Повторяю ещё раз: в обязанности химчистки не входят такие операции,
как отпарывание и пришивание пуговиц к одежде, сдаваемой в чистку.
У нас другие функции.
Согласитесь, это странно.
Было бы более логично, если бы пуговицы входили в ваши функции.
Вот я, например, пока ещё холостяк,
и мне очень трудно возиться с этими проклятыми пуговицами.
Очень сожалею, но ничем не могу помочь. Я тоже холостяк.
Тогда вы более, чем кто-либо другой, можете меня понять.
Я всю жизнь занимался научной деятельностью,
и пуговицы прошли мимо меня.
Я всё отлично понимаю, но повторяю ещё раз: в обязанности химчистки…
Я это уже слышал.
Вас, видно, не переубедить.
А ещё «бригада отличного обслуживания»!
Парадокс!
А вы посмотрите в жалобную книгу, сколько об этом пишут!
А мы могли бы по желанию заказчика пришивать и отпарывать пуговицы.
Сервис.
Сервис? Вы, товарищ Гулькина, человек у нас новый и не знаете,
что в нашем деле взять на себя новую обузу легче,
чем потом от неё избавиться.
Да.
Нина? Да, это я.
Конечно помню.
Конечно провожу.
Когда поезд? Через полчаса буду на вокзале.
— Да, товарищ Гулькина…
— Гулина.
Не надо усложнять жизнь, она и без того сложна.
А жить, товарищ Гулина, надо легко.
— Александра Петровича нет?
— Нет.
Какая досада! Опоздала. Горю на работе.
— Пардон. Чистая шерсть?
— Чистая. Наша.
Передайте ему это и скажите, чтобы завтра к утру было готово.
Хорошо, передам.
Но прошу в следующий раз избавить меня от подобных поручений!
— Какая вы бестактная! До свидания.
— Прощайте, королева Марго.
Передайте ему пламенный привет.
Имейте в виду, что сейчас носят длиннее. До сих пор.
Позвольте предложить вам свои услуги.
Что вы! Спасибо, я возьму носильщика.
Я вполне справлюсь с этой обязанностью,
тем более, что мы теперь с вами земляки.
Вы очень любезны.
— Куда ты спрятала мои книги?!
— Я отдала их букинисту.
Разве не знаешь, что много книг в доме теперь не модно?
— Да…
— Вовик.
Начнём, пожалуй.
— Спасибо. До свидания.
— Пожалуйста.
Мне просто неудобно. Вы как заправский носильщик.
Ничего.
Если не ошибаюсь, товарищ Бочкин?
— Шурка! Бочкин!
— Юрка! Лебедев!
— Представь себе!
— Рад видеть. Ты откуда?
Из Дальногорска. Моя соседка по купе Ольга Сергеевна.
А это мой однокашник Шура Бочкин.
— Рад познакомиться. С приездом.
— Очень приятно.
— Позвольте?
— Пожалуйста.
Ну?
Вот так встреча!
— Надолго в Москву?
— Дня на два. А потом в горы отдыхать.
Кто ещё из нашей группы в Москве?
Шур!
А? Почти никого. А сейчас ты куда собираешься?
Проводить Ольгу Сергеевну, а потом в гостиницу.
В таком случае я вас подвезу.
— Спасибо, я сама.
— Зачем же? Нам по пути.
— Откуда вы знаете, куда мне надо?
— Куда бы вы ни ехали, нам по
Лёгкая жизнь | |
Жанр |
Сатирическая комедия |
---|---|
Режиссёр |
Вениамин Дорман |
Автор сценария |
Владлен Бахнов |
В главных ролях |
Юрий Яковлев |
Оператор |
Константин Арутюнов |
Композитор |
Никита Богословский |
Кинокомпания |
Киностудия им. М. Горького |
Длительность |
95 мин. |
Страна |
СССР |
Язык |
Русский |
Год |
1964 |
IMDb |
ID 0168036 |
«Лёгкая жизнь» — советский художественный фильм 1964 года, сатирическая комедия режиссёра Вениамина Дормана.
Сюжет
Студент Бочкин, окончивший столичный химический институт, решает остаться в Москве, а не поехать как лучший выпускник курса по распределению в Дальногорск. Вместо него туда едет его друг Юрий Лебедев. На работу в Москве он устраивается довольно легко и быстро — заведующим химчисткой. Хотя живёт он далеко не на зарплату. Молодой предприниматель имеет «своё» химическое дело с некой спекулянткой «Королевой Марго». Проходит семь лет, в Москву приезжает Лебедев — уже главный инженер созданного в Дальногорске завода. И только тогда Бочкин понимает, что в погоне за материальными благами и стремлением к комфортной жизни в Москве он обокрал сам себя, разменяв науку на ночные «шабашки» по выведению пятен…
В ролях
- Юрий Яковлев — Александр Петрович Бочкин, подпольный предприниматель
- Фаина Раневская — «Королева Марго», Маргарита Ивановна, спекулянтка
- Вера Марецкая — Василиса Сергеевна
- Ростислав Плятт — Владимир Гаврилович Муромцев, муж Василисы
- Нинель Мышкова — Ольга, сестра Василисы
- Надежда Румянцева — Галя, сестра Бочкина
- Всеволод Сафонов — Юрий Лебедев, друг Бочкина, главный инженер завода в Дальногорске
- Людмила Гнилова — работница химчистки активистка Гулина
- Светлана Балашова — работница химчистки
- Наталья Голубенцева — работница химчистки с косичками
- Георгий Тусузов — профессор
- Юрий Тимошенко — Тарапунька
- Ефим Березин — Штепсель
- Клавдия Лепанова — преподаватель, ведёт встречу выпускников
- Станислав Хитров — выпускник-запевала
- Ян Янакиев — лысый выпускник
- Люсьена Овчинникова — Маша, выпускница с ребёнком
- Виктор Маркин — муж Маши
- Нина Иванова — выпускница Таня Левченко (Савченко)
- Вячеслав Гостинский — администратор
- Иван Жеваго — официант
- Олег Видов — посетитель театра, покупающий мороженое
- Майя Булгакова — эпизод
- Владимир Кабатченко — эпизод
- Волков Михаил Григорьевич — эпизод — Время: 1:27:56 — 1:27:58, Парень в светлом шарфе, темном пальто проходит на переднем плане экрана, когда Галя и Юра прощаются на вокзале перед посадкой в поезд.
- Галина Водяницкая — эпизод
- Вера Петрова — эпизод
- Наталья Гицерот — эпизод
- Виктория Чаева — эпизод
- Яков Беленький — эпизод
- Ирина Иванова
Съёмочная группа
- Автор сценария: Владлен Бахнов
- Режиссёр: Вениамин Дорман
- Оператор: Константин Арутюнов
- Художник: Марк Горелик
- Композитор: Никита Богословский
- Текст песен: Александр Галич («Дальние странствия»); Владлен Бахнов, Яков Костюковский («Ни пуха, ни пера»)
- Звукорежиссёр: Дмитрий Флянгольц
- Монтаж: Берта Погребинская
- Директор: Виктор Фрейлих
Интересные факты
- В картине есть камео Нины Ивановой, сыгравшей главную роль Татьяны Сергеевны в фильме «Весна на Заречной улице» (1956). В сцене встречи выпускников преподаватель вызывает Таню Левченко, на что та отвечает: «А я не Левченко, я теперь Савченко» (фамилия Саши, героя Николая Рыбникова).
Крылатые фразы из фильма
- Сервис на грани фантастики
- Здравствуйте, я ваша тетя. Я приехала из Киева и буду у вас жить.
- Такова «се ля ви»
Ссылки
Фильмы Вениамина Дормана |
---|
Девичья весна (1960) • Весёлые истории (1962) • Штрафной удар (1963) • Лёгкая жизнь (1964) • Приезжайте на Байкал (1965) • Ошибка резидента (1968) • Судьба резидента (1970) • Земля, до востребования (1973) • Пропавшая экспедиция (1975) • Золотая речка (1976) • Исчезновение (1978) • Циркачонок (1979) • Похищение «Савойи» (1979) • Ночное происшествие (1980) • Возвращение резидента (1982) • Талисман (1983) • Медный ангел (1984) • Конец операции «Резидент» (1986) • Разорванный круг (1987) |
Для тематической кинорулетки «Советское кино периода Оттепели»
Фильм, как оказалось, очень известный (более 1700 зрителей на Кинопоиске с очень солидной средней оценкой 8/10) и до сих пор, спустя 50 лет, получающий сотни восторженных отзывов от любителей советского кино. Я же узнал об этой комедии непосредственно в рамках текущей кинорулетки и после просмотра — вместо предсказуемого восторга — получил чувство глубокого недоумения.
Почитав отзывы, я понял, почему «Легкая жизнь» так любима среди поклонников нашего старенького кино, особенно комедий. Стандартный набор:
- яркая комедийная завязка (главный герой ведет двойную жизнь, и нам действительно смешно наблюдать за тем, как он выкручивается из непростых ситуаций на грани разоблачения),
- великолепные советские актеры (Юрий Яковлев в главной роли и Фаина Раневская во второстепенной, затмевающая своими короткими уморительными эпизодами всех остальных вместе взятых, а еще вы увидите Надежду Румянцеву, Ростислава Плятта и др.)
- крылатые фразочки («здравствуйте, я ваша тётя» — именно оттуда, одноименный фильм с Калягиным появился позже).
Раневская — главная звезда фильма, ее игрой восхищаются в каждом втором отзыве.
Если не заморачиваться, можно воспринимать «Легкую жизнь» как классическую советскую комедию без привязки к какой-либо эпохе и к социально-политическим явлениям. Как, например, «Бриллиантовую руку», которая всегда будет увлекательной комедией, но внимательный зритель найдет в истории о Семён-Семёныче кучу скрытых слоев и подтекстов, далеко не веселых. Вот и «Легкая жизнь» из той же серии — за стандартной комедийной оболочкой спрятано множество намеков на тогдашние реалии, но чтобы их распознать, надо, конечно, пожить в 60-е. Я же, родившийся в 80-е, так и не понял: против кого/чего направлена сатира создателей фильма. Возможно, они и сами запутались. Но чисто интуитивно возникает неприятное чувство, как будто тебе промыли мозги скрытой пропагандой. Только вот что конкретно мне хотели впарить — не понял…
Подлинный замысел создателей сможет обнаружить, видимо, только тот, кто хорошо знает специфику той эпохи.
Ярлык «оттепельный» отлично подходит для фильма «Легкая жизнь» — в нем показываются или затрагиваются вещи, которые для дооттепельного советского кино были недопустимы: теневая экономика и советский «высший класс» (в буржуйском понимании этого выражения). Вот только непонятно: то ли высмеиваются эти явления, то ли создатели лоббируют смену политического курса с социалистического в сторону рыночной экономики. Главный герой, несмотря на свои лживость и высокомерие, вызывает симпатии, хотя по сути он «враг народа» (он заведующий химчисткой, зарабатывающий большие деньги нелегальными частными заказами), если судить с точки зрения стереотипов советского кино. А в финале он совершает мужественный поступок, после чего превращается в типичного героя советского кино — Настоящего Советского Мужчину. В то же время спекулянтку Раневскую, чей моральный облик ничем не хуже, в конце повязали милиционеры… Я не понимаю логику сценаристов. Но представляются ухмыляющиеся лица режиссера Дормана и сценариста Бахнова, которые как бы говорят: кто надо — тот поймет!
Ценность «Легкой жизни» заключается в том, что картина дает много интересной информации о теневой экономике в период хрущевского правления. Заведующий химчисткой Бочкин (Яковлев) и спекулянтка-барыжница Марго (Раневская) — сообщники, получающие от состоятельных граждан по хитрой схеме частные заказы по выведению пятен. Отмывание, выведение… Возникают специфические ассоциации и аллюзии. Кроме того в сюжете мелькают некоторые экономические явления, характерные для нашего времени: например, героиня покупает туфли в кредит. Еще мы видим некий «высший класс» в лице Ростислава Плятта и Веры Марецкой, которые живут откровенно по-буржуйски, при этом каким-то образом замечательно вписаны в советскую «коммунистическую» систему. Вот символичный кадр:
Опят же, нельзя с уверенностью сказать, что здесь высмеиваются эти «советские буржуи», несмотря на ряд комичных ситуаций, в которых персонажи выставляются в глупом виде. Осознанно или случайно, режиссер снижает сатирический градус — хочется посочувствовать персонажам, нежели посмеяться над ними.
Благодаря тому, что мы успели изучить французскую новую волну в одной из первых кинорулеток, в «Легкой жизни» можно заметить возможные подражания европейским образцам того времени — неслучайно кинематограф Оттепели иногда называют «советской новой волной». Дорман использует такой «нововолновый прием», как обращение героя в камеру, к зрителю. А мелодраматические эпизоды фильма схематично похожи на любовные истории от французских режиссеров «новой волны». Но если от французского кино веет свежестью и молодостью, то от «советской романтики» «Легкой жизни» возникает ощущение тяжести, искусственности. Когда наши пытаются подражать французам в романтических делах — смотрится это очень глупо. Примечательно, что всем актерам, участвующим в «романтических» эпизодах, в 1964 году было за 30. И вот эти взрослые дяденьки и тетеньки ведут себя как герои, например, фильма «Мужское-женское» Годара.
Важно отметить, что действие происходит в Москве. Вот эта «столичность», фирменное московское высокомерие чувствуется на протяжении всего фильма. Тоже, кстати, отличный объект для сатиры. Мог бы быть… Полагаю, показанная история и не могла случиться в каком-либо другом месте.
***
«Легкая жизнь» хитро и даже немного манипулятивно раскрывает неприглядные грани советской жизни, не давая им однозначной оценки. Оказывается, Оттепель — это не только свобода, энтузиазм, любовь, романтика. Это усиливающаяся культурная разобщенность, снижение ответственности у власть имущих, волюнтаризм, тревожные предчувствия насчет будущего «закручивания гаек» — все это, хоть и коряво, зашифровано в фильме. Советское кино того периода отлично проиллюстрировало первое и очень неохотно бралось за второе. Фильм Вениамина Дормана уникален тем, что эксплуатирует лучшие традиции советских комедий, скрываяза ними реальную неприглядную, абсолютно неромантичную правду «оттепельной» жизни. Если у режиссера действительно был такой замысел, то мастерства для его реализации все же не хватило.
Оценка: 6,5/10
«Лёгкая жизнь» — советский чёрно-белый художественный фильм 1964 года, сатирическая комедия положений режиссёра Вениамина Дормана.
Фильм занял 17-е место (24,6 млн зрителей) в списке самых кассовых фильмов 1964 года[1].
Сюжет
Александр Бочкин, окончивший столичный химический институт, решает остаться в Москве, а не как один из лучших выпускников курса поехать по распределению на завод в Дальногорск. Вместо него туда едет друг-однокурсник Юрий Лебедев.
В столице Бочкин устраивается на работу довольно легко и быстро — заведующим химчисткой. Но живёт он далеко не на одну зарплату. Молодой предприниматель вместе с колоритной спекулянткой по прозвищу «Королева Марго» организует «химчистку на дому».
Проходит семь лет. В Москву приезжает Лебедев — уже главный инженер завода в Дальногорске. И только тогда Бочкин понимает, что в погоне за материальными благами и стремлением к столичной комфортной жизни он сам себя обокрал, разменяв науку и возможность заниматься серьёзным и общественно полезным делом на ночную работу по выведению пятен на одежде клиентов.
В ролях
Румынский плакат к фильму.
Актёр | Роль |
---|---|
Юрий Яковлев | Александр Петрович Бочкин, заведующий химчисткой, подпольный предприниматель |
Надежда Румянцева | Галя, сестра Бочкина, студентка |
Фаина Раневская | Маргарита Ивановна («Королева Марго»), спекулянтка |
Всеволод Сафонов | Юрий Лебедев, друг Бочкина, главный инженер завода в Дальногорске |
Нинель Мышкова | Ольга Сергеевна Коробкова, шляпница из Дальногорска, бывшая учительница литературы |
Вера Марецкая | Василиса Сергеевна Муромцева («Вася»), сестра Коробковой |
Ростислав Плятт | Владимир Гаврилович Муромцев («Вовик»), муж Василисы, учёный |
Ефим Березин | Штепсель, посетитель ресторана |
Юрий Тимошенко | Тарапунька, посетитель ресторана |
Иван Жеваго | официант |
Владимир Кабатченко | тамада в ресторане |
Людмила Гнилова | Гулина, работница химчистки |
Светлана Балашова | работница химчистки |
Наталья Голубенцева | работница химчистки |
Клавдия Лепанова | посетительница химчистки |
Георгий Тусузов | Иван Сергеевич, профессор |
Галина Водяницкая | преподаватель на встрече выпускников |
Нина Иванова | Таня Савченко (в девичестве Левченко), выпускница |
Люсьена Овчинникова | Маша, выпускница с ребёнком |
Виктор Маркин | муж Маши |
Станислав Хитров | выпускник-запевала |
Ян Янакиев | лысый выпускник (нет в титрах) |
Олег Видов | посетитель театра, покупающий мороженое |
Н. Кокорин | эпизод |
А. Чумина | эпизод |
Съёмочная группа
- Автор сценария: Владлен Бахнов
- Режиссёр: Вениамин Дорман
- Оператор: Константин Арутюнов
- Художник: Марк Горелик
- Композитор: Никита Богословский
- Текст песен: Александр Галич («Дальние странствия»); Владлен Бахнов, Яков Костюковский («Ни пуха, ни пера»)
- Звукорежиссёр: Дмитрий Флянгольц
- Монтаж: Берта Погребинская
- Директор картины: Владимир Марон
Интересные факты
- Героиня Нины Ивановой Таня Савченко (в девичестве Левченко) это та самая Татьяна Сергеевна Левченко из фильма «Весна на Заречной улице». Посмотрев оба фильма, можно сделать вывод, что Татьяна Сергеевна и Саша Савченко из «Весны на Заречной улице» всё-таки поженились[значимость факта?][источник не указан 135 дней].
- Несмотря на то, что актрисе Надежде Румянцевой на момент съёмок было 34 года, она справилась с ролью молодой студентки Гали[значимость факта?][источник не указан 135 дней].
Примечания
- ↑ «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (сайт памяти Алексея Смирнова). www.aleksey-smirnov.ru. Дата обращения: 17 ноября 2022. Архивировано 17 ноября 2022 года.
Ссылки
- Лёгкая жизнь (1964). ruskino.ru. Дата обращения: 15 мая 2022. Архивировано 31 июля 2021 года.
- Лёгкая жизнь (1964). О фильме. gosfilmofond.ru. Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации. Дата обращения: 15 мая 2022. Архивировано 15 ноября 2022 года.
Эта страница в последний раз была отредактирована 7 января 2023 в 17:44.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
О чем писала нижегородская пресса в феврале 1967 года
В 1964 году на экраны кинотеатров вышла известная сатирическая комедия «Легкая жизнь», снятая режиссером Вениамином Дорманом. Согласно сюжету, студент Бочкин (Юрий Яковлев), окончивший столичный химический институт, решает остаться в Москве, а не поехать, как лучший выпускник курса, по распределению в Дальногорск. Как тогда говорили, товарищ «предпочел огни большого города».
Вместо Бочкина туда отправился его друг Юрий Лебедев. На работу в столице талантливый химик устраивается легко и быстро – заведующим химчисткой. А потом Бочкин создает с матерой спекулянткой по прозвищу Королева Марго (Фаина Раневская) подпольную «фирму». С помощью нехитрой схемы парочка обманывает клиентов и зарабатывает большие деньги
Однако спустя семь лет, когда в Москву приезжает Лебедев – уже главный инженер созданного в Дальногорске завода, Бочкин понимает, что в погоне за материальными благами и стремлением к комфортной жизни в Москве он обокрал сам себя… В итоге герой вовремя бросает «фирму» и уезжает, а вот Королеву Марго вскоре арестовывает милиция.
Фраза Фаины Раневской: «Далеко, миленькая, далеко… Ой, надолго, миленькая, надолго…» – с тех пор стала одной из культовых в истории советского кино.
ПОДПОЛЬНАЯ «ФИРМА» НАЛАДИЛА ВЫПУСК ТЕЛЕВИЗОРОВ
Как это нередко бывало, сюжет картины был основан на реальных событиях. Именно в середине 60-х годов по всей стране были разоблачены десятки подпольных фирм, и многие из этих событий очень напоминали историю Бочкина и Королевы Марго.
Нередко организаторами и работниками теневого бизнеса оказывались талантливые инженеры, даже конструкторы. Они не хотели довольствоваться зарплатой и медленно ползти по карьерной лестнице, а желали жить красиво и прямо сейчас. Не случайно Бочкин в фильме ездит на ГАЗ-21 – «мечте миллионов». Все прекрасно понимали, что на зарплату простого инженера или технолога такую машину не купить!
Были свои «Бочкины» и в городе Горьком. 50 лет назад прокуратура Приокского района разоблачила подпольную «фирму», созданную молодым инженером телевизионного завода имени Ленина Юрием Малинкиным.
После того как в 1957 году начало свою работу Горьковское телевидение, в городе начался настоящий телевизионный бум. Увидев однажды черно-белую картинку на небольшом экране у соседей или родственников, каждая семья отныне мечтала обзавестись такой штуковиной. За телевизорами специально ездили в Москву, а если таковые появлялись в магазинах, в них тут же выстраивались очереди.
В 1959 году, идя в ногу со временем, завод имени Ленина начал выпуск своего первого телевизора, название которого соответствовало эпохе атомных испытаний – «Радий». Стоил деревянный «ящик» с овальным экранчиком немалую сумму – 324 рубля. Но даже за такие деньги эти телевизоры было не достать! А в 1965 году появилась на свет новая модель – «Чайка», с которой началось целое поколение горьковских телевизоров.
Высокий спрос на эту технику, намного превышавший предложение, и толкнул Юрия Малинкина на создание подпольной «фирмы» по выпуску телевизоров. Внимательно изучив работу вахтеров, он понял, что просто так вынести с предприятия хрупкие и зачастую громоздкие детали вряд ли удастся. Не через забор же их перекидывать – не болванки какие!
Впрочем, как и герой Юрия Яковлева, Малинкин не только обладал техническими талантами, но и не был лишен мужского обаяния. С помощью кокетства и ухаживания он смог постепенно завербовать сразу трех женщин: Н.Н. Коченову, М.Н. Соболеву и П.П. Куликову. Все они были уже не очень молодые, жили плохо (зарплата вахтерши всегда была копеечной), потому легко поддались обещаниям молодого инженера обеспечить им в скором времени красивую, безбедную жизнь.
В общем, самый сложный вопрос, с выносом деталей, удалось решить. После этого Малинкин связался с группой «радиолюбителей», состоявшей из инженера-технолога из города Владимира А.В. Глушина, горьковчан Б.М. Шабанина и Л.Н. Китаева. Эти товарищи тоже не хотели разъезжать по всяким там Дальногорскам и трудиться на заводах ради получения квартиры да должности главного инженера через много лет. «Лучше жить здесь и сейчас, а хорошо жить еще лучше», – думали они. И «радиолюбителям» это удалось!
В течение нескольких лет Малинин в соучастии с Коченовой, Соболевой и Куликовой регулярно крал с завода имени Ленина детали и поставлял их «сборщикам»: Глушину, Шабанину и Китаеву. А те прямо у себя в квартирах наладили серийное производство телевизоров, внешне похожих на «Радий» и «Чайку».
Конечно, все они имели индивидуальные черты и особенности – в частности, деревянную коробку умельцы делали сами из подручных средств. Так что любой опытный взгляд мог легко отличить подделку. Зато ручная сборка! А по качеству и надежности «телики» марки «Малинкин, Китаев и Кє» даже превосходили заводские модели. В общем, дело пошло хорошо.
«ДАЛЕКО, МИЛЕНЬКАЯ, ДАЛЕКО… НО НЕНАДОЛГО!»
Поначалу «фирма» реализовывала свою продукцию только через знакомых и родственников, чтобы не привлекать лишнего внимания. Однако потом, как это часто бывает, подпольных телевизионщиков подвела жадность. Телевизоров делали всё больше, а знакомые закончились, поэтому пришлось искать новые рынки сбыта.
Малинкин и его подельники стали околачиваться возле магазинов, торгующих телевизорами, подходить к разочарованным покупателям, которым не досталась оригинальная продукция завода имени Ленина, и говорить: «Телевизор нужен? Новый, по цене ниже, чем в магазине…» И если клиент соглашался, предлагали проехать домой к одному из работников фирмы, где и заключалась сделка.
Бизнес продвигался так хорошо, что Малинкин и Китаев уже подумывали о наборе нового персонала, чтобы расширить производство. «Скоро сможем с самим заводом тягаться», – шутили подпольные коммерсанты. И даже купили с рук автомобиль – ту саму 21-ю «Волгу», прямо как у начальника химчистки Бочкина. Чтобы товар развозить, а заодно и торговать телевизорами прямо из багажника!
Однако «фирма», уже превратившаяся в подпольный телевизионный завод, своей чересчур бурной деятельностью привлекла внимание милиции и в один прекрасный день была накрыта.
«Только за короткий срок Глушин, Шабанин и Китаев изготовили из ворованных деталей 15 телевизоров, которые, разумеется, пошли на продажу, – писал помощник прокурора Приокского района П. Евстафьев в статье «Крах подпольной фирмы» («Горьковский рабочий»). – С каждым днем у расхитителей возрастал аппетит. Они уже думали о новых доходах, о расширении «клиентуры», но следственные органы раскрыли преступную группу».
В итоге все дельцы пошли под суд. И никто из них, в отличие от Бочкина, вовсе не думал отказаться от материальных благ и комфортной жизни, чтобы начать жизнь честную. Хотя легендарный фильм с Яковлевым и Раневской они наверняка смотрели.
Организатор «фирмы» Юрий Малинкин получил 5 лет тюрьмы, остальные отделались небольшими сроками. Суд учел, что само по себе подпольное изготовление телевизоров не преступление, а статьи за подделку товарного знака в УК РСФСР не существовало. Да и спекуляцию «фирмачам» пришить не удалось, ибо под таковой советский закон понимал только перепродажу готового товара.
Вахтерши же были признаны соучастницами в кражах и отделались одним или двумя годами лишения свободы. Так что трем обольщенным «Королевам Марго» впору было говорить: «Далеко, миленькая, далеко… Но ненадолго!»
ГОРЬКОВСКИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ БОЧКИНА И КОРОЛЕВЫ МАРГО
Работали в Горьком и другие подпольные «фирмы», предлагавшие людям различные незаконные услуги. Некоторые из них действовали как раз в духе Бочкина и Королевы Марго.
Например, в Автозаводском районе директор станции техобслуживания автомобилей некий В.И. Гнездов давал указания своим автомеханикам Д.П. Юркину и В.Ф. Мартынову отказывать клиентам в ремонте машины, ссылаясь на нехватку запчастей и «напряженный график». А потом расстроенным автолюбителям предлагали либо записываться в очередь (месяца через три приезжайте), либо обращаться к некоему Геннадьичу, который может всё сделать частным образом.
На деле же этот Геннадьич забирал у клиентов машины, а потом перегонял в тот же самый автосервис, где упомянутые Юркин и Гнездов по ночам чинили их за двойную оплату. И желающих отдать дорогостоящий автомобиль фактически неизвестно кому и переплатить за ремонт вдвое находилась тьма тьмущая.
Иные и вовсе занимались банальными аферами. Так, работница ГАЗа Александра Васильевна Кузнецова летом выезжала к городским вузам и искала там «лохов». Точнее – молодых людей и девушек, которые плохо сдали вступительные экзамены или хотели попасть в институт без конкурса.
Гражданка в основном орудовала в пединституте и политехе. Туда традиционно поступало много выпускников школ из сельской местности, причем приезжали с родителями, а то и всей семьей. А колхозники – народ неопытный и доверчивый! «Есть у меня авторитетные «эскулапы», они непременно выручат, – говорила Кузнецова клиентам. – Но… Сами понимаете, для этого нужны деньги. Думаю, что 400 рублей вполне достаточно».
Если абитуриенты и их родственники соглашались, то аферистка тут же, на их глазах, организовывала сцену «разговора с профессором». Александра Васильевна попросту ждала, когда из здания выйдет мужик, внешне похожий на ученого (с папкой и в очках, к примеру), и под надуманным предлогом подходила к нему.
Сначала разыгрывала сцену, типа «обозналась», а потом просила подсказать дорогу на площадь Горького или еще куда. Минут пять они стояли, что-то записывали, махали руками, так что у сидевших на скамейке или стоявших поодаль абитуриентов и их родителей создавалось впечатление, будто идут «переговоры». После этого дама возвращалась к клиентам, заявляла, что всё в порядке, «можете покупать учебники», и брала деньги.
Погорела Кузнецова, как всегда бывает, на жадности. Во время очередной «сделки» ее узнали родители, чей сын еще год назад «купил учебники», но так никуда и не поступил. Они-то и сдали аферистку в милицию.
Виктор МАЛЬЦЕВ «Ленинская смена»
Лёгкая ироничная комедия. Бесподобна игра актёров.
Для меня их нет, но могут не все понять реалии того времени.
Доброго времени суток, читателям «Отзовика».
Скоро наступит любимый праздник Новый год и в его канун я люблю пересматривать старые добрые советские фильмы. Федеральные каналы нас не балуют особым разнообразием. Каждый год тусуются между каналами одни и те же фильмы. Картины всеми нами любимые и входят в «Золотой фонд» нашего кинематографа, но хотелось бы расширить этот список, чем нам предлагают телевизионщики.
Картину о которой я хочу сегодня рассказать не часто увидишь на центральных каналах, иногда ее показывают по кабельному ТV.
Фильм «Лёгкая жизнь» (1964 г ), я почему-то ни разу не смотрела в детстве, то ли его не показывали на ТV, то ли я была слишком мала, чтобы оценить это кино. Тем не менее очень приятно открывать для себя что-то новое, тем более в чёрном-белом кинематографе.
Это сатирическая, лёгкая, как шампанское, комедия положений, а какие артисты в ней снимались… но обо всем по порядку.
СЮЖЕТ.
Главный герой, Александр Бочкин получил диплом инженера-химика, но не захотел, как это сделали его товарищи, ехать в глушь. Получив должность заведующего химчистки, помимо трудовых доходов, он наладил подпольный бизнес, берет частные заказы через свою подельницу Маргариту Ивановну. И жизнь у главного героя вроде идёт легко, при деньгах, машина «Волга»…, но вот он попадает в неприятную ситуацию. Хотел произвести впечатление на понравившуюся девушку, Ольгу и брякнул сгоряча, что он ученый-химик. Да, ещё в присутствии своего однокурсника Юрки Лебедева. Говорить, что ты выводишь пятна с одежды, с дипломом инженера стыдно и не престижно.
Дальше ничего рассказывать не буду, посмотрите сами, как на главного героя посыпятся, как снежный ком, неприятности, которые намотаются из -за его лжи. Сюжет и сейчас вполне актуальный. Встречаются среди нас такие, кто любит казаться лучше, чем он есть на самом деле.
Если вы подумаете, что сюжет скучен, то вы ошибаетесь. Фильм смотрится на одном дыхании, если конечно вы способны подмечать сатирические моменты. А как может быть иначе, если в нем снимаются такие мастера советской сцены.
АКТЕРЫ И РОЛИ.
Главную роль, Александра Бочкина исполнил блистательный актёр ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ. Актёр не только мастер серьезных драматических образов, но и один из немногих, кто снялся у наших трех признанных гениев комедии — Гайдая, Рязанова и Данелии.
В роли его сестры, Гали снялась всеми любимая НАДЕЖДА РУМЯНЦЕВА. Здесь актриса, как и в других своих кинообразах, была шустра, «‘рубила правду -матку «и выглядела юной студенткой, хотя на тот момент, ей было 34 года.
Маргариту Ивановну (Королеву Марго) сыграла великая ФАИНА РАНЕВСКАЯ. Возможно у молодого поколения на слуху, это легендарное имя, но где увидеть тот масштаб личности о котором ходят столько легенд. Осталось мало записей её театральных работ, а кино актриса не жаловала по многим причинам.
«Сняться в плохом фильме _ — все равно, что плюнуть в вечностью».
Если вы ещё не знакомы с работами в кино Фаины Георгиевны, то обязательно пересмотрите «Подкидыш», «Золушка» и «Лёгкая жизнь «, получите эстетическое удовольствие.
Образ Маргариты Ивановны, созданный Раневской, сплошной анекдот. Её цитаты запомнились и ушли в народ.
«Какой умный вид у этого болвана!»
«Здравствуйте, я ваша тётя. Я приехала из Киева и буду у вас жить.» Первая часть этой цитаты, дала название экранизации в русском варианте пьесы Брендона Томаса «Тётка Чарлея».
Помимо Фаины Раневской в фильме снялись ее партнёры по театру Моссовета, ВЕРА МАРЕЦКАЯ и РОСТИСЛАВ ПЛЯТТ. Спустя годы после ухода из жизни этих великих актёров, стало известно, что они были не только партнёрами по сцене, но и очень близкими людьми по жизни.
В фильме они очень гармонично показали семейную пару советской псевдоинтеллигенции:
-Вовик, ты меня лю?
— Лю!
Если Ростислав Плятта ещё можно увидеть в других достойных картинах, то Народную артистку СССР, Героя Социалистической труда, Лауреата четырёх Сталинских премий Веру Петровну Марецкую не каждый знает, а если вспомнит, то по фильму «Свадьба’ (по Чехову). К сожалению, те образы которые создала Марецкая на киноэкране сейчас потеряли актуальность. И только благодаря фильму «Лёгкая жизнь», вы сможете уловить какая характерная актриса и сильна женщина была Вера Петровна Марецкая.
В других ролях сыграли актёры очень популярные в 60-е годы XX века, Нинель Мышкова, Всеволод Сафронов, Людмила Гнилова, Люсьена Овчинникова…
Сценарий фильма был написан Владленом Бахновым, в дальнейшем долгие годы сотрудничавший с Леонидом Гайдаем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сегодня не все поймут те социальные нормы, что были в советском обществе почти 60 лет назад. Почему нельзя гордиться работой. которая тебе по душе и приносит неплохой доход? Но как тогда, так и сейчас люди пытаются пристроиться в жизни получше, ищут себе выгодную партию. Для них не важны настоящие чувства, а размер кошелька и положение в обществе.
Если говорить о минусах фильма, то они незначительные. Где-то актеры явно переигрывали, например, в сцене на встрече выпускников. Ещё, мне не хватило лирики во взаимоотношениях Гали и Юрия, но это если придираться.
Фильм «Легкая жизнь» является одним из моих любимых советских фильмов. Однозначно рекомендую его посмотреть, он прекрасно украсит ваш вечер.
С наступающим Новым годом. Здоровья и мира вашему дому.
?
Log in
If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link
-
February 6 2021, 13:18
- История
- Кино
- Cancel
«Лёгкая жизнь» — так ли просто это название?
Смотрите – талантливый парень, когда-то подававший большие надежды, не поехал со своими друзьями в город-новостройку Дальногорск, а пристроился в Москве – главой химчистки. То есть карьера у него по нулям, тогда как его бывшие сокурсники уже главные инженеры, крутые начальники и – большие люди. Ибо они живут по правилам — любая система благоволит своим и не любит чужаков. Но и это ещё не всё. Бочкин, чтобы иметь хорошие деньги выдумал бизнес-схему: он выводит на дому те пятна, которые отказалась убирать его же родная химчистка.
Посредником в этой цепочке служит асоциальная тётка-спекулянтка по прозвищу Королева Марго. Таким образом, Бочкин постоянно лавирует, лжёт и скрывается, а Марго – та вообще вздрагивает от каждого шороха и признаётся, что во сне видит исключительно милиционеров. Такой страх! Не лучше всё складывается у красивой женщины Ольги (несостоявшейся учительницы) и её старшей сестры Василисы Сергеевны – жены профессора. Эти в постоянной борьбе за комфорт и выгодные ходы. Ольга бросила работу по специальности и делает шляпки. Развелась с мужем, который «мотался по стройкам».