45 лет назад, в октябре 1975 года, на экраны вышла трагикомедия «Афоня», сценарий которой изначально был куда мрачнее и безнадежнее, чем финальный вариант, полюбившийся зрителям.
Сценарист Александр Бородянский придумал историю Афони, когда работал в Киеве маляром-штукатуром после окончания строительного техникума и заочно учился на сценарном факультете ВГИКа. История рождалась легко, будто сама собой – Бородянский описывал практически собственную жизнь и приключения. В первой версии сценария Афоня был маляром – в центре истории были взаимоотношения работника ЖЭКа №2 Борщова с влюбленной в него скромницей Катей. Благодаря ей рвач и хапуга, пропивающий с дружками все заработанные махинациями барыши, понимает, что с ним что-то не так.
Трансформация сценария: всесоюзная премия и путь на «Мосфильм»
Постепенно замысел Бородянского изменился – сантехник казался куда более комической фигурой. Потому что в то время сантехники были постоянными персонажами баек и анекдотов. Это, впрочем, не означало веселой истории со счастливым концом. Напротив, к финалу становилось очевидно, что герой «профукал свою жизнь». Афоня был «лишним человеком» в традиции классической русской литературы, но в комическом изводе.
Прочитав готовый сценарий, приятель Бородянского посоветовал послать его на всесоюзный конкурс произведений о рабочем классе. Начинающий сценарист решил, что это не лучшая идея — ведь главный герой пропойца и бездельник. «Но все равно ведь рабочий!» — убеждал приятель. В итоге трагикомическая история в духе критического реализма выиграла на конкурсе первый приз, и впереди замаячила экранизация. Снимать «Афоню» автор сценария Александр Бородянский планировал в Киеве на киностудии имени Довженко с Бориславом Брондуковым в главной роли. Режиссером худсовет выбрал опытного Леонида Осыку. Но не успел Бородянский договориться с ним о съемках, как из Госкино пришла другая разнарядка: снимать будет на «Мосфильме» Георгий Данелия!
В отношении сюжета между творцами сразу начались трения. Скоро сценарист-дебютант Бородянский понял, что в процессе съемок придуманная им история будет видоизменяться.
«Сценарий мне понравился, — вспоминал режиссер «Афони» Георгий Данелия, — но сюжет был жесткий, с печальным концом. А мне после фильмов «Не горюй!» и «Совсем пропащий» хотелось снять что-то совершенно иное».
Как снимали фильм «Афоня»: претенденты на главную роль и подбор актеров
По сюжету, сантехник Афоня Борщев был сердцеедом, за которым как привязанная ходит наивная Катя, поэтому он как минимум должен был выглядеть видным мужчиной. На роль Афони у Данелии было три главных кандидатуры: поляк Даниэль Ольбрыхский, уже снимавшийся в СССР в киноэпопее «Освобождение», Владимир Высоцкий — появись он в фильме, Данелия непременно бы включил туда сцену, где Афоня поет под гитару. Последним претендентом на роль был Леонид Куравлев.
«Мы остановились на Куравлеве. И не ошиблись! Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители не возненавидели нашего Афоню, а полюбили».
На роль влюбленной в Афоню трогательной Кати режиссер утвердил студентку Щукинского училища Евгению Симонову сразу, без проб. Но с молодой актрисой тут же возникла загвоздка: она уже подписала договор на съемки в фильме «Пропавшая экспедиция» и должна была надолго уехать на натуру в Башкирию. Никого, кроме Симоновой, Данелия в этой роли не видел — и директор картины Александр Ефремович Яблочкин взял ситуацию в свои руки. Он сам полетел в Башкирию и привез оттуда Симонову в Ярославль, где снимали «Афоню».
Позднее Данелия рассказывал, что Яблочкин чуть ли не обманом выкрал актрису со съемочной площадки, как Шурик «кавказскую пленницу». На самом деле бывалый киношник Яблочкин просто договорился, чтобы Симонову отпустили со съемок, со строгим уговором, что Данелия не задержит ее дольше чем на три дня. Данелии пришлось сразу отснять все сцены с Симоновой, которые из-за спешки снимали буквально днем и ночью. Спать актрисе приходилось в машине, пока съемочная группа переезжала с объекта на объект.
В книге мемуаров «Тостуемый пьет до дна» Данелия написал, что все эти трудности съемочная группа переживала не зря: зрители полюбили светлую и наивную Катю. Но, как показали творческие встречи после выхода «Афони» в прокат, главным любимцем публики неожиданно оказался алкоголик и мерзавец Федул в исполнении Борислава Брондукова, которому едва не отошла главная роль в фильме, снимайся он на киностудии Довженко. Сыгравший штукатура Колю Евгений Леонов наставлял коллег по съемочной площадке, что алкоголиков должны играть абсолютно трезвые артисты, и Брондуков придерживался железной дисциплины.
История создания фильма: курьезы на съемках и танцы под «Машину времени»
Тем не менее в роли Федула Борислав Брондуков был настолько убедителен, что швейцар московского ресторана, где проходили съемки одной из сцен, принял его за настоящего забулдыгу. Одетый по роли в старый свитер самого режиссера Данелии, актер вышел на улицу покурить. А когда попытался вернуться, многоопытный московский швейцар отказался пускать его обратно, едва не сорвав съемки. Ситуацию спасла ассистентка Данелии, догадавшаяся выскочить на улицу и отбить актера, когда швейцар уже собирался сдать «алкаша» в милицию.
Комичные моменты на съемках время от времени возникали и по вине съемочной группы. В эпизоде на дискотеке Данелия хотел усилить комический эффект, представив партнершу, с которой танцует Афоня, утрированно сексуальной. Для этого костюмер предложил визуально увеличить ей бюст, засунув в бюстгальтер наполненные водой презервативы. На репетиции они первым делом треснули, вымочив актрису с ног до головы. Тогда смышленый костюмер наполнил ее бюстгальтер манной крупой и стянул на спине узлом. Получившийся результат выглядел скорее смешно, чем сексуально, и комический эффект был обеспечен.
Едва не опростоволосился с этой дискотекой и сам Данелия. На момент съемок «Афони» ему исполнилось 45 лет, он был солидным уважаемым кинематографистом и совершенно не разбирался в тогдашней молодежной модной музыке. Он поручил все тому же талантливому администратору Яблочкину, который обеспечил присутствие на съемках Евгении Симоновой, найти на ночные съемки дискотеки в ДК им. Крупской в Текстильщиках популярных у молодежи эстрадных музыкантов. Яблочкин расстарался и обеспечил популярнейшую на тот момент группу «Машина времени», но на Данелию они произвели впечатление ненадежных артистов.
«В мое время лабухи выглядели совершенно по-другому, красиво: длинные волосы густо набриолинены, пиджак в клетку до колен, яркий галстук с павлином, белые носки и туфли на толстом каучуке, на безымянном пальце – перстень».
Данелия решил, что лохматые парни в драных футболках и джинсах попросту не явятся на съемки, и попросил Яблочкина для страховки найти второй ансамбль. Так в фильме засветилась еще одна популярнейшая группа тех лет — «Аракс». Каково же было удивление режиссера, когда на подступах к клубу он увидел толпы молодых людей, которых еле сдерживала милиция. А ведь Данелия опасался, что ночью едва удастся заполнить массовкой ползала, потому что мало кто согласится не спать всю ночь за положенные артистам массовки три рубля за смену.
Банальный хеппи-энд
Картина была уже практически отснята, но Данелия все никак не мог утвердить финал. В сценарии он выглядел очень мрачно: Афоня покупает в провинциальном аэропорту билет на первый попавшийся рейс, к нему подходит милиционер и спрашивает документы. С фотографии в паспорте на него глядит беззаботный веселый парень, а перед ним стоит унылый человек с потухшим взглядом – и на этом фильм кончается. Такой финал выглядел логично, но Данелии он не нравился – он все искал возможность вставить в сценарий Катю. Вначале она должна была присниться Борщову, который задремал на летном поле, но в окончательном варианте фильма героиня все же появляется во плоти и говорит свою коронную фразу: «Афанасий, мне кто-то позвонил, и я решила, что это вы!»
«Умные люди написали в рецензиях, что фильм мог быть не таким примитивным, если бы не финал. Появление Кати на летном поле — банальный хеппи-энд…» – вспоминал Данелия в мемуарах.
Но зритель принял картину на ура — ее посмотрели 62 миллиона человек. «Афоня» стал лидером советского кинопроката по итогам 1975 года. Среди писем, которые мешками несли Данелии на студию, попадались и курьезные: одна дама возмущалась «неправдоподобием сюжета» — Афоня вышел слишком обаятельным! — и гневно вопрошала: «А вы, товарищ режиссер, сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?» Данелия написал ответное письмо, где сознался, что не спал ни с пьяным, ни с трезвым. С тех пор фильм зажил в народном сознании собственной жизнью и по сей день остается незабвенной советской классикой, пережившей свое время, несмотря на «неправдоподобие» и «банальный хеппи-энд». Под видом комедии нравов Данелия снял серьезную экзистенциальную драму, которая веселит и печалит зрителей до сих пор.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
«Да совести-то у меня во, с прицепом! А времени нет…»
Год: 1975
Страна: СССР
Слоган: «Плохой хороший человек»
Режиссер: Георгий Данелия
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Зрители СССР: 62.2 млн
СЮЖЕТ. Слесарь-сантехник Афанасий Борщов, пьяница и эгоист, живет безалаберной, непутевой жизнью. В него влюбилась молоденькая и наивная медсестра Катя. Есть там и штукатур Коля, которого жена выгнала из дома, и он поселился у Афони. Есть и друг Афони – законченный алкоголик Федул.
Вот что рассказал о съемках фильма режиссер Данелия:
«Началось с того, что в Госкино мне дали почитать сценарий Александра Бородянского: «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа № 2». Сюжет был жесткий, с печальным концом. Сценарий мне понравился. Я встретился с Бородянским, мы поговорили, поняли, что понимаем друг друга, и сели работать. Работали мы несколько месяцев, а в итоге чуть-чуть изменилась интонация, кое-где сместились акценты, и появилось новое название – «Афоня». А сюжет, в принципе, остался таким, каким и был.
На Афоню у нас было три кандидатуры – польский актер Даниил Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. Три замечательных разных актера. Три разных фильма. Остановились на Куравлеве. И не ошиблись! Есть в Куравлеве какой-то секрет. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели.
На роль Кати ассистент по актерам Леночка Судакова привела юную студентку театрального училища имени Щукина Женю Симонову. Женя мне понравилась, и я утвердил ее без проб. Но тут выяснилось, что она уже подписала договор с другой картиной. Там у нее главная роль, и все лето она будет сниматься где-то в Башкирии. Стали искать другую Катю. Приводили немало способных молодых актрис – хорошеньких и славных, но все не то. И я понял, что никого, кроме Жени Симоновой, в этой роли не вижу.
– И что в ней особенного, в этой Симоновой, что ты так за нее держишься? – спросил меня директор картины Александр Ефремович Яблочкин.
– Что в ней особенного, не могу объяснить, – сознался я, – но она в фильме будет луч света в темном царстве.
Тогда он сказал:
– Будет тебе твоя Катя.
И действительно. Яблочкин полетел в Башкирию и привез оттуда Женю и ее маму в Ярославль. (Этот фильм мы снимали в Ярославле.) А на следующий же день из Башкирии от директора той группы пришла истеричная, гневная телеграмма! Раздались не менее истеричные, гневные звонки со студии Горького и из Госкино. Выяснилось, что актрису с мамой наш директор просто-напросто похитил, чуть ли не тем же способом, что и герои Гайдая в фильме «Кавказская пленница». И только оставил записку: «Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин».
А мне он сказал:
– Кровь из носа, но ты ее должен снять за три дня. Иначе сорвем съемки на той картине!
Яблочкин был матерый киношник и понимал, что нельзя, но все-таки можно, а что – никак нельзя.
И мы снимали Женю днем и ночью, в буквальном смысле этих слов. (Иногда ей удавалось немного поспать на заднем сиденье машины, пока ставили свет или переезжали с объекта на объект.) А так она была все время с нами на съемочной площадке.
Штукатура Колю сыграл Евгений Леонов. В противовес разгильдяю Афоне Коля считался у нас фигурой положительной: он аккуратный, здраво рассуждает, интересуется международной политикой и мечтает о всеобщей коммуникабельности.
А Леонов своего героя не уважал, говорил, что Коля — эгоист еще хуже, чем Афоня. И все время ворчал, что этот штукатур у него получается плоский, как блин. И только когда сняли сцену «уход Коли домой», он успокоился. В этой сцене Коля, который помирился с женой, уходя от Афони, оставляет ему листок со своим телефоном.
На репетиции Леонов вынул из кармана бумажку с телефоном, и из нее на стол случайно выпало несколько монет. Он убрал монетки и записку в карман и сказал:
– Смотри.
Он снова достал бумажку из кармана, из нее снова высыпались монетки. Он снова аккуратно их собрал и положил в карман.
– Понял? – спросил он меня.
– Что?
– Какой говнюк твой штукатур! Две недели прожил у человека, пил, ел, а самому жалко три гроша оставить!
Женя всегда искал в своих героях отрицательные черты – считал, что так образ объемнее.
Зрители полюбили светлую и наивную Катю (не зря старались!), рассудительного Колю и даже разгильдяя Афоню, но самое большое количество аплодисментов на встречах в кинотеатрах срывал алкоголик, мерзавец и законченный подлец Федул, которого в нашем фильме великолепно сыграл Борислав Брондуков. (Реплика Федула: «Гони рубль, родственник!» – стала визитной карточкой фильма.)
В костюме и гриме Боря был настолько органичным, что когда во время съемок в ресторане (ресторан мы снимали ночью в Москве) он вышел на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно. Брондуков объяснял, что он актер, что без него съемки сорвутся, – швейцар не верил. Говорил: много вас тут таких артистов! Брондуков настаивал. Швейцар пригрозил, что вызовет милицию. И вызвал бы, но тут на улицу выглянула моя помощница Рита Рассказова.
– Борислав Николаевич, вы здесь?! – обрадовалась она. – А там паника: куда актер делся?!
– Неужели он и вправду артист? Надо же! – удивился швейцар.
Танцы договорились снимать ночью, в зале клуба имени Крупской в Текстильщиках. Я попросил, чтобы были современные музыканты. Привели группу, главный – курчавый лохматый парень. Худющий. Одеты небрежно, держатся независимо. Спросили, сколько заплатим, и сказали, что сыграют. Оказалось, что мы пригласили сниматься самые популярные и самые запрещенные в те времена группы. Первая группа была «Машина времени» Макаревича, а вторая – «Аракс» Шахназарова.
Теперь я очень горжусь, что «Машина времени» дебютировала в фильме «Афоня».
Актрисе сделали грудьиз манной каши.
На девушку с бюстом Леночка Судакова привела актрису Татьяну Распутину. Очень хорошая артистка, но с нормальным бюстом. А нам хотелось, чтобы бюст был внушительный. Кто-то из съемочной группы, тот, кто жил рядом, сбегал домой и принес манную крупу. Ею и наполнили бюстгальтер. Пуговицы тяжести манки не выдержали, и пришлось лифчик связать на спине узлом. (На экране это видно.) Однако грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной деталью…
По последнему варианту сценария в финале Афоня покупает в провинциальном аэропорту билет на первый попавшийся рейс и валяется на летном поле в ожидании самолета. К нему подходит милиционер и просит
предъявить документы. Афоня сует ему паспорт. На фотографии в паспорте молодой парнишка, с кудрями и беззаботной улыбкой, а в действительности перед милиционером унылый мужчина с абсолютно пустыми глазами. На этом фильм и заканчивался.
Такой мрачный финал мне с самого начала не нравился.
И мы с Бородянским еще в процессе работы над режиссерским сценарием написали вариант, в котором Афоня и Катя в конце фильма встречались. Но поняли – такая концовка нарушает логику повествования, это банальный хеппи-энд. И оставили все как было.
И все-таки финал я переделал. Когда Женя Симонова прилетела в Ярославль и мы начали ее снимать, Катя получалась такой чистой, нежной и трогательной, что мне очень захотелось, чтобы она обязательно появилась в конце фильма. И мы решили снять так: Афоня в аэропорту лежит на траве и ждет самолет. К нему подходит Катя и говорит, как всегда:
– Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы.
Афоня открывает глаза – никакой Кати нет. Над ним стоит милиционер и требует документы. (Катя ему привиделась.)
В последний съемочный день Жени – третий – работали очень интенсивно, снимали по одному дублю, чтобы успеть снять незапланированный «сон». И к концу дня приехали в аэропорт. Начали снимать подход Кати. Первый дубль сняли рапидом – Катя идет медленно, словно плывет. Не то! Сняли вариант – идет с цветочком. Не то! Сняли: она идет, волосы развеваются, платочек. Не то!
И я понял, что дело не в том, как Катя идет по полю, с цветочком или еще как. А в том, что мне очень хочется, чтобы Катя появилась реально.
И вот уже тридцать лет в конце фильма, когда Афоня идет к самолету, его кто-то окликает. Он оглядывается, а там стоит Катя и говорит:
– Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы!
А умные люди написали в рецензиях, что фильм мог бы быть не таким примитивным, если бы не финал. Появление Кати на летном поле – банальный хеппи-энд…»
Между прочим. «В Ярославле снимали вид из окна к сцене «Афоня просыпается в комнате Кати». Снимать надо было в пять утра. (Утренний режим — солнце еще не взошло, но уже светает.) По задумке там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены. Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве. Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой…
— Пусть эта телега проедет, — сказал он.
Сняли лошадь.
Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита.
— Как ты это потрясающе придумал, — сказала она мне после просмотра на «Мосфильме». — Как это точно!
— Что точно? — осторожно спросил я.
— Лошадь! Он делает предложение — а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?
Я скромно кивнул…»
Некоторые цитаты:
— Отсутствие жалоб со стороны населения — лучшая награда за наш труд! До свидания!
— А ты кто такой? — Я?.. Родственник! Дальний…
— Чувствуйте себя как дома, да не забывайте, что в гостях!
— Вот так вот, Катюша… Все производство, общественные нагрузки, самообразование… Никакой личной жизни!
— И когда только ты, Борщов, всё успеваешь — и в фонтаны нырять, и на танцах драться?..
— Что-то я расхворался… Пойду лягу, прессу почитаю…
— Гони рубль, родственник! Мне Афоня рубль должен был!
— Не люблю я таких людей!.. Непунктуальных!..
— Посидим, чайку попьём, радио послушаем — программу для тех, кто не спит.
— Ну, полкапли, полкапли… для запаха.
From Wikipedia, the free encyclopedia
For the Russian male first names of which «Afonya» is a diminutive, see Afanasy and Agafon.
Afonya | |
---|---|
Film poster |
|
Directed by | Georgiy Daneliya |
Written by | Alexander Borodyanski |
Produced by | Mosfilm |
Starring | Leonid Kuravlyov Yevgeny Leonov Yevgeniya Simonova |
Cinematography | Sergei Vronsky |
Music by | Mieczysław Weinberg |
Production |
Mosfilm |
Release date |
October 13, 1975 |
Running time |
92 min. |
Country | Soviet Union |
Language | Russian |
Box office | $21.3 million |
Afonya (Russian: Афоня) is a Soviet comedy and drama film produced by Mosfilm and first released in 1975. The film became the Soviet box office leader of 1975 with a total of 62.2 million ticket sales. The film was shot on location in Yaroslavl.[1][2]
Plot summary[edit]
Plumber – Afanasy Borshchov (Afonya) (Leonid Kuravlev) and his friend Fedulov (Borislav Brondukov) spend all day and night avoiding work and finding opportunities to drink. Afanasy takes «kickbacks» from clients and is often in trouble with the local committee for his behaviour. Afanasy also often uses foreign or old-fashioned names to introduce himself to strangers to seem more interesting.
Afanasy meets plasterer Kolya (Yevgeny Leonov) in a pub, gets drunk and comes home. When his girlfriend sees the state he’s in, she leaves him. The next morning he can’t even remember yesterday’s drinking companion.
Things continue to go downhill for Afanasy. When student interns from the vocational school are allocated to the plumbers, ZhEK master Vostryakova (Valentina Talyzina) doesn’t allocate any to him, fearing that he will not teach them well. Afanasy begs for trainees and gets two. Having worked with him for one day and having seen his attitude and working methods, the trainees refuse to work with him anymore. When Afanasy returns home, Kolya arrives to live at his place for a while, having been thrown out of his house by his wife.
At a dance Afanasy meets young nurse Katya Snegireva (Yevgeniya Simonova), who knows about him through her brother, who used to play in Afanasy’s volleyball team. Afanasy doesn’t pay her much attention, because he’s more interested in older women and already has his eye on one at the dance. However, a romantic walk with the older woman after the dance is over before it begins – Afanasy is challenged to a fight by a hooligan, who he’d quarreled with at the dance. The hooligan’s friends join in, and finish the unequal fight. Katya worries for Afanasy’s safety, and calls the police- which will only bring Afanasy to the committee’s attention again.
At a regular work call Borshchov meets Helen (Nina Maslova) and falls in love at first sight. He starts finding any excuse to work in her flat — even fooling a tenant, astronomer (Gotlib Roninson), by swapping his new Finnish sink for an old one, so he can install the Finnish sink in Helen’s home as a gift. In his dreams Afanasy sees a family idyll with his wife Helen and their perfect children.
Katya Snegireva, head over heels for Afanasy, keeps engineering new meetings with him, and stops at nothing to attract his attention: «Afanasy! someone called, I thought it was you…».[1] Afonya is completely oblivious to her feelings.
Meanwhile Afanasy’s run in with the police catches up with him and, for persistent drunkenness, truancy and fighting Afanasy is threatened with being sacked at a meeting of the local committee. In addition, if he doesn’t restore the Finnish sink he’s definitely going to be fired. Afanasy takes a porcelain sink with flowers to Helen to swap with the Finnish sink, but meets Helen coming home with company. She makes her feelings quite clear: she has her own life among fashionable and wealthy men, and Afanasy is just a plumber.
Afanasy, depressed, goes to a restaurant with Fedulov and tries to escape into drunkenness, but it doesn’t help. In his drunken state he goes to Katya Snegireva’s home and proposes marriage, and wakes up next to her in the morning. Katya tells him she’s due to move to Africa with work and wonders if she should cancel for Afanasy.
Afanasy then decides to go back to his village, to his aunt Frosya (Raisa Kurkina), a simple and modest woman who had brought him up. In the village, he meets his childhood friend Fidget (Savely Kramarov) and, in a joyous moment sends the city a telegram resigning from his job and giving up his apartment. Only then does he learn that Aunt Frosya died two years ago. The village people had sent him a telegram, which he hadn’t received because he had moved house and didn’t tell them his new address. From his neighbor, Uncle Yegor (Nikolai Grinko) Afanasy learns that Frosya deeply missed him and even wrote letters to herself from his name, posting them in a nearby village, then receiving them and reading them to neighbors, who understood that she really wrote the letters herself, but didn’t betray it so as not to hurt Frosya’s feelings. Frosya had died sitting in front of the window, waiting for Afanasy.
Afanasy’s depression deepens – he has lost everything and has nowhere to go. He goes to the post office and tries to call Katya Snegireva on her memorable phone number 50-50-2, or as he says himself, «rug-rug or two.» The answer comes back — Katya has left. Finally frustrated, he goes to the airport. He does not care where he’s going or what will happen to him. Things have gotten so bad that a local policeman has to be convinced Afanasy is the man in his passport photograph, so grim has he gotten since it was taken. Finally, just when Afanasy is heading to the AN-2 aircraft, a familiar girlish voice calls out. It’s Katya, suitcase in hand: «Afanasy!, someone called, I thought it was you… «[1]
Cast[edit]
- Leonid Kuravlev — Afanasy Borshchov (Afonya)[1]
- Yevgeniya Simonova — Katya Snegireva[3]
- Yevgeny Leonov — Kolya
- Savely Kramarov — Razor
- Nina Maslova — Elena (Elena, Helene), Beauty of the 139th flats
- Borislav Brondukov — Fedulov
- Igor Bogolyubov — old Peregar
- Valentina Talyzina — Vostryakova
- Vladimir Basov — Vladimir Ivanovich
- Nikolai Parfenov — Fomin, Boris Petrovich
- Gotlib Roninson — astronomer («Archimedes»)
- Raisa Kurkina — Aunt Frosya
- Nina Ruslanova — Tamara
- Nikolai Grabbe — the chief of housing offices
- Nikolai Grinko — Uncle Yegor
- Gennady Yalovich — the director in the theater
- Radner Muratov — Marat Rakhimov
- Tamara Sovchi — cashierdining
- Yusup Daniyal – cashier dining companion
- Mikhail Vaskov — the policeman at the airport
- Peter Lyubeshkin — Uncle Pavel Shevchenko
- Renee Hobua – not featured in the film, although there is in the credits
- Alexei Vanin — Ivan Orlov, Elena’s husband
- Capitolina Ilienko — a participant in the meeting of housing the office
- Aleksandr Potapov — employee of housing offices
- Mikhail Svetin — the driver Voronkov[1]
- Tatiana Rasputina — a dance partner Afonyia
- Alexander Novikov — a bully with a beard
References[edit]
- ^ a b c d e История создания фильма Афоня // Вокруг ТВ
- ^ Афоня и штукатур Коля снова в Ярославле! Archived 2013-05-09 at the Wayback Machine. Родной город
- ^ «ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ» трапезные палаты : ПИВНАЯ «АФОНЯ»
External links[edit]
- Afonya at IMDb
- Afonya at AllMovie
- Afonya (in Russian with English subtitles) on YouTube
From Wikipedia, the free encyclopedia
For the Russian male first names of which «Afonya» is a diminutive, see Afanasy and Agafon.
Afonya | |
---|---|
Film poster |
|
Directed by | Georgiy Daneliya |
Written by | Alexander Borodyanski |
Produced by | Mosfilm |
Starring | Leonid Kuravlyov Yevgeny Leonov Yevgeniya Simonova |
Cinematography | Sergei Vronsky |
Music by | Mieczysław Weinberg |
Production |
Mosfilm |
Release date |
October 13, 1975 |
Running time |
92 min. |
Country | Soviet Union |
Language | Russian |
Box office | $21.3 million |
Afonya (Russian: Афоня) is a Soviet comedy and drama film produced by Mosfilm and first released in 1975. The film became the Soviet box office leader of 1975 with a total of 62.2 million ticket sales. The film was shot on location in Yaroslavl.[1][2]
Plot summary[edit]
Plumber – Afanasy Borshchov (Afonya) (Leonid Kuravlev) and his friend Fedulov (Borislav Brondukov) spend all day and night avoiding work and finding opportunities to drink. Afanasy takes «kickbacks» from clients and is often in trouble with the local committee for his behaviour. Afanasy also often uses foreign or old-fashioned names to introduce himself to strangers to seem more interesting.
Afanasy meets plasterer Kolya (Yevgeny Leonov) in a pub, gets drunk and comes home. When his girlfriend sees the state he’s in, she leaves him. The next morning he can’t even remember yesterday’s drinking companion.
Things continue to go downhill for Afanasy. When student interns from the vocational school are allocated to the plumbers, ZhEK master Vostryakova (Valentina Talyzina) doesn’t allocate any to him, fearing that he will not teach them well. Afanasy begs for trainees and gets two. Having worked with him for one day and having seen his attitude and working methods, the trainees refuse to work with him anymore. When Afanasy returns home, Kolya arrives to live at his place for a while, having been thrown out of his house by his wife.
At a dance Afanasy meets young nurse Katya Snegireva (Yevgeniya Simonova), who knows about him through her brother, who used to play in Afanasy’s volleyball team. Afanasy doesn’t pay her much attention, because he’s more interested in older women and already has his eye on one at the dance. However, a romantic walk with the older woman after the dance is over before it begins – Afanasy is challenged to a fight by a hooligan, who he’d quarreled with at the dance. The hooligan’s friends join in, and finish the unequal fight. Katya worries for Afanasy’s safety, and calls the police- which will only bring Afanasy to the committee’s attention again.
At a regular work call Borshchov meets Helen (Nina Maslova) and falls in love at first sight. He starts finding any excuse to work in her flat — even fooling a tenant, astronomer (Gotlib Roninson), by swapping his new Finnish sink for an old one, so he can install the Finnish sink in Helen’s home as a gift. In his dreams Afanasy sees a family idyll with his wife Helen and their perfect children.
Katya Snegireva, head over heels for Afanasy, keeps engineering new meetings with him, and stops at nothing to attract his attention: «Afanasy! someone called, I thought it was you…».[1] Afonya is completely oblivious to her feelings.
Meanwhile Afanasy’s run in with the police catches up with him and, for persistent drunkenness, truancy and fighting Afanasy is threatened with being sacked at a meeting of the local committee. In addition, if he doesn’t restore the Finnish sink he’s definitely going to be fired. Afanasy takes a porcelain sink with flowers to Helen to swap with the Finnish sink, but meets Helen coming home with company. She makes her feelings quite clear: she has her own life among fashionable and wealthy men, and Afanasy is just a plumber.
Afanasy, depressed, goes to a restaurant with Fedulov and tries to escape into drunkenness, but it doesn’t help. In his drunken state he goes to Katya Snegireva’s home and proposes marriage, and wakes up next to her in the morning. Katya tells him she’s due to move to Africa with work and wonders if she should cancel for Afanasy.
Afanasy then decides to go back to his village, to his aunt Frosya (Raisa Kurkina), a simple and modest woman who had brought him up. In the village, he meets his childhood friend Fidget (Savely Kramarov) and, in a joyous moment sends the city a telegram resigning from his job and giving up his apartment. Only then does he learn that Aunt Frosya died two years ago. The village people had sent him a telegram, which he hadn’t received because he had moved house and didn’t tell them his new address. From his neighbor, Uncle Yegor (Nikolai Grinko) Afanasy learns that Frosya deeply missed him and even wrote letters to herself from his name, posting them in a nearby village, then receiving them and reading them to neighbors, who understood that she really wrote the letters herself, but didn’t betray it so as not to hurt Frosya’s feelings. Frosya had died sitting in front of the window, waiting for Afanasy.
Afanasy’s depression deepens – he has lost everything and has nowhere to go. He goes to the post office and tries to call Katya Snegireva on her memorable phone number 50-50-2, or as he says himself, «rug-rug or two.» The answer comes back — Katya has left. Finally frustrated, he goes to the airport. He does not care where he’s going or what will happen to him. Things have gotten so bad that a local policeman has to be convinced Afanasy is the man in his passport photograph, so grim has he gotten since it was taken. Finally, just when Afanasy is heading to the AN-2 aircraft, a familiar girlish voice calls out. It’s Katya, suitcase in hand: «Afanasy!, someone called, I thought it was you… «[1]
Cast[edit]
- Leonid Kuravlev — Afanasy Borshchov (Afonya)[1]
- Yevgeniya Simonova — Katya Snegireva[3]
- Yevgeny Leonov — Kolya
- Savely Kramarov — Razor
- Nina Maslova — Elena (Elena, Helene), Beauty of the 139th flats
- Borislav Brondukov — Fedulov
- Igor Bogolyubov — old Peregar
- Valentina Talyzina — Vostryakova
- Vladimir Basov — Vladimir Ivanovich
- Nikolai Parfenov — Fomin, Boris Petrovich
- Gotlib Roninson — astronomer («Archimedes»)
- Raisa Kurkina — Aunt Frosya
- Nina Ruslanova — Tamara
- Nikolai Grabbe — the chief of housing offices
- Nikolai Grinko — Uncle Yegor
- Gennady Yalovich — the director in the theater
- Radner Muratov — Marat Rakhimov
- Tamara Sovchi — cashierdining
- Yusup Daniyal – cashier dining companion
- Mikhail Vaskov — the policeman at the airport
- Peter Lyubeshkin — Uncle Pavel Shevchenko
- Renee Hobua – not featured in the film, although there is in the credits
- Alexei Vanin — Ivan Orlov, Elena’s husband
- Capitolina Ilienko — a participant in the meeting of housing the office
- Aleksandr Potapov — employee of housing offices
- Mikhail Svetin — the driver Voronkov[1]
- Tatiana Rasputina — a dance partner Afonyia
- Alexander Novikov — a bully with a beard
References[edit]
- ^ a b c d e История создания фильма Афоня // Вокруг ТВ
- ^ Афоня и штукатур Коля снова в Ярославле! Archived 2013-05-09 at the Wayback Machine. Родной город
- ^ «ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ» трапезные палаты : ПИВНАЯ «АФОНЯ»
External links[edit]
- Afonya at IMDb
- Afonya at AllMovie
- Afonya (in Russian with English subtitles) on YouTube