,
А он один, лежащий на лафете,
Сегодня возвращается с войны.
Не плачьте, люди, слезы удержите —
Над гробом наклоняется вдова…
Не надо всем, но ей вы разрешите
Сказать ему неслышные слова.
Единственный от всей военной рати,
От всех фронтов, полков и батарей,
Единственный от всех отцов и братьев
Для всех сестер, и жен, и матерей!
Не плачьте, люди, слезы удержите —
Склонись над ним, волос девичьих прядь…
Не надо всем, но ей вы разрешите
Его отцовским именем назвать.
Его, седого или молодого,
Одной семьей хоронит вся страна,
Ему навек стеной родного дома
Останется Кремлевская стена!
Не плачьте, люди, слезы удержите —
Идет к лафету старенькая мать…
Не надо всем, но ей вы разрешите
Его сыновним именем назвать.
Мы одного подняли с поля павших,
И стоя над останками его,
Не всех сумеет вспомнить старый маршал…
Хочу, чтоб вспомнил брата моего!
- Дорогие ребята, ваши родные, погибшие и пропавшие без вести, вправе претендовать на вашу память, они умирали с надеждой на то, что вы сумеете оценить их страдания, героизм, преданность Родине, и эта память нужна прежде всего нам, живым, она делает нас чище, добрее, миосерднее.
Исполнение песни «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры»
(слайды 27-33)
- Рефлексия. Мини-сочинение «Это надо — не мёртвым, это надо живым».
Мероприятие сопровождается презентацией,
Звучит песня из кинофильма «Офицеры». На
«Это надо не мёртвым, это нужно
В основу сценария взяты стихотворения
В.Луговской «Курсантская венгерка»;
Сценарий внеклассного
мероприятия
живым!»
русских поэтов о Великой Отечественной войне:
М.Дудин «И нет безымянных солдат»; Е.Исаев
«Из поэмы «Суд памяти»; В.Боков «Дороховы»;
Д.Самойлов «Сороковые» и «Память»;
Н.Старшинов «И вот в свои семнадцать лет…»;
А.Твардовский «Я убит подо Ржевом».
кадрами военной кинохроники, песнями о
Великой Отечественной войне.
экране кадры военной кинохроники. Участники
выходят на сцену.
памятью,
Девушка в образе Памяти: Я зарастаю
Как летом зарастает пустошь.
И птицы – память по утрам поют,
И ветер – память по утрам гудит,
Деревья – память целый день лепечут.
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.
Выходят юноши в солдатских формах, по
очереди, встают на сцене треугольником. Звучит
песня «Здесь птицы не поют» из кинофильма
«Белорусский вокзал»
болоте,
1солдат : Я убит подо Ржевом, в безымянном
В пятой роте, на левом. При жестоком налете.
2 солдат : Я не слышал разрыва, я не видел той
Точно в пропасть с обрыва – и ни дна, ни
3 солдат: И во всем этом мире, до конца его
Ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей.
Ведущие: девушка и юноша
Она: Где мы? Ты слышишь голоса?
вспышки,-
покрышки.
дней, фронтовые,
эшелонные.
Он: Да, слышу, они отовсюду.
Она: А где же деревья и трава?
Он: Они поникла.
Она: А где же птицы?
Он: Они не поют.
1 ученик: Сороковые, роковые, военные и
Где извещенья похоронные и перестуки
2 ученик: Грозный июнь сорок первого.
4 солдат: И вот в свои семнадцать лет
Я встал в солдатский строй…
У всех шинелей серый цвет,
У всех один покрой.
Ведущие: Девушка и юноша
Она: Они ещё не знали, что ждет их впереди.
На площади собирались роты и батальоны. А вокруг
плотным кольцом стояли жены, невесты, сестры,
матери и старики. А в середине строились уже не их
сыновья.
Под песню Б. Окуджавы «Грохочут сапоги»
Интермедия. Звучит команда: 1 взвод,
стройся, 2 взвод, стройся, 3 взвод, стройся
(солдаты строятся и маршируют)
Командир: Песню запевай
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши жены?
Наши жены – пушки заряжены,
Вот где наши жены. – 2 раза
(Не успевают допеть), команда: по вагонам!
Отправляемся! Все разбегаются. Гудок паровоза
Ведущие: Девушка и юноша
Он: Ты что впереди увидала?
Она: Заснеженный черный перрон,
Тревожные своды вокзала,
Курсантский ночной эшелон.
Ученик: Эшелоны, эшелоны, эшелоны…
С Урала, Сибири, Казахстана и Волги
Миллионы новобранцев.
С востока на запад
Заветная ляжет дорога!
На юг и на север-вперед!
Тревога! Тревога! Тревога!
Россия курсантов зовёт. Выходят парень в фуражке с вещмешком и
девушка под песню Б.Окуджавы «До свидания,
мальчики».
Только остригли наголо, фуражка велика сделалась. Глянул
на меня, все у него в глазах прочла: не вернется, не вернется,
не увидимся больше.
Она: А он не в военном, во всем своем, в домашнем…
Он: Как это было! Как совпало –
Война, беда. Мечта и юность. (Уходят, прощаясь.)
5 солдат: Я думал, что не устою,
Что не перенесу,
Что затеряюсь я в строю,
Как дерево в лесу.
Ученик: Безумие сна ночами приходит к бойцам
Ученик: Орут командиры погибших полков. Убитые,
тишины. В их душах предания прошедшей войны.
молча из братской могилы, глядят на них взглядом безумных
волков. Мерещатся мертвой пустыни песни, где кости друзей
веками пылятся. Где небо и солнце кричат от тоски.
навстречу под песню «На безымянной высоте».
На фоне песни «Москвичи»:
Ученик: У каждого личное имя,
Какое с рожденья дают.
Равняясь незримо с живыми,
Погибшие рядом встают.
5 солдат: Летом, в сорок втором,
Я зарыт без могилы.
Всем, что было потом,
Смерть меня обделила.
Ведущие. Девушка и юноша идут друг другу
Она: Куда подевались цветы?
Он: Девушки их собрали.
Она: Но где же они, эти девушки?
Он: Девушки вышли замуж.
Она: Но где же мужья этих девушек?
Он: Ушли на поля сражения.
Она: Но что же стало с полями?
Он: Теперь на полях могилы.
Она: Но я и могил не вижу.
Он: Они заросли травой.
Она: А помнишь – рожь лежит – не ветром укачало –
Танки с глиною смешали рожь.
Он: Трупы, загнивающие в яме,
Ржавые винтовки и штыки.
Она: Гильзами забитые окопы,
Проволокой спутанные тропы.
Он: Опять голоса, слышишь? Выходят один за другим юноши в солдатских
шинелях с капюшонами
1солдат: Я – где корни слепые ищут
корма во тьме;
2солдат: Я – где с облачком пыли ходит рожь
на холме;
3солдат: Я – где крик петушиный на
заре по росе;
4 солдат: Я – где ваши машины воздух рвут на
шоссе;
5 солдат: Где травинку к травинке
Речка травы прядет,-
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Появляются мать в трауре и девушка.
Девушка : Чем утешить тебя, моя старенькая,
Если ты сыновей лишена?
Нет их! Нет! Свет над крышей померк.
Для того ли ты их поднимала,
Чтобы кто-то на землю поверг?
Ученик: Первый пал у Смоленска, под Ельней,
Не напуганный смертью ничуть,
В тишину запрокинув смертельно
Свой пшеничный, смеющийся чуб.
Девушка : А второй – где отыщешь останки?
Ученик: Подвиг мужествен, участь горька
Стал он пеплом пылающим в танке
И героем в приказе полка.
Девушка : Где же третий?
Ученик: Третий сын в рукопашной
На окопы фашистов шагнул.
Как ветряк над рязанскою пашней
На прощанье руками взмахнул.
Девушка : Что с четвертым?
Ученик: И он бездыханен, в госпитальной палате лежит.
Нагибаются сестры: — Ты ранен? –
Но четвертый… четвертый молчит.
Ведущие: девушка и юноша под песню «На
Он: В моих глазах – обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
Она: А ты, солдат, вставай, иди,
На животе ползи.
Он: Иди в жару, иди в пургу
безымянной высоте» Здесь нету слова «не могу»,
А пуще «не хочу».
Появляется в красной накидке Память.
Солдат : Кто ты?
Память: Не узнаешь? Я память о войне.
Побудь в моих ночах,
Моей печалью и тревогой маясь.
Я мать, война, тобой убитых сыновей.
Тобой убитых. И тобой забытых.
Все участники зажигают свечи и выходят на сцену.
Исполняют песню на слова Р.Гамзатова
«Журавли». На экране кадры военной кинохроники.
Девушка в белом костюме исполняет танец.
Ведущий: Когда живущие молчат,
Тогда погибшие кричат.
Они забвенья не простят.
Об этом мертвые кричат,
Когда живущие молчат.
Ларина Любовь Ивановна 2017 Республика
Татарстан
Сценарий мероприятия, посвященный 70 –летию ПОБЕДЫ
Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.
Задачи:- Развивать интерес студентов к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества. — Пропаганда песен военных лет и стихотворений военной тематики.- Противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Оформление: В фойе (1 этаж) – Аллея ПАМЯТИ: перед входом стол, с правой стороны, красная скатерть (углом), обвита георгиевской лентой, портрет в рамке погибшего героя, вещевой мешок, стакан с водой и кусок хлеба, свеча. Книга памяти, письма с фронта. При входе в Аллею памяти справой и левой стороны размещаются стенды с фотографиями, (форматА3, А4 ламинированные) портреты известных российских полководцев, военачальников, (фотографии из семейных альбомов студентов и преподавателей техникума) родственников погибших героев Отечественной войны —1941—1945 гг. На столах выставка книг о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Актовый зал оформление: задний фон задрапирован черной тканью. Цифры 1941-1945 (красный цвет цифр), георгиевская лента разделяет середину стены, внизу – вечный огонь, справа от огня 2 гвоздики. На полу, вдоль задрапированной стены свечи. Экран. Окна – затемнить. Свет – приглушенный, только на сцене.
Перед налом мини-спектакля, звучит музыка Моцарта (Лакримоза)
За экраном голос: Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…Это нужно — не мертвым! Это надо — живым! Парни в военной форме в глубине сцены (10 чел), стоят, опустив головы. В зале свечи, полумрак.
После этих слов парни произносят фамилии и имена погибших. Выходят медленно на шаг вперед, произносят (фамилию, имя погибшего бойца от первого лица ) и медленно шаг назад. Поочередно с левой и с правой стороны шеренги.
На экране : «…ЭТО нужно НЕ МЕРТВЫМ, ЭТО НАДО ЖИВЫМ!….»
На фоне тихой, спокойной музыки (о войне) выходит девушка, в школьной форме и читает стихотворение «Я никогда не видела войны».
Стихотворение “Я никогда не видела войны”
Я никогда не видела войныИ ужаса ее не представляю,Но то, что мир наш хочет тишины,Сегодня очень ясно понимаю.
Спасибо Вам, что нам не довелосьПредставить и узнать такие муки.Спасибо Вам за солнце яркий свет,За радость жизни в каждом миге
За трели соловья, и за рассвет,И, за поля цветущие ромашек.Да, позади остался страшный час.Мы о войне узнали лишь из книжек.Спасибо Вам! Мы очень любим Вас!Поклон Вам от девчонок и мальчишек
1 ведущий: Помните! Через века, через года,- помните! О тех, кто уже не придет никогда,- помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
2 ведущий: Люди! Покуда сердца стучатся,- помните! Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните! Песню свою, отправляя в полет,- помните! О тех, кто уже никогда не споет,- помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
На экране видеоролик «Песок». Свет – выключен, на сцене горят свечи.
После ролика «Песок» на фоне тихой музыки военных лет, усиливая выстрелами снарядов, утихает на словах 2ого ведущего, со слов АХ, ВОЙНА….
1 ведущий: 22 июня 1941 г. фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. 190 дивизий (5,5 млн человек), около 5 тыс. самолетов, свыше 3 тыс. танков, изрыгающих огонь и свинец — все это двигалось на нашу Родину, на наших бабушек, дедушек.
2 ведущий:
Ах, война, что ты подлая сделала,
Стали тихими наши дворы,
На экране видеоролики (Дети войны), звучит тихо музыка военных лет, чтец читает стихотворение, за кадром Муса Джалиль «Варварство»
Муса Джалиль «Варварство».
Они с детьми погнали матерей,И яму рыть заставили, а самиОни стояли, кучка дикарей,И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в рядБессильных женщин, худеньких ребят.Пришел хмельной майор и медными глазами,Окинул обреченных… Мутный дождьГудел в листве соседних рощ И на полях, одетых мглою,И тучи опустились над землею,Друг друга с бешенством гоня…Нет, этого я не забуду дня,Я не забуду никогда, вовеки!Я видел: плакали, как дети, реки,И в ярости рыдала мать-земля.Своими видел я глазами,Как солнце скорбное, омытое слезами,Сквозь тучу вышло на поля,В последний раз детей поцеловало,В последний раз…Шумел осенний лес. Казалось, что сейчасОн обезумел. Гневно бушевалаЕго листва. Сгущалась мгла вокруг.Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,Он падал, издавая вздох тяжелый.Детей внезапно охватил испуг,Прижались к матерям, цепляясь за подолы.И выстрела раздался резкий звук,Прервав проклятье,Что вырвалось у женщины одной.Ребенок, мальчуган больной,Головку спрятал в складках платьяЕще не старой женщины. ОнаСмотрела, ужаса полна.Как не лишиться ей рассудка!Все понял, понял все малютка.- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.Дитя, что ей всего дороже,Нагнувшись, подняла двумя руками мать,Прижала к сердцу, против дула прямо…- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?И хочет вырваться из рук ребенок,И страшен плач, и голос тонок,И в сердце он вонзается, как нож.- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.Закрой глаза, но голову не прячь,Чтобы тебя живым не закопал палач.Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.И он закрыл глаза. И заалела кровь,По шее лентой красной извиваясь.Две жизни наземь падают, сливаясь,Две жизни и одна любовь!Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.Заплакала земля в тоске глухой,О, сколько слез, горячих и горючих!Земля моя, скажи мне, что с тобой?Ты часто горе видела людское,Ты миллионы лет цвела для нас,Но испытала ль ты хотя бы разТакой позор и варварство такое?Страна моя, враги тебе грозят,Но выше подними великой правды знамя,Омой его земли кровавыми слезами,И пусть его лучи пронзят,Пусть уничтожат беспощадноТех варваров, тех дикарей,Что кровь детей глотают жадно,Кровь наших матерей…
Звучит музыка военных лет
1 ведущий: 23 июня 1941 года в райвоенкоматы края поступили сотни заявлений от красноярцев об отправке их добровольцами на передовую. За первые десять месяцев войны только комсомольские организации в крае рассмотрели свыше 30 тыс заявлений об уходе комсомольцев в действующую армию.
2 ведущий: Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага. На стене Брестской крепости простой солдат написал кровью: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина! » Да, они стояли насмерть. Получив разрешение на отход, бойцы 28 –го отдельного пулеметного батальона не оставили своих позиций. Бетонное укрытие – дот за номером 28 бил врага до последнего патрона. Еще 8 дней этот клочок земли был наш!
1 ведущий: Даже тогда, когда кончились боеприпасы, последний солдат, зажав в руках бутылку с горючей смесью, шел на вражеский танк. И, лучшая в мире броня трещала и лопалась. В те дни, когда враг рвался к Москве, весь мир узнал имена панфиловцев…28 солдат из дивизии генерал-майора И.В.Панфилова под командованием политрука В.Г.Клочкова залегли у станции Дубосеково (восточнее Волоколамска). На них надвигалось 50 немецких танков. Этот рубеж стал линией смерти…Наши солдаты не дрогнули. Враг отступил. 18 танков сгорело на месте.
Исполняется песня (Бьется в тесной печурке огонь)…
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Между нами снега и снега…
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови!
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
2 ведущий: Война! Война!
В ушах гремели взрывы,
Полнеба дым пожарищ закрывал
И в полный рост строги и молчаливы.
Все встали на борьбу, и стар и мал.
На экране фото солдат. Муэыка
Чтец в военной форме читает стихотворение « Письмо с фронта»
Эдуард АсадовПИСЬМО С ФРОНТА
Мама! Тебе эти строки пишу я,Тебе посылаю сыновний привет,Тебя вспоминаю, такую родную,Такую хорошую — слов даже нет!Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,Немного лентяя и вечно не в срокБегущего утром с портфелем под мышкой,Свистя беззаботно, на первый урок.Грустила ты, если мне физик, бывало,Суровою двойкой дневник «украшал»,Гордилась, когда я под сводами залаСтихи свои с жаром ребятам читал.Мы были беспечными, глупыми были,Мы все, что имели, не очень ценили,А поняли, может, лишь тут, на войне:Приятели, книжки, московские споры -Все — сказка, все в дымке, как снежные горы…Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне!Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,Застыли орудья, как стадо слонов,И где-то по мирному в гуще лесов,Как в детстве, мне слышится голос кукушки…За жизнь, за тебя, за родные краяИду я навстречу свинцовому ветру.И пусть между нами сейчас километры -Ты здесь, ты со мною, родная моя!В холодной ночи, под неласковым небом,Склонившись, мне тихую песню поешьИ, вместе со мною к далеким победамСолдатской дорогой незримо идешь.И чем бы в пути мне война ни грозила,Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!Я знаю, что ты меня благословила,И утром, не дрогнув, я в бой ухожу! 1943
Письма с фронта (читают парни, девушки в военной форме)передвигаясь в хаотичном направлении на сцене. На экране сменяющиеся фотографии войны…5-6 писем.В сопровождении музыки
1 ведущий: Тысяча че…
« Это надо не мертвым, это надо живым» (мероприятие, посвященное 70-летию Сталинградской битве).
Составила учитель МБОУ ГСОШ №1 Миронова С.В.
Цели: воспитать чувство патриотизма, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, формировать гражданскую позицию, чувство гордости за свою страну, за своих земляков, чувства сопричастности к судьбе Родины через знание истории страны и родного города; развивать умение самостоятельного поиска нужной информации;
Оформление: мультимедийная презентация, выставка книг, репродукции картин, посвященных войне, памятников войны; аудиозаписи песен о войне.
Портреты героев.
Запись на доске эпиграфа к классному часу:
Нет героев от рожденья,
Они рождаются в боях.
А.Твардовский
Ход классного часа:
Ученица 7 «Г» класса Алавердян Даяна читает стихотворение собственного сочинения:
О Сталинграде.
Отгремели пушки боевые,
Отшумели звуки канонад,
Кто — то да вернулся с поля боя в семьи,
А другим судьба дана лишь слышать нас.
В каждом доме есть портреты в рамках,
Черной лентой окаймленные кругом.
Это — наши деды, бабушки , соседи,
Добровольцами ушедшие на фронт.
Я живу сейчас с родными в Волгограде
В памятнике славы боевой,
Он же символ русского величия,
И зовется город наш — герой!
Двести суток битва эта длилась,
И спустя минувшие года,
Битву эту будет помнить вся Россия,
И героев наших имена!
Ведущий. 70 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.
1-й ученик. От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой.
Содрогалась земля, и краснели поля,
Все пылало над Волгой-рекой.
2-й ученик: С трех сторон, стесненный черной чашей,
Сталинград, придвинувшись к реке,
В час смертельный, ужасом грозящий,
Кажется, висел на волоске.
3 ученик: Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы плечом к плечу
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
Ведущий: Да. За ценой не стояли, бились на смерть наши воины. Всем вам известно, что переломным моментом войны стала именно Сталинградская битва.
Сталинградская битва — одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу.
Учащиеся рассказывают о подвигах солдат и командного состава.
Саша Филиппов.
Саша родился в 1925 году в городе Сталинграде. Когда началась война, четыре его брата ушли на фронт. Немцы прорвались в Ворошиловский район Сталинграда, заняли район Дар-горы, где жила семья Филипповых. Ночью Саша балками пробрался через линию фронта, связался с воинской частью старшего лейтенанта Семенихина, которому принес разведывательные данные о противнике. Так Саша стал разведчиком под кличкой «школьник». С сумкой через плечо ходил Саша по немецким штабам чинить сапоги немцам. Днем работает, все высматривает, а ночью пробирается к штабу, и в окно летят гранаты. Немцы после взрыва бегают, ищут партизан, а Саша на улице с детьми в « классы» играет. Однажды Саша разведал расположение огневых точек противника, а через некоторое время советские летчики разбомбили их. Много раз ходил Саша в тыл врага. 23 декабря 1942 года после выполнения задания возвращался с разведчицей Марией Усковой. При переходе линии фронта они были схвачены немецкими солдатами. После долгих пыток фашисты повесили Сашу вместе с Усковой и еще неизвестным юношей-партизаном на глазах у матери недалеко от дома.
Посмертно Саша награжден орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда». Похоронен в сквере Ворошиловского района города Волгограда
В октябре 1942 года во время боя в районе завода «Баррикады» проявил мужество Матвей Путилов. Ему был дан приказ соединить оборванный миной телефонный провод. Путилова ранило в руку во время исполнения боевого задания; вокруг разрывались снаряды и обрывали провод не один раз, и каждый раз он находил и устранял обрыв. Когда понял , что силы его покидают, зажал концы провода зубами и наладил связь. Матвей уже не было в живых, а связь продолжала работать.
Снайпер Пётр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: «Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402 фрица. А если прибавить сюда и работу моих молодых товарищей, снайперов нашего полка, счёт перевалит за 1000. Пётр Гончаров продолжал учувствовать в боях и погиб под Кривым рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)
Ведущий : Во время войны особенно трудно приходилось женщинам и детям, но они не отставали от мужчин.
Во время боя на Дону в августе 1942 года радистка Елена Стемпковская находилась на командном пункте и передавала в штаб информацию о численности и расположении вражеских подразделений, о нахождении огневых точек и обороны противника. Враг прорвался, и Елена оказалась в окружении. Она долго обстреливалась, но была захвачена в плен, её пытали, истязали, требовали сообщить известную ей информацию о расположении советских войск. Немцы замучили молодую радистку до смерти, но не добились от неё никаких сведений. Посмертно она награждена орденом Красного Знамени.
19-летняя девушка Татьяна Скоробогатова возглавила партизанский отряд «Искра». Отряд минировал дороги, совершал налёты на немецкие обозы, доставлявшие немцам боеприпасы и еду. За несколько дней до прихода советских войск отряд напал на вражескую автоколонну. В крытых машинах ехали солдаты; завязался бой, в котором девушка погибла.
Ведущий: Особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были большей частью девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия.
Ученик 7 класса читает стихотворение И. Уткина « Сестра».
Когда упав на поле боя,
И не в стихах, а наяву,
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву.
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра,
Меня как будто оросили
Живой и мёртвою водой.
Как будто надо мною Россия
Склонилась русой головой.
Учащиеся рассказывают о подвигах медсестер.
Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боёв за Сталинград, попав в окружение с 45 бойцами, она не только оказывала раненым медицинскую помощь, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.
19- летняя медсестра Зинаида Маресева во время Сталинградской битвы выносила раненных с поля боя и доставляла к переправе. Погибла 6 августа 1943 года, переправляя через Волгу раненных бойцов.
Сандружинница Дуся Дмитриева на себе выносила с поля боя раненых, 28 августа она спасла 9 бойцов. После Сталинградской битвы стала разведчицей, 14 раз была в тылу врага, доставляла разведанные в штаб армии. Погибла, когда возвращалась с задания, попав на минное поле.
Всем известно имя Гули ( Марионеллы) Королёвой. Эта полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольно. 24 ноября 1942 года во время боя при Паньшино вынесла 100 раненных воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой потерявших веру в победу бойцов. Дважды раненная, она не оставила поля боя, в своём последнем бою лично уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя.
Ведущий: Всех героев не назвать, но их помнят . В их честь называют дома, улицы , площади, в их честь зажигают вечный огонь.
Ученица 6 класса читает стихотворение
Виталий Козлов
Сгущались тучи в пепельном рассвете,
И сединой покрылись небеса,
И битву века ждала вся планета
Дыханье в ожиданьи затая.
И приближался взрывов грохот дикий
И смерть, смеясь, готовила капкан.
Нельзя назад — там Родины погибель
Сказал нам перед боем капитан.
Давай, вперед, пока мы братья живы!
Нельзя назад, вперед, сквозь пулей град
Давай, вперед, за матушку-Россию!
Давай, вперед ,за жизнь, за Сталинград!
И грянул гром над городом кровавый,
И ветер смерти, обжигая дул
И падали в дыму дома, кварталы,
И спотыкались мы от ливня пуль.
В тумане битвы дьявольской, безликой
Проклятый смерч огня с пути сметал
Нельзя назад — там Родины погибель
Давай ,вперед, кричал нам капитан
В страшнейший час кипенья ада в жизни
Мы смерть атаковали на таран ,
Щитом служили наши груди, спины,
планета,
Развязку битвы века мир весь ждал
Давай ,вперед, там заждалась победа,
Кричал, сметая пули, капитан!
Ведущий: Война вошла в каждый дом, семью. Многие не дождались своих родных, получив похоронки. Но и среди тех ,кто вернулся много раненых, покалеченных войной.
Учитель зачитывает отрывки из сочинений ребят на тему: « Мой родственник – участник Сталинградской битвы»
Сталинград, Сталинград
Исполинский народ говорил тут с врагами,
Рвался тол исступленно, бушевал динамит.
Сталинградское солнце встает над полками,
Сталинградская буря нещадно гремит.
Сталинград, Сталинград! Вековая громада,
Неизбывная гордость народа всего,
Нам нельзя и на час оставлять Сталинграда,
И на миг невозможно оставить его.
Нам нельзя отойти по любви и по долгу,
Ведь за нами, солдаты, не просто вода,
А великая Волга, великая Волга,
Та, что в песнях народа разлилась навсегда!
И мы на смерть здесь встали, на земле сталинградской,
И в могилы глядеть надо немцам уже…
Снова мы поклялись нашей клятвой солдатской
На последнем, на грозном таком рубеже!
Александр Прокофьев
Огонь и сталь
Священные руины Сталинграда,
Кто вам родня?
Мы шире Волги сделали преграду
Из стали и огня;
Из ярости, которая взлетала
Быстрей орлиных стай,
Из ненависти, что сильней металла,
Что пепелила сталь;
Из братства да из дружбы нашей кровной —
Их забывать не след, —
Да из любви к отчизне — столь огромной,
Что ей и меры нет!
Ведущий:
Сегодня, вспоминая героев Сталинграда, мы не можем не назвать тех ребят , которые, казалось бы в мирное время познали настоящую цену жизни
Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать – боль потери друзей. Тогда, в 1945, победители были уверены, что больше никогда не придется воевать ни их детям, ни их внукам. Как они ошибались!
25 декабря – день официального ввода советского контингента войск в Афганистан. И отправились наши мальчики выполнять интернациональный долг в чужую страну. Эта война для наших солдат была длиннее Великой Отечественной в 2 раза. Более 15 тысяч погибших, более 50 тысяч раненых – такова цена Афганской войны. Около 600 тысяч наших солдат проходили службу в Афганистане. В этом списке значатся и наши земляки. Вот некоторые из них:
Губанов Григорий
Васильев Михаил
Деркачев Валерий
Суздальцев Сергей
Орешкин Юрий
Летюков Юрий
И многие другие
В. Иванов
Я не забуду
Храню я в памяти своей ребят погибших,
Рубцом на сердце лег Афганистан.
И ночью вскрикну, вспоминая ваши лица…
Простите, парни, что оставили вас там.
Уж седина съедает смуглый волос,
А память крутит время сквозь набат.
И слышу я комбата хриплый голос:
«Стоять, сынки! – Нам нет пути назад».
Прости меня, прости, мой друг Серега,
Прости, Валера и Санек, — прости,
Что я живу сейчас за вас, ей богу,
А вы куда-то в синеву ушли.
И ту дорогу, что гадюкой пыльной вьется
Средь гор скуластых в солнечные дни,
Я не забуду, пока сердце мое бьется,
Всех вас, ребята, не вернувшихся с войны.
Ведущий: И до сих пор Кавказ – горячая точка, и здесь продолжают погибать наши мальчишки.
В. Иванов
Шестая рота
Там белый снег – в горах, как будто саван.
«Зеленку» в марте все еще знобит.
И этот снег пропитан кровью алой.
Шестая рота в тех снегах лежит.
А пуля – сволочь, жалит, не жалея.
Тельняшки стали цветом – в «триколор».
И командир молчит, от ран слабея.
Да в небе слышен погребальный звон.
Упал один, второй, седьмой, двадцатый…
«Аллах Акбар» доносит эхо к нам.
А умирать не хочется, ребята,
Да, видно, жребий этот выпал вам.
Сорвались в рукопашный – будь что будет,
На все Господня воля – жизнь и смерть.
И пусть на небесах он нас рассудит,
А здесь одно лишь – Родина и Честь.
А за туманами Шатой и Ведено,
И на войне мы не сидим без дел.
Да, видно, Богом до конца нам суждено
Крестить «матерых» сквозь оптический прицел.
Весна приходит, но уже без вас,
У матерей в глазах не сохнут слезы.
Восход на небе ласково угас
И распустились на Руси березы.
Ведущий: На этом мы заканчиваем на классный час
Площадь Ленина, Дом Павлова.
На площади находится братская могила, в которой похоронены воины 13-й дивизии, погибших в боях за Сталинград.
Мамаев курган- один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память об их подвиге. На стенах Пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград.
Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают сюда, в Сталинград, люди со всех уголков нашей Родины.
Стихотворение собственного сочинения читает ученица 5 класса Дудкина Александра.
Под ливнем пуль, гром канонад
Огнем пылает Сталинград!
Здесь бой идет за каждый дом
И взрывы глушат людской стон.
Не ради славы и наград:
Сын за отца, за брата — брат,
За боль и слезы матерей,
За счастье будущих детей,
Слагают голову бойцы –
России лучшие сыны.
Пропахла порохом земля,
И кровью залита река,
Курган, покрытый грудой тел,
Днем лютый бой на нем кипел:
За высоту, за пядь земли,
За каждый метр шли бои.
Свинцовым заревом закат
Встречает грозный Сталинград.
В смертельной битве устоял,
Здесь фриц хребет себе сломал…
Показ презентации.
Ведущий: Героев наградили орденами , медалями , званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли… . Нужно ли это мёртвым? Нет. Это нужно живым. Чтобы не забывали.
Ведущий объявляет минуту молчания. Благодарит всех.
Цель:
воспитание патриотизма, любви к своей Родине, к героической истории и гордости за подвиги советского народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Задачи:
знакомить детей с историей страны;
приобщать обучающихся к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу;
формировать основы национального самосознания.
Ход мероприятия.
I. Организационная часть
Клип «Журавли»
Вступительное слово (Зубарева Н. А.)
В мае этого года вся страна празднует замечательный праздник — День Победы. Нелегко далась эта победа нашим дедам и прадедам. С 1945 года прошло уже много лет, но до сих пор мы вспоминаем героев, которые ценой своей жизни даровали нашей стране и народу жизнь и свободу.
Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только уменьшаются, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в ВОВ, годовщину которой мы отмечаем в этом году.
Давайте все перенесемся в далекий 1941 год. 22 июня, люди занимаются обычными для себя делами: школьники готовятся к выпускному вечеру, девчонки играют в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скачут верхом на деревянных лошадях, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревает, что и приятные хлопоты, и задорные игры перечеркнет одно страшное слово — война.
II. Основная часть.
Беседа с детьми (Рудоманова Л. А.)
— Что такое война? Какие слова ассоциируются у вас с этим словом?
(Боль, радость, слёзы, горе, герой, память, кровь, помощь, ужас, победа, мальчишки, девчонки …)
— В первый день войны им было по 17, 18, 19 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Около 27 миллионов людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит — 28 тысяч убитых ежедневно. Это тысячи разрушенных и сожженных городов и поселков. Это тысячи взорванных фабрик и заводов, тысячи километров железнодорожных путей.
Война — это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Война — это 20 часов у станка в день, это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы.
Знакомство с книгой И. П. Кузнецова (Рудоманова Л. А.)
— Я держу в руках книгу нашего земляка Кузнецова И. П. В годы войны он тоже был мальчишкой, послушайте, как он вспоминает эти годы.
— Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы ВОВ шли в военкомы, прибавляя себе год или два, и уходили защищать Родину. Дети войны натерпелись от войны не меньше, чем бойцы на фронте. Забранное войной детство, страдания, голод, смерть — рано сделали ребят взрослыми, воспитали в них силу духа, смелость. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время войны были тысячи.
Ваши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами и старшими братьями.
Дети войны… сколько их, маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности к своей Родине….
Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!
Рассказы детей о пионерах-героях (Ученики 4 Б класса)
Леня Голиков. Когда его деревню захватили немцы, Леня ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады.
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Погиб Леня 24 января 1943 года в неравном бою. Пионеру-партизану Лене Голикову присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
Зина Портнова участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Зина, схватив со стола пистолет, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена и зверски замучена. Но до последней минуты юная пионерка оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием — званием Героя Советского Союза.
Марат Казей. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом.
После смерти мамы Марат ушел к партизанам и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял ценные сведения.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
Валя Котик: Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка (Украина) в крестьянской семье. К началу войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ г. Шепетовки, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины.
Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И. А. Музалева, был дважды ранен.
В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, благодаря чему связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Внёс он также свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, и, благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.
Весь материал — в документе.