Недавно в кинотеатрах вышел фильм «Главный герой» (Free Guy) — фантастическая комедия продюсера и режиссёра Шона Леви. Если вы посмотрели
кино (или сгораете от любопытства), но осталось множество вопросов, прочитайте
подробные описание, разбор и объяснение сюжета и концовки. Осторожно, в тексте
присутствуют спойлеры!
Полный (но краткий) пересказ сюжета фильма «Главный герой» для тех, кто всё
пропустил
Фильм начинается с того, что нам наглядно демонстрируют: реальный мир
одержим миром виртуальным. Десятки, а то и сотни миллионов игроков ежедневно
играют в онлайновую игру с открытым миром, очевидно вдохновлённую серией Grand
Theft Auto — Free City. Суть проста: игроки подбирают себе скины (персонажей) по
деньгам и по вкусу, а затем отправляются выполнять задания в большом и доступном
для разрушения городе. Ограбления банков, драки с прохожими, угон автомобилей —
заданий очень много. И за все задания начисляют виртуальную валюту. Очевидно,
что игра затягивает, а Фри Сити полон пальбы, побоищ и взрывов.
Но
совсем скоро виртуальное безумие наберёт ещё больше оборотов: к выходу готовится
сиквел — и вторая часть игры называется Free City: Carnage. Корпорация (студия и
издательство в одном лице) под названием «Цунами» (Soonami) заранее уверена в
успехе.
Главный герой фильма «Главный герой» (простите за каламбур) в
виртуальной реальности далеко не главный и даже не второстепенный. Парень (в
оригинале персонажа зовут Guy) — простой банковский клерк, который существует в
бесконечном дне сурка: он ходит на работу в одной и той же одежде, по дороге
покупает и пьёт один и тот же кофе, а в свободное время он общается с
единственным другом — банковским охранником Бадди (Приятелем). Короче,
обыкновенный NPC — представитель массовки, который должен создавать иллюзию
живого мира в игре. Но по факту от него совсем ничего не зависит.
Но
всё меняется сразу после того, как Гай / Парень случайно пересекается с игроком
под ником «Молотов Гёрл» (Molotov Girl).
На самом деле под ником и
скином Molotov Girl скрывается Милли — девушка из реального мира, которая
пытается найти внутри игры Free City доказательство того, что она создана на
основе её разработок. Смысл в том, что когда-то она со своим другом Кизом
основала независимую игровую студию и мечтала создать и вывести на рынок игру
Life Itself, в которой игрокам пришлось бы наблюдать за развитием персонажей в
виртуальной среде. Никакого насилия, никакой жестокости — сплошной релакс.
Милли
уверена, что корпорация Soonami Studios украла исходный код её игры Life Itself
и разработала на её основе Free City. Когда-то Антван (он же Антуан или Antwan)
— глава и основатель Soonami Studios, — предложил Милли и Кизу издать их игру.
Но в результате проект так и не был реализован, а все наработки, как подозревает
Милли, Антван украл. В итоге Киз получил хорошую должность в Soonami, но Милли
отказалась работать с человеком, присвоившим её интеллектуальную
собственность.
Киз, несмотря на всю опасность, в итоге соглашается
помочь Милли вывести на воду Антвана. Суть в том, что где-то глубоко в коде игры
Free City спрятана видеозапись, доказывающая, что руководитель «Цунами» создал
Free City на основе чужой игры. Но добраться до видео не так просто, потому что
оно спрятано в надёжно охраняемом хранилище. Однако, ролик очень нужен Милли,
чтобы доказать свою правоту в затянувшемся суде с Антуаном.
Но как во
всё это вписывается Парень? Когда неигровой персонаж встречает Милли в Городе,
то тут же влюбляется и забывает о нерушимых правилах. После встречи с Molotov
Girl он вырывается из рутины, в которой застрял. В попытках встретиться с
девушкой он вступает в противостояние с реальным игроком, убивает его персонажа
и ломает миссию по ограблению банка. В результате к Парню попадают особые очки,
которые «носят» все игроки — и они позволяют увидеть окружающий Гая виртуальный
мир таким, каким он является на самом деле: главный герой теперь замечает
интерфейс, аптечки, имеет доступ к инвентарю и может выполнять миссии для
прокачки своего уровня. В общем, NPC получает возможность стать полноправным
персонажем.
Просто Парень отказывается от насилия и начинает повышать
свой уровень, получая опыт за побочные и «мирные» активности. Гай с помощью
ловкости и сообразительности предотвращает ограбления, мешает игрокам нападать
на мирных жителей Free City — и мгновенно становится сенсацией. На первых порах
его принимают за хакера, надевшего скин неигрового персонажа и пытаются
забанить, но затем используют его для рекламы игры Soonami.
Между
Милли и Парнем начинают развиваться отношения — после того, как он спасает её от
охранников хранилища, в котором хранится нужная ей видеозапись. Оказывается, что
Парень и Molotov Girl любят одни и те же вещи — например, мороженое со вкусом
жвачки. И девушка незаметно для себя влюбляется в виртуального персонажа.
Но
популярность Парня в реальном мире, в котором за его подвигами наблюдают
миллиарды людей, играет с ним злую шутку. Необычный персонаж, которого
большинство игроков и зрителей считают обычным человеком, перетягивает внимание
с сиквела игры — Free City: Carnage. Изначально Антван обещал, что продолжение
станет апгрейдом основной игры и все персонажи сохранятся. Но, поскольку он
действительно украл сходный код чужой игры, на самом деле Free City 2 будет
полностью новым проектом, которым заменят старый.
В попытках привлечь
внимание к Free City 2 Антван приказывает откатить персонажа Парня к прежним
показателям — до того, как он осознал себя и начал прокачиваться в игровом мире.
К тому времени становится понятно, что Парень — это на самом деле первый в
истории полноценный искусственный интеллект, который не просто осознал себя
личностью, но и очень быстро эволюционирует. Но суть в том, что Антван
собирается уничтожить величайшее достижение человечества из-за банальной
жадности.
Серверы Free City перезагружают. Но Парень и Молотов Гёрл
уже добыли секретную видеозапись из секретного хранилища — его владелец просто
отдал её, потому что он фанатеет от Гая. Парень и Милли смотрят ролик: в нём
игрок замечает странный баг — сквозь Free City он видит райский остров Life
Itself, оригинальной игры Милли и Киза. Парень говорит, что ранее уже видел
нечто похожее, но Милли не успевает узнать правду — серверы перзагружают, весь
прогресс Парня стирают и он снова становится обыкновенным NPC.
Милли
и Киз понимают, что запуск Free City: Carnage поможет Антвану скрыть все улики,
указывающие на кражу исходного кода их игры. Смысл в том, что с запуском нового
проекта всю информацию о первом сотрут с серверов. И тогда никто не узнает, что
Антван и «Цунами» присвоили чужие разработки. Кроме того, Антван уничтожит
настоящие ИИ, которые, как выяснил Киз, начали развиваться и существовать
независимо после того, как «аномальный» Парень подал им пример.
Что на самом деле показали в финале финале «Главный герой» и как понимать
концовку?
В конце показывают, что хотя Антван и стёр весь прогресс Парня, но не всё
потеряно. Киз рассказывает Милли, что в жизни NPC произошло нечто необычное — и
это стало триггером для того, чтобы он нарушил устоявшийся порядок вещей, вышел
из рамок системы и осознал себя, а также начал эволюционировать. И хотя
воспоминания Парня заблокированы, Молотов Гёрл снова может стать тем самым
триггером, чтобы вернуть прежнего Гая. Милли возвращается во Free City и целует
NPC, чтобы он всё вспомнил и рассказал о том, где именно и при каких
обстоятельствах видел остров из игры Life Itself.
Разумеется, почти в
самом конце поцелуй магическим образом пробуждает сознание Парня и он всё
вспоминает. Дело в том, что пока он жил прежней жизнью и ходил на работу в банк,
он каждый день смотрел в окно на Город. И Остров из игры Life Itself, скрытый от
посторонних глаз Антваном, отражался в жалюзи. Антван не подумал о том, чтобы
удалить отражения исходного острова. Ну, или просто забыл это сделать.
С
помощью Киза, сражаясь с катастрофами, насылаемыми на виртуальный мир игры
программистом Антвана, Парень и Molotov Girl добираются до Пляжа убийц. Суть в
том, что за невидимым «энергетическим слоем» (или барьером), который ранее
обнаружил Гай, и скрывается остров Life Itself. Получается, что нам в финале
чётко дают понять: Антван не смог удалить или переписать игру Милли и Киза — и
построил свою «поверх», на основе оригинального исходного кода.
Когда
Антван понимает, чего добиваются Парень и Милли — и узнаёт, что Киз им помогает
(например, он построил мост к Острову через океан), — то приходит в бешенство.
Когда разрушение большей части Free City не помогает, Антван приказывает
выпустить Dude — Чувака, СуперПарня или Непростого Парня. Если коротко, то это
клон Парня для второй части игры — Free City: Carnage. И улучшенная версия
отличается тем, что это накачанный монстр — без голубой рубашки, но зато с
татуировкой.
В сражении со своей улучшенной версией Парень использует
весь арсенал доступных средств и супероружия: например, отражает удары Чувака
щитом Капитана Америки, бьёт его зелёным кулаком Халка, сражается световым мечом
из Star Wars, использует кирку-единорога из Fortnite, а также гравитационную
пушку Half-Life 2 и портальную пушку из Portal. Но помогают справиться с угрозой
очки игрока: Парень надевает их на свою монструозную копию и Чувак убегает
ловить «блестяшки» — красочные бустеры и элементы пользовательского
интерфейса.
Антван, кажется, окончательно сходит с ума в истеричных
попытках победить и бежит в серверную, чтобы уничтожить Free City физически в
реальном мире — с помощью топора. Нам показывают, как главный злодей в самой
концовке начинает крушить серверы. А в это время в виртуальном мире навсегда
исчезают его жители и целые огромные куски Города.
Но что происходит
в самом конце? В финале нам показывают, что Антван и Soonami Studios блокируют
аккаунты абсолютно всех игроков — и людей выкидывает из игры в реальный мир.
Уволенный из компании Киз предупреждает Милли, что Антван собирается сделать, и
девушка бежит в офис студии.
Когда кажется, что Free City полностью
уничтожена, а Парень погиб или исчез навсегда (хотя на самом деле он добрался до
райского тропического острова — и нам это показали), Милли предлагает Антвану
сделку в разрушенной серверной. Если он не уничтожит последний сервер и позволит
Милли забрать исходный код своей игры Life Itself и остатки Free City, то она
навсегда откажется от любых претензий, подпишет мировое соглашение и прекратит
судебный процесс, а также позволит Антвану и «Цунами» зарабатывать миллиарды
долларов на сиквеле — Free City: Carnage. И в этот момент может показаться, что
главный злодей победил и получил всё, чего хотел.
Но настоящая
концовка расставляет всё по своим местам — финал фильма «Главный герой» смело
можно назвать хэппи-эндом. После того, как продажи Free City обрушились, а
Carnage оказалась убыточной, правда становится достоянием СМИ и общественности.
Акции Soonami Studios обрушиваются на бирже — корпорация по сути становится
банкротом. А самого Антвана арестовывают по многочисленным обвинениям в
нарушении копирайта.
Всё на поверхности: справедливость
восторжествовала, а маленькие и незаметные люди добились успеха наперекор
обстоятельствам. Подобная концовка точно должна всех воодушевить.
Зато
игра Милли и Киза — Life Itself, которую Антван заранее считал убыточной. —
становится настоящим хитом и привлекает всеобщее внимание. Миллионы игроков по
всему миру часами наблюдают за самостоятельной жизнью игровых персонажей — хаос,
насилие и разрушения Free City остались в прошлом. А Парень и его друг не только
выжили, но и встретились в новой реальности — таким образом нам дают понять в
финале, что почти все ИИ выжили на том самом последнем сервере.
Кроме
того, Чувак, он же СуперПарень потихоньку социализируется.
Но Милли и
Парню не суждено быть вместе. Гай объясняет девушке прописную истину: он создан
человеком, который наделил его своими чертами — например, любовью к той самой
девушке. И на самом деле не Парень идеал Милли — он всего лишь признание в
любви. Любовное послание в виртуальной реальности, адресованное живому
человеку.
Милли понимает, что Киз все эти годы её любил. А Парень и
его друг Бадди счастливы, что им больше не нужно работать в банке. Окончательный
и бесповоротный хэппи-энд.
Будет ли продолжение? И когда выйдет «Главный герой 2»?
Несмотря на то, что у фильма Шона Леви и Райана Рейнольдса есть концовка,
которая ставит все точки над «ё», умеренные кассовые успехи (по меркам пандемии
коронавируса COVID-19) воодушевили Disney и сейчас кинокомпания вроде бы уже
запустила в разработку сиквел — «Главный герой 2» (Free Guy 2).
О чём
будет продолжение фильма? Пока не очень понятно, так как тема для конфликта
полностью исчерпана. С другой стороны, в голливудском кино никогда не было
проблем с тем, чтобы обрушить на головы главных героев фильма очередные
неприятности. Так что стоит ожидать чего-то, связанного либо с неудачным
обновлением игры, способным поставить под угрозу существование всех ИИ в Life
Itself, либо происков злобных конкурентов.
Ну, или мести Антвана,
который наверняка может вернуться в сиквеле.
Когда выйдет
гипотетический «Главный герой 2»? Если даже у создателей первой части есть
наработки для сюжета продолжения, то фильм всё равно не снимут и не выпустят
раньше 2023 года.
И кстати, в фильме «Главный герой» нет сцены
после титров!
Сценарий фильма «Главный герой 2» почти готов
Возможно, будет и третья часть.
Кадр из фильма «Главный герой»
20th Century Studios подтвердила, что уже идет работа над фильмом «Главный герой 2». Сценарий для сиквела фантастической комедии 2021 года почти завершен.
«Главный герой» стал настоящим хитом для студии. Фильм заработал в кассе более 331 млн долларов при бюджете в размере 120 млн. Зрители и критики тепло приняли приключения жителя игрового мира Парня в исполнении Райана Рейнольдса, так что стоило ожидать сиквел.
В новом интервью The Hollywood Reporter президент 20th Century Studios Стив Асбелл сообщил, что в ближайшие дни он сможет прочитать полный сценарий «Главного героя 2». Однако глава студии явно уже знает часть истории, поскольку назвал ее фантастической:
«Мы ждем сценарий, осталось несколько дней. Это фантастическая история».
Также Асбелл намекнул, что может выйти и третья часть серии. Когда босс студии говорил о планах на будущее, он упомянул «фильмы «Главного героя»»:
«У нас будет больше фильмов «Аватара» и больше фильмов «Главного героя». Мы очень заняты».
Асбелл не стал уточнять, вернется ли в сиквеле Райан Рейнольдс, но актер наверняка останется главной звездой франшизы. Правда, создатели фильма вполне могли бы рассказать о других жителях Free City или вообще о новых играх вселенной фильма.
Рейнольдс в августе 2021 года сообщил, что Disney хочет снять сиквел «Главного героя». Актер с иронией написал об этом в Twitter, напомнив, что фильм задумывался как оригинальный проект, а не потенциальная франшиза. Можно было бы предположить, что Рейнольдс против «Главного героя 2». Однако в февраля 2022-го Райан Рейнольдс и режиссер Шон Леви рассказали, что будут очень рады поработать над продолжением.
В тему: «Главный герой»: Веселый летсплей с Райаном Рейнольдсом и Джоди Комер
Запоздало, но Гай понимает, что даже в видеоигре, идущей по сценарию, можно что-то изменить, если отыскать в себе достаточно отваги.
Для «Главного героя» собралась воистину мощная команда из комиков в лице Тайки Вайтити, в 2020 году получившего несколько престижных кинонаград за трагикомедию «Кролик Джоджо», и Райана Рейнольдса, а также талантливого режиссера Шона Леви, в 2016 году заставившего почти весь мир смотреть сериал «Очень странные дела».
Гай (Райан Рейнольдс) изо дня в день проживает один и тот же сценарий: утром он мгновенно просыпается от будильника с улыбкой на лице, достает из шкафа с одинаковой одеждой идеально выглаженный комплект и, посвистывая, идет на работу в банк, который изо дня в день грабят. В одно из таких ограблений на него нисходит озарение: а вдруг жизнь — это больше, чем череда снова и снова повторяющихся событий, и все, что ему нужно сделать — разорвать порочный круг? Тогда-то он и решает отобрать у одного из бандитов пистолет и нарушить привычный ход событий. Ему предстоит использовать внезапно обретенную свободу воли, чтобы остановить злобного издателя видеоигры Антуана (Тайка Вайтити), намеренного навсегда выключить игру.
В октябре 2019 года в одном из промо фильма Райан Рейнольдс и Тайка Вайтити, вместе участвовавшие в «Зеленом фонаре» 2011 года, шутливо отрицали этот факт, когда Джо Кири и Джоди Комер специально напоминали им об этом проекте.
В фильме есть несколько камео блогеров-геймеров из Ирландии, США, Австралии и Канады.
Если Тайка Вайтити и Райан Рейнольдс в прошлом оба снимались в «Зеленом фонаре», то режиссер Шон Леви и актер Джо Кири вместе работали над сериалом «Очень странные дела».
В 2016 году сценарий «Главного героя» вошел в Черный список лучших сценариев — список сценариев, еще не поступивших в производство, но больше всего понравившихся руководителям киностудий и продюсерских компаний.
Несмотря на то что после «Дэдпула» Райан Рейнольдс зарекомендовал себя как актер, готовый сниматься в фильмах с высоким возрастным рейтингом, в «Главном герое» он часто импровизировал, цензурируя некоторые из своих реплик.
Чтобы представить Джоди Комер игровому миру и подготовить ее к съемкам, студия вручила ей приставку PS4, и какое-то время актриса провела, играя в GTA и Spider-Man.
Перед началом съемок у всех актеров был разный геймерский опыт. Например, Джо Кири провел все детство, играя в The Legend of Zelda, а Джоди Комер была знакома только с The Sims, в которой она постоянно использовала чит-коды.
Идея для сценария пришла Мэтту Либерману после того, как во время игры в GTA он задумался, как чувствовали бы себя неигровые персонажи, с которыми в играх обходятся довольно жестоко, будь они живыми людьми.
Райан Рейнольдс и его жена, актриса Блейк Лайвли, — большие поклонники сериала «Очень странные дела». Когда режиссер Шон Леви принес им запись прослушивания Джо Кири, сыгравшего в сериале Стива, Рейнольдс был скептически настроен, но, увидев всего несколько реплик на записи Кири, он вместе с Леви принял решение утвердить его на роль.
У сотрудника крупного банка всё идёт по накатанной, пока он однажды не выясняет, что окружающий его мир — часть огромной видеоигры, где игроки могут делать всё, что захотят. И только он может спасти этот мир от окончательного уничтожения.
На большие экраны 12 августа выходит «Главный герой» (Free Guy) — новый фильм с Райаном Рейнольдсом и Джоди Комер. Режиссёром картины выступил Шон Леви, а сценарий написал Мэтт Либерман. Лена Николаева уже посмотрела «Главного героя» и готова рассказать, почему вам обязательно нужно на него сходить.
В своих текстах я стараюсь бороться с шаблонными фразами (и иногда это выходит), но здесь готова рискнуть и начать материал с самых банальных слов последнего года: мы живём в очень стрессовые времена. Новости приносят тревогу, а иногда и настоящую панику. После того, как жизнь подкинула ещё одну порцию стресса, я составила для себя список комфортной поп-культуры: в нём я перечислила книги, сериалы, фильмы и подкасты, которые обычно позволяют мне вернуться в спокойное состояние. И я готова уверенно добавить туда «Главного героя».
В центре сюжета Гай — оптимистичный парень, работающий в банке и живущий в идеально убранной квартире вместе со своей золотой рыбкой. День Гая довольно предсказуем: утренний капучино, разговор с лучшим другом-охранником по имени Бадди, ежедневные ограбления. Подождите, что? Дело в том, что Гай — NPC (неигровой персонаж) в жестокой видеоигре с открытым миром Free City. Создала её корпорация Soonami Studios, которой руководит мерзкий босс Антуан — сыграл его Тайка Вайтити и выложился он максимально. Пару дней после просмотра вы будете искренне не любить этого чувака, обещаю.
В один из обычных дней по пути на работу Гай встречает MolotovGirl — реальную девушку Милли. Она играет в Free City с чёткой целью — найти доказательство того, что Антуан из Soonami Studios украл код её игры. После знакомства с MolotovGirl «цифровая» жизнь Гая резко меняется — он начинает быть не просто NPC с заданными параметрами, а действительно принимать решения и вершить свою судьбу.
Очень часто герои вроде Гая могут вызывать раздражение. Они слишком очаровательные, похожи на детей, которые ещё не познали горе, страдания и реальную жизнь. И я не уверена — это заслуга сценария, Райана Рейнольдса или того и другого, но «Главный герой» отлично справляется с регулированием «объёма милоты» на экране. Её в фильме можно найти ровно столько, сколько нужно людям, полтора года прожившим в изоляции в постоянной тревоге из-за неизвестности. Гай очень часто напоминал мне Теда Лассо из одноимённого сериала — такой же доверчивый, добрый и при этом уверенно идущий к своей цели и не предающий личные ценности.
Другой важный момент — фильм нереально весёлый. И здесь я хочу максимально обойти спойлеры, поэтому скажу лишь одно: в сюжете «Главного героя» будет очень много сюрпризов и неожиданных появлений. Со мной на пресс-показе было лишь пару человек, и я искренне пожалела, что не увидела этот фильм в зале с большим количеством людей и не смогла получить ощущение коллективного восторга от происходящего.
Отправляясь на «Главного героя», я держала в голове — это фильм о видеоиграх. Рассказать о сообществе геймеров хорошо и без стереотипов всё ещё кажется непростой задачей. И в «Главном герое» нельзя всё назвать идеальным. Один из самых ярких «реальных» игроков в фильме — это 23-летний парень-стример, который живёт с мамой, недовольной его увлечениями. Он вряд ли входит в понятие «конвенциональной привлекательности» и больше похож на стереотипного нёрда. Используется он скорее в качестве комедийного персонажа (comic relief). Однако в остальном сообщество показали действительно разнообразно: в Free City играют мальчики, девочки, взрослые, пенсионеры.
Игровой мир здесь выглядит круто: по сюжету Гай понимает, что он в видеоигре, когда надевает очки. В те моменты, когда он это делает, мы будто бы вместе с ним переносимся во Free City и наблюдаем за всем хаосом, который происходит вокруг: слева какая-то яростная перестрелка, справа — аптечка, которую можно взять, чтобы восстановить здоровье. Визуальные эффекты выглядят настолько эпично, что фильм хочется порекомендовать смотреть исключительно на большом экране.
Один из сценаристов «Главного героя» — Зак Пенн, и ранее он работал над ещё одним геймерским фильмом «Первому игроку приготовиться». В нём многое было завязано на поп-культурных отсылках и экшене. В «Главном герое» всё это тоже есть, но появляется и кое-что неожиданное — душа (У фильмов же бывает душа? А у мультфильма «Душа»? Окей, вы меня поняли, это просто метафора). Самая важная идея, которую фильм доносит: видеоигры — это невероятный инструмент для объединения и поиска своего круга людей. И даже если ты добряк NPC, который всю жизнь жил одинаково, ты можешь всё изменить.
«Главный герой» — это удивительно добрый фильм, в котором отлично сосуществуют видеоигровой экшен и важные общечеловеческие уроки. Гая невозможно не любить. И, что ещё более важно: с него хочется брать пример.
Сюжет
У Парня (Райан Рейнольдс) из города Free City практически идеальная жизнь: каждое утро он здоровается со своей рыбкой, пьёт один и тот же американо со сливками, идёт на работу в банк под названием «Банк». Жители городка привыкли к высокому уровню преступности и насилия. Каждый день на глазах Парня и его соседей людей грабят, калечат и убивают, но никто не задумывается, почему это происходит. На самом деле Free City – это многопользовательская игра от Soonami Studios. Но сюжет подаётся с нескольких точек зрения: глазами других героев зрители видят, что Парень – просто неигровой персонаж (NPC) у них на экранах.
- «Я бы снял хоррор по Dark Souls»: стример Ninja о «Главном герое» и работе с Райаном Рейнольдсом
Всё идёт своим чередом, пока Парень не встречает девушку-игрока под ником Molotov Girl (Джоди Комер). Найти подход к понравившейся девушке не так-то просто, поскольку у Molotov Girl – в реальности её зовут Милли – в игре есть миссия, и обычный NPC её не интересует. Чтобы завоевать расположение Милли, Парень начинает ломать правила игры и узнавать правду о Free City, которая навсегда изменит жизнь города. За его действиями начинают следить игроки и стримеры по всему миру, но особенно он привлекает внимание главы Soonami Studios Антвана (Тайка Вайтити) и простого программиста студии Киса (Джо Кири).
Плюсы
Сильный каст
«Главный герой» не отличается особенной оригинальностью сюжета, необычными персонажами или юмором. Его основные герои – это Дедпул без суперспособностей (но тоже бессмертный из-за функции респауна), сильная независимая программистка и её скромный гик-товарищ. В основе фильма лежит банальные, много раз повторённые идеи о дружбе, мире и созидании, а добро обязательно победит жажду наживы и циничность в лице главы студии, Антвана. Но вдумчивое, красочное воплощение этих идей делает фильм достойным просмотра — пусть и однократного.
- Рецензия на «День курка» (Boss Level). Блестящий, умный боевик от большого мастера жанра
Его движущая сила — актёрский состав из звёзд, буквально созданных для комедии. Райан Рейнольдс после роли Дэдпула обречен сыпать шутками «ниже пояса» перед лицом смерти. В «Главном герое» он занимается тем же самым, поскольку Парень постоянно умирает и снова просыпается в своей квартире. Но у Парня есть одно приятное качество: наивность и полное непонимание происходящего, неумение сопоставить тон и ситуацию. Первую половину фильма он ведёт себя, как герой романтической комедии: везде следует за Милли по пятам, может залюбоваться её красотой прямо во время боя, а на фоне выстрелов и взрывов в его голове играет песня Мэрайи Кэри Fantasy. Существование Парня поначалу сводится к тому, чтобы Милли ответила ему взаимностью. И на фоне общего сюжета, на фоне жестокости и беззакония Free City это выглядит забавно.
Как и в «Дэдпуле», коллеги по фильму ему ничуть не уступают, особенно Тайка Вайтити в роли злодея Антвана. Это довольно банальный персонаж — собирательный образ CEO-глав злобных корпораций, эксцентричных миллиардеров, которых интересуют только деньги. Антван противопоставлен другим программистам, Милли и Кису, которые искренне влюблены в игры и в прошлом даже разрабатывали интересную идею. На фоне большинства кинозлодеев Антвана выделяют обаяние и актёрский талант Вайтити: мало кто ещё мог бы так убедительно сидя медитировать посреди офиса или общаться со своими подчинёнными, используя дешевые каламбуры.
Британской актрисе Джоди Комер, натренированной ролью русской киллерши из сериала «Убивая Еву», отлично даются и экшн-сцены в игре, и сюжетная линия в реальности. Её героиня Милли приходит во Free City с секретной миссией, она чётко знает свою цель и идёт к ней; с её точки зрения фильм слегка напоминает приключенческий боевик с дополненной реальностью. У Комер и Кири получился неожиданно гармоничный дуэт — целеустремлённая героиня и её заботливый и слегка застенчивый напарник, своим очарованием напоминающий другого персонажа Кири, Стива Харингтона из «Очень странных дел».
Стилизация под современные игры
Free City отлично стилизован под MMО и не похож на город, который, как это часто бывает, описывают сценаристы и режиссёры, никогда не игравшие в видеоигры, – постоянная проблема фильмов о видеоиграх и дополненной реальности (вроде «Геймера» 2009 года). Игроки ведут себя в лучших традициях Grand Theft Auto: они крадут или уничтожают всё, что плохо лежит, ведь по ту сторону брутальных аватаров сидят самые настоящие школьники. Когда Парень начинает видеть предметы внутри игры, Free City наполняется знакомыми деталями – аптечками, указателями, названиями миссий. Словом, интерфейс выглядит как любая случайно взятая MMО, а отдельные (полные спойлеров) моменты заставят геймеров как минимум улыбнуться.
- Рецензия на «Мортал Комбат»: почему кровавый и эстетичный боевик может разозлить фанатов игры
«Главный герой» получился очень современным. Райан Рейнольдс и режиссёр Шон Леви ориентировались именно на те игры, которые сейчас стримят для миллиардов зрителей — начиная с Fortnite и заканчивая последними Grand Theft Auto. Это подтверждают и сами стримеры, появившиеся в фильме: в интервью «Канобу» Тайлер Ninja Блевинс восхищался тем, как точно в «Главном герое» воссоздали общение игроков в голосовых чатах Discord. Произведения-письма любви к массовой культуре (вроде романа Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться» о выдуманной видеоигре ОАЗИС) часто рассчитаны на ностальгию зрителей. А «Главный герой» полон пасхалок к последним блокбастерам Marvel и танцев из Fortnite, которые в контексте фильма не выглядят кринжовыми. Даже финальный босс, качок с лицом Рейнольдса высотой в несколько метров, сам по себе выглядит как мета-шутка на тему физической подготовки современных актёров. Не исключая самого Рейнольдса из «Дедпула»!
Минусы: слабый сценарий и вторичность
Над сценарием «Главного героя» работал Зак Пенн, который написал сценарий киноадаптации «Первому игроку приготовиться». Возможно, поэтому фильмы так похожи: в них дотошно и реалистично воссоздана механика видеоигры. Оба виртуальных мира, ОАЗИС и Free City, выглядят как что-то среднее между MMORPG вроде World of Warcraft и «королевскими битвами» в духе Fortnite. Работа Пенна выглядит как повторение собственного труда: он использует ту же идею, те же приемы развития персонажей. Если убрать контекст игры, то весь фильм – типичный, шаблонный комедийный боевик о герое-неудачнике, который под влиянием обстоятельств и ради любимой девушки становится крутым парнем.
- Рецензия на три части «Улицы страха»: каким получился эксперимент Netflix
Сама идея наблюдения за NPC исчерпывается уже в первой трети фильма, когда все отсылки, механика работы Парня и его родного мира ясны и понятны. Несмотря на проработанный и симпатичный Free City, зрителей не удалось бы удержать, просто показывая им разные уголки виртуальной реальности. Здесь «Главному герою» должна была помочь вторая сюжетная линия с Molotov Girl, жадным владельцем компании-разработчика Soonami Studios и тяжёлыми буднями игровой индустрии. Пока герой Рейнольдса пытается разобраться в своём мире, остальные герои наводят порядок в реальности — борются с Антваном и восстанавливают справедливость. И несмотря на хорошую актёрскую игру, эта сюжетная линия всё же скучновата на фоне яркого и аляповатого мира внутри игры.
Весь юмор фильма сводится к Райану Рейнольдсу и его взаимодействию с окружающим миром — что ожидаемо, но грустно с учётом отличного актёрского состава. Каждая шутка наводит на мысли «что сказал бы в этой сцене Дэдпул?», а Комер, Вайтити и Кири сценарий даёт им не так много возможностей показать свои комедийные таланты (а по прошлым проектам известно, что они есть).
Иронично, что в «Главном герое» есть гэг на эту тему. Одному из новых персонажей Free City разработчики не успели дописать коронную фразу, поэтому в игре он так и говорит: «Коронная фраза». К финалу картины есть ощущение, что сценаристы забыли дописать коронных фраз героям, довести их общение до чего-то реально занимательного и запоминающегося.
Вердикт
Новый блокбастер Disney, как и «Круиз по джунглям», получился вторичным: виртуальной реальности посвящены десятки произведений, а картины вроде «Ральфа против интернета» или франшизы ЛЕГО-фильмов вывели издевательство над франшизами и интернет-корпорациями на новый уровень. Зак Пенн вооружился любимыми приёмами — множеством отсылок и знакомым по «Первому игроку» развитием персонажей. Даже побочная линия с освобождением жителей Free City не кажется на этом фоне новой или удивительной.
Но благодаря техническому исполнению и экшену из видеоигр, ломающему все законы физики, «Главный герой» определённо вышел весёлым. В 2021 году это уже второй фильм, отлично продолжающий тему видеоигр: в марте «Канобу» хвалили стилизованный под ретро-игры «День курка» с Фрэнком Грилло и Мелом Гибсоном. В новой картине зрители тоже могут с головой уйти в реальность (точнее, виртуальность) фильма – помогает продуманная механика Free City, внимание к деталям (от надписей на стаканчиках с кофе до геймерского сленга) и использование реальных стримеров вроде Ninja и DanTDM… Как и то, что Райан Рейнольдс внешне действительно смахивает на мужчину, сгенерированного нейросетью.
Парень по имени Парень (Райан Рейнольдс в роли Райана Рейнольдса) — простой NPC в многопользовательском экшене Free City (явный намёк на GTA V, но только почему-то с интерфейсами из дешёвой мобильной поделки), работник банка, который по десять раз на дню грабят жадные до наживы игроки. К своему быту он давно привык: по утрам заказывает стандартный кофе, общается стандартными фразочками, стандартно получает кроссовкой по лицу от очередного пользователя. Он ещё не знает, что его мир — фальшивка, и счастлив быть в неведении. Пока, конечно, не встречает девушку с ником Molotov Girl, она же Милли (Джоди Комер), и в его искусственном разуме что-то не щёлкает. Парень сходит с предначертанного алгоритмом пути и начинает, прямо как живые игроки, набирать «уровни», но только не ограблениями и перестрелками, а добрыми делами.
У Милли же другая проблема — она играет во Free City не ради дофамина, а чтобы найти в ней остатки исходного кода. Дело в том, что владелец игры, харизматичный мерзавец Антван (Тайка Вайтити), когда-то выкупил у Милли и её приятеля-соавтора Кейса (Джо Кири) их инди-проект, переменил Кейса работать к себе и, возможно, незаконно использовал наработки ребят ради своего бездумного высасывающего деньги шутера. Если у девушки получится доказать, что он действительно переделал их игру во Free City, она сможет засудить корпорацию и вернуть авторские права себе. Проблема одна: через пару дней Антван закроет Free City ради сиквела, и исходный код исчезнет навсегда — а вместе с ним и обретший разум Парень.
Райан Рейнольдс в роли Парня на кадре из фильма «Главный герой»
С точки зрения концепта «Главный герой» — самый любопытный экшен этого лета (а может, и года вообще): блокбастер с приставкой мета-, вобравший в себя идеи прочих историй о фейковых мирах и реальных чувствах. От «Шоу Трумана» — экзистенциальная драма человека, осознавшего искусственность собственной жизни; от «Персонажа» — острый конфликт Героя и Автора; от «Лего. Фильма», наконец, — всяческие хохмы и постмодернистские заигрывания с поп-культурой. Из относительно нового здесь в основном большой упор на реальный контекст, тот самый подсюжет с инди-разработчиками, вынужденными бороться с людоедской корпорацией за право свободного творчества. Что-то такое было и в «Трумане», и даже в «Лего.Фильме», но «Главного героя» отличает, что ли, отчаянная не-метафоричность высказывания: такую ситуацию, когда успехами маленькой команды преступно пользуется бездушная большая студия, слишком легко представить в жизни. Это блокбастер, высмеивающий саму культуру блокбастеров, нехитрое, но уж больно актуальное кино о том, как вечная погоня индустрии за деньгами лишает искусство всего творческого и нового. Звучит классно, вопросов нет. Но только не когда кино с такой риторикой выпускает Disney — самое настоящее воплощение всего того зла, против которого борются персонажи «Главного героя».
Райан Рейнольдс в роли Парня на кадре из фильма «Главный герой»
То есть буквально многомиллиардная студия, которая в последние годы почти не делает большое кино за пределами известных франшиз или ремейков анимационной классики, учит нас тому, что свободное творчество, оказывается, надо оберегать. А создавать ради прибыли безопасные сиквелы когда-то выстреливших проектов и поглощать маленькие креативные команды — это очень, очень плохо. Последнее особенно иронично, если учесть, что «Главный герой» — вообще-то изначально фильм 20th Century Fox, который попал к Disney после того, как они выкупили конкурента с потрохами («Фокс», конечно, была далеко не маленькой командой, но параллель от этого не теряется).
Здесь можно было даже углядеть какую-то особенную форму самоиронии, если б «Главный герой» не был настолько невыразительным. Не поймите неправильно, это вполне компетентный летний блокбастер — местами смешной, местами увлекательный, он точно найдёт своего зрителя и вряд ли способен кого-то сильно разозлить. Но для фильма, двумя руками голосующего за творческую свободу и отход от индустрийных конвенций, он слишком конвенциональный. Опять все важные драматургические перипетии вроде внутренних изменений героя или перемен в его мотивации объясняются вслух в диалогах (и это в экшен-кино, которое вообще-то должно быть про действие), опять нам предлагают смотреть выхолощенный студийный тентпол без какого-то намёка на оригинальное видение: здесь нет ни выразительности «Первому игроку приготовиться», ни обаятельного дурачества «Детей шпионов 3D». Вообще забавно, учитывая тему «Главного героя» и его громкие декламации на тему важности Авторства, что сам фильм при этом снял Шон Леви — режиссёр совсем не плохой, но максимально лишённый какого-либо узнаваемого почерка. Человек, чьи фильмы выглядят так, будто их снимал коллективный разум или талантливая нейросеть.
Райан Рейнольдс в роли Парня на кадре из фильма «Главный герой»
Другими словами, полная противоположность «Автору», идеальный студийный скриптор, судя по всему, ещё и ничего не знающий о видеоиграх, кроме лиц известных стримеров типа Ninja и танцев из Fortnite (а ведь его в какой-то момент ставили снимать «Анчартед», вот уж пронесло). Поэтому «Главный герой» и не слишком-то интересно работает со своим сеттингом, старается побыстрее перейти от частного (то есть иронии над игровыми условностями) к трюизмам на тему любви, дружбы и самореализации. Вспомнить того же «Персонажа» — так там герой, осознавший себя героем романа, разбирался в своей ситуации вместе с профессором литературы, а в один момент вставал перед дилеммой: умереть ради бесподобно красивого финала или продолжать влачить серое существование? В «Нирване» 1997 года протагонист игры после обретения сознания просил своего создателя уничтожить его, устав от постоянных смертей и возрождений. В «Главном герое» уникальная специфика видеоигры как искусства осмысляется очень поверхностно — да, там люди стреляют без всякой рефлексии по убитым, всё громкое и яркое, а ещё все геймеры на самом деле живут с матерями и вообще ужасные расисты, сексисты и гомофобы. Чуть ли не единственная любопытная находка в этой стезе — персонаж Чувака, которого выпускают в виртуальный мир с недоделанными скриптами, и поэтому он вместо коронной фразы буквально говорит «Коронная фраза».
«Главный герой» вообще кино больших противоречий или, как вариант, ещё большего голливудского лицемерия. Громкий и не затыкающийся ни на секунду блокбастер, критикующий Free City и противопоставляющий ей в качестве «настоящего» искусства тихую игру Кейса и Милли, где нужно было просто сидеть, ничего не делать и наблюдать за жизнью NPC (самому фильму это делать, правда, почему-то не очень интересно). Главный герой тут — человек, радикально вышедший из зоны комфорта; но играет его почему-то Райан Рейнольдс — актёр, уже несколько лет из этой самой зоны комфорта не выбирающийся, и это при его-то драматическом потенциале. Картина критикует бездумную эксплуатацию старых чужих идей — а сама даёт персонажу в руки щит Капитана Америки и световой меч ради пары секунд фансервиса. Всё это работает, только если представить «Главного героя» как наглый акт внутристудийного саботажа, постироничный безликий блокбастер о вреде безликих блокбастеров, который на своём примере показывает, почему индустрии так остро нужны новые идеи и люди.
Содержание/сюжет
Молодой парень по прозвищу «Парень» («Guy») работает кассиром в банке. Каждое утро он просыпается, здоровается с рыбкой в мини-аквариуме, завтракает, надевает голубую рубашку и, зайдя по дороге в бар и выпив традиционный кофе, идёт на работу по улицам родного города Free City. Каждый день по дороге в банк он встречает одних и тех же горожан — их реплики неизменны, их поведение предсказуемо, они — только фон для активности могущественных людей высших уровней в специальных тёмных очках, стреляющих, взрывающих, бомбящих всё вокруг. Парень к этому давно привык. Каждый день по меньшей мере один такой очкарик грабит банк, пока Парень спокойно лежит на полу и тихо беседует с чернокожим охранником Приятелем, своим лучшим другом.
Но однажды на улице Парень встречает девушку в тёмных очках, о которой мечтал всю жизнь. И что-то начинает меняться. Ему удаётся раздобыть себе тёмные очки и, чтобы соответствовать ей и попытаться хотя бы привлечь её внимание, начать стремительно повышать свой уровень, причем исключительно добрыми делами. Постепенно «парень в голубой рубашке» становится городской знаменитостью, главным героем Free City. Также он становится известным среди других игроков и людей реального мира, становясь своего рода знаменитостью, и повышая рейтинги игры.
А потом всё рушится. Девушка его мечты говорит ему правду: всё это — сложная компьютерная видеоигра с открытым миром Free City. А сам Парень — обычный неигровой персонаж, Non-Player Character, NPC. И все, кто его окружает и не носит тёмные очки — такие же NPC. А девушка, molotovGirl, оказывается аватаром Милли, программиста, которая вместе со своим другом Кийзом когда-то создала инновационную, фантастически перспективную игровую платформу с самоэволюционирующим искусственным интеллектом. Но их бывший партнёр Антуан фактически украл их творение, встроил его в код Free City и теперь владеет IT-компанией «Сунами», выпускает и поддерживает популярнейшую, сверхдоходную компьютерную игру и ворочает сотнями миллионов. Милли несколько раз пыталась судиться, но не могла добыть надёжных доказательств контрафактного использования своего кода во Free City.
Постепенно выясняются побочные следствия использования чужого кода. Оказывается, разрабатывая одного из NPC, тайно и безнадёжно тоскующий по Милли Кийз создал его тайно и безнадёжно тоскующим по любви, а девушку его мечты списал с Милли и сделал её ключом к программе. В результате, когда Парень встретил molotovGirl, активизировался процесс обучения и самоусовершенствования служебного персонажа, его развития в полноценный искусственный интеллект, способный не только думать, но и чувствовать, желать, надеяться и, как следствие, действовать!
Однако время не ждет, так как до запуска игры Free City 2 остается 48 часов, после которого серверы Free City будут остановлены. И Парню с Милли предстоит найти доказательства того, что движок игры украден. Файл с некими доказательствами находится в очень хорошо охраняемом логове одного из игроков, и все попытки Милли украсть файл терпят сокрушительное фиаско. Даже когда к Милли присоединяется прокачанный Парень, им не удается пробиться к файлу. Парень находит обходной путь. Поговорив с Приятелем, который знает других охранников, и способен организовать безопасный проход, парочка героев беспрепятственно проникает на базу игрока. В этот момент появляется и сам игрок, который оказывается ненормальным фанатом Парня, и беспрепятственно отдает файл, за пару селфи. Из файла становится понятно, что Антуан действительно украл движок Милли, да и оригинальную игру оставил в своей игре, хитро ее спрятав неизвестно где.
Антуан, поняв, что Парень это виртуальный персонаж, получивший сознание, и представляющий угрозу его планам, приказывает откатить сервера на то время, когда Парень еще не обладал самосознанием. В результате Парень снова становится обычным NPC, и ничего не помнит, в том числе и Милли. Однако потом Кийз обнаруживает, что весь прогресс Парня остался в облаке, и не хватает только триггера, чтоб его восстановить. Милли целует Парня, и в результате тот все вспоминает. В том числе и то, что на жалюзи его квартиры осталось не удаленное отражение оригинальной игры. Спровоцировав восстание NPC (которые просто ушли со своих обычных мест, оставив игру пустой), Парень и Милли пытаются пробраться к старой игре, спрятанной за горизонтом событий в океане.
Антуан, поняв их планы, отключает игроков от игры (в том числе и Милли), и выпускает на сервер Парня 2, недоделанного качка из второй версии игры, сделанного, чтоб в новой версии была отсылка на популярного персонажа. Парень 2 туп, но очень силен, и он почти останавливает Парня, однако тот, при помощи накопленных донатерских бонусов сначала останавливает того, а потом надевает на Парня 2 очки Героя. После этого Парень 2 видит всякие летающие бонусы и начинает за ними носиться, оставив Парня в покое.
Парень вместе со своим Приятелем бегут по мосту, который организовал Кийз, к горизонту событий. Антуан, не видя другого выхода, берет топор, идет в серверную, и начинает физически уничтожать сервера игры, разрушая Фри Сити. Хотя Парень и успевает добраться до оригинальной игры, но он теряет Приятеля по пути, да и Антуан твердо намерен уничтожить все сервера, чтоб отомстить Парню. Милли в реальном мире уговаривает Антуана прекратить, договорившись, что тот оставляет себе все права на франшизу Free City, и доходы, в обмен на код оригинальной игры Милли.
Проходит время. Free City 2 оказывается провалом, а игра от Милли и Кийза, в которой не надо никого убивать, а смысл игры в том, чтоб мирно наблюдать за развивающимися компьютерными персонажами, становится сверхпопулярной. Парень живет в этой игре, воссоединившись с Приятелем, который не был стерт (хотя мост под ним и стерся), развиваясь как личность. Милли и Кийз, осознав свои чувства, создают пару.
12 августа в прокат выходит «Главный герой» — блокбастер Disney с Райаном Рейнольдсом, Джоди Комер и Тайкой Вайтити в главных ролях. О том, как это детское на вид кино говорит о взрослых вещах, — в материале Forbes Life
Знакомьтесь — Гай (Guy), в российском дубляже просто Парень, потому что в переводе сохранить игру слов удается примерно никогда. Парень работает клерком в банке, который каждый день строго по расписанию грабят. Но это ничего, стрельба — в целом привычное явление в Свободном городе (буквально, Free City). Каждый день Парня похож на предыдущий: улыбнуться, поздороваться с золотой рыбкой в аквариуме, надеть одну из десятка голубых рубашек, взять кофе со сливками и двумя кусочками сахара, прийти на работу, перекинуться, лежа на полу во время грабежа, парой словечек с приятелем по имени Приятель.
Однажды все меняется: Парень видит девушку невероятной красоты, влюбляется и решает узнать, кто она. Эта встреча изменит его представления о мире. Потому что его мир — это онлайн-игра, девушка с ником MolotovGirl — ее завсегдатай, а Парень — всего лишь «непись». Так на геймерском сленге называют NPC, неигровых персонажей, которые выполняют роль реквизита, ресурса для поддержания иллюзии виртуального мира.
Что, если интернет (и онлайн-игры тоже) — рукотворный рай, который человек искал всю свою жизнь?
Что такое видеоигры? Легкий способ сбежать от неказистой реальности. Сел за компьютер, выбрал персонажа, созвучного с внутренним ребенком (вам нужно брутального байкера с гранатой, фигуристую японку с катаной или пушистого зайца с огнеметом?), — и как давай жить на полную катушку. Хочешь – стреляй, хочешь – води танк, круши, ломай, властвуй, завоевывай, ничего за это не будет. Иллюзия идеальной реальности, в которой ты можешь быть кем захочешь, — то, ради чего миллиарды игроков по всему миру ныряют в фантастические миры. В интеллектуальном аниме «Эксперименты Лейн» прозвучал интересный вопрос: что, если интернет (и онлайн-игры тоже) — рукотворный рай, который человек искал всю свою жизнь, место, в котором запросто может поселиться сам бог? В «Главном герое», как ни парадоксально идея звучит в контексте фильма от Disney, этот вопрос задается тоже, причем едва ли не в лоб, но ответ вас скорее развеселит, чем заставит задуматься.
Это почти гегелевский дискурс о философии бытия индивидуума, но в оболочке бодрейшего фильма для семейного просмотра
Фильм Шона Леви (трилогия «Ночь в музее») проделывает удивительный фокус с ожиданиями зрителя. Это почти гегелевский дискурс о философии бытия индивидуума, но в оболочке бодрейшего фильма для семейного просмотра. Есть Парень — жизнерадостный, временами до тошноты, открытый миру персонаж, похожий одновременно на протагонистов «Лего. Фильма» и карпентеровского «Чужие среди нас», который спокойно живет, горя не видит, любви, следовательно, тоже. Да и зачем — его жизнь расписана по минутам (в данном случае, по скриптам). У Парня есть судьба, определенная набором функций. Но однажды он обретает сознание: набор харизматичного программного кода замечает, что мир вокруг него подчиняется определенным законам, которые некоторые могут нарушать. И понимает, что настало время для революции.
Честное «Удовольствие»: в прокат выходит фильм про порноиндустрию без нотаций и шок-контента
В таком замысловатом пересказе фильм запросто мог бы попасть в программу какого-нибудь Роттердамского кинофестиваля, где ценят эксперименты и ловушки для зрительского восприятия. Но «Главный герой» — массовая комедия, где Райан Рейнольдс напевает Fantasy Мэрайи Кэри (тоже, кстати, неслучайный выбор песни), Ченинг Татум появляется в уморительном камео, а Тайка Вайтити в роли максимально карикатурного злодея кривляется с таким изяществом, что хочется наложить мораторий на его дубляж в российском прокате.
Фильм поднимает тему: можно ли считать игры искусством, и дает однозначный ответ — да
Спустя почти 30 лет, со времен «Уличного бойца» 1994 года с Жан-Клодом Ван Даммом, когда кинематографисты тщетно пытались воспроизвести механики видеоигр на большом экране, у Шона Леви наконец получилось сделать это с блеском. Фильм наполнен легкостью, присущей лучшим образцам гейм-индустрии: в фантастический мир Free City погружаешься с головой, даже если никогда не был фанатом игр. Как и положено летнему блокбастеру, фильм богат на красивые спецэффекты: смотреть лучше в 3D, чтобы ощутить атмосферу веселого виртуального беспредела.
«Главный герой» предлагает по-новому взглянуть на сам феномен видеоигр, которые к 2021 году стали настолько навороченными, что способны запросто конкурировать с реальной жизнью по части увлекательности. Как минимум фильм поднимает тему: можно ли считать игры искусством и предметом интеллектуальной ценности, и дает однозначный ответ — да.
«Я создан для тебя»: можно ли полюбить идеального робота и стать с ним счастливой
Влюбившая в себя Парня MolotovGirl, в реальности программистка по имени Милли, «накачивает» своего персонажа вовсе не от праздности. Создатель Free City Антуан (его и играет Вайтити) украл программный код ее инновационного проекта и построил на нем свою империю. Название компании Антуана «Цунами» отсылает к гиганту игропромышленности, японской компании Konami, которая прославилась не только своими играми, но и конфликтами со своими же разработчиками. В 2015 году, например, из компании ушел ведущий геймдизайнер Хидео Кодзима из-за конфликта в компании: имя его дочерней фирмы убрали из рекламных материалов созданной им пятой части Metal Gear, в некотором роде присвоив его разработки. Из-за конфликта Konami закрыли разработку новой игры в другом знаменитом игросериале — Silent Hill, которую курировал Кодзима.
В последнее время игровую индустрию потряхивает не меньше, чем Голливуд после ареста Вайнштейна
В роли такого «Кодзимы» в фильме выступает дуэт Милли и ее партнера Киза, тайно влюбленного в девушку: первая, будучи разработчиком-аутсайдером, пытается найти в игре следы их исходного авторского кода; второй же смирился, получил безыдейную, но неплохо оплачиваемую должность, и работает на Антуана. Через весь фильм проходит сквозной мотив сопротивления несправедливой системе корпоративных интересов: бунт Парня начинается с осознания себя как личности, его пример оказывается весьма заразительным, причем не только для «неписей», но и для реальных людей.
Наглядные параллели с реальным положением дел в геймдеве делают простой развлекательный фильм удивительно злободневным — в последнее время игровую индустрию потряхивает не меньше, чем Голливуд после ареста Вайнштейна. «Главный герой» — слегка показной, но удивительно здравый взгляд на изнанку рынка: он в доступной игровой форме демонстрирует, почему старая этика больших корпораций нуждается в пересмотре и большей ориентации на заботу о человеческом ресурсе.
«Дама в беде»: как женщины разрабатывают суперуспешные видеоигры, но все равно подвергаются травле
Параллель между рядовыми сотрудниками больших компаний, которые часто вынуждены жить, как люди-батарейки в «Матрице» и NPC в компьютерных мирах, зацикленных на выполнение ряда примитивных функций для поддержания иллюзии мира, очень изобретательна и в то же время достаточно проста, чтобы ее смог понять даже ребенок. Мораль фильма, хоть и стара как мир, чертовски свежа в наше время всеобщей погони за сверхприбылью — в конце концов, все решат любовь и дружба.
Первая каннская премьера, итальянская сатира и злые супергерои: какие фильмы смотреть в августе
Первая каннская премьера, итальянская сатира и злые супергерои: какие фильмы смотреть в августе
7 фото
В бесплатном онлайн-шутере, похожем на GTA Online, живёт — не тужит NPC (non-player character, неигровой персонаж) по имени Парень. Каждый его день — копия предыдущего: один и тот же кофе, одни и те же каламбуры, одни и те же ограбления банка (по расписанию!), где он работает. И Парень счастлив — ровно до тех пор, пока не осознаёт, что у него есть выбор — продолжать жить как прежде или примерить на себя роль игрока. А в это время в реальном мире парочка программистов пытается разоблачить создателя той самой игры, где живёт Парень, — ведь нечистый на руку руководитель компании присвоил исходный код их инди-проекта.
Free Guy
Жанр: комедийный фантастический боевик
Режиссёр: Шон Леви
В ролях: Райан Рейнольдс, Джоди Комер, Тайка Вайтити, Уткарш Амбудкар, Джо Кири
Премьера: 12 августа 2021
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на: «Первому игроку приготовиться» (2018) • «Трон» (1982) • «Пиксели» (2015) • «Нирвана» (1997)
В кино тему игр пытаются осветить двумя путями — экранизируя непосредственно сюжеты видеоигровых хитов (обычно ужасно) или показывая игры со стороны, как среду для геймеров. Фильмов второго типа меньше, но в них обычно раскрываются куда более серьёзные идеи, чем в экранизациях. Подходы могут различаться: наивные «Трон» и «Ральф» показывают мир программ как эдакую волшебную страну, сюрреалистическая «Нирвана» и мрачный «Тринадцатый этаж» (да, там симуляцию используют в качестве виртуальной игры, хоть это и не её прямое назначение) обозначают вопросы реальности и человеческой свободы, а красочные «Пиксели» и «Первому игроку приготовиться» скорее рисуют портрет геймеров и гиков — и, надо сказать, портретик у них получился невзрачный.
«Главный герой» же (в оригинале Free Guy, «Свободный парень») пытается быть всем и сразу. Он весёлый, яркий, сделанный с пониманием современных реалий и интересов геймеров, развлекательный — и удивительно неглупый. Это и фильм про волшебный мир с поразительными законами, и классическая история становления героя, и философская притча — причём последний пласт, пожалуй, наиболее толстый и «породообразующий».
«Главного героя» можно рассматривать как остроумную сатиру на корпоративную культуру, но я вижу здесь скорее размышления о свободе выбора и силе привычки. Подобно домовым из «Гарри Поттера», неигровым персонажам нравится ощущать себя винтиками в отлаженной системе, нравится приносить радость и пользу господам-игрокам. Причём если всё останется по-прежнему — никто не будет в накладе: игроки продолжат развлекаться, а NPC — помогать им в этом. Но если выйти за рамки схемы — тогда начнутся настоящие чудеса. И снова в выигрыше окажутся обе стороны — и персонажи игры, и пользователи столкнутся с чем-то по-настоящему новым и воодушевляющим.
В образе Парня, который живёт пустой бессмысленной жизнью клерка, многие представители среднего класса легко узнают себя. Точнее, идеальных себя в мечтах своих начальников, поскольку только будучи роботом или массивом кода можно получать удовольствие от бесконечной рутины. Рутина, впрочем, для зрителя выглядит интересно — весь мир, в котором живёт Парень, создан развлекать игроков. Они бьют, грабят, переезжают на машинах, порой даже убивают NPC — но тем их действия не доставляют решительно никаких неудобств, ведь в том и заключается смысл их существования. NPC просто запрограммированы делать эту работу (читай: быть жертвами ограблений) и притом оставаться счастливыми. Они отлично играют свои роли и не мучаются вопросами на тему «А что, если?..». Да и в случае скоропостижной кончины у них не возникнет никаких проблем: мир услужливо заспавнит NPC прямо в уютную постельку.
И тут впору задаться вопросом: какой же портрет геймеров нарисует игра, выстроенная вокруг насилия? На удивление — правдоподобный. В коротеньких перебивках нам демострируют десятки геймеров и стримеров, и они все разные. Есть типичные обитатели родительских подвалов — странные и неприятные, есть любители общения, активные продвигатели либеральных ценностей, детишки, плюющие на возрастные ограничения, простые ребята с вашего двора, которым нужно как-то расслабиться в перерывах между учёбой и двумя работами. Наконец, просто увлечённые люди.
Причём наиболее увлечёнными оказываются не игроки, а разработчики. В этом плане самые показательные — Милли и Кейс, главные положительные герои истории из реального мира. Увлечены своим делом не только они — все сотрудники игровой компании, включая начальника и главного злодея фильма Антуана в исполнении Тайки Вайтити. И как же он тут хорош!
Персонаж Вайтити не просто бесстыдно крадёт каждую сцену. В его образе до крайности органично сочетается несочетаемое — и злобный бизнесмен, и обаятельный гуру, и миллениал-миллиардер, покоривший Кремниевую долину. Ни секунды не сомневаешься, что где-то за кадром он пьёт сырую воду, занимается йогой и прочими чудачествами, которые призваны повысить его продуктивность.
Влияние Вайтити на ленту заметно — в фильме не одна и не две шутки явно написаны именно им: те, кто смотрел оба сезона «Чем мы заняты в тени», сразу поймут, о чём речь. Но из-за этого юмор получился неровным — его шатает от глупостей вроде «а почему бы не включить на пять секунд песню Wrecking Ball, когда в кадре появится шар для разрушения зданий, гы-гы», до очаровательных попыток главного героя пересказать невероятно оскорбительный анекдот, который он услышал от сетевых троллей. В фильме много фансервиса и шуток для гиков средней руки — но лента не перегружена этим, как было в «Первому игроку приготовиться». Нет, здесь почти каждая отсылка — осмысленная и уместная, их не пихали просто для количества, а аккуратно встраивали в подходящие моменты. Потому что ну как в фильме про геймеров и гиков обойтись без отсылочек?
С «Первым игроком» «Главного героя» можно сравнивать почти бесконечно — лента Леви регулярно оглядывается на творение Спилберга, словно говоря: «Смотри, как надо». Вот разумный квест для главного героя, не требующий от него знания туалетного расписания главного программиста. Вот неглупая и реально цепляющая романтическая линия. Вот злодей, идущий на злодейства не для того, чтобы стать ещё богаче, а чтобы не потерять всё. Вот уважительное, с толикой любви, изображение игроков. Вот и сама игра, с понятными для геймеров правилами и сеттингом, имеющим реальные прототипы.
Да, с точки зрения гейм-дизайна, мир «Главного героя» вполне осмысленный. Тут всё создано, чтобы развлекать геймеров, и аватары игроков тут действительно на первых ролях. Для них виртуальная реальность имеет дополнительный пласт — с описанием заданий, бонусами в виде аптечек и, главное, возможностью развиваться, расти в уровне и накапливать всё больше предметов. NPC, решивший примерить на себя роль игрока, оказывается потрясающе успешен — так же, как любой игровой бот, созданный для эффективной прокачки, оказывается куда продуктивнее реальных игроков, которым надо есть, спать и заниматься своими делами.
Бесспорно, в ленте есть странные допущения: программисты-администраторы с помощью своих аватаров по всей игре охотятся за парнем с неправильным скином, важный видеофайл спрятан внутри хранилища на аккаунте игрока, а всё геймерское сообщество с невероятным интересом следит за успехами ноунейм-игрока (который даже не стримит!) — но это мелочи на фоне всего того, что фильм делает правильно. Он правдоподобно демонстрирует культуру стримеров (используя камео реальных звёзд «Твича») и тонко передаёт появившуюся в последние годы моду на ролевой отыгрыш в неролевых играх. И как следует показывает всю абсурдную логику квестов в ММО-играх, где тысячи пользователей изо дня в день разыскивают одну и ту же кошку для одной и той же старушки.
И ещё, не могу не отметить, как ловко фильм объясняет творящуюся в нём магию, — например, почему вдруг один из NPC внезапно обретает свободу воли и решает попробовать себя в роли игрока. Причём нам не просто объясняют всё постфактум — необходимые вводные даются заранее, мы сами можем сложить пазл до того, как персонажи разжуют для нас подоплёку происходящего.
Чем фильм проигрывает «Первому игроку», так это визуальным рядом и режиссурой. Шон Леви не Стивен Спилберг, да и располагал он бюджетом на 50 миллионов долларов меньше. Плюс сам по себе мир игры из «Главного героя» просто копирует реальность, что лишает художников возможности демонстрировать нам через кадр что-то невероятное и поражающее воображение. Но сценарий ленты — истинное сокровище, тут есть что обсуждать в компании друзей после просмотра.
Из актёрских работ — кроме уже похваленного Вайтити — хочется упомянуть Джоди Комер и Джо Кири, играющих Милли и Кейса. Они не крадут сцены, но их героям веришь, а за их линиями наблюдаешь с интересом. А вот персонажей игры исполнять несложно — они все гипертрофированные, с минимальным набором эмоций, так что даже центровому Рейнольдсу тут не требовалось демонстрировать что-то выше уровня романтических комедий категории B. Впрочем, это не мешает его герою быть и смешным, и мудрым, и капельку искусственным — ровно настолько, насколько положено быть искусственным увесистому массиву кода.
Пожалуй, самый удачный фильм про игры и геймеров на сегодняшний день. Остроумный, неглупый, философский, в меру поп-культурный и попкорновый. А ещё — на удивление адекватный в изображении виртуального мира и сообщества игроков.
Единственное, что тревожит, — не погубил ли русский дубляж множество тонких моментов и прекрасных шуток? Я смотрел фильм в оригинале, и перевод трейлеров внушает некоторую тревогу. Впрочем, это не приговор — «Главный герой» определённо достоин второго просмотра, который можно отложить до релиза в онлайн-кинотеатрах — и вот там уже смотреть на языке оригинала с субтитрами.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Редактор
Бывший главный редактор «Игромании», искренне любит игры, особенно старые пошаговые стратегии. Даже спустя столько лет? Всегда!
Показать комментарии