На чтение 13 мин. Просмотров 8.8k. Опубликовано 25.10.2021
Канадская трилогия “Куб” на первый взгляд кажется типичным научно-фантастическим триллером. Однако есть в этой картине загадка, которая до сих пор заставляет поклонников ломать головы. В трилогию входят фильмы: «Куб» (1997, режиссер, Винченцо Натали), «Куб 2:Гиперкуб» (2002, режиссер Анджей Секула), «Куб 3: Ноль» (2004, Эрни Барбараш). Смысл фильма “Куб” (Cube) следует искать, исходя из собственного мировоззрения: в этой картине можно найти отсылки как к религии, так и к теории о жутких экспериментах правительства.
Содержание
- О чем фильм
- Куб
- Куб 2: Гиперкуб
- Куб 3: Ноль
- Идея фильма
- Куб – чистилище для умерших
- Куб – человеческий мозг
- Куб – терзания одного человека
- Куб – испытательный полигон
- Куб – cудьба
- Финал «Куб 2:Гиперкуб» и «Куб 3: Ноль»
О чем фильм
Краткое содержание картины. Группа людей оказалась заперта в странной кубической комнате. Она соседствует с другими такими же комнатами, правда, цвета порой отличаются. Идея заключается в том, что герои должны выбраться из этой комнаты как можно скорее – пока они не погибли от полного истощения.
Проблема в том, что в некоторых комнатах есть ловушки. Чтобы избежать их, героям приходится применять логику и математические знания. Делать это нужно быстро, пока давящие стены этой тюрьмы не превратили человека в животное.
Режиссер фильма Винченцо Натали вынашивал эту трилогию несколько лет. Изначально, принимая во внимание достаточно скудное финансирование, режиссер планировал снять приключенческую ленту. Однако, как он сам выражался, “фильм снимал сам себя”. В итоге получилась жесткая фантастическая драма-триллер с элементами притчи.
Многие зрители в своих рецензиях и разборах полагают, что смысл фильма “Куб” заключается в том, что мир – это куча кубов друг в друге, по типу матрешки. Высвобождаешься из одного – оказываешься в более просторном, но все-таки в кубе. И самый большой куб – это ты сам. А сбежать можно только одним способом…
Это прекрасный фильм для социологов, психологов и даже философов. Он интересен не только собранными типажами, но и тем, как развиваются отношения между людьми, запертыми в замкнутом пространстве.
Один из самых ярких персонажей – Дэвид Уорт. Сначала кажется, что ему плевать на всех и на вся. Но на самом деле он просто реально смотрит на вещи.
Не менее интересна Джоан Левен. Эта милая и умная математичка в данной ситуации является бесценным леном группы: только она разбирается в алгебре и геометрии, что может позволить героям сбежать из этих каземат.
“Вишенкой” на торте является персонаж по имени Квентин. Поначалу кажется, что он в этой группе наиболее адекватен: у него есть лидерские задатки, он силен физически и готов к решительным действиям. Но дальнейшие события фильма “Куб” превращают его в монстра.
Самый загадочный персонаж этой картины – умственно отсталый парень по имени Казан, который обладает феноменальной способностью находить разгадку самых сложных математических задач…
Финал фильма остается открытым, что дает возможность высказывать его трактовки и искать скрытый смысл.
Куб
Первый фильм трилогии рассказывает о шестерых людях, которые просыпаются в лабиринте бесконечных комнат. Они должны найти выход прежде, чем умрут от голода и жажды.
Каждый из героев компетентен в определенной области. Чтобы выбраться из этой ловушки, они должны объединить усилия. Каждый из них при этом – элемент огромной головоломки, и пока они это не осознают, выхода им не видать. Чем-то все это напоминает небольшой механизм. Вот только механизмом здесь является не сам куб, а находящиеся внутри него люди.
Открывая нужный люк (при ошибке выбора люка срабатывает ловушка, что приводит к смерти), герои переходят из одной комнаты в другую. Попутно выясняются новые сведения о загадочном месте, а также раскрываются характеры героев.
В конце дается намек на то, что психическую реальность куба создают сами герои. Каждый из них находит подтверждение собственным представлениям о жизни. Что особенно важно, у каждого героя находятся способности или знания, которые он успешно применяет в бессмысленных поисках выхода из страшного лабиринта.
А бессмысленны эти поиски потому, что смысл фразы “Выхода нет” также верен, как и смысл слов “Выход рядом”. Только в самом конце герой, почти разгадавший сущность куба, озвучивает эту ошеломляющую догадку…
Куб 2: Гиперкуб
“Гиперкуб” – второй фильм трилогии. У этой картины другой режиссер – Анджей Секула, и ее концепция также несколько иная.
Краткое содержание фильма. Восемь человек проснулись в замкнутом пространстве – в разных помещениях гиперкуба. Они перемещаются внутри него, натыкаясь друг на друга, и образуя небольшие группы. Постепенно они собираются вместе и начинают пытаться коллективно решить, как они туда попали.
Этот куб намного сложнее первого, потому что героям предстоит разгадать загадку пространства и времени и узнать, что такое гиперкуб.
В реальной жизни мы не можем увидеть время – мы только пытаемся отследить его. Здесь же оно приобретает вполне видимые формы, а это значит, что вполне возможно пересечься с параллельными вселенными и встретиться с самим собой из прошлого или будущего.
Постепенно герои понимают, что их объединяет, но найти главную разгадку – понять, как выбраться из Гиперкуба, им не удается.
Главная “фишка” этого фильма – идея с четвертым измерением.
Куб 3: Ноль
“Куб Зеро” – третий фильм трилогии, приквел первой картины.
Перед нами огромный лабиринт, состоящий из сотен небольших комнаток. Каждая из этих комнат – тоже куб с люком. Каждый из этих люков ведет в другие – такие же – комнаты.
Есть комнаты безопасные, но есть и комнаты-ловушки, которые убивают различными способами попавшего в них человека. Сюда помещают как опасных преступников, так и тех, кто неугоден власти – и инакомыслящих, которые борются за демократию.
Выход есть, и все, кто там оказался, перемещаются по комнатам в надежде остаться в живых и выйти из этого ада. Но на самом деле вероятность вырваться из ловушки ничтожно мала. С людьми играют в кошки-мышки, и видят каждый их шаг. Если они вдруг оказываются слишком близко к желанному выходу, это становится последними минутами их жизни.
За людьми постоянно следят два смотрителя – Винн и Додд. Как правило, их роль заключается в том, чтобы проследить за заключенными и зарегистрировать очередную смерть. Они убеждены, что все заключенные (по умолчанию смертники) добровольно согласились на эксперимент.
Но однажды Винн обнаруживает в Кубе девушку, которая совершенно не похожа на преступницу, и решает помочь ей. Он тоже оказывается в кубе, и шансы выжить у него больше. Или это просто иллюзия?
Идея фильма
Невозможно дать единственное объяснение смысла фильма «Куб». Есть несколько трактовок сюжета.
Куб – чистилище для умерших
В финале первого фильма Квентин убивает всех, кто добрался до моста, который позволяет сбежать. Сам он погиб во время движения этого моста. Последним выжившим остается Казан, который идет к свету.
Возможное объяснение всему происходящему такое: Куб – это чистилище, а все, кто в нем оказался – умершие. Все то время, которое они бродят по кубу, они проходят испытания за свои прегрешения. Если им это не удается, они попадают в ад. В финале самым достойным оказался умственно отсталый Казан, который единственный выбрался из чудовищной ловушки. В этом и заключается смысл концовки фильма “Куб”.
Куб как нельзя лучше передает представления о мире как о концентрационной тюрьме для душ. Речь идет не просто о планете Земля, а обо всем мироздании и о Боге (аутсайдере), который один может нам (инсайдерам) объяснить, что находится за пределами ловушки (заточения души внутри тюрьмы нашего тела, в физическом мире, на Земле). Создатель Куба (Земли, тела человека…души), это Бог – Творец. А тот, кто пришёл и всё нам объяснил, это Христос, его Сын.
Чтобы спастись (из тюрьмы), нужна цель, обладающая положительной ценностью, которой является жизнь в раю и вечное блаженство (счастье) души (вне Куба). В противном случае ожидает вечность пребывания души в тюрьме, в “аду”. Третьего варианта не дано. Наука не может объяснить мир как целое. Чтобы объяснить целое, необходимо выбраться за пределы мира.
Куб – человеческий мозг
Есть и другая интерпретация. Куб – это наш мозг, человеческое сознание, ограниченное черепной коробкой. Без еды и воды – то есть связи с внешним миром – человек умирает. В нем присутствует интеллект (Левен), милосердие (Холоуэй), агрессия (Квентин), здравый смысл (Уорд), гордыня (Ренн), чистота (Казан) и безрассудство (Алдерсон).
В таком контексте объяснение концовки выглядит так: не нужно лезть в глубины мозга, сиди в той комнате, в которой ты оказался – и выход сам тебя найдет. Большинство людей так и поступают: они спокойно живут обычной жизнью. Но некоторые упорно ползут вглубь. Первым умирает Алдерсон, действующий в одиночку и не умеющий анализировать свои действия.
Вторым погиб гордец, уверенный в своем мастерстве. Рационализм и жестокость убивают милосердие: Холоуэй погибла от рук Квентина, который, кстати, убивает и интеллект в лице Левен. Здравый смысл из последних сил пытается удержать агрессию внутри куба, потому что гнев не должен оказаться на свободе. За пределы сознания выходит лишь умственно отсталый: увидеть свет может лишь тот, кто не полагается на свой ум или опыт.
Тюрьма не выпустит заключенного, если есть желание выхода. Ловушки подстраиваются под каждого индивидуально, исходя из их уровня миропонимания. Но при полном отказе от любых желаний тюрьма открывает свои двери.
Примечательно что в фильме говорится, что нет автора или Большого Брата, который следил бы за экспериментом. Значит, Куб – это полностью проекция разума и не может существовать отдельно от того, кто ее создал.
Замыкаясь на правилах тюрьмы, мы сами себя делаем узниками, а значит, ограничиваем себя определенной моделью поведения и мышления. Чтобы освободиться, нужно перестать быть узником – перестать смотреть на мир как узник.
Но, конечно, это только говорить легко. На самом деле, тут парадоксальный процесс: с одной стороны, путь к свободе ведет через несвободу, а с другой – свобода всегда при нас и не зависит от несвободы.
Куб – терзания одного человека
Куб – аллюзия на реакцию только одного человека на нестандартную ситуацию, в которой попеременно берет верх то страх, то агрессия, то разум. И только безумие граничит с принятием ситуации, и, как ни парадоксально, с возможным выходом из нее.
Концовка, в которой из куба выходит только “безумие”, может означать также не спасение, а гибель мозга – тот самый момент, когда все чувства просто сдаются, погибают один за одним и потом сознание покидает свой “куб”. А дальше – ничего. Личность просто растворяется и исчезает.
Куб – испытательный полигон
В кубе тестировалось само человечество. Вывод такой: если люди, запертые в своем мире, не смогут из него вырваться, если окажутся запертыми, то в итоге победит безумие.
Милосердие, гордыня, безалаберность погибнут первыми, интеллект, рационализм и гнев пожрут друг друга. В итоге остается лишь безумие. Куб – сценарий апокалипсиса в миниатюре.
Куб – cудьба
Куб – определенное событие, в котором переплелись жизни нескольких людей. Отсюда не выбраться так же, как из будущего типа “все предрешено”. Комнаты – проблемы, с которыми придется столкнуться героям на протяжении попытки вырваться.
То есть куб не имеет точного определения. Это промежуток времени, в который попадают люди с проблемами. Их судьба, в принципе, предрешена.
Финал «Куб 2:Гиперкуб» и «Куб 3: Ноль»
Смысл концовки фильма «Куб 2: Гиперкуб» заключается в том, что куб – раковая опухоль в теле социума. Это придаток, который не выполняет никакой функции и никем не контролируется. Громоздкая бюрократическая машина родила куб неосознанно, и ни один из винтиков этой системы не подозревал, что способствует рождению чудовища.
В принципе, философский смысл концовки первого фильма перекрывает и финал приквела: зрителю ясно дают понять, что куб был творением религиозного фанатика из правительства. Но если не рассматривать вторую и третью картины как продолжения первого фильма, который все-таки является цельным самостоятельным произведением, то на столь приземленное объяснение финала, наверное, не стоит обращать внимание.
Винченцо Натали (создатель оригинального фильма) никак не причастен к созданию продолжений: они делались совершенно другими людьми. Сам Натали специально оставил тайну, хотя изначально и сделал запись, на которой демонстрировал местность за пределами куба. Впоследствии он ее уничтожил и решил оставить это в тайне.
Режиссер первого “Куба” также делал намеки на пришельцев, на то, что это всего лишь мясорубка, созданная специально для развлечения больного и очень богатого психа, или же что это эксперимент правительства, потерявший свою основную цель.
Натали прямо не подтверждал ни одну из теорий. Сам он оставил истину в тайне: то, что находится за пределами первого Куба, мы так и не узнаем. В этом смысле открытая концовка первого фильма выглядит идеальной.
Страшный и тяжелый
14.92%
Интересно, но непонятно
44.48%
Отличная головоломка с динамичным сюжетом
35.36%
Другое (напишу в комментариях)
2.76%
Проголосовало: 362
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
This article is about the 1997 film. For other films, see Cube (film series).
Cube | |
---|---|
Theatrical release poster |
|
Directed by | Vincenzo Natali |
Written by |
|
Produced by |
|
Starring |
|
Cinematography | Derek Rogers[1] |
Edited by | John Sanders[1] |
Music by | Mark Korven[1] |
Production |
Cube Libre[2] |
Distributed by |
|
Release dates |
|
Running time |
90 minutes[4] |
Country | Canada |
Language | English |
Budget | $350,000 CAD[5] |
Box office | $8.9 million[6][7] |
Cube is a 1997 Canadian independent science fiction horror film directed and co-written by Vincenzo Natali.[8] A product of the Canadian Film Centre’s First Feature Project,[9] Nicole de Boer, Nicky Guadagni, David Hewlett, Andrew Miller, Julian Richings, Wayne Robson, and Maurice Dean Wint star as individuals trapped in a bizarre and deadly labyrinth of cube-shaped rooms.
Cube gained notoriety and a cult following, for its surreal and Kafkaesque setting in industrial, cube-shaped rooms. It received generally positive reviews and led to a series of films. An American remake, currently on hold, is in development at Lionsgate,[10] and a Japanese remake was released in 2021.
Plot[edit]
In a pre-credits sequence, a man named Alderson wakes up in a mysterious cube-shaped room. He enters another red-colored room, but is killed in a gory manner as a thin wire mesh cuts him into cubes and he falls apart. The bloody mesh retracts to its original position.
Five different people, Quentin, Holloway, Worth, Leaven and Rennes all meet in the same room. None of them know how they got here or why they are here, and also noticing mysterious sounds outside the room they are in. Quentin, who was exploring, warns the group there are rooms with traps in them. Leaven notices metal plates with 3 sets of numbers etched into them. Rennes, an escape artist of 7 prisons, theorizes that each trap could be set by motion detectors. He tests this by throwing his boot into a room, which initially works, but after jumping into a room, acid is sprayed onto his face, killing him. The group, horrified, realizes each trap is set by different sensors.
Quentin, questioning the cube, believes each person was chosen specifically to be there. He claims he is a divorced police officer, Leaven is a young mathematics student, and Holloway is a free clinic doctor. The nihilistic Worth describes himself as a office worker with a dreary life. Leaven hypothesizes that the rooms whose plates have prime numbers on them are trapped. On their journey, they come across a mentally disabled man named Kazan. Holloway insists they bring him along, much to Quentin’s dismay. Quentin injures his leg in a trapped room deemed safe by Leaven. Tension rises among the group, as well as the mystery of the maze’s purpose. In a fit of rage against Quentin, Worth admits he helped construct the cube, designing the outer shell. (which is also a cube). He claims it was for a shady bureaucracy, or company of sorts. He guesses that the original purpose has just been forgotten, and they have only been placed inside just to put it to use.
Worth’s knowledge of the outer shell’s dimensions allows Leaven to calculate that each side of the Cube is 26 rooms across. This means the entire Cube has 17,576 rooms in total, much to the group’s shock. She realizes that the numbers may indicate the Cartesian coordinates of each room. Following the theory, the group travels to the outer edge, but realize every room at the edge is trapped.
Rather than backtrack, they go through a room with a sound-activated trap without making any noise. Kazan makes a noise, nearly causing Quentin’s death. Quentin threatens Kazan then argues with Holloway who defends Kazan. She insinuates that Quentin may be an abusive husband who likes young girls.
The group reaches the edge, finding a bottomless abyss separating the Cube from the outer shell. Being one of the lightest, Holloway tries to swing over to the outer shell, using a rope made of the group’s uniforms tied together, with everyone else lowering her down. The Cube starts shaking, causing everyone to accidentally let go of the rope, and Quentin catches it last second. He pulls her up at first, but drops her, letting her fall to her death.
Quentin, becoming more unhinged, persuades Leaven to abandon Kazan and Worth. He attempts to make a sexual advancement on her, but Worth attacks Quentin. Quentin beats Worth savagely, and drops him into the room below. Worth starts laughing hysterically, realizing they are in the same room Rennes died, indicating they have been traveling in circles. Quentin is in horror, but Worth finds the room where Rennes died in is now gone, now being at the edge of the maze. Leaven deduces that traps are not tagged by prime numbers, but by powers of prime numbers. Kazan is revealed as an autistic savant[11] who can mentally calculate prime factorizations. With this newfound knowledge. Leaven guides the group to the edge cube, using Kazan’s calculations. Worth then traps Quentin in the door, letting Leaven and Kazan escape from him. When Quentin finds them, he attempts to harm them, before Worth opens the hatch under him from the room below, falling and seemingly dying. The group travels to the bridge room where they open the exit hatch, seeing a bright light.
Worth, stricken by guilt, no longer wishes to escape. As Leaven attempts to persuade him, she is killed by Quentin, who impales her with a hatch lever. Worth attacks Quentin out of anger, which the latter mortally wounds him. Kazan flees to the other side, and Quentin pursues him, but Worth grabs his legs, pinning him in between the hatch. The cubes start moving, splitting him in half. Worth, bleeding out, crawls to Leaven’s corpse to die next to her.
Kazan wanders out into the bright light, his fate left unknown.
Cast[edit]
The cast is of Canadian actors who were relatively unknown in the United States at the time of the film’s release.[12] Each character’s name is connected with a real-world prison.
Name | Skill | Prison connection | Actor |
---|---|---|---|
Kazan | Intellectually disabled savant, as mental calculator | Kazan prison, Russia | Andrew Miller |
David Worth | Unwitting designer of the Cube’s outer shell | Leavenworth Prison, United States. | David Hewlett |
Quentin McNeil | Police officer who aggressively takes charge | San Quentin State Prison, United States. | Maurice Dean Wint |
Joan Leaven | A young mathematics student | Leavenworth Prison, United States. | Nicole de Boer |
Dr. Helen Holloway | Free clinic doctor | Holloway Women’s Prison, United Kingdom. | Nicky Guadagni |
Rennes | Escape artist of seven prisons | Centre pénitentiaire de Rennes, France | Wayne Robson |
Alderson | Unknown and alone | Alderson Federal Prison Camp, United States. | Julian Richings |
On casting Maurice Dean Wint as Quentin, Natali’s cost-centric approach sought an actor for a split-personality role of hero and villain. Wint was considered the standout among the cast and was confident that the film would be a breakthrough for the Canadian Film Centre.[13]
Development[edit]
Pre-production[edit]
An episode of the original Twilight Zone television series, «Five Characters in Search of an Exit» (first aired 22 December 1961), was reportedly an inspiration for the film.[14][15][16] Other inspiration was Alfred Hitchcock’s Lifeboat, which was shot entirely in a lifeboat with no actor standing at any point.[17]
Director Vincenzo Natali did not have confidence in financing a film. He cost-reduced his pitch with a single set reused as many, with the actors moving around a virtual maze.[18] As the most expensive element, a set with a cube and a half was built off the floor, to allow the surroundings to be lit from behind all walls of the cube.[19] In 1990, Natali had had the idea to make a film «set entirely in hell», but in 1994 while working as a storyboard artist’s assistant at Canada’s Nelvana animation studio, he completed the first script for Cube. The initial draft had a more comedic tone, surreal images, a cannibal, edible moss growing on the walls, and a monster that roamed the Cube. Roommate and childhood filmmaking partner Andre Bijelic helped Natali strip the central idea to its essence of people avoiding deadly traps in a maze. Scenes outside the cube were deleted, and the identity of the victims changed. In some drafts, they were accountants and in others criminals, with the implication that their banishment to the Cube was part of a penal sentence. One of the most important dramatic changes was the removal of food and water for a more urgent escape.[20]
After writing Cube, Natali developed the short film, Elevated. It is set in an elevator to show investors how Cube would hypothetically look and feel. Cinematographer Derek Rogers developed strategies for shooting in the tightly confined elevator, which he later reused on a Toronto soundstage for Cube.[21]
Casting started with Natali’s friends, and budget limitations allowed for only one day of script reading prior to shooting. As it was filmed relatively quickly with well prepared actors, there are no known outtake clips.[19]
Filming[edit]
The film was shot in Toronto, Ontario[22] in 21 days,[18] with 50% of the budget as C$350,000[12] to C$375,000 in cash[19] and the other 50% as donated services, for a total of C$700,000.[23] Natali considered the cash figure to be deceptive, because they deferred payment on goods and services, and got the special effects at no cost.[24]
The set’s warehouse was near a train line, and its noise was incorporated into the film as that of the cubes moving.[25] To change the look of each room, some scenes were shot with wide lens, and others are long lens and lit with different colors, for the illusion of traversing a maze.[17] Nicole de Boer said that the white room was more comforting to actors at the start of a day’s filming, compared to the red room which induced psychological effects on the cast during several hours in the confined space.[26]
The Cube was conceived by mathematician David W. Pravica, who was the math consultant.[27] It consists of an outer cubical shell or sarcophagus, and the inner cube rooms. Each side of the outer shell is 434 feet (132 m) long. The inner cube consists of 263 = 17,576 cubical rooms (minus an unknown number of rooms to allow for movement), each having a side length of 15.5 feet (4.7 m). A space of 15.5 feet (4.7 m) is between the inner cube and the outer shell. Each room is labelled with three identification numbers such as «517 478 565». These numbers encode the starting coordinates of the room and the X, Y, and Z coordinates are the sums of the digits of the first, second, and third number, respectively. The numbers also determine the movement of the room. The subsequent positions are obtained by cyclically subtracting the digits from one another, and the resulting numbers are then successively added to the starting numbers.[28]
Only one cube set was actually built, with each of its sides measuring 14 feet (4.3 m) in length, with only one working door that could actually support the weight of the actors. The colour of the room was changed by sliding panels.[29] This time-consuming procedure determined that the film was not shot in sequence, and all shots taking place in rooms of a specific color were shot separately. Six colors of rooms were intended to match the recurring theme of six throughout the film; five sets of gel panels, plus pure white. However, the budget did not stretch to the sixth gel panel, and so the film has only five room colors. Another partial cube was made for shots requiring the point of view of standing in one room and looking into another.[30]
The small set created technical problems for hosting a 30-person crew and a 6-person cast, becoming «a weird fusion between sci-fi and the guerrilla-style approach to filmmaking».[31]
Post-production[edit]
During post production, Natali spent months «on the aural environment», including appropriate sound effects of each room, so the Cube feels like a haunted house.[24]
Release[edit]
Cube was shown at the Toronto International Film Festival on 9 September 1997[1] and released in Ottawa and Montreal on 18 September.[1] A theatrical release occurred in Spain in early 1999,[23] while in Italy a release was scheduled for July 1999[32] and an opening in Germany was set for later that year.[19] In the Japanese market, it became the top video rental at the time,[33] and exceeded expectations, with co-writer Graeme Manson suggesting people in Japan had a better understanding of living in boxes so resonated better with the Japanese audience, as they were likely «more receptive to the whole metaphor underlying the film».[23]
The film’s television debut in the United States was on 24 July 1999 on the Sci-Fi channel.[31]
Reception[edit]
Box office[edit]
In its home country of Canada, the film was a commercial failure, lasting only a few days in Canadian theatres. French film distributor Samuel Hadida’s company Metropolitan Filmexport saw potential in the film and spent $1.2 million in a marketing campaign, posting flyers in many cities and flying members of the cast over to France to meet moviegoers. At its peak, the film was shown at 220 French box offices and became among the most popular films in France of that time, collecting over $10 million in box office receipts.[32] It went on to be the second-highest grossing film in France that summer.[19]
Elsewhere internationally, the film grossed $501,818 in the United States,[7] and $8,479,845 in other territories, for a worldwide total of $8,981,663.[6]
Critical response[edit]
On review aggregator Rotten Tomatoes, Cube holds an approval rating of 64%, based on 39 reviews, and an average rating of 6.3/10. The website’s consensus reads: «Cube sometimes struggles with where to take its intriguing premise, but gripping pace and an impressive intelligence make it hard to turn away».[34] On Metacritic, the film has a score 61 out of 100, based on 12 critics, indicating «generally favorable reviews».[35]
Bob Graham of the San Francisco Chronicle was highly critical: «If writer-director Vincenzo Natali, storyboard artist for Keanu Reeves’s Johnny Mnemonic, were as comfortable with dialogue and dramatizing characters as he is with images, this first feature of his might have worked better».[36] Nick Schager from Slant Magazine rated the film three out of five stars, noting that, its intriguing premise and initially chilling mood were undone by threadbare characterizations, and lack of a satisfying explanation for the cube’s existence. He concluded the film «winds up going nowhere fast».[37]
Anita Gates of The New York Times was more positive, saying the story «proves surprisingly gripping, in the best Twilight Zone tradition. The ensemble cast does an outstanding job on the cinematic equivalent of a bare stage… Everyone has his or her own theory about who is behind this peculiar imprisonment… The weakness in Cube is the dialogue, which sometimes turns remarkably trite… The strength is the film’s understated but real tension. Vincenzo Natali, the film’s fledgling director and co-writer, has delivered an allegory, too, about futility, about the necessity and certain betrayal of trust, about human beings who do not for a second have the luxury of doing nothing».[8] Bloody Disgusting gave a positive review: «Shoddy acting and a semi-weak script can’t hold this movie back. It’s simply too good a premise and too well-directed to let minor hindrances derail its creepy premise».[38] Kim Newman from Empire Online gave the film 4/5 stars, writing: «Too many low-budget sci-fi films try for epic scope and fail; this one concentrates on making the best of what it’s got and does it well».[39]
Accolades[edit]
This section needs expansion. You can help by adding to it. (April 2019) |
The film won the award for Best Canadian First Feature Film at the 1997 Toronto International Film Festival[18] and the Jury Award at the Brussels International Festival of Fantasy Film.[40]
Series and remakes[edit]
After Cube achieved cult status, it was followed by a sequel, Cube 2: Hypercube, released in 2002,[41] and a prequel, Cube Zero, released in 2004.[42]
In April 2015, The Hollywood Reporter wrote that Lionsgate Films was planning to remake the film, titled Cubed, with Saman Kesh directing, Roy Lee and Jon Spaihts producing and a screenplay by Philip Gawthorne, based on Kesh’s original take.[43][44]
A Japanese remake, also called Cube, was released in October 2021.[45]
See also[edit]
- «The Library of Babel»
- Saw (2004 film)
References[edit]
- ^ a b c d e f g «Cube». Collections Canada. Archived from the original on 4 April 2019. Retrieved 16 February 2018.
- ^ Eisner, Ken (20 October 1997). «Cube». Variety. Retrieved 5 December 2021.
- ^ «Cube (1997)». Turner Classic Movies. Retrieved 17 December 2021.
- ^ «CUBE (15)». British Board of Film Classification. 7 July 1998. Archived from the original on 1 August 2020. Retrieved 9 March 2019.
- ^ Kornits, Dov (8 May 1999). «eFilmCritic – Director, Vincenzo Natali – Cube«. eFilmcritic.com. Archived from the original on 29 May 2013. Retrieved 17 September 2012.
- ^ a b «Cube (1998) – Financial Information». The Numbers. Archived from the original on 29 July 2020. Retrieved 22 April 2019.
- ^ a b «Cube (1998) – Box Office Mojo». Box Office Mojo. Archived from the original on 25 September 2012. Retrieved 17 September 2012.
- ^ a b Gates, Anita (11 September 1998). «Cube (1997) FILM REVIEW; No Maps, Compasses Or Faith». The New York Times. Archived from the original on 13 March 2018. Retrieved 1 March 2017.
- ^ «The Canadian Film Centre :: Our Projects». cfccreates.com. Archived from the original on 27 March 2014. Retrieved 17 September 2012.
- ^ «‘Cube’ Reboot ‘Cubed’ Being Developed by Lionsgate». Screen Rant. 30 April 2015. Archived from the original on 16 May 2017. Retrieved 27 May 2017.
- ^ Armstrong, Derek. «Cube review». AllMovie. Archived from the original on 11 August 2017. Retrieved 12 June 2017.
The wild card in the equation, as if there needed to be one, is Andrew Miller’s autistic man.
- ^ a b «A deadly puzzle». The Record. 11 September 1998. p. 133.
- ^ «Canadian Films Future». Toronto Star. 9 September 1997. ProQuest 437743703. Retrieved 26 July 2022 – via ProQuest.
- ^ Van Fleet, James (3 October 2013). «HALLOWEEN: The Best Twilight Zone Movies — 12: «Five Characters…» / Cube«. Horror Films 101. Archived from the original on 24 May 2014. Retrieved 23 May 2014.
Imagine being dropped in an empty room. There’s no exit… or if there is, the means of getting out are unknown. Imagine not being sure why you’re there. Is there a purpose, or are you just being toyed with? Very quickly you learn about the people stuck with you. Very quickly the room becomes a prison… Five Characters in Search of an Exit has the benefit of brevity, but it also has an engaging episode-long «argument» between the gung-ho Major and the depressed Clown. Cube … carries the same claustrophobia and mystery, and it amps up the potent allegory even further, becoming a microcosm of human existence. The characters define their identity, bring their talents to the problems at hand, and their environment — like the world — is as inscrutable as it is deadly.
- ^ Eggert, Brian (19 May 2010). «Cube (1998)». Deep Focus Review. Archived from the original on 24 May 2014. Retrieved 23 May 2014.
Vincenzo Natali’s Cube extends a scenario seemingly straight from The Twilight Zone for the duration of a full-length feature… filled with sharp ideas and a setup worthy of Franz Kafka…»
- ^ Blake, Marc; Bailey, Sara (2013). Writing the Horror Movie. London; New York: Bloomsbury. p. 137. ISBN 9781441195067. Archived from the original on 29 July 2020. Retrieved 20 September 2016.
Cube (1997) was reportedly influenced by a Twilight Zone episode, Five Characters in Search of an Exit, written by its creator Rod Serling.
- ^ a b «Director found creative freedom in a 14-foot cube». The Record. 14 September 1998. p. 58 – via Newspapers.com.
- ^ a b c «Director escapes own maze». The Ottawa Citizen. 8 October 1998. p. 50.
- ^ a b c d e «Cubs director feels like a lucky geek». Times Colonist. 5 September 1999. p. 13.
- ^ Berman, A.S. (2018). Cube: Inside the Making of a Cult Film Classic. BearManor Media. pp. 25–27, pp. 47–51. ISBN 978-1629332918.
- ^ «CBC.ca». CBC.ca. 15 November 2005. Archived from the original on 11 February 2006. Retrieved 21 February 2011.
- ^ «Cube — Canada, 1997 — reviews». MOVIES & MANIA. 16 March 2019. Archived from the original on 25 March 2020. Retrieved 25 March 2020.
- ^ a b c «Nearly a year after its lacklustre commercial release in North America, the Canadian film CUBE is making headlines in Europe». The Vancouver Sun. 15 July 1999. p. 34.
- ^ a b «Boxed geeks». Sydney Morning Herald. 26 February 1999. p. 46.
- ^ «What do you call an American movie with a brain? Canadian». Sydney Morning Herald. 4 March 1999. p. 14.
- ^ «Nicole de Boer interview about Cube (1997)». 28 March 2021. Retrieved 27 July 2022 – via YouTube.
- ^ Cube. 9 September 1997. Event occurs at 1:28:17.
- ^ Polster, Burkard; Ross, Marty (2012). «6 Escape from the Cube». Math Goes to the Movies. Baltimore: The Johns Hopkins University Press. pp. 85–96. ISBN 978-1-4214-0484-4. Archived from the original on 1 January 2014. Retrieved 20 September 2016.
- ^ Graham, Bob (20 November 1998). «‘Cube’s’ Cogs Stuck in Its Pure Visuals». San Francisco Chronicle. Archived from the original on 19 January 2003. Retrieved 2 May 2021.
- ^ Emmer, Michele; Manaresi, Mirella (2003). Mathematics, Art, Technology, and Cinema. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag. pp. 172–180. ISBN 978-3-540-00601-5. Archived from the original on 2 May 2021. Retrieved 4 October 2020.
- ^ a b «Award-winning ‘Cube’ makes U.S. TV debut on Sci-Fi channel». News-Press. 18 July 1999. p. 176.
- ^ a b «Canadian small film a huge hit in France». The Leader-Post. 5 July 1999. p. 23.
- ^ «Vincenzo Natali is feeling the love». National Post. 26 June 2002. p. 20.
- ^ «Cube (1998) — Rotten Tomatoes». Rotten Tomatoes.com. Fandango Media. Archived from the original on 17 May 2019. Retrieved 10 June 2021.
- ^ «Cube Reviews». Metacritic. CBS Interactive. Archived from the original on 25 March 2012. Retrieved 20 November 2016.
- ^ Graham, Bob (20 November 1998). «‘Cube’s’ Cogs Stuck in Its Pure Visuals — SFGate». SFGate.com. Bob Graham. Archived from the original on 2 April 2019. Retrieved 2 April 2019.
- ^ Schager, Nick (12 April 2003). «DVD Review: Cube — Slant Magazine». Slant Magazine.com. Nick Schager. Archived from the original on 2 April 2019. Retrieved 2 April 2019.
- ^ Bloody Disgusting Staff (22 October 2004). «Cube». Bloody Disgusting. Archived from the original on 3 June 2015. Retrieved 10 November 2019.
- ^ Newman, Kim (1 January 2000). «Cube Review». Empire Online.com. Kim Newman. Archived from the original on 2 April 2019. Retrieved 2 April 2019.
- ^ «Cube (1997)». Canadian Film Centre. Archived from the original on 14 October 2019. Retrieved 14 October 2019.
- ^ Hal Erickson (2013). «Cube 2: Hypercube». Movies & TV Dept. The New York Times. Archived from the original on 13 November 2013.
- ^ Jason Buchanan (2013). «Cube Zero». Movies & TV Dept. The New York Times. Archived from the original on 13 November 2013.
- ^ Kit, Borys (30 April 2015). «Lionsgate to Remake Cult Sci-Fi Hit ‘Cube’«. The Hollywood Reporter. Archived from the original on 6 October 2015. Retrieved 5 February 2016.
- ^ Lesnick, Silas (30 April 2015). «Lionsgate Plans Cube Remake, Cubed». Comingsoon.net. Archived from the original on 21 April 2017. Retrieved 13 January 2017.
- ^ Schilling, Mark (1 February 2021). «Shochiku Confirms ‘Cube’ Remake in Japan». Variety. Archived from the original on 1 February 2021. Retrieved 1 February 2021.
External links[edit]
Wikiquote has quotations related to Cube.
- Cube at AllMovie
- Cube at IMDb
- Cube at Metacritic
- Cube at Rotten Tomatoes
- Cube at the TCM Movie Database
This article is about the 1997 film. For other films, see Cube (film series).
Cube | |
---|---|
Theatrical release poster |
|
Directed by | Vincenzo Natali |
Written by |
|
Produced by |
|
Starring |
|
Cinematography | Derek Rogers[1] |
Edited by | John Sanders[1] |
Music by | Mark Korven[1] |
Production |
Cube Libre[2] |
Distributed by |
|
Release dates |
|
Running time |
90 minutes[4] |
Country | Canada |
Language | English |
Budget | $350,000 CAD[5] |
Box office | $8.9 million[6][7] |
Cube is a 1997 Canadian independent science fiction horror film directed and co-written by Vincenzo Natali.[8] A product of the Canadian Film Centre’s First Feature Project,[9] Nicole de Boer, Nicky Guadagni, David Hewlett, Andrew Miller, Julian Richings, Wayne Robson, and Maurice Dean Wint star as individuals trapped in a bizarre and deadly labyrinth of cube-shaped rooms.
Cube gained notoriety and a cult following, for its surreal and Kafkaesque setting in industrial, cube-shaped rooms. It received generally positive reviews and led to a series of films. An American remake, currently on hold, is in development at Lionsgate,[10] and a Japanese remake was released in 2021.
Plot[edit]
In a pre-credits sequence, a man named Alderson wakes up in a mysterious cube-shaped room. He enters another red-colored room, but is killed in a gory manner as a thin wire mesh cuts him into cubes and he falls apart. The bloody mesh retracts to its original position.
Five different people, Quentin, Holloway, Worth, Leaven and Rennes all meet in the same room. None of them know how they got here or why they are here, and also noticing mysterious sounds outside the room they are in. Quentin, who was exploring, warns the group there are rooms with traps in them. Leaven notices metal plates with 3 sets of numbers etched into them. Rennes, an escape artist of 7 prisons, theorizes that each trap could be set by motion detectors. He tests this by throwing his boot into a room, which initially works, but after jumping into a room, acid is sprayed onto his face, killing him. The group, horrified, realizes each trap is set by different sensors.
Quentin, questioning the cube, believes each person was chosen specifically to be there. He claims he is a divorced police officer, Leaven is a young mathematics student, and Holloway is a free clinic doctor. The nihilistic Worth describes himself as a office worker with a dreary life. Leaven hypothesizes that the rooms whose plates have prime numbers on them are trapped. On their journey, they come across a mentally disabled man named Kazan. Holloway insists they bring him along, much to Quentin’s dismay. Quentin injures his leg in a trapped room deemed safe by Leaven. Tension rises among the group, as well as the mystery of the maze’s purpose. In a fit of rage against Quentin, Worth admits he helped construct the cube, designing the outer shell. (which is also a cube). He claims it was for a shady bureaucracy, or company of sorts. He guesses that the original purpose has just been forgotten, and they have only been placed inside just to put it to use.
Worth’s knowledge of the outer shell’s dimensions allows Leaven to calculate that each side of the Cube is 26 rooms across. This means the entire Cube has 17,576 rooms in total, much to the group’s shock. She realizes that the numbers may indicate the Cartesian coordinates of each room. Following the theory, the group travels to the outer edge, but realize every room at the edge is trapped.
Rather than backtrack, they go through a room with a sound-activated trap without making any noise. Kazan makes a noise, nearly causing Quentin’s death. Quentin threatens Kazan then argues with Holloway who defends Kazan. She insinuates that Quentin may be an abusive husband who likes young girls.
The group reaches the edge, finding a bottomless abyss separating the Cube from the outer shell. Being one of the lightest, Holloway tries to swing over to the outer shell, using a rope made of the group’s uniforms tied together, with everyone else lowering her down. The Cube starts shaking, causing everyone to accidentally let go of the rope, and Quentin catches it last second. He pulls her up at first, but drops her, letting her fall to her death.
Quentin, becoming more unhinged, persuades Leaven to abandon Kazan and Worth. He attempts to make a sexual advancement on her, but Worth attacks Quentin. Quentin beats Worth savagely, and drops him into the room below. Worth starts laughing hysterically, realizing they are in the same room Rennes died, indicating they have been traveling in circles. Quentin is in horror, but Worth finds the room where Rennes died in is now gone, now being at the edge of the maze. Leaven deduces that traps are not tagged by prime numbers, but by powers of prime numbers. Kazan is revealed as an autistic savant[11] who can mentally calculate prime factorizations. With this newfound knowledge. Leaven guides the group to the edge cube, using Kazan’s calculations. Worth then traps Quentin in the door, letting Leaven and Kazan escape from him. When Quentin finds them, he attempts to harm them, before Worth opens the hatch under him from the room below, falling and seemingly dying. The group travels to the bridge room where they open the exit hatch, seeing a bright light.
Worth, stricken by guilt, no longer wishes to escape. As Leaven attempts to persuade him, she is killed by Quentin, who impales her with a hatch lever. Worth attacks Quentin out of anger, which the latter mortally wounds him. Kazan flees to the other side, and Quentin pursues him, but Worth grabs his legs, pinning him in between the hatch. The cubes start moving, splitting him in half. Worth, bleeding out, crawls to Leaven’s corpse to die next to her.
Kazan wanders out into the bright light, his fate left unknown.
Cast[edit]
The cast is of Canadian actors who were relatively unknown in the United States at the time of the film’s release.[12] Each character’s name is connected with a real-world prison.
Name | Skill | Prison connection | Actor |
---|---|---|---|
Kazan | Intellectually disabled savant, as mental calculator | Kazan prison, Russia | Andrew Miller |
David Worth | Unwitting designer of the Cube’s outer shell | Leavenworth Prison, United States. | David Hewlett |
Quentin McNeil | Police officer who aggressively takes charge | San Quentin State Prison, United States. | Maurice Dean Wint |
Joan Leaven | A young mathematics student | Leavenworth Prison, United States. | Nicole de Boer |
Dr. Helen Holloway | Free clinic doctor | Holloway Women’s Prison, United Kingdom. | Nicky Guadagni |
Rennes | Escape artist of seven prisons | Centre pénitentiaire de Rennes, France | Wayne Robson |
Alderson | Unknown and alone | Alderson Federal Prison Camp, United States. | Julian Richings |
On casting Maurice Dean Wint as Quentin, Natali’s cost-centric approach sought an actor for a split-personality role of hero and villain. Wint was considered the standout among the cast and was confident that the film would be a breakthrough for the Canadian Film Centre.[13]
Development[edit]
Pre-production[edit]
An episode of the original Twilight Zone television series, «Five Characters in Search of an Exit» (first aired 22 December 1961), was reportedly an inspiration for the film.[14][15][16] Other inspiration was Alfred Hitchcock’s Lifeboat, which was shot entirely in a lifeboat with no actor standing at any point.[17]
Director Vincenzo Natali did not have confidence in financing a film. He cost-reduced his pitch with a single set reused as many, with the actors moving around a virtual maze.[18] As the most expensive element, a set with a cube and a half was built off the floor, to allow the surroundings to be lit from behind all walls of the cube.[19] In 1990, Natali had had the idea to make a film «set entirely in hell», but in 1994 while working as a storyboard artist’s assistant at Canada’s Nelvana animation studio, he completed the first script for Cube. The initial draft had a more comedic tone, surreal images, a cannibal, edible moss growing on the walls, and a monster that roamed the Cube. Roommate and childhood filmmaking partner Andre Bijelic helped Natali strip the central idea to its essence of people avoiding deadly traps in a maze. Scenes outside the cube were deleted, and the identity of the victims changed. In some drafts, they were accountants and in others criminals, with the implication that their banishment to the Cube was part of a penal sentence. One of the most important dramatic changes was the removal of food and water for a more urgent escape.[20]
After writing Cube, Natali developed the short film, Elevated. It is set in an elevator to show investors how Cube would hypothetically look and feel. Cinematographer Derek Rogers developed strategies for shooting in the tightly confined elevator, which he later reused on a Toronto soundstage for Cube.[21]
Casting started with Natali’s friends, and budget limitations allowed for only one day of script reading prior to shooting. As it was filmed relatively quickly with well prepared actors, there are no known outtake clips.[19]
Filming[edit]
The film was shot in Toronto, Ontario[22] in 21 days,[18] with 50% of the budget as C$350,000[12] to C$375,000 in cash[19] and the other 50% as donated services, for a total of C$700,000.[23] Natali considered the cash figure to be deceptive, because they deferred payment on goods and services, and got the special effects at no cost.[24]
The set’s warehouse was near a train line, and its noise was incorporated into the film as that of the cubes moving.[25] To change the look of each room, some scenes were shot with wide lens, and others are long lens and lit with different colors, for the illusion of traversing a maze.[17] Nicole de Boer said that the white room was more comforting to actors at the start of a day’s filming, compared to the red room which induced psychological effects on the cast during several hours in the confined space.[26]
The Cube was conceived by mathematician David W. Pravica, who was the math consultant.[27] It consists of an outer cubical shell or sarcophagus, and the inner cube rooms. Each side of the outer shell is 434 feet (132 m) long. The inner cube consists of 263 = 17,576 cubical rooms (minus an unknown number of rooms to allow for movement), each having a side length of 15.5 feet (4.7 m). A space of 15.5 feet (4.7 m) is between the inner cube and the outer shell. Each room is labelled with three identification numbers such as «517 478 565». These numbers encode the starting coordinates of the room and the X, Y, and Z coordinates are the sums of the digits of the first, second, and third number, respectively. The numbers also determine the movement of the room. The subsequent positions are obtained by cyclically subtracting the digits from one another, and the resulting numbers are then successively added to the starting numbers.[28]
Only one cube set was actually built, with each of its sides measuring 14 feet (4.3 m) in length, with only one working door that could actually support the weight of the actors. The colour of the room was changed by sliding panels.[29] This time-consuming procedure determined that the film was not shot in sequence, and all shots taking place in rooms of a specific color were shot separately. Six colors of rooms were intended to match the recurring theme of six throughout the film; five sets of gel panels, plus pure white. However, the budget did not stretch to the sixth gel panel, and so the film has only five room colors. Another partial cube was made for shots requiring the point of view of standing in one room and looking into another.[30]
The small set created technical problems for hosting a 30-person crew and a 6-person cast, becoming «a weird fusion between sci-fi and the guerrilla-style approach to filmmaking».[31]
Post-production[edit]
During post production, Natali spent months «on the aural environment», including appropriate sound effects of each room, so the Cube feels like a haunted house.[24]
Release[edit]
Cube was shown at the Toronto International Film Festival on 9 September 1997[1] and released in Ottawa and Montreal on 18 September.[1] A theatrical release occurred in Spain in early 1999,[23] while in Italy a release was scheduled for July 1999[32] and an opening in Germany was set for later that year.[19] In the Japanese market, it became the top video rental at the time,[33] and exceeded expectations, with co-writer Graeme Manson suggesting people in Japan had a better understanding of living in boxes so resonated better with the Japanese audience, as they were likely «more receptive to the whole metaphor underlying the film».[23]
The film’s television debut in the United States was on 24 July 1999 on the Sci-Fi channel.[31]
Reception[edit]
Box office[edit]
In its home country of Canada, the film was a commercial failure, lasting only a few days in Canadian theatres. French film distributor Samuel Hadida’s company Metropolitan Filmexport saw potential in the film and spent $1.2 million in a marketing campaign, posting flyers in many cities and flying members of the cast over to France to meet moviegoers. At its peak, the film was shown at 220 French box offices and became among the most popular films in France of that time, collecting over $10 million in box office receipts.[32] It went on to be the second-highest grossing film in France that summer.[19]
Elsewhere internationally, the film grossed $501,818 in the United States,[7] and $8,479,845 in other territories, for a worldwide total of $8,981,663.[6]
Critical response[edit]
On review aggregator Rotten Tomatoes, Cube holds an approval rating of 64%, based on 39 reviews, and an average rating of 6.3/10. The website’s consensus reads: «Cube sometimes struggles with where to take its intriguing premise, but gripping pace and an impressive intelligence make it hard to turn away».[34] On Metacritic, the film has a score 61 out of 100, based on 12 critics, indicating «generally favorable reviews».[35]
Bob Graham of the San Francisco Chronicle was highly critical: «If writer-director Vincenzo Natali, storyboard artist for Keanu Reeves’s Johnny Mnemonic, were as comfortable with dialogue and dramatizing characters as he is with images, this first feature of his might have worked better».[36] Nick Schager from Slant Magazine rated the film three out of five stars, noting that, its intriguing premise and initially chilling mood were undone by threadbare characterizations, and lack of a satisfying explanation for the cube’s existence. He concluded the film «winds up going nowhere fast».[37]
Anita Gates of The New York Times was more positive, saying the story «proves surprisingly gripping, in the best Twilight Zone tradition. The ensemble cast does an outstanding job on the cinematic equivalent of a bare stage… Everyone has his or her own theory about who is behind this peculiar imprisonment… The weakness in Cube is the dialogue, which sometimes turns remarkably trite… The strength is the film’s understated but real tension. Vincenzo Natali, the film’s fledgling director and co-writer, has delivered an allegory, too, about futility, about the necessity and certain betrayal of trust, about human beings who do not for a second have the luxury of doing nothing».[8] Bloody Disgusting gave a positive review: «Shoddy acting and a semi-weak script can’t hold this movie back. It’s simply too good a premise and too well-directed to let minor hindrances derail its creepy premise».[38] Kim Newman from Empire Online gave the film 4/5 stars, writing: «Too many low-budget sci-fi films try for epic scope and fail; this one concentrates on making the best of what it’s got and does it well».[39]
Accolades[edit]
This section needs expansion. You can help by adding to it. (April 2019) |
The film won the award for Best Canadian First Feature Film at the 1997 Toronto International Film Festival[18] and the Jury Award at the Brussels International Festival of Fantasy Film.[40]
Series and remakes[edit]
After Cube achieved cult status, it was followed by a sequel, Cube 2: Hypercube, released in 2002,[41] and a prequel, Cube Zero, released in 2004.[42]
In April 2015, The Hollywood Reporter wrote that Lionsgate Films was planning to remake the film, titled Cubed, with Saman Kesh directing, Roy Lee and Jon Spaihts producing and a screenplay by Philip Gawthorne, based on Kesh’s original take.[43][44]
A Japanese remake, also called Cube, was released in October 2021.[45]
See also[edit]
- «The Library of Babel»
- Saw (2004 film)
References[edit]
- ^ a b c d e f g «Cube». Collections Canada. Archived from the original on 4 April 2019. Retrieved 16 February 2018.
- ^ Eisner, Ken (20 October 1997). «Cube». Variety. Retrieved 5 December 2021.
- ^ «Cube (1997)». Turner Classic Movies. Retrieved 17 December 2021.
- ^ «CUBE (15)». British Board of Film Classification. 7 July 1998. Archived from the original on 1 August 2020. Retrieved 9 March 2019.
- ^ Kornits, Dov (8 May 1999). «eFilmCritic – Director, Vincenzo Natali – Cube«. eFilmcritic.com. Archived from the original on 29 May 2013. Retrieved 17 September 2012.
- ^ a b «Cube (1998) – Financial Information». The Numbers. Archived from the original on 29 July 2020. Retrieved 22 April 2019.
- ^ a b «Cube (1998) – Box Office Mojo». Box Office Mojo. Archived from the original on 25 September 2012. Retrieved 17 September 2012.
- ^ a b Gates, Anita (11 September 1998). «Cube (1997) FILM REVIEW; No Maps, Compasses Or Faith». The New York Times. Archived from the original on 13 March 2018. Retrieved 1 March 2017.
- ^ «The Canadian Film Centre :: Our Projects». cfccreates.com. Archived from the original on 27 March 2014. Retrieved 17 September 2012.
- ^ «‘Cube’ Reboot ‘Cubed’ Being Developed by Lionsgate». Screen Rant. 30 April 2015. Archived from the original on 16 May 2017. Retrieved 27 May 2017.
- ^ Armstrong, Derek. «Cube review». AllMovie. Archived from the original on 11 August 2017. Retrieved 12 June 2017.
The wild card in the equation, as if there needed to be one, is Andrew Miller’s autistic man.
- ^ a b «A deadly puzzle». The Record. 11 September 1998. p. 133.
- ^ «Canadian Films Future». Toronto Star. 9 September 1997. ProQuest 437743703. Retrieved 26 July 2022 – via ProQuest.
- ^ Van Fleet, James (3 October 2013). «HALLOWEEN: The Best Twilight Zone Movies — 12: «Five Characters…» / Cube«. Horror Films 101. Archived from the original on 24 May 2014. Retrieved 23 May 2014.
Imagine being dropped in an empty room. There’s no exit… or if there is, the means of getting out are unknown. Imagine not being sure why you’re there. Is there a purpose, or are you just being toyed with? Very quickly you learn about the people stuck with you. Very quickly the room becomes a prison… Five Characters in Search of an Exit has the benefit of brevity, but it also has an engaging episode-long «argument» between the gung-ho Major and the depressed Clown. Cube … carries the same claustrophobia and mystery, and it amps up the potent allegory even further, becoming a microcosm of human existence. The characters define their identity, bring their talents to the problems at hand, and their environment — like the world — is as inscrutable as it is deadly.
- ^ Eggert, Brian (19 May 2010). «Cube (1998)». Deep Focus Review. Archived from the original on 24 May 2014. Retrieved 23 May 2014.
Vincenzo Natali’s Cube extends a scenario seemingly straight from The Twilight Zone for the duration of a full-length feature… filled with sharp ideas and a setup worthy of Franz Kafka…»
- ^ Blake, Marc; Bailey, Sara (2013). Writing the Horror Movie. London; New York: Bloomsbury. p. 137. ISBN 9781441195067. Archived from the original on 29 July 2020. Retrieved 20 September 2016.
Cube (1997) was reportedly influenced by a Twilight Zone episode, Five Characters in Search of an Exit, written by its creator Rod Serling.
- ^ a b «Director found creative freedom in a 14-foot cube». The Record. 14 September 1998. p. 58 – via Newspapers.com.
- ^ a b c «Director escapes own maze». The Ottawa Citizen. 8 October 1998. p. 50.
- ^ a b c d e «Cubs director feels like a lucky geek». Times Colonist. 5 September 1999. p. 13.
- ^ Berman, A.S. (2018). Cube: Inside the Making of a Cult Film Classic. BearManor Media. pp. 25–27, pp. 47–51. ISBN 978-1629332918.
- ^ «CBC.ca». CBC.ca. 15 November 2005. Archived from the original on 11 February 2006. Retrieved 21 February 2011.
- ^ «Cube — Canada, 1997 — reviews». MOVIES & MANIA. 16 March 2019. Archived from the original on 25 March 2020. Retrieved 25 March 2020.
- ^ a b c «Nearly a year after its lacklustre commercial release in North America, the Canadian film CUBE is making headlines in Europe». The Vancouver Sun. 15 July 1999. p. 34.
- ^ a b «Boxed geeks». Sydney Morning Herald. 26 February 1999. p. 46.
- ^ «What do you call an American movie with a brain? Canadian». Sydney Morning Herald. 4 March 1999. p. 14.
- ^ «Nicole de Boer interview about Cube (1997)». 28 March 2021. Retrieved 27 July 2022 – via YouTube.
- ^ Cube. 9 September 1997. Event occurs at 1:28:17.
- ^ Polster, Burkard; Ross, Marty (2012). «6 Escape from the Cube». Math Goes to the Movies. Baltimore: The Johns Hopkins University Press. pp. 85–96. ISBN 978-1-4214-0484-4. Archived from the original on 1 January 2014. Retrieved 20 September 2016.
- ^ Graham, Bob (20 November 1998). «‘Cube’s’ Cogs Stuck in Its Pure Visuals». San Francisco Chronicle. Archived from the original on 19 January 2003. Retrieved 2 May 2021.
- ^ Emmer, Michele; Manaresi, Mirella (2003). Mathematics, Art, Technology, and Cinema. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag. pp. 172–180. ISBN 978-3-540-00601-5. Archived from the original on 2 May 2021. Retrieved 4 October 2020.
- ^ a b «Award-winning ‘Cube’ makes U.S. TV debut on Sci-Fi channel». News-Press. 18 July 1999. p. 176.
- ^ a b «Canadian small film a huge hit in France». The Leader-Post. 5 July 1999. p. 23.
- ^ «Vincenzo Natali is feeling the love». National Post. 26 June 2002. p. 20.
- ^ «Cube (1998) — Rotten Tomatoes». Rotten Tomatoes.com. Fandango Media. Archived from the original on 17 May 2019. Retrieved 10 June 2021.
- ^ «Cube Reviews». Metacritic. CBS Interactive. Archived from the original on 25 March 2012. Retrieved 20 November 2016.
- ^ Graham, Bob (20 November 1998). «‘Cube’s’ Cogs Stuck in Its Pure Visuals — SFGate». SFGate.com. Bob Graham. Archived from the original on 2 April 2019. Retrieved 2 April 2019.
- ^ Schager, Nick (12 April 2003). «DVD Review: Cube — Slant Magazine». Slant Magazine.com. Nick Schager. Archived from the original on 2 April 2019. Retrieved 2 April 2019.
- ^ Bloody Disgusting Staff (22 October 2004). «Cube». Bloody Disgusting. Archived from the original on 3 June 2015. Retrieved 10 November 2019.
- ^ Newman, Kim (1 January 2000). «Cube Review». Empire Online.com. Kim Newman. Archived from the original on 2 April 2019. Retrieved 2 April 2019.
- ^ «Cube (1997)». Canadian Film Centre. Archived from the original on 14 October 2019. Retrieved 14 October 2019.
- ^ Hal Erickson (2013). «Cube 2: Hypercube». Movies & TV Dept. The New York Times. Archived from the original on 13 November 2013.
- ^ Jason Buchanan (2013). «Cube Zero». Movies & TV Dept. The New York Times. Archived from the original on 13 November 2013.
- ^ Kit, Borys (30 April 2015). «Lionsgate to Remake Cult Sci-Fi Hit ‘Cube’«. The Hollywood Reporter. Archived from the original on 6 October 2015. Retrieved 5 February 2016.
- ^ Lesnick, Silas (30 April 2015). «Lionsgate Plans Cube Remake, Cubed». Comingsoon.net. Archived from the original on 21 April 2017. Retrieved 13 January 2017.
- ^ Schilling, Mark (1 February 2021). «Shochiku Confirms ‘Cube’ Remake in Japan». Variety. Archived from the original on 1 February 2021. Retrieved 1 February 2021.
External links[edit]
Wikiquote has quotations related to Cube.
- Cube at AllMovie
- Cube at IMDb
- Cube at Metacritic
- Cube at Rotten Tomatoes
- Cube at the TCM Movie Database
Перейти к первой части статьи
Начну с того, что при первом просмотре «Куб» произвёл на меня довольно сильное впечатление. Фантастическая история о группе людей, пытающихся найти выход из загадочного лабиринта кубических комнат и обойти спрятанные там ловушки, прочно удерживала моё внимание, несмотря на однообразие декораций. Однако при каждом последующем просмотре фильма я ловил себя на мысли, что нахожу в нём всё больше недостатков (и это отнюдь не дешевизна съёмок). А так как многие недостатки напрямую проистекали из его достоинств, то сначала разберём последние.
Главными достоинствами фильма, безусловно, являются сама идея Куба и клаустрофобическая гнетущая атмосфера, ибо пленники не имеют ни малейшего представления о том, как они в Куб попали и есть ли из него выход. К счастью, режиссёр не стал превращать фантастический фильм в занудную экзистенциальную драму. Его герои не сидят на месте, непрерывно изливая друг другу душу, а напряжённо ищут путь из ужасной ловушки. Недаром слоган фильма звучал как: «Не ищи причину. Ищи выход».
«Куб — это мы» (персонажи и психология)
Персонажей в фильме всего семь, причём первый — Алдерсон — гибнет сразу и в одиночку. Остальные шесть встречаются и действуют сообща. Это:
- юная студентка Ливен, изучающая высшую математику и живущая, по её признанию, «скучной жизнью»;
- инженер Уорт — одинокий, разочарованный в жизни циник;
- врач Холлоуэй — женщина в возрасте, сторонница либеральных взглядов и конспирологических теорий;
- полицейский Квентин — отец троих детей, находящийся с женой в разводе;
- преступник Ренн по кличке Крапивник, сумевший сбежать из семи тюрем;
- и, наконец, Казан — умственно отсталый аутист.
Фото: Обложка диска
Как оказалось, режиссёр не случайно наградил персонажей такими именами. Все имена являются отсылками к реальным тюрьмам и частично характеризуют образы героев.
- Имя Алдерсон отсылает к одноименной тюрьме в Западной Вирджинии, где основным наказанием является изоляция;
- Ливен и Уорт — к тюрьме в городе Ливенворт (Канзас), которая славится продуманным до мелочей набором правил;
- Холлоуэй — к лондонской женской тюрьме;
- Квентин — к тюрьме в Сан-Квентино (Калифорния), славящейся своей жестокостью;
- Ренн — к тюрьме в одноименном французском городе (Бретань);
- Казан — к плохо организованной тюрьме в Казани (хотя есть мнение, что подразумевалась Казанская психиатрическая клиника).
Повторюсь: с одной стороны, хорошо, что персонажи не предаются слишком долгим разговорам. С другой — самих разговоров в фильме хватает. И пока они касаются поиска выхода, следить за ними крайне интересно.
Но вот другие, касающиеся раскрытия образов и характеров персонажей, как по мне, могли быть прописаны куда лучше. При этом к актёрам никаких претензий нет — заданные роли они отыграли хорошо, просто их персонажам не хватило большей психологической глубины.
То же касается и конфликтов. Да, они неизбежно возникают в замкнутом социуме. Но в фильме конфликты возникают слишком быстро и какое-то время кажутся притянутыми за уши.
Например, Уорт и Холлоуэй сразу проявляют неприязнь к Квентину, хотя тот поначалу старается всех подбодрить и говорит вполне здравые вещи. Уорт постоянно издевается над лидерскими замашками Квентина («Начальник сказал», «Яволь, коммандант!», «Не у всех хватает зазнайства играть в героев»). Холлоуэй, услышав от Квентина версию про инопланетян, презрительно бросает: «Ясно! Полицейский… Мозгов с гулькин нос». А узнав, что у жены Квентина трое детей, бестактно восклицает: «Бедная женщина! Я бы не выдержала».
Ну, как тут, скажите, не озвереть? Даже меня, как зрителя, Уорт и Холлоуэй поначалу изрядно раздражали.
Впрочем, при первом просмотре эти недостатки практически незаметны. Ведь режиссёр регулярно ошарашивает внимание зрителя неожиданными сюжетными поворотами. Вот лишь некоторые из них.
1. Первый персонаж, которого мы видим на экране, тут же гибнет, разрезанный на кубики смертельной решёткой (похожую смерть практически скопировали в фильме «Обитель Зла»!).
Дэвид Хьюлетт (исполнитель роли Уорта):
Натали знал, что если ему удастся заинтересовать людей в первые пять минут этого фильма, это удержит их внимание и дальше. Если у вас есть хорошее начало и хороший конец, почти не имеет значения, что происходит в середине. Я говорю это только потому, что мы не могли развернуться с цифровыми эффектами. Во всём фильме их всего парочка, но они были хорошо выбраны и хорошо исполнены.
2. Нечто похожее происходит и с Ренном Крапивником. «Мастер побега», на которого остальные персонажи и зрители возлагают большие надежды, гибнет вторым.
3. Квентин, который поначалу выглядит чуть ли не самым здравомыслящим персонажем, к финалу полностью звереет и становится убийцей. В то время как апатичный циник Уорт неожиданно проявляет лучшие человеческие качества.
4. Хотя группа проделывает долгий и опасный путь, в итоге оказывается, что к выходу они могли добраться, не покидая той комнаты, где встретились.
5. Иронично и то, что, казалось бы, самый безнадёжный и бесполезный член группы — Казан — оказывается незаменимым помощником.
6. Самая же жуткая ирония проявляется в финале, где единственным выжившим остаётся тот же Казан. И только ему (человеку, который ничего и рассказать-то толком не способен!) удаётся выйти за пределы Куба.
Устройство Куба
Ну, вот мы и добрались до самой интересной и оригинальной «фишки» фильма — самого Куба. Как выяснят герои, этот загадочный объект представляет собой некое подобие Кубика Рубика. Правда, в отличие от последнего, Куб полностью заполнен кубическими ячейками-комнатами. Вдоль каждой стороны большого Куба тянется 26 комнат, а значит, всего их — 26×26×26 — 17 576 штук.
Фото: Рисунок из книги Баркарда Польстера и Марти Роса «Math Goes to the Movies», 2012 г.
В смежные комнаты (размером 4,7×4,7×4,7 метров) можно попасть через двери, расположенные на каждой из шести граней. Сам же Куб заключён внутри внешней оболочки — саркофага — с зазором в те же 4,7 метров, поэтому так просто до саркофага не допрыгнуть.
Фото: Кадр из к/ф «Куб», 1997 г.
К счастью для героев, в загадочном и с виду непредсказуемом мире Куба всё-таки находится своя «нить Ариадны» — номера комнат, состоящие из трёх трёхзначных чисел. Кроме того, узникам чрезвычайно повезло, что в их рядах оказалась девушка-математик.
Людям, далёким от этой науки, объяснения Ливен могут показаться сложными и надуманными, но мы попытаемся в них разобраться. Во многом нам поможет замечательная книга Баркарда Польстера и Марти Роса «Математика идёт в кино» («Math Goes to the Movies») (2012), где авторы подробно объясняют научную подоплёку художественных фильмов, так или иначе связанных с математикой.
Надо сказать, что и сам Винченцо Натали не шибко разбирался в математике, поэтому призвал на помощь консультанта — профессора Дэвида Правика. В ранней версии сценария 1994 года даже можно найти лакуны с примечанием: «Объяснение вставить позже — после консультации с Дэвидом». Именно Правик помог зашифровать в одних и тех же номерах комнат сразу разную и важную информацию.
Но вернёмся к сюжету фильма…
Первым делом Ливен догадывается, что комнаты с ловушками помечены простыми числами, а безопасные — непростыми. Напомню, что простым в математике называется число, которое делится только на единицу и само на себя (например, 2, 3, 5, 7). К этому определению обязательно надо добавить другое: непростые числа всегда можно выразить в виде множителей из чисел простых. Например, 4 = 2×2; 8 = 2x2x2; 14 = 2×7.
Это дополнение важно, ибо оно исключает из категории простых чисел единицу, которая вообще стоит особняком. Да, единица делится на себя и на единицу (что, в принципе, одно и то же), но простым числом не считается. В противном случае, второе правило перестаёт работать, ведь с единицей простые числа тоже можно выразить несколькими множителями (например, 2 = 2x1x1). Поэтому первым простым числом математики считают не единицу, а двойку.
Интересно, что авторы книги «Математика идёт в кино» немного иронизируют над Ливен, когда та пытается определить, является ли число простым.
Забавно, что Ливен колеблется, прежде чем объявить, что 645 и 372 не являются простыми числами: поскольку последние цифры 5 и 2, не требуется сложных вычислений (сразу становится ясно, что такие числа делятся на 5 и на 2, а значит, не являются простыми — С.К.). Затем, поборовшись с простыми задачами, Ливен почти сразу выясняет, что 649 = 11×59.
Вскоре Ливен понимает, что в номерах зашифрованы ещё и декартовы координаты (x, y, z), определяющие положение комнаты в трёхмерной структуре Куба. Чтобы получить эти координаты, следует сложить цифры каждого числа. Например, если номер комнаты 517 478 565, то её координаты — 13, 19, 16. Благодаря этому герои могут понять, насколько далеко находится комната от краёв Куба.
Вроде бы всё ясно — обходи ловушки да двигайся к краю. Ан, нет! Спустя время эти, казалось бы, стройные системы расчёта начинают давать сбои. Вместо того чтобы выйти к краю Куба, герои попадают в комнату, где уже были несколько часов назад. Данный факт и странные шумы, периодически слышимые в Кубе, наводят на мысль, что комнаты не стоят на месте, а перемещаются. А значит, просто идя налево, до края вряд ли доберёшься.
Но как же, спросите вы, Куб движется, если он сплошь забит комнатами? Тут-то Ливен и вспоминает, что одна из комнат имела странную координату — 27, хотя по логике ни одна координата не должна превышать 26. Отсюда был сделан единственный вывод, что эта комната периодически выдвигается за пределы Куба, освобождая место для передвижения других комнат (т.е. мы видим нечто похожее на двумерную игру в «15» или «Пятнашки», где благодаря одному пустому месту в коробочке можно последовательно передвигать костяшки).
Проблема лишь в том, что координаты показывают только начальное положение комнат — до того, как Куб стал двигаться. К счастью, вычислить систему их перемещений тоже оказалось возможным — посредством циклического вычитания цифр друг от друга и последовательного прибавления полученных чисел к исходным. Понять это не столь просто, поэтому любознательных отсылаю к вышеупомянутой книге.
Для нас же важнее то, что в определённое время Куб возвращается в исходное положение, и комната с координатой «27» становится своеобразным мостом между Кубом и саркофагом, располагаясь напротив единственного выхода наружу.
Ливен:
Это как гигантский замок с секретом. Когда комнаты в изначальном положении, замок открывается. Но когда комбинация нарушается, замок закрывается.
То есть, чтобы добраться до выхода, надо либо находиться в мостовой комнате, либо в той, которая будет в нужный момент к ней примыкать.
Казалось бы, вот оно — решение! Но тут даёт сбой вторая система расчётов.
Неожиданно в одной из комнат с непростыми числами всё равно оказывается ловушка. Это наводит Ливен на мысль, что опасные комнаты идентифицируются не простыми числами, а степенями простых чисел. Вот только вычислить эти степени без помощи компьютера невозможно.
Ситуацию спасает аутист Казан, который, оказывается, способен совершать такие «астрономические» вычисления в мозгу. Правда, авторы книги «Математика идёт в кино» хотя и не называют такие расчёты простыми, уверяют, что с ними вполне может справиться любой толковый математик и без помощи компьютера.
Так или иначе, четверо персонажей всё-таки добираются до мостовой комнаты. Однако выйти наружу суждено только Казану, который растворяется в бьющем извне ослепительном белом свете. Всё. Титры…
Разумеется, подобный финал оставил многих зрителей неудовлетворёнными. Ведь ответ на вопрос, зачем создан Куб и кто его создатели, так и остался открытым. Как режиссёр пришёл к такому финалу и были ли у него альтернативы, мы разберём уже в следующей статье.
Продолжение следует…
Содержание
- Куб — в чем его ужас
- Почему в Кубе люди
- Тюрьма внутри нас?
- В чем роль цифр
- Стой на месте
Одежда, напоминающая робу заключенных, отсутствие декораций и несколько актеров. Казалось бы, куда примитивнее? Но эта картина собрала весомое количество наград. В этом списке и брюссельский «Серебряный ворон», и премии в Торонто, и многие другие.
Так что мы просто обязаны разобрать смысл фильма про выживание «Куб», а также кратких сюжет и концовку.
Куб — в чем его ужас
Дэвид Правика — создатель части закономерностей этого трехмерного пространства. 17576 комнат, каркас и полое пространство между ними. Каждая из этих комнат помечена определенными числами, которые кодируют её начальные координаты. У узников есть шанс выбраться. Но, кажется, это совсем нереально. Для этого нужно попасть в ту самую комнату, которая в момент передвижения трехмерного пространства будет соприкасаться с внешней оболочкой. Чтобы найти ту самую спасительную комнату, нужно по числам определить её последующее движение и расположение.
Почему в Кубе люди
Поначалу узники не понимают, где находятся. Что это за гигантское строение? Много вопросов. Куб имеет массу смертельных ловушек. Пленники с ужасом понимают, что в любой момент каждый из них может погибнуть. Но кто и за что поместил их в эту трехмерную тюрьму?
Много предположений. Секретные эксперименты или же опыты инопланетян? Ответа, кажется, для них не существует. Среди пленников оказался инженер, который, как выяснилось, принимал участие в разработке внешней оболочки Куба. Он то и подходит ближе всех к ответу на главный вопрос.
По его мнению, никакого заговора против них не существует. Все узники оказались там случайно, а сама трехмерная структура действует бесконтрольно, и никем не управляется. Но как устройство, которое создано по математическим законам, может им не подчиняться, и никем не регулироваться? Рассмотрим несколько наблюдений и теорий насчет этого.
Тюрьма внутри нас?
Неспроста фамилии пленников — это названия тюрем США. Очевидно, что каждый из героев кинокартины является олицетворением чего-то. Циник Уорт, бунтарь Ренн, параниок Холлоуей и жестокий Квентин. Получается, само сознание человека и есть тюрьма. Как из неё выбраться?
У героев поначалу вроде всё получалось. Они обладали всем, что помогло бы им выбраться из Куба: знаниями, навыками, умением. Им удавалось найти выход из одной комнаты, второй, третьей. Они поняли некоторые принципы работы Куба, его закономерности. Но это продолжалось до тех пор, пока математика не уступила человеческой природе.
Куб олицетворяет сознание человека. Внешняя оболочка — тело. Ловушки, которые встречаются на пути героев, это мучительные вопросы. Чтобы их решить, нужно выйти за пределы человеческого сознания, то есть внешней оболочки.
В чем роль цифр
Герои понимают: чтобы найти выход и спастись, нужно знать математику, и дружить с цифрами.
Цифры правят всем. В этом и есть главная аллегория.
Роль цифр в современном мире колоссальная, её трудно переоценить. К примеру, это хранение информации. Левен — одаренная девушка в области математики. Именно она приносит ощутимую пользу — человек, который дружит с цифрами.
Парень по имени Казан — это аутист. Его роли никто особого значения то и не предавал. Но именно он видит первым свет. Это свет Познания. Он единственный, кто не обладает ни одним из качеств главных пленников. Он не знает агрессии и цинизма. Никакие мучительные вопросы не терзают его сознание. Он не способен обидеть, оскорбить или даже убить человека. Получается, что быть таким способен только безумец?
Стой на месте
Путем математических вычислений пленники приходят к выводу: для того, чтобы спастись, не нужно никуда идти! С самого начала нужно было оставаться на одном месте и просто ждать, когда нужная комната, которая ведет наружу, просто поднимется к ним сама.
Главная проблема — человеческий разум. Познание мира вокруг — вот то, к чему он стремится. Иногда это происходит во вред самому себе.
Основной ответ Куба — не существует ситуаций, из которых нет выхода.
Выход, как минимум, один — там, где был вход. Это следует помнить тем, кто отчаялся выбраться из глубин собственного разума, не видит выхода и рискует пострадать от своих же ловушек.
На этом наш разбор смысла фильма «Куб» подошел к концу. У вас остались вопросы или есть предположения? Обязательно пишите их в комментариях.
Сценарий
Первоначальный сценарий фильма предполагал, что создателями Куба стали инопланетяне. Также была сцена, в которой герои фильма находили инопланетную еду в одной из комнат-ячеек. Позже от этой идеи решили отказаться, как и от инопланетной сюжетной линии.
Все персонажи являлись дипломированными бухгалтерами в первоначальном варианте сценария.
Съёмочный процесс
Фильм сняли в очень короткие сроки: всего за 20 суток.
Съёмки проходили на звукозаписывающей студии в Торонто. Были возведены декорации всего одного куба с размерами 4,27 x 4,27 x 4,27 м.
Чтобы создать эффект нахождения в другой комнате-ячейке, съёмочная команда меняла подсветку панелей.
Бюджет у картины был очень небольшим, поэтому вместо шести цветов подсветки панелей куба ограничились только пятью. Из-за ограниченного бюджета дизайнеры изготовили всего одну рабочую дверь. Чтобы удешевить съёмки, команда последовательно снимала сцены сначала в комнате с одним цветом, потом монтажники меняли подсветку и снимали все сцены уже с другим цветом и так далее.
Кстати, чтобы хватило денег на производство фильма, компания C.O.R.E. бесплатно создала для фильма спецэффекты.
Большая часть фильма была снята с помощью ручной камеры.
Режиссёр Винченцо Натали вырезал последнюю сцену из фильма, в которой показано, что расположено за пределами Куба. Он сказал, что когда работал над фильмом в монтажной комнате, это было первое, что он вырезал из ленты.
Факты для фанатов
Куб состоит из 263 = 17576 комнат, плюс одной соединительной комнатой-выходом.
Герои фильма получили свои имена в честь известных мировых тюрем (например, Holloway — женская тюрьма. Alderson — тюрьма, где общим наказанием является изоляция и пр.).
Из последней сцены Винченцо Натали смонтировал отдельную короткометражку, где показал, что находится снаружи Куба. Но позже он пересмотрел получившийся фильм и уничтожил короткометражку.
Выход фильма
Винченцо Натали планировал снять этот фильм в течение 5 лет. Но в конечном итоге он остался недоволен фильмом. Позже Винченцо недоумевал, как фильм стал культовым и получил такое количество продолжений.
В Испании фильм вышел на английском языке с испанскими субтитрами.
Несмотря на небольшой бюджет картины, а также отсутствие узнаваемых актёров, лента была встречена очень неплохо зрителями и кинокритикам.
У этого термина существуют и другие значения, см. Куб (значения).
Куб | |
Cube | |
Жанр |
фантастика, психологический триллер |
---|---|
Режиссёр |
Винчензо Натали |
Продюсер |
Мера Мех |
Автор сценария |
Андре Бижелик |
В главных ролях |
Уэйн Робсон, |
Оператор |
Дерек Роджерс |
Композитор |
Марк Корвен |
Кинокомпания |
The Feature Film Project |
Длительность |
91 мин. |
Бюджет |
365 000 CAD[1] (оценочно) |
Сборы |
501 818 $[2] |
Страна |
Канада |
Язык |
английский |
Год |
1997 |
Следующий фильм |
Куб 2: Гиперкуб |
IMDb |
ID 0123755 |
«Куб» (англ. Cube) — канадский фантастический фильм 1997 года режиссёра Винченцо Натали. Слоган киноленты — «Не ищи причину. Ищи путь наружу»[3].
Содержание
- 1 Сюжет
- 2 Персонажи
- 2.1 Имена героев
- 3 Устройство куба
- 3.1 Ловушки
- 4 Саундтрек
- 5 Производство
- 5.1 Влияние
- 6 Отзывы и популярность
- 6.1 Рейтинги и награды
- 6.2 Обзоры
- 6.3 Наследие
- 7 См. также
- 8 Примечания
- 9 Ссылки
Сюжет
Несколько людей очнулись в разных комнатах кубической формы, соединённых между собой разными способами, не зная, как сюда попали. После хождений по комнатам они наткнулись друг на друга. Компания получилась очень разношёрстной (полицейский, школьница, дизайнер внешнего каркаса куба, парень, страдающий аутизмом, врач и бывший заключённый), они долго ищут выход, комната за комнатой, но это нелегко. Во многих комнатах есть смертельные ловушки, реагирующие на движение, звук или на выделения кожи. С развитием сюжета полицейский Квентин оказывается неуравновешенным, и именно он создаёт больше проблем, чем сами комнаты-ловушки.
По мере продвижения героев по комнатам строится множество гипотез о загадочных цифрах, находящихся в люках между комнатами.
Левен и Ворт в комнате выхода.
Персонажи
Имя | Актёр | |
---|---|---|
Квентин | Морис Дин Винт | Работает в полиции. Психически неуравновешенный, по его вине гибнут Холлоуэй, Левен и Ворт. Погиб в результате перерубания пополам движущейся комнатой. |
Холлоуэй | Никки Гуаданьи | Врач, красноречива, верит в теорию заговора. Скорее всего, погибла в результате падения с высоты, когда её отпустил Квентин[4]. |
Левен | Николь де Боер | Ученица. Единственный член группы, у которого остались личные вещи (очки). Благодаря её исключительным способностям к математике группе удаётся избежать большинства ловушек. Погибла в комнате выхода, Квентин пырнул её частью конструкции рукоятки двери. |
Ворт | Дэвид Хьюлетт | Молодой мужчина. Участвовал в создании внешнего каркаса Куба, но не подозревал, что он создает, пока сам не попал в куб. Погиб в комнате выхода, его также пырнул рукояткой Квентин. |
Рэнн | Уэйн Робсон | Бывший заключенный, имеет прозвище Крапивник. Ему удалось сбежать из семи тюрем, обходя сенсорные датчики. Полученные знания о датчиках позволили ему выжить в кубе некоторое время. Погиб в синей комнате, облитый кислотой. |
Казан | Эндрю Миллер | Мужчина с ярко выраженным психическим расстройством — синдромом саванта. Рыжий. Любит синие комнаты, ненавидит красные, в зеленых бьется головой об стену. Квентин практически сразу предлагает избавиться от него, заявляя, что Казан будет всех задерживать. Хотя на самом деле он очень помогает всем своими способностями к математике тогда, когда Левен оказывается в затруднительном положении. Единственный, кому удалось выйти из куба. |
Алдерсон | Джулиан Ричингс | Алдерсон появляется в вводной части фильма (и на обложке DVD), но потом нигде не встречается. Он убит ловушкой (решетка из «лапши» (тонкой проволоки) разрубает его на кубики на 2-ой минуте фильма). |
Имена героев
Имена всех персонажей фильма выбраны не случайно. Фамилии героев взяты из названий известных тюрем: Квентин — это тюрьма Сан-Квентин в Калифорнии, известная своими жестокими условиями; Казан — Казанская тюрьма (Татарстан); Холлоуэй — Holloway Prison, женская тюрьма в Лондоне; Ренн — тюрьма в Ренне, Франция; Алдерсон — тюрьма в Alderson, Западная Виргиния; Левен и Ворт — тюрьма в городе Leavenworth, Канзас[3].
Устройство куба
Куб представляет собой систему из 17 576 комнат (26 комнат по каждой оси), заключённых во внешнюю оболочку (по словам Ворта размер внешней оболочки — 434 фута на грань, то есть длина грани большого куба равна приблизительно 143 метрам). Некоторые комнаты периодически меняют своё положение в системе. Комнаты находятся на некотором удалении от внешней оболочки, и только одна из них иногда соприкасается с ней («мост»).
Каждая комната представляет собой куб, по центру каждой грани которого находится шлюз-дверь в соседнюю комнату. Снаружи за шлюзом находятся три трёхзначных числа, которые характеризуют комнату — первоначальное положение комнаты в прямоугольной системе координат (сумма цифр) и её перемещения в системе.
Стены комнаты украшены многочисленными геометрическими рисунками, среди которых могут быть замаскированы ловушки. На некотором расстоянии в стенах есть углубления с металлическими стержнями, служащими лестницей.
Ловушки
«Опасная» комната снабжена скрытыми датчиком и ловушкой самых разнообразных конструкций и визуально никак не отличается от безопасной.
Все датчики служат для обнаружения человека, однако некоторые можно «обмануть» (датчик, реагирующий на голос, не сработает, если пройти комнату молча; датчик движения сработает на брошенный ботинок).
Все ловушки направлены на быстрое и жестокое убийство попавшего в них человека — рассечение на множество частей, протыкание, сжигание, распыление кислоты. Ловушки срабатывают в течение нескольких секунд, и есть шанс избежать гибели — Квентин дважды покидает комнату с активированной ловушкой.
Саундтрек
Музыку к фильму писал Марк Корвен. По стилю саундтрек близок к индастриалу. Первоначально не планировалось выпуска «Cube — Original Score by Mark Korven», но, по многочисленным просьбам поклонников, мини-саундтрек все же вышел, правда гораздо позже самого фильма. В альбом входят следующие композиции:
- Why Are We Here (Почему мы здесь?; 5:11).
- The Rope (Веревка; 4:13).
- Prime Numbers (Простые числа; 3:18).
- Wrong Door (Неверная дверь; 2:26).
- Escape (Выход/Избавление/Спасение; 6:43).
Производство
Фильм был снят в звукозаписывающей студии в Торонто[5]. Для съёмок была построена всего одна комната с размерами 14×14×14 футов. Цвет комнаты изменяли с помощью сменных цветных панелей. Фильм снимали последовательно для каждого цвета, так как смена панелей требовала времени. Изначально хотели сделать шесть цветов для комнаты, но из-за небольшого бюджета пришлось сделать только пять. На съёмках была всего одна работоспособная дверь[6]. Компания C.O.R.E. изготовила все цифровые спецэффекты для фильма бесплатно. В одном из ранних вариантов сценария персонажи должны были найти остатки какой-то странной инопланетной еды. От идеи пришлось отказаться, так как она давала слишком ясное представление о создателях Куба[3].
Влияние
Фильм был вдохновен эпизодом «Пять персонажей в поисках выхода» (англ.)русск. (англ. Five Characters in Search of an Exit) телесериала «Сумеречная зона»[7]. Рецензенты отметили, что атмосфера киноленты напоминает «Процесс» Франца Кафки, а на сценарную основу устройства куба возможно повлиял рассказ Роберта Хайнлайна «Дом, который построил Тил»[3].
Отзывы и популярность
Рейтинги и награды
Сайт Internet Movie Database поставил средний балл фильму в размере 7,5 из 10 возможных[8]. Интернет-портал Rotten Tomatoes отметил фильм 59% рейтингом, который составлялся на основе 34 рецензий, 20 из которых были положительные, 14 — негативные[9]. На сайте Metacritic рейтинг «Куба», основанный на 12 обзорах, составил 61 балл из 100[10].
Фильм получил 8 наград на конкурсах и фестивалях, а также номинировался на премию Сатурн в категории «лучший фильм на видео»[3].
- В 1998 году гран-при за лучший фильм и лучший сценарий на Международном кинофестивале в Каталонии в Сиджесе.
- В 1999 году премия «Серебряный Ворон» на Международном фестивале фантастических фильмов в Брюсселе.
- В 1999 году гран-при, приз зрительских симпатий и премия критики на Международном фестивале фантастических фильмов в Жерармере.
- В 1999 году «Приз жюри» и победа в категориях «Лучший фильм» и «Лучшие спецэффекты» на Международном фестивале фантастических фильмов Фантаспорто.
- В 1999 году «Приз жюри» на Международном фестивале фантастических фильмов в Пучхоне.
- В 1997 году Приз «Best Ontario Feature» на Кинофестивале в Садбери.
- В 1997 году Приз «Best Canadian First Feature Film» на Международном кинофестивале в Торонто.
- В 1999 году 5 номинаций на высшую национальную кинопремию Канады «Джини» в категориях «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучший монтаж», «Лучшее музыкальное сопровождение», «Лучший звук» и «Лучший монтаж звука».
Обзоры
Михаил Попов, рецензент от журнала «Мир фантастики», заявил, что для производства культового фильма не требуется больших средств, и кино, «снятое за сущие копейки», нередко оказывается настоящим шедевром. Фильм был охарактеризован как произведение искусства, самое ценное в котором — уникальная сюжетная линия и первосортная игра актёров. Уровень постановки киноленты обеспечивается чувствами, эмоциями и взаимоотношениями актёров. В итоге, «Куб» — это не просто триллер, это гимн клаустрофобии, рассказывающий о борьбе человека с самим собой. Критик выразил мысль о том, что первая часть получилась наиболее удачной в трилогии, и она порадует как лиц с «техническим» складом ума, так и с гуманитарным[3]. По версии того же издания трилогия Куб вошла в рейтинг «Сокровищница кинематографа» в жанре научная фантастика[11].
Наследие
Официальных игровых адаптаций по фильму выпущено не было, однако «Куб» оказал определённое влияние на развитие игровой и киноиндустрии. Режиссёр Пол Андерсон настолько проникся первой сценой фильма, в которой Алдерсона убивают металлической сеткой, что включил похожий эпизод в киноленту «Обитель зла». Впоследствии персонажа Максвелла Стаффорда, в исполнении того же актёра из Resident Evil Колина Сэлмона, убили похожим образом в фильме «Чужой против Хищника». Сцену с лазерными сетками добавили и в Resident Evil 4[12].
См. также
- Куб 2: Гиперкуб
- Куб ноль — приквел фильма «Куб»
Примечания
- ↑ Информация о бюджете фильма и кассовых сборах (англ.). IMDb. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 28 ноября 2010.
- ↑ Калькуляция сборов (англ.). Box Office Mojo. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 28 ноября 2010.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Михаил Попов 6 граней, 12 ребер, 8 вершин. «Куб» (рус.). Мир фантастики, №27 (Ноябрь 2005 (27.12.05)). Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 23 января 2012.
- ↑ Гибель в фильме не показана, но она вполне вероятна.
- ↑ CBC.ca. CBC.ca (15 ноября 2005). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 21 февраля 2011.
- ↑ Sfgate.com. Sfgate.com (20 ноября 1998). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 21 февраля 2011.
- ↑ Biography of Vincenzo Natali. IMDb. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 4 августа 2011.
- ↑ Куб (1997) (англ.). Internet Movie Database. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 24 января 2012.
- ↑ Cube (1997) (англ.). Rotten Tomatoes. Проверено 24 января 2012.
- ↑ Cube (англ.). Metacritic. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 24 января 2012.
- ↑ Сокровищница кинематографа. 100 лучших фантастических фильмов (рус.). «Мир фантастики». Mirf.ru. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 7 августа 2012.
- ↑ Игорь Варнавский Горячая линия: игры (рус.). Игромания (19 декабря 2006). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012. Проверено 13 декабря 2012.
Ссылки
Куб 2: Гиперкуб • Куб Ноль |
---|
Фильмы Винченцо Натали |
---|
Возвышенный (1996) • Куб (1997) • Кодер (2002) • Пустота (2003) • Химера (2009) |