И снова бесы точат лясы, и весь Арбат горит, как факел,
и даже дети из колясок показывают факи, факи, факи!
Она сожрет тебя на ужин, как драконья голова,
но, может, в этом-то и фенька, в этом и приманка?
Ты попал, дядя — это Москва!..
«Несчастный случай»
Посмотрел недавно фильм Алексея Мизгирева «Кремень» (2007 г.).
У кого-то из поэтов Серебряного века — кажется, у Зинаиды Гиппиус, — было стихотворение, написанное с помощью одних только наречий. Хочется для начала высказаться в подобном стиле.
Итак:
Жестко. Сильно. Честно. Утрированно. Спорно. Неоднозначно. Тенденциозно. Грустно.
«Кремень» — фильм о современной Москве и людях, ее населяющих. Главный герой — Антон Ремезов, двадцатилетний парень из Альметьевска, приехавший в столицу сразу после демобилизации и обнаруживший, что приезжему в Москве приходится не столько жить, сколько выживать. Город предстает перед зрителем с изнанки, с самой что ни на есть неприглядной стороны…
Пересказывать содержание во всех подробностях не вижу смысла — как говорится, лучше один раз увидеть… Важно другое — в какой стране, в какой столице, в каком обществе мы живем. И здесь хочется сказать, что, с одной стороны, Алексей Мизгирев (автор сценария и режиссер картины) очень сильно сгущает краски и утрирует образ Москвы как современных джунглей, а с другой — утрировать можно только то, что существует в действительности.
Постоянным рефреном в «Кремне» звучат слова «это Москва!» Эта короткая фраза должна объяснить — и объясняет — недавним жителям столицы те явления и события, которых коренные москвичи не замечают, ибо привыкли воспринимать их как неотъемлемую часть повседневной жизни. По сути, это такой универсальный ответ на все вопросы.
В любом киоске сидит жуликоватый продавец, готовый навешать лапшу на уши приезжему? — Это Москва.
Сотрудники милиции собирают с мелких бизнесменов оброк, подобно тому как помещики собирали его с крепостных? — Это Москва.
Виновность подозреваемого в преступлении определяется его платежеспособностью? — Это Москва.
И прочая, и прочая, и прочая…
Реакцию среди зрительской аудитории фильм вызвал крайне неоднозначную, и мнения о нем высказываются самые различные, зачастую диаметрально противоположные — с одним из примеров дискуссии можно ознакомиться здесь. Удивляться этому не приходится, ибо создатели картины намеренно акцентировали внимание зрителей на жестокости и коварстве города, играющего по своим правилам, или вовсе без правил. Хочется сказать по этому поводу вот что: Москва — не только такая, но и такой она тоже бывает сплошь и рядом.
Практически все герои фильма — приезжие, причем из самых разных мест, не только из России. Главный герой — из Альметьевска, оттуда же приехал его сосед с семьей, законченный подонок-милиционер — из Самары, торговцы в переходе и охранник в подпольном борделе — с Кавказа, а еще бригада рабочих из Средней Азии (те, кого сейчас называют «таджиками», не интересуясь их подлинной национальностью), вьетнамские проститутки… Все они так или иначе пытаются «зацепиться» за Москву, ведя в ней отчаянную, за гранью фола, борьбу за место под солнцем. Фильм, собственно, также и о том, какой способ выживания избирает для себя каждый из этих людей, насколько они готовы поступиться либо не поступиться принципами, совершить благородный или подлый поступок…
Одним словом, всем рекомендую «Кремень». Не знаю, захочется ли Вам пересмотреть этот фильм вторично, но по крайней мере однажды его увидеть стоит. Заставляет задуматься…
И последнее. Во время просмотра фильма у меня в голове постоянно звучали две известные песни, как нельзя более подходящие по духу к тематике фильма. Это, во-первых, «Фанки-фанки» группы «Несчастный случай», а во-вторых, «Псы с городских окраин» группы «ЧайФ».
Хотел выложить их обе в виде роликов, но первую не смог найти, пришлось довольствоваться эпиграфом. А вторая — вот:
«Кремень» – фильм из конкурсной программы 18-го «Кинотавра»
Антон приезжает в Москву сразу после армии. Но не за тем, чтобы покорять столицу: в нагрудном кармане у него лежит карточка с изображением бывшей одноклассницы, которая ждала его всю его службу. Или не ждала? Москва оказывается совсем не такой, как представлял ее себе Антон. Чтобы выжить в этом городе ему придется вспомнить, что он – кремень.
Первое чувство, которое охватывает во время просмотра полнометражного дебюта Алексея Мизгирева, лучше всего описать как возмущение. Невозможно терпеть постоянно повторяемые героем идиотские солдафонские афоризмы: «Твердость – не тупость», «Мое слово – кремень», «Шутка со смыслом». Невозможно смотреть на шаржированное изображение Москвы, наводненной ненавидящими как друг друга, так и москвичей приезжими.
Невозможно также хотя бы на минуту поверить, что такое чудовище, как Антон, может существовать, потому что житейский опыт подсказывает, что армия, конечно, калечит человека, но совсем иначе, чем показано на экране. Невозможно думать, что в сериале о «братьях» и «сестрах» компания СТВ дошла до такого эпатирующего примитива, на который не клюнет даже та прослойка аудитории, которую принято называть «гопниками». Неприятно, гадостно смотреть этот фильм.
Но стоит отказаться от привычных стереотипов, стоит вспомнить, что Мизгирев – ученик Вадима Абдрашитова, каждый новый фильм которого поначалу вызывает схожую реакцию, как пелена с глаз спадает. Перед нами не просто «Брат 3», но гораздо более сложное по трактовке произведение, притча о новом поколении, у которого перепутаны жизненные ценности. Занимаясь наблюдением за слоем новой молодежи, которой массовая культура привила развитие в биномическом прокрустовом ложе «успех в карьере и в личной жизни – развлечение и наслаждение, которые этот успех обеспечивает», мы как-то проворонили другой, возможно, гораздо более обширный слой тех, кому наплевать на успех и наслаждение.
Эти люди лишены привычных систем ценностей. Им не нужно экзистенциальных мыслей героев Достоевского, потому что им и так «все позволено» ради достижения цели. Тотальная несвобода и равнодушие окружающих – как старшего поколения, так и сверстников – приводит их к замыканию внутри себя, их виртуальная реальность состоит из одного отрезка: отправная точка и выбранная наобум цель. Остальное не имеет значения.
Антон закрыл себя в кремниевом гробу, в котором есть только одно отверстие – вперед, к той, которую он назначил своей невестой. Здесь и страшная для парня, у которого в кармане лежит боевая граната, инфантильная наивность: если я что-то решил, то почему мне этого не дают? – и воспитание в себе дикой, внекультурной, внебытийной идеи превращения себя в машину, выполняющую поставленную собой же задачу. Гротеск, но и диагноз современному обществу – не обществу потребления, но тому, которое осталось за его границами, как пригороды в прошлогодней «Жести» (2006) – кадры, исполненные ужасом жителей социальных «верхов» перед инородной, бескомпромиссной силой тех, кто живет «внизу».
Антон – мост к новому «сверхчеловеку», и оттого, сможет ли он преодолеть в себе то человеческое, что должно превзойти, зависит будущее того безрадостного мира. Мира, в котором нам довелось жить.
Кремень (фильм, 2007)
Отслужив в армии, Антон Ремизов, паренек из провинциального российского городка Альметьевска, приезжает в Москву.
Антон Ремизов, уроженец Альметьевска, демобилизуется из армии и приезжает в Москву. Здесь его ждёт встреча с одноклассницей Зинаидой, в которую он всё это время был влюблён, и её родителями, бывшими земляками. Девушка отвергает неадекватно ведущего себя Антона, её родители уговаривают его вернуться в родной город к одинокой матери. Следуя твёрдым жизненным принципам («Моё слово — кремень»), Антон принимает решение остаться в Москве и достичь поставленных целей любой ценой.
Он устраивается работать в милицию. Однако за низкую служебную этику (сон на работе, употребление спиртного) майор требует от него написать рапорт об увольнении. Ремизов упрашивает его не делать этого, майор соглашается, но при условии, что Ремизов отныне будет сообщать ему о злоупотреблениях, совершаемых другими сотрудниками.
Ремизов начинает работать с сержантом Чахловым, который вместе с другими «оборотнями в погонах» берёт взятки и «крышует» бандитов. Когда они приезжают на вызов об убийстве проститутки-нелегалки, сутенёр, совершивший убийство, даёт большую взятку долларами. Убийство «вешают» на невиновного гастарбайтера, работающего на стройке, с которой Чахлов собирает дань. Когда сержант отдаёт Ремизову часть денег, тот отказывается, и вместо этого просит автомобиль, который Чахлов накануне «отжал» у отца Зины, владельца автосервиса. Чахлов соглашается, заметив, что Ремизов ещё будет ему за это должен.
Антон возвращает Николаю автомобиль и просит у него разрешения жениться на Зине. Но тот, не желая дочери такого жениха, отказывает. Рассерженный Ремизов решает отомстить. Он подбрасывает ему в автосервис украденную в армии гранату, а затем арестовывает за незаконное хранение оружия.
Желая спасти отца от тюремного срока, девушка приходит к Ремизову и сообщает, что согласна с ним встречаться, если он поможет отцу выйти. Ремизов бежит назад к Чахлову и просит всё исправить. Но тот отказывает, потому что дело уже заведено и есть зарегистрированные показания. Ремизов решает исправить проблему за счёт самого Чахлова. Он заставляет старшего из отряда гастарбайтеров, откуда взяли оговорённого за убийство проститутки человека, написать на Чахлова заявление, а также рассказывает о делах Чахлова майору. Но тот говорит, что заявление гастарбайтера ничего не значит, и чтобы что-то изменить, написать рапорт должен сам Ремизов, что тот и делает. Николая освобождают, но он говорит Ремизову, что Зинаида встречается с москвичом, и они собираются скоро пожениться.
Узнав о предательстве, Чахлов избивает Ремизова в туалете общежития и напоминает, что у того есть долг за автомобиль. Чтобы рассчитаться, Антон должен убить земляка Чахлова, бизнесмена родом из Самары. Ремизов получает револьвер, прячется в подъезде, но в последний момент не решается выстрелить в человека, а Чахлову объясняет, что заело курок. Чахлов советует Ремизову уволиться из милиции и убраться из Москвы.
Раздобыв пистолет, Ремизов приходит в подпольный притон, где отдыхают Чахлов со своими сообщниками из милиции, и убивает их всех вместе с сутенёром. Далее показывается доска почёта в милиции, где висит вырезка из газеты с фотографией Ремизова и заголовком «Рядовой ППС разоблачил банду сутенёров».
В финальной сцене фильма Ремизов, уже в звании сержанта, вместе с подчинёнными проверяет документы у людей на станции. Внезапно он видит Зину, которая покупает билет в Южное Бутово. Он спрашивает у девушки, где её кольцо, но она отвечает, что отец выдумал историю с женихом. Зина уезжает на электричке, а Ремизов приказывает подчинённому отпустить плохо одетого человека без регистрации, у которого тот вымогал взятку.
Похожие фильмы и сериалы
Список популярных актёров, режиссёров и сценаристов.
Ольга Прокофьева
Шарлто Копли
Джон Неттлз
Софья Письман
Антонина Дивина
Ребекка Холл
Лоренцо Ламас
Оливер Стоун
Петр Глебов
Томми Флэнаган
Николай Сердцев
Олеся Судзиловская
Сьюзен Сарандон
Спайк Ли
Тара Рид
Кристина Казинская
Виктор Логинов
Стэнли Крамер