Вот все говорят, заклепки определяют историческую достоверность… Тут, мол, танк не тот, а там прическа не такая.
Ну вот, посмотрел я сериал Петра Тодоровского «Курсанты».
Ну ведь сам же он воевал. Ведь должен помнить эти мелочи на уровне костного мозга. Ан нет, все равно в 1942 году командиры РККА называют друг друга офицерами, рассуждают об офицерской же чести. Курсанты же лихо рапортуют: «Служу трудовому народу», хотя еще с 1937 года говорили: «Служу Советскому Союзу!». Лейтенант, сын генерала, между прочим, обращаясь к полковнику говорит: «Можно я пойду?» Или вот еще. Квартира без центрального отопления. Стоит печка-голландка. Ну, может и не голландка, толком я не присмотрелся. Но жильцы топят… Буржуйку! Твою ж дивизию! Ну зачем? Зачем отапливать помещение буржуйкой, которая сожрет дров как кочегарка, а тепла даст на полчаса? Не, ну может жильцы-дуры, бывает… Но кто им буржуйку ставил, не мог бабам по голове настучать? Или это режиссеру военно-тыловой быт надо так показать? Раз война, так все моментально глупеют, ага. А вот и грустный закадровый голос самого Тодоровского вдруг сообщает нам, что 28 ноября немцы перешли в крупное наступление в Сталинграде, и из за этого снижены продуктовые нормы в Саратове. Не, может я ослышался, и это было 28 декабря, но нет. Операция «Зимняя Гроза» началась 12 декабря, закончилась 23 декабря. И я так и не понял, каким образом очередное, пусть даже и мифическое, наступление немцев под Сталинградом сказалось на нормах питания в Саратове? Где тут дядька, а где бузина? Штрафной батальон у Тодоровского внезапно тонет на барже при переправе в Сталинград. В январе. Через Волгу баржа в Сталинград по льду ползла, ага. Грустный рядовой НКВД утешает арестованного, попавшего в этот штрафбат: «Ничо, я сам в сорок первом две недели… Эх!» Чего он в сорок первом — эх? В штрафбате он две недели? В немецком, что ли? В сорок первом только у немцев штрафбаты были. Как он тогда конвойником в НКВД попал? Шпион? Куда же особисты смотрят? Санитарный поезд в советском тылу немецкие чудо-летчики разбомбили так, что НИКТО не выжил. Не, ну теоретически возможно. Но это же январь 1943, а не июнь 1941. Прям так вот и утюжили, пока последнюю санитарку не пристрелили? Или вот налеты на Саратов. Ни тебе воздушной тревоги, ни тебе средств ПВО. Все танцуют, небо пасмурное. Вдруг откуда ни возьмись немецкие самолеты, прицельно в пологом пике бомбят танцплощадку — не, а чего? Важный стратегический объект. Это вам не какой авиазавод. Танцплощадка! Минус сто к морали! — и так же спокойно улетают.
Что нельзя было как-то по другому написать сценарий? Чтобы не было этих «господ офицеров»? Чтобы нормально рассказать о гибели героев? Нельзя? Можно, конечно. Зачем же такую ерундовину то придумывать?
И вот представим себе, что все эти ошибки и передерги исправлены.
Как думаете, фильм станет лучше?
Нет.
Он станет еще хуже.
А сейчас буду нещадно раскрывать сюжет.
Курсанты Саратовского минометно-артиллерийского училища проходят трехмесячное обучение. Главные герои: курсант Петя и курсант Рэм. Командир взвода у них — лейтенант Добров.
Есть и другие курсанты и офицеры, тьфу, командиры. Например, Герой Советского Союза, вечно пьяный и страдающий посттравматическим синдромом капитан Лиховол. Звезду Героя он получил вот за что… Предыдущий выпуск, 120 лейтенантов, поехал на фронт. Лиховол их сопровождал. Эшелон прибывает на станцию, которую атакуют немцы. Что делает капитан? Поднимает своих лейтенантов в атаку. Отбивает какую-то высоту. Причем тут высота — не ясно. На самой высоте оказывается, что все погибли, один капитан живой остался. Вместо трибунала — ГСС. Почему трибунал нужен был? Вместо того, чтобы организовать оборону, он поднимает необстрелянных своих лейтенантов в контратаку на какую-то высоту. И куда немцы делись после боя? Невнятный какой-то рассказ. Не, ну всякое бывает. Пусть будет и тут. Ну вот Лиховол и мучается виной. И вином. Редко когда он трезвый в кадре. Есть еще железнозубый старшина Панасюк, есть бывший белый офицер, а ныне командир училища полковник Калашников, есть обгоревший танкист майор Чернов. Что делает танкист-майор в минометно-артиллерийском училище — непонятно. Впрочем, его роль в этом фильме вообще не нужна для нормального сюжета. А вот Тодоровский его не зря ввел, ой не зря… Обгоревший-танкист, одинокий герой войны, потерявший на войне жену и ребенка, влюбляющийся в училищного врача Раису… Чем он кончит, угадайте? Бинго! Невинная жертва сатрапов НКВД. Кто ж еще-то? Энкаведешники, как обычно, невменяемы. Чего стоит только многоходовая комбинация особиста Кожина. Вто что сделать, чтобы узнать настроения курсантов? Правильно. Найти нимфоманку из приволжских репрессированных немцев, заставить ее трахаться с курсантами и докладывать особисту о каждом. Нормальный ход? Интересно, кстати, а ничего, что приволжские немцы жили до войны в Саратовской области? И если ее репрессировали, то чего она там осталась? Особист Кожин подсуетился? Он, кстати, тоже любил на огонек заглядывать. Напиваться, секситься и откровенничать. Ага. Очень умно. Откровенничать своему же сексоту. Вообще, в этом фильме курсанты, в основном, пьют и трахаются. Правда, Тодоровский мастер своего дела. Эротику снимать умеет. Снял красиво, да. Опыт «Интердевочки» не пропьешь.
Итак, вернемся к курсантам Пете и Рэму. Они влюбляются. Нет, не в немецкую осведомительницу НКВД. В простую саратовскую девочку польского происхождения Яну. Яна выбирает Петю. Рэм благородно отходит в сторонку. Ну как благородно? За весь фильм он получил в морду раз двадцать. И не только он. Все ничего, но у мамы Яны воруют продуктовые карточки. Что делать?
И тут в маму влюбляется лейтенант Добров. Сначала он приносит им свой паек. Пайка не хватает.
Лейтенант, не долго думая… Правильно. Распивает с курсантом Рэмом водочки и грабит продсклад. Полмешка овса ворует. Вроде, чего там полмешка? Жалко что ли? Тем более, женщины же голодают! Да еще любимые! Раз полмешка. Два полмешка. Три полмешка… Вообще, в фильме не показано, что мама с Яной торгуют этим овсом, зато показано, как его едят. Вот я не знаю, возможно ли за месяц двум женщинам съесть полтора мешка овса, если они не Ксюши Собчак? Кстати, и хлеб, и картошка, и тушенка, и чай с сахаром на столе бывают. Видимо, продавали за кадром ворованное.
Недостача вскрывается. Военные решают ничего не рассказывать особисту, а расследовать дело самим. Увольняют кладовщицу с комментарием: «Проворовалась!». И не сажают, нет. Просто увольняют. Но обгоревший танкист и полковник понимают, что кладовщица тут не причем и продолжают самостоятельное следствие.
Лейтенант же, обуреваемый гормонами, идет на четвертую кражу. Причем, сам-то стоит на стреме. А заставляет лезть курсанта Рэма. Их еще в первую ходку замечает курсант грузинской национальности Бакрадзе. Но ничего никому не говорит. Ибо западло настоящему мужчине легавым стучать, да. Только ходит, глазами сверкает, да иногда Рэму в табло молча заезжает.
И тут обо всем об этом узнает особист: «Аффигеть! Да вы тут не охренели?»
И первым арестовывают… Впрочем, по порядку.
Выясняется, что последний мешок пропал, когда начальником караула был лейтенант Добров. Лейтенант в отказ, естественно. начинают шмонать караульных. И тут такой особист грузину Бакарадзе говорит: «Твой отец в плену? Значит ты и воровал». Арестовали и увезли. Градус откровений начинает зашкаливать.
Лейтенант начинает понимать, что как-то надо от подельника Рэма избавляться. Ночные учения. Стрельба из сорокопяток по зданию. Отрабатывают корректировку. Лейтенант и посылает Рэма корректировать. Только на карте ему показывает не место корректировки, а цель. Рэм и бежит в здание, по которому немедленно открывают огонь четыре сорокопятки. А не убило! Вот так вот. Начальству на инцидент как-то немного наплевать, курсант Рэм сказал, что сам попутал куда бежать надо. Ну и ладно.
Однако, следствие еще не закончено. Смотрю и понимаю, что пока особист все училище не арестует, фильм не закончится. Не, а чего? Надо было уж всех… Ага. Тут самостоятельно идет с повинной еще один курсант. Белорус Шавель. После учений по химзащите у него открылась какая-то неназываемая болезнь, после которой его комиссуют. Нет, не траванулся учебным газом. Это он заболел еще в 1941, когда в болоте просидел две недели. Непонятно, как медкомиссию-то прошел… Ну и чтобы попасть на фронт, решает закосить под преступника, чтобы попасть в штрафбат. Не получается.
Танкист и особист ему не верят. Но на губу сажают. Грузина не отпускают… Грузин в кровь избит, но врага Рэма не сдает.
Потом начинается какая-то суматоха непонятная, в итоге которой капитана Лиховола разжаловывают в лейтенанты и отправляют на фронт, отчего он счастлив.
Арестовывают танкиста. Вообще без мотивации. Просто так. В последней серии расстреляют. А грузин все сидит! Зато отпускают белоруса, который собирается ехать в Грузию лечиться. Только, почему-то, не уезжает, а его берут новым лейтенантом в это же училище. Это больного комиссованного то. Не, ну ладно бы через год, осенью 1943. Но ведь петлички у него, а не погоны. Значит это январь-февраль 1943…
А тут особист такой весь раздухарился. Вызывает курсанта Никитина. «У тебя родители репрессированы! Сдай вора!» «Не буду!» «Сдай вора!» «Не буду!» — идет на принцип Никитин. А в Никитина влюблена немецкая нимфоманка, и он в нее. Даже жениться хочет. Эта немка такая особисту: «Не трогай Никитина, а то спать с тобой не буду!» Тот такой: «Хорошо. Не трону. Только и ты с ним не спи!»
Санта-Барбара отдыхает.
В общем, вора не нашли. До самой последней серии, в которой курсант Петр и девочка Яна женятся. Ну и брачная ночь, да… Опять красиво.
И в последней серии, буквально за несколько дней до присяги и отправления на фронт, у лейтенанта просыпается совесть. Он идет и сдается особисту. Опять арестовали! Грузина не отпускают… Приезжает папа-генерал и табуреткой подлеца, табуреткой! Грузина в штрафбат. Это он утонет на барже, которая по льду ездит. А лейтенанта тоже в штрафбат. Курсант Петя, от чьего имени рассказывает Тодоровский, встретит его потом на премьере своего фильма, кажется, в Томске. Лейтенант будет без руки.
Короче, все остальные умерли. Ну, кроме Пети (он потом этот фильм снял) и девочки Яны, про которую ни сказано ни полслова.
Вот это был краткий пересказ сюжета без дополнительных любовных линий. Да, там они еще есть. Хотя куда уж больше? Есть, есть… Белоруса Шавеля к детдомовце Моте, которая любит курсанта Никитина, который любит немецкую осведомительницу, которая любит всех… Грузин? Грузин тоже любит. Подругу Яны. Так любит, что ребенка ей сделал.
Если бы этот фильм снимал Тинто Брасс…
Впрочем, надо отдать должное Тодоровскому — снято без пошлостей. Вот убрать бы эту дурную линию с НКВД, получилась бы отличная и тонкая любовная лирика.
Но нет, старая интеллигенция борозды не портит. Но и глубоко не пашет.
Вот о чем фильм-то был?
Если отвлечься от любовных томлений? Если убрать постоянные драки? Водку? Самоволки? Остается немного учебы и… И воровство. И тупая энкеведешная сволочь, которая нам, томящимся духом, воровать мешала.
Вся суть именно в этом. Плохие энкаведешники мешают воровать.
Вот о чем фильм. Один напаскудничал, а сколько пострадали? Ну это в фильме. В автобиографической книге самого Тодоровского, по которой снят фильм, арестовали только лейтенанта, больше никого. Зачем он ввел арест танкиста? Арест грузина? Зачем? Для драматургии?
Боже мой, да тут это драмы хватает за глаза в одной только обстановке. 92 дня в тылу. Первая наивная любовь. И надвигающаяся из-за горизонта война. Все! Больше ничего не надо придумывать. Любовь и смерть — это вечная тема.
Но нет… Надо насочинять ужасов.
В книге у Тодоровского погиб только один: Юра Никитин.
Все остальные остались живы. В фильме жив только Петя да несчастный Добров. А еще старшина живой остался. Только железные зубы на золотые поменял.
Кстати, а такой ли несчастный лейтенант Добров на самом деле?
В книге он остается жив. С рукой все нормально, зато нога не гнется.
И женился он…
На девочке Яне. А лейтенант Тодоровский остался ни с чем.
Так получается, этот фильм, в котором все наоборот, просто воплощенный на экране комплекс неполноценности?
Месть за неудавшееся прошлое?
В реальности Яна выходит за Доброва. В фильме, наоборот.
В реальности арестован, и по делу, один человек. В фильме аж трое с половиной (лейтенант,танкист, грузин и самостоятельный белорус) из них ни за что почти всех.
В реальности погиб только один, в фильме почти все. Кстати, в книге нет и упоминания о том, что предыдущий выпуск весь полег.
Это не фильм. Это воплощенные мечты режиссера. Вот очень интересно, за что же он так ненавидел своих однокурсников, что поубивал, да поарестовал их?
Кстати, интересный момент. Выпустился Петр Тодоровский осенью 1943 года лейтенантом. Из Саратовского пехотного училища. К августу 1946 так лейтенантом и остался. Полтора года на войне. И еще год с небольшим после. И в звании так и не поднялся. Из боевых наград у него:
20.031945 Орден Отечественной войны 2 степени.
Из наградного листа:
«т. Тодоровский в бою при прорыве обороны немцев 2.3.45 несмотря на сильный обстрел противником вел бесперебойный пулеметный огонь по пулеметным точкам немцев. В этом бою его взвод точным и умелым ведением огня уничтожил две пулеметные точки рассеял до взвода пехоты и подавил огонь минометной батареи противника, чем обеспечил продвижение наступающих подразделений вперед».
Красным карандашом подчеркнуты две пулеметные точки и минометная батарея.
7.05.1945 Орден Отечественной войны 1 степени.
А тут уже по совокупности заслуг. Смотрите сами:
«т. Тодоровский в наступательных боях с 19.4.1945 года западнее реки Одер и при завершении окружения Берлина умело командовал своим взводом. метким огнем своих минометов он проделывал путь наступающей пехоте. В бою 24.4.1945 года выдвинувшись вперед он метким огнем заставил замолчать более трех огневых точек. В бою 26.4.1945 года за с. Зеебург несмотря на огонь противника беспрерывно поддерживал наступающую пехоту, способствуя успешному наступлению. В этом бою его взвод уничтожил до 20 немецких солдат. В бою 27.4.1945 года при очищении леса перед с Гатов и при взятии села Гатов взвод т. Тодоровского метким и беспрерывным огнем подавил 5 оневых точек, рассеял до взвода гитлеровцев чем способствовал успешному овладению селом и выполнению поставленной задачи»
Ну и третий орден Отечественной войны уже юбилейный, к 40-летию Победы.
Больше нет ничего. Даже обязательной медали «За Победу над Германией».
Нет, ну если честно, то так и надо воевать. Обычная работа. Чем меньше героизма, тем лучше. Я вполне серьезно. Чаще всего героизм это следствие чьего-то раздолбайства. Хотя и не всегда, но чаще всего.
Но в данном случае возникает вопрос: зачем и почему Петр Тодоровский отомстил своим сослуживцам, выждав до того времени, когда можно будет безнаказанно наврать?
И ведь не первый раз он это делает.
Он же снял фильм «Какая чудная игра». Веселые студенты развлекаются. Спрятались в шкафу и замогильным голосом вещали по радиприемнику левые новости. Мол, цена на водку снижается в семь раз, всем свобода слова и беспрепятсвенный выезд за границу. Ну и, конечно, за такую шутку приехала госбезопасность и арестовала шутников. Наглухо, причем так арестовала. Предполагаю, по Тодоровскому их там всех опять расстреляли. Ну, после конца фильма.
И опять же — фильм имеет под собой реальную основу. Николай Рыбников, знаменитый, в будущем актер, а тогда студент ВГИКа точно так и пошутил. Правда, когда он подражал Левитану, то ни о какой свободе слова и речи не шло. Говорил он о снижении цен на продукты питания. Ну его, действительно, забрали. Привезли на Лубянку. Взяли объяснительную. Поржали над снижением цен на водку и… И отпустили. Правда, к тому времени, успели его отчислить из ВГИКа. Из комсомола не успели. Так что дело обошлось восстановлением и выговором.
Вот черт с ними, с заклепками, пусть будет нелепая буржуйка, пусть будут внезапные авианалеты, пусть будут «товарищи офицеры». Но только пусть не будет этой дикой идеи: завалили трупами, кровавая гебня,нам так хотелось спать с девочками, пусть кто-нибудь другой воюет…
Тодоровский на порядок талантливее Михалкова. Многие сцены просто пробивают как топор фанеру. И снятые порознь — они были бы гениальны. Как короткометражки. А вместе… Красивые отравленные конфеты. Михалков топорнее. Дерьмо так дерьмо, у него все по честному. Тодоровский тоньше… У него лучше характеры, человечнее сцены. И тем отвратительнее.
Очень хорошо, что Тодоровский больше ничего не снимет.
Извините.
UPD: как верно подсказывают, режиссер фильма, конечно, не сам Петр Тодоровский, а некто Андрей Кавун. Однако, сам Тодоровский в этом фильме снялся, несомненно и консультировал, а продюсировал его сын, Валерий. так что его фильмец, его.
Оригинал взят у ivakin_alexey в Петр Тодоровский «Курсанты»
Вот все говорят, заклепки определяют историческую достоверность… Тут, мол, танк не тот, а там прическа не такая.
Ну вот, посмотрел я сериал Петра Тодоровского «Курсанты».
Ну ведь сам же он воевал. Ведь должен помнить эти мелочи на уровне костного мозга. Ан нет, все равно в 1942 году командиры РККА называют друг друга офицерами, рассуждают об офицерской же чести. Курсанты же лихо рапортуют: «Служу трудовому народу», хотя еще с 1937 года говорили: «Служу Советскому Союзу!». Лейтенант, сын генерала, между прочим, обращаясь к полковнику говорит: «Можно я пойду?» Или вот еще. Квартира без центрального отопления. Стоит печка-голландка. Ну, может и не голландка, толком я не присмотрелся. Но жильцы топят… Буржуйку! Твою ж дивизию! Ну зачем? Зачем отапливать помещение буржуйкой, которая сожрет дров как кочегарка, а тепла даст на полчаса? Не, ну может жильцы-дуры, бывает… Но кто им буржуйку ставил, не мог бабам по голове настучать? Или это режиссеру военно-тыловой быт надо так показать? Раз война, так все моментально глупеют, ага. А вот и грустный закадровый голос самого Тодоровского вдруг сообщает нам, что 28 ноября немцы перешли в крупное наступление в Сталинграде, и из за этого снижены продуктовые нормы в Саратове. Не, может я ослышался, и это было 28 декабря, но нет. Операция «Зимняя Гроза» началась 12 декабря, закончилась 23 декабря. И я так и не понял, каким образом очередное, пусть даже и мифическое, наступление немцев под Сталинградом сказалось на нормах питания в Саратове? Где тут дядька, а где бузина? Штрафной батальон у Тодоровского внезапно тонет на барже при переправе в Сталинград. В январе. Через Волгу баржа в Сталинград по льду ползла, ага. Грустный рядовой НКВД утешает арестованного, попавшего в этот штрафбат: «Ничо, я сам в сорок первом две недели… Эх!» Чего он в сорок первом — эх? В штрафбате он две недели? В немецком, что ли? В сорок первом только у немцев штрафбаты были. Как он тогда конвойником в НКВД попал? Шпион? Куда же особисты смотрят? Санитарный поезд в советском тылу немецкие чудо-летчики разбомбили так, что НИКТО не выжил. Не, ну теоретически возможно. Но это же январь 1943, а не июнь 1941. Прям так вот и утюжили, пока последнюю санитарку не пристрелили? Или вот налеты на Саратов. Ни тебе воздушной тревоги, ни тебе средств ПВО. Все танцуют, небо пасмурное. Вдруг откуда ни возьмись немецкие самолеты, прицельно в пологом пике бомбят танцплощадку — не, а чего? Важный стратегический объект. Это вам не какой авиазавод. Танцплощадка! Минус сто к морали! — и так же спокойно улетают.
Что нельзя было как-то по другому написать сценарий? Чтобы не было этих «господ офицеров»? Чтобы нормально рассказать о гибели героев? Нельзя? Можно, конечно. Зачем же такую ерундовину то придумывать?
И вот представим себе, что все эти ошибки и передерги исправлены.
Как думаете, фильм станет лучше?
Нет.
Он станет еще хуже.
А сейчас буду нещадно раскрывать сюжет.
Курсанты Саратовского минометно-артиллерийского училища проходят трехмесячное обучение. Главные герои: курсант Петя и курсант Рэм. Командир взвода у них — лейтенант Добров.
Есть и другие курсанты и офицеры, тьфу, командиры. Например, Герой Советского Союза, вечно пьяный и страдающий посттравматическим синдромом капитан Лиховол. Звезду Героя он получил вот за что… Предыдущий выпуск, 120 лейтенантов, поехал на фронт. Лиховол их сопровождал. Эшелон прибывает на станцию, которую атакуют немцы. Что делает капитан? Поднимает своих лейтенантов в атаку. Отбивает какую-то высоту. Причем тут высота — не ясно. На самой высоте оказывается, что все погибли, один капитан живой остался. Вместо трибунала — ГСС. Почему трибунал нужен был? Вместо того, чтобы организовать оборону, он поднимает необстрелянных своих лейтенантов в контратаку на какую-то высоту. И куда немцы делись после боя? Невнятный какой-то рассказ. Не, ну всякое бывает. Пусть будет и тут. Ну вот Лиховол и мучается виной. И вином. Редко когда он трезвый в кадре. Есть еще железнозубый старшина Панасюк, есть бывший белый офицер, а ныне командир училища полковник Калашников, есть обгоревший танкист майор Чернов. Что делает танкист-майор в минометно-артиллерийском училище — непонятно. Впрочем, его роль в этом фильме вообще не нужна для нормального сюжета. А вот Тодоровский его не зря ввел, ой не зря… Обгоревший-танкист, одинокий герой войны, потерявший на войне жену и ребенка, влюбляющийся в училищного врача Раису… Чем он кончит, угадайте? Бинго! Невинная жертва сатрапов НКВД. Кто ж еще-то? Энкаведешники, как обычно, невменяемы. Чего стоит только многоходовая комбинация особиста Кожина. Вто что сделать, чтобы узнать настроения курсантов? Правильно. Найти нимфоманку из приволжских репрессированных немцев, заставить ее трахаться с курсантами и докладывать особисту о каждом. Нормальный ход? Интересно, кстати, а ничего, что приволжские немцы жили до войны в Саратовской области? И если ее репрессировали, то чего она там осталась? Особист Кожин подсуетился? Он, кстати, тоже любил на огонек заглядывать. Напиваться, секситься и откровенничать. Ага. Очень умно. Откровенничать своему же сексоту. Вообще, в этом фильме курсанты, в основном, пьют и трахаются. Правда, Тодоровский мастер своего дела. Эротику снимать умеет. Снял красиво, да. Опыт «Интердевочки» не пропьешь.
Итак, вернемся к курсантам Пете и Рэму. Они влюбляются. Нет, не в немецкую осведомительницу НКВД. В простую саратовскую девочку польского происхождения Яну. Яна выбирает Петю. Рэм благородно отходит в сторонку. Ну как благородно? За весь фильм он получил в морду раз двадцать. И не только он. Все ничего, но у мамы Яны воруют продуктовые карточки. Что делать?
И тут в маму влюбляется лейтенант Добров. Сначала он приносит им свой паек. Пайка не хватает.
Лейтенант, не долго думая… Правильно. Распивает с курсантом Рэмом водочки и грабит продсклад. Полмешка овса ворует. Вроде, чего там полмешка? Жалко что ли? Тем более, женщины же голодают! Да еще любимые! Раз полмешка. Два полмешка. Три полмешка… Вообще, в фильме не показано, что мама с Яной торгуют этим овсом, зато показано, как его едят. Вот я не знаю, возможно ли за месяц двум женщинам съесть полтора мешка овса, если они не Ксюши Собчак? Кстати, и хлеб, и картошка, и тушенка, и чай с сахаром на столе бывают. Видимо, продавали за кадром ворованное.
Недостача вскрывается. Военные решают ничего не рассказывать особисту, а расследовать дело самим. Увольняют кладовщицу с комментарием: «Проворовалась!». И не сажают, нет. Просто увольняют. Но обгоревший танкист и полковник понимают, что кладовщица тут не причем и продолжают расследование.
Лейтенант же, обуреваемый гормонами, идет на четвертую кражу. Причем, сам-то стоит на стреме. А заставляет лезть курсанта Рэма. Их еще в первую ходку замечает курсант грузинской национальности Бакрадзе. Но ничего никому не говорит. Ибо западло настоящему мужчине легавым стучать, да. Только ходит глазами сверкает, да иногда Рэму в табло молча заезжает.
И тут обо всем об этом узнает особист: «Аффигеть! Да вы тут не охренели?»
И первым арестовывают… Впрочем, по порядку.
Выясняется, что последний мешок пропал, когда начальником караула был лейтенант Добров. Лейтенант в отказ, естественно. начинают шмонать караульных. И тут такой особист грузину Бакарадзе говорит: «Твой отец в плену? Значит ты и воровал». Арестовали и увезли. Градус откровений начинает зашкаливать.
Лейтенант начинает понимать, что как-то надо от подельника Рэма избавляться. Ночные учения. Стрельба из сорокопяток по зданию. Отрабатывают корректировку. Лейтенант и посылает Рэма корректировать. Только на карте ему показывает не место корректировки, а цель. Рэм и бежит в здание, по которому немедленно открывают огонь четыре сорокопятки. А не убило! Вот так вот. Начальству на инцидент как-то немного наплевать, курсант Рэм сказал, что сам попутал куда бежать надо. Ну и ладно.
Однако, следствие еще не закончено. Смотрю и понимаю, что пока особист все училище не арестует, фильм не закончится. Не, а чего? Надо было уж всех… Ага. Тут самостоятельно идет с повинной еще один курсант. Белорус Шавель. После учений по химзащите у него открылась какая-то неназываемая болезнь, после которой его комиссуют. Нет, не траванулся учебным газом. Это он заболел еще в 1941, когда в болоте просидел две недели. Непонятно, как медкомиссию-то прошел… Ну и чтобы попасть на фронт, решает закосить под преступника, чтобы попасть в штрафбат. Не получается.
Танкист и особист ему не верят. Но на губу сажают. А грузина не отпускают. Грузин в кровь избит, но врага Рэма не сдает.
Потом начинается какая-то суматоха непонятная, в итоге которой капитана Лиховола разжаловывают в лейтенанты и отправляют на фронт, отчего он счастлив.
Арестовывают танкиста. Вообще без мотивации. Просто так. В последней серии расстреляют. А грузин все сидит! Зато отпускают белоруса, который собирается ехать в Грузию лечиться. Только, почему-то, не уезжает, а его берут новым лейтенантом в это же училище. Это больного комиссованного то. Не, ну ладно бы через год, осенью 1943. Но ведь петлички у него, а не погоны. Значит это январь-февраль 1943…
А тут особист такой весь раздухарился. Вызывает курсанта Никитина. «У тебя родители репрессированы! Сдай вора!» «Не буду!» — идет на принцип Никитин. А в Никитина влюблена немецкая нимфоманка, и он в нее. Даже жениться хочет. Эта немка такая особисту: «Не трогай Никитина, а то спать с тобой не буду!» Тот такой: «Хорошо. Не трону. Только и ты с ним не спи!»
Санта-Барбара отдыхает.
В общем, вора не нашли. До самой последней серии, в которой курсант Петр и девочка Яна женятся. Ну и брачная ночь, да… Опять красиво.
И в последней серии, буквально за несколько дней до присяги и отправления на фронт, у лейтенанта просыпается совесть. Он идет и сдается особисту. Опять арестовали! А грузина не отпустили… Приезжает папа-генерал и табуреткой подлеца, табуреткой! Грузина в штрафбат. Это он утонет на барже, которая по льду ездит. А лейтенанта тоже в штрафбат. Курсант Петя, от чьего имени рассказывает Тодоровский, встретит его потом на премьере своего фильма, кажется, в Томске. Лейтенант будет без руки.
Короче, все остальные умерли. Ну, кроме Пети (он потом этот фильм снял) и девочки Яны, про которую ни сказано ни полслова.
Вот это был краткий пересказ сюжета без дополнительных любовных линий. Да, там они еще есть. Хотя куда уж больше? Есть, есть… Белоруса Шавеля к детдомовце Моте, которая любит курсанта Никитина, который любит немецкую осведомительницу, которая любит всех… Грузин? Грузин тоже любит. Подругу Яны. Так любит, что ребенка ей сделал.
Если бы этот фильм снимал Тинто Брасс…
Впрочем, надо отдать должное Тодоровскому — снято без пошлостей. Вот убрать бы эту дурную линию с НКВД, получилась бы отличная и тонкая любовная лирика.
Но нет, старая интеллигенция борозды не портит. Но и глубоко не пашет.
Вот о чем фильм-то был?
Если отвлечься от любовных томлений? Если убрать постоянные драки? Водку? Самоволки? Остается немного учебы и… И воровство. И тупая энкеведешная сволочь, которая нам, томящимся духом, воровать мешала.
Вся суть именно в этом. Плохие энкаведешники мешают воровать.
Вот о чем фильм. Один напаскудничал, а сколько пострадали? Ну это в фильме. В автобиографической книге самого Тодоровского арестовали только лейтенанта, больше никого. Зачем он ввел арест танкиста? Арест грузина? Зачем? Для драматургии?
Боже мой, да тут это драмы хватает за глаза в одной только обстановке. 92 в тылу. Первая наивная любовь. И надвигающаяся из-за горизонта война. Все! Больше ничего не надо придумывать. Любовь и смерть — это вечная тема.
Но нет… Надо насочинять ужасов.
В книге у Тодоровского погиб только один: Юра Никитин.
Все остальные остались живы. В фильме жив только Петя да несчастный Добров. А еще старшина живой остался. Только железные зубы на золотые поменял.
Кстати, а такой ли несчастный лейтенант Добров на самом деле?
В книге он остается жив. С рукой все нормально, зато нога не гнется.
И женился он…
На девочке Яне. А лейтенант Тодоровский остался ни с чем.
Так получается, этот фильм, в котором все наоборот, просто воплощенный на экране комплекс неполноценности?
Месть за неудавшееся прошлое?
В реальности Яна выходит за Доброва. В фильме, наоборот.
В реальности арестован, и по делу, один человек. В фильме аж трое с половиной (лейтенант,танкист, грузин и самостоятельный белорус) из них ни за что почти всех.
В реальности погиб только один, в фильме почти все. Кстати, в книге нет и упоминания о том, что предыдущий выпуск весь полег.
Это не фильм. Это воплощенные мечты режиссера. Вот очень интересно, за что же он так ненавидел своих однокурсников, что поубивал, да поарестовал их?
Кстати, интересный момент. Выпустился Петр Тодоровский осенью 1943 года лейтенантом. Из Саратовского пехотного училища. К августу 1946 так лейтенантом и остался. Полтора года на войне. И еще год с небольшим после. И в звании так и не поднялся. Из боевых наград у него:
20.031945 Орден Отечественной войны 2 степени.
Из наградного листа:
«т. Тодоровский в бою при прорыве обороны немцев 2.3.45 несмотря на сильный обстрел противником вел бесперебойный пулеметный огонь по пулеметным точкам немцев. В этом бою его взвод точным и умелым ведением огня уничтожил две пулеметные точки рассеял до взвода пехоты и подавил огонь минометной батареи противника, чем обеспечил продвижение наступающих подразделений вперед».
Красным карандашом подчеркнуты две пулеметные точки и минометная батарея.
7.05.1945 Орден Отечественной войны 1 степени.
А тут уже по совокупности заслуг. Смотрите сами:
«т. Тодоровский в наступательных боях с 19.4.1945 года западнее реки Одер и при завершении окружения Берлина умело командовал своим взводом. метким огнем своих минометов он проделывал путь наступающей пехоте. В бою 24.4.1945 года выдвинувшись вперед он метким огнем заставил замолчать более трех огневых точек. В бою 26.4.1945 года за с. Зеебург несмотря на огонь противника беспрерывно поддерживал наступающую пехоту, способствуя успешному наступлению. В этом бою его взвод уничтожил до 20 немецких солдат. В бою 27.4.1945 года при очищении леса перед с Гатов и при взятии села Гатов взвод т. Тодоровского метким и беспрерывным огнем подавил 5 оневых точек, рассеял до взвода гитлеровцев чем способствовал успешному овладению селом и выполнению поставленной задачи»
Ну и третий орден Отечественной войны уже юбилейный, к 40-летию Победы.
Больше нет ничего. Даже обязательной медали «За Победу над Германией».
Нет, ну если честно, то так и надо воевать. Обычная работа. Чем меньше героизма, тем лучше. Я вполне серьезно. Чаще всего героизм это следствие чьего-то раздолбайства. Хотя и не всегда, но чаще всего.
Но в данном случае возникает вопрос: зачем и почему Петр Тодоровский отомстил своим сослуживцам, выждав до того времени, когда можно будет безнаказанно наврать?
И ведь не первый раз он это делает.
Он же снял фильм «Какая чудная игра». Веселые студенты развлекаются. Спрятались в шкафу и замогильным голосом вещали по радиприемнику левые новости. Мол, цена на водку снижается в семь раз, всем свобода слова и беспрепятсвенный выезд за границу. Ну и, конечно, за такую шутку приехала госбезопасность и арестовала шутников. Наглухо, причем так арестовала. Предполагаю, по Тодоровскому их там всех опять расстреляли. Ну, после конца фильма.
И опять же — фильм имеет под собой реальную основу. Николай Рыбников, знаменитый, в будущем актер, а тогда студент ВГИКа точно так и пошутил. Правда, когда он подражал Левитану, то ни о какой свободе слова и речи не шло. Говорил он о снижении цен на продукты питания. Ну его, действительно, забрали. Привезли на Лубянку. Взяли объяснительную. Поржали над снижением цен на водку и… И отпустили. Правда, к тому времени, успели его отчислить из ВГИКа. Из комсомола не успели. Так что дело обошлось восстановлением и выговором.
Вот черт с ними, с заклепками, пусть будет нелепая буржуйка, пусть будут внезапные авианалеты, пусть будут «товарищи офицеры». Но только пусть не будет этой дикой идеи: завалили трупами, кровавая гебня,нам так хотелось спать с девочками, пусть кто-нибудь другой воюет…
Тодоровский на порядок талантливее Михалкова. Многие сцены просто пробивают как топор фанеру. И снятые порознь — они были бы гениальны. Как короткометражки. А вместе… Красивые отравленные конфеты. Михалков топорнее. Дерьмо так дерьмо, у него все по честному. Тодоровский тоньше… У него лучше характеры, человечнее сцены. И тем отвратительнее.
Очень хорошо, что Тодоровский больше ничего не снимет.
Извините.
Курсанты
сериал
16+
драма
Россия
2004
О сериале
Телесериал по мотивам автобиографической повести Петра Тодоровского «Вспоминай – не вспоминай».
Свирепая зима 1942 года. Советский народ делает все возможное, чтобы не допустить поражения в Сталинградской битве – одном из самых жестоких сражений Великой войны. «Все для фронта, все для Победы!» – лозунг тех страшных дней.
Воинские соединения, бьющиеся с фашистами не на жизнь, а на смерть, обескровлены. Острая нужда в офицерах младшего командного состава заставляет руководство сократить сроки подготовки лейтенантов. Годы учебы, основательные в мирное время, превращаются в 90 дней стремительной подготовки безусых мальчиков, только-только окончивших школу, во фронтовых командиров.
В тыловом артиллерийском училище – пополнение. Через три месяца курсанты должны быть готовы вступить в бой. Для многих это короткое время станет всей выпавшей на их долю взрослой жизнью…
Илья Неретин (продюсер): «Мы принципиально не показываем саму войну. В нашем фильме мы знаем, что будет завтра. Завтра наши герои пойдут на фронт. И, скорее всего, погибнут, как погиб весь предыдущий выпуск. В нашей картине будут сцены учений, эвакуаций. Материал диктует свою форму, и от этого никуда не уйти. Но кино о другом… Фильм снят к 60-летию Победы. Все мы выросли в ощущении того, что все об этом всегда помнят. Но, к сожалению, с каждым годом ветеранов становится все меньше. Валера Тодоровский просто заставил своего отца, Петра Ефимовича, сесть и написать воспоминания про то время, которые и легли в основу данной картины».
Игорь Петренко (актер): «Я начинал готовиться к съемкам другой картины, когда мне предложили этот сценарий. Знал только то, что он – про войну. Сложилось ощущение, что хотят повторения образа лейтенанта Травкина из фильма «Звезда» и сразу же отказался. Но, когда прочел сценарий – тронул герой, тронул материал и то, как рассказывается о войне. Мой герой в этом фильме полностью зависит от своего отца-генерала. Из-за этого его не отправляют на фронт, ему постоянно нужно что-то доказывать. При этом у него любовь с женщиной, которая старше него. Ему приходиться разрываться между отцом и ней. С моим героем в фильме происходит некая эволюция. В начале картины он один, затем другой и в конце фильма уже совершенно третий. И в первую очередь у него была война с самим собой. Это и было интересно в работе».
Съемки фильма проходили в Твери, Смоленске, под Минском в небольшом городке Печи, где располагается артиллерийское училище и в самом Минске, на киностудии «Беларусьфильм».
Режиссер: Андрей Кавун
Автор сценария: Зоя Кудря
Продюсеры: Валерий Тодоровский, Илья Неретин
Композиторы: Дарин Сысоев, Гарик Сукачев
В ролях: Андрей Чадов, Иван Стебунов, Александр Голубев, Павел Ворожцов, Игорь Петренко, Елена Яковлева, Владимир Вдовиченков, Алексей Горбунов, Андрей Мерзликин, Екатерина Гусева, Павел Майков, Ярослав Бойко, Елена Ксенофонтова, Анна Цуканова-Котт
Сериал Курсанты — Содержание всех серий |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
-
January 8 2013, 19:57
- Кино
- История
- Cancel
Женщины настолько разные существа, что первый секс у каждого мальчика свой. Опыт обретается в бою, в гуще событий. На дворе декабрь 1942 года, рассиживаться некогда, скоро на фронт.
Но даже если первая женщина и женщина мечты — это совершенно разные персонажи, ничто не заставит тебя потерять лицо. Если оно у тебя есть.
Ретро-драма основана на автобиографической книге Петра Тодоровского, которую я, по своему обыкновению, не читала. По идее, должно было повеять реализмом, дыханием истории и прочими бла-бла-бла. Сценаристка Зоя Кудря, компонуя материал под 10 сорокаминутных серий, то ли постепенно утопила живой материал в перипетиях мылодрамы, то ли вытянула из мылодрамы Тодоровского хоть какой-то живой материал. Мылодраму я бы снесла без проблем, но сериал потерял меня в седьмой серии на фразе «Его зарубит шашкой чеченец из кавказского полка СС», отнесённой к третьестепенному персонажу, будущую биографию которого лирический герой Тодоровского никак узнать не мог. После такого можно ждать только, не забудут ли приплести бандеровцев к истории курсантов-артиллеристов. Досмотрела на автопилоте, обошлось без бандеровцев.
This entry was originally posted at http://adzhaya.dreamwidth.org/817301.html. Please comment there using OpenID.