«КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ»
«КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ»
Одесская киностудия, 1968 г. Сценарий К. Муратовой и Л. Жуховицкого. Режиссёр К. Муратова. Оператор Г. Карюк. Художник А. Канардова. Композитор О. Каравайчук. В ролях: В. Высоцкий, К. Муратова, Н. Русланова, Л. Базильская, В. Исаков и др.
«Короткие встречи» — романтический фильм о любви двух хороших и разных людей, о близости душ и несхожести жизненных дорог, о женском одиночестве и жажде семейного счастья. Максим (Владимир Высоцкий) — геолог, «вольная птица… в пределах реальности, конечно, но вольная». Валентина Ивановна (Кира Муратова) — ответственный работник горисполкома, «пятнадцать лет на одном месте и за одним столом». Нестандартная пара. Запутанный роман. Максим пропадает в «поле», ищет руду. Любит своё дело. Богатство государства ощущает своим. «Серебро нашли, вот это деньги». — «Так это же казённые?» — «Ну и что?..» Короткие встречи. Их омрачают долгие разлуки, одиночество женщины, её ревность к бродячей профессии мужчины.
Сценарий Кира Муратова написала вместе с Леонидом Жуховицким: «У меня был свой готовый сценарий про Валентину и геолога. И я случайно прочла рассказ Жуховицкого про геолога же и официантку чайной, про их взаимоотношения. Он там просто уезжал куда-то. Я предложила Жуховицкому: „Давайте соединим“. Получился треугольник. И основное действие теперь происходило в том месте, где оказывался герой».
Снимали «Короткие встречи» в разных местах возле Одессы. В Балте, например. Картина оказалась сложной и трудной, проходила с накладками.
Вначале пришлось заменить основных исполнителей. Станислав Любшин прислал Муратовой телеграмму такого содержания: «Кира, я не буду у тебя сниматься, потому что мне предложили роль в картине „Щит и меч“ — четыре серии. У тебя мало заработаю, а нужны деньги». У Муратовой возникла счастливая мысль взять на роль Владимира Высоцкого.
Потом пришлось заменить и героиню. На поиски новой актрисы не было времени, и тогда Муратова решила сама сыграть милую, несчастливую Валентину Ивановну.
Героиня хочет, чтобы людям жилось хотя бы чуточку легче. У Валентины Ивановны как бы уже недостаёт душевных сил на самозабвенную любовь. Она страдает, не в силах ни уехать с любимым, ни порвать с ним.
О Владимире Высоцком режиссёр и актриса Кира Муратова говорила: «Он был замечательный партнёр. Если бы мне что-то в нём не нравилось, он бы не играл. Я же оказалась в фильме просто потому, что пришлось отказаться от актрисы. Будь что не так, я бы и его сняла с роли».
Сам Высоцкий очень любил «Короткие встречи»: «В этой картине есть органика. Она как будто хроника. В этом фильме я играл роль геолога, свободного, вольного человека… У этого геолога очень сложная судьба. Он ушёл из министерства, чтобы заняться своим прямым делом — искать серебро. Он находит его. А дома у него жена. Она говорит: „Останься со мной!“ Он: „Поедем со мной!“ Она: „Оставайся со мной!“… А в пути он встречает девушку Надю… Сложным психологический фильм. Судьба этого человека немного напоминает актёрскую. И мне дома говорят: „Вот ты всё время ездишь! Что ты там делаешь?! Сиди дома!“… Ну, это известно…»
На съёмках «Коротких встреч» Высоцкий бывал наездами. Он уже работал в Театре на Таганке, пел, писал, концертировал. Времени у него было в обрез. Он написал несколько песен для фильма Муратовой. Пел в нём и чужую «Цыганочку».
Высоцкий играл с бородой: «Это было очень хорошо, потому что никто не узнавал на улице. Все считали, что я с бородой на самом деле. Борода была наклеенная. Причём очень плохо наклеенная борода была. А свою бороду отрастить было невозможно, потому что, играя в театре, я не имел права отпустить бороду или усы».
Кира Муратова немало рисковала, утверждая второкурсницу «Щукинки» Нину Русланову на роль Нади. Сначала Нину остановили на пороге училища какие-то незнакомые люди и попросили прочесть сценарий, обещали вызвать на пробу. Получив вызов, она вместе с Верой Константиновной Львовой пошла к ректору отпрашиваться для поездки в Одессу, на киностудию. Отпускать студентов на съёмки не любили. К счастью, Руслановой дали отпуск на весь срок съёмок.
Опыта Нина набиралась своеобразно: в течение полугода она появлялась на съёмочной площадке каждый день, независимо от того, была ли она занята в данной сцене или нет. Поначалу ей трудно давался сам процесс съёмок: то приходилось играть что-то из середины сценария, то снимался финал, а через несколько дней надо было выйти на площадку и произнести первые реплики Нади. Уставала от дублей. Уставала от ожидания… Но постепенно привыкала, училась тому, что в кино в роль надо «влетать». Так она сформулировала в то время суть своей работы.
Её героиня приехала в город из деревни в поисках лучшей доли. Поначалу она устраивается судомойкой в чайной, что стоит посреди степи. Здесь Надя встречает геолога Максима (Высоцкого), странного человека, ни на кого не похожего. Так все в нём действительно удивительно и ново для неё — его улыбка и его гитара, его берущие за душу песни и манера общаться, его смех и его хриплый голос…
В дуэте с Высоцким Русланова ищет ещё одну грань дорогой для неё темы: женщина всегда опора для любимого. Наде будет дано несколько мгновений, которые она наполнит столь сильным, неизбывным чувством, что невозможно смириться с её обездоленностью в любви…
Трудно поверить, глядя «Короткие встречи», что это первая роль Нины Руслановой. «А это не моя заслуга! — восклицает актриса. — Это все от Киры. Знаете, о чём я думала, когда начинала у неё работать? Если честно — какая роль мне досталась! Теперь я буду знаменитой!.. Потом Кира повела меня за собой, и ни о чём таком я уже не помышляла. А как Кира замечательно выбирает дубли! Она во время монтажа второй раз создаёт картину. И подаёт актёра в лучшем виде…»
«Короткие встречи» снимал молодой оператор Геннадий Карюк. Он только что окончил ВГИК, защитил диплом и получил назначение на Одесскую киностудию. Приступая к работе, Карюк решил широко применять светофильтры, чтобы изображение получилось чуть белесым, промытым: «Я у кого-то из психологов вычитал, что белый свет вызывает эмоциональный подъём у зрителей».
Выехали на съёмки. Первым объектом была чайная при дороге. Та самая, где работает героиня Нины Руслановой. Тогда ещё не снимали в естественных интерьерах — по эскизам художника соорудили просторную чайную, какую невозможно было найти в округе.
Когда накопилось изрядное количество снятого материала, вернулись в Одессу — проявить, посмотреть, что же получилось. И оказалось, что все — брак. Оператору грозило увольнение, но Муратова отстояла его.
Геннадий Карюк вспоминал: «Ну а дальше — как я мог не оправдать её доверия?.. Старался. Ночей не спал. И теперь скажу без всяких преувеличений: практически она научила меня снимать».
Кира Муратова — человек феноменальной эрудиции, прекрасно знает отечественную и мировую живопись, музыку. И часто в качестве модели показывала репродукции картин какого-нибудь художника. Муратова ставила задачу необычно: «Не ведаю, как этого добиться, но мне нужно…» И следовали подробные объяснения, очень выразительные, дававшие заряд для поиска.
Она любит насыщать объекты съёмки редкими деталями. Взять хотя бы интерьер квартиры в «Коротких встречах». Старинная мебель — тогда её выбрасывали на помойку, а обставлялись современными шкафами из ДСП; фотографии на стенах, бытовые мелочи — все работало на образ главной героини. Тогда было модно снимать в выхолощенных пустоватых интерьерах, будто бы не отвлекающих от человека на экране. Муратова отстаивала собственные предпочтения, что дорого ей стоило и в прямом, и в переносном смысле.
Музыку для «Коротких встреч» написал Олег Каравайчук:
«Я сыграл сочинение и услышал: „Нет, это мне не подходит“. С тем и уехал… А через месяц или полтора — звонок: Кира хочет, чтоб я посмотрел картину.
Опять — Одесса. Смотрю, Муратова уже подставила всю мою музыку. Совершенно самостоятельно. Притом так, как я и не предполагал никогда, да так изумительно, что мне бы в жизни не догадаться!.. Просто одно из лучших воспоминаний о том, как режиссёр распорядился моей музыкой».
Наконец фильм снят и смонтирован. Но на экран он выйдет только через двадцать лет. В 1967 году высокое начальство запретило показ «Коротких встреч». Действительно, что это за ответственный работник, которого мы и встречаем-то не в гуще жизни или кабинете, а в неприбранной квартире и в «ночнушке»? Что за неустроенный быт, панибратство с прислугой, перекусывание в кафешках?.. А эта аморальная связь ответственного работника с бородатым геологом-гитаристом? И пессимистические фразы: «Вообще, мне только кажется, что что-либо меняется. На следующий день посмотришь, а оно на прежнем месте…» Или: «Вот такое интересное совещание, это я должна уговаривать людей ехать в деревню. Они не хотят, а я должна уговаривать. Взрослых людей попробуй уговори…»
Сегодня же можно утверждать, что образ героини «Коротких встреч» едва ли не самый первый в нашем кинематографе нравственный портрет современной «деловой женщины». Сегодня в герое Владимира Высоцкого мы узнаем не романтического бродягу, а героя поколения — бескомпромиссного, презирающего болтовню и домашний уют к превыше всего ценящего искренность и свободу.
Читайте также
Назначение встречи
Назначение встречи
Назначение встречи является обязательством присутствовать в назначенном месте в назначенное время. Это обязательство считается «словом чести» и может быть нарушено только при чрезвычайных обстоятельствах.Отмена. Когда возникает необходимость
КОРОТКИЕ ТОСТЫ
КОРОТКИЕ ТОСТЫ
Существует великое множество коротких тостов. Во время иного застолья без них никак не обойтись. Ведь порой компания, наслушавшись длинных излияний в словесах, поскорее хочет пригубить бокал вина. Тут-то короткое, лаконичное предисловие будет как раз к
Протокол встречи
Протокол встречи
Сегодня (год, месяц, число) мы, нижеподписавшиеся (имена и фамилии), в качестве секундантов г. А. (имена и фамилии) и в качестве секундантов г. В. собрались в (обозначить место) для рассмотрения недоразумения, происшедшего между г. А. и г. В.Мы выбираем в
Место встречи
Место встречи
Прогуливаясь по Интернету, 15-летний Джеймс Уилсон (James Wilson) из городка Ист-Данди (East Dundee), штат Иллинойс, встретил «девушку своей мечты». Они несколько раз пообщались через IRC и один раз поговорили по телефону. Джеймс решил, что этого вполне достаточно для
Когда мужчины начали носить короткие стрижки?
Когда мужчины начали носить короткие стрижки?
Уход за волосами настолько же стар, как сама цивилизация. Еще в древнейшие времена у женщин были гребни. Даже наиболее примитивные племена умудрялись изготавливать гребни из дерева, кости, металла. А как насчет моды
ВОЛЖСКИЕ ВСТРЕЧИ
ВОЛЖСКИЕ ВСТРЕЧИ
В наше время фестивали стали неотъемлемой составной частью рыболовного спорта. Эти мероприятия проводят редакции популярных рыболовных журналов, компании и фирмы, торгующие рыболовными снастями и снаряжением. Можно сказать, что фестивали стали сродни
§ 4. Деловые встречи и переговоры
§ 4. Деловые встречи и переговоры
Лучше встреча в верхах, чем на краю пропасти.
Джон Кеннеди
Встречи и переговоры — тоже способ проведения делового мероприятия, как и презентации, конференции.Масштабы встреч-переговоров могут значительно различаться — от рабочих (без
9.7. Встречи и расставания
9.7. Встречи и расставания
Натянуты нервы как луки.
Разлуки, разлуки, разлуки…
А.Смир
Одной из причин возникновения стрессов после гастролей можно назвать потерю обретенных друзей и любимых.Представьте сами: контракт подписывается на 6 месяцев, за это время девушка
ВСТРЕЧИ И СВИДАНИЯ
ВСТРЕЧИ И СВИДАНИЯ
Кто за кем заезжает?В прежние времена вопрос о том, следует ли заезжать мужчине за женщиной, не вставал никогда. Мужчина всегда заходил за своей спутницей домой, даже в том случае, если инициатором приглашения была она. Единственным исключением из этого
ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ НА РАБОТЕ
ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ НА РАБОТЕ
К вам в кабинет часто приходят самые разные посетители: торговые агенты, представители других фирм, ваш секретарь, пришедшие на собеседование люди, которые могут стать вашими будущими сотрудниками, коллеги, занимающие аналогичное вашему или
Завершение назначенной встречи
Завершение назначенной встречи
Для многих бывает довольно сложно завершить назначенную встречу, поскольку они опасаются задеть чувства посетителей. В результате беседа продолжается гораздо дольше, чем было намечено, причем никаких положительных результатов
Встречи с писателями
Встречи с писателями
Писателя нужно читать, но его не должно быть ни видно, ни слышно.
Дафна Дюморье (1907–1989), английская писательница
Любить писателя и потом встретить его – все равно что любить гусиную печенку и потом встретить гуся.
Артур Кестлер (1905–1983), английский
Место встречи
Место встречи
Вопрос о том, куда пригласить даму, часто вызывает сомнения: будет ли ей интересно, захочет ли она прийти, о чем с ней поговорить. Особое затруднение вызывает место для первой встречи.Не стоит предлагать даме самой решать, где провести первое свидание: если
В 1961 году после окончания ВГИКа юная Кира Муратова переехала в Одессу, где устроилась режиссёром на местной киностудии. Спустя три года вышла ее дебютная полнометражная картина совместно с первым мужем Александром Муратовым, «Наш честный хлеб», и лишь спустя ещё несколько лет Муратова приступила к съёмкам полностью самостоятельного фильма «Короткие встречи».
На роль геолога Муратова изначально звала Любшина
Она сама написала сценарий, частично обработав рассказы Леонида Жуховицкого и Леонида Фомина. Идея для фильма родилась совершенно случайно — только переехав в Одессу после окончания ВГИКа, режиссёр столкнулась с бытовыми трудностями, а именно перебоями с водой. Поэтому в каждом доме, где она бывала, часто видела различные наполненные ёмкости с водой, на случай очередного отключения. И Муратовой захотелось снять фильм про решительную и волевую девушку, занимающую довольно высокий пост, которая подключает водоснабжение в новые «хрущёвки», но на личном фронте терпит неудачи от своего непостоянного мужа-геолога, даже порой сравнивая его с водой, которая то есть, то вновь пропадает.
Роль Валентины Ивановны должна была играть Антонина Дмитриева
А ещё неожиданно появляется девушка, влюблённая в того же мужчину, и оттого и так непростой клубок взаимоотношений закручивается все сильнее. Получилась необычная мелодрама о социальных и межличностных трудностях, которой, как и главным героям, так и не нашлось места в советской кинодействительности. Фильму сначала приписали третью прокатную категорию, а потом и вовсе убрали на полку. Лишь спустя двадцать лет «Короткие встречи» вновь показали на большом экране, отменив позорный статус — фильм увидело более четырёх миллионов зрителей.
На роль Максима, харизматичного геолога, Муратова изначально звала Станислава Любшина, но тот решил отказаться, чтобы сняться в другом фильме «Щит и меч» (1968). Вместо него режиссёр пригласила Владимира Высоцкого, только начавшего в то время карьеру киноактера. А ей самой пришлось играть Валентину Ивановну — ответственного работника из райкома и жену Максима — по воле случая, из-за того, что в последний момент Антонина Дмитриева, приглашённая на эту роль, внезапно заболела. На роль Нади, работницы чайной, пригласили Нину Русланову. Это была её первая роль. Все съёмки проходили под Одессой в деревне Красные Окна.
Фильм снят на чёрно-белую плёнку, ведь ее фактурность и телесность, переданные преимущественно крупным планом, были впервые апробированы в советском кинематографе. В послевоенном Советском Союзе, провозгласившего своей целью общее благо, даже личные чувства становились общими. Сценарий, написанный самой Кирой Муратовой, содержит в себе сложную структуру с почти документальными съемками и построен на постоянных противопоставлениях: встреча — расставание, город — деревня, прошлое — настоящее, мужчина — женщина, свобода — несвобода.
Съёмки проходили в селе Красные Окна под Одессой
Обыденные сценки из реальной жизни чередуются с воспоминаниями из прошлого, постепенно направляя мысли и действия главных героев к неминуемой развязке. Сюжет выстроен точно и логично — несмотря на обилие реминисценций, каждое действие подчинено определенной логике. Однако, в то же время «Короткие встречи» — это фильм-разговор, фильм-размышление. Отстраненная манера, в которой снята картина, и холодное, зачастую лишённое какого-либо психологизма поведение актеров напоминают лучшие образцы фильмов французской «новой волны».
Муратова сконцентрировалась на проработке характеров своих героев и, особенно, на их непростых отношениях. Валентина Ивановна — крайне целеустремленный человек с амбициями, готовая помочь всем, но не способная помочь самой себе. Свою тоску по мужу Максиму она заглушает бесконечной работой и ответственностью перед другими. Возможно, по этой же причине героиня так легко приняла у себя в поздний час Надю, девушку с необычным поведением, не подозревая о её истинных намерениях. Своего мужа Валентина пытается воспитывать, но делает это ненавязчиво, скорее любя. Ей хочется, чтобы он был всегда рядом, однако свободолюбивому Максиму, как типажно хэмингуэевскому герою, узы брачной привязанности претят.
Фильм отнесли к 3 прокатной категории: показывали в клубах и залах
Поучения жены он переносит в шутливую форму, из раза в раз подыгрывая себе на гитаре. Никто из персонажей не готов пойти на приемлемый компромисс, что приводит к неминуемому расставанию. Они продолжают любить, но плохо понимают друг друга: «Ты для меня как растение с другой планеты», — в шутку признается Валя. На фоне расставания в беспечной жизни Максима неожиданно появляется Надя, которая тихо, но безответно влюбляется в него. Простой и скромной девушке из деревни не понять все эти психологические барьеры между мужем и женой, но, почуяв, что он в итоге выбрал свою жену, способна принести себя в жертву. Накрыв стол и собрав вещи, Надя исчезает из жизни противоречивой пары.
Цитаты из фильма:
«Ковбои — первые люди на земле. Ну, после геологов, конечно».
«Да, очень тонкие, очень личные обстоятельства — день рождения».
«— А вам не кажется что это неприлично? — Нет, не кажется. Моральную сторону этого дела мы обсудим по дороге».
«КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ»
СССР. 1967. 96 минут.
Режиссёр Кира Муратова
Авторы сценария Кира Муратова, Леонид Жуховицкий
Оператор Геннадий Карюк
Художники Александра Канардова, Олег Передерий
Композитор Олег Каравайчук
Песни Владимира Высоцкого
В ролях: Кира Муратова, Владимир Высоцкий, Нина Русланова, Лидия Базильская, Валерий Исаков, Ольга Викланд, Алексей Глазырин, Татьяна Мидная, Светлана Немоляева
Посещаемость — 4,4 млн. зрителей при тираже 425 копий в 1968 году, 4 млн. зрителей в 1987 году
Оценка — 9 (из 10)
Лирическая драма
Первый самостоятельный фильм 33-летней Киры Муратовой (она также исполнила по вынужденным обстоятельствам главную женскую роль Валентины Ивановны, ответственной сотрудницы горсовета, которая переживает спорадический роман с геологом Максимом, кроме того, оказывая поддержку деревенской девушке Наде и даже не зная, что у неё тоже были свои короткие встречи с тем же мужчиной) является во многих смыслах переходным произведением. Постановщица словно избавляется от необходимости фабульного, линейного и психологически заданного повествования благодаря свободному чередованию сцен и включению внесюжетных лирико-поэтических отступлений, а также более явно выражает собственное пристрастие к остраняющим приёмам как изобразительного, так и словесного плана. Можно было бы сказать, что настоящая Муратова начинается именно с этой картины, хотя отдельные фирменные детали без особого труда обнаруживаются и в двух прежних работах, снятых в соавторстве с Александром Муратовым.
А по сравнению с лентами среднего и позднего периода ранние фильмы Киры Муратовой (и «Короткие встречи», и «Долгие проводы») теперь кажутся удивительно прозрачными и почти классически строгими по кинематографическому изображению. Да и производят редкостное ностальгическое впечатление, словно после какого-то длительного периода, роясь на антресолях в своём доме, находишь давно забытый старый фотоальбом. И с неким удивлением рассматриваешь, как на фотографиях зафиксирована твоя собственная жизнь, а ещё с изумлением вспоминаешь, каким же ты был много лет назад. Вот и это муратовское кино настолько проникает в глубину тебя самого, что начинаешь воспринимать его будто свою личную биографию.
13 июля 1967 года на экраны большой страны СССР вышел режиссёрский дебют Киры Муратовой «Короткие встречи»
Много лет спустя, в интервью Дмитрию Быкову, режиссёр сказала о фильме: «Это была история о том, как художнице мешает быт, то, сё… А потом оказывается, что без него жить нельзя: бытовые помехи стимулируют». Сейчас Кира Георгиевна характеризует свои чёрно-белые фильмы как «провинциальные мелодрамы».
Если в кране нет воды…
В Одессу супруги-выпускники ВГИКа (1959 год) Кира и Александр Муратовы попали после целой череды попыток найти на просторах СССР киностудию, где дали бы возможность работать по специальности.
На киностудии имени Горького, куда их распределили после окончания института, таких начинающих режиссёров, как Муратовы, было много. Молодые люди отчаянно пытались сотрудничать то с «Ленфильмом», то с Белорусской студией, но по разным причинам работы сворачивались.
Александр Муратов рассказывал: «В итоге Кира и Лёня Жуховицкий объединили оба сценария – про даму и про геолога. Когда она снимала «Короткие встречи», мы уже развелись, но она попросила меня помочь, потому что ей было тяжело и в кадре находиться, и снимать. Я приезжал на съёмки из Киева где-то два раза в неделю». А работа проходила в Городе у моря.
«Когда я приехала в Одессу, то увидела город, живущий без воды, — рассказывала Кира Муратова. — Её все время запасают, она стоит в вёдрах, в тазах, её отключают постоянно… И мне захотелось сделать историю про молодую решительную женщину, которая заведует в городе всей водой, причём воды никогда нет. И у неё определённым образом всё не ладится в жизни: приезжает и уезжает мужчина (а раз у него такая бродячая работа, то он, наверное, геолог). И у него тоже своя жизнь. Есть девушка, которая в него влюблена, и у них у всех ничего не получается… Это и были «Короткие встречи».
Сегодня, спустя почти 46 лет после выхода картины, молодому поколению, избалованному комфортом, надо специально объяснять, о чём, собственно, идёт речь. Не говоря о том, что нынешнее поколение просто не знает, чем занимались совнархозы и зачем нужно было насильно отправлять чиновников из городов в сёла. Вот эта подлинная историческая основа фильма оказалась едва ли не сильнее обычного любовного треугольника.
Что грустно: шесть лет назад в Одессе приходили съёмки сериала «Ликвидация» (2007 год), и съёмочная группа Сергея Урсуляка с удивлением увидела: город в точно таком же бедственном состоянии, что и сразу после войны. Поэтому никаких декораций строить не надо было, а вот как в таких кошмарных условиях жить людям – отдельная тема. Режиссёр рассказывает: «Изнутри Одесса настолько обшарпанная, что компьютером мы пользовались только в крайних случаях».
Режиссёр в кадре
На роль Валентины Ивановны Муратова поначалу пригласила Антонину Дмитриеву (1929-1999), известную по роли пионервожатой в фильме «Друг мой, Колька!»
Внешность Дмитриевой точно соответствовала идеалу советской номенклатуры, у которой даже критические дни приходят только по решению пленума обкома. Представить себе, что такая дама могла (очертя голову!) влюбиться в какого-то бородача, ставя под удар с невероятным трудом созданную карьеру, почти невозможно.
Но её работа Муратовой не нравилась. К тому же Дмитриева сразу поссорилась с администрацией картины.
Так Кира Муратова оказалась исполнительницей роли Валентины Ивановны. Это был тот редкий случай, когда на экране получился образ живого чиновника – одинокой женщины, искренне любящей свою работу и вечерами приходящей в пустой дом.
Очень важно, что дом героини – это дом её родителей, некогда счастливый, а сейчас наполненный только воспоминаниями и тоской. Поэтому и сидит Валентина Ивановна на работе до глубокой ночи и разговаривает сама с собой, чтобы в доме были хоть какие-то звуки.
И ещё – возможно, не желая того – Муратова очень точно подколола феминисток, вся самостоятельность и стремление делать карьеру которых — от женской невостребованности. А как только появляется геолог с гитарой, все служебные дела незамедлительно отодвигаются в дальний угол.
Как Любшин не стал геологом
«Утверждение Владимира Высоцкого на главную роль в «Коротких встречах» было, в общем-то, случайностью, – утверждает режиссёр Александр Муратов. – Эту роль должен был играть Станислав Любшин, а ту, которую потом играла сама Кира, – А.Дмитриева. Но, как часто бывает, случилось непредвиденное. Уже в конце подготовительного периода Дмитриева заболела, а Любшин стал сниматься в сериале «Щит и меч». Не помню, пробовался ли среди других актёров на роль Высоцкий, но точно помню, что режиссёр Саша Боголюбов его предлагал. Кира колебалась. У неё было другое видение этого образа. Но и я, и Боголюбов, и другие её друзья стали «доставать» Киру: «Вместо Дмитриевой снимайся сама, а вместо Любшина возьми Высоцкого. Пусть он менее тонкий актёр, но зато гораздо больше похож на настоящего геолога…». Не знаю, убедили ли мы её или просто жизнь припёрла к стенке, но она, в конце концов, с некоторым ужасом пошла на этот вариант».
Сама Кира Георгиевна эту историю рассказывает по-другому: «На главную мужскую роль пробовался Любшин, но ассистенты по моему указанию вылавливали по стране Владимира Высоцкого и таки выловили. Произошла наша встреча. А это — узнавание своих мыслей в мыслях другого. Мысли становились общими, зажигались новым огнём. Он очень помог мне, но потом и я помогла, когда уста его уже сомкнулись. К его словам я добавляю свои, договариваю то, что он не успел договорить. Может быть, это была любовь. На экране точно была. Видно».
Хриплый голос Высоцкого
Одесская киностудия стала в те годы для Владимира Высоцкого буквально родным домом. Полным ходом шла работа над фильмом Станислава Говорухина «Вертикаль», где барду впервые представилась возможность с экрана спеть свои песни вживую. Да ещё об отважных альпинистах!
В письме к жене (Людмиле Абрамовой) от 12 августа 1966-го он пишет: «А на следующий день (это пока ещё в Одессе) дали мне почитать еще один сценарий, режиссёр-женщина, Кира Муратова, хороший режиссёр, хороший сценарий, хорошая роль, главная и опять в бороде, сделали кинопробу, дали за неё денег. Посмотрели: хорошо я сыграл, хорошо выглядел, хорошо говорили (ударение надо делать на слове «хорошо)».
Главный оператор картины Геннадий Карюк вспоминал: «До Высоцкого мы пробовали на главную роль в фильме «Короткие встречи» другого актёра, такого недосягаемого и красивого. Хорошо он попробовался, занял денег у Киры Муратовой – ни героя, ни денег по сей день. И на студии появился простой парень – Высоцкий. Он выручил нас – снялся… Это был праздник не только для нас, но и для Владимира Высоцкого. Встреча с Кирой Муратовой не прошла зря. Когда два таких ярких художника сотрудничают, возникает нечто большее.
Володя удивительно чувствовал свет, камеру, ракурс – всё чувствовал, всё знал. Он кинематографист по своей сути. Для себя считал, чтобы камера была чуть ниже и левее относительно него, а свет должен падать справа сверху. И куда бы камера ни двигалась, Володя всегда оказывался в том ракурсе, который считал для себя наиболее выигрышным…».
«Работать с ним было как-то неестественно легко, – вспоминал А.Муратов. – Он всё схватывал с полуслова. Это если был согласен. А если не был согласен, то тут же предлагал свой вариант. Когда ему возражали, говорил: «Ну, ты же сначала посмотри!» И часто режиссёр, посмотрев, тут же соглашался…
…Каждый дубль – новый вариант. Очень чуткий оператор Геннадий Карюк иногда просто не мог сориентироваться и выпускал его из кадра. Они с Кирой были прекрасной актёрской парой: играли в одном и том же натурально-ярком ключе, много импровизировали. Я часто не имел представления, где сказать «стоп». Если бы даже это была моя картина, я бы и то сомневался. А тут чужая: кто его знает, что имеет в виду хозяйка фильма».
Персонаж Высоцкого – Максим – абсолютно свободный человек, променявший уютный кабинет на поле. Его монолог о пустопорожнем сидении в кресле и отношениях с коллегами подвигнул молодёжь искать романтику в трудных профессиях, а цензоров довёл до истерики: как это – советский человек не хочет каждый день ходить на работу?!
Свобода героя дала критикам право говорить, что именно в «Коротких встречах» Высоцкий сыграл очень близкого себе по духу человека.
Как считают искусствоведы, именно на этой картине Высоцкий «научился «хрипеть»: до 1967 года пел обычным своим голосом, а форсировать его начал, лишь побывав геологом в «Коротких встречах».
Нина Русланова вспоминает об их совместной работе: «… По сути дела, у меня с ним только пара эпизодов, не так много, чтоб говорить, как мне работалось. Ну, партнёр – и партнёр. Никто ж тогда не думал и не гадал, что Высоцкий превратится в такое явление, которому везде будут памятники ставить. Вёл себя Высоцкий довольно скромно, никогда не выпячивался, хотя песни его уже всюду звучали, да и в «Коротких встречах» они были».
Соперница
Двухмесячным подкидышем Нина Русланова оказалась в детдоме под Харьковом, где ей дали фамилию в честь великой певицы. Потом настойчивая девушка уехала в Москву и сама поступила в Щепкинское училище.
Она вспоминает: «Я как раз в тот день шла по лестнице, а навстречу мне — Кира. Я, конечно, не знала, кто она такая. Кира спросила: «Не хотите сниматься в кино?» Я ответила: «Нет», потому что мне нельзя, не разрешают. Вот если она поговорит с педагогами, и разрешат, то снимусь. И меня отпустили! Для тех времён это был исключительный случай!»
Выбор режиссёра Руслановой с её стихийной правдивостью и необузданной страстностью на роль соперницы был абсолютно точным. Только такая шальная Надежда могла ввалиться в дом к чужой женщине в поисках любимого человека. Ведь ей и в голову не может прийти, что он – женат…
«Когда она снимает, — рассказывает Русланова о работе с Муратовой, — она видит именно того человека, который в данный момент перед ней. Она знает, чем человек дышит, что человеку в данный момент нужно. У неё в картинах может играть любой. И гениально! Потому что она настолько точная в своих задачах, она чувствует, что за человек перед ней и как можно раскрыть его, показать сердцевину. Она психолог, она видит человека насквозь. Это актёрский режиссёр.
Мне на съёмках «Коротких встреч» мешало всё — камеры, люди, гримеры. Всё! Для меня съёмки — неестественный процесс. А Кира мне говорила: «Нина, забудь обо всём. Делай и играй так, как ты хочешь». Всё, что я «хотела» — всё входило в картину. Она шла от меня, а не навязывала свою волю, свои мысли».
Образ, созданный Руслановой, помогали создавать точные детали. Чего только стоят необработанные швы платья её Надежды! Казалось бы – пустяк, а какая достоверность – откуда может быть покупное платье у деревенской девушки?
А её реакция на обед в заводской столовой: «И деньги заплатила, и не наелась». Нынешним зрителям и невдомёк, что в 1967 году в общепите, то есть в заведениях общественного питания, почти никто из работяг не ел – дорого, а таскали судочки на работу из дома.
Чтобы сделать образ Нади ещё более ярким, на роль её подруги Муратова пригласила Л.Базальскую-Стриженюк. Если Надеждой двигала жажда увидеть другую жизнь, то, по принципу антитезы, подруга целенаправленно приезжает в город искать мужа и лёкий хлеб.
Проблема взгляда
Как свидетельствует Александр Муратов: «Два-три эпизода я был вынужден снимать как оператор. Потому что оператор запил. А я закончил три курса операторского факультета. Два курса параллельно с режиссёрским факультетом, а один курс ещё до того. Я помню, что я снимал эпизод с раками. Там Кира интересно придумала. В таз, где варились раки, было вставлено стекло, и я снимал через это стекло. Второй эпизод был с нищим на Греческой площади. И ещё один или два куска, когда Свиридова ходила по домам.
А потом дали попробовать Гене Карюку. Он был молодой парень, ассистент оператора. И он начал прекрасно снимать, потом он с Кирой работал на нескольких фильмах».
«Куряж»
Во время работы над «Короткими встречами» группа жила в гостинице под названием «Куряж».
Александр Муратов вспоминает: «Жил я в «Куряже», гостинице Одесской киностудии, жили мы в одной комнате с Володей Высоцким. Подшучивал я над ним… Была у него песня такая: «Пили зелье в черепах, ели бульники, танцевали на гробах, богохульники». А на киевской студии были режиссёры Шмарук, Левчук и Цыбульник. И я каждый раз пел свой вариант: «Ели бульники Левчуки, Шмаруки и Цыбульники». Он, посмеиваясь, повторил это однажды и потом на съёмках это ляпнул: «Ели бульники Левчуки, Шмаруки… А… мать!»
Потом я подговорил всех, и все спрашивали: «Володя, что такое бульники?» Он говорил: «Это у нас так в детстве булыжники называли». Но я же подговорил человек двадцать, и когда к нему все с этим вопросом по очереди подходили, он уже начинал кусаться! Особенно на двадцатый раз…».
«Было такое актёрское пристанище, — вспоминает о «Куряже» Нина Русланова. — Мы там встречались, выпивали, отдыхали. Это было прекрасное заведение. Что-то вроде клуба, но в котором ещё и ночевали. Но на этих посиделках я никогда не сталкивалась с Высоцким. А после окончания съёмок больше мы не встречались. Я только видела его на «Таганке» в некоторых ролях, из которых более всего мне понравился Галилей».
Долгие годы до «Коротких встреч»
В 1967 году фильм «Короткие встречи» получил третью прокатную категорию, что означало — минимальный тираж и несколько хороших отзывов. Киношное начальство контролировало каждый кадр. Например, авторы долго обдумывали тот эпизод в сценарии, когда Максим протягивает к Наде руки, чтобы снять с её плеч свой пиджак. Только ли он хотел забрать свой пиджак, или они обнимались, а потом скрылись в кустах? «Если так оно и есть, – сказали режиссёру Муратовой, – мы запретим фильм».
Нина Русланова говорит: «Признаюсь, когда снимали фильм, у меня была тайная мечта – я буду ходить по Москве, и вся Москва будет показывать на меня пальцем и говорить: «Вот идёт актриса, она снималась вот в таком-то фильме. Она потрясающая!» В жизни оказалось всё наоборот. «Короткие встречи» положили на полку, и никто фильм двадцать лет не видел. Именно за роль Надежды в фильме Киры я получила свою первую «Нику». Причём, как только учредили эту премию, я первая из актёров и получила этот приз».
А через двадцать лет «Короткие встречи» показывали в московских кинотеатрах — и был аншлаг.
Короткие встречи | |
Жанр |
мелодрама |
---|---|
Режиссёр |
Кира Муратова |
Автор сценария |
Кира Муратова |
В главных ролях |
Кира Муратова |
Оператор |
Геннадий Карюк |
Композитор |
Олег Каравайчук |
Кинокомпания |
Одесская киностудия |
Длительность |
96 мин. |
Страна |
|
Год |
1967 |
IMDb |
ID 61883 |
«Короткие встречи» — художественный фильм режиссёра Киры Муратовой.
Сюжет
Фильм появился в те времена, когда геологи были модной профессией. Надя (первая роль в кино Нины Руслановой), задыхающаяся в деревне, знакомится с геологом Максимом (Высоцкий). Она — работница в чайной, у него — эффектная профессия, «романтический» облик, гитара, модное имя и бородка, к деньгам относился легко, да и вообще он «городской», интересный, умеющий нравиться. Девушка влюбляется, а он, уезжая, «обнадёживает» её и как бы приглашает ехать за ним. Она приняла всё всерьёз и отправилась на его поиски.
Эта сюжетная линия, поданная в виде ретроспекции, постоянно пересекается с другой, в которой живёт Валентина Ивановна (в этой роли — сама Муратова), жена Максима, видящая его урывками между экспедициями.
Надя появляется в их доме под видом домработницы из деревни, чтобы встретить Максима. Валентина Ивановна — райкомовский работник, она подписывает бумажки, выступает с лекциями. Ей трудно признаться себе в том, что занимается она ерундой. (Очевидно, эта деталь и была причиной запрета фильма.) Именно от этих собраний, лекций, призывов, суеты сбежал в свое время Максим в свои таёжные экспедиции. Вот только Максиму есть куда бежать, а ей некуда. Она настолько издергана его постоянными и непредсказуемыми приездами и отъездами, что вызывает ссору, и он уходит «навсегда». Однако потом снова звонит, говорит, что приедет, и Валентина Ивановна, хоть и прогнала его, рада, что он появится вновь. А Надя накрывает стол, ставит бутылки, праздничную посуду, экзотические в те годы апельсины — и уезжает, покидая этот дом навсегда, чтобы не мешать их любви.
В ролях
- Нина Русланова — Надя
- Владимир Высоцкий — Максим
- Кира Муратова — Валентина Ивановна
- Лидия Базильская — Любка
- Ольга Викландт — парикмахерша
- Алексей Глазырин — Семён Семёнович, геолог
- Валерий Исаков — Стёпа, буфетчик
- Светлана Немоляева — Лёля, маникюрша
- Людмила Иванова — Лидия Сергеевна, соседка-гадалка
Съёмочная группа
- Авторы сценария: Кира Муратова и Леонид Жуховицкий
- Режиссёр: Кира Муратова
- Оператор: Геннадий Карюк
- Художники: Александра Конардова и Олег Передерий
- Композитор: Олег Каравайчук
Призы
- Ника-1987 актрисе Нине Руслановой за лучшую женскую роль (также за роли в фильмах «Знак беды» и «Завтра была война»).
Ссылки
- «Короткие встречи» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- «Короткие встречи» (англ.) на сайте Internet Movie Database
|
|
---|---|
1960-е | У крутого яра (1961) • Наш честный хлеб (1964) • Короткие встречи (1967) |
1970-е | Долгие проводы (1971) • Познавая белый свет (1978) |
1980-е | Среди серых камней (1983) • Перемена участи (1987) • Астенический синдром (1989) |
1990-е | Чувствительный милиционер (1992) • Увлеченья (1994) • Три истории (1997) • Письмо в Америку (1999) |
2000-е | Второстепенные люди (2001) • Чеховские мотивы (2002) • Настройщик (2004) • Справка (2004) • Два в одном (2006) • Кукла (2007) • Мелодия для шарманки (2009) |
2010-е | Вечное возвращение (2012) |
«Короткие встречи»: Кира Муратова и Владимир Высоцкий
Судьба фильма далеко не всегда зависит от того, хороший он или плохой. Именно так и получилось с «Короткими встречами» режиссера Киры Муратовой. Эту провинциальную, по определению самой Муратовой, мелодраму она сняла, когда безуспешные попытки куда-то устроиться после ВГИКа привели ее в Одессу. «Я увидела город, живущий без воды. Ее постоянно отключают, поэтому запасают в ведрах и тазах… И мне захотелось сделать историю про молодую решительную женщину, которая заведует всей водой в городе. Причем воды все равно нет, и в жизни не ладится: приезжает и уезжает мужчина, у него своя жизнь…».
В соавторстве с журналистом Леонидом Жуховицким она написала сценарий про двух женщин, любящих одного мужчину, — классический любовный треугольник. Классический, да не совсем: в фильме нет сцен ревности с заламыванием рук. Любят друг друга хорошие люди, только очень разные: Валентина Ивановна, ответственный работник горисполкома и «вольная птица» геолог Максим. Она пытается его переделать, обуздать, он не желает подчиняться. «Останься со мной». — «Поедем со мной!»
Останься — поедем — останься… Из этих коротких встреч, долгих разлук, воспоминаний, ожиданий и получается запутанный роман. «Уши, волосы и нос — это все я знаю. А вот тебя я не знаю совсем», — говорит героиня. Он улыбается: ты, мол книжная женщина. Валентина Ивановна не столько книжная, сколько привыкшая к оседлой, упорядоченной жизни — «пятнадцать лет на одном месте и за одним столом». Вся в работе, потому что дом — пустой до звона в ушах — пугает. Деловые звонки и совещания — иллюзия жизни. И нет сил ни любить до самозабвения, ни разлюбить.
А он в придорожной чайной встречает хорошую девушку — простенькое платье, прямые русые волосы, угловатые движения, мрачноватый взгляд. Надя для него — короткая встреча, от которой вряд ли останется даже воспоминание. Максим для нее — словно звезда, упавшая с неба: геолог поет под гитару, с ней, обычной деревенской девчонкой, ласков. И она под видом домработницы придет к Валентине, будет жить с ней под одной крышей («у вас в городе вода трубой пахнет»), ничем не выдав своей такой прекрасной — и напрасной — любви.
Там она поймет очень важную вещь: это дом, где живут два человека. И потому перед возвращением Максима из экспедиции накроет стол на двоих, положит восемь апельсинов — по четыре каждому — и вернется в деревню. Но прежде разрушит ею же выстроенную гармонию — один апельсин заберет с собой. Потому что семь — счастливое число. И будет в этом жесте такое самоотречение, что один критик свою рецензию назовет «Повесть о восьмом апельсине».
Звезда Таганки
На съемочной площадке Кире Муратовой помогал бывший муж, режиссер Александр Муратов. Именно он уговорил ее сыграть Валентину Ивановну, когда выяснилось, что утвержденная актриса с ролью не справляется. Но на этом неурядицы не закончились: неожиданно от роли Максима отказался Станислав Любшин. Муратова мечтала с ним работать, ей нравились его психологическая тонкость и интеллигентная манера игры. Но актер прислал телеграмму: «Кира, я не буду сниматься — мне предложили роль в картине «Щит и меч», четыре серии. У тебя я заработаю мало, а деньги нужны».
Что делать? И тут вспомнили о Владимире Высоцком, чьи пробы были неудачными. Снимавшийся тут же, на Одесской киностудии у Станислава Говорухина в «Вертикали», актер в позу вставать не стал — сценарий ему нравился. К счастью, он не знал, какие баталии разыгрались вокруг его имени. «За» было большинство членов съемочной группы, но Муратова сомневалась, считая Высоцкого излишне грубым. Уговорил все тот же Александр Муратов: «Кира, Любшин — киногеолог, а Высоцкий, пусть и не такой тонкий актер, зато больше похож на настоящего геолога. К тому же он на гитаре играет, поет хорошо». Годы спустя Кира Георгиевна признается: «Произошла наша встреча. Мысли становились общими, зажигались новым огнем. Может быть, это была любовь. На экране точно была. Видно».
Высоцкий — а он был уже звездой — поразил всех скромностью и невероятным профессионализмом, удивительно чувствовал камеру, знал, какие ракурсы наиболее выигрышны. Нередко предлагал свое решение той или иной сцены и возражения выслушивал спокойно. Охотно и талантливо импровизировал. Кстати, многие кадры Муратова снимала с прямой записью звука. А однажды актер чуть не сорвал съемку, неожиданно запев: «В Ватикане прошел мелкий дождичек, римский Папа пошел по грибы…».
Чтобы не расхохотаться, присутствующие вынуждены были зажимать рты руками. А эпизод вошел в фильм. На улице Высоцкого не узнавали — он носил фальшивую бороду. Свою отрастить не мог: условие театра. Он очень любил эту роль: «Судьба этого человека немного напоминает актерскую. Мне тоже все говорят: «Ты все время ездишь! Что ты там делаешь? Сиди дома…»
Тайная мечта Нины Руслановой
Второкурсница Театрального училища имени Щукина шла на занятия, когда на пороге института ее остановила незнакомая женщина: «Хотите сниматься в кино?» Студентам это было запрещено. Но надо знать Муратову: отпрашивать Русланову она пошла вместе с педагогами. В 20-летней Нине режиссер увидела Надю – ту самую, что среди ночи может прийти в дом любимого мужчины, даже не удосужившись поинтересоваться, не женат ли он.
Дебютантке поначалу пришлось несладко — опыта никакого, представления о том, как снимают кино, тоже. А снимали странно: то финал, то начало, снова финал, потом вдруг середину. Полгода Нина ездила на съемки независимо от того, играла она в сцене или нет. Начинающей актрисе мешало все: камеры, актеры, гримеры… Муратова отозвала ее в сторону: забудь обо всем, играй как хочешь. «Она шла от меня, а не навязывала свою волю», — вспоминает актриса.
Чтобы образ Нади заиграл ярче, режиссер придумала Подругу. На небольшую роль Муратова взяла непрофессиональную актрису. Она вообще любит снимать людей, не имеющих отношения к актерской профессии. Как пошутил кто-то из критиков, у вокзального бомжа шансов сняться у Муратовой больше, чем у Де Ниро. «Непрофессионалы вносят какую-то шероховатость и одновременно живость», — объясняет Муратова.
По признанию Нины Руслановой, она мечтала с этой ролью прославиться. Вот идет она по Москве, а люди вслед смотрят, пальцем показывают: «Она снималась в «Коротких встречах»! Потрясающая актриса!» Все сбылось. Но первая роль большой русской актрисы станет для зрителей открытием лишь через много лет.
Удостоверение № 2138.67
В 1967 году картина получила разрешительное удостоверение за вышеуказанным номером, но прокатной судьбы не имела: режиссера обвинили в очернении действительности. Чиновники ничего не поняли, их раздражало нарушение хронологии — текущая жизнь героев постоянно прерывалась воспоминаниями. Смущал бородатый геолог — человек без корней, без руля и ветрил. Любит одну, заигрывает с другой. Вот он снял с Надиных плеч свой пиджак, а что они потом делали — целовались, обнимались… или? «Если так и есть, — сказали Муратовой, — мы запретим фильм». А сомнительного содержания песенки «Из рук вон плохо шли дела у меня…» — о чем это? За что такого типа любит советская женщина?
Кстати, вы в своем уме: почему ответственный работник горисполкома у вас в ночнушке разгуливает? Почему у нее в квартире бардак? Зачем она произносит странные слова: «Вот такое интересное совещание, я должна уговаривать людей ехать в деревню. Они не хотят, а я должна уговаривать»? Что за аморалку вы тут нам показываете, товарищ Муратова? Фильм положили на полку на 20 лет. И только в 1987 году он вышел на экраны, собрав аудиторию в 4 миллиона зрителей.
Факты фильма «Короткие встречи»
Отец Киры Муратовой, секретарь подпольного уездного комитета Коммунистической партии Румынии, погиб во время войны в Кишиневе. Семья переехала в Бухарест, где мать Киры Георгиевны некоторое время занимала пост министра культуры. Вплоть до 1970-х у Муратовой было румынское гражданство.
Музыка к фильму ленинградского гения Олега Каравайчука поначалу режиссеру не понравилась.
В 1988 году Нина Русланова была удостоена национальной премии «Ника» за роль Нади.
Говорят, что именно после съемок в «Коротких встречах» Владимир Высоцкий научился «хрипеть» — до этого он пел обычным голосом.
Источник: Жизнь звезд