Содержание/сюжет
Майор полиции Санкт-Петербурга Игорь Гром преследует троих грабителей банка в масках хоккеистов команды «Метеор» из советского мультфильма «Шайбу! Шайбу!». Ему удаётся их задержать, но при этом майор наносит городу ущерб — сбивает памятник первому полицмейстеру(на торжественном открытии которого начальник полиции произносил пламенную речь об уменьшении преступности) и повреждает брусчатку на Дворцовой площади. Начальник управления генерал Прокопенко делает Игорю выговор и едва не увольняет.
Вскоре после этого начинается суд над «мажором» Кириллом Гречкиным, насмерть сбившим девочку. На суде присутствует Гром, который и задержал его. Несмотря на свидетельства против Гречкина, его неожиданно оправдывают, из-за чего брат погибшей подозревает суд в продажности. Решением суда возмущены также IT-миллионер Сергей Разумовский, основатель социальной сети «Vmeste», и его друг детства и телохранитель Олег Волков, которые выросли в том же детском доме, что и погибшая девочка. Чумной Доктор (человек в маске с вытянутым клювом, одетый в боевой костюм) совершает убийство Кирилла Гречкина, которого он сжигает заживо в его машине. Тогда же в интернете появляются ролики Чумного Доктора, обещающего «очистить» город от подлецов. После убийства к Разумовскому приходит Олег и признаётся, что Доктором был он. Разумовский недоволен, но не решается выдать друга.
Гром, ставший свидетелем убийства, пытается расследовать его и найти Доктора, который вскоре совершает ещё одно убийство. На этот раз его жертвой стала глава банка, обманувшая вкладчиков, а само убийство было совершено в прямом эфире, после чего многие стали считать Чумного Доктора героем и народным мстителем. Тем временем приехавший из Москвы сотрудник ФСБ Евгений Стрелков отстраняет майора от дела. Вместо этого Гром и приставленный к нему стажёр Дмитрий Дубин направлены расследовать похищение двенадцати холодильников, однако Гром с напарником, вопреки служебному заданию, фактически продолжают заниматься делом Доктора, безуспешно пытаясь выбить информацию из связанных с криминальным миром лиц. Между делом Гром спасает девушку от хулиганов, но та оказывается журналисткой и блогером Юлией Пчёлкиной, которая инсценировала это «нападение», чтобы втереться в доверие к майору и сфотографировать материалы дела о Чумном Докторе для своего блога.
Тем временем Доктор убивает владельца свалки, загрязняющей весь район, вместе с его семьёй. Дубин выдвигает теорию, что следующего появления Доктора следует ожидать на открытии казино, где соберутся все петербургские «сливки общества». Гром проникает на вечеринку по поводу открытия, где встречает также Пчёлкину и Разумовского, но вместо настоящего Доктора появляются обычные бандиты-подражатели, которые просто хотят ограбить богачей. Сергей Разумовский пытается отговорить их от насилия, предлагая деньги, но в итоге дело доходит до драки, в которой Гром и прибывшие на помощь сотрудники ФСБ связывают бандитов. Гром и Разумовский проникаются взаимным уважением, в то время как с Дмитрием Дубиным, который под давлением Стрелкова «сдал» расследование майора ФСБ-шнику, они ссорятся. Стрелков принуждает Игоря уволиться из полиции.
Несмотря на увольнение, Игорь не прекращает изучение прошлого своего нового знакомого, в ходе которого обнаруживает, что Разумовский вырос в том же детдоме, что и жертва Гречкина, и в детстве рисовал птиц, похожих на маску Доктора. Ещё в казино Пчёлкина сообщила майору о контракте Разумовского с фирмой «Holt International», которая занимается высокотехнологичными разработками в области оружия. Именно в «Holt International» был создан костюм и снаряжение Чумного Доктора. Гром приходит в небоскрёб Разумовского и прямо обвиняет его, что именно он — Чумной Доктор. Сергей неожиданно для себя осознаёт, что это правда: «Олег» был лишь его второй личностью (Гром указывает, что, согласно официальным документам, реальный Олег Волков погиб на войне в Сирии за год до описываемых событий). Тёмная сторона личности Разумовского берёт верх. Он вырубает Грома ударом по голове, надевает на него костюм Доктора и подбрасывает рядом с местом своего очередного убийства. Полиция задерживает Грома, и Стрелков теперь считает, что Чумным Доктором является Игорь.
Дубин и Пчёлкина помогают Грому сбежать из-под стражи и скрыться на даче у Прокопенко. После этого Гром отправляется на бой с Чумным Доктором, но запрещает товарищам помогать ему в этом, и даже запирает в кладовой Дубина. Во время повторного визита Громом Доктора последний немедленно публикует в сети новое видео: он призывает всех своих «последователей» выйти на улицы с оружием и линчевать всех, кого они считают негодяями. Конфискованное оружие с костюма Чумного Доктора активируется и взрывается в полицейском участке, оставив город без полиции. В городе начинаются стихийные погромы. Разумовский признаётся Игорю, что таким образом хочет избавиться не только от продажных чиновников и «зажравшихся» богачей, но и от самих погромщиков, которых считает маргиналами и аморальными подражателями: по его мнению, государство вынуждено будет ввести войска и перебить их, а сам Разумовский впоследствии сможет сделать из Петербурга «идеальный город» без коррумпированных элит и агрессивных маргиналов. Начинается драка между Громом и Разумовским, в которой Доктор едва не побеждает, но на выручку Грому всё же приходят Дубин и Пчёлкина. Разумовский обезврежен, а Пчёлкина уже успела записать его похвальбу с раскрытием планов майору на видео, что станет доказательством вины самопровозглашённого Чумного Доктора. Гром же заявляет Доктору, что тоже видит проблемы в стране, но считает недопустимым решать их путём массовых убийств.
Тем временем погромы быстро стихают, когда против бунтовщиков выступает настоящий криминал, а участвовавший в погромах брат погибшей девочки, который собирался было убить продажного судью, отпустившего Гречкина, увидев в шикарном доме судьи еще и его внуков, осознаёт, что не может убить человека, и щадит его. Власти только после истории с Чумным Доктором понимают, что системе требуются перемены, и объявляют о начале судебной реформы. В финале все лавры за поимку Доктора присваивает себе ФСБ-шник Стрелков (но ему все таки прилетает в челюсть от генерала Прокопенко), а Гром проводит время со своими новыми друзьями на крыше одного из домов Питера.
В первой сцене после титров показано, что Сергея Разумовского поместили в психиатрическую клинику тюремного типа под присмотр доктора Вениамина Рубинштейна, который проявляет неподдельный интерес к психическому состоянию Сергея. «Тёмная сторона» вновь разговаривает с Сергеем, уверяя, что «они» скоро выберутся на свободу.
Во второй сцене показан Олег Волков в лагере боевиков в Сирии — оказывается, он всё же жив и видит по телевизору репортаж о задержании друга.
Сценарий фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» был серьёзно переработан
Москва,
5 октября 2019, 16:34 — REGNUM Во время презентации предстоящего кинокомикса «Майор Гром: Чумной Доктор» глава издательства Bubble Comics Артем Габрелянов раскрыл подробности работы над этим проектом. Об этом 5 октября сообщил корреспондент ИА REGNUM.
Журналисты спросили его о том, почему фильм изменился ещё до выхода на экраны.
«Я бы не назвал это ребутом (перезагрузкой — ИА REGNUM), так как ребут подразумевает выход фильма в прокат. Мы много времени работали над сценарием, какие-то вещи ушли, какие-то остались. Я никогда не был так уверен в успехе фильма, как сейчас с этим составом и сценарием», — сказал Габрелянов.
Он сообщил, что после того, как вышли тизеры, создатели фильма получили множество комментариев, которые были «не очень приятными». В итоге они убрали из сценария политическую подоплёку, оставив в нём главную проблематику «беспредела богатых людей, которые могут уйти от закона при помощи своих денег».
«Если говорить о сторонах, нам было важно рассказать историю с двух сторон: откуда берется зло и что мы им считаем. То же и с добром. Мы говорим о том, что такое героизм, кто такой — герой», — пояснил режиссёр фильма Олег Тихонов.
Читайте также: Comic Con: создатели кинокомикса «Майор Гром» ответили на вопросы фанатов
Продюсеры картины также сообщили, что пока они не собираются экранизировать другие кинокомиксы издательства Bubble («Бесобои», «Союзники»), они намерены полностью сосредоточиться на персонажах «Майора Грома».
Они также заинтриговали будущих зрителей, посоветовав им обязательно остаться в зале после окончания фильма, отметив, что сцена после титров их «очень удивит».
«Мы создаём мир, который несколько отличается от нашего, поэтому там не будет камео известных политических персон, но мы создаём новых. Потому что комикс любит объем», — добавил режиссёр.
Артем Габрелянов заявил: создатели фильма хотят, чтобы о Майоре Громе «слышали везде». «От коробки пиццы до стены в подъезде», — пошутил глава Bubble Comics.
Читайте также: «Яндекс» и «КиноПоиск» поддержат кинокомикс «Майор Гром: Чумной Доктор»
Напомним, съемки полнометражного фильма «Майор Гром» стартовали в сентябре 2019 года. Согласно сюжету комикса, жизнь Санкт-Петербурга резко меняется после того, как в городе появляется человек в маске, называющий себя Чумным Доктором. Он начинает вершить самосуд над коррумпированными чиновниками.
История вопроса
Кино в наше время является самым значительным видом изобразительного искусства. Хотя зрители знают, что фантазия авторов художественных фильмов ничем не ограничена, тем не менее, такие фильмы оказывают значительное влияние на представления широких масс о жизни. Зачастую люди не помнят, что трактовку какого-то исторического события они взяли из художественного фильма, и полностью уверены, что так было на самом деле. Кроме того, кино формирует стереотипы поведения.
В кино отражаются нравы эпохи. Зачастую в фильмах, рассказывающих о событиях далёкого прошлого, мы видим постановку проблем, волнующих людей сегодня. Такой подход не всегда честен с исторической точки зрения, но является важным для успеха фильма, и поэтому применяется кинематографистами.
В наше время, когда качество образования повсеместно снижается, а религиозные и идеологические системы объяснения мироустройства практически не работают, влияние кино на нравы и мировоззрение широких масс трудно переоценить.
Под рубрикой «Кинокомикс» публикуются новости кино. Какие фильмы появились на экранах, какие из них вызвали общественный резонанс, что планируют снять в ближайшее время и т.п.
5 мая 2021
5.05.21
20
32K
Полный разбор фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»
В честь выхода фильма на КиноПоиске, обсудим его со всеми спойлерами и условностями и вместе подумаем что, как и почему вышло именно так, как вышло.
Сразу признаем, «Гром» — абсолютный кассовый провал. Если верить Google, на производство было потрачено примерно 600 млн рублей, а сборы составили весьма обидные 300 млн. Что дико жаль, если учесть, какой мусор может собрать куда большие цифры. И, наверное, продолжения ждать тоже не стоит. Ранее создатели говорили, что о второй части или даже франшизе пойдет речь только если фильм соберет 1,5 млрд рублей. Не случилось. Конечно, еще можно понадеяться на западную аудиторию, но когда там фильм до них еще дойдет.
Кард с Чумным Доктором из восхитительного интро фильма
Давайте в последний раз…
Обложка комикса «Майор Гром»
«Майор Гром» — это флагманская линейка комиксов российского издательства Bubble о непростых буднях непростого майора полиции Игоря Грома. А все так сложно в жизни нашего героя оттого, что живет он в альтернативном Питере, где по улицам свободно ходят черти, людей гипнотизируют Крысоловы, а в каждой второй парадной найдется как минимум с десяток мрачных заговоров. И все это добро Игорю приходиться разруливать практически в одно лицо.
А тут еще и странный парень в китчевом фиолетовом пальто и птичьей маске триумфально нарекает себя твоим архиврагом! Есть с чего поехать кукушкой, не правда ли.?
Перемен…
Фильм открывается с очень сильной ноты, настраивающей на дальнейшее повествование. Еще по первым трейлерам можно было поймать неуловимую нотку бондианы в этом кинокомиксе. Но создатели пошли дальше. Они сделали восхитительные титры под кавер Перемен Цоя.
Майор Гром: Чумной Доктор — открывающие титры
Помимо буквально огненной стилистики и музыки, на которую не может не реагировать ни один русскоговорящий человек, в титрах еще можно заметить камео белой вороны Марго, любимицы Сергея Разумовского из комиксов. Создатели забавно адаптировали ее для фильма в качестве ИИ социальной сети Вместе ✌?. Ну и конечно, в лучших традициях таких интро, всего за две с половиной минуты хронометража сцены мы можем проследить сюжет всего дальнейшего фильма. Но чтобы понять это, естественно, надо полностью посмотреть фильм.
С ноги в сюжет
Игорь Гром и бандиты косплеющие персонажей советского мультфильма «Шайбу, шайбу»
Вся первая половина фильма посвящена нашему знакомству с, непосредственно, главным героем — Игорем Громом. Игорь у нас фрукт не простой. Правила ему не писаны, Питер — огромная игровая площадка и жизнь не мила, если преступник уйдет с небитым лицом. Живет под лозунгом: «Добро должно быть с кулаками». И каждый день причиняет добро и наносит справедливость. В общем, мечта, а не мужчина.
К сожалению, это все, что мы узнаем о бравом полицае за весь хронометраж. Такое ощущение, что Гром так и родился в фуражке посреди полицейского участка. У него нет семьи, девушки (пока что), напарника (тоже пока что), неприятелей (архипостоянных, как минимум), и не связанных с работой интересов. Те, кто читал комиксы знают, что Гром на самом деле тот еще ботаник и знаток искусства. Но в фильме это затронули буквально одной шутейкой. Его в свою очередь не любят коллеги, аж устраивают тотализатор на тему увольнения Игоря, опасаются преступники и не жалует начальство. А все оттого, что больно принципиальный и проблемный. И принципы его, как и проблемы, не сильно то отличаются от идей его будущего заклятого врага. Кстати о нем!
Чумной Доктор и Гражданин
Первые тома Грома, под заголовком Чумной Доктор. Слева комиксная обложка, справа фильмовая.
Чумной Доктор — архивраг Игоря Грома и любимый персонаж издательства, почти маскот. С него началась вся история в комиксах и именно у него самое интересное противостояние с Игорем. Дело в том, что, по сути, их взгляд на мир и идеи очень похожи. В некоторые моменты тебе даже кажется, что единственное отличие этих двух персонажей — это маска птицы. Они оба хотят очистить город от грязи и им обоим не нравится, что из-за коррупции и произвола, борьба с преступность превращается в вечный бег по кругу. Вот только у Чумки есть готовое решение проблемы, а вот Игорь против убийств, даже таких красивых. Вот вам и весь «парадокс Бетмена» на лицо.
Вот тут сейчас будут спойлеры к лучшему сюжетному повороту фильма и изрядная доля политиканства, сорри, но такой уж материал. Кто не хочет читать, закройте глазки и мотайте до раздела про боженьку Горошко.
Фильму и создателям сейчас много предъявляют за «беззубость» и «пропагандонство». Комиксы про Майора Грома начали выходить в 2012 году и тогда создатели действительно были куда храбрее: Гречкин, который отправился в вечность на своей горящей машине, был не просто золотой молодежью, а сыном городского прокурора, свое так же получил и силовик, активно махавший руками на безоружных протестующих, а Чумного Доктора простые люди, от таких перформансов с участием власть имущих и огня, вообще нарекли «Гражданином», истово любили и защищали от полиции, как народного героя. В один момент Разумовский даже в президенты намыливался, чтобы очистить целую страну от всяких мерзостей, настолько огромной была его поддержка со стороны народа.
Сергей Разумовский намылился в президенты
Ах да, вы же еще не знаете, что Чумной Доктор — это Сергей Разумовский… Ну, мы это еще обсудим.
Комикс поднимал много остросоциальных проблем и не стеснялся кивать в сторону реальных событий…. которых нет в фильме. Bubble отчаянно пытались сделать свой фильм аполитичным, но старались так сильно, что само отсутствие открытого посыла, как было в комиксах, стало весьма политическим заявлением. За что все создатели сейчас активно и получают на орехи со всех сторон. И слушайте, давайте вспомним в какой стране живем. Чтобы выйти в кинотеатры, фильм должен получить прокатное удостоверение, которое выдает государство и которое уже давным-давно стало инструментом цензуры. Я не могу винить их в настолько сильной самоцензуре! Так что я буду винить их в том, что из-за самоцензуры они так сильно изменили мотивацию и логику действий главного злодея, что практически изменили персонажа!
Давайте я сразу скажу, то что мы так сильно симпатизируем Разумовскому — проблема не фильма. В комиксах это было львиной долей интереса. Просто представьте, молодой человек, гениальный, обаятельный, создавший себя своими руками, желающий сделать свой родной город лучше (Сергей отдавал огромные деньги на благотворительность и урбанизацию) начинает убивать, но убивает откровенных «грешников», заслуживших свою участь. Ты, как читатель, не можешь не начать болеть за него, ведь хоть Гром и хороший парень, но у Чумки то методы действеннее. Ведь все мы просто люди, у которых случаются темные мысли, особенно, о «высшей справедливости».
Как комикс решает эту проблему? Разочарованием. Якобы искреннее желание сделать мир лучше оказывается полностью гнилым, созданным исключительно чтобы Разумовский мог прикрыть свой зад, а сам «непогрешимый мститель с твердой гражданской позицией» не более, чем глубоко психически больным и неадекватным (это пока нас не погрузили в голову Разумовского совсем глубоко). Закономерный итог — читателю Сережу жалко, но мысль, что самосуд не выход приживается. А что сделал фильм чтобы такой классный и приятный Разумовский нам разонравился? Ну… он убивает детей.? По какой-то причине.? Серьезно, создатели, какого черта…
И весь фильм как будто пытается «вернуть свой 2012й». Тут у нас и Гром весь такой пробивной, но аполитичный, и вот ему особенно не нравится вон тот мерзкий вышестоящий парень из Москвы. Он еще и ведет себя, как устаревший «одинокий волк» из древних боевиков! Весь такой одиноко одинокий одиночка и никто ему не нужен! И Сережа, чьи рассуждения про свободный интернет родом из того же 2012 года, вызывают у нас, жителей России 21го года только грустную ироничную улыбку.
Олег Волков получает по лицу. Зациклено
Кстати, самый большой вопрос к фильму, до его выхода, лично у меня был в отношении персонажа Олега Волкова (Дмитрий Чеботарев), правой руки и лучшего друга Сергея Разумовского. Потому что в комиксах его нет. Ну, в смысле, что появляется он сильно позже совсем в другой арке. Я то думала, что создатели идут на поводу у фанатов добавляя его туда, где его не было. Но Bubble тут меня обыграли и уничтожили.
По сюжету нам показывают, что Чумной Доктор — это Олег, мы так считаем и Сережа так считает и даже Гром тоже так считает. Но потом, после долгого расследования, когда Игорь приходит к Разумовскому чтобы блеснуть дедукцией, он будничным тоном говорит, что Олег уже год как мертв. Погиб в Сирии. И у Разумовского срывает крышу, ведь он осознает, что все убийства, все погромы — это его рук дело.
(Кстати один интересный момент, который можно заметить при пересмотре. Олег не отражается в зеркалах. И еще есть всего одна сцена, где он появляется в компании других персонажей, кроме Сережи. Это сцена из начала, где Разумовский убегает от журналистов и Олег затягивает его в лифт. Так вот в этот момент все камеры направленны строго в сторону Сергея, как будто он стоит в лифте один. Браво, Bubble, черт возьми!)
Отсылочки, отсылочки, отсылочки
-
В одном из флэшбеков Сергея Разумовского, мы видим полицейского, который рассказывает, что у него есть сын примерно одного с Сергеем возраста. Полицейского зовут «дядя Костя», а отчество Игоря Грома — «Константинович». Думаю два и два сможете сложить сами.)
-
Про Марго я уже рассказывала выше, но могу и повторить. В комиксах так звали любимицу Сергея Разумовского — ручную белую ворону. Именно она появляется в интро. В фильме же она переродилась ИскИном социальной сети Вместе.
-
Самый бесячий персонаж фильма — «Человек с улыбкой» или «человек сверху» Евгений Стрелков — тоже отсылка. Но в комиксах он был Кириллом Стрелковым, подставным служащим ФСБ, а на деле — наемником.
-
«Киллер с крысой», просто и коротко. Это Данила Бесобой, главный герой еще одной популярной линейки Bubble — Бесобой.
-
Свой «бетменовский» костюм Сережа получил не просто так, а от «HOLT International». В комиксах эта корпорация играет свою злодейскую скрипку во всех кроссоверах и глобальных событиях. Она своеобразное не магическое великое зло вселенной Bubble. Глава компании Август ван дер Хольт, главный враг Красной Фурии, тоже есть такая линейка.
-
«Гори гори ясно». Эта фраза на плакатах отсылает к одной из самых запутанных арок в серии »Игорь Гром», которая рассказывала про мистического поджигателя, что поселился в голове Грома.
-
Естественно, есть камео и местного Стэна Ли. Роль совершенно непримечательного журналиста, которого мы можем видеть в паре сцен, исполнил главный редактор издательства Bubble Comics Роман Котков.
-
Ольга Исаева — глава Рос-Гарант-Банка и вторая жертва Чумки в фильме, это тоже отсылка. Фанатам комиксов же она известна, как одна из самых драматичных персонажей всей серии. Ее историю можно узнать из арки «Как в сказке».
-
У вселенной, в которой живет Игорь Гром, точно есть ирония. Сергея Разумовского, Чумного Доктора после титров посадят в Чумной форт в Кронштадте. Смешно до колик.
-
Так же в сцене после титров появляется Константин Хабенский. Примечательно не столько его камео, сколько персонаж, которого он играет. Это Рубинштейн Вениамин Самуилович — врач, который играет большую роль в комиксах. Именно он доломал психику Разумовского и «лечил» Игоря, когда тот попал в психушку.
Горошко — боженька
Сергей Горошко в роли Сергея Разумовского
Вы никогда не скажете, что для этого парня «Майор Гром» — вообще один из первых проектов. То, что он умудряется выдавать лицом это просто неописуемо. В сцене, где появляется «темное я» Разумовского, он отыгрывает одновременно двоих персонажей! А если считать со всеми переходными стадиями Сергея, то это как минимум четыре разных Разумовских. Запомните это лицо, он еще вытащит на себе российский кинематограф!
Юля Пчелкина
Комиксная Юля Пчелкина
К слову о классных адаптациях! Есть у меня слабость — я ненавижу типичных «дам в беде». В комиксах, главный любовный интерес Игоря Грома — это, вы уж простите, ходячая подставка под сиськи. И за рамки «любовного интереса» и «подружки главного героя» она особо никуда не выходила. Им с Мери Джейн Уотсон было бы что обсудить.
Но в фильме, Юля Пчелкина (Любовь Аксенова), невероятно крутой персонаж! Она такая активная, все у нее схвачено и пробраться она может куда угодно. Юля уже не причина сюжета, а один из ее двигателей! Ей еще и дали какой-то изумительный ниндзя-навык перевоплощения. Они с Игорем теперь так круто друг другу дополняют. Игорь в исполнении Жизневского тоже очень движушный, вечно куда-то летит и что-то делает, и в их с Аксеновой химию мне так сильно вериться.
(Место для шуток, что у Игоря, с рыжей подругой и рыжим архиврагом, точно есть свой тип)
Драка Бобра с Ослом (последняя битва)
Но вот уж с кем у Игоря действительно в отношениях горят искры, так это непосредственно с Сергеем Разумовским. Их финальная битва сильно отличается от аналогичной первой финальной битвы в комиксах. В комиксах эта драка довольно орная: голый Гром бегает лабиринту с ловушками на заднем дворе Разумовского, который в вырвиглазном халате (камео халата в фильме состоялось) со своей вороной-альбиносом Марго следит за этим по камерам, а потом Игорь, все такой же голый, бьет по лицу, все такого же в халате, Разумовского. Эпично, но для фильма не подойдет.
В фильме это сцена происходит посреди «цитадели зла» пока на фоне горит Питер, где Сергей поливает все пламенем из своих огнеметов, а Игорь использует свою фишечку с продумыванием разных сценариев, для того чтобы немного увеличить хронометраж и впихнуть чуть больше экшена в сцену. (Признаюсь, что мне сильно доставил момент, в котором Гром потратил немного драгоценного времени чтобы с наслаждением представить, как он выкидывает Разумовского в окно.) В итоге конечно побеждает сила дружбы (которая была одним из немногих моментов который действительно меня выбесил, но вернемся к тезису, что фильм просто пытается вернуть свой 2012й). Игорь с Юлей и Димой, напарником Игоря, получают свою триумфальную шавуху, а Сергея отправляют в первую сцену после титров. Но прежде чем мы коснемся концовки, давайте поговорим о самом бесполезном и ненужном в фильме.
Ох уж эти детки…
Олег Чугунов, сцена в зале суда
Олег Чугунов играет в фильме роль Алексея Макарова, сироты и названного брата маленькой девочки, со смерти которой, собственно, и начинается фильм. Он дает показания против Гречкина, но судья оправдывает убийцу. И если бы на этом роль персонажа закончилась, получилось бы очень круто и мотивирующе.
НО. Весь фильм мы будем, зачем-то, раз за разом возвращаться к этому парню. Там схема простая. Пацан разочаровывается в законе — впечатляется Чумкой — вступает в банду его подражателей — участвует в погромах — идет убивать судью — не убивает судью ибо у того внуки — снова хороший. И это не то чтобы плохая линия, но ей уделяется так мало внимания, что она просто не имеет смысла. И его персонаж не то, чтобы больно интересный, у нас вокруг Игоря ходит почти такой же Дима Дубин. Только Дима забавнее и его существование в фильме имеет смысл.
Так что мы тратим хронометраж на персонажа, которого можно было вырезать еще в первой половине и сюжет от этого мало того что ничего бы не потерял, но и получил бы необходимую динамику.
Переходим к мякотке!
Сцены после титров
Сергей Разумовский и Птица
Заметно, как сильно Bubble хотят снимать продолжение. По ходу фильма всплывало много отсылок, о которых я рассказала выше, но самое сладенькое нам оставили в первой сцене после титров.
Нам показывают псих больницу, куда отправили Сергея Разумовского чиллить в компании своего разваливающегося на кусочки разума. Тут сначала в нас кидают шикарным камео Константина Хабенского, в роли Рубинштейна Вениамина Самуиловича, врача, который очень сильно повлиял на дальнейшие в комиксе события. Именно он приложил руку к развитию безумия Сергея Разумовского, а также проводил свои зверские опыты на множестве других пациентов своей лечебницы, в том числе и на самом Игоре Громе. (Арка: Метод Локи, очень советую, моя любимая)
А потом нам показывают самого Сергея, который явно находится в ужасном состоянии, ведь тут же из-за его спины появляется Человек-птица — темное я Разумовского. Очень плохо нарисованное темное я, давайте признаем… Вот чего не поняла, так почему они просто не наклеили на Горошко черные перья. Выглядит конечно прям как в комиксах, влоть до прически, но нарисовано не очень. Хорошо, что в самом фильме почти не было графония.
Сергей Разумовский и Птица. Круто что в психушках пациентам делают укладки
Ну, а во второй сцене, мы узнаем, что Олег Волков жив и чиллит в Сирии. А еще он узнал, что у Сергея проблемы. И, видимо, будет его спасать, если у создателей будет на это бюджет.
Вот такой получился фильм. Очень логичный и красивый. С классными персонажами и крутой адаптацией оригинального комикса. И у него огромные проблемы со сборами. Очень жаль, что качественное кино собирает такую слабую кассу. Наши ребята доказали, что могут снимать, нам просто нужно поддержать их.
Сообщество сильно сплотилось и, как может, поддерживает создателей. Кто-то из фанатов даже купил рекламу в центре Москвы. Эта статья написана по этой же причине.
Как рождается первая экранизация отечественных комиксов.
На выставке Comic Con Russia 2019, в субботу, сразу же после презентации обновлённого состояния фильма “Майор Гром. Чумной Доктор”, состоялась пресс-конференция с создателями фильма. Краткая выжимка с места событий:
- Актёра на роль Сергея Разумовского (Чумной Доктор в комиксах) нашли в самый последний момент.
- Реплики Игоря Грома просматривал/прослушивал настоящий майор полиции. Он же и давал актёру советы как звучать аутентичнее в своей роли.
- Драфтов (черновых набросков) сценария было как минимум 12 штук.
- Динамика отношений между Игорем Громом и Дмитрием Дубиным разительно отличается от комиксного первоисточника: Дубин — “старожил участка”, а Гром — грубый и неприветливый новичок.
- Юлия Пчёлкина будет не просто “подружкой героя”, но самостоятельным и независимым персонажем, тесно вплетёным в основной сюжет картины.
- На образ Разумовского очень сильно повлияла арка “Игра”. Спойлер: события арки повествуют о том, как Гром оказывается втянут в смертельную “игру”, подстроенной Разумовским — со смертельным исходом для Пчёлкиной.
- От того, насколько успешной будет премьера фильма, будет зависеть будущее франшизы BUBBLE в кино: может быть в производство уйдут сериалы, может и полнометражные картины. Однако пока что всё внимание сконцентрировано на Громе.
- Будут 2 сцены после титров, которые сильно удивят зрителей.
- Яндекс и Кинопоиск будут оказывать поддержку в продвижении картины.
Остальные детали (вроде роли шавермы в сюжете картины) можете узнать, посмотрев все 40 минут пресс-конференции:
И еще новый постер:
И небольшой эксклюзив — запись панели, на которой показали видео со съемок с интересными кадрами, а также представили актерский состав картины:
Ждете фильм?
Большое интервью с режиссёром Олегом Трофимом о съёмке первого русского кинокомикса.
В конце мая Bubble Studios представили трейлер фильма «Майор Гром: Чумной доктор» — первого российского кинокомикса, премьера которого состоится в 2021 году. Мы связались с режиссёром фильма Олегом Трофимом, чтобы обсудить съёмочный процесс и ряд проблем, связанных с режиссурой жанра: постановку экшн-сцен, использование практических спецэффектов, поиск локаций, работу со звуком и многое другое.
Изменения в проекте, практические эффекты, холодный огонь
Тебе объясняли, почему после всех изменений в проекте на должность режиссёра «Майора Грома» позвали именно тебя?
Мне кажется, продюсеры выбирали режиссёра из числа тех, с кем они работали, в ком они были уверены, ведь проект достаточно объемный, сложный, а времени на подготовку не так уж много — нужны были уже проверенные люди. Насколько я понимаю, Михаил Китаев [исполнительный продюсер] предложил мою кандидатуру, поскольку хорошо знал меня ещё со съёмок фильма «Лёд» и «Вторжение» Фёдора Бондарчука — там я со своей командой снимал весь экшен, погони, затопления Москвы, военные операции; в общем, масштабные и динамичные линии картины. Сложность работы была запредельной, а результат получился беспрецедентным для российского кино с точки зрения визуала. Это качество мирового уровня.
Он [Михаил Китаев] видел, как это происходит, находился в центре самого процесса и смог оценить мои возможности, мой стиль и подход к такого рода проектам. По масштабу, сложности съемок и размеру съемочной группы, на мой взгляд, «Майор Гром: Чумной Доктор» плюс-минус сопоставим со «Вторжением».
Предложение переросло во встречу с Артёмом [Габреляновым, основателем студии Bubble и продюсером фильм], в обсуждение видения проекта и так далее. В общем, решение принимали комплексно, в несколько этапов. Полагаю, что кандидатур было много и уверен, что это был непростой выбор для продюсеров.
На какой стадии это было? До контакта с американскими продюсерами или после?
После. Насколько мне известно, с американскими продюсерами ребята общались, как только сделали «Самолётики» [первый трейлер-короткометражка]. Они изначально делали этот маленький фильм для американских продюсеров. Это было ещё до того, как Харви Вайнштейна обвинили в харасменте.
Майор Гром по стилю и жанру сильно отличается от твоих клипов и от фильма «Лёд». Тяжело перестраиваться?
Нет. Если смотреть мои работы — они все очень разные. Мой стиль заключается не в характерных чертах, а видимо в чём-то другом. Я всегда нахожусь в поиске нового языка, всегда стараюсь найти новое решение под каждую конкретную задачу, это такой ремесленный подход. В этом плане мой опыт достаточно разнообразен. Сравнить хотя бы фильм «Лёд» и музыкальный фильм «Синекдоха Монток — Где бы ты ни был», — это кардинально разные вещи.
В поисках решений я свободен, у меня нет ограничений в выборе инструментов, мне нравится меняться, пробовать взаимодействие с новыми людьми. Так и в данном случае, исходя из поставленной задачи и сценария, мы построили свой уникальный стиль. Такого мне ещё не приходилось делать, это чертовски вдохновляет.
Почему сценарий и тональность фильма изменились в сторону триллера и мрачности?
Короткометражки, которые Вова [Владимир Беседин, режиссёр короткометражного фильма «Майор Гром»] снимал с Артёмом — это были яркие смешные открытки. Там классный экшен: здесь попрыгали, тут подрались, тут шуточка, тут джингл, драка, финт камерой, и разбежались. Это был совсем другой жанр. Новый же сценарий принципиально отличается от того, что зритель видел в корткометражках.
Артём Габрелянов хотел, чтобы в фильме была серьёзная драматическая основа триллера, чтобы зритель вжимался в кресло. Казалось, что «Майор Гром: Чумной Доктор» и триллер — это вещи, которые невозможно связать, но в этом жанре есть очень интересные механизмы, которые здорово вошли в структуру нашего сценария и повлияли на то, какой визуальной энергией будет обладать фильм.
Сама история «Майора Грома» рассчитана не только на подростков, ведь это не просто развлекательный фильм, не мультик, не сказочка. Это история с серьёзной социальной основой, которая требует определённого подхода. И поэтому, на мой взгляд, она стала чуть «старше». Но, вместе с этим, мы не потеряли то, что так полюбилось зрителю: в нашем кино есть драйв, энергия, дерзость.
Почему решили снимать в центре Петербурга? С этим же было связано много проблем и скандалов.
Я — приверженец того, что всегда лучше снимать вживую. Где-то доработать, додекорировать, но в целом стараться не использовать компьютерную графику где ни попадя. Особенно мне не нравится идея создания цифровых пространств, — создавать декорации при помощи компьютерной графики слишком затратно и рискованно с токи зрения качества.
Больше двух месяцев мы изучали город, выясняя, какие нам нужны улицы, какие уголки и переулки подобрать для сцен, какой визуальный стиль города должен быть, какие архитектурные решения надо подчеркнуть. Существовал ли, например, Советский Союз в нашей архитектурной реальности? Я прожил в этом городе больше пяти лет, пока учился режиссуре СПБГУКиТ, а наш художник Дмитрий Онищенко, исполнительный продюсер, родом из Питера. Конечно, его знание города сильно нам помогло.
Была проделана очень большая административная работа: не так просто согласовать всё это с администрацией города, потому что ты не можешь просто взять и перекрыть Большую Морскую улицу, учитывая сложную транспортную ситуацию Питера. Для этого нужно подавать документы за два месяца до съемочного дня, расписать все действия, места размещения огромной автобазы, чтобы правительство города скорректировало дорожный план, план объезда для автомобилей и общественного транспорта. Это очень-очень большая работа, которая всегда остается за кадром, но имеет ключевое значение.
Петербуржские локейшн-менеджеры провели колоссальную работу по согласованию съёмок с администрацией Санкт-Петербурга, чтобы мы смогли осуществить всё задуманное. Часть Большой Морской ради фрагмента с погоней из трейлера мы закрывали практически на целый день, улицу Зодчего Росси почти на сутки, даже в какой-то момент оцепили часть Дворцовой Площади — дичь.
Снимать в центре города на живую — это чертовски сложно. Это одна большая проблема. Даже при информировании по существующим каналам администрации Петербурга всё равно не все местные жители были в курсе. Поэтому, когда люди выглядывали из окна своего дома и видели, как с открытыми дверьми по встречке несётся инкассатор, из него летят деньги, и в этот момент какой-то тип в кожаной куртке и в кепке пытается вскарабкаться на его крышу, они, очевидно, были несколько шокированы. Было много забавных казусов в процессе съемки. Глазеть на съёмки прохожим не запретишь, но и объяснить, что тут происходит, тоже возможности нет, — вот люди и шарахались.
Газета «Фонтанка», например, выбрасывала в сеть примерно такие заголовки: «Страшнейшая авария в центре Петербурга. Инкассаторский фургон протаранил рейсовый автобус» или « Протестный митинг перерос в вооруженное столкновение с полицией, есть раненные». Потом через пару часов: «А, это были съемки».
Шороху они задали такого, что возникла антиволна, которая сильно усложняла нам жизнь: осуществлённые договоренности с администрацией города приходилось пересматривать, чиновники паниковали, день за днём напряжение скапливалось, и какие-то большие процессы к концу съёмочного периода на улицах города осуществить было всё сложнее. Приходилось ещё раз заново договариваться и объяснять что и как, что всё организовано, всё нормально, нет никаких пострадавших, никакого ущерба городу тоже нет, а огнемёты пусть и настоящие, но в надёжных руках.
В данном случае СМИ нам поднасолили немного, но при этом возник резонанс, и люди, которые интересовались съёмками, начали ориентироваться по заголовкам газет и даже втихаря преследовали нашу съемочную группу — попадали в ряды артистов массовых сцен и выкладывали фотографии. Хотя у нас царила строжайшая секретность, чтобы важные ключевые моменты из сюжета не просочились в сеть. Во время работы под пристальным вниманием всего города, сохранять тайну было непросто.
Почему вы сделали ставку на практические эффекты и в чём специфика таких съёмок?
Потому что мы — тру (смеётся).
У нас была команда каскадеров во главе с Александром Стеценко. Я считаю, что это один из лучших каскадёров в нашей стране, и я очень рад, что он вписался к нам в банду. Он работал над короткометражными фильмами про Майора Грома, работал над трюками в фильме «Хардкор» Ильи Найшуллера и еще многих-многих крутейших экшен-картинах. Мне чертовски понравился его стиль: люди летают, взрываются, горят, падают на ходу из автомобилей, энергия бешеная.
Александр принимал активное участие в создании раскадровок экшен-сцен, работал над декорациями с художниками, чтобы все самые эффектные трюки и, скажем так, фаталити выглядели смертельными, но были безопасными в производстве. Мы использовали реальный огонь. 95 % кадров, которые есть в трейлере сняты с настоящим пламенем, только где-то мы добавляли искры, где-то увеличивали ширину огня, где-то чуть-чуть добавляли деталей.
Саша и его команда каскадеров — отбитые на голову, бесстрашные люди и мегапрофессионалы. Они делали такие вещи, от которых, как говорит Лапенко, волосы стынут в жилах. И всё вживую. Ну, и в постановке драк у Саши точно нет равных в этой стране.
Были проблемы и экстремальные ситуации, связанные с огнём?
Никаких проблем не было. Цена любой проблемы — человеческая жизнь или травма. Ошибок быть не могло и их не было.
Саша Стеценко — суперпсих в области безопасности. В тех удивительных и мощных трюках, которые он придумывает, всё серьезно рассчитано с точки зрения того, чтобы его команда, его люди, его каскадеры и съёмочная группа были целы и невредимы. Это всё расчеты, инженерия, математика, какие-то пробы-пробы,тесты-тесты и потом один конкретный дубль — всё получается, и мы идем дальше.
Как вы прорабатывали и продумывали такие экшен-сцены?
Сцена всегда начинается со сценария. На этапе сценария какие-то вещи превращаются в образ. Но бывает и так, что в сценарии сцена прописана одной строчкой: «Герой мчится за бандитами по улице» и всё, а в кино это превращается в десятиминутную погоню с авариями, трюками, хореографией и масштабным взрывом в конце.
Конечно, мы рисуем раскадровки и аниматики, обсуждаем текущие результаты со всеми департаментами, потом переделываем и снова обсуждаем. У нас в фильме было несколько больших массовых драк, было очень много огня, горения и взрывов, которые мы прорабатывали заранее: делали тесты на специальных полигонах. Просчитывали всё так, чтобы к съёмочному дню у нас было конкретное понимание, что и как делать.
Богатый съемочный опыт Максима Жукова [оператор-постановщик] очень помог, у него множество суперспособностей, и одна из самых потрясающих — предвидение деталей и дотошность в работе со сценами. Максим, пожалуй, один из лучших операторов-постановщиков в нашей стране на сегодня, работать с ним было невероятно круто.
Некоторые сцены в раскадровках мы перерисовывали по 10–20 раз полностью, добивались результата, а потом, если вдруг по каким-то причинам нам приходилось менять локацию для съемок, всё приходилось делать заново. По-другому никак — хочешь сильный трюк в кадре — сиди, работай, пробуй, переделывай, проверяй и снова пробуй. Лишь бы рядом были сильные духом коллеги. Если честно, в какой-то момент эти процессы начинают сильно утомлять, ведь один специфический проезд авто со сложным движением камеры хронометражем в пять секунд можно снимать по 5–6 часов, пока не добьёшься идеального результата. А другой результат нас с Максом не интересовал.
При создании костюма Чумного доктора была очень специфическая задача: нужно было разработать суперкостюм-экзоскелет с действующими наручными огнемётами. И мы реально сделали это, они реально работают. Артист направляет руки в нужном направлении, разжимает пальцы рук, щелчок, — и бьёт поток пламени.
Для каких-то кадров мы использовали баллоны с газом, где-то отдельные огнемёты с уникальными видами какой-то пыльцы, которая горит, но не обжигает, температура пламени не поднимается выше 30°C. Этим огнём мы поливали и автомобили, и людей, когда было нужно. Эта технология помогла и во время работы в городской среде, потому что привычные виды топлива при горении дают жар и чёрную копоть.
Постановка экшена, референсы, Атомный узбек
На что вы ориентировались при постановке экшена?
На Bubble (смеётся). Не могу провести какие-то прямые аналогии. Потому что в нашем случае нет экшена ради экшена. В первую очередь наш фильм — это драматическая история, это сюжет, очень особенный, который держит тебя, и уже во вторую очередь — это яркие сцены.
Разумеется, мы разбирали огромный пласт экшена, который на сегодняшний день снимается по всему миру, чтобы понять и где-то подцепить саму технологию производства. Мы пересматривали огромное количество фильмов с Томом Крузом, где он сам выполняет трюки, где использовались какие-то системы подвесов и технологических декораций. Пересматривали антологию «Борна» — на мой взгляд, один из самых интересных примеров по погоням внутри города.
Пересматривал «Малыш на драйве». Ещё, помню, смотрел легендарный фильм из 90-х «Обратная тяга» — на момент выхода его создатели организовали революционный процесс работы с живым огнём в кадре. «Рейд» Гарета Эванса мне нравится по постановке драк. В общем, подхватывали отовсюду какие-то технологические нюансы, но так чтобы единым референсом взять какую-то картину, — такого нет.
Макс Шишкин у нас в интервью рассказывал, что ты очень необычно работаешь с референсами и черпаешь вдохновение не из кино, а из других областей, вроде фотографии. Можешь про это рассказать подробнее?
Когда ты ищешь какую-то идею или приём, ориентироваться на чужой результат и использовать его так как он есть — скучно. В этом нет смысла для тебя как для художника и автора. Поэтому, глядя на чужие работы будь то фотография, живопись, литература, фильм или перформанс, я смотрю в первую очередь на их смысловую составляющую, пытаюсь понять и почерпнуть именно логику художника, который решая определённую художественную или смысловую задачу пришёл к конкретному результату, и оперировать ей, а не самим результатом.
Такой подход стимулирует творческий процесс, но не убивает его. Потому что пока ты ищешь логику, разбираешься в языке повествования авторов, которые тебя интересуют, ты как бы вступаешь в диалог с ними, это вдохновляет на новые решения. Бывают случаи прямого цитирования любимых авторов, но тут всё не так просто. Вот зритель видит у Иньярриту цитату из фильма Тарковского и респектует, а вот смотрит другой какой-то фильм другого режиссёра, видит цитату и хейтит, мол, автор сам ничего придумать не смог и байтит направо-налево. Неоднозначно как-то получается.
Поиск референсов больше относится к музыкальным видео, потому что это специфический подход. Напрямую брать референс для своего музыкального видео из другого музыкального видео — глупо, там совсем другие механизмы. Поэтому в вопросах о рождении идей с нуля, я обращаюсь к параллельным жанрам искусства и творчества: к фотографии, литературе. Вот там пытаюсь искать вдохновение с точки зрения реализации образа художника, будь то писатель, фотограф или какой-то концепт-артист.
Назови несколько имён.
Из фотографии имён очень много. Вот несколько любимых навскидку:
Йозеф Куделка. Особенно впечатляет его серия Gypsies:
Француз-гуманист Марк Рибу:
Гениальный советский фотограф Лев Бородулин — художник сумевший отразить невероятную красоту советского спорта. Уникален:
Ну и еще в процессе работы над сценарием своего нового фильма я открыл для себя советскую группировку фотографов-диссидентов из Новокузнецка «ТРИВА». Они не стеснялись своей Родины «в неглиже»:
Все актёры в интервью отмечают, что на площадке «Майора Грома» была дисциплина и царил профессионализм. Можешь на примерах объяснить, в чём это выражалось?
Я бы не сказал, что я самый дисциплинированный человек. Более того, я достаточно эмоционален и гиперактивен, у меня даже прозвище смешное появилось — за глаза коллеги называли меня Атомным узбеком. Видимо за изобилие энергии, которой я наполнен процессе. Ну, и потому что я азиат наполовину по маминой крови.
Вернёмся к сути: дисциплина необходима, потому что кино — это система. Постановки своевременно сформулированных задач, контроль их выполнения, бескомпромиссность в определённых моментах и лёгкость вставания на новые рельсы, когда это необходимо — вот те вещи над которыми я работаю от картины к картине, от ролика к ролику, те качества, которые намеренно развиваю в себе как режиссёр.
Я стараюсь наладить максимально прозрачную коммуникацию со съёмочной группой таким образом, чтобы каждый человек на съемочной площадке точно понимал, что он должен сделать, точно понимал зону своей ответственности, и при этом оставался свободен в выборе решения, не ограничивая личный художественный потенциал.
Существуют такие процессы, когда режиссёр воссоздаёт на площадке абсолютно конкретное видение, где есть место только тому что он сам задумал на бумаге и в мыслях, а все департаменты должны исполнить именно это и ничто другое. Я же стараюсь всегда оставлять поле для творчества моих коллег.
Общаясь с артистами, например, я стараюсь говорить с ними и размышлять в таком ключе, чтобы они ясно понимали смысл и цель, к которой мы должны придти, но сам шаг, темп и решения остаются за ними, мне важно чтобы они имели возможность творить. И так с каждым департаментом. Я на дух не переношу исполнителей, — с ними скучно. Я предпочитаю работать с художниками и обожаю открывать эти потенциалы в своих коллегах.
Кино — это абсолютно коллективный труд, и результат зависит от каждого сотрудника, каждый должен быть замотивирован, каждый должен быть услышан и реализован, моей задачей как режиссёра является регулирование этой сложной творческой коммуникации внутри съёмочной группы. Когда ты тупо выполняешь задачи — ты быстро устаёшь, а когда ты занимаешься творчеством, возникает энергия — она аккумулируется, и у тебя появляется больше сил. Одна голова хорошо, две — лучше, а 150 — разброд, но если эти 150 умов грамотно дисциплинированно настроить и направить, объять, тогда создаётся среда для возникновения действительно необычных и интересных решений. Ну, и все счастливы в самом процессе, что тоже крайне важно.
Ты создаёшь впечатление крайне энергичного и позитивно заряженного человека. Бывали ли у тебя депрессии или сильная усталость во время съёмок?
Конечно, были: я в последнее время вообще довольно депрессивный, но, когда работаю, это придаёт мне сил. Я просто люблю свою работу, она меня очень вдохновляет.
Вообще, я считаю, что даже самое паршивое кино снять запредельно сложно. Важна дисциплина: ещё в студенческие времена я понял, что для качественного съёмочного процесса ты как режиссёр должен быть абсолютно трезв. Ты не можешь быть ни пьяным, не можешь употреблять какие-то стимуляторы, не можешь быть с похмелья, ты должен быть абсолютно свеж, чист и размят, только тогда нематериальная энергия, тонкие какие-то вещи, смогут заставить всё твоё внутреннее существо вибрировать. Ты чётко ощущаешь себя, и люди тебя ощущают, возникает какая-то правильная творческая химия.
Еще раз повторюсь, съёмки кино — сложнейшая работа. Если не заниматься собой, то в какой-то момент просто органы в начинают отваливаться, и ты грустнеешь. Важно уделять этому внимание.
Работа с актёрами, русский рок, комиксы как фундамент
Как ты работал с актёрами, учитывая, что подавляющее большинство каста — молодые и малоизвестные?
Про молодых и малоизвестных — спорно. Тот же Тихон Жизневский давно играет в театре, а работа в театре и в кино во многом похожа. В этом плане Тихон уже крепкий состоявшийся артист. Люба Аксёнова — знаменитость, Алексей Маклаков — гуру, Михаил Евланов — легенда, Сетейкин, Горошко, Чеботарёв — сильные состоявшиеся артисты. Самое важное — все они до краёв наполнены энергией и уникальной личностной фактурой. Случайных людей тут нет.
Почему на роль Майора Грома взяли Тихона Жизневского? В своём типичном образе он вообще не похож на персонажа.
Тихона нашёл Михаил Китаев. Не знаю, почему он вдруг настоял на том, чтобы я попробовал с ним разыграть несколько сцен именно с ним. Конечно, привычная внешность Тиши — его кудри, гусарские усы и народная улыбка — на тот момент были несопоставимы с тем образом Майора Грома, который сейчас есть в трейлере и в будущем фильме. Пересматриваю фотографии с актёрских проб и сам поражаюсь нашей смелости, как этот кудрявый оладушек сможет превратиться в брутального супер-героя? Но ведь сыграл, убедил, доказал. А дальше, в руках профессиональных художников по гриму, Тиша возмужал.
Это важный пример перевоплощения, с которым я сталкиваюсь не в первый раз. Как режиссёр я учусь подбирать артистов на роли, исходя из их внутреннего стрежня, личности, через которую они строят своих персонажей, и только потом уже наращиваю визуальные приспособления. Этот процесс гораздо более трудозатратный и рискованный, но он того стоит.
Часто бывает, что ты уже просто по фоткам сразу видишь: «А, этот нет, этот нет, этот нет, этот, — может быть, если подстричь». Но, конечно, всегда лучше с артистом попробовать сцену и понять, что у него находится внутри, потому что внешность можно изменить под кадр, а психофизику — практически невозможно.
Часто бывает, что перед пробами артиста, смотришь на фотокарточки, визитку и чувствуешь, что визуально это 100% попадание в образ, а потом проводишь пробы и понимаешь, что человек внутри вообще другой, — не такой, как твой персонаж. Он не может его сыграть, потому что он вообще другой человек, из другого теста слеплен как личность. Да, он может изобразить, может пристроиться, но, тем не менее, сама по себе типажность тебе как режиссёру практически ничего не даёт с точки зрения правдивости повествования.
И так же с Сашей Сетейкиным. До того, как мы его подстригли, нашли правильную одежду, нашли правильные очки, правильные черты и цвет волос — он не был похож на Диму Дубина визуально. Артём Габрелянов очень нервничал по этому поводу, ведь комикс для нас был библией не только в сюжетах, но и в визуальных образах. Но если бы мы пошли по пути точного визуального соответствия картинкам из комиксов и реальных людей — мы бы точно никуда не пришли, а если бы и пришли, то чёрт знает куда.
Единственным максимально точным визуальным попаданием я считаю Сергея Горошко. Когда мы познакомились с ним, я решил, что это сам Сергей Разумовский сошел со страницы комиксов и выдаёт себя за актёра. Правда, он был рождён для этой роли.
Кастинг в проекте-экранизации — это очень непростая работа, которую мы провели вместе с Артёмом, Мишей и нашим кастинг-директором. Я считаю, что получилось на ура, и важный показатель — это реакция фанатов комиксов о «Майоре Громе», ведь они самые строгие судьи. Я переживал за фанатов, потому что они любят эти комиксы, они знают своих героев наизусть, они в них влюблены как в реальных людей. А ты приходишь такой и говоришь: «Тот, кого ты любил все эти годы теперь будет выглядеть вот так». Есть нюансы, в общем.
В итоге нас приняли хорошо, нас поддержали, фильм ещё не вышел, а всех без исключения артистов уже разрывают на части, заваливают инстаграм и соцсети письмами с признаниями в любви, фан-артом, рисунками, подарками. Хотя ведь всё могло сложиться совсем иначе. Значит, на данном этапе мы всё сделали правильно. Подход по поиску зерна роли, а уже потом каких угодно внешних сходств, сработал. Я понимаю, что именно так хорошее кино и должно делаться, всё остальное — это просто картинки. Кино — это в первую очередь история и чувства, которые она вызывает, а потом уже изобразительные решения.
У тебя в обоих фильмах и в клипе «Где бы ты ни был» фигурируют актёры-дети и актёры-подростки. Насколько тяжело с ними работать и в чём вообще специфика?
Я бы не сказал, что тяжело. Это просто по-другому, ведь те приёмы и методики, которые ты используешь в общении со взрослым человеком, с ребенком не работают. Тут нужны другие инструменты, нужен образный подход, ты не можешь с ним просто поговорить о жизни, каких-то вещах личных, чтобы он понял, что ты имеешь в виду.
Ребёнку нужны определённые ситуативные приспособления, где-то более конкретные, где-то, наоборот, отстранённые, где-то надо включать его фантазию, превращать этот процесс в игру, в которую он играет, а не в роль, которую он должен исполнить. Когда ты в первый раз сталкиваешься с ребёнком на съемках — это дикий стресс. Ты объясняешь очевидные логические вещи, ставишь понятные задачи, а он тебя не понимает и всё. Паника. Но всё это дело опыта и, наверное, любви к детям как таковым.
Часто пробы проходят таким образом, что кастинг-директор или помощник записывает визитки артистов и присылает тебе с пометками. Артист где-то там сам разыграл сцену, чтобы ты мог ознакомиться с пластикой человека, его внешностью и послужным списком. На второстепенные роли можно утвердить артиста даже заочно. Но с детьми такое не прокатит, нужно обязательно встречаться: то, что ребенок сделал для тебя в кадре на пробах и то, как он существует в реальности — это кардинально разные вещи.
Смотришь на сцену, ребенок исполняет пробу — класс, сыграл то, что нужно. Потом ты с ним встречаешься и репетируешь другую сцену, понимаешь, что он может сделать её только так как было и никак иначе, а какие-то вещи ему просто непонятны по возрасту или неинтересны. Поиск детей для кино — это одна из самых непростых задач.
С тобой особенно интересно обсудить саундтрек, потому что ты пришёл из клипов. Для начала самый очевидный вопрос: почему ты выбрал песню «Перемен» и не боишься ли, что в этом будут искать политический подтекст?
Я считаю, что сегодня наше общество крайне поляризовано — политический подтекст сквозит везде, это часть нашей будничной реальности: всё, что сейчас находится на виду, с той или иной точки зрения политически осмысляется.
Отвечая на вопрос: нет, не боюсь, но знаю, что будут. Однако в фильм мы намеренно не закладывали конкретных политических мотивов, мы говорили об общественных проблемах, о коррупции о конфликте справедливости и правосудия. Наши герои — это не чиновники и управленцы, а именно богачи и нечистые на руку люди, чей бизнес и связи вредят обществу, а совесть и честь у них отсутствуют.
Таким образом, мы мягко огибаем политический подтекст, чтобы не возникало острых и жестоких нападок ни с той, ни с другой стороны. Корткометражку «Самолётики» по понятным причинам хейтили и левые, и правые. Одни говорили о том, что фильм пропагандирует интересы власти, другие — о том, что фильм разжигает антиправительственные настроения, хотя на деле история была написана лишь об актуальных социальных проблемах. В нашем фильме мы хотим этого избежать. Риторики политического толка хватает — куда ни плюнь. Достала уже, если честно.
В качестве саундтрека для трейлера песню «Перемен» решил использовать Артём. Эта идея родилась у него еще задолго до моего появления на проекте, но я идею поддержал. Главным образом потому что в таком заходе присутствовал риск. Цой для наших сверстников — святое, люди остро реагируют на любые каверы и взаимодействия с музыкой группы «Кино». Но мы постарались максимально честно и продуманно подойти ко взаимодействию контекстов песни и фильма.
Рома Селиверстов — наш композитор — не без помощи многоуважаемого Юрия Каспаряна с большой любовью и внимательностью подготовил наброски, вокальную партию и партитуры, монтаж вели слово в слово, буква в букву, так, чтобы любая склейка и наслоение изображений на текст песни не были случайными. Это очень интересный и ответственный процесс.
Одно неверное движение — и твой благоразумный перформанс в глазах общества становится пляской у иконстаса Храма Христа Спасителя. Одна неверная нота, одна неверная интонация — и тебя распнут. Потому что Цой — это святое. И, вот, сработало. Люди в восторге, такого количества положительных отзывов в комментах на ютюбе под трейлерами российскоого кино я еще не встречал. Камень с плеч, замысел удался.
Ты говорил, что саундтрек для тебя — определяющая вещь, и что ты отталкиваешься от музыки даже во время съёмок. Расскажи подробнее, как это работает.
В кино это не совсем так, как в клипах, но тоже имеет большое значение. То, что и как мы говорим; то, как мы двигаемся; то, что отражают наши глаза — это всё язык коммуникации, и музыка — тоже. И так как я всю жизнь связан с музыкой и занимаюсь ей, для меня во время подготовки говорить о фильме и думать о нём, не менее важно, чем услышать его. Поэтому я уделяю много внимания поиску референсов по звучанию, и эти настроения и эмоции начинают сами выстраиваться. Само звучание инструментов помогает мне сформулировать слова и образы в изображения.
Те тесты и пробы, которые мы уже на данный момент сделали в музыке для фильма, показывают, как мне кажется, что это будет чертовски свежо. Рок-музыка в сочетании с академической киномузыкой, симфоническими запилами и тёмной электроникой, в руках Ромы и его команды заживёт. Будет «ауч!». Я всё жду-не дождусь момента, когда мы наконец отправимся на студию.
Кроме композиторских решений мы ищем уже существующую песенную музыку. Стараемся изучать ноунеймов из андеграунда, которые звучат аутентично и профессионально, но ещё не опошлены собственной популярностью. Важно, чтобы Петербург звучал «трушной» музыкой, важно, чтобы случились музыкальные открытия, актуальные и дерзкие, как это в своё время произошло с фильмом «Брат-2».
Эта история меня очень вдохновила много лет назад. Музыкальный продюсер картины Михаил Козырев тогда отправился в путешествие по всей России на несколько месяцев и вернулся оттуда к Балабанову с целой коробкой аудио-кассет, на которых были записаны новые неизвестные никому локальные рок-группы. Что произошло потом, мы знаем — русский рок на много лет вышел из тени, образовался новый музыкальный пантеон. Это была революция, — я хочу так же.
Насколько я знаю, ты не читал комиксы до того, как попал на проект.
Не читал вообще, я не поклонник этого жанра в литературе, но помню что очень любил в детстве играть в Comix Zone, — был её фанатом.
Поэтому в момент, когда мне предложили «Майор Гром», несмотря на то, что снимать блокбастер по комиксам — моя давняя мечта, я хотел отказаться. Я прикинул, насколько это большая и ответственная задача — переложить часть целой вселенной, самую популярную франшизу на киноязык. Я ведь не читал комиксы, знаю о них только понаслышке. Прежде, чем начать, мне хотелось взять хотя бы полгода на то, чтобы войти в мир, почувствовать его, изучить все пересечения в сюжетах и жанровые особенности, тенденции, которые царят во вселенной комиксов Bubble. Страшно было безумно. Большое предложение, в первую очередь — это большая ответственность, ставки высоки. На таком проекте нельзя облажаться.
Но почему-то ребята настояли: всё, что нужно объяснить — объясним, всё, что нужно прочитать — прочитаешь в процессе. Благодаря помощи и наставлениям Артёма, за короткий срок, экстерном. я вошёл в материал и мы начали работу. Всё, конечно, запомнить невозможно, но рядом всегда есть человек, к которому можно обратиться за советом.
Премьера фильма состоится в 2021-м, поэтому после окончания съёмок пройдёт целый год. На какой стадии производство находится сейчас, и чем планируете заниматься дальше всё это время?
Я надеюсь, что мы скоро закончим монтаж. Он длится уже больше шести месяцев — это долго, очень долго. У нас много материала, много идей о том, как ещё и ещё можно улучшить картину, но так может продолжаться до бесконечности. Пора переходить к следующим этапам.
Мы сделали ровно то, что у нас было написано в сценарии, потом попробовали поменять местами какие то сцены, усложнить смыслы, упростить смыслы, и до сих пор что-то ещё пробуем, чтобы добиться максимальной вовлечённости зрителей, максимальной остроты драматургии. Важно, чтобы за два часа времени зритель ни на секунду не заскучал; чтобы сохранялось страстное желание разгадать загадку: кто же скрывается под маской Чумного Доктора?
Премьера на Кинопоиске планируется уже после проката?
Да, Яндекс и Кинпоиск HD нас поддерживают. Я уверен, что в 2021 году снимут все ограничения и правила изоляции окончательно, ведь наш фильм написан и снят именно для кинотеатров, для большого экрана.
У нас будет крутой звук, мощнейшая музыка, сильный визуал, непредсказуемая в своём развитии история — я хочу, чтобы зритель в зале отдался фильму целиком, не отвлекаясь на поход к холодильнику и перекладывание туловища с одной половины дивана на другую. То, что потом выйдет на онлайн-платформах — это уже другая история. Самое главное — кинотеатры, потому что до сих пор именно там живёт большое кино.
Фото со съёмок предоставлены героем.
Рассказываем, как реальная Россия в большом российском кинокомиксе соединилась с нереальным Питером и бодрым экшеном.
Впервые эта рецензия вышла в апреле 2021 года. Мы обновили ее в связи с появлением расширенной версии фильма на Кинопоиске в Плюсе.
О чем это
Альтернативный Санкт-Петербург, наши дни. Майор Игорь Гром служит в городской полиции, в одиночку ловит преступников, уставу не подчиняется, форму не носит, спорит с начальником и очень любит шаверму — словом, типичный герой питерского кинотекста. Правда, пойманных нарушителей закона суд иногда отпускает — так от возмездия уходит сын миллиардера, сбивший девочку из детдома. Пока Гром от безысходности поколачивает грушу в холостяцкой берлоге, зло в Питере начинает выжигать (буквально из огнемета) Чумной Доктор. Он уничтожает богатого убийцу, коррупционеров и прочих зарвавшихся хозяев жизни. Параллельно зачисткам Доктор публикует пламенные социальные манифесты в популярной соцсети «Вместе», которую создал стартапер Сергей Разумовский. Игорь Гром берется за расследование, в котором ему помогают восторженный стажер Дима Дубин и пробивная журналистка Юля Пчелкина.
Это что, новая комикс-вселенная?
Создатели позиционируют «Майор Гром: Чумной Доктор» как первый отечественный кинокомикс. Российские кинематографисты подступались к этому жанру и раньше: можно вспомнить бекмамбетовский пастиш «Человека-паука» — «Черную молнию» про студента на летающей «Волге»; треш-боевик Сарика Андреасяна «Защитники» или народную комедию «СуперБобровы» про семейку горе-грабителей. Органично смотрелись только последняя. История суперсемейки Бобровых больше похожа на сказочные сюжеты о внезапно привалившей Ивану-дураку волшебной силе, чем на американскую супергероику. В общем, сам по себе западный формат кинокомикса без соответствующей бумажной основы и культурной традиции не работал в российском кино.
А майор Игорь Гром родом из настоящих комиксов: он самый популярный персонаж в линейке российского издательства Bubble. Сверхспособностей у Грома нет, он обитает, скорее, во вселенной городского детектива, не лишенной, впрочем, элементов паранормального. На страницах своей серии майор успел не только победить Чумного Доктора, но и встретиться с загадочным древним божеством Кутхом (а в специальных выпусках перенесся в 1939 год и даже побывал угрем). Подробнее об истории этого персонажа читайте тут.
В кино майор появился в 2017 году в бодрой короткометражке Владимира Беседина про ограбление банка. С тех пор полного метра ждали и фанаты оригинального комикса, и просто любители массового кино, у которых появилась надежда в кои-то веки сходить на нестыдный российский экшен. Прошедший карантинный год только усилил эти ожидания: все голливудские супергеройские блокбастеры съехали на неопределенный срок, а единственная значимая премьера в жанре — «Лига справедливости Зака Снайдера» — прошла онлайн.
За четыре года проект успел поменять режиссера — на место Беседина пришел Олег Трофим («Лед»). Сменился в полном метре и исполнитель главной роли — вместо фактурного Александра Горбатова злодеев теперь раскидывает звезда «Топей» Тихон Жизневский. Если прокат пройдет успешно, то, кажется, нас ждет еще одна киновселенная, но с русским акцентом. Героев и сюжетных линий у издательства Bubble хватит не на один фильм.
Как это снято
В отличие от короткого метра, где создатели Bubble Studios просто демонстрировали потенциал своей вселенной, полнометражный фильм работает уже как драматическая заявка на большую франшизу. Ну и вообще, это вполне достойно сработанный и местами ироничный боевик про хорошего, но гневливого копа-одиночку. Такой сюжет не нов, и «Майор Гром» оглядывается на голливудскую жанровую традицию и в сценарии, и в режиссуре. Тут есть и следы нуара — не только идея об относительности добра и зла (в самом начале сюжет движется ровно по зыбкой границе между ними), но и нервные ракурсы съемки. Есть и эффектная открывающая погоня в стиле фильмов про Джеймса Бонда, в которой главный герой уничтожает плитку на Дворцовой площади («Да какая разница, все равно ее каждый год перекладывают»). Ближе к середине Трофим вспоминает клипмейкерское прошлое и включает бодрый монтаж с выбиванием дверей и проламыванием стен головами. Коронный формалистский прием — Игорь Гром проигрывает в голове варианты драки, как Шерлок Холмс Гая Ричи.
Сходство похождений Грома с приключениями Шерлока усиливает и иноземно выглядящий Санкт-Петербург. В «Майоре Громе» художники-постановщики и оператор умудряются создать альтернативный город, только на современном материале. То голландским углом, то всполохами огня на лицах атлантов создатели открывают новую визуальную сторону Питера. Этот эффект остранения отлично работает для голливудской жанровой конструкции, которая в реалистических декорациях выглядела бы натужно.
Некоторый пафос и в общем-то ожидаемые повороты сценария разбавлены шутками (в основном про шаверму). Актеры обаятельны. Алексей Маклаков в роли начальника, генерал-полковника Федора Прокопенко привычно наделяет человека в форме душевностью и, когда не занят разносом подчиненных, произносит монологи в жанре «жениться вам пора, барин». Александр Сетейкин выкладывается в роли смешного напарника в очках. Сергей Горошко нервным исполнением напоминает Джесси Айзенберга в роли Лекса Лютера. А Любовь Аксенова превращает свою героиню из шаблонной дамы в беде (какой Пчелкина была в начале комиксов) в самого цельного персонажа фильма.
Самая же интересная роль, конечно, у Тихона Жизневского, который своей органикой смог сделать заглавного героя неоднозначным. С одной стороны, он трафаретный суровый коп, молчун, драчун, сильный и недоверчивый; голосом и интонациями актер копирует другого питерского супергероя — Данилу Багрова. С другой — Жизневскому явно приятнее играть трикстера и балагура, а не strong silent type, так что остается только с нетерпением ждать, что же с этим героем произойдет дальше, в какие еще передряги заведет его неуемный характер.
«Майор», но другой
Пусть Олег Трофим игрой теней и светофильтрами пытается превратить Питер в Готэм, окружающая нас реальность то и дело врывается в кадр. Коллеги Грома, которые в короткометражке напоминали сексуальных французских пожарных, тут больше похожи на ментов из «Улиц разбитых фонарей». По законам жанра герой комиксного боевика должен бороться с несправедливостью, и создатели «Майора Грома» вдоволь берут ее из российской жизни. Глава банка наживается на обманутых вкладчиках. Депутат закрывает глаза на огромную свалку, отравляющую все вокруг. Богатей сносит историческое здание, чтобы построить на его месте казино. Из новостных заголовков отечественных СМИ вообще можно было бы собрать отдельную впечатляющую галерею суперзлодеев не на одну киновселенную. Да и самого «Майора Грома», если притушить экшен и сделать цветокоррекцию побледнее, вполне можно перемонтировать в очередную социальную драму Юрия Быкова (правда, называться она должна одним словом — «Гром», «Майор» уже занят).
Но элементы реального мира создатели фильма используют как кирпичики в построении классического голливудского боевика. Из него в «Грома» перекочевала и известная шуточная формула, утверждающая, что во всех комиксах (да и боевиках в целом) единственные, кто хочет что-то изменить, — суперзлодеи. А супергерои, как правило, поддерживают статус-кво. Так же и здесь: на радикальные меры идет формальный антагонист Чумной Доктор, почти двойник Грома, только готовый убивать без оглядки. Сам же майор вроде как выступает на стороне консервативной несовершенной системы. Но в основе такой конструкции, конечно, не позиция авторов, а требование жанра. Хотя в финале власти прислушиваются к мнению горожан и объявляют судебную реформу. Вот уж действительно альтернативная реальность.
Так что кино Олега Трофима хотя и жмет на болевые точки общества, вовсе не претендует на полновесное социальное высказывание. В первую очередь это экшен с саспенсом, погонями и огненным шоу в исполнении Чумного Доктора.