На чтение 6 мин Просмотров 9.8к. Опубликовано 29.02.2020
Содержание
- Бункер (La cara oculta)
- Трейлер
- Описание
- Сюжет
- Смысл фильма «Бункер»
- Отзывы телезрителей
Бункер (La cara oculta)
Дата выпуска | 16 сентября 2011 года |
Страны производства | Испания, Колумбия |
Слоган | «Тебе никогда не откроют дверь» |
Жанр | Детектив, драма, триллер |
Режиссер | Андрес Байс |
Главные роли | Ким Гутьеррес, Клара Лаго, Мартина Гарсия, Марсела Гардеазабель, Хосе Луис Гарсия. |
Время | 92мин/1:32:00 |
Трейлер
Описание
Предлагаем подробное описание фильма Бункер, где показана драматическая история влюбленной пары, переживающей в отношениях кризис. Подозревая избранника в неверности, девушка решает проверить его чувства на прочность. Она придумывает хитроумный план, который поможет ей выяснить, любит ли ее парень на самом деле. Суть необычного эксперимента героини заключается в неожиданном исчезновении. Она хочет собрать вещи, отключить телефон, оставить любимому прощальное видео-сообщение и инсценировать свой внезапный отъезд. В этот момент, когда жених вернется с работы, обнаружит исчезновение возлюбленной и найдет ее последнее послание, девушка будет находиться в секретной комнате дома.
Из-за стеклянной двери она понаблюдает за реакцией парня, проявляющего искренние чувства печали, радости или сожаления. Это позволит ей понять, насколько он дорожит их отношениями и боится ли ее потерять. Тщательно подготовив спланированную аферу и продумав все нюансы, героиня забирает чемоданы и запирается в тайном бункере. Но неожиданно ситуация выходит из-под контроля, и она становится узницей замкнутого пространства. Теперь ей необходимо найти способ выбраться из смертельной ловушки. Но только как, если из-за звукоизоляции комнаты к парню не достучаться и он считает, что она бесследно исчезла?
Сюжет
Сюжет фильма Бункер 2011 основан на трагическом происшествии, с которым столкнулась несчастная героиня. Милая и привлекательная девушка Фабиана живет в столице Колумбии, мечтая о счастливой судьбе. Она надеется повстречать настоящую любовь и выйти замуж за состоятельного человека. Но пока она работает простой официанткой в кафе, где ежедневно обслуживает посетителей. В один из привычных вечеров, Фабиана случайно знакомится с обаятельным и успешным мужчиной. Адриан – знаменитый дирижер оркестра, выступающего в филармонии. Между парой завязывается приятный разговор, но девушка замечает, что новый знакомый немного опечален.
Герой переживает расставание с бывшей избранницей, но чтобы немного отвлечься он приглашает приятельницу в гости. После недолгого знакомства между Фибаиной и Адрианом возникает взаимное притяжение и безудержная страсть. У них стремительно развивается бурный роман. Вскоре пара начинает жить вместе в роскошном загородном особняке. Фабиана не может поверить своему счастью, ведь ей удалось завоевать любовь и внимание завидного жениха. Однако радость героини оказывается недолгой. После переезда она начинает замечать в доме странные явления и ощущать чье-то невидимое присутствие.
В ванной комнате постоянно появляются круги на воде, а из труб канализации раздаются слегка слышные звуки. Фабиана напугана происходящими событиями и пытается во всем разобраться. Но когда на пороге особняке она встречает полицию, которая занимается расследованием бесследного исчезновения невесты Адриана, девушка догадывается, в чем дело. Пропавшая особа стала узницей тайной комнаты, надежно изолированной в доме. В спальне Фабиана находит ключ, а в зеркале обнаруживает потайной замок. С помощью трубопровода пленница бункера, просит новую избранницу Адриана о помощи.
Белен по собственной неосторожности оказалась заперта в изолированном помещении. Одержимая ревностью к жениху, она решила устроить ему проверку и инсценировать собственное исчезновение. Девушка записала прощальное видео-сообщение, собрала все вещи и закрылась в бункере, чтобы посмотреть на реакцию парня, потрясенного новостью о расставании. Но когда пришло время выбираться из комнаты, героиня обнаружила, что случайно потеряла ключ в спальне. С тех пор она находилась в опасной ловушке, наблюдая сквозь стеклянную дверь за жизнью любимого. Теперь ей остается надеяться только на помощь его любовницы.
Однако Фабиана не спешит освобождать узницу. Она решает избавиться от соперницы и оставить ее умирать в бункере. Белен теряет последнюю надежду на спасение и готовится встретить смерть. Но муки совести вынуждают новую поклонницу Адриана освободить пленницу. Концовка фильма Бункер оказывается непредсказуемой. Белен решает отомстить любовнице за равнодушие и любовную связь с женихом. Прикинувшись обездвиженной, она внезапно бьет соперницу по голове и запирает ее в тайной комнате. Вырвавшись на свободу, Белен навсегда покидает пределы города, а Адриан уезжает из дома, который из-за смерти арендодателя будет выставлен на продажу.
Фильм «Бункер» вошел в число самых остросюжетных триллеров 2011 года. Запутанную историю таинственного исчезновения молодой девушки, которая по собственной неосторожности оказалась пленницей тайной комнаты, высокого оценили поклонники драм. Над съемками кинофильма работал колумбийский режиссер – Андрес Байс. В прошлом он был не особо популярен в Голливуде, но психологический триллер принес ему грандиозный успех. Экранизация вошла в рейтинг международного кинопроката, получив положительные отзывы критиков.
На съемочной площадке режиссер-постановщик Андрес Байс также выступал в качестве сценариста. Вместе с помощниками Хатемом Храиче и Артуро Инфанте он работал над сценарием, четко продумывая каждую деталь. Благодаря их совместным усилиям киносъемки прошли успешно, и в результате получился хороший телевизионный проект. После просмотра триллера «Бункер» можно с уверенностью в этом убедиться, ведь написать закрученный сюжет, наполненный интригой и загадкой, способны только талантливые кинематографисты.
Смысл фильма «Бункер»
Смысл фильма Бункер заключается в том, какую высокую цену люди платят за недоверие, которое постепенно перерастает в помешательство. Оно полностью захватывает человеческий разум и губительно влияет на здравый рассудок. Довольно часто людей одолевает ревность, что становится причиной для сомнений и недоверия. Это чувство сводит с ума, не дает покоя и терзает нас изнутри. Справиться с мыслями об измене и предательстве любимого человека, с каждым днем становится гораздо сложнее.
Парам начинает казаться, что вторые половинки больше не испытывают к ним прежнего интереса и любовного притяжения. В попытке выяснить правду и проверить чувства на прочность, люди совершают опрометчивые поступки. Зачастую они не приводят к положительным результатам, а наоборот разрушают счастье и гармонию. Сюжет триллера помогает телезрителям понять, что иногда за необдуманные действия можно поплатиться собственной жизнью.
Отзывы телезрителей
После просмотра драматического фильма Бункер, отзывы со стороны большинства телезрителей оказалась весьма положительными. Поклонники психологических триллеров по достоинству оценили экранизацию, отметив динамичный сюжет и захватывающий ход развития событий. Аудитория также подчеркнула интригу, благодаря которой зрители находятся в напряжении на протяжении всего просмотра. Многим особенно понравилась структура фильма, позволяющая взглянуть по-разному на события, глазами главных героинь. Наш сайт подготовил несколько отзывов телезрителей:
- «Потрясающий фильм с непредсказуемой развязкой, который интригует с самого начала просмотра. Триллер понравился своей оригинальностью и незаурядным сюжетом. Еще не встречала подобных режиссерских работ с непревзойденным сценарием.»
- «Просмотр фильма Бункер оставил массу впечатлений. Особенно поразила женская подлость и эгоизм. Как героиня могла оставить умирать бывшую девушку нового парня, зная, что кроме нее пленницу никто не сможет спасти? А узница, выбравшись на свободу, ради мести заперла ее в бункере. Неужели люди действительно способны на такие жестокие поступки?»
- «Триллер действительно получился психологическим. Очень напряженный и необычный сюжет. Интересно наблюдать за развитием событий и поступками главных героев. Концовка фильма шокировала и получилась неожиданной. Хотелось бы увидеть продолжение истории.»
Исторические картины ограничивались присутствием диктатора на портретах, украшавших стены нацистских учреждений. Изредка режиссеры все-таки отваживались ввести в повествование фигуру Гитлера, но показывали его украдкой – на общем плане, со спины, а то и вовсе одну только руку. Действовало своего рода негласное табу. Лишь однажды оно было нарушено. В 1955 году Георг Вильгельм Пабст поставил фильм «Последний акт» /Letzte Akt, Der/ (1955), посвященный последним 10 дням из жизни Гитлера. Но там он скорее напоминал умалишенного злодея (как и в советском фильме «Падение Берлина» (1950)), нежели реального человека. Да и не могло быть иначе, судя потому, что картина снималась в те годы, когда вся вина за преступления Германии приписывалась одному Гитлеру.
В 2004 году, с выходом в немецкий прокат картины «Падение» («Untergang, Der» – в российском прокате «Бункер»), эта традиция окончательно ушла в прошлое. Впервые кинематографисты решились предъявить на суд публики другого диктатора, не похожего на того истеричного демагога, которого мы привыкли видеть на экране. Немецкий режиссер Оливер Хиршбигель и исполнитель главной роли известный швейцарский актер Бруно Ганц попытались увидеть в образе Гитлера, прежде всего, черты человека, отбросив в сторону формулировки «палач», «дьявол», «безумец».
Действие фильма разворачивается в последние дни существования Третьего рейха, начиная с 20 апреля – 56-го дня рождения его создателя. Один за другим в руины обращаются берлинские дома. Советские войска прорываются к центру города. Нацисты призывают к обороне столицы детей и стариков. Оглушительная стрельба чередуется с короткими мгновениями тишины. В бункере под рейхсканцелярией с тем же ритмом вспышки гнева Гитлера сменяются кратковременным спокойствием, когда кажется, что крах фашизма еще не неизбежен. Окружение диктатора разделилось надвое: одни по-прежнему верны идеям национал-социализма и готовы идти на смерть, другие, понимая неизбежность поражения, пекутся о спасении собственной шкуры. В самом Гитлере уже ничего не осталось от того лидера, за которым не так давно вся нация была готова идти строевым шагом. День за днем, наблюдая, как все его грандиозные планы терпят сокрушительное фиаско, он превратился в жалкого больного старика с дрожащими руками.
«Untergang» с немецкого переводится как «падение» или «закат». Толковать название можно двояко. С одной стороны, обратившись к широкому историческому срезу, картина показывает падение Третьего рейха. С другой, – речь идет о личной трагедии Гитлера – диктатора, переживающего закат своей империи. Оба данных подхода к историческому материалу существуют в тесной взаимосвязи, создавая максимально полную картину финального этапа нацистской Германии.
Авторы фильма взяли на себя нелегкий труд изобразить на экране всю «верхушку» гитлеровского рейха, стремясь не только к портретному, но и психологическому сходству. Удается это не всегда: рядовой зритель не заметит мелькнувших на экране Гиммлера, Бормана и Геринга. Несколько больше внимания уделено личности главного пропагандиста Третьего рейха Йозефа Геббельса: хладнокровный худощавый человек с волчьим взглядом исподлобья, проливающий скупую слезу, когда фюрер просит его оставить Берлин, – вот и все, что рассказывает о нем картина. Выразительны, но также не лишены противоречий и женские образы, особенно не желающая смотреть правде в глаза Ева Браун, преданная своему фюреру до последнего мгновения. Единственная из всех женщин в бункере она как будто вовсе не испытывает страха: всегда одетая со вкусом, отзывчивая и приветливая (так ли – в мемуарах она чаще предстает пустой и истеричной), она счастлива быть рядом со своим возлюбленным (как бы нелепо это ни звучало по отношению к Гитлеру). Остается в памяти и образ Магды Геббельс, воплощающий в себе идеал подлинной арийки: верная жена и любящая мать шестерых детей, собственноручно отправившая их на тот свет. Этот чудовищный поступок в фильме продиктован, как ни парадоксально, гуманными соображениями (вернее было бы говорить о яростном фанатизме, о существовании в виртуальном мире геббельсовской пропаганды): Магда не видит будущего в стране, потерявшей своего правителя. К Гитлеру, перед смертью назвавшему ее лучшей матерью рейха, она относилась как к божеству, что выразительно передает эпизод, в котором фрау Геббельс в последние минуты жизни диктатора на коленях умоляет его покинуть разрушенную столицу. Эти кадры, так же как и эпизод, где немецкие подростки в форме среди руин, дыма и трупов стреляют друг в друга со словами «Хайль, Гитлер», показывают, насколько глубока была вера немцев в Гитлера, которого они почитали не то сверхчеловеком, не то мессией.
Главной же героиней фильма стала молоденькая машинистка Траудль Юнге (Александра Мария Лара), от лица которой ведется повествование. В основу сценария легла книга биографа Гитлера Иоахима Феста «Внутри гитлеровского бункера» и написанные позднее мемуары Юнге, ушедшей из жизни всего три года тому назад. В личные секретари к фюреру она попала, будучи неопытной 22-летней машинисткой с симпатичным личиком. Мысли о политике не слишком отягощают ее юную голову. Ей льстит по-отечески доброе отношение Гитлера, перед которым она, подобно многим приближенным, испытывает восторженный трепет. Когда он заводит речь о самоубийстве, демонстрируя капсулы с мгновенно действующим ядом, она в порыве преданности фюреру просит свою «порцию». Но накануне самоубийства Гитлера, наблюдая за тем, как он ест, по-стариковски согнувшись над тарелкой, она испытывает к нему нескрываемую жалость. Юнге становится свидетелем крушения мифа о всесильном диктаторе. Однако на протяжении фильма героиня не переживает эволюцию. Она всего лишь подчиняется обстоятельствам. Все ее мысли и чувства застилает страх за собственную жизнь. Раскаяние наступает позднее, спустя годы, когда она узнает правду о нацизме, понимая, в какой жестокой игре была замешана. Повествование обрамляется словами бывшего секретаря Гитлера о той вине, которую она испытывает за свой поступок, когда весной 1943-го села в машину, доставившую ее в фюрербункер, после чего на протяжении двух лет служила человеку, отправившему на тот свет миллионы ни в чем неповинных людей.
Новаторство фильма «Падение» заключено именно в образе Гитлера. По мнению авторов, феноменальность его личности в том, что ему удалось околдовать всю Германию, будучи, по своей сути, банальным человеком с банальными слабостями. Работая над ролью, Бруно Ганц прослушивал недавно обнаруженную в архивах финского радио редкую запись 1942 года, в которой фюрер говорит нормальным тоном, не прибегая к характерной для него экзальтации. Актер сумел точно передать австрийский акцент Гитлера и обогатить игру психологическими нюансами. Но в особенности Ганцу удались стихийные перепады настроения, ставшие «визитной карточкой» Гитлера, что запечатлено во всех хроникальных съемках, демонстрирующих ораторские способности «великого диктатора».
Временами персонаж Ганца даже вызывает симпатию. Судя по тому, как ласково он обращается со своей собакой Блонди, какое добродушие выказывает по отношению к обслуживающему персоналу, как нежно обнимает преданную Еву, можно заключить, что Гитлер – человек, обладающий душой и сердцем, что ему не чуждо ничто живое. О своем постижении личности Гитлера Бруно Ганц рассказывал: «Я не стыжусь того, что в отдельные мгновения мог испытывать к нему симпатию. Если зритель, по крайней мере, в некоторых сценах, симпатизирует сыгранному мною монстру, то свою работу актера я выполнил». Вероятно, Ганц работал над образом Гитлера по методу Станиславского, советовавшего для убедительности роли, играя злодеев, находить в них положительные черты. В предыдущие годы актеры, «удостаивавшиеся чести» примерить на себя образ нацистского вождя, в первую очередь, изображали его безумцем, придавая роли карикатурную окраску. Ганц изначально отказался от этого шаблона, по причине чего его работа и спровоцировала оживленную полемику.
Не является ли проявление сочувствия к Гитлеру кощунством? По опросу журнала «Stern», проведенному в Германии накануне премьеры фильма, выяснилось, что около 70% зрителей считают возможным поиск человечности в Гитлере. По прошествии стольких лет пришло время отказаться от стереотипов и взглянуть на виновника трагедии века другими глазами. По словам сценариста и продюсера картины Берндта Айхингера: «Сложившаяся традиция одномерного изображения Гитлера в виде сумасшедшего куда опаснее, ведь это как бы оправдывает всех остальных немцев… Нельзя забывать о том, что он превратил в своих сторонников практически все население страны».
Проблема оправдания немцев, принявших Гитлера и нацизм в результате трагических испытаний 20-х годов – безработицы, голода, инфляции и национального унижения – была особенно актуальна в 50-е годы, когда предпринималась попытка отретушировать недавнюю историю Германии. Сегодня такая трактовка образа Гитлера выглядела бы несовременной и, как следствие, обернулась бы еще более острой критикой. Авторы «Бункера» выразили отношение к истории того поколения, в национальной памяти которого присутствие Гитлера уже не ощущается столь остро, поколения, не заставшего войну.
Однако в фильме, за исключением финальных титров, ни слова не сказано о геноциде евреев и миллионах жертв войны. И это, с одной стороны, вызывает понятное неприятие. С другой, вряд ли авторы могли добавить что-либо новое к традиционному изображению катастрофических последствий войны и ужасов гитлеровского террора. Кроме того, постановщики стремились к максимальной документализации и сознательно ограничили себя почти буквальным воссозданием тех событий, которые по многочисленным описаниям в мемуарах имели место в гитлеровском бункере в апреле 1945 года. По информации, полученной из документов, о холокосте и прочих преступлениях нацизма в бункере Гитлера речи не было. Вопрос, верным ли было такое решение, спорен – не всегда кульминация драмы вбирает в себя сущность этой драмы.
В любом случае, стремясь к максимальному документализму, режиссер достигает цели, что выражается не только в точном соответствии историческим датам, событиям и лицам, но и в попытке оживления хроники, предпринятой авторами в эпизоде, где заметно постаревший диктатор благословляет мальчишек на защиту Берлина. Эта хорошо известная по документальным лентам сцена стала последней съемкой Гитлера, запечатлевшей его в момент крушения Третьего рейха.
Оливер Хиршбигель не стал прибегать к прямому введению хроники в повествование. Исключена и «обратная» перспектива – события глазами тех, кто пережил эти дни за пределами бункера. Из-за этого картина теряет не только в объективности, но и в масштабности. Высокой трагедийной планки лента, увы, не достигла. Но, если предположить, что создатели фильма показали бы падение нацистской Германии как трагедию, это было бы непростительной ошибкой. Поэтому, несмотря на достоверно-сочувственное изображение последних дней Гитлера и его приближенных, «Бункер» не переступает той опасной грани, за которой зло может показаться добром, а преступление – добродетелью.
Картина органично соединяет в себе традиции и попытку нового подхода к теме. В фильме ощутимо и влияние масштабных голливудских лент с характерной для них динамикой действия и постановочным размахом. Авторы «Бункера» не пытаются объяснить феномен нацизма или напомнить немцам о вине поколения 30-х-40-х гг. во Второй мировой войне.
Значение этого фильма в том, что он ставит задачу помочь немцам примириться с реальным прошлым своей страны, в котором миллионы обыкновенных людей под предводительством еще одного обыкновенного человека совершали немыслимые зверства.
From Wikipedia, the free encyclopedia
The Bunker | |
---|---|
Genre | Drama History War |
Based on | The Bunker by James P. O’Donnell |
Written by | John Gay |
Directed by | George Schaefer |
Starring |
|
Music by | Brad Fiedel |
Country of origin | United States |
Original language | English |
Production | |
Executive producer | Bernard Sofronski |
Producers |
|
Cinematography | Jean-Louis Picavet |
Editor | Greyfox |
Running time | 154 minutes |
Production company | Time-Life Productions |
Distributor | Warner Bros. Television Distribution |
Release | |
Original network | CBS |
Picture format | Color |
Audio format | Mono |
Original release | January 27, 1981 |
The Bunker is a 1981 American made-for-television historical war film produced by Time-Life Productions based on the 1975 book The Bunker by James P. O’Donnell.[1]
The film, directed by George Schaefer and adapted for the screen by John Gay, is a dramatisation depicting the events surrounding Adolf Hitler’s last weeks in and around his underground bunker in Berlin before and during the Battle of Berlin. The film stars Anthony Hopkins as Hitler, plus an all star cast including Richard Jordan, Susan Blakely, and Cliff Gorman.
Plot[edit]
The film opens in 1945, with American correspondent James O’Donnell (James Naughton) gaining entry to the Führerbunker by bribing a Soviet sentry with a packet of cigarettes. The film then tells the story of the occupants of the bunker between January and May 1945 as an extended flashback. A number of historical events and the reactions of the bunker’s residents are presented, including the encirclement of Berlin, Hitler’s last meeting with Albert Speer and the attempts by Speer to sabotage Hitler’s scorched earth policy, Speer’s abortive plan to kill Hitler in the bunker, Hitler’s dismissal of Heinz Guderian, Hitler’s firing of Heinrich Himmler and Hermann Goering, the failure of German forces to lift the siege, the murder of the Goebbels children, Hitler’s wedding to Eva Braun, and the suicides of Hitler, Braun and the Goebbels’.
The film ends as groups of survivors are leaving the bunker complex of the Reich Chancellery. The final scene depicts the bunker’s mechanic and final occupant, Hentschel, listening to a radio announcement that Hitler has died fighting. He throws a set of papers at the radio in disgust and the scene dissolves to a series of still images with voiceover explaining the fate of the remaining survivors. The last still image is of Hitler giving a speech during his rise to power, with O’Donnel’s voiceover:
- It was Thomas Hardy who said ‘While much is too strange to be believed, nothing is too strange to have happened.’
The still then comes to life briefly, depicting Hitler giving a political speech. The scene dissolves into the final still image of the ruined bunker as the credits roll.
Production[edit]
The actors’ interpretations of the events differ in ways from the traditional accounts. For example, during the final meeting between Hitler and Albert Speer, Hopkins adopts a sarcastic tone and gestures (including mock applause) that suggest that Hitler was already aware of Speer’s betrayal, even though he uses the exact words recounted by the witnesses.[citation needed] This became a fairly controversial scene due to a perception in some circles that the resemblance to Jesus Christ’s legendary foreseeing of Judas’s betrayal was intentional. These accusations were consistently denied,[by whom?] as were reports regarding a rumoured on-set romance between Piper Laurie (Magda Goebbels) and Cliff Gorman (Joseph Goebbels).
The film shifts the point-of-view character regularly, and characters who are not known to have left their experiences on record often tell the story. Dr. Werner Haase is used in this manner, even though he was never interviewed (having died in late 1950). Likewise, two scenes are written from the viewpoint of Hitler’s cook, Constanze Manziarly, and in one scene, Manziarly actually has a flashback, remembering happier days. However, Manziarly disappeared while escaping from the bunker, so neither O’Donnell nor any other person was able to interview her or get her viewpoint.
The ending is also influenced by O’Donnell’s book and its focus on the bunker itself, ending just as the main surviving characters are leaving the bunker.
Cast[edit]
- Anthony Hopkins as Adolf Hitler
- Richard Jordan as Albert Speer
- Cliff Gorman as Joseph Goebbels
- James Naughton as James P. O’Donnell
- Michel Lonsdale as Martin Bormann
- Piper Laurie as Magda Goebbels
- Susan Blakely as Eva Braun
- Martin Jarvis as Johannes Hentschel
- Michael Kitchen as Rochus Misch
- Robert Austin as Walter Wagner
- Andrew Ray as Otto Günsche
- Yves Brainville as Heinz Guderian
- Michael Culver as Wilhelm Mohnke
- Julian Fellowes as Nicolaus von Below
- Frank Gatliff as Ernst-Günther Schenck
- David Swift as Johann Rattenhuber
- Terrence Hardiman as Hermann Fegelein
- Edward Hardwicke as Dieter Stahl
- Karl Held as Hans Baur
- David King as Hermann Göring
- Sarah Marshall as Traudl Junge
- John Paul as Wilhelm Keitel
- Morris Perry as Werner Haase
- Pam St. Clement as Constanze Manziarly
- John Sharp as Theodor Morell
- Michael Sheard as Heinrich Himmler
- Tony Steedman as Alfred Jodl
- Peggy Frankston as Margarete Speer
In a short scene at the beginning of the film, a younger O’Donnell is played by actor James Naughton. O’Donnell himself provided brief voice-over narrations at the beginning and end of the film.
Anthony Hopkins won an Emmy for his portrayal of Adolf Hitler. Actors on the set claimed his performance was so convincing[by whom?] that those playing German soldiers snapped to attention whenever Hopkins came onto the set, even if he wasn’t in character.
Actors Michael Sheard (Himmler) and Tony Steedman (Jodl) reprised their characters from the 1973 British television film The Death of Adolf Hitler.
Awards[edit]
Won:
- Primetime Emmy Award for Outstanding Lead Actor in a Miniseries or a Movie: Anthony Hopkins
Nominated:
- Primetime Emmy Award for Outstanding Supporting Actress in a Miniseries or a Movie: Piper Laurie
- Primetime Emmy Award for Outstanding Sound Editing for a Miniseries, Movie or a Special
- René Magnol (production mixer)
- Robert L. Harman (re-recording mixer)
- William L. McCaughey (re-recording mixer)
- Howard S. Wollman (re-recording mixer)
See also[edit]
- Downfall, 2004 film
References[edit]
- ^ J. O’Connor, John (January 27, 1981). «TV: ‘Bunker,’ On Hitler’s Last Days». The New York Times.
External links[edit]
- The Bunker at IMDb
From Wikipedia, the free encyclopedia
The Bunker | |
---|---|
Genre | Drama History War |
Based on | The Bunker by James P. O’Donnell |
Written by | John Gay |
Directed by | George Schaefer |
Starring |
|
Music by | Brad Fiedel |
Country of origin | United States |
Original language | English |
Production | |
Executive producer | Bernard Sofronski |
Producers |
|
Cinematography | Jean-Louis Picavet |
Editor | Greyfox |
Running time | 154 minutes |
Production company | Time-Life Productions |
Distributor | Warner Bros. Television Distribution |
Release | |
Original network | CBS |
Picture format | Color |
Audio format | Mono |
Original release | January 27, 1981 |
The Bunker is a 1981 American made-for-television historical war film produced by Time-Life Productions based on the 1975 book The Bunker by James P. O’Donnell.[1]
The film, directed by George Schaefer and adapted for the screen by John Gay, is a dramatisation depicting the events surrounding Adolf Hitler’s last weeks in and around his underground bunker in Berlin before and during the Battle of Berlin. The film stars Anthony Hopkins as Hitler, plus an all star cast including Richard Jordan, Susan Blakely, and Cliff Gorman.
Plot[edit]
The film opens in 1945, with American correspondent James O’Donnell (James Naughton) gaining entry to the Führerbunker by bribing a Soviet sentry with a packet of cigarettes. The film then tells the story of the occupants of the bunker between January and May 1945 as an extended flashback. A number of historical events and the reactions of the bunker’s residents are presented, including the encirclement of Berlin, Hitler’s last meeting with Albert Speer and the attempts by Speer to sabotage Hitler’s scorched earth policy, Speer’s abortive plan to kill Hitler in the bunker, Hitler’s dismissal of Heinz Guderian, Hitler’s firing of Heinrich Himmler and Hermann Goering, the failure of German forces to lift the siege, the murder of the Goebbels children, Hitler’s wedding to Eva Braun, and the suicides of Hitler, Braun and the Goebbels’.
The film ends as groups of survivors are leaving the bunker complex of the Reich Chancellery. The final scene depicts the bunker’s mechanic and final occupant, Hentschel, listening to a radio announcement that Hitler has died fighting. He throws a set of papers at the radio in disgust and the scene dissolves to a series of still images with voiceover explaining the fate of the remaining survivors. The last still image is of Hitler giving a speech during his rise to power, with O’Donnel’s voiceover:
- It was Thomas Hardy who said ‘While much is too strange to be believed, nothing is too strange to have happened.’
The still then comes to life briefly, depicting Hitler giving a political speech. The scene dissolves into the final still image of the ruined bunker as the credits roll.
Production[edit]
The actors’ interpretations of the events differ in ways from the traditional accounts. For example, during the final meeting between Hitler and Albert Speer, Hopkins adopts a sarcastic tone and gestures (including mock applause) that suggest that Hitler was already aware of Speer’s betrayal, even though he uses the exact words recounted by the witnesses.[citation needed] This became a fairly controversial scene due to a perception in some circles that the resemblance to Jesus Christ’s legendary foreseeing of Judas’s betrayal was intentional. These accusations were consistently denied,[by whom?] as were reports regarding a rumoured on-set romance between Piper Laurie (Magda Goebbels) and Cliff Gorman (Joseph Goebbels).
The film shifts the point-of-view character regularly, and characters who are not known to have left their experiences on record often tell the story. Dr. Werner Haase is used in this manner, even though he was never interviewed (having died in late 1950). Likewise, two scenes are written from the viewpoint of Hitler’s cook, Constanze Manziarly, and in one scene, Manziarly actually has a flashback, remembering happier days. However, Manziarly disappeared while escaping from the bunker, so neither O’Donnell nor any other person was able to interview her or get her viewpoint.
The ending is also influenced by O’Donnell’s book and its focus on the bunker itself, ending just as the main surviving characters are leaving the bunker.
Cast[edit]
- Anthony Hopkins as Adolf Hitler
- Richard Jordan as Albert Speer
- Cliff Gorman as Joseph Goebbels
- James Naughton as James P. O’Donnell
- Michel Lonsdale as Martin Bormann
- Piper Laurie as Magda Goebbels
- Susan Blakely as Eva Braun
- Martin Jarvis as Johannes Hentschel
- Michael Kitchen as Rochus Misch
- Robert Austin as Walter Wagner
- Andrew Ray as Otto Günsche
- Yves Brainville as Heinz Guderian
- Michael Culver as Wilhelm Mohnke
- Julian Fellowes as Nicolaus von Below
- Frank Gatliff as Ernst-Günther Schenck
- David Swift as Johann Rattenhuber
- Terrence Hardiman as Hermann Fegelein
- Edward Hardwicke as Dieter Stahl
- Karl Held as Hans Baur
- David King as Hermann Göring
- Sarah Marshall as Traudl Junge
- John Paul as Wilhelm Keitel
- Morris Perry as Werner Haase
- Pam St. Clement as Constanze Manziarly
- John Sharp as Theodor Morell
- Michael Sheard as Heinrich Himmler
- Tony Steedman as Alfred Jodl
- Peggy Frankston as Margarete Speer
In a short scene at the beginning of the film, a younger O’Donnell is played by actor James Naughton. O’Donnell himself provided brief voice-over narrations at the beginning and end of the film.
Anthony Hopkins won an Emmy for his portrayal of Adolf Hitler. Actors on the set claimed his performance was so convincing[by whom?] that those playing German soldiers snapped to attention whenever Hopkins came onto the set, even if he wasn’t in character.
Actors Michael Sheard (Himmler) and Tony Steedman (Jodl) reprised their characters from the 1973 British television film The Death of Adolf Hitler.
Awards[edit]
Won:
- Primetime Emmy Award for Outstanding Lead Actor in a Miniseries or a Movie: Anthony Hopkins
Nominated:
- Primetime Emmy Award for Outstanding Supporting Actress in a Miniseries or a Movie: Piper Laurie
- Primetime Emmy Award for Outstanding Sound Editing for a Miniseries, Movie or a Special
- René Magnol (production mixer)
- Robert L. Harman (re-recording mixer)
- William L. McCaughey (re-recording mixer)
- Howard S. Wollman (re-recording mixer)
See also[edit]
- Downfall, 2004 film
References[edit]
- ^ J. O’Connor, John (January 27, 1981). «TV: ‘Bunker,’ On Hitler’s Last Days». The New York Times.
External links[edit]
- The Bunker at IMDb
- Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Бункер (фильм).
Бункер | |
Der Untergang | |
Жанр |
военный фильм |
---|---|
Режиссёр |
Оливер Хиршбигель |
Продюсер |
Бернд Айхингер |
Автор сценария |
Бернд Айхингер |
В главных ролях |
Бруно Ганц |
Оператор |
Райнер Клаусманн |
Композитор |
Стефан Захариас |
Кинокомпания |
Constantin Film Produktion, Norddeutscher Rundfunk (NDR), Westdeutscher Rundfunk (WDR), Degeto Film, Österreichischer Rundfunk (ORF), EOS Entertainment, Rai Cinemafiction |
Длительность |
150 мин. |
Бюджет |
13,5 млн. € |
Страна |
Германия — Италия — Австрия |
Язык |
немецкий |
Год |
2004 |
IMDb |
ID 0363163 |
«Бу́нкер» («Бункер Гитлера», «Гибель», нем. Der Untergang — закат, крушение) — фильм немецкого режиссёра Оливера Хиршбигеля о последних днях Третьего рейха, основанный на воспоминаниях Траудль Юнге, личного секретаря Адольфа Гитлера, а также на одноимённой книге (Der Untergang) историка Иоахима Феста. Натурные съёмки проводились в Берлине, Мюнхене, а также в России в Санкт-Петербурге в одном из кварталов, где находилось несколько полуразрушенных зданий и облик которого был очень сходен с Берлином 1940-х годов, поскольку застраивался немецкими архитекторами. Номинация на премию «Оскар» в категории лучший фильм года на иностранном языке.
Содержание
- 1 Сюжет
- 2 В ролях
- 3 Награды и номинации
- 3.1 Награды
- 3.2 Номинации
- 4 Съёмки в Санкт-Петербурге
- 5 См. также
- 6 Ссылки
Сюжет
Последние дни Второй мировой войны, Красная армия ведёт бои на ближних подступах к Берлину. Адольф Гитлер со своими соратниками справляет свой последний день рождения, который более напоминает пир во время чумы. Гитлер осознаёт полный крах всей своей жизни. Он утратил контроль над ситуацией. Приказы отдаются впустую, самые грандиозные планы никак не хотят реализовываться. Наверху военный хаос и превращающийся в руины Берлин. Внизу нарастающее отчаяние и чувство бессилия, которое сводится к бесславной и мучительной дилемме: самоубийство или капитуляция. Все попытки организовать контрнаступление разбиваются об истощившиеся ресурсы Рейха: не хватает оружия и боеприпасов, а дивизии вермахта не укомплектованы и наполовину. Многие солдаты, понимая всю безвыходность положения, ищут спасения в алкоголе. Одной из самых патетичных сцен фильма является самоубийство многодетного семейства Гёббельсов: сначала мать Магда отравляет собственных детей, а затем её супруг Йозеф, рейхсминистр народного просвещения, убивает её и сам кончает жизнь самоубийством, застрелившись.
В ролях
Бруно Ганц в роли Гитлера
- Бруно Ганц — Адольф Гитлер
- Александра Мария Лара — Траудль Юнге
- Юлиана Кёлер — Ева Браун
- Коринна Харфаух — Магда Геббельс
- Ульрих Маттес — Йозеф Геббельс
- Хайно Ферш — Альберт Шпеер
- Томас Кречманн — Герман Фегелейн
- Ульрих Нойтен — Генрих Гиммлер
- Анна Тальбах — Ханна Рейч
- Кристиан Беркель — профессор Эрнст-Гюнтер Шенк
- Елизавета Боярская — Эрна (медсестра)
Награды и номинации
Награды
- 2005 — Премия British Independent Film Awards
- Лучший зарубежный фильм
- 2005 — Кинофестиваль в Мар-дель-Плата
- Лучший сценарий — Бернд Айхингер
Номинации
- 2005 — Премия «Оскар»
- Лучший фильм на иностранном языке
- 2004 — Премия European Film Awards
- Лучший актер — Бруно Ганц
- 2005 — Премия German Film Awards
- Лучшая мужская роль — Бруно Ганц
- Лучшая женская роль второго плана — Коринна Харфаух
- Лучшая женская роль второго плана — Юлиана Кёхлер
- 2006 — Премия «Гойя»
- Лучший европейский фильм — Оливер Хиршбигель
- 2005 — Кинофестиваль в Мар-дель-Плата
- Лучший фильм — Оливер Хиршбигель
Съёмки в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге в качестве улиц Берлина 1945-го года снимались:
- Английский проспект
- улица Шкапина
- река Мойка и Почтамтский мост
См. также
- «Гитлер: Последние десять дней»
- Траудль Юнге
- Герда Кристиан
- Фюрербункер
Ссылки
- Официальный американский сайт фильма(англ.)
- «Бункер»(англ.) на сайте Internet Movie Database
- «Бункер»(англ.) на сайте allmovie
Адольф Гитлер |
||
---|---|---|
Политика | Политические убеждения · Выступления · Моя борьба · Второй документ · Политическое завещание Гитлера | |
События | Приход к власти · Третий рейх · Холокост · Вторая мировая война · Смерть | |
Личная жизнь | Дом · Религиозные убеждения · Диета · Болезни · Сексуальная жизнь | |
Восприятие | Книги · В популярной культуре · Победа веры · Триумф воли · Пустое зеркало · Гитлер: Последние десять дней · Значение Гитлера · Макс · Гитлер: восхождение дьявола · Бункер | |
Семья | Ева Браун (жена) · Алоис (отец) · Клара (мать) · Алоис (сводный брат) · Ангела (сводная сестра) · Густав (брат) · Ида (сестра) · Отто (брат) · Эдмунд (брат) · Паула (сестра) · Уильям Патрик (племянник) · Хайнц (племянник) · Гели (племянница) · Блонди (собака) |
Эксперимент • Мой последний фильм • Бункер • Совершенно нормальный еврей • Вторжение
Бункер | |
Der Untergang | |
Жанр |
военный фильм исторический фильм драма |
---|---|
Режиссёр | Оливер Хиршбигель |
Продюсер | Бернд Айхингер |
Автор сценария |
Бернд Айхингер |
В главных ролях |
Бруно Ганц Александра Мария Лара Юлиана Кёлер |
Оператор | Райнер Клаусманн |
Композитор | Стефан Захариас |
Кинокомпания | Constantin Film Produktion, Norddeutscher Rundfunk (NDR), Westdeutscher Rundfunk (WDR), Degeto Film, Österreichischer Rundfunk (ORF), EOS Entertainment, Rai Cinemafiction |
Длительность | 150 мин |
Бюджет | 13,5 млн € |
Страна |
Германия Италия Австрия |
Язык |
немецкий русский |
Год | 2004 |
IMDb | ID 0363163 |
Официальный сайт Официальный сайт |
«Бу́нкер» (нем. Der Untergang — закат, гибель, крушение) — фильм немецкого режиссёра Оливера Хиршбигеля о последних днях Третьего рейха, основанный на воспоминаниях Траудль Юнге, личного секретаря Адольфа Гитлера, а также на одноимённой книге (Der Untergang) историка Иоахима Феста. Натурные съёмки проводились в Берлине, Мюнхене, а также в России в Санкт-Петербурге в одном из кварталов, где находилось несколько полуразрушенных зданий и облик которого был очень схож с Берлином 1940-х годов, поскольку застраивался немецкими архитекторами. Номинировался на премию «Оскар» как «Лучший фильм года на иностранном языке».
Содержание
- 1 Сюжет
- 2 В ролях
- 3 Награды и номинации
- 3.1 Награды
- 3.2 Номинации
- 4 Съёмки в Санкт-Петербурге
- 5 Пародии
- 5.1 Мировые пародии
- 5.2 Пародии в Рунете
- 6 См. также
- 7 Примечания
- 8 Ссылки
Сюжет
Ноябрь 1942 года, Растенбург (Восточная Пруссия). К штаб-квартире Гитлера под охраной солдат СС ведут девушек на встречу с фюрером. Он ищет секретаршу, которой суждено стать Гертрауд Хумпс (Траудль Юнге).
Два с половиной года спустя, 20 апреля 1945 года: Красная армия ведёт бои на ближних подступах к Берлину. Адольф Гитлер со своими соратниками справляет свой последний, 56-ой день рождения, который скорее напоминает пир во время чумы. Гитлер осознаёт полный крах всей своей жизни. Он утратил контроль над ситуацией, советские воины уже на улицах столицы Третьего Рейха, приказы отдаются впустую, самые грандиозные планы не реализованы.
56-й корпус генерала Вейдлинга обороняется недалеко от Зееловских высот, во время артиллерийского налёта генералу звонят из бункера и говорят, что его расстреляют за перенос штаба на запад. После этого генерал едет в фюрербункер и докладывает фюреру о том, что его войска не отступали, а сражаются в 1 км от советских войск. Впечатлённый докладом генерала, Гитлер назначает Вейдлинга командующим обороной Берлина. Наверху военный хаос и превращающийся в руины Берлин. Внизу нарастающее отчаяние и чувство бессилия, которое сводится к бесславной и мучительной дилемме: самоубийство или капитуляция.
Все попытки организовать контрнаступление разбиваются об истощившиеся ресурсы Рейха: не хватает оружия и боеприпасов, а Красная армия уже в 400 метрах от имперской канцелярии. Дивизии вермахта, состоящие уже из солдат фольксштурма и гитлерюгенда, не укомплектованы и наполовину. Многие солдаты, понимая всю безвыходность положения, ищут спасения в алкоголе, самоубийстве или бегстве.
Проконсультировавшись с лечащим врачом, Гитлер и Ева Браун принимают по капсуле с цианистым калием. Фюрер вдобавок к этому стреляется. В бункере полнейший упадок духа. Попытка начальника генерального штаба генерала Кребса капитулировать на немецких условиях отвергается командующим 8-й гвардейской армии 1-го белорусского фронта генерал-полковником В. И. Чуйковым как неприемлемая для советской стороны.
Семейство Геббельсов уходит из жизни: сначала мать Магда отравляет цианистым калием собственных детей, а затем её супруг Йозеф, рейхсминистр народного просвещения и пропаганды, убивает её и сам кончает с собой, застрелившись.
Бункер фюрера больше никому не нужен. Адъютанты Гитлера стреляются, взрывают себя и свои семьи, оставшиеся сжигают тела вождей перед входом в бункер и спешно покидают его, надеясь выбиться к западному фронту и сдаться в плен Союзникам.
Картина заканчивается статистикой Второй мировой войны и послевоенной историей некоторых исторических личностей фильма (Бормана, Гиммлера, Геринга, Миша, Траудль Юнге, Кейтеля, Йодля и других).
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Бруно Ганц | Адольф Гитлер |
Александра Мария Лара | Траудль Юнге |
Андре Хеннеке | бригадефюрер СС Вильгельм Монке |
Юлиана Кёлер | Ева Браун |
Коринна Харфаух | Магда Геббельс |
Ульрих Маттес | Йозеф Геббельс |
Матиас Гнедингер | Герман Геринг |
Хайно Ферх | Альберт Шпеер |
Томас Кречман | Герман Фегелейн |
Гётц Отто | Отто Гюнше |
Анна Тальбах | Ханна Рейч |
Кристиан Беркель | профессор Эрнст-Гюнтер Шенк |
Елизавета Боярская | Эрна (медсестра) |
Елена Дрейден | Инге Домбровски |
Михаэль Мендль[en] | Гельмут Вейдлинг |
Олег Попов | адъютант генерала Вейдлинга |
Юрген Тонкель | Эрих |
Беттина Редлих | Констанция Манциарли |
Михаил Трясоруков | шарфюрер СС Мюллер, адъютант доктора Шенка |
Александр Сластин | маршал Чуйков |
Дмитрий Щербина | советский солдат |
Награды и номинации
Награды
- 2005 — Премия британского независимого кино
- Лучший зарубежный фильм
- 2005 — Кинофестиваль в Мар-дель-Плата
- Лучший сценарий — Бернд Айхингер
Номинации
- 2005 — Премия «Оскар»
- Лучший фильм на иностранном языке
- 2004 — Премия European Film Awards
- Лучший актер — Бруно Ганц
- 2005 — Премия German Film Awards
- Лучшая мужская роль — Бруно Ганц
- Лучшая женская роль второго плана — Коринна Харфаух
- Лучшая женская роль второго плана — Юлиана Кёхлер
- 2006 — Премия «Гойя»
- Лучший европейский фильм — Оливер Хиршбигель
- 2005 — Кинофестиваль в Мар-дель-Плата
- Лучший фильм — Оливер Хиршбигель
Съёмки в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге в качестве улиц Берлина 1945-го года снимались:
- внутренний двор и часть помещений здания по адресу: Московский проспект, 212.
- Английский проспект
- улица Шкапина
- река Мойка и Почтамтский мост
- комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений
- завод Вулкан (съемка во время демонтажных работ, проводимых «Ассоциацией по сносу зданий»)
Пародии
Одна из сцен в фильме, в которой Гитлер пускается в бешеную тираду, понимая, что война проиграна, стала основой для многих вирусных видео. Во многих роликах сохранены оригинальные реплики, и добавлены новые субтитры так, чтобы казалось, что фюрер реагировал на некоторую неудачу в современном мире: в политике, спорте или науке[1].
Мировые пародии
Одна пародия изобразила Гитлера, рассердившегося в ответ на запрет пользования Xbox Live[2]. Именно эта пародия стала известной благодаря большому количеству просмотров на сайте YouTube и широкому освещению на игровых сайтах. К 2010 году было сделано тысячи пародий, включая такие, в которых высказывается недовольство самим созданием пародий[3].
Режиссёр картины, в целом, одобрил пародии, однако студия Constantin Film была возмущена этим, и 21 апреля 2010 года продюсеры начали массовое удаление пародий с YouTube и его аналогов[4]. Однако, с точки зрения Electronic Frontier Foundation, оснований для удаления пародий не было, так как они подпадают под Fair Use и в них нет никакого нарушения[5].
Также пародию на эту сцену можно увидеть в комедийно-фантастическом фильме Железное небо, где подобный приступ гнева случается у политтехнолога и главы предвыборного штаба американского президента Вивиан Вагнер в исполнении актрисы Петы Сержант, когда она узнаёт, что план пиар-компании ещё не готов — жестикуляция и планы лиц собравшихся воспроизводятся очень точно.
Более того, эпизод с гневом пародируется в сатирическом фильме «Он снова здесь», рассказывающем о воскресшем из мёртвых Гитлере. Фильм тоже снят компанией Constantin Film, и в силу этого «Бункер» не раз упоминается в сюжете. Также один из персонажей возмущается, почему на съёмки не пригласили Бруно Ганца.
В 2012 году на YouTube была загружена видеозапись интервью Бруно Ганца, где он якобы высказал свою личную позицию относительно пародирования его персонажа фильма в вирусных видеороликах (однако, вскоре было обнаружено, что субтитры «перевода» не соответствуют тому, о чем говорит актер)[6].
Пародии в Рунете
Самыми популярными стали пародии, связанные с возможным запретом Skype летом 2009 года[7], с закрытием в феврале 2010 года домена torrents.ru[8]. Пародия Андрея Бочарова на тему запрета Skype, где была сделана озвучка, стала известным российским хитом.
См. также
- Траудль Юнге
- Герда Кристиан
- Фюрербункер
Примечания
- ↑ Оригинальное видео с английскими субтитрами
- ↑ The Medium — The Hitler Meme — NYTimes.com
- ↑ Create Your Own Parodies for Downfall and Other Films — NYTimes.com
- ↑ Downfall filmmakers want YouTube to take down Hitler spoofs | Technology | The Guardian
- ↑ YouTube Pulls Hitler ‘Downfall’ Parodies : NPR
- ↑ Bruno Ganz interview about YouTube Downfall Parodies
- ↑ Павел Борисов. Youtube запретил издеваться над Гитлером. Компьютерра Online (26 апреля 2010). Проверено 15 ноября 2011.
- ↑ Игорь Карев. Гитлер delete. Газета.ру (22.04.10). Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.
Ссылки
- Фильм «Бункер» онлайн
- «Бункер» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Бункер (англ.) на сайте allmovie
Жанр: драма, военный, биография, история
Год: 2004
Страна: Германия, Австрия, Италия
Режиссер: Оливер Хиршбигель
Сценарий: Бернд Айхингер, Иоахим Фест, Траудль Юнге
Оператор: Райнер Клаусманн
Кто снимался в фильме «Бункер»: Бруно Ганц, Александра Мария Лара, Коринна Харфух, Ульрих Маттес, Юлиана Кёлер, Хайно Ферх, Кристиан Беркель, Маттиас Хабих, Томас Кречман, Михаэль Мендль
Сюжет фильма «Бункер»
Апрель 1945 года, Вторая мировая война движется к драматической развязке. Советские войска сжимают кольцо вокруг Берлина. Гитлер, его приспешники и обслуживающий персонал прячутся в секретном бункере. Фюрер все еще верит в свою победу. Но ситуация становится безвыходной: ему приходится принимать решение о самоубийстве, поскольку сдаваться живым он не собирается. Те немногие свидетели кончины Гитлера и его режима, вышедшие из бункера живыми, станут единственным источником этой информации.
Интересные факты о фильме «Бункер»:
- В основу сценария легла книга Иоахима Феста «Падение. Гитлер и крах Третьего рейха», написанная в 2002 году.
- Фильм частично снимался в России, в Санкт-Петербурге, поскольку в городе сохранилось множество старых построек, а кинопроизводство стоит значительно дешевле, чем в Европе.
- Актер Бруно Ганц неоднократно отказывался от роли Адольфа Гитлера, но в конце концов ответил согласием. Акцент Гитлера он перенимал от молодого актера родом из той же местности, что и Гитлер.
- В фильме снялась Траудль Юнге, которая действительно была секретарем Адольфа Гитлера. 81-летняя женщина умерла в день премьеры фильма на Берлинском кинофестивале. Таким образом, к моменту выхода картины в живых остался лишь один человек из 37 исторических личностей, о которых рассказывал сценарий — Рохус Миш, бывший курьером, телохранителем и телефонным оператором Гитлера с 1940 года. В 2008 году ему исполнился 91 год. Правда, сам он участие в съемках не принимал.