Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»
(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках
Декады «Филология»)
Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 4
2013-2014 уч.год
Ход праздника
Учитель. Ребята! Сегодня у нас праздник русского языка. Он называется «Слово о словах: Русский язык богат, велик, могуч. Мы живём в царстве слов, и слова имеют огромною власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами»,- писал известный русский учёный Н. Бердяев.
Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Пусть минует наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.
Итак, поговорим о словах, сделаем их своими верными друзьями.
(11 класс исполняют «Приветственную песню» на мелодию песни«Учат в школе»)
Все, кто любят наш язык,
Слово уважать привык,
Собрались сегодня в нашем зале,
Знания новые искать,
Мир словесный постигать
Мы друг другу в этот день
Пообещали
На вопросы отвечать
И в значенья слов вникать
Будем вместе, будем вместе
Будем вместе.
С русским языком дружить,
Добрым словом дорожить
Лучше вместе, потому что
Интересней.
Вед.1 Вот так говорится о слове в «Энциклопедическом словаре юного филолога»:«Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить, надо его как — то называть, именовать». Самые простые слова-названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: это «кошка», это «ель», это «снег». Такими этикетками увешано всё вокруг нас. У каждого из нас есть имя . Имена, ребята, есть и у предметов, которые нас окружают.
Вед.2 читает стихотворение М. Пляцковоского
Есть сладкое слово-конфета,
Есть быстрое слово-ракета.
Есть кислое слово-лимон,
Есть слово с окошком-вагон
Есть слово колючее-ёжик,
Есть слово промокшее-дождик.
Есть слово упрямое-цель,
Есть книжное слово-страница,
Есть слово лесное-синица.
Ест слово пушистое-снег.
Есть слово веселое смех.
Вед.3. Очень много пословиц о словах. Вспомним эти пословицы.
- Сердечное слово до сердца доходит.
- Приветливое слово и железную дверь отопрёт.
- Ласковое слово гнев побеждает.
- Малое слово большую обиду творит.
- Слово не воробей, вылетит -не поймаешь.
- Слово-серебро, молчание-золото.
Есть ещё одна мудрая пословица:«Хромое слово-кривая речь». Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться.
Вед.4 читает стихотворение В. Солоухина
Слово о словах
Когда ты хочешь молвить слово
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком въётся,
То медью траурной поёт,
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Вед.5 Какими словами вы дарите радость родителям, друзьям, а какие слова ранят и огорчают их? «Радостные» слова: люблю тебя, моё солнышко, ты-настоящий друг, умница, молодец, горжусь тобой и т.д. «Огорчающие» слова: отстань, ты мне надоел, балбес, бестолковый и т.д.
Вед.6 Давайте пригласим на наш праздник этикетные слова, пусть они нас порадуют. Выходят ученики 5 класса и обращаются к детям, используя в речи этикетные слова: добрый день, привет, здравствуй; всего доброго, желаю удачи, до свидания; будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас; извините, не сердитесь и т.д.
Чем чаще, к месту, искренне будете употреблять этикетные слова, тем приятнее будет с вами общаться, тем доброжелательнее будут к вам относиться
Вед.7 читает стихотворение С. Острового
К словам привыкаешь день ото дня
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
-Защити меня!-
Это значит:
— Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть
Слово
тебе
сотворит
добро.
Вед.8 . А сейчас, ребята, вспомните о словах, которые ссорятся друг с другом. Послушайте это стихотворение и найдите эти слова.
Повстречались в разговоре слово друг и слово враг.
Слово друг-любитель игр, а слово враг-любитель драк.
Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,
Потому что слово враг сразу драться предлагал,
Ну, а слово друг-играть: и поссорились опять.
Сколько речь наша жива, будут ссорится слова.
День и ночь, война и мир будут спорить что есть сил.
Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.
Ссориться не надо нам, не придется и словам.
Почему же некоторые слова «ссорятся» между собой? Они антонимы.
Вед.9 . Давайте отгадаем загадки. Отвечайте хором.
Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада, и зовут меня…. (прохлада)
Я антоним к слову смех, не от радости, утех,
Я бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадались? Это… (плач)
Я антоним слова лето, в шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама, потому что я … (зима)
Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина)
Вед.10 . А теперь вспомним синонимы
Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун, а называюсь я ….(тайфун)
Простое слово промежуток: в театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт, мы называем всё … (антракт)
На время что — то прекратив, мы называем … (перерыв)
В борьбе, в труде устали слишком — дают уставшим …(передышку)
Бывает, мы неправильно произносим слова, неправильно ставим ударение. Со стороны речь говорящего кажется невыразительной, грубой. Понятно, что говорящий не следит за своей речью, не обладает культурой речи. Давайте послушаем диалоги:
«В кабинете врача» и «Телефонный разговор»
^ Первая сценка.
Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?
Вася: Чао!
Доктор: На что жалуетесь?
Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.
Доктор: Температуру измеряли?
Вася: Да я градусник вчера кокнул!
Докто: А как лечились вчера?
Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.
Вед.11 Старайтесь не допускать такие ошибки в своей речи. Пусть ваша речь будет культурной, выразительной, понятной.
Слово-это не пустяк.
В каждом слове свой костяк
Говорите и любите это чудо
В школе учат понимать,
Что словом нужно выражать
Доброту, тепло, любовь, заботу к людям
Не стесняйтесь говорить
И «спасибо», и «прости»,
И «люблю», «целую», «верю», «уважаю».
Постарайтесь не грубить,
В своём сердце сохранить
Слово. Это то, что сердцем выражаешь.
(11 класс дарят гостям праздника и друг другу открытки-сердечки, подписанные словами: Люблю Вас; Уважаю; Признателен Вам; Спасибо за знания; Благодарю; Горжусь тобой; Вы — мудрая; Справедливая; Чуткая; Прости меня; Желаю здоровья; Будьте счастливы и т.д.)
«Бессмертие народа — в его языке»
(Сценарий праздника, посвящённого Дню русского языка)
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ №37» города Смоленска
Новикова Ольга Алексеевна
Цели:
-
выявить знатоков русского языка, раскрыть творческий потенциал обучающихся;
-
обобщить знания обучающихся по всем разделам языкознания;
-
обогатить лексический запас обучающихся, расширить кругозор школьников.
Оборудование и технические средства: проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки.
Участники: ученики 6-7 классов.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на доску: наш праздник мы назвали словами Ч. Айтматова «Бессмертие народа – в его языке»! Правильные слова, правдивые!
Как известно, в 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. (Слайд 1)
День рождения Александра Сергеевича Пушкина объявлен официальным государственным праздником.
Сегодня в нашем зале собрались любители русского языка. Мы долго готовились к этому празднику. Очень хочется, чтобы вам было интересно, чтобы каждый из вас проявил себя, показав полученные в школе знания.
Выходят чтецы
1-й: «Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык» (Н. Заболоцкий).
2-й: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
3-й: Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака. (Слайд 2)
4-й: Язык национальной гордости и достоинства!
1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
3-й: В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
1-й: «Слово – дело великое, — писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Учитель: Сегодня мы начнём по крупицам собирать альбом — копилку «Родной язык»! (Слайд 3) Каждый из вас сможет пополнить её интересными находками.
Ведущие:
— Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
— Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
— Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Учитель: С чего начнём мы составлять нашу копилку? Правильно, с истории письменности. (Слайд 4)
Ведущие: Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А, как это можно узнать? Конечно же, из книг. Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. А родилось письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма:
-Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне. Письмо рисунками – называется пиктографией. Мы и сейчас используем картинки для передачи информации. О чем сообщают картинки на дорожных знаках? Пиктограммы могут прочитать люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире.
-Затем появились иероглифы. Сообщение делилось на части, слова – на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-символом. Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае выпустили словарь, в котором 20 миллионов иероглифов и все их надо запомнить! А сколько букв надо запомнить нам? (33)
-Третий этап развития письменности – звуко-буквенный. Когда каждый звук обозначается буквой. Звуковым письмом пользуется большинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбуки или алфавита. Алфавитному письму почти 3000 лет. (Слайд 5)
-А что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке).
— Знаете ли вы алфавит? Отвечайте, только быстро – какое слово стоит в словаре раньше: понедельник или вторник? Математика или литература? Осень или зима?
Учитель: В нашей копилке есть место знакам препинания. Без них не могло быть письменности.
Ведущий: В русском языке даже существует пунктуационный алфавит. Сколько всего в нем знаков? (Подсчёты знаков препинания оказываются разными: обычно называют 10 знаков, но на самом деле их больше).
Сейчас мы проверим, хорошо ли вам знакомы знаки препинания.
Загадки (У ребят на столах перевернутые таблички со знаками препинания. После отгадывания загадки они показывают свою табличку).
Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! (!)
Ляжет палочкой на строчку: — Проходите по мосточку… (-)
Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом. (?)
Словам раскрывают объятья: — Ждем в гости вас, милые братья! ( )
Выйдет на дорожку, всем подставит ножку. (,)
Загораживает путь, предлагает отдохнуть. (.)
Ведущий: Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них. («Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания...) Давайте продолжим эту историю. (Ребята предлагают свои варианты) (Слайд 6)
-Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику?
Вы сделали правильный вывод: часто постановка знаков препинания или их отсутствие может принести много проблем человеку.
Учитель: Следующая страница в нашем альбоме – копилке посвящена частям речи. (Слайд 7)
Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено всё, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину. Сколько частей речи вы знаете? Перечислите. (Слайд На экране вы видите алгоритм, заполните его. (Ребята записывают части речи, приводя примеры).
Учитель: Великий писатель М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку. Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться.
(Сценка )
Королева: Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.
Придворный: Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…Знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.
Королева: А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!
Придворный: Оказывается, есть. Вот послушайте:
1)Спросили Лежебокина:
— А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
2)
— В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
3)Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
1)
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
2)
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
Придворный: Вот какой ленивый Лежебокин.
Королева И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди вас нет!
Придворный: Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество, не только в изучении русского языка преуспели. Они и другие языки с успехом изучают.
Они вас порадуют.
Ведущий: 1) Ребята, мы знаем, что в русском языке иностранных слов. Они тоже будут в нашем альбоме – копилке. Подберите синонимы к этим словам. (Работа на карточках)
Валюта-деньги
Карцер-тюрьма
Менеджмент-управление
Наркоз-обезболивание
Шоу — зрелище
Шоп – магазин
Коммерция-торговля
Триумф-успех
Рэкет-шантаж
Ведущий: 2) Кто быстрее и правильно распределит слова по родам (слова на интерактивной доске) (Слайд 9)
ПОВИДЛО(ср), ИНТЕРВЬЮ(ср), АВЕНЮ(ж), ПОНИ(м), КАКАДУ(м), МИССИСИПИ(ж), ТЮЛЬ(м), КОФЕ(м), КЕНГУРУ(м), РОЯЛЬ(м), ШАМПУНЬ(м), ШИМПАНЗЕ(м). СОНЯ, НЕРЯХА, НЕВЕЖДА, НЕВЕЖА(общего рода).
Королева : Молодцы! Вот порадовали!!! (Герои уходят со сцены)
Учитель: Ребята, вы знаете о науке Орфоэпии. На экране слова.
(Слайд 10)Кто быстрее и правильно расставит ударение в следующих словах: ЗВАЛА, ЗВОНИШЬ, СВЕКЛА, ЭКСПЕРТ, БАЛОВАТЬСЯ, ЖАЛЮЗИ, КАТАЛОГ, ТОРТЫ, ДАЛА, КРАСИВЕЕ, ПОНЯЛ, ПОНЯЛА, ЗАНЯЛА, НАЧАЛА, ПОСЛАЛА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЩАВЕЛЬ.
Давайте все вместе повторим, как произносятся эти слова. Слова с правильным ударением займут достойное место в нашей копилке.
(Сценка)
(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)
Королева Пунктуация: Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Уж не эпидемия ли безграмотности в стране?
Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
«Здесь чудный лук, и я лижу», —
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
«Здесь – лиса, красивый длинный прут».
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
«Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Королева Пунктуация:
Твой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставь — ка правила учить…
Королева Орфография: Да-да, пойду его лечить.
Заставлю правила учить!
Учитель: Внимание на экран! Кто быстрее и правильно исправит ошибки в словах (слова на интерактивной доске) (Слайд 11)
ЛЯЖЬ (ляг), ПАРА ПОМИДОР(ов), ПОВАРЫ(а), ЛОЖИТЬ(класть), СКОЛЬКО ВРЕМЯ?(который час), ПАРА НОСОК (носков), ИХНИЙ, ТЕКЁТ(течет), ХОЧУТ(хотят), ИГРАТЬСЯ.
Ведущий: Приглашаем желающих к доске. Выбери правильную форму слова: КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИН – КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИНОВ
ДОКТОРА, ПРОФЕССОРА — ДОКТОРЫ, ПРОФЕССОРЫ
ВАЛЕНОК, БОТИНОК, САПОГ — ВАЛЕНКОВ, БОТИНКОВ, САПОГОВ
Ведущий: Какие ошибки часто допускают одноклассники, друзья, взрослые? (ЧЁ(что), ИХНИЙ, ЕСЛИВ, ТАМА, ТУТА, ЗДЕСЯ, ЗВОНИШЬ, СТЕРИ С ДОСКИ(сотри с доскИ), СО ШКОЛЫ(из школы), ПОШЛИТЕ(пойдемте), НЕТУ, БЕГИТ(бежит) – правильный вариант
Ведущий: Представьте себя редАкторами. Исправьте речевые ошибки.
(Работа на карточках)
1 В двухтысяча третьем году Вова поехал учиться в город. Взял с собой пару носок, несколько полотенцев. В городе у него появились знакомые шофера, а его больше всего интересовали трактора и трое связисток, совсем юных девушек.
2. Всем очень нравятся булочки с повидлой, которые пекет Клавдия Михайловна. Когда они свежие, более красивее на вид. На конкурсе – лучшие повары- она заняла 1 место и ее наградили парой сапогов и одной парой чулков.
Ведущий: Найди и объясни ошибку МАТЬ ОДЕЛА НА РЕБЕНКА НОВЫЙ КОСТЮМ (Ответы ребят)
Ведущий: Одеть — надеть — слова- паронимы, слова, сходные по своему звучанию.
«Одеть», «Надеть»… Два эти слова
Мы путаем так бестолково!
«Одеть», «Надеть»…Давай глядеть:
Кого одеть и что надеть. (Слайд 12)
Ведущий: Укажите возможные сочетания, сопоставляя попарно слова из двух колонок.
ЦЕЛЫЙ ЦЕЛЬНЫЙ |
ХАРАКТЕР |
РАСКРЫТЬ |
ПИСЬМО |
УПРАЗДНИТЬ |
ПРЕПЯТСТВИЯ |
МАНОВЕНИЕ |
ОКА |
Ведущий: К нам приехала в гости Радио-няня. (Звучит песня о нарушении норм произношения несклоняемых существительных)
Ведущий: Составьте словосочетания со словами-паронимами.
ЭФФЕКТНЫЙ — ЭФФЕКТИВНЫЙ
ГУМАННЫЙ — ГУММАНИТАРНЫЙ
ДЕЛОВИТЫЙ — ДЕЛЬНЫЙ
ТИТУЛЬНЫЙ – ТИТУЛОВАННЫЙ (клуб)
САМОЛЮБИЕ — СЕБЯЛЮБИЕ
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ — ДОВЕРЧИВЫЙ.
НЕВЕЖА — НЕВЕЖДА
СЫТЫЙ – СЫТНЫЙ
Учитель: Друзья, а сейчас время подошло повторить и улыбнуться. Вы догадались! На экране ваши «картины» — фразеологизмы! Одна из любимых ваших тем. Сейчас проверим: я называю словосочетание, а вы синонимичный ему фразеологизм:
Дальний родственник — седьмая вода на киселе
Еще молод и неопытен — молоко на губах не обсохло
Все нипочем, ничего не страшно — море по колено
Очень умный — семи пядей во лбу
Очень мало — кот наплакал
Работать плохо — работать спустя рукава.
Всем очевидно — на лбу написано.
Учитель: Все ваши презентации на тему «Фразеологизмы» займут достойное место в копилке «Русский язык».
Ведущий: «Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери…- это человек без рода и племени» (В.А. Сухомлинский).
Учитель: Сегодня вы показали, как знаете и любите русский язык, как бережно к нему относитесь. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте уважать друг друга. Я хочу вспомнить стихотворение Вадима Шефнера «Слова».
Много слов на земле.
Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит — я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
(Звучит песня о русском языке)
Учитель: На этом мы заканчиваем наш праздник. (Слайд 13)
Итак, сегодня мы начали собирать альбом — копилку «Родной язык». В течение следующего учебного года вы сможете пополнить её интересным материалом, который представите в программе праздника, посвящённого Дню русского языка. Спасибо за активное участие.
18.10.2015
Сценарий праздника русского языка.
учитель русского языка и литературы
Праздник посвящён русскому языку, его красоте и величию, богатству и выразительности.
Мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка, способствует развитию интереса к родному языку, воспитывает бережное отношение к слову.
Оценить
1437
Содержимое разработки
Праздник русского языка.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово…
А.А.Ахматова
Задачи:
— углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;
— способствовать развитию интереса к родному языку;
— воспитывать бережное отношение к слову.
Ход праздника.
Ведущий 1. Добрый день! Мы рады видеть вас на празднике, посвящённом родному языку – главному достоинству нашего народа.
Ведущий 2. А.Н.Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
Ведущий 1. Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ведущий 2. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.
Ведущий 1. Сколько замечательных слов сказано о русском языке!
Проведём конкурс на лучшего знатока высказываний о русском языке.Назовите авторов высказываний.
Русский язык богат и выразителен. (В.Г.Белинский).
Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка. (М.В.Ломоносов).
С русским языком можно творить чудеса. (К.Г.Паустовский).
Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого (Ф.И.Буслаев).
Без всякой другой науки человеку ещё можно обойтись; без знания родного языка… обойтись нельзя: это знание – свидетельство на его право быть сочленом в народном обществе, свидетельство его человечности. (И.И.Срезневский).
…человек чрез слово всемогущ;
Язык всем знаниям и всей природе ключ;
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слово всех и действиев пружина. (Г.Р.Державин).
Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. (Л.Успенский).
Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Паустовский).
Ведущий 2 О языке народ сложил много пословиц и поговорок.
Чтец 1 «Если хочешь познать истину, начинай с азбуки». «Грамоте учиться – всегда пригодится».
Чтец 2 «Язык до Киева доведёт». «Язык без костей, что хочет, то и лопочет».
Чтец 1 «Язык говорит, а голова не ведает». «Язык голову кормит, он же и спину портит».
Чтец 2 «Язык мал: великим человеком шатает». «Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет».
Чтец 1 «Языком болтай, а рукам воли не давай». «Языком не спеши, делом не ленись». . Чтец 2 «Каков разум, таковы и речи». «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает»
Ведущий 1. Сейчас прозвучат стихи о русском языке.
Чтец 3Александр Яшин «Русский язык».
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Чтец 4 Леонид Андреев «Русское слово».
Прежде, чем пушкинской стало строкою,
Было землёй оно, хлебом и потом.
С пахарем вместе шло за сохою
К новым свершеньям, трудам и заботам.
Разве когда-нибудь было забавой
Слово Некрасова, слово Толстого?
Русское слово и русская слава –
Это рабочая слава и слово.
Чтец 5 Николай Рыленков.
Горят, как жар, слов а
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Ведущий 2. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
Ведущий 1.В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.
Эзоп опять покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
Ведущий 2. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятниками культуры, в том числе по рукописям. Родной язык – это живая связь времён. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Чтец 1.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки сухие всегда!
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»
Лентяй отдыхает, а время идёт –
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
«Не дело, мол, воду носить решетом!»
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»
Ведущий 1 Если вы будете в своей речи употреблять меткие, краткие и образные выражения, то вас будут слушать с интересом.
Ведущий 2 Проведём конкурс на лучший рассказ по рисункам с использованием фразеологизмов. (Например. «Провалиться на экзамене». «Плакать в жилетку». «Сесть в калошу». «Принять за чистую монету».)
Ведущий 1 У каждого фразеологизма свой смысл и история возникновения.
Спустя рукава.
Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда и выражение засучив рукава — значит, усердно принявшись за дело. После работы, особенно зимой, рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и выражение спустя рукава — значит, небрежно, кое-как. Время истекло.
Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, т.е. время текло.
Отсюда и выражение: сколько воды утекло с тех пор (как это было давно).
Ведущий 2 Задание залу. Назовите фразеологизмы со словами ноги, глаза, руки, язык, т.е. от головы до ног.
(Глаза боятся, а руки делают; язык до Киева доведет; держать язык за зубами; встать не с той ноги; куда глаза глядят; пустить пыль в глаза; хлопать глазами; глаза на лоб лезут; рукой подать; взять ноги в руки; язык проглотил; язык отнялся; на широкую ногу; под горячую руку; не оторвать глаз; лицо вытянулось).
Ведущий 1. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, язык невыразителен.
Разыгрывается сценка (два ученика).
Встретились в парке два приятеля.
— Как живёшь?
— Нормально.
— С учёбой как?
— Нормально.
— Как прошла экскурсия в музей?
— Нормально.
— Ты, говорят, болел? Как сейчас себя чувствуешь?
— Нормально.
Вот так поговорили!
Ведущий 2. Мы ходим в школу, чтобы учиться, стать грамотными, компетентными, эрудированными. Писатель Д.И.Фонвизин в комедии «Недоросль» (18 век) в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Некоторые сцены пьесы и сейчас кажутся вполне современными.
Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль» (действие 4, явление 8).
Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.
Правдин (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та, покамест, существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Ведущий 1. А много ли Митрофанушек у нас среди знакомых, друзей?
Ведущий 2. Послушайте анекдотическую историю о мнимом грамотее.
(Три действующих лица: рассказчик, неграмотный и грамотей).
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:
— Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.
— Нет, не могу, нога болит, ему ответил тот. – Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
— Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил. Нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил. Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год, но без меня моё письмо никто не разберёт.
Ведущий 1. В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных слов хлынуло в него. Много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекламе, на эстраде.
Ведущий 2. Ошибки в речи не только смешны, но и страшны. Ведь именно язык связывает нас с родиной, её традициями и культурой. Каждый из нас в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.
Ведущий 1. Вспомним стихотворение И.Бунина «Слово».
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный речь.
Ведущий 2. В заключение прочитаем стихотворение поэтессы А.А.Ахматовой «Клятва», которое было написано в суровые годы Великой Отечественной войны.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/154504-scenarij-prazdnika-russkogo-jazyka
Также вас может заинтересовать
- Игровая программа по книге Т.Александровой «Домовёнок Кузька»
- Дети за безопасность дорожного движения
- Сценарий интеллектуально-познавательного турнира «Моя семья»
- Устный журнал: «По страницам Великой Отечественной войны»
- Конспект воспитательного мероприятия «Я люблю свой родной язык»
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!