«Чужие письма» — один из тревожных фильмов о взрослении. В нём начисто отсутствует показуха и морализаторство. Он словно утверждает – бывает и так, разбирайтесь сами. И, честно говоря, нет однозначного отношения к персонажам – они все многогранны, как реальные люди. С ошибками, которые иногда не получается исправить. Как в случае с Зиной Бегунковой, главной героиней истории. К ней отлично применима русская поговорка «Горбатого могила исправит». Она абсолютно горбатый человек. Она захватывает в водоворот своего мощного воздействия многих людей и треплет их жизни. И кому-то несдобровать. Под её раздачу попадает брат Шура (Иван Бортник), от которого она не слышала слова худого все эти годы, а потому знает, что он не способен дать ей отпор. Он знает её насквозь и даёт ей меткую характеристику «Она со всем миром в ссоре». Он растил её в отсутствие матери, которая села за растрату в тюрьму на долгие годы. А после выхода, похоже, решила не возвращаться совсем. Шура не держит зла на мать, более того, в свой самый радостный день пригласил мать на свадьбу, надеясь, что эта встреча примирит, наконец, максималистку дочь с матерью.
Он очень ошибся — этот день стал триггером целой цепочки событий, где ему самому досталась незавидная роль. Зинка беспощадна к близким – всем, кто даёт слабину перед её железным характером. Она – каток и научилась закатывать в асфальт любого. Она почувствовала свою власть над людьми — у каждого нашла слабое место и мастерски научилась переворачивать человеческие истины в удобном для себя ракурсе. Она словно опьянела от власти и начала зарываться. На классном собрании заявляет, что некоторым не место в 9 классе, они его не заслужили, перечисляя провинности мальчишек. И волосы встают дыбом от перспективы увидеть такую на посту директора школы. Но будьте уверены, она обязательно будет кем-то руководить.
Она – монстр с невинными глазами. Вторгается в чужие жизни, распахивая дверь ногой.
Она не только читает письма учительницы, приютившей её, но копирует эти письма, выдавая за свои и приносит в класс подруге. Когда же Вера Ивановна говорит ей, что это нехорошо, она смеётся: «Вы же сами хотели, чтобы я их взяла. Разве не так? Зачем письма лежали на видном месте?»
И не возразишь – аргумент весомый. А может, вправду Вера Ивановна хотела, чтобы девочка их читала? А потом участвовала в её судьбе, коли она сама не может понять, чего хочет от мужчины, с которым спит?
Пересматривая картину сегодняшними глазами, я обнаружила в ней очень неудобные моменты, на которые не нашла ответа. Зачем Вера Ивановна (Ирина Купченко) взяла Зинку к себе? Она хороший учитель, требовательна к себе, прежде всего. Но разрешить жить у себя 16-летней ученице, у которой есть семья? При этом отношения учительницы и её друга Игоря известны всем. И эти отношения странные, если не сказать мучительные. В эти отношения входит Зинка и орудует там киркой и лопатой. Она поставила перед собой задачу их развести по разным сторонам и сделала это блистательно. Из случайных разговоров понятно, что Зина мечтала соединить учительницу с братом Шуриком, но из этого ничего не вышло. Шурик выбрал серую мышь, которая даже платье на свою свадьбу не удосужилась сшить, а пришла в том, в чём бегала накануне в магазин. Для меня этот факт вообще необъясним. Зачем режиссёр так окончательно унизил невесту Шуры перед его сестрой?
И вот этот Игорь, театральный художник, ни разу не спросил свою подругу: «А что это за шмакодявка, которая не даёт нам встречаться?» Он молча терпит, вызывая у меня протест и возмущение.
А всё потому, что мне неясны мотивы Веры Ивановны и ничего не прояснится в этом направлении вообще. По-видимому, Вера Ивановна сама в себе ничего не понимает и плывёт по жизни импульсивно.
А Зина, тем временем, попробовала свои силы в соблазнении мужчины. Из ближнего круга брата. Пряхин (Олег Янковский) – единственный, кто остановил напор девицы. Сцена, когда Пряхин толкает её в воду, держа в руке прут, еле сдерживаясь, чтобы не отстегать по оголённым ляжкам, просто сумасшедшая.
И очень странно, что развития не получилось. Вера Ивановна принимает в дом мокрую Зинку, находит Пряхина, чтобы заставить его всё рассказать Шуре. Уводит его и всё. На этом конец истории Пряхина. Он не вывел на чистую воду врунишку? Не рассказал, как всё было? Как она напрашивалась на отношения с ним? Кажется, такая оборванность сделана намеренно – если бы Вера Ивановна услышала такой рассказ, она бы сто раз подумала, прежде чем предоставить жильё своей ученице.
Ещё более странным выглядит поступок учительницы после того, как она узнаёт, что её письма украдены и отданы в класс. Зинка собирает вещи, чтобы уйти от Веры Ивановны, но та останавливает её криком из глубины души. После этого Зинка совсем вышла из берегов.Теперь ей точно всё дозволено, руководство личной жизнью учительницы, в том числе.
Здесь у меня и появляется неприятный вопрос, который по сегодняшнему дню нередок — уж не влюблена ли сама Вера Ивановна в Зинку, как Пигмалион в своё творение, которое так пестовалось и вскармливалось и, наконец, проросло? Отсюда и тягомотные отношения с Игорем, на месте которого я бы давно оставила Веру Ивановну в Калуге в полном покое. Конечно, можно многое объяснить материнскими чувствами с одной стороны, и желанием прильнуть к материнскому плечу, с другой. Если слишком глубоко вникать. А на поверхности какая-то двусмысленность, что портит впечатление от вроде бы правильной, хорошей, доброй учительницы.
Она дружит со старыми коллегами, которые знают, что такое по-настоящему учить и воспитывать. Она приходит к ним в дом, заявляя: «Я не могу больше учить детей. Я ударила девочку». На что получает реплику: «Кому это так повезло? Уж не Зине ли Бегунковой?»
Все в курсе, кто такая Бегункова, только не Вера Ивановна, опытный педагог. Словно полностью закрыты глаза на недостатки, только любование, неиссякаемая вера в её слова. Её принцип — всё разъяснять и объяснять детям. Но каково же было открытие, когда старый педагог говорит: «Почему нельзя читать чужие письма? Просто нельзя и всё!» Вот так просто.
Осталась непонятной концовка картины – Зинка снова в строю. Снова получает улыбку своей любимой учительницы и кричит: «Скорее, Вера Ивановна, мы вас ждём». Неужели всё сначала? Опять по кругу? Подчинение чужой воле, стыд за отношения с мужчиной, и жизнь под пристальным надзором зарвавшегося подростка? Как видите, картина вызвала у меня бурю эмоций и оставила в полной растерянности. Может, это и была задача режиссёра – эпатаж? Кстати, при всей моей любви к музыке Олега Каравайчука, на этот раз она мне мешала. Нервировала, вызывала тоску и жалость. К кому? К девочке, становящейся на моих глазах чудовищем? К Вере Ивановне, инфантильной, полусонной принцессе, которой неустанно любуется камера Дмитрия Долинина? Или ко всем сразу, мученикам и жертвам Зины Бегунковой?
Не могу не сказать, как великолепна Светлана Смирнова в роли Зинки Бегунковой. Это дебютная роль актрисы, ей 19 лет. Такое впечатление, что это двадцатая её роль, настолько профессионально она раскрывает свою героиню. Разве бы вызвала её Зина такую бурю чувств, сыграй актриса вяло и плоско?
Люблю Смирнову в фильме «Впервые замужем» в роли Тамары, ужасной дочери Евгении Глушенко. Актриса хороша в роли Эбигайл Черчилл в «Стакане воды», историческом фильме по пьесе Эжена Скриба. Кстати, фильм «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса о тех же самых событиях, что и наш «Стакан воды», но, по понятным причинам, сексуальные акценты расставлены по-другому.
Читайте рецензию на фильм Ильи Авербаха «Фантазии Фарятьева»
Про этот фильм я хотела написать давно, когда прочла то ли чей-то пост, то ли комментарии к нему, что заставило меня пересмотреть фильм. Я была не согласна с оценкой главной героини (ГГ). Посмотрев фильм еще раз, я обнаружила, что с ГГ дела обстоят даже хуже, чем я думала.
Фильм называется «Чужие письма» (1975) и когда в первый раз он появился то ли в кино, то ли на ТВ, я его пропустила. Но зато получила первые «комментарии» от моей тетки, которой я в то время полностью доверяла в вопросах отношений между людьми (конечно, ей же было АЖ 20 лет!). Тетка моя, по меньшей мере тогда, обладала здоровым (и нездоровым тоже) цинизмом, скептицизмом и бритвенно-острым языком. Одну из фраз я запомнила, и, хотя она не содержит никакой информации, раскрывающей личность ГГ, тем не менее, представляется мне исчерпывающей. Фраза эта: «типичная Зиночка».
Была ли в жизни моей тетки некая «Зиночка» или это был собирательный образ из людей, с которыми ей довелось столкнуться, но когда я представляю себе «типичную Зиночку», мне не надо других характеристик. Зиночка, конечно, подвернулась нечаянно. На ее месте могла быть «типичная Танька» или «типичная Люська». Но теперь уж поздно что-то менять.
Позже я посмотрела только окончание фильма и… ничего не поняла. Чьи там письма, что случилось, кто пострадал? Фильм не хотел подворачиваться целиком, это была всегда какая-то часть его. И вот недавно, наткнувшись на комментарии то ли в Дзене, то ли в Youtube, я решила, что время пришло. Теперь я «в курсе».
Комментарии, с которыми я была несогласна, пытались открыть «встречное движение» и «найти хорошее» в ГГ. Были попытки оправдать ее некрасивое поведение «непростой судьбой» и нехорошими людьми, которые так и норовят «воспользоваться ситуацией». Обвинялись все, кроме разве что учительницы Веры Ивановны в исполнении Ирины Купченко, хотя я, возможно, просто не дочитала… И все это ради того, чтобы «отмыть» Зиночку добела.
Посмотри я этот фильм в своей юности, определенно бы сочла героиню однозначно отвратительной, но сейчас я все же осторожно попыталась найти свои оправдания для нее или хотя бы проверить те, которые были в комментариях. И вот что из этого вышло.
Непростая судьба Зины выражается в том, что она росла без отца, да и без матери, которую за растрату посадили в тюрьму. Мать вернулась и пытается робко проявлять любовь и заботу, но дочь ее так ненавидит, что «кушать не может». На этом «непростая судьба» и исчерпывается.
У ГГ есть старший брат, который заменил, и успешно, и мать, и отца. Он строг (пытается быть), но не жесток, даже иногда корит себя за излишнюю твердость по отношению к Зине.
Зина хорошо учится в школе, так что может с лету ответить на вопрос учителя, даже если она явно не слушала, о чем та говорила. Характер у нее… сложный, но ее не только не «буллят» одноклассники, но даже не слишком и критикуют. Так, посмеиваются. Есть над чем: Зиночка — это канцелярская кнопка на вашем стуле. Видимо, проблемы были (кажется, вплоть до перевода в другую школу — ох этот волшебный перевод в другую школу, который избавляет от всех бед!), но за нее вступилась та самая Вера Ивановна.
Кроме того, у Зиночки восхитительная способность игнорировать смешки, критицизм и сомнения в ее талантах. Свято веруя в свою исключительность, она просто не услышит, если кто-то напрямую заявит о ее бездарности. С таким-то счастьем разве девочку может что-то огорчить? Есть у нее и чувствительные места, но об этом позже.
В фильме показаны отношения учительницы Веры Ивановны и Зиночки, и, хотя назвать это противостоянием очень сложно, конфликт тут есть. Это удивительно, потому что для конфликта нужны двое, а Вера Ивановна совершенно никак не противостоит Зине.
Про Веру Ивановну надо бы сказать особо. Это типаж идеальной учительницы, абсолютно безупречной во всем. Бывают учителя, совершенные в чем-то одном, но чтобы все достоинства сразу… Она не только не постит в Инстаграмме свои фотографии в спортивном купальнике, но даже и не ходит в магазин за нижним бельем, не смотрит телевизор и почти не имеет никакой личной жизни. Она одета в практически невозможные в те годы идеально пригнанные, идеально сочетающиеся, к тому же идеального цвета костюмы и платья. Носит прическу а-ля «училка на посту», но ей даже идет эта строгость. Она воспитана, сдержана, скромна и доброжелательна. Неееет, таких не бывает! Но если бы была, учебный процесс был бы сильно нарушен, потому что ученики бы просто молились на нее, не в состоянии усвоить «материал». Есть в фильме моменты, когда мы думаем, что она проявляет слабость, но это правда только отчасти.
Кто же у нас «на другой чаше весов»? Девочка предвыпускного класса, очаровательно взбалмошная, да и просто очаровательная: крыжовенные глаза, наивный, но дерзкий взгляд, бойкая речь и претензии на «опыт в жизни». Если вам она не понравилась, то вы просто завидуете!
И все же, каждая сцена фильма раскрывает ее сущность, шаг за шагом. И все меньше у нас остается причин, объясняющих Зиночкино поведение и «принципы». Начну, пожалуй, с того, что Зиночка всячески помыкает своей подружкой Светой. К неудовольствию подружкиной мамы (завуча той же самой школы), та просто смотрит Зиночке в рот и верит всему, что Зиночка готова ей сообщить. А Зиночка говорит много, она вкладывает в подружку свои слова и мысли и пробует на ней свое умение «внушать». Но подружка — это легкая жертва.
Зину интересуют взрослые: у них самостоятельная жизнь, они могут есть халву и пряники, когда захотят, а если оставить шутки, — у взрослых есть заманчивые «отношения», в которые можно сунуть нос. Это же чисто научный интерес, девушке полезно учиться жизни, не так ли?
Вот несколько сцен (не все), которые я бы хотела здесь проанализировать.
Сцена первая, демонстративная: Зиночка выбрала жертву — это учительница Вера Ивановна, слишком деликатная, чтобы «отшить», «сказать «бу» гусю», «стряхнуть банный лист». Зина нарочито привлекает к себе внимание. Для начала в ход идут орудия дистанционного боя: лесть, преувеличенное уважение, восторги и утверждения, что только она и понимает учительницу, не то что остальные.
Попытки эти очень детские и неумелые, Зиночка пробует почву. А Вера Ивановна не защищается, опять же не потому, что пасует, а потому что она выше этого, потому что взрослый человек не борется с ребенком, а направляет на хорошее и игнорирует плохое.
Сцена вторая, дочерняя — встреча с матерью. И опять ощущение, что Зина играет. Нет, она не любит мать по-настоящему, не притворяется. Но играет жертву материнского небрежения. Ей не важно, что там будет с матерью, главная цель — она сама. Заодно достается и невесте брата. Исключительно все виноваты в том, что в день свадьбы брата она чувствует себя заброшенной. Чтобы довершить «работу над образом» она картинно убегает из дому.
Сцена номер три, театральная: имитация встречи Онегина и Татьяны после получения им письма. На это намекает и самое начало фильма. Но сначала мы должны упомянуть довольно проходную встречу Евгения (друга брата ГГ) с подружками Зиной и Светой на танцах. Евгений развязен на правах приятеля и друга семьи, что многие комментаторы интерпретировали как волокитство. Но шутка типа «подрастешь — женюсь на тебе» именно потому и вырывается у Евгения, что он никогда бы всерьез этого не сказал. Да и поговорить с Зиной ему надо на совершенно конкретную тему. Брат попросил подготовить Зиночку к приезду матери.
В день свадьбы Зиночка бежит к пруду навещает Евгения, и… они едут кататься. В наше время молодой человек восемь раз подумает, стоит ли даже приближаться к девушке на танцах: либо он совершенно прожженый тип, задумавший недоброе, либо дурак. А тут при свидетелях приглашает несовершеннолетнюю девчонку КАТАТЬСЯ. И вдобавок привозит ее в уединенное место! Нет, даже в советское время это было бы рискованно.
Несмотря на все, что написали бдительные комментаторы Youtube, я все же ни на секунду не усомнилась в Евгении. Да, он выглядит повесой. Но вспомните: он друг ее брата, к тому же обязан ему чем-то. Шура уберег его то ли от алкоголизма, то ли от какой-то ошибки, или просто сдерживал его характер, чтобы Евгений чего-нибудь не натворил. Зина для него ТАБУ. Потанцевать и почесать языками, забавляясь ее наивной наглостью — это пожалуйста. Но трогать руками — боже упаси! Тут комментаторы убедили меня: Зина призналась в любви понарошку, она испытывала его, пыталась смутить или подловить на чем-то и получить на этом моральное превосходство. А еще — и это моя мысль — это была месть Зиночки за то, что он обрисовал ее перспективы. Не нулевые, а даже с отрицательным знаком. Потому что он видит пустоту за ее претензиями, беспринципность и… манипуляции (долго берегла это слово, ну уж ладно, пора). Слишком уж быстро перешла Зина от легкого разговора о себе (у нее обычно все разговоры о себе) на это признание. Подыгрыш Евгения в виде «попытки изнасилования» (ну это чистое преувеличение, друзья) и последующую грубость я могу объяснить необходимостью. Зная Зиночке цену, он понимает, что простые увещевания только подогреют ее азарт к игре в соблазнительницу. И если он сможет легко устоять, то что случится, если она попробует свое «искусство» на ком-то другом? Действовать надо было быстро и именно грубо. Да и не забывайте, он тоже возмущен и испытывает отвращение к тому, что произошло.
Сцена четвертая, драматическая: Зиночка же разыгрывает карту «попытки изнасилования», слава богу не до конца. Скорее всего, она отвлеклась на то, что достигла другой цели — поймать в свои сети Верванну. Так что Евгений благополучно уезжает и в фильме остается только виртуально.
А Зиночка направляет всю силу своего «обаяния» на учительницу. Та попадает в сети доброты и ответственности и позволяет вить из себя веревки юной манипуляторше. Это все еще проба сил, но уже и разведка боем. Постепенно и очень нежно она добивается мелких бытовых радостей: учительнице даром не нужен был телевизор, например, а Зиночка «уговорила». Вера Ивановна все еще чувствует силу своего интеллекта и характера, поэтому она и дает себя заманить. Постоянно продавливается сравнение их двоих с настоящей «семьей».
Сцена пятая — собственно, «чужие письма». Перелицованные послания отвергнутого жениха учительницы становятся покаянными и страстными письмами Евгения. Переписывая, Зиночка, скорее всего, добавила отсебятины, что сразу же вызывает подозрения одноклассников. Слив письма всему классу не намеренный, но Зиночка понимает, что так даже больше «хайпа». К тому же она разбивает вдребезги попытку Веры Ивановны сохранить лицо, и прежде всего Зиночкино. Зине подачек не надо, ей обязательно нужно, чтобы ПРАВДА выплывала наружу. А понятия правды у нее совершенно аморальное, к сожалению.
Тем не менее, Верванна ее прощает. Вот дура! — скажете вы, и я даже спорить не стану.
Сцена шестая: голос повелительницы. Зиночка, преждевременно уверенная в победе, переходит к стадии морального подавления, но только спугивает жертву. Закрыв дверь на ключ, чтобы воспрепятствовать свиданию Веры Ивановны с пока что бывшим женихом, Зина переходит границы от простого манипулирования к диктату своей воли. В Вере Ивановне просыпается строгий учитель и просто человек. Строгий учитель увещевает, просто человек дает пощечину. И мы аплодируем. Особенно человеку. Единственный шаг Веры Ивановны против своих же принципов — это поступок живой женщины. И мы его приветствуем не потому, что так уж хотели, чтобы Зиночке влетело (ой, как хотели!), а для пользы самой же Верванны. Доколе таки случилось! Ура!
Сцена седьмая, голливудская (потому что дождь): так заведено, что, взрослые, ответственные, самодостаточные люди не дуются на детей, не затаивают злобы, не мстят. Они прощают и тем самым дают старт обновленным отношениям. Это предполагает, в кино, например, что как минимум один из героев претерпел изменения, стал лучше, а хороший герой, незаслуженно обиженный или недооцененный, сохранил себя на прежней высоте. Этот сценарий работает почти со всеми. Но не с типичными Зиночками. Великодушие она всегда будет интерпретировать как слабость, а забвение ее «выходок» как свою победу и поощрение «жертвой» к дальнейшим манипуляциям. И сыграна эта сцена прекрасно, и актрисой и героиней. Это мгновенное «переобувание» из подавленной раскаянием или, лучше сказать, несправедливым обвинением, девочки в маленькую стерву с удовлетворенной улыбкой победительницы, изменение тона голоса с «убитого» на командный, походки — с неуверенной на деловитую. Мастерски сыграно обеими! И Зиночкой, и Светланой Смирновой — актрисой, через четыре года снова порадовавшей нас совершенным исполнением роли законченной, цельной эгоистической натуры (В первый раз замужем, 1979).
Если у вас все еще есть оправдания для Зиночки, так тому и быть. Значит, я не убедила. Разве что, вот еще аргумент… Потакая типичным Зиночкам по причине их молодости и вашего мягкого сердца, вы вредите не только себе, но и Зиночке. Очень опасно для молодого существа, без всяких на то оснований, увериться в том, что оно может получить ВСЕ, что захочет. Ведь когда-нибудь Зиночке может попасться преграда в виде человека с сердцем потверже или намерениями похуже, и она пострадает по-настоящему, без наигранного надрыва. И тогда все ваши благие намерения холить и лелеять обернутся адом как минимум разочарования, а как максимум — сломанной судьбой. Потакая чужим слабостям и порочным наклонностям, мы даем им дорогу в души людей, которые нам симпатичны. Желаю вам твердости, мудрости. И не бойтесь говорить «нет».
Фильм «Чужие письма» о циничной и бесцеремонной школьнице оценили не только в СССР. Его отметили призами в Греции и Италии, а также организовали международный прокат. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В картине рассказывается история девочки-подростка Зины, которая с легкостью играет жизнями людей и почти ломает судьбу своей учительнице Вере Ивановне. При этом героиня всегда абсолютно уверена в собственной правоте.
Семейный подряд
Наталья Рязанцева
Сценарист Наталья Рязанцева была знаменита в среде шестидесятников. Ее называли Бергманом в юбке, как мастера камерных драм. Именно Рязанцева написала сценарий фильма Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» (1964), ставшего своеобразным символом поколения.
В 1970-е снималось много картин о школьниках. Что интересно, сюжеты многих излагались с точки зрения детей и подростков. В них всегда присутствовала мораль, они заставляли задуматься.
В 1973 году киностудия «Ленфильм» заказала Наталье Борисовне очередную такую историю. Кино должно было получиться о молодой учительнице, которая поехала с классом в Москву и заодно планировала встретиться в столице с возлюбленным, однако свидание не состоялось.
Структура сюжета у автора не складывалась. В материале изначально не был заложен отрицательный персонаж. Тогда Рязанцева придумала наглую, бесцеремонную школьницу Зину Бегункову. Как вспоминала литератор, едва этот персонаж появился, он сразу ожил и заговорил на бумаге. Было ясно, как поступит бесстыжая героиня в той или иной ситуации. В сценарии выведен не классический конфликт взрослых и подростков, а столкновение циничной представительницы нового поколения с интеллигентной молодой учительницей, воспитанной на литературе XIX века, которая даже не может найти слов, чтобы объяснить ученице, что читать чужие письма неприлично. Без зазрения совести Зина думает, что если письмо лежит на виду, то его специально оставили для любопытных.
Илья Авербах
В самой литературной основе было много деталей, заложенных неслучайно. Например, Бегункова раскрывает штору и задергивает портрет Ахматовой, нивелируя ценности педагога. В общем, сценарист создала девочку-монстра, которому чужды сочувствие и эмпатия. Кому она могла предложить свое провокационное новаторское произведение? Конечно же собственному мужу, режиссеру Илье Авербаху. Он расценил материал как манифест о гибели русской интеллигенции, разрыве связи времен и решил снимать кино о засилье в обществе бесстыжих бегунковых.
Отвергли Боярского
По задумке, нахрапистая главная героиня должна обладать обманчивой прелестной внешностью. Поэтому сначала на главную роль утвердили нашу землячку Ирину Мазуркевич. Но сомнения оставались. Миловидная внешность у актрисы имелась, однако внутреннего стержня не чувствовалось. И тогда одна из опытных ассистентов режиссера посоветовала посмотреть студентку Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Светлану Смирнову. Когда постановщик увидел ангельское личико и жесткий холодный взгляд, он даже не стал проводить кинопробы, утвердив начинающую актрису. Перед Мазуркевич извинились помощники.
То, что роль учительницы Веры Ивановны предложат Ирине Купченко, никто не сомневался. Она укрепилась в сознании зрителей как барышня из прошлого столетия после фильмов Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо» (1969) и «Дядя Ваня» (1970).
Майя Булгакова
В выборе актеров чувствовалось влияние Натальи Рязанцевой. Майя Булгакова, сыгравшая мать Бегунковой, и Зинаида Шарко, ставшая завучем на экране, ранее снимались во многих лентах по ее сценариям.
На роль возлюбленного Веры Ивановны, художника Игоря, долго искали актера, но потом решили пригласить настоящего живописца, тонкого и ранимого Сергея Коваленкова. Поскольку интонационно окрашивать текст он не мог, озвучил героя Михаил Боярский. Сперва актер сам должен был сыграть роль бывшего летчика Жени, в которого влюбляется Зина, однако в последний момент его заменили Олегом Янковским. Кстати, в сцене с ним произошла забавная случайность. Когда на берегу реки герой Янковского ставил хамку Бегункову на место, и она, рыдая, опускалась в воду, откуда ни возьмись появилось стадо коров, которое прошло перед камерой, мыча и размахивая хвостами. Зина на этом фоне смотрелась еще более нелепо, что и нужно было постановщику. Кадр оставили без изменений. Недаром говорили: советская кинопленка не держала насыщенный цвет, но удерживала глубину режиссерской мысли!
Отпрыски знаменитости
Фильм начали снимать в Калуге весной 1974 года. В апреле всё начинало расцветать. Заявленную в сценарии позднюю осень зафиксировать было невозможно, поэтому взяли паузу и вернулись к процессу в сентябре.
Одноклассников Зины сначала набрали из числа первокурсников театральных вузов. Потом изменили решение: взяли обычных калужских школьников.
В съемочной группе дебютировали в кино братья Владимир и Дмитрий Светозаровы, сыновья знаменитого кинорежиссера, коренного минчанина Иосифа Хейфица. Дмитрий начинал ассистентом режиссера, он же занимался организацией массовки. В одной из сцен требовалось собрать на вокзале более 1 000 человек. Светозаров подал объявление в местную газету, но никто не пришел. Потом ему объяснили: Калуга входит в сектор городов 101-го километра. Там оседали бывшие заключенные, которым запрещен въезд в столицу. Туда же свозили неблагонадежных по любым административным поводам граждан. Они составляли немалую часть населения Калуги, газет не читали.
В сцене свадьбы, где снова понадобилась массовка, Дмитрий действовал уже более решительно: зашел в ресторан, где праздновали день рождения семьи, подошел к микрофону и предложил всем переместиться на съемочную площадку. Разгоряченные спиртным гости с радостью согласились и приняли участие в съемках ленты.
Второй брат, Владимир Светозаров, работал художником-постановщиком картины. Он придумал, что и обои в доме, и костюмы героини Купченко должны быть в бледно-голубых тонах, а одежда Зины — яркой, кричащей. Это подчеркнуло их характеры.
На удивление замечаний по готовому фильму почти не сделали. Только сказали, что нет реакции педагогического сообщества в школе. Поэтому пришлось доснять сцену разговора трех учительниц старшего возраста.
В одном из последних эпизодов, где Зина в очередной раз пытается указать место своей учительнице, Вера Ивановна нарушает свои принципы и дает бесстыжей звонкую пощечину. По воспоминаниям писателя Дмитрия Быкова, который смотрел кино во время прохождения службы в армии, в этот момент в зале на всех сеансах раздавались продолжительные аплодисменты!
Образ бессовестной барышни нашел отклик не только у зрителей в СССР. Ленте присуждали призы на кинофестивалях в Греции, Италии и, конечно, на отечественных кинофорумах.
Еще материалы рубрики:
За что Никита Михалков на съемках фильма «Родня» прилюдно оскорбил актрису Нонну Мордюкову
Почему фильму «Офицеры» присвоили низшую прокатную категорию, и как ситуацию спасла жена министра обороны
«Летят журавли». Идея снять этот легендарный фильм появилась благодаря череде случайностей
Костолевского заковали в кандалы и забыли в Петропавловской крепости. Как снимали «Звезду пленительного счастья»
Почему Гурченко едва не погибла во время съемок фильма «Моя морячка» в Московском цирке
«Чужие письма» сняты в период глубокого застоя, когда война уже давно позади, о культе личности успели подзабыть и даже хрущевская оттепель стала достоянием прошлого. Время, когда романтика общественного подвига стала несколько фиктивной, лозунги выкрикивались рефлекторно и вообще оказалось что у людей есть своя частная жизнь, личные драмы и потрясения. Авербах всегда снимал кино о «частных драмах», которые возможны в любой стране и при любом строе, поэтому его фильмы универсальны и не устаревают. «Чужие письма» и сейчас смотрятся на удивление свежо и современно, причем настолько, что удивляешься как фильм вообще умудрился выйти на экран в «советских 70-х». Видимо, никто не стал вникать в тонкости и подтексты фильма, прошедшего под разрядом «школьная лента», хотя если сравнивать «Доживем до понедельника» и «Чужие письма», станет понятно, что это абсолютно разные вселенные. Фильм Ростоцкого можно сравнить с солнечным зайчиком, настолько он легкий и приятный, картина Авербаха вызывает совершенно иные ассоциации – приглушенный гул надвигающейся издалека бури.
Ядром сюжета «Чужих писем» являются взаимоотношения молодой учительницы-идеалистки Веры Ивановны (Ирина Купченко) и ее ученицы Зины Бегунковой (Светлана Смирнова), эдаким юным чудовищем Франкенштейна, попытавшимся пожрать своего создателя. Девочка из неблагополучной семьи и средними умственными способностями, зато с железной хваткой и бешеным темпераментом, прет как танк там, где стоило бы обождать и вопит во весь голос, когда не спрашивают и уместнее промолчать, однако учительница ошибочно принимает бесцеремонность за непосредственность, а вероломство за принципиальность.
Вот после очередного такого «принципиального» поступка Зина оказывается на улице (устроив скандал на свадьбе единственного брата и сбежав из дома), а добрая душа Вера Ивановна подбирает ее и позволяет сначала переночевать, затем «пожить немного», а потом вопрос о возвращении домой и не поднимается не смотря на возмущение остальных педагогов, ратующих за должную дистанцию между учителем и учеником. Однако учительница искренне верит в любовь как основу педагогики, а любовь дистанции не предполагает, ну а Зине дистанция не нужна потому что ей до смерти хочется влезть в чужую жизнь, покопаться в чужих тайнах, что бы примерить на себя роль обожаемой Веры Ивановны, у которой все по-взрослому, роман с привлекательным мужчиной и любовные письма от него. С этих-то писем и начинается конфликт двух женщин, взрослой и совсем юной: Зина не только тайком от хозяйки читает любовные послания от красавца-брюнета, в отношениях с которым Вера Ивановна никак не определится, но пытается выдавать их за свои собственные, полученные якобы от взрослого мужчины, друга ее брата. Переписав слово в слово и заменив только имя получателя, Зина несет письма в школу, но кроме подруги их прочтет весь класс и педагоги, в том числе и Вера Ивановна, впервые испытавшая шок от столкновения с жесткой реальностью – ее ученики не ангелы-непоседы, а беспринципные и хамоватые варвары. Им даже не удается понять друг друга: учительницу возмущает факт коллективного чтения чужого письма, а класс – вранье одноклассницы (все как один не верят, что Зине могли написать любовное письмо), что касается самой Зины, то ее искренне возмущает отчего ей не поверили! Таким образом моральная сторона вопроса для большинства осталась за бортом, а Вере Ивановне с ужасом останется шептать «Я больше не люблю их…».
Однако «Чужие письма» не только об этом. Даже зная о поступке Зины, учительница прощает ее и не прогоняет и тут история переходит на иной уровень. Если сначала фильм еще может сойти за «школьную ленту», то дальше все отчетливее проступают черты драмы, суть которой в психологических манипуляциях одного человека над другим, едва ли не попытки порабощения сильным более слабого. Жесткая и агрессивная нимфетка с горящим взглядом пытается сначала просто учить жизни мягкую и волоокую учительницу, а затем и вовсе переходит в открытую атаку, навязывая свою волю и требуя беспрекословного подчинения…
«Чужие письма» в своей эротической двусмысленности и напряженности тянут на «фильм для взрослых», хотя «ничего такого» в кадре не происходит, все на уровне подтекста, как песенка «Somethin’ Stupid» Синатры, под которую советские школьники (!) пилят дрова в саду опекаемых педагогов-пенсионеров. Зина – необузданное существо, идущее на поводу своих разбушевавшихся гормонов, принимающая зов плоти за зов сердца (то, как она вытанцовывает на провинциальной дискотеке вокруг скептически посмеивающегося красавца Янковского, сыгравшего друга ее старшего брата, вообще отдельная история – просто нужно видеть). К слову, посмеиваться-то Янковский посмеивался, но прежде чем грубо отшить воспламенившуюся школьницу, сам некоторое время пребывает в растерянности (собственно, его грубость тем и объясняю – наорав на девушку, он как бы винит в недостойном поведении только ее, хотя в определенный момент сам не слишком торопится разжимать объятия, в которых она оказывается). Та же двусмысленность и в отношениях с молодой учительницей – в определенные моменты логическим завершением эпизода может быть только поцелуй, но ограничивается все долгими загадочными взглядами. Однако один из эпизодов и впрямь выглядит «эротическим»: попав в некрасивую ситуацию с письмами, Зина собирает свои вещи, а Вера Ивановна делает вид, что читает газету, но потом не выдерживает и начинает кричать на ученицу, которая в ответ бросает что-то в стиле «да вы сами хотели что бы эти письма прочитали, поэтому и положили на видном месте!» и уже собирается уходить, но…учительница окликает ее, забирает сумку с вещами назад, а Зина снисходительно пожимает плечами и дарит в ответ коварную улыбку, и сразу после этого напряженного эпизода следует другой, умиротворенный,– обнаженная Зина в ванной (таки да, в фильме 75-го года показана девушка топлесс) просит помыть ей спину и когда учительница выполняет ее просьбу, целует той руки… Можно говорить о другом смысловом значении этой сцены и поцелуя (благодарность за дарованное прощение), но дальнейшее поведение Зины (попытки выставить мужчину своей старшей подруги неудачником, например) в полной мере дает право на существование иной призмы восприятия (не удивлюсь, если Авербах смотрел «Слугу» Лоузи, в котором допустимы различные трактовки происходящего на экране). Апогеем становится попытка Зины запереть Веру Ивановну на ключ, что бы не пустить на ночное свидание с мужчиной (смущенное и ошарашенное лицо Ирины Купченко в этот момент и торжествующе-злорадное Светланы Смирновой тянут на все Оскары разом!).
В целом «Чужие письма» идеальное кино для тех, кто ценит камерные драмы с хорошими актерами, когда жесты и взгляды значат больше, чем сюжетные повороты, а атмосфера создается посредством ювелирной работы с монтажом, музыкой, операторской работой…А самого Авербаха можно сравнить с художником-импрессионистом.
Побывала сегодня в «Авроре» на ретроспективном показе «Чужих писем» Авербаха-Рязанцевой. В зале присутствовали Рязанцева и Долинин (оператор фильма), вступительное слово говорил Дмитрий Быков. После показа Рязанцева и Долинин отвечали на вопросы.
Фильм 1976 года, снятый Ильей Авербахом по сценарию его жены Натальи Рязанцевой. У Авербаха 9 фильмов, из которых я безусловно причисляю к классике как минимум два: «Чужие письма» и «Фантазии Фарятьева». Остальные фильмы тоже очень хороши. Авербах умер в 52 года от лейкоза. Один из лучших режиссеров своего поколения, он не был, по мнению Быкова, в первых рядах, отчасти и потому, что обладал хорошим вкусом, что в кино чревато. Обычно добиваются успеха, по мнению Быкова, те, кто умеет «поддать жару» или просто не обладают хорошим вкусом, например, Тарковский. В отношении Тарковского не соглашусь, мне кажется, его вкус не плох, а просто довольно беден, а эстетика сродни журналу «Польша» за 70-й год, но не важно… Оператор Долинин рассказал, что Авербах не любил сцену с книгами — в доме старых учителей, после того как произнесены главные слова: «чужие письма читать нельзя», валятся один на другой тома Толстого, Пушкина, Чехова. Авербаху эта метафора, видимо, казалась слишкм прямолинейной, примитивной. К тому же он был реалистом, не принимал подмен и мистических совпадений.
Наталья Рязанцева. Замужем первым браком за Геннадием Шпаликовым, вторым — за Авербахом. Тесные отношения связывали ее с Мерабом Мамардашвили. Сценарист 17 фильмов, среди которых, кроме вышеупомянутого, «Крылья», «Долгие проводы», «Открытая книга», и др. Ну, в общем, к ней вообще нет вопросов,
но я все-таки спросила: чем был навеян этот сценарий? Реальной историей? личностью героини? Ответ меня удивил. Оказывается, Рязанцева работала над сценарием по заказу кого-то там, где школьники с экскурсией должны были куда-то ехать. То ли тема была такая задана, то ли у нее как-то так выходило. И вот постепенно у нее стал вырисовываться образ главной героини, такой вот девочки трудной судьбы, из интерната, которая командует другими, ревунет, завидует, интригует, занимает чужую территорию, всех виноватит, стыдит, и тд итп, но при этом ей и самой по лбу достается, мама не горюй.
Рязанцева сказала, что такой образ встречался и до нее в литературе и в кино, но своим вкладом в его развитие она видит то, что ее Зиночку, несмотря на то, что та сирота, из интерната, но старается, хорошо учится, помогает по хозяйству, НЕ ЖАЛКО. Потому что таких людей НЕ ЖАЛКО. Рязанцева так и сказала, и я-то конечно с ней согласна.
Быков выразился еще определенней: впервые он посмотрел этот фильм , когда служил в армии под Ленинградом, и в момент, когда героиня Купченко учительница Вера Ивановна дает пощечину Зине, зал стал аплодировать. Потому что иначе такому человеку ничего объяснить невозможно. Это, по словам Быкова, непотопляемый человеческий тип, агрессивный, властный и злобный, который понимает только грубую силу. Мы таких, сказал Быков, сегодня видим с экранов телевизора, они нас учат, как жить. Ниже я поделюсь своим мнением об этом человеческом типе. Оно отличается от мнения Быкова, возможно, кому-то оно покажется необычным.
Зину великолепно сыграла Светлана Смирнова, такое вот попадание в образ, что кажется, будто бы она и есть эта Зина. Образ ее визави, учительницы Веры Ивановны (Ирина Купченко), конечно, очень деформирован, принесен в жертву образу Зины. Во-первых, у ее героини что-то не так с инстинктами — половыми и социальными. Вместо того, чтобы выйти замуж за красивого, любящего ее художника, которого приглашают работать в Москву, в театр, она остается в Калуге, селит у себя эту злосчастную Зину и вынуждена пробираться на свидания к дрожащему от страсти художнику тайком.
Зина же влюблена в Янковского, и у нее с инстинктами как раз все в порядке. Но первая же их прогулка оборачивается ее позором, и вся дальнейшая интрига рассказа (возможно, бессознательно для Зины) как раз завязана на ее зависти к учительнице, к тому, что ту любит и добивается мужчина. В общем, как бы нормальная такая, обычная девушка.
Теперь что я о ней думаю. Я не думаю, что она психически нормальна. Я думаю, что она классическая психопатка, в том смысле, как это принято считать в психиатрии.
Психопатия – совокупность таких черт личности как бессердечие по отношению к окружающим, неспособность к сопереживанию и искреннему раскаянию, эгоцентричность, лживость, безэмоциональность.
Похоже на Зину Бегункову? о да. Человек с глубоким нравственым пороком, лишенный морали и совести. Человек, не знающий сочувствия. Болезнь без болезни, называют это психиатры, и это не лечится. Она получает удовольствие, доставляя боль и страдания окружающим, всем без исключения. Она старается держать всех на крючке. Она манипулирует каждую минуту. Она постоянно строит из себя жертву, (в данном случае, это не так трудно, она же сирота) и заставляет других чувствовать себя виноватыми ровно тогда, когда сама только что совершила подлость.
Так что я с Дмитрием Быковым не согласна в том, что пощечина решит проблему. Любое слово или действие в адрес такого человека — шаг в болото. Все будет использовано против вас. Просто бежать подальше, без разговоров. Такие люди и правда непотопляемы: оказавшись в тюрьме ( с ними это случается, заигрываются), симулируют психоз, чтобы из тюрьмы перебраться в психиатрическую клинику, а из нее, «выздоровев» — на волю. Такие случаи описаны в психиатрии. В общем, я бы эту героиню рассматривала не в социальном, и не в морально-нравстенном аспекте, ибо она вне этих категорий, а под призмой одного из наиболее опасных для общества и не подлежащих, увы, никакой коррекции отклонений — психопатии, вот так. «Raising awareness», не знаю как лучше перевести — «люди должны знать», наверное.
Теперь о музыке. Музыка Каравайчука. Многозначительное дребезжанье в такт трамваю, мучительные повторы. На четверку с минусом. Сравните с мастерством Шнитке в «Фантазиях Фарятьева», если не верите. Вообще музыкальный ряд неудачен — Марш из Гибели богов, который ставит Вера Ивановна своему художнику, извините, это как? Что у нее в голове? — вообще это большой вопрос фильма. Да и Концерт Шумана там ИМХО не нужен.