- Главная
- Фильмо-цитаты
- Достучаться до небес
- Текст
«Достучаться до небес» — текст
Полный текст фильма «Достучаться до небес (Knockin’ on heaven’s door)»
― На небе только и разговоров, что о море и о закате.
― Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах… и еле видимый свет, словно от свечи, горит где–то в глубине…
Про фильм и самые-самые цитаты (- Эй, ты куда идёшь? — Я уволился!)
Все цитаты из фильма (Зачем воспитываешь моё терпение?)
Тексты песен из фильма (I will survive!)
В двух словах
Два слова о фильме…
Зачем стоит перечитать текст фильма «Достучаться до небес (Knockin’ on heaven’s door)»
— …
— …
— …
А теперь — текст
― Стоп! Стоп! Стоп-стоп, стоп-стоп-стоп! Эй!
На сегодня всё. Здесь публичный дом, а не мюзик-холл.
Забудьте о технике. Вы должны как следует завести клиента на всю ночь.
― Короче… «У вас разные яйца», — говорит ему доктор.
― Угу…
― Яйца. Деревянное и железное.
― Угу…
― Мужик непонимающе смотрит на доктора. А тот замялся, и не знает что сказать.
Потом говорит мужику: «Дети есть?»
― Угу…
― Тот ему: «Да. Двое. Пиноккио три года, а Терминатору семь».
― …
― Хе-хе-хе, хе-хе-хе-хе…
― Это что, всё?
― Да, чёрт возьми.
― А кто Пуноккио?
― Фух… Пиноккио — это марионетка из деревяшки, а Терминатор железный.
― А… Соль не понял.
― Слушать надо лучше.
― Нормально я слушал.
― Нет, не нормально. Тебе каждый анекдот по три раза гоню, а ты не въезжаешь.
― Да чего въезжать в эту лажу? Терминатор… Терминатор — машина. Он из металла.
Так. Но, но почему ребёнок-марионетка, а?
― Что тут скажешь. Все, хватит! Завязываем с анекдотами, больше не рассказываю.
― Ясно, босс.
― Хрен вам ясно. Отгонять — значит ехать без остановки.
― А если поссать хочу?
― Если поссать, то один из вас, клоунов, идёт и ссыт. А другой сидит в машине. Тачку без присмотра не оставлять. Ясно?
― Вопросов нет.
― Абдул, ты всё понял?
― Понял, босс. Всё яснее ясного.
― Ладно.
― Короче, Хенк, мы сейчас кинем монетку. Если решка, я поведу, если…
― Абдул. Хенк поведёт тачку первым. Потом как хотите. Но сейчас поведёт Хенк.
― Ну конечно. Всё как обычно. Тебе весь кайф, а я на побЕгушках.
― На побегУшках.
― Тоже, нашли козла.
― Эй, может дождёшься, когда я сяду?
― Осторожней, я сказал!
ДОСТУЧАТЬСЯ ДО НЕБЕС
― Добрый день. Как мне пройти на обследование?
― Здесь можно курить?
― Нет, у нас не курят.
― Как я не догадался?
― Вурлитцер? Руди Вурлитцер? Руди Вурлитцер?
― А?..
― Идём.
― Разденьтесь, пожалуйста.
― Трусы снять?
― Нет. Так сойдёт. Возьмём анализ мочи.
― Сестра! Мне б ещё стаканчик, а то не всё влезло.
― А я недавно ходил.
― Либо поднатужтесь, либо я введу катетер.
― Глубокий вдох. Не дышать.
― Нет. Хм… Ну вы огорошили.
― Да-с… Диспансеризация — нужная штука.
― Это здесь? Тогда режьте.
― Мы могли бы…
― Могли ли бы вырезать? Что это значит?
― Это значит, что у тебя опухоль. И очень большая. Она давит на мозг, а это не к добру, сынок. Слишком поздно.
― И сколько мне ещё?
― Нисколько.
― Мой отец тоже… От рака умер. Ампутировали всё, что можно… Но не помогло. Всё-равно умер.
― И сколько времени с тех пор прошло?
― 20 лет.
― На сегодняшний день медицина значительно продвинулась.
― В технике, возможно. Но против рака или СПИДА у вас ничего нет.
― Всегда будут болезни, против которых мы бессильны. Понимаю ваше беспокойство.
― Беспокойство? Знаете, что я считаю? Что смерть… очень неприятная форма бытия.
― Ну, идёмте же.
― О нет.
― Что вы себе позволяете, герр Брест? Правила не для вас писаны? Это ваша койка. Вещи можете повесить в шкаф. Доктор Вортман вечером ещё к вам заглянет. А пока отдыхайте.
― Спасибо.
― Не за что. А про сигареты доктор узнает, и у вас будут неприятности.
― Девушка! Сделайте мне минет. Или… чайку принесите.
― Хмм…
― Дай, лучше я поведу.
― Как почему? Мне Френк сказал, в пути поменяемся. Вот и пошел.
― Господи боже мой. Мы и половины дороги не осилили.
― Аллах, пусть он ждёт, когда я ему башку застрелю.
― Совсем спятил.
― Зачем воспитываешь моё терпение?
― Испытывать терпение.
― …
― Коробка-автомат. Передвинь рычаг.
― Зинаю.
― В положение Д.
― Зинаю.
― И говорят не «застрелю башку», а «прострелю». А то «застрелю башку»…
― Зинаю.
― В чём дело?
― Хе-хе-хе. Хотел убедиться, что всё в порядке.
― В порядке? Что, интересно?
― Я проверял, ты того или нет. Неохота лежать в одной палате с трупом.
― Я ведь не умер? Я пока жив.
― Вот и радуйся. У меня в голове опухоль с теннисный мяч. Если повезёт, протяну ещё дня три.
― Они так и сказали?
― Ага.
― Слышал про саркому кости? Она как раз у меня.
― Хм… Мы наверно лежим в палате для конченных. Этакий чулан.
― Может, надо было спросить у кого-нибудь?
― Ага. Сестра, нет ли соли и лимончика? А то текилку нечем закусить.
― Соль.
― Лимончики.
― Молодец, Абдул. Здорово. На красный свет нёсся.
― Знаю.
― Достаточно одной царапины, и Френки нас уроет!
― Вы совсем с катушек съехали!
― Это что? Откуда взялся?
― Вы меня сбили, уроды! А… Нога!
― Что с ней, болеет?
― Да, Ахмет!
― Вроде всё хорошо.
― Ты доктор, что-ли?
― Брось, мальчик, всё в порядке.
― Бананчик хочешь?
― Значит, так. Вы отвезёте меня в больницу. На этой тачке. Козлы.
― В нашей машине только два места.
― Сядешь в багажник, водила хренов!
― Закури. Так легче.
― Курить?! Нет, это опасно для здоровья.
― У меня же не рак лёгких.
Стоишь на берегу, и чувствуешь солёный запах ветра, что веет с моря.
И веришь, что свободен ты, и жизнь лишь началась.
И губы жжёт подруги поцелуй, пропитанный слезой.
― Я не был на море.
― Ладно, не заливай. Ни разу не был на море?
― Не довелось. Не был.
― Уже постучались на небеса, накачались текилой… Буквально проводили себя в последний путь. А ты на море-то не побывал.
― Не успел. Не вышло.
― Не знал, что на небесах никуда без этого?
Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно… О закате, который они видели… О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым как кровь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине.
― А ты? Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море. Там, наверху, окрестят тебя лохом.
― Что ж теперь поделаешь?
― Больно? А что случилось?
― Да, всё те уроды. Пилят на красный, сбивают меня со скейта. Придурки.
― Что, что?
― Я тут подумал. Вы лучше не отпускайте этих дебилов. А то кранты со страховкой. Я знаю.
― Хорошо.
― Послушайте, мы очень спешим. Видно же, что он не пострадал.
― Нет уж, пусть доктор посмотрит.
― Выбей стекло.
― Вы сбили ребёнка и хотите удрать?
― Эй, не дайте им уйти!
― Так. Мы выполняем важное поручение.
― Всем заткнуться и руки вверх. Хенк, пошли.
― Это что за хрень?
― Ты что-то вякнул, сестричка? Хенк сказал, мы спешим. Абдул сказал, уходим. Понимаешь?
― Вы что, офигели? Не отпускайте их!
― Надо врезать как следует.
― По рулю что-ли, а?
― Абдул!
― Скажи, как твой нога?
― Уже, уже лучше.
― Боль нет?
― Да, боли нет!
― Хорошо. Гавнюк.
― Нам нужнее.
― Я нажму кнопку, ждите.
― Да, ты уже в раю. Я — Господь, а он — святой Пётр.
― Салям алейкум.
― Мне только гланды вырезали…
― Извините, пожалуйста. Вы не знаете… где тут выход?
― Вон там, слева.
― Слушай, у них тачка как у нас.
― А?..
― Где ты взял пистолет?
― В бардачке.
― Да… В тачке? А что это за машина?
― Двести тридцатый Мерседес небесного цвета.
― Я спрашиваю, откуда она?
― Мы её украли.
― То есть, выходит, что я теперь соучастник угона?
― Ну, можно сказать и так.
― У меня тут сплошные пробелы.
― Мартин Брест, точно?
― Да. Из госпиталя. Что, с самого начала рассказывать? Мы направляемся к морю. Ты там никогда не был. Вот мы и решили съездить.
― Кажется, я уже не хочу.
― Хм. Тебе в раю не о чем будет говорить.
― Да, знаю. Я хочу на море, но… Мне страшновато.
― Знаешь что? Бояться глупо.
― Разве я не сказал, что нельзя ни на секунду покидать её?
Разве я не сказал вам, идиоты… что с этой тачки даже глаз спускать нельзя? Я вам сказал?
― Да, сказал, босс, но…
― Так что ж вы не делаете то, что я сказал?
― Да этот мальчишка…
― Не хочу больше слышать это дерьмо. Я мог бы вас просто прикончить. То есть я имею на это право. Но мне нужна машина. Итак, даю вам последний шанс. Верните мою тачку вместе с теми ублюдками, которые её угнали и побыстрее. Ну, дошло до вас?
― Да, да.
― Отлично.
― Привет.
― Привет.
― 85,70.
― Хе-хе-хе. Знаю. У меня нет денег. Прости.
― Ага, путешествуешь на Мерсе, а бабок нет?
― Да.
― Тогда пиджачок оставляй.
― Ха-ха-ха.
― Так. Не могу сказать, что у нас возникла проблема, но…
― Я должен в страхе бежать?
― Мартин, с ума сошёл?!
― Вот и я то же говорю, компромисс всегда найти можно.
― Убери пистолет. Я не хочу быть соучастником вооружённого разбойного нападения с членовредительством. Ой, что это я? Это я, наверно, с похмелья. Забудь что я сказал.
― Руди, иди в машину.
― Никуда я не пойду.
― Эй, какой же это разбой, если я ничего не взял?
― Но ты собираешься.
― Парни.
― Тихо! У нас нет денег. У тебя они что-ли есть?
― Ребята.
― Момент. Но так же нельзя.
― Как нельзя?
― Против закона нельзя.
― Слушайте!
― Что!?
― Хочу дать вам совет. А то пальчики уже затекают. Может, стоит продумывать действия перед нападением?
― Слушай, ты меня достал. Пушка настоящая.
― Верю, сынок. Только что ты можешь мне сделать? Сейчас без двух минут десять. А в десять придёт мой друг. Он из полиции. И придёт вовремя. Просто проверить, всё ли в порядке. Выпьет травяной ликёрчик и уйдёт, если убедится, что всё спокойно.
― Где Клаус?
― Какой Клаус?
― Я всегда прихожу по утрам, и тут обычно стоит Клаус.
― А, Клаус… Болеет. Кхм…
― Угу. Допустим, ты не врёшь, и он болен. Что это за тачка?
― Это двести тридцатый Мерседес небесного цвета.
― Небесного?
― Ага.
― А где водитель?
― Какой ты наблюдательный.
― Угу.
― Э-э… стой-стой, стой-стой-стой. Я угнал этот Мерс от больницы, вместе с Руди.
― Что за Руди?
― А…
― Руди Вурлитцер. Руди захотел на море, а машины у нас не было. Как добираться, пешком?
А Клаус вовсе не болеет. Разве что головой. Захотел примерить мой костюмчик. А мне что, голым ходить? Ха-ха. Так что он сидит теперь здесь, внизу, с заряженной пушкой у лба.
― Ха, ха-ха. Классно. Ну ты даёшь. Ликёрчик за счёт заведения, как обычно.
― Обычно он стоит 2-50. С Клаусом ты, ясное дело, договорился, он твой друг. Но у меня он стоит 2-50.
― Добрый день. Чем могу быть полезен?
― Сколько стоить? Это 230-й СЛ. Коробка-автомат.
― Мой коллега спросил, сколько он стоит.
― Такой как этот, да? То есть кожаный салон, спецлак, гидроусилители руля, стерео.
― Сиколько?
― Ха-ха-ха-ха. Ладно. Вы иностранец, а? Иностранцам непросто в Германии, поэтому…
― 70 тысяч.
― Вы что, шутите? Она ж не новая.
― Это я знаю. Но машинка редкая… А редкие штучки дорого стоят, а? Нет, сначала договор.
― Абдул…
― Но не ситолько.
― И у меня не хватает.
― Примочим гада?
― Замочим.
― Замочим гада, а тачку возьмём.
― Вы не могли бы придержать её до вечера?
― Да, конечно.
― Шайтан.
― И этот хорошо. Но померяй ещё раз тот, красненький.
― Да, я померяю красный. Но возьму всё-таки этот. Если ты и магазин хочешь ограбить, то без меня. Ясно?
― Ясно.
― У вас курить можно?
― Конечно.
― Сколько стоит всё это удовольствие?
― То, что вы уже надели, стоит 2300.
― 2300? Тогда придётся сходить за деньгами. Но для начала вот. примерно, 3000. Для начала. Руди!
― Мартин, это самый крутой прикид, что я носил в своей жизни. Спустим ещё пару марок? Ведь для нашей нефтяной компании это семечки.
― Именно. Принесу ещё, а ты меня жди здесь.
― Идет.
― Идет.
― Простите, но у нас перерыв.
― Сегодня останетесь без обеда.
― А!..
― Что-нибудь скажете, или будем стоять?
― Хорошо, у вас три секунды. Или скажете мне, чего я хочу, или… эта пушка не игрушечная.
― А, вы хотите наши деньги?
― Браво.
― Ха-а…
― Стольник тебе, всё остальное в пакет. Шевелись.
― Ага.
― Простите.
― В чём дело?
― Простите мой интерес, но ведь клиенты в пижаме приходят к нам… не так уж часто.
― Угу. А босиком ходят?
― Алло. Меня зовут Мартин Брест. Как видите, я как раз граблю ваш вшивый банк.
А то понимаете, выбрал себе клёвую одёжку, а расплатиться не в силах.
― Камера звук не записывает. Но слова я передам.
― 80 тысяч.
― Смотри на чувака.
― Ну, и что с ним?
― Какой костюм крутой.
― Идём.
― Беру чёрный.
― Вот. Сдачи не надо. Пошли.
― Что? Куда мы спешим?
― Руки вверх! Ограбление.
― Что лыбишься, ублюдка? Гони деньги или умрёшь.
― Вы опоздали буквально на минуту.
― Какой-то нелепый этот красный. Ну согласись.
― Ладно, не болтай. Красный — это твой цвет.
― Что у тебя там?
― Пошли.
― Скажи, что в пакете, или я останусь здесь навсегда.
― …?
― Вот шайтан!
― Всё, уходим.
― 60, 70, 75… 75 тысяч. А я хожу в этом уродском костюме.
― Хе-хе-хе. Новый купим!
― Хе-хе-хе.
― Новый купим. Даже два.
― Тринидад, Огненная земля, Бора-Бора…
― О, Гавайи!
― Или что-то там ещё с непроизносимым названием.
― «Отражённые объекты ближе, чем кажутся». Мне бы просто на море.
― Да. Я твёрдо в это верю.
Ты уж мне перезвони, когда выяснишь. Прости.
― Шеф, вот пришло из Висбадена.
― И что?
― Ничего. Мартин Брест чист как снег.
― В каком смысле?
― Никогда не привлекался.
― У него что, крыша едет? Даже скорость ни разу не превысил, и вдруг ограбление банка, нападение на бензоколонку. А что слышно насчет этого Мерседеса?
― Пагода. Тихо. А теперь спросите: почему?
― Объявите его в розыск, Келлер. Просто в розыск.
― Есть, шеф.
― И вот ещё что.
― Да?
― Ничего.
― Целый миллион! А ты пошел грабить банк.
― Да, миллион. Эта тачка — счастливая!
― Кхм… Если вам что-нибудь понадобится, зовите меня.
― Ага. Что? А, ну да.
― Спасибо. Желаю вам приятного пребывания. Спасибо!
― Эй, ты куда идёшь?
― Я уволился!
― Что весь дом перевернули — вижу, а нашли хоть что-нибудь?
― Да, шеф. Тут-то мы его возьмём. Приглашают в больницу на обследование. Успеем, у нас полчаса.
― Она вчерашняя.
― Значит опоздали.
И ещё… Бутылочку… Куве дом Перегнон. Лучше две бутылки Куве дом Перегнон. И два фужера.
Десять минут? Ага, спасибо. Ясно. И ещё французский словарь.
― Конечно, босс. Ясно, Френки. Дело осложняется тем, что легавые тоже ищут тачку. Мы слушаем полицейскую волну. Можешь положиться на нас, Френки. На все 120 процентов.
― Эй, красотка! Я классный мужчина! Пойдем, выпьем?
― Ты же нас знаешь. Да, на все 120. Обещаем.
― Ты лесбиянка, что-ли? Эй, постой, краля.
― И что он сказал?
― Френки сказал… что если мы, два урода, не найдём машину раньше чем копы, то нам крышка.
― Угу.
― Угу.
― Брось. Френки — мужик не злой.
― Ты серьёзно? Я слышал, он откусил яйца своему должнику. Причём оба за один укус. И проглотил их!
― Ах, вкуснота. Что это было?
― Яйца бычьи.
― Хе-хе-хе. Мы с тобой съели бычьи яйца?
― Похоже да.
― Мороженное хоть настоящее?
― Угу.
― Сколько у тебя?
― Восемь.
― Восемь?
― А у тебя сколько?
― Двадцать.
― А успеешь? Тебе всего несколько дней осталось.
― Да. Может стоит выбрать одно, самое важное?
― Выбрать можно. Но какое важней?
― Ладно, мы сделаем так. Назови номер из моего списка, а я из твоего.
― Идёт. Кто начнёт?
― Ты.
― Так, у тебя их двадцать. Выбираю номер… один. Первый номер.
― Угадал первый. Это Кадиллак для моей мамы.
― Кадиллак для твоей мамы?
― Да. Кадиллак-Флитвуд. Какой Элвис подарил своей маме. Моя мама — страстная поклонница Элвиса. Помню, в детстве я вместе с ней смотрел ТВ. И видел, как он дарит. А мама даже прослезилась. С тех самых пор это стало моим самым заветным желанием, да. Но таких денег не было.
― Это… Хорошее желание. Мне нравится. Твоя очередь. Назови цифру.
― Ты насчитал восемь. Тогда семь. Нет, я тоже выбираю первое.
― А другое нельзя?
― Это твоё желание? Желание номер один?
― Согласен, это не так красиво как Кадиллак для мамы, но…
― Переспать с двумя.
― Это называется «трахаться».
― Это на твоём языке.
― Да на любом языке. Спать… спать — это закрыть глаза и баиньки. А ты хочешь трахнуть…
― Они в номере «Королевская сюита».
― Перекрыть фойе, быстро!
― Вставай, Мартин, быстрей. Поднимайся!
― В чём дело?
― Здесь полиция.
― Ну, как, вы их арестовали?
― Я что, Бэтмен?
― Вы администратор?
― Да.
― Крепитесь. Они хотят взорвать отель. 30 кг тротила. Мы побежали за сапёрами.
― Красивая игрушка.
― Не понял?
― Она наша.
― То есть как?
― У нас её украли, сержант.
― Беда.
― Что ж, бывает.
― Бывает, бывает. Эти ублюдки-воришки в отеле охлаждаются.
― Прохлаждаются.
― Тачка ваша? Держите ключи. И не оставляйте их больше за солнцезащитным козырьком.
― Ясно?
― Сейчас я, кончаю!
― А приятные легавые.
― Я ведь знал, что могу на вас положиться. Чисто сработали.
― Где кейс?
― Какой кейс, Френки?
― Где кейс, в котором были мои деньги?
― Мы ни о какой кейс не знали.
― Ясно, не знали. Кто ж вам скажет! Там был кейс. В нём миллион, который я задолжал Кертису! А теперь вы должны его мне.
― Но, Френки… Где же нам взять лимон-то?
― А я знаю? Сходите в банк, сыграйте в лото, в конце концов.
― Френки, это всё сволочи легавые. Они свистнули лимон. У них такой коррекция. Коррупций.
― А сразу трудно сказать?
― Зинаю. Зинаю.
― Что-нибудь случилось?
― Здравствуйте, проверка документов.
― Техпаспорт. Водительское.
― Почти новая?
― Года нет.
― Сколько прошла?
― 30 тысяч.
― В армии служили?
― Пять лет.
― Отвечать чётко.
― Служил.
― Проблемы с радиатором?
― То есть?
― У машины.
― У этой? Нет. Ничего.
― И документы чистые. Эта тачка как будто создана для спецзадания.
― Что за спецзадание?
― Выйдите. Прошу. Значит так. Речь идёт о секретном задании.
Мы выбрали вас, потому что считаем, что вы как нельзя лучше подходите для этой миссии.
― Миссия? Как насчёт вознаграждения?
― Это правительственное задание.
― Слушаюсь.
― Герр Шнайдер, герр Шнайдер!
― Комиссар Шнайдер.
― Герр комиссар Шнайдер, я хотел доложить, что Брест угнал патрульную машину.
― Нельзя было дождаться, пока я выйду?
― Это ещё не всё.
― Что, мне опять угадывать?
― Не угадаете.
― Келлер.
― Тот другой, Руди Вурлитцер — его заложник.
― Заложник?
― Ну да. Брест угрожал ему пистолетом и грозил прострелить башку.
― Вот как? Келлер, а как вы добрались до участка?
― На автобусе.
― Доверенность. Депеша.
― Изучив информацию, могу сказать что они в этом районе.
― Молодец. Славно поработал. А вы хотите отличиться?
― Хотим, шеф.
― Организуйте розыск в той зоне. Келлер, слетай туда на стрекозе.
― «ВВП».
― Что, что? Официально «ВВП», а не стрекоза.
― Мне без разницы, главное, чтоб взлетела!
― Руки за голову, и отойдите от машины!
― Что?
― Руки за голову. Я полицейский. Выполняйте.
― Я тоже. Идите сюда, мне нужна помощь. Тут неприятности с радиатором. Я залил воду, но двигатель перегревается. Что делать?
― Я в машинах не секу. Покажите удостоверение.
― Итак, внимание. Я специальный агент МВД, и везу депешу в ведомство канцлера республики.
Было бы очень предпочтительно, чтобы мне предоставили вертолёт. Сейчас же!
― Документы дадите?
― Хе-хе-хе-хе. А я-то думал, полицейские машины всегда в порядке. Сел, да доехал. Как летающие тарелки. А выходит…
― Изучили, коллега?
― Хорошо. Вам предоставят вертолёт.
― Спасибо. Что такое? Произвол! Я этого так не оставлю!
― Руди…
― Втирайте круговыми движениями, но только несильно.
― Понятно.
― У вас это есть?
― Прошу прощения. Оно только по рецепту.
― Давайте без этой бюрократии. Речь идёт о жизни и смерти! Я заплачу любую сумму.
― Это очень сильный стимулятор кровообращения.
― Сейчас.
― Оцепить здание. Никого не выпускать. Преступник вооружён. Начинаем операцию.
― Шеф, вы должны это видеть.
― Пока нельзя сказать, сколько убитых и раненых. Сейчас мы передаём слово нашему спецкору Клелии Сарто. Клелия, мы подключаемся к вам.
― Опять угадывать?
― Мне всё-равно терять нечего!
― Так он больной, да?
― Эй, быстро! Не злите меня. Эй, это и тебя касается. Чтобы через минуты убрался.
― С тех пор прошло десять минут. Полиция удалилась и оставила преступника Мартина Бреста и его заложника Вурлитцера в этом турецком ресторане.
― Что мы ещё узнаем?
― Очевидно душевнобольной Мартин Брест захватил заложника Руди Вурлитцера в больнице, где они оба лежали в ночь с понедельника на вторник.
― Да у неё нет сисек! Ха-ха-ха-ха!
― Снайперы. Наверняка на крышах кучи снайперов.
― Если б они были, ты б уже там не стоял.
― Но я ж заложник. Они не стреляют в заложников.
― Бывали случаи.
― Алло. Мама…
― Это Стокгольсмский синдром. И этот синдром описывает смену отношения заложника к похитителю. Так сказать, радикальное бессознательное изменение их общей стратегии выживания. Смотрите, сначала заложник в панике. Проходит время, и он начинает испытывать доверие и симпатию к похитителю. А тот с неизменной жестокостью продолжает преследовать свою цель.
― Да какую цель-то? В жизни не слышал такого бреда.
― Герр Шнайдер! Позвольте уж мне судить о психологии.
― Судите о своей психологии. Но эти два кадра нас очень серьёзно водят за нос.
― Не надо денег. Заведение угощает. О… Простите, я такую сумму разменять, кажется, не смогу. Тут же не банк.
― Это всё вам.
― О…
― Они выходят.
― Давай, пошевеливайся.
― Простите, но мне нужна ваша машина.
― Ближе, ближе…
― Волосатый, садись.
― Не называй меня волосатым.
― С другой стороны.
― Ещё ближе. Мы в эфире? Мы в эфире. Покидая закусочную, Брест, угрожая пистолетом, отнял у женщины красный Форд Капри. Брест, который действует решительно, днём раньше ограбил банк. И завладел суммой в 80 тысяч марок.
― И заметьте, моим миллионом.
― Да.
― Мы не знаем, каковы планы Бреста в отношении Вурлитцера. Пока заложник не пострадал.
Мы будем следить за развитием ситуации, и своевременно информировать вас. Клелия Сарто, специально для канала ТВЛ-2.
― Коррупция… Легавые… Козлы! У него в руках был мой кейс. Пусть едут Карлос и Родригесы, оба. Нужно вернуть деньги немедленно!
― Шеф, они едут по направлению к голландской границе.
― Хорошо. Проследите, чтобы за ними велось преследование. Только ненавязчивое.
― Что они себе думают? А вдруг в панике ты застрелишь заложника? Считай, прав уже нет.
― А этой ты учился в институте?
― Мы оторвались? Они отстали от нас!
― Ха-ха-ха-ха!
― Смотались! Этим гадам опять везёт.
― По-моему, даже слишком везёт! Вы продолжите розыск в одиночку. Ясно? Келлер, я передаю вам это дело! А то из-за тех кретинов моя пенсия уплывёт. Теперь докажите всем, что вы настоящий полицейский!
― Хорошо, шеф. Спасибо за оказанное доверие. Я всё сделаю. Я найду вас, уроды! Сволочи-недоноски! Слышите, найду вас! Эй, шеф! Шеф! Шеф!
― Привет.
― Вы что, не знаете правила? Хотите спросить, обратитесь через окно.
― Нет, тогда все увидят мою пушку.
― Аккуратнее с ней.
― Дай отдохнуть рукам. Знаешь меня?
― Нет.
― Смотри.
― Я поздно женился… У нас детей пока нет, но моя жена сейчас в положении.
― Вот и отлично! Радуйся. Теперь послушай. Так, сейчас. Держи.
Это 80 тысяч марок, которые я украл из банка. Там всё написано.
Здесь то, что я украл на бензоколонке. Около 2 тысяч. И вернуть их придётся тебе. Ты меня не подведёшь?
― Ни за что.
― Чудно. Будем считать, что с вашей конторой я рассчитался. Если увижу ещё одного легавого, заложник умрёт.
― Ну, как прошло?
― Долгов у нас больше нет.
― А… Мне бы так.
― Рубай капустку.
― Эй! Понадоблюсь, звоните 2-7-2-7!
― Добрый день. Что вам угодно? Вы, кажется, сюда уже заходили?
― Нет.
― Нам нужен Кадиллак-Флитвуд.
― А, Кадиллак.
― Да, причём точно такой, какой Элвис подарил своей маме.
― Элвис… Как скажете.
― Удачный день.
― Корнелия Элизабет Хенкель, 10 дысяч. Какой адрес?
― Я же сказал, Хрюкен-байнштрассе.
― Ну и название для улицы.
― Так, брось их в ящик.
― А это что за фокусы?
― Кадиллак для твоей матушки, две девки для меня. Я же должен их угостить.
― Кадиллак!
― Привет, мама.
― Мартин? Мальчик. Что это тут, на переносице?
― Мартин, где ты был так долго?
― Смотри, смотри, что я тебе прикупил.
― Просто чудо. Просто чудо! Господи, у меня даже водительских прав нет. Так ведь и ты не Элвис.
― Рок кутузки. Заложника в машину. Без моего приказа не стрелять.
― Иди в дом, мама!
― Я не понимаю…
― Слышишь, мама?
― Брось оружие, Брест! Или я начинаю стрелять.
― Делай что он сказал.
― Я не могу, Руди.
― Говорят тебе, брось оружие.
― Море подождёт! Увижу я его ещё.
― Ты — да, я — уже нет!
― Так-то, Брест.
― Мартин!
― Пустите! Ну ты враль. Расписывал мне море, а сам там не был?
― Арестуйте его.
― Что?
― Мартин.
― Он смертельно болен, он умирает! Вызовите скорую, если у вас есть совесть!
― Сынок. Да что же это?
― Я поеду с ним.
― Ага.
― Вы с ним поедете?!
― Осторожней.
― Но он вас чуть не застрелил!
― Я знаю, что делать, и знаю врача. Он мой друг, и я за ним присмотрю.
― Стокгольмский синдром. Садись.
Нидерланды
«Настоящий романс» (Или «Настоящая любовь»?)
― Точно никто не знает.
― Бордель высшего класса.
― Что?
― Публичный дом.
― Будем.
― Выберешь тоже?
― Это твоё желание.
― А сразу двух?
― Да хоть всех сразу. Если денежки есть.
― Закончили? Беритесь за сортиры.
― Сортиры сегодня отменяются, босс.
― В самом деле? Почему ты так решил, Абдул?
― Они здесь.
― Кхм… Ха-ха-ха…
― Руди, тебе не понравилось?
― Что ты, очень.
― Ах… Я мало сделал за отпущенное мне время. Я столько ещё не сказал. Знаете… Это был самый офигенный трах во всей моей жизни.
― И самый последний.
― Дуй себе в рот.
― Отлично. Наконец-то. Компания в сборе. Где мои деньги?
― Какие деньги?
― Хватит ломаться. Скажите, где мои деньги… И я дарю жизнь обоим.
― Это что, смешно?
― Вообще-то нет.
― Ах так. Ха-ха. Мы говорили о чём-то? Ну да. Где деньги?
― Мы с ним всё разослали по адресной книге. Больше нет.
― Зачем ерепениться? Придётся тебя шлёпнуть.
― Шлёпни скорей. Я и так скоро отдам концы. У меня опухоль мозга, мне на всё насрать.
― Тогда и тебя прикончу.
― Не хочу вас бесить, но у меня… саркома кости на завершающей стадии. Мне всё-равно.
― Заткнись! Кончайте придурков.
― Ты, босс?
― Хочешь объясниться со мной?
― Эти кретины свистнули деньги.
― Правда? А я думал, ты.
― Но… Но… Это же их показывали по телеку.
― Вы что, не смотрели?
― Идите, погуляйте.
― Брысь.
― Значит, мои деньги у вас?
― …
― Да… Мы собирались на побережье.
― Моря не видели.
― Не видели, никогда? Так поспешите. У вас мало времени.
На небе только и разговоров, что о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах, и еле видимый свет, словно от свечи, горит где–то в глубине.
― Чувствуешь вкус соли?
― Угу. Руди. Я хотел сказать…
― Я знаю. Кстати, я понял. Бояться глупо.
― Шире ноги.
― И что дальше?
― Откуда это? От Деда Мороза?
― Деда Мороза? Нет. В почтовом ящике лежало.
― Из ящика?
― От Руди и Мартина.
― Руди и Мартин?
― Так написано. Я с ними не знаком, честно.
― Предположим, ты говоришь правду… И деньги с почты. Так кто же эти небесные ангелы, Руди и Мартин?
«Посвящается Бернду»
ДОСТУЧАТЬСЯ ДО НЕБЕС
И ведь что интересно…
Чему как бы учит нас текст фильма Достучаться до небес (Knockin’ on heaven’s door)
…
Смотрите хорошие фильмы — и будет вам счастье.
И помните: …
Про фильм и самые-самые цитаты (- Эй, ты куда идёшь? — Я уволился!)
Все цитаты из фильма (Зачем воспитываешь моё терпение?)
Тексты песен из фильма (I will survive!)
Ссылки по теме
Достучаться до небес на Википедии. С интересными подробностями.
Достучаться до небес на IMDB. Некоторые дискусси доставляют. Про Тиля Швайгера в Бесславных ублюдках особенно.
Фан. сайт фильма Достучаться до небес.
Интервью с Тилем Швайгером для TimeOut.
Присмотреть или прикупить на Озоне:
— DVD. Достучаться до небес
Что-нибудь еще? Да, их есть у меня…
Даун Хаус (Человек! Виски! Мне и этому офицеру)
Брат (Да и сами-то вы. Скоро всей вашей Америке кирдык…)
Бойцовский клуб (Первое правило клуба: не упоминать о бойцовском клубе.)
Мстители (Твой ход, северный олень… Хороший ход.)
Шерлок (Sherlock), 2 сезон (И думайте — это теперь сексуально…)
Иван Васильевич меняет профессию (Вoт чтo крест живoтвoрящий делает!..)
Ранго (Рептилия, нам лучше держаться вместе, брат…)
А на посошок?..
— Мне не нравится выражение ‘падший ангел’. Если хотите, считайте меня пикирующим ангелом.
— Терпение! Джедаи ужинают сейчас. Хе-хе.
— Кто это – Масленица? И когда придет?
На чтение 10 мин. Просмотров 901 Опубликовано 09.11.2022
Страна: Германия
Жанр: драма, комедия, криминал
Год производства: 1997
Режиссер: Томас Ян
Актеры: Тиль Швайгер, Ян Йозеф Лиферс, Тьерри Ван Вервеке
Слоган: «Быстрый автомобиль, миллион марок в багажнике, и всего одна неделя жить»
Награды и номинации: В 1997 году картина получила премию “Святой Георгий” в номинации “лучшая мужская роль”.
Картина Томаса Яна относится к тем фильмам, которые способны спасти во время тоски и депрессии. Сюжет и смысл фильма «Достучаться до небес» (Knockin’ On Heaven’s Door) на первый взгляд нельзя назвать очень глубокими, однако это не так.
Этот легкий жизнеутверждающий фильм наилучшим образом иллюстрирует бренность нашего бытия и одновременно учит ценить каждое его мгновение. А еще это картина о путешествии, которое рано или поздно ждет каждого из нас…
Содержание
- О чем фильм
- Объяснение концовки
- Смысл фильма
- Похожие фильмы
О чем фильм
Описание содержания фильма “Достучаться до небес”. Двое молодых мужчин – несколько хулиганистый Мартин Брест и интеллигентный Руди Вурлитцер узнают о том, что больны онкологией.
Оказавшись в одной палате, ранее незнакомые друг с другом парни быстро сближаются. В разговоре Руди как бы между прочим говорит, что за всю жизнь никогда не видел моря.
Оба понимают, что дальнейшее нахождение в стационаре не имеет смысла: все врачебные манипуляции только какое-то время будут поддерживать в них жизнь. Распив бутылку текилы, которая словно из ниоткуда появляется в шкафчике одного из них, Мартин и Руди вдруг осознают, что не хотят умереть в больничной палате. Так спонтанно молодым людям приходит идея сбежать из больницы и уехать к морю.
Сказано – сделано. Парни угоняют со стоянки “Мерседес”, совершают ограбление банка и начинают скрываться от полиции. Вскоре они выясняют, что в багажнике угнанного “Мерса” находятся еще деньги – и немаленькие… В конце концов им приходится скрываться еще и от местной преступной группировки.
Так начинается их путешествие к морю, полное приключений и опасностей. Ближе к финалу Мартин и Руди становятся настоящими друзьями. В очередной раз оторвавшись от погони, засев в маленьком отеле, они вдруг понимают, что времени у них осталось совсем мало. В этот момент Мартин делится с товарищем своей мечтой подарить матери, большой поклоннице Элвиса, розовый кадиллак – точно такой же, какой легендарный музыкант подарил своей маме… А еще чуть позже выясняется, что он, как и Руди, тоже никогда не был на море.
Вскоре парни попадают в руки преступников. Главарь преступной группировки, узнав, по какой причине парни украли у него деньги, внезапно проникается к ним сочувствием и уважением. Он отпускает их, и друзья, подарив маме Мартина кадиллак “как у Элвиса”, продолжают свой путь к морю…
Объяснение концовки
Объяснение концовки самое простое. В финале картины Мартину и Руди удается добраться до моря. Они молча, задумчиво идут по берегу, передавая друг другу бутылку текилы, и кажутся абсолютно умиротворенными.
Остановившись, Мартин докуривает сигарету, а потом внезапно заваливается набок. Руди усаживается рядом и продолжает смотреть на море. После титров зритель видит другую мизансцену, в которой выясняется, что перед тем, как отправиться к морю, Мартин и Руди рандомно разослали деньги, украденные ими у преступников. Один из второстепенных персонажей иронично называет обоих ангелами.
Смысл концовки фильма «Достучаться до небес» тоже достаточно простой: мечта друзей сбывается. Оба увидели море, которое значило для них гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд.
Смысл фильма
Фильм “Достучаться до небес” многие впервые увидели в детском или подростковом возрасте. За 25 лет полюбившаяся многим картина обросла различными трактовками.
Большинство зрителей, пытающихся в своих разборах обнаружить скрытый смысл фильма Яна, полагают, что речь в нем идет не просто об исполнении мечты. А полукриминальное путешествие героев к морю воспринимается ими как метафора.
Разгадка всех событий фильма “Достучаться до небес”, по их мнению, заключается в том, что Руди и Мартин умерли в больнице, и в сюжете речь идет о восхождении в рай.
То есть на момент начала картины главные герои находятся в чистилище: ведь они были совершенно обычными молодыми людьми – серьезных грехов за ними не было, но и добрых дел никто из них не делал. А значит, они должны пройти очищение. То есть заслужить рай – достучаться до небес.
Почему Руди и Мартин едут к морю? Смысл в том, что оно ассоциируется у Мартина с ощущением начала жизни. Он прекрасно понимает, что жить ему осталось несколько дней. Однако именно там он надеется получить ответы на мучающий его вопрос: есть ли жизнь после смерти? Ему, человеку, принявшему и осознавшему, что жизнь уже закончилась, хочется поверить в то, что она только началась.
В одном из разговоров с Руди Мартин предполагает, что на небесах только и разговоров, что о море. Зритель еще не знает о том, что сам он там еще ни разу не был и понятия не имеет о том, что оно собой представляет. Его жизнь, в котором моря не было, заканчивается. На пороге смерти, пребывая в страхе от того, что его ждет, Мартин задумывается о рае и аде. Есть ли что-то в его жизни, что склонит чашу весов в сторону рая?.. Вспоминая свою недолгую жизнь, он вдруг понимает, что ничего хорошего не совершил и не увидел. Так он программирует себя на тождество моря с раем и отправляется к нему, чтобы условно побывать в раю.
Уверенный в том, что по окончании земной жизни он попадет в ад, Мартин снимает с себя всякую ответственность на пути к созерцанию рая. То есть он считает, что теперь может делать по дороге все, что только вздумается, не боясь получить наказание, более страшное, чем то, которое его уже ждет.
Суть фильма, который некоторые ошибочно считают настоящей одой гедонизму, заключается в фразе, произнесенной Мартином в самом начале: “Бояться глупо”.
В отличие от Мартина, который смирился с тем, что его ждет, Руди изначально боится – в первую очередь, он боится умирать. В отличие от своего друга, он не уверен в том, что попадет именно в ад – ведь он старался жить правильно. Руди изначально боится отправиться в путешествие с Мартином, потому что не хочет все испортить перед смертью – то есть растерять очки, заработанные для попадания в рай. А если рая нет?..
Пообщавшись с Мартином, Руди оказывается перед дилеммой: если рай существует, он может не попасть в него, все испортив в последний момент ради исполнения желания. А если рая нет, он, находясь на больничной койке, может зря потратить отпущенные ему дни. Оба варианта плохие – и Мартин указывает на это фразой “Бояться глупо”. Ее смысл в данном контексте означает, что выбрать один из вариантов все-таки придется – это также неизбежно, как и смерть. Так почему бы не выбрать тот, что приятнее?
Руди соглашается на путешествие, во время которого происходит удивительная вещь. Если в самом начале он едет туда для себя и считает, что и Мартин делает все для него, то в конце он понимает, что его друг втравил его в опасное приключение ради самого себя.
Уверенный поначалу в альтруизме Мартина, Руди меняется. В одной из сцен он, чтобы спасти жизнь друга, берет в руки пистолет, тем самым осознанно растеряв все очки, которые “заработал” в течение жизни для попадания в рай. То есть он отказывается от рая ради Мартина.
В этом моменте молодые люди меняются местами. Теперь Руди везет Мартина к морю, а не наоборот. Смирившись с тем, что не попадет в рай, Руди хочет, чтобы его друг перед смертью этот самый “рай” в виде моря увидел.
В конце фильма Руди остается сидеть рядом с умершим Мартином. Дальнейшая (посмертная) судьба Бреста неизвестна. А вот Руди Вурлитцер, за то, что он сделал, вероятно, попадет в рай. Потому что он его заслужил.
Финал картины словно подчеркивает простую мысль: смысл жизни не в том, чтобы попасть в рай, а в том, чтобы жить ради кого-то. Того, кто понял это и принял, ждет награда.
По мнению создателей картины, однозначно убежденных в существовании загробной жизни, кейс с большими деньгами, который воруют Мартин и Руди у преступников – это, как и море, метафора. Он есть у каждого из нас. Просто нам обычно не приходит в голову заглянуть в багажник машины, в которой мы едем к морю…
Герои умерли в больнице. Их путь к морю происходит в загробном мире, это своеобразное чистилище.
14.29%
Они на самом деле совершили это путешествие.
83.67%
Другое (напишу в комментариях).
2.04%
Проголосовало: 49
Похожие фильмы
Вот несколько картин, похожих по смыслу на “Достучаться до небес”:
- “Пока не сыграл в ящик” (США, 2007 год). Двое соседей по больничной палате, эксцентричный богач и механик-интеллектуал, узнают о своем смертельном диагнозе. Жить им остается совсем недолго, и они составляют список желаний.
- “1+1” (Франция, 2011 год). Филипп – полностью парализованный богатый аристократ. Дрисс – обычный парень, который недавно освободился из тюрьмы. У них нет ничего общего, но, тем не менее, они становятся друзьями.
- “…А в душе я танцую” (Великобритания, Ирландия, Франция, 2004 год). Майкл – инвалид. В центре он знакомится с Рори, который учит его по-настоящему ценить жизнь.
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
В немецкий прокат 20 февраля 1997 года вышел фильм «Достучаться до небес» (Knockin’ on Heaven’s Door) с Тилем Швайгером и Яном Йозефом Лиферсом в главных ролях. Вероятно, это одна из самых известных немецких кинолент, знакомых российским зрителям наряду с «Небо над Берлином» Вима Вендерса и «Беги, Лола, беги» Тома Тыквера. К 25-летнему юбилею кинокритик Тимур Алиев разбирает историю создания и уникальные черты картины, напоминающей о важном и вечном.
Завтра была война
Сегодня многим кажется, что в кино нет души, и это просто набор выверенных, продуманных ходов, которые необходимы фильму, чтобы собрать кассу, победить на кинофестивале или взять «Оскар» — нужное подчеркните. Трудно поверить, что лента «Достучаться до небес» в конце 90-х появилась практически случайно. В истории двух противоположностей (ещё одно доказательство законов мироздания) имеется небольшой, но все-таки военный контекст.
Режиссер Томас Ян в 90-х не имел опыта съёмок и постановщиком толком не был, если не считать его документалку о службе в ВВС Германии, которую Ян проходил лично. Тиль Швайгер, в то время относительно известный актёр — в 1994-м вышла комедия «Самый желанный мужчина» Зёнке Вортманна с Тилем в главной роли, — некогда отказался от службы в армии по соображениям совести. Позднее Швайгер попал на общественные работы в госпиталь, впоследствии чуть было не решив стать врачом.
Эти двое столкнулись в книжном магазине Кельна — Ян узнал Швайгера как актёра из «Самого желанного мужчины», и они разговорились… о службе в армии. Что ещё может сблизить мужчин, стоящих у полок с книгами, правда? По воспоминаниям Швайгера, первый драфт сценария «Достучаться до небес» — по нынешним меркам это назвали бы расширенным синопсисом — набросали прямо в магазине. Вроде бы ни одна книга при этом не пострадала, но это не точно.
История о море
Главными героями криминального драмеди стали типичные противоположности. Мартин Брест, которого играл Швайгер — типичный хамоватый альфа-самец, который плюёт на правила при любом удобном случае и не боится идти на пролом. Рядом с ним скромный и замкнутый Руди Вурлитцер (Ян Йозеф Лиферс) кажется «серой мышью», что проживает дни в тени достижений окружающих. В первые же минуты фильма сценарий связывает их «крючком» — жить обоим осталось недолго, диагноз смертелен.
Швайгер и Ян (сценарий они продолжили разрабатывать совместно) объединяют парочку «толстого и тонкого». В дальнейшем история балансирует на контрасте их характеров и подходов к решению проблем, с которыми они столкнутся. От поиска лимонов на больничной кухне до противостояния недотёпам-бандитам, что охотятся за машиной с деньгами (герои угоняют «Мерседес) — Мартин и Руди будут перенимать опыт, спасая друг друга из различных передряг.
Центральным путешествием оставшихся дней жизни становится дорога к морю. Эти «бессмертные строки монолога», в которых персонаж Швайгера в красках расписывает, почему после смерти так важен опыт пребывания на море… Кажется, слова о солёном запахе ветра и губах, которые жжёт подруги поцелуй, может процитировать любой среднестатистический миллениал, заставший «Достучаться до небес» в эпоху VHS-кассет и видеопроката. Это, например, и автор текста, который брал кассету с фильмом Томаса Яна из проката шесть раз и так и не вернул её обратно (прокат разорился).
Мелодия единого сознания
Главный секрет «Достучаться до небес» в наличии души — так сказал бы вам прохожий на улице. К счастью, мы не пишем диссертацию для защиты кандидатской, поэтому не будем уходить от этой простой, житейской идеи слишком далеко. Нет на свете образа ярче, чем скоропостижная смерть. Говорят, вся жизнь пролетает перед глазами: именно это и происходит за 85 минут экранного времени для героев Швайгера и Лиферса.
Вместе они — тот самый «Тысячеликий герой» (лайк, если читал книгу Джозефа Кэмпбелла до того, как вышел баттл Оксимирона и Гнойного), который идёт по пути где-то между жизнью и смертью. Ему нужно выполнить испытание, которым стало исполнение главного желания (и, вероятно, последнего). Пусть в вымышленной вселенной Томаса Яна оно родилось за пределами причинно-следственной связи, исключительно спонтанно, будучи роялем в кустах — от разговора про путешествие на море до угона автомобиля проходит несколько минут.
Так вот, душа этой картины — в бескорыстности и незамутнённом помысле. Руди просто мечтает увидеть море, без «но», «почему» и других условностей с дополнениями. Такая концепция относительности предсмертного желания уравнивает героя с чистым, открытым сознанием ребёнка. Возможно, именно дети, ещё не познавшие, что у каждого слова и поступка есть цена, а после белой полосы идёт чёрная, могут мыслить в этом ключе. Дети и люди в шаге от смерти.
Как это ни странно, центральная идея «Достучаться до небес» получила широчайший сарафан. Казалось бы, мысль о жизни на полную катушку, не дожидаясь покаяния на смертном одре, далеко не нова. Но вслед за творением Томаса Яна в разных странах стали появляться схожие истории (и появляются до сих пор). «1+1» Оливье Накаша (Франция), «…А в душе я танцую» Дэмиена О’Доннелла (Великобритания), «Вероника решает умереть» Эмили Янг (США), «Без меня» Кирилла Плетнёва (Россия)… Имя им Легион, а мысль едина.
Жизнь после смерти
К сожалению, данные о сборах в конце 90-х собирали не так детально, как, например, сейчас это делают в России (God Save ЕАИС). Тем не менее, известно, что в одной только Германии фильм «Достучаться до небес» посмотрело в кинопрокате 3,2 миллиона человек. Но широкую популярность в других странах кино обрело после распространения на VHS и чуть позже на DVD (палец вверх, если в твоем ноутбуке по-прежнему есть дисковод).
Увы, режиссёр Томас Ян, живущий и работающий в немецкой киноиндустрии по сей день, остался автором одного хита. Ни одна последующая его картина и близко не имела подобного успеха. А вот для Тиля Швайгера «Достучаться до небес» стала новым витком карьеры. Актёр закрепил позиции, стал более узнаваемым (не только в Германии) и начал развивать собственную кинокомпанию, пробуя себя в качестве продюсера.
Исполнитель роли Руди, Ян Йозеф Лиферс, и так был достаточно известным немецким актёром (преимущественно в театре) и музыкантом. Но после успеха картины он не получил широкой славы, как Тиль Швайгер. Ян Йозеф, помимо работы в кадре и на сцене театра, нашёл себя и в других сферах — за социальную и благотворительную деятельность Лиферсу присвоили Орден за заслуги перед ФРГ.
Дивный новый мир
Сегодня, когда поколения зумеров и альфа видит мир кардинально иначе, нелегко объяснить смысл путешествия, которое затевают герои. Бездумный угон автомобиля, использование огнестрельного оружия без должной подготовки, логика «живём один раз, плевать на закон» — всё это не слишком вяжется с осознанностью, вторжением в личное пространство и переходом в статус преступника. Попытка буллинга ещё не случившейся жизни на Небесах (ещё вопрос, существуют ли они в мире зумеров) неизбежно травмирует чувствительных и открытых молодых людей. Попробуйте в 2022 году сказать, что после смерти зумера «окрестят лохом», если он никогда не видел моря — через полчаса о вас напишут тред в твиттере или снимут ТикТок, засвидетельствовав нанесенную психотравму.
Стереотипное изображение бандитов (неотесанные, глупые и необразованные). Неоднозначная национальная и лингвистическая репрезентация (один из гангстеров — араб с «карикатурным» акцентом и непониманием игры слов в немецком языке). Необоснованная жестокость «чёрно-белого мира» (полицейские и бандиты стреляют друг в друга, ведь добро должно бороться со злом и никак иначе). Занятие сексом сразу с двумя проститутками (ради удовлетворения мужского эго; плакало «Половое воспитание» горькими слезами).
Этот список зумер или альфа может продолжить и детализировать. Сегодня авторов «Достучаться до небес» вполне могли бы «отменить» или, как минимум, подвергнуть моральному осуждению. Неудивительно, что фильмы с похожим посылом выходят на экраны (в основном малые, пополняя библиотеки стриминг-платформ), переживая тотальную трансформацию. Нужно следовать тенденциям, а думать о душе, кажется, больше незачем. Разбудите автора этих строк, когда два талантливых человека вновь познакомятся в настоящей (!) библиотеке и напишут там сценарий (!!) будущего шедевра. Кажется, сон будет долгим.
Обретя мировое признание, картина в том же году добралась и до России, где стала культовой для постперестроечного молодого поколения «П». Примечательно, что наши страны в то время были очень близки до духу, и небывалый культурный всплеск пришелся как раз на те годы. Валерий Тодоровский, Алексей Балабанов, Юрий Мамин — представители новой русской волны кинематографа. Они создавали интересное, немного хулиганское кино вместе со своими коллегами из Германии и смотрели на окружающую действительность иначе, чем маститые голливудские режиссеры. В 1997 году на Московском кинофестивале фильм Томаса Яна получил сразу несколько наград: главный приз за лучшую мужскую роль — Серебряный «Святой Георгий» (Тиль Швайгер) и приз за лучший фильм — Золотой «Святой Георгий».
Актер Ян Йозеф Лиферс был женат на дочери Олега Табакова Александре
Трагикомедия с заглавной строчкой из лирики Боба Дилана в названии фильма повествует о двух неизлечимо больных молодых людях, которых судьба сводит в последние дни жизни в «палате для конченых». После неожиданного жеста судьбы (повалившийся крест и явление текилы) новоиспеченные друзья решаются на «последний рывок». Мартин Брест (Тиль Швайгель), сам того не ведая, становится проводником закомплексованного Руди Вурлитцера (Ян Йозеф Лиферс). Глубокомысленные размышления Мартина о жизни и море поражают впечатлительного Руди и тот готов уже довериться ему полностью, но с опаской, памятуя о своей роли — эдакого правильного и воспитанного немца. Мартин, наоборот, по началу совсем не тянет на «святого» и благовоспитанного, его прошлое окутано туманом, но с момента, когда все пошло прахом — постепенно он открывает в себе способность «проповедовать» простые истинны и рассуждать о бренности бытия, в виде эпизодических лирических отступлений. Любопытно, что режиссер умышленно «пропускает» судьбы главных героев, не придавая никакого значения прошлому, начав повествование с последних дней жизни. Это во многом подчеркивает радикальные перемены в характерах Мартина и Руди, раскрывая лишь несколько незначительных эпизодов из их прошлой жизни.
После первых «шалостей», вроде угона редкого Mercedes-Benz 230 SL небесно-голубого цвета и нелепого ограбления в лучших традициях Тарантино (все экшн-эпизоды сопровождаются характерным мексиканским саундтреком и запредельной динамикой, свойственной Тарантино, но без агрессивного цинизма), герои начинают открывать для себя жизнь по-другому: Мартин становится сентиментальным и мудрым, а Руди, наконец, воплощает свои самые нескромные потаенные мечты. Список желаний, составленный друзьями — становится инструкцией к действию.
Режиссёра Томаса Яна можно увидеть в эпизодической роли таксиста
На своем пути они переполошили абсолютно всех, ставя в тупик своими нестандартными выходками: полицейские комично носились за ними, натыкаясь на ловушки, а вместе с ними и бандиты, идущие буквально по пятам. Бандиты, сыгравшие роли второго плана — колоритная парочка «братков» из 90-х только с немецкой спецификой. Такие же нелепые, как например нижегородские бандиты из черной комедии «Жмурки» Алексея Балабанова. Абдул (Мориц Блайбтрой) и Хэнк (Тьерри Ван Вервеке) пытаются вернуть редкую машину, угнанную Марком и Руди еще в начале фильма, а вместе с ней, как позже выясняется, чемодан с миллионом, который принадлежит загадочному боссу Кёртизу (Рутгер Хауэр).
Вот кто действительно постоянно обламывается на протяжении фильма, так это бандиты и полицейские, а главные герои воспринимают все свои приключения, как главное путешествие своей жизни. Обнаружив миллион, друзья начинают жить на самую широкую ногу, но постепенно иллюзии материального богатства отходят на второй план, а вместо них их души наполняются искренностью, состраданием, щедростью и любовью. Чего только стоит подаренный Марком своей матери знаменитый розовый «Кадиллак», как когда-то это сделал Элвис для своей матери. Кстати, Элвис Пресли проходил военную службу в Германии в 1958 году, куда его перевели после смерти матери, с которой он был очень близок, как и Марк. Элвис тогда был на пике популярности, и Марк как раз вспоминает этот период из своего детства, проведенного с матерью в бесконечных прослушиваниях короля рок-н-ролла в тяжелых послевоенных условиях. Трагический момент встречи с матерью ознаменовал для скитающихся друзей виток новых приключений. Им еще нужно было закончить дела на этом свете, в списке оставались не вычеркнутые пункты. Раздав кармические долги сначала полиции, а потом бандитам, Марк и Руди, благословленные главным бандитом Кёртизом (он тоже знает толк в разговорах о море), отправились навстречу морю.
Наконец, увидев море, Руди произносит ключевую фразу: «Я понял — бояться глупо». Звучит словно резюме всей его жизни, которая, благодаря своему проводнику и другу Марку вновь наполнилась смыслом. Финальная кульминационная сцена сопровождается песней «Knockin’ On Heaven’s Door», а герои безмолвно наслаждаются морем, к которому так стремились последние дни своей жизни. Мартин и Руди смогли достучаться до небес, и небеса их услышали. Кроме того, они смогли достучаться до миллионов сердец, заставив многих переосмыслить свою жизнь, по-другому расставить жизненные приоритеты и более отзывчиво относиться к окружающим людям.
В 2009 на экраны вышел японский ремейк фильма
Цитаты из фильма:
1. «Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно. О закате, который они видели. О том, как солнце, погружаясь в волны, стало как кровь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине. А ты? Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море. Там наверху тебя окрестят лохом».
2. «Фрэнки, это всё сволочи легавые! Они свистнули лимон! У них такой коррекция! … Коррупция. — А сразу трудно сказать? — Зинаю, зинаю».
3. «— Руди, я хотел сказать. — Я знаю. Я понял: бояться — глупо».
Фрагмент фильма: