Седьмого марта 1962 года состоялась премьера художественного фильма «Девчата» — жемчужины в золотом фонде отечественного кинематографа. Более полувека минуло, а фильм по-прежнему свеж, актуален и любим. Снят он по сценарию Бориса Бедного, автора одноимённой повести. Мало кто знает, что автор, подаривший нам душевную историю – уроженец Краснодарского края. «АиФ-Юг» рассказывает о судьбе писателя.
Разные вещи
Борис Васильевич Бедный родился 12 (25 по новому стилю) августа 1916 года в станице Ярославской Мостовского района в семье учителя. Отец — личность разносторонняя, деятельная. Ещё до Первой Мировой войны, скопив денег, ездил с учительской экскурсионной группой в Париж и потом долгие годы об этом рассказывал. К началу войны семья Бедных переехала в Майкоп. Борис окончил Майкопский лесной техникум и в 1941 году — Ленинградскую лесотехническую академию. Как специалист по сплаву леса, был направлен на работу в Коми АССР, работал инженером треста «Вычегсплав». Днями на работе, а ночами за письменным столом. Посещал литературные кружки и студии, несколько рассказов опубликовали в республиканской газете «За новый Север». Всерьёз занялся писательским ремеслом уже после войны. И это был осознанный выбор. Перебрался в Москву в 1952 году, в 36 лет поступил в Литературный институт. Первый большой успех пришёл после 45-ти. В 1961 году повесть «Девчата» напечатала «Роман-газета».
Режиссёр Юрий Чулюкин (ранее снявший комедию «Неподдающиеся») прочитал и зажёгся. «Девчат» снял в рекордно короткие сроки. Киношное начальство комедию утвердило со скрипом, мол, лента «чересчур бытовая и мелковатая для советского экрана». Какая-то нелепая: Тося с косичками, лесоруб сердечными делами мается. Лучше б с той энергией лес валил! Анфиса — та вообще… Подвиг человека труда показан поверхностно, фильм «не в ногу». Однако зрителям и критикам картина понравилась. В 1962 премьерном году в СССР картину посмотрели 35 млн человек. Режиссёра наградили почётными дипломами на международных кинофестивалях в Эдинбурге и в Каннах, а исполнительница роли Тоси Надежда Румянцева, прозванная Чарли Чаплиным в юбке, получила приз за лучшую женскую роль на международном фестивале в Мар-дель-Плата.
Это был триумф! Лучшее свидетельство успеха — когда произведение растаскивают на цитаты. «А головной убор, между прочим, ТАК не носят». «В столовой и в бане все равны». «А я вот никогда замуж не выйду. Одному ведь лучше, хочу — халву ем, хочу — пряники…». Съёмочная группа пожинала лавры. Был ли счастлив автор повести и сценария? Слава фильма опередила и превзошла популярность книги. Первое издание «Девчат» в бумажном переплёте вышло в издательстве «Молодая гвардия» спустя три года после премьеры фильма, в 1965-м. Споры: книга лучше или фильм — из разряда вечных. Но из-за «Девчат» ссориться не имеет смысла, к такому выводу приходят почти все, кто и смотрел, и читал. Просто фильм — комедия, а книга — драма. Разные вещи.
Как повторить?
Борис Бедный выпустил немало книг. «Девчата» — наиболее известная его вещь. В СССР — пять переизданий, повесть переведена на 15 языков мира. «Это не психологически углубленная, «густая» проза. Но столько в этом нехитром повествовании о пяти девушках, живущих в общежитии дальнего леспромхоза, нежности, чистоты, лукавства и, как ни странно, наивности, что мы не остаёмся в стороне. Кстати, наивности именно той, без которой нет истинного искусства». Это один из отзывов, оставленных на литературном форуме.
Повесть оценили. Но вот, едва ли не трагедия… Плодовитый автор Борис Бедный в сознании читателей оставался автором одной книги. Конечно, он переживал. Много писал, но «повторить» не удавалось. Коллеги и критики не говорили прямо, но подразумевали: хорошо, но не «Девчата».
Бедный «ушёл» в преподавание. Читал лекции в Литературном институте и вёл семинары на Высших литературных курсах. Его учениками были Михаил Алексеев, Чингиз Айтматов, Анатолий Аграновский, Игнатий Дворецкий. «Перебить» историю Тоси могла лишь одна книга. К ней Борис Бедный шёл всю свою жизнь.
Он долго готовился написать главную книгу — о себе, любви, войне, говорил, что «точит карандаш». Об авторском замысле известно из воспоминаний современников. Война в книге должна была стать центральным событием, осью, на которую нанизаны сюжетные ответвления. Это понятно, война стала для писателя чертой, разделившей его жизнь на две половины: «до» и «после». Вероятно, она и сделала из него настоящего, талантливого писателя. К сожалению, мы можем только предполагать, какой мощи могла быть эта ненаписанная книга. Но есть факты биографии, и они указывают: высокие ожидания наверняка оправдались бы. Взять такой: Бориса Бедного при жизни успели оплакать. Три года его считали мёртвым.
Позже, в конце…
В ряды РККА его призвали в октябре 41-го. После четырёхмесячных курсов младших лейтенантов, с февраля 1942 проходил службу в должности командира стрелкового взвода на Воронежском фронте. «Младший лейтенант товарищ Бедный в боях 31 июля и 1 августа 1942 года под деревней Шилово, несмотря на сильный огонь артиллерии, на миномётно-пулемётный огонь врага, с группой из 20 бойцов занял крайний домик деревни. Одновременно организовал разведку.
С наступлением немецкой пехоты действовал в тылу врага и дал точное расположение огневых точек противника. Эти данные передавались на командные пункты полка и батальона, благодаря им вёлся огонь батареи по противнику. 6 августа товарищ Бедный со своим взводом успешно форсировал реку Воронеж у деревни Песчанка, занял рощу и 7, 8 августа 1942 года отражал неоднократные атаки противника…». Это цитата из приказа о награждении… посмертно. Борис Бедный прошёл по спискам части как погибший в бою и был награждён орденом Красного Знамени. Семья получила похоронку. На самом деле Борис и уцелевшие бойцы оказались в плену. Их угнали в Германию, в ад. После освобождения из немецкого лагеря, в победном 45-м, как все солдаты, угодившие в плен, Борис Бедный прошёл жестокую проверку особистов — и выдержал её. Вернулся к работе по специальности на лесоповал в Коми — не по статье «измена Родине», а по собственной воле.
И снова как до войны. Работа до упаду, а ночь за письменным столом. Посёлок Седкыркещ, где жил, был построен бывшими военнопленными и «власовцами». Люди жили в землянках. Не было тёплой одежды, не хватало еды. Выживая, кто-то озлоблялся, кто-то терял себя. Много лет спустя поэт Константин Ваншенкин вспоминал, как к Бедному, тогда уже известному столичному литератору, заехали неожиданно два товарища тех лет. «И они рассказали о том, о чём сам он не говорил никогда. О том, сколь многим они ему обязаны. Он был старше их, почти мальчишек, уже сложившийся человек. И он твердил им: «Не наклоняйтесь за окурком! Сохраняйте достоинство. Вы же советские люди!». Он помог им остаться людьми… А они смотрели на него с обожанием».
Три года в плену слились в постоянную, не отпускающую горькую боль. Больше десяти лет в диких условиях лесозаготовок должны были ожесточить, но напротив — смягчили сердце. И вот в чём секрет притягательности созданных им образов, Тоси и прочих. Он их знал, понимал и любил. По словам Ваншенкина, коллеги-писатели, знакомые с деталями биографии Бедного, буквально требовали, чтобы Борис свою главную книгу написал поскорее. Он отшучивался. «А однажды сказал серьёзно, что, может быть, напишет, но позже, в конце…».
Бориса Бедного помнят в родной станице Ярославской. В местной школе (МБОУ СОШ № 14) ученики собрали с помощью журналиста районной газеты Степана Лаптева всю доступную информацию о писателе. Все найденные материалы переданы в школьный музей.
Борис Васильевич Бедный умер в феврале 1977 года. Шёл по улице, почувствовал себя плохо. Острый обширный инфаркт, до больницы не довезли… В Литературном институте Бориса Васильевича ждали руководители кафедр творчества, студенты, не привыкшие к его опозданиям, а его уже не было на свете. Ему было 60 лет. Считается, что этот возраст — самый расцвет для прозаика. Опыт и мастерство складываются воедино и достигают своего пика.
Советская комедия «Девчата», оказывается, не оригинальная задумка сценариста. Это экранизация одноименной повести Бориса Бедного — причем в киноленте и книге сюжетные линии не всегда совпадают. Рассказываем, какими на самом деле были Катя, Анфиса и Тося и чем закончилась история Нади и Ксан Ксаныча.
Курс по когнитивной психологии
Ты узнаешь, как избавиться от мыслей в голове, которые портят жизнь. Увидишь, как помочь себе при стрессе, тревоге и беспокойстве. Научишься понимать свои эмоции и чувства. Найдешь путь к душевному спокойствию.
Катя
В экранизации Катя — лучшая подружка Тоси. Кажется, что она самый добрый и искренний персонаж с легким и дружелюбным характером. Она всегда готова помочь советом или делом.
В книге автор показал её не самой лучшей подругой. Несмотря на то, что у нее есть надёжный и хороший жених Саша, она всё равно завидует Тосе и не любит, когда к подруге приковано много внимания. Катя постоянно вставляет какие-то колкости и шутки, которые настраивают девчат друг против друга.
К/ф «Девчата» / Киноконцерн «Мосфильм»
Анфиса
В фильме Анфиса — отрицательный персонаж. Про неё известно только то, что она раскованная и легкомысленная красотка, которая работает на коммутаторе. А почему она меняет парней как перчатки и отвергает любовь, из сюжетной линии непонятно. Персонаж раскрывается совсем немного только к концу фильма, когда Анфиса плачет среди ночи и признаётся подружкам, что сожалеет об упущенной любви. История героини заканчивается тем, что она раскаивается о своём прошлом и отталкивает от себя всех поклонников.
В книге персонаж гораздо глубже, а его судьба трагичнее. Да, Анфиса — покорительница сердец, девушка с плохой репутацией, но автор показывает, что она умеет любить и быть человечной.
Жизнь Анфисы кардинально меняется, когда в посёлок приезжает молодой инженер Вадим Дементьев. В книги описывается их красивая и трогательная любовь, которая заканчивается драматичным расставанием — Анфиса уезжает одна, несмотря на свои чувства к Вадиму. Она не верит в их счастье и не хочет портить жизнь любимому, ведь она не может иметь детей из-за когда-то сделанного аборта.
К/ф «Девчата» / Киноконцерн «Мосфильм»
Надя и Ксан Ксаныч
В фильме Надю показали тихоней, которая смиряется с судьбой и не жалуется на жизнь. Вместе с Ксан Ксаныч они решили пожениться, вскоре должны заселиться в свою комнату в новом доме — на этом история пары и заканчивается. Понятно лишь то, что любви между ними нет и все отношения держатся на уважении друг к другу и будущих планах.
В книге история пары более печальна. Автор погружает читателя в переживания Нади, которая считает себя некрасивой и боится никогда не выйти замуж. Ксан Ксаныча она не любит и цепляется за него, как за последнюю надежду. В финале девушка вдохновляется примером Тоси и всё-таки отказывает Ксан Ксанычу — она будет ждать настоящую любовь.
К/ф «Девчата» / Киноконцерн «Мосфильм»
Тося
Сюжетная линия Тоси и Ильи в фильме не отличается от книжного варианта. А вот сама героиня в книге показана более ярко и интересно.
Автор повести описывают Тосю как своенравную девушку с бойким характером. Она со скандалом уволилась из совхоза, была домработницей, но и там не смогла поладить с хозяевами. Тося не дипломированный специалист, и берут её на кухню леспромхоза только потому, что других желающих на это место нет.
К/ф «Девчата» / Киноконцерн «Мосфильм»
В повести Бориса Бедного герои получились более глубокими, а некоторые сюжетные линии трагичными и жизненными. В экранизации многое идеализированно, но, может, именно этим фильм и полюбился зрителю.
Девчата | |
Жанр |
комедия |
---|---|
Режиссёр |
Юрий Чулюкин |
В главных ролях |
Надежда Румянцева |
Длительность |
93 мин |
Страна |
СССР |
Год |
1961 |
IMDb |
ID 0134614 |
Просмотр онлайн
|
|
У этого термина существуют и другие значения, см. Девчата.
«Девча́та» — комедийный художественный фильм, снятый в СССР режиссёром Юрием Чулюкиным по одноимённой повести Б. Бедного.
Содержание
- 1 Сюжет
- 2 В ролях
- 3 Съёмочная группа
- 4 Интересные факты[1]
- 5 Книга «Девчата»: различия с фильмом
- 6 Технические данные
- 7 Признание
- 8 Примечания
- 9 Ссылки
Сюжет
В 1960 году в уральский леспромхоз недалеко от Чусового приезжает работать поварихой Тося Кислицына. «Первый парень» посёлка лесоруб Илья Ковригин спорит с приятелями, что Тося в него влюбится. Узнав о споре, Тося порывает с Ильёй, а парень, к немалому своему удивлению, понимает, что по-настоящему полюбил эту задиристую смешливую девчонку.
В ролях
- Надежда Румянцева — Тося Кислицына
- Николай Рыбников — Илья Ковригин
- Светлана Дружинина — Анфиса
- Люсьена Овчинникова — Катя
- Инна Макарова — Надя
- Нина Меньшикова — Вера Круглова
- Виктор Байков — Ксан Ксаныч
- Николай Погодин — Сашка-гармонист
- Станислав Хитров — Филя Егоров
- Роман Филиппов — Вася Зайцев
- Михаил Пуговкин — комендант
- Алексей Крыченков — Алёша
- Анатолий Адоскин — Дементьев
- Пётр Кирюткин — мастер Чуркин
- Виктор Маркин — фотокорреспондент
- Иван Косых — Игнат, бульдозерист из бригады Ковригина (в титрах не указан)
- Михаил Кокшенов — рабочий, пьющий воду (в титрах не указан)
Съёмочная группа
- Автор сценария: Борис Бедный
- Режиссёр-постановщик: Юрий Чулюкин
- Художественный руководитель: Юлий Райзман
- Оператор-постановщик: Тимофей Лебешев
- Режиссёры: Лев Инденбом и Г. Розенталь
- Художник-постановщик: Ирина Шретер
- Композитор: Александра Пахмутова
- Текст песен: Михаил Матусовский
- Звукорежиссёр: Раиса Маргачева
- Художник-гример: Н. Митюшкин
- Костюмы: Л. Наумова
- Художник-декоратор: А. Самулекин
- Монтаж: М. Кузьмина
- Редактор: М. Розз
- Комбинированные съёмки:
- Оператор: П. Маланичев
- Художник: Н. Звонарев
- Асс. режиссёра: З. Альтшуллер
- Оркестр Управления по производству фильмов Дирижёр: Ю. Силантьев
- Директор фильма: Л. Стулова
Интересные факты[1]
- Готовясь к картине, Чулюкин пообещал своей жене Наталье Кустинской роль Тоси. Но одного его решения было мало. Кустинская серьёзно готовилась к пробам: чтобы соответствовать образу смешной девчонки, разрисовала лицо веснушками и изменила походку. После проб она с нетерпением ждала решения худсовета. Через некоторое время от знакомого она узнала, что картина уже снимается и в главной роли Румянцева. Дома был страшный скандал. Чулюкин оправдывался, что худсовет посчитал Кустинскую слишком красивой для образа Тоси. И в качестве примирения предложил ей роль Анфисы, но Кустинская отказалась[2].
- На роль Ильи первоначально пробовали Вячеслава Шалевича и Юрия Белова, но сверху пришло распоряжение: без всяких проб утвердить Рыбникова. Рыбникову роль очень нравилась и, чтобы выглядеть моложе, он специально похудел на 20 кг[2]. Перед Шалевичем извинились, но он не обиделся, а даже похвалил Рыбникова, сказав, что похудение считает верхом героизма. Но даже несмотря на похудение актёра, герой Рыбникова, парень лет 25, выглядит в фильме как зрелый мужчина.
- Героине Румянцевой по фильму 18 лет, а актрисе на момент съемок уже исполнилось 30.
- По задумке режиссёра на экране Илья выглядит значительно старше Тоси. На самом деле актёры Рыбников и Румянцева одного года рождения (1930).
- Особенно хорошо Рыбникову и Румянцевой удавались сцены, где их герои ссорятся, так как во время съемок они действительно были «на ножах». Рыбников не понимал, почему режиссёр так носится с этой «выскочкой».
- Рыбников непременно хотел, чтобы в фильме роль Анфисы играла его жена Алла Ларионова. Но на роль была утверждена Светлана Дружинина и Чулюкин менять актрису не стал. Из-за этого Рыбников всю съемку фильма общался с Дружининой с холодком[2].
- На роль проверяющего из района режиссёр пригласил без кинопроб своего давнишнего друга, однокурсника Владимира Гусева, но тот отказался.
- Посёлок лесорубов снимали в павильонах Мосфильма и на улице Мосфильмовской, где высадили около 300 деревьев и возвели декорации посёлка с вывеской «Леспромхоз». Натуру вначале начали снимать на Северном Урале в настоящем леспромхозе в Пермской области. Но снимать на тридцатиградусном морозе оказалось сложно и после снятия нескольких коротких сцен съёмочная группа остальное снимала также в леспромхозе в Оленинском районе Тверской области, а финал — в Ялте.
- При съёмках на Северном Урале Рыбников так вошёл в образ, что забылся и облизал алюминиевую ложку, когда Тося по сценарию приносит лесорубам обед. Ложка на сильном морозе моментально прилипла к губам. Съёмку пришлось остановить. Рыбников, не дожидаясь врачей, резко рванул ложку прямо с кожей[2].
- Инна Макарова (Надя) до сих пор плохо отзывается о фильме — ей очень не понравилось, что режиссёр вырезал финальный эпизод расставания Нади с меркантильным и прижимистым Ксан Ксанычем: Надя не любила его и осталась ждать настоящего чувства.
- Многие считают песню «Старый клён» народной. На самом деле её написали поэт Михаил Матусовский и композитор Александра Пахмутова. А исполнили её в фильме Люсьена Овчинникова и Николай Погодин.
- В конце 1990-х режиссёр Светлана Дружинина (Анфиса) в одном из интервью высказывала идею снять продолжение «Девчат», но дальше разговоров дело не дошло.
- В фильме исполнялась песня «Хорошие девчата» (тех же авторов, что и «Старый клён»), ставшая после премьеры очень популярной.
- Сцена с поездом снималась в Рязанской области в Спас-Клепиках (Перегон между Спас-Клепиками и Пилево). Действующая узкоколейная ЖД была близ Москвы в Рязанской области, где шёл вал леса. Туда направилась съемочная бригада. Съёмки заняли 2 дня. Для съемок ничего не строили (только прибили одну табличку с наименованием станции. В фильме она не читается). В поезде использовались статисты — местные жители. По плану съёмки должны были проходить 1 день, но в день съёмок была плохая погода, съёмки перенесли на следующий день.
- Долго не получалось снять сцену, в которой комендант бросает подушку на кровать Тоси, и та при падении ложится углом. Пуговкин метал подушку четыре часа подряд, при этом, когда он заходил в общежитие, пускали едкий жёлтый газ, изображающий метель. Наконец Пуговкин психанул, швырнул её не глядя и… подушка упала как надо.
Книга «Девчата»: различия с фильмом
- Тося говорит, что она закончила Симферопольское кулинарное училище; в книге она вообще не имеет образования и до переезда в поселок работала в семье учёного.
- Ксан Ксаныч принес Наде макароны и банки варенья; в книге он ещё приколотит к стене картину.
- Тося и Илья познакомились при весьма опасных обстоятельствах; автор же пишет, что её просто заворожила работа лесоруба и она невзначай вступила в разговор.
- В клубе только Илья приглашал Тосю танцевать; в книге её приглашал ещё и Филя (правда, он был пьян, и она ему тоже отказала). Кроме того, в тот вечер Тося была в клубе дважды.
- На стене рядом с кроватью Тоси нет вырезок из кулинарных журналов, хотя в книге есть.
- Впоследствии к портрету Ильи добавляется портрет Веры.
- По фильму Илья на портрете кажется знакомым Тосе («Ой, где я его видела?»), а по книге портрет был настолько плохо нарисован, что сам Илья узнал себя лишь по шапке.
- В клубе висят портреты Ильи и его бригады; в книге на стене висит лишь портрет Ильи (про бригаду там вообще ничего нет).
- В фильме Филя и его бригада — такие же лесорубы-передовики, как и Илья, постоянно соревнующиеся с бригадой Ковригина за право «висеть на стене», то есть считаться лучшими в леспромхозе. В книге же Филя и его дружки — обычные уличные хулиганы.
- После публичного смеха в клубе на обеде Илья выливает Тосины щи на снег; в книге Илья, наоборот, нахваливает их и всегда ест.
- Тося ни разу не пользовалась бензопилой; в книге Илья давал пару раз ей испытать чудо техники.
- В книге Филя никогда не хвалил Тосину стряпню (из-за личной неприязни).
- Илья провожает Тосю до дома, а когда она убегает, то уходит домой; в книге Илья обещал Филе в тот день привести Тосю на Камчатку, более того, после своего побега Тося находит Илью и извиняется.
- По фильму Тося и Илья в первый раз ссорятся из-за фразы Тоси «Нужен он тут больно! Сам навязался!», а по книге ссора происходит из-за того, что Тося увидела Илью разговаривающим с Анфисой после того, как Илья притворялся влюбленным в Тосю.
- В книге Илья часто захаживал к Анфисе на коммутатор.
- Фраза Фили «ключик подбираешь» принадлежит Илье, а высказывания про замужество и неудачу жизни Веры — Тосе (за это она получила пощечину от Нади).
- В фильме Тося всегда занималась только кулинарией; в книге она однажды перешла работать к лесорубам, но потом, из-за плохого повара, вернулась к готовке.
- Анфиса первый раз знакомится с техноруком в доме и сразу представляется телефонисткой; в книге они познакомились на улице и Анфиса представилась актрисой.
- Когда Тося узнает про спор, её утешают Вера, Катя и Надя; в книге есть Анфиса.
- Фраза «Тося, ну не расстраивайся так» принадлежит Анфисе.
- Когда Тося увидела Филю, то сразу разоблачила их спор; в книге же она потанцевала с Ильёй, а Филя все время вертелся под носом.
- Илья «получает» свой выигрыш-кубанку и, помчавшись за Тосей, бросил её Филе; в книге к кубанке прибавился пыжик (шапка Ильи).
- На обеде (после разоблачения) Тося дает Илье две добавки гречки, кроме того, они остаются вдвоём; в книге Тося подавала гороховый суп, хотя Илья вообще не прикоснулся к обеду, а в столовой за ним была целая очередь.
- Тося возвращается с лыжной прогулки и приносит Вере два письма, и Вера решает оставить письмо от мужа; в книге Вера сразу же сожгла его и вплоть до концовки не оставляет ни одного письма.
- Фраза «матриархат что ли?» принадлежит Вере, а не Анфисе.
- Анфиса бросила технорука, чтобы найти настоящую любовь; в книге она его полюбила, но из-за невозможности иметь детей она уехала (только Тося знала, почему).
- В фильме в сцене, где Анфиса ночью плачет в своей кровати, Тосю девчата выставляют за дверь, чтобы она ничего не слышала. В книге же как раз наоборот — Анфиса плачет о своей горемычной судьбе самой Тосе, а других девчат в это время нет в комнате.
- В книге за подарком для Тоси Илья ездил сам и купил его только на свои деньги.
- Во время стройки Тося хочет увидеть Илью и только когда приносит гвозди на чердак, находит его; в книге Тося прекрасно знает, где Илья, она видит его на крыше, а гвозди ей помогла донести Вера.
- В книге свой первый поцелуй Тося подарила Илье на крыльце общежития.
- В последней сцене на «Камчатке» к Илье и Тосе подходит комендант с фразой: «Ишь ты, уже и днём сидят! Зря сидите — свободных жилплощадей в этом году больше не предвидится». В книге Илья с Тосей сидят «на Камчатке» не днём, а вечером, за ними из-за угла наблюдает Надя и слышит, о чём они говорят. Именно после этого Надя и решает бросить Ксан Ксаныча, потому что хочет испытать и почувствовать то же, что и Тося.
Технические данные
- Чёрно-белый, художественный фильм
- Производство: Мосфильм
- Формат съёмки: 35-мм, широкоэкранный.
- Издание на Blu-ray Disc: 1 BD-25, звук 5.1, моно 1.0, издатель: «Крупный План», 2012 г.
- Издание на DVD: 1 DVD, звук 5.1, моно 1.0, издатель: «Крупный План», 2004 г.
- Издание на VHS: 1 VHS, издатель: «Крупный План», 2004 г.
- Издание на mpeg4: 1 MPEG-диск, издатели: «Крупный План», «Лизард», 2004 г.
- Издание на других носителях: 2 Video CD-дисков, издатель: «Крупный План», 2004 г.
Признание
Первый раз комедию показали в марте 1962 года в зале ЦДК. На премьеру пришли все, кроме Инны Макаровой. Она была обижена за то, что убрали финальную сцену её расставания с женихом. Картина сразу понравилась зрителям и даже критикам. Но высокое начальство посчитало, что комедия чересчур бытовая и мелковата для советского экрана, поэтому фильму была присвоена третья прокатная категория.
За рубежом картина имела успех. Получила приз Эдинбургского кинофестиваля и приз кинофестиваля в Мар-дель-Плата. Зарубежные газеты называли Румянцеву «Чарли Чаплин в юбке», а итальянцы — «русской Джульеттой Мазиной».
Примечания
- ↑ Журнал «Интервью», № 10, 2008, изд. «Креатив Медиа»
- ↑ 1 2 3 4 Журнал 7дней.№ 28 2010 г.
Ссылки
- «Девчата» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- «Девчата» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- «Девчата» на сайте «Наш Фильм»
- Сибирские морозы в фильме «Девчата» снимали в разгар лета
Фильмы Юрия Чулюкина | |
---|---|
1950-е | Дым в лесу • Неподдающиеся |
1960-е | Девчата • И в шутку и всерьёз • Королевская регата • Костры на башнях • Жизнь, ставшая легендой • Король манежа |
1970-е | И на Тихом океане… • Родины солдат • Поговорим, брат… • Весенняя Олимпиада, или Начальник хора |
1980-е | Не хочу быть взрослым • Комета • Как стать счастливым • Микко из Тампере просит совета |
Начало 1960-х годов в СССР — время юности, энтузиазма и студенческих стройотрядов. Советский кинематограф того времени воспевал трудовые подвиги и комсомольскую романтику в бесчисленных производственных мелодрамах в стиле соцреализма. Честные трудяги перековывали лодырей и зазнаек и побеждали тяжелый быт ударным трудом.
Одной из таких стандартных и малоинтересных картин могли стать и «Девчата» Юрия Чулюкина, но в итоге они превратились в нечто большее — фильм о целом поколении советской молодежи, их устремлениях, переживаниях и, конечно же, о любви.
Сценарий
В основу сценария легла одноименная повесть писателя Бориса Бедного. Прошедший войну и немецкий плен Бедный по профессии был лесосплавщиком и отлично разбирался в фактуре. Поэтому «Девчата» своей достоверностью были непохожи на другие произведения в стиле соцреализма. Едва повесть Бедного, вышедшая в «Роман-газете», попалась на глаза молодому режиссеру Юрию Чулюкину, он сразу разглядел в ней потенциал настоящего кинохита. Посоветовавшись с писателем, они решили развить «бытовую» тематику сюжета и добавить в него немного яркости. Бедный с энтузиазмом принялся за работу и очень быстро подготовил новый вариант сценария.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
Никто заранее и не мог предположить, что будущее кино выйдет таким смешным. Худсовет «Мосфильма» счел работу очередной производственной комедией про исправление лодырей и зазнаек, но она оказалась куда глубже.
Комедию «Девчата» отличает одна удивительная особенность — в фильме нет ни одного отрицательного персонажа. Но автору сценария Борису Бедному и режиссеру Юрию Чулюкину все же удалось, по всем правилам драматургии, насытить сюжет конфликтами героев и заставить зрителей не отрываясь наблюдать за происходящим и сопереживать девчатам и юношам. Трудовые подвиги и комсомольская романтика были отнюдь не главной линией фильма. Чулюкин вывел на первый план лирические отношения героев, и именно это сделало фильм таким популярным.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
По задумке режиссера «Девчата», должны были стать только первым фильмом в целой серии рассказов о каждой из героинь, но чиновники «Мосфильма» сочли картину «бытовой и мелковатой для советского экрана» и добро на продолжение съемок не дали. Уже в 1990-х годах в одном из своих интервью актриса Светлана Дружинина, исполнившая в фильме роль телефонистки Анфисы и «переквалифицировавшаяся» со временем в маститого режиссера, говорила о планах снять продолжение «Девчат», но проект так и остался нереализованным.
Кастинг
Подбор актеров для «Девчат» стал одной из самых больших проблем производства. Изначально режиссер Юрий Чулюкин планировал отдать главную роль своей жене — актрисе Наталье Кустинской. Она буквально влюбилась в героиню Тосю, едва прочитав повесть. Но художественный совет «Мосфильма» сходу отверг ее кандидатуру, сочтя Кустинскую «чересчур красивой» для роли простой девчонки. Свою порцию славы она получит годом позже, сыграв роль красавицы-актрисы в фильме Генриха Оганесяна «Три плюс два».
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
После многочисленных проб худсовет сузил число кандидатур до двух актрис — Надежды Румянцевой и Валентины Малявиной. С первого взгляда казалось, что Малявина больше подходила на роль юной Тоси — к моменту съемок ей исполнилось всего двадцать лет. Тогда как Румянцева уже разменяла четвертый десяток.
Однако Надежда Румянцева так качественно подготовилась к роли и сумела создать настолько гармоничный образ, что в итоге худсовет утвердил именно ее. Немалую роль в этом сыграло и то, что Румянцева уже снималась у Чулюкина в «Неподдающихся», и режиссер остался доволен сотрудничеством.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
С главной мужской ролью тоже все оказалось непросто. Передовика Илью могли сыграть Вячеслав Шалевич, Юрий Саранцев, Юрий Белов и Владимир Трещалов. Чулюкин настаивал на выборе в пользу Трещалова, но руководство «Мосфильма» сделало ставку на «проверенные кадры» и «протолкнуло» на главную роль Николая Рыбникова. Ранее он удачно сыграл в других производственных фильмах — «Высота» и «Весна на Заречной улице». Статус народного любимца гарантировал успех будущей картине.
31-летний актер специально для «Девчат» сбросил 20 килограмма веса, чтобы выглядеть на экране моложе — этот подвиг оценила вся съемочная группа, и Чулюкин с готовностью принял его на главную роль.
Не все гладко складывалось у Рыбникова с Румянцевой — актеры, игравшие на площадке влюбленных, за кадром общались «с холодком». В какой-то момент дерзкая Румянцева даже вспылила: «Фильм называется „Девчата“, а, значит, главная роль в нем моя!». Зато соперникам отлично удавались сцены ссор, в изобилии присутствовавшие в сценарии.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
С подбором остальных девчат тоже справились не без проблем. Рыбников, чувствовавший себя главной звездой, непременно хотел, чтобы роль Анфисы играла его жена Алла Ларионова. А вместо нее утвердили Светлану Дружинину. Это во многом определило натянутые отношения между ними на съемочной площадке. Руководство «Мосфильма» едва не забраковало Дружинину после просмотра первых отснятых сцен — она была слишком яркой, чтобы зритель мог поверить, что Илья ушел от такой женщины к «простушке» Тосе. Но Чулюкин отстоял Дружинину — она отлично вжилась в образ и прекрасно сработалась со всеми коллегами.
На роль Кати взяли Люсьену Овчинникову, близко дружившую в жизни с Надеждой Румянцевой, а роль третьей Тосиной соседки — Нади — досталась Инне Макаровой, сумевшей создать сложный образ своей героини, развив скупые сценарные наброски. «Маму Веру» сыграла Нина Меньшикова.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
Главным успехом кастинга стало сотрудничество с ведущим оператором «Мосфильма» — Тимофеем Лебешевым, снимавшим «Кубанских казаков» и «Мичмана Панина». Ему удалось организовать съемки на высшем техническом уровне, и «Девчата» для начала 1960-х годов могли похвастаться отличной картинкой, выгодно отличавшей фильм от других работ.
Съемки
К съемкам приступили в 1961 году. Интерьеры уральского поселка лесорубов тщательно выстроили в павильонах «Мосфильма». Там же высадили около 300 елей, на время превратив Мосфильмовскую улицу в кусочек уральской тайги. Актеры были в полном восторге — пять минут пешком от гримерной, и ты оказывался на съемочной площадке в «тайге». Но несмотря на такие дорогостоящие приготовления, нужной картинки заснеженного леса добиться никак не удавалось.
Тогда Чулюкин решил быстро отснять натурные сцены на Северном Урале в Пермской области в действующем леспромхозе. В самый разгар зимы съемочная группа прибыла на место, где лесхозовские специалисты принялись учить актеров водить трактора и орудовать бензопилой «Дружба», строго следя за техникой безопасности.
Очень скоро выяснилось, что снимать в таких условиях просто невозможно. Из-за жестоких морозов постоянно отказывала техника, операторы укутывали кинокамеры полушубками и грели керосинками, но это мало помогало. Гримеры жаловались, что красные носы и щеки актеров невозможно скрыть ни под каким гримом.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
Из-за сильных морозов Рыбников едва не лишился главного актерского инструмента — своего языка. Сцену, в которой Тося, пробираясь через высоченные сугробы, несет вальщикам горячий обед прямо в лес, снимали в натуре — настоящий снег, заиндевелые пни и всамедлишный пар изо рта. Температура приближалась к отметке в минус 40 градусов. После нескольких дублей горячий суп в термосе успел остыть и когда герой Рыбникова сунул алюминиевую ложку в рот — она тут же примерзла к языку и пришлось отдирать ее вместе с куском кожи.
Тогда съемки решили отложить до более благоприятных условий, и ближе к лету Чулюкин переместился в Тверскую область, договорившись с руководством другого действующего леспромхоза. Чтобы превратить лето в зиму и создать аутентичную картинку, реквизиторы привезли сотни килограмм ваты и нафталина. Они укутывали ими бревна и посыпали ветки, трактора и краны покрасили известкой, чтобы сымитировать иней.
Клубы пара, врывающиеся в теплое помещения клуба с морозной улицы, создавали при помощи специального газа. Актеры морщились от едкого запаха, но стоически выносили все испытания ради искусства.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
Основные натурные сцены отсняли весной и летом 1961 года, а финал — доснимали уже в августе на мощностях ялтинской киностудии. В Крыму потребовалось еще больше белой ваты и еще больше терпения. Актерам приходилось сниматься в теплых ватниках и полушубках на тридцатиградусной жаре. Гримеры в перерывах между дублями изводили целые упаковки салфеток, промакивая пот со лба киногероев.
Атмосфера внутри съемочной группы важна для любого фильма, но в случае с комедией она приобретает особое значение. Только искренне смеющиеся актеры могут заставить смеяться зрителя, и Чулюкину удалось это создать — многие актеры вспоминают свою работу на «Девчатах», как один из самых светлых периодов своей карьеры.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
Со смехом вспоминает свои съемки в эпизодической роли Михаил Кокшенов, ставший впоследствии одним из самых известных российских комических актеров. В сцене, где передовик Ковригин пытается объясниться с Тосей, Кокшенов забегает в столовую, чтобы напиться воды. Он наливает из графина один стакан и выпивает его залпом, затем другой без перерыва. Театральная пауза длится невыносимо долго, Ковригин ждет, когда он наконец напьется и снова оставит влюбленных наедине.
Чулюкин заставил снять несколько дублей, и Кокшенов, кажется, напился воды на всю жизнь — с тех пор, по его собственным словам, он не может без содрогания смотреть на эти графины.
Непросто далась сцена, открывающая фильм, где суровый комендант в исполнении Михаила Пуговкина заселяет едва приехавшую Тосю в общежитие. «Живи!» — командует Пуговкин и ловко бросает через всю комнату подушку, так, чтобы она упала в изголовье тосиной койки. На этот эпизод извели несколько сот метров пленки. Подушка никак не желала фотогенично приземляться в нужное место. И когда, наконец, разозленный Пуговкин, устав от бесконечных дублей, швырнул подушку, буквально не глядя — она упала точно в соответствии с режиссерским замыслом.
Музыка
Немалую роль в популярности «Девчат» сыграла прекрасная музыка Александры Пахмутовой, она написала марш, фокстрот и вальс, прозвучавшие в фильме. Но «абсолютным хитом» стала песня «Старый клен» на стихи Михаила Матусовского. В фильме ее исполнили Николай Погодин, игравший гармониста Сашку, и Люсьена Овчинникова, исполнявшая роль Кати. Несмотря на то, что оба они не были профессиональными вокалистами, их душевное и теплое исполнение песни стало одной из изюминок кинокартины.
Сцена из фильма «Девчата» (1962)
Романтичный «Старый клен» очень быстро вошел в привычный застольный репертуар советских граждан. Композиция стала непременным атрибутом народных праздников и сборных концертов и долгое время лидировала в «чартах» советской эстрады 1960-х годов. Один из самых запоминающихся вариантов был исполнен советской эстрадной певицей Майей Кристалинской.
Музыка к фильму, включая песни «Старый клен» и «Хорошие девчата» (также на стихи Матусовского), были выпущены на пластинках в середине 1960-х годов и пользовались большим успехом у покупателей еще очень долго после выхода самого фильма.
Прокат
Премьерный показ «Девчат» состоялся 7 марта 1962 в московском Центральном доме кино. Это был лучший подарок к Международному женскому дню, традиционно широко отмечавшемуся в СССР. На премьеру пришли все члены съемочной группы, кроме принципиальной Инны Макаровой. Она обиделась на режиссера, который в последний момент вырезал грустную сцену, где Надя расстается со своим женихом Ксан Ксанычем.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
Советские критики приняли фильм прохладно, сочтя картину «чересчур бытовой и мелковатой для советского киноэкрана», чиновники присвоили ему третью прокатную категорию, одобрив выпуск лишь 891 копии (что для огромного Советского Союза было весьма скромной цифрой). Однако зрители составили совсем иное мнение о картине — народ валом валил в кинотеатры.
Лидером советского проката в 1962 году «Девчата» не стали, выдержать конкуренцию с «Человеком-амфибией» и «Гусарской балладой», вышедшими в том же году, было непросто, но тем не менее фильм собрал почти 35 миллионов зрителей и быстро разлетелся на цитаты, превратившись в поистине народную картину.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
В зарубежном кинопрокате картина получила название The Girls и взяла несколько наград на международных кинофестивалях: почетный диплом жюри Международного фестиваля фильмов для молодежи в Канне (Франция), почетный диплом Эдинбургского международного кинофестиваля (Шотландия) и приз за лучшую женскую роль на IV Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина). Аргентинцы настолько впечатлились игрой Надежды Румянцевой, исполнявшей роль Тоси, что прозвали ее «Чарли Чаплином в юбке» — трудно придумать более почетное звание для комедийной актрисы.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из проходных картин, но превратилась в нечто большее. Режиссер поставил личные переживания героев выше важных общественных задач и создал поистине народный фильм. Лирическая история «Девчат» — одна из самых популярных советских лент, не теряющая своего шарма до сих пор.
Обложка: кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: И. Аксенов / РИА Новости
Мало кто, особенно из старшего поколения, не смотрел чудесную кинокомедию «Девчата», главную роль в которой сыграла талантливая Надежда Румянцева. Сценарий к фильму написал автор повести «Девчата» Борис Бедный. Статья посвящена ему и его произведению.
Краткая биография
Он родился в 1916 году в станице Ярославской на Кубани в семье учителей. Окончил с отличием Майкопский лесной техникум и был зачислен в Ленинградскую лесотехническую академию. Здесь же начал писать. Первые попытки были очень успешные. Его приняли в различные литературные кружки и студии. Литературная деятельность не помешала Бедному выучиться на инженера по водному сплаву леса. Перед Великой Отечественной войной работал на реках Севера.
Призвался в ряды Красной Армии в 1941 году в звании младшего лейтенанта. Был назначен командиром стрелкового взвода. Летом 1941 года в жестоких боях под Воронежом попал в окружение, познал все ужасы плена. Демобилизован в октябре 1945 года также в звании младшего лейтенанта.
Сразу после войны вновь отправился на Север работать по специальности.
Однако о своей любви к литературе будущий автор повести «Девчата» не забыл. Он много пишет, печатается в Коми в республиканской газете «За новый Север». В 1948 году сделал резкий поворот и поступил в Литературный институт. Его основной деятельностью стало писательство. Бориса Бедного печатали в престижных журналах — «Огонек», «Новый мир», «Литературная газета».
В 1950 году Борис женился на девушке Марии, которая была значительно моложе него. Они поселились на съемной даче в Подмосковье, поскольку Бедный к тому времени хорошо зарабатывал. Его карьера стремительно шла вверх. В 1951 году принят в Союз литераторов, преподавал в Литературном институте, вел семинар на Высших поэтических курсах.
В 1976 году на шестидесятом году жизни скоропостижно скончался.
Самый известный труд писателя
Из-под пера Бориса Бедного вышло много замечательных произведений, однако запомнился он как автор повести «Девчата». Она издавалась и переиздавалась в СССР тысячными тиражами, стала любимой книгой миллионов советских граждан. По написанному Бедным сценарию была поставлена одноименная комедия, которая находится в прокате уже многие десятки лет и до сих пор собирает тысячи зрителей у экранов.
Но не только на родине получил признание и известность тот, кто написал «Девчата». Повесть была переведена на 15 языков, вышла большими тиражами в 20 странах мира. Автором взахлеб восхищались зарубежные критики. Его пригласили на конференцию во Францию, на которую, к сожалению, ему не удалось попасть.
Чем же так привлекла читателей повесть «Девчата» Бориса Бедного?
Краткое содержание
Сюжет повести незатейлив. В ней рассказывается о семнадцатилетней девушке Антонине, которую все ласково называют Тося.
Тося — сирота, ее родители погибли во время Великой Отечественной войны, и девочка воспитывалась в детском доме в Воронеже. Восле выпуска она успела поработать в местном совхозе и домработницей в семье ученых. Но, как выразилась сама Тося, работа домработницы ее «тянула», она чувствовала себя «недочеловеком». Поэтому, «удивив научных сотрудников своей черной неблагодарностью», она бросила все и уехала в глухой таежный северный поселок «строить коммунизм».
Здесь Тосю поселили в общежитие вместе с четырьмя девушками. Главной героине повести доверили нелегкую задачу — «кормить здоровенных лесорубов» — назначили поваром. К удивлению всех, маленькая, но проворная и трудолюбивая Тося с задачей справилась на отлично. Она не только готовила вкусные наваристые щи и сытную кашу, но и следила за личной гигиеной работников, удобно обустроила кухонный вагончик.
На первом же танцевальном вечере Тося привлекла к себе внимание норовистым характером. Она наотрез отказалась танцевать с парнем, который отнесся к ней с недостаточным уважением. В поселке на одного парня приходилось 10 девчат, поэтому такое поведение «непонятливой Тоси» привело всех в недоумение. И, чтобы наказать новенькую и доказать свою неотразимость, первый красавчик в поселке (Илья) поспорил на шапку с первым задирой (Филей), что Тося влюбится в него.
Илья подружился с Тосей, проводил с ней много времени и не заметил, как сам влюбился в эту неказистую девчушку с большим сердцем. Теперь он боится, что она узнает о споре и будет презирать «красавчика». Тося все-таки узнает о споре и чувствует «смертельную» обиду. Илье пришлось очень долго и настойчиво добиваться прощения, но, в конце концов, между молодыми людьми восстанавливается мир, ведь Тося тоже успела влюбиться в парня: «Он же не виноват, что родился красивым!»
Сюжетные линии
Автор повести «Девчата», кроме главной сюжетной линии Тоси и Ильи, описывает судьбу еще четверых ее соседок:
- звонкой и веселой Катерины, которая встречается с «косолапым» Сашкой. У них так все гладко и хорошо, что и поссориться не из-за чего;
- очень красивой Анфисы, у которой не сложилась судьба;
- некрасивой Надежды, которая не верит, что может по-настоящему кому-то понравиться, и от безнадежности собирается замуж за пожилого Ксан Ксаныча. Наблюдая за молодой любовью Тоси, Надежда никак не поймет, как этой неказистой девчонке удалось охмурить первого парня в поселке;
- Веры, которую юная Тося часто не понимает: «Кто ж их поймет, тридцатилетних заочниц…» Сама Вера очень хорошо понимает непосредственную и наивную «взбаламошенную» Тосю. Она разглядела ее человечность и решительно взяла под свою защиту.
Секрет феноменального успеха
Повесть «Девчата» не отличается хитроумным сюжетом, написана простым языком с известной долей добродушного юмора. Борис Бедный не использует поэтических ухищрений и литературных приемов. Это не сентиментальный любовный роман и не захватывающий детектив. В чем же секрет успеха повести?
В ее искренности, добродушной наивности и милом лукавстве. Читатель не просто получает удовольствие от прочтения любовной истории, он отдыхает душой, соприкасаясь с чистым и добрым сердцем главной героини. Каждый, кто знакомится с Тосей, невольно проникается ее верой в лучшее в людях, заражается ее неуемной энергией и получает порцию ее мужества.
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ «ДЕВЧАТА»
Автор:
02 сентября 2016 21:40
Этот фильм, знаком многим из нас с детства, фильм о честности и духовности юной Тоси Кислицыной…
Источник:
У фильма «Девчата» есть своя неповторимая история. И начинается она с написания повести «Девчата». В ней говорится о сложной работе, тяжелом быте, о любви, дружбе, задорном юношеском максимализме.
Источник:
Поскольку Борис Васильевич Бедный работал инженером на лесосплаве, а также окончил Ленинградскую лесотехническую академию, ему было не сложно описать быт, интересы, конфликты и нежные взаимоотношения рабочих северных лесов. В центре внимания Бориса — нравственный облик, духовный рост рабочего человека.
Режиссером данного фильма стал Юрий Чулюкин. По его задумке фильм «Девчата» должен бы быть многосерийной картиной, в продолжении фильма режиссер хотел рассказать о судьбе каждой из девчат, но продолжения так и не последовало. Юрий Степанович занял достойное место в советском кинематографе.
Сначала, когда Чулюкин прочитал сценарий, он ему показался скучным, обыкновенной комедией, а он хотел сделать живую и остроумною картину. Обратите внимание, что в фильме очень подробно прописаны именно женские образы. Поэтому достаточно сложным был и выбор актеров.
На роль Тоси Кислицыной пробовалось много известных и не очень известных актрис, но режиссер хотел, чтобы главную роль в фильме исполнила его жена Наталья Кустинская Она к сожалению не прошла пробы, хотя сама актриса заявляет, что ее муж просто не хочет снимать ее в своих фильмах, а так же всячески расстраивает ее пробы на стороне.
Источник:
Готовясь к картине, Чулюкин пообещал своей жене Наталье Кустинской роль Тоси.
Но одного его решения было мало. Кустинская серьёзно готовилась к пробам: чтобы соответствовать образу смешной девчонки, разрисовала лицо веснушками и изменила походку. После проб она с нетерпением ждала решения худсовета. Через некоторое время от знакомого она узнала, что картина уже снимается и в главной роли Румянцева. Дома был страшный скандал.
Чулюкин оправдывался, что худсовет посчитал Кустинскую слишком красивой для образа Тоси. И в качестве примирения предложил ей роль Анфисы, но Кустинская отказалась. На роль Тоси пригласили Надежду Румянцеву, которая уже успешно снялась в фильме «Неподдающиеся» , очень задорная, очаровательная и непосредственная актриса.
Утвердить ее было не очень сложно, так как на пробах Надежда очаровала всех своей естественностью и природным обаянием, вся съемочная группа помогала актрисе. Эта роль была как будто написана специально для нее. На момент работы над фильмом Румянцевой исполнился 31 год.
Николай Погодин и Люсьена Овчинникова.-Старый клён
Источник:
Актера на мужскую роль, которому предстояло играть вместе с Румянцевой, уже искали непосредственно под нее. Например, актера Юрия Саранцева не взяли только из-за того, что он не очень хорошо смотрелся рядом с ней. На роль Ильи первоначально пробовали и Юрия Белова, но сверху пришло распоряжение: без всяких проб утвердить Николая Рыбникова. Рыбникову роль очень нравилась.
Источник:
Но даже несмотря на похудение актёра, герой Рыбникова, парень лет 25, выглядит в фильме как зрелый мужчина. Режиссер хотел предложить роль Ильи Вячеславу Шалевичу, но Николай Рыбников, который в последствии и сыграл Илью, ухитрился похудеть на 20 кг, и успешно прошел пробы. Очень «героический» поступок ради роли… Но к сожаление актеры не выносили друг друга.
Причиной этому послужило то, что Николай хотел сниматься в паре со своей любимой супругой Аллой Ларионовой, и на съемка фильма появился как звезда. К моменту снятия фильма он уже успешно снялся в нескольких картинах таких как «Высота» и «Весна на Заречной улице» , но Надежда Румянцева очень быстро убавила его пыл, объясняя все просто: «Фильм называется «Девчата», а значит главная роль у женщин».
А после того, как режиссеру пришлось переснимать несколько сцен из-за того что, Рыбникову не удалось сыграть нежные чувства к Тосе, актер призадумался, заволновался и быстренько расстался со свой гордостью. После фильма Николай исполнил еще около десяти ролей в кино, но ни одна из них так и не встала вровень с «Девчатами».
Источник:
Роль Нади в фильме сыграла Инна Макарова, также на эту роль пробовалась Валентина Талызина, которая не подошла по типажу. Маргарита Криницына, давняя подруга режиссера по ВГИКУ, которую не пропустила в картину Госкино, хотя Чулюкин очень на этом настаивал.
Режиссер видел Надю этакой тихоней, которая смирилась с участью «своего парня» и мужчины дружили с ней, но не любили, которая была готова выйти замуж за Ксан Ксаныча, а он был гораздо старше ее.
Но Инна видела эту роль более сложной и волевой, она показала интересный сильный образ своей героини. В финале фильма был момент, где Надя отвергает ухаживания своего немолодого ухажера, отказывается от устроенной жизни, налаженного быта, потому что не любит его, но режиссер вырезал этот эпизод, за что актриса на него очень обиделась.
Люсьена Овчинникова, она же Катя, в фильме сыграла почти что саму себя, настолько ей был близок образ и характер ее героини. Как говорит актриса, сниматься было легко и с удовольствием.
Ведь по фильму мы дружим с Тосей, в жизни мы тоже дружили с Надеждой Румянцевой. Также на роль Кати пробовалась Людмила Шагалова, но пробы были неудачными.
«Мне очень запомнились пробы на роль Анфисы в фильме «Девчата», — говорит актриса Клара Лучко. — Роль меня очень заинтересовала и я бы с удовольствием поучаствовала в съемках картины.«Я хорошо помню эту пробу, — рассказала нам Лучко. — Я играла отрывок, когда девчата рассуждают о жизни в общежитии; очень хотелось сыграть, не знаю, почему меня не взяли.
Источник:
Я тогда расстроилась — и роль была интересной, и фильм получился замечательным». До сих пор не понимаю, почему меня не взяли». Зато на эту роль взяли другую – Светлану Дружинину. И она с радость приняла предложения, ведь до этой роли ей предлагали сыграть скучных сельских тружениц. Эта роль стала одной из самых любимых.
Анфиску играть было интересно. Светла уверена, что ее Афиса не плохая девчонка, просто тяжело жить когда ты красива обаятельна и кажется что независима. У таких девушек много завистников в коллективе и им очень тяжело учиться в обществе.
Они очень ранимы. После «Девчат» много режиссеры пытались использовать образ Анфисы и приглашали Дружинину в свои картины, но актриса прервала этот круг и ушла в режиссеры, успешно сняла фильм «Гардемарины»
Источник:
А помните проверяющего в женском общежитии, его сыграл Анатолий Адоскин. Он приехал с проверкой в общежитие и с первого взгляда влюбился в Анфису.
На его роль Юрий Чулюкин хотел взять своего однокурсника и товарища Андрея Гусева и даже уговорил его попробоваться на эту роль, но Андрей отказался сниматься, так как решил, что роль надуманная и не постеснялся рассказать об этом режиссеру.
Фильм снимался в непростых условиях. Актерам и съемочной группе приходилось работать в очень тяжелых условиях. Лесоповал для съемок фильма устроили в на «Мосфильме». В павильонах построили целый поселок, на площадке посадили более трехсот деревьев, сделали Леспромхоз.
Некоторые натурные съемки проходили на Северном Урале в реальном Лесохозяйстве. Погода стояла очень холодная, как не замерзнуть в 50 градусный мороз. Когда снимали сцену где повариха Тося приносит рабочим еду. Рабочим раздали металлические столовые приборы.
Николай Рыбников не подумав взял и облизал ложку, которая вмиг прилипла к его языку. Съемки пришлось остановить, чтобы помочь актеру отлепить ложку, но Рыбников и не подумал ждать медиков, он дернул ложку и отлепил ее от себя вместе с кожей… После этого случая Румянцева говорила что он очень мужественный мужчина.
Источник:
Часть фильма снимали а в маленьком поселке Оленино Тверской области в августовскую жару на настоящей лесоперабывающей базе. На время съемок работы на базе решили не останавливать, а просто выделили для этого нижний склад.
Там художники декораторы готовили декорации к фильму, укладывали бревна ватой и присыпали их нафталином, кран для перевозки бревен измазали известкой для имитации холода. Там для актеров был построен домик в котором они и проживали. Холод имитировали ватой, солью, пенопластом, специальным вонючим газом который при съемках был очень похож на пар. Актеры парились в тулупах и шапках.
Сцена с поездом снималась в Рязанской области в Спас-Клепиках (Перегон между Спас-Клепиками и Пилево). Действующая узкоколейная ЖД была близ Москвы в Рязанской области, где шёл вал леса.
Источник:
Туда направилась съемочная бригада. Съёмки заняли 2 дня. Для съемок ничего не строили (только прибили одну табличку с наименованием станции. В фильме она не читается). В поезде использовались статисты — местные жители. По плану съёмки должны были проходить 1 день, но в день съёмок была плохая погода, съёмки перенесли на следующий день.
У Михаила Пуговкина, сыгравшего коменданта, никак не получался эпизод, когда ему надо было бросить подушку на кровать так, чтобы она легла углом. Снимали полдня. Наконец Пуговкин психанул, швырнул ее не глядя — и точно попал!
Музыку к фильму написала Александра Пахмутова. Песни «Старый клен» и «Хорошие девчата», которые были написаны специально для фильма, до сих пор имеют ошеломительный успех. Многие песни Александры Пахмутовой за последние годы как-то незаметно вошли в нашу жизнь, сделались неотделимой её частью. Они звучат на официальных народных празднествах, их поют и на небольших дружеских вечеринках.
Источник:
Пахмутова – талантливый композитор нашего времени. Она писала о людях, профессиях, любви, дружбе верности… есть цикл произведений о Юрии Гагарине.
Самой известной песней из этого цикла наверное является «Нежность», нежная искренняя мелодия не может оставить равнодушными сердца слушателей. Песни Пахмутовой имею глубокий смысл. В котором сочетаются форма, содержание, мелодия, ритм, фактура, оркестровка…
Тема труда, которой часто обращается Александра пронизана патриотизмом, и имеет прочные традиции. Воплощает в музыке образы рабочих, живущих в непростых условиях.
В творчестве Александры Пахмутовой сложилась своя определённая система выразительных средств, своеобразная их символика. Это качество справедливо отметил в ноябре 1957 года композитор Дмитрий Кабалевский, выступавший на творческом вечере, посвящённом молодёжи. «Александра Пахмутова… — говорил он, — сочиняет во многих жанрах и всегда умеет точно определить свои замыслы и найти точные средства для их воплощения.
У неё хороший, своеобразный мелодический дар… Слушая, её песни — даже если мы не знаем их заглавий и не расслышали ни одного слова текста, мы по самой музыке всегда определим их содержание, их тему. А такая конкретность музыкальных образов, — проявление не только одарённости автора, но и его мастерства».
Источник:
В словах Д.Кабалевского была, конечно была некая доля преувеличения, но песня в которой мы не улавливаем слов и не чувствуем их глубокой внутренней связи с музыкой, уже перестает быть «песней для всех». Этим Кабалеский хотел сказать, что у Пахмутовой есть выработанные приемы и традиции для выражения в музыке темы, сюжетной линии, образа песни.
Многим в начале работы над фильмом казалось, что он пустоват и неинтересен, но в процессе работы стало понятно, что картину ждет успех. После выхода в прокат в 1961 году зрители были в восторге.
Фильм породил в обществе много крылатых выражений, его цитировали почти на каждом углу. Российские критики молчали, никак не отзываясь о фильме, а зарубежные международные фестивали приглашали и с удовольствием раздавали награды. Так фильм получил премию в Эдинбурге в 1961, в Каннах и в Маль-дель-Плата в 1962.
А за роль Тоси Кислицыной Надежда Румянцева была удостоена специального приза, ее назвали «Чаплином в юбке». Заслуженна артистка РСФСР Надежда Васильевна Румянцева считает «Девчат» своим лучшим фильмом и несколько приуменьшает свою заслугу в нем.
Она считает, что когда актрисе в руки попадает чудесный сценарий, в котором очень подробно описан характер роли, трудно сыграть плохо. Сценарий комедии Бориса Бедного о молодежи был именно таким. Первые аплодисменты раздались поле монтажа уже во время первого просмотра фильма съемочной группой. И эти аплодисменты были самыми дорогими для создателей.
Источник:
Еще крутые истории!
«Девчата» — советская кинокомедия 1962 года выхода, снятая режиссёром Юрием Чулюкиным по одноимённой повести Бориса Бедного, который написал и сценарий к фильму.
В 1959 году Юрий Чулюкин снял фильм «Неподдающиеся», который полюбился и зрителям, и критикам, а актёры, сыгравшие главных героев, «проснулись знаменитыми».
В свой новый фильм режиссёр сразу пригласил на главную женскую роль Надежду Румянцеву, которая в свои 30 лет выглядела на 18. Хотя для порядка на фото пробы пригласили Валентину Малявину, Екатерину Савинову, а также Наталью Кустинскую, тогдашнюю супругу режиссёра, которая очень хотела сыграть Тосю, но, по мнению художественного совета, была слишком красива для неё.
На роль Ильи было просмотрено множество актёров. Искали такого, который бы смотрелся гармонично в паре с Надеждой Румянцевой. На роль пробовались Юрий Саранцев, Владимир Трещалов, Виктор Борцов, Вячеслав Шалевич и Юрий Белов, но от начальства поступило распоряжение взять Николая Рыбникова — всенародно любимого актёра после фильмов «Весна на Заречной улице» и «Высота», который ради роли в «Девчатах» значительно похудел.
По воспоминаниям съёмочной бригады первоначально Рыбников немного задирал нос, снисходительно общался со своей партнершей Надеждой Румянцевой и играл вполсилы. Но после просмотра отснятых эпизодов, где у него абсолютно не получилось показать любовь к Тосе, Рыбников попросил режиссёра переснять их и наладил отношения с Румянцевой.
Воспоминания Надежды Васильевны о Николае Рыбникове: «Профессионалом он был потрясающим. Фильм снимали на Северном Урале. Мороз — за 45 градусов. Просыпаешься ночью — всё в инее. Потом по этому морозу долго едем в розвальнях на делянку, где снимали многие фрагменты фильма. Операторы держат камеры под полушубками, иначе моторы отказывают. Ждём, когда в термосах привезут обед. Разливаю его в миски, а он тут же превращается в лёд. И вот предлагаю испробовать этот «суп» Илье (Николаю). Он кладет ложку в рот… а вынуть не может. Отогрел, вытащил её с куском кожи. Потекла кровь. «Ну, — говорим, — всё». Видим же — распухает щека. А Коля: «Нет. Будем снимать». И опять суёт ложку в свой больной рот. Сняли! А он потом так тихонечко в сторону отворачивается и… лужица крови. Представляю, какую адскую боль он испытывал.… У него был узкий круг знакомых. Он не очень подпускал к себе, не любил, когда, знаете: «О, Рыбников! Коля!» Нет. Он был очень сдержан».
А вот с исполнительницей роли Анфисы Светланой Дружининой у Николая Рыбникова были холодные взаимоотношения на протяжении всего съёмочного процесса. Ведь он хотел видеть в этой роли свою жену-красавицу, известную актрису Аллу Ларионову.
Кстати, в книге было продолжение истории Анфисы и проверяющего Вадима Петровича — он сделал девушке предложение, а она неожиданно всё бросила и уехала из леспромхоза. Это объяснялось тем, что Вадим Петрович очень хотел детей, а Анфиса за несколько лет до событий сделала аборт и больше не могла иметь детей.
Также в книге совершенно другой был финал в отношениях Нади и Ксан Ксаныча. Глядя на возвышенные и прекрасные чувства Тоси и Ильи Надя решила бросить Ксан Ксаныча и ждать свою любовь. Этот эпизод даже сняли для фильма, но режиссёр решил, что он совершенно не подходит для комедии и вырезал его.
Александра Пахмутова и Михаил Матусовский специально для фильма написали песни «Старый клён» и «Хорошие девчата».
В первый год проката «Девчат» посмотрело почти 35 млн. советских граждан.