Постановка по роману «Герой нашего времени» «Княжна
Мэри» к литературному балу, посвященному 200-летию М.Ю.Лермонтова.
Действующие лица:
Печорин
Грушницкий
Княгиня Лиговская
Княжна Мери
Раевич
Елисаветинский источник.
Колодец, из которого стаканами берут и пьют целебную
воду. Скамеечка.
Входит Печорин, любуется живописью.
Появляется Печорин.
Грушницкий: Печорин! Давно ли здесь?
Обнимаются.
Печорин: Со вчерашнего дня.
Грушницкий: А я здесь уже неделю живу. Приехал
лечиться на воды. (показывает раненую ногу).
Печорин: Как тут живут?
Грушницкий: Мы ведем жизнь прозаическую. Утром – вялы,
как больные; вечером — несносны, как здоровые.
П: А общество какое?
Г: Женские общества есть. Только они играют в вист,
одеваются дурно и ужасно говорят по-французски.
Проходят княгиня Лиговская с дочерью.
Г: Вот княгиня Лиговская и с нею дочь ее Мери. Я с
ними незнаком. Они здесь только три дня.
П: И уже знаешь ее имя?
Г: Да, я случайно слышал. Но знакомиться с ними я не
желаю. Эта гордая знать смотрит на нас как на диких.
Раевич подходит к Лиговским и подает им
стакан.
П: А кто этот господин?
Г: О! это московский франт Раевич. Он игрок: это видно
по его золотой цепи, толстой трости, бороды и прически аля мужик.
П: Ты озлоблен против всего рода человеческого.
Г: И есть за что…
П: О! Право?
Дамы медленно приближаются к ним.
Г: (драматическая поза, громким голосом): Мусье, я
ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком
отвратительным фарсом.
Мери долго и любопытно посмотрела на
Грушницкого.
П: Мусье, я презираю женщин, чтоб не любить их, потому
что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой.
Уходит.
Грушницкий уроняет стакан у колодца. Мери
помогает ему и быстро уходит к матери.
Г: Ты видел? Это просто ангел!
П: Отчего?
Г: Разве не видел?
П: Видел. И сторож мог бы поднять твой стакан.
Г: И ты не был тронут, когда ее душа сияла на ее лице?
П: Нет… А вот и мой старый приятель. Доктор! Доктор
Вернер! (Уходит к Вернеру). (Печорин тоже уходит.)
Сценарий урока-спектакля по литературе.
Любовный треугольник «Грушницкий – Мери – Печорин»
(По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)
(Разработка может использоваться на уроке литературы, во внеклассной работе по предмету)
1 сцена Печорин
Печорин (выходит на середину класса): Знакомьтесь: Печорин. Вчера приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. Весело жить в такой земле! Воздух чистый и свежий, солнце яркое, небо синее… Чего бы, кажется больше? Однако пора. Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается всё водяное общество.
2 сцена Грушницкий
Грушницкий (появляется с другой стороны, прихрамывая, с костылем): Печорин! Давно ли здесь? (Обнимаются) Ранен пулей в ногу. Приехал на воды с неделю прежде тебя.
(Классу) Грушницкий – юнкер. Имею георгиевский солдатский крестик. На вид двадцать пять лет, хотя мне едва ли двадцать один год. Пишу эпиграммы.
Печорин (в сторону): Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель – сделаться героем романа. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Я его также не люблю: чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.
3 сцена Княгиня Лиговская и ее дочь княжна Мери
(Мимо проходят две дамы в шляпках: одна пожилая, другая молоденькая, стройная.
Княжна оборачивается и улыбается )
Грушницкий (Печорину): Вот княгиня Лиговская, с нею дочь её Мери, как она ее называет на английский манер. Они здесь только три дня.
Печорин (Грушницкому): Эта княжна Мери прехорошенькая. У нее такие бархатные глаза, нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее глазах. А что, у неё зубы белы?
Грушницкий (с негодованием): Ты говоришь об хорошенькой женщине, как об английской лошади.
Печорин: Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой.
(Сказал, повернулся и пошел прочь от Грушницкого.
Выходит из класса, останавливается и через открытую дверь наблюдает за происходящим)
4 сцена У источника
(Княгиня с московским франтом сидит на скамье в крытой галерее, и
оба заняты, кажется, серьезным разговором. Княжна прогуливается, над головой зонтик.
В эту минуту Грушницкий роняет свой стакан и, опираясь на костыль,
старается нагнуться, чтоб его поднять. Лицо его изображает страдание.
Княжна Мери быстро подходит к нему, поднимает стакан и подает ему; потом краснеет, оглядывается на галерею и, убедившись, что маменька ничего не видит, успокаивается )
Грушницкий (заметив Печорина и подойдя к нему): Ты видел?
(крепко пожимая ему руку). Это просто ангел!
Печорин (равнодушно): Видел. Она подняла твой стакан. Если б был тут сторож, то он сделал бы то же самое, надеясь получить на водку. Впрочем, очень понятно, что ей стало тебя жалко: ты сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу…
5 сцена Два дня спустя
Грушницкий: Мой друг, Печорин! Право, что Мери очень мила!..
Печорин (приняв серьезный вид):
Да, она недурна… Только берегись, Грушницкий! Княжна, кажется из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно
(Грушницкий ударяет по столу кулаком и начинает ходить взад и вперед по комнате)
Печорин (в сторону): Явно, что он влюблен. Я стал его рассматривать, и что же?.. мелкими буквами имя Мери было вырезано на внутренней стороне, и рядом – число того дня, когда она подняла знаменитый стакан
6 сцена На балу
Печорин (подходит к княжне и приглашает ее вальсировать)
Мери (приняв совершенно равнодушный и даже строгий вид, небрежно опускает руку на его плечо, наклонив слегка головку набок) (Вальсируют. Музыка смолкла)
(Шепотом): Благодарю вас, сударь.
Печорин: Я слышал, княжна, что, будучи вам вовсе незнаком, я имел уже несчастие заслужить вашу немилость… что вы меня нашли дерзким… неужели это правда?
Мери: И вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?
Печорин: Если я имел дерзость вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте мне иметь еще большую дерзость просить у вас прощения… И, право, я бы очень желал доказать вам, что вы насчет меня ошибались…
Мери: Вам это будет довольно трудно…
Печорин: Отчего же?
Мери: Оттого, что вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться.
(После некоторого молчания) Вы странный человек!
Печорин: Я не хотел с вами знакомиться, потому что вас окружает слишком густая толпа поклонников, и я боялся в ней исчезнуть совершенно.
Мери: Вы напрасно боялись! Они все прескучные…
Печорин: Даже мой друг Грушницкий?
Мери (в некотором сомнении):А он ваш друг?
Печорин: Да.
Мери: Он, конечно, не входит в разряд скучных…
Печорин: Но в разряд несчастных…
Мери: Конечно! А вам смешно?Я б желала, чтоб вы были на его месте…
7 сцена Женщины! Кто их поймет?
(Грушницкий, увидев Печорина, подходит к нему)
Грушницкий: Послушай, пожалуйста, не подшучивай над моей любовью, если хочешь остаться моим приятелем… Видишь: я ее люблю до безумия… и я думаю, я надеюсь, она также меня любит… У меня есть до тебя просьба: я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! Женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам. Вот хоть княжна: вчера ее глаза пылали страстью, останавливаясь на мне, нынче они тусклы и холодны…
(Увидев Мери, уходит)
Мери (Печорину): У вас очень мало самолюбия! Отчего вы думаете, что мне веселее с Грушницким?
Печорин: Я жертвую счастию приятеля своим удовольствием…
Мери: И моим…
(Мери уходит. Появляется Грушницкий))
Печорин: Как ты думаешь, любит ли она тебя?
Грушницкий: Любит ли? Помилуй, Печорин, какие у тебя понятия!.. как можно так скоро?.. Да если даже она и любит, то порядочная женщина этого не скажет…
Печорин: Берегись, Грушницкий, она тебя надувает…
8 сцена Бал
(Звучит музыка. Грушницкий возле княжны, он что-то говорит;
она его рассеянно слушает, смотрит по сторонам, приложив веер к губкам.
Печорин подходит сзади, чтоб подслушать разговор)
Грушницкий: Вы меня мучите, княжна! Вы ужасно переменились с тех пор, как я вас не видал…
Мери: Вы также переменились.
Печорин (в сторону):Грушницкий целый вечер преследовал княжну, пожирал ее глазами, вздыхал и надоедал ей мольбами и упреками. После третьей кадрили она его уж ненавидела.
Грушницкий (подойдя к Печорину, с негодованием взял его за руку):Я этого не ожидал от тебя.
Ты, говорят, эти дни ужасно волочился за моей княжной. Ты с нею танцуешь мазурку? Она мне призналась…
Печорин (с усмешкой): А разве это секрет?
Грушницкий (сильно волнуясь):Разумеется… Я должен был этого ожидать от девчонки… от
кокетки… Уж я отомщу!
Печорин :Чем же она виновата, что ты больше ей не нравишься?..
Голос: Господа, просим пройти в залу отужинать
(Кавалеры усаживают дам за стол.
Грушницкий уже сидит за столом с драгунским капитаном и о чем-то шепчется.
Печорин ведет Мери).
Мери: Я дурно буду спать эту ночь.
Печорин: Этому виноват Грушницкий.
Мери: О нет!.. (лицо её стало задумчиво, грустно)
(Печорин ухаживает за княжной, когда та садится за стол, смотрит на Грушницкого и,
желая позлить его, целует Мери руку)
9 сцена Ужин
(Кавалеры ухаживают за дамами, переговариваются между собой)
10 сцена Признание в любви
Печорин (в сторону):12 июня во время прогулки на лошадях княжна призналась, что любит меня.
Поутру я встретил княжну у колодца.
Мери: Вы больны?
Печорин: Я не спал всю ночь
Мери (ее голос дрожит): И я также…Знайте, что я всем могу пожертвовать для того, которого люблю. Вы меня не презираете, не правда ли? (схватила Печорина за руку)
Печорин: Я вам скажу всю истину, не буду оправдываться, ни объяснять своих поступков; я вас не люблю
Мери (едва внятно): Оставьте меня.
11 сцена Я вас ненавижу
Печорин (в сторону): Перед отъездом я зашел к княгине проститься.
Княгиня, позвольте мне поговорить с вашей дочерью наедине…
Княгиня (воскликнула, встав со стула):Никогда!
Печорин (собираясь уходить):Как хотите
(Княгиня задумалась, сделала Печорину знак рукою, чтоб он подождал, и вышла.
В дверях появилась Мери. Дойдя до середины комнаты, она пошатнулась,
Печорин вскочил, подал ей руку и довел до кресла).
Печорин: Княжна, вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня. Следственно, вы меня любить не можете…
Мери (желая скрыть слезы, закрыла лицо руками и отвернулась):Боже мой!
Печорин: Видите ли, я перед вами низок. Не правда ли, если даже вы меня и любили, то с этой минуты презираете?..
Мери (обернулась): Я вас ненавижу…
(Печорин поклонился почтительно и вышел)
Сценарий
Внеурочное
мероприятие
«Герои
нашего времени»
Демонстрация видео-ролика
«Вперёд, Россия» Олег Газманов
Чтец Синеговский Егор
стихотворение К. Симонов «Родина»
Выступление Ю.А. Рязанова:
Сегодняшнее мероприятие посвящено поддержки Российских вооружённых сил, участвующих
в специальной военной операции на Украине, которая началась 24 февраля 2022
года.
Цели операции:
— защита целостности
Российской Федерации и её будущего,
— помощь в освобождении
Луганской и Донецкой народных республик от вооружённых сил Украины,
— демиталиризация и денацификация
Украины.
Ради достижения этих
целей, мы – россияне, обязаны сплотиться и поддержать наших ребят.
Мы за Россию!
Мы за мир без нацизма!
Мы за Победу!
1 ведущий:
Героями
не рождаются, героями становятся
в
час испытаний.
2 ведущий:
О
подвигах — стихи слагают.
О славе – песни создают.
«Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!»
3 ведущий:
За первые 2 недели спецоперации 8 человек получили почётное звание Геро́й
Росси́йской Федера́ции и знак особого отличия — медаль
«Золотая Звезда».
1 ведущий:
Капитан Алексей Панкратов командир зенитного ракетного комплекса.
Прикрывая отдельную мотострелковую бригаду, сбил один украинский самолет
Су-25, а также 5 беспилотников.
2 ведущий:
Старший сержант Юрий Нимченко в ходе ожесточенного боя танкисты под его
командованием уничтожили шесть украинских танков и три БТР, сорвав атаку на
переправу через Днепр.
3 ведущий:
Старший лейтенант Антон Старостин, получив контузию после атаки танка
«Джавелином», продолжил командовать танковой ротой, которая удержала мост и
уничтожила два танка и восемь БТР противника.
1 ведущий:
Лётчик майор Виктор Дудин 24 февраля вступил в бой с истребителем Су-27
и сбил его. 26 февраля на предельно малой высоте поразил зенитно-ракетный
комплекс «Бук-М1». т28 февраля и 1 марта сбил два украинских истребителя Су-27.
2 ведущий:
Старший лейтенант Нурмагомед Гаджимагомедов 24 февраля российская
танковая колонна была атакована ВСУ. Его подбитый танк загорелся.
Лейтенант организовал своих
бойцов для ведения круговой обороны. Получив тяжелые ранения и использовав весь
боекомплект, военнослужащий подорвал гранатой себя и солдат противника.
3 ведущий:
Полковник Алексей Бернгард 24 февраля бригада морской пехоты приступила
к прорыву обороны ВСУ под Мариуполем. 2 марта бригаде удалось глубоко
вклиниться в глубь противника. Благодаря умелому командованию полковника потери
со стороны российской армии были минимальными.
1 ведущий:
Капитан Алексей Левкин командир танковой роты попала в засаду.
Левкин подбил два танка и
три БМП. Израсходовав весь боекомплект он отдал подразделению приказ об
отходе. Сам бой не покинул. Стал прикрывать отход.
Благодаря самоотверженным
действиям офицера танковая рота не только организовала вывоз раненых, но и вывела
из строя восемь танков и три БМП ВСУ.
2 ведущий:
Командир батальона «Спарта» гвардии полковник Владимир Жога
удостоен званий Героя ДНР
и Героя РФ. Посмертно. Владимир Жога (позывной Воха) — уроженец Славянска,
служил в ополчении Донбасса с 20 лет. Воха погиб, прикрывая собой женщин и
детей во время эвакуации.
3 ведущий:
11
российских военнослужащих, отличившихся при проведении специальной военной операции
по защите ДНР и ЛНР, получили медали «За отвагу».
1 ведущий:
лейтенант Мария Мирошниченко, лейтенант Александр Таран, капитан Алексей Юматов
2 ведущий:
прапорщик Арсалан Мункуев, рядовой Андрей Чернышов, младший сержант Игорь
Ведельский
3 ведущий:
майор Павел Слизько, старший лейтенант Валерий Жуков, прапорщик Екатерина
Иванова и другие.
Чтец: Егор Синеговский:
Пусть
знают и помнят потомки страны,
Россия сильна
есть
в России сыны!
Демонстрация видео-ролика
«Российская армия!
1 ведущий:
За первые дни спецоперации ранено более полутора тысяч и погибло около 500
солдат и офицеров. Среди погибших в первые дни есть и наши земляки – жители
Южного Урала…
2 ведущий:
20-летний младший сержант из г.Златоуст Максим Кравченко
3 ведущий:
26-летний старший лейтенант Валерий Осколков из г.Магнитогорска
1 ведущий:
24-летний младший сержант Данила Василенко из г.Магнитогорска
2 ведущий:
36-летний полковник челябинский летчик Командир «Русских витязей» Ростислав
Еременко
3 ведущий:
27-летний старший лейтенант уроженец Катав-Ивановска, летчик Александр
Подшивалов
1 ведущий:
36-летний офицер-танкист из Челябинска Константин Глушков
Он героически погиб 24
февраля в первый день спецоперации.
2 ведущий:
23-летний рядовой Давлатов
Умедджон Рахматович
Родился в г. Челябинске.
Учился в школе № 74. Занимался
Дзюдо в школе Юность Метар, а также ММА в клубе Рем93.
Обучался в
Транспортно-технологическом комплексе нашего колледжа с 2014 г. по 2018 г. по
специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Ума, так его называли
преподаватели и студенты, всегда хотел служить в армии. Был жизнерадостным и
отзывчивым парнем. Его последний пост в В Контакте звучит так: «Каждый момент жизни наполнен радостью и
счастьем. Если вы будете внимательны, то увидите это.»
После окончания колледжа
проходил срочную службу в отдельном разведывательном батальоне Вооружённых сил
РФ в г. Чебаркуль, а затем выбрал службу по контракту.
Подразделение попало в
засаду. Было обстреляно ВСУ. От множественных ранений Давлатов Умедджон
скончался.
Наш выпускние мужественно
выполнял свой воинский долг по укреплению безопасности нашей страны.
3 ведущий:
Почтим память погибших минутой молчания!
Звучат звуки метронома
Чтец: Егор Синеговский:
Мы
своих никогда не бросаем,
Мы
своих никогда не сдаем,
Мы
их боль как свою принимаем
И
частицу себя отдаем.
Студенты с флагами России
выходят к сцене и машут ими под Демонстрацию видео-ролика
«Вперёд, Россия» Олег Газманов.
Герой нашего времени (Сериал 2009)
Первая многосерийная экранизация знаменитого произведения М.Ю.Лермонтова, снятая режиссером фильма «Брестская крепость» Александром Коттом. Посмотреть онлайн сериал «Герой нашего времени» с Игорем Петренко в роли Печорина можно прямо сейчас.
Действие происходит в 1837 году, во время очередного витка войны на Кавказе. До поры до времени она непосредственно не затрагивала главного героя, молодого офицера Григория Печорина. Однако после участия в дуэли он попадает сначала в Пятигорск, а затем и в действующую крепость. Непривычный к порядкам военного времени и местным устоям, он совершает ошибки и пытается их исправить, становится участником похищения молодой чеченской княжны и схватки с контрабандистами.
Григорий Печорин – не просто персонаж, но портрет эпохи, герой, олицетворяющий своим внутренним миром терзания и сомнения времени, в которое он жил.
Приглашаем посмотреть сериал «Герой нашего времени» в нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!
Качество
Изображение и звук. Фактическое качество зависит от устройства и ограничений правообладателя.
Рейтинг Иви
Выдающиеся актеры
Рейтинг Иви
Выдающиеся актеры
Качество
Изображение и звук. Фактическое качество зависит от устройства и ограничений правообладателя.
Cмотреть «Герой нашего времени» на всех устройствах
Приложение доступно для скачивания на iOS, Android, SmartTV и приставках
Подключить устройства
Составитель: гл. библиотекарь библиотеки «Веста»
Шабанова Ирина Сергеевна,
тел. 34-24-35
Презентация
Песенка о дуэлях
Отрывок из фильма
Слайд 1+ «Песенка о дуэлях» (музыка Владимира Качана, стихи Леонида Филатова)
Библиотекарь:
Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»Так писал А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» о дуэли Ленского и Онегина.
Сегодня у нас тоже состоится дуэль, но дуэль литературная, по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в которой вы должны будете показать свое знание текста произведения, а также понимание характеров его героев и основных особенностей романа.
Но сначала несколько слов об истории дуэлей.
Слайд 2
Дуэль в переводе с латинского – война, поединок, происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением.
Дуэли получили распространение в Европе в средние века. В Россию пришли при Петре I. Власти всегда были против дуэлей. Пытался искоренить дуэли и кардинал Ришелье. По его указу дуэлянту грозила позорная публичная казнь на виселице. В России дуэли были запрещены указом Петра I, но в 1894 г. военное ведомство вновь ввело их для разбирательства ссор среди офицеров. Об этом читаем у Куприна в «Поединке». Николай Iне одобрял дуэли, видя в них проявление варварства. Наказание, правда, при Николае I во времена Пушкина и Лермонтова было более мягким: судебное разбирательство и трехмесячная отсидка в крепости (вспомните Печорина или самого Лермонтова). Но, несмотря на запреты, существовал неписанный дуэльный кодекс, свод правил. И лишь только точное соблюдение этих правил отличало дуэль от убийства.
1) цель дуэли — удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);
2) участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);
3) средство дуэли — смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);
4) наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.
Дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий: дистанция колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15 шагов), встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, порой стрелялись, стоя поочередно спиной у края пропасти, чтобы в случае попадания противник не остался в живых (вспомним дуэль Печорина и Грушницкого в «Княжне Мэри»).
Многие русские писатели были завзятыми дуэлянтами. Ведь они были детьми своего времени и считали дуэль эффективным способом защиты чести. Грибоедов, к примеру, стрелялся с будущим декабристом Якубовичем. Удалось установить, что в жизни А. С. Пушкина было 29 состоявшихся и не состоявшихся дуэлей. Пушкин даже стрелялся со своим другом В. Кюхельбекером. Это была довольно смешная история. Однажды в 1819 году Пушкин написал четверостишие:
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно…
И было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
Кюхельбекер обиделся. Вызвал поэта на дуэль. Пушкин и на дуэли шутил, уговаривая секундантов отойти подальше, потому что, если Кюхля будет целить в него, то обязательно влепит пулю секунданту. Кюхельбекер стрелял, но промахнулся. Пушкин же выстрелил в воздух и побежал мириться.
Наконец, вы знаете, что Пушкин погиб на дуэли с Дантесом. Ему было всего 37 лет. Но он мог быть убит и в 19, и в 20, и в последующие годы.
Едва не привела к дуэли ссора двух классиков – Тургенева и Толстого. Слава Богу, хватило у обоих ума извиниться. Но помирились они только через 17 лет.
Последней писательской дуэлью была дуэль Н. Гумилева и М. Волошина в 1909 г. Они стрелялись возле Черной речки на пистолетах пушкинского времени. Т.Е. дуэль была театрально обставлена. Гумилев промахнулся, пистолет Волошина дал осечку. Гумилев предложил Волошину стрелять еще раз. Тот выстрелил, боясь при этом попасть в Гумилева. Он совсем не умел стрелять.
В каких произведениях вы встречали описание дуэлей? («Евгений Онегин», «Выстрел», «Капитанская дочка», «Каменный гость» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Отцы и дети» Тургенева, «Поединок» Куприна, «Война и мир» Толстого и др.)
Ну, а сейчас, господа приступим к нашей литературной дуэли. У нас четыре команды и 3 РАУНДА (или ДУЭЛИ). В каждом раунде 3 этапа:
Выбор дуэлянта (определяем имя дуэлянта по его описанию);
Путь к барьеру (по 4 вопроса командам);
Выстрел (задания отдельно) для дуэлянтов и секундантов.
В каждой команде будет ДУЭЛЯНТ (главный игрок, капитан) и ДВА СЕКУНДАНТА (помощники). Большинство заданий участники дуэли будут выполнять сообща, совещаясь друг с другом. Но задания в 3 раунде будут предназначены ТОЛЬКО для дуэлянтов и ТОЛЬКО для секундантов.
Задания будут оцениваться в 1, 2 и 5 баллов в зависимости от степени сложности.
В конце каждого раунда АРБИТР назовет победителя. Победители 1 и 2 РАУНДА сразятся между собой.
ДУЭЛЬ 1 (Повесть «Бэла», «Максим Максимыч»)
«ВЫБОР ДУЭЛЯНТА» (цена ответа 1 балл)
(Ведущий раздаёт 1-й и 2-й командам карточки с характеристикой и высказыванием литературного героя)
Слайд 2
Для команды 1
Задание 1 Чей это портрет?
♦ «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха…»
Задание 2 Кому принадлежат слова?
♦ «У меня несчастный характер: воспитание ли сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив».
Ответ: Печорин.
Для команды 2
Задание 1 Чей это портрет?
♦ «Он, знаете, был не то чтоб мирной, не то чтоб немирной. Подозрений на него было много, хоть он ни в какой шалости не был замечен. Бывало, он проводил к нам в крепость баранов и продавал дёшево, только никогда не торговался: что запросит, давай, — хоть зарежь, не уступит.
Говорили про него, что он любит таскаться за Кубань с абреками, и правду сказать, рожа была самая разбойничья; маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, как бес!»
Задание 2 Кто пел эту песню?«Много красавиц в аулах у нас.
Звёзды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены.
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет…»
Ответ: Казбич.
«ПУТЬ К БАРЬЕРУ» (цена ответа 2 балла)
Слайд 4
Ведущий задаёт вопросы дуэлянтам.
Для команды 1
Вопросы
Сколько лет прошло со дня вашей службы в крепости до последней встречи с Максимом Максимычем? (5 лет)
- Вы осознали, что плохо поступили с Бэлой? (Вопрос на размышление)
- Максим Максимыч очень досадовал, что вы переменились к этой бедной девочке: половину дня проводили на охоте, обращались с ней холодно. Бэла заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели. Как вы объясните своё поведение? («Когда я увидел Бэлу в своём доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её чёрные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Глупец я или злодей, не знаю, но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она».)
- Что с вами сталось после гибели Бэлы? (Долго был нездоров, исхудал. Месяца через три назначили в другой полк, и я уехал в Грузию.)
Для команды 2
Вопросы
- Максим Максимыч всегда удивлялся нраву вашего народа. «Уж эта мне Азия! Что люди, что речки — никак нельзя положиться!» — говорил он. А вы на что можете положиться в жизни? (На волю, на своего коня.)
- О вас говорят, что ваш бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре. А лошадь ваша славилась в целой Кабарде, и точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. Так ли это? («Вороная, как смоль, ноги — струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы; а какая сила! Скачи хоть на 50 вёрст; а выезжена — как собака бегает за хозяином, голос его даже знала».)
- Чем вы занимаетесь с абреками за Кубанью? (Отбиваем русские табуны)
- После страшных злодеяний вы не могли оставаться на родине, ничто вас не связывает с ней. Гдевы сейчас? (У шапсугов, люблю под выстрелы русских шажком разъезжать и раскланиваюсь превежливо пулям, которые пролетают близко от меня.)
«ВЫСТРЕЛ» (цена ответа 5 баллов)Задание для дуэлянтов
♦ Восстановите хронологию событий в романе (письменно)
Ответ: Расположение событий не в хронологическом порядке служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорина мы видим глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по дневниковым записям.
По пути из Петербурга на Кавказ Печорин останавливается в Тамани («Тамань»). После участия в военной экспедиции он едет на воды и живёт в Пятигорске и Кисловодске, где убивает на дуэлиГрушницкого («Княжна Мери»). За это Печорина высылают в крепость под начальство Максима Максимыча («Бэла»). Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где встречается с Вуличем («Фаталист»). Через 5 лет после этого он, уже вышедший в отставку и поживший в Петербурге, едет в Персию и по дороге, во Владикавказе, встречается с Максимом Максимычем и автором («Максим Максимыч»). На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).
Слайд 4
сюжет- (от франц. sujet — предмет) — событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. |
фабула(о лат. fabula — басня — рассказ), в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. |
«Максим Максимыч» |
«Тамань» |
«Бэла» |
«Княжна Мэри» |
«Предисловие к журналу Печорина» |
«Бэла» |
«Тамань» |
«Фаталист» |
«Княжна Мэри» |
«Максим Максимыч» |
«Фаталист» |
«Предисловие к журналу Печорина» |
(Пока дуэлянты подготавливают ответ на задание, Ведущий задаёт вопросы секундантам)
Вопросы секундантам (цена ответа 2 балла)
- Казбич говорил: «Я ездил с абреками отбивать русские табуны». Кто такие абреки? (по Ожегову: Абрек — Горец, участвовавший в борьбе против царских войск и администрации)
- Казбич говорил: «Я слышал за собой крик гяуров». Кто такие гяуры? (по Ожегову: Гяур — Человек иной веры)
- У Казбича был «бешмет всегда изорванный». Что такое бешмет? (Бешмет-а, м. Одежда тюркских, монгольских и кавказских народов, плотно прилегающая в груди и в талии и доходящая до колен) Слайд 3
- Бэла сказала Печорину, что «галуны на нем золотые». Что такое галуны? (Галун-а,м. Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде) Слайд 3
ДУЭЛЬ 2 «Княжна Мэри»
«ВЫБОР ДУЭЛЯНТА» (цена ответа 1 балл)
(Ведущий раздаёт 3-й и 4-й командам карточки с характеристикой и высказыванием литературного героя.)
Для команды 3
Задание 1 Чей это портрет?
♦ «Он хорошо сложен, смугл и черноволос … закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно… Производить эффект — их наслаждение…»
Задание 2 Кому принадлежат слова?
♦ «Что для меня Россия!., страна, где тысячи людей, потому что они богаче меня, будут смотреть на меня с презрением…»
Ответ: Грушницкий.
Для команды 4
Задание 1 Чей это портрет?
♦ «Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин…»
Задание 2 Кому принадлежат слова?
♦ «Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».
Ответ: Печорин.
«ПУТЬ К БАРЬЕРУ» (цена ответа 2 балла)
(Ведущий задаёт вопросы дуэлянтам)
Слайд 5
Для команды 3
Вопросы
- Как вы оказались на водах? (Вдействующем отряде был ранен в ногу и поехал на воды на неделю раньше Печорина)
- Что стало причиной заговора против Печорина? (Высокомерие Печорина, который считал себя выше «водяного общества»)
- Каковы условия дуэли? (Стреляться на шести шагах в пяти верстах в глухом ущелье. Убитого — на счёт черкесов. Друзья решили зарядить только один мой пистолет — хотели только постращать.)
-
Какое у вас звание? Имеете ли вы награды? (Юнкер, имею Георгиевский крест)
Для команды 4
Вопросы
- Вас княжна Мери считает опасным человеком, даже хуже убийцы. Как вы думаете, почему?
- Какую книгу вы читали в ночь перед дуэлью? («Шотландские пуритане» В. Скотта)
- Произнесите свои слова, подводящие итог дуэли с Грушницким. («Финита ля комедия»)
- В ночь перед дуэлью, размышляя о прожитой жизни, вы признаётесь себе, что ваша любовь никому не принесла счастья, потому что любили для себя, для собственного удовольствия. Какую роль вы играли в руках судьбы? (Топора)
«ВЫСТРЕЛ» (цена ответа 5 баллов)
Задание для дуэлянтов
♦ Объясните смысл слов Печорина: «Заснул сном Наполеона после Ватерлоо».
Ответ: Проиграв битву при Ватерлоо в 1815 году, где решалась судьба его империи, Наполеон, по преданию, проспал более полутора суток.
(Пока дуэлянты подготавливают ответ на задание, Ведущий задаёт вопросы секундантам.)
Вопросы секундантам (цена ответа – 2 балла)
- Как молодёжь прозвала доктора Вернера, чья одежда была постоянно чёрного цвета? (Мефистофель)Слайд 6
- Сколько лет Грушницкому? (На вид ему можно дать 25лет, хотя ему едва ли 21 год)
- О мужчинах «водяного общества» Печорин писал в дневнике: «Они франты: опуская свои оплетенный стакан в колодезь кислосерной воды, они принимают академические позы…» Как вы понимаете выражение «академические позы»? (картинные, искусственные)
- О Грушницком в романе сказано: «Грушницкий – юнкер. Он только год на службе». Кто такой «юнкер»? (вольноопределяющийся из дворян, вступивший в службу нижним чином)
(Дуэлянты дают ответ на решающее задание. Жюри определяет победителя.)
ДУЭЛЬ 3 (ФИНАЛ) «Фаталист»
«ВЫБОР ДУЭЛЯНТА» (цена ответа 1 балл)
Слайд 7
(Ведущий раздаёт выигравшим командам карточки с характеристикой и высказыванием литературного героя)
Для команды 1
Задание 1 Чей это портрет?
♦ «Высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы, чёрные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, — всё это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи».
Задание 2 Кому принадлежат слова?
♦ «Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута…»
Ответ: Вулич.
Для команды 2
Задание 1 Чей это портрет?
♦ «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!»
Задание 2 Кому принадлежат слова?
♦ «Я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге».
Ответ: Печорин.
«ПУТЬ К БАРЬЕРУ» (цена ответа 2 балла)
Ведущий задаёт вопросы дуэлянтам.
Для команды 1
Вопросы
- У вас редкая фамилия. Кто вы по национальности? (Серб)
- Товарищи ваши очень мало о вас знали: что вы храбр, говорили вы мало, но резко, никому не поверяли своих душевных и семейных тайн. Каковы всё-таки ваши увлечения? (Имел только одну страсть — к игре)
- Сколько стоило пари с Печориным? (20 червонцев)
-
Где вы взяли пистолет, чтобы осуществить своё пари? (В спальне майора, я снял один из пистолетов, висевших на стене)
Для команды 2
Вопросы
- Объясните смысл вашего пари с Вуличем. («Может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута…»)
- Как вам удалось обезоружить пьяного казака Ефимыча без жертв? (Ефимыча отвлёк есаул раговором, а я, оторвав ставень, бросился головой вниз в хату и схватил Ефимыча за руки, в дверь ворвались казаки, и преступник был связан)
- Смысл последних слов Вулича был понятен только вам. Какие это были слова? («Он прав»)
- Какую карту вы подкинули вверх по просьбе Вулича? (Червонного туза)
ВЫСТРЕЛ
Задание для дуэлянтов (цена ответа 5 баллов)
Вулич перед смертью сказал: «Он прав»? Что он имел в виду? Фаталист ли Печорин, по вашему мнению?
(Пока дуэлянты подготавливают ответ на задание, Ведущий задаёт вопросы секундантам)
Вопросы секундантам (цена ответа 2 балла)
- Смысл какого слова Печорин попытался объяснить Максиму Максимычу? (Предопределение)
- Где происходят события, описанные в повести «Фаталист»? (В казачьей станице)
- Объясните смысл латинского выражения «рго etcontra». Автор пишет: «Каждый рассказывал разные необыкновенные случаи «рго etсontra». (с латинского — «за и против» («взвесить все за и против»)
- Как звали Печорина? (Григорий)
Дуэлянты дают ответ на решающее задание. Жюри определяет победителя викторины, проходит награждение победителей.
Библиотекарь:
Слайд 8 + отрывок из многосерийного художественного фильма «Герой нашего времени» (2006) (автор сценария: Ираклий Квирикадзе, режиссёр-постановщик: Александр Котт)
У памятника Лермонтову
Ты стоишь, не знающий покоя,
Молодой, уставший от дорог,
Думаешь над новою строкою –
Так, как ты лишь думать мог.
Ты ещё, наверно, не заметил:
Отшумели тысячи дождей,
Миновало более столетья
Бесконечной юности твоей.
Золотятся, как и прежде, нивы,
Пахнет воздух хлебом и жнивьём.
Голос твой свободно и счастливо
Входит гостем в каждое жильё.
Жить и жить в граните и металле
Вечно юной пламенной душе!
Слышишь, как деревья зашептали:
«С днём рожденья, дорогой Мишель…».
М. Кириллов
Оценочная таблица для жюриДуэль 1
Печорин |
Казбич |
|
«ВЫБОР ДУЭЛЯНТА» (цена ответа 1 балл) Вопрос 1 Вопрос 2 |
||
«ПУТЬ К БАРЬЕРУ» (цена ответа 2 балла) Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 |
|
|
«ВЫСТРЕЛ» (цена ответа 5 баллов) |
||
Вопросы секундантам (цена ответа 2 балла) Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 |
||
ИТОГО |
Дуэль 2
Печорин |
Грушницкий |
|
«ВЫБОР ДУЭЛЯНТА» (цена ответа 1 балл) Вопрос 1 Вопрос 2 |
||
«ПУТЬ К БАРЬЕРУ» (цена ответа 2 балла) Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 |
||
«ВЫСТРЕЛ» (цена ответа 5 баллов) |
||
Вопросы секундантам (цена ответа 2 балла) Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 |
||
ИТОГО |
Дуэль 3 (ФИНАЛ)
Печорин |
Вулич |
|
«ВЫБОР ДУЭЛЯНТА» (цена ответа 1 балл) Вопрос 1 Вопрос 2 |
||
«ПУТЬ К БАРЬЕРУ» (цена ответа 2 балла) Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 |
||
«ВЫСТРЕЛ» (цена ответа 5 баллов) |
||
Вопросы секундантам (цена ответа 2 балла) Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 |
||
ИТОГО |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Лермонтов, М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени[Текст]. – М.: АСТ. Олимп, 1996. – 480 с.
- Владимир Качан (стихи Леонида Филатова). Песенка о дуэлях[Электронный ресурс] – Режим доступа : http://yandex.ru/video/search?text. – Заглавие с экрана.
- Дуэль в России [Электронный ресурс.] – Режим доступа : http://wordweb.ru/2009/02/10/dujel-v-rossii.html. – Заглавие с экрана.
- Каримова, Р.З. Литературная дуэль : викторина, посвящённая роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» для уч-ся 9-11 кл. [Текст] // Читаем, учимся, играем. – 2010. — №7. – с. 12 – 15.
- Михаил Кириллов. У памятника Лермонтову : стихотворение [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://tarhani.virtbox.ru/wreath.html. – Заглавие с экрана.