«Преисподняя выше этажом» — так мыслили мы назвать написанное ниже, адресуясь к одному из эпизодов фильма «Караул». Поразмыслив дальше, рискнули не излагать сюжет, сочтя достаточным напомнить читателю (как потенциальному зрителю) о «деле Сакалаускаса», с которым фильм устойчиво ассоциируют, хотя сценарий его был создан аж в 1979 году. Однонаправленность ассоциаций не свидетельствует о единичности факта: о предшествующих и последующих «делах» мы (в широком значении) просто не знали. Теперь посмотрим.
Вагон, заключенные (впрочем, их еще нет — только лязг отъезжающих и защелкивающихся дверей в купе-камерах), окно, мешковатая фигура в шинели, утаптывающая в надпись «ДМБ» мокрый снег да титры: режиссер — А. Рогожкин, сценарист — И. Лощилин, оператор — В. Мартынов и все остальные, кому полагается быть там.
Тронулись. Нет, вагон еще постоит, чтобы качнуть сюжет, чтобы навязать ритм прежде, чем колеса начнут пересчитывать стыки, чтобы повязать восприятие повторяемостью: «Рядовой Хаустов! Я-то Хаустов, а вот вы, старший сержант, кто такой?» (Два раза. Три, четыре.) Один салага-солдатик из внутренних войск предается доступным фантазиям перед другим салагой. Это ведь из детской считалочки «Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной — а ты кто будешь такой?» Да только жизнь предлагает иную, пострашнее: «Первый! Первый пошел, второй! Второй пошел, третий, быстрее!..» Это заключенными заполнился вагон. Поехали.
Фотография А. Гезенцвея
Наше восприятие, благодаря усиленным стараниям нашего кинематографа, фильм слушает, а не смотрит. Этот — скуп на слова, сцеплением их не движется, не сотрясается от ударов фраз на стрелке сюжета. Его реальность не складывается из разговоров героев (за исключением команд, которые впрямую тащат за собой действие на экран — а где не тащат?), и, закрыв глаза, нельзя угадать, что, открыв их, увидишь, как в купе: пока отвлекался на собеседника, за окном сменился кадр. Звуковой ряд не равен слову, потому что организован по законам музыки, хотя она — вне быта — в фонограмму не прорывается: разве прапорщик в воспитательных целях мучает конвой божественным Моцартом или все тот же Хаустов исполняет песни по заявкам дембелей. А картина мира складывается из мерного перестука, от которого никуда не деться, как от клацанья запоров, замков, задвижек, засовов, щеколд, задвигающих, затворяющих, запирающих, захлопывающих, замыкающих тех, нас, себя, все.
Подчиняясь или подчинив себе эти звуки, живет кинокамера (кажется, только она и живет: остальным — персонажам — лишь мнится, что внутри камеры на колесах можно существовать, а не имитировать процесс), поглощенная пересчетом: вслед, в профиль, анфас. Малоподвижная, «среднего роста», она как бы несет службу, идею караула. Ее взглядом — внимательного тюремщика — и завершается фильм. Это камера — службист — бесстрастно фиксирует гибель героя. Даже не сам момент смерти, а состояние — труп, и от ее лица появляется титр «Конец» — констатация, писарская запись. Она же наблюдает лица за решеткой, никого не выделяя, но рассекая на фрагменты, сегменты — взглядом насекомого. Вне-эмоциональным. До-эмоциональным. Отсюда же — власть вводить и выводить из действия персонажей, как убрала она перед уже созревшей катастрофой проводников — нету, и все дела (ухо, поглощенное, подавленное зрительным рядом, пропускает словесную информацию «ушли за очередной порцией спиртного»).
Но до этого еще далеко. Пока же в вагон только входят. Впрочем, выхода из него нет. Уйти можно только покалеченным или покалечившим, только конвоем, сопровождая или сопровождаемым. В мире, поделенном на караул и осужденных, не разберешься, кто кого стережет: клетка — граница, но по ту и другую сторону — стенка. И едут все не по своей воле (даже вагон). Правда, у как бы свободных есть преимущество: можно опустить окно, и камера (на мгновение подключаясь, включаясь в чужие глаза, ибо сама она как будто слепа и незряча — отражает, но не воспринимает), выплывая вслед за взглядом, отметит на ходу заснеженного человека, несущего крест, и горящий в белом поле куст; или посреди неуставных отношений в бессонную для первогодка ночь наплывет видение двух полуголых и странно украшенных (перья, бусы, что-то такое театральное — оторопь не способствует пониманию) женщин, пока не вздрогнет поезд и не начнет отъезжать кадр, оказавшийся окном проходящего и на секунду сомкнувшегося с экранной рамкой вагона СВ. В том, другом поезде и в другом вагоне — жизнь другая (а поминать анекдоты десятилетней давности, прочно связавшие символ жизни с вагоном — стоит ли?). Соприкоснуться с чужой реальностью (библейской по левую, образной — по правую сторону от движения), чтобы расстаться навсегда, приняв ненадолго в легкие воздух, а в голову — шум ветра, перекрывающий отмеренный стук или дребезжание стакана на полке.
Фотография П. Васильева
Тут все выверено, осознано и точнехонько доведено до ощущения, мысли смотрящего. Если только глаза не застит красная пелена ненависти к самому себе, неспособности, а скорее — способности против воли видеть, слышать, сопоставлять, понимать, или другой, более понятной ненависти к любым проявлениям тоталитарной системы, к собственному опыту, слишком узнаваемому и вспоминаемому. Потому-то не нужно дополнительно расшифровывать очевидность двойного смысла названия или указывать на склонность режиссера к моделированию мира. Материя фильма держится уважением-доверием к деталям и зрителю, не навязывая ни того, ни другого. Хотя из одних эйзенштейновских очков, повисших бессильно на перекладинке, можно было бы сделать массу глубокомысленных выводов о положении интеллигенции, культуры, искусства в мире, поделенном решеткой, о порожденном им менталитете, о метаморфозах кинематографической традиции и перевертышах символики. Но пусть они лучше останутся точной и острой бытовой деталью, соответствуя внутреннему устройству и интонации фильма.
Он держится и держит не развитием конфликта внутри конвоя — дембелей и салаг, сжимаясь в нарастающее раздражение против одного (фамилия Иверень, заметим, лишь заметим, что «иверень» — осколок, щепа). Это монотонность счетов и стуков, лязгов и скрипов, унылость полустанков и этих голых ветвей, тянущихся за окнами, одуряющая езда в никуда что-то добавляют и накапливают в крови, и она тычется в виски, в то время как сердце падает, и возникшая невесомость в душе накатывает холодной волной и требует красных брызг от пистолетных пуль.
Крови, кстати, не видно — фильм черно-белый. По определению, не отражающему сути (глубина тона, изысканность переходов от пепельного к дымчатому, грязно-белому, сумеречно-серому цвет достраивают — его отсутствие неощутимо, как в графике), подобно понятию «жесткая эстетика», ничего не объясняющему в нем. Фильм скорее деликатен, и, пожалуй, хорошо, что героя убивают в конце. Здесь есть бережность в отношении нравственного чувства, только так оно может остаться неущемленным: смерть смывает грех убийства, трагическая вина исчерпывается. Героя и собственная. Потому что за полминуты до катастрофы ловишь себя на невольно вспыхивающем раздражении: что же ты, дурак (Иверень — с темными тенями у глаз, еще не оформившимися чертами лица, с каким-то намеком на культурную среду воспитания), со своим максимализмом делаешь, — и гаснущем в укорах: значит, прячется внутри предательская склонность к компромиссам. А заступница мысль начинает увертливо скользить по звеньям оправдания и поверхностной логики: дескать, люди есть люди, и совсем они не звери, а так сложилась их судьба, что они вынуждены пройти через мясорубку унижения, которое у нас — единственно надежная форма воспитания. И если человек не приемлет в себе готовности унижаться и быть униженным, то лучше ему бежать от всей этой системы, пока не пролилась кровь, ибо иной защиты, кроме убийства или самоуничтожения, не предвидится. Унижение держится страхом и до тех пор, пока пугаешься, будешь испуган и будешь унижен самим присутствием страха в душе.
Фотография П. Васильева
Приехали. Вагон остановился — ему незачем и некуда больше двигаться. Камера уйдет из него вслед за героем, натыкаясь на особую плотность жизни, на ее цветность, несколько режущую глаз (и камеры, и зрительский). На ее суггестию в криках юных бонапартистов, на ее бессмысленно-назойливую плотскость чресел в мужской бане, на хаос и беспорядочность, которые можно преодолеть только стройностью марширующей колонны. Камера потеряет опору, без которой невозможно слепить обрывки впечатлений в нечто цельное. Даже страх жизни, поданный через уходящие вниз лестницы, куда-то туда, в ужас сплетений непонятных труб, где сумасшедший (?) бомж (?) разразится серией профессиональных (карате? черные береты?) ударов, — не сможет овладеть ею, потому что преисподняя — выше этажом.
Но нет, не будет здесь банально-изящной закольцовочки, как нет ее в фильме, хотя кольцо замыкается: в ч/б, в лязгнувшую со скрипом-грохотом решетку, в труп, захороненный в пустом вагоне-склепе. А будет здесь только то, что есть, — рецензия на «Караул».
Читайте также
-
Leanpub’s composing system & Bookstore Supports Romance Novelists From very first Draft to Published eBook
-
Утро первого — «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой
-
По стеклу — «По ту сторону» Флоранс Мьель
-
Разминая ноги — К 100-летию Леонида Гайдая
-
Генрих Игнатов: «Призраки появляются за счет монтажа»
-
Глухая балерина — Из книги Бориса Тулинцева «Нестертые следы»
У этого термина существуют и другие значения, см. Караул.
Караул | |
---|---|
Файл:Караул (постер).jpg | |
Жанр | Драма |
Режиссёр | Александр Рогожкин |
Автор сценария |
Иван Лощилин |
В главных ролях |
Алексей Булдаков Сергей Куприянов Алексей Полуян Александр Смирнов Тарас Денисенко |
Оператор | Валерий Мартынов |
Кинокомпания |
«Ленфильм» Творческое объединение «Ладога» |
Длительность | 96 мин. |
Страна | СССР |
Язык | русский |
Год | 1989 |
IMDb | ID 0123935 |
«Караул» — фильм ленинградского режиссёра Александра Рогожкина, вышедший в 1989 году. Как образец эпохи перестройки и гласности, он представлял её на многих зарубежных фестивалях, начиная с Западно-Берлинского в 1990 году, на котором картина была удостоена приза Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве и приза Международной федерации кинопрессы[1].
Сюжет
Картина о дедовщине в армии (снятая, в том числе, и по материалам реального уголовного дела, когда молодой солдат внутренних войск в поезде для перевозки зеков расстрелял весь караул).
Солдаты внутренних войск охраняют эшелоны с заключёнными, которых везут к месту назначения. Гнетущая атмосфера, обострённая общением с «зэками», побуждает солдат следовать лагерным законам.
В ролях
- Сергей Куприянов — рядовой Андрей Иверень
- Алексей Булдаков — старший прапорщик Паромов, начальник караула
- Дмитрий Иосифов — старший сержант Алексей Жохин, помощник начальника караула
- Алексей Полуян — рядовой Николай Мазур, повар
- Тарас Денисенко — ефрейтор Борис Сергеевич Корченюк
- Ринат Ибрагимов — рядовой Ибрагимов
- Василий Домрачев — рядовой Нищенкин
- Александр Смирнов — рядовой Иван Хаустов
- Никита Михайловский — осуждённый-«стукач»
- Алексей Зайцев — осуждённый
- Валерий Кравченко — Хорьков, осуждённый
Создатели фильма
- Александр Рогожкин — режиссёр-постановщик
- Иван Лощилин — автор сценария
- Валерий Мартынов — оператор-постановщик
- Александр Загоскин — художник-постановщик
Фестивали и премии
- 1995 — МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве — Гран-при «Сталкер» (Александр Рогожкин)
- 1990 — МКФ в Берлине — Приз А. Бауэра (Александр Рогожкин)
- 1990 — МКФ в Берлине — Приз FIPRESCI (Александр Рогожкин)
- 1990 — МКФ в Кемпере — Гран-при (Александр Рогожкин)
- 1990 — МКФ в Страсбурге — Гран-при (Александр Рогожкин)[2]
Дело Сакалаускаса
Существует версия, что сценарий фильма построен на реальных событиях, которые разворачивались в Ленинграде в феврале 1987 года и известны как Дело Сакалаускаса. В телепрограмме «Пятое колесо» Ленинградского телевидения в 1989 году режиссёр Александр Рогожкин отверг данное предположение. По его словам, за основу были взяты события 1978—1979 годов. Более того, данное явление для Советской армии он тогда назвал рядовым и достаточно регулярным[3].
Примечания
- ↑ Karaul (1990) — Awards (англ.). Internet Movie Database. Дата обращения: 25 февраля 2011. Архивировано 22 марта 2012 года.
- ↑ Энциклопедия отечественного кино (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 ноября 2011. Архивировано 29 ноября 2011 года.
- ↑ «Пятое колесо»: Ив Монтан — 1989 г. | Видео | Пятый канал
Ссылки
Шаблон:Фильмы Александра Рогожкина
«Караул» — фильм ленинградского режиссёра Александра Рогожкина, вышедший в 1989 году. Как образец эпохи перестройки и гласности, он представлял её на многих зарубежных фестивалях, начиная с Западно-Берлинского в 1990 году, на котором картина была удостоена приза Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве и приза Международной федерации кинопрессы.
Сюжет
Картина о дедовщине в армии, снятая по материалам реального уголовного дела, когда молодой солдат внутренних войск в поезде для перевозки зеков расстрелял весь караул. Солдаты внутренних войск охраняют эшелоны с заключёнными, которых везут к месту назначения. Гнетущая атмосфера, обострённая общением с «зэками», побуждает солдат следовать лагерным законам.
В ролях
- Сергей Куприянов — рядовой Андрей Иверень
- Алексей Булдаков — старший прапорщик Паромов, начальник караула
- Дмитрий Иосифов — старший сержант Алексей Жохин, помощник начальника караула
- Алексей Полуян — рядовой Николай Мазур, повар
- Тарас Денисенко — ефрейтор Борис Корченюк
- Ринат Ибрагимов — рядовой Ибрагимов
- Василий Домрачев — рядовой Нищенкин
- Александр Смирнов — рядовой Хаустов
- Никита Михайловский — осуждённый-«стукач»
- Алексей Зайцев — осуждённый
- Валерий Кравченко — Хорьков, осуждённый
Создатели фильма
- Александр Рогожкин — режиссёр-постановщик
- Иван Лощилин — автор сценария
- Валерий Мартынов — оператор-постановщик
- Александр Загоскин — художник-постановщик
Фестивали и премии
- 1995 — МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве — Гран-при «Сталкер» (Александр Рогожкин)
- 1990 — МКФ в Берлине — Приз А. Бауэра (Александр Рогожкин)
- 1990 — МКФ в Берлине — Приз FIPRESCI (Александр Рогожкин)
- 1990 — МКФ в Кемпере — Гран-при (Александр Рогожкин)
- 1990 — МКФ в Страсбурге — Гран-при (Александр Рогожкин)
Дело Сакалаускаса
Существует версия, что сценарий фильма построен на реальных событиях, которые разворачивались в Ленинграде в феврале 1987 года и известны как Дело Сакалаускаса. В телепрограмме «Пятое колесо» в 1989 г. режиссёр Александр Рогожкин отверг данное предположение. По его словам, за основу были взяты события 1978—1979 годов — более того, данное явление для Советской армии он назвал рядовым и достаточно регулярным.
У этого термина существуют и другие значения, см. Караул.
Караул | |
Жанр |
Драма |
---|---|
Режиссёр |
Александр Рогожкин |
Автор сценария |
Иван Лощилин |
В главных ролях |
Алексей Булдаков |
Оператор |
Валерий Мартынов |
Кинокомпания |
«Ленфильм» |
Длительность |
96 мин |
Страна |
СССР |
Язык |
русский |
Год |
1989 |
IMDb |
ID 0123935 |
«Караул» — фильм ленинградского режиссёра Александра Рогожкина, вышедший в 1989. Как образец эпохи перестройки и гласности, он представлял её на многих зарубежных фестивалях, начиная с Западно-Берлинского в 1990, на котором картина была удостоена приза Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве и приза Международной федерации кинопрессы[1].
Сюжет
Картина о дедовщине в армии, снятая по материалам реального уголовного дела, когда молодой солдат внутренних войск в поезде для перевозки зеков расстрелял весь караул. Солдаты внутренних войск охраняют эшелоны с заключенными, которых везут к месту назначения. Гнетущая атмосфера, обостренная общением с «зэками», заставляет солдат следовать лагерным законам.
В ролях
- Сергей Куприянов — рядовой Андрей Иверень
- Алексей Булдаков — старший прапорщик Паромов, начальник караула
- Дмитрий Иосифов — старший сержант Жохин, пом. начальника караула
- Алексей Полуян — рядовой Мазур, повар
- Тарас Денисенко — ефрейтор Корченюк
- Ринат Ибрагимов — рядовой Ибрагимов
- Василий Домрачев — рядовой Нищенкин
- Александр Смирнов — рядовой Хаустов
- Никита Михайловский — осуждённый-«стукач»
- Алексей Зайцев — осуждённый
Создатели фильма
- Александр Рогожкин — режиссёр-постановщик
- Иван Лощилин — автор сценария
- Валерий Мартынов — оператор-постановщик
- Александр Загоскин — художник-постановщик
Дело Сакалаускаса
Существует версия, что сценарий фильма построен на реальных событиях, которые разворачивались в Ленинграде в феврале 1987 года и известны как Дело Сакалаускаса, однако
5 января 2009 года на «5-ом канале» прошла передача «„Пятое колесо“. 1989 год». В этой передаче режиссер Александр Рогожкин отверг данное предположение. По его словам, за основу были взяты события 1978-79 года — кроме того, данное явление для советской армии он назвал рядовым и достаточно регулярным.
Примечания
- ↑ Karaul (1990) — Awards (англ.). Internet Movie Database. Архивировано из первоисточника 22 марта 2012. Проверено 25 февраля 2011.
Ссылки
- «Караул» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- «Караул» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Фильмы Александра Рогожкина | |
---|---|
Фильмы |
Ради нескольких строчек • Золотая пуговица • Мисс миллионерша • Караул • Третья планета • Чекист • Акт • Жизнь с идиотом • Особенности национальной охоты • Операция «С Новым годом!» • Блокпост • Особенности национальной рыбалки • Болдинская осень • Особенности национальной охоты в зимний период • Кукушка • Сапиенс • Своя чужая жизнь • Перегон • Игра |
Сериалы |
Улицы разбитых фонарей • Убойная сила |
-
July 29 2019, 06:58
- Армия
- История
- Общество
- Cancel
Караул (Александр Рогожкин – Ленфильм, 1989)
История нескольких солдат срочной службы, которая пришлась на этапирование заключенных поездом и во всех серых красках описывает ужасы неуставных отношений. Под руководство старшего прапорщика Паромова (Александр Булдаков) в караул пребывает несколько новых солдат, в том числе рядовой Хаустов (Александр Смирнов) и рядовой Иверень (Сергей Куприянов). Ребята настроены оптимистично, рады службе и вызовов не боятся, а ужасами, что пугали их относительно старослужащих, особо не напугать, чувствуют они себя уверенными и сильными солдатами, готовыми послужить своей родине. Только вот есть одна проблема – родине служба совсем не нужна, оказывается. То, что они выполняют функции профессионалов из ФСИН – это еще ладно, но сама по себе армия устроена так, что защита рубежом страны от потенциального врага строится посредством унижения собственных солдат. И вскоре, стараниями сержантов и ефрейторов, а также рядового повара (Алексей Полуян), для которых этот караул последний перед дембелем, жизнь молодых ребят превращается в настоящий ад. То ли постоянное общение с миром преступников, а скорее уже просто по традиции, дедовщина становится главным аспектом в жизни советской армии. Мучали их, теперь пришло время оторваться. Да вот только есть шанс просто сломать человека, и тогда могут умереть люди, если некоторых из них все еще можно назвать людьми.
История неуставных отношений в советской армии была темой острых споров и осуждений в 80х, но никогда на телевидении и тем более в кино. Но времена менялись, власть уже не могла держать под контролем не только то, о чем говорят люди на кухне, но и то, как эти разговоры просачиваются в творчество. Так в конце десятилетия на экраны выходит первая советская картина о дедовщине, автором которой стал тогда еще малоизвестный питерский режиссер Александр Рогожкин, который до этого уже снимал что-то, но особо ни в сердцах и умах зрителей, ни, тем более, в мировой прессе, не отметился. По признанию самого автора, история черпает свои силы в его личном опыте службы, что пришлись на 70е. Это несколько спорный момент, ибо официально считается, что неуставные отношения появились в армии, или набрали столь необратимый эффект смертельного заболевания лишь к 80м. К примеру, история, описанная в сценарии этой картины, написанной Иваном Лощилиным, очень напоминает настоящее преступление, произошедшего в 1987 году, хотя сам режиссер считает это лишь совпадение, в котором нет ничего удивительного, ибо подобное происходило сплошь и рядом. На это представители армии ответили категорическим отрицанием, им же виднее.
Стилистически Рогожкин взялся за фильм с довольно амбициозными планами. Сложная и страшная история, обреченная на трагедию с самого начала, требовала от себя и мрачность, холодность визуализации, а лучше с этим мало кто справлялся лучше, чем Алексей Герман. И вот холодные пейзажи становятся декорациями для не менее холодных и острых сцен внутри поезда, а тюремный и армейский быт перемешиваются в органическую субстанцию, где человечность оставляется даже не на входе в вагон, а где-то за несколько станций и стран. И в этом плане Рогожкин справился точно. Не только советский зритель с уважением оценил смелость реалистичности ужасов дедовщины. Картина стала своего рода лицом советского кино для западного зрителя, появившись в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля. И пусть сейчас можно пожурить и предсказуемость сюжета, бедного на какую-то драматургию, напоминая все скорее социальную документальность. Да и персонажам не хватило индивидуальности и глубины, хотя некоторые образы удались. Важно то, что Рогожкин себе позволил говорить о таких запретных до этого темах, как унижение системой и толпой индивидуальности, о борьбе свободы против тирании, выливающейся в насилие первой из-за насилия последней. А это уже было то самое позднее перестроечное кино, из которого выйдет новое российское кино, отмеченное болью, пессимизмом и чернухой.