— Пожалуйста, давай разойдемся.
— Аля, это же не разговор.
Именно разговор! Ты весь отпуск мне испортил.
— Я бы то же самое мог сказать.
— Давай разведемся, и все дела.
Аля, зачем нервничать?
— Ненароков! Валентин! Здорово!
— Здорово!
А это кто такой?
— Тебя как зовут?
— А это наш Алик.
— Здравствуйте.
— Здравствуйте.
Алечка, это мой старый приятель, вместе летали.
— Алевтина Федоровна.
— Очень приятно.
Какой ты здоровый вымахал!
— Ты тоже…
— Да ты что!
— Узнаю?
— Это так…
— Ты перевелся?
— Нет, я все также, по России.
Васильев серчает на меня?
Сначала ругался, сейчас молчит.
— Передавай привет.
— А какже, само собой.
А мы Москву смотрим.
— Я же на машине, садитесь.
— Спасибо.
Не получится. Надо билеты оформить, багаж.
Ну, смотрите. Я побежал. Будь здоров.
— До свидания.
— До свидания.
Может, все-таки надумаешь?
На ИЛ-1 8 вместе летали. Хороший парень.
Кобель высшей марки.
Командиром корабля тогда был Тимченко Андрей Васильевич.
Тоже отличный мужик.
— Как слетали?
— Нормально.
— 20 лет слышу «нормально».
— Так в самом деле нормально.
— Тебя не устраивает?
— Устраивает.
Лучше расскажи, как вы тут без меня живете?
Нормально.
Егор интересовался, когда вернешься.
— А как Наташка?
— Наташка как Наташка.
Ко мне девочку положили с зеркальным расположением…
— Она?
— Угу.
Папа!
— Здравствуй!
— Здорово!
— Как ты тут?
— Два зачета досрочно сдала.
Замуж еще не вышла? Все-таки три дня не виделись.
Пошла учиться. К обеду не жди.
Будешь выходить, нам с матерью не забудь сообщить.
Если телефон рядом будет.
— Ку шо.
— Ку!
Сибо.
Хватит на птичьем языке разговаривать!
Губишь ведь ребенка.
Пускай говорит как емуудобнее.
— Зачем насильно заставлять?
— Завел шарманку!
— Зачем ребенку слышать это?
— Как мне все это надоело.
Заикание может остаться, если на него обращать внимание.
— Кто из нас педагог?.
— Конечно, ты, солнышко.
Тетя Марина? Врач был?
Я только прилетел. Какдядя Боря?
Передайте Сашке, что я ему привез то, что он просил.
— Вот и все. Ну, как?.
— Потрясающе.
Все сам!
А почему на потолке? Шею можно сломать.
Я обычно лежа смотрю. Лежа очень удобно.
Андрюша, тебе Наталья ничего не говорила?
Нет, а что?
Только отнесись к этому спокойно. Она беременна.
Постой, это ерунда какая-то.
Я же ее спросил: «Замуж не вышла?»
Она говорит: «Пока не собираюсь».
Весело так сказала.
— И кто же этот?..
— Костя.
Она говорит, он бывал у нас.
Громче! Громче!
Ты, с книжкой, выйди!
А ты останься, тебе полезно будет послушать.
Ну, так что же ты, негодяй?
Наташка беременна, а ты другой дуре мозги крутишь?
Какая Наташка?
— Ты Костя?
— Я Костя.
Он.
— Ты?
— Да, а это сестра моя.
Так не поступают. Иди женись.
Андрей Васильевич, я с удовольствием, но она не хочет.
Что ты
Идея создания «Экипажа» принадлежит, конечно, самому Александру Митте, который, кстати, всегда тяготел к зрелищному кино с использованием специальных эффектов (тогда в СССР все это называлось «комбинированными съемками»).
«Я всегда мечтал снять зрелищное кино со множеством спецэффектов, — вспоминает режиссер картины Александр Митта. — Хотелось настоящий «инженерный проект» соорудить: я же в прошлом архитектор». Сказано — сделано: решили остановиться на популярном в то время за рубежом сюжете — авиакатастрофе. Такое в СССР совсем не показывали.
Митта многому научился у Александра Птушко – главного гуру в этой области, помогавшего ему даже в таком, казалось бы, далеком от спецэффектов фильме, как «Гори, гори, моя звезда». В частности, с падающим занавесом. Сам Птушко чем-то напоминал нынешнего Лукаса (тем более, и отчество у него было – Лукич). Его не столько интересовали актеры на площадке, сколько всякие трюки и выдумки (хотя, и актерские работы, и режиссура на высоком уровне). Так было и на «Новом Гулливере» (потрясшем всех и вся), и на «Салтане», и на других лентах.
Однако, со смертью Птушко созданный им великолепный цех комбинированных съемок Мосфильма начал приходить в упадок. Новых картин с использованием спецэффектов больше не появлялось. Кадры оказались невостребованными. И все, чем так гордился Александр Лукич, могло кануть в небытие. Так и пришла Митте мысль создать нечто такое, где можно было бы развернуться в полную силу. Создать зрелищный фильм не хуже западных образцов. Причем, как бывшему архитектору, ему хотелось создать именно какой-нибудь «инженерный» проект, какого раньше никто не видел.
Сказано – сделано. Митта обратился к Юлию Дунскому и Валерию Фриду. Решили остановиться на популярном сюжете – авиакатастрофе. После романа Хейли и последующей его экранизации «Аэропорты» посыпались один за другим. Не считая целого ряда других подобных лент. Однако, в СССР они не демонстрировались. И пробел в этой теме был очевиден. К тому же авторы решили несколько изменить традиционный ход повествования. Первую серию посвятить личным отношениям героев (сейчас эта идея смешения жанров вызывает сожаление Митты), а вторую – непосредственно борьбе за выживание на борту самолета. Для второй части к участию в сценарии авторы привлекли известного авиаинженера и преподавателя Бориса Уриновского.
С самого начала авторы столкнулись с серьезными трудностями. Показать катастрофу советского самолета, да еще такого, как ТУ-154…. Нашли компромиссное решение. Самолет терпит аварию за границей, в тяжелейшем стихийном бедствии. Но приземляется-таки в Москве. Благодаря героическим действиям экипажа.
Наконец, сценарий «Запас прочности» лег на утверждение (он, кстати, был опубликован в альманахе «Киносценарии»). Лента запущена в производство. Бюджет ее был не просто низким – он был вообще никаким, если говорить о подобных картинах. Название «Запас прочности» принято не было (прокатчики посчитали, что оно не очень кассовое). Уже в ходе съемок (по предложению Митты) его заменили на «Экипаж».
С компанией «Аэрофлот» удалось договориться. Снимали в московских аэропортах за не очень высокую плату. Гораздо тяжелее пришлось с поисками самолетов. В то время списанных ТУ-154 еще не было. Помог случай. В Омске на полосе загорелся самолет. Спасти, правда, удалось только хвост. Но и это уже было большой удачей. Через три недели этот кусок ТУ-154 привезли в Москву. На нем и сняли все «воздушные» эпизоды второй серии. А пока везли, произошло еще одно ЧП. На рейсе Киев – Москва кто-то из пассажиров разлил ртуть. Самолет спешно отправили на завод для обследования и ремонта. По просьбе Мосфильма и этот самолет предоставили для «Экипажа».
Сами съемки были невероятно тяжелыми и долгими. В основном, макетными. Но и они требовали огромного умения и труда. Митта снимал сразу с трех точек, что дало прекрасную возможность для последующего монтажа. Также режиссер попытался снять самую яркую (во всех смыслах) сцену, не прибегая к макету. На кладбище старых самолетов был найден ТУ-114, прекрасно сохранившийся. Поскольку двигаться самолет был уже не в состоянии, то декорацию соорудили прямо вокруг него, там же, на кладбище. Подготовили сцену взрыва самолета вместе со зданием аэропорта. Для чего привезли 6 тонн горючего. Однако, в ходе подготовки все воспламенилось, взорвалось и сгорело не дожидаясь команды «мотор!»
Главную роль Митта предложил Алексею Петренко. Однако, тот отказался, объяснив невозможностью сниматься «в железе» (т.е. в самолете). После чего и был утвержден Георгий Жженов. На роль Тамары Митта никого не видел, кроме Елены Прокловой (которую и создал, как актрису). Но, увы (а может, к счастью) и ее мы не увидели на экране. Сославшись на то, что ее не отпускает Ефремов, ибо она должна заменить в театре уехавшую в Южную Америку Ирину Мирошниченко, Проклова от роли отказалась. Правда, у самого Наумыча другое объяснение. Поскольку сценарий предусматривал некую постельную сцену (тогда еще никто даже предположить не мог, что именно получится), то Прокловой, как члену ЦК ВЛКСМ, было не совсем….
Случайно встретив в студии студентку Александру Иванес (будущую Яковлеву), Митта взял ее вместо Прокловой. Яковлеву тогда как раз исключили из театрального училища за срыв занятий и прогулы. Свой характер она с лихвой проявила на съемках. О чем с гневом вспоминает директор «Экипажа» Борис Криштул. Тем не менее, замечу, что победителей не судят.
Отказался от роли и Караченцов. Мол, занят и все такое. На его место пришел Анатолий Васильев из Театра Советской Армии. Только Олег Даль остался и приступил к съемкам. Уже было отснято довольно много материала, когда Даль прервал свою работу. Он очень тяжело болел в то время и не мог продолжать. Разразился крупный скандал. Пересъемка требовала новых затрат. Все эпизоды с Далем, на которые затратили кучу денег, полностью пропали. Сразу же последовали и санкции. На три года актер лишался права сниматься на студии «Мосфильм». Но все эти запреты никому уже не были нужны. Через год Олега Даля не стало. Его место на съемках занял в то время никому не известный Леонид Филатов.
“Худой, злой, больной — но какова страна, таков и секс-символ” – знаменитая фраза Жванецкого о Филатове всем известна. Как все получилось? Сама сцена, как утверждает Митта, придумана была давно. Исполнить задуманное – вот, в чем заключалась проблема. В общем и целом (не сообщая подробностей) режиссер заручился разрешением директора Мосфильма Сизова. Самую главную сцену с обнаженной натурой сняли ночью. Причем, Филатов раздеваться отказался наотрез. Только в одном дубле он лежит в трусах. А во всех остальных – одеяло набросано на джинсы. С Александрой вышло намного легче. Правда, когда на одном из дублей она, наконец, сняла трусики (Митта актрису приучал постепенно), один из осветителей не выдержал напряжения и шлепнулся с лесов вниз (к счастью, все обошлось).
Специально для этой сцены была построена декорация – «квартира Скворцова». Типичная берлога одинокого донжуана. С огромной кроватью, цветомузыкой, аквариумом (рыбок взяли напрокат из зоомагазина) и всеми прочими атрибутами. Поскольку Леонид Филатов на донжуана не очень смахивал (тут Михалыч, конечно, прав, спору нет), авторы решили убедить в этом зрителя.
Тут и бесконечные разговоры о бабнике и кобеле Игоре Скворцове. Тут и различные телефонные звонки от его поклонниц (раздражающие ревнующую Тамару). И, наконец, непосредственное посещение Игоря двумя девицами. Первая – еще до Тамары. Та, которую «донжуан» приглашает лежа слайды на потолке посмотреть. Кстати, в этой роли выступила Ирина Санпитер. Она потом вышла замуж, уехала в Италию и снялась там в некоторых картинах. Вторая – это, конечно, героиня Елены Кореневой. Все это сыграло свою роль. Как бы то ни было, зрители действительно восприняли Игоря, как донжуана. И на стеснительного Леонида Филатова обрушился шквал почитательниц.
Сцену сняли ночью. А наутро о ней уже доложили. Начальство пришло в страшную ярость. И пришлось взяться за ножницы. Большую часть «эротики» вырезали. Но и то, что осталось (вид обнаженной Яковлевой сквозь аквариум) привело в полный экстаз население СССР. Митта рассказывает, что киномеханики вырезали эти кадры и делали и них эротические фотки. Именно из-за этой крошечной сценки картина получила гриф «Детям до 16-ти»
Как ни странно, но только одна сцена вызвала нарекания уже на законченном фильме. Это смерть главного героя Андрея Тимченко. Причем, возмущение шло непосредственно от Самого. Которого возмутили бесконечные смерти пожилых людей на экране (вероятно, он чувствовал приближение своей кончины).
Так что, как ни противился Митта, а пришлось ему менять сценарий и уже отснятый материал. Добавили сцену, как экипаж навещает командира в больнице. Правда, некоторые полагают, что, когда в финальных кадрах Тамара объявляет Ненарокова командиром корабля, это, мол, косвенный намек на смерть Тимченко. Просто не показанной на экране. Несколько странное утверждение. Понятно, что после инфаркта герой Жженова уже в любом случае не вернется на полеты. Тем более, что и инфаркт-то у него произошел именно потому, что он не прошел очередную медкомиссию (как годом раньше его друг, второй пилот).
Содержание/сюжет
Алексей Гущин — молодой пилот. Он своенравен, но имеет высокие моральные принципы, и порой не подчиняется приказам начальства, за что его выгнали из пограничных войск, а также из военной и военно-транспортной авиации. Имея на руках плохую характеристику, Алексей приезжает к своему отцу Игорю Николаевичу Гущину, в прошлом работавшему авиаконструктором, чтобы пожить у него и найти новую работу. Отец делает звонок своему другу Петру Сергеевичу Шестакову, в котором предлагает кандидатуру сына на должность пилота в авиакомпании «Пегас Авиа», базирующейся в московском аэропорту Внуково, директором которой и является Шестаков.
Во время сдачи экзамена на авиатренажёре Алексей сталкивается с опытным пилотом Леонидом Зинченко, обладающим сложным характером. При отработке аварийной посадки Зинченко намеренно задаёт практически невыполнимые параметры, и Гущин проваливает тест. После едкого замечания главы экзаменационной комиссии Михаила Павловича Смирнова, Зинченко садится на авиатренажёр и тоже «разбивает самолёт» с заданными им самим параметрами. Признав задание невыполнимым, он оформляет экзаменационные документы и решает взять шефство над Гущиным. Так Алексей становится вторым пилотом-стажёром на авиалайнере Ту-204СМ. Однако в первом же полёте Гущин оскорбительно шутит в адрес бортпроводника Андрея и допускает слишком крутой набор высоты. Зинченко терпеливо указывает Алексею на его ошибки и просит впредь не повторять их. Но тем не менее, он сумел разглядеть в «заносчивом стажёре» талантливого пилота и даже не стал подавать рапорт о его некорректном поведении начальству.
Гущин знакомится со своей коллегой — вторым пилотом Александрой Кузьминой, которой приходится бороться с предубеждениями общественности о женщине-пилоте. Между Алексеем и Александрой завязывается роман, который вскоре заканчивается ссорой. Леонид Зинченко женат, но его жена Ирина постоянно жалуется на отсутствие мужа дома из-за работы, а сын Валера забросил учёбу и не слушается родителей. Попытка привлечь жену коллеги Николая Синицына Елену, чтобы та подтянула сына по английскому языку, терпит фиаско, так как Леонид вскоре обнаруживает их в интимной обстановке и быстро понимает, что и его семья на грани распада. Бортпроводник Андрей пытается завязать отношения со своим бригадиром Викторией, но та не испытывает ответных чувств, проявляя симпатию к Гущину.
Очередной вылет регулярного рейса задерживается из-за VIP-пассажира Петрицкого. Он ведёт себя вызывающе, хамит стюардам. Алексей, игнорируя запрет Зинченко, вступает в перепалку, а затем и в драку с VIP-пассажиром и его помощником. Пассажиров снимают с борта самолёта, а Гущина собираются уволить, но Леонид заступается за него перед руководством. Директор авиакомпании решает отправить Зинченко в Азию, чтобы он там переждал шумиху вокруг скандала с Петрицким и заодно перегнал туда Ту-204, зафрахтованный тамошней авиакомпанией. Вторыми пилотами Леонид берёт Александру и Алексея, а бортпроводниками Викторию и Андрея, а также берёт с собой Валеру. Но на пути к аэропорту назначения им поступает информация о землетрясении на вулканическом острове Канву (англ. Kanwoo) в районе Алеутских островов, в результате которого есть погибшие и раненые. Экипаж направляется к острову и совершает посадку в местном аэропорту.
Пилоты ждут прибытия двух автобусов с людьми, которых необходимо забрать, и внезапно происходит более мощный повторный толчок, при этом разрушается инфраструктура аэропорта, включая эстакаду основной взлётно-посадочной полосы (она разрушается посередине); попытка Airbus A319 авиакомпании Air Fair взлететь с разрушенной полосы заканчивается катастрофой. В это время приезжает один из автобусов с группой пассажиров, тогда как второй в горах попал под камнепад, поэтому Алексей, Андрей и Валера на двух микроавтобусах отправляются спасать оставшихся во втором автобусе людей. Оставшиеся в аэропорту видят начало извержения вулкана. Просчитывая варианты взлёта, Зинченко обращает внимание на небольшой транспортный самолёт Ан-26, которому для взлёта достаточно короткой взлётной полосы. Он оставляет дозаправленный Ту-204 для Алексея и спасаемых им людей, а сам пересаживает пассажиров в Ан-26 и вместе с Кузьминой вылетает из Канву.
В горах, благодаря помощи Валеры, из заваленного камнями автобуса удаётся спасти всех людей и погрузить их на микроавтобусы. Однако машины попадают в лавовый поток, из-за чего выжившим приходится идти пешком, и в пустой аэропорт Канву они попадают с задержкой. Для взлёта Алексей решает использовать более короткую полосу, на которой бушует пламя. Благодаря падению водонапорной башни авиалайнер успевает вылететь из разрушающегося и заливаемого лавой аэропорта. Во время набора высоты сквозь облако вулканического пепла происходит пожар в левом двигателе и падение тяги в правом, а правую стойку шасси заклинило.
Единственным подходящим аэропортом для аварийной посадки является окружённый сопками аэропорт Елизово в Петропавловске-Камчатском, но к нему приближается мощный грозовой фронт. На связь с диспетчером выходит Зинченко, который докладывает о проблемах на борту своего самолёта — при вылете из Канву был повреждён топливный бак в левом крыле, из-за чего происходит быстрое падение уровня авиатоплива, поэтому самолёт не может дотянуть до берега, а посадка на воду в условиях шторма приведёт к катастрофе. Разговор слышит Гущин, который решается переправить людей с Ан-26 на Ту-204 прямо в воздухе. На помощь Алексею приходит его отец, знающий конструкцию Ту-204. Во время переправки происходит разрыв грузовой корзины, в результате которого погибает 11 человек, однако большинство пассажиров, а также пилоты Зинченко и Кузьмина, успевают перебраться на Ту-204 прежде, чем на Ан-26 кончается авиатопливо и тот падает в океан.
Погодные условия в Петропавловском аэропорту ухудшаются, но экипаж принимает решение выполнять посадку. Алексей боится сажать самолёт с одним двигателем и отказавшим шасси в условиях грозы, но Леонид напоминает ему, что тот уже успешно выполнял это на тренажёре. Ту-204 совершает жёсткую посадку, но все находящиеся на борту спасены.
Под давлением Петрицкого за грубое нарушение правил авиакомпании директор вынужден уволить Гущина и Зинченко, но тут же делает важный звонок. Гущин и Зинченко становятся пилотами-стажёрами в авиакомпании «Аэрофлот». Вместе с ними в «Аэрофлот» переходит и Александра, ставшая женой Гущина.
Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Экипаж (фильм).
Экипаж | |
Жанр |
Фильм-катастрофа |
---|---|
Режиссёр |
Александр Митта |
Автор сценария |
Юлий Дунский |
В главных ролях |
Георгий Жжёнов |
Оператор |
Валерий Шувалов |
Композитор |
Альфред Шнитке |
Кинокомпания |
Мосфильм |
Длительность |
124 мин |
Страна |
СССР |
Язык |
русский |
Год |
1979 |
IMDb |
ID 0134633 |
«Экипаж» — советский фильм-катастрофа. Лидер проката в 1980 году — более 70 млн зрителей.
Содержание
- 1 Жанр
- 2 Сюжет
- 3 История создания
- 4 Съёмки
- 5 В ролях
- 6 Съёмочная группа
- 7 Премии и награды
- 8 Интересные факты
- 9 Примечания
Жанр
Фильм уникален тем, что состоит из двух серий, совершенно разных по жанру, но органично дополняющих друг друга. Первая серия фильма — бытовая мелодрама, вторая — фильм-катастрофа.
Сюжет
Действие происходит в СССР, в конце 1970-х годов.
Герои фильма — экипаж пассажирского самолёта Ту-154 СССР‑85131 ЦУМВС «Аэрофлота», совершающий международные рейсы
Игорь Скворцов — бортинженер, меняет любовниц одну за другой. Скворцов добивается расположения стюардессы Тамары, внучки старого друга командира экипажа Андрея Васильевича Тимченко. Одна из бывших любовниц Скворцова компрометирует его перед Тамарой. Скворцов делает Тамаре официальное предложение, но она отказывается. Тимченко считает Скворцова подлецом и грозит, что выгонит из отряда.
Ранее ушедший с лайнеров в малую авиацию, Валентин Ненароков страдает от непрерывных нападок обделённой мужским вниманием жены Алевтины. Супруги решают развестись, но после суда ребёнок остаётся у Алевтины. Тимченко ходатайствует о возвращении Ненарокова обратно в экипаж. Жена увозит сына на юг, мальчик называет Ненарокова дядей, а нового мужа Алевтины папой.
У самого Тимченко в семье проблемы, дочь забеременела, но выходить замуж за отца ребёнка отказывается, и, несмотря на тяжело протекающую беременность, решает рожать. После очередной ежегодной медкомиссии Тимченко узнаёт, что результаты велотеста ухудшились, и вполне вероятно, что его отстранят от полётов после следующего осмотра. Второго пилота из экипажа Тимченко списывают на землю по состоянию здоровья, его место занимает вернувшийся Ненароков.
Экипажу самолёта предстоит сложный рейс в терпящий бедствие город нефтяников Бидри. В аэропорту, в котором приземлился самолёт, происходит землетрясение. Всё вокруг горит и рушится, людей охватывает ужас, возникает паника. Взлётно-посадочная полоса оказывается поврежденной. Селевой поток, вызванный предыдущими толчками, разрушает нефтеперерабатывающий завод, поток горящих нефтепродуктов, разлившихся из разрушенных резервуаров, движется к аэропорту. Тимченко решает взлетать. Ту-154 разбегается по рулёжной дорожке за несколько минут до того, как весь аэродром заливает вода, смешанная с горящей нефтью.
При взлёте хвост самолёта задевает падающая осветительная вышка. Самолёт получает серьёзные повреждения и благополучная посадка невозможна. Частично заблокирован руль высоты, в фюзеляже перед воздухозаборником второго двигателя образовалась трещина, салон разгерметизирован. Ситуация за рамками любых руководств и инструкций. Ненароков и Скворцов прорубают обшивку, вылезают в воздухозаборник и устраняют неполадки, но трещина корпуса продолжает расти. Экипаж совершает посадку в аэропорту Шереметьево. При торможении реверсом у самолёта отрывается хвост, но все пассажиры и члены экипажа спасены.
Очередная медкомиссия отстраняет Тимченко от полётов. У него случается сердечный приступ. Его навещают в госпитале товарищи из экипажа и дочь с внучкой. Тамара собирается замуж за Скворцова. Ненароков становится командиром корабля.
История создания
Режиссёр Александр Митта обратился к Юлию Дунскому и Валерию Фриду с просьбой написать сценарий зрелищного фильма-авиакатастрофы. После романа Артура Хейли «Аэропорт» и последующей его экранизации тема авиакатастроф стала весьма популярной в Голливуде. Однако эти картины в СССР не демонстрировались. Заполнить вакуум и должна была аналогичная советская лента.
Авторы решили несколько изменить традиционный ход повествования. Первую серию посвятить личным отношениям героев, а вторую — непосредственно борьбе за выживание на борту самолета. Для второй части к участию в сценарии был привлечен известный авиаинженер и преподаватель Борис Уриновский. Наконец, сценарий, получивший название «Запас прочности», утвердили и лента с очень низким бюджетом была запущена в производство. Название «Запас прочности» утверждено не было — прокатчики посчитали, что оно не очень кассовое. Уже в ходе съемок, по предложению Митты, его заменили на «Экипаж».
Съёмки
С компанией «Аэрофлот» удалось договориться, съёмки в московских аэропортах обошлись недорого. Гораздо тяжелее пришлось с поисками самолётов — в то время списанных Ту-154 ещё не было, но помог случай: в Новосибирске при заправке загорелся самолёт. Спасти, правда, удалось только хвостовую часть — но и это уже было большой удачей! Через три недели этот кусок Ту-154 привезли в Москву, и на нём отсняли все «воздушные» эпизоды второй серии. А пока везли, произошло ещё одно ЧП: на исследовательском рейсе летающей лаборатории один из учёных разлил ртуть — самолёт спешно отправили на завод для обследования и ремонта. По просьбе Мосфильма и этот самолёт предоставили для съемок «Экипажа».
Сами съёмки были невероятно тяжёлыми и долгими, прошли в основном на макетах. Так, нефтеперерабатывающий завод, который по сценарию взрывается и горит из-за селевого потока, был импортным макетом настоящего завода. Митта снимал сразу с трёх точек, что дало прекрасную возможность отобрать материал для последующего монтажа. Также режиссёр попытался снять самую главную сцену, не прибегая к макету. На кладбище старых самолётов был найден прекрасно сохранившийся Ту-114. Поскольку двигаться самолёт был уже не в состоянии, то декорацию соорудили прямо вокруг него, там же, на «кладбище». Подготовили сцену взрыва самолёта вместе со зданием аэропорта, для пиротехников привезли 6 тонн горючего. Однако в ходе подготовки всё воспламенилось, взорвалось и сгорело ещё до съемки…
В ролях
- Георгий Жжёнов — Андрей Васильевич Тимченко, командир экипажа
- Анатолий Васильев — Валентин Георгиевич Ненароков, второй пилот
- Леонид Филатов — Игорь Скворцов, бортинженер
- Александра Яковлева — Тамара, бортпроводница, невеста Скворцова
- Ирина Акулова — Алевтина, жена Ненарокова
- Екатерина Васильева — Анна, жена Тимченко
- Мария Скворцова — Мешакова, мама Алевтины
- Галина Гладкова — Наташа, дочь Тимченко
- Юрий Горобец — Миша, диспетчер (до списания на землю — второй пилот)
- Александр Павлов — штурман
- Елена Коренева — Нонна, бывшая любовница Скворцова
- Геннадий Матвеев — вертолётчик, напарник Ненарокова
- Рома Монин — Алик, сын Ненарокова (озвучивает Клара Румянова).
- Иван Рыжов — Дед Тамары, старый друг Тимченко
- Комаки Курихара — Пассажирка самолёта, захваченного террористами
- Александр Потапов — Новый муж Алевтины
- Алексей Якубов — Костя, отец ребенка Натальи
- Ирина Савина — Сестра Кости
- Антон Табаков — Приятель Кости (в титрах не указан).
- Иван Агафонов — Кадровик министерства гражданской авиации
- Ирина Санпитер — Девушка, которой Скворцов показывает слайды
- Сергей Яковлев — Председатель совещания по спасению самолета
- Юрий Гусев — Участник совещания по спасению самолета
- Константин Захаров — Судья, слушающий дело Ненароковых
- Николай Сморчков — милиционер в аэропорту
- Николай Лебедев — Председатель медицинской комиссии
- Герман Юшко — Представитель «Аэрофлота» в Бидри (озвучивает Александр Белявский)
- Павел Ремезов — Инженер-строитель, провожающий жену на самолет в Бидри
- Пассажиры, взятые на борт в Бидри
- Александр Пашутин — Пассажир, вывихнувший челюсть
- Анна Варпаховская — Иностранка, отдавшая свою куртку Ненарокову
- Иван Воронов — Раненый главбух
- Лариса Барабанова — Девушка-болтушка
- Владимир Иванов — Врач
- Александра Назарова — Мама мальчика, заснувшего в хвосте самолета
- Владимир Маренков — Пассажир, поднявшийся, чтобы помочь экипажу
- Вадим Александров — Пассажир, читающий молитву
- Клара Румянова — Пассажирка с сыном
Съёмочная группа
- Авторы сценария:
- Юлий Дунский
- Валерий Фрид
- Александр Митта
- Режиссёр: Александр Митта
- Оператор-постановщик: Валерий Шувалов
- Художник-постановщик: Анатолий Кузнецов
- Композитор: Альфред Шнитке
- Дирижёр: Марк Эрмлер
- Звукорежиссёры:
- Екатерина Попова
- Вячеслав Карасёв
- Комбинированные съёмки
- операторы:
- В. Васильев
- Г. Зайцев
- художники
- В. Клименков
- А. Маликов
- художник-пиротехник
- П. Смаков
- операторы:
- Консультанты
- Главный консультант: С. Павлов
- Консультант: Ю. Луговой (заслуженный пилот СССР)
- Директор картины: Борис Криштул
Премии и награды
- Премия Всесоюзного кинофестиваля за 1980 год.
- На Всероссийском кинофестивале в Душанбе в 1980 году Союз композиторов Таджикистана вручил специальный приз композитору Альфреду Шнитке за музыку к этому фильму.
- Картина была удостоена главного приза Общества чехословацко-советской дружбы на Кинофестивале трудящихся в Чехословакии в 1981 году.
Интересные факты
|
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
- Одним из главных «героев» фильма стал самолёт Ту-154Б, борт СССР-85131. Самолёт принадлежал бориспольскому авиаотряду. Во время одного из перелётов на нём разлили ртуть. Чтобы выпарить ртуть, сначала через салон гоняли водяной пар, однако это привело к тому, что самолёт потерял нормы лётной годности, и его решили списать. Самолёт в данный момент находится на лётном поле учебной авиатехбазы Криворожского авиатехколледжа. Примечательно, что свою последнюю посадку самолёт совершал не на подготовленную ВПП, а на грунтовую ВПП.[1]
- Съёмки тушения хвоста велись с использованием уцелевшего хвостового оперения от сгоревшего в Толмачёво Ту-154 85087.
- Вообще же, помимо 85131 и 85087, в кадр попадали следующие борта Ту-154 (перечислены те, у которых отчётливо заметен бортовой номер): 85330, 85074, 85014, 85078, 85301, 85179, 85162, 85232.
- По словам Александра Митты в первоначальном варианте фильм должен был заканчиваться так:
Героя Жжёнова отстранили от полетов, он лежит в больнице, но друзья его вдруг просят перегнать самолёт: лётчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую кабину, а там его фронтовые ребята — совсем не изменились с военных лет. Они кладут ему руки на плечи, он берет штурвал — и они взлетают, растворяются в небе. В следующем кадре снова больница, и дочка его говорит: «Папа умер».[2]
Фильм показали Брежневу, у которого к этому времени были серьёзные проблемы со здоровьем. Он остался недоволен концовкой фильма, сказав: «Зачем вы мне покойников показываете». Концовку фильма пришлось изменить.
- Рабочее название фильма было «Запас прочности».
— Сразу ли возникло название картины «Экипаж» или были другие варианты?
— Фильм назывался «Запас прочности». Но, когда прокатчики увидели первую сборку картины, они в ужасе закричали: «Какой ещё „Запас прочности“? С таким названием фильм погибнет!» Срочно собрали всю группу, и Митта говорит: «Дам 100 рублей тому, кто придумает хорошее название». Две недели думали-думали и ничего не придумали.
— А кто автор «Экипажа»?
— Митта. [3]
- Литературный сценарий фильма, опубликованный в ежегодном альманахе «Киносценарии» (1977), имел название «Особые обстоятельства».
- Рубрика «Крутое пике» тележурнала «Каламбур» появилась благодаря именно этому фильму.
Примечания
- ↑ Ту-154Б — кинозвезда из КРАУССа (Ссылка битая — 09.07.2010)
- ↑ Когда б вы знали, из какого сюра… «Российская газета» — 28 марта 2008 г.
- ↑ Как снимали «Экипаж» АиФ Суперзвёзды, выпуск 19 (49) от 4 октября 2004 г.
Фильмы Александра Митты |
---|
Друг мой, Колька! • Без страха и упрёка • Звонят, откройте дверь • Гори, гори, моя звезда • Точка, точка, запятая… • Москва, любовь моя • Сказ про то, как царь Пётр арапа женил • Экипаж • Сказка странствий • Шаг • Затерянный в Сибири • Граница. Таёжный роман • Раскалённая суббота • Лебединый рай |
Но в разгар работы над сценарием, проект чуть не закрыли. Причиной в этот раз стало министерство гражданской авиации. Министр узнал, что готовятся съемки об авиакатастрофе на территории СССР и потребовал прекратить производство фильма, порочащего престиж советской авиации.
В 1979 году на советские экраны вышла картина, которая открыла публике неизвестный до этого жанр кино — фильм-катастрофа. Благодаря хитросплетенному повествованию любовных историй и семейных страстей, разыгрывающихся на фоне природного бедствия и выживания, картина произвела фурор среди зрителей. Как это часто бывает, история создания подобных шедевров остается неизвестной обычному зрителю.
Сценаристы придумали очень закрученный сюжет: землетрясение, взрыв нефтеперерабатывающего завода, горящая лава, селевой поток, отрывающийся при приземлении хвост самолета, ремонт лайнера во время полета…
Работа над сценарием фильма была еще в самом разгаре, а по министерству авиации уже пополз слух: «Мосфильм» затевает картину про аварию нашего самолета. Но как же так?! Самолеты фирмы Туполев — самые надежные в мире, «Аэрофлот» — самая лучшая и безопасная компания в мире.
Надо было что-то придумать. И авторы — Юлий Дунский и Валерий Фрид — нашли блистательное политическое решение: катастрофа происходит в Африке в вымышленном горном городе Бидри, а самолет Туполева падает не сам, а из-за природного катаклизма…
Денег на реализацию проекта съемочная группа попросила немного – 1,5 млн рублей. Это скромный бюджет для подобных фильмов. Но выдали лишь 1 млн 250 тысяч рублей. Спонсором выступил Аэрофлот. Заместитель министра гражданской авиации Сергей Павлов стал консультантом картины. С его помощью удалось удешевить производство: съемки в аэропортах были обеспечены.
Кадр из фильма.
В знаменитом «Экипаже» практически все главные роли играли не те актеры, которых режиссер Александр Митта первоначально планировал, а рабочее название фильма было «Запас прочности».
Александр Наумович хотел, чтобы командира экипажа Тимченко играл Алексей Петренко, но он отказался. Петренко заявил, что ему «трудно сниматься в этом железе», не его это, «а вот в избе деревянной — да, а тут — нет, извини, пожалуйста».
Тогда Митта позвал Георгия Жженова. Это была совершенно четкая удача.
Кадр из фильма.
Так же с ролью Леонида Филатова. Роль бортинженера Игоря Скворцова, должен был играть Олег Даль: начал уже сниматься, но заболел — нервное истощение, врачи сказали, пролежит в больнице месяца два.
«Роль не идет, режиссер недоволен, текст не держу, ночами не сплю — психую. В общем, сниматься не могу…» — говорил Олег Даль. — Режиссер классный, сценарий классный, но я впервые в жизни не могу сниматься. Не могу, поверьте». Олег произнес это так мучительно и искренне, что отставка была принята.
Картина простаивать не могла, и взяли Филатова, совсем тогда неизвестного артиста.
«Леонида Филатова я знал давно. Перед «Экипажем» он снялся всего в одном фильме («Иванцов, Петров, Сидоров»), и там его сняли неудачно. Перед тем как его пригласить на роль, я смотрел этот фильм — целых сорок минут гляжу на экран, и ни разу мне не дали увидеть его глаза! Ничего нельзя было понять про него как актера. В то время обязательным были актерские пробы. Я позвонил Филатову, сказал, что буду пробовать его и Даля. Он был уверен, что я все равно возьму Даля, и отказался. Даль стал работать, но заболел. Фильм нельзя было останавливать на два месяца, я звоню Филатову – приходи, роль свободна. Но он сперва сам позвонил Далю, выяснил, что за этим нет никаких интриг, согласился…» — вспоминал Александр Митта.
Александру Яковлеву, снявшуюся в роли бортпроводницы Тамары нашли совершенно случайно. Митта шел по коридору «Мосфильма» и увидел плачущую красивую девушку — слезы, какие-то неестественно крупные, горошинами лились из глаз.
Александр Наумович поинтересовался: «Что случилось?» Рыдающая Яковлева сказала с обидой: «Они дураки! Не взяли меня, а я лучше!» Оказалось, не утвердили ее в какой-то роли.
Он тогда предложил: «Ну тогда пойдем к нам». Привел в группу и и попросил оператора Валерия Шувалова: «По-моему, эту девочку надо посмотреть».
Елена Проклова и Александра Яковлева.
А он в ответ: «Ее надо брать, она абсолютно живая». Так и взяли, хотя на роль утверждена была другая актриса.
Сначала отказалась Елена Проклова, которая еще совсем девочкой снималась у Митты в картине «Звонят, откройте дверь», но ко времени «Экипажа» стала комсомольским лидером и решила: «Такие роли я играть не могу!»
Есть и другая версия: сославшись на то, что ее не отпускает Олег Ефремов, так как она должна заменить в театре временно уехавшую Ирину Мирошниченко, Проклова от роли отказалась.
Кадр из фильма.
На роль Тамары пробовалась Татьяна Догилева. У нее были хорошие пробы, и она прекрасно сыграла бы, но только совершенно другой характер, а Яковлева попала в точку и «Экипаж» стал ее первой киноработой. Она тогда была еще студенткой театрального по имени Александра Иванес.
В роли второго пилота Ненарокова должен был сниматься Николай Караченцов. Пробы с Караченцевым получились великолепными.
А потом Николай Петрович сказал, что очень занят в «Ленкоме», что снимается в Белоруссии и на телевидении, выступает в концертах с вокальными номерами и на съемки может выделить день-два в неделю. Тогда на роль второго пилота взяли актера Театра Советской Армии Анатолия Васильева.
«Экипаж».
С исполнительницей роли Тамары съемочная группа хлебнула лиха, о чем их заранее предупредило руководство ЛГИТМиКа. Саша была отъявленной прогульщицей и часто срывала репетиции. Но глядя на милую и красивую Сашу, они не очень-то поверили ректору, а зря. Но приходилось терпеть, на пересъемки не было денег, а от одной мысли, что снова придется искать главную героиню, бросало в дрожь. Недоучившаяся студентка вытворяла такое, что даже ветераны кино поражались.
Обычный съемочный день. Саша входит в павильон, а на ней платье из другой сцены. Режиссер останавливает съемку: «В чем дело?» «Художник по костюмам велела», — потупившись, как послушная школьница, отвечает Саша. Митта, страшно выругавшись, бежит к художнику по костюмам: «Ты почему такая-сякая срываешь съемку?» «И я ей сказала то же самое, — побледнев, оправдывается художница, — но актриса заявила, что это платье попросили вы…» Вместо извинений Саша на «голубом глазу» говорит, что ей в этом платье сниматься удобнее…
«Экипаж».
Потом как-то попросили ее заехать на студийной машине за Анатолием Васильевым. «Обязательно», — пообещала она. Но в «Домодедово» приехала одна и безмятежно сказала: «А меня об этом никто не просил». Съемки были задержаны.
Еще один скандал случился уже во время монтажного периода. Месяца за два до того «стюардесса» успела выйти замуж. Иванес заранее знала, что будет менять свою фамилию на фамилию Яковлева, но будто нарочно заявила об этом тогда, когда титры были уже готовы. Пришлось потратить деньги на изменение титров.
Кадр из фильма.
Фильм изначально назывался «Запас прочности». Но, когда прокатчики увидели первую сборку картины, они в ужасе закричали: «Какой еще «Запас прочности»? С таким названием фильм погибнет!» Название фильма было признано не кассовым.
Срочно собрали всю группу, и Митта предложил: «Дам денежный приз тому, кто придумает хорошее название». Две недели думали-думали и ничего не придумали. Тогда сам Александр Наумович предложил название «Экипаж».
Несмотря на то,что ключевой частью фильма, конечно же, является катастрофа, красной нитью через обе серии проходит линия человеческих отношений. У каждого из пилотов своя драма в жизни. И иногда тот, кто может проявить стойкость характера в небе, в обычных,бытовых вопросах становится беспомощен.
Кадр из фильма.
С понедельника по пятницу съемки проходили в павильоне, а в субботу Александр Митта садился в самолет и летел в Ялту, на натуру. Строили макетный город, а потом обрушивали на него огонь и воду, и он исчезал. Был возведен макет горящего завода — копия Омского нефтеперерабатывающего предприятия. Для эффекта камнепада и горящей лавы поджигали куски пенопласта и спускали с ялтинских гор. Сель создавали с помощью разбухших отрубей. Часть съемок проходила в Ярославле.
По студии бродили слухи, что Митта устраивает по ночам оргии и снимает их на пленку из-за одной единственной эротической сцены Филатова и Яковлевой. На совещании у директора эту сцену смотрели в полном оцепенении, только одна редакторша причитала: «Какой ужас! Боже, какой ужас!» В итоге от эпизода уцелело всего два-три плана.
Кадр из фильма.
Потом киномеханики вырезали эротические планы из фильма, печатали и выгодно продавали.
Леонид Филатов только в одном кадре согласился раздеться до трусов, а в остальных дублях он лежал под одеялом в джинсах.
Кадр из фильма.
Актриса согласилась раздеться полностью. Когда это увидел один из осветителей, он рухнул с лесов. Все самое неприличное камера снимала сквозь мерцающие огоньки подсветки и аквариум с рыбками.
Интересно, что для тех постельных сцен была построена декорация — «квартира Скворцова». Киношники постарались обустроить ее так, как выглядело бы типичное жилье одинокого донжуана. Огромная кровать, цветомузыка, аквариум (рыбок, кстати, взяли напрокат из зоомагазина) и другие атрибуты.
Кадр из фильма.
Поскольку Леонид Филатов на донжуана не очень был похож, авторы решили убедить в этом зрителя.
Тут и бесконечные разговоры о бабнике Игоре Скворцове. И, конечно, различные телефонные звонки от его поклонниц, раздражающие ревнующую Тамару.
И, наконец, непосредственное посещение Игоря двумя девицами. Первая — еще до Тамары. Та, которую Скворцов приглашает лежа слайды на потолке посмотреть. Кстати, в этой роли выступила Ирина Санпитер.
Ирина Санпитер и Леонид Филатов.
Она потом вышла замуж за иностранца, уехала в Италию и снялась там в некоторых картинах.
Вторая — это, конечно, героиня Елены Кореневой. Бывшая девушка Скворцова — Нонна .
Елена Коренева и Леонид Филатов.
Все это сыграло свою роль. Как бы то ни было, зрители действительно восприняли Игоря, как донжуана.
И на стеснительного Леонида Филатова обрушился шквал почитательниц после выхода фильма.
Кадр из фильма.
В картине квартира командира корабля Андрея Васильевича Тимченко располагалась в доме по адресу: Зоологическая улица, дом 12, корпус 2, где проживал сам Георгий Жженов.
Ирину Акулову, которая играла жену второго пилота Валентина Ненарокова, возненавидело все женское (да и мужское) население Советского Союза. И только потому, что стерва в ее исполнении была уж весьма узнаваема. Мужчины тыкали на ее героиню пальцем и говорили своим женам: «Вот, посмотри, какая ты бываешь».
Самой большой трудностью было найти самолеты для съемок. Снимать настоящие авиалайнеры было слишком дорого, а списанных Ту-154 нигде не было. Но киношникам повезло: в Новосибирском аэропорту Толмачево из-за халатности загорелся Ту-154А — верхняя часть фюзеляжа прогорела, но хвостовая почти не пострадала. По железной дороге ее доставили в Москву, и там сняли все «воздушные» сцены ликвидации неисправности самолета.
Еще одним самолетом для съемок послужил лайнер, на котором во время выполнения рейса Киев — Москва была разлита ртуть, после чего авиалайнер был отстранен от полетов с пассажирами, а к 1979 году передан Управлению учебных заведений. По просьбе «Мосфильма» этот самолет предоставили для съемок фильма.
Кадр из фильма.
Очень долго продолжалась борьба за финал. По сценарию командир экипажа -Георгий Жженов после пережитого стресса умирает прямо на глазах зрителей от сердечного приступа. Но два министра — авиации и кино — вцепились в горло режиссеру Митте, настаивая на хеппи-энде. «Но это же история жизни. Все умирают! И вы умрете!» — брякнул Митта, показывая на министра.
Но тут же понял свою бестактность и добавил: «И я умру». Месяц Митта боролся с министрами, но смерть командира экипажа все равно заставили убрать. Финальную сцену пришлось переснимать. Поэтому в финале добавили сцену, как экипаж навещает выжившего командира в больнице. А позже стюардесса Тамара произносит: «Вас приветствует командир корабля Ненароков Валентин Георгиевич».
После съемок «Экипажа» Александра Наумовича вызвал министр кинематографии: «Почему говоришь, что снял сказку, когда это фильм о коллективном подвиге советских людей?» — «Конечно сказка: лайнер — ковер-самолет, нефть — дракон, а летчики — три богатыря. Все верно…»
Кинолента «Экипаж» стала феноменально успешной благодаря тому, что состоит из двух абсолютно разных по жанру серий (первая — бытовая мелодрама, вторая — фильм-катастрофа), но гармонично дополняющих друг друга. А актеры, сыгравшие в ленте, стали мегапопулярными. Кстати, за первый год киноленту посмотрело почти 72 млн человек, она стала одним из абсолютных лидеров проката среди отечественных картин.
Источник