— По реке, реке Кубани, За волной волна бежит.
Золотистыми хлебами Степь кубанская шумит.
— Знать, решили мы недаром, Хлеборобы-мастера,
Чтоб ломилися амбары От кубанского добра.
— Убирай, убирай, Да нагружай, нагружай,
Нагружай, наступили сроки.
Эх, урожай наш, урожай, Урожай высокий!
— Мы работать в эти степи Выходили до зари,
— Чтоб росли на нашем хлебе Силачи-богатыри;
— Чтобы все девчата были И пригожи, и ловки,
— Чтобы жарче нас любили Молодые казаки.
— Убирай, убирай, Да нагружай, нагружай,
Нагружай, наступили сроки.
Эх, урожай наш, урожай, Урожай высокий!
— Обмолотим все как нужно.
— Ни зерна не пропадет. Нет, не пропадет!
— Потому что очень дружный И надежный мы народ.
— И пойдут, пойдут обозы В города по большаку,
— Не останутся колхозы Перед родиной в долгу.
— Убирай, убирай, Да нагружай, нагружай,
Нагружай, наступили сроки.
Эх, урожай наш, урожай, Урожай высокий!
— Не награды нас прельстили, Это скажет вам любой.
— Мы хлеба свои растили Ради чести трудовой.
— Если ж к этому награда Будет нам присуждена,
— Мы не скажем: Нет, не надо!
— Мы ответим, что нужна!
— Убирай, убирай, Да нагружай, нагружай,
Нагружай, наступили сроки.
Эх, урожай наш, урожай, Урожай высокий!
Урожай наш, урожай, Урожай высокий!
— Эх, урожай наш, урожай, Урожай высокий!
— Урожай наш, урожай, Урожай высокий!»
— «Уж ты поле мое, поле чистое, Ты раздолье мое, ты широкое.
Ты раздолье мое, ты широкое.
Уж ты конь, ты мой конь, ты товарищ мой,
Ты беги, беги по дорожке в ночь… »
— Здрасте, диду! Здорово, бабоньки!
— Здравствуйте, Галина Ермолаевна!
— Что вы так скучно спевате?
Разве степь сердце не радует? Посмотрите, какое богатство,
какие скирды, сколько хлеба взяли!
— Радует, радует.
— Да мы уж всяко спевали!
— Целую ночь едем.
Как скаженные ревут, аж волов заморили.
— Погоняйте, Кузьма Апанасович, погоняйте, а то на ярмарку опоздаете.
— Так то ж быки, а не мотоцикла!
Це ж верста в час на полной скорости.
— А ты, голубушка, все одна мотаешься?
— Когда замуж выйдешь?
— Жениха нету.
— Ой, что ты.
— Вот разве дед Кузьма. Женитесь на мне, Кузьма Апанасович?
— Да, чуточек, да зубов нема.
— А ты нам скажи, мы зараз отыщем!
— Только заикнись!
— А ну вас!
И без мужика хлопот много. А ну-ка, догоняйте!
— У нашей Гали голова на плечах, а у вас — цибули.
Пошел!
— И красивая она, и умная,
а вот уже седьмой год живет одна-одинешенька, ни детей, ни мужа.
— Вдовье дело — горькое дело, кума.
— И не говори, Никаноровна, сиротская участь.
— Не дай боже — вдоветь да гореть.
— Эх, кума, лучше семь раз сгореть, чем один вдоветь.
— Стой, тпру. Стой.
— Здравствуйте, товарищ Ворон.
— Здоровеньки булы.
— Здрасте, Гордей Гордеич!
— А вы откуда, бабы, меня знаете?
— Кто же вас не знает?
— Вы же человек известный.
— А вы
Театральная постановка
по мотивам фильма
«Кубанские казаки».
Оформление: Сцена оформлена
в виде торгового ряда.
Действующие лица: Ведущая,
Галина Ермолаевна, Торгаш, Гордей Гордеевич, 1 бабка, 2 бабка.
Ход действия:
(Голос за кадром)
ГЗК: Внимание! Внимание!
Через 5 минут на центральной площади состоится торжественное открытие нашей
ярмарки. Все на центральную площадь! Все на центральную площадь!
(видеокадр – открытие
ярмарки, торговые ряды).
Галина Ермолаевна:
Ха! Хомуты! О! Ха!
Торгаш:
Ну что вы на них все хмыкаете? Хомуты, как хомуты! Сделаны они по стандарту.
Галина Ермолаевна:
То — то и видно, что по стандарту!
Торгаш: Я
не понимаю, ну что вы от наших хомутов хотите?
Галина Ермолаевна:
Да он ни какому коню на голову не полезут?
Торгаш:
Вот тут я извиняюсь…
Галина
Ермолаевна: И извинятся нечего. Не полезет!
Торгаш:
Нет, я извиняюсь. Наша продукция, как известно…
Галина
Ермолаевна: Гнать вас надо с ярмарки с такой продукцией!
Торгаш:
Ого, много на себя берете, мадам!
Галина
Ермолаевна: Нет! Не много. Вот пойду и заявлю в ярмарочный
комитет.
Торгаш:
Да заявляете, не боимся…
Галина
Ермолаевна: Испугаетесь, когда вас с ярмарки погонят…
Гордей
Гордеевич: О чем шум, крик, Галина Ермолаевна?
Галина
Ермолаевна: Гордей Гордеевич, вы посмотрите, какие хомуты
на ярмарку привезли?
Гордей
Гордеевич: У ну, интересно, интересно.
Галина
Ермолаевна: Они не только коню, человеку на голову не
полезут! Вот гляньте! Ой!
(надевает
хомут на голову Гордею Гордеевичу, смеется)
Торгаш:
Шо такое! Шо такое! А говорите, не полезут! Разрешите!
Галина
Ермолаевна: Ой! Я виновата!
Гордей
Гордеевич: Чтоб тебя всю жизнь за душу дергали.
Галина
Ермолаевна: Гордей Гордеевич!!!
Торгаш:
Не шевелитесь, а то задохнитесь.
1
бабка: Глянь Авдотья!
2
бабка: Ой, кума!
Гордей
Гордеевич: Вы что по своей голове примеряли?
Торгаш:
Стандарт.
Гордей
Гордеевич: Стандарт?! Вас за такие хомуты под суд надо!
Галина
Ермолаевна: Ой, простите, Гордей Гордеевич, эт все я!
Гордей
Гордеевич: Пойдемте, Галина Ермалаевна, мне надо с вами
серьезно поговорить.
Галина
Ермолаевна: Пойдемте, Гордей Гордеевич, пойдемте.
1
бабка: Ой, Авдотья, неспроста, она его захомутала.
2
бабка: Неспроста, кума, ой неспроста.
(Бабки
смеются, уходят)
Видео
кадр
Песня
«Ой цветет калина.
Ведущий:
Продолжаем программу товарищи зрители
Кубанскую
пляску посмотреть, не хотите ли?
Исполняют
танцоры колхоза,
Который
является именно тем колхозом,
Где я
состою, как известно завхозом!
Итак,
кубанская пляска
Для
сердца – масло, для взора – ласка!
1.
Танец.
Ведущий:
Расскажу про двух вам птичниц
Работящих
и отличниц.
Эти
бабы боевые,
Две
подружки озорные!
Только
свалятся с печи,
Хвост
трубой! Рубают щи!
А как
выйдут на деревню,
Лай
стоит неимоверный.
С лая
псы идут на вой.
Деревня
кажется пустой.
Разбегаются
от сплетниц
Мужики
и старики.
Каждый
день у нас в деревне
Пролетают
как деньки!
Ай —
да – бабы! Бабы – гром!
Всё
вертится у них кругом.
В бой
идут как трактора,
Сплетни
носят по дворам!
И
вот сейчас специально для вас
Знаменитые
птичницы! Птичницы- отличницы
Еще не
старушки! Поют частушки!
2.
Частушки.
1.
Мы в начале помолчали
Помолчавши,
говорим
Что
за ярмарку с поклоном
Нашу
власть благодарим!
Плохо
кланяешься ты Никоноровна!
По
причине полноты Христофоровна!
2.
Мы по ярмарке ходили
В
магазины заходили
Посмотрели
на отрез
Отказались
на отрез!
Старомодное
вискоз Никоноровна
Не
годится для колхоза Христофоровна.
3. Золотистой
крепдешин
За баранкой москвича
А проедут на машине
По колхозу Ильича
Нынче
баба у руля Никоноровна
Доезжает
до Кремля Христофоровна
4. 1.Молвил
Ворон Дергачук
Всех торговле обучу
2.Но должна признаться я
Вышла ситуация
Это
как же понимать Христофоровна?
Не
надо цены поднимать Никоноровна!
5. 1.А
у шорника в палатке
Мы видали неполадки
2.Хомуты вот беда
Не годятся никуда
Лошадям
они тесны Христофоровна!
И
собакам не нужны, Никоноровна!
Вместе:
Хомуты то вот беда
Не
годятся никуда!!
6. 1.
Мы с подружкой птичницы
Птичницы отличницы
2. И поэтому вдвоём
Мы про птиц сейчас споём!
Про
каких же это птиц Никоноровна?
А про
всех известных лиц Христофоровна!
7. 1.Ворон
с галочкой сидит
На сучочке рядом
2. И на галочку глядит
Говорящим взглядом
Не
ручная ворон птица Христофоровна?!
Значит,
хочет приручиться Никоноровна!
8. 1.
Нынче листья золотые
Будут рыжеватые
2) Нынче парни холостые
Будут все женатые
В
октябре начнутся свадьбы Никоноровна!
Ходуном
пойдут усадьбы Христофоровна!
9. 1)
Ой недаром дуб с рябиной
В роще рядышком стоит
2) у Гардеича с Галиной
Скоро свадьба предстоит
А чего
ж они скрывают Никоноровна?!
А они
ещё не знают Христофоровна!
10.
1. Уж давным-давно пора
Молодым кричать ура!
2. И на свадьбе поплясать
Вплоть до самого утра
А
плясать то будем как Никоноровна?!
Приблизительно
вот так Христофоровна!
Ведущий:
Перед вами выступали
Пели
песни и плясали
И
плясали, как плясали
Плясуны
и музыканты
Самородки
и таланты
Да
таланты, ох таланты
Коневоды,
трактористы
Как
сказать сама природа
Не
народные артисты
А
артисты из народа
Мы не
будем к этим людям
Придираться
слишком строго
И
давайте не забудем
Что
открыта путь дорога
Для
любого коневода
Для
любого тракториста
От
артиста из народа
До
народного артиста
Все
пути у нас открыты
Всем
открыт широкий тракт
Так
что пусть не знамениты
До
свидания – антракт!
Иван Пырьев хотел снять яркую историю, которая дарила бы зрителям радость и оптимизм. Он начал собирать информацию о богатых городских ярмарках — Ирбитской, Нижегородской и гоголевской Сорочинской. Все было не то, пока он не узнал о журналисте и драматурге Николае Погодине, который написал пьесу о жизни казаков на Кубани… Режиссёр обратился к Погодину с просьбой написать сценарий фильма под рабочим названием «Колхозная ярмарка», который позже стал называться «Весёлая ярмарка».
«Кубанские казаки», к/ст. «Мосфильм», 1949, реж. И. Пырьев
На роль Галины Пересветовой сразу была утверждена Марина Ладынина — жена режиссёра Пырьева, а вот «казака лихого, орла степного» Гордея Ворона искали долго. Ладынина порекомендовала посмотреть актёра театра им. Вахтангова Сергея Лукьянова, но режиссер его пробы забраковал. Выяснилось, что Лукьянов пробовался без грима и костюма. Его загримировали, сделали фотографии и показали их Пырьеву: «Кто это? Срочно заключите с ним договор!» — загорелся режиссёр, и очень удивился, что это оказался отвергнутый им Лукьянов.
«Кубанские казаки», к/ст. «Мосфильм», 1949, реж. И. Пырьев
На роль колхозницы Даши Шелест была утверждена молодая актриса Клара Лучко — кандидатуру режиссёру порекомендовал преподаватель её курса Сергей Герасимов. Хотя тот же Герасимов при выпуске написал актрисе в характеристике: «Тургеневская героиня, надлежит играть лирические классические роли». На съёмочной площадке вспыхнул роман между Лучко и Лукьяновым, а после премьеры они поженились.
«Кубанские казаки», к/ст. «Мосфильм», 1949, реж. И. Пырьев
Пырьев заставлял актеров не просто играть роли, а вживаться в своих героев. Они учились работать на комбайнах, тренировались ездить верхом, ночами гребли зерно на току, словом, жили настоящей колхозной жизнью. Тем более, что съемки проходили в настоящей казачьей станице Курганная, в знаменитом колхозе-миллионнике «Кубань». В хозяйстве колхоза были винзавод, школа, гостиница, кинотеатр и даже свой зоопарк. В сценах с ярмаркой все овощи и фрукты были настоящими, выращенными в этом колхозе.
«Кубанские казаки», к/ст. «Мосфильм», 1949, реж. И. Пырьев
Режиссёр Иван Пырьев тщательно подбирал музыку к фильму. Идею песни «Каким ты был…» он подробно обрисовал поэту Михаилу Матусовскому и Исааку Дунаевскому и получил идеально выполненный заказ — запрос Пырьева они просто перевели в стихотворно-музыкальную форму. Тот же Дунаевский вместе поэтом Михаилом Вольпиным написали песню «Ой, цветет калина», которая стала настолько популярна, что до сих пор многие считают её народной.
«Кубанские казаки», к/ст. «Мосфильм», 1949, реж. И. Пырьев
Фильм привлекал повышенное внимание советских вождей. Перед выходом на экраны «Весёлую ярмарку» посмотрел Иосиф Сталин сказал: «А всё-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством», предложил поменять название комедии на «Кубанские казаки» и выписал ее создателям Сталинскую премию. Через шесть лет после премьеры Никита Хрущев раскритиковал популярный фильм на съезде партии за приукрашенную действительность и излишний позитив, и картина легла на полку на целых двенадцать лет. Её даже вычеркнули из фильмографии Ивана Пырьева.
«Кубанские казаки», к/ст. «Мосфильм», 1949, реж. И. Пырьев
В эпоху Брежнева было решено вернуть комедию на экраны, только уже в обновленном виде. Из «Кубанских казаков» были вырезаны все упоминания Сталина, и переозвучены некоторые сцены. Исполнитель главной роли Сергей Лукьянов этого момента не дожил, и за него в некоторых эпизодах говорит актёр Евгений Матвеев. Именно эту версию и знает большинство зрителей, а оригинальная лента канула в неизвестность.
Но вначале нелишне было бы рассказать о самом Николае Федоровиче. Родился он 16 ноября 1900 года в станице Гундоровская Донецкой области, в семье Федора Стукалова (Погодин — это литературный псевдоним). Семья жила небогато, перебиваясь с хлеба на квас. Неудивительно, что Великую Октябрьскую социалистическую революции 17-летний Николай встретил восторженно. И как только начался набор в Красную Армию, Стукалов-младший записался в ее ряды одним из первых. Вместе с красными конниками рубился с белогвардейцами, не раз находился на волосок от смерти. Но судьба его уберегла. И более того — дала очень богатую пищу для дальнейшей работы.
Николая переполняли эмоции, ему хотелось все выплеснуть на бумагу. Он устроился репортером в ростовскую газету «Трудовой путь» и мотался по донской степи, рассказывая о том, как ростки новой жизни пробиваются к свету. Что больше всего нравилось читателям газеты — сочный язык, наблюдательность и очень мало фальши.
Эти качества пригодились парню, когда он начал писать очерки не куда-нибудь, а в газету «Правда». Уже в 1922 году его приняли в штат «разъездным корреспондентом» (сейчас это должность посткора), а в 1925 году Николай навсегда покинул донской край и окончательно перебрался в столицу. Его очерки о вчерашних героях войны, а ныне героях трудовых будней, полюбились читателям. Через год после приезда в Москву Погодин (к тому времени он уже взял псевдоним) выпускает две книги очерков «Кумачовое утро» и «Красные ростки».
Да, именно в начале своей журналисткой карьеры в Москве, Николай чуточку сменил тон своих публикаций: в них стало заметно больше патетики, то и дело «вылезал» гипотетический пафос. Но можно ли осуждать за это человека, который не только слепо верил идеалам революции, но и сражался за них на полях войны?
Книги получили хорошую прессу, и не случайно один из известных в те времена литераторов со старым, дореволюционным образованием, с которым Погодин работал в «Правде» как-то предложил: «А не написать ли вам, батенька, пьесу? Уверен, у вас получится!». «Пьесу? — удивился Погодин. — Но в них должны действовать такие герои, которыми будут восхищаться все!». «А разве у вас в очерках мало таких героев?» — настаивал мэтр. Так и появились первые пьесы «Темп» о строителях-сезонниках, «Поэма о топоре», «Мой друг», «После бала».
Первые пьесы оказались практически тут же поставлены, что придало начинающему драматургу новые силы. И если перефразировать знаменитую реплику одного из героев фильма «Берегись автомобиля» — «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?», то получится такая: «А не взяться ли нам за вождя нашего, Владимира Ильича?».
Так появились сначала «Человек с ружьем», где Ленин получился хотя и несколько лакированным, но очень «народным», а затем и «Кремлевские куранты». Но, мало кто знает, что к 1941 году Николай Погодин закончил пьесу «Кубанские казаки», которая так понравилась отцу всех народов, что Погодину за эту пьесу в том же году была присуждена Сталинская премия.
Надо сказать, что эта пьеса была «нашим ответом Чемберлену», так как в США с 1934 года шла пьеса, в которой расписывались все прелести американской жизни. И Погодин с радостью схватился за идею, чтобы показать, что у нас все обстоит ничуть не хуже. И преуспел в этом, судя по тому, что угодил вождю. Жаль, что фильм поставить в то время не удалось, разразилась Великая Отечественная война.
А вот после ее окончания руки до фильма тоже дошли не сразу. И этому есть логическое объяснение — слишком тяжело восстанавливали разрушенные войной хозяйства, и жили очень трудно, бедно, несмотря на то, что работали, как говорится, не разгибая спины. Вот только одно свидетельство тех лет: «5-й год живем в мире, и с каждым годом все трудней. Госналоги все больше. Если в 49-м я уплатила 375 рублей и сдала 40 килограммов мяса, то в 50-м — 550 рублей и 44 килограмма мяса, а всего скота — коза, да маленький поросенок. Денег не видим, так как на трудодни ничего не выдают. Живем лишь на своей картошке вдвоем с дочерью, а у кого семья большая — дети пухнут с голоду». Эти строки из письма в Совет по делам колхозов от крестьянки Рахмановой из колхоза имени Дзержинского Мойловского сельсовета Хвастовического района Калужской области, написанного в 1950 году, когда по всем советским сельским клубам уже вовсю шел красивый и очень веселый фильм «Кубанские казаки».
Кстати, для того, чтобы фильм получился именно таким, Погодину в сценарии фильма пришлось кое-что переписать, в частности, добавить бывшим фронтовикам ордена, заслуженные в Великую Отечественную войну. Но о самой войне в самом фильме, согласитесь, говорится немного.
Фильм Ивана Пырьева очень понравился Сталину. Говорят, что, увидев картину, отец всех народов произнес ставшую крылатой фразу: «Я всегда знал, что у нас в деревне живут очень хорошо!».
За «правильный» показ сельской жизни Погодин был удостоен в 1951 году Государственной премии СССР. Но и после этого перо Николая Федоровича не бездействовало. Он написал пять пьес, роман и пять киносценариев. В том же 1951 году Николай Погодин возглавил журнал «Театр», в котором проработал до 1960 года…
Погодина нет с нами уже 45 лет, а «Кубанские казаки» до сих пор радуют людей. Через два года мы отметим их 60-летие…
«Кубанские казаки»
Жанр: музыкальная комедия
История любви председателей колхозов и героев труда Гордея
Ворона и Галины Пересветовой разворачивается на фоне кипучей и радостной
колхозной жизни, в которой и труд, и праздники выглядят как яркое, полное
оптимизма зрелище. Это впечатление возникает во многом благодаря песням,
которые после выхода фильма стали поистине народными.
В фильме снимались:
Марина Ладынина, Сергей Лукьянов, Владимир Володин,
Александр Хвыля, Сергей Блинников, Клара Лучко, Екатерина Савинова, Владлен
Давыдов, Андрей Петров, Юрий Любимов, Борис Андреев, Елена Савицкая, Валентина
Телегина, Владимир Дорофеев, Татьяна Говоркова
Режиссер: Иван Пырьев
Сценарист: Николай Погодин (Стукалов)
Оператор: Валентин Павлов
Композитор: Исаак Дунаевский
Премьера фильма состоялась 26 февраля 1950
После музыкального фильма «Сказание о земле Сибирской»
режиссёру Ивану Пырьеву захотелось сделать весёлую, красочную, яркую по цвету
картину, которая дала бы зрителю радость и отдых. Пырьев вспомнил сибирские
ярмарки, которые видел в детстве. Вспомнил и то, что он знал по рассказам о
знаменитой Ирбитской ярмарке, и по роману Вячеслава Шишкова, и о Нижегородской…
И, наконец, по гоголевской «Сорочинской ярмарке»…
Ярмарка — это прежде всего зрелище, и зрелище красочное,
яркое, зазывающее. С каруселью, цирком, балаганом. Думая о картине в цвете,
Пырьев подумал, что ярмарку надо делать осенью на Кубани — там казачество,
красивые женщины и лихие парни. Там любят и выращивают хороших коней, а значит,
любят конные состязания, скачки. На Кубани своеобразная речь, так называемый
«суржик» — смесь украинского языка с русским, там поют хорошие песни…
Правда, ярмарок на Кубани не бывало, но Пырьева это не
смущало. Он считал, что «искусство не только должно отображать то, что есть, но
и звать к тому хорошему, новому, что должно быть».
Сюжет фильма выстраивался сам собой. На ярмарку как на
своеобразный праздник урожая съедутся после окончания уборочных работ
колхозники всего района. Они приедут и себя показать, и добрых людей
посмотреть. Так возникла мысль о соревнованиях художественной самодеятельности
и о конных состязаниях.
Пырьеву теперь был нужен хороший писатель-драматург, который
обладал бы юмором, хорошо знал Кубань и её людей. И такой нашёлся в лице
Николая Фёдоровича Погодина.
В феврале 1949 года на художественном совете «Мосфильма» при
обсуждении уже готового сценария «Весёлая ярмарка» Погодин рассказывал:
«…Как-то Иван Александрович мне говорит: „Может быть, напишем „Колхозную
ярмарку»»?
И в двух словах обрисовал, что это такое. Я сразу ответил:
«Это здорово»».
Николай Погодин сочинил историю, где соперничающие женихи
стремились завоевать невесту победой на колхозных скачках. Характеры были
выписаны уверенной рукой и дали актёрам благодатный материал.
На роль Пересветовой, женщины умной, доброй, волевой и
очаровательной, была сразу утверждена жена Пырьева — Марина Ладынина.
А вот отыскать актёра на роль Гордея Ворона, «казака лихого,
орла степного», оказалось делом непростым. Однажды в спектакле Театра имени
Вахтангова Ладынина увидела Сергея Лукьянова. Состоялись пробы. Пырьев
забраковал актёра. Удивлённая этим решением, Ладынина спросила у ассистента
режиссёра: «Как проходил показ?» Выяснилось, что Лукьянов был без грима, в
обычной одежде.
Артиста загримировали, сделали фотопробы и показали их
Пырьеву. «Кто это? — сразу оживился Иван Александрович. — Срочно заключите с
ним договор!»
Так Сергей Лукьянов пришёл в группу. Он сыграл Гордея Ворона
сильно, мужественно и, несмотря на комедийную условность ситуаций,
по-человечески убедительно, драматично. Как лихо и смело мчался он на коне по
степи!..
Роль молодой колхозницы Даши получила Клара Лучко. По словам
актрисы произошло это при следующих обстоятельствах: «В один из дней в Театре
киноактёра, где я работала, появилось объявление о том, что режиссёр Пырьев
собирается читать свой новый сценарий — „Весёлая ярмарка».
На встречу с Пырьевым шла, как говорится, „за компанию» со
своими подругами, которых наш учитель Сергей Аполлинариевич Герасимов
рекомендовал на роли в этой комедии. Обо мне он в характеристике написал:
„Лучко — тургеневская героиня, ей надлежит играть лирические классические
роли».
Поэтому о Даше Шелест, молодой колхознице из „Весёлой
ярмарки», мне и не думалось. В раздевалке я столкнулась с Иваном Александровичем.
Он внимательно посмотрел на мою кроличью шубку, белый платок, повязанный узлом,
поздоровался и быстро прошёл в зал. Спустя несколько дней я вместе с другими
актрисами получила приглашение на фотопробы…»
Первым, кто поздравил Лучко с утверждением на роль, был
Александр Петрович Довженко: «Девушка, вы прошли худсовет. Желаю успеха. Вы
будете много и успешно сниматься в кино».
Накануне отъезда в экспедицию на Кубань в гримерную зашёл
Сергей Лукьянов. Увидев Клару Лучко, он произнёс: «Я — пропал!» — и, повернувшись,
ушёл. Эти слова потом облетели всю Москву. После выхода «Кубанских казаков» на
экран Лукьянов и Лучко поженились, у них родилась дочь Оксана. К сожалению, у
Сергея Владимировича было больное сердце, и в самом расцвете своего таланта он
ушёл из жизни. Было ему всего 55 лет…
Картину снимали в совхозе-миллионере «Кубань», гремевшем на
всю страну. В хозяйстве были винзавод, летний кинотеатр, школа, гостиница и
даже зверинец. По центральной усадьбе разгуливали павлины. В День урожая прямо
напротив Дома культуры накрывали огромные столы, ломившиеся от выращенных в
совхозе фруктов, вина, мяса.
Перед съёмками Иван Александрович заставил артистов
вживаться в образы героев фильма. Они и на комбайне работали, и ночью зерно
сгребали на току.
С Мариной Ладыниной разговорился по душам один председатель
колхоза: «Зачем ты взялась за этот фильм? Ты неплохая актриса, но все равно
кубанскую казачку тебе не сыграть».
После выхода фильма на экраны Ладынина получила от него
письмо: «Когда там в кино ты идёшь по стерне, у тебя и юбка телепается по
ботинкам, как у наших баб». По словам актрисы, это была для неё высшая похвала.
Ярмарку разместили у старого деревянного элеватора,
подвесили и огромный портрет Сталина. Когда фильм вышел на экран, этот портрет
в кадре был, но позже его вырезали. Колхозная ярмарка позволила оператору В.
Павлову разгуляться яркостью цвета, весёлой праздничной пестротой. А снимали-то
праздник на пустыре! Установили арку — вход на ярмарку, павильоны, даже
карусели были привозными, деревья понасажали, но фрукты, овощи были настоящие,
кубанские.
В своём стремлении к правде жизни Пырьев был неутомим. В
фильме есть сцена на ипподроме, где решается судьба Даши Шелест. Актёрам Андрею
Петрову (Тузов) и Владлену Давыдову (Ковылев) трудно давалась верховая езда.
И когда не получился очередной дубль, Пырьев пришёл в
ярость. Он подбежал к лошади, сбросил актёра и сам вскочил в седло. Так и
поскакал — в тапочках на босу ногу и пижаме. Минут двадцать носился по кругу,
пока у лошади не появилась пена на губах. Соскочил с лошади и крикнул: «Вот так
надо!»
На следующий день у Ивана Александровича осторожно
поинтересовались, где это он учился верховой езде. Пырьев мрачно ответил: «В
детстве. Когда пастухом был…»
Позже на «Мосфильм» пришло немало писем от донских и
кубанских колхозников, в которых они возмущались тем, что молодой казак Николай
Ковылев не умеет гарцевать на коне!..
А вот Марину Ладынину можно было ставить всем в пример. В
одной из сцен Галина Пересветова участвует в гонках на беговой качалке. После
двух тренировочных «проминок» Ладынина взяла у конюха вожжи и одна помчалась на
рысистой лошади. Когда снимались планы, где не только лица героини, но даже
фигуры не видно, Пырьев давал указание заменить артистку дублёром. Ладынина со
слезами на глазах требовала дать ей возможность ехать самой, заявляя, что это
её актёрское право…
«Кубанские казаки» запомнились и великолепными песнями. У
Пырьева была поразительная интуиция, позволявшая находить композиторов именно
для данного фильма. Идею песни «Каким ты был» он отчётливо обрисовал поэту
Матусовскому и композитору И. Дунаевскому, которые блистательно выполнили
«заказ».
Перед выходом на экраны фильм «Весёлая ярмарка» посмотрел
Сталин и предложил новое название — «Кубанские казаки».
«Кубанские казаки» были восторженно приняты и зрителями, и
прессой. По радио ежедневно передавали песни «Ой, цветёт калина…» и «Каким ты
был, таким остался…». Создатели «Кубанских казаков» были удостоены Сталинской
премии.
Наступил 1956 год. Хрущёв, разоблачая культ личности, в
частности, сказал, что «Кубанские казаки» — это лакировка действительности. В
результате фильм исчез с экранов. Он исчез даже из биографии Пырьева.
Да, конечно, в картине не было объективной оценки
трудностей. А вот весёлое и радостное воспевание колхозного труда, новой
морали, дружеской солидарности и пылкой любви — были. И в меру возможностей и
условностей жанра — музыкальной комедии, киноводевиля, оперетты — картина была
правдива.
Затем пришло время Брежнева. Фильм переозвучили,
реставрировали, и он снова радовал зрителя.
Но потребовалось время, чтобы картину смогли оценить без
всякой политической подоплёки. В этом отношении характерно признание режиссёра
А. Михалкова-Кончаловского: «Во время учёбы мы с Андреем Тарковским не выносили
Пырьева. А теперь без слёз не могу смотреть „Кубанских казаков». Пырьев для
меня уже классик, его картины вызывают чувство нежности…»
В фильме «Кубанские казаки», который в этом году отмечает 60-летний юбилей, дебютировала Екатерина Савинова, будущая Фрося Бурлакова, а советская актриса Клара Лучко нашла мужа и стала настоящей казачкой. Песни из киноленты «Ой, цветет калина» и «Каким ты был, таким ты и остался» мгновенно получили статус народных и до сих пор являются непременным атрибутом застолий.
Как казаки стали фронтовиками
Фильм «Кубанские казаки», вышедший на экраны в 1949 году, был снят по сценарию Николая Погодина, советского драматурга, автора трилогии о Ленине «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты» и «Третья патетическая».
Пьесу, по которой сняли «Кубанских казаков», Погодин написал еще в 1941 году — она стала своеобразным ответом США, где с 1934 года шла постановка, в которой расписывались все прелести американской жизни. Поставить фильм сразу не удалось из-за начала Великой Отечественной войны. Позже Погодин переписал некоторые детали в сценарии, добавил своим героям ордена, заслуженные в годы войны, сообщается в журнале «Школа жизни». В феврале 1949 года в киностудии «Мосфильм» сценарий Николая Погодина с рабочим названием «Веселая ярмарка» был одобрен.
Режиссером картины стал Иван Пырьев, снявший к тому времени уже ленты «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны» и др. Съемки картины прошли в совхозе-миллионере «Кубань» — известном на всю страну хозяйстве. Тогда в совхозе как раз начиналась страда, и Пырьев, для того чтобы актеры лучше прочувствовали колхозную жизнь, заставил всех трудиться: актерам довелось работать на комбайнах, сгребать зерно на току, сообщается на сайте rusactors.ru.
В массовке картины снимались местные жители. За несколько дней, что шли съемки ярмарки, они смогли неплохо по тем временам заработать: как сообщает totalweek.ru, колхозникам платили до 25 рублей в день.
За что председатель колхоза похвалил Ладынину
Главную роль в фильме исполнила актриса Марина Ладынина, супруга Ивана Пырьева, которая постоянно снималась в его фильмах. Главная мужская роль досталась актеру театра имени Вахтангова Сергею Лукьянову. По сюжету они — представители двух процветающих кубанских колхозов Галина Пересветова и Гордей Ворон — любят друг друга, но скрывают свои чувства, соревнуясь в трудовых подвигах. Главное для них — вывести свой колхоз на первое место.
Для Марины Ладыниной роль в «Кубанских казаках» оказалась несколько непривычной: до этого ей доводилось играть молодых девушек, задорных и боевых или нежных и лиричных. Здесь же ей предстояло сыграть председателя колхоза, женщину решительную, деловитую, твердую и в то же время душевную и отзывчивую. Поначалу роль актрисе никак не удавалась, актриса даже хотела уйти из картины, сообщается на сайте rusactors.ru. Но в итоге ей удалось перейти от образов прекрасных юных героинь к возрастным ролям.
Позже актриса рассказывала «Комсомольской правде»: «От председателя того колхоза, где мы снимали, я получила лучшую рецензию в своей жизни. Он сначала не верил, что я смогу правдиво сыграть казачку, а когда увидел фильм, прислал мне письмо. Там была фраза: «У тебя и юбка болтается по ботинкам так, как у наших баб, когда они идут по полю».
Как Лучко второй раз родилась на Кубани
Вторую женскую роль — колхозницы Даши Шелест — сыграла тогда малоизвестная молодая актриса Клара Лучко, которая, несмотря на блестящую институтскую характеристику, была уверена, что большое кино — не для нее, что ее удел — массовка.
Тем не менее актрисе удался образ настоящей кубанской казачки — несмотря на то что во время съемок фильма она впервые побывала на Кубани. А позже народная артистка СССР всегда говорила, что она трижды казачка: «Это потому, что я играла казачку в «Кубанских казаках», потому что я играла в «Цыгане» донскую казачку, и потому что я, по своему происхождению, тоже казачка. Только я — из запорожских казаков», — цитирует слова актрисы сайт People’s History.
Для Клары Лучко Кубань стала второй родиной, потому что, говорила она, «я приехала туда еще никем, а уехала уже актрисой, и это для меня уже как второе рождение…».
Благодаря фильму актриса получила не только всесоюзную славу, но и мужа. Впервые увидев ее на съемках, актер Сергей Лукьянов только и смог произнести: «Я пропал!». Сразу после окончания съемок они поженились и прожили в счастливом браке 15 лет, их разлучила смерть актера от инфаркта.
Как удачный дебют Савиновой стал неудачным
Кроме того, картина «Кубанские казаки» стала дебютной для актрисы Екатерины Савиновой, которую позже все будут называть Фросей Бурлаковой по прославившей ее роли.
Несмотря на удачное начало карьеры, после съемок в «Кубанских казаках» ролей ей почти не предлагали. Многие считали, что это стало результатом увлеченности молоденькой актрисой режиссером Иваном Пырьевым, пишет журнал «Школа жизни». Якобы Савинова его попытки ухаживания сразу пресекла, за что будущий директор «Мосфильма» внес ее в «черный список».
Впрочем, судьба этой актрисы и дальше складывалась трагично, единственной ее большой ролью в кино стала Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра» (1963), сценарий к которому был написан с нее и для нее.
Но еще в 1961 году выяснилось, что Екатерина Савинова серьезно больна. Она долго ходила по врачам, которые только разводили руками, прежде чем выяснилось, что у актрисы бруцеллез. Инфекцию, которая долгие месяцы созревала в организме и поразила центральную нервную систему, она подхватила в Крыму, выпив молока. В течение девяти лет два-четыре месяца в году она лежала в больнице. А в промежутках — ездила на гастроли, давала концерты. Весной 1970 года, узнав о том, что ее болезнь неизлечима, Савинова бросилась под поезд. Ей было всего 43 года.
Врачи объяснили, что ее поступок не был осознанным самоубийством, это был один из шизофренических приступов. Поэтому позже Екатерину Савинову отпели в церкви по христианским канонам, сообщают «Аргументы и факты».
Как Сталин дал фильму название
Готовую картину под названием «Веселая ярмарка» привезли на просмотр Сталину. Руководителю страны она очень понравилась, ему приписывают фразы, сказанные якобы после первого просмотра: «А все-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством» или «Я всегда знал, что у нас в деревне живут очень хорошо!». Сталин же и посоветовал переименовать фильм в «Кубанские казаки». Под таким названием картина вышла в прокат.
Сценарист Николай Погодин за этот фильм в 1951 году был удостоен Государственной премии СССР, а еще в 1949-м стал заслуженным деятелем искусств РСФСР. Режиссер Иван Пырьев в 1951 году за свою картину получил Сталинскую премию второй степени.
Марине Ладыниной после выхода фильма было присуждено звание народной артистки СССР (1950). Также за «Кубанских казаков» она получила свою пятую (!) Сталинскую премию (1951). Тогда же свои Сталинские премии получили за роли казачки Даши Шелест и «казака лихого» Гордея Ворона актеры Клара Лучко и Сергей Лукьянов.
Хочу в колхоз и давай поженимся
Но официальное признание было ничто по сравнению с народной любовью. Марину Ладынину засыпали письмами, порой на конвертах писали просто: «Мосфильм, председателю колхоза «Заветы Ильича» Галине Ермолаевне Пересветовой». Нередко в письмах ее спрашивали, где находится ее колхоз, как туда можно приехать, чтобы остаться в нем жить и трудиться.
«Аргументы и факты» цитируют письмо ей от ученика 6-го класса из Баку: «Мне захотелось в Ваш колхоз, там, где можно работать. Я смотрел кинокартину «Кубанские казаки», и мне понравилась та колхозная жизнь, в которой Вы живете… Вот как я говорю про ваш колхоз, в котором я не был: «Где трудятся люди, где весело жить. Где нужно работать, где можно любить». Я хочу в Ваш колхоз. Нас дома трое, я, бабушка и мать. Мать будет работать счетоводом, бабушка в поле кем-нибудь, я буду учиться на тракториста».
Кларе Лучко тоже писали письма со всех страны, но в них актрисе чаще предлагали руку и сердце, рассказывала актриса газете «АиФ».
Советский народ с восторгом принял не только фильм, но и песни, написанные замечательным композитором Исааком Дунаевским. Они стали поистине народными, и не один год за праздничными застольями и на полевых работах затягивали «Ой, цветет калина», «Каким ты был, таким ты и остался», «Будьте здоровы!», «Не за теми дальними морями», «Урожай» («На реке, реке Кубани, за волной волна бежит…»).
Культ личности или право на мечту
В 1956 году в борьбе с культом личности Никита Хрущев подверг фильм жесткой критике. Он обвинил картину в лакировке действительности, объявив ее кинематографическим мифом. Знаменитые столы с сельской ярмарки, ломящиеся от изобилия, стали своего рода символом сталинского кино. «Кубанские казаки» надолго исчезли с экранов.
В эпоху Брежнева, в 1969 году, картину отреставрировали, отредактировали, убрав атрибуты «культа личности», переозвучили и вернули зрителю в «обновленном» варианте. Именно эта версия и идет сейчас по телевидению, а оригинальная до современного зрителя пока не дошла, сообщается на сайте «Оренбургское казачье войско».
Сами же актеры, снявшиеся в «Кубанских казаках», считали, что Пырьев ничего не «лакировал», а просто угадывал человеческую потребность в мечте.
«Есть фильмы, которые, действительно, отражают время, показывают искалеченные души людей, жизни неудачников. И пусть будут. Но есть фильмы добрые, как мечта. И они тоже необходимы, — цитирует Клару Лучко издание «Зеленоград Онлайн». — Фильм «Кубанские казаки» вышел в первые годы после войны и люди измученные, потерявшие друг друга, отчаявшиеся, приходили в кино, чтоб забыть о своей боли. Они слушали лирические песни, смотрели красочный фильм и думали: «Ну вот, пройдет немного времени, мы отстроимся, залечим военные раны, и у нас будет такая жизнь… К этой картине не нужно подходить с позиций исторической правды».
«Эти картины показывали жизнь не такой, какая она есть, а какой должна быть, — говорила актриса Марина Ладынина. — А это — право искусства, право сказки, право выдумки, право мечты…».
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников
«Кубанские казаки»
«Кубанские казаки»
С «Кубанских казаков» началась моя большая жизнь в кино. И этот фильм сопровождает меня всю жизнь, пройдя через смену эпох, через череду настроений разных вождей. Он стал не только частью моей личной биографии, но и маленькой частицей биографии моей страны.
Нет, пожалуй, ни одного человека старшего, да и среднего поколения, который бы не видел фильма, не знал песен, звучащих до сих пор, хотя картина снята более полувека назад.
Жизнь в кино непредсказуема. Бывает, что с первой роли приходит к актеру всенародное признание, а бывает, что хороший, талантливый актер играет роль за ролью, которые не дают ему возможности во всей полноте проявить талант, яркую индивидуальность. И вдруг, попав на свою роль, он раскрывается во всей многогранности таланта, неожиданно ярко и интересно, и с этой картины начинается его настоящая творческая жизнь.
Мне повезло, что меня пригласил сниматься Иван Александрович Пырьев. Пригласил на роль молодой героини в музыкальной комедии «Кубанские казаки».
Иван Александрович Пырьев – легенда советского кино. О нем рассказывали самые невероятные истории, вокруг его имени было много слухов, споров и скандалов.
Но каждая его картина становилась событием. Его фильмы смотрела вся страна. И вся страна пела песни, прозвучавшие с экрана, их любили и знали наизусть.
Иван Александрович остро чувствовал время. Он точно знал, чего ждет зритель. И его картины были нужны, они помогали людям мечтать, пережить свои личные страдания. Он был народным режиссером.
В то время я только что с отличием закончила институт и меня пригласили работать в Театр киноактера. Однажды появилось объявление о том, что Иван Александрович Пырьев будет читать новый сценарий – музыкальной комедии «Веселая ярмарка».
Тогда Театр киноактера был популярен в Москве. На его сцене ставили спектакли известные режиссеры. На афишах театра были имена чуть ли не всех звезд советского кино: они играли в спектаклях, когда не снимались в кино.
В театре был актерский отдел, как бы творческий штаб. Актер мог прийти, взять сценарий, почитать, сделать заявку, и тогда режиссер обязан был провести его пробы. Это не означало, что актер непременно попадет на роль. Но его обязаны были пробовать, и это была хорошая творческая практика.
Мы не только играли в спектаклях. Мы занимались художественным словом, гимнастикой, пением, чтобы быть в постоянном творческом тренаже. Это была своеобразная лаборатория, крайне важная и нужная для киноактеров.
И еще одно важное обстоятельство. Театр киноактера помогал творческим людям остаться «на плаву», не бросал их, как в наше время, на произвол судьбы, а часто в бездну нищеты. Каждый, причисленный к театру, получал половину той зарплаты, которая ему была положена, а еще зарабатывал на концертах, которые собирали тысячи зрителей на стадионах или в Дворцах спорта. Программа «Товарищ кино» была популярна по всей огромной стране.
Я, конечно же, пошла на читку сценария «Веселая ярмарка». Тогда я носила кроличью шубку, белый платок, который завязывала узлом спереди. И в раздевалке столкнулась с Иваном Александровичем Пырьевым. Я не думаю, чтобы он знал меня, я всего-то снялась в маленькой роли тетки Марины в герасимовской «Молодой гвардии». Но он внимательно посмотрел на меня и сказал со значением:
— Здравствуйте, — и быстро прошел в зал.
В театре все уже знали, что наш учитель Герасимов посоветовал Пырьеву своих учениц – моих подруг. Они были кандидатами на роли. Вижу, они волнуются. Вроде бы они должны сниматься, их ведь рекомендовал сам Герасимов. Сидят в первом ряду, слушают…
Поскольку меня никто не рекомендовал, я слушала все с интересом, но без особого волнения. Надо сказать, что Сергей Аполлинариевич Герасимов написал в моей характеристике по окончании института: «Лучко – тургеневская героиня, ей надлежит играть лирические классические роли». Мне даже в голову не приходило, что я смогу сыграть молодую колхозницу Дашу Шелест в «Веселой ярмарке».
Пырьев был великолепным актером и читал сценарий так, что зал хохотал, порой просто стонал от смеха. И потому, когда чтение закончилось, Пырьеву долго аплодировали, а каждый про себя наверняка думал: хорошо бы попасть в картину.
Прошло несколько дней, и вдруг меня, в числе других молодых актрис, приглашают на фотопробу. Я была уверена, что героинь будут играть те, кого рекомендовал учитель, мой же удел – массовка. А сниматься в массовке, быть членом звена одной из героинь, я твердо это для себя решила, — не буду. Не буду, и всё. Я вырежу несуществующий аппендицит, но не пойду. Сказала в актерском отделе, что я плохо себя чувствую… А меня стали уговаривать:
— Клара, ты должна прийти попробоваться, а дальше – как пойдет… Таковы правила.
Я нехотя пришла на студию. Уже до меня пробовались многие молодые актрисы. Всем заплели косы, одели в яркие кофты, юбки, которые в ту пору носили молодые девушки на Кубани. А когда я пришла, уже и костюмы все разобрали. Гримерша сказала, что положено две косы, а у нее осталась только одна.
— Ну какая разница, — говорю я. — Я платочек сверху повяжу, и не будет видно, есть у меня коса или нет.
Вдруг в гримерную входит ассистент режиссера Арто и говорит:
— Лучко – к Пырьеву… Пойдемте.
Меня привели к Пырьеву. Он посмотрел на меня и обратился к Арто:
— Надо орденочки ей какие-то надеть. — И тут же мне: — А ну-ка сними платок…
Я снимаю.
— Что это такое? Почему у тебя одна коса? Что за небрежность?
— Иван Александрович, — робко говорю я, — никто не виноват. Другой косы у гримеров не было. Ну какая разница… Я платок повязала…
— Нет-нет. Тебе надо две косы…
Арто получил нагоняй. Гримерша тоже.
— Из-за тебя нам попало, — сказали они с обидой.
Но я-то при чем…
Арто повел меня в фотоцех. Фотограф командует:
— Смотри вправо, голову влево, повернись сюда…
И вот я сижу в такой позе – с кривой шеей, с куда-то заведенными глазами, а в это время открывается дверь и стремительно входит Пырьев.
— Ты чего так сидишь?
Схватил меня за голову, резко повернул. И фотографу:
— Ты вот так ее снимай. Мне просто надо снять. Просто… Понял?
Я думаю: «Боже мой, действительно он такой, как о нем говорят. Если вдруг меня утвердят, то как я буду сниматься у него? Нет, я не смогу. Я крика и грубого отношения никогда не терпела».
Прошло какое-то время, и я узнаю, что у меня будут кинопробы на роль молодой героини Даши Шелест.
Перед пробами Иван Александрович сказал мне:
— Я хочу, чтобы снимались ты и Владлен Давыдов. Он жениха твоего будет играть. Должна быть красивая идеальная пара. Я буду вас снимать, но вы будете пробоваться наравне со всеми.
Через несколько дней на студии я встретила Довженко.
— Девушка, — сказал он, — только что закончился художественный совет. Вас утвердили. Поздравляю и желаю успеха. Вы будете много и успешно сниматься в кино.
Сказать, что мне было очень приятно, значит, ничего не сказать. Я была счастлива.
Я никогда не забуду коридора студии «Мосфильм». Иду со съемки, и навстречу мне Александр Петрович Довженко. Выдающийся кинорежиссер. Очень красивый человек. Грива седых волос, зеленая шляпа, в руке палка. Он проходит мимо меня и вдруг поворачивается и говорит:
— Девушка, мне нужно ваше лицо.
Я растерялась. Только и смогла пролепетать:
— Пожалуйста.
— Я снимаю картину «Мичурин». Для вас у меня нет роли, но мы будем снимать сцену, очень важную, когда академик Пашкевич произносит речь перед студентами на встрече Нового года. И мне нужен только один ваш крупный план.
— Я сейчас разгримируюсь и приду, — ответила я.
Через некоторое время прихожу в павильон и чувствую: что-то случилось. Довженко лежит на диване, пахнет какими-то лекарствами, над ним склонился студийный врач. Оказывается, у Довженко был сердечный приступ. Только что уехала «скорая помощь». Я подумала: съемки не будет. Повернулась, чтобы никого не беспокоить и тихо уйти. А он заметил меня и говорит:
— Девушка, подождите! Съемка будет. Обязательно будет. Подойдите ко мне.
Я подошла. Он усадил меня рядом и начал читать монолог:
— Последняя минута девятнадцатого века. Вижу миллионы человеческих глаз, устремленных в грядущее столетие, двадцатый век! Что принесет он науке? Человечеству?..
Он читал так темпераментно, так проникновенно, забыв о приступе, будто ничего не случилось. А я думаю: «Господи, ну зачем он тратит силы, ведь надо снять один крупный план. Только один».
Довженко подозвал художника по костюмам и гримера. Он отнесся к моему внешнему виду так, словно я играла главную роль.
Когда из гримерной я вошла в павильон, там было по-прежнему тихо. Люди переговаривались вполголоса. Александр Петрович долго выбирал место, где я должна стоять, советовался с оператором, какой нужно поставить свет. И опять начал читать новогоднюю речь. Это было похоже на колдовство.
Я почувствовала, что со мной что-то начинает происходить, и казалось, что я все могу сделать – скажут: «Клара, лети!», и я – раз, и полечу.
Этот крупный план я запомнила на всю жизнь. Как будто я прошла школу великого Довженко… А ведь был снят всего один только кадр, правда, снимали его всю смену.
Вскоре началась работа у Пырьева в группе «Веселая ярмарка». Перед тем как отправиться в экспедицию, мы записывали песни на студии звукозаписи. К концу смены осталось только записать куплеты, которые должны петь Катя Савинова, Андрей Петров, Борис Андреев и я.
Но почему-то Борис Андреев на запись не пришел. Ассистент режиссера испугалась, что ей попадет. Она не узнала заранее, будет ли Борис Андреев. Ассистент побежала по студии, стала искать, нет ли какого-нибудь певца, чтобы пришел к нам.
В это время рядом писали оперу, там бас был. Она подошла к нему:
— Вы не можете прийти к нам и записать всего несколько фраз?
Он говорит:
— Конечно, пожалуйста. Но к кому это «к вам»?
— К Пырьеву…
— A-а, к Пырьеву… Я с удовольствием.
И пришел. Большой, солидный, спокойный человек. Ассистент побежала к Пырьеву:
— Иван Александрович, вы меня извините, Борис Андреев не явился, его нигде нет. Мы всюду звонили. Но мы привели оперного певца, и он может вместо Бориса Андреева спеть, у него бас.
Пырьев сверкнул глазами, но промолчал.
— Хорошо. Начнем. Значит, так, вот тут надо петь: «И чего-нибудь съедим…» Сможете?
Певец говорит:
— Конечно, смогу.
Заиграл оркестр, он послушал, про себя что-то помычал и сказал:
— Я готов. Будем писать.
И мы поем:
Погодите, не спешите, мы боимся опоздать…
И оперный певец вступает:
И чего-нибудь съеди-им-м…
— Так, — говорит Пырьев. — Все хорошо. Но вот этого «м-м» – не надо. Понимаешь?
Певец кивает. Он привык, что в опере надо выпевать каждое слово, делая его округлым. Буква «м» должна присутствовать.
Начали. Опять: «Погодите, не спешите…» Пишем до конца, и опять оперный певец: «И чего-нибудь съедим-м-м…»
Пырьев, чувствую, теряет терпение.
— Слушай, я сказал, что «м-м» – не надо. Ну не надо «м-м».
Глаза у Пырьева злые. И когда певец в третий раз спел точно так же, Пырьев пошел на певца:
— Сколько раз я тебе должен повторять: «м-м» – не надо, не надо-о «м-м»…
Смотрю, певец попятился, отступил и вдруг повернулся и выбежал из павильона. Я думаю: Боже мой, как сниматься у такого режиссера… Это невозможно! Если он на меня закричит, я ничего не смогу сделать.
Но Пырьев был очень тонким, умным, талантливым режиссером, чувствующим и понимающим природу актера. На меня и на Катю Савинову он никогда не кричал. Даже если мы что-то делали не так, Иван Александрович только глазами поведет… Потом найдет какой-нибудь другой объект, выкричится, а затем поворачивается к нам и спокойно говорит:
— Понимаешь, деточка, играть надо вот так…
Перед началом съемок и отъездом в экспедицию на Кубань несколько актеров сидели в гримерной. Мы ждали Ивана Александровича Пырьева – он должен был утвердить наш грим. Я сидела на стуле и ждала своей очереди. Открылась дверь, и на пороге появился Сергей Владимирович Лукьянов. Он исполнял в фильме главную роль – Гордея Ворона. Увидев меня, он сказал: «Я пропал!» – и, повернувшись, ушел. После выхода картины на экран мы поженились. А его фраза, сказанная тогда в гримерной, облетела всю Москву. Вскоре у нас родилась дочь Оксана. К сожалению, у Сергея Владимировича было больное сердце и в самом расцвете своего таланта он ушел из жизни. Было ему всего 55 лет. Это был великий русский актер. Хоронила его вся Москва.
Картину снимали в совхозе-миллионере «Кубань». В ту пору это было известное на всю страну хозяйство. Были здесь и двухэтажный клуб, и ресторан, и гостиница, и школа.
Перед тем как начать снимать, Пырьев заставил нас всех поработать. Как раз была страдная пора. Мы и на комбайне работали, и ночью зерно сгребали на току – старались войти в жизнь совхоза.
Пырьев приходил в гостиницу, смотрел, как мы устроены. Он заглядывал в ресторан, снимал пробу с борща, смотрел, как жарили мясо. Какая норма – украли или не украли. Даже повара грозился уволить…
Надо сказать, что Иван Александрович Пырьев был неоднозначный человек. Он был, бесспорно, талантливым художником, прекрасным организатором, но как человек он был сложный и противоречивый, причем в творчестве и в жизни.
Кинематограф ему многим обязан. Он сделал из «Мосфильма» крупнейшую в стране «кинофабрику грез», организовал Союз кинематографистов, открыл Высшие режиссерские курсы.
И в то же время однажды он отказался принять (будучи директором студии) Александра Петровича Довженко, сказав походя, что ему некогда. Сняв меня в «Кубанских казаках», он не поленился прийти на заседание художественного совета Госкино и выступить против того, чтобы я снималась у Хейфица в «Большой семье».
Пырьев был очень суеверен и на съемку всегда брал кого- либо из близких ему актеров в уверенности, что тот принесет удачу.
Он был страстный картежник. В свободное от съемок время или в перерывах он играл в карты с Юрием Любимовым и Владленом Давыдовым. Играл на деньги, не любил проигрывать, страшно горячился, и, зная это, Любимов и Давыдов иной раз ему снисходительно проигрывали.
Но зато, когда он выигрывал, был счастлив:
— Вот теперь можно объявить перерыв на обед. Будет чем заплатить.
В Москве мы жили с ним в одном доме. Однажды, после встречи с французской делегацией, он любезно предложил подвезти на машине меня и Лидию Смирнову, тоже нашу соседку.
Машина подошла к дому. Смирнова вышла первой, а я почему-то замешкалась. Он повернулся ко мне, хитро подмигнул и тихо, заговорщицки произнес:
— А пальто у тебя лучше, чем у Лидки! — И, довольный, захохотал.
Но все, что касалось съемок, было для него свято, здесь он был неистов, готов на все, лишь бы получилось так, как он замыслил.
В «Кубанских казаках» есть сцена на ипподроме, где решается судьба Даши Шелест, моей героини. Соревновались Вася Тузов из моего колхоза и Коля Ковылев, мой жених, из другого колхоза. Актеры Андрей Петров и Владлен Давыдов, которые специально учились верховой езде, были постоянно объектами критики Пырьева. Им доставалось после каждого дубля. И когда, по мнению Пырьева, не получился очередной дубль, он пришел в ярость. В бешенстве он стащил с лошади актера, вскочил в седло, как был в пижаме и тапочках, помчался по кругу ипподрома и скакал до тех пор, пока лошадь не взмокла и у нее на губах не появилась пена…
Соскочил с лошади и крикнул:
— Вот так надо!
На следующий день кто-то спросил у него, где это он учился верховой езде. Иван Александрович мрачно ответил:
— В детстве. Когда пастухом был…
Помню, снимали сцену на ярмарке. Актеры шли с воздушными шарами, и надо было держать шары так, чтобы они попадали в кадр. Одному из участников съемки это никак не удавалось. Тогда Пырьев опустился на колени и пополз к актеру, умоляя его пронести воздушные шары как надо. На глазах у Пырьева были слезы…
Уже по сценарию и по первым съемкам стало ясно, что картина состоится…
Великолепный ансамбль актеров. Замечательный композитор Дунаевский. Прекрасная природа Кубани: тополя, степь, воздух, пахнущий полынью, быстрая, с водоворотами река Кубань – это все казалось мне ну просто сказкой… Я играла прекрасную роль, у такого режиссера! Я была счастлива.
Я помню, что просыпалась каждое утро и думала: я счастлива… И это состояние не покидало меня на протяжении всей картины. Было все – и слезы, и смех, и радость, и печаль.
Я не понимала, как складывается моя роль, получится она или не получится. Нужно было показать судьбу девушки, ее любовь. Я во всем полагалась на Ивана Александровича.
Когда заканчивались съемки картины, Иван Александрович подошел ко мне:
— Так, мы сейчас сняли сцену в гостинице, и вот когда посмотрю материал, я тебе скажу – получилась у тебя роль или нет.
Когда картина вышла на экраны, я даже не предполагала, что произойдет со мной. По радио ежедневно передавали песни «Ой, цветет калина…» и «Каким ты был, таким остался…».
Комедия стала называться «Кубанские казаки». Это название предложил Сталин, когда ему показали картину.
В фильме была песня, ее исполнял Владлен Давыдов:
Мы с тобою не дружили,
Не встречались по весне,
Но глаза твои большие
Не дают покоя мне…
Сталин сказал, что эта песня не нужна… Давыдов молодой, красивый артист. Только что снялся в фильме «Встреча на Эльбе», играл главную роль – офицера Советской Армии, победившей армии, и вдруг будет петь как в оперетте… Нет. Он – герой и должен остаться героем.
Картина пошла сразу во всех кинотеатрах Москвы. Показывали ее днем и в Театре киноактера, на улице Воровского. Вечером в зале играли спектакли, а днем шли фильмы. Помню, как я заглянула в зал и услышала смех, просто взрывы гомерического хохота.
А потом хлынули письма. Мне писали тысячи зрителей, они смотрели фильм по многу раз и все песни знали наизусть.
Одна молодая женщина написала, что будет смотреть все фильмы с моим участием. «Я вас очень люблю, — писала она, — потому что из-за вас я вышла замуж за замечательного парня и мы живем очень хорошо». Они в деревне смотрели картину «Кубанские казаки», их места были рядом. Во время фильма они обменивались репликами, смеялись и, когда кончилась картина, вместе вышли из зрительного зала. И парень пошел ее провожать. Они подружились, полюбили друг друга и поженились.
На меня обрушился шквал писем от женихов. Писали со всей страны, предлагали руку и сердце. Каждое время выдвигает своих героев. Симпатичная девушка, работящая, Герой Труда, веселая. Ну почему не считать ее идеалом невесты? Почему на такой девушке не жениться? Многие парни присылали фотографии, сообщали, сколько они зарабатывают, где работают, есть ли у них квартиры…
Я запомнила одного – его звали Константин Дмитриевич. У него были свой дом и большая отара овец. Он писал, что я ему полюбилась с первого взгляда и если я не смогу или не захочу приехать к нему на Кубань, то, так и быть, он готов продать свой дом, своих овец и приехать ко мне в Москву.
Тогда я только удивлялась. Приятно, конечно, такое внимание, но как можно, увидев картину, актрису, воспринять ее как невесту и решить на ней жениться? Однажды даже директор Театра киноактера Анощенко признался, что в молодые годы работал на Севере и все время искал девушку, похожую на меня.
«Кубанские казаки» прошли по экранам многих стран мира. Мне приходили письма из-за рубежа. Как-то пришло письмо из Болгарии, из сельского кооператива. У них было собрание, и на нем не говорили, что выберем звеньевую, а говорили: выберем Дашу, — Даша Шелест у них была олицетворением звеньевой.
Картина имела огромный успех еще и потому, что она была снята профессионально оператором Павловым, замечательную музыку написал И. Дунаевский, в ней снимались талантливые актеры. Во всем чувствовался темперамент Пырьева, необузданный, горячий… Его юмор, его талант.
Но у картины оказалась не только счастливая, но и драматичная судьба. Первое время картину превозносили, о ней писали газеты и журналы, а я вместе с другими членами группы была удостоена Сталинской премии и награждена орденом «Знак Почета». Тогда – в двадцать с чем-то лет – получить орден и стать лауреатом Сталинской премии было большой редкостью…
Наступил пятьдесят шестой год. XX съезд партии. Хрущев, разоблачая культ личности, в частности, сказал, что «Кубанские казаки» – это лакировка действительности. Этого было достаточно, чтобы фильм исчез. Его нигде не показывали. Он исчез даже из официальной биографии Пырьева.
Затем пришло время Брежнева. Фильм переозвучили, реставрировали, и он вновь вышел на экраны.
А в годы перестройки снова исчез. Я сама однажды читала в газете, что в картине правды нет, а есть сплошная лакировка действительности. Один молодой журналист написал, что картину он не видел, но твердо знает, что картина была вредная.
Я всегда защищала фильм, спорила с его критиками и недоброжелателями. Как-то меня пригласили на специальную телепередачу о фильме, которая называлась «Киноправда?». Ведущий, кстати профессор и довольно известный критик, обращался к зрителям все с теми же вопросами о лакировке. А в студию позвонило шестьсот зрителей, и не было ни одного, кто бы не похвалил картину.
Время шло, и в преддверии двухтысячного года картина вошла в кинодвадцатку самых популярных советских лент и в «Золотую серию», ее часто показывают различные телеканалы. Молодежь ее смотрит. Мне говорили ребята пятнадцатисемнадцати лет: «Классная картина, здорово смотрится».
Настоящее искусство замечательного режиссера Ивана Александровича Пырьева не может кануть в Лету. И это не лакировка – это музыкальная комедия, это оперетта, мюзикл, и от него не нужно требовать глобального изображения событий. Как-то меня пригласили выступить на большом собрании женских организаций. Я вышла на сцену, и вдруг кто-то запел: «Ой, цветет калина…», и весь зал подхватил, все знали слова. Эту песню помнят и поют до сих пор.
По рождению я запорожская казачка. Мой род имеет исток в хуторе Лучки, что на Полтавщине. Волею судеб я сыграла главную роль Даши Шелест и стала кубанской казачкой. А потом появился «Цыган», и я была признана и казачкой с Дона. Трижды казачка – так меня часто называют, а казаки в любом российском крае считают своим долгом оказать мне почет и уважение.
Но вот наступил год, когда в прессе заговорили о том, что фильм «Кубанские казаки» отмечает полвека. Как раз в это время в Сочи проходил фестиваль «Кинотавр». Я была однажды на этом фестивале, и, скажу честно, мне не очень понравилась его организация. Поэтому, несмотря на приглашения, я всегда находила благовидный повод отказаться от поездки в Сочи.
И вдруг мне звонят из Краснодара и просят прибыть на «Кинотавр». Я пытаюсь отговориться, но в дело вступает губернатор Краснодарского края Николай Игнатович Кондратенко.
— Я вас прошу оказать честь кубанцам. Билет вам доставят из нашего представительства в Москве, а в Сочи мы вас встретим как положено.
Пришлось откликнуться на просьбу. И вот я в Сочи, куда мы прилетели вместе с Владленом Давыдовым, моим партнером по фильму. Сидим в огромном зале Зимнего театра, где проходило торжественное завершение «Кинотавра». Вокруг рафинированная московская кинопублика, идет вручение призов и наград. И вдруг зал загудел, когда на сцену вышли губернатор Краснодарского края Кондратенко, председатель краевого законодательного собрания Бекетов и атаман Всекубанского казачьего войска Громов. Дело не только в том, что впервые за всю историю «Кинотавра» краевая власть отметила своим присутствием этот фестиваль, до сих считавшийся делом исключительно сочинским, что все как-то сразу вспомнили, что и город Сочи – это тоже кубанская земля. Нет, сенсацией стало выступление Николая Игнатовича Кондратенко. Он начал с того, что на Кубани ожидается большой урожай… Это собравшуюся публику не интересовало. Зал вновь загудел, но Николай Игнатович, перестроившись на ходу, сказал, что исполнилось пятьдесят лет со дня выхода на экраны страны знаменитого фильма «Кубанские казаки» режиссера Ивана Пырьева.
— В последние годы фильм не раз подвергался обструкции как образчик лакировки действительности, но кубанцы никогда не соглашались с такой оценкой замечательного фильма, — сказал Николай Кондратенко. — Мне уже 60 лет, я живой свидетель тех событий, о которых он повествует. И могу подтвердить, что на Кубани все происходило именно так, с оптимизмом, с песнями жили в те годы мои земляки…
Эти рассуждения Николая Игнатовича вызвали в зале сначала глухой ропот, а потом кое-кто пытался даже захлопать и засвистать его слова. Но в этот момент на сцену пригласили меня и Владлена Давыдова.
Было объявлено, что администрация края, законодательное собрание и совет старейшин Всекубанского казачьего войска решили наградить нас в честь юбилея любимого народом фильма. С этими словами Николай Игнатович вручил нам по комплекту ключей от новеньких автомобилей «Волга» и добавил, что машины стоят у подъезда, а опытные кубанские шоферы доставят с комфортом награжденных прямо в Москву. Еще он добавил, что не забыта кубанцами и исполнительница главной роли Марина Ладынина. Но она, в силу преклонного возраста, приехать на фестиваль не смогла, денежная премия ей вручена в Москве. И тут же появился на сцене Кубанский казачий хор под руководством Захарченко. На фоне кадров из знаменитого фильма их песни и пляски были особенно впечатляющими.
За последние годы мне не раз пришлось побывать на Кубани по приглашению нынешнего губернатора Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева, с которым мы подружились. Я была участницей многих краевых празднований и торжеств и, кстати, стала почетным гражданином города Гулькевичи, где когда-то, так же как в станице Курганной, ныне преобразованной в город, снимался фильм «Кубанские казаки». А у меня дома на почетном месте висит настоящая шашка, врученная мне как свидетельство принадлежности к казачьему войску.
Меняются времена, меняются вожди, судьи и критики, а «Кубанские казаки» живут и будут жить!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Казаки-разбойники
Казаки-разбойники
В сентябре 1984 года в разведроте появился новый офицер. Сентябрь, как, впрочем, и март, время перемен — одни люди уходят, на замену им прибывают новые, и поначалу на статного молодого старлея никто в части не обратил внимания. А зря — уже через неделю о нем
«Казаки»
«Казаки»
Замысел «Кавказской повести» десятилетие сопровождал жизнь Толстого. К замыслу он возвращался по разным поводам.В Женеве 14 (2) апреля 1857 года он записывает: «Приходится все переделать. Мало связи между лицами».15 апреля: «Буду писать наикратчайшим образом самое
Глава III. Внутренняя жизнь Добровольческой армии: традиции, вожди и воины. Генерал Романовский. Кубанские настроения. Материальное положение. Сложение армии
Глава III. Внутренняя жизнь Добровольческой армии: традиции, вожди и воины. Генерал Романовский. Кубанские настроения. Материальное положение. Сложение армии
Тяжело было налаживать и внутренний быт войск. Принцип добровольчества, привлекая в армию элементы стойкие и
КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ
КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ
В сентябре 1984 года в разведроте появился новый офицер. Сентябрь, как, впрочем, и март, время перемен — одни люди уходят, на замену им прибывают новые, и поначалу на статного молодого старлея никто в части не обратил внимания. А зря — уже через неделю о нем
«Казаки-разбойники»
«Казаки-разбойники»
Чего-то мне надоели «казаки-разбойники»! Вообще немножко надоели все старые игры — хочется играть в новые. Мамочка рассказала про волейбол и теннис — замечательные игры, но в нашем дворе их «организовать» нельзя.А «казаки-разбойники» мне, наверное,
Казаки
Казаки
Казаков, оставшихся в Вишеграде, в отсутствие Загребова тоже постиг раскол. Из них выделилась группа во главе с лихим Геннадием Котовым, записав на свой счет несколько дерзких и удачных операций.[35] Но история котовского отряда получилась недолгой.29 января Котов
I. Кубанские казаки и государственный переворот 1917 г. Организация власти на Кубани
I. Кубанские казаки и государственный переворот 1917 г. Организация власти на Кубани
Из года в год в день Кубанского войскового праздника{24} на площади Екатеринодара происходило торжество выноса войсковых регалий и парад войскам гарнизона. От всех населенных пунктов:
КАЗАКИ
КАЗАКИ
Приходится слышать, что казаки плохо ездят верхом и посадка их ненормальна. Но тот, кто видел их в деле или присутствовал на джигитовке, этого утверждать не будет. Мнение это вызвано неудачей казаков на конкурах, где главным образом прыжки, забава. Может, тут они
Казаки
Казаки
Это было, если мне не изменяет память, 26 января 1942 года.Мы не знали точно, на какую глубину прорвались сибирские части, скользя на своих собачьих нартах, и казаки на невысоких быстрых конях, очень выносливых.Враг должен быть где-то близко. Это все, что мы смогли
Кубанские казаки в Сарыкамышской операции
Кубанские казаки в Сарыкамышской операции
Вице-генералиссимус турецкой армии Энвер-паша задумал не только вернуть потерянные Турцией в 1878 году территории, когда она лишилась Карса, Ардагана и Батума, но — по овладении Закавказьем — поднять всех мусульман
Поляки и казаки
Поляки и казаки
Итак, в мае 1774 года в Венецию прибыла знатная дама — теперь уже графиня Пиннеберг — с небольшой свитой. Потом, в петербургском застенке она объясняла, что всего лишь собиралась отправить с Радзивиллом в Стамбул и далее в Персию кого-то из своего окружения.
Казаки в Вермахте
Казаки в Вермахте
К началу 2-й мировой войны основными центрами казачьей эмиграции были славянские государства — Болгарии, Югославии и Чехословакии. Несмотря на численное сокращение за 20 лет (за счет естественной убыли, перемещения в другие страны, главным образом во
«Кубанские казаки»
«Кубанские казаки»
Все устали от фильмов о войне. Война уже прошла. ЦК в своем решении призывал создавать веселые, оптимистические картины. Вот режиссер Пырьев и создал комедию «Кубанские казаки», где вместо разрушенных деревень и голодающих колхозников на экране
Глава III Кубанские грозы
Глава III
Кубанские грозы
2 февраля 1943 года закончилась историческая Сталинградская битва. Много лет спустя после войны на открытии грандиозного мемориального комплекса в Волгограде Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев скажет: «После битвы на Волге война длилась
2. «Казаки с тыла!»
2. «Казаки с тыла!»
Командир 1-го Красноуфимского полка поднялся в добром настроении. Порадовал Найхин. На рассвете его батальон выбил белых из поселка Бисертского завода. Грязнов задумался над тем, как лучше развить достигнутый успех, но неожиданно позвонили из штаба