Представление Армении на
фестивале дружбы народов «Мы едины».
Классный руководитель 5Б класса —
Ваганова Л.А.
Песня «Армения» Под сопровождении
барабанов
Ведущий. Барев тэз . Здравствуйте!
Ханума
Ведущая. Шат урахэм андипэм тэз мэр танэ. Мы рады вас приветствовать! Ванян Рома
Арина
1.
В Ветхом Завете есть рассказ о праведнике
Ное, который во время Всемирного потопа построил корабль — ковчег и погрузил
на него свою семью и разных животных. Когда дождь, шедший 40 дней и 40 ночей
прекратился и вода начала спадать, Ной оказался на горе Арарат, на камнях будущей
Армении.
Милена
2.
Сегодня наш класс расскажет вам о
прекрасной стране Армения, о ее культуре и традициях. Армения – древняя
страна. Ее история началась 7000 лет назад. По – армянски название страны
звучит как «Айк». В средние века к этому названию прибавился суффикс «стан»,
таким образом страна стала называться Айастан.
3.
Армению называют солнечной страной. Костя
Гайдуков
4.
Армения – страна плодородных земель. Соковец
Данил
5.
Армения – горная страна
Авагян Роберт
6.
Столица Армении — славный город Ереван,
один из древнейших городов мира Тимур
7.
Многие века армянский народ страдал от
иноземных захватчиков, которых привлекала благодатная земля. Захватчики
истребляли армян, сжигали их поселения, увозили детей в рабство, убивали
стариков. Но многострадальный армянский народ выстоял, сохранил свои традиции,
культуру и веру. Игорь Филатов
Армения, ты вся в напевах,
Ты и поэт и муза ты.
В твоей душе, как в листьях древа
Ангелина
Румянятся плоды.
По музыке, что с ветром сшита,
Что сшита с голосом полей,
Что сшита с криком журавлей,
Влад Ахадов
Армения, ты – композитор.
По камню, что резьбу вознёс
До самых звёзд, слепящих очи,
Кристина Каграманова
Армения- каменотёс,
Армения- великий зодчий
По цвету голубых озёр,
По золотому цвету пожней.
По цвету скал, по цвету гор
Алена Бакуменко
Моя Армения –художник
Звучит гимн Армении (27 сек)
Влад Муравьев
Символы государства:
Флаг Армении
имеет три полосы- красную, синию и оранжевую. Красный цвет символизирует
постоянную борьбу армянского народа за существование, христианскую веру,
свободу и независимость. Синий цвет символизирует стремление армянского народа
жить под мирным небом. Оранжевый цвет символизирует созидательный талант и
трудолюбие армянского народа.
Эля Дисакаева
Герб Армении имеет форму щита. В
центре – гора Арарат- символ армянской нации. Лев и орел означают мудрость,
терпение и благородство армянского народа. Чуть ниже- разорванные цепи- символ
освобождения армян от иноземного ига.
Федя Филимянов
Государственный язык Армении — армянский. Еще Джордж Гордон Байрон говорил: « Я
выучил язык армян, чтобы понимать как и на каком языке говорили Боги. Ибо
армянский язык есть язык Богов… И Армения есть Родина Богов.. И Боги родом из
долины араратской…
Стихотворение на армянском языке
Андраник
Лиза Шаповалова
Древняя культура Армении
привлекает нас своей самобытностью и жизнелюбием. И мы с удовольствием
прикоснемся сегодня к ней. Среди
армян много академиков, профессоров, докторов наук, известных врачей, актеров,
художников, спортсменов; способствующих процветанию российского государства.
Нафанаилов Христиан
Самый древний армянский музыкальный
инструмент – дудук (мелодия дудука)
Послушай, друг мой, как поет дудук
Как сердце светлой грустью наполняет,
Арина
Как наши души он объединяет,
Его пропитанный судьбою горький звук
Послушай, друг мой, как поет дудук
Как много в этой музыке печали.
Ангелина
В ней плач сердец, которые страдали
От боли расставаний и разлук.
Послушай, друг мой, как поет дудук
Как много в этой музыке надежды,
Она нам души греет, как и прежде
Федя
Согрела нашим прадедам, мой друг.
Послушай, друг мой, как поет дудук
В нем дух
армянский – чудных гор творенье.
В нем весь народ,
Алена
В нем вся наша Армения,
В нем будут наши правнуки, мой друг.
Гусаренко Егор
А самый древний национальный армянский
танец, танец Победы — Кочари
Кочари мой кочари —
Народный танец армянский, Влад Стоянов
Его все пляшут исстари,
Поднимая дух наш братский.
Его плясали пред Рейхстагом
И у храма в селе Шуше,
Танцевали перед врагом, Затона Артем
Чтобы знал, что в их душе.
Танец Кочари
Осипян
Мадлена
Традиционная
армянская одежда очень красочна и разнообразна. У мужчин сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с
низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти
или хлопка. Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук,
доходившую до колен.
Алина
Женская верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с
вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или
шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма
армянок был расшитый передник. И много украшений.
Ульяна
Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов.
Более сложным был женский головной убор, своеобразные «башенки» из бумажной
ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками. Широкое распространение
имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.
Армения – страна древних обычаев и традиций.
Зинченко Никита
Арина
Если говорить о
повседневных обычаях армян, у них много общего с русскими, но есть и свои
нюансы. Например, когда у ребенка прорезается первый зубик, всех родных и
близких также принято созывать на «зубок» (атамхатик) и одаривать малыша и
маму. А еще нужно обязательно приготовить кашу из фасоли и гороха и посыпать ею
головку ребенка, чтобы остальные зубки росли безболезненно и были крепкими и
здоровыми
Рома
В этот же день принято
проводить еще один интересный, похожий на увлекательную игру обряд, – выбор
профессии. И это несмотря на младенческий возраст. Вокруг ребенка раскладывают
предметы, символизирующие ту или иную сферу деятельности, и он как бы выбирает
занятие на будущее. Получается очень милое и веселое зрелище, но, конечно, это
просто шутка, никак не влияющая на реальный выбор.
Роберт
В Армении женщины не
получают подарков и цветов в Международный женский день 8 марта. В Армении
есть свой национальный женский праздник – День материнства и красоты. Отмечается
он 7 апреля
Егор
Интересно, что и День
влюбленных они празднуют не 14-го, а 13 февраля – в день Святого Саркиса, но
точно так же обмениваются подарками и признаниями. Существует обычай печь в
этот день соленое печенье ахалибт и оставлять его на ночь под подушкой, чтобы
увидеть во сне суженого или суженую .
Спивак Миша
В конце февраля в
Армении празднуют «Трндез», пришедший из времен язычества. В церковном дворе
принято разводить костер, через который должны перепрыгнуть молодожены, чтобы
избавиться от всякой нечисти.
Ахмедов Тимур
Еще один праздник,
посвящен наступлению весны – «Цахказард», когда люди посещают церковь для
освящения веток вербы, а на головы неженатых молодых или детей надевают венки,
сплетенные из ивовых прутьев.
Затона Артем
Излюбленный армянами
праздник – «Вардавар», когда все жители Армении обливают водой друг друга
– как знакомых, так и случайных прохожих.
Армения
— жемчужина долины Араратской.
Прекрасен облик твой, великая
страна!
Ты словно света — лучик ясный.
Алена
Твоя столица — Ереван.
Ереван — весь в розоватой
дымке,
Озеро Севан — печаль
веков, Никита Лындин
И Сарьяна дивные картинки,
И хранилище старинных книг
и слов.
Я люблю
тебя, моя Армения
Ты –
обетованная земля!
Ты –
мечта, ты свет и откровение Ханума
Родина
далекая моя!
Как
любимы мной твои просторы
Как мечтаю
вновь увидеть я Кристина
Всю твою
красу, леса и горы
Родина
цветущая моя!
Я уже давно живу в России,
Здесь мой дом, работа и
друзья.
Но лишь ты — моя Святая
сила! Зуля
Ты — обетованная земля!
Вахнин Влад
В нашем классе учатся дети разных
национальностей: русские, армяне, азербайджанцы. И всех нас обьединяет
крепкая дружба! Неважно, какой ты национальности, важно, чтобы ты был хорошим
человеком! А знаете, что между нами общего? Мы все живем в России!
Стихотворение об Армении – России
Ангелина
Любить Армению по русски – без измен Решая
миром множество проблем
И выбирать родителей из стран Россию
– мать! Отца же — Айастан! Любить
Армению по русски, без причин Лететь
душой в святой Эчмиадзин Неся
в себе спасение Креста С
благословением жить Господа Христа.
Россия и Армения вместе навсегда.
Хором
Армения – Россия — дружная семья.
Песня «Россия — Армения» (2.46)
Банер
Шары с цветами России и Армении
Презентация
Костюмы
Армения — это древнейшее государство. Впервые название страны Арминия встречается в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486гг. до н. э. Армины, называемые у Геродота арменами, были, как полагает одна из гипотез современной науки, индоевропейским народом, переселившемся на свою родину из Европы через Малую Азию. Примерно в XII веке до н.э. индоевропейские предки современных армян, вместе с родственными им франко-фригийскими племенами, переселились из Фракии в Малую Азию и около шестисот лет жили здесь рядом с хеттскими народами. Затем они двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях Армянского нагорья.
Про Армению Великую в Энциклопедии Кирилла и Мефодия сказано: АРМЕНИЯ ВЕЛИКАЯ, древнее государство армян (6 в. до н. э. — 387). Столицы — Армавир, Арташат. Сатрапия Ахеменидов; в конце 4-3 вв. до н. э. самостоятельное царство; на рубеже 3-2 вв. под властью Селевкидов; с 189 до н. э. независимое государство. Расцвет — 1 в. до н. э. (царь Тигран II). Вела борьбу с Римом, Ираном, позднее с Византией. В 387 разделена между Персией и Византией. АРМЕНИЯ МАЛАЯ — историческая область в верховьях реки Ефрат. Входила в Хеттское государство, затем в Древнюю Персию, в 322-конец 2 века до н.э. — самостоятельное царство (столица Ани-Камах). Население — предки армян. В конце 2 века до н.э. владение понтийского государства, позднее — Римская империя. В конце 1 века до н.э. присоединилась к Армении Великой.
В VII веке в Армению вторглись арабы-мусульмане, а местный князь Ашот Багратуни, прозванный Еркатон (Железный), завоевал верховную власть в стране и изгнал непрошенных гостей. В XI в. Византия вновь распространила свое военное влияние на этот регион, но едва пыль улеглась, как произошло вторжение турок. До конца XII в. в эти места также вторгались египетские Мамлюки и европейские крестоносцы (которым не довелось захватить страну, но они привнесли некоторые западные новшества и оставили в языке французские слова). Персы и турки из Оттоманской империи стали следующими захватчиками Кавказского региона, а туркам даже удалось удерживать большую часть Армении на протяжении 400 лет.
Традиции Армении — Свадьба
Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты.
В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок на свадьбу. Кстати, поднесение даров – отдельный свадебный обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги. Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов.
Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.
Традиции Армении — Гостеприимство
Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Обязательно нужно выпить и покушать — если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется — искренне считают армяне.
Традиции Армении — Традиционное жилище
Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.
Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным.
В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью.
Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.
Традиции Армении — Традиционная одежда
Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.
Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с низким стоячим воротником, застегивающиеся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалука надевали более длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черески), присборенную в талии и подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой.
Западне армяне поверх рубашки носили жилет, а на него надевали куртку до пояса, с цельными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий тканный шарф, обмотанный несколько раз.
Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.
Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, — своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим часть лица. У западных армянок широкое распространение имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.
Вардавар
В ряду армянских традиционных праздников Вардавар самый большой летний праздник, который отмечается после Пасхи (Затика) по истечении 14 недель. В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик, в чей храм паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения.
После принятия христианства праздник внешне изменился, но сохранил свою суть. Церковь заменила его праздником Преображения Христа, который по армянскому календарю отмечался в первый день месяца Навасард, 11-го августа. В последствии праздник нового Преображения переместился на первое воскресенье через 14 недель после Пасхи. Вардавар отмечается в течение 35 дней, с 28-го июня по 1-е августа.
Слово «Вардавар» имеет разные значения. В одном из вариантов, слово «Вардавар» состоит из корней «вард (уард)» — «вода» и «вар» — «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника.
Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом ни на возраст, ни пол, ни на общественное положения. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой. В прошлом праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж.
Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношению животных, дальнему паломничеству, веселью. Люди с двухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных для жертвоприношения животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов.
Как и другие традиционные праздники, «Вардавар» также несет в себе смысл плодородия. Вардавар единственный в своем роде праздник, который знаменует объединение всей семьи, всего рода, и не случайно, что в этот день принято навещать своих родителей и родственников.
Другое значение праздника включает в себя любовь, которая олицетворяется любовью бога Ваагн и богини Астхик. Некоторые исследователи Астхик называли праздник «Вардаматн», связывая слово «Вардавар» с корнем «вард (роза)». Даря розы и разливая розовую воду, она сеяла любовь по всей армянской стране, а Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь. Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, так спешит его увидеть, что пускается в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви.
В некоторых сохранившихся обычаях: украшаться розами, обливать друг друга водой, выпускать голубей, — христианская церковь видит отзвуки старых традиций Библии, связанных с великим потопом, Ноевым голубем и т. д.
И сегодня этот праздник отмечается с большой шумом и весельем.
Формирование армянского язычества
Сообщение:#2 Meriko » 30 мар 2009, 22:37
Формирование армянского язычества
Истоки уходят к мифологиям и верованиям племен, населявших Армянское нагорье, участвовавших в этногенезе армянского народа (фракийцы, фригийцы, греки, урумейцы, мушки, вторгшиеся в 12 в. до н. э. в пределы ассирийской провинции Шуприа, хуррито-урартские племена и др.). Мотив ожесточенной борьбы между урумейцами и Ассирией, а с 9 в. — между Урарту и Ассирией в модифицированном виде лег в основу многих древнеармянских мифов. Они складывалась под значительным влиянием иранской культуры (некоторые божества армянского пантеона — иранского происхождения: Арамазд, Анаит и др.), семитских мифологических представлений (см. Баршамин, Нанэ). В эллинистическую эпоху (3-1 вв. до н. э.) древнеармянские божества отождествлялись с античными богами:
Арамазд — с Зевсом, Анаит — с Артемидой, Ваагн — с Гераклом, Астхик — с Афродитой, Нанэ — с Афиной, Михр — с Гефестом, Тир — с Аполлоном или Гермесом.
После официального принятия в Армении христианства (301) появляются новые мифологические образы и сюжеты, древние мифы и верования подвергаются трансформации. Библейские персонажи перенимают функции архаических богов, духов, напр. Иоанн Креститель (армянский Карапет) — Ваагна, Тира, архангел Гавриил (Габриел Хрештак) — Ваагна, духа смерти Гроха. В позднем средневековье частичное воздействие оказали мифологические представления соседних мусульманских народов. Основные сведения об Армянской мифологии сохранились в произведениях древнегреческих, византийских (Платон, Геродот, Ксенофонт, Страбон, Прокопий Кесарийский), средневековых армянских [5 в. — Мовсес Хоренаци, Агатангехос (Агафангел), Езник Кохбаци, 7 в. — Себеос, Анания Ширакаци] авторов, а также в поздней народной традиции. Для древних мифов, переданных в письменной традиции, характерна историзация содержания. Архаические боги и герои преобразовались в них в эпонимов армян, основателей страны и государственности (Хайк, Арам, Ара Гехецик, Ваагн и др.). Мифические события были включены в конкретногеографическую среду. Злые космические или хтонические духи и демоны стали фигурировать как «чужие» этнические вожди, цари или царицы вражеских государств (Аждахак, противник Хайка — Бэл из Вавилона, Баршамин и др.). Борьба между хаосом и космосом трансформировалась в военно-политическую борьбу между армянским и «чужими» народами и государствами — Ассирией, Мидией и др. (война армянского царя Тиграна против мидийского царя Аждахака и др.). Центральный сюжет в древне-армянской мифологии — сопротивление протоармян или армян иноземному порабощению. При демифологизации и историзации архаических мифов и складывании эпоса между различными мифологическими персонажами возникает определенная генеалогическая связь:
Арам, один из эпонимов армян, — потомок первопредка Хайка, Ара Гехецик — сын Арама, Анушаван Сосанвер — внук Ара Гехецика. Эпические цари (Тигран, Арташес, Артавазд) считались также потомками Хайка.
В древних мифах прослеживаются элементы тотемизма. По одному мифу, имя княжеского рода Арцрунидов происходит от наименования птицы — орла (арцив), который раскрытыми крыльями заслонил от солнца и дождя спящего юношу — предка этого рода. В «Випасанке» царь маров (мидян) вишап Аждахак выступает их тотемом (согласно народной этимологии, мар — «змея», «вишап»). Тотемические представления проявляются в мифах о Ерванде и Ервазе, родившихся от связи женщины с быком; отец-бык выступает тотемом их рода. В большинстве мифов животные, растения первоначально имели антропоморфный облик. Священными животными выступают бык, олень, медведь, кошка, собака, рыба, священными птицами — аист, ворона, журавль, ласточка, петух. В эпосе «Сасна Црер» («Давид Сасунский») вестник, посланник богов — ворона (аграв). Вещей птицей, глашатаем утреннего света выступает петух (акахах), воскрешающий людей от временной смерти — сна, отгоняющий духов болезни. В христианизированном мифе он назначается игуменом монастыря св. Георгия, без его клича никакой караван, остановившийся в монастыре, не отправляется в путь. Аист (арагил) фигурирует в мифах как вестник Ара Гехецика, как защитник полей. Согласно древним мифологическим представлениям, два аиста олицетворяют солнце. По некоторым мифам, аисты в своей стране — люди, земледельцы. Когда приходит время, они надевают перья и прилетают в Армению. Перед отлетом убивают одного из своих птенцов и приносят его в жертву богу. Многие мифы посвящены змеям, культ которых издревле был распространен среди народа (особенно почитался уж — лорту, которого считали другом армян и даже называли «армянином»).
Считалось, что священные змеи живут в пещерах в своих дворцах, у царей змей на голове — драгоценный камень или золотые рога.
У каждого из царей — войско. Священные растения — платан (соси), можжевельник, бригония (лоштак).
Горы в мифах обычно персонифицированы. Согласно одному варианту, горы некогда были людьми исполинских размеров. Будучи братьями, каждое утро, после пробуждения, они затягивали свои пояса, затем приветствовали друг друга. Но, постарев, они не смогли больше рано вставать и здоровались, не затягивая ремней. Бог за нарушение старого обычая наказал братьев, превратив их самих в горы, их пояса — в зеленые долины, их слезы — в родники. В других мифах Масис (Арарат) и Арагац были сестрами, Загрос и Тавр — рогатыми вищапами, борющимися между собой. В версиях, распространенных после принятия христианства, горы Арарат, Сипан, Артос и Арное связываются со всемирным потопом. В армянских мифах огонь и вода также персонифицированы, выступают как сестра и брат. Сестра-огонь поссорилась с братом-водой, поэтому между ними — вечная вражда; вода всегда гасит огонь. По одному варианту, огонь был создан сатаной, ударившим железом по кремню. Этим огнем и стали пользоваться люди. Тогда разгневанный бог создал молнию (огонь божий), которой он карает людей за пользование сатанинским огнем. С огнем связаны культовые церемонии во время свадеб и крестин. В феврале, в праздник терындез, разжигали ритуальные костры. Значительное место занимают астральные сюжеты. В древности официальная религия армян включала культ солнца и луны; их статуи находились в храме в Армавире. Секты солнцепоклонников сохранялись в Армении еще и в 12 в. (мифы о солнце и Ауне см. в статьях Арэв и Лусин). Со звездами был тесно связан культ предков. Так, Хайк — астральный лучник, отождествляющийся с созвездием Орион. Согласно народным поверьям, каждый человек имеет в небесах свою звезду, которая меркнет, когда ему угрожает опасность. Существуют мифы о Млечном пути (согласно одному из них, у убитой женщины-оборотня из груди разбрызгалось на небосклоне молоко), о созвездии Большой Медведицы (семь кумушек, превращенных разгневанным богом в семь звезд). Из явлений природы выделяется грозовая буря. Гроза с багряными тучами уподобляется рождению в муках, гром — крику женщины при родах, происходящих между небом и землей. Персонификация грозовой бури и смерча — вишапы, против которых воюет бог грозы и молнии Вахагн. По другим мифам, распространившимся после принятия армянами христианства, персонификация грома и молнии — пророк Илия (Егиа). Отражения в мифах нашли зарница (блеск брюха большой рыбы на земле, когда она переворачивается на спину), роса (слезы луны или пророка Илии). Ветер или буран связываются со святым Саркисом. Ночную тьму олицетворяют гишерамайрер. Противопоставлением злой ночной тьме является «добрый свет» дня, особенно утренняя заря, уничтожающая ночных злых духов. Персонифицирует утреннюю зарю в народных поверьях «непорочная дева», или «розовая дева» (после распространения христианства — богоматерь). Небо представляет собой город с медными воротами и каменными стенами. У бездонного моря, разделяющего небо и землю, находится рай. У райских ворот течет огненная река, через которую переброшен мост волосинка (мазэ камурч). Под землей находится ад. Измученные в аду души грешников покидают ад, поднимаются по мосту, но он рвется под тяжестью их грехов и души падают в огненную реку. Согласно другому мифу, мост протянут над адом; когда наступит конец света и воскреснут все усопшие, каждый из них должен будет пройти по этому мосту; грешники упадут с него в ад, а праведники перейдут в рай (ср. с мостом чинват в иранской мифологии). Земля, согласно одной версии, находится на рогах быка. Когда он трясет головой, происходит землетрясение. По другой версии, земля окружена телом огромной рыбы (Лекеон или Левиатан), плавающей в мировом океане. Рыба стремится поймать свой хвост, но не может. От ее движений происходят землетрясения. Если удастся рыбе поймать свой хвост, разрушится мир. В эпосе нашли отражение мифы о героях-богоборцах, некоторые из них в наказание заковываются в цепи (Артавазд, Мгер Младший и др.). Терпит поражение и эпический герой Аслан ага, вступивший в борьбу с Габриелем Хрештаком. Получили развитие этногонические мифы (об эпонимах армян Хайке и Араме), мифы о близнецах и культурных героях (Ерванд и Ерваз, Деметр и Гисанэ, Санасар и Багдасар и др.), мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом (см. в статьях Вишапы., Вахагн). В эсхатологических мифах прослеживается влияние митраизма и христианства. В «Сасна Црер» бог Михр (восходит к Митре) в образе Мгера Младшего входит в скалу, из которой он выйдет лишь тогда, когда грешный мир разрушится и возродится новый мир (по иному варианту — когда Христос придет на последний суд). По другому мифу, люди постепенно будут уменьшаться и в конце концов превратятся в ачучпачуч, тогда и настанет конец света. Формирование пантеона богов, по всей вероятности, произошло в процессе этногенеза армян, когда создавались первые протоармянские племенные союзы. Возможно, что два мифических предка армян Хайк и Арам были этническими божествами двух мощных племенных союзов (хайасов и арменов), игравших в процессе этногенеза армян решающую роль. К раннеармянскому пантеону богов относятся также Ара Гехецик, Шамирам и др. С созданием первых армянских государственных образований на основе культов древних божеств и под влиянием иранских и семитских представлений формируется новый пантеон богов, возглавленный отцом всех богов Арамаздом.
В культовых центрах древней Армении этим богам были посвящены особые храмы. Значительное место занимают мифы и верования о демонах и злых духах. В архаических мифах и в эпосе «Випасанк» выступают демоны: вишапы, дэвы и каджи. В заговорах, заклинаниях, народных поверьях упоминаются чарки и другие злые духи. Образы и сюжеты армянской мифологии нашли отражение в искусстве и литературе. До нас дошли древнейшие огромные каменные изваяния, имеющие форму рыб, названные в народе «вишапы». Они находились у родников, искусственных водоемов. Начиная с эпохи бронзы встречаются многочисленные изображения, статуи, барельефы мифического оленя, связанного с культом богини-матери, позднее — с христианской богоматерью. При раскопках древнего Арташата обнаружены многочисленные античные терракотовые культовые статуэтки (1-2 вв. н. э.), многие из которых изображают Анахит. В Британском музее находится бронзовая статуя Анаит, найденная в Садахе (на территории современной Турции). Каменный жертвенник бога Михра из городища Двин хранится в Двинском археологическом музее. На средневековых армянских миниатюрах изображены разные мифологические сцены и персонажи (алы, Тьшха, древо жизни, хуш-капарики, мифические животные и др.).
близнечный идолАрмянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних армян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов.
Историки выделяют значительный пласт индоевро пейской лексики, которая использовалась язычниками как сакральная. Среди параллелей: , Дэв и девы и т. д. Среди древнейших культов, имеющих общие индоевропейские и европейские корни, культ орла и льва, почитание Неба и Солнца. Ещё в античности традиционно отождествление славянских божеств с богами и персонажами греко-римской мифологии, имеющих много общего.
При расселении армянских племён в VI—IX вв. их культура смешивалась с верованиями местных греков, персы и др. народов.
Кочари (армянский танец)
Кочари́ (арм. Քոչարի) — армянский народный массовый (мужской) танец[1][2][3][4][5]. Состоит из умеренной и быстрой частей. Музыкальные размеры 2/4, 4/4, 8/4. Ритмика упругая, импульсивная, с частыми синкопами. Сопровождается игрой на зурне и дхоле; сочетание мелодии и аккомпанемента ударных инструментов создаёт полиритмический эффект. Кочари появился в первобытнообщинном строе[6], связан с культом животных[6]. Распространён по всей Армении, другие названия — мышу хыр, апарани кочари, мартуну кочари и др.[6] Пляшут кочари на праздниках, танец привлекает образностью и мужественной динамикой.
Использован в балете «Спартак» Арама Хачатуряна, его же фуге № 7 из цикла «Речитативы и фуги»[7], 2-й симфонии Дживана Тер-Татевосяна, «Симфонических танцах» Эдварда Мирзоянa, сонате Аро Степаняна[8], для струнного квартета Рубена Алтуняна[9] и в других произведениях[6].
———————————————————————————————————
У нас у Армян такие красивые танцы! Вме почти что имее смысл — каждый танец имете свою историю, но так пИлохА, что я не знаю очень много про Енто!! (( :no:
Ведь мы ж отходим от наших исконных традидий!
Каждый день все дальше и дальше! :pioner:
————————————————————————————————-
Армянские танцы – несомненно одно из лучших и наиболее демонстративных показателей, показывающих красоту и разнообразие культуры Армении, являющиеся воплощением армянского духа.
Кочари – один из основных армянский танцев, который так любят танцевать жители Армении. Дословный перевод «Кочари» (гоч ари) — храбрец, храбрый мужчина. В старину танец считался «разогревочным» перед началом битвы, так как помогал войнам настроиться на предстоящее сражение.
Берд — национальный армянский танец, в дословном переводе означающий — «крепость». Вы спросите, почему «крепость»? Все очень просто: во время исполнения этого интересного армянского танца, строится живая крепость из участников танца, залезающих друг другу на плечи.
Ярхушта — армянский барабанный танец. Танец корнями идет еще из языческого прошлого Армении. Исполнялся как перед битвами, так и после них. Выходило два бойца, которые с оружием в руках и доспехах бились в танце. Естественно, эти поединки были усл
Материал к Фестивалю «Дружба народов»
Армения
1. Армения – горная страна. Многочисленные вершины возвышаются на ее территории. Символ Армении – гора Арарат. Ее вершина зимой и летом покрыта снегом.
На Арарате белый-белый снег.
И где-то там, в снегах на Арарате,
Покоится таинственный ковчег,
Как бабочка в коробочке на вате.
2.Герб Армении
Герб Армении составляют следующие элементы: Щит — в центре — гора Арарат, которая является символом армянской нации, на её вершине Ноев ковчег, поскольку согласно библейской легенде ковчег после потопа остановился именно на этой горе. Щит разделен на 4 секции, которые символизируют четыре независимых армянские царства в истории Армении:
Лев и Орёл, которые поддерживают щит, являются царями животного мира и символизируют собой мудрость, гордость, терпение и благородство.
Внизу щита находятся еще пять важных элементов. Разорванная цепь означает свободу и независимость, меч — власть и силу нации, пшеничные колосья — трудолюбивую натуру армян, ветвь — интеллектуальное и культурное наследие армянского народа. Трехцветная лента означает Флаг Армении
3.Флаг Армении
Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равных горизонтальных полос: верхней — красного, средней — синего и нижней — оранжевого цвета. Красный цвет символизирует Армянское нагорье, постоянную борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и независимость Армении. Синий цвет символизирует стремление армянского народа жить под мирным небом. Оранжевый цвет символизирует созидательный талант и трудолюбие армянского народа.
4. Гимн Армении
Слова гимна прозвучат на армянском языке с переводом
- Родина наша, свободная, независимая,
Что веками жила
Своих сынов ныне созывает
В свободную, независимую Армению.
- Вот тебе, брат, флаг,
Который я связала своими руками,
Ночами я не спала,
Слезами омыла.
- Посмотри на него, в трех цветах,
Священный наш знак,
Пусть блистает перед врагами,
Пусть всегда будет Армения! 4.
- Повсюду смерть одна,
Человек умирает только раз,
Но блажен тот, кто погибает
За свободу своего народа.
- Сл. 12-18. Ереван – столица и крупнейший город Армении, расположенный на реке Раздан.
Ереван — один из древнейших городов мира. Побывав в Ереване, можно увидеть много интересного и удивительного. В Ереване много музеев.. Красивы и самобытны площади Еревана.
В Ереване находится хранилище древних рукописей.
6. Природа Армении сочетает черты мягкости и суровости. В одном ее уголке наливаются соком персики и виноград, а в другом падает снег. Почти рядом соседствуют знойное лето и вечная зима. Это разнообразие природы создают горы, их крутые подъемы и спуски. А глубоко в ущельях шумят горные потоки. С шумом они спускаются в горные долины.
7.Святая земля Армения дала человечеству один из самых лучших и полезных фруктов в мире – абрикос. Спелый сочный абрикос с нежной, бархатистой кожицей — это нечто особенное. Армяне выращивают абрикосовые деревья свыше 3000 лет. Свидетельством этого являются найденные во время раскопок у абрикосовые косточки.
Слово «абрикос» имеет долгую историю. Римляне называли абрикос армянским яблоком.
8. Уникально звучание армянского народного инструмента — дудук. Армянский дудук делается исключительно из абрикосового дерева.
В 2005 году армянский дудук был признан шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Звучание дудука
9. Национальные костюмы.
- Тараз национальная армянская одежда
- .Армянский тараз –это широкое платье свободного покроя с прорехами спереди и по бокам, где доминируют четыре основных цвета. Согласно армянскому философу XIV столетия Григору Татеваци эти цвета обозначают- “черный цвет земли,белый цвет воды, красный цвет воздуха и желтый цвет пламени”. Багровый цвет является символом мудрости, красный-символом храбрости, голубой-небесного правосудия и белый цвет символом благоразумия.
10.Танец.
Красивы и национальные танцы (ребята исполнят танец)
11. Песни Армении звучат повсюду
И красоте их нет предела.
И даже если далеко я буду..
Я эти песни не забуду.
(песня с переводом)
12.Национальные блюда.
Пахвала
Популярное кондитерское изделие из слоёного теста с орехами в сиропе. Пахлава — многослойный десерт, делающийся из листов теста толщиной с бумагу, которые промазываются маслом и выкладываются слоями в прямоугольную посуду для выпечки или скручиваются в цилиндрики. Молотые и мелко порубленные грецкие орехи или фисташки выкладываются между слоями теста и пропитываются раствором сахара и сока лимона.
Сценарий
представления страны Армения ко дню фестивалей «Нации»
3 человека выходят (2-читают рассказ,
1-держит символы Армении).
1 ведущий: Сегодня наш класс расскажет вам о
прекрасной стране Армении. Армения – древняя страна. По – армянски название
страны звучит как «Айк». В средние века к этому названию прибавился суффикс
места «стан», таким образом страна стала называться Айастан.
2 ведущий: Многие века армянский народ страдал от
иноземных захватчиков, которых привлекала благодатная земля. Захватчики
истребляли армян, сжигали их поселения, увозили детей в рабство, убивали
стариков. Но многострадальный армянский народ выстоял, сохранил свои традиции,
культуру и веру.
1 ведущий: Россия всегда шагала рядом с Арменией,
оказывала помощь в трудные времена. Армения входила в состав Союза Советских
Социалистических республик. Не так давно Армения стала независимой страной. Она
сохранила дружеские отношения с Россией.
2 ведущий: Мы представляем вам символы государства:
1 ребенок: Флаг Армении имеет три
полосы- красную, синюю и оранжевую.
=Красный цвет символизирует постоянную
борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и
независимость.
=Синий цвет символизирует стремление
армянского народа жить под мирным небом.
=Оранжевый цвет символизирует
созидательный талант и трудолюбие армянского народа.
2 ребенок: Герб Армении имеет форму щита. В центре –гора
Арарат- символ армянской нации. Лев и орел означают мудрость, терпение и
благородство армянского народа. Чуть ниже- разорванные цепи- символ
освобождения армян от иноземного ига.
Древняя культура Армении привлекает нас
своей самобытностью и жизнелюбием. И мы с удовольствием прикоснемся сегодня к
ней.
3 ребенок (в костюме пастушка):
Есть магия в тенистом слове
«джан»…
Наполненное жизнью и любовью,
Оно — сама душа, как Божий Храм,
Где силу обретаешь над собою.
В нем красота, энергия ветров,
Оно сродни харизме Арарата.
Среди его бесчисленных даров
Радушный кров друзей — душе отрада.
Ведь там я не подвластен хмурым дням,
Ведь там узнал я, что в судьбе случится:
Фамилии любимые на «ян»,
Друзей очаровательные лица.
И каждой клеточкой впитав простор,
Мне сердце говорит открыто, прямо:
Хочу вдыхать свободный ветер гор
И тосковать с дудуком Гаспаряна.
4 ребенок: (рассказывает под музыкальное
сопровождение дудука Гаспаряна)
Послушай, друг мой, как поет дудук
Не знаю, что за инструмент сей музыкальный,
У гуслей явно голос повокальней,
По крайней мере это русский звук.
Наверно, все ж послушаю дудук,
Ведь это музыкальный инструмент армян,
Откуда родом сам Джигарханян.
А он нам самый лучший друг.
Послушай, друг мой, как поет дудук
Как сердце светлой грустью наполняет,
Как наши души он объединяет,
Его пропитанный судьбою горький звук
Послушай, друг мой, как поет дудук
Как много в этой музыке печали.
В ней плач сердец, которые страдали
От боли расставаний и разлук.
Послушай, друг мой, как поет дудук
Как много в этой музыке надежды,
Она нам души греет, как и прежде
Согрела нашим прадедам, мой друг.
Послушай, друг мой, как поет дудук
В нем дух армянский – чудных гор творенье.
В нем весь народ,
В нем вся наша Армения,
В нем будут наши правнуки, мой друг.
Под дудук выходят все, кто поют песню
Весь класс исполняет песню «Армения моя».
Солист 1:
Мама не грусти,
Береги отца
Бог вас сохранит,
Мама не грусти, не грусти..
Родина моя,
Как ты без меня,
На вершинах снег
Где мои друзья
Сберегла ль ты всех?!
Весь класс:
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама,мама
Армения ты ждешь меня.
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама
Армения ты ждешь меня.
Солист 2:
Mayrig che tkhres
Yete che gam yes,
Girkt indz charnes,
Achkt artsungov che ltsnes.
Hayastan im tun,
Moratseles du?
Te hishumes u norits indz yet kanchum?
Ko lanjerine Ararat
Ashkhare Armenian
Sevanadzov dzhurn arat
Ergire Nairian.
Ko lanjerine Ararat
Ashkhare Armenian
Srtis meches anentat Hayastan
Весь класс:
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама,мама
Армения ты ждешь меня.
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама
Армения ты ждешь меня.
3 ребенок (в костюме пастушка):
Кочари мой кочари-
Народный танец армянский,
Его все пляшут исстари,
Поднимая дух наш братский.
Танцуют вкруг, плечом к плечу,
Выкрикивая гей, гей,
Зажгу, за них, свою свечу
Я вижу в них богатырей.
Его плясали пред Рейхстагом
И у храма в селе Шуше,
Танцевали перед врагом,
Чтобы знал, что в их душе.
Под дробь большого барабана
И звуки народной зурны,
Кочари идёт от Вана,
До тех, кто родине верны!
Исполняется национальный армянский танец
«Кочари».
3 ребенок (в костюме пастушка):
Горжусь, Армения, тобой, культурой древней
и седой.
Ты первой христианство приняла и вера
сильная тебя спасла.
Весь класс хором:
Россия и Армения вместе навсегда.
Армения-Россия-дружная семья.
Ведущий 1: Попробуйте наше национальное блюдо печенье
гата.
Подготовка.
За месяц до игры даются ключевые слова и
литература.
1. Этнографический портрет. Национальные
особенности армян (сайт в интернетресурс).
Ключевые слова: шалвар, архалух, чуха, хоровац,
толма, тонир, лаваш, кюфта, бораки, мацун, дошаб.
2. Арташес Арцруни. Армянское нагорье и
цивилизация, М., «Мнеджер», 1999 год. Ключевые
слова: Халиб, калибр, халява, олух, мангал,
гиксосы, сталь — астероиды, железо — метеориты,
обсидан, карасы, брут, нанэ (нани, нан), хоз,
«Айо!», кашель, матид, гирк, кит, Матенадаран,
дег, дехтер – дохтур, хаким.
3. С.Х. Мнацаканян. Звартноц. Памятник армянского
зодчества VII век. М., «Искусство», 1971 год.
Ключевые слова: Звартноц, тетраконх, хачкар,
мартирион.
Ход мероприятия
Выходит ведущий — в национальном
костюме
Ведущая:
Добрый день, уважаемые команды, руководители и
гости программы “Путешествие по Армении”!
Сегодня ваши руководители на игре будут моими
помощниками – экспертами.
При этом руководители берут приготовленные для
них листы экспертов с ходом игры и садятся в
команды.
Ведущая:
Армянский народ — один из древнейших
современных народов. Он пришёл в мир из такой
глубины веков, когда не только не существовали
современные нам европейские народы, но и едва
зарождались народы античной древности — римляне
и эллины.
Перед нами на экране карточка (можно
использовать на игре и бумажный вариант).
Карточка. Согласно Священному Писанию, Бог
разгневался на людей за грехи и послал на Землю
Всемирный потоп, чтобы истребить всё живое. Чтобы
возродить жизнь после страшного наводнения, Бог
назначил его (ваш выбор цифры), как единственного
праведника. Ваш выбор, найти букву
соответственной ответу. А ответ, где на берегах
Армении нашли спасение все, которые были в
ковчеге?
Ответ: 1. Ной, цифра “8”; 2. Буква “в” —
Ной построил ковчег, взял своих сыновей и их жён и
“каждой твари по паре”; 3. Нашли спасение после
долгого плавания у горы Арарат.
Блок первый.
Армения загадочная и древняя в словах, сказаниях
и мифах
1. Своеобразное древнейшее орудие наскального
письма?
Ответ: палец для письма – матид.
2. Армения является древнейшим центром
возделывания этого дерева 6000 лет и произрастает
на Армянском нагорье. “Арману” известен ряду
древнейших народов, полководец Лукулл вывез его
в Грецию, а затем в Рим, где дерево получило
название “армянская слива”. Отсюда
распространилось по всей Европе. Под каким
названием известны его плоды, употребляемыми
нами, как сок, варенье, курага, джем, урюк, повидло?
Ответ: абрикосы.
3. В 782 году, как крепость Эребуни был основан
Эривань – город, который в 1829 году присоединен к
Российской империи, однако известен он стал
своим построенным на восточный лад,
каравансараем и мечетью из кирпича, покрытой
синей глазурью. Объяснение названия идёт со
времени до праотца Ноя. Когда воды потопа стали
понижаться, и появились земли, то праотец рода
человеческого, впервые увидевший Канакирские
высоты, воскликнул: “еревумэ”, что могло
означать “Видно, показывается!!” Как сегодня мы
называем этот город?
Ответ: Ереван.
3. “Чудо-Юдо – рыба-кит”. Кит оказалось не имя.
Кит это по-армянски – “фонтан” или “нос”. А
почему?
Ответ: дышит не жабрами, а как все звери носом.
4. В армянском языке “нан” обозначает “мать,
бабушка, хозяйка дома, хранительница очага. Так, в
русском языке известно устаревшее понятие и
обозначает того, кто ухаживает за больными или
присматривает за детьми. Как звучит это слово?
Ответ: няня — очень распространена
профессия в царской России. Как правило, это была
крепостная, которой был доверен уход за детьми
помещика (барина). Сегодня есть специальность в
детском саду – нянечка, которой доверена забота
над маленькими детьми
5. Основной вид мемориальных памятников
средневековой Армении. По преданию, Прародитель
Айк перед смертью дал завет своим потомкам
художественно украшать камни. И народ стал
шлифовать и сооружать чудесные храмы, дворцы, но
в Армении на протяжении многих лет орды
завоевателей уничтожали эти строения. Их вновь
восстанавливали и в доказательство вечности
своего народа начали сооружать мемориальные
памятники, оставляя их под открытым небом. О
каком символе христианской веры идёт речь?
Ответ: крест- камень или хачкар, как
архитектура малой формы.
6. До изобретения книгопечатания писали все
писания от руки, что назывались рукописью. Эти
манускрипты, хранятся с 1920 года в специальном
хранилище “даране” для книг “матян”. Как
называют этот уникальный древнеармянский музей,
одновременно являющийся хранилищем и научно
исследовательским институтом древних рукописей
имени Месропа Маштоца?
Ответ: Матенадаран.
Блок второй. Перевод с армянского
1. Специалисты считают его дерзновенным
экспериментом, самой смелой центрической
композицией в армянском зодчестве. Композиция
чем-то напоминала вавилонские зиккураты — это был
трехярусный круглый храм, состоящий из трех
поставленных друг на друга уменьшающихся
цилиндрических объемов, увенчанных сферическим
конусом. Во всем облике храма присутствовало
мощное устремление ввысь. Стены храма украшали
виноградная лоза, ветви граната, тончайшей
работы геометрический орнамент. Назовите этот
храм по-армянски, если, посмотрев на него и
представить ракету, устремлённой в небо?
Ответ: Храм Бдящих Сил получил свое прозвание Звартноц
не случайно. Слово «зварт» по-армянски
означает «украшенный».
2. Оказывается, мы ещё с детства владеем
армянским языком, когда начинаем поднимать
телефонную трубку. Каким образом?
Ответ: говорим “алло”, происходящее из
армянского — “айо”
3. Это мыло можно купить в аптеке, как
лекарственное, что написано на его упаковке?
Ответ: мыло дегтярное, по-армянски — “дег” это
лекарство.
4. От армянского глагола происходит такой
перевод “оттягивание” или “извлечение” из
внутренних дыхательных путей сгустков мокрот?
Как звучит этот армянский глагол в русском
существительном?
Ответ: “кашел” – “кашель”.
5. О недееспособном человеке у нас говорят
“Олух Царя Небесного”. Разговорное выражение,
означающее “простофиля”, “простак”, “разиня”.
В древности на Руси было в ходу имя Олух, которое
постепенно исчезло, так как слово “олух” стало
нарицательным Происхождение слова “олух” точно
не известно. Существует несколько объяснений
этимологии этого слова. А кто такой олух?
Ответ: в тюркском это “сын”, а вот по-армянски
это “козлёнок”.
6. Бесплатное подношение, угощение, которое
звучит как “дар богов”?
Ответ: халява.
7. Иохаким, Ефим, Яким, Хаким не просто имя, а
призвание. О какой “мудрой” профессии идёт речь?
Ответ: лекарь.
Блок третий.
“В здоровом теле – здоровый дух”
Кавказ – обитель мудрости. Остаётся
узнать, как и почему люди становятся
долгожителями. Как оказалось тайны в этом нет,
если спросить у горца. Из его ответа следует, что
надо любить землю, на которой ты живёшь,
приравнивая её к своим близким родственникам,
это считается, во-первых. Есть второе — здоровье
должно стоять впереди пищи, как лошадь впереди
телеги.
1. “Аш” — на тюркском “пища”, а в целом
произносится, как “добрая”, “хорошая еда”,
которая обычно заготовляется осенью,
высушивается и может храниться 3-4 месяца?
Ответ: лаваш.
2. Сироп вишнёвого цвета, уваренный виноградный
сок, именно на этой на основе варится дошаб?
О каком напитке идёт речь, в русских сказках он
достаточно твёрд?
Ответ: кисель.
3. Пифосы в Греции, чаны у тюркоязычных народов,
у армян — карасы – огромная посуда для вина,
масла, зерна. Как же её переставляли?
Ответ: Не переставлялась, так как её вкапывали в
землю, когда она была пустой.
4. Печь, для жарки хороваца, что звучит как
“гулять” или “прогуливаться”?
Ответ: мангал.
5. Круглый глиняный очаг для выпекания
национальных видов хлеба и пирожков,
представляет большую керамическую посуду, с
круглым проёмом в стенке или дне и ставится во
дворе на глиняную платформу дном кверху?
Ответ: тонир.
6. О каком блюде идёт речь, если бораки нужно
сварить, а потом выложить на сито и поджарить до
румяной корочки, а сибирское блюдо будет только
сваренным и уже модно есть. Как привычно
по-сибирски мы назовём “бораки”?
Ответ: пельмени.
7. Какой известный нам продукт похож на
армянский мацун из кипячёного коровьего,
буйволиного, овечьего, верблюжьего или козьего
молока?
Ответ: йогурт.
8. Овощная толма из виноградных листьев с мясом
и крупой?
Ответ: голубцы.
Блок четыре.
Железо, глина, камень – творческий ряд веков
1. Самое образцовое изделие Халиба,
определяющее его мощь?
Ответ: калибр. Причём между последними буквами,
можно поставить гласный “а” и получится слово
“бар”, то есть — “плод”.
2. Глина являлась основным строительным
материалом. Глинобитный пол, стены-мазанки,
кирпич, детские игрушки, свистульки, дудочки,
домашние тарелки – всё с использованием этого
природного сырья. Какую надо было освоить
профессию, чтобы заниматься этим?
Ответ: гончар, глинщик или брут. Кстати, именно
от этого названия происходит название большого
глиняного ковша – братина.
3. Что собирала и использовала армия для
изготовления мечей, саблей, палиц и ядер?
Ответ: железные метеориты.
4. Богатейший и могущественный фараон Египта:
Тутанхамон просит оружие из армянского железа,
но получает в дар 1 кинжал. Какую технологию
пытаются сохранить и быть единственной мощной
армией в древности?
Ответ: Армения в древности являлась хранителем
уникальной технологии плавки железа.
5. Армения, как и другие горные местности,
использовала необычное стекло для изготовления
украшений и таких древнейших орудий труда эпохи
палеолита, как рубило, остроконечник, нуклеусы.
Что служило основой для получения обсидиана?
Ответ: магматические горные породы или вулканы.
6. Вышедшие с армянского нагорья азиатского
происхождения племена, которые впервые
использовали в военном искусстве повозки с
колёсами, окованные железом стрелы со стальными
наконечниками, т.е. первыми применили железо. Как
чужеземных завоевателей назвали египтяне?
Ответ: гиксосы; первые ввели в Египте
коневодство и колёсный транспорт. Они упростили
египетскую письменность, создав чисто
алфавитное письмо.
7. На немецком это слово — “штерн”, на латинском
— “стела”, на английском — “стар”, на русском —
“сталь”, а на армянском — “астел”. В основе всех
перечисленных слов по этимологии лежит одно и
главное. Назовите его?
Ответ: звезда, упавшая с неба — астероид.
Блок пятый.
Модный фасон по-кавказки
1. “Шаль” известна как тёплый платок, а
“вар” — основа слова “варежка”, а вы должны
назвать часть верхней одежды из темной шерсти
или хлопка, обычно синего цвета, с широким
подрубным швом на талии, в который продевалась
опояска хонджан — тканая узорчатая и довольно
плотная тесьма шириной примерно в два
сантиметра.
Ответ: На персидском — “шаравара”, на турецком —
“шалвар” или “шаровары”, как мы это привыкли
произносить на русском языке.
2. Кавказский плотно прилегающий к телу
атласный кафтан с высоким стоячим воротником,
дополнялся кушаком. Назовите бешмет по-тюркски?
Ответ: архалух(к).
3. Как называется верхняя мужская плечевая
одежда, в талии обычно отрезана, со складками или
сборкой и в переводе с тюркского обозначает
“сукно”? Ответ: чуха.
Блок шестой. “Знаем – смотрели…”
1. Какой вид оружия прославляет в балете,
родившийся в Грузии известный русский
композитор и дирижёр, армянин по национальности?
Ответ: сабля, “Танец с саблями” из балета
“Гаянэ” Арама Хачатуряна.
2. Из разрушенной столицы, его предки
переселились в Крым, в XIV-XV веках. В детстве он
рисовал углём на заборах, затем спустя годы был
принят в Петербургскую Академию художеств и в 1837
окончил её с золотой медалью. Со временем он стал
известным миру маринистом. Шедевры кого, по
словам знаменитого художника Мартироса Сарьяна,
рассматривали как “большую эпическую картину в
море”?
Ответ: Айвазовский Ованес (Иван
Константинович).
3. В Гюмри, где Мгер выступал на сцене
драматического театра, его знали все, а его
киногерои стали известны всем зрителям, жадный
погонщик – Мустафа из фильма “Али Баба и сорок
разбойников” и дядя Джабраил из фильма
“Кавказская пленница”. Под каким именем нам
известен этот артист, если известно, что имя ему
дали родители в честь известного полководца
Гражданской войны?
Ответ: Фрунзик Мкртчян, назван в честь Михаила
Фрунзе.
4. Снявшись более чем в 160 картинах, он стал
первым из российских актёров, который вошёл в
книгу рекордов Гиннеса по количеству сыгранных
ролей. Его штабс-капитан Овечкин в трилогии о
неуловимых мстителях, главарь банды “Чёрная
кошка” в фильме “Место встречи изменить
нельзя”. О ком идёт речь?
Ответ: Армен Джигарханян.
Подведение итогов.
Сценарий представления страны Армения ко дню фестивалей «Нации»
3 человека выходят (2-читают рассказ, 1-держит символы Армении).
- Сегодня наш класс расскажет вам о прекрасной стране Армении. Армения – древняя стран. По – армянски название страны звучит как «Айк». В средние века к этому названию прибавился суффикс места «стан», таким образом страна стала называться Айастан.
- Многие века армянский народ страдал от иноземных захватчиков, которых привлекала благодатная земля. Захватчики истребляли армян, сжигали их поселения, увозили детей в рабство, убивали стариков. Но многострадальный армянский народ выстоял, сохранил свои традиции, культуру и веру.
Россия всегда шагала рядом с Арменией, оказывала помощь в трудные времена. Армения в состав Союза Советских Социалистических республик. Не так давно Армения стала независимой страной. Она сохранила дружеские отношения с Россией.
Символы государства:
Флаг Армении имеет три полосы- красную, синию и оранжевую. Красный цвет символизирует постоянную борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и независимость. Синий цвет символизирует стремление армянского народа жить под мирным небом. Оранжевый цвет символизирует созидательный талант и трудолюбие армянского народа.
Герб Армении имеет форму щита. В центре –гора Арарат- символ армянской нации. Лев и орел означают мудрость, терпение и благородство армянского народа. Чуть ниже- разорванные цепи- символ освобождения армян от иноземного ига.
Древняя культура Армении привлекает нас своей самобытностью и жизнелюбием. И мы с удовольствием прикоснемся сегодня к ней.
2. Пастушок:
Есть магия в тенистом слове «джан»…Наполненное жизнью и любовью,Оно — сама душа, как Божий Храм,Где силу обретаешь над собою.В нем красота, энергия ветров,Оно сродни харизме Арарата.Среди его бесчисленных даровРадушный кров друзей — душе отрада.Ведь там я не подвластен хмурым дням,Ведь там узнал я, что в судьбе случится:Фамилии любимые на «ян»,Друзей очаровательные лица.И каждой клеточкой впитав простор,Мне сердце говорит открыто, прямо:Хочу вдыхать свободный ветер горИ тосковать с дудуком Гаспаряна.
3. Стихи:
Послушай, друг мой, как поет дудук
Не знаю, что за инструмент сей музыкальный,
У гуслей явно голос по вокальней,
По крайней мере это русский звук.
Наверно, все ж послушаю дудук,
Ведь это музыкальный инструмент армян,
Откуда родом сам Джигарханян.
А он нам самый лучший друг.
Послушай, друг мой, как поет дудук
Как сердце светлой грустью наполняет,
Как наши души он объединяет,
Его пропитанный судьбою горький звук
Послушай, друг мой, как поет дудук
Как много в этой музыке печали.
В ней плач сердец, которые страдали
От боли расставаний и разлук.
Послушай, друг мой, как поет дудук
Как много в этой музыке надежды,
Она нам души греет, как и прежде
Согрела нашим прадедам, мой друг.
Послушай, друг мой, как поет дудук
В нем дух армянский – чудных гор творенье.
В нем весь народ,
В нем вся наша Армения,
В нем будут наши правнуки, мой друг.
Под дудук выходят все, кто поют песню
4. Песня «Армения моя»
Мама не грусти,Береги отцаБог вас сохранит,Мама не грусти, не грусти..Родина моя,Как ты без меня,На вершинах снегГде мои друзьяСберегла ль ты всех?!А где -то горы,горы,А за ними ,нимиАРМЕНИЯ МОЯ,Знаю мама,мамаАрмения ты ждешь меня.А где -то горы,горы,А за ними ,нимиАРМЕНИЯ МОЯ,Знаю мамаАрмения ты ждешь меня.Mayrig che tkhresYete che gam yes,Girkt indz charnes,Achkt artsungov che ltsnes.Hayastan im tun,Moratseles du?Te hishumes u norits indz yet kanchum?Ko lanjerine AraratAshkhare ArmenianSevanadzov dzhurn aratErgire Nairian.Ko lanjerine AraratAshkhare ArmenianSrtis meches anentat Hayastan
А за тобою Арарат! А за тобою Арарат — Армения моя…Знаю, Мама… Мама-Армения ты ждешь меня.А за тобою Арарат — Армения моя…Знаю, Мама-Армения ты ждешь меня.Ko lanjerine Ararat ashkhare ArmenianSevanadzov dzhurn arat ergire Nairian.Ko lanjerine Ararat ashkhare ArmenianSrtis meches anentat Hayastan.Srtis meches anentat Hayastan…Hayastan!
5. Пастушок:
Кочари мой кочари-Народный танец армянский,Его все пляшут исстари,Поднимая дух наш братский.Танцуют в круг, плечом к плечу,Выкрикивая все гей, гей,Зажгу, за них, свою свечуЯ вижу в них богатырей.Его плясали пред РейхстагомИ у храма в селе Шуше,Танцевали перед врагом,Чтобы знал, что в их душе.Под дробь большого барабанаИ звуки народной зурны,Кочари идёт от Вана,До тех, кто родине верны!
6. «Кочари»-танец исполняется.
7. Пастушок:
Горжусь Армения тобой, культурой древней и седой.
Ты первой христианство приняла и вера сильная тебя спасла.
Россия и Армения вместе навсегда.
Армения-Россия-дружная семья.
Все вместе выделенные слова произносят.
8.Попробуйте наше национальное блюдо.(мы пекли печенье гата)
12.11.2014
Фестиваль народов Дона «Армения»
Составитель, Ведущий Фестиваля: Амирджанян Гоар Гарниковна
Оценить
1990
Содержимое разработки
ЛЮБИТЬ АРМЕНИЮ ПО-РУССКИ.
Любить Армению по-русски — не спеша,
Как будто вновь рождается душа.
На Арарате, начиная путь,
Она любила так, что не вздохнуть.
Любить Армению по-русски — наотрыв,
Над суетой привычной воспарив.
Законы суеты добром поправ,
Иметь кавказский дух и русский нрав.
Любить Армению по-русски — наразлом,
Когда любовь есть, беды нипочём!
Когда, казалось бы, что больше нету сил,
Но любишь так, как раньше не любил.
Любить Армению по-русски — в тишине,
Пьянея страстью, боль топить в вине.
И отдаваться той любви сполна,
Показывая, как она ценна.
Любить Армению по-русски — без измен,
Решая миром множество проблем.
И выбирать родителей из стран:
Россию — мать! Отца же — Айастан!
Любить Армению по-русски — без причин,
Лететь душой в святой Эчмиадзин.
Неся в себе спасение Креста,
С благословением жить Господа Христа
1 блок «Рассказ о стране».
Здравствуйте дорогие преподаватели и студенты нашего колледжа!
Барев дзез харгели усучицнер ев усанохнер мер колледжи!
Вы наверное догадались какую страну мы представляем.Конечно же это Армения.
По-армянски слово «Армения» звучит как «Айк». В средние века прибавился иранский суффикс «стан»(земля), и страна стала называться «Айастан».
Столицей Армении является Ереван. Ровестник таких городов как Рим, и Карфаген .Сегодня Ереван большой и красивый город.
2 блок «Государственные символы».
Как и у всех стран Армения имеет свои государственные символы: флаг,герб, и гимн.
Значение и история флага Армении:
Красный цвет символизирует кровь армянских солдат, синий — чистое небо над Арменией, оранжевый — плодородные земли Армении.
Герб Армении был принят 23 августа 1990 года Верховным Армянским Советом. Герб составляют следующие элементы.
Щит, в центре которого — гора Арарат, которая является символом армянской нации, на ее вершине Ноев ковчег, поскольку, согласно библейской легенде, ковчег после потопа остановился именно на этой горе. Щит разделен на 4 секции, которые символизируют четыре независимых армянские королевства в истории Армении. Это Аршакоуниаты, Арташезианты, Багратоунианты, и Рубинианты. Лев и Орел, которые стоят за щитом, являются королями животного мира и символизируют собой мудрость, гордость, терпение и благородство. В течение многих столетий они были символами королевских семей.
Внизу щита находятся еще пять важных элементов. Разорванная цепь означает свободу и независимость, меч — власть и сила нации, пшеничные колосья — трудолюбивую натуру армян, перьевая ручка — интеллектуальное и культурное наследие армянского народа. Трехцветная лента означает флаг Республики Армении.
Национальный Гимн Армении
Гимн Армении – композиция «Mer Hayrenik» – «Наша Родина».
За основу взят гимн Республики Армении 1918-1920 годов (первой республики).
Утвержден 1 июля 1991 года решением Верховного Совета Республики Армения.
3 блок «Достопримечательности»
Как ни банальна фраза «Армения – музей под открытым небом», она соответствует действительности. В Армении представлены исторические и архитектурные памятники всех эпох – от первобытно-общинного строя до современности. И мы представляем Вашему вниманию наиболее яркие и интересные достопримечательности.
Сева́н— озеро в Армении, наибольшее из озёр Кавказа. Озеро Севан одно из трех крупных озер Армянского нагорья. В древности оно называлось Гегамским или Гегаркуникским морем. Озеро Севан самое большое на Кавказе, а так же одно из самых больших высокогорных пресных озер Земли. Севан-кусочек неба на земле.Севан-это жемчужина Армении.
Монумент Мать-Армения
Статуя «Мать-Армения» была сделана из чеканной меди, в 1967 году, ее высота составляет 22 метра, а вместе с пьедесталом 54 метра, возле данного монумента находится много замечательных отелей Еревана. Монумент выставили в парке Ахтанак, который находится на возвышении в центре города.
Большой каскад.
Подобного уникального сооружения нет больше нигде на постсоветском пространстве. С первого взгляда трудно определить его жанровую принадлежность: это не памятник и не здание. Скажем просто, Каскад – это своеобразное украшение города в виде оригинальной архитектурной композиции. Напоминающий огромную многоярусную Вавилонскую пирамиду.
Театр оперы и балета
Театр оперы и балета – одна из выдающихся достопримечательностей страны. Расположенный в самом сердце Еревана, он был спроектирован архитектором Александром Таманяном.
Конечно же Армения уникальная страна, и говорить о ее достопримечательностях можно долго.
4 блок «Природа Армении».
Природа Армении сыграла большую роль в истории армянского народа. Подобно тому, как во времена всемирного потопа она стала очагом образования нового человечества, так и позднее природа Армении протягивала руку своему народу в дни борьбы против жестоких вражеских нападении.
Благодаря высоким горам и глубоким ущельям, крепости армян были неприступны. Реки разливались, когда противник проходил по ним, а озера своим блеском ослепляли нападающих солдат.
Природе Армении посвящено множество песен и стихотворений, где подчеркивается, насколько она созвучна с многовековым прошлым и культурой армянского народа.
Увези меня в Ереван, где из туфа дома, где горы,
И блестит под солнцем Севан и родник журчит по-родному,
Где в твоем дворе виноград, и дудук баюкает ночью,
Где нам пир заменит гранат, и вино — рекой, сколько хочешь.
Где горячий лаваш с утра, и детишки гурьбой повсюду,
Где на каждом столе толма, и соседи песнями будят.
Увези меня в Город мой, задыхаюсь среди березок,
Он согреет меня зимой даже в минус двадцать мороза.
Там мне каждый прохожий брат, каждый камень далекий предок,
И в окно каждый день Гора, а не серый бетон до неба.
И когда-нибудь я дождусь, нам Масис даст примерить шапку,
Я в долину к нему спущусь, соберу васильков охапку,
И оставлю цветы лежать у подножья его вершины
И вернусь в Ереван, назад, и уже никогда не покину.
5 БЛОК «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».
Армяне — один из древнейших народов мира, документальная история которого насчитывает около трех тысячелетий. На протяжении столь длительного времени армяне не раз переживали и трагические периоды своей истории, и периоды небывалого расцвета и созидательного труда, одарив мировую цивилизацию замечательными шедеврами материальной и духовной культуры.
Армянская народная музыка — это тонкое сплетение оригинальных интонаций, ритмов и тембров, сопровождающее народ и символизирующее весь спектр его переживаний — от радостных до печальных. Весьма музыкальный народ с самого начала своей истории изобретал и пробовал уникальные средства исполнения своей музыки.
У Армянского народа много национальных музыкальных инструментов. И мы вам расскажем о некоторых. Канон — армянский струнный музыкальный инструмент. Он принадлежит к роду наколенной арфы и считается одним из предшественников клавесина и фортепиано.
Зурна— деревянный духовой музыкальный инструмент.
Музыкант, играющий на зурне, называется зурначи.
Дудук— один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Знаменитый армянский дудукист Дживан Гаспарян отмечает: «Американцы и японцы пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, но всякий раз это им не удавалось. Это означает, что дудук подарен нам Богом».
Играл дудук,
Сжимая сердце,
Разворошив, разбередив
И никуда, увы, не деться
От дум своих, от дел своих
Душа летела вслед за звуком,
Ища во мне самой изъян
Благословляю ваши руки,
Маэстро Дживан Гаспарян.♥
Песня Титаник на русском в исполнении 3 «А»группы.
6 БЛОК «ЮМОР»
Армяне всегда славились своим юмором, достаточно всего лишь вспомнить армянское радио. И в зерноградский педагогический колледж приехали гости из Армении.
Встречаются армянин с армянином.
— Привет брат.
-Привет.
— Как тебя звать? Ивак, отвечает один ,а по—русски Иван.
— А тебя? Акоп, отвечает армянин, а по—русски траншея!
Армянин — армянину:
— Я слышал у тебя сын родился, как назвали?
— В честь Гагарина!
— Юрик, что ли?
— Неее, какой Юрик? Гагарик!
***
Приезжает армянин в Москву. Ловит такси. Таксист довозит его до места. Армянин спрашивает:
— Сколько стоит проезд.
— 1000 рублей.
— Вот вам 500 рублей.
— ???!!!
— Вы же тоже ехали…
7 блок «Традиции».
Некоторые народы очень свято почитают предков. Армянский народ именно такой и они смогли сквозь века пронести и сберечь религию и культуру. Достаточно строго у них почитают старших.
Армянский народ богат национальными традициями. Среди армянских традиций главными можно выделить свадебные обычаи, праздники и виноделие, которое принято у многих семей как родовая традиция, передающеяся из поколения в поколение. Давно замечено, что люди, остро чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков.
Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Обязательно нужно выпить и покушать — если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется — искренне считают армяне.
Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много.
Армянские национальные праздники: Праздник «Терендез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна…
8 блок «Армянская одежда»
Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.
Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.
Армянский народный танец: Гоар, Аня,Маша,Таня.
11 блок «Армянская кухня»
Слава об армянской кухне давно распространилась за пределы страны. Нет такого места на постсоветском пространстве, где бы не знали, не любили и не культивировали армянскую кухню. Сочный дымящийся шашлык, источающий умопомрачительный аромат, запеченные овощи – хоравац, пропитанные вкусом и запахом костра, тающая во рту нежнейшая долма, приготовленная без грамма масла, м-ммм… объедение. Все блюда армянской кухни нам хорошо знакомы и, главное, любимы.
Непременной частью армянской трапезы является : национальный хлеб-лаваш,зелень и сыр.Широко известные блюда армянской кухни, такие как: хоровац (шашлык), толма, хаш, бастурма, лаваш,блинчики с мясом,пахлава,зелень,гата,квашенная капуста,салат ереванский,маринованные баклажаны.
(Демонстрация блюд, и танец с подносами.)
Спасибо за внимание!
Фестиваль народов Дона «Армения»
Составитель, Ведущий Фестиваля
студентка 3 «А» группы : Амирджанян Гоар Гарниковна
Куратор : Бойко С.З
Выражается благодарность студентам, принявшим участие в фестивале!
Зерноградский Педагогический колледж
2013 год
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/74947-festival-narodov-dona-armenija
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!