Сценарий фильма лед читать

У Надежды всю жизнь была только одна мечта. Блистать на льду. Быть самой лучшей фигуристкой, зажигать своим выступлением весь зал. И вот сквозь пот и слезы, несмотря на тяжелую судьбу и возражения тренеров, проходит ее жизненный путь к успеху. Однако лед коварен, соперники подлы, а трюки невероятно опасны. Получится ли у Нади сделать все, что задумала? Поверит ли кто-нибудь в нее до конца?

Содержание/сюжет

Надя Лапшина всегда мечтала быть фигуристкой, но имела проблемы с координацией и равновесием, из-за чего известный детский тренер Ирина Сергеевна Шаталина отказывалась брать её в ученики, вопреки вере и уговорам Надиной матери. Когда мать девочки умирает от сердечного приступа, Надя начинает жить со своей тётей Маргошей, которая торгует бананами. Маргоша хорошо относится к племяннице и заботится о ней, как может, но совершенно не разделяет мнение покойной сестры о потенциале Нади. Однако девочка не сдаётся и в итоге проявляет такую настойчивость, что Шаталина решается её взять.

Надя начинает жить в интернате при местном дворце спорта и учиться азам и тонкостям фигурного катания. Поначалу у неё ничего не выходит, но целеустремлённость и хорошая обучаемость берут своё и Надя становится самой лучшей ученицей интерната. В результате Шаталина выставляет её как кандидатку в детские фигурные состязания, проводимые по всей стране. Другая девочка, которая была лучшей до Нади, пытается саботировать ей выступление, затупив коньки, но Надя осуществляет невозможное и даже на тупых лезвиях осуществляет первоклассный танец.

Проходят годы. Надя повзрослела и стала одной из самых известных фигуристок страны. Ей предлагают пойти в высшую лигу, попробовавшись на роль партнёрши известного фигуриста Владимира Леонова. Надя поначалу отказывается, не желая бросать любимого тренера, но Шаталина, полюбив Надю как дочь и желая ей продвижения, рассказывает ей, что её мать обманула её, сказав, что Шаталина разглядела в ней в детстве талант. Надя расстраивается, но решается рискнуть и в итоге получает место. Вскоре они с Вовой начинают жить вместе и он даже задумывается сделать ей предложение. Однако во время очередного выступления происходит катастрофа: Вова случайно роняет Надю и та настолько сильно ударяется при падении, что ломает позвоночник и становится инвалидом. Она от депрессии закрывается в себе и перестаёт общаться со всеми.

В столице ей не удаётся излечиться, и она возвращается к тёте и дяде, прикованная к инвалидному креслу. Шаталина, узнав о бедах бывшей ученицы, решает ей помочь. Тем временем в местной хоккейной команде у нападающего Александра Горина случается конфликт с товарищем, из-за чего его отстраняют от игры. Шаталина предлагает ему сделку: он поможет Наде восстановить дух, а Шаталина поможет ему вернуться в команду. Саша делает вид, что соглашается, но поначалу пытается мухлевать, видя, что Надя полностью раздавлена и не видит шансов выздороветь. Однако Шаталина быстро его разоблачает, и он начинает действовать по-настоящему.

Поначалу Саша и Надя терпеть не могут друг друга, однако Саша оказывается неплохим психологом и начинает возвращать Наде дух сперва физически издеваясь над ней, а потом находя общий язык. Вскоре это даёт плоды: к Наде начинает возвращаться чувствительность ног и способность двигать их пальцами. После этого они переходят на лечебную физкультуру: Саша начинает водить Надю в местный тренажёрный зал, где она заново учится ходить и восстанавливает атрофировавшиеся мышцы ног. В итоге она снова встаёт на ноги, а затем и возвращается на лёд. К этому моменту их с Сашей отношения достигли почти романтического уровня. В итоге Надя даже уговаривает его выступить её партнёром на номере-возвращении, выступая в своём прежнем амплуа хоккеиста. Получившийся необычный номер оказывается принят тепло. Позже Саша также признаётся Наде, что в детстве тоже некоторое время занимался фигурным катанием, на которое его водила бабушка, но отец считал его чисто женским спортом и уговорил сына перейти на хоккей.

После их совместного выступления Саша неожиданно встречает в раздевалке Вову, который пытается убедить его оставить Надю, утверждая, что только он, Вова, может привести её к Олимпийской медали. Весь следующий день Саша проводит в грустных мыслях: он понимает, что влюбился в Надю и хочет быть с ней, но слова Вовы слишком глубоко его задели. В итоге он напивается, приходит к Наде и лжёт ей, что всё это время помогал ей только из жалости, оставив на прощание выигранного в тире большого плюшевого медведя.

Надя снова объединяется с Вовой и начинает выступление на большом состязании, но он почти сразу снова её роняет. Доктор устанавливает, что никаких проблем со спиной у Нади больше нет: дело в чистой психосоматике. Вова взрывается и высказывает, что на самом деле всегда считал Надю ничтожной фигуристкой и выступал с ней только из-за её популярности в народе. Надя не выдерживает и возвращается выступать в одиночку, хотя это против правил. Саша, наблюдавший за состязанием по телевизору, не решается оставаться в стороне и в срочном порядке добирается до Москвы. Войдя в стадион при поддержке Шаталиной, он отбирает у удручённого Вовы его костюм и выходит на лёд к Наде. Она в слезах спрашивает у него, зачем он пришёл, и он сознаётся ей в своих чувствах. Судьи отказываются снова запускать для них музыку, но Надин дядя, сидевший среди зрителей, начинает петь сам, а затем песню подхватывает весь зал, и под неё Надя и Саша исполняют прекрасный дуэтный номер, в процессе которого Надя видит на трибуне призрак своей матери.

Несмотря на то, что они остались дисквалифицированы, Надя и Саша счастливы, ведь теперь они могут быть вместе и на льду, и вне его.

У этого фильма есть продолжение.

Сюжет фильма «Лёд 1»: содержание

Лёд — российский музыкально-романтический драматический фильм режиссера Олега Трофима о способной фигуристке, которую поместили в больницу из-за ошибки, допущенной ее партнером. Эта злополучная травма ставит под угрозу ее мечты. Но в ее жизни появляется хоккеист, чья любовь помогает ей снова поверить в себя.

Жизнь скромной девушки из Иркутска Нади Лапшиной (Аглая Тарасова) резко изменилась, когда ее заметил легендарный фигурист Владимир Леонов (Милош Бикович). Пара быстро завоевала популярность и строит планы, включая участие в Олимпийских играх и возможную свадьбу. Абсолютное счастье было в пределах досягаемости, но Леонов в итоге нанес Наде серьезную травму. Забытая чемпионка никогда больше не покинула бы свою квартиру, если бы не новый знакомый — провалившийся хоккеист Саша Горин (Александр Петров). Теперь наши герои должны вместе выйти на лед и доказать, что истинные чувства (от ненависти до любви) могут проложить путь к достижению мечты.

Сюжет фильма «Лёд 2»: содержание

«Лёд 2» — российская спортивная мелодрама режиссёра Жоры Крыжовникова. В главных ролях: Александр Петров и Аглая Тарасова.

Премьера фильма «Лёд 2» состоялась 14 февраля 2020 года в России, ко Дню Святого Валентина. Фильм является продолжением фильма «Лёд» (фильм 2018 года) и, как и его предшественник, стал блокбастером с 193,7 млн. рублей в день открытия, что делает его самым кассовым российским фильмом в день открытия. В общей сложности фильм собрал более 930 миллионов рублей.

Фильм начинается с хоккейного матча. Надя Лапшина, главная героиня, едет в ЗАГС, чтобы выйти замуж за Сашу Горина — хоккеиста. После успешного матча он доезжает в ЗАГС и расписывается с Надей. Проходит время. Надя беременна; они с мужем ожидают девочку. Саша уезжает на очередной матч, и сразу после этого у Нади начинаются роды.

Скорая помощь увозит её в роддом. Хоккейный матч команда «Байкпромаш» выигрывает, команда поздравляет Горина. Он звонит жене, но трубку берёт врач. Саша получает печальную и горькую новость: Надя умерла во время родов из-за осложнения, связанного с её давней травмой, однако ребёнка удалось спасти. После потери жены Саша пытается в одиночку воспитывать свою дочь, названную в честь матери, но попытки терпят неудачу. На помощь приходят многие знакомые, а он слишком остро реагирует на помощь.

Проходит 8 лет. В жизнь Саши вмешивается Ирина Шаталина — детский тренер — и через суд получает возможность опекать Надю, а Горину запрещают видеться с дочерью.

Сюжет фильма «Лёд 3»: содержание

Фильм «Лёд 2» получился уже не такой романтичный, как первый, другой режиссёр. Жора Крыжовников сделал продолжение истории про хоккеиста Сашу и фигуристку Надю более драматическим. В фильме много трагедий, это и смерть Нади, и Саша попадает в аварию, жалко маленькую дочь, которая оказалась втянутой в разборки взрослых.

Пока создатели фильма не говорят о продолжении истории, но возможно она будет, вторая часть истории показывает хорошие кассовые сборы, но интерес зрителей возможно не оправдан, людям просто хотелось посмотреть продолжение красивой истории про любовь, а получилась реальная трагичная история, хотя финал вроде позитивный.

На телеэкранах состоится показ фильма «Лед» (2017) от режиссера Олега Трофима, производства Водород, Art Pictures Studio, телеканал Россия-1, при поддержке Фонда Кино.

Предлагаем вам узнать краткое содержание фильма, чем он закончится, а так же актеров, которые сыграли в нем главные роли.

Надя – обычная девушка родом из Иркутска, которая всегда мечтала стать профессиональной фигуристкой. С детства Надя, верившая в чудеса, представляла, как под бурные овации выходит на лёд и исполняет самый красивый танец. Однажды юную талантливую провинциалку заметил легендарный спортсмен, и мечта девушки стала реальностью. Надя начинает тренироваться так, как никогда раньше, и, благодаря упорству и вере в победу, становится знаменитой фигуристкой.

Карьера Нади находится на самом пике. Она в отличной спортивной форме, и кажется, что ее мечты о первых местах на пьедесталах почета, красивой жизни и, конечно, о прекрасном принце вот-вот сбудутся. Но судьба подготовила ей тяжелое испытание. На одной из тренировок из-за ошибки партнера девушка получает тяжелую травму и попадает в больницу. Вскоре ей сообщают, что со спортом придется завязать.

Девушка возвращается в родной город. Когда Надя уже начинает отчаиваться и упрекать судьбу за не справедливость, в ее жизни появляется хоккеист Саша. Саша вынужден работать сиделкой для Нади, и поначалу отношения у молодых людей совсем не складываются. Но постепенно чувство ненависти перерастает во что-то большее. Саша помогает Наде найти в себе силы, чтобы вновь побороться за свою мечту.

Чем закончится фильм «Лед»

К Шаталиной приходит тренер Владимира и убеждает её, что Надя может продолжить побеждать только с Леоновым, а Саша находит в раздевалке Вову, который пытается убедить его оставить Надю, утверждая, что только он, Владимир, может привести её к олимпийской медали. Весь следующий день Саша проводит в грустных мыслях: он понимает, что влюбился в Надю и хочет быть с ней, но слова Вовы слишком глубоко его задели. В итоге он напивается, приходит к Наде и лжёт ей, что всё это время помогал ей только из жалости, оставив на прощание выигранного в тире большого плюшевого медведя.

Надя снова объединяется с Владимиром, но под руководством Шаталиной. Через некоторое время они выступают на большом состязании, но на таком же роковом выбросе Надежда снова падает. Доктор устанавливает, что никаких проблем со спиной у Нади больше нет: дело в чистой психосоматике. Надя хочет продолжить выступление, но Владимир, не веря в успех, взрывается и высказывает, что на самом деле всегда считал Надю ничтожной фигуристкой и выступал с ней только из-за её популярности в народе. Надя оставляет его и возвращается на лёд выступать в одиночку, хотя это и против правил.

Саша, наблюдавший за состязанием по телевизору, решает не оставаться в стороне и срочно добирается до Сочи. Проникнув на стадион, он отбирает у удручённого Владимира его костюм и выходит на лёд к Наде. Она в слезах требует от него сказать, зачем он пришёл, и он сознаётся ей в своих чувствах. Судьи отказываются снова запускать для них музыку, но Надин дядя, сидевший с Маргошей среди зрителей, начинает петь сам, а затем песню подхватывает весь зал, и под неё Надя и Саша исполняют прекрасный дуэтный номер, во время которого Надя видит на трибуне призрак своей матери.

Несмотря на то, что они остались дисквалифицированы, Надя и Саша счастливы, ведь теперь они вместе и на льду, и вне его.

Актеры и роли

  • Аглая Тарасова — Надежда Лапшина
  • Мария Аронова — Ирина Сергеевна Шаталина, детский тренер
  • Александр Петров — Саша Горин, хоккеист
  • Милош Бикович — Владимир Леонов, фигурист
  • Ксения Раппопорт — мама Нади
  • Ян Цапник — Сева, тренер Леонова
  • Ксения Лаврова-Глинка — Маргоша, тётка Нади
  • Павел Майков — Генка, любовник Маргоши
  • Ирина Старшенбаум — конкурентка
  • Максим Белбородов — Митя Егоренко, фигурист
  • Диана Енакаева — Надя в детстве
  • Фёдор Бондарчук — бродяга

На чтение 4 мин Просмотров 1.5к. Опубликовано 09.07.2021
Обновлено 09.07.2021

«Лед-2»

33

Дата выхода

8 марта 2021 года

Актеры/студия

Александр Петров, Аглая Тарасова, Виталия Корниенко, Мария Аронова, Надежда Михалкова, Юлия Хлынина

Рейтинги

6,9 балла «КиноПоиск», 6,5 – IMDb

Фильм «Лед-2» вышел зимой 2020 года, сюжет и содержание картины заставляли отечественного зрителя на протяжении всего сеанса гадать, чем закончится кино. По ТВ мелодраму показали 8 марта 2021 года, с того дня у фильма появилось еще больше поклонников. Те, кто не сходил на картину в кинотеатр, смогли по достоинству оценить сюжетные линии в домашних условиях.

Сюжет и идея фильма «Лед-2»

Фильм «Лед-2» продолжает первую часть, которая особенно понравилась зрителям. Главного героя картины сыграл Александр Петров. Его персонаж, хоккеист Горин, в первой части картины встречает любимую девушку, затем делает ей предложение. Сюжетная линия закручивается вокруг особенностей профессии Горина. Он хоккеист.

858x540

Во второй части Горин с женой Надей узнают, что ждут ребенка. Это радостная новость в семье, Саша с нетерпением ждет рождения дочери, но на момент начала родов он вынужден принимать участие в хоккейном матче.

После победы, благодаря шайбам, заброшенным Гориным, команда заранее поздравляет его с рождением первенца. Горин спешит позвонить жене. Трубку берет врач, который сообщает, что Надежда умерла. Она родила прекрасную, здоровую дочь, но во время родов обострилась ее старая травма, спасти женщину не удалось.

Горин пытается смириться с утратой, одновременно на его плечи ложатся заботы о дочери. Он безумно любит малышку, но у него не получается ухаживать за ребенком самостоятельно. Тогда на помощь приходят знакомые, а ситуацией Горина начинают интересоваться органы опеки.

led-2-700x509

Следующая часть фильма рассказывает о событиях, которые происходят через 8 лет. Надя мечтает стать фигуристкой, как мама. Но Александр Горин категорически против этого, ведь из-за фигурного катания он потерял любимую женщину. Ему кажется, что таким способом может потерять дочь.

Жизнью дочери Саши Горина по стечению обстоятельств начинает интересоваться женщина-тренер, которая видит перспективное будущее девочки. Она обращается в суд и требует опекунства над маленькой Надей. Александр проигрывает суд, но пытается неофициально вывезти ребенка за рубеж. Его план рушится, он остается без дочери, которую изымают органы опеки.

47832

Финальная часть наиболее драматична. Маленькая Надя Горина устает от того, что происходит вокруг нее, и решает убежать от взрослых. Она едет на Байкал – именно там ее находят Горин, опекунша и представители службы по вопросам семьи.

Переживания за девочку, общее горе меняют отношения между взрослыми, они видят Надю и понимают, какими мелкими были их непримиримые противоречия.

Когда ждать выхода фильма

«Лед-2» вышел в прокат зимой 2020 года, но зрители смогли увидеть картину по ТВ только 8 марта 2021 года. Съемки длились с декабря 2019 года по декабрь 2020. Они проходили в Иркутске и Москве. Местом действия, по сценарию, стал Иркутск.

scale_1200

Что ждет зрителей в финале

Финал фильма можно назвать открытым лишь условно. Сценаристы и режиссеры сказали концовкой все, что хотели. Мелодрама закончилась так, как желал бы зритель. К сожалению, главной героини, мамы Нади, не стало в самом начале ленты, но она явилась дочери перед финальными титрами и поддержала ее, когда та исполняла номер фигурного катания на льду самого глубокого озера в мире, Байкала.

Кажется, что Надежде обеспечена потрясающая карьера. Взрослые изумленно наблюдают за пируэтами, которые выписывают ее коньки, и забывают о своих претензиях.

Актеры

akteryi-led2

Главную роль исполнил Александр Петров. Дочь Нади и Саши сыграла начинающая актриса Виталия Корниенко. Роль тренера Шаталиной досталась прекрасной актрисе Марии Ароновой. Надю сыграла Аглая Тарасова, как и в первой части.

Рейтинги

На портале «КиноПоиск» фильм получил 6,9 балла. По версии IMDb, рейтинг ниже, составляет 6,5 балла. Рейтинг российских кинокритиков составил 56 %.

ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ…


Будьте первым, кто оставит отзыв.

Сортировать:

Показать больше

Будьте первым, кто оставит отзыв.

  • Сценарий
  • Актёры
  • Декорации
  • Костюмы
  • Графика
  • Звук

Лёд

Иркутская девочка Надя мечтает стать фигуристкой. Хотя она начинает заниматься позже, чем ее соперницы, и хотя она теряет мать и остается сиротой на попечении не слишком заботливой тетки, Надя пробивается в школу известного тренера Шаталиной (Мария Аронова) и после упорных тренировок выбивается в звезды. Повзрослев, Надя (Аглая Тарасова) начинает выступать в паре со знаменитым фигуристом Леоновым (Милош Бикович) и добивается международного признания. Но за несколько месяцев до самого престижного состязания девушка неудачно падает и оказывается полупарализованной. Леонов ее бросает, и Надя возвращается в родной Иркутск. Видя, что погруженной в депрессию девушке нужна эмоциональная встряска, чтобы она начала бороться с болезнью, Шаталина сводит Надю с разбитным хоккеистом Сашей (Александр Петров), дисквалифицированным за драку на льду.

Кадр из фильма «Лед»

Кинодебют – время для погони за одним зайцем, но российский режиссер рекламы и клипов Олег Трофим решил дебютировать как охотник на целый заячий выводок. Его первая полнометражная картина «Лед» – это спортивное кино, мелодрама, романтическая комедия, сказка для взрослых… И еще мюзикл в стиле «караоке» (он же «джукбокс») – то есть персонажи исполняют не специально написанные песни, а популярные в прошлом хиты. Мы знаем этот тип мюзиклов по «Стилягам» и «Мамма Mia!». Что ж, безумству храбрых поем мы песню, но это не значит, что мы закроем глаза на то, что жанры в фильме Трофима наслаиваются и противоречат друг другу.

Кадр из фильма «Лед»

Мария Аронова в самом деле может сесть на шпагат. Соответствующая сцена в фильме спецэффектов не потребовала

Как и можно было ожидать от постановщика, набившего руку на клиповых съемках, интеграция музыкальных номеров в «обычное» повествование в «Льде» очень логичная. Трофим сделал песни персонажей усложненной вариацией на тему традиционного для спортивного кино музыкально-тренировочного монтажа. То есть если Рокки просто бегает под музыку, то маленькая Надя на тренировках еще и поет. Аналогично вплетены в фильм романтические музыкальные номера. Это хорошая идея, которая немного проигрывает только из-за того, что пение звезд картины отнюдь не оперное, и людям с отличным музыкальным слухом оно может причинить боль. Впрочем, тем, кто чувствителен к слабому пению, в кинотеатры ходить вовсе не рекомендуется.

Кадр из фильма «Лед»

Во всех сложных сценах звезд фильма подменяли профессиональные фигуристы, но актерам все же пришлось освоить кое-какие простые ледовые трюки

Напротив, спортивное кино и романтическая комедия в «Льде» не стыкуются никак. Фильм разваливается на две половинки. Его первая часть рассказывает, как маленькая Надя, несмотря ни на что, пробивается через тернии к звездам и демонстрирует то несгибаемое упорство и запредельную мотивацию, которые отличают больших звезд от соперников-неудачников. Но когда героиня вырастает, фильм не уделяет почти никакого внимания ее триумфам и превращает Надю в игрушку судьбы и воли близких.

Кадр из фильма «Лед»

В самом деле, как должна героиня спортивного кино реагировать на страшную травму? Мы только что видели это в «Движении вверх». Никакого нытья, минимум депрессии – нужно бороться до последнего. Надя же опускает руки и отдает сценарное лидерство Саше, который с этого момента принимает все важные сюжетные решения. Он буквально тащит девушку к победе над болезнью, а затем своими поступками определяет финал, в то время как Наде остается лишь ошарашенно реагировать на происходящее.

Кадр из фильма «Лед»

Почему «ошарашенно»? Потому что Саша – человек-фейерверк. Его энергия, его обаяние, его юмор бьют через край и заливают экран. Мы и раньше знали, что Александр Петров отлично играет нагловатых и мужественных парней, уверенных в своей неотразимости и неуязвимости. Однако в «Льде» он выдал шоу высшей пробы. Смотреть на него любо-дорого. Но где при этом главная героиня? На периферии, в тени Саши. Это не «Секс по дружбе» – романтическая комедия с равноценно яркими партнерами. Наде нечем ответить на блеск хоккеиста, и это, конечно, промах не актрисы, а режиссера и сценаристов, которые фактически предали героиню, превратили лидера в ведомую.

Кадр из фильма «Лед»

В остальном, впрочем, картина удачна. Танцы на льду красиво сняты (хотя реальные выступления суперзвезд смотрятся лучше), много остроумных шуток, замечательные актеры второго плана, убедительные визуальные эффекты… Обескураживают лишь съемки на льду Байкала, которые совершенно не передают размаха одного из величайших озер планеты. Конечно, «Лед» – не видовое кино, и Байкал для его повествования не так важен, как, скажем, для фильма с Сергеем Безруковым «Млечный путь». Но если уж группа слетала в Иркутск, то стоило снять Байкал поуважительнее. Не так уж часто он попадает на большой экран. Это, конечно, придирка, но хочется, чтобы в нашем кино было поменьше проблем, которые довольно легко исправить.

В общем, понравится ли вам «Лед», зависит от того, ради чего вы придете в кино. Если ради отжигов Петрова, танцев на льду, массовых музыкальных сцен и красивых съемок, то фильм вас порадует. Если же в первую очередь вы ждете спортивную историю и кино о не сдающейся фигуристке, то вы обнаружите, что авторы фильма на вас не ориентировались.

С 14 февраля в кино.

О ФИЛЬМЕ

«ЛЁД» — это трогательная сказочная история о любви. О поиске себя, о трудном пути к успеху, о сильном женском характере, о выборе между мечтой и счастьем. О сложных и простых вещах, с которыми сталкивается каждый из нас.

Идея фильма появилась еще в 2012 году. И с тех пор претерпела множество изменений. «Когда мы первый раз встретились, речь шла совершенно другом кино, – говорит автор сценария Олег Маловичко. — А потом родилась идея сказки. Еще до того, как появилось фигурное катание, до того, как выстроился костяк истории, возникло слово «сказка». Не просто красивая добрая сказка, а сказка мрачная, сказка братьев Гримм, со злой мачехой, с брошенной сиротой, которая убегает из дома, чтобы встретить призрака своей матери. И когда возник этот образ, история стала складываться сама собой, сказочные мотивы переплелись с мотивами реальными».

«Это история девочки, девушки, женщины. Со всеми перипетиями, драмами, падениями, взлетами и, конечно, правильной любовной историей», – продолжает продюсер Александр Андрющенко. «История о женском пути. Может не универсальном, скорее, уникальном, но все-таки, прежде всего, о женской судьбе и женском выборе», – подхватывает продюсер Михаил Врубель. «История о мечте, о вере в себя и в людей, вере в то, что помощь придет даже в самый сложный момент», – говорит продюсер Дмитрий Рудовский. «О поиске счастья, о поиске чего-то действительно важного, которое порой находится совсем не там, где кажется, не там, где все говорят, но при этом совсем рядом, просто мы не видим его», — рассказывает режиссёр Олег Трофим. «Мне кажется, это очень современная картина, снятая современным языком для современного зрителя. При этом на извечные темы: про взросление и про юношеский максимализм, про мечту и про несбыточность мечты, про наше одиночество и про желание, чтобы рядом был близкий человек», – рассуждает продюсер Фёдор Бондарчук.

Главная героиня картины Надя – фигуристка, мечтающая о больших победах, достижениях, медалях и подиумах. Фигурное катание было выбрано потому, что это очень подходило к идее фильма. «Мы хотели рассказать историю девочки, которая исполняя мечту погибшей матери, находит себя через препятствия и преграды. И лед оказался очень хорошей метафорой, очень интересной площадкой, на которой все это можно разыграть, – поясняет Олег Маловичко. – Нет ничего равного фигурному катанию, особенно парному, потому что здесь сплавлены и спорт, и музыка, и эротизм, и мужское и женское начала».

«В России фигурное катание — один из самых популярных видов спорта. Даже, наверное, больше чем спорт, почти культурное явление, судя по количеству всяких шоу, по количеству наших известных фигуристов, — говорит Александр Андрющенко. – Так что для русского человека эта тема довольно близка». «Я родился еще в советские времена, помню знаменитое выступление Зайцева и Родниной без фонограммы. Поэтому у меня, как и у многих из нас, масса впечатлений от фигурного катания. К тому же среди моих знакомых были те, кто занимался фигурным катанием. Так что я что-то слышал, что-то знал. Да, это особенный вид спорта», – продолжает Дмитрий Рудовский. «А у меня ребенок фигурным катанием занимается довольно активно, поэтому о том, что такое школа фигурного катания, я представление имею, – признается автор сценария Андрей Золотарёв. – Но у нас, конечно, было много консультантов, с которыми мы советовались по поводу каких-то технических моментов еще на каждом этапе сценария. Детализировали все для того, чтобы у людей, которые разбираются в фигурном катании, слезы из глаз не полились в процессе просмотра спортивных сцен, а полились там, где нужно».

«Я никогда не увлекался фигурным катанием, но очень уважаю этот вид спорта. Фигурное катание сочетает в себе совершенно разные миры, сложные физические подготовки с уникальным, тонким чувством прекрасного, – рассказывает Олег Трофим. – В процессе работы над фильмом я открыл для себя насколько огромен этот вид спорта, необычен, сложен. И все свое восхищение фигурным катанием я и все, кто прикоснулись к нему, постарались вложить в фильм, воссоздать на экране».

Главным консультантом картины выступила Елена Масленникова, тренер по фигурному катанию и хореограф, которая работает вместе с Ильей Авербухом. «Елена не только консультировала, но и сама ставила номера, сама тренировала наших актеров, привлекала лучших дублеров. Она настоящий профессионал, – рассказывает Александр Андрющенко. – При этом мы снимали кино художественное. И Елена это понимала, равно как и то, что ее репутация может слегка пострадать. Но она помогла нам внести в фильм специальные, не совсем правдоподобные ходы, которые нужны для истории, а не для спортивной документальной драмы. И она отлично справилась с этой художественной правдой».

Режиссером картины выступил дебютант в большом кино, но имеющий богатый опыт в съемках видеоклипов, Олег Трофим. «Биография Олега Трофима похожа на мою: в свое время он тоже снимал много музыкального видео. В кино у него дебют. Но это и интересно, потому что дебютная энергия – всегда совершенно другая», – говорит Фёдор Бондарчук. «Мы отсмотрели те музыкальные вещи, которые делал Олег Трофим, и как профессионал он внушил нам доверие, – продолжает Дмитрий Рудовский. – Мы не сомневались, что Олег справится со сложными постановочными вещами. Был вопрос, справится ли он с актерскими сценами, но это всегда риск. Но на нашей студии всегда много дебютантов, поэтому если мы видим потенциал в человеке, мы ему доверяем».

«Я думал о музыкальном кино уже давно, очень вдохновляет эта форма, но с тех пор как посмотрел фильм «Через Вселенную» (2007, реж. Джулия Теймор), я влюбился в жанр окончательно, – рассказывает Олег Трофим. – На тот момент я уже занимался съемками музыкального видео, учился режиссуре в институте, что-то пробовал, но конечно не решался писать сценарий или как-то готовиться, понимал, что для такой сложной формы, мне нужно еще расти и расти, набираться опыта. Вот еще лет семь я так и ходил вокруг да около, — смеется, — взрослел. В середине 2015-го Михаил Врубель и Александр Андрющенко и предложили мне сценарий. Для меня это был долгожданный дебютный проект в кино — первый фильм, но тот факт, что сценарий был написан с расчетом именно на музыкальную форму, конечно, сильно меня напугал, я все еще считал, что не готов взяться за такой ответственный проект. Но ребята, кажется, верили в меня сильнее, чем я сам, сказали: «Мы тебя поддержим». И поддержали, за что я им очень благодарен. Кино случилось, случилась магия».

После того как сценарий был почти готов, режиссер найден, начался кастинг. Этот процесс затянулся на несколько месяцев и продолжался практически до самого начала съемок. На главные роли было отсмотрено до 500 претендентов.

«Кастинг шел долго, потому что главное для нашей героини – спорт. Ее мечта – это спорт. И дело тут не в сложностях в съемочном процессе, где главные артисты должны кататься на коньках. Дело в том, что профессиональные спортсмены – другие, не такие как все. У них мотивация другая, юность другая, всё другое, – поясняет Фёдор Бондарчук. – Я всё время вспоминаю историю из детства. Когда я шел в школу (и не сказать, чтобы торопился), Илзе и Андрис Лиепа уже возвращались с репетиции в Большом. А когда я шел из школы, они уже шли на очередную репетицию. Мы – почти ровесники. Но они другие. У них характер другой, стремления, воля. И вот эту черту характера, присущую героям нашего фильма, мы и искали в глазах артистов, а вовсе не умение стоять на коньках».

 «Я дебютант, я не знал, как это происходит обычно в большом кино, но старался не подавать виду. Решил, что буду в первую очередь ориентироваться на природную органику артистов, – вспоминает Олег Трофим. – Лично мне, как режиссеру, совершенно было не важно насколько наши актеры были известны или популярны, да я и не очень хорошо знал, кто известен и популярен на тот момент. (Смеется). Это был очень долгий, кропотливый, трудоемкий процесс, но очень интересный. За пять месяцев сотни раз мы играли сцены из будущего фильма с абсолютно разными и непохожими друг на друга артистами, каждый из которых открывал роли и сцены немножко по-новому».

«Ключевой фигурой была главная героиня, вокруг нее строился весь остальной кастинг. Пробовалось много, много, много молодых интересных актрис, – рассказывает Дмитрий Рудовский. – Но нам важно было сохранить баланс между будущей звездой и девочкой, почти сиротой, которая бы из гусеницы превращалась в бабочку. И чтобы эта метаморфоза, трансформация была почти незаметна, была естественна, не искусственна. К тому же она должна была быть женственной и должна была привлекать характером. Много было претенденток, но везде был перекос в одну или другую сторону. И вот мы, наконец, сошлись на Аглае Тарасовой. Вернее, звезды сошлись».

«Да, Аглаю искали долго. Разных актрис рассматривали, обсуждали, но все они чем-то не подходили. А когда вдруг появилась Аглая, это было как гром среди ясного неба, – подхватывает Михаил Врубель. – Когда мы ее утвердили, мы и понятия не имели, чья она дочь. Мы знали Аглаю как актрису, которая нам очень понравилась на пробах. А потом, когда выяснилось, что Ксения Раппопорт ее мама, мы подумали, что снять их вместе будет правильно, логично. Даже несмотря на то, что в кадре они друг с другом не встречаются».

«Да, это была настоящая находка. Взять Ксению Раппопорт на роль мамы нам показалось очень важным и убедительным моментом. Мы даже в текст специально вписали фразы об их внешнем сходстве», – говорит Александр Андрющенко.

«Милоша Биковича мы утвердили буквально сразу после проб, – продолжает Олег Трофим. – Тренера Шаталину «рожали» долго. Но когда возникла идея пригласить Марию Аронову, ни у кого, ни у меня, ни у продюсеров, ни у Федора Сергеевича Бондарчука, не возникло никаких сомнений: мы сразу поняли – это она. Это действительно мастер, это то, что нам нужно». «И традиционно у нас в фильм вошли наши «талисманы» – Ян Цапник и Ксения Лаврова-Глинка. По ним даже обсуждений не было», – добавляет Александр Андрющенко. «Все артисты – это наша команда, наши талисманы. Ян Цапник, Ксения Раппопорт, Милош Бикович, Мария Аронова – великая русская актриса… Это всё наши артисты. И так радостно наблюдать, что вокруг студии организуется свой микрокосмос», – признается Фёдор Бондарчук.

«Саша Петров появился внезапно, буквально из ниоткуда, когда до начала съемок оставались считанные дни, – вспоминает Олег Трофим. – Я даже понятия не имел, насколько он популярен. Но на пробах Петров просто как звезда взорвался, и персонаж Саши именно в его лице, в его руках обрел какую-то особенную уникальную фактуру».

«С Александром Петровым мы работали еще на «Притяжении» и знали, что он блестящий актер. Но долгое время не хотели приглашать его на пробы, думая, что лучше попробуем найти кого-то нового, – рассказывает Михаил Врубель. – Но когда в уже критический момент Саша пришел на пробы и все сделал, это был, конечно, эффект шока, потому что разница между ним и его ближайшим конкурентом была просто колоссальная». «Да, Саша Петров был последним вызван на кастинг именно для того, чтобы мы могли быть объективными. И в честном бою он снова победил, – поясняет Александр Андрющенко. – Так что то, что Александр Петров появляется в нашем очередном фильме, это стечение обстоятельств».

Стечением обстоятельств оказалось и утверждение юной актрисы Дианы Енакаевой на роль Нади в детстве. На роль Нади в детстве тоже был довольно большой кастинг, но Диана была вне конкуренции. Она невероятно искренняя, точная, что в ее возрасте довольно сложно, на мой взгляд». «Диана не фигуристка, это юная актриса. Но уже профессиональная, – подхватывает Александр Андрющенко. – Она еще не так много где появлялась, это ее первая большая роль. Но я думаю, скоро мы ее увидим». «Диана, не смотря на свой юный возраст, обладает каким-то конкретным пониманием того, кто она такая, где она находится, что от нее требуется. Как будто внутри этого маленького, милого хрупкого человечка находится взрослый, совершенно адекватный, кристально чисто понимающий мир вокруг себя человек, – продолжает Олег Трофим. – Я сильно волновался за роль маленькой Нади. Но работать с Дианой было большим счастьем, мне практически не приходилось ничего делать, просто ставить задачи, и они выполнялись. Я потом пересматривал ее сцены и удивлялся, насколько она точно, по-особенному играет, на очень высоком уровне органики, что большая редкость даже для зрелых актеров».

«А какая у Дианы была дублерша! Суперпрофи! Для своего возраста она делала какие-то невероятные вещи на льду. Работала очень усердно, без каких-либо поблажек для себя: падала, вставала, снова падала и снова вставала. Она большая молодец!» – рассказывает Олег Трофим.

Конечно, дублеры были у всех актеров, однако перед исполнителями главных ролей стояла задача научиться уверенно кататься на коньках. «Да, они все тренировались, и довольно долго под руководством Елены Масленниковой и ее подручных. Но, конечно, мы использовали дублеров, так как нам важнее было показать красоту катания и достоверность, чем катающихся актеров», – поясняет Михаил Врубель. «Да, среди нас не было Тома Круза, который исполнил бы все трюки фигурного катания самостоятельно, но ребята все равно молодцы, – подхватывает Александр Андрющенко. – Они смогли достаточно подготовиться для того, чтобы смотреться убедительно, чтобы соединиться с безусловно присутствующими на съемочной площадке дублерами — профессиональными фигуристами. У них получилось».

Съемки фильма происходили в Москве и Сочи на различных ледовых аренах. Но самыми знаковыми, самыми красивыми, самыми запоминающимися для всей съемочной группы оказались сцены, которые были сняты в Иркутске, на Байкале.

«Это совершенно уникальное место, странно, что его не так часто снимают, там безумно красиво, — рассуждает Андрей Золотарёв. – И оно очень подходит для истории девочки, которая со своими воспоминания о детстве в глубинке с какой-то своей особенной красотой приезжает в большую, шумную Москву, в совершенно новую для себя атмосферу. А потом возвращается обратно, но уже в другом качестве. Нам очень хотелось, чтобы это место было каким-то знаковым, для нее, прежде всего. И Байкал – как раз такое место».

«На Байкале снять не красиво просто невозможно, – вспоминает художник-постановщик Жанна Пахомова. – Для сцен, где герои катаются на коньках на естественном льду, мы специально выбирали особенные места, где лед не занесен снегом, где ветер весь снег сдувает. Поэтому там был довольно скользко. А еще, так как дело шло к весне, лед на озере поднимался с большим грохотом, похожим на пушечные выстрелы. Но мы были в безопасности, так как с нами постоянно дежурили сотрудники МЧС. Они нас оберегали, грели нас, палатки для нас ставили. Это было очень приятно. Поэтому мы были спокойны».

«Технически снимать на Байкале было не просто, потому что туда сложно добраться, сложно привезти съемочную группу, всю технику. Ездили мы туда на хивусах – катерах на воздушных подушках, – рассказывает Александр Андрющенко. – А еще у льда озера Байкал есть характерный звук, особенный треск. Передать его невозможно, но можно услышать в фильме. Это как подводные звездные войны, когда из разных совершенно мест постоянно раздаются как будто выстрелы из бластеров. При этом на льду, который и так весь в трещинах, то и дело появляются новые». И не смотря на то что с нами были сотрудники МЧС, нам было известно, что толщина льда в этом конкретном месте выдержит любое количество людей, техники и грузовиков, у некоторых людей в съемочной группе были даже панически атаки».

«Да, выглядело все довольно опасно, – подхватывает Михаил Врубель. – Мы снимали в феврале-марте, температура воздуха порой доходила до нуля. Однажды мы даже видели машину, наполовину торчащую из-подо льда: вторая ее половина провалилась под лед, – вторит Михаил Врубель. – Ты успокаиваешь себя, что тебя это не коснется. Но оказываясь на расстоянии 200-300 метров от берега, среди этого несмолкаемого треска, наступает некоторая нервозность».

«Иркутск такой регион, где в конце зимы погода не балует. Несмотря на то, что было безоблачно, солнце жарило весь съемочный период, было очень холодно, очень ветрено. Но при этом лед таял, трещал, громко, по-сумасшедшему трещал. Это было очень страшно, потому что когда перед тобой стихия, и она гремит, ты чувствуешь себя маленьким, ничтожным, – вспоминает Олег Трофим. – Это было тяжело с одной стороны, но очень красиво и вдохновляюще с другой. И я уверен, что артисты это чувствовали, ощущали эту магию, это волшебство. И оно помогало им, давало силы, давало тонус. Это уникальная красота, которую не каждый человек может увидеть. Я посоветовал бы каждому хоть раз побывать на Байкале зимой. Потому что это то, что ни одного человека не оставит равнодушным, а, наоборот, оставит неизгладимые впечатления в жизни и разделит ее на до и после».

Важной составляющей всего фильма стала музыка, причем не только та, которая исполняется во время выступлений фигуристов на льду, но отдельные номера, тесно переплетенные с сюжетом истории. «С самого начала мы понимали, что в нашей истории будут музыкальные вставки, – говорит Андрей Золотарев. – Набор композиций подбирался за круглым столом. Разумеется, конечное слово было за продюсерами и режиссером, но предложения выслушивались от всех участников процесса. Это был неограниченный полет фантазии». «Подбор композиций был очень тяжелым процессом, потому что они являются некой уникальной составляющей этого фильма. Притом, что это не мюзикл, в картине содержатся музыкальные номера, которые являются важными блоками в истории героев, – поясняет Александр Андрющенко. – Кастинг песен был долгим и сложным, потому что нужно было найти не просто известную, узнаваемую песню, но и найти ей новый контекст, в котором она по-новому заживет».

«Для нас было важно найти нашу, российскую музыку. Дело не в патриотизме, а в уверенности в том, что в нашей стране, в нашей культуре рождено такое количество первоклассной, качественной, важной, эмоциональной и трогательной музыки, что ее точно хватит на наш фильм, – рассказывает Олег Трофим. – Искали долго, потому что музыки действительно много. И это были, скорее, мучения не поиска, а мучения выбора. В какой-то момент я подумал построить фильм полностью на музыке Земфиры, но это было рисковая концепция. Хотя в итоге целых два ее трека звучат в фильме».

«Я ищу себя в русском кино. Меня интересует драматический жанр. Но так получилось, что у меня сложилась репутация человека, который может из одного сделать другое. И мне предложили принять участие в этом проекте. И я, недолго думая, согласился, хотя я не большой специалист в российской эстраде, – рассказывает музыкальный продюсер Антон Беляев. – Поиски композиций оказались самой тяжелой частью. Да и потом, уже после этапа согласования, приходилось что-то менять, от каких-то песен отказываться. Некоторые отобранные нами композиции не попали в картину потому, что мы не смогли договориться с исполнителями и авторами песен на их использование, или их не устраивала наша аранжировка».

«У нас нет бродвейской традиции, когда актер снимается в комедии или боевике, а потом вдруг появляется в мюзикле, и все узнают, что он прекрасный исполнитель. У нас и задачи такой не стояло, хотя все готовились, брали уроки вокала и подошли к этому очень ответственно. Да, порой не без нервов, не без разочарования в себе, но все было преодолено, все было сделано, и было сделано красиво».

«Песни, которые мы выбрали, характер аранжировок, который дал им Антон Беляев, то, как артисты исполнили их в фильме, все это нельзя было запланировать заранее, – говорит Михаил Врубель. – Все это так совпало, так сложилось в каком-то неожиданном сочетании, из которого и рождается волшебство, рождается магия кино».

АГЛАЯ ТАРАСОВА (Надежда Лапшина)

О роли

Я очень переживала. Утверждение было достаточно долгим, в несколько этапов, было несколько проб. И я, конечно, мечтать не смела, что выберут меня. Первой реакцией был легкий шок: я никак не могла поверить. А потом наступило абсолютное счастье, которое длилось год – полгода подготовки и полгода съемок.

О фигурном катании

Последний раз я стояла на коньках лет в пять. У меня вообще со спортом отношения на «Вы» складывались. Но изначально, когда я пришла на тренировку, у меня была уверенность, что сейчас я легко прыгну тройной тулуп, просто объясните мне как. А уже к концу первой недели мне хотелось плакать, бежать к продюсерам и говорить, чтобы они срочно, пока не поздно, искали другую актрису, пока я все не испортила. Было страшно, с непривычки болели ноги в коньках. Падений я не сильно боялась, но очень хотелось сделать все самостоятельно, и приходилось бороться с самой собой, понять и принять, что это невозможно. Тренером у меня была Катя Гербольд. Она же была моим дублером в фильме. Мы с ней занимались несколько месяцев. Катя мне очень помогла. В итоге я не научилась ни прыгать, ни делать какие-то невероятные кручения, но стала спокойно себя чувствовать на коньках: научилась ехать быстро, ехать назад, даже выполнять какие-то не сложные элементы. И должна сказать, что, когда у тебя начинает получаться то, на что ты никогда не рассчитывал, это прекрасные ощущения.

О героине

Надя мне очень близка, я ей восхищаюсь, потому что у нее огромное сердце. Она умеет не сдаваться, она прошла через многое в жизни: потери, боль, разочарование. Но она воин, она вставала на ноги и шла дальше. И в ней, в ее сердце заложена какая-то колоссальная любовь. Она прощает, не осуждает, она очень светлая. Я бы хотела у нее поучиться этому умению не сдаваться и верить.

О Диане Енакаевой

Диана – потрясающая девочка. У меня не очень большой опыт работы с детьми в кино, но я редко вижу, чтобы ребенок настолько жил персонажем и не переигрывал. У нее большой опыт, она действительно воин. И, мне кажется, мы с ней похожи.

О Ксении Раппопорт

Когда меня пригласили на пробы, я поначалу не хотела идти, думала: что за фигуристка, какая большая роль. Была не уверена в себе. Но мы с мамой сели и попробовали разобрать сцену. Она мне помогла, подсказала какие-то моменты. Я не знаю, это ли повлияло на то, что меня взяли, но мне была очень важна мамина поддержка. Потом, уже во время съемок, мне уже не приходилось обращаться к ней за советом. Но я каждый день ей звонила, делилась своим счастьем, рассказывала, как что прошло, и как я что сделала.

О партнёрах

У меня были потрясающие партнеры, без каждого из них я бы не справилась, и фильм не получился бы таким, какой он есть.

У Саши Петрова сумасшедшая органика и энергетика. Он очень меня поддерживал. Мы вместе находили интересные выходы из сцен, что-то меняли, у него всегда есть предложения, импровизации.

То же самое могу сказать и про всех остальных. С такими партнерами появляется второе дыхание и возникает творческий союз и симбиоз, который очень важен артисту.

Мария Аронова – я мечтала с ней познакомиться. Это женщина с большой буквы, с харизмой, с чувством юмора, строгая, ответственная, профессиональная.

С Милошем Биковичем прекрасно работать. Чувствуется, что он зарубежный артист, очень тонкий, деликатный. С ним приятно на площадке, он легкий человек, трудоспособный и талантливый. В общем, одно удовольствие.

О режиссёре

Олег Трофим стал моим ближайшим другом. Способ решения фильма, как это было снято, это все его заслуга, его идеи. В какие-то моменты было видно, что для него это первое кино. Но и для меня это тоже первое большое кино. Было заметно, как Олег переживает, как волнуется, как отдает себя всего полностью, без остатка. Хотелось бы, чтобы все мы так работали, как в первый и последний раз.

О музыке

В фильме звучат прекрасные музыкальные номера: нам дала свои песни Земфира, есть песни Ивана Дорна, группы «Кино», группы «Пятница». Я была потрясена, что мне досталась песня Земфиры «Бесконечность», она одна из моих самых любимых певиц, я была очень счастлива. Но это тяжелая песня, высокая, а у меня от природы достаточно низкий голос. И я параллельно с тренировками на коньках и занятиями хореографией брала уроки вокала. Это был кайф. Вокалом я занималась месяца три с педагогом Машей Кац, а записывал песню музыкальный продюсер Антон Беляев.

Об инвалидном кресле

Инвалидность моей героини была одна из самых больших для меня тем для переживаний, очень болезненная. Страшно представить, что чувствуют люди, которые действительно, в реальной жизни сталкиваются с такими проблемами. Страшно их как-то обидеть, где-то соврать. И продюсеры Михаил Врубель и Александр Андрющенко нашли девушку, ее зовут Татьяна, которая лет 16 назад получила такую же травму, как моя героиня. Я к ней ездила, провела с ней целый день. Она показывала мне, как живет, как разминается, что чувствует. Она парализована ниже пояса. И она рассказывала, что иногда чувствует какой-то холод, колики в ногах, или, наоборот, горячо становится. Делилась со мной какими-то тонкостями, которых мы не знаем, и, дай бог, нам их никогда не почувствовать и не понять. Я очень старалась передать ее физику, понимая, что если у человека ноги не ходят, то главными становятся руки. А чтобы мне было проще входить в этот образ, в те дни, когда мы снимали Надю в коляске, Олег Трофим сажал меня в инвалидное кресло, и я весь день с него не вставала. Он возил меня везде, например, брал на руки и заносил на грим, а я сидела не шевелясь. Я весь день старалась проживать так, будто я, как и моя героиня, не могу ходить. А не так: сыграла сцену в инвалидном кресле, встала с него и пошла за кофе.

О Байкале

На Байкале у нас были первые съемочные дни. То есть мы начали не с комфорта, не с теплой Москвы, а с самого сложного. И, разумеется, первый день, первая сцена – эмоционально тяжелая, с рыданиями, где моя героиня уже в инвалидной коляске. Но почему-то нам на Байкале все давалось легче. И даже на коньках на природном льду озера нам с Сашей Петровым было кататься проще, чем на льду профессиональном: мы там ехали как по маслу. При этом было дико холодно, этот холод сковывал, я действительно начинала себя чувствовать немного парализованной. Но природа помогала. Это была фантастика.

О фильме

Этот фильм – мое счастье, моя победа, мое достижение. Я стала уважать себя. Моя жизнь разделилась на до и после, я стала другим человеком на этом проекте. Мне кажется, что я очень выросла, что после этого фильма началась моя дорога, на которую я давно хотела встать. Это очень добрая картина о любви, о прощении, о том, что победа не всегда значит выигрыш, о поддержке, о дружбе. Мне очень хотелось бы, чтобы люди, выходя с этого фильма, улыбались и обнимали своих близких.

МАРИЯ АРОНОВА (Ирина Шаталина, тренер)

О проекте и фигурном катании

Тема фигурного катания и художественной гимнастики мне всегда была интересна, потому что я восхищаюсь и Тарасовой, и Винер. Я считаю, что это две великие женщины, и хотя бы чуть-чуть приблизиться к ним по теме было очень интересно. Я влюблена в эти виды спорта, всегда смотрю, всегда болею, и мои родители также. Я считаю, что это основная наша гордость.

Когда же я стала разговаривать с людьми, которые нас консультировали, с родителями детей, которые занимаются фигурным катанием, я пришла в еще большее восхищение. На какие жертвы идут родители! Какие над собой претерпевают мучения и издевательства, в прямом смысле этого слова, эти дети! Это такой холод, такие травмы, такая работа… Это какие-то фантастические люди. Я бы не смогла так, я бы пожалела свое дитя.

О своей героине

Она ни на кого из реальных людей не похожа. И мы сознательно на это шли, чтобы никого не обидеть. Мы придумали одинокую женщину, не очень женственную, довольно сдержанную. Но при этом она ходит на каблуках, как на коньках. И чтобы каким-то образом пояснить, что она не просто голословная тетка, которая ничего сама не умеет, родилась идея показать, как она садится на шпагат. К тому же мне это дается запросто, так устроены мои мышцы. Так мы показали ее спортивную подготовку, показали, что не смотря на все свои каблуки, не смотря на то, что всегда стоит за бортиком и не выходит на лед, она еще на многое способна сама.

О партнёрах

И Аглаша и маленькая девочка Диана – абсолютная фантастика. Это девчонки, которые себя не жалели, которые учились всему здесь и сейчас, проходили физическую подготовку, не берегли себя на съемках. Они такие труженицы, такие умницы, что я им обеим аплодирую стоя.

Милош Бикович – дотошный, правильно относящийся к профессии, очень дисциплинированный.

И я бесконечно люблю Сашу Петрова. Этот фильм стал для меня возможностью, наконец, встретиться с ним в работе, чему я была несказанно рада. Я считаю, что это один из наших сильнейших молодых актеров. Таких парней надо беречь.

О режиссёре

Я не была знакома с Олегом раньше. Но уже слышала о нем, потому что с ним работала Катя Одинцова – моя прекрасная гример, с которой я всегда работаю. И первое мнение об Олеге я услышала от Кати, которая хвалила его безумно. Говорила, что он совершенно восхитительный малый, что он большой профессионал. С этими ощущениями я на площадку и приехала. И увидела перед собой очень цельного, очень правильного человека. Хорошо воспитанного, образованного, а, самое главное, человека, который понимает, что он хочет. И, что мне в нем очень понравилось, Олег не стеснялся показать, что он что-то не знает, что не чувствует эту сцену или не очень понимает, как что-то сделать. Я имею в виду в плане актерства, потому что в том, что касается киношного производства, Олег подкован безупречно.

И еще для меня очень много значит, как режиссер себя проявляет, когда на площадке работают дети. Олег молод, но он такой взрослый, он так правильно общается с детками, настолько говорит им верные слова, так четко чувствует, когда они устали. За все время съемок Олег никого не обидел, ни на кого не накричал, он просто до мозга костей интеллигентный, интуитивный парень. Мне кажется, он вырастет в большого режиссера. У него большой талант общения с людьми.

МИЛОШ БИКОВИЧ (Владимир Леонов)

О проекте

Когда меня утвердили на роль, я разочаровался в российском кинематографе. Подумал: неужели в России нет талантливых актеров, которые смогли бы сыграть эту роль менее бездарно, чем я? А если серьезно… Потом, когда я увидел материал, я понял, что эти ребята — продюсеры, авторы сценария, режиссёр – гениальные люди! Я уверен, что стал частью большой картины.

О фигурном катании

Я раньше думал, что фигурное катание — это больше женский вид спорта. Не то, чтобы кататься, я стоять не умел. Поэтому так и думал. Начав работать над образом много общался с тренерами, дублерами. Мне были интересны их привычки. То, что для них само собой разумеющееся, для нас, обычных людей, как раз самое интересное. Фигуристы даже не знают, в чем вкусность их образа жизни, потому что для них эти привычки – нечто ежедневное.

О тренировках

Тренировался много, часто. Честно, я удивлён, что у меня зубы все остались на месте. А если серьёзно — это только выглядит легко. В этом и есть красота. Но кататься очень тяжело. Это очень мужественный спорт и требует нечеловеческих усилий. Я упал во время тренировки всего один раз. Но, поверьте, этого достаточно. Все давалось с трудом. Как только подумал, что у меня что-то на льду стало получаться, тренер мне говорит: «А теперь давай с легкостью и улыбкой…». А я нахожусь на грани жизни и смерти и чувствую, что один неправильный шаг и – буду целоваться со льдом.

О музыке

Я ранее не развивал себе способность петь. Но, думаю, что во мне есть потенциал. Может не самый большой, но какой-то есть.

О партнёрах

Аглая — одна из самых талантливых актрис, которых я видел. В ней есть потенциал для мировой карьеры. Она полна жизни. В ней много энергии, много доброты и воображения. Надеюсь, что она воспользуется правильно своим даром.

С Яном Цапником невозможно работать. Он постоянно шутит. И это очень приятно. Он очень хороший актёр.

Саша Петров целеустремленный профессионал. Очень сильный актёр. Но он для меня остался закрытым как человек.

О режиссере и продюсерах

Я хочу сказать про Олега Трофима до того, как о нем выдут антологии и биографии. Олег — глубокий, интересный, чувствительный человек, но при этом открытый, веселый и скромный.

А ещё продюсеры Александр Андрющенко и Михаил Врубель. Парни, которые выглядят будто люди, а нет. Они пришельцы, которые поменяют подход к русскому кино. Короче, фильм «Лёд» для меня огромное благословение.

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ (Саша Горин)

О проекте

Кастинг на «Лед» начался еще во время съемок «Притяжения». И, представляете, меня не звали на пробы. Миша Врубель и Саша Андрющенко так воодушевленно мне рассказывали о готовящемся проекте, съемки которого будут проходить на Байкале. Единственное «но» – они никак не могли найти главного героя, хоть и перепробовали стольких актеров. Я еще подумал: а что ж меня-то не пробуете? Но ничего ребятам говорить не стал. Им хотелось такого нелепого и смешного персонажа, каковым они меня не считали. И вот до съемок остается буквально пара недель, группа уезжает в Иркутск, а главного героя все нет. И тут ребята решают все-таки меня попробовать, а вдруг? Я пришел на пробы скорей ради прикола. Но буквально на следующий день меня утвердили. Ребята недоумевали: то, что они искали, было совсем рядом, у них под носом. Вот так я влетел в последний вагон поезда под названием «Лед», с которым мы отправились в очень интересное путешествие.

О подготовке

Раньше я стоял на коньках. Но не более того. Для съемок мы много и упорно тренировались. С нами работали заслуженные тренера и это был бесценный опыт.

О партнёрах

Нам удалось создать настоящую команду и добиться взаимопонимания. Аглая прислушивалась к нам, ведь это ее первая главная роль в большом кино, поэтому она старалась сделать эту историю как можно лучше. 

Особое удовольствие мне доставила работа с Марией Ароновой. Когда-то она посмотрела сериал «Обнимая небо» и достала где-то номер моего телефона, позвонила и наговорила очень много всего приятного. Я, конечно, обалдел. У нас как-то не очень принято звонить незнакомым молодым актерам, которые тебя удивили в сериале или в кино, и говорить им какие-то вещи, которые для них важны. И, тем не менее, Мария –народная артистка РФ, любимица публики, большой профессионал – это сделала. И для меня, молодого артиста, это было огромным счастьем, что мне просто так позвонила такая величина. И видно, что она сильно за тебя переживает. В дальнейшем мы так и не виделись, даже несмотря на то, что мы играем спектакли в одном театре, в театре Пушкина, нам так ни разу и не удавалось пересечься. Мы лишь передавали приветы друг другу через художественного руководителя театра. И вот на съемочной площадке «Льда» мы, наконец, встретились. Мы просто подошли друг к другу, она обняла меня, я обнял ее. Громкие слова были ни к чему, и это были невероятные ощущения.

О Байкале

Когда выходишь на лед, и вокруг почти никого нет, лед начинает с тобой разговаривать. Это поразительно. Днем этот треск очень громкий — это лед вслух разговаривает. Вечером его почти не слышно — это он шепчет, и его можно услышать, приложив ко льду ухо. Это удивительные, конечно, вещи. И энергетически очень сильные.

О музыке и танцах

С нами работал Олег Евгеньевич Глушков, хореограф, который ставил танцы и номера в фильме Валерия Петровича Тодоровского «Стиляги». Он так же был моим преподавателем современного танца в ГИТИСе и поставил с нашим курсом пластический спектакль. Поэтому я был уже знаком с ним и его талантом и очень обрадовался, когда узнал, что он будет хореографом «Льда».

О режиссёре

Олег – большой молодец. Это новая волна российских режиссеров, как мне кажется. И очень здорово, что, находясь на съемочной площадке с более опытными людьми, такими как оператор Михаил Милашин, как Мария Аронова, Олег старался к каждому прислушаться и работал очень спокойно, по-современному.

О фильме

Мне кажется, что пазл из людей, которые работали над фильмом, совпал настолько идеально, что получилось очень достойное кино. Есть в нем что-то чудесное. Притом, что ощущение этого чуда появилось уже после окончания съемок и пост-продакшна. Так что теперь я твердо уверен, что кино удалось.

Смотреть трейлер фильма «Лёд (2018)» на русском онлайн

14 февраля в прокат вышел «Лед 2» — сиквел спортивной мелодрамы с элементами мюзикла, и в первый же уик-энд фильм собрал в прокате более 600 млн рублей. О том, почему же история фигуристки Нади, ее мужа и дочки так волнует зрителей и какие проблемы за ней стоят, рассуждает Аглая Чечот.

Осторожно: в тексте подробно раскрываются детали сюжета фильмов «Лед» и «Лед 2»!

В 2018 году, когда на экраны выходил первый «Лед», его успех в прокате не был очевиден. Мюзикл — в России всегда риск (вспомним холодный прием «Самого лучшего дня» Жоры Крыжовникова), а здесь речь шла о миксе спортивной мелодрамы и музыкального фильма. Продюсеры прекрасно это понимали: трейлер ни одним кадром не выдавал жанр. Остальные слагаемые также не гарантировали кассу. Петрову на тот момент еще было далеко до статуса всенародного любимца — он был известен в основном по сериалам «Полицейский с Рублевки», «Фарца» и по «Притяжению» Бондарчука. Режиссером-постановщиком стал дебютант Олег Трофим, до этого снимавший музыкальные клипы и рекламу для Hype Production. Тем не менее картине удалось преодолеть невозможный для мелодрамы барьер в 1,5 млрд рублей, заняв вторую строчку в рейтинге после «Движения вверх».

На съемках фильма 

Сложно сказать, что стало залогом успеха — тема фигурного катания, лав-стори «снежной принцессы» (Аглая Тарасова) и непутевого хоккеиста (Александр Петров), живые диалоги или поп-хиты, получившие в фильме новую трактовку («Хочешь?» Земфиры, например, звучала в качестве колыбельной). Из дня сегодняшнего кажется, что зрителя привлек именно сюжет воспитания характера, знакомый каждому, у кого было советское детство.

Первая жертва

Оставшаяся сиротой после смерти мамы фигуристка Надя могла бы без дела болтаться по улицам, но случай в лице сердобольного тренера дает ей шанс на счастье, которое многими в нашей стране понимается однозначно: быть встроенным в систему — детского сада, армии или спортивного лагеря (композиция «Я солдат» группы «Пятница» в исполнении юниорок). Тренер Шаталина, держащаяся старорежимных понятий о воспитании чемпионского характера, противостоит мягкой и любящей матери (Ксения Раппопорт), действующей в соответствии с идеями новейшей педагогики. Но, чтобы преуспеть в спорте, материнский принцип воспитания должен отойти на второй план, и вот мать героини умирает от сердечного приступа, оставляя дочь на попечение тренера.

«Лед»

Следующий пункт обязательной программы — поездка в Москву на конкурс невест. Главный фигурист страны (Милош Бикович) ищет партнершу для выступления на Кубке льда. Показательно, что судьба Нади решается именно на примере парного, а не одиночного катания: обрести себя героиня может только в союзе с прославленным спортсменом, который из профессионального почти сразу же перерастает в союз любовный. Увлеченная победами, она не замечает, что партнер сосредоточен исключительно на золотых медалях и не разделяет семейных ценностей. В этот момент образ ледяной арены впервые меняет значение, превращаясь из поля чудес в холодную пустыню. Полученную вскоре героиней травму можно понимать и как травму бесперспективных отношений, и как травму советского воспитания: пожертвовавшая здоровьем ради спорта фигуристка оказывается прикованной к инвалидной коляске. Единственный, кто может ее спасти, — это хронический неудачник Горин с «девятью победами и семью поражениями», карьера которого далека от идеальной.

Иван-дурак

Обаяние персонажа Петрова, кажется, составляет половину успеха дилогии. Он верит в амулеты и примитивную магию, с детской непосредственностью переносит на постсоветскую реальность мифологию «Звездных войн» и не только помогает Наде встать на ноги, но и становится ей кем-то вроде матери. Как и она, он противостоит принципу внешнего успеха, который метафорически соотносится с темой льда. «Лед трещит» — фраза, которую он повторяет вслед за матерью героини. Только им двоим под силу если не растопить, то хотя бы надломить лед окружающей действительности. По законам русской сказки «снежная принцесса» предпочитает теплокровного ухажера ледяному, а любовь берет верх над карьеризмом. Победа Горина, как и его участие вместе с Надей в международных соревнованиях (изучивший азы фигурного катания хоккеист легко заменил профессионального фигуриста), — это типичная победа Иванушки-дурачка над умелыми конкурентами, золотого сердца над холодным профессионализмом.

Родина-мать

Тренер Шаталина (замечательная работа Марии Ароновой), пожалуй, самый неоднозначный персонаж дилогии, воплощающий на экране Родину-мать. Как и положено метафорической фигуре такого масштаба, она объединяет оба воспитательных принципа — репрессивно-жертвенный и материнский, ледяной и сердечный. Отсюда постоянные метания персонажа между образом истукана и последней защитницы очага.

Шаталина проводит свою воспитанницу через все ужасы спортивной дрессировки, чтобы та смогла стать образцовой женой и матерью (материнство часто воспринимается как своего рода спортивное достижение). Финал первого «Льда» лишает героиню карьеры (несмотря на слезы и овации стадиона, Горина и Надю дисквалифицируют), оставляя ее в статусе невесты и будущей матери. Так первая часть дилогии оказывается метафорической историей о становлении «настоящей женщины», чемпионки в любви и семейной жизни.

От сказки к правде

«Лед»

Несмотря на весь драматизм, первый «Лед» был картиной оптимистической, романтической мелодрамой о юношеских грезах. С приходом Жоры Крыжовникова, автора народных комедий «Горько!», «Горько! 2» и сериала «Звоните ДиКаприо!», концепция начала тяготеть к большему реализму. Примитивная магия больше не работает, а чудеса если и случаются, то в области человеческих взаимоотношений. «Лед 2» еще в трейлере был заявлен как более зрелая история про тяготы брака: то ли молодую семью заел быт, то ли Надя впала в послеродовую депрессию и бросила хоккеиста с младенцем на руках. Но сказка оказалась страшнее.

Вопреки чудесному исцелению Нади в первой части, ее старая травма дает о себе знать, и героиня скоропостижно умирает в родах. Интересно, как возникло это сценарное решение. Такое ощущение, что вариант с послеродовой депрессией действительно рассматривался, но был отвергнут как этически некорректный (нельзя же, в самом деле, на всю страну транслировать сомнительные ценности).

В соответствии со своим статусом супергероини Надя приносит себя в жертву ради новорожденной дочери. Теперь другая девочка, тоже Надя (Виталия Корниенко), должна отправиться на временные воспитательные работы к Шаталиной, но между ними встает отец, временно исполняющий роль гиперопекающей матери. Пожертвовав ради семьи карьерой, он уходит из большого спорта («работаю в хоккее, но сейчас в декрете»).

Несоответствие героя «настоящей» мужской роли показано как досадное уклонение от правильного курса. Смена гендерной модели оборачивается для него серьезными неприятностями: будучи не в силах справиться с тревожностью, он запрещает дочери приближаться к катку и делает все, для того чтобы она не повторила судьбу матери. Протест против свободы добровольно принести себя в жертву (спорту, призванию и Отечеству) трактуется как посягательство на базовые ценности — и госсистемой, и Родиной, и самой девочкой. Для лишения героя родительских прав нет серьезных оснований; его наказывают не потому, что он опаздывает или плохо водит, а потому что защищает ребенка от травматичности взрослой жизни. Так возникает сюжет про оспаривание родительских прав, где истцом выступает Родина-мать, требующая от своего гражданина преданности национальным добродетелям, а ответчиком становится вконец запутавшийся отец-одиночка. При этом авторы достаточно либеральны, чтобы не отдавать ребенка на воспитание государству (Родина-мать имеет с ним меньше общего, чем может показаться на первый взгляд). Государственная машина, точнее, органы опеки, показана не как нечто монолитное, а как гибрид старорежимной грымзы и человечной молодой сотрудницы (Надежда Михалкова).

Путь смирения

Интересно, что, пока герой Петрова противостоит окружающей его реальности, у него ничего не получается: похищение дочери и побег за границу с директрисой хоккейного клуба оказываются имитацией (тут Крыжовников цитирует самого себя в «Звоните ДиКаприо», где Юлия Хлынина с Петровым тоже планировали покинуть страну); одиночный митинг перед подъездом, где живет Шаталина, также ни к чему не приводит. Но стоит молодому отцу смириться с действительностью и добровольно отказаться от отцовских прав, как у него сразу все налаживается: Родина-мать Шаталина просит прощения и даже встает на колени в зале суда (привет, судебные шоу на российском ТВ); сама природа Байкальского озера радостно приветствует блудного сына; даже лед наконец готов дать трещину и расступиться под ногами героев. Мысль о необходимости покориться судьбе рефреном звучит за кадром в «Озере надежды» Пугачевой. Принять неизбежное — вот рецепт успеха. Так вторая часть дилогии вступает в противоречие с первой, где утверждалось как раз обратное: смирение со своей участью ведет на темную сторону.

Колесо сансары

В финальной сцене хор исполняет «Сансару» Басты — образ вечно повторяющегося жизненного цикла, очевидно, важен для фильма. Женский мир здесь всецело на стороне колеса страданий и перерождений, мужчина — в лучшем случае попутчик. Сансара и в забавном повторе имен (Надя-жена, Надя-дочь,  будущая пассия Надежда Михалкова), и в пафосе родительства (на титрах создатели «Льда 2» дают семейные фотографии членов съемочной группы). На другом полюсе — репрезентация женского одиночества. В клипе на «Озеро надежды» квартира Шаталиной превращается в ледяную пещеру — этот образ можно прочитать как буквально (нет чайлдфри), так и метафорически (очаг Родины-матери почти не греет, а сама она слишком много времени проводит в судах).

В последнее время трек «Сансара» пользуется у кинематографистов большой популярностью — им озвучена сцена повешения декабристов в недавнем «Союзе Спасения». Вряд ли каждый зритель готов воспринимать «Лед 2» как метафорическую притчу о современной российской действительности, колеблющейся между заморозками и оттепелями, но нельзя не разглядеть за условными сюжетными коллизиями канву нашей общей жизни.

Возможно, секрет успеха именно в том, что ни первый, ни второй «Лед» не хотят быть просто спортивными мелодрамами; оба фильма работают по принципу агрегатора коллективного бессознательного, присваивая отголоски актуальной повестки, телевизионную эстетику и плейлисты разных эпох (в саундтреке «Льда» советские хиты вроде «Юноны и Авось» и «Прекрасного далека» встречаются с попсой 1990-х), постмодернистски меняя значение песен на противоположное, как произошло с «Нас не догонят» t.A.T.u. Многослойному восприятию помогает и жанровой микс: кто-то увидит здесь мюзикл о всепобеждающей силе любви, кто-то — злободневную социальную аллегорию, а кто-то — все-таки возрастной рейтинг 6+, «Холодное сердце» для взрослых.

В начале картины показывают маленькую девочку Надю, которая жила с мамой в крошечной квартирке и очень интересовалась фигурным катанием. Любящая мать делала все, чтоб устроить дочку в секцию: пыталась договориться с тренером, покупала книги, занималась с дочерью.

Внезапно случается трагедия: мать девочки умирает от сердечного приступа. Надю берет под опеку тетка. Девочка сильно горюет о любимой матери. Но она не оставляет своей мечты заниматься фигурным катанием, занимается по книге и очень старается добиться того, чтоб тренер взяла ее в сборную, буквально ночуя под ее окнами.

Девочку берут, ей достается очень строгая и требовательная тренер. У Нади начинаются сложные будни в школе фигурного катания. У девочки далеко не сразу все получается, она заметно отстает от сверстниц. Но Надя терпит боль, сжав зубы, терпеливо переносит неудачи.

Надежда растет, постепенно осваивает спорт, к подростковому возрасту она показывает отличные результаты. Девушку приглашают выступать в столицу с известным и очень привлекательным партнером, все идет хорошо, у молодых людей начинается роман, они вместе готовы свернуть горы. Но на одном из выступлений Надежда падает и получает серьезную травму.

Девушка вынуждена передвигаться в инвалидной коляске, надежда на восстановление есть, но слабая. В этот период Наде добровольно-принудительно помогает хоккеист Саша, очень искренний и непосредственный молодой человек. Он становится для нее надежной опорой, потому что партнер по сцене Володя сбежал от трудностей, а девушка рискует остаться наедине с собственной беспомощностью и депрессией. Постепенно между Сашей и бывшей фигуристкой зарождается крепкая дружба, а потом и нечто большее…

Тем временем здоровье Нади восстанавливается, она учится заново ходить, а потом вновь встает на коньки. Девушку приглашают в столицу — принять участие в крупном соревновании в паре с бывшим партнером Володей. Но тот настолько не верит в Надежду, что в ответственный момент просто не выходит вместе с ней на лед. Но вместо него выходит Саша. Они успешно отрабатывают программу номера.

Смысл фильма «Лёд»

Смысл фильма в том, что никогда нельзя сдаваться, какие бы трудности не стояли перед человеком. Нужно упорно идти к своей цели, если падаешь, то вставать и снова идти. Так говорила Надежде покойная мать, она навсегда запомнила эти слова и руководствовалась ими в дальнейшей жизни.

Имя девочки выбрано очень символично: надежда, как говорится, умирает последней. Если верить в лучшее и прикладывать максимум усилий, то все обязательно получится.

Потеряв мать, маленькая Надя не отчаялась, а стала упорно добиваться, чтоб ее приняли в команду и добилась своего, хотя тренер долго отказывалась. Затем, обучаясь, Надежда с потом и кровью добивалась отличных результатов в фигурном катании. И постепенно стала лучшей в своем деле.

Затем, получив тяжелую травму, девушка учиться жить заново. Сначала она пытается принять свое новое положение, выйти из состояния депрессии и горя, затем — встать на ноги, далее — вернуться в спорт. Какая сила духа потребовалась от хрупкой девушки, чтоб преодолеть все испытания, который ей приготовила судьба!

Любовная линия в фильме наглядно показывает, что настоящая любовь проходит вместе с человеком через все трудности, а не достается легко, сразу. Любовь проявляется в поступках, как в случае с Сашей, а не в красивых словах, как в случае с Володей.

Смысл финала фильма «Лёд»

Концовка фильма демонстрирует, что человек, прошедший через все трудности и не предавший свою первоначальную мечту, человек, который преодолевает свою слабость и боль, всегда будет достойно вознагражден. И награда эта- счастье.

Счастье улыбнулось и Надежде: теперь у нее есть любимый человек, который прошел с ней «сквозь огонь, воду и медные трубы». Отношения, проверенные столькими испытаниями, будут крепкими и счастливыми.

Надя за годы тренировок, побед и поражений обрела в лице своего тренера надежного и мудрого друга.

Девушка восстановила здоровье, теперь она может вновь заниматься любимым делом, оттачивать мастерство и покорять все новые вершины в спорте.

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий фильма золушка 1947 читать
  • Сценарий фильма легкая жизнь
  • Сценарий фильма золотая мина
  • Сценарий фильма левиафан звягинцева читать
  • Сценарий фильма знакомьтесь джо блэк