Сценарий фильма малена

Фильм «Малена» («Malèna»), снятый всемирно известным итальянским режиссёром Джузеппе Торнаторе, — о трагедии красивой женщины, которая стала для населения сицилийского городка белой вороной.

На чтение 9 мин. Просмотров 21.6k. Опубликовано 16.06.2021

Страны: Италия, США

Жанр: драма

Год производства: 2000

Режиссёр: Джузеппе Торнаторе

Актёры: Джузеппе Сульфаро, Моника Беллуччи, Лучиано Федерико и другие

Сюжет фильма «Малена» с Моникой Беллучи («Malèna»), снятого всемирно известным итальянским режиссёром Джузеппе Торнаторе, преподносится как пересказ событий детства главного героя, которое пришлось на годы второй мировой войны. Однако повествует он не о военных действиях, а о трагедии одной красивой женщины, которая стала для населения сицилийского городка белой вороной.

Содержание

  1. О чём фильм
  2. Смысл фильма
  3. Концовка

О чём фильм

Ренато Амороссо — тринадцатилетний подросток, который мечтает влиться в компанию сверстников-велосипедистов. Отец дарит мальчику велосипед и это становится его пропуском. Ребята после школы собираются вместе и обсуждают девушку по имени Малена, которая своей красотой сводит городок с ума.

О близости с ней мечтают все мужчины. Когда Малена идёт по улице, они не отрывают от девушки взгляд. А их жёны распускают слухи о распущенности красотки, которая в отсутствие мужа, ушедшего на войну, якобы пустилась во все тяжкие.

Малена идет по городу

Кадр из фильма.

Компания подростков, в числе которых оказался и главный герой, тоже не упускает случая лишний раз полюбоваться Маленой и разделить между своими участниками эротические фантазии. Ренато становится одержим этой женщиной. Он тайно наблюдает за ней днями и ночами, а будучи наедине представляет её обнажённой в своих объятиях.

Ренато становится ясно, что вопреки слухам Малена живёт одна и не подпускает к себе никого, оставаясь верной мужу. Но вот приходят известия о его смерти, и окружающие девушку мужчины начинают вести себя гораздо более нагло и буквально набрасываются на неё. Женщины сплетничают с ещё большим энтузиазмом, а подростки в открытую издеваются над её глухим отцом, который после получения записки с обвинениями Малены в проституции отворачивается от неё.

После стычки двух желающих заполучить Малену жители городка обвиняют её в связи с женатым стоматологом и устраивают показательный суд. Адвокат, толстый, неопрятный и грязный тип, защищает девушку в суде и принуждает её к близости в качестве оплаты за свои услуги. Он собирается жениться на Малене, но контролирующая его мать не даёт на это согласие.

Ренато стремится защитить Малену от нападок, но может лишь тайно досаждать её обидчикам и порой сам становится их жертвой. Не помогают и молитвы в церкви с обращением к святому за помощью.

В результате бомбёжки города погибает отец Малены. Положение девушки ещё ухудшается. Она, находясь в тяжелейшем психологическом состоянии, нуждаясь в еде, перестаёт сопротивляться домогательствам мужчин и вступает в связь с немецкими офицерами.

Ренато между тем продолжает буквально бредить о Малене: он представляет себя героем голливудских фильмов, спасающем свою возлюбленную, и постоянно мастурбирует. Его родители, видя состояние сына, прибегают к помощи врачей, священнослужителей и даже проститутки, похожей на Малену.

Ненависть жителей к девушке достигает своего пика. Когда в городок входят американские войска, женщины вышвыривают Малену на улицу и жестоко избивают её. Ренато за этим может лишь бессильно наблюдать. Девушка уезжает прочь на поезде.

избиение Малены жительницами города

Кадр из фильма.

Через некоторое время в городок приезжает муж Малены, которого все считали погибшим. Он пытается узнать хоть что-нибудь о судьбе жены, но люди либо просто скрывают от него правду, либо открыто издеваются. И лишь Ренато с помощью письма сообщает ему о том, что девушка уехала.

Спустя год изумлённые жители городка видят, что Малена вернулась вместе с мужем. Она уже не так красива, как раньше, что с удовольствием отмечают женщины. Они проявляют к ней благосклонность. Все, включая Малену, ведут себя так, будто ничего не произошло. Ренато наконец решает сказать своей возлюбленной хотя бы слово и, подойдя к ней, произносит: «Счастья вам, сеньора Малена», после чего уносится прочь на велосипеде.

В финале звучат слова повозрослевшего Ренато о том, что с тех пор у него было много женщин, но только Малена останется той, кого он всегда будет помнить.

Смысл фильма

Сразу стоит сказать, что поиск смысла этой картины уводит каждого в его собственном направлении — и, похоже, так и задумывал режиссёр. Джузеппе Торнаторе в своих фильмах стремится сочетать стилистику авторского кино и мейнстрима, пожалуй, с преобладанием первого.

Цель здесь не столько передать зрителю какую-то идею, сколько в том, чтобы его ошеломить и заставить задуматься. И, судя по рецензиям, Торнаторе это удаётся. Кто-то делает серьёзный психологический разбор фильма, кто-то — обвиняет создателей в пошлости, но мало кто остаётся равнодушным.

Ренато молодой парень

Кадр из фильма.

Если обращать внимание на то, что при просмотре картины всем бросается в глаза, то это, в первую очередь, красота героини в исполнении Моники Беллуччи и, во вторую, нарочитая карикатурность всего происходящего. И на том, и на другом не просто делаются постоянные акценты — из этого, по сути, и состоит фильм. Эротические и скабрезные сцены здесь в изобилии. Через них приходиться пробираться, чтобы почувствовать трагедию, лежащую в основе.

Такой киноязык выбран явно не случайно. Отталкиваясь от одного и того же сюжета, по одному и тому же описанию линий поведения персонажей можно было бы снять эротический фильм, фарс-комедию или историческую драму.

Но режиссёр предпочёл сделать из всего этого гремучую смесь, которую в целом можно охарактеризовать как замаскированную под другие жанры едкую сатиру на общество, причём конкретно на итальянское или даже сицилийское общество.

Как и во многих классических сатирических произведениях, здесь практически нет положительных героев. Малену вряд ли таковой можно считать, поскольку как активный персонаж она себя не проявляет — во всех эпизодах она предстаёт исключительно как жертва безжалостной толпы.

Ренато тоже не в счёт — его пресыщенное похотью поведение мало чем отличается от поведения других мужчин в городке, а действия по спасению девушки предпринимаются лишь в его воображении. Единственный его поступок, повлиявший на дальнейшие события — письма мужу Малены. Но стоит заметить, что привёл он к фальшивому «хэппи энду» – точнее, к окончательной моральной расправе над героиней в концовке.

Итак, перед нами по сути произведение, высмеивающее пороки общества и одновременно ими ужасающееся. По словам Моники Беллуччи, которой этот фильм принёс всемирную славу, она понимает его смысл так: люди могут простить ум и богатство, но красоту не простят никогда.

Ренато подглядывает

Кадр из фильма.

Возможно, идея в этом, но вряд ли в понятие красоты режиссёр закладывал лишь физическую привлекательность героини, на которой делается такой упор — это лишь художественный приём. Скорее, речь идёт о красоте по Достоевскому, о той, которая «спасёт мир» – о духовной красоте, о доброте и любви. Этого в фильме катастрофически недостаёт: толпа на протяжении всего повествования накидывается на жертву и в итоге поглощает её, низводя до своего уровня.

Не зря выбрано время действия картины. Здесь можно увидеть отражение философствований по поводу комплекса вины бывших добропорядочных граждан Германии, Италии и других стран воевавших на стороне фашистов — якобы неожиданно для себя оказавшихся в числе творящих зло. И режиссёр здесь категоричен: никакой неожиданности нет, общество всегда было таким, люди недалеко ушли от своих первобытных предков.

Скрытый смысл можно увидеть и в самом названии фильма. Имя героини у многих ассоциируется с именем библейского персонажа Марии Магдалины, которая по описанию в католической традиции — раскаявшаяся блудница. Это тоже ирония и сатира. Ведь Малене в фильме каяться не в чем. Общество само придумало её греховность и само её воплотило в жизнь.

Концовка

Смысл концовки фильма «Малена», несмотря на кажущееся благополучие, довольно печален для героини. Над девушкой перестали издеваться, она обрела мир, но потеряла себя — слилась с толпой. Никто, в том числе главный герой с его смесью благородных намерений и похоти, не смог её защитить.

В пользу того, что смысл именно таков, говорит множество деталей, разбросанных по всему фильму. Например, в начале платье героини белое. Постепенно одежда становится чёрно-белой, в самый отчаянный момент — полностью чёрной. В самом конце она серая, что подчёркивает слияние с толпой.

Сам персонаж, пожалуй, всё же обретёт счастье, насколько это возможно после всего пережитого, и пожелание Рената таким образом сбудется. Но приговора режиссёра для толпы это не отменяет.

Ей нужно было бороться за себя и свою честь. Она слабая и не смогла себя защитить.

28.31%

Добрая, честная женщина, ее не в чем упрекнуть.

28.54%

Сама виновата, надо быть скромнее.

2.98%

Очень обидно, что в конце она сдалась и стала «никакой».

34.55%

Дурочка, надо было использовать свою красоту по полной.

5.62%

Проголосовало: 2116

Евгений Пинигин

Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом — эзотерик, в настоящем — скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Malèna
Malena 101.jpg

Theatrical release poster

Directed by Giuseppe Tornatore
Screenplay by Giuseppe Tornatore
Story by Luciano Vincenzoni
Produced by
  • Harvey Weinstein
  • Carlo Bernasconi
Starring
  • Monica Bellucci
  • Giuseppe Sulfaro
Cinematography Lajos Koltai
Edited by Massimo Quaglia
Music by Ennio Morricone

Production
companies

  • Medusa Film
  • Miramax Films
  • Pacific Pictures
  • Tele+
Distributed by
  • Medusa Distribuzione (Italy)
  • Miramax Films (United States)

Release dates

  • 27 October 2000 (Italy)
  • 2 February 2001 (United States)

Running time

  • 108 minutes
  • 92 minutes (United States cut)
Countries
  • Italy[1]
  • United States[1]
Language Italian
Box office $14.4 million[2]

Malèna is a 2000 erotic comedy-drama film written and directed by Giuseppe Tornatore from a story by Luciano Vincenzoni.[3] It stars Monica Bellucci and Giuseppe Sulfaro. The film won the Grand Prix at the 2001 Cabourg Film Festival.[4] At the 73rd Academy Awards, the film was nominated for Best Cinematography and Best Original Score.

Plot[edit]

On June 10, 1940, in the small Sicilian town of Castelcuto, a teenage boy named Renato experiences three major events: Italy enters World War II; he receives a new bike; and he first sees the beautiful and sensual Malèna, who is the most desired young woman in town. Her husband is in the armed forces fighting the British in Africa, and she lives alone. Because of her beauty and solitary status, she is an object of lust for all the town’s men and of hatred for its women. She keeps an eye on her infirm old father who lives alone, until he gets an anonymous note slandering her, which causes him to reject her.

Renato becomes obsessed with Malèna, spying on her in her house and stalking her when she leaves it. To fuel his erotic fantasies, he steals some of her underwear from her clothes line. When his parents find it in his bedroom, they become upset and try to break his fixation.

Malèna gets the news that her husband is killed, adding grief to her isolation. Rumours grow around her, which she unwisely fuels by allowing an unmarried air force officer to visit her after dark. When she is denounced and put on trial, the officer sends testimony that he was nothing more than an occasional friend. The betrayal hurts, but Malèna says nothing to condemn him. After her acquittal, her advocate pays her a visit and rapes her.

Renato decides to be Malèna’s protector, asking God and his saints to watch over her and performing little acts of vengeance against her detractors. He does not realise that his views of her are little better than those of the townspeople, and has no idea how Malèna herself feels.

Meanwhile, the war reaches Sicily and the town is bombed by the Allies, killing her father. Now penniless and universally scorned, with nobody willing to give her work, she sinks into prostitution. The townsfolk are happy to see her as a whore rather than a dangerous widow. When Nazi forces occupy the town and Renato encounters his idol with two German soldiers, he faints. His mother decides it is demonic possession, taking him to a priest for exorcism, but his more practical father takes the lad to the town brothel. There he fantasises that the prostitute initiating him is Malèna.

The Germans leave, and American troops enter the town, welcomed by ecstatic cheers. The women storm the hotel and drag out Malèna, ripping off her clothes, beating her and cutting off her hair. To escape further persecution, she leaves the hostile town. A few days later, her husband Nino, who has survived as a prisoner of war but lost an arm, comes back looking for her. His house has been taken over by displaced people and nobody wants to tell him how to find his wife. Renato leaves him an anonymous note saying that she still loves him but has suffered misfortunes and gone to the city of Messina.

A year later, Nino and Malèna return and are seen strolling through the town. Women notice she now looks more matronly and plain. Even if she is still beautiful, since she is now married and living with her husband, they realize that she is no longer a threat. So people begin speaking of her with more respect. When she goes to the market, the women who beat her say good morning and call her madam. Walking home, some fruit falls from her bag and Renato rushes to pick it up. He wishes her good luck and she gives him an enigmatic half-smile, the only time either has ever spoken to or looked openly at the other.

The aged Renato reflects that he has known and loved many women and has forgotten all of them. The only one he can never forget is Malèna.

Cast[edit]

  • Monica Bellucci as Maddalena «Malèna» Bonsignore Scordìa
  • Giuseppe Sulfaro as Renato Amoroso
  • Luciano Federico as Renato’s father
  • Matilde Piana as Renato’s mother
  • Pietro Notarianni as Bonsignore, the teacher
  • Gaetano Aronica as Antonino «Nino» Scordìa
  • Gilberto Idonea as Centorbi, the advocate
  • Angelo Pellegrino as the Fascist party boss

Music[edit]

The soundtrack was nominated for an Academy Award for Best Original Score and a Golden Globe Award for Best Original Score.

Critical reception[edit]

The film has a 54% rating on Rotten Tomatoes, based on reviews by 78 critics, with an average of 5.6/10. The website’s critics consensus reads, «Malena ends up objectifying the character of the movie’s title. Also, the young boy’s emotional investment with Malena is never convincing, as she doesn’t feel like a three-dimensional person.»[5] On Metacritic, which uses a weighted score, the film is rated 54/100, based on 22 critics, indicating «mixed or average reviews».[6]

When first released, Variety wrote: «Considerably scaled down in scope and size from his English-language existential epic, The Legend of 1900, Giuseppe Tornatore’s Malena is a beautifully crafted but slight period drama that chronicles a 13-year-old boy’s obsession with a small-town siren in World War II Sicily. Combining a coming-of-age story with the sad odyssey of a woman punished for her beauty, the film ultimately has too little depth, subtlety, thematic consequence or contemporary relevance to make it a strong contender for arthouse crossover. But its erotic elements and nostalgic evocation of the same vanished Italy that made international hits of Cinema Paradiso and Il Postino could supply commercial leverage.»[7]

Film critic Roger Ebert compared the film to Federico Fellini’s work, writing: «Fellini’s films often involve adolescents inflamed by women who embody their carnal desires (e.g. Amarcord and ). But Fellini sees the humor that underlies sexual obsession, except (usually but not always) in the eyes of the participants. Malena is a simpler story, in which a young man grows up transfixed by a woman and essentially marries himself to the idea of her. It doesn’t help that the movie’s action grows steadily gloomier, leading to a public humiliation that seems wildly out of scale with what has gone before and to an ending that is intended to move us much more deeply, alas, than it can.»[8]

Awards and nominations[edit]

References[edit]

  1. ^ a b «Malena (2000)». American Film Institute. Retrieved 12 January 2020.
  2. ^ Malèna at Box Office Mojo
  3. ^ Malèna at IMDb.
  4. ^ a b «PALMARÈS 2001» (PDF). festival-cabourg.com. 2001. Archived from the original (PDF) on 2 February 2012. Retrieved 20 February 2015.
  5. ^ «Malena — Rotten Tomatoes». Flixter. Retrieved 4 September 2018.
  6. ^ «Malena (2000)». Metacritic. Retrieved 5 September 2018.
  7. ^ Rooney, David. Variety, 30 October 2000. Retrieved: 1 March 2008.
  8. ^ Ebert, Roger (22 December 2000). «Malena». Rogerebert.com.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  9. ^ «Academy Awards, USA | 2001 Awards». IMDb.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  10. ^ «Winners & Nominees 2001». Golden Globe Awards.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  11. ^ «Film in 2001». BAFTA Awards.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  12. ^ «2001 Awards». IMDb.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  13. ^ «Programme 2001». Berlinale.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  14. ^ «CRONOLOGIA DEI PREMI DAVID DI DONATELLO». David di Donatello Awards.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  15. ^ «David di Donatello Awards». IMDb.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  16. ^ «Las Vegas Film Critics Society Awards». IMDb.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  17. ^ «Phoenix Film Critics Society Awards». IMDb.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  18. ^ «Satellite Awards | 2001 Awards». IMDb.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)

External links[edit]

  • Official website
  • Malèna at IMDb
  • Malèna at AllMovie
  • Malèna at Metacritic Edit this at Wikidata
  • Malèna at Rotten Tomatoes

From Wikipedia, the free encyclopedia

Malèna
Malena 101.jpg

Theatrical release poster

Directed by Giuseppe Tornatore
Screenplay by Giuseppe Tornatore
Story by Luciano Vincenzoni
Produced by
  • Harvey Weinstein
  • Carlo Bernasconi
Starring
  • Monica Bellucci
  • Giuseppe Sulfaro
Cinematography Lajos Koltai
Edited by Massimo Quaglia
Music by Ennio Morricone

Production
companies

  • Medusa Film
  • Miramax Films
  • Pacific Pictures
  • Tele+
Distributed by
  • Medusa Distribuzione (Italy)
  • Miramax Films (United States)

Release dates

  • 27 October 2000 (Italy)
  • 2 February 2001 (United States)

Running time

  • 108 minutes
  • 92 minutes (United States cut)
Countries
  • Italy[1]
  • United States[1]
Language Italian
Box office $14.4 million[2]

Malèna is a 2000 erotic comedy-drama film written and directed by Giuseppe Tornatore from a story by Luciano Vincenzoni.[3] It stars Monica Bellucci and Giuseppe Sulfaro. The film won the Grand Prix at the 2001 Cabourg Film Festival.[4] At the 73rd Academy Awards, the film was nominated for Best Cinematography and Best Original Score.

Plot[edit]

On June 10, 1940, in the small Sicilian town of Castelcuto, a teenage boy named Renato experiences three major events: Italy enters World War II; he receives a new bike; and he first sees the beautiful and sensual Malèna, who is the most desired young woman in town. Her husband is in the armed forces fighting the British in Africa, and she lives alone. Because of her beauty and solitary status, she is an object of lust for all the town’s men and of hatred for its women. She keeps an eye on her infirm old father who lives alone, until he gets an anonymous note slandering her, which causes him to reject her.

Renato becomes obsessed with Malèna, spying on her in her house and stalking her when she leaves it. To fuel his erotic fantasies, he steals some of her underwear from her clothes line. When his parents find it in his bedroom, they become upset and try to break his fixation.

Malèna gets the news that her husband is killed, adding grief to her isolation. Rumours grow around her, which she unwisely fuels by allowing an unmarried air force officer to visit her after dark. When she is denounced and put on trial, the officer sends testimony that he was nothing more than an occasional friend. The betrayal hurts, but Malèna says nothing to condemn him. After her acquittal, her advocate pays her a visit and rapes her.

Renato decides to be Malèna’s protector, asking God and his saints to watch over her and performing little acts of vengeance against her detractors. He does not realise that his views of her are little better than those of the townspeople, and has no idea how Malèna herself feels.

Meanwhile, the war reaches Sicily and the town is bombed by the Allies, killing her father. Now penniless and universally scorned, with nobody willing to give her work, she sinks into prostitution. The townsfolk are happy to see her as a whore rather than a dangerous widow. When Nazi forces occupy the town and Renato encounters his idol with two German soldiers, he faints. His mother decides it is demonic possession, taking him to a priest for exorcism, but his more practical father takes the lad to the town brothel. There he fantasises that the prostitute initiating him is Malèna.

The Germans leave, and American troops enter the town, welcomed by ecstatic cheers. The women storm the hotel and drag out Malèna, ripping off her clothes, beating her and cutting off her hair. To escape further persecution, she leaves the hostile town. A few days later, her husband Nino, who has survived as a prisoner of war but lost an arm, comes back looking for her. His house has been taken over by displaced people and nobody wants to tell him how to find his wife. Renato leaves him an anonymous note saying that she still loves him but has suffered misfortunes and gone to the city of Messina.

A year later, Nino and Malèna return and are seen strolling through the town. Women notice she now looks more matronly and plain. Even if she is still beautiful, since she is now married and living with her husband, they realize that she is no longer a threat. So people begin speaking of her with more respect. When she goes to the market, the women who beat her say good morning and call her madam. Walking home, some fruit falls from her bag and Renato rushes to pick it up. He wishes her good luck and she gives him an enigmatic half-smile, the only time either has ever spoken to or looked openly at the other.

The aged Renato reflects that he has known and loved many women and has forgotten all of them. The only one he can never forget is Malèna.

Cast[edit]

  • Monica Bellucci as Maddalena «Malèna» Bonsignore Scordìa
  • Giuseppe Sulfaro as Renato Amoroso
  • Luciano Federico as Renato’s father
  • Matilde Piana as Renato’s mother
  • Pietro Notarianni as Bonsignore, the teacher
  • Gaetano Aronica as Antonino «Nino» Scordìa
  • Gilberto Idonea as Centorbi, the advocate
  • Angelo Pellegrino as the Fascist party boss

Music[edit]

The soundtrack was nominated for an Academy Award for Best Original Score and a Golden Globe Award for Best Original Score.

Critical reception[edit]

The film has a 54% rating on Rotten Tomatoes, based on reviews by 78 critics, with an average of 5.6/10. The website’s critics consensus reads, «Malena ends up objectifying the character of the movie’s title. Also, the young boy’s emotional investment with Malena is never convincing, as she doesn’t feel like a three-dimensional person.»[5] On Metacritic, which uses a weighted score, the film is rated 54/100, based on 22 critics, indicating «mixed or average reviews».[6]

When first released, Variety wrote: «Considerably scaled down in scope and size from his English-language existential epic, The Legend of 1900, Giuseppe Tornatore’s Malena is a beautifully crafted but slight period drama that chronicles a 13-year-old boy’s obsession with a small-town siren in World War II Sicily. Combining a coming-of-age story with the sad odyssey of a woman punished for her beauty, the film ultimately has too little depth, subtlety, thematic consequence or contemporary relevance to make it a strong contender for arthouse crossover. But its erotic elements and nostalgic evocation of the same vanished Italy that made international hits of Cinema Paradiso and Il Postino could supply commercial leverage.»[7]

Film critic Roger Ebert compared the film to Federico Fellini’s work, writing: «Fellini’s films often involve adolescents inflamed by women who embody their carnal desires (e.g. Amarcord and ). But Fellini sees the humor that underlies sexual obsession, except (usually but not always) in the eyes of the participants. Malena is a simpler story, in which a young man grows up transfixed by a woman and essentially marries himself to the idea of her. It doesn’t help that the movie’s action grows steadily gloomier, leading to a public humiliation that seems wildly out of scale with what has gone before and to an ending that is intended to move us much more deeply, alas, than it can.»[8]

Awards and nominations[edit]

References[edit]

  1. ^ a b «Malena (2000)». American Film Institute. Retrieved 12 January 2020.
  2. ^ Malèna at Box Office Mojo
  3. ^ Malèna at IMDb.
  4. ^ a b «PALMARÈS 2001» (PDF). festival-cabourg.com. 2001. Archived from the original (PDF) on 2 February 2012. Retrieved 20 February 2015.
  5. ^ «Malena — Rotten Tomatoes». Flixter. Retrieved 4 September 2018.
  6. ^ «Malena (2000)». Metacritic. Retrieved 5 September 2018.
  7. ^ Rooney, David. Variety, 30 October 2000. Retrieved: 1 March 2008.
  8. ^ Ebert, Roger (22 December 2000). «Malena». Rogerebert.com.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  9. ^ «Academy Awards, USA | 2001 Awards». IMDb.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  10. ^ «Winners & Nominees 2001». Golden Globe Awards.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  11. ^ «Film in 2001». BAFTA Awards.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  12. ^ «2001 Awards». IMDb.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  13. ^ «Programme 2001». Berlinale.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  14. ^ «CRONOLOGIA DEI PREMI DAVID DI DONATELLO». David di Donatello Awards.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  15. ^ «David di Donatello Awards». IMDb.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  16. ^ «Las Vegas Film Critics Society Awards». IMDb.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  17. ^ «Phoenix Film Critics Society Awards». IMDb.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  18. ^ «Satellite Awards | 2001 Awards». IMDb.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)

External links[edit]

  • Official website
  • Malèna at IMDb
  • Malèna at AllMovie
  • Malèna at Metacritic Edit this at Wikidata
  • Malèna at Rotten Tomatoes

Малена – драма 2000 года, режиссер Дж. Торнаторе. Композитор – легендарный Энио Мориконе. В главной роли – Моника Беллуччи.

Смысл фильма «Малена»

События разворачиваются на Сицилии во время Второй Мировой войны. В небольшой город переселяется подросток Ренато с родителями и сестрами, а также молодая семья Скордиа – Магдалена, дочка учителя латыни и ее муж, военный. Вскоре муж уходит на войну, а его возлюбленная, прекрасная Малена, становится героиней сплетен и объектом страсти всех мужчин города. Влюбляется в нее и юный Ренато, но в силу возраста его чувства чисты, он даже ходит регулярно в храм и молится за девушку.

Тем временем, Малене несладко. Ее окружают грязные слухи, ее отказываются брать на работу, женщины не принимают в свой круг. Одноклассники Ренато на уроке говорят пошлости ее отцу, мальчик начинает мстить друзьям. Когда он начинает подрабатывать в кафе, он мстит за грязные слухи всем посетителям.

Половое созревание подростка и его первая любовь показаны как комедия. Родители пытаются изгонять из мальчонки дьявола, отец отводит его в публичный дом…

Тем временем становится известно, что муж Малены погиб в северной Африке. Это еще больше разжигает интерес вокруг девушки. Мужчины счастливы, что она свободна, женщины приписывают ей в любовники всех, кого ни попадя.

Однажды отцу девушки приходит записка, что его дочка – проститутка. Он отрекается от дочери.

Все это время о настоящей жизни Малены мы знаем только исходя из наблюдений Ренато, который подглядывает за ее квартирой. Естественно, никакие любовники к ней не ходят, девушка живет обособленно, друзей и любовников не заводит, оставаясь верной своему мужу.

Во время бомбежки гибнет ее отец. Оставшись одна, Малена сначала попадает под суд якобы за порочную связь с лейтенантом (на самом деле, ее единственный друг) и дантистом. Адвокат выигрывает дело, но взамен требует близости с Маленой, за этим наблюдает Ренато. Он пишет девушке письма и сострадает ей. Адвокат предлагает Малене сердце и руку, но между ними становится его мать. Сам адвокат говорит коронную фразу всего фильма: «Ее преступление в том, что она красива». Кстати, молодого лейтенанта девушка больше никогда не видела, а он, пожалуй, был вторым после Ренато мужчиной в городе, который относился к ней без животной похоти.

Малена действительно становится проституткой и теперь по настоящему спит со всем городом, в том числе с нацистскими лидерами. После падения режима озлобленные женщины мстят ей. Они раздевают ее избивают и остригают ей волосы. Уничтоженная девушка уезжает из города. Ренато наблюдает за всем молча, ведь он еще ребенок и ничего не в силах сделать.

Через некоторое время в город возвращается муж Малены. Он покалечен, но жив и ищет свою половинку. Ничего не добившись, он готов ехать восвояси, но Ренато пишет ему анонимное письмо.

Через пару лет Малена с мужем возвращаются в городок. Она совсем другая, но женщины по-прежнему в ней видят серьезную соперницу. Девушка не поддается на провокации и обидчицы принимают ее, показав свое расположение. Ренато смог заговорить с девушкой и пожелал ей счастья. На этом фильм закончился. Главный герой рассказывает о том, что у него было много женщин, и все они спрашивали, будет ли он их вспоминать, но помнит он только ту, с которой никогда не был…

Сама Моника Беллуччи о смысле фильма сказала, что люди могут простить вам богатство и ум, но красоту не простят никогда. Фильм о том, что мы сами губим красоту.

Но не только об этом. Во-первых, это драма о внутривидовой борьбе и о том, что если в вас увидели соперника, то живым вам уйти не дадут. Люди всегда будут гнобить непохожих, будь они с уродствами или наоборот невероятной красоты. Низвести в свое серое стадо, унизить из зависти и неудовлетворенной похоти — их основная цель.

Во-вторых, фильм о том, каково это быть не таким, как все. И об этом же история главного героя. Ренато еще ребенок, потому одноклассники смеются над его короткими штанами, а взрослые не дают никаких прав, потому что он ребенок. Его не принимает ни мир подростков, ни мир взрослых. Именно это помешало ему вступиться за девушку во время апофеоза ненависти к ней. Да, он тоже не такой как все и тоже страдает от этого. Вот только возраст и красоту можно пережить, потому через год у Ренато уже появилась новая дама сердца, а Малена стала обычной жительницей городка. Она выглядит и одета почти так же, как и те, кто устроил ей темную в самом центре города.

Смысл финала фильма

В последних сценах Малена с покалеченным мужем возвращаются на родину. И мы невольно задаемся вопросом, зачем она это сделала. Вероятнее всего, ей нужно было преодолеть себя и свои страхи после всех унижений (это своего рода гештальт в психологии), показать своим мучителям, что она не сломлена и стала сильнее, идя рука об руку со своим мужем: вопреки всему они остались вместе и поняли трагедии друг друга. К тому же они вернули себе свой дом. Начали другую жизнь.

Картина «Малена» 2000 года с красавицей Моникой Белуччи в главной роли привлекла мое пристальное внимание. Фильм на мой вкус очень поучительный и многогранный, от чего приобретает еще большую ценность. Чего же в нем такого ценного и чему он может нас научить, сейчас разберемся. Итак, приступим.

Рассказ, написанный Лучиано Винченцони, по которому снят фильм, повествовал непосредственно о личном опыте автора, режиссер Джузеппе Торнаторе признавался в том, что история для него очень близка и в чем-то автобиографична, поэтому будет несправедливо не указать, что основная идея фильма  завязана на самом деле на Ренато. Здесь поднимаются проблемы подросткового развития, становления отношений с женщинами,  формирования и разрушения внутренних идеалов, проблемы взросления и связи с реальностью. Ренато столкнулся с задачей разделения идеального и реального, запечатлив свое несбывшееся стремление на всю жизнь.

Мы видим своеобразный незавершенный гештальт, проявившийся в сохранении недостижимого женского образа, в чем-то даже архетипического, воплощением которого для Ренато и стала Малена. Но возможно, этот гештальт и не нужно было завершать.

Лучшим объяснением этой мысли послужит цитата самого Джузеппе Торнаторе:

Источник

Но основной фигурой моего интереса стал, увы не Ренато, а героиня Моники Белуччи и ее непростые отношения с жителями городка. Как так вышло, что весь город наполнился сплетнями о ней, бурля от неистовой зависти и безудержной похоти. Можно ли сказать, что Италия того времени была слишком пуританской, именно поэтому на Малену было нацелено столь сильное осуждение, напоминающее средневековую охоту на ведьм. Но при этом мы видим другое отношение к любовнице барона.

Почему местная проститутка была горожанам более понятной и близкой, чем Малена? Что в образе Малены могло порождать такие кривотолки? Почему жестокость росла и множилась, даже когда героиня стала явной проституткой? Почему на суд на площади вытащили только Малену?

Появляется очень большое искушение сделать жителей города извергами, а героиню просто жертвой обстоятельств. Но мне кажется, это слишком простая и поверхностная интерпретация, и я с ней, пожалуй, не соглашусь. В этом разборе я буду руководствоваться следующими принципами:

  1. Как говорил Юнг: Мы не то, что с нами случилось, мы — то, чем решили стать.
  2. Каждый человек способен на зло и жестокость при правильно сложившихся обстоятельствах.
  3. Профилактика появления жертвы лучше, чем последующая поддержка жертвы. (об этом я писала целую статью)

Итак, приступим к исследованию личности главной героини.

ПАСИВНОСТЬ

Пассивность поведения способствует виктимизации, простыми словами пассивность увеличивает шансы стать жертвой преступного посягательства. Как раз пассивность была характерной чертой Малены. На протяжении фильма мы не встречаем ее агрессивности, раздражительности, злости или другого активного проявления. Малена плыла по течению, поддаваясь влиянию обстоятельств, лишь иногда робко и смущенно пытаясь им противостоять. К примеру, отношения с адвокатом плавно вытекали из происходящего, не было никаких доказательств тому, что она вступила в них по собственному желанию.

Не встречая сопротивления, отпора, агрессии в свой адрес местные жители могли позволить себе все, что хотели: разговоры, взгляды и кривотолки, апогеем этой вседозволенности стала публичная расправа на площади. Отличный пример такой реакции на пассивность был продемонстрирован в эксперименте художницы Марины Абрамович в 1974 году.

Задумка перформанса «Rhythm 0» была очень проста:  Абрамович стояла посреди комнаты с табличкой на груди, которая гласила: «Инструкции: на столе лежат 72 предмета, которые можно применять ко мне как хочется. Перформанс. Я — объект. В этот промежуток времени я несу полную ответственность. Длительность: 6 часов (8 часов вечера — 2 часа ночи)».

На столе лежали «предметы для удовольствия» и «предметы для разрушения». Среди безвредных предметов были цветы и перья. Среди опасных — нож, бритвенные лезвия и заряженный пистолет.

Поначалу зрители стеснялись, только смотрели на нее, дарили розы, целовали. Но потом раздели, разрисовали и даже порезали.

Ее подвергли всяким домогательствам. Кто-то заставил ее направить на себя пистолет.

Художница вспоминает: «Сначала зрители очень хотели со мной поиграть. Потом они становились все более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса. Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану. После шести часов перформанса я со слезами на глазах голая пошла в сторону зрителей, отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты, так как поняли, что я «ожила» — перестала быть их игрушкой и начала сама управлять своим телом. Я помню, что, придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, я обнаружила у себя прядь седых волос» – вспоминает Абрамович.

«Эта работа раскрывает нечто ужасное о человечестве. Она показывает, как быстро человек может причинить тебе боль при подходящих обстоятельствах. Она показывает, как легко обезличить человека, который не сопротивляется, который не защищает себя. Она показывает, что, если создать соответствующие обстоятельства, большинство «нормальных» людей, очевидно, могут стать очень жестокими».

Источник

Филипп Зимбардо, создатель  Стэнфордского тюремного эксперимента и автор книги «Эффект Люцифера» выделяет некоторые закономерности в формировании подобного жестокого поведения.

Это:

  • знание, что человек не понесет ответственности за причиненный им вред,
  • действия совершенные в толпе отключают возможность принятия решений
  • чувство власти, приходящее в тот момент, когда человек не встречает отпора, приносит удовольствие.

Лишь однажды мы сможем наблюдать агрессию у Малены, что проявилась в ее уверенном дерзком взгляде, а не привычно робком. Это произошло в тот момент, когда она появилась в образе проститутки. В этой агрессии я увидела посыл: «Получили что хотели, теперь вы довольны?». Но об этом чуть позже.

ЗАМКНУТОСТЬ  И ОТСТРАНЕННОСТЬ

Отстраненность Малены закономерно приводила к отсутствию близких связей, а именно друзей, которые могли помочь, поддержать и остановить сплетни в городе. Ее тотальная замкнутость приводила к тому, что никто не знал достоверных подробностей ее жизни, что так же закономерно порождало вокруг нее много мифов и сплетен. Именно отсутствие четкой информации, открытости, активности взаимодействия, четкости границ и характера могли настораживать женщин и возбуждать мужчин. И в первом и во втором случае Малена была экраном для проекций, именно потому, что не появлялась истинной собой.

Есть (…) возможность, благодаря которой одиночество может к вам притягивать зло: если вы долго живете один, вдалеке от человеческого сообщества, тогда ваш клан, ваши соплеменники проецируют на вас свою Тень, и при этом нет никаких корректирующих факторов. Например, после особенно долгих праздников, во время которых я не вижу своих пациентов, я часто сталкиваюсь с тем, что они постепенно в мое отсутствие соткали паутину совершенно изумительных негативных идей в отношении меня. Вот почему у французов есть поговорка: «отсутствующие всегда неправы» (les absents ont toujours tort). Человек думал, что я поступила так или эдак, но когда он видит меня вновь, то удивляется: «Почему же я всему этому верил? Теперь, когда я снова Вас вижу, я даже не могу себе представить, что мог подумать нечто подобное». Реальное человеческое общение разрушает облака таких проекций, но если человек долго отсутствовал и эмоциональная и чувственная связь с ним утратилась, люди начинают проецировать. Поэтому человек, который живет в одиночестве, не только притягивает зло в силу своей собственной природы и констеллирует его в своем бессознательном, но он притягивает и проекции. Именно поэтому об одиноких людях часто думают плохо, и если в деревне случается какая-то неприятность, жители почему-то уверены, что именно он является тому причиной. Если человек снова присоединяется к сообществу, он может вступить в спор или дать сдачи или объяснить свое поведение, чтобы развеять сгустившиеся над ним черные тучи. Или же, может быть, он делает что-то необычное, тогда у окружающих возникают всякие негативные фантастические трактовки, но если он с этими людьми пойдет в трактир и выпьет пива, тогда они начинают его выспрашивать, получают объяснение, и все снова становится на свои места.

Мария Луиза фон Франц

Подтверждает эту цитату фон Франц случай, произошедший с Маленой на суде. Как только Малена начала говорить и рассказывать правду, то есть появилась собой, ореол проекций на минуту рассеялся и сознание горожан прояснилось.

А теперь можем представить, что было бы, если бы ее знал не только Ренато, а у нее были подруги, которые так же могли быть посредниками между ней и городком, рассеивая сплетни и рассказывая о ней правду, тем самым снимая проекции и напряжение неизвестности. Но чтобы появились подруги – нужно появиться самой.

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

Малена не могла найти в Кастелькутто работу, поскольку жительницы города боялись подпускать ее к своим мужьям. В связи с чем героиня очень быстро осталась без средств к существованию. Но при всех вышеупомянутых обстоятельствах она продолжала подчеркивать свою  сексуальность и чувственность, ярко выделяя ее через обтягивающие яркие привлекающие внимание наряды, совершенно отличающиеся от нарядов остальных жительниц городка. Здесь хочу провести аналогию с героинями фильмов «Шоколад» – Виенн Роше и «Месть от кутюр» – Миртл Даннейдж. Оба сюжета повествуют о том, как красивая девушка приезжает в консервативный городок и наводит там переполоху. Виенн Роше, молодая шоколадница, смогла покачнуть консервативные нравы провинциального французского городка и привнесла в них чувственность и наслаждение. Сексуальность Виенн, ее либидо были направлены на преображение реальности, она открыла магазин и познакомила всех в городке со своим мироощущением, приближая жителей к познанию собственного Ид: желаний, стремлений и потребностей души.

Миртл ворвалась в обозленный Дунгатар, привнеся туда свое увлечение  – моду. Она всячески боролась с предрассудками и сплетнями, а сексуальность она хитро и искусно использовала в своем плане мести, став для всех очень полезной.

Но сексуальность Малены просто пассивно существовала, она как будто лелеяла ее, несла ее в массы, просто по ходу расплескивая в разные стороны, тем самым жутко раздражая, нервируя или возбуждая жителей Кастелькутто.

ВОЗВЫШЕННОСТЬ

Игнорирование сплетен и похотливых взглядов, которые тут же рождались за ее спиной, робкий взгляд себе под ноги напоминал некоторое христианское возвышение над происходящим, некий образ святой мученицы, несущей свой тяжелый крест. Не зря в одной из сцен фильма Ренато увидел Малену в образе пресвятой Девы Марии.

НЕСКРОМНАЯ СКРОМНОСТЬ

Сексуальность наравне с возвышенностью формируют образ некой святой проститутки. Ярко демонстрируя свою скромность (взгляд в пол, смущенность, тихий голос) всем своим внешним видом (одежда, характер нарядов) Малена говорила совершенно противоположное. Ее внешний вид был явным неосознанным бунтом против морализаторства и существующего консерватизма.

Что интересно, собрание красивых девушек мы видим в борделе, но не на улицах города. Как раз проявление своей

сексуальности в одежде, макияже, туфлях на каблуке, распущенных волосах было доступно вроде только девушкам легкого поведения. Но приличные горожанки с покрытой головой без макияжа и темной одежде соблюдали пуританские ограничения.

Нескромная скромность Малены по итогу формирует двойственный образ: уже не только Девы Марии, но и Марии Магдалины одновременно. Мария Магдалина по одной из трактовок была проституткой, которая раскаялась в своих прегрешениях и стала последовательницей Христа, оплакивая его во время казни.

БЕЗРАБОТНАЯ

В начальных сценах фильма Ренато слушает сплетни про Малену и одна из горожанок говорит, что Малена белошвейка. Так же мы видим в доме Малены швейную машинку. Поскольку ее наряды выделяются среди одежды остальных жительниц городка, есть вероятность, что она сшила их сама. По аналогии с героиней Миртл, у Малены была возможность наладить похожий бизнес, по крайней мере попытаться. Увлечь женщин своими нарядами и красотой, ведь сама Малена являлась отличным маркетинговым ходом, с помощью которого можно было формировать потребность горожанок быть привлекательными для своих мужчин. Что и сделала Миртл, в принципе.

На протяжении всего фильма  меня разбирало чувство злости и несправедливости, желания бороться и противостоять происходящему. Но подобные чувства испытывал только Ренато, Малена же несла свою невозмутимую маску. Первым, что бросается в глаза в подобном городке – это его консервативность, религиозность  и приверженность христианским догматам, следовательно, первое, что нужно сделать – это не раздражать окружающих обтягивающими яркими нарядами и проступающими чулками из-под юбки. Если же ваше самопредяьвление для вас важно, следовательно за него нужно бороться, набирая к себе союзников и восставая против этого радикального пуританства. Как сделали вышеупомянутые Виенн и Миртл. Но Малена не пошла не по одному из путей: приспособления и борьбы, а продолжила жить в своей парадигме существования, пассивно следуя по накатанной колее.

ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ

Как я уже упоминала,  Малена своим поведением очень напоминает образ некой святой проститутки, под который хорошо попадает история Марии Магдалины. Образ Марии Магдалины в христианской парадигме очень неоднозначен и противоречив.

Мария Магдалина — одна из жен мироносиц, преданнейшая последовательница И.Христа, некогда исцеленная Им от страшного недуга («семи бесов»). Она происходила из г. Магдалы (тепер. Медждел), вела развратную жизнь и, под влиянием И. Христа возродившись к новой жизни, сделалась образцом глубокого покаяния и искреннего обращения к вере во Христа. И вера ее была вознаграждена: Христос раньше других явился ей по воскресении, и она сделалась восторженной проповедницей истины.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

На протяжении нескольких веков среди отцов церкви не стихали споры о том, считать ли Магдалину-блудницу, умастительницу Христа, сестру Марфы и Лазаря, той же женщиной, которой впервые явился воскресший Иисус. В VI в. с благословения папы римского Григория западная церковь признала это отождествление. Тогда как православная церковь, которая строго придерживалась сведений о Магдалине, известных из Нового Завета, никогда не признавала этого отождествления. Несмотря на то, что и западная церковь в XVI в. придет в этом вопросе к согласию с восточной церковью, в сознании народа Мария Магдалина остается «святой блудницей», умащивающей ноги Христу, омывающей их слезами и отирающей их своими прекрасными волосами.

“Мария Магдалина. Тайная супруга Иисуса Христа”
Бенуа Софья

В связи с этой популярностью среди простого люда имя Магдалина позже в различных формах (Мадлен, Маддалена (сокращенное Малена) стало распространенным в Европе.

В “Малене” сцена внутренего преображения происходит так же на площади, но не с распятием Христа, а с символическим распятием самой Малены. Волосы, по канону омывающие ноги, были просто отрезаны, и слезы просто пролиты.

Сцена на площади может трактоваться и как символический обряд очищения, хотя насильственного и жестокого. Обстриженные волосы – это акт позора, но при этом и освобождения, ведь остался ее натуральный цвет корней, в то время как окрашенные в блонд волосы, которые сопровождали ее проституцию, были отрезаны.

В фильме присутствует и образ отшельничества в пустыне, с которого по легенде вознеслась Мария Магдалина, Малена же стала после этого одной из своих. Кстати, есть и некоторая аллюзия на чудесное воскрешение – это возвращение считавшего погибшим мужа с войны.

К чему я рассказала все эти аллюзии и отсылки, поскольку они не так глубоки и даже скорее очевидны. Возвращаясь к личности Малены, мне кажется, что здесь имеет место жизненный сценарий, который удивительным образом совпадает с  католической традицией.

РОДИТЕЛИ

Как известно, все проблемы идут из детства, поэтому фигуры отца и матери являются очень значимыми в процессе личностного становления. Мы обладаем информацией только об отце Малены, и при этом весьма немногочисленной. Он школьный учитель, с плохим слухом, его не уважают ученики, приехал в этот город вслед за дочерью, которая вышла замуж. Отец так же ригиден и консервативен в своем мировоззрении, как и жители города, что пожалуй закономерно коррелирует с его профессией и его возрастом. Уважение города для мужчины важнее, чем родная дочь. Уважение – основная потребность отца, которая точно не удовлетворялась в школе из-за насмешек учеников.

Мать Малены для меня осталась загадкой, и на нее у меня множество вариантов. Я приведу самый в моем представлении правдоподобный, где материнский образ – это такая же как жительницы Кастелькутто консервативная религиозная мать, дочь которой родилась очень красивой и привлекательной, что могло восприниматься как проклятие. Этот вариант мне ближе по душе, поскольку хорошо объясняет поведение героини. Нести крест своей телесности, сексуальности и красоты как тяжелое бремя, которое выпало на ее долю.

Возможно в детстве религиозные родители передали Малене этот сценарий, ассоциируя ее красоту с красотой самой Марии Магдалины. В таком случае сценарий падшей, но раскаявшийся Марии ложится на Малену идеально. И она отыграла его от начала и до конца.

Марина Уорнер в своем исследовании, посвященном Деве
Марии, пишет:

Вместе Дева Мария и Мария Магдалина составляют диптих христианской патриархальной идеи женщины. В концептуальной архитектуре христианского общества не нашлось места для единственной женщины, которая не была бы ни девственницей, ни проституткой.

С этой конвенциональной точки зрения материнство и сексуальность отделены друг от друга. Более того, предполагается, что
Мария Магдалина, воплощение сексуальной части диптиха, должна раскаиваться за свое распутство:

Как и Ева, Магдалина была рождена вследствие мощного подводного течения женоненавистничества в христианстве, которое связывает женщину с разными болезнями и порчей тела. Поэтому она
стала выдающейся и любимой святой.

Она давала надежду смертным, которые не могли достичь
совершенства Девы и искали отпущения своих грехов.
Мария Магдалина осталась выдающимся образом в христианской традиции и в силу психологических причин. Архетипическая размерность эротической фемининной природы выбирает женский образ, чтобы он стал носителем архетипической проекции. Но подавление сексуальности христианскими отцами оказало на этот образ такое воздействие, что Мария Магдалина стала считаться грешницей, отвергающей свою
сексуальность. (Малена после возвращения)
Нэнси Куоллз-Корбетт «Святая проститутка»

ЖИТЕЛИ ГОРОДКА

Мне важно сказать несколько слов и о жителях городка, поскольку как я уже сказала, не хочется смотреть на ситуацию однозначно. Женщины, которые кидаются на Малену имеют свой социальный и психологический шлейф фрустрации, который приводит их к подобной бесчеловечной жестокости.

Жители городка реагировали на Малену остро, каждый со своей проекцией. Для мужчин она была объектом сексуального желания, даже вожделения, и возможностью спроецировать на нее все свои анима-образы. Для женщин же она воплощала порочность, высокомерие и пренебрежительность. Ну если с проекцией своей сексуальности на Малену в часы пуританства все понятно, то как же быть с остальным.

Чувственность и наслаждение, с которым она относилась к своему телу, прямо противоречили каноническим католическим воззрениям местных жителей. Конечно же те, кто отличаются от нас, поселяют в душу враждебность, недоверие. По итогу Малена подобно козлу отпущения вобрала в себя всю чувственную сексуальность и была изгнана. Но почему именно она, а не вторая проститутка. Местными уважаемыми дамами поведение Малены считывалось как неуважение и издевательство, поскольку уважаемые женщины в городе были своеобразными законодателями моды (черные темные непоказные одежды) и блюстителями католической морали.  Их потребность можно четко определить в отрывке из фильма во время публичной казни: будешь нас уважать!

Ведь именно по возвращению обратно из изгнания она приобрела тот же вид и те же наряды, что и все жители города. А так же наконец показала уважение своим обидчицам, чем последние остались довольны. Ее новый неброский наряд уже выглядит более органично в союзе с робким взглядом себе под ноги.

Символизм изгнания – это образ козла отпущения или возможности переосмысления опыта, но в случае Малены, похоже, это был опыт адаптации, но, на мой взгляд, не опыт пути к себе.

ИТОГ

Подытоживая все вышесказанное,   на мой взгляд, происходящее с Маленой было больше похоже на жизненный сценарий, отчасти напоминающий мученические христианские истории, где ей нужно было нести свою красоту как бремя, доведя ситуацию до апогея своего разрешения, кульминации изгнания. Тогда история Малены очень перекликается с историей Марией Магдалыны, святой блудницы, раскаявшийся после встречи с Христом.

Но в отличие от христианского мифа, Малена скорее не пришла к своей самости, а отказалась от нее. Ведь чувственность телесность и сексуальность являются ее сущностью. Но, к сожалению вся агрессия и активность расплескалась проекцией на внешний мир, окружающих людей и главное мужчин, которые призваны были ее защищать и оберегать. Хроническая потребность в защитнике, который будет воплощением ее агрессии и привела к тому, что произошло с Маленой по итогу.

А отыгранный сценарий изменил внешний вид, встроил ее в общество, но вряд ли сделал счастливой.

Спасибо за внимание. Всем удачи в самопознании!

Смотреть видео “Малена. Смысл фильма”

Неизвестные факты о фильме «Малена»: об исторических реалиях картины, местах съемок и Монике Беллуччи

Мы привыкли воспринимать фильм Джузеппе Торнаторе «Малена», как притчу о том, насколько может быть беззащитна красота перед страшной силой женской зависти и мужской похоти, как трагедию женщины, единственная вина которой была в том, что она оказалась слишком прекрасной для этого мира, как грустный рассказ о первой любви, оставившей на всю жизнь кровоточащий след в сердце главного героя — обычного сицилийского подростка.

Но сегодня давайте рассмотрим этот фильм под совершенно другим ракурсом — с точки зрения неизвестных фактов о картине, а также о том, насколько эта лента точно отражает исторические реалии Сицилии 40-х годов прошлого века. Заодно расскажем, как и где снимался фильм, каким образом Моника Беллуччи получила в нем главную роль, и ответим на вопросы, которые могут возникнуть у внимательного зрителя во время просмотра картины.

ДЕЙСТВИЕ «МАЛЕНЫ» ДОЛЖНО БЫЛО ПРОИСХОДИТЬ НЕ НА СИЦИЛИИ

Начать стоит с того, что в основу сценария фильма Джузеппе Торнаторе лег одноименный рассказ Лучано Винцензоли — одного из самых известных сценаристов итальянского кинематографа XX века. Именно он — автор сценариев фильмов Серджио Леоне «Плохой. Хороший. Злой» и «За несколько лишних долларов». Что характерно, Винцензоли — уроженец не Сицилии, а городка Тревизо, что в находится регионе Венето.

Собственно, изначально действие «Малены» и должно было происходить в маленькой деревушке региона Венето, а образ главной героини писался специально под Софи Лорен, которой Винцензоли и предложил сыграть Малену. Лучано даже лично обращался к Карло Понти — мужу Софи Лорен, но сценарий фильма сперва положили в долгий ящик, а потом про проект и вовсе забыли. Кстати, по словам Лучано Винцензоли в основу рассказа «Малена» легла практически автобиографическая история его собственной первой любви, так что завуалированный отказ экранизировать «Малену» он воспринял крайне болезненно. «Я подумал, что всем нужны только вестерны, и стал очень не уверен в себе», — признавался Лучано в интервью.

НЕ БЫЛО БЫ «МАЛЕНЫ», ЕСЛИ БЫ НЕ DOLCE&GABBANA

«Каждый раз, когда я сотрудничаю с Доменико Дольче и Стефано Габбана, в моей жизни происходит что-то хорошее. Они — мои ангелы», — говорит Моника Беллуччи, для которой роль в фильме Торнаторе стала одной из самых ярких в ее актерской карьере. Многие видели рекламу духов Dolce&Gabbana с участием Моники, но немногие знают, что вначале была реклама, и именно она породила фильм «Малена».

На фото: Моника Беллуччи в образе сицилийской вдовы в рекламе Dolce&Gabbana

Дело в том, что Джузеппе Торнаторе присматривался к рассказу Лучано Винцензоли давно, он даже встречался со сценаристом, но целых пять лет не мог найти актрису, которая бы идеально вписалась в образ главной героини. С Моникой Беллуччи Торнаторе познакомился как раз на съемках рекламы Dolce&Gabbana. «Мы работали вместе, и тут меня осенило — вот она, Малена! После этого я начал дорабатывать сценарий специально под Монику, и никаких дополнительных кастингов на главную роль мы больше не проводили».

ИЗ ВЕНЕТО НА СИЦИЛИЮ

Режиссер Джузеппе Торнаторе как раз родом с Сицилии. Режиссер родился в коммуне Багерия, что близ Палермо, так что с местными нравами он был знаком не понаслышке. Однако его идею перенести действие фильма на Сицилию, Лучано Винцензоли поначалу воспринял с опаской. «Исторические реалии и образ жизни людей во время Второй мировой войны на Сицилии и в Венето были совершенно разными! Я понимал, что нам придется отказаться от многих деталей, которые есть в рассказе, а прочие — серьезно подкорректировать. Поначалу это не вызвало у меня энтузиазма, но когда Джузеппе Торнаторе рассказал мне о том, что и его собственная история первой любви очень похожа на ту, что я описал в «Малене», я решился ему довериться», — рассказывал Лучано Винцензоли.

«Мы с Лучано нашли взаимопонимание благодаря тому, что наши истории первой любви очень похожи, — говорит Джузеппе Торнаторе. — Я тоже мальчишкой был влюблен в женщину намного старше меня. Она была очень красивой, и все мужчины Багерии не сводили с нее глаз. Я же был обычным угловатым подростком и понимал, что у меня нет шанса даже заговорить с ней. Что любопытно, когда состоялась премьера моего фильма «Новый кинотеатр Парадизо», эта женщина сама подошла ко мне, выразила восторг относительно картины и предложила стать друзьями. Я признался ей, что подростком был влюблен в нее, и она очень удивилась. Она была все также прекрасна, как и во времена моей юности, и, возможно, у нас даже мог бы завязаться роман, но я сказал себе: «Нет». Ведь в тот момент я уже не был влюблен в нее и мне не хотелось портить свои воспоминания о первом сильном чувстве реальностью», — поделился режиссер.

ГДЕ СНИМАЛСЯ ФИЛЬМ «МАЛЕНА»?

В результате действие картины было перенесено в сицилийскую деревню Кастелькуто (Castelcuto). Не стоит искать населенный пункт на карте острова, его там нет и никогда не было — это воображаемая деревня. Если говорить о местах съемок, то часть сцен снималась в маленьком городе Ното, что располагается близ Сиракуз и считается одной из жемчужин сицилийского барокко, а часть — в самом городе Сиракузы.

Также в кадре появляются виды Катании, руины города-призрака Поджореале, заброшенного после землетрясения 1968 года, и знаменитые скальные лестницы Скала-дей-Турки — именно там мальчишки обсуждают достоинства Малены.

ОТ ГЕОГРАФИИ К ИСТОРИЧЕСКИМ РЕАЛИЯМ

Зато по требованию Лучано Винцензоли Джузеппе Торнаторе с особым вниманием прошелся по историческим деталям, и они в фильме выверены с особым усердием. Ниже — ответы на пять вопросов, которыми чаще всего задаются зрители во время просмотра ленты.

1. В начале фильма муж Малены уходит на войну, ее отец трудится преподавателем в школе. Денег постоянно не хватает даже на еду, но работу прекрасная сицилийка найти не может. Неужели зарплата ее отца была настолько низкой? 

Действительно, в 40-х годах в целом по Италии зарплаты была низкими практически у всех. Обратимся к официальной статистике, а она невеселая. В среднем в 1942 году средняя зарплата мужчины в Италии составляла около 800 лир, а женщины получали в разы меньше. При ближайшем рассмотрении вопроса все становится совсем печально. Зарплата чернорабочих и тружеников сельскохозяйственных регионов, работавших в полях, была в среднем 300 лир, квалифицированные рабочие получали от 300 до 600 лир, а люди, занимавшие высокие должности, от 1000 до 1300 лир в месяц.

Продукты же питания во время войны купить в принципе было непросто, и, как следствие, в Италии пышным цветом расцвел черный рынок, на котором еда стоила неподъемных денег. Так, прошутто и салями магазинах стоили 26.50 лир, а на черном рынке — 250-300 лир, сливочное масло — 24 лиры в легальной продаже и 250-300 лир на черном рынке, говядина — 60 лир за килограмм в магазинах и 400 лир на черном рынке, оливковое масло — 70 лир в магазине и 500 лир за литр на черном рынке, а сигареты Macedonia, которые курит главная героиня, в табакериях стоили 2.60 лир, у перекупщиков же они расходились цене по 60 лир за пачку. Правда, хлеб, яйца и молоко все еще оставались относительно доступными, их стоимость составляла в среднем от 2 лир до 5 лир, а килограмм картошки стоил всего 0,65 лир за килограмм. Словом, тот самый случай, когда из экономии выгоднее бросить есть, чем курить, и, когда смотришь на соотношение зарплат и стоимости еды, вопрос: «Почему Малена начала продавать себя за еду?» — отпадает сам собой.

2. Малену официально объявляют вдовой, причиталась ли ей пенсия? 

Да, причиталась. В марте 1933 года Бенито Муссолини учредил «Национальный фонд социального страхования», а также внес изменения в закон о пенсиях и субсидиях. В Италии появились пенсии в случае профессиональных заболеваний и по инвалидности, по причине безработицы и в случае заболевания туберкулезом. Также с 1933 года началась выплата пособий беременным женщинам, а в апреле 1939 года была учреждена пенсия семьям, утратившим кормильца, и вдовам, потерявшим мужей — пенсия в этом случае состояла 60 процентов от его зарплаты. К сожалению, все эти меры не могли помочь выжить семьям, находившимся в тяжелой ситуации, поскольку — смотрим пункт выше о соотношении средних зарплат и цен на рынке на элементарные продукты питания.

3. Малену обвиняют в связи с женатым мужчиной. Ей грозит тюремное заключение. За это, действительно, сажали в тюрьму?

Действительно, адюльтер, согласно Уголовному кодексу Италии, принятому в 1930 году, считался уголовным преступлением. Занятно, что наказывали за это только женщин, но не мужчин. Если обнаруживалось и было доказано, что незамужняя женщина состояла в связи с женатым мужчиной наказание для блудницы предусматривалось следующее — от одного до двух лет лишения свободы. В том случае, если замужняя женщина изменяла своему мужу, ее могли посадить в тюрьму на год. При этом обвинителем на судебном процессе чаще всего выступал муж обвиняемой, то есть подобные дела рассматривались в суде по жалобе мужа. Мужчины же за адюльтер не наказывались. Ситуация изменилась лишь в 1968 году, когда правительство признало «моральное и юридическое равенство супругов», после этого неверных жен сажать в тюрьму перестали.

4. Были ли в Италии официальные публичные дома в это время? 

Конечно, были. При этом многие женщины были вынуждены заниматься проституцией просто, чтобы прокормить свою семью. Особенно в этом плане был показателен Неаполь, где даже писались песни о представительницах древнейшей профессии. Когда же Италию заняли американские войска, то проститутки, ранее сожительствовавшие c немцами, начали обслуживать американцев.

5. О сцене с обрезанием волос главной героини.

На самом деле, то, что показано в фильме, для Италии — скорее исключение из правил. Унизительная процедура обривания женщин, сожительствовавших с немцами, была распространена во Франции, в Италии же подобные случаи были редки, оттого поступок горожан по отношению к Малене выглядит особенно чудовищным.

К примеру, в Падуе — городе региона Венето, а мы помним, что изначально действие рассказа «Малена» происходило именно в Венето, где длительное время стояли немецкие войска, многие женщины не только жили с немцами, но даже успели родить от них детей. По воспоминаниям местных бабушек, когда немецкие войска покидали город, итальянки спокойно обратились к немецкому командованию с просьбой не разлучать их с любимыми. Женщин с детьми посадили в последний вагон, но до того, как поезд тронулся, вагон просто отцепили, и дамы с детьми остались в Италии. Тем не менее, ничего страшного с ними не произошло, они просто вернулись в свои дома.

На фото: Джузеппе Торнаторе и Моника Беллуччи на съемках фильма «Малена»

Кстати, имя главной героини Малена — это сокращение от Маддалены, что призвано вызывать ассоциации с Марией Магдалиной. Делайте выводы, дамы и господа!

Фильм «Малена» вышел в 2000 году, был номинирован на «Оскар» в категориях: «Лучшая операторская работа» и «Лучший оригинальный саундтрек». Картина была отмечена премиями «Давид ди Донателло» в номинациях «Лучшие костюмы» и «Лучший саундтрек», а также взяла «Золотого медведя» — главный приз Берлинского международного кинофестиваля. 

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова — Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

January 14 2021, 18:50

Categories:

  • Кино
  • Общество
  • Cancel

«Малена» — фильм о законах травли

  • Читала тут комментарии к статье о фильме «Чучело» (1984) – блогеры через одного транслировали ложный тезис: Лену подтравливали за дурацкую внешность (она же Чучело!), а тема предательства была только поводом. То, что поводом – безусловно. А внешность – малозначительный нюанс. Бессольцева просто не вписалась. Её дед – миллионер-заплаточник, лёгкий интеллигентный снобизм, дом, напоминающий краеведческий музей – всё это для Шмаковых – опасное чудачество. Опасное для законов стаи. Травят не уродов, но всех, кто лишний, чужой или – поступил вразрез с нормами, принятыми в это время и в этом месте.

  • Кадр из фильма «Малена» (2000). Источник — https://kinozon.tv/

    Вот очень похожий по духу голливудско-итальянский шедевр «Малена» (2000) с обворожительно-прекрасной Моникой Белуччи в главной роли. Она тоже своеобразное «чучело», которое сначала ненавидят, потом – найдя веский повод в виде всё того же предательства – прилюдно бьют. Малена Скордиа живёт очень тихо и неприметно – дочь преподавателя латыни и жена военного, она пытается найти себе работу, но никто не хочет её брать – Малена кажется этакой похитительницей мужчин и распутной тварью.

  • Кадры из фильма «Малена» (2000). Источник — https://kinozon.tv/

    На деле Малена – гораздо скромнее «порядочных дам» и ей меньше иных свойственна похоть. Она очень красива, модно одета и не хочет ни с кем общаться. Всё. Но люди в её городке так витиевато мыслят, что приписывают ей свои поганые фантазии – они грязны и переносят своё свиное мировоззрение на ту, что равнодушна к ним. Замечу, дама не пытается их унижать – она просто молча ходит мимо, а тётки судачат, что тем самым она ловит кавалеров и заигрывает с каждым встречным. Стоило ей зайти к адвокату по делу, его соседи начали смеяться: «Что она будет делать с этим старым и вонючим уродом?»

  • Кадры из фильма «Малена» (2000). Источник — https://www.pinterest.ru/

    Раз зашла к адвокату (или в кондитерскую лавку) – всё, пошла искать очередного любовника. Интересно, что в их городе есть и публичный дом, и немолодая, средней наружности женщина-куртизанка, считающаяся почему-то более «приличной». Ага. Потому что у неё морщины и так себе внешность? Не только. Она «своя» для торговок и жён дантистов. Она, по словам, одной местной синьоры – ничего не скрывает и – приветлива со всеми, в отличие от замкнутой и надменной Малены. Красавица – вся во власти неких тайных пороков, которые ей присочинили кумушки. В конечном итоге, став вдовой, женщина принимается вести себя так, как …ждали от нее обыватели.

  • Кадр из фильма «Малена» (2000). Источник — https://www.pinterest.ru/

    Она, как и …Лена Бессольцева, совершает акт пострижения кос – только не налысо, а до состояния модной в 1940-х завивки и – с наглым видом начинает жить, как открытая проститутка (причём, это случается после того, как пришло известие о гибели её супруга и Малена осталась без копейки денег). И это всё — с прежней надменностью на красивом лице. Мне на вас плевать! Потом она – тоже с вызывающим видом – становится подругой немецких офицеров, что рассматривается толпой, как предательство, хотя муссолиниевская Италия поддерживала Гитлера и сыновья осуждающих баб воевали на стороне нацистов.

  • Кадр из фильма «Малена» (2000). Скриншот.

    Однако вступление в городок солдат армии USA провоцирует общество на расправу именно с Маленой. Замечу, что вторая шлюха – «более своя» — тоже путалась с немцами, но зверски избивают и стригут – теперь уже почти налысо – только «чужую». Сцена расправы снята очень сильно и видно, как эти женщины люто ненавидят Малену – они же дубасят и уродуют её не потому, что она пользовалась расположением служащих Вермахта. Нет! Она – плохая, ибо …она плохая. Белая ворона. Малену изгоняют из города – подобно тому, как Бессольцева уезжает от своих преследователей.

  • Кадр из фильма «Малена» (2000). Источник — https://www.listal.com/

    Правда, финал интереснейший – через несколько лет Малена и её супруг, оказавшийся живым и «всего лишь» инвалидом, возвращаются обратно. Мадам Скордиа не подурнела, однако, стала носить что-то серо-коричневое, как все тогдашние итальянки возраста 30+ и – принялась общаться с людьми. Она – вписалась. Приняла их, а они приняли её. Ушли в прошлое её чёрные чулки и распущенные волосы, цветастый шик и обтягивающие фасоны платьев. И – отрешённость. Жить на Сицилии и быть закрытой – Боже упаси. Это всё к чему? Травят не за нелепую улыбку, как Лену и не за красивые ноги, как Малену, а за неуместность данного человека в предложенной обстановке.

  • Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий фильма прочь
  • Сценарий фильма интерстеллар читать
  • Сценарий фильма майор гром чумной доктор читать
  • Сценарий фильма прости мережко
  • Сценарий фильма интервью