Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
3-го сентября 1973 года в 18 часов 32 секунды…
…муха из семейства мясных, производящая 14670 взмахов крыльев в минуту,
…села на улице Сен-Венсан на Монмартре.
В ту же секунду на террасе ресторана, в двух шагах от Мулен де Леголетт,
…порывом ветра приподняло скатерть так, что заплясали стаканы.
Однако, никто этого не заметил.
В то же мгновенье на 6-ом этаже в доме №_28 по улице Трюден…
…Эжен Колер, вернувшись с похорон своего лучшего друга Эмиля Мажино,
…стирал в записной книжке его имя.
И в тот же миг сперматозоид, принадлежащий господину Рафаэлю Пулену,
…вырвался на свободу и настиг яйцеклетку,
…принадлежащую госпоже Амандине Пулен, в девичестве Фуэ.
Через 9 месяцев родилась Амели Пулен.
«АМЕЛИ С МОНМАРТРА»
Отец Амели — бывший военврач.
Работает в водолечебнице «Ангиэн Любэ».
Тонкие губы — признак чёрствости.
Рафаэль Пулен не любит писать рядом с другим мужчиной.
Он не любит, когда кто-то презрительно смотрит на его сандалии.
Когда мокрые трусы липнут к телу.
Рафаэль Пулен любит отрывать большие куски обоев.
Выстраивать обувь в ряд и чистить её.
Вытряхивать сумку с инструментами.
И складывать всё на место.
Мать Амели, Амандина Фуэ, учительница, родом из Геньона.
Всегда была натурой неуравновешенной и нервной.
Нервный тик — признак невроза.
Амандина Фуэ не любит, когда от горячей воды морщится кожа на руках.
Когда её касается неприятный человек.
Когда по утрам на щеке отпечаталась подушка.
Амандина Фуэ любит смотреть по телевизору на костюмы фигуристов.
Натирать паркет, весь день ходя в войлочных шлёпанцах.
Вытряхивать сумочку. Чистить её. И складывать всё на место.
Амели 6 лет.
Как и всем девочкам, ей хочется иногда отцовской ласки.
Но он дотрагивается до неё только во время медицинского осмотра раз в месяц.
У девочки во время этой необыкновенной близости начинает усиленно биться сердце.
И отец решает, что у неё врождённый порок.
Из-за этой мнимой болезни Амели не пускают в школу.
Вместо этого с ней дома занимается мать.
Несушки, в сущности, пустые существа.
— Несушки, в сущности…
— Замечательно.
— Сущие пущества.
— Нет!
Лишённая контактов с другими детьми, Амели мучается от нервозности матери…
…и холодности отца и находит прибежище лишь в своём воображаемом мире.
В этом мире грампластинки выпекаются, как блины.
А жена соседа, уже несколько месяцев пребывающая в коме,
…просто решила как следует отоспаться.
А зато потом я смогу не спать весь остаток своей жизни.
Единственного друга Амели зовут Кашалот.
К несчастью, нервозная атмосфера сделала рыбку истеричной, склонной к самоубийству.
Попытки самоубийства Кашалота усиливали материнский стресс, и было принято решение.
Хватит!
Чтобы утешить Амели, мать дарит ей
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
15 лет назад Амели Пулен начала покорять сердца зрителей всего мира. Предлагаем разобраться в ингредиентах, обеспечивших успех картины: современная сказка, поэзия Монмартра, цветокоррекция и музыка Яна Тьерсена
Изначально «Амели» задумывалась режиссером Жан-Пьером Жёне и его частым соавтором сценаристом Гийомом Лораном как романтическая комедия в формате «современной сказки». От жанра была позаимствована сюжетная линия «парень встречает девушку», которую авторы значительно переосмыслили. Скорее девушка встречала парня, да и встреча откладывалась на финал, которому предшествовали хитрые перипетии.
Из концепции сказки родилось постоянное переплетение реального и фантастического. История одинокой парижской официантки, решившей вторгаться в жизни окружающих, дабы менять их к лучшему, с одной стороны, наполнена эпизодами из действительности (например, гибель принцессы Дианы), с другой — сказочными мотивами, произрастающими из специфического взгляда героини на мир. В драматургической структуре можно найти несколько таких мотивов, устойчивых для большинства сказок: отлучка от родительского дома, посредничество между главным героем и второстепенными, волшебное влияние героя на мир и так далее.
Впрочем, и реальные и фантастические элементы были зачастую вдохновлены личным опытом Жёне — с 20 лет он записывал различные впечатлявшие его события, многие из которых вошли в картину. Один из примеров — путешествия садового гнома были подсказаны аналогичной акцией, устроенной в Великобритании в середине 90-х годов.
Третья важная составная фильма помимо сказки и реальности — культурные феномены разных эпох, которыми насыщена истори и которые выполняют важную знаковую функцию. Сосед Амели ежегодно делает по копии «Завтрака гребцов» Ренуара.
Неудачливый писатель Ипполито нам напоминает об образе столь же неудачливого философа Ипполита Терентьева из «Идиота» Достоевского. Но, естественно, особенно устойчивы отсылки к кинематографу. Амели смотрит в кинотеатре «Жюля и Джима» Трюффо и «Отца невесты» Миннелли, а по телевизору (что особенно неожиданно) — советскую «Оборону Царицына» братьев Васильевых.
Драматургия фильма также стала отражением наступившей цифровой эпохи. Авторы оригинально знакомят зрителя с героями по «принципу Интернета» — когда персонаж впервые появляется на экране, мы видим небольшой эпизод о его прошлом или будущем, как если бы мы «кликнули» на него на компьютере. По тому же принципу в картине появляются флэшбеки или мысли героев. Цифровая эра подсказала и постоянное преодоление героями четвертой стены, обостряющее взаимодействие экрана со зрителем.
Ощущение легкости фильма в действительности достигалось полным контролем и согласованностью всех действий группы и актеров. Жёне раскадровал значительную часть картины, на площадке кадры строились в основном по подготовленным материалам. Также почти все реплики воспроизводились актерами без изменений такими, какими они были написаны в сценарии. Единственным исключением стала импровизированная сцена телефонного разговора главных героев в парке. Сценарий за время подготовки пережил несколько драфтов, но основная концепция сохранялась.
Самым крупным изменением, пожалуй, стало происхождение Амели — изначально она должна была иметь английские корни по отцу, поскольку роль писалась на Эмили Уотсон. Однако из-за не слишком хорошего французского и занятости на «Госфорд парке» Роберта Олтмена актриса не смогла поработать у Жёне. Главной претенденткой на ее место вскоре оказалась малоизвестная на тот момент Одри Тоту, а сценарий был переписан под героиню француженку.
Локации и интерьеры: Монмартр и пространство вне времени
Кафе «Две мельницы» сегодня
Хотя Жёне ужасно не любит работать на натуре, большая часть фильма снималась на улицах Парижа. Того требовал материал, в котором мир балансировал на грани реальности и выдумки. Правда, Париж давал чересчур много реальной фактуры, и привнести в его пространство романтическую фантастику оказалось непростой задачей. Например, группе пришлось приложить много усилий, чтобы очистить локации от грязи, мусора и повсеместных граффити. Особенно это касалось съемок на вокзалах: Северном, Восточном и Лионском. Значительная часть действия фильма разворачивается в районе Монмартр: именно здесь находятся продуктовая лавка и кафе «Две мельницы», где работает Амели. Кстати, у Жёне ушел год на то, чтобы добиться разрешения на съемку в последнем — хозяин заведения даже и представить не мог, что его несговорчивость может лишить его тысяч клиентов, для которых после фильма кафе стало культовым местом.
Среди других реальных объектов, которые стали знаковыми благодаря картине: «дом Амели» на улице Труа-Фрер, кинотеатр Studio 28, секс-шоп напротив кабаре «Мулен-Руж», станция метро «Ламарк-Коленкур». В числе знаменитых достопримечательностей, попавших в кадр, можно выделить базилику Сакре-Кёр и канал Сен-Мартен. Одна из немногих непарижских локаций, дом отца Амели, была найдена в муниципалитете Обонн под столицей Франции. Специально для фильма было построено лишь две декорации: квартиры Амели и ее соседа «Стеклянного человека».
Хотя действие истории имеет вполне конкретные хронологические привязки. Авторы стремились создать пространство, которое бы находилось как будто вне времени, поэтому в кадре можно увидеть элементы интерьеров и реквизит разных эпох. Кроме того, отбор деталей оформления диктовался настроением той или иной сцены. Интересно, что к созданию интерьеров Жёне привлекал не только профессиональных художников кино, но и живописцев. Например, картины с собакой и белой птицей, а также лампа в виде антропоморфной свиньи в комнате Амели были специально сделаны немецким художником-сюрреалистом Михаэлем Сова.
Визуальное решение: широкий угол, цифровая цветокоррекция и стилизация
Картины Хауреса Мачадо
«Амели», хоть и наполнен традиционными для визуального стиля Жёне приемами, в фильмографии режиссера стоит особняком, поскольку является, пожалуй, самой светлой его работой. Проявляется это уже в цветовой палитре картины. Она построена на теплых тонах и сочетании трех основных цветов: зеленого, красного и желтого, с редкими вкраплениями синего. По признанию самого Жёне, такое цветовое решение было в значительной степени подсказано полнокровной, страстной и довольно условной живописью бразильского художника Хуареса Мачадо.
Кадры из фильма «Амели»
Яркое цветовое решение с одной стороны позволяет создать атмосферу жанра романтической комедии, с другой — передать обостренное мировосприятие главной героини и подвести действие к той самой границе реальности и сказки.
Кадры из фильма «Амели» с цветокоррекцией (слева) и без неё (справа)
Кстати, характерное яркое цветовое решение фильма было бы вряд ли возможно, если бы «Амели» снималась несколькими годами ранее. Картина стала одной из первых европейских, в которых столь широко использовалась цифровая цветокоррекция.
Субъективность повествования вместе с легкой гротескностью действия задается и с помощью широкоугольной оптики. Большая часть фильма снята линзами 14, 18, 21, 25 и 27-мм, искажающими объекты и тем самым позволяющими создать яркие портреты и дать непривычный взгляд на пространство. Для многочисленных крупных планов каждого актера тестировалась своя оптика. Например, для необходимого отражения образа Одри Тоту подошли только 25 и 27-мм линзы. Добавим, что на крупных планах авторы часто создают приятную для глаза симметричную композицию.
Камера в фильме исключительно подвижна, как бы отражая тем самым переполненный эмоциями и энергией мир Амели. Наблюдая за героями, авторы много используют долли и краны. Своего рода рефреном в фильме служат кадры, в которых камера на рельсах наезжает на героя (обычно для комического эффекта) или делает полуоборот вокруг него (элемент драматизма). Несколько раз авторы обращаются к ручной камере, позволяющей максимально «подключить» нас к персонажам. Самый яркий пример — сцена, в которой Амели ведет слепого по улице, рассказывая ему о том, что видит вокруг. Интересно, что камера не часто находится на привычном уровне глаз, а, как правило, чуть выше или чуть ниже, что также создает эффект необычности восприятия.
Помимо движения Жёне экспериментирует и со скоростью съемки. В фильме есть рапидные сцены, цейтраферные и стоп-кадры, придающие действию энергичный ритм и карнавальную интонацию. Вспомним сцену с фальсификацией письма, снятую статичной камерой с использованием цейтрафера.
Основное действие фильма периодически прерывается флэшбеками или фантазиями Амели, которые выполняются с использованием кадров хроники, черно-белых фильмов или же стилизаций под них. Например, сцена абсурдной выдумки героини о том, почему Нино мог не придти на свидание, смонтирована из старых нуаров, советской документалистики и зарисовок, снятых под новостные репортажи. Отдельно стоит упомянуть трогательную сцену с открывающими титрами, снятую на 8-мм пленку под домашнюю хронику.
Визуальные эффекты
Очарование полуфантастического мира «Амели» было бы не полным без визуальных эффектов. В картине достаточно как очевидных примеров компьютерной графики, так и невидимых. Среди первых можно назвать воображаемого друга, говорящих животных на картинах Сова, охваченного эмоциями слепого, «расплывающуюся» Амели, «подсвеченные» ключ в кармане и сердце в груди. С помощью невидимых эффектов иногда менялось небо, в паре сцен добавлялись синие лампы, а Одри Тоту смогла пускать «блинчики» по воде, чего в действительности актриса делать не умела.
Звук и музыка: фактуры, «закадр» и Ян Тьерсен
Еще одним инструментом создания сказочного экранного пространства служит акустика кадра. Богатую шумовую палитру авторы вновь окрашивают в субъективные тона. Отражая мир Амели, они берут отдельные повседневные фактуры (например, шумы поездов), усиливают их или слегка искажают. Фрагментарно присутствующий закадровый голос вряд ли можно охарактеризовать как типичный голос рассказчика или постороннего комментатора. Скорее он тоже призван придать истории элемент сказительности и юмора. Во многом благодаря нему мы с первых кадров знакомимся с миром Амели – миром маленьких чудес и странностей.
Фильм невозможно представить с каким-либо другим саундтреком, кроме музыки Яна Тьерсена. Однако столь удачная аранжировка появилась почти случайно. Изначально саундтрек фильма, по мысли Жёне, должен был писать английский авангардист и постоянный соратник Питера Гринуэйя Майкл Найман. Но в последний момент режиссер услышал у кого-то из группы один из альбомов Тьерсена. Жёне привлекло смелое сочетание инструментов, вроде пианино, аккордеона, клавесина, банджо, вибрафона, а также общая интонация — меланхоличная и одновременно жизнеутверждающая.
В итоге в фильм вошли как старые композиции Тьерсена, так и специально написанные для фильма. Более того, Жёне дал возможность композитору развить свои эксперименты по поиску звучания, благодаря чему в саундтреке можно услышать такие специфические «инструменты», как печатная машинка или велосипедное колесо. Среди написанных для фильма композиций выделим, пожалуй, лейтмотив «La Valse d’Amelie». Он звучит на протяжении всей картины в нескольких вариациях, каждый раз создавая разное настроение.
Источник
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.
Жми на иконку и подписывайся!
Драматургия: современная сказка, отсылки и «принцип Интернета»
Изначально «Амели» задумывалась режиссером Жан-Пьером Жёне и его частым соавтором сценаристом Гийомом Лораном как романтическая комедия в формате «современной сказки». От жанра была позаимствована сюжетная линия «парень встречает девушку», которую авторы значительно переосмыслили. Скорее девушка встречала парня, да и встреча откладывалась на финал, которому предшествовали хитрые перипетии.
Кадр из фильма «Амели»
Из концепции сказки родилось постоянное переплетение реального и фантастического. История одинокой парижской официантки, решившей вторгаться в жизни окружающих, дабы менять их к лучшему, с одной стороны, наполнена эпизодами из действительности (например, гибель принцессы Дианы), с другой — сказочными мотивами, произрастающими из специфического взгляда героини на мир. В драматургической структуре можно найти несколько таких мотивов, устойчивых для большинства сказок: отлучка от родительского дома, посредничество между главным героем и второстепенными, волшебное влияние героя на мир и так далее.
Кадр из фильма «Амели»
Впрочем, и реальные и фантастические элементы были зачастую вдохновлены личным опытом Жёне — с 20 лет он записывал различные впечатлявшие его события, многие из которых вошли в картину. Один из примеров — путешествия садового гнома были подсказаны аналогичной акцией, устроенной в Великобритании в середине 90-х годов.
Кадр из фильма «Амели»
Третья важная составная фильма помимо сказки и реальности — культурные феномены разных эпох, которыми насыщена история и которые выполняют важную знаковую функцию. Сосед Амели ежегодно делает по копии «Завтрака гребцов» Ренуара. Неудачливый писатель Ипполито нам напоминает об образе столь же неудачливого философа Ипполита Терентьева из «Идиота» Достоевского. Но, естественно, особенно устойчивы отсылки к кинематографу. Амели смотрит в кинотеатре «Жюля и Джима» Трюффо и «Отца невесты» Миннелли, а по телевизору (что особенно неожиданно) — советскую «Оборону Царицына» братьев Васильевых.
Сцена из фильма «Амели»
Драматургия фильма также стала отражением наступившей цифровой эпохи. Авторы оригинально знакомят зрителя с героями по «принципу Интернета» — когда персонаж впервые появляется на экране, мы видим небольшой эпизод о его прошлом или будущем, как если бы мы «кликнули» на него на компьютере. По тому же принципу в картине появляются флэшбеки или мысли героев. Цифровая эра подсказала и постоянное преодоление героями четвертой стены, обостряющее взаимодействие экрана со зрителем.
На съемках фильма «Амели»
Ощущение легкости фильма в действительности достигалось полным контролем и согласованностью всех действий группы и актеров. Жёне раскадровал значительную часть картины, на площадке кадры строились в основном по подготовленным материалам. Также почти все реплики воспроизводились актерами без изменений такими, какими они были написаны в сценарии. Единственным исключением стала импровизированная сцена телефонного разговора главных героев в парке. Сценарий за время подготовки пережил несколько драфтов, но основная концепция сохранялась. Самым крупным изменением, пожалуй, стало происхождение Амели — изначально она должна была иметь английские корни по отцу, поскольку роль писалась на Эмили Уотсон. Однако из-за не слишком хорошего французского и занятости на «Госфорд парке» Роберта Олтмена актриса не смогла поработать у Жёне. Главной претенденткой на ее место вскоре оказалась малоизвестная на тот момент Одри Тоту, а сценарий был переписан под героиню француженку.
Локации и интерьеры: Монмартр и пространство вне времени
Кафе «Две мельницы» сегодня
Хотя Жёне ужасно не любит работать на натуре, большая часть фильма снималась на улицах Парижа. Того требовал материал, в котором мир балансировал на грани реальности и выдумки. Правда, Париж давал чересчур много реальной фактуры, и привнести в его пространство романтическую фантастику оказалось непростой задачей. Например, группе пришлось приложить много усилий, чтобы очистить локации от грязи, мусора и повсеместных граффити. Особенно это касалось съемок на вокзалах: Северном, Восточном и Лионском. Значительная часть действия фильма разворачивается в районе Монмартр: именно здесь находятся продуктовая лавка и кафе «Две мельницы», где работает Амели. Кстати, у Жёне ушел год на то, чтобы добиться разрешения на съемку в последнем — хозяин заведения даже и представить не мог, что его несговорчивость может лишить его тысяч клиентов, для которых после фильма кафе стало культовым местом.
Кадры из фильма «Амели»
Среди других реальных объектов, которые стали знаковыми благодаря картине: «дом Амели» на улице Труа-Фрер, кинотеатр Studio 28, секс-шоп напротив кабаре «Мулен-Руж», станция метро «Ламарк-Коленкур». В числе знаменитых достопримечательностей, попавших в кадр, можно выделить базилику Сакре-Кёр и канал Сен-Мартен. Одна из немногих непарижских локаций, дом отца Амели, была найдена в муниципалитете Обонн под столицей Франции. Специально для фильма было построено лишь две декорации: квартиры Амели и ее соседа «Стеклянного человека».
Кадры из фильма «Амели»
Хотя действие истории имеет вполне конкретные хронологические привязки. Авторы стремились создать пространство, которое бы находилось как будто вне времени, поэтому в кадре можно увидеть элементы интерьеров и реквизит разных эпох. Кроме того, отбор деталей оформления диктовался настроением той или иной сцены. Интересно, что к созданию интерьеров Жёне привлекал не только профессиональных художников кино, но и живописцев. Например, картины с собакой и белой птицей, а также лампа в виде антропоморфной свиньи в комнате Амели были специально сделаны немецким художником-сюрреалистом Михаэлем Сова.
Визуальное решение: широкий угол, цифровая цветокоррекция и стилизация
Картины Хауреса Мачадо
«Амели», хоть и наполнен традиционными для визуального стиля Жёне приемами, в фильмографии режиссера стоит особняком, поскольку является, пожалуй, самой светлой его работой. Проявляется это уже в цветовой палитре картины. Она построена на теплых тонах и сочетании трех основных цветов: зеленого, красного и желтого, с редкими вкраплениями синего. По признанию самого Жёне, такое цветовое решение было в значительной степени подсказано полнокровной, страстной и довольно условной живописью бразильского художника Хуареса Мачадо.
Кадры из фильма «Амели»
Яркое цветовое решение с одной стороны позволяет создать атмосферу жанра романтической комедии, с другой — передать обостренное мировосприятие главной героини и подвести действие к той самой границе реальности и сказки.
Кадры из фильма «Амели» с цветокоррекцией (слева) и без неё (справа)
Кстати, характерное яркое цветовое решение фильма было бы вряд ли возможно, если бы «Амели» снималась несколькими годами ранее. Картина стала одной из первых европейских, в которых столь широко использовалась цифровая цветокоррекция.
Кадр из фильма «Амели»
Субъективность повествования вместе с легкой гротескностью действия задается и с помощью широкоугольной оптики. Большая часть фильма снята линзами 14, 18, 21, 25 и 27-мм, искажающими объекты и тем самым позволяющими создать яркие портреты и дать непривычный взгляд на пространство. Для многочисленных крупных планов каждого актера тестировалась своя оптика. Например, для необходимого отражения образа Одри Тоту подошли только 25 и 27-мм линзы. Добавим, что на крупных планах авторы часто создают приятную для глаза симметричную композицию.
Сцена из фильма «Амели»
Камера в фильме исключительно подвижна, как бы отражая тем самым переполненный эмоциями и энергией мир Амели. Наблюдая за героями, авторы много используют долли и краны. Своего рода рефреном в фильме служат кадры, в которых камера на рельсах наезжает на героя (обычно для комического эффекта) или делает полуоборот вокруг него (элемент драматизма). Несколько раз авторы обращаются к ручной камере, позволяющей максимально «подключить» нас к персонажам. Самый яркий пример — сцена, в которой Амели ведет слепого по улице, рассказывая ему о том, что видит вокруг. Интересно, что камера не часто находится на привычном уровне глаз, а, как правило, чуть выше или чуть ниже, что также создает эффект необычности восприятия.
Сцена из фильма «Амели»
Помимо движения Жёне экспериментирует и со скоростью съемки. В фильме есть рапидные сцены, цейтраферные и стоп-кадры, придающие действию энергичный ритм и карнавальную интонацию. Вспомним сцену с фальсификацией письма, снятую статичной камерой с использованием цейтрафера.
Сцена из фильма «Амели»
Основное действие фильма периодически прерывается флэшбеками или фантазиями Амели, которые выполняются с использованием кадров хроники, черно-белых фильмов или же стилизаций под них. Например, сцена абсурдной выдумки героини о том, почему Нино мог не придти на свидание, смонтирована из старых нуаров, советской документалистики и зарисовок, снятых под новостные репортажи. Отдельно стоит упомянуть трогательную сцену с открывающими титрами, снятую на 8-мм пленку под домашнюю хронику.
Визуальные эффекты
Кадр из фильма «Амели»
Очарование полуфантастического мира «Амели» было бы не полным без визуальных эффектов. В картине достаточно как очевидных примеров компьютерной графики, так и невидимых. Среди первых можно назвать воображаемого друга, говорящих животных на картинах Сова, охваченного эмоциями слепого, «расплывающуюся» Амели, «подсвеченные» ключ в кармане и сердце в груди. С помощью невидимых эффектов иногда менялось небо, в паре сцен добавлялись синие лампы, а Одри Тоту смогла пускать «блинчики» по воде, чего в действительности актриса делать не умела.
Звук и музыка: фактуры, «закадр» и Ян Тьерсен
Сцена из фильма «Амели»
Еще одним инструментом создания сказочного экранного пространства служит акустика кадра. Богатую шумовую палитру авторы вновь окрашивают в субъективные тона. Отражая мир Амели, они берут отдельные повседневные фактуры (например, шумы поездов), усиливают их или слегка искажают. Фрагментарно присутствующий закадровый голос вряд ли можно охарактеризовать как типичный голос рассказчика или постороннего комментатора. Скорее он тоже призван придать истории элемент сказительности и юмора. Во многом благодаря нему мы с первых кадров знакомимся с миром Амели – миром маленьких чудес и странностей.
Фильм невозможно представить с каким-либо другим саундтреком, кроме музыки Яна Тьерсена. Однако столь удачная аранжировка появилась почти случайно. Изначально саундтрек фильма, по мысли Жёне, должен был писать английский авангардист и постоянный соратник Питера Гринуэйя Майкл Найман. Но в последний момент режиссер услышал у кого-то из группы один из альбомов Тьерсена. Жёне привлекло смелое сочетание инструментов, вроде пианино, аккордеона, клавесина, банджо, вибрафона, а также общая интонация — меланхоличная и одновременно жизнеутверждающая. В итоге в фильм вошли как старые композиции Тьерсена, так и специально написанные для фильма. Более того, Жёне дал возможность композитору развить свои эксперименты по поиску звучания, благодаря чему в саундтреке можно услышать такие специфические «инструменты», как печатная машинка или велосипедное колесо. Среди написанных для фильма композиций выделим, пожалуй, лейтмотив «La Valse d’Amelie». Он звучит на протяжении всей картины в нескольких вариациях, каждый раз создавая разное настроение.
Французское кино, которое когда-то с гордостью славилось именами Трюффо и Годара (а сегодня – Франсуа Озона и Жак Одиара), постепенно продолжает размываться. Однако в европейском кинематографе изредка проявляются потоки света, которым удаётся сохранить относительную самобытность в каше голливудского котла. Эмоциональный сюрреализм Жан-Пьера Жёне оживил кино нового века парижской сказкой с очаровательной девушкой, которая посвящает жизнь окружающим. Нам заявляют, что «она изменит вашу жизнь», и это чистая правда.
Режиссёр-визионер Жан-Пьер Жёне щедр, неутомим и бесконечно романтичен, а его фантазийная комедийная драма «Амели» – вечно свежий, сладкий марципанно-макарунный круасан, которому исполнилось вот уже 15 лет. Фильм может казаться наглым, но автор уверен в своём стремлении восторгать и удивлять зрителя. «Амели» неоспоримо появилась из свежего художественного восприятия и чуткого ощущения романтической парижской мифологии.
«Я не хочу снимать голливудское кино» – фраза Жёне, прозвучавшая перед работой над «Чужим 4: Воскрешением», которая показала его как постановщика, стремящегося к редкости и неповторимости. И после отвратительной и крайне неудачной фантастики, Жёне воскрес как представитель авторского кино, словно он принял лекарство и породил нечто светлое и воздушное. «Амели» номинировалась сразу на несколько премий «Оскар», забрала две статуэтки BAFTA, четыре кинопремии «Сезар», четыре статуэтки «Европейской киноакадемии» и «Хрустальный глобус» на фестивале в Карловых Варах. А в настоящее время «Амели» признана одним из лучших фильмов всех времён.
Удивительно, но шедевр Жёне не попал в конкурсную программу Каннского кинофестиваля. Серьёзно? Очень чинные люди, отбирающие картины, фыркнули, пояснив, что кинолента показалась неинтересной, что вызвало немалый спор среди публики. Однако полемические разговоры остались позади, потому что «Амели» не может не вызывать восторга. Французское кино и броское, и капризное, виртуозно изображённое, а главное – показывающее Париж в совершенно разных цветах в буквальном смысле слова: зелёный, красный, синий, жёлтый – радуга. «Амели» полна исключительными кадрами и идеями.
Гигантский успех этой славной картины превратил национальную милашку Одри Тоту в актрису с международным именем. Тоту исполняет роль Амели Пулен, манящей, богемной девушки, работающей в уютном кафе «Две мельницы» на Монмартре. Бледноликая героиня с большими, невинными глазами и тонкими губками радостно маячит на виду у зрителя и парижан, азартно обдумывая, что за добрую шалость она провернёт в следующее мгновение. Своё пышное, яркое и неиссякающее воображение Амели перенесла из детства во взрослую жизнь. Хотим мы или нет, взрослые – постаревшие дети, которые забыли, что они дети. Амели же не стесняется быть ребёнком.
Однажды в квартире девушка случайно находит крохотную коробку безделушек, принадлежавшую ребёнку бывших постояльцев, который, как оказалось, стал одиноким, приунылым дедушкой. Тут Жан-Пьер Жёне красноречиво пересказывает историю об Алисе в Стране чудес. Держа в руках тайник, некогда спрятанный маленьким мальчишкой, Амели отправляется на поиски владельца этого сокровища. «Амели» превращается в коллаж детективных реприз, потому что немного погодя детская игра девушки находит новый поворот – и она уже влюбляется в высокого, застенчивого и скрытного незнакомца Нино Кенконпуа, которого играет режиссёр Матьё Кассовиц. Амели влюбляется в парня так сильно, что в один прекрасный день, когда видит его в своём кафе, она растворяется. Просто-напросто тает и превращается в лужу.
Жан-Пьер Жёне талантливо переводит повседневные события в убедительные, фантастические образы. Сказывается его прошлое мультипликатора. И хотя персонажи остаются схематичными и порой неубедительными, в то время как мораль весьма примитивна, его озорству и благодушию многие могут позавидовать. Своей гуманностью и душевностью режиссёр умеет подхватить настроение сентиментального зрителя.
«Амели» начинается с ряда несвязанных между собой действий. Нам бегло показывают муху, которую давит автомобиль; бокалы, которые магически танцуют на ветру, стоя на белой скатерке; а затем – опечаленного мужчину, вычеркивающего из книги номер телефона своего друга, который только что умер. Под микроскопом сперматозоид внедряется в яйцеклетку, и зритель созерцает рождение и становление Амели. В затейливо смонтированной серии изображений публику суетливо проносят через детство героини. Отец Амели – врач, который не способен к проявлению любовной нежности. Единственный раз, когда он касается Амели – медобследование, поэтому позднее Амели предстаёт перед нами как интроверт, живущий своим умом и мечтами.
Прежде всего авторы знакомят нас с уникальным миром персонажей. И эскизный монтаж иллюстрирует заводное, хулиганское настроение истории и тему добродетели. Жёне превозносит шаловливое проказничанье, простоту и дурачество, если это делает мир лучше… как Амели. Главная идея экстравагантного фильма – человек может превратить свой день или судьбу в чудное путешествие, если сделать нечто благое даже в размахах, не имеющих титанического значения.
Образы в фильме видятся полупролетарскими и, признаться, далеки от понятия «обычные». Здесь люди забавно карикатурны и обладают излишком внутренних слабостей и попросту милых чудачеств: глуповатый, комичный однорукий паренёк Люсьен работает зеленщиком, который уважителен к овощам и фруктам, поэтому из-за своего своеобразия подвергается нападкам грубого бакалейщика. Амели защищает Люсьена, проникая в квартиру его начальника, чтобы провернуть ряд практических шуток и убедить обидчика, будто он сошёл с ума. Тут и пожилой художник, сосед Амели, страдающий от хрупкости костей. Он год за годом рисует одну и ту же картину и никак не может понять и «верно» изобразить на ней девушку. К слову, образ девушки на картине представляется символичным отражением Амели, ибо и её окружение, и зритель не всегда способны понять характер и поступки этой диковинной особы.
Жан-Пьера Жёне и сценариста Гийома Лорана не заботит мир политики и власти. Фильм далёк от деловитых, ответственных смыслов и лозунгов. Что говорить, если история девушки начинается с мелких радостей: запуска руки в мешок с фасолью и треска ломкой сахарной корочки. Тактильность и эмоции. Даже садовый гном отца Амели путешествует по всему миру и отправляет ему фотографии. Или и это проделки непоседливой Амели? С размаху создатели устанавливают главное условие для этой сказки – нет ничего занятнее и забавнее, чем сосредоточиться на сюрреалистичных странствиях Амели, которые вполне предсказуемо сводятся к поиску чистой любви.
Не случайно появление и слепого незнакомца, которого непосредственная Амели проводит через дорогу вдоль оживлённых улиц Парижа, описывая ему суету города. Фрагмент кратко, но доходчиво обобщает задумку Жёне – его комедийная картина иллюстрирует ценность фантазии. Ведь мир Амели – плод её детской привычки обращаться к фантазии как к способу избежать одиночества. Существует несколько причин для любви к этому фильму: игриво-лирическая музыка композитора Яна Тьерсена, которая принесла ему известность и стала культовой для целого поколения; необыкновенная операторская работа Брюно Дельбоннеля, впоследствии поработавшего с Жёне над «Долгой помолвкой», а потом над столь же красочной и не менее причудливой драмой Тима Бертона «Большие глаза»; и живой монтаж Эрве Шнайда, также поучаствовавшего в работе и над другими фильмами Жёне: «Невероятным путешествием мистера Спивета» и «Неудачниками». А также энергичный сюжет и водевильные персонажи, которые переплетаются с наивностью Амели, противостоящей страданиям с надеждой, что всё может и будет меняться к лучшему.
В фильме Париж чист, свободен от гудящих машин и шумных туристов. Действие сосредоточено в скромном кафе, расположенном в центре Монмартра – районе, известном как прибежище художников и писателей. Заметно, что в ленте избегаются признаки глобализации, безвкусные рекламы, забегаловки и места быстрого питания. Даже нищие довольны судьбой, которую несут с достоинством. Когда Амели останавливается на железнодорожной станции, чтобы подать бродяге несколько франков, тот с благодарностью отказывается, говоря, что не работает по воскресеньям. «Амели» – апофеоз поэтической идиллии и национальной ностальгии.
Жан-Пьер Жёне однажды заявил о своём желании освободить французский кинематограф от интеллектуального мусора Новой волны (Nouvelle vague) и туманного французского реализма, которые, по его мнению, плохо написаны, сняты и так же глупы, как сама жизнь. К слову, реализм вернулся во французский кинематограф в 1990-е годы, в основном с такими работами, как «Ненависть» Матьё Кассовица. Однако ведущее влияние последующего поколения, несомненно, оказали работы Жёне: «Деликатесы», «Город потерянных детей» и, конечно, «Амели». Впрочем, стоит предположить, что без Новой волны детище Жёне никогда бы не появилось.
Режиссёры Nouvelle vague исходили из кинематографических традиций классического кино Америки и реализма Италии, производя продуманные и провокационные фильмы, которые иллюстрировали критический взгляд на общество и бросали ему вызов. Жёне, напротив, даёт свой ответ современному человечеству, предлагая отвернуться от политических и социально-экономических разборок, поддаваясь общечеловеческому пацифизму и альтруизму. Так сказать, погрузиться в страну чудес, которой, как мы прекрасно знаем, не было и быть не может в силу человеческого характера. В конце концов, если сравнивать с храбрыми, психодромными фильмами Новой волны, «Амели», несмотря на визуальный фейерверк, юмор и мягкость, кажется идиллическим и довольно конформистским кино.
Жан-Пьер Жёне предлагает взглянуть на жизнь и филантропию как шутовство и благостное путешествие, что делает фильмы вроде «Амели» дико прелестными и лакомыми. Нет страшного трагизма и эпичного героизма. Страдание и всевозможные неудачи показываются в ином свете, где раскрывается красота труда и празднование жизненного опыта. Возможно, публика боится видеть жизнь, какой она есть на самом деле – жуткой и безнадежной. И «Амели» обращается именно к такому зрителю. Жёне относится к нам, как к тому слепому, которого хватает героиня Тоту. Режиссёр берёт зрителя за руку и ставит перед многоцветными деталями, которые захватывает его камера. Это и есть парадигма фильма.
Просмотр картины напоминает сюжетную линию, когда Амели во время просмотра новостей роняет крышку бутылки – она катится по плиточному полу и ударяется о стену, откалывая одну плитку. А позади неё девушка находит коробку старых безделушек. Вот и жизнь – огромная сетка едва понятных причин и следствий. Смежный парафраз «Амели» можно услышать, цитируя фильм Земекиса: «Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадётся». Как обратил внимание Амели хрупкий художник: удача, как Тур де Франс – ждёшь, а она проносится мимо, и нужно поймать момент, чтобы не пропустить. Вместе с тем Жёне игрой изображений, палитрой красок и диковинностью персонажей обнажает замысел ленты – наша жизнь парадоксальна, потому что полна чудес и тайн. И необходимо открыть глаза и прислушаться к чувствам. Либо, как говорится, глаза боятся, а руки делают.
Представьте себе, но фильму «Амели» уже 20 лет, и эта необычная романтическая комедия по-прежнему актуальна. Почему же нам до сих пор так нужны волшебные моменты в нашей жизни?
Итак, два десятилетия назад девушка с парижского Монмартра покорила мир.
Возможно, вас заинтересует: Новый взгляд на Ливию Друзиллу: вся правда о первой императрице Древнего Рима
Амели Пулен, главная героиня четвёртого полнометражного фильма Жан-Пьера Жене, – обычная официантка с необычным воображением, которая любит простые каждодневные жизненные радости. Тем не менее, девушка, у которой было невесёлое детство, часто чувствует себя одинокой и ищет себе друзей-единомышленников.
Амели встречает ряд других чудаков, и даёт зрителю возможность заглянуть в жизнь других людей – и всё это на фоне очаровательного Парижа.
Фильм сразу же покорил сердца зрителей, а впоследствии вдохновил ещё и на создание мюзикла и даже на название недавно открытого вида лягушек.
Что же делает картину «Амели» (правильнее было бы её назвать «Сказочная судьба Амели Пулен») такой культовой и популярной и по сей день?
История создания
Режиссёр Жан-Пьер Жёне сделал себе имя в кино ещё до того, как начал работать над сценарием «Амели».
Его дебютный фильм «Деликатесы» (1991) также приобрёл культовый статус. А его научно-фантастическую картину 1995 года «Город потерянных детей» (с Роном Перлманом в главной роли) номинировали на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.
А вот попытка Жёне покорить Голливуд была уже менее удачной, когда он снял четвёртую часть популярной франшизы «Чужой: Воскрешение» (1997), но получил массу критики.
Планируя съёмки «Амели», режиссёр изначально видел британскую актрису Эмили Уотсон в роли главной героини, но её французский был слабым, да и сама Эмили уже согласилась сниматься в картине «Госфорд-парк» Роберта Альтмана. Жану-Пьеру Жёне пришлось спешно искать другую исполнительницу.
Как-то Жёне заметил на постере французской романтической комедии «Салон красоты «Венера» актрису Одри Тоту. Он пригласил её на пробы и сразу же утвердил на главную роль.
Сейчас уже трудно представить, чтобы Амели играл кто-то другой. Несмотря на свою хрупкую внешность, Амели – энергичная и даже озорная девушка, которая постоянно вызывает вокруг себя какой-то небольшой хаос.
pioner_cinema
После случайного обнаружения в своём доме тайника с жестяной коробкой она клянётся посвятить жизнь тому, чтобы делать других людей счастливыми, хотя на самом деле так она компенсирует своё одиночество.
Амели потеряла мать в детстве и выросла с отцом-затворником, потому она тянется к внешнему миру и хочет обзавестись друзьями.
Город мечтателей
Зрители с удовольствием следят за приключениями Амели в Париже, ярком городе, где всё время бурлит не менее яркая жизнь. Французская столица в фильме напоминает город с туристических открыток, и он отлично подчёркивает жизнерадостность Амели.
Это чувство романтики и повседневной магии прекрасно передаётся музыкой Яна Тьерсена. Его композиции очень эффектно используются для того, чтобы подчеркнуть переменчивое настроение Амели.
Париж же выглядит как город чудаковатых и открытых людей, как нереальное место, где на каждой улице присутствует какая-то неуловимая магия. И если реальный мир более суров, то Жёне и его команда набираются смелости показать добрую и мягкую реальность, где обитают мечтатели и творческие личности.
Когда же Амели остаётся одна в своей квартире, её мир кажется более спокойным, но её одиночество становится очевидным. Это чувство наверняка знакомо любому, кто живёт в городе в окружении людей, но не может выстроить с ними отношения.
И эта проблема ещё более актуальна в период глобальной пандемии, которая вынуждает людей оставаться дома и лишает многих радостей человеческого общения.
Одри Бриссон, играющая главную роль в мюзикле «Амели» в лондонском театре Criterion, считает, что это одна из основных причин, по которой история Амели продолжает привлекать внимание зрителей:
«Мы все пережили более года изоляции, и теперь отсутствие общения и ощущение одиночества стали ещё более острой проблемой. «Амели» – это история о людях, которые страдают от того, что не могут общаться друг с другом, но они учатся раздвигать свои границы и формировать эти связи».
Появление мюзикла
Музыкальная версия «Амели» впервые была представлена в 2015. В 2017 мюзикл появился и на Бродвее, где был очень тепло принят публикой.
После глобальных перемен в лондонском Вест-Энде в 2019 году была запущена новая версия от Майкла Фентимена, и его постановка получила множество положительных отзывов и номинации на три премии Лоренса Оливье и Грэмми.
В мае 2021 «Амели» начали играть в театре Criterion, и этот мюзикл продолжает привлекать зрителей, стремящихся окунуться в маленькую парижскую магию на улицах Лондона.
В нём нет многих моментов из фильма, но мюзикл опирается на исходный материал Жана-Пьера Жёне, хотя сам режиссёр дистанцировался от театральной постановки.
Даже, если Жёне не в восторге от музыкальной версии своего фильма, история Амели продолжает находить отклик у публики. Это фантазийная история, которая предлагает зрителям остановиться в повседневной жизни, чтобы обнаружить в ней моменты тихой магии.
Конечно, есть и те, кто не поддался чарам Амели. В статье для издания LAWeekly кинокритик Манола Даргис назвала фильм «безумным занудством, настаивающим на обожании зрителей, не требуя при этом их интеллекта».
А ещё фильм оказал заметное влияние на район, где происходили его действия. Заведение Café des 2 Moulins на пересечении улиц Лепик и Кошуа на Монмартре стало популярным местом для туристов и фанатов «Амели», а местные жители по сей день извлекают из этого выгоду.
Забавно, но картину не выбрали для Каннского кинофестиваля. Жёне прокомментировал, что президент фестиваля Жиль Жакоб назвал её «неинтересной».
Зато в июле 2021«Амели» наконец-то продемонстрировали в Каннах на специальном юбилейном просмотре на пляже. Сотни фанатов пришли посмотреть фильм под звёздным небом в обстановке, которая казалась такой же романтичной, как и сама история главной героини. Магия Амели Пулен продолжает действовать на зрителей самым таинственным образом.
Кто мог сыграть главную роль, чьи фотографии были в альбоме и что стало с кафе «Две мельницы» после премьеры фильма.
Режиссёр Жан-Пьер Жёне много лет собирал забавные наблюдения за людьми, какие-то случайные сценки и подслушанные диалоги. Именно из них и получился сценарий романтической комедии о странной девушке из кафе «Две мельницы». Женё вплёл эти заметки в сюжет, добавил эпизоды из собственной биографии, распределил между героями свои черты характера, привычки и антипатии и снял почти сказочную парижскую историю.
«Амели», Miramax, Canal+, 2001, реж. Жан-Пьер Жёне
Главную героиню сначала звали Гаранс, но режиссёр переименовал её ради британской актрисы Эмили Уотсон, которой предложил эту роль. Уотсон прошла пробы, но потом отказалась — она с самого начала не горела желанием играть на французском языке, поэтому охотно согласилась другой на проект у себя в Англии. В поисках новой Амели режиссёр наткнулся на афишу фильма с участием неизвестной ему актрисы Одри Тоту, отметил, что девушка похожа на эльфа и понял, что вот так и должна выглядеть героиня «не от мира сего». Для 25-летней Тоту эта роль стала знаковой — мало кто из молодых французских актрис мог похвастаться такой узнаваемостью во всём мире!
«Амели», Miramax, Canal+, 2001, реж. Жан-Пьер Жёне
Все сцены в квартирах и дом, где жила Амели в детстве, снимались в Кёльне. Над фильмом работал немецкий художник Михаэль Сова, чьи работы после премьеры заметно выросли в цене. Сова — иллюстратор детских книжек, поэтому ему легко было придумать воображаемого крокодила, настольную лампу с поросёнком и сюжеты сюрреалистичных картин, которые висели в комнате главной героини.
«Амели», Miramax, Canal+, 2001, реж. Жан-Пьер Жёне
Альбом с неудачными фотографиями, который находит Амели, на самом деле принадлежит писателю Мишелю Фолько. У него странное хобби — он собирает разорванные и выброшенные снимки из кабинок моментального фото и за много лет у него накопилась приличная коллекция. Так как во Франции чтут закон о приватности, который не разрешает использовать изображения людей без их согласия, все фотографии в альбоме заменили на снимки членов съёмочной группы и знакомых режиссёра.
«Амели», Miramax, Canal+, 2001, реж. Жан-Пьер Жёне
Кафе «Две мельницы» существует на самом деле. Оно открылось на Монмартре в 1950-х годах, не раз становилось съёмочной площадкой, но никогда не имело такой популярности, как в год выхода фильма! В «Две мельницы» потоком пошли парижане и туристы, и кафе стало одной из достопримечательностей города. Владельцы даже изменили меню, включив туда десерт «Амели». Так же работает до сих пор и овощной магазин, хозяин которого убрал от входа мешки с фасолью, потому что было слишком много желающих засунуть туда руки, как это делала главная героиня фильма.
«Амели», Miramax, Canal+, 2001, реж. Жан-Пьер Жёне
Путешествие садового гнома — известный европейский розыгрыш 1980-х годов. В фильме была сцена, как Амели передает гнома стюардессе, но на монтаже режиссёр её вырезал, так как смысл западным зрителям был очевиден. Уезжающие в путешествие тайком брали с собой фигурки из палисадников своих друзей, а потом фотографировали их на фоне разных достопримечательностей и отправляли фото владельцам. Правда гном из фильма на самом деле не ездил в Москву и Рим — все его фото сделали на компьютере.
«Амели», Miramax, Canal+, 2001, реж. Жан-Пьер Жёне
Музыку, точно передающую парижскую атмосферу, написал композитор Ян Тьерсен. Саундрек выпустили отдельным альбомом, который возглавил французские чарты и выиграл несколько кинопремий за «Лучшую музыку к фильму». Композиции Тьерсена имели настолько большое значение для восприятия фильма, что досадная ошибка стоила «Амели» приза на Каннском кинофестивале — случайно показали версию без саундрека, и жюри фильм проигнорировало.
«Амели», Miramax, Canal+, 2001, реж. Жан-Пьер Жёне
В 2002 году «Амели» номинировалась на «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке», но статуэтку фильм не получил. Зато в его копилке четыре премии «Сезар», награды от Британской и Испанской киноакадемий и огромная любовь зрителей. Фильм закупили к прокату около сорока стран, при затратах в $ 10 млн он за год собрал почти $ 174 миллиона, а имя Амели стало одним из самых популярных во Франции, США и Японии.