«Агония» (1981).
Заявка на фильм «Агония» была утверждена на «Мосфильме» в 1966 году, а сам фильм в окончательной версии был готов только в 1981 году. Но его премьера в нашей стране состоялась лишь в 1985 году, то есть почти через 20 лет после того, как режиссёр Элем Климов начал работу над этой картиной.
Премьера могла бы вообще не состояться, если бы не наступившие времена перестройки и гласности. Для советского кинематографа это был беспрецедентный случай по продолжительности художественного кинопроекта.
Сам режиссер в конце 80-х, комментируя свою работу над этим фильмом сказал, что если бы он знал, что всё так обернётся, то он бы вообще не начинал этот проект. Тем более что Климов остался недоволен своим фильмом в его окончательном варианте.
Появление исторической темы в творчестве режиссёра, создателя комедий «Похождения зубного врач» и «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», было неслучайным. Ему было чуть за тридцать, когда он впервые заинтересовался феноменом Распутина. Поэтому, когда к 50-летию революции на «Мосфильме» решили снять об этой исторической личности фильм, Климов добился того, чтобы картину дали снимать именно ему.
Алексей Петренко и Элим Климов на съёмках фильма «Агония».
Фильм задумывался как фарс, обличающий не только самого Распутина, но всё и царское окружение в предреволюционные годы. Сценарий несколько раз переделывали и меняли названия будущего фильма. Уж больно щепетильной была эта тема, когда в стране еще оставались живые свидетели тех событий.
В итоге окончательный вариант утвердили не осенью 1966 года, как планировался первоначально, а лишь в конце 1967 года. То есть к юбилею революции его снять так и не удалось. Поэтому руководство киностудии охладело к этому проекту. И если бы не усилия Элема Климова, фильм бы просто вычеркнули из плана, так как дальше утверждённого сценария дело тогда не пошло.
Картину всё же утвердили, выделили бюджет, и режиссёр начал работу. Но буквально через месяц, когда пробы актёров на роли были в самом разгаре, директор киностудии Владимир Николаевич Сурин всё же остановил работу и перенаправил приготовленные для фильма средства на киноэпопею «Освобождение».
Кроме А. Петренко (2), на роль Распутина пробовались: В. Самойлов (1), М. Ульянов (3), Е. Лебедев (4), Е. Евстигнеев (5), А. Папанов (6).
Там бюджет съёмок трещал по швам, а Министерство культуры отказалось в очередной раз пересматривать смету и предложило директору киностудии самому выходить из положения.
К слову, в те дни были закрыты сразу несколько стартовавших кинопроектов, в том числе и «Агония». Официально было объявлено о переносе сроков съёмок, но все понимали, что это, по сути, означало конец.
Все материалы «Агонии» были сданы в архив киностудии, а режиссёру в качестве компенсации разрешили снять полудокументальный фильм «Спорт, спорт, спорт» по сценарию его родного брата Германа Климова.
Про «Агонию» вспомнили через три года, когда в 1971 году состоялась мировая премьера голливудского фильма «Николай и Александра». По версии фильма, царская семья и её окружение (очень образованные и интеллигентные люди), сначала были цинично и жестоко унижены, а потом и расстреляны вместе с детьми и близкими.
В фильме они показаны как представители некой мировой цивилизации с очень нежной любовью между Николаем и Александрой. А представители советской власти показаны, как грубые, необразованные и жестокие варвары.
Алексей Петренко и Элим Климов на съёмках фильма «Агония».
Нужно было срочно дать идеологический ответ. Тут то и вспомнили про «Агонию». Климов в то время работал над новыми выпусками киножурнала «Фитиль». Его срочно вызвали и возобновили съёмки «Агонии».
Была поставлена задача снять картину за полгода, чтобы отправить её на кинофестиваль в Канны, куда, по их данным, американцы должны были привезти и свой фильм.
Климов уложился в сроки, но фильм категорически не понравился художественному совету. Пришлось забыть не только о фестивале, но и о кинопрокате вообще. А режиссёра в наказание отстранили от работы на киностудии.
В конце 1972 года был назначен новый руководитель «Госкино» Филипп Ермаш, который дал добро на возобновление работы над фильмом. Климов принял во внимания все замечания худсовета. Тогда же было принято решение удлинить картину до двух серий.
В 1975 году он представил на суд руководства новый вариант фильма. Но он опять не понравился. Картину не выпустили в прокат, а Климов на свой страх и риск продолжил работу и в начале 1981 года представил руководству уже третью версию переделанного фильма. Но и он восторга не вызвал, и прокатное удостоверение так и не получил.
В 1981 году этим фильмом заинтересовались американские и французские прокатчики. Им картину с радостью продали, и она имела в этих странах заметный успех. В 1982 году «Агония» даже взяла специальный приз в Венеции, а в 1985 году «Золотого орла» во Франции.
В наших кинотеатрах, как я уже написал выше, фильм появился тоже в 1985 году. Уже после того, как его увидела Европа и США. В нашем прокате фильм занял лишь двадцатое место с результатом 18,1 млн. зрителей. К слову, во Франции в 1982 году его посмотрели более 30 млн. человек.
Картина очень неплохая и наверное, это лучшая роль Алексея Петренко в его карьере.
Фильм можно посмотреть на Ютубе.
См.также:
Феликс Юсупов: режиссер антираспутинского заговора
Дочь Распутина
Говорил по-русски, воевал против СССР, играл Распутина: как выглядел без грима и в молодости Саруман из Властелина колец
Как снимали фильм «Иди и смотри» и почему он так пугает
10 забытых советских шедевров «Мосфильма», которые стоит посмотреть сегодня
Пожалуй, ни одна из «полочных» картин не рождалась так мучительно и так долго. Работа над фильмом началась в 1966-м. Снят он был в 1974-м. Сдан в 1975-м. Выпущен на экраны в 1985-м. Режиссёр Элем Климов говорил по этому поводу: «»Агония» — это половина моей жизни. Фильм круто повернул всю мою судьбу. В работе над ним я вкусил все — и радость, и удачу, и отчаяние. Если бы можно было рассказать всё, что приключилось на этом фильме и вокруг него, то получился бы, наверное, настоящий роман…»
Предложение поставить картину о царском фаворите Климов получил от самого Ивана Александровича Пырьева: «Гришка Распутин! Это же фигура… Я тебя умоляю — достань и прочитай протоколы допросов Комиссии Временного правительства, в которой работал Александр Блок. И, самое главное, Распутина там не пропусти!»
Элем Климов хотя и не сразу, но заданной темой вдохновился и предложил Александру Володину взяться за сценарий. Володин отказался. Тогда режиссёр обратился к И. Нусинову и С. Лунгину, авторам сценария фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».
В мае 1966 года в объединении «Луч» утвердили заявку на сценарий «Святой старец Гришка Распутин» («Мессия»). В августе на худсовете уже обсуждали сценарий. Он назывался «Антихрист». «В первых моих фильмах у меня обозначился крен в сатиру, — рассказывал Климов. — Он дал себя знать и в „Антихристе“. Фильм задумывался в фарсовом ключе. У нас было как бы два Распутина. Один — как бы „подлинный“ Распутин. Другой — фольклорно-легендарный. Образ „фольклорного Распутина“ складывался из невероятных слухов, легенд, анекдотов, которые в своё время ходили про Распутина в народе. Тут всё было преувеличено, шаржировано, гротескно. Будто бы, будучи немецким шпионом, он самым невероятным образом пробирался в царский дворец, пролезал чуть ли не через ночной горшок императрицы, попадал через тайный ход за линию фронта и т.д. и т.п.».
Обсуждение сценария на худсовете прошло «на ура». Пырьев был доволен: «Давно не читал такого профессионального сценария. Жанр вещи выдержан точно. Фарс есть фарс. Сегодня это наиболее интересный, удобный и умный взгляд на последние дни Романовых. Распутин выведен в сценарии как положительный характер. И это хорошо. В нём есть неуёмная сила народная. Эта сила существует не только в Распутине, но есть и в народе. Народ показан мудрым — рассказы, легенды, притчи…»
30 августа 1966 года литературный сценарий «Антихрист» был представлен на утверждение в Главную сценарно-редакционную коллегию (ГСРК).
Штатные редакторы его забраковали. Е. Сурков, главный редактор ГСРК, предложил авторам доработать сценарий: «Фильм о Распутине может и должен стать фильмом о необходимости революции, о её не только неотвратимости, но и доброте, справедливости. Короче, это должен быть фильм, который расскажет о том, от чего спасла Россию партия в Октябрьские дни и чем была царская Россия, против которой вели борьбу большевики».
Началась переделка сценария. Фильм дважды запускали в производство, но затем по требованию начальства все работы прекращались. Прошло несколько лет. Климов снял «Спорт, спорт, спорт», запустился с новым сценарием «Вымыслы», написанным по мотивам русских народных сказок. Когда он вернулся в Москву с поисков натуры, его вызвал Ермаш, только что сменивший Романова на посту председателя Госкино, и предложил вернуться к работе над «Агонией».
Казалось бы, теперь всё пойдёт как по маслу. Но не тут-то было. 19 апреля 1973 года студия представила режиссёрский сценарий. В который раз ГСРК потребовала переделок.
За роль Распутина боролись такие титаны сцены, как Анатолий Папанов, Евгений Лебедев, Михаил Ульянов. В результате решили, что в Петренко всё же больше, чем у других, природного гипнотизма.
На роль царя Николая претендовали К. Лавров, мхатовские актёры Ю. Пузырев, Н. Засухин. Климов рассудил следующим образом: «Лавров популярен и любим зрителем. Кроме того, он чересчур бытовой. У Ромашина плывущие, зыбкие глаза, как должно быть в картине». Так роль досталась Ромашину, и, надо сказать, сыграл он её блистательно.
В конце августа 1973 года съёмочная группа выехала в киноэкспедицию в Сибирь, снимать «Покровское», родное село Распутина.
Буквально с первых же дней съёмок захандрил Петренко: то живот прихватило, то голова кружилась, то зуб болел. Дело дошло до того, что однажды у Климова не выдержали нервы, и, когда в очередной раз актёр стал жаловаться на зубную боль, режиссёр сам вырвал у него больной зуб. А потом с Петренко случился сердечный приступ: он упал на съёмочной площадке, и у него изо рта пошли пузыри. Артист пришёл в себя, но сниматься категорически отказался. Экспедицию пришлось сворачивать.
24 августа киношники покинули Тюмень и передислоцировались в Ленинград, где должны были сниматься основные натурные эпизоды фильма. Там группа пробыла почти два месяца — до 12 октября, после чего благополучно вернулась в Москву, чтобы заняться павильонными съёмками. Они оказались не менее сложными, чем съёмка натурных объектов. И здесь порой тоже напряжение достигало такой точки, что некоторым актёрам становилось плохо. Например, так было с актрисой Нелли Пашенной. Она играла баронессу Н. Пытаясь спасти арестованного мужа, она отправляется к Распутину. В кадре актрисе предстояло обнажить грудь. Для Пашенной это было поступком. Когда сцена была снята, она потеряла сознание.
В январе группа отправилась в очередную экспедицию в Ленинград, чтобы в течение двух с половиной месяцев снять там натурные эпизоды, относящиеся ко 2-й серии. Однако снять намеченное в полном объёме не удалось, поскольку 18 марта внезапно слёг на больничную койку Алексей Петренко.
Петренко вышел на съёмочную площадку в начале апреля. Тогда в 6-м мосфильмовском павильоне снимали объекты «кабинет Распутина» и «дворец Юсупова» (в последней происходило убийство великого старца заговорщиками). Однако сил Петренко не хватило даже на пару недель. В ночь на 12 апреля ему снова стало плохо — его сразил сердечный приступ. И съёмки снова встали. Они возобновятся только в мае и продлятся до июля.
В двух экспедициях успели снять довольно много, и, сложив вчерне этот материал, Климов решил показать его самому суровому судье — своей супруге Ларисе Шепитько. Увидев на экране подлинные интерьеры, настоящие костюмы, впечатляющую фактуру, актёров, которые не фальшивят даже в «сверхсостояниях», она горячо сказала: «Ребята, всё идёт нормально! Наращивайте! И не сворачивайте!»
10 октября 1974 года Климову передали из Госкино перечень поправок для обязательного исполнения. Режиссёр сопротивлялся но не все удавалось отстоять. Например, требование убрать цесаревича исходило от самого Ермаша: «Ты в своём уме? Как мы можем этого мальчика, которого на Западе возвели в ранг святого мученика, показывать? Это же значит — под дых бить. Тогда надо все объяснять, всю историю объяснять: а за что их вообще казнили… а так, мимоходом, нет, не пойдёт!..»
Но больше всего, конечно, страшил начальство момент возможных аллюзий. В картине был эпизод в котором Вырубова по поводу царского премьера Горемыкина тяжко вздыхала: «О Боже, Боже! В таком возрасте и править такой страной!» Ермаш, уловив намёк на кремлёвских старцев, сразу сказал Климову: «Умоляю тебя! Умоляю! Вырежи это немедленно, чтобы даже за пределы монтажной не вышло!»
Фильм «Агония» был закончен в чистовой редакции в 1975 году. Но на экран картину ещё долго не выпускали. Ходили слухи, что кто-то из высшего партийного руководства её посмотрел и остался недоволен.
Однажды к Элему Климову подошёл Андрей Тарковский и попросил показать фильм. Зал дали только на восемь утра, но Андрей пришёл. После просмотра он сразу же сказал: «Ты погиб, Элем». — «Почему?» — «Ты погиб, потому что „Агония“ отошла от стереотипов советского исторического фильма. Тебе этого не простят…»
Пророчество Тарковского сбылось. В течение трех лет картина лежала без движения. Была полная неопределённость.
В 1978 году фильм вернули Климову на доработку. Позволили что-то доснять, перемонтировать. Воспользовавшись случаем, режиссёр кое-что улучшил. А кроме того, ввёл цитату Ленина, снял своего друга Юрия Карякина и Ларису Шепитько в эпизоде. Только-только он успел все это закончить, как появилась книга о Распутине «У последней черты» Валентина Пикуля и разразился грандиозный скандал. «Агонию» решили на экран не выпускать.
Пять лет Климову ничего не давали снимать. Только после трагической гибели в автокатастрофе Ларисы Шепитько ему позволили завершить начатую женой картину «Прощание с Матёрой».
Наконец появился свет о конце туннеля. Климову было предложено сделать два варианта «Агонии». Один — полный, для заграницы. Другой (усечённый на час) — для советского зрителя. Режиссёр согласился только на полный вариант.
«Агония» была продана за рубеж в 1981 году, показана во Франции, США, других странах. На кинофестивале в Венеции картина получила приз ФИПРЕССИ.
Но на советском экране «Агония» появилась лишь весной 1985-го. Киновед Нея Зоркая отмечала: «Яркая актёрская работа А. Петренко, сложный портрет последнего самодержца российского, выполненный А. Ромашиным, режиссёрское решение, вобравшее в себя лучшие традиции советского историко-революционного фильма, — все это обеспечило фильму „Агония“ устойчивый успех».
Агония
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Российская империя — государство,
расположенное на гигантской территории Европы и Азии.
Население — 170 миллионов человек, крупнейшая монархия мира,
крестьянская страна со среднеразвитой промышленностью.
Родина великих поэтов, писателей,
ученых и революционеров.
Две трети населения неграмотны.
Страна резких социальных контрастов,
всесилия бюрократии и цензуры,
полного попрания прав человеческой личности.
Первая мировая война обнаружила
явную несостоятельность государственного аппарата,
обострила все внутренние противоречия.
В результате военных неудач были оставлены Польша, Литва,
часть Латвии и Белоруссии.
Армия испытывала острый недостаток боеприпасов.
Топливный голод парализовал транспорт.
Попытки ликвидировать продовольственный кризис
ни к чему не привели.
Активизировался черный рынок, процветали спекуляция,
коррупция, казнокрадство.
Государственный долг достиг 51 миллиарда золотых рублей.
Россия должна была Франции, Англии,
Соединенным Штатам Америки, Бельгии и другим странам.
Возникла реальная угроза потери экономической,
а в перспективе и политической независимости.
Положение становилось критическим.
Назревал коренной переворот в истории России,
а значит, и во всей мировой истории.
Я готов нести кару, если буду иметь несчастье
прогневать Ваше Величество.
Я надеюсь, мое занятие не помешает докладу.
Если я превышу свои полномочия, одно ваше слово,
и я сниму с себя звание председателя Государственной Думы.
Господь с вами, Михаил Владимирович.
Лучшие сыны России, избранные депутатами Думы,
представители всех губерний…
Говорите проще, прошу вас.
Ваше Величество, спасайте себя.
Мы накануне событий, исход которых трудно предугадать.
То, что делает правительство и вы сами,
настолько раздражает население, что все возможно.
Бог даст, все устроится.
Бог ничего не даст.
И еще одно — прогоните его.
Кого?
От имени патриотов, коим дорого благополучие трона,
умоляю вас, прогоните его.
Влияние, которое он оказывает на августейшую фамилию…
…на дела государственные…
— Вот что…
…и церковные…
Передайте этим патриотам,
что обстоятельства моей семьи никого не касаются.
Вы заблуждаетесь, Ваше Величество.
Мерзость.
Мерзость!
Эти художества можно обнаружить уже и в провинции,
и в армии.
Мой народ любит меня.
Романовы — дворянский род, уходящий корнями в ХIII век,
когда выходец из Литвы Гланда Камбилла,
принявший после крещения имя Иван,
приехал в Россию.
Его сын, Андрей Кобыла, имел пять сыновей:
Семена Жеребца, Александра Елку, Василия Ивантая,
Гаврилу Гавшу и Федора Кошку,
которые стали родоначальниками 17-ти русских дворянских домов.
Первым русским царем из дома Романовых
был Михаил
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Другие фильмы
Захватчики (The Invaders, 1967)
Звездные врата (Stargate SG-1, 2000)
Заклятые друзья (Little Fish, Strange Pond, 2009)
Звездные Врата (Stargate SG-1, 1997)
Жаль, что ты каналья (Too Bad She’s Bad, 1954)
From Wikipedia, the free encyclopedia
Agony | |
---|---|
Theatrical release poster |
|
Directed by | Elem Klimov |
Written by | Semyon Lungin Ilya Nusinov |
Produced by | Elem Klimov |
Starring | Aleksei Petrenko |
Cinematography | Leonid Kalashnikov |
Edited by | Valeria Belova |
Music by | Alfred Schnittke |
Production |
Mosfilm |
Distributed by | Mosfilm |
Release dates |
|
Running time |
see below |
Country | Soviet Union |
Language | Russian |
Agony (Russian: Агония, romanized: Agoniya; U.S. theatrical/DVD title Rasputin) is a 1981 Soviet biographical film by Elem Klimov, made c.1973-75 and released in Western and Central Europe in 1982 (United States and Soviet Union 1985), after protracted resistance from Soviet authorities.[1] The film is notable for its rich, sometimes baroque style, its sumptuous recreation of episodes from the final year of Imperial Russia and the psychological portraits of Grigori Rasputin and the Imperial family.
Plot[edit]
The storyline follows the final months of 1916 up to the murder of Rasputin; some events have been telescoped into this time though they actually happened earlier, during the war. Rasputin’s effect on people around him is shown as almost hypnotic, and the film avoids taking a moral stance towards him—breaking not only with Soviet history but also with how he was regarded by people near the court at the time, some of whom regarded him as a debilitating figure who disgraced the monarchy and hampered the war effort.[2]
Cast[edit]
- Aleksei Petrenko as Grigori Rasputin
- Anatoli Romashin as emperor Nicholas II
- Velta Līne as empress Alexandra Feodorovna
- Alisa Freindlich as Anna Vyrubova
- Aleksandr Romantsov as Felix Yusupov
- Yuri Katin-Yartsev as Vladimir Purishkevich
- Leonid Bronevoy as Ivan Manasevich-Manuilov
- Pavel Pankov as Manus
- Mickhail Danilov as Mikhail M. Andronikov
- Mikhail Svetin as Terekhov
- Boris Romanov as Balashov
- Lyudmila Polyakova as Praskovya Fyodorovna, Rasputin’s wife
- Afanasi Trishkin as Maklakov
Release[edit]
The film went unshown until 1981, when it was screened at the Moscow Film Festival and attracted very favourable reviews. Released in Western Europe, Czechoslovakia,[3][4] Hungary,[5] Poland[6][7] in 1982, it was hailed as one of the most original Soviet films of the 1970s.[citation needed] It was screened later in 1985, at the dawn of the Glasnost era.
The versions released in the 1980s, and later on DVD, differ somewhat in length and the final voice-over newsreel shots of the 1917 revolution may have been added in to appease authorities.[8] The original mid-1970s cut does not seem to have survived, and it is unclear how much was rewritten or possibly reshot after 1975.
Alternate versions[edit]
At least four versions of the film exist, from 73 minutes,[9] 104 minutes, 142 minutes (the North American DVD release from Kino International) and 151 minutes (the 1982 international release).
References[edit]
- ^ Peter Rollberg (2016). Historical Dictionary of Russian and Soviet Cinema. US: Rowman & Littlefield. pp. 32–33. ISBN 978-1442268425.
- ^ ««Агония» двух империй. «Новая газета» N2, 15.01.2004″. Archived from the original on 2016-03-04. Retrieved 2016-03-03.
- ^ anderson (2011-08-10). «Agónie — konec Rasputina». Film (in Czech and Slovak). Česko-Slovenská filmová databáze.
- ^ Vlach, Zdeněk (2010-01-09). «Agónie konec Rasputina». Plakát (in Czech). Antikvariát Dana Kurovce. Archived from the original on 2012-05-01.
- ^ Spiró, György (1982-12-01). «Remekmű a léten túlról (Agónia)». Filmvilág. 1982 (12): 10–13.
- ^ Dipont, Małgorzata (1982-05-09). «Agonia». Film (in Polish). RSW Prasa-Książka- Ruch. 7/1714: 14. ISSN 0137-463X.
- ^ Schonborn, Jerzy (1982). «Randez-vous z Griszką Rasputinem». Film (in Polish). RSW Prasa-Książka- Ruch. 1982 (23): 6. ISSN 0137-463X.
- ^ «Agony (1981) — euTorrents». www.eutorrents.com. Archived from the original on 3 July 2010. Retrieved 12 January 2022.
- ^ «Агония. Серия 1 :: Мосфильм». Mosfilm. Retrieved 2 November 2022.
External links[edit]
- Agony at IMDb
- Watch Agony online at official Mosfilm site (with English subtitles)
From Wikipedia, the free encyclopedia
Agony | |
---|---|
Theatrical release poster |
|
Directed by | Elem Klimov |
Written by | Semyon Lungin Ilya Nusinov |
Produced by | Elem Klimov |
Starring | Aleksei Petrenko |
Cinematography | Leonid Kalashnikov |
Edited by | Valeria Belova |
Music by | Alfred Schnittke |
Production |
Mosfilm |
Distributed by | Mosfilm |
Release dates |
|
Running time |
see below |
Country | Soviet Union |
Language | Russian |
Agony (Russian: Агония, romanized: Agoniya; U.S. theatrical/DVD title Rasputin) is a 1981 Soviet biographical film by Elem Klimov, made c.1973-75 and released in Western and Central Europe in 1982 (United States and Soviet Union 1985), after protracted resistance from Soviet authorities.[1] The film is notable for its rich, sometimes baroque style, its sumptuous recreation of episodes from the final year of Imperial Russia and the psychological portraits of Grigori Rasputin and the Imperial family.
Plot[edit]
The storyline follows the final months of 1916 up to the murder of Rasputin; some events have been telescoped into this time though they actually happened earlier, during the war. Rasputin’s effect on people around him is shown as almost hypnotic, and the film avoids taking a moral stance towards him—breaking not only with Soviet history but also with how he was regarded by people near the court at the time, some of whom regarded him as a debilitating figure who disgraced the monarchy and hampered the war effort.[2]
Cast[edit]
- Aleksei Petrenko as Grigori Rasputin
- Anatoli Romashin as emperor Nicholas II
- Velta Līne as empress Alexandra Feodorovna
- Alisa Freindlich as Anna Vyrubova
- Aleksandr Romantsov as Felix Yusupov
- Yuri Katin-Yartsev as Vladimir Purishkevich
- Leonid Bronevoy as Ivan Manasevich-Manuilov
- Pavel Pankov as Manus
- Mickhail Danilov as Mikhail M. Andronikov
- Mikhail Svetin as Terekhov
- Boris Romanov as Balashov
- Lyudmila Polyakova as Praskovya Fyodorovna, Rasputin’s wife
- Afanasi Trishkin as Maklakov
Release[edit]
The film went unshown until 1981, when it was screened at the Moscow Film Festival and attracted very favourable reviews. Released in Western Europe, Czechoslovakia,[3][4] Hungary,[5] Poland[6][7] in 1982, it was hailed as one of the most original Soviet films of the 1970s.[citation needed] It was screened later in 1985, at the dawn of the Glasnost era.
The versions released in the 1980s, and later on DVD, differ somewhat in length and the final voice-over newsreel shots of the 1917 revolution may have been added in to appease authorities.[8] The original mid-1970s cut does not seem to have survived, and it is unclear how much was rewritten or possibly reshot after 1975.
Alternate versions[edit]
At least four versions of the film exist, from 73 minutes,[9] 104 minutes, 142 minutes (the North American DVD release from Kino International) and 151 minutes (the 1982 international release).
References[edit]
- ^ Peter Rollberg (2016). Historical Dictionary of Russian and Soviet Cinema. US: Rowman & Littlefield. pp. 32–33. ISBN 978-1442268425.
- ^ ««Агония» двух империй. «Новая газета» N2, 15.01.2004″. Archived from the original on 2016-03-04. Retrieved 2016-03-03.
- ^ anderson (2011-08-10). «Agónie — konec Rasputina». Film (in Czech and Slovak). Česko-Slovenská filmová databáze.
- ^ Vlach, Zdeněk (2010-01-09). «Agónie konec Rasputina». Plakát (in Czech). Antikvariát Dana Kurovce. Archived from the original on 2012-05-01.
- ^ Spiró, György (1982-12-01). «Remekmű a léten túlról (Agónia)». Filmvilág. 1982 (12): 10–13.
- ^ Dipont, Małgorzata (1982-05-09). «Agonia». Film (in Polish). RSW Prasa-Książka- Ruch. 7/1714: 14. ISSN 0137-463X.
- ^ Schonborn, Jerzy (1982). «Randez-vous z Griszką Rasputinem». Film (in Polish). RSW Prasa-Książka- Ruch. 1982 (23): 6. ISSN 0137-463X.
- ^ «Agony (1981) — euTorrents». www.eutorrents.com. Archived from the original on 3 July 2010. Retrieved 12 January 2022.
- ^ «Агония. Серия 1 :: Мосфильм». Mosfilm. Retrieved 2 November 2022.
External links[edit]
- Agony at IMDb
- Watch Agony online at official Mosfilm site (with English subtitles)
|
Проверить нейтральность.
На странице обсуждения должны быть подробности. |
Агония | ||
Агония | ||
Жанр |
исторический фильм, драма |
|
---|---|---|
Режиссёр |
Элем Климов |
|
Автор сценария |
Семён Лунгин |
|
В главных ролях |
Алексей Петренко |
|
Оператор |
Леонид Калашников |
|
Композитор |
Альфред Шнитке |
|
Кинокомпания |
Мосфильм |
|
Длительность |
148 мин. |
|
Страна |
СССР |
|
Год |
IMDb |
ID 0081991 |
«Аго́ния» — двухсерийный советский художественный фильм режиссёра Элема Климова, снятый в СССР в 1974 году по сценарию Семёна Лунгина и Ильи Нусинова. В основе сюжета находятся личность Григория Распутина и заговор с целью его убийства. В роли Распутина — Алексей Петренко.
Содержание
- 1 История создания
- 2 Сюжет
- 3 В ролях
- 4 Съёмочная группа
- 5 Расхождение с фактами
- 6 Художественные приёмы в фильме
- 7 См. также
- 8 Ссылки
- 9 Примечания
История создания
Фильм начал снимать в 1966 году — к 50-летию Октябрьской революции — режиссёр А. Эфрос по пьесе А. Н. Толстого «Заговор императрицы».[1] Однако затем И. Пырьев, руководитель объединения «Луч» (Мосфильм), передал фильм на доделку Э. Климову. Климов решил отказаться от экранизации пьесы Толстого, посчитав её «картонной вещью», и попросил написать новый сценарий А. Володина. Володин отказался, и тогда Климов обратился с тем же предложением к И. Нусинову и С. Лунгину (авторам сценария одного из его предыдущих фильмов — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»).
В мае 1966 года «Луч» утвердил заявку на сценарий Нусинова и Лунгина «Святой старец Гришка Распутин» («Мессия»). В августе на худсовете он обсуждался под новым названием — «Антихрист» — и представлял собой фарс.
По словам Климова:
«Фильм задумывался в фарсовом ключе. Причем у нас были сразу как бы два Распутина. Один — подлинный, поданный как бы в реалистическом ключе. Другой — Распутин фольклорный, Распутин легендарный. Образ этого фольклорного Распутина складывался из самых невероятных слухов и легенд, анекдотов, которые в свое время ходили про Распутина в народе. Тут все было преувеличено, шаржировано, гротескно».
30 августа 1966 года сценарий был представлен на утверждение в Главную сценарно-редакционную коллегию (ГСРК).
Комитет по кинематографии сценарий не утвердил, мотивируя это тем, что в нём слишком много «клубнички», что «нельзя бить царизм по альковной линии» и что недопустимо показывать Распутина «в богатырских тонах», «чуть ли не как Пугачёва», — и фильм был закрыт.
Осенью 1967 года в комитет был представлен новый, переработанный вариант сценария под окончательным названием «Агония». Фильм во второй раз был запущен в производство. Однако через десять дней опять был закрыт.
В 1971 году вышел голлувудский фильм «Николай и Александра», что подтолкнуло советских идеологов снять свой «контропропагандистский» фильм по «царской» теме и побыстрее выпустить его в прокат.
Нам представляется, – что этот фильм может стать ответом махровым антисоветчикам, сделавшим немало и в литературе, и в кино для реабилитации царизма и извращения подлинной истории
В третий раз фильм начал сниматься в 1973 году по разрешению нового начальника Госкино Ф. Ермаша. Во время съемок фильм удлинился и стал двухсерийным. Съёмки закончились в 1974 году, а в чистовой редакции фильм был готов в 1975 году.
Однако к прокату фильм допущен не был и в 1978 году был возвращён Климову на доработку.
В 1981 году «Агония» была продана за рубеж, показана во Франции, США, других странах. На кинофестивале в Венеции картина получила приз ФИПРЕССИ (1982) и Гран-при «Золотой орёл» — во Франции (1985).
На советском экране «Агония» появилась лишь весной 1985 года.
Сюжет
Действие картины происходит в 1916 году в Российской империи. Фильм начинается с цитаты из Ленина:
«Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха (1907—1914), обнаружила всю суть царской монархии, довела ее до „последней черты“, раскрыла всю ее гнилость, гнусность, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе ее…».
«Святой старец» Распутин кутит в ресторанах, открыто развратничает с женщинами, вмешивается в государственные дела путем своего влияния на царя и царицу, которая буквально молится на него за то, что он исцеляет её сына от припадков болезни. Но когда сексуальный аппетит Распутина коснулся жены графа Юсупова, тот решает убить его, для чего вступает в заговор с великим князем Дмитрием Павловичем и другими. Однако убийство оказалось не таким легким делом, каким поначалу представлялось заговорщикам. Все же после долгой борьбы Распутин застрелен. В конце фильма небольшая группа людей, состоящая из царя, царицы, их детей и ещё нескольких человек, хоронит Распутина, опуская гроб в могилу, дно которой покрывает грязная вода.
Николай II показан безвольным любителем выпить, жестоким и безжалостным правителем; императрица Александра Федоровна — истеричкой, ненавидящей Россию и молящейся на немецком языке перед иконой Распутина; а Распутин — полупомешанным развратником и пьяницей, но одновременно всесильным человеком, полностью подчинившим себе царскую семью и назначающим и смещающим министров в перерывах между кутежами.
В ролях
- Алексей Петренко — Григорий Распутин
- Анатолий Ромашин — император Николай II
- Велта Лине — императрица Александра Фёдоровна
- Алиса Фрейндлих — Вырубова
- Леонид Броневой — Манасевич-Мануйлов
- Михаил Данилов — Андроников
- Борис Иванов — доктор Лазоверт
- Александр Романцов — Феликс Юсупов
- Юрий Катин-Ярцев — Пуришкевич
- Павел Панков — Манус
- Нелли Пшенная — Сашенька, баронесса
- Михаил Светин — Терехов
- Владимир Осенев — Штюрмер
- Алла Майкова — Лидия Владимировна Никитина, фрейлина Их Величеств
- Сергей Мучеников — великий князь Дмитрий Павлович
- Александр Павлов — Сухотин
- Борис Романов — Балашов (озвучивает Александр Вокач)
- Пётр Аржанов — И. Л. Горемыкин
- Аркадий Аркадьев — Родзянко
- В. Райков — Хвостов
- Байтен Омаров — Бадмаев (озвучивает Артём Карапетян)
- Афанасий Тришкин — Маклаков
- Валентина Талызина — Аглая
- Овсей Каган — А. Е. Эверт
- Сергей Голованов — Поливанов
- Сергей Карнович-Валуа — генерал
- Геннадий Воропаев — генерал
- Владимир Эренберг — иерарх
- Анатолий Гаричев — отец Иаков
- Анатолий Солоницын — полковник, муж баронессы
- Шавкат Абдусаламов — помощник Бадмаева
- Людмила Полякова — Параскева, жена Распутина
- Наталья Беспалова — Матрёна, дочь Распутина
- Микаэла Дроздовская — женщина в свите Распутина
- Анна Судакевич — графиня Головина
- Ольга Григорьева — юродивая
- Лев Лемке — журналист Натансон
- Пантелеймон Крымов — лакей
- Георгий Тейх — банкир Рубинштейн
- Алексей Ванин — воспитатель наследника
- Анатолий Равикович — проситель
- Вячеслав Васильев — священник
- Олег Фёдоров — русский офицер
- Александр Калягин — авторский текст (рассказчик)
Съёмочная группа
- Режиссёр: Элем Климов
- Оператор: Леонид Калашников
- Сценарист: Семён Лунгин, Илья Нусинов
- Монтажер: Валерия Белова
- Композитор: Альфред Шнитке
- Дирижёр: Эри Клас
- Художники: Шавкат Абдусаламов, Сергей Воронков
- Костюмы: Татьяна Вадецкая
- Пение за кадром: Валентина Пономарева
Расхождение с фактами
- В начале фильма закадровый голос называет Российскую империю «крупнейшей монархией мира». Это не совсем точно, так как в 1916 году (время действия фильма) Британская империя превосходила Россию и по площади, и по населению.
- В фильме утверждается, что потери России в русско-японской войне составили «более 400 тысяч человек». На самом деле суммарные потери России были несколько более 250 тысяч человек (из них убитыми и умершими — около 80 тысяч[2]).
- Распутин в исполнении Петренко — пышущий здоровьем «великан», вселяющий трепет в окружающих одним своим огромным видом. В действительности, по воспоминаниям современников, Распутин был «росту ниже среднего», скорее тщедушного телосложения, с измождённым лицом и не обладал большой физической силой. Тоже можно сказать и об Алисе Френдлих в роли Вырубовой — фотографии свидетельствуют о её плотном сложении.[3][4]
- На протяжении всего фильма Анна Вырубова расхаживает размашистой величавой походкой, а один раз даже возит в кресле-каталке императрицу, лишь один раз жалуется Распутину на боль. На самом деле, в 1916 году Вырубову саму возили на кресле-каталке, а самостоятельно она могла передвигаться лишь на костылях, так как за год до этого, в 1915 году, попала в крупную железнодорожную аварию, где получила увечья такой тяжести, что все ожидали её скорой смерти. Она выжила, но до конца жизни проходила на костылях и с палочкой.[5][6][7]
- Эпизод, когда церковники заманили Распутина для «покаяния», а затем избили, имел место за пять лет до времени действия фильма — в 1911 году.
- В фильме показывается, как знаменитая минеральная вода «Кувака» черпается из какой-то сомнительной ямы человеком в противогазе. Будучи налитой в стеклянный стакан, вода показывается явно мутной и имеющей отталкивающий запах. Однако в 1915 году горный инженер А. И. Дрейер описывал эту воду в самых восторженных фразах: «Вода Кувака „Гремучий родник“ не только превосходна в физическом отношении, но безупречна в химическом, санитарном и во всех других отношениях, являясь водой кристаллически прозрачной, абсолютно бесцветной, без малейшего запаха, с приятным освежающим вкусом, лишённой каких-либо бактерий и с минимальным, для лучших питьевых вод, минеральным составом»[8]. В фильме также показывается, что вода добывалась где-то в пригороде Петрограда, хотя на самом деле — в пензенском имении В. Н. Воейкова.
- В конце фильма показывается могильная яма, залитая мутной водой. Когда гроб с Распутиным опускают в эту могилу, то раздаётся громкий всплеск. На самом деле Распутина хоронили посреди морозной зимы — в конце декабря (начале января по нов.стилю) — и, судя по дневниковой записи Николая II, тем днём стоял мороз 12 градусов[9]. Ночью же и утром (время похорон) мороз, как правило, ещё крепче, чем днём. В такой мороз в могиле не могло оказаться воды, да ещё в таких количествах.
- В сцене похорон Распутина явно виден цесаревич Алексей со своим «дядькой». Однако, по воспоминаниям очевидцев, наследника престола на похоронах не было[7][10].
Художественные приёмы в фильме
- Вставки из чёрно-белых документальных съёмок 1900-х годов дополняются опять же чёрно-белыми кадрами из ранних советских художественных фильмов. Таким образом авторы фильма создают иллюзию документальности в показе расстрела демонстрации 9 января 1905 года (Кровавого воскресенья) и других преступлений царского режима.
- В фильме есть сцена, где Николай II сидит в тёмной комнате, проявляя фотографии. Она сопровождается врезками событий Ходынки, русско-японской войны, Кровавого воскресенья, революции 1905 года с перечислением количества жертв царизма. Красное освещение фотокомнаты используется для визуального подтверждения одного из прозвищ императора — «Николай Кровавый».
- В титрах соответствующих кадров фильма наряду с именами части персонажей указываются их прозвища (чаще всего уничижительного характера).
См. также
- «Заговор» (2007)
- Список фильмов о династии Романовых
Ссылки
- Агония (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Шепелюк А. «Агония» — «Экспресс К», № 233 (15891), 03.12.2004 г.
- С.Фомин. Затянувшаяся «агония» // Русский вестник 19.12.2003
- Рубанова И., Климов Э. Исторический фильм: и миф, и свидетельство // Искусство кино, № 5, 2004.
- Т.Н. Никонорова Фильм «Агония» : кинообраз российской верховной власти кануна революции
Примечания
- ↑ «Агония» двух империй. «Новая газета» N2, 15.01.2004
- ↑ Россия и СССР в войнах ХХ века: Потери Вооружённых Сил. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — С. 58.
- ↑ В. А. Жуковская. Мои воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине 1914—1916 гг.
- ↑ О.Платонов. Жизнь за Царя (Правда о Григории Распутине)
- ↑ Танеева (Вырубова) А. А. Страницы моей жизни. М., Благо, 2000.
- ↑ The Real Tsaritsa by Lily Dehn.
- ↑ 1 2 Рассулин Ю. Ю. Верная Богу, Царю и Отечеству. — СПб.: Царское Дело, 2005.
- ↑ Кувака
- ↑ Дневник Николая II. 1916 год.
- ↑ Воейков В. Н. С царём и без царя. Воспоминания последнего дворцового коменданта государя императора Николая II. — Гельсингфорс, 1936.
Фильмы Элема Климова | |
---|---|
1950-е | Осторожно: пошлость (1959) |
1960-е | Жиних (1960) • Смотрите, небо! (1962) • Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён (1964) • Похождения зубного врача (1965) |
1970-е | Спорт, спорт, спорт (1970) • И всё-таки я верю… (1974) • Агония (1974/1981/1985) |
1980-е | Лариса (1980) • Прощание (1982) • Иди и смотри (1985) |
-
September 21 2019, 21:05
- Кино
- Cancel
Бог ничего не даст
Сразу скажу – у меня не историческое образование, поэтому я не могу полноценно оценить «Агонию» с точки зрения ее исторической аккуратности. Поэтому я оценю этот фильм с художественной точки зрения. Среди мастистых советских режиссеров было две категории: талантливые и воровавшие идеи из зарубежных фильмов, увиденных в закрытой фильмотеке. Мне кажется, что Элем Климов больше относится к первой категории режиссеров, потому что ему удалось выйти за рамки очередного пропагандистского фильма и создать на его основе художественное произведение.
В конце 1916 года терпящая военные поражения Россия превратилась в страну, пожирающую себя изнутри и находящуюся в ожидании шакалов, готовых нахрапом взять власть и окончательно разорвать ее изнутри. Санкт-Петербург живет отдельно от всей остальной России, в нем живут люди, наживающиеся на военных поражениях, дегенеративные князья, шарлатаны и прочие сливки общества. Они проводят время в бесконечных оргиях и кутежах…
Пропагандистский аспект фильма реализован в портретах царской семьи и аристократии. В версии Климова, Николай II получился тем самым «Ники» — слабым и безвольным человеком, находящимся под каблуком властной жены – самодурки. Жена Александра Федоровна также получилась «Аликс» — русофобкой, готовой поверить любому шарлатану, способному исцелить больного гемофилией Алешу. Другие аристократы также показаны в неприглядном ключе.
Все же в фильме есть немного исторической правды – за весь фильм зрителю не будет показан ни один большевик, потому что на конец 1916 года все видные деятели большевистской партии находились либо в эмиграции, либо в ссылке. В фильме есть ряд кадров из исторической хроники про «неумытую Россию», статистика про «отсталую Россию» и вставки про «Николая Кровавого», но ряд из них мне кажутся лишь данью уважения партийному цензору.
Что же позволило «Агонии» выйти за рамки пропагандистской агитки? Прежде всего, гениальная игра Алексея Петренко. Его Григорий Распутин – искусный манипулятор, умеющий грамотно продавать себя в декадентском Санкт-Петербурге. Пользуясь своим неограниченным влиянием на Аликс он способен назначать и смещать министров, перед ним заискивают все дворяне и миллионеры и он может получить любую женщину. Этот Распутин – дьявол во плоти.
Также Элему Климову удалось создать апокалиптическую атмосферу погибающей старой России, чем-то напомнившую мне атмосферу «Дьявола» Анджея Жулавского (мне кажется, что Климов не мог увидеть «Дьявола», потому что он «загремел на польскую полку» на 16 лет). С каждой минутой эта атмосфера становится все более гнетущей и безысходной, а Распутин является лишь одним из взаимозаменяемых винтиков этой деструктивной системы и ничто уже не поможет спасти старую Россию. А музыка Альфреда Шнитке добавляет еще больше темных оттенков.
Пропаганда не является синонимом слова бездарность, вспомните Сергея Эйзенштейна. Повторюсь, Элему Климову удалось выйти за рамки агитки и создать на его основе бессмертное художественное произведение. «Ленин в Октябре» Михаила Ромма останется в памяти только историков кино и заядлых киноманов, а «Агония» Элема Климова навсегда останется фильмом, который будет смотреть любой уважающий себя кинолюбитель и чьи художественные приемы будут изучаться в киношколах.
Яндекс Дзен —
https://zen.yandex.ru/media/id/5d5d20ffc6e2a400ad2070c3/agoniia-film-vyshedshii-za-ramki-agitki-5d8666b2118d7f00b47c05db?from=editor.
P.S. Спасибо romanetto и arkarnarr за ценное замечание.
«Агония» Элема Климова [118]
Этот двухсерийный фильм был снят на «Мосфильме» в 1975 году по сценарию С. Л. Лунгина и И. И. Нусинова.
Пожалуй, ни одна из картин, осевших впоследствии на полке, не рождалась так мучительно и долго. Работа над фильмом началась в 1966 году, снят он был за восемь лет, а сдан еще год спустя — в 1975 году. На экраны же ему было суждено попасть только через десять лет — в 1985 году. Режиссер Элем Климов говорил по этому поводу следующее [119]:
«Агония» — это половина моей жизни. Фильм круто повернул всю мою судьбу. В работе над ним я вкусил все — и радость, и удачу, и отчаяние. Если бы можно было рассказать все, что приключилось на этом фильме и вокруг него, то получился бы, наверное, настоящий роман…
Насколько я понимаю, талантливый режиссер Элем Климов, получив госзаказ, пробивался от искаженного и фарсового, кондово-большевистского понимания истории к истине, но застрял на полпути, на полуправде. Да и не мог он в те годы найти правду о Царской семье в архивах СССР, сколько бы ни искал. Расскажем подробнее.
Вероятно, какую-то роль в этой истории сыграли некоторые факты его биографии.
Октябрь 1942 года. Первоклассник Элем с маленьким братиком Германом и мамой оставляет Сталинград. Дома полыхали до неба. Чадило вылившееся после бомбежки в реку топливо. Горела Волга. Горел город. Режиссер вспоминал:
…Мы доехали до Свердловска, потом нас пересадили и повезли в деревню, это 20 верст от города, которая называлась Коптяки, ее теперь знает весь мир… Нашел потом эти ямы, где они были, так они и называются «Царские ямы» в лесу, залез в эту яму, меня там ребята сфотографировали. И я в этом сосновом лесу думаю: боже мой, но ведь никто не знает про это, я случаем узнал. Но какой-то знак здесь, позывной какой-то должен быть. Смотрю, одна сосна — она такая не толстая, — ободранная шкура с нее, она белая стоит, она цветет, она растет, она живет, но кто-то как знак — тогда нельзя было про это говорить даже, — так что вот такие дела [120].
Вероятно, не прошло даром и общение с актером Георгием Даниловичем Светлани (Пиньковским, 1895–1983) — в прошлом юнгой Императорской яхты «Штандарт», товарищем детских игр Цесаревича Алексия Николаевича. Единственную в жизни главную роль сыграл он в фильме «Спорт, спорт, спорт» (1970) Э. Климова — ленте, снятой перед «Агонией».
Предложение поставить картину о царском фаворите Климов получил от Ивана Александровича Пырьева: «Гришка Распутин! Это же фигура…
Я тебя умоляю — достань и прочитай протоколы допросов комиссии Временного правительства, в которой работал Александр Блок. И, самое главное, Распутина там не пропусти!» Далее Э. Климов рассказывал: «Я сговариваюсь с Семеном Лунгиным и Ильей Нусиновым, и мы втроем уезжаем в Подмосковье писать сценарий. Он тогда назывался “Антихрист”. Речь идет об Илье Исааковиче Нусинове (1920–1970), сыне старого бундовца, арестованного в 1949 году и умершего в Лефортовской тюрьме, и Семене Львовиче Лунгине (род. 1920), также пострадавшим во время послевоенной кампании по борьбе с космополитизмом.
В мае 1966 года в объединении «Луч» утвердили заявку на сценарий «Святой старец Гришка Распутин» («Мессия»). В августе на худсовете обсуждали сценарий. Он назывался «Антихрист». «В первых моих фильмах у меня обозначился крен в сатиру, — рассказывал Климов. — Он дал себя знать и в “Антихристе”. Фильм задумывался в фарсовом ключе. У нас было как бы два Распутина. Один — как бы “подлинный” Распутин. Другой — фольклорно-легендарный. Образ “фольклорного Распутина” складывался из невероятных слухов, легенд, анекдотов, которые в свое время ходили про Распутина в народе. Тут все было преувеличено, шаржировано, гротескно. Будто бы, будучи немецким шпионом, он самым невероятным образом пробирался в царский дворец, пролезал чуть ли не через ночной горшок императрицы, попадал через тайный ход за линию фронта и т. д.» [121].
Здесь Климов, заявлявший, что прочел на тему «тонны литературы», по не названной причине вводит читателя, мягко говоря, в заблуждение: не народные то были байки, а расчетливые выдумки врагов Царя и Его России. Впрочем, скорее всего Климов не знал об этом в те годы. «Мы уже и натуру выбрали для съемок, — пишет Климов, и казалось, что все в порядке. Я во всяком случае испытывал необычайный душевный подъем и не понимал еще, что атмосфера в государстве переменилась. И вот возвращаюсь в Москву с готовым сценарием. Приношу его Пырьеву, показываю свои раскадровки…»
Обсуждение сценария на худсовете прошло «на ура». Пырьев был доволен: «Давно не читал такого профессионального сценария. Жанр вещи выдержан точно. Фарс есть фарс. Сегодня это наиболее интересный, удобный и умный взгляд на последние дни Романовых. Распутин выведен в сценарии как положительный характер. И это хорошо. В нем есть неуемная сила народная. Эта сила существует не только в Распутине, но есть и в народе. Народ показан мудрым — рассказы, легенды, притчи».
30 августа 1966 года литературный сценарий «Антихрист» был представлен на утверждение в Главную сценарно-редакционную коллегию (ГСРК).
Штатные редакторы его забраковали. Е. Сурков, главный редактор ГСРК, предложил доработать сценарий: «Фильм о Распутине может и должен стать фильмом о необходимости революции, о ее не только неотвратимости, но и доброте, справедливости. Короче, это должен быть фильм, который расскажет о том, от чего спасла Россию партия в Октябрьские дни, и чем была царская Россия, против которой вели борьбу большевики» [122].
В апреле 1968 года, после кончины Пырьева, работа над фильмом была остановлена.
Через пять дней после остановки (14 апреля) Э. Г. Климов обращается с письмом к секретарю ЦК КПСС П. Н. Демичеву: «За последние годы на Западе возник значительный интерес к событиям русской истории первой четверти XX века. Вот уже несколько лет с экранов не сходит фильм ““Доктор Живаго”, пользующийся успехом невероятным даже для коммерческого кинематографа. Огромными тиражами изданы во многих странах мемуары князя Ф. Ф. Юсупова, рассказывающие о последних днях самодержавия и об убийстве Распутина. Эти мемуары были тотчас экранизированы французским режиссером Робером Оссейном и американским телевидением. Недавно опубликовано сообщение, что крупнейший американский продюсер Сэм Шпигель приступил к работе над сверхбоевиком “Николай и Александра”, в центре которого образы Николая II, Царицы и Распутина…».
К письму был приложен перевод статьи из французского журнала о новом американском фильме по книге Мэсси «Николай и Александра». Часть его предполагалось снимать в СССР Выход на экраны планировался в 1969 году. Само письмо завершалось словами: «Сейчас еще не упущено время, мы еще имеем возможность выпустить наш фильм на советский и мировой экран раньше, чем будет закончена американская картина, и таким образом нейтрализовать ее влияние на зрителя. Наш фильм (он носит название «Агония») может иметь весьма высокие прокатные перспективы как внутри страны, так и за рубежом. Он может стать серьезным оружием контрпропаганды. Отказ от его производства освобождает американскому кинематографу поле боя в идеологической борьбе». Высокий адресат заверялся: «…если будут высказаны те или иные замечания или предложения, мы постараемся внести в сценарий необходимые изменения, не сорвав ранее намеченных сроков выпуска картины».
Изменение названия («Агония» вместо «Антихриста») в тексте письма следует воспринимать как перенесение центра тяжести с личности Г. Е. Распутина на официально принятую советской идеологией трактовку исторических событий предреволюционного времени. Все это, разумеется, делалось исключительно для усыпления внимания надзиравших.
Сохранились документы, свидетельствующие о предмете беспокойства. «Фигура Распутина, — считал председатель Комитета по кинематографии при Совете министров СССР А. В. Романов, — несмотря на всю ее отталкивающую сущность, в некоторых эпизодах сценария вдруг приобретает черты, позволяющие допустить мысль о том, что этот человек в какой-то мере выражает чаяния народа».
«В центре этого произведения поставлена фигура Распутина, трактовка его поступков и действий в отдельных эпизодах дана без необходимой социальной четкости», — к такому выводу пришли заведующий отделом культуры ЦК КПСС И. Черноуцан и заведующий сектором Ф. Ермаш [123]
Съемки фильма начались в августе 1973 года, но несколько раз прерывались.
10 октября 1974 года Климову передали из Госкино перечень поправок для обязательного исполнения. Режиссер сопротивлялся, не все удавалось отстоять. Например, требование убрать Цесаревича исходило от самого Ермаша: «Ты в своем уме? Как мы можем этого мальчика, которого на Западе возвели в ранг святого мученика, показывать? Это же значит — под дых бить. Тогда надо все объяснять, всю историю объяснять: а за что их вообще казнили… а так, мимоходом, нет, не пойдет!..»
Но больше всего страшил начальство момент возможных аллюзий. В картине был эпизод, в котором Вырубова по поводу царского премьера Горемыкина тяжко вздыхала: «О Боже, Боже! В таком возрасте и править такой страной!» Ермаш, уловив намек на кремлевских старцев, сказал Климову: «Умоляю тебя! Умоляю! Вырежи это немедленно, чтобы даже за пределы монтажной не вышло!»
Фильм «Агония» был закончен в чистовой редакции в 1975 году. На экран картину долго не выпускали. Ходили слухи, что кто-то из высшего партийного руководства ее посмотрел и остался недоволен [124].
Известно мнение, датированное 1 августа 1975 года, т. е. уже после всех переработок сценария, председателя КГБ СССР Ю. В. Андропова:
На киностудии «Мосфильм» закончена съемка кинокартины Э. Климова «Агония» по сценарию С. Лунгина и И. Нусинова, в которой показан «распутинский» период Российской империи. По имеющимся в органах безопасности данным, в этой кинокартине искаженно трактуются исторические события того времени, неоправданно большое внимание уделяется показу жизни царской семьи… [125].
В течение трех лет картина лежала без движения. Была полная неопределенность.
В 1978 году фильм вернули Климову на доработку. Позволили что-то доснять, перемонтировать. Воспользовавшись случаем, режиссер кое-что улучшил. Добавил цитату Ленина, снял своего друга Юрия Карякина и Ларису Шепитько в эпизоде. Только-только он успел это сделать, как появилась книга о Распутине «У последней черты» Валентина Пикуля, вслед за чем разразился грандиозный скандал. «Агонию» на экран решили не выпускать.
Пять лет Климову ничего не давали снимать. Только после трагической гибели в автокатастрофе Ларисы Шепитько ему позволили завершить начатую женой картину «Прощание с Матерой».
Но вот появился свет в конце туннеля. Климову было предложено сделать два варианта «Агонии». Один — полный, для заграницы. Другой — усеченный на час, для советского зрителя. Режиссер согласился только на полный вариант.
Вот как это вспоминал сам режиссер [126]:
До сих пор каюсь, что отказался от финала. Это эпизод похорон Распутина. Мне хотелось сделать эту сцену очень строгой. Вот — тело (чучело, разумеется, потому что Петренко после всех потрясений, которые пришлось ему пережить на этих съемках, конечно, не лег бы в гроб). Крупный план, средний. Вот — священник у гроба, который с ненавистью отпевает этого гада. Вот — Царица, Вырубова, Царь, рядом дочери. И стоит мальчик — Цесаревич, которого придерживает, почти прикрывает огромная рука матроса-няньки. А мальчик, он точно из фарфора. Оглядывается, смотрит на отца и вдруг поворачивается на какой-то тревожный звук. И мы видим его профиль, который мог бы быть напечатан потом на всех медалях, монетах. И широкое, заснеженное поле, по которому бегут, надвигаются отовсюду какие-то странные существа: гиганты, карлики, немыслимой красоты юродивые… Выглядывают из-за плеч солдат, держащих строгую цепь. А дальше появляется Царица и с ней Вырубова. Они смотрят в глаза этим людям, ища и не находя нового Распутина.
Так вот этот фрагмент я тоже вырезал. Сам, своими руками! И как Царица подходит к саням и кричит с сильным акцентом: «Ненавижу! Ненавижу эту страну!» Этого в фильме тоже нет.
Прокатная судьба ленты после 1975 года обсуждалась на уровне секретарей ЦК КПСС по крайней мер, еще дважды: в 1979 и 1981 гг. Решением ЦК КПСС от 9 апреля 1981 года «Агонии» был дан «зеленый свет», но лишь для зарубежного зрителя. В 1982 году «Агония» получила престижную премию ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Венеции. С началом перестройки «Агония» была снята с полки и вышла на широкий экран (1985). Пришел и ее час.
Но это был другой вариант. Весьма симптоматичен переход от художественной в первом варианте к историко-хроникальной в окончательной версии подачи материала. Кинокритики отмечают «обильное включение хроники и сцен, снятых под документальное кино». Все это опять-таки должно было заставить зрителя поверить в «правду», предложенную авторами. И главное: к восприятию ленты Климова советский зритель был подготовлен романом Пикуля и книгой Касвинова.
Разумеется, и тогда, когда не было напечатано еще ни одной правдивой строчки о Григории Ефимовиче, не все заглотили ядовитую наживку. Известна, например, реакция односельчан Распутина, которым тогда оказали особое внимание. «В день премьеры в знак протеста жители Покровского почти все до одного вышли из зала, не досмотрев ленты и до середины».
В заключение статьи «Затянувшаяся» агония»» С. Фомин пишет, что книги Касвинова, Пикуля и фильм Климова «сыграли сильнейшую роль в формировании сознания советского человека накануне и в первые годы перестройки». По словам доктора исторических наук Ю. А. Буранова, так родился и теперь практически неуничтожим комплекс исторической недостоверности, отравивший общественное сознание.
Будем надеяться, что этот ядовитый дурман все же рассеивается.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Агония
Агония
— Приходилось слышать, что на XIX съезде КПСС (1952) Сталин хотел начать новую кампанию с целью уравнять партию и Советы.— Исключено. Хотя на съезде и была произведена реформа партийного руководства, но Сталин был уже слишком слаб — он с трудом произнёс семиминутную
АГОНИЯ
АГОНИЯ
Радость по случаю убийства их защитника от внешних и внутренних врагов была преждевременна. Более того, она была бы непонятна, если бы мы не учитывали тех изменений, которые, постепенно нарастая, изменяли психологию и стереотип поведения потомков табгачей и
Агония
Агония
Вечером 19 апреля Геббельс выступил по радио по поводу 56-летия Гитлера, «счастливая звезда которого смотрит на него и на нас всех». Геббельс призвал немецкий народ «бросить в лицо врагу не белый флаг, которого враг ожидает, а свастику… Господь отбросит Люцифера, как
Агония инквизиции
Агония инквизиции
Смерть пришла к инквизиции во многом благодаря Наполеону, который в 1808 году в результате интриг и военных действий добился воцарения в Испании своего брата Жозефа. На стороне Наполеона оказались не только чиновники, аристократия и духовенство,
Агония
Агония
Ну и все. Верить в смерть единой Грузии все еще не хотел разве что федеральный центр в лице Константина II. Когда в 1478-м сепаратист Баграт VI ака (в Имерети) Баграт I, наконец, скончался, он, воспользовавшись разногласиями наследника Александра I с князьями Мегрелии,
Агония империи
Агония империи
Прорыв линии Марианских и Каролинских островов открыл американцам прямой путь на Филиппины и в Японию. Первый удар американское командование решило нанести по Филиппинам. Их взятие позволяло Соединенным Штатам перерезать главную морскую коммуникацию
Агония
Агония
«У меня отрубили последнюю нить, связывающую меня с миром». Эти слова, обращенные к своему адъютанту Антонио Урсулай, по мнению многих исследователей, могли бы стать эпиграфом к последнему периоду жизни Франко — он пережил свое «альтер эго» (второе «Я»), как многие
Агония
Агония
Агония Третьего рейха была долгой. Меры по тотальной мобилизации развернулись только осенью 1943 года. Они встретили меньше противодействия со стороны населения, чем можно было ожидать, поскольку проявился тот же феномен, что наблюдался в Англии летом 1940 года.
Агония
Агония
К концу весны 1921 г. махновщина лишилась поддержки середняков. Решающую роль в изменении настроений крестьянства сыграла замена продразверстки продналогом. Отказ от политики «военного коммунизма» и переход к нэпу подорвал социальную базу бандитизма. Армия
АГОНИЯ
АГОНИЯ
Поздней осенью 1944 г. генерал Д. Михаилович оказался в ситуации, когда победа Тито в гражданской войне стала казаться неизбежной. Тито держал под своим контролем восточную часть страны, его партизанские отряды действовали и на еще не освобожденных от немцев
АГОНИЯ
АГОНИЯ
Пока верховники и оппозиционные им конституционалисты истощали силы в противостоянии — принципиально осмысленном, но практически бессистемном и оттого малоплодотворном, их подлинные противники делали свое дело методично и умно.Всего в Москве собрались в эти
Мария Евдокимова… она же — Маруся Климова?
Мария Евдокимова… она же — Маруся Климова?
Но вот на одну претендентку стоит обратить особое внимание. Появление этой «Мурки» относится уже к более поздним временам — к 1926 году. Мария Евдокимова была сотрудницей ленинградской милиции. Молодую девушку удалось успешно
АГОНИЯ
АГОНИЯ
О последних днях Гитлера в бункере написано немало, но, по-моему, гораздо меньше известно о том, что агония фюрера началась намного раньше и продлилась целый год. Началась она 20 июля 1944 года, когда на него было совершено покушение. Заговорщики, генералы и офицеры,
Агония
Агония
О последних днях Гитлера в бункере написано немало, но, по-моему, гораздо меньше известно о том, что агония фюрера началась намного раньше и продлилась целый год. Началась она 20 июля 1944 года, когда на него было совершено покушение. Заговорщики, генералы и офицеры,
Айседора Дункан. Продвижение к свету Ольга Климова
Айседора Дункан. Продвижение к свету
Ольга Климова
Айседора Дункан, чье имя давно стало синонимом танца, родилась в Сан-Франциско27 мая 1878 года. Ее матери, после развода оставшейся одной с четырьмя детьми, приходилось много работать, поэтому Айседора с ранних лет была