-
January 10 2013, 15:32
- Кино
- Cancel
Сценарий фильма «Чистилище».
.
.
.
Решил переделать пост про сценарий «Чистилища». Изначально из за того что муторно каждый раз присылать по почте сценарий. И решил его дополнить новыми сведениями.
.
То что данный сценарий «Чистилища» не фейк говорят определенные моменты как например самый примечательный из них упоминаемый в сценарии под «рабочим именем персонажа» снайпер Павел Нарышкин. Павел Нарыжкин — это военнослужащий «Бешеной роты» погибший 24 мая 96г. На Лысой горе у Бамута от пули в горло спасая товарища пулеметчика Сергея «Приста». Об этом Невзоров мог узнать лиш после интервью в Бамуте 26 мая 96г. Как раз через два дня после его гибели. Сомневаюсь, что такие данные смогли бы, где нить раздобыть. Тогда получается небольшое открытие в том что в фильме упоминаются пятеро ребят из «Бешеной роты» просто имя пятого не упоминается в диалогах из за того что фильм оказался сильно урезанным от первоначальной задумки. Прообразами послужили пятеро участников из роты, это: Это Павел Нарышкин, Дим Димыч, он же по Невзоровскому видео называется как «Митрич», а в фильме «Холостяк», Сергей «Кобра», Ефентьев «Гюрза» и Костя «Череп», которого Невзоров назвал в видео и далее в фильме как «Костя Питерский». Так же там и звучат другие имена, самое известное из которых это танкист Игорь Григоращенко. Насчет других имен упоминаемых в сценарии у меня пока что нет сведений. Но они скорее всего так же как и Игорь Григоращенко имели свои прообразы из передачи «Ад».
.
Тот сценарий, что есть у меня, в нем упоминаются: большая сцена на консервном заводе (момент с битьем банок как раз происходит там). И дальнейшее собирание колонны на выручку нашим подразделениям в больничном комплексе. Дальнейшая сцена с расстрелом колонны, которую подставил какой то Русский старичок депутат, правозащитник (сто процентов, это был мразь Сергей Ковалев). Момент когда ГРУшники оторвали у одного Российского офицера усы а затем и пристрелили, за то что он предлагал сдаться в плен, от бессмысленности. Ну и такие откровенно идиотские моменты: как езда Чеченского и Российского танка в нутрии одного из корпусов больницы. И проверка прострелено ли легкое методом закуривания сигареты и выхода дыма из пулевого отверстия в груди.ну и много чего ещё по мелочи, включая удлиненные диалоги.
.
Так же со слов Виктории Матвеевой сыгравшей роль снайперши, фильм должен был быть на много длиннее. Сколько было снято точно, ей не известно, это надо будет спрашивать у самого Невзорова. Но то, что не вошло много в фильм это факт, а сцены с девушками были очень сильно подрезаны и многое не вошло, например такой момент: что: девушек снимали ещё в мирной жизни, когда они были биатлонистками. Кстати этих моментов с гражданки в сценарии нет.
.
Жирным шрифтом я выделил в сценарии моменты и фразы что не вошли в фильм, собственно из за этого он и интересен. Их так много что фильм мог быть длиннее ещё на час минимум, а то и больше.
.
.
Источники:
Военнослужащие разведроты 166 бригады.
Актриса Виктория Матвеева.
Единожды солгавши… «Чистилище», режиссер Александр Невзоров
«Чистилище»
Автор сценария, режиссер и продюсер А.Невзоров
Оператор В.Михальченко
Художник Ю.Пашигорев
Композитор А.Щепелев
Генеральный продюсер Б.Березовский
В ролях: В.Степанов, Д.Нагиев, Р.Жилкин, В.Бурлачко и другие
AGN Company
Россия
1997
К разговору о режиссерском дебюте Александра Невзорова журнал обращается впервые, и тем не менее мы ставим эту подборку в подрубрику «Послесловие». Почему? Во-первых, потому что все слова (в основном нелицеприятные) о фильме уже были высказаны в прессе в марте, сразу же после показа его на ОРТ. Другая — более существенная — причина состоит в том, что именно в дискуссионном «Послесловии» наиболее адекватно может выразить себя редакционная позиция, на этот раз не лишенная серьезных и, наверное, неизбежных внутренних противоречий.
Слишком уж сложен и неоднозначен предмет, которого с обычной своей агрессивностью решился коснуться Невзоров. Слишком много привходящих обстоятельств связано с одиозными фигурами А. Невзорова и его вдохновителя и инвестора Б.Березовского.
Кажется, именно на эти привходящие обстоятельства и откликнулись прежде всего яростные (не менее, чем сам Невзоров) его критики. Иначе просто не объяснить тот девятый вал праведного гнева, который был обрушен на Невзорова, уже давным-давно не существующего ни в одном из актуальных контекстов и сегодня представляющего интерес лишь в весьма далекой от собственно нравственной и художественной проблематики «войне банков» в качестве ставленника Березовского. Не случайно особое разоблачительное усердие проявили публицисты-«онэксимовцы». Не случайно, видимо, и то, что в большей части публикаций о «Чистилище» аналитическую аргументацию решительно потеснили чисто пропагандистские «запрещенные приемы». Вполне уместной, скажем, оказалась негативная оценка картины, которую ни зрители, ни сам пишущий о ней критик в момент публикации еще не видели. Сгодилось и банальное передергивание цитат из Невзорова (вместо «сладости чувства ненависти к войне» — просто «чувство ненависти»), и даже удивительное для либералов и гуманистов стравливание Невзорова с Березовским на почве русско-еврейского антагонизма («…задевать национальные чувства генерального продюсера даже Невзоров не посмеет»). Когда цель оправдывает средства, конечно же, и средства эту цель изобличают.
Косвенно в газетной буре проявилось и то чувство коллективной вины за Чечню, которое сделало саму чеченскую тему в значительной степени табуированной, и прежде всего в сознании демократической общественности, неизбежно разделяющей ответственность за случившееся преступление со своими политическими лидерами. Максимально возможное приближение к теме, не бередящее рану, продемонстрировал С.Бодров в «Кавказском пленнике» — почему и был снисходительно, но обласкан. Что же касается Невзорова, который абсолютно хладнокровно и безжалостно нарушил все «чеченские табу» и проявил абсолютную непочтительность к либерально-демократическим комплексам и травмам, то он, как и следовало ожидать, получил сполна и наотмашь. Но вопрос о реальном значении сделанного Невзоровым сильного жеста, конечно же, экстремистского и связанного в истоке с патриотическим «фундаментализмом», остался открытым. В этой ситуации нам показалось важным не сводить счеты, а предпринять пусть и рискованную на фоне всеобщей демократической ненависти к фильму, но необходимую для нас самих, виноватых, попытку хотя бы приблизительно оценить реальные параметры осуществленного Невзоровым взрыва.
Скажу честно, все, что довелось прочесть о фильме А.Невзорова «Чистилище», не показалось мне убедительным: ах, крови много, кишки на гусеницы мотают — безобразие, нехорошо. Но разве дело в натурализме как таковом? Дело в том, как интерпретированы чеченские события. Ведь Невзоров претендует на предельную достоверность, все снято под документ, едва ли не телерепортаж с места события. Но, как всегда, у него вместо правды факта — домыслы, слухи, непроверенная информация. То есть тот полуфольклорный материал, из которого потом рождаются разного рода мифы. Мне пришлось познакомиться с множеством свидетельств, связанных с чеченской войной, и с той, и с другой стороны, достаточно я увидел и сам, поэтому могу утверждать, что Невзоров в своем фильме безумно далек от происходившего на самом деле. И перед нами вовсе не правда о Чечне, как нас пытается уверить невзоровская инсценировка.
Многое в его фильме противоречит даже здравому смыслу. Ну, какой, скажите, может быть развернутый диалог в эфире между чеченским и российским командирами в ходе тяжелого боя, не прекращающейся перестрелки. Такое ощущение, что война сама по себе, а командиры, которым надо выяснить отношения, сами по себе. Все знают, что радиоперехваты случались частенько, в некоторых подобных разговорах я и сам участвовал, но это не были диалоги в постоянном режиме, они были совсем не похожи на красивые психологические поединки. То же самое и сцена с танкистом: вдруг бой прекращается и чеченский командир начинает, взобравшись на броню российского танка, перекупать танкиста. С точки зрения военной реальности, это абсурд. Чеченцы брали в плен и предлагали сотрудничество, но ведь не так, не во время боя. Возникает подозрение, что Невзоров и боя-то толком не видел и точно так же, как в свое время в Прибалтике, лишь инсценирует свои весьма условные представления о случившемся.
А история с монструозными литовскими снайпершами, которые метят солдатикам в гениталии и затем получают «симметричный» ответ от нашего снайпера-новичка?.. Нечего сказать, красивая, по-невзоровски красивая идея. Но какой может быть обмен точными ударами в ходе беспорядочного, слепого боя, когда своих-то не различают, а не то что кто кому и куда попал. Вообще в основе этого сюжета лежит одно из распространенных пропагандой преданий о «белых колготках». Насколько я знаю, следы «белых колготок» обнаружить в действительности так и не удалось. Единственная и малоправдоподобная история, которую мне довелось прочесть в сводках, гласила, что наемницу-снайпершу взяли в плен, но когда везли ее на вертолете, она так беспримерно нагло себя вела, что команда вертолета выбросила ее за борт. Так что след «белых колготок» был потерян. То же самое и с наемниками, которые, по Невзорову, составляют чуть ли не основу чеченской армии. Не могу утверждать, что наемников вообще не было. Сам я видел только наемников с Украины. Но те два «арабских наемника» из Йемена, которых раскручивала шахраевская пропаганда, оказались представителями коммерческих структур, пытавшимися унести ноги из Чечни, на чем и попались. Во всяком случае, показанный Невзоровым афро-афганский шабаш с отрезанием головы у новобранца в духе жертвоприношения Вуду — чистейший, не имеющий отношения к реальности кровавый балаган. Не говорю уж о том, что послать отрезанную голову в расположение российских войск, привязав ее к заряду гранатомета, мог только человек абсолютно неосведомленный в том, как действует боевая техника.
Теперь вообще о зверствах, которые так нравится смаковать Невзорову. В этом вопросе, и не только в его картине, существует большая путаница. По версии Невзорова, скажем, главные головорезы, конечно же, чеченцы, но наши, как свидетельствует в финале картины полковник, головорезы не хуже чеченцев. В официальных чеченских заявлениях по поводу «Чистилища» говорится, что Невзоров все исказил и нет душегубов хуже, чем русские солдаты, которые вскрывали животы беременным женщинам. Мне кажутся несправедливыми обе версии: и про разнузданный садизм чеченцев, и про русских, которые не уступали даже туркам эпохи резни в Армении.
Поначалу до штурма Грозного никто никого вообще не хотел ни резать, ни убивать. Преобладающее настроение среди солдат и офицеров в первые дни после вступления в Чечню федеральных войсковых соединений было следующим — почти дословно цитирую то, что приходилось слышать: «Депутаты, что вы здесь делаете? Езжайте в Москву. Вы должны быть там, чтобы нас отсюда вывели. Зачем нас сюда пригнали?» Большинство искренне верило, что дело может кончиться без драки! А потом, когда начались боевые действия, ситуация стала меняться. Потому что пошли бомбежки, обстрелы машин на дорогах. Я сам видел разбитую федералами «скорую помощь». Контрактники, ОМОН и прочие спецподразделения почувствовали себя карателями — они повязали на головы залихватские косынки, закатали рукава и стали играть в войну без правил. Бросить гранату во двор, где заведомо полно женщин и детей, проблем уже не составляло. Не говорю уж про рынок в Шали, который разбили с самолета в базарный день. Сотни жертв среди мирного населения. Типичная акция устрашения.
По моей информации, и в допросах с пристрастием федералы были пионерами. Прежде всего это происходило на специальных пунктах проверки. Один из первых таких пунктов появился в Грозном в районе консервного завода, а потом мы видели следы пыток (электроток, собачьи зубы, рваные раны) и у людей, освободившихся из пункта проверки так называемого (в честь бывшего министра) «куликового поля» под Ассиновской. Немало было найдено и массовых захоронений вблизи расположения воинских частей.
Что же касается чеченских зверств, распятий, например, во время боев за Грозный зимой 1994 — 1995 годов, которые описывает Невзоров, то это неправда. Действительно, сообщалось, что чеченцы распяли восемь русских солдат на оконных переплетах дудаевского дворца. Но я сам в это время был во дворце и никаких распятий не видел. Я видел другое: там же во дворце на раненного в грудь российского капитана бросился раненый чеченец и ударил его кинжалом. Но чеченцы не дали убить капитана. Его сразу же увели и положили в другое место. Наверное, были и менее благополучные ситуации, но все-таки не систематические зверства.
Потом, когда война стала затягиваться, долго муссировались слухи о кастрации русских военнопленных, но ни одного достоверного факта я не встречал: либо информация из третьих рук, либо фотографии огнестрельных ранений в область гениталий, что пытались выдать за свидетельство надругательств. Я говорил с главным врачом центрального госпиталя в Моздоке, через который шел основной поток и раненых, и убитых, и он тоже подтвердил: много раз слышал о кастрациях, но сам никогда не видел.
В первые грозненские дни на зверства просто времени не было, некогда даже было трупы убирать. Они валялись на улицах, их грызли кошки и собаки (одно из самых тяжелых моих военных впечатлений), и я прекрасно помню, с каким священным мусульманским ужасом говорили чеченские боевики и командиры о непогребенных русских солдатиках.
Это не значит, что чеченцы не расправлялись с российскими военными без суда и следствия. Еще как, и я видел пленки, на которых и расстреливают в затылок, и перепиливают кинжалом горло, как баранам. Зачитывают при этом какие-то длинные бумаги, приговоры на чеченском языке, но это все равно самосуд, а не казнь. Прежде всего расправлялись с контрактниками, к призывникам до самого конца войны чеченцы относились терпимо, хотя и с презрением. Кроме контрактников ненавидели еще летчиков. Кстати, расстрелянными в Буденновске заложниками были именно летчики. Что тут скажешь, что было, то было. Не бывает в таких стычках безупречной стороны.
Правда о Чечне, увы, лишена той героики, которую пытается что есть мочи выдавить на экране Невзоров. Но его и не интересует правда, его интересуют псевдогероические фантазии, которые выдают в нем обыкновенного труса, вечно завидующего решительным «нашим», настоящим мужчинам, которые всег-да в одиночку справляются с превосходящими силами противника. «Чистилище» свидетельствует об очень незрелом внутреннем мире автора, который, будучи уже достаточно взрослым человеком, все еще, как видно, пребывает в плену пубертальных соблазнов и вожделений. С моей стороны было бы, конечно, нечестно сказать, что в картине Невзорова все сплошь неправда, целенаправленное искажение фактов и подтасовка. С трудом преодолевая омерзение к чеченскому командиру-хирургу, Невзоров дает ему все же произнести историче-ские слова о том, что федеральные войска пришли в чужой дом, что они превратили в руины больницу и им не за что воевать в Чечне, кроме как за невыданную зарплату. Я даже не ожидал услышать такое в фильме Невзорова. Соответствует действительности и то, что армия в Чечне была подставлена и подставлена бездарно. Прав Невзоров и в том, что на преступную, с точки зрения действующей Конституции, войну погнали в основном новобранцев. Я видел огромное количество военных билетов: это были призывники трех-четырехмесячной давности. Бросили в бой едва умеющих стрелять ребят, почти детей. Никогда не забуду парня в госпитале, который, как только я подходил к нему, вцеплялся в руку и не отпускал, как маленький ребенок. И вот этих новобранцев превратили в пушечное мясо. Гибли они в прямом смысле слова бессчетно. Сцена, вызвавшая наибольшее количество возмущенной критики, где танк «хоронит» погибших, а попросту говоря, закапывает их по приказу полковника в землю, не лишена оснований. Конечно, в действительности делалось это, как правило, без невзоровского эпатажа, просто сваливали трупы в общую яму, а место заравнивали, чтобы забыть о нем навсегда. Количество погибших надо было указывать в сводке, а закопали — как будто и вовсе не было.
Но невозможно не видеть, что даже достоверные факты Невзоров использует не для создания объективной картины. Его не интересует подлинная трагедия чеченской независимости, которая стала трагедией именно потому, что разразилась война. Ведь даже во время штурма Грозного проблема независимости Чечни была еще вполне разрешимой. У меня был интересный диалог с одним из дудаевских вице-премьеров, который прекрасно понимал, что маленькая Чечня не может быть в полной мере самостоятельным государством, что она должна сохранять особые отношения со своей бывшей метрополией, и он перечислил пять пунктов, которые определяют совместные с федерацией полномочия: первый — общая армия, второй — общая граница, третий — общая валюта, четвертый — общий внешнеполитический курс, пятый — совместное управление основными отраслями промышленности. «Позвольте! — сказал я. — Что же тогда остается для суверенитета? Волк на зеленом знамени?» «Да, — сказал мой собеседник, — именно это. Это очень важно. Понимаете?»
То, что в тот момент, благоприятнейший, не смогли договориться, тоже трагедия, трагедия молодой российской демократии. Но и она лежит в стороне от невзоровских интересов. Его волнует прежде всего силовой поединок и жаждет он не проявления глубинных причин и следствий, а простого отождествления с победителем данного конкретного боя.
Не случайно, что главная жертва чеченской трагедии — мирное население, причем прежде всего русское население, которому некуда было бежать, если только не чеченские соседи и друзья, вывозившие русских к своим деревенским родственникам, — вообще остается вне поля зрения Невзорова.
Мне кажется, что главная беда фильма «Чистилище» состоит в традиционном невзоровском пафосе, который, подчас вступая даже в очевидное противоречие с экранными событиями, пробивает себе дорогу как некий авторский итог рассказанной истории: да, «наших» подставили, но силы «наши» поистине богатырские, и победить зверей-чеченцев нам нетрудно, стоит только захотеть. Я не почувствовал в фильме ни горечи, ни сожаления, скорее это призыв к реваншу, к тому, чтобы бить чеченцев, но только обученными силами. Как пели омоновцы, недружелюбно провожая нас с федерального фильтропункта: «Закатаем рукава, Чечню развалим на дрова». Вот это по-невзоровски.
Литературная запись Л.К.
У нас на сайте также есть статья про Чистилище как религиозное понятие
Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! |
Пс.136:1-9, эпиграф фильма |
Чистилище — российский фильм о войне в Чечне, снятый в 1997 г. Александром Невзоровым. Фильм по сути продолжает чеченскую тему, начатую Невзоровым еще в документальном фильме «Ад». «Чистилище» известно тем, что в нем присутствует огромное количество сцен насилия и незацензуренная матерная ругань вкупе с весьма неполиткорректной демонстрацией ранних эпизодов Первой Чеченской кампании. Многими фильм считается одним из самых натуралистичных произведений о войне на грани чернухи. Тем не менее, фильм обрел немалую популярность в народе и стал рассадником мемов для отечественного милитаристского сообщества.
Сюжет[править]
Январь 1995 года, Грозный. Новогодний штурм города захлебнулся в обороне чеченских сепаратистов. Российские войска во главе с полковником Суворовым («Сугроб-2») ведут бой с боевиками полевого командира Дукуза Исрапилова за больничный комплекс. Бойцы Суворова обескровлены длительным боем и большими потерями, а из техники у них остался всего один танк под командованием лейтенанта Игоря Григоращенко (позывной «Коробочка-2»). Видя плачевное состояние федералов, чеченцы готовят решающую атаку, чтобы окончательно разгромить силы Суворова. В этот момент к больнице прибывает отряд спецназа ГРУ во главе с «Коброй», который решает попытаться изменить расстановку сил.
Ну, пойдем, повоюем, раз больше некому. |
Кобра-на |
Солдаты Суворова небоеспособны, поэтому спецназовцы объединяют силы с Григоращенко, чтобы прорваться к корпусу, занимаемому чеченцами. В ходе операции «Коробочку» подбивают, лишая подвижности, но бойцы Кобры прорываются внутрь. К подбитому, но не уничтоженному танку Григоращенко выходит сам полевой командир Исрапилов, предлагая Григоращенко перейти на его сторону. Танкист просит дать ему время подумать, но использует данные ему пять минут для того, чтобы обсудить с Коброй план атаки.
Григоращенко совершает героическое самопожертвование, расстреливая из обездвиженного танка занятые боевиками корпуса. Чеченцы несут огромные потери, но в итоге расстреливают танк в упор из гранатометов. Полуживого лейтенанта вытаскивают из подбитой боевой машины и распинают на кресте, выставив его в одно из окон. Тем временем отряд Кобры уничтожает прибалтийских женщин-снайперов, державших под огневым контролем площадь между корпусами.
Боевые порядки боевиков разрушены, и для федералов появляется возможность контратаковать, вдобавок, крест с телом Григоращенко вызывает у российских солдат праведную ярость. Полковник Суворов поднимает оставшихся людей в атаку и отбивает корпуса больницы. Исрапилов ранен и гибнет от руки Кобры, когда адъютант пытается вынести его с поля сражения. Российские солдаты снимают Григоращенко с креста. Фильм заканчивается кадрами уцелевших бойцов, несущих тело геройского танкиста на руках, и надписью о том, что больница вскоре снова была занята чеченскими подразделениями.
Что здесь есть[править]
- Война — это кошмар — педаль в пол. Грязь, кровь, огонь, дым, мат, крики раненых, бесконечный надсадный свист мин и лютая ненависть сторон друг к другу. Атмосферу безысходности усиливают великолепные декорации — грязь вперемешку с кровью, кусками тел и тысячами стреляных гильз на фоне сгоревшей техники. А еще весь хронометраж фильма — это непрерывные боевые действия.
- Чернуха — разумеется. Чеченцы режут головы пленным и половые органы убитым российским солдатам, сами федералы — перепуганные и беспомощные срочники, командование в штабах некомпетентно, и даже героические вроде бы спецназовцы ГРУ не прочь пошарить по карманам убитых врагов на предмет долларов.
- Даже у зла есть стандарты — Исраилов и некоторые из чеченцев смотрят на безобразия афганцев с плохо скрываемым недобрением. Но запретить — нельзя, уйдут.
- Знают именно за это — о, это тот самый фильм, где солдат хоронят танком?
- Триколоры с ракетами — худшие времена российской армии показаны вполне достоверно.
- В Tom Clancy’s Ghost Recon среди визуалов российских солдат есть экипировка Кобры (rs_winter_frad.chr), остальных спецов (rs_winter_gp25.chr) и примкнувшего к ним снайпера (rs_winter_svd.chr)
- Бесславные девяностые — сеттинг, конечно же.
- Бой-баба — злодейский вариант. На стороне чеченцев в качестве снайперов воюют две биатлонистки из Прибалтики.
- Вербальный тик — Кобра-на. Этот персонаж-на очень любит-на добавлять «на» после каждого-на слова-на.
- Верность до конца — Григоращенко. Несмотря ни на что, в критической ситуации остается верным родной стране и офицерской чести, жертвуя собой ради спасения боевых товарищей.
- Герой в распятой позе — педаль в могилу: чеченцы буквально распинают Игоря на кресте. Прототип, оренбургский казак, старший лейтенант Игорь Григорашенко, действительно был командиром танка и погиб в первую кампанию, но от разрыва мины, а не был распят.
- Кармическая справедливость — сцена с прибалтийскими снайпершами. «—Куда им стрелять? — Туда же, куда они нашим парням стреляли»
- Командирский голос — та самая сцена «Коробочка, хорони ребят!». Стали бы танкисты делать то, что они сделали кто смотрел, тот поймёт, не отдай Суворов этот приказ голосом, не терпящим возражений?
- Лечит и калечит — Исрапилов до войны был хирургом в больнице.
- Почему ты отстой — разговор Исрапилова с Григоращенко. Чеченец ещё и пытается склонить танкиста к повороту налево. Не выходит.
Я тебе пришел рассказать, лейтенант, чем мы отличаемся с тобой. Ты пришел ко мне домой, это мой дом. Я здесь дерусь за это небо, за эту землю, за камешек, за каждую травинку. А ты за что дерешься здесь, лейтенант? За то, чтобы по пять месяцев зарплату не получать? Ну, «да» — скажи: «да»! Я перед тобой не буду кривляться. У нас в армии Ичкерии с танкистами сложности. С хорошими танкистами! Соображаешь? |
полевой командир — танкисту |
- Соломенный оппонент был прав — вышеприведенный монолог должен показать моральное торжество Григоращенко над Исрапиловым, но…
- Псих-наёмник — афганские моджахеды в отряде Исрапилова.
Если им запретить резать головы, они заскучают и уйдут.
Исрапилов - Каждый, способный держать оружие — локальный вариант тропа в конце фильма. В последнюю атаку идут все оставшиеся российские солдаты, включая многих раненых.
Я прошу всех, кто может хотя бы шевелиться, разобрать оружие и поддержать атаку. Нас очень мало, нас практически нет. У меня ведь только вы остались, желторотики вы мои чертовы… Встаём, встаём. Встаём!
Суворов - Мы тебя где-то уже видели — дуэт Дмитрия Нагиева, исполнившего роль Дукуза Исрапилова, и Сергея Роста, игравшего танкиста, чуть позже прославился комедийным ситкомом «Осторожно, модерн!». С фитильком — на момент выпуска фильма «ОМ!» шёл уже год с лишним, но на региональном питерском 6 канале (будущий СТС), поэтому в масштабах страны был неизвестен.
- Наёмник — некие англоговорящие негры. Если у афганцев, прибалтиек и боевиков УНА-УНСО ещё просматриваются какие-то личные мотивы ненависти к «русским оккупантам» и их оплата в отряде Исрапилова вполне могла быть чисто символической, то для негров это очередная работа.
- Ой, бл… и Бешеный гнев — реакция Исрапилова на решение, принятое Григоращенко.
- Предательство или смерть? — главарь боевиков предлагает танкистам перейти на их сторону, так как Ичкерии нужны танки, но получает отказ. Когда чеченцы всё же потрошат танк, его командира распинают.
- Прямая линия с врагом — Исрапилов постоянно переговаривается с Суворовым, насмехаясь над ним. Обосновано технической возможностью — «у тебя рация говно, а у меня японский радиосканер».
- Танки — это круто — цитата из фильма вынесена в эпиграф профильной статьи. Танк Т-80БВ под командованием Григоращенко выигрывает бой за больницу, о чем в конце говорит Кобра. «Коробочка-2» настолько крута, что выдерживает продолжительный обстрел из гранатомётов, давая время уничтожить оборону чеченцев, и даже позволяет одному из танкистов пережить самопожертвование.
- Небольшое уточнение: танк держит обстрел из легких РПГ-26, которые для борьбы с основными боевыми танками не предназначены — на что-то можно рассчитывать только при стрельбе в уязвимые места. При применении РПГ-7 боевики одним выстрелом снимают танку гусеницу
- Удар милосердия — экстремальнейший вариант тропа в режиме педаль в земную кору. Удар милосердия в фильме нужен не раненым, а уже мертвым солдатам — Суворов приказывает
закопатьразмолоть в фарш тела погибших на площади бойцов, проехав по ним танковыми гусеницами, чтобы спасти их от осквернения чеченцами. Сцена похорон танком, пожалуй, самая известная в фильме.- Интересно, а что, по мнению сценариста более милосердно — отправить родным, хоть и изуродованный, но с неиллюзорными шансами (!) на опознание труп… Или месиво, которое сгребли лопатой, а то и пустой гроб с похоронкой?
- Спасают здесь не тела убитых, а боевой дух живых. Что там будут думать родные покойников, командира волнует в последнюю очередь. Ибо еще пара таких «шуточек» боевиков — и его солдат можно будет брать голыми руками.
- Здесь скорее просматривается аллегория: танк — война, военная машина, которая перемалывает людей, оставляя после себя месиво, убитых, искалеченных… Причём не только физические, а ещё и психические.
- Все намного проще: про такой случай на войне рассказал глебычу очевидец, вот он и решил воссоздать такую сцену. Но без СПГС в России даже и дома не выходят.
- Всё ещё проще. Никакого очевидца не было. А что касается географического положения автора правки — а с чего вы взяли что он из России. У нас и кроме России стран много где по русски умеют всё.
- Всё, внезапно, не так просто. Невзоров, видимо, действительно общался с кем-то, кто штурмовал Грозный с запада. Там есть два момента, указывающие на это: реальный эпизод с западной окраины, когда офицер крушит банки с соком (ирл бойцы нашли хренову гору этих банок в заброшенном универмаге) и, собственно, тема танка — бронетехника очень активно перемещалась по парку им. Ленина, в том числе по темноте, и тела многих из тех, кто там был убит, раскатало в блин, и эта картина некоторым бойцам хорошо запомнилась. Понятно, что это далеко не то, что показано в фильме, но откуда у эпизода растут ноги, очевидно.
- Всё ещё проще. Никакого очевидца не было. А что касается географического положения автора правки — а с чего вы взяли что он из России. У нас и кроме России стран много где по русски умеют всё.
- Все намного проще: про такой случай на войне рассказал глебычу очевидец, вот он и решил воссоздать такую сцену. Но без СПГС в России даже и дома не выходят.
- Интересно, а что, по мнению сценариста более милосердно — отправить родным, хоть и изуродованный, но с неиллюзорными шансами (!) на опознание труп… Или месиво, которое сгребли лопатой, а то и пустой гроб с похоронкой?
[изменить] Военные фильмы |
|
---|---|
Исторические | 9 рота • Александр Невский • Апокалипсис Сегодня • Балканский рубеж • В бой идут одни «старики» • Грейхаунд • Дайвинг-курорт на Красном море • Дюнкерк • Звезда • Зулусы (Рассвет зулусов) • Иваново детство • Иди и смотри • Когда молчат фанфары • Мост слишком далеко • Отряд • Солдатик • Счастливого рождества, мистер Лоуренс • Падение Чёрного Ястреба • Переход • Подводная лодка • Проверка на дорогах • Пушки острова Наварон • Ремагенский мост • Рядовой Чээрин • Сахара • Спасти рядового Райана • Танк «Клим Ворошилов-2» • Тобол • Фронт • Чапаев • Царство Небесное • Цельнометаллическая оболочка • Чистилище |
Не исторические | 300 спартанцев • Бесславные ублюдки • Мы из будущего • Снайпер |
[изменить] Российское искусство |
|
---|---|
Литература | Астровитянка • Беглецъ. Дневник неизвестного • Беспощадная толерантность (антология) • Будь проклята, Атлантида! • Вейская империя • История Галактики • Меганезия • Огненный след • Пиранья • Приключения Печенюшкина • Роза и Червь • Слово о драконе • Солнце земли Русской • Сфера Великорасы
До 1917: Басурман • Конёк-горбунок • Сивилла — волшебница Кумского грота • Смутное время Авторы: Б. Акунин (Приключения Пелагии • Приключения Эраста Фандорина) • Александр Афанасьев (Бремя Империи • Период распада • Противостояние) • Алексей Иванов (Золото бунта • Ненастье • Общага-на-Крови • Пищеблок • Сердце пармы • Тени тевтонов) • Вера Камша (Отблески Этерны • Хроники Арции) • Сергей Лукьяненко (Дозоры • Искатели неба • Лабиринт отражений • Лорд с планеты Земля • Работа над ошибками • Осенние визиты • Танцы на снегу/Геном) • Юрий Нестеренко (Рассказы и повести • Комбинат • Крылья • Приговор • Чёрная топь • Юбер Аллес) • Генри Лайон Олди • Виктор Пелевин • Ник Перумов (Приключения Молли Блэкуотер • Упорядоченное: Алмазный меч, деревянный меч/Хранитель Мечей/Хроники Хьёрварда) • Юрий Петухов (Звёздная месть • Классификатор пришельцев) • Алексей Пехов (Ветер и Искры • Страж) • Валерий Роньшин • Метавселенная Рудазова • Владимир Сорокин (День опричника) • Макс Фрай МТА (Джордж Локхард • Дем Михайлов • Олег Рыбаченко • Ирина Сыромятникова • Дэн Шорин) |
Пародии, фанфики, сетевая литература |
Арда (Последний кольценосец • Сага про хоббита • Чёрная книга Арды) • Изумрудный город (Сухинов) • Борис Карлов, Незнайка (Остров Голубой Звезды • Снова на Луне) • Первостепь • Таня Гроттер • Юбер аллес |
Кино | 9 рота • Азирис Нуна • Балканский рубеж (с Сербией) • Брат • Ёлки • Все умрут, а я останусь • Всё и сразу! • Дневной представитель • Жетикс (совместно с Киргизией) • Жмурки • Звезда • Зелёный слоник • Костяника. Время лета • Левиафан • Лето • Майор Гром: Чумной Доктор • Мы из будущего • На игре • Ночной/Дневной Дозор • Особенности национальной • Последний уик-энд • Прикосновение • Русское • Сёстры • Солдатик • Стиляги • Тобол • Турист • Хардкор • Чистилище • Ширли-мырли Явления: Кино и немцы • Ремейки советского кино • Российское кино |
Телесериалы | Вампиры средней полосы • Воронины • Грозовые ворота • Дальнобойщики • Домашний арест • Зона • Интерны • Классная школа • Краткий курс счастливой жизни • Крик совы • Кровавая барыня • Кухня • Ликвидация • Лучше, чем люди • Меч • Метод • Моими глазами • Моя прекрасная няня • Обратная сторона Луны • Папины дочки • Перевал Дятлова • Последний министр • Просто представь, что мы знаем • Простые истины • Русский стиль • Спецназ • Убойная сила • Чернобыль: Зона отчуждения • Школа |
Телевидение | Каналы: Карусель • Культура • НТВ • Первый канал/Первая программа ЦТ • Пятый канал • Рен-ТВ • Россия-1/Вторая программа ЦТ • Региональные ГТРК • СТС • ТНТ Передачи: Каламбур • Наша Russia |
Российская мультипликация |
Мультсериалы: Metal Family • Бандитский Петербургер • Бурдашев • Герои Энвелла • Доктор Пси • Летающие Звери • Лунтик • Магазинчик БО • Масяня • Маша и Медведь • Незнайка на Луне • Подозрительная Сова • Сказочный патруль • Снежная Королева: Хранители Чудес • Смешарики (спин-оффы Смешарики. Новые приключения • Смешарики: Пин-Код) • Три кота • Фиксики
Мультфильмы: Белка и Стрелка. Звёздные собаки • Большое путешествие • Новые бременские музыканты • День рождения Алисы • цикл Иван Царевич и Серый волк (Мельница) • Карлик Нос • Наша Маша и Волшебный Орех • Незнайка и Баррабасс • Огонёк-Огниво • трилогия фильмов о Смешариках («Начало» • «Легенда о Золотом Драконе» • «Дежавю») • тетралогия о Снежной Королеве («Снежная Королева» • «Снежная Королева 2: Перезаморозка» • «Снежная Королева 3: Огонь и Лёд» • «Снежная Королева 4: Зазеркалье») • Товарищъ со звёздъ • Три богатыря (Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Шамаханская царица, На дальних берегах, Ход конём, Морской царь, Принцесса Египта, Наследница престола, Конь Юлий) • Первый отряд (российско-канадско-японский) • Чудо-Юдо Студии: Мельница • Пилот |
Музыка | Исполнители: Anacondaz • Catharsis • Louna • Otto Dix • Oxxxymiron • Аквариум • Агата Кристи • Ария • Аффинаж • Браво • Гарик Сукачёв • ДДТ • Дельфин • Звуки Му • Король и Шут • Крематорий • Машина времени • Мельница • Наутилус Помпилиус • Пикник • Оргия Праведников • Сергей Курёхин • Смысловые Галлюцинации • Сектор Газа • Сплин • Тролль гнёт ель • Чайф • Чёрный Кофе • Чёрный Обелиск • Чиж • Эпидемия
Жанры: Авторская песня • Русский рок Отдельные произведения: Горгород |
Видеоигры | Tactical-RPG: Космические рейнджеры
RPG: Аллоды (Проклятые земли) • King’s Bounty (Легенда о рыцаре, Принцесса в доспехах, Воин Севера, Тёмная Сторона) • Игры во вселенной Pathfinder (Pathfinder: Kingmaker, Pathfinder: Wrath of the Righteous) • Sabotain: Break the Rules • Корсары • Партизан • Чёрная книга Прочее: Механоиды • Человеколось |
Интернет-контент | BadComedian • веб-мультсериал School 13 • ст. о/у Гоблин • веб-комикс Восьмой • веб-сериал Внутри Лапенко • веб-комиксы Иван! • веб-комикс Кожа да Кости • веб-комикс Савил и туканокомиксы • веб-комикс Эльф в кедах • Научи хорошему Интерактивный аудиороман Внутренние тени |
Комиксы | Бесобой • Майор Гром • Экслибриум • Moscow Calling |
[изменить] Искусство на военную тематику |
||
---|---|---|
Древний мир. Средневековье | Троянская война (Гомер, «Илиада») • Гражданская война в Англии (Столпы Земли) • Греко-персидские войны (Анабасис • Саламин • 300 спартанцев) • Троецарствие (Одноимённый роман) • Гэмпэй (Повесть о доме Тайра) • Реконкиста («Песнь о моём Сиде» и экранизация • «Песнь о Роланде») • Крестовые походы (Царство Небесное • Medieval II: Total War: Kingdoms (Компания крестоносцев) • Assassin’s Creed I) • Ливонский поход на Русь (Александр Невский • Medieval II: Total War: Kingdoms (Тевтонская компания) • Столетняя война (Проклятые короли • «Thy Majestie», «Jeanne D’Arc» • Бесконечный Мир) • Намбокутё (Повесть о Великом Мире) • Сэнгоку (Игровая серия Total War — Сёгун и Сёгун 2) |
|
Новое время | Тридцатилетняя война (Симплициссимус • Приключения капитана Алатристе • Sabaton, первая половина альбома «Carolus Rex») • Северная война («Полтава» Пушкина • Sabaton, вторая половина Carolus Rex • Тобол) • Семилетняя война (Гардемарины — III) • Американская революция (Сыны свободы) • Наполеоновские войны («Война и мир» (и несколько экранизаций) • Граф Монте-Кристо (завязка) • «Мёртвые души» (вставная новелла «Повесть о капитане Копейкине») • Приключения королевского стрелка Шарпа • Пушкин, «Черногорцы» • М. Лермонтов, «Бородино») • Англо-американская война (Табу) • Гражданская война в США (Wildwood Boys • Джоси Уэйлс — человек вне закона • Хороший, плохой, злой • Рождение Нации) • Англо-бурская война (Капитан Сорвиголова • Р. Киплинг • «Человек с побелевшим лицом»/«Побелевший воин» («Архив Шерлока Холмса») • Оборона Дурацкого брода) | |
Первая мировая война | Киплинг • Похождения бравого солдата Швейка • Тихий Дон • Лоуренс Аравийский • Red Baron • Война в небе – 1917 • Sabaton • Ария • Battlefield 1 | |
Гражданская война в России | Бронепоезд 14-69 • Булгаков («Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных») • Кондуит и Швамбрания • Хождение по мукам • Тихий Дон • Белое солнце пустыни • Достояние республики • Кто заплатит за удачу? • Неуловимые мстители • Свадьба в Малиновке • Свой среди чужих, чужой среди своих • Чапаев • Адъютант его превосходительства • Assassin’s Creed Chronicles: Russia | |
Вторая мировая война и её последствия | Литература: Б. Васильев («А зори здесь тихие…» • «В списках не значился») • Э. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере») • Лев Кассиль («Великое противостояние» • «Улица младшего сына» • «Дорогие мои мальчишки») • В. Линна («Неизвестный солдат») • Б. Полевой («Повесть о настоящем человеке») • «Живые и мёртвые» • М. Шолохов («Судьба человека») • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Я. Пшимановский («Четыре танкиста и собака» (и его экранизация) • Стюарт Слейд («Изо всех сил») • А. Бек «Волоколамское шоссе»
Кино: Экранизации Васильева («А зори здесь тихие…» Ростоцкого) • «Я — русский солдат») • «Баллада о солдате» (спецприз Каннского фестиваля) • «Белорусский вокзал» • «Битва за Севастополь» • «Брестская крепость» • «В бой идут одни «старики»» • «Два бойца» • Звезда • «Иваново детство» • «Иди и смотри» • Когда молчат фанфары • Лабиринт Фавна (последствия Гражданской войны в Испании) • «Летят журавли» (приз Каннского фестиваля) • Мост слишком далеко • Мы из будущего• Отряд • «Парень из нашего города» • Переход (фильм 1979) • «Подвиг разведчика» • Подводная лодка • Проверка на дорогах • Пушки острова Наварон • Ремагенский мост • Рядовой Чээрин • Солдатик • Танк «Клим Ворошилов-2» • Фронт • Бесславные ублюдки • Дюнкерк • Мост через реку Квай • Сахара • Счастливого Рождества, мистер Лоуренс • The Eternal Zero Телесериалы, видеоигры и музыка: «17 мгновений весны» • Братья по оружию • Крик совы • Ликвидация • Тихий шторм • Владимир Высоцкий • Sabaton! • Польская «Маки на Монте-Кассино» • Call of Duty • Партизан |
|
Войны XX века | Корейская война (M.A.S.H) • Война во Вьетнаме (Стивен Кинг, «Сердца в Атлантиде» • Апокалипсис сегодня • Call of Duty: Black Ops • Форрест Гамп • Цельнометаллическая оболочка • We were soldiers • Хранители • Сабатон • Battlefield Vietnam) • Война в Афганистане (Киплинг • Александр Афанасьев (Период распада • Противостояние/Наступление/Силовой вариант • Бремя Империи • Sabaton • Наутилус Помпилиус • ДДТ • 9 рота) • Война в Персидском заливе (Александр Афанасьев, половина книг • Lost • Sabaton) • Война в Сомали (Чёрный Ястреб) • Первая чеченская война (Чистилище • ДДТ) • Вторая чеченская война (Грозовые ворота • Спецназ) • Война в бывшей Югославии (Балканский рубеж) | |
Войны XXI века | Война в Афганистане (с 2001) (Medal of Honor) • Война в Сирии (Сирия: Русская буря) | |
Третья мировая война | 1984 • 451 градус по Фаренгейту и «Марсианские хроники» Р. Бредбери • Период распада • «Красный шторм поднимается» Тома Клэнси • Call of Duty: Modern Warfare • Звёздный путь • Fallout • Red Alert 2 и 3 • Arma 2 • серия Modern Combat • Серия Wargame • «Ария» (и «Мастер»), «Воля и разум» | |
Разное | Operation Flashpoint-ArmA • Капитанская дочка • Мулан • Тарас Бульба | |
Жанры | Военная драма |
Sozercatel 17.01.2006 — 18:33
Интересно, существует ли?
Поиск в инете навёл на одного парня, который сказал, что у него есть непрокатная версия фильма.
После прочтения сценария и просмотра фильма осталось ощущение того, что прокатный вариант — обрезанный вариант более полного фильма.
Сценарий здесь. http://www.dpni.org/forum/viewtopic.php?t=2627
SBV 18.01.2006 — 12:45
На меня прокатный вариант произвёл положительное впечатление. Молодец Невзоров.
Fath 18.01.2006 — 14:11
А по первому, тогда ещё, давно, интересно полную версию показывали?
Sozercatel 18.01.2006 — 14:38
Прокатную.
Sozercatel 18.01.2006 — 22:00
SBV
На меня прокатный вариант произвёл положительное впечатление. Молодец Невзоров.
Фильм считаю лучшим из всех, ибо снят не для извлечения денег.
Почитайте сценарий, после его прочтения становится понятным гораздо большее, чем можно понять при просмотре.
Одна фраза «а где твой горшок» чего стоит.
Потом, при обстреле миномётами в начале, где радист пытается достучаться до миномётчиков, один воин выпускает очередь из ПКМ, по фильму вроде просто так, по сценарию там шла перестрелка.
Снайпер, которого забыли, сначала жгёт свечу, а потом оказывается, что его забыли.
Думается мне, что для показа по тв фильм обрезали.
Fath 20.01.2006 — 14:23
Сняли, конечно, здорово, для такого бюджета, но меня всегда убивали мелочи, которые всю картину портят: гильзы в пулемётной ленте Гюрзы, вид с разных ракурсов и разным увеличением через ПСО-1, духи, мочащие танк из РПГ-27 с расстояния 3-5 метров, и т.п.
Sozercatel 20.01.2006 — 21:00
И взрывы, когда из РПГ хреначат, в 10 метрах от стрелявшего взрывается…
Это кино.
Так надо снять, другой Такой фильм назовите?
_____________________________________________
В общем это первая версия моего поста.
Понимаете, Танкист Был на Самом Деле.
И не один.
Об этом кино.
Drt 24.01.2006 — 16:06
В фильме были разведчики?
четверо которые с 200ми приехали?
Sozercatel 25.01.2006 — 12:27
Трое, ехали к четвёртому.
По сценарию четвёртый — финн, на нём ничего не было, до этого, а Кобра и Холостяк служили в 93 в Альфе.
Костя Питерский секстантов много положил, в общем собрали 60 бойцов ГРУ с косяками и отправили на уничтожение.
Сценарий в ссылке первого поста — там всё подробнее.
Drt 26.01.2006 — 15:01
Sozercatel
Трое, ехали к четвёртому.
По сценарию четвёртый — финн, на нём ничего не было, до этого, а Кобра и Холостяк служили в 93 в Альфе.
Костя Питерский секстантов много положил, в общем собрали 60 бойцов ГРУ с косяками и отправили на уничтожение.
Сценарий в ссылке первого поста — там всё подробнее.
Сценарий я читал,
потому вопрос и задал, что в сценарии читал про разведчиков, а в фильме их не помню, правда фильм я давно смотрел, а сценарий только что прочитал.
Знатоки — подскажите,
в сцене засады танковой колонны, мент-чечен убивает 4мя выстрелами командира головного танка, а что в это время делают остальные члены экипажа?, имеют ли они доступ к командиру? или каждый сидит сам по себе и других членов экипажа не видит?
Партизан 1 12.02.2006 — 14:13
У меня лежит какой-то вариант.
Но я не смотрел.
Чистилище | |
Жанр |
Военный фильм |
---|---|
Режиссёр |
Михаил Ермолов |
Продюсер |
Александр Невзоров |
Автор сценария |
Александр Невзоров |
В главных ролях |
Виктор Степанов |
Оператор |
Виктор Михальченко |
Композитор |
Андрей Щепелев |
Кинокомпания |
ОРТ Видео |
Длительность |
115 мин. |
Страна |
Россия |
Год |
1997 |
IMDb |
ID 0846774 |
«Чисти́лище» — фильм Александра Невзорова о начале первой чеченской войны. Картина снята в натуралистической манере, содержит ряд крайне жестоких сцен насилия. В фильме использованы кадры из документального видео. Не рекомендуется просмотр лицам младше 18 лет, а также лицам с ослабленной психикой.
Генеральным продюсером является Б. А. Березовский.
Сюжет
В центре сюжета фильма — бои за больничный комплекс в Грозном, занятый российскими солдатами во главе с раненым полковником Виталием Суворовым, потерявшим глаз (Виктор Степанов). 4 января 1995 года городская больница в Грозном была окружена. Больницу штурмует группа боевиков во главе с бывшим врачом-хирургом этой больницы Дукузом Исрапиловым (Дмитрий Нагиев). На стороне чеченцев — весь «интернационал»: афганские моджахеды, арабы, негры-наёмники, снайперши из Литвы, наемники из Украины (УНА-УНСО). Между Суворовым и полевым командиром чеченских бандитов ведётся диалог в эфире.
Чтобы взять назад хирургический корпус, который сдали чеченцам, вперёд посылают танк. Его командир (Игорь Григоращенко) должен принять решение: либо погибнуть от рук врагов, либо — предать своих.
Фильм изобилует жёсткими сценами насилия. Всё экранное время занимают интенсивные боевые действия, снятые в псевдодокументальной манере.
В ролях
- Виктор Степанов —Полковник Суворов Виталий Николаевич, начальник штаба 131-й отдельной мотострелковой бригады.
- Дмитрий Нагиев — Дукуз Исрапилов, чеченский полевой командир.
- Иван Ганжа — капитан Иван
- Сергей Титивин (Сергей Рост) — оператор-наводчик орудия танка
- Алексей Гущин — Костя «Питерский», спецназовец ГРУ
- Георгий Антонов — снайпер Паша Нарышкин
- Вячеслав Бурлачко — «Кобра», спецназовец ГРУ
- Константин Бутаев — Ширвани
- Анатолий Федоров
- Александр Баранов
- Владимир Рымига
- Евгений Раков
- Роман Жилкин — лейтенант Игорь Григоращенко, танкист 74 омсбр.
- Ирина Весёлина (Сотскова) — литовская снайперша-наёмница
- Виктория Матвеева — снайперша («белые колготки»)
- Николай Алексеев — Аслан
Съёмочная группа
- Автор сценария — Александр Невзоров
- Режиссёр-постановщик — Александр Невзоров
- Режиссёр — Михаил Ермолов
- Продюсер — Александр Невзоров
- Генеральный продюсер — Борис Березовский
- Главный оператор — Виктор Михальченко
- Художник — Юрий Пашигорев
- Композитор — Андрей Щепелев
- Ассистенты режиссера — Ю. Краснов, Ю. Илариошкина
Съёмки фильма
Фильм снимался под Санкт-Петербургом в Сестрорецке[1] (на территории разрушенной туберкулёзной больницы) и в расположении 63-й гвардейской танковой дивизии[2].
Факты
- В фильме солдаты не раз «проходятся» ругательствами по бездарным действиям командования, а полковник Суворов однажды даёт понять, кто затеял всю эту «возню»: «Хороший б… подарок от российских военкоматов Джохару Дудаеву и лично от Паши Грачёва!» — скажет он, когда речь зайдёт о молодых солдатах.
- МО РФ отказало Невзорову на съёмках в своей поддержке. По словам Невзорова, «они мне выставили счет за всё, что я просил, и там за каждую стреляную гильзу я должен был заплатить… 5 или 6 тысяч рублей! А мне их нужны миллионы, потому что стреляными гильзами засыпано всё в местах ведения боевых действий. Видимо, армия прочла сценарий и осталась недовольна. Поэтому помощь нам оказали Внутренние войска. В массовках снимались солдаты, прошедшие через Чечню»[3].
- Героя Вячеслава Бурлачко (позывной «Кобра») озвучивает октавист Петербургской капеллы Александр Орт, человек с одним из самых низких в мире голосов[4]. Прототипом героя стал майор ГРУ Алексей Ефентьев, позывной «Гюрза»[5].
- Прототипами полковника Суворова и Исрапилова стали соответственно командир 131-й отдельной мотострелковой бригады полковник Иван Савин и Хункар-паша Исрапилов, в январе 1995-го — полевой командир. Прототипом танкиста Игоря Григоращенко стал Игорь Григорашенко, реальный участник штурма Грозного (1994-1995), с которым Невзоров встретился в январе 1995 года во время съёмок своего документального фильма «Ад».
- Во время фильма на автомате Нагиева и на других автоматах и особенно пулеметах (например на ПК героя Гюрзы),видна насадка для стрельбы холостыми патронами.
- В сцене, когда убитого танкиста снимают с креста (1:50:03) после слов одного из солдат «Несите, несите» отчетливо видно, как танкист моргает.
- Также в лентах, которые через плечо на Исрапилове заряжены холостые патроны калибра 7,62х39
См. также
- АД (фильм)
- Прокляты и забыты (фильм)
Примечания
- ↑ Невзоров обрушил на актера дом, Журнал Кино Парк, Москва (01.10.1997). Проверено 28 сентября 2009.
- ↑ Казаков, Алексей Сила есть. Афиша. Все развлечения Москвы. №75 (4 марта 2002). Проверено 28 сентября 2009.
- ↑ «Александр Невзоров показал „Чистилище“, которое страшнее ада» Комсомольская правда 22 октября 1997
- ↑ Миллер, Владимир Низкие соли. Forumklassika. Проверено 23 января 2010.
- ↑ Гюрза. Проверено 1 июля 2010.
Ссылки
- «Чистилище» на сайте Дмитрия Нагиева.
Снимать свой фильм режиссер под Петербургом — подходящие руины больницы его помощники отыскали в городе Сестрорецк. Снимали зимой, в сложнейшей снежно-слякотной погоде.
Весь фильм был создан в псевдодокументальной манере, экранное время почти полностью занимают боевые действия.
При написании сценария авторы фильма старались следовать подлинным событиям первой чеченской. У многих героев ленты имелись реальные прототипы. К примеру, образ спецназовца «Гюрзы» списан с Алексея Ефентьева — реального российского командира, участника той войны.
Как и у героя Ивана Ганжи
Есть свой прототип и у танкиста Игоря Григоращенко…
На роль Дукуза Исрапилова (прототип — Хункар-Паша Исрапилов), бывшего хирурга и харизматичного командира отряда чеченцев, удерживавших больницу, изначально пробовался английский актер Шон Бин. Однако иностранец кастинга не прошел — слишком уже европейским показался Невзорову.
Тогда решили снимать в этой непростой решили молодого и мало кому тогда еще известного питерского актера Дмитрия Нагиева. Тот чеченских корней не имел, вообще по происхождению его предки — из Ирана. Однако талантливый Дмитрий смог весьма вжиться в роль, даже выучил ранее несколько фраз на сложнейшем чеченском языке.
Правда, не обошлось с героем Нагиева без некоторых интересных моментов. Например:
Невзоров вспоминал: особенно в Нагиеве ему понравился характерный прищур актера. Но это, как оказалось, была вовсе не актерская игра Димы…
В кинотеатрах лента Невзорова в силу жестких кадров так никогда и не вышла. Ее лишь несколько раз показали по российскому ТВ. Ныне Чистилище доступно только в интернете.
Ляпы фильма
Но, разумеется, как и в любом кино, в «Чистилище» не обошлось без грехов и ляпов.
Например, лента показывает снайперш из прибалтики (так называемые Белые Колготки). На самом деле факт присутствия этих белокурых дам на чеченской войне никогда и ни кем документально доказан не был (крайне сомнительное утверждение автора). Как нет никаких подтверждений и присутствию в рядах чеченских боевиков в Грозном начала 1995 года негров или тем более афганских моджахедов (тоже сомнительное утверждение автора).
Федеральные военнослужащие на тот момент еще не носили бандан (еще одно сомнительное утверждение автора). В кадре видны насадки на автоматах для холостой стрельбы.
Но в общем-то это все мелочи и художественный замысел. Сам фильм «Чистилище» признан одним из сильнейших фильмов о чеченской войне и войне в принципе в истории кинематографа.