1 вед. Ассалому алейкум, хурматли мехмонлар! Хуш келибсизлар! Бугинги дустлик байрами муборак булсин! Салом!
2. Здравствуйте! Привет!
1 вед.
—Край родной Узбекистан
Солнечным зовется!
Солнце дружбы светит нам,
Радостное солнце.
Говорим друзьям: «Салям!»
Мира вам и счастья!
Солнечный Узбекистан!
Главным городом — столицей Узбекистана является прекрасный город…. Ташкент
Узбекистан – наш общий светлый дом
Ташкент – как драгоценный камень в нем.
Ташкент, тебя прекрасней нет
Ташкент, любимый мой навек.
— Узбеки самый многочисленный народ в Центральной Азии. Название народа произошло от имени хана Золотой Орды Узбек хана. Имя Узбек значит «хозяин себя», т.е. «свободный человек». Народ узбеков значит «народ свободных людей».
Особенность узбекской культуры — ее кухня.
Традиционная национальная кулинария Узбекистана заслужено
пользуется популярностью и уважением у настоящих гурманов. Культура
узбекского народа предполагает трехразовую трапезу: завтрак — нонушта,
обед — тушлик овкат и ужин — кечки овкат.
Добро пожаловать в узбекскую чайхану!
Звучит национальная музыка и участники выносят национальные
блюда.
У каждого участника на фартуке прикреплена табличка с
названием трапезы «нонушта», «тушлик овкат», «кечки овкат».
1 участник «нонушта»:
Завтрак нонушта буквально означает «ломать
лепешки» или «есть хлеб». Сохранилась древняя традиция уважительного
отношения к хлебу. Лепешку нельзя класть на стол лицевой стороной вниз. Ни в коем случае нельзя бросать хлеб на землю. Как правило, сухой хлеб собирают в пакеты и относят в дома тех, у кого есть домашние животные. В Узбекистане любят ходить друг к другу в гости и приносить разнообразные красиво выпеченные лепешки.
2 участник «тушлик овкат»:
Узбекский плов завоевал себе славу
национального блюда. Узбеки говорят, что плов всему голова. А также бытует мнение, что если ты не пробовал узбекского плова, значит, на свет не родился. Плов считается самым почетным блюдом. Готовить плов – довольно хлопотное дело. И, как правило, доверяют его только мужчинам.
3 участник «кечки овкат»:
После плова ближе к ужину подают густозаваренный зеленый чай, а в Ташкенте — черный. Чай, как церемония, является одной из самых прекрасных восточных традиций. Чай предлагается
сначала гостю и также существует дополнительный набор обычаев,
включающих подготовку, подачу и употребление чая. Обряд чаепития в
узбекской кухне не проходит без таких блюд, как самса, лепёшки, халва,
сухофрукты и всевозможные жареные и печеные продукты.
Вновь звучит национальная музыка, участники относят национальные
блюда жюри, чтецы уходят со сцены.
Звучит фонозапись.
Особенно узбекский стол богат в праздники. С обилием наивкуснейших национальных блюд под звуки национальных инструментов и по традиции с зажигательными танцами.
Для вас «Узбекская полька»
После танца все участники выходят на сцену.
1 чтец: О мой Родной Узбекистан!
Полей бескрайних караван,
Ты самый солнечный, красивый.
Гостеприимный край, любимый.
Твои цветущие поля и вдоль дороги тополя.
Сады, леса, гор снежных башни,
которых нет на свете краше.
Всё говорит о красоте,
2 чтец:
О мой Родной Узбекистан!
Ташкент, Хива и Андижан,
Какими стали города?
Цветущими, как никогда.
И каждый город твой музей.
И в мире нет людей добрей.
А как умеет твой народ трудиться, на заре встает.
Чтоб собирать твой хлопок нежный,
он золотой, хоть белоснежный.
3 чтец
Мой тёплый край, Моя любовь! Тебе мой ум, и плоть и кровь!
Тебе мой труд, стремленье, страсть. Возьми же все себе во власть.
Тебе я все отдам цвети. И городами ввысь расти.
Пусть в небе над тобой покой. И войн народ не знает твой.
И всем народам разных стран.
Прославлю я (все вместе) УЗБЕКИСТАН!
Звучит национальная музыка, все участники берутся за руки и
кланяются и уходят со сцены.
Фестеваль узбекской культуры
Воспитатель, Педагог дополнительного образования
Фестиваль узбекской культуры.
Цель: формирование представления о культурном богатстве, традициях и своеобразии узбекского народа.
Задачи:
• Познакомить детей с традициями, обычаями, праздниками, играми народов Узбекистана.
• Формировать культуру межличностного взаимодействия детей.
• Развивать творческие способности учащихся к различным видам деятельности.
• Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.
Ход занятия
1.Организационный момент (Слайд 1)
Воспитатель:
Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые, гости нашего праздника.
Много стран на нашей планете. Разные люди живут в этих странах по своим собственным законам. А наша большая страна называется Россия. Много людей живет в ней, много народов. Но все они живут единой семьей, помогая друг другу. Потому что у нашей Родины такой смысл – жить и работать вместе, помогать друг другу, уважать и любит друг друга. И в нашем районе проживают люди разных национальностей, у которых свой язык, своя история, обычаи, песни, танцы, своя литература. Каждый культурный человек должен знать, уважать язык, обычаи, литературу своих соседей. Сегодня вы познакомитесь и узнаете много нового об узбекских традициях, обычаях, национальных обрядах, играх, праздниках.
(Включить видеоролик об Узбекистане)
И так, мы отправимся на фестиваль узбекской культуры.
2. Основной момент.
(Слайд 2)
Воспитатель:
Почти две трети страны составляют степи и пустыни, оставшаяся треть — горы, плодородные долины и оазисы.
В древности, многие города современного Узбекистана были расположены на Великом Шёлковом Пути.
Название народа произошло от имени хана Золотой Орды Узбек -хана, которое переводится как «свободный человек». Народ Узбекистана значит » народ свободных людей».
В Узбекистане проживают десятки народностей и национальностей. Все народы придерживаются узбекских традиций и обычаев.
Но лучше о своих традициях, праздниках и культуре нам расскажет узбечка, которая и поможет нам в проведении фестиваля.
(Входит узбечка в национальном костюме).
Узбечка:
Здравствуйте, ребята!
«Салом», что означает «мир с Богом»)
Узбекистан, звезда Востока —
Страна улыбок, песен, cвета.
Вдали так грустно, одиноко
Без жарких поцелуев лета!
Как и в любой стране, в Узбекистане проводятся свои праздники и фестивали. Дни праздников считаются выходными днями, в эти дни проходят народные гуляния, различные культурные мероприятия, окрашенные в соответствующую празднику тематику. Все они призывают к единению людей через осознание себя частью одного народа, одной веры, одной культуры.
Воспитатель:
(Слайд 3)
Культурные фестивали – одни из самых интересных, веселых и познавательных мероприятий. Мы воспринимаем культуру Узбекистана как нечто целостное, но каждый из регионов имеет какую-то характерную особенность – в одежде, в музыке, в языке, обычаях и так далее.
Узбечка:
Фестивали в Узбекистане — это яркое театрализованное празднование исторических событий, национальных праздников, демонстрация культурных узбекских традиций, сохранившихся с давних времен и бережно передаваемых из поколения в поколение. Воспитатель:
Самобытные тематические национальные фестивали знакомят с культурой и образом жизни узбекского народа. Здесь вас ждет живое исполнение народных песен, танцев, выступления кукольников и канатоходцев, демонстрация древних обычаев, дегустация самых известных узбекских блюд.
Узбечка:
А начнем мы наш фестиваль с Андижанского танца. Популярный узбекский танец «андижанская полька» своей энергичностью и задором не уступает кавказкой лезгинке. На любом празднике андижанская полька обязательна к исполнению.
Воспитатель:
И так встречайте ансамбль «Карамельки» Андижанская полька.
(Слайд 4) Андижанская полька
Воспитатель:
(Слайд 5) Национальные традиции и обычаи узбекского народа
Знакомясь с культурой Узбекистана, нельзя не рассказать об их традициях.
Узбекские семьи многодетны, состоящие из нескольких поколений. Именно с семейными событиями связаны большинство узбекских традиций.
Уважение и почитание старших.
Младшие подчиняются главе семейства и старшим по возрасту.
Женщине отведена сильная позиция как матери и жене хозяина дома
и слабая, как подчинённой мужу, его отцу или матери.
Узбечка:
(Слайд 6) Махалля
Да, ребята, в основе всех узбекских традиций – гостеприимство, почитание старших и коллективизм, особенно ярко проявляемый в махаллях (узбекских кварталах) – хранительницах вековых национальных устоев.
Махалля — это соседская община, в которую входят родственники и проживающие на одной территории люди. Основана на принципе взаимопомощи.
Махалля признана важнейшей частью местного самоуправления страны. Является центром семейно-бытовых и религиозных обрядов.
В общине проживают в мире и согласии люди самых разных национальностей.
В любой махалле существует прекрасная традиция взаимопомощи — хашар. Все жители махалли добровольно и бескорыстно помогают друг другу в случае необходимости.
(Слайд 7) Приветствие
Воспитатель:
С древних времён у народов Средней Азии сложилась традиция — встречаясь, люди должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они не являются друзьями. Или же у них враждебные отношения
Отвечать на любое приветствие — признак хорошего тона.
Узбечка:
(Слайд Восточное гостеприимство
Гостеприимство — одна из характерных черт народа Узбекистана. Умение принять гостя ценится у узбеков выше богатства самого стола или достатка семьи. Не принять гостя — значит опозорить семью, род, махаллю, селение.
Уметь хорошо принять гостя очень важно в местном обществе. В гостеприимство нельзя отказывать даже врагу.
Если пригласили в гости, то невежливо отказываться или приходить с опозданием.
Гостей встречают у ворот, здороваются, приглашают в дом.
Здороваться за руку можно только с мужчинами, притом не сжимая ладонь.
Здороваясь с женщинами, прикладывают руку к сердцу, слегка наклонив голову. Нельзя восхищаться красотой женщины и оказывать знаки внимания.
Воспитатель:
(Слайд 9)
Идти в гости в узбекскую семью с пустыми руками не принято. По традиции гости приносят в дом сладости и сувениры.
Необходимо занимать место, на которое указывает хозяин. Причём, чем дальше оно от входа, тем оно почётнее.
Ребята, смотрите, у нашей узбечки костюм и головной убор отличаются от нашей одежды. Расскажите нам немного о них.
Узбечка:
(Слайд 10) Узбекский костюм
Узбекский костюм легко отличить от какого-либо иного, ведь есть в нем черты, соответствующие исключительно узбекам. Женский костюм узбекских красавиц состоял из туникообразного платья. Если костюм по законам ислама должен быть сдержанным, то в украшениях узбекские женщины не ограничены. Золото и серебро в виде серег, браслетов и колец – неотъемлемый атрибут образа узбечки. Символы и обереги наносятся на золотые украшения, защищая женщину и ее семью. В качестве обуви использовали мягкие сапоги без задника и каблука, а также модели из грубой кожи или резины. Последние, стоит сказать, и по сей день пользуются успехом благодаря прекрасным тепловым свойствам и удобству.
Одной из главных деталей в традиционной узбекской одежде служит головной убор. Национальным головным убором во многих странах Центральной Азии, в том числе и в Узбекистане — считается тюбетейка.
Название тюбетейки происходит от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Ее носят и мужчины, и женщины, и дети. Только пожилые женщины не носят тюбетейки.
(Слайд 11) Театр.
Воспитатель:
А вы любите сказки? Ребята, на наш фестиваль приехал кукольный театр сказок. И сейчас они нам покажут представление «Как собака друга искала» по мотивам узбекской сказки. (Показ сказки)
Узбечка:
В Узбекистане есть древний город Бухара, который известен во всем мире не только своими памятниками древней архитектуры. Это город, где жил литературный герой, острослов Ходжа Насреддин.
(Слайд 12)
Воспитатель:
Ходжу Насреддина и его длинноухого спутника – серого ишачка, любят и знают не только в Узбекистане, но и повсюду на Востоке. Этот острослов воплотил в себе народный юмор, смекалку, жизнелюбие и справедливость.
На Востоке рассказывают….(Девочка в костюме Ходжи Насреддина рассказывает)
За смекалку
Однажды могучий Тимур проезжал со своими приближенными через маленький городок. Увидел у забора бедно одетого мальчонку. На вот тебе, отнеси родителям и скажи, что это подарил сам великий Тимур,- сказал он, бросая ребенку мелкую монетку.
— Благодарю вас, мой господин, — ответил тот, низко кланяясь.- Но сказать
отцу и матери, что это ваш подарок я не могу.
— Почему же?
— Да разве они поверят, что такой великий человек мог подарить такую мелкую монету?
Рассмеялся Тимур, и в потертую тюбетейку сорванца посыпалась целая горсть монет, поблескивая золотыми боками.
Слава аллаху
Один человек вышел из чайханы и увидел, что его осла нет на привязи.
-Слава аллаху!- сказал он – Слава Аллаху!
— Почему ты радуешься, если у тебя пропал осел? – спросили его прохожие.
— как же не радоваться, ведь если бы я вышел раньше, воры вместе с ослом украли бы меня.
Узбечка:
(Слайд 13) Навруз.
Наш фестиваль совпал со старым узбекским праздником Навруз, который на Востоке отмечается 21 марта, как раз сегодня, — в день весеннего равноденствия, когда природа естественным образом просыпается, когда день равен ночи. Навруз в Узбекистане вообще очень крепко связан с новыми надеждами и ожиданиями. Поэтому в этот день принято прощать даже злейшим своим врагам, не ссориться, помогать слабым и нуждающимся. Все это приманит удачу в дом – верят люди. Еще одной доброй приметой считается угощать.
Воспитатель:
Обычно на праздник весны — Навруз проводится Купкари
Купкари – традиционное конное состязание у народов Средней Азии. (В переводе с тюркского «куп» означает «много» и персидского «кари» — «дело, работа», т.е. «дело многих»). В Узбекистане состязание купкари еще называют улак.
В этой игре удалые всадники состязаются за тушу козла или молодого барана: победитель должен придти к финишу, не позволив отбить добычу другим всадникам.
Узбечка: (Слайд 14) (подвижная игра).
Давайте и мы поиграем вместе с вами в народную игру «Пастух и козы».
Правила игры:
Играющие делятся на две группы: одна – пастухи, другая – козы. «Пастухи» надевают тюбетейки. Козы находятся в кругу, пастухи – вне круга. По сигналу (под музыку) один из пастухов, подпрыгивая на одной ноге, входит в круг и ловит коз (касается рукой). Затем под музыку в круг заходит другой пастух и т. д… Игра продолжается, пока пастухи не поймают всех коз, после этого команды меняются ролями. Козы не должны выходить из круга, пока их не осалили. Пастух может подпрыгивать как на левой, так и на правой ноге. Выигравшей считается команда, поймавшая больше коз за то же время.
Воспитатель:
(Слайд 15) Весенний праздник Навруз
Главный ритуал — приготовление традиционного блюда из поросших ростков пшеницы — сумаляк. Готовится он целые сутки. Женщины, сменяя друг друга, медленно помешивают в огромном котле приросшие зерна, которые постепенно превращаются в густую, тягучую массу. В парках высаживают саженцы фруктовых деревьев.
Узбечка:
Ну и, конечно же, на празднике всегда много музыки, песен и танцев. Вы уже видели зажигательную «Андижанскую польку», а еще в Узбекистане есть Хорезмская танцевальная школа.
Главное отличие танцев Хорезма от других регионов Узбекистана – это бурная энергия, восторг жизни и яркий темперамент. Традиции хорезмского танца насчитывают сотни лет, и сохраняются поныне. Философия этого танца заключается в выражении любви к жизни, природе и труду, что отражается в хореографии: здесь свойственны жесты, подражающие миру животных и птиц, движения подобные рабочим и бытовым. На нашем фестивале и в честь весеннего праздника Навруз мы покажем вам узбекский хорезмский танец «Лазги».
(Исполняется узбекский хорезмский танец «Лазги»).
(Слайд 16) Танец
Воспитатель:
На фестивалях Узбекистана устраиваются веселые восточные базары, где можно приобрести интересные сувениры, изготовленные местными ремесленниками – это самобытное и эксклюзивное творчество народных мастеров, ремесленников, передающих свое умение из поколения в поколение. Вкладывая в каждую вещь частичку души, они на протяжении веков создавали уникальные образцы изделий: будь то утварь для дома или украшение жилища, неповторимая ткань для праздничного платья или особая посуда.
(Слайд 17)
Узбечка:
Творения ферганских, самаркандских, бухарских, хивинских и других мастеров издавна славились далеко за пределами Узбекистана. Разнообразные школы вышивки сюзане и керамики, тюбетейки самого разного вида и предназначения, национальные ножи-пичаки на каждый случай, шелковые и шерстяные ковры, шелк и чеканка, керамика и золотое шитье — чудесные работы, вот уже многие века создаваемые руками местных мастеров и мастериц составляют неповторимую экзотику Узбекистана.У каждого региона свое направление. И везде мы видим великолепный узбекский орнамент. А сейчас я предлагаю вам, ребята побыть в роли узбекских мастеров, ткачей ковров.
Дети делятся на две команды, им предлагаются элементы узбекских орнаментов из которых надо собрать ковер.
Воспитатель:
(Слайд 18) Бешик — туй
Молодцы ребята!
В узбекской культуре есть еще один интересный национальный обычай «Бешик — туй»
Этот древний обряд сохранился в культуре узбеков с незапамятных времен и до сих пор соблюдается в Узбекистане. Для каждой узбекской семьи — это большой праздник, в подготовке к которому, участвует вся родня, соседи и друзья семьи. Когда праздник начинается, всегда играет карнай.
Узбечка:
Карнай представляет собой длинную, иногда более двух метров, обычно несогнутую трубу. В наши дни карнаи звучат на народных праздниках или свадьбах.
Бешик-туй проводится он на сороковой день со дня рождения ребенка. Родственники молодой матери приносят богато убранный бешик — ярко разукрашенную детскую кроватку – качалку, одежду и прочие необходимые для новорожденного вещи. Кроме этого, полагается приносить завернутые в скатерть лепешки, сладости и игрушки.
(Слайд 19)
Игра:
Колпачок и палочка (узбекская игра)
Играющие становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает палочку и становится на середине круга. Взрослый надевает ему на голову красивый колпак так, чтобы он доставал до носа. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Водящий в это время стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим
Воспитатель:
(Слайд 20)
Любое принятие пищи открывает и завершает чаепитие.
На стол подают сладости, орехи, фрукты. Чай заваривают в маленьких чайниках, а разливают его в маленькие пиалы.
Перед тем, как угощать хозяин трижды наливает чай в пиалу и выливает его обратно в чайник — это старинный обычай
Традиционный элемент гостеприимства- малое количество наливаемого чая. Чем почётнее гость, тем меньше ему наливают чаю.
Нежеланный гость получит наполненную до краёв пиалу.
Узбечка:
(Слайд 21)
По традиции первыми к столу подаются чай, сладости, выпечка, орехи и сухофрукты, затем закуски и только в конце главное блюдо плов, лагман, суп- шурпа, манты.
Одно из знаменитейших узбекских блюд — плов. По легенде впервые его приготовил сам Тамерлан.
Известно множество вариантов плова.
В приготовлении участвуют лишь мужчины, сопровождая процесс молитвой и старанием. Плов варят в чугунном котле — «казане».
Воспитатель:
(Слайд 22)
Ну и, конечно же, знаменитая тандырная лепешка, которая считается священным хлебом узбекского народа и готовится в специальной тандырной печи.
3. Итог занятия.
Воспитатель:
Где мы сегодня с вами побывали?
Ответы детей
Воспитатель:
Правильно побывали на фестивале узбекской культуры, в школе танцев, в ткацкой мастерской, в театре, послушали байки Ходжи Насредина. Наш фестиваль подошел к концу.
Чтец:
В нашем мире наций очень много,
И культура их всегда в цене.
Так пускай обычаи продлятся,
На родимой матушке Земле.
Пусть культура бережно хранится,
Будут благосклонны небеса
К каждой из нетронутых традиций,
Что несут горячие сердца.
(Слайд 23)
Воспитатель: Скажем всем – до свидания.
Узбечка: Предлагаю всем угоститься узбекскими сладостями.
Тема: «Все флаги будут в гости к нам» — Узбекистан.
Цель:
-знакомство с историей и культурой Узбекистана;
-развитие познавательной и творческой активности учащихся;
-развитие личных и личностных потенциалов учащихся, формирование коллективных навыков работы;
-формирование здорового социального мировоззрения в отношении единства равенства наций народов.
Сценарий выступления
Выходят 2 бортпроводницы
1 стюардесса: Уважаемые пассажиры! Мы с вами находимся на борту самолета А-310, выполняющего рейс по маршруту Люберцы — Ташкент. Пристегните ремни. Наш самолет взлетает.
Звучит фонозапись взлетающего самолета
2 стюардесса: Через 4 часа мы приземлимся в аэропорту г. Ташкента, столице республики Узбекистан. А пока прослушайте полезную информацию.
Слайд 1
Узбекистан расположен в Центральной части Средней Азии. Граничит с Казахстаном, Таджикистаном, Туркменией, Киргизией и Афганистаном.
Слайд 2
1 стюардесса: Население Узбекистана составляет 31 миллион человек. Государство многонациональное. Основное коренное население – узбеки. Основная религия – ислам.
Слайд 3
2 стюардесса: Государственный флаг Республики Узбекистан представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос насыщенного голубого, белого и насыщенного зеленого цветов во всю длину флага. На верхней голубой части флага на лицевой и оборотной сторонах, у древка изображены белый полумесяц и рядом с ним 12 белых пятиконечных звезд.
Небесно-голубой цвет на флаге — символ голубого неба и чистой воды. Белый цвет — символ мира и чистоты. Зеленый цвет — олицетворение благодатной природы. Красные полосы — это символ жизни. Полумесяц и звезды — символ безоблачного неба, мира.
Слайд 4
1 стюардесса: Государственный герб Республики Узбекистан представляет собой изображение восходящего солнца над горами, реками и цветущей долиной, окруженными венком, состоящим справа из колосьев пшеницы и слева — из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками хлопка. В верхней части герба находится восьмигранник, символизирующий знак утверждения республики, внутри которого полумесяц со звездой. В центре герба изображена птица Хумо с раскрытыми крыльями — символ счастья и свободолюбия.
Звучит фонозапись взлетающего самолета
2 стюардесса: Уважаемые пассажиры! Наш самолет приземлился в аэропорту г. Ташкента. Желаем вам приятного путешествия!
Стюардессы удаляются, звучит национальная музыка и на сцену выходят узбеки.
Все (дружно): -Асалам алейкум! Здравствуйте! Салом! Привет!
1 чтец: Узбекистан – страна древних городов Шелкового Пути, родина великого Тамерлана.
2 чтец: Это земля хлопка и фруктовых садов, неумолкаемых базаров и умелых ремесленников, и в наши дни применяющих способы производства, унаследованные от их предков.
3 чтец: Узбекистан — это страна гор. Какие же они прекрасные, разные, древние и загадочные. Наскальным рисункам сотни тысяч лет. Леса, сменяющиеся горными лугами, переходят в покрытые вечными снегами горные вершины и ледники.
4 чтец: Удивительно разнообразна культура Узбекистана.
Звучит национальная музыка и выходят девушка и юноша в национальном костюме.
1 чтец: Узбекская национальная одежда остается неизменной на протяжении вот уже многих столетий. Мужчины в то время носили прямого покроя рубахи, а также халаты. Халаты были лёгкие и стёганные на вате, повседневные и праздничные. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе. Наверх повязывался пояс, который в парадной одежде богатых был нарядным — бархатным или вышитым, с серебряными узорами и пряжками, футлярчиками для гребня. Штаны делались широкими, прямого покроя, сужавшимися книзу. Головной убор составляли кулохи и тюбетейки.
2 чтец: Традиционный женский костюм у узбеков состоял из туники и шароваров. В праздничных одеждах использовалась атласная ткань и богатое шитье золотом. Женский головной убор включал в себя сразу три элемента: тюбетейку, платок и тюрбан. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра. Узор вышивки на костюме выбирался не случайно. По рисунку можно было понять социальный статус, а порой в него вкладывали и иные значения. К примеру, повторяющийся геометрический рисунок на тесьме — это своего рода оберег. Важен был и цвет. Узбеки предпочитали яркие, насыщенные цвета и избегали тёмно-синие, черные. Голубые и фиолетовые оттенки в женском платье говорили о высоком положении мужа, а зеленоватые мотивы часто использовали крестьяне и ремесленники.
Обувь состояла из махси — красивых сапожков без задника, с мягкой подошвой, без каблука. Бедные носили простые сапоги из грубой кожи и резины.
Звучит национальная музыка. Юноша и девушка в национальных костюмах берутся за руки и спускаются со сцены в зрительный зал, проходят между рядами.
3 чтец: Традиционная национальная кулинария Узбекистана заслужено пользуется популярностью и уважением у настоящих гурманов. Культура узбекского народа предполагает трехразовую трапезу: завтрак — нонушта, обед — тушлик овкат и ужин — кечки овкат. Добро пожаловать в узбекскую чайхану!
Звучит национальная музыка и участники выносят национальные блюда. У каждого участника на фартуке прикреплена табличка с названием трапезы «нонушта», «тушлик овкат», «кечки овкат».
1 участник «нонушта»: Завтрак — нонушта буквально означает «ломать лепешки» или «есть хлеб». Сохранилась древняя традиция уважительного отношения к хлебу. Лепешку нельзя класть на стол лицевой стороной вниз. Ни в коем случае нельзя бросать хлеб на землю. Как правило, сухой хлеб собирают в пакеты и относят в дома тех, у кого есть домашние животные. В Узбекистане любят ходить друг к другу в гости и приносить разнообразные красиво выпеченные лепешки. Некоторые виды лепёшек готовятся с луком или мясом, запечённым в тесте, другие посыпаются семенами кунжута или калонджи.
2 участник «тушлик овкат»: Узбекский плов завоевал себе славу национального блюда. Узбеки говорят, что плов всему голова. А также бытует мнение, что если ты не пробовал узбекского плова, значит, на свет не родился. Первые сведения о плове относятся к Х-ХI векам. В XV веке плов считался почетным блюдом, его подавали как на свадьбах и больших праздниках, так и при поминальных обрядах. Готовить плов – довольно хлопотное дело И, как правило, доверяют его только мужчинам. В узбекский плов входит семь компонентов: лук, морковь, мясо, масло, соль, вода, рис. А дальше – фантазия повара. Ингредиенты моют, чистят, жарят, калят, томят, мешают или выкладывают отдельными слоями. К плову подают отдельно виноградный уксус, нарезанную редьку, редис, гранатовые зерна, клубнику, ежевику, салаты из свежих помидоров, огурцов и лука.
3 участник «кечки овкат»: После плова ближе к ужину подают густозаваренный зеленый чай, а в Ташкенте — черный. Чай, как церемония, является одной из самых прекрасных восточных традиций. Чай предлагается сначала гостю и также существует дополнительный набор обычаев, включающих подготовку, подачу и употребление чая. Обряд чаепития в узбекской кухне не проходит без таких блюд, как самса, лепёшки, халва, сухофрукты и всевозможные жареные и печеные продукты.
Вновь звучит национальная музыка, участники относят национальные блюда жюри, чтецы уходят со сцены. Звучит фонозапись.
Представление об Узбекистане будет неполным, если не побывать на восточном базаре, куда мы с вами сейчас и отправляемся.
Сценка
ХОДЖА НАСРЕДДИН |
||
Звучит музыка. Восточный базар. Выходят продавцы с товарами. Каждый демонстрирует свой товар. Музыка затихает. Из-за кулис слышен крик. Продавец шашлыков вытаскивает за ухо нищего е на середину сцены. |
||
Продавец шашлыков (ПШ) |
Ах ты, паршивый оборванец, а ну плати деньги! |
|
Нищий (Н): |
Ну за что, за что я должен платить? |
|
ПШ: |
Великий Аллах, он еще спрашивает! Да облезет твоя кожа, да отсохнет твой язык, выпадут твои зубы и да положит шайтан свой зловонный хвост на твою глупую голову! |
|
Появляется Ходжа Насреддин. |
||
Насреддин (На): |
Что за шум, что вы не поделили? |
|
ПШ: |
Вот этот бродяга, этот презренный оборванец и жулик, да отсохнут все его внутренности, вынул сейчас из-за пазухи лепешку… |
|
Н: |
Мою лепешку… |
|
ПШ: |
И долго держал ее над жаровней, пока лепешка не пропиталась насквозь запахом шашлыка и не стала от этого вдвое вкуснее. |
|
Н: |
Но я держал ее только над дымом. |
|
ПШ: |
Раз шашлык мой, значит, и дым мой! Потом этот нищий сожрал лепешку, теперь не хочет платить. |
|
На: |
Это правда? Нехорошо! Очень нехорошо пользоваться бесплатно чужим добром! |
|
ПШ: |
Ты слышишь, оборванец, что тебе говорит этот почтеннейший и достойный человек? |
|
На: |
У тебя есть деньги? |
|
Нищий достает деньги(мешочек с мелочью) и отдает (бросает)Насреддину. Насреддин отдает их продавцу шашлыков, тот довольный отходит. |
||
На: |
Подожди, почтеннейший! Прошу тебя, попрыгай! |
|
ПШ: |
Почему нет? |
|
Звучит музыка. ПШ прыгает, деньги звенят. Все хлопают, ПШ танцует. Когда он заканчивает танцевать, Насреддин ловко достает у него из-за пазухи деньги и отдает нищему. |
||
ПШ: |
Как? Но я не получил платы! |
|
На: |
Он заплатил тебе полностью, и вы в расчете. Он нюхал, как пахнет твой шашлык, а ты слышал, как звенят его деньги! |
|
Н: |
О, добрый человек, скажи мне свое имя, чтоб я знал, кого благодарить! |
|
ПШ: |
Да, скажи мне свое имя, чтоб я знал, кого проклинать! |
|
На: |
В Багдаде и в Стамбуле, в Тегеране и Бахчисарае, в Дамаске и Трапезунде меня зовут одним именем. |
|
Все шепотом: Ходжа Насреддин! Ходжа Насреддин! |
||
Звучит музыка. Продавцы собирают товары и медленно уходят сцены, повторяя: «Ходжа Нассреддин» |
4 чтец: В сказках выражается мудрость народа, а душа народная выражается в танце.
Группа девушек исполняет национальный танец.
После танца все участники выходят на сцену.
1 чтец: О мой Родной Узбекистан! Полей бескрайних караван,
Ты самый солнечный, красивый. Гостеприимный край, любимый.
Твои цветущие поля и вдоль дороги тополя.
Сады, леса, гор снежных башни, которых нет на свете краше.
Всё говорит о красоте, земли великой доброте.
2 чтец:
О мой Родной Узбекистан! Ташкент, Хива и Андижан,
Какими стали города? Цветущими, как никогда.
И каждый город твой музей. И в мире нет людей добрей.
А как умеет твой народ трудиться, на заре встает.
Чтоб собирать твой хлопок нежный, он золотой, хоть белоснежный.
3 чтец
Мой тёплый край, Моя любовь! Тебе мой ум, и плоть и кровь!
Тебе мой труд, стремленье, страсть. Возьми же все себе во власть.
Тебе я все отдам — цвети. И городами ввысь расти.
Пусть в небе над тобой покой. И войн народ не знает твой.
И всем народам разных стран. Прославлю я — (все вместе) УЗБЕКИСТАН!
Звучит национальная музыка, все участники берутся за руки и кланяются и уходят со сцены.
1.
Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать в Узбекистан!
Все: Хуш
келибсиз
Исполняется Государственный гимн Республики Узбекистан.
1.Я живу в Узбекистане,
Я люблю свой край родной.
Он хорош зимой и летом,
И особенно весной.
2.Почему мой край так дорог мне?
На вопрос извечный я ответил:
Разных стран немало на земле –
Родина у всех одна на свете.
3.1 сентября 1991 г. наша республика объявила всему миру о
своей независимости. А 8 декабря 1992 года был принят наш главный закон – КОНСТИТУЦИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН.
4. В 1989 г. Организацией Объединенных Наций была принята
конвенция о правах ребенка. А в 1992 году эта Конвенция была принята
Республикой Узбекистан. Конвенция во всем перекликается с
КОНСТИТУЦИЕЙ нашей страны. Цель её – обеспечить всем ребятам счастливое
детство.
5.Дети от рождения обладают своими правами .Взрослые должны
соблюдать права детей .Каждый ребенок имеет право на жизнь и здоровье, на
бесплатное образование, на заботу в семье, и на развитие талантов и
способностей, на право голоса.
6.Ученик несёт лист с надписью
«свидетельство о рождении».
Только ты на свет родился…
Право первое твоё
Получи, чтоб им гордиться,
ИМЯ ЛИЧНОЕ СВОЁ.
7.Выходит ребенок с плакатом, где изображена семья
Очень трудно самому
Жить на свете – одному
Правом с мамой жить и с папой
Пользуемся мы, ребята !
Если ж вдруг случилось горе –
Стал ребенок сиротой,
Детский дом – уютный, добрый,
Даст ему и кров, и стол.
8.Выходят дети с рисунками и газетой «КЛАСС»
Есть ещё такое право –
Помнить, думать и творить!
И другим свои творенья,
Если хочешь, подарить.
9. Сцена “Не обижай слабых!”
Участвуют 2 детей. Более крупный замахивается на слабого,
тот грозит ему пальцем:
Я росточком недоволен
И пока не так силён
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон!
10.Выходит ребенок в белом халате и с градусником:
— Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры
То позвать врача на помощь-
Тоже право детворы !
11.Подрасту, возьмусь за книжки
И отправлюсь в 1 класс
В школу ходят все детишки-
Это право есть у нас!
12.Выходят дети с книгами «АЛИФБЕ» и «АЗБУКА»
Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке,
Правом пользуюсь —
Учиться на родном мне языке!
13.Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным – всё равно.
Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано.
1.Столица Республики Узбекистан – город Ташкент .
Узбекистан – наш общий светлый дом
Ташкент — как драгоценный камень в нём. Нашему родному городу исполняется 2200
лет .
2.Республика Узбекистан имеет свои государственные
символы флаг, герб
и гимн, утверждаемые законом.
3.Флаг Узбекистана – наш с тобою флаг.
Каждый цвет на флаге – неслучайный знак
Нежно — голубая полоса на нём
Это наше небо ясным летним днём.
4. В гербе узбекском – пики синих
гор.
Дары полей – созревший хлеб и хлопок.
Вот птица счастья – слышишь этот клёкот
Зовущий нас на солнечный простор?
5.Узбекистан- восточной кухни
лик.
Кебаб бараний, с курдюком шашлык. Дымок
мангалов , с пловом
казаны.
Как много блюд хороших у страны.
6. Лагман, манты, в бульоне чучвара,
Самсу с тандыра вынимать
пора.
Горох с бараниной — по узбекски
нут.
Кук-чай, зелёный кипяточек
крут.
Лепёшки — тут особый
разговор.
Пекут лепёшки каждый дом и
двор.
Арбузы, дыни, персик,
виноград,
Инжир, тутовник — фрукты для
услад. А
в чайхоне под виноградною
лозой
Ждёт дастархан с прекрасною едой.
7. У каждого гражданина есть не только права, но и обязанности
перед своей страной. Мы знаем их и обещаем.
8.Будем хорошо учиться
Землю отчую любить
Будем Родиной гордиться
Аксакалов наших чтить.
9. Песня льётся над долиной –
Это мой Узбекистан!
Хлопок цветом лебединым-
Это мой Узбекистан!
10. Самарканд мне часто снится –
Это мой Узбекистан!
— И Ташкент — краса – столица –
Это мой Узбекистан!
1. Спасибо всем за внимание! До новых встреч! До свидания!
Все: ҳозирча хайр
Дети дарят хлопок гостям.
Сценарий проведения праздника Навруз
РОЖДЕННЫЙ В СОЛНЕЧНОМ ТЕПЛЕ
(Сценарий проведения праздника Навруз)
Ученица 1
Небо ярко – голубое,
Тучки не увидишь в нём.
Вся земля передо мною
Расцветает с каждым днём.
Роща зеленеет снова,
Сад зелёный яснолик.
От тюльпанов степь пунцова,
И не степь она – цветник.
И фиалка молодая,
Расцветает в тишине,
Звонких соловьёв скликая,
Говорит им о весне.
Дышат утренней порою
Сотни, тысячи цветков.
Расцветает всё живое
Нет для чувства берегов.
Видя весь расцвет природы,
Все цветы и все цвета,
Просиял белобородый
Уважаемый ата.
Блещет небо голубое,
Блещет степь. Простор широк.
В час весны прекрасней вдвое
Счастье нашего цветок.
(Зульфия «Весна»)
Ведущий 1
Наступила весна, а вместе с ней пришёл к нам древний замечательный праздник Навруз. Это великий и вечный праздник, предшественник изобилия. Это праздник обновления, пробуждения природы. Его можно сравнить с летящим весенним ветром, быстрой горной рекой. Он праздник щедрости и милосердия, мира и добра, надежд и перемен.
Ведущий 2
Наврузу более трёх тысяч лет. Он празднуется в день весеннего равноденствия – 21 марта. Люди с приходом Навруза забывают о пережитых трудностях, о заботах и печалях.
Ведущий 3
Подлинное значение Навруза – дружба и солидарность людей и народов. Поют карнай и сурнай, звенит дойра, звучит дута, а в танце кружатся все! Радость одна на всех, солнце светит всем!
(Песня и танец)
Ученик 2
СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ
На свете много тоев разных,
Но самый яркий на земле
Навруз — большой восточный праздник,
Рождённый в солнечном тепле.
Я рад, когда поют карнаи,
Веселью, танцам нет конца,
Когда взаимопониманьем,
Любовью полнятся сердца.
Улыбки, песни, угощенья,
Наряды яркие кругом.
И торжествует всепрощенье
За шумным дружеским столом.
И забываются печали
Давнишних и вчерашних ссор.
Пиалы сказочного чая
Скрепляют мирный разговор.
Святое Братство полной мерой,
Как добрый гость, заходит в дом.
Согласье, Дружба и Доверие
Живут в краю моём родном.
(Мирон Докторов)
Ведущий 1
Навруз больше, нежели просто праздник. Сколько веков Наврузу, столько и поверью, что чем веселее и радостнее он пройдёт, тем щедрее будет к людям природа.
Ведущий 2
В дни празднования Навруза в Узбекистане языком общения между людьми становится язык поэзии. Вот как звучит пожелание великого узбекского поэта Алишера Навои: «Пусть каждая твоя ночь будет благополучной и счастливой и каждый твой новый день будет Наврузом!»
Ведущий 3
Вот и мы сейчас потренируемся в красноречии. За неделю до праздника учащихся 9-х классов получили задание подготовить поздравительную открытку к Наврузу.
(Классы представляют свои открытки. Их выступления не должны длиться более трёх минут. Время было заранее оговорено в задании)
Ведущий 1
Спасибо всем классам! Это замечательные открытки! Они заслуживают того, чтобы ими украсить фойе нашей школы. Пусть все гости, которые посетят нашу школу в эти праздничные дни, прочитают тёплые добрые слова, и порадуются вместе с нами наступившему празднику, весне!
(Музыкальный номер)
Ведущий 2
Ещё в древности наши прадеды говорили: «Каждый, кто встречает Навруз, заслуживает процветания, благополучия, радости и веселья.» Это праздник – живая легенда: с древних времён и до наших дней Навруз сохранил свои традиции.
Ведущий 3
Вот о них-то нам сейчас и расскажут учащиеся 8-х классов.
(За 2-3 недели до праздника восьмиклассники получили задание: подготовить выступление о традициях Навруза. Выступление может быть подготовлено в форме рассказа, инсценировки, видеоролика и т.п. Чтобы не случилось так, что учащиеся подготовятся по одной теме, им была предложена жеребьевка: кто какую традицию «вытащит», о той и рассказывает:
-
Встреча рассвета;
-
Хашар;
-
Приветствие;
-
Гостеприимство;
-
Чаепитие;
-
Сумаляк;
-
Игры и забывы;
-
Бахарой)
Между выступлениями показываются музыкальные номера, подготовленные учащимися 1-7 классов.
Ведущий 1
Сколько интересного мы сегодня узнали! Спасибо вам, ребята!
Ученик
Выглянул подснежник — на душе светло,
В Азии с надеждой праздник ждут давно.
Я ветров прохладных больше не боюсь,
Приходи скорее, праздник наш Навруз!
Ученица
Ждёт тебя природа, расстелив ковёр,
Из весенних красок выткала узор.
И забот привычных с плеч свалился груз.
Приходи скорее, дорогой Навруз!
Ученик
В этот день карнаи громко зазвучат,
На любимый праздник люди заспешат.
Много будет ярких платьев, лент и бус,
Приходи скорее, милый наш Навруз!
Ученица
В этот день желанье нужно загадать,
Саженцы у дома, не ленясь сажать.
Нет земли роднее. Сяду помолюсь –
Приходи скорее, праздник наш Навруз!
Ученик
Пусть смеётся солнце над страной моей,
Пусть сияют лица взрослых и детей,
Пусть у сумаляка будет сладкий вкус…
Приходи скорее, праздник наш Навруз!
Ведущий 1
Вот и подошёл к концу наш праздник в школе. Надеемся, вы не скучали.
Ведущий 2
Желаем всем улыбок весны, солнечного света, весёлых праздничных гуляний!
Ведущий 3
Хорошего отдыха на каникулах!
Примечание.
Информацию о традициях учащиеся ищут самостоятельно. Но можно предложить как начальный вариант следующее:
Приветствие
Ещё в древние времена традиция предписывала: когда встречаются два мусульманина, они должны поприветствовать друг друга независимо от того, какие между ними были отношения – дружеские или враждебные. На каждое приветствие следовало непременно ответить. При этом важно было следующее: лица, стоящие выше на социальной лестнице, должны были первыми приветствовать стоящих ниже (а не наоборот!), едущие на коне – идущих пешком, младшие – старших, господа – своих слуг.
Если с каким-либо лицом одновременно здоровалось несколько человек, то данное лицо должно было так ответить на приветствие, чтобы было видно – ответное приветствие относится ко всем.
Кроме предписаний, когда, как и с кем следовало здороваться, существовало несколько точно зафиксированных моментов, когда не следовало здороваться, например:
-
Когда кто-либо находился в отхожем месте;
-
Когда кто-либо был занят едой и был «с набитым ртом»;
-
Когда кто-либо был занят чтением Корана;
-
Когда кто-либо молился… и т.д.
Было строго запрещено приветствовать жестоких, невоспитанных, бесчестных людей. Если же эти люди сами первыми приветствовали «нормальных» людей, то на их приветствия ни в коем случае не следовало отвечать.
Хашар
К Наврузу очень тщательно готовятся и празднуют 15-20 дней. В дни перед Наврузом везде в махаллях проходят хашары – всем миром чистят арыки, белят деревья, вскапывают огороды. Так родилась традиция хашара – совместного труда для пользы общества.
Узбекский народ славится не только гостеприимством, но и готовностью к взаимопомощи. В горе и в радости люди стараются держаться вместе и охотно помогают друг другу. Можно привести множество примеров традиционной взаимовыручки.
Хашар часто организуется и тогда, когда нужно помочь одиноким старикам, больным или инвалидам – например, в ремонте дома или посадке огорода.
В работе принимают участие представители многих национальностей. Узбекский дом строят не только узбеки – корейцы, русские, таджики, татары тоже участвуют. А если корейцу или русскому потребуется помощь, то узбеки тоже придут на хашар!
Гостеприимство
Большое значение имеет праздничное меню. Главными блюдами в этот день является шурпа (суп на мясном бульоне из овощей), плов (блюдо из мяса, риса, моркови, лука, специй) и самса (пирожки с первой весенней зеленью).
Издавна считается, что в день Навруза стол должен быть накрыт особенно щедро: ведь чем богаче стол, тем богаче будет грядущий год! Поэтому на праздничном столе всегда стоит много разнообразных закусок, фруктов и сладостей. Подаются различные супы и вторые блюда. На столе обязательно стоит тарелочка с проросшей пшеницей. Обед сопровождается исполнением национальных песен и танцев. Затем можно понаблюдать за борьбой силачей, петушиными боями и т.д.
Купкари
Особенно любима в народе древняя национальная игра, связанная именно с празднованием Навруза и называемая бузкоши или купкари. Это забава не просто лихих, а по – настоящему смелых и сильных мужчин, которые, будучи верхом на горячих конях, стремятся на полном скаку отобрать друг у друга козла или, ещё лучше, молодого барашка. Подготовка к купкари начинается в преддверии к празднику, примерно за 7-10 дней до него. Предполагаемые участники игры, а также наиболее уважаемые аксакалы (среди которых тоже нередко встречаются бывшие участники), собираются вместе в какой-либо чайхане для обсуждения важных моментов подготовки и проведения игры. Сначала решают, где именно проводить игру и кто будет участвовать. Обычно это молодые мужчины, знающие толк, как в игре, так и в лошадях. Затем собирают деньги на призы победителю и лучшим игрокам, а также на совместный праздничный обед. В качестве призов покупаются ковры, курпачи (стёганые одеяла и матрасы), стёганые чапаны (халаты).
Участники игры должны хорошо подготовиться к ней и продумать многие моменты. Важен, например, правильный выбор коня. Он должен быть выносливым и быстрым, но, желательно, низкорослым. Такой выбор определяется тем, что в пылу игры барашек частенько выпадает из рук всадников и за ним приходится нагибаться на полном скаку до земли.
Далее конники должны продумать и свою одежду, в которой они будут участвовать в игре. Обычно это стёганый ватный халат и такие же штаны. Такая одежда хорошо защитит от резких ударов кнута, которые соперники наносят друг другу по телу и ногам (правилами разрешено) во время состязания.
И вот наступает день игры. Коники выстраиваются в одну линию. Один из наиболее уважаемых мужчин бросает козла или барашка в центр большого круга. Все всадники тут же бросаются вперёд, потому что каждый хочет первым схватить животное. Оному из них это удаётся и он изо всех сил погоняет коня, стремясь ускакать от других всадников с барашком, прижатым одной ногой к телу коня, к заветной цели – специальному месту, помеченному в степи. Но и остальные хотят победить! Они бросаются в погоню за счастливчиком, и кому-то из них удаётся его настигнуть. Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не сумеет оторваться от остальных и вместе с барашком «долететь» до того самого специального места (это может быть столб, врытый в землю) и пересечь финишную линию.
Всё игра окончена! Победителя громкими восторженными криками приветствуют зрители, аксакалы вручают ему главный приз, и все участники дружно отправляются на совместный праздничный обед.
И долго ещё будет продолжаться обсуждение самой игры или недостатков участников… А победитель будет носить это гордое имя до следующей игры – ровно год. И кто знает, может, ему и на следующий год удастся выиграть.
Сумалак
В этот день Навруза на столе обязательно должен стоять сумалак, блюдо, приготовленное из проросших зёрен пшеницы. В его приготовлении принимают участие только женщины и их действия похожи на настоящий ритуал. Приготовление сумалака занимает 24 часа. Женщины медленно перемешивают в большом котле проросшие зёрна пшеницы, которые постепенно превращают в коричневатую густую жидкость, напевая народные песни о весне и Наврузе.
Приготовление сумалака. Пшеницу тщательно промыть несколько раз в холодной воде и замочить на 3 суток. Затем замоченные зёрна разложить на чистой фанере слоем в 1-1,5см., накрыть марлей и поставить в тень. Каждое утро сбрызгивать пшеницу водой, пока она не прорастёт. Когда через 3-4 дня ростки будут иметь длину 3-5 см., надо хорошенько растереть их в ступке и переложить в большой таз. Добавить немного воды, всё хорошо перемешать, затем отжать воду через марлю в фарфоровую чашку. Остатки вновь залить водой, перемешать и вновь отжать в другую чашку. Всё повторить ещё раз и отжать в 3-ю чашку. Все 3 порции сусла процедить в 3 разных чашках и оставить на некоторое время. В большом казане раскалить хлопковое масло. Немного его остудив, положить в него муку и добавить первую порцию сусла. Хорошенько всё перемешать деревянной ложкой. Следить, чтобы не образовались комочки. Когда масса загустеет, добавить 3-ю порцию сусла и, постоянно помешивая, варить до тех пор, пока масса не станет кашицеобразной и не приобретёт коричневой цвет. Для того, чтобы сумалак не подгорел, в казан кладут 15-20 чисто вымытых камешков или (ещё лучше!) орехов в самом начале приготовления. Готовый сумалак снять с огня, оставить остывать на 2-3 часа. Затем можно разлить по пиалам. Тот, у кого в пиале окажется камешек или орех, может быть уверен – счастье и удача будут сопутствовать ему весь год!
Встреча рассвета
Празднование Навруза начиналось на рассвете, согласно старинному ритуалу: «Если увидишь родник – расчисти его исток». Встречая рассвет, всё взрослое население, молодёжь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков сажали деревья.
Бахорой
Обязательно выбирают хозяйку праздника – самую красивую девушку, она становится символом весны – Бахорой. В конкурсе девушки должны продемонстрировать не только красоту, но и ум, сообразительность, трудолюбие, жизнерадостность.
Вручение грамот и подарков активным участникам и победителям праздника Нарвуз.
Cценарий праздника Навруз
1-й глашатай: Слушайте все! Слушайте все!
2-й глашатай: Сегодня в нашей стране, праздник весны Навруз.
1-й глашатай: Мы приглашаем вас на этот прекрасный праздник!
2-й глашатай: Все на праздник Навруз!(Звучат карнай и сурнай, к ним присоединяются дойры).На середину зала выходят ведущие.
1-й ведущий: Над просторами родного края повеяло живительным дыханием весны. Наступила прекрасная пора пробуждения природы, пора цветения и красоты. В эти дни по всей республике встречают народный праздник Навруз!
2-я ведущая: Ассалом, Узбекистан!Наврузи олам, ассалом……
От порога к порогу –Не в тягость твой груз.
Открывай нам дорогу,Счастливый Навруз!Солнце в небе лучисто,
Ветерок – по садам,Расцветай же, Отчизна,
Край наш, Узбекистан!
Учащиеся читают стихи о весне.
Издали слышится музыка «Бахор вальси» («Весенний вальс»).
Затем появляются девочки-танцовщицы. Они танцуют под эту музыку.
1-й ведущий: Сегодня к нам, в наш дом прекрасный, пришел веселый, светлый праздник.
Он называется Навруз,Спешите гости, вас здесь ждут.
2-я ведущая: Сегодня к нам в гости должны прийти Веснянка,
Наврузой, Дехканин, цветы, крылатые друзья.
Почему-то наши гости задерживаются.
Ребята, давайте позовем их.(Под музыку в зал входят Веснянка, Наврузой, цветы, подснежник, тюльпан и др. Крылатые друзья – ласточка, скворец, журавль, дикие гуси, утки и т.д.).
Веснянка: Здравствуйте, ребята, я вам рада.
И знаю всех вас давно.
Я вижу, как каждую весну вы вскапываете грядки в огороде, помогаете земле дышать, белите деревья в саду, чтобы они были еще красивее, сажаете цветы, чтобы весна была еще милее.
Веснянка: А какие вы знаете весенние цветы?
(Дети из зала называют цветы).
Веснянка благодарит учеников.
Фиалка: Отблеском алым зажегся восток,В саду Салима распахнула окошкоЕй из травы улыбнулся цветок.Тот, кто зовется (фиалкою-крошкой).(Ребята должны отгадать какой цветок).
Тюльпан: Плывут облака в синеве
И красные шапки цветов
Мелькают в высокой траве.
Чтение стихотворений учащимися о подснежнике.
Веснянка: Ребята, а вы знаете, какие птицы бывают и обитают в нашем краю?Учащиеся читают стихи о птицах.
Веснянка: Я весна-красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход,
Всюду в поле и в лесу,
Людям радость я несу.
Ученица: Сердце стучит радостно,
Здравствуй, Навруз – праздник наш!
Свет твой повсюду льется,Свет твой повсюду льется.
Ученик: Ты, как цветок весенний,
Ты, как птенец смелый,
Шепот трав зеленый.
Наш праздник веселый!
Ученица: Здравствуй, здравствуй, Наврузи олам!
Здравствуй, новый день!Дайте дорогу песням, стихам!Исчезнет несчастья тень!
Ученик: В небе кружатся бумажные змеи
Ветер весенний веет и веет!Взоры искрятся от солнца вокруг
Пусть целый год процветает Навруз!(Звучит музыка, мальчик и девочка танцуют).
Ученица и ученик: Танцуйте все, становитесь в круг,
Иди сюда, наш печальный друг!Ты веселись, вместе с нами танцуй!
Рубоб и дойра разгонят печаль.(Все выходят в круг и начинают танцевать).
Ведущий предлагает поиграть в игру «Садовник и цветы».
Игра «Садовник и цветы». В игре участвуют 10-15 человек.
Среди них выбирают ведущего – «садовника», остальные исполняют роли «цветков».
В руках у каждого по одному цветку.
Это могут быть цветы, нарисованные или сделанные из бумаги самими учащимися.
«Цветы» садятся в круг, «садовник» ходит по кругу и говорит следующие слова:Собирайтесь, дети, в круг,
Посмотреть цветы вокруг,
Вместе будем их срывать
И попросим станцевать.
После этих слов «садовник» дотрагивается рукой до одного из «цветков».
«Цветок», до которого дотронулся «садовник», должен либо станцевать, рассказать стих, спеть песню или показать что-то неординарное.
Все: Да здравствует Навруз!
Ученица: Вокруг цветет миндаль,
Пахучий аромат
Доносится сюда, сады цветут вокруг!
Ученик: Пришел Навруз, друзья,
И новый день настал.
Так веселись, народ!
Благословен наш край.
Ученица: Расстилает дастархан
Праздник наш Навруз.
Сумаляк принес сюдаПраздник наш Навруз!
Ученик: И халим на праздник принесли друзья,
Счастье принесет нам новый день, друзья!
Ученица: И стар и млад встречай Навруз,
Встречайте все наш новый год!
Ученица: И день ото дня все богачеРеспублика наша и краше!
Все: Несметны республики богатства
В независимой республике нашей,
Так цвети привольно и вечно,
Всенародного счастья земля!
В течении рек быстротечных
Вечная слава твоя!(Музыкальная пауза).
Ученица: Я люблю, земля родная,
Шепот листьев, звон ручья,
Человеческое счастье,
Песни звезд и соловья,
Солнца свет, тепло людей,
Ставших песней наших дней.
(Музыкальная пауза).
Несколько номеров художественной самодеятельности.
Здесь же можно провести игру «Канатоходцы».
Ученица: Навруз – это праздник дружбы!
Ученик: Навруз – это праздник гостеприимства!
Ученица: Навруз – это праздник миролюбия!
Ученик: Любимый, процветай, Узбекистан!
Неувядаемым тебя назвали садом.
Тебе источник молодости дан
-Ты день встречаешь просветленным взглядом.
Волшебный мир, что людям дан,То край родной
—Все: Узбекистан!
Ученица: Я люблю весною ранней
У подножья гор бродить,
Любоваться красотою,
Солнце радостью поить,
Глядя в ширь и в синь степную,
Видеть блеск твоих очей,
И слышать мир, что людям дан,
-То край родной —Все: Узбекистан!
Ученик: Я люблю, земля родная,Твои щедрые дары,
Необъятные просторыИ цветущие сады,
Горный дух земли отцовПрекрасен мир, что людям дан,
То край родной —Все: Узбекистан!(Музыкальная пауза. Праздник завершается.)Лемара КОЧКАРОВА,
Поиск по сайту
Сценарий внеклассного мероприятия «Фестиваль национальных культур». Путешествие по Узбекистану
Предмет: | Классному руководителю |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: | Тлугачева Татьяна Мухамедовна |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 84.17 Kb |
Количество скачиваний: | 9 |
Скачать
Просмотров: 45
Похожие материалы
- Сценарий ко Дню матери «Имя ангела — МАМА»
- Диагностика нравственной самооценки класса.
- Разработка классного часа. Что помогает успешно учиться.
- Разработка внеклассного мероприятия.Мама, папа, я — спортивная семья.
- Я и мой класс
- ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 6 « Б » КЛАССА на 2016-2017 учебный год
- «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» (фрагмент выступления на родительском собрании)
- Классный час, посвящённый Дню борьбы с туберкулёзом»
- Бланк письма. Открытое письмо маме.
- Сценарий конкурса чтецов «Гимн Весны»