Россия, 2008. Режиссеры – Эдуард Тополь, Рауф Кубаев, Мунид Закиров. Автор сценария – Эдуард Тополь. Оператор – Арчил Ахвледиани. Композитор – Максим Дунаевский. В ролях: Артур Смольянинов, Светлана Устинова, Марат Башаров, Равшана Куркова, Дарья Чаруша (Симоненко), Мирзабек Азизов, Ольга Володина, Фатых Джалалов, Сейлулла Малдаханов, Юлия Панова, Марина Турпищева, Фуркат Файзиев. Производство: ООО «Либра продакшн». Продюсеры – Эдуард Тополь, Алла Махина. 80 мин.
14 января 2009 года в московском кинотеатре «Художественный» прошла премьера фильма Эдуарда Тополя «На краю стою». Известный прозаик и сценарист впервые выступил как продюсер и сорежиссер.
«На краю стою» – история молодого пограничника-контрактника Андрея Стахова (Артур Смольянинов), который служит в вымышленной оффшорной республике Гюльфара, граничащей с Афганистаном, Таджикистаном и Китаем и в силу своего положения ставшей важной развилкой азиатского наркотрафика. Бандиты мстят Андрею за уничтоженные тонны героина, из-за чего он остается кастратом с ампутированными по колено ногами. Но любовь и верность его 20-летней жены Алеси (Светлана Устинова) выдерживает все испытания, а сам Андрей, даже в инвалидной коляске, выслеживает и разоблачает наркомафию, опутавшую и высшие военные чины республики.
Премьера была организована как акция в поддержку российских пограничников. В фойе Эдуард Тополь фотографировался на фоне вымпелов с названиями своих книг в окружении ребят в форме. На сцене автор и сотрудники пограничной службы рассказывали о прототипах главного героя фильма. Было показано видеообращение 37-летнего полковника пограничной службы Сергея Васильевича Вахренова, служившего в Таджикистане, на Камчатке и в Чечне – сейчас у него повреждено 6 позвонков, которые заменены металлическими протезами. Его жена уже в течение 3,5 лет не отлучается от него больше чем на 2 часа – она тоже герой. Генеральный директор продюсерского центра «Либра продакшн» Алла Махина объявила сбор средств для реабилитации Сергея Вахренова.
«Главный кризис, который сегодня переживает мир, – сказал Эдуард Тополь, – это кризис морали, кризис совести. Финансовый кризис – только его следствие… Вы знаете, что правительство Москвы объявило этот год Годом помощи инвалидам. Я хочу высказать свою заветную идею. Если бы с каждой проданной книги в московских книжных магазинах, с каждого проданного билета в кинотеатрах, с каждой проданной бутылки водки в супермаркетах 1 рубль отчислялся на помощь инвалидам и больным детям, мы собрали бы огромные деньги – и это помогло бы нам реабилитировать свою собственную мораль».
Фильм сделан в манере «народного кино», где хорошие герои – это очень хорошие люди, а плохие персонажи – это очень плохие люди. Плохие изображены ровной черной краской без крапинок и оттенков, это персонификации зла, для которых «белая смерть» и таджикский уран – хороший товар, а чужая жизнь не стоит ни гроша. Хорошие – люди, какими они должны быть. У них бывают временные проявления слабости и срывы, но побеждают долг, любовь, дружба и воинская солидарность. У Андрея интуиция на наркотик – когда собаки «умывают лапы», его «нюх» не подводит. Мужество и упорство даже в инвалидной каталке ведут его в самое логово врага, на комбинат, где из овечек выпотрашивают вшитые в им в брюхи презервативы с героином. Единственное, на чем ломается настоящий мужчина – на неспособности удовлетворить любимую женщину. Но тут приходит на помощь коллектив: класс школьников, который носит его имя, во главе с бойкой и умной училкой (Ровшана Куркова) и своя погранчасть во главе с майором Власовым (Марат Башаров), который ради друга не побоится совершить некое должностное преступление. В результате герой получает средства на заграничную операцию, восстанавливающую его мужской статус, и аж целых трех детей – первого мы увидим в кадре, о зачатии второго будет сообщено, а третьего анонсирует предсказание гадалки.
То, что сценарист подыгрывает своему главному герою – нормальная условность многих жанров литературы и кино. Но в данном случае «перебор» производит парадоксальный эффект. Всё это восстановление справедливости настолько вытянуто за уши, что невозможно поверить в то, что создатели верят сами себе. В этом фильме реальна не вера, а страх. Наступление чуждого и непроницаемого Востока, наркоты, насилия, циничного прагматизма масс и коррупции власти – все это соединилось в общей фрейдовской метафоре страха кастрации, и попытка его заклясть, даже хотя бы защитить некие границы, слабо впечатляют. Возможно, не случайно, что все события происходят накануне ухода российских пограничных частей из Гюльфары.
Это ни в коей мере не претензия к игре Артура Смольянинова, к очень сильно и искренне сыгранной роли Светланы Устиновой и остальным исполнителям. Это мое мнение о самой идее и конструкции фильма.
После премьеры мы взяли небольшое интервью у Эдуарда Тополя.
Эдуард Владимирович, как появился замысел фильма?
У меня есть удостоверение отличника пограничной службы, подписанное 12 лет назад начальником погранвойск (тогда они были отдельно от ФСБ), потому что я возил гуманитарную помощь до Курильских островов и Камчатки. До самой дальней заставы я отвез целый самолет гуманитарной помощи. Не один, конечно, у меня были помощники. Я пошел – своих таких денег у меня нету – по олигархам. Они говорили: ну, мы дадим, так все же разворуют! А я отвечал, что сам, лично буду возить. И лично проехал все пограничные заставы за Петропавловском-Камчатским, на Шикотане, на Курилах.
А замысел – это описать трудно… Он рождается, потом развивается…
А как Вы пришли к идее самому режиссировать этот проект?
Я обратился к продюсированию и режиссуре, после того как было испорчено подряд несколько сценариев моих фильмов. Особенно последние, «Монтана» и «Ванечка» – это два аборта.
Вы не могли вмешаться в процесс съемки?
Нет, от меня вообще прятали материал. Дошло до того, что в титрах одного из фильмов я был вынужден подписаться псевдонимом: «Автор сценария – Э. Т. Возмущен».
Я никогда не думал становиться режиссером. Хотя имел возможность, я же учился во ВГИКе. Но когда о тебя вытирают ноги, что еще остается? В кино я около 30 лет, поэтому для меня нет мистики в этой профессии. Я же не собираюсь снимать арт-хаус! Кое-что из того, что вы видели на экране, я снял сам, а кое-что заставлял режиссеров: так надо сделать.
Может, давно надо было взяться. Тогда «Монтана» была бы «Монатной», «Ванечка» был «Ванечкой», и кое-что другое было получше.
Я понял, что должен взять дело в свои руки и позвал режиссера Рауфа Кубаева, с которым у нас были замечательные отношения на экранизации «Красной площади».
У Вас целых три режиссера в титрах…
Начинал снимать и снял значительное количество материала в моем присутствии Рауф Кубаев. Потом он ушел на другой проект, я позвал своего ВГИКовского приятеля, чтобы он помог мне кое-что переснять, доснять, переделать. Он некоторое время помогал, потом уехал. И я уже сам доснимал, переделывал, сидел с монтажером и озвучивал картину. Работал с Максимом Дунаевским. Вот так это случилось.
Где и как долго снимался фильм?
Фильм снимался в Узбекистане, в горах, и был сделан за 40 дней плюс еще 2 дня подготовки.
Когда фильм закончился, Алла Махина сказала, что прототип героя этого фильма на самом деле умер…
Нет, понимаете, это же не «Повесть о настоящем человеке», которая рассказывает об одном конкретном человеке. Герой фильма – собирательный образ, у него было несколько прототипов. И еще много «прототипов» как бы узнали себя в герое, уже после того как фильм был снят. Сценарий основан на реальных фактах, но не на одной реальной биографии. Есть факты борьбы с наркотиками, мести бандитов, «казни» пограничников, есть драматические исходы, есть другие. Вот [Сергей Вахренов] – человек сейчас лежит пластом, и жена его не бросила! 90 кг веса она каждые два часа переворачивает, убирает за ним утку, и это уже три года. Вот об этой верности, о силе русской женщины, которая не только любовница, но и нянька и сделка, я хотел рассказать.
А Вы не думали снять, как она его переворачивает и убирает за ним утку? Ведь это производило бы сильное впечатление.
Нет, мне этого не хотелось снять, потому что вы не выдержите этого.
Выдержим.
На экране вы этого не выдержите, потому что экран увеличивает все в сотню раз. Даже то, что я показал, как режут барана, – женщины в зале закрывают лицо и не смотрят. А если я покажу реально отрезанные ноги… Нет, я не собирался это делать. Достаточно того, что вы увидели.
Что такое хэппи энд? Это надежда. Любовь побеждает, верность побеждает, дружба побеждает. Счастье будет.
Как вы выбрали актеров?
Когда я писал, я знал, что героя будет играть Артур Смольянинов, его жену – Света Устинова, майора Власова – Марат Башаров. Я не был с ними знаком, просто, когда писал, я видел их перед собой. И мы взяли их без проб.
Они сразу согласились?
Ну, еще бы! Они же соображают, что хорошо, что плохо.
Каким Вы видите будущее Вашего продюсерского центра?
Вот книжка – в ней, кроме «На краю стою», еще два сценария – «Ангел с небес» и «Пластит». Есть и еще несколько задуманных проектов.
А чужие сценарии Ваш центр не собирается экранизировать?
Пока нет. Вряд ли. Разве что у меня не останется совсем никаких идей… (Смеется).
-
February 23 2013, 02:17
- Армия
- Кино
- Общество
- Cancel
На краю стою
«На краю стою» (Россия, 2008). Еще одна лента, приуроченная к 23 февраля. В ролях: Артур Смольянинов, Светлана Устинова, Марат Башаров. Снято по книге Эдуарда Тополя. Он же выступил автором сценария, продюсером и соавтором режиссера. Вначале говорится о том, что события имели место быть в реальности. Жанр фильма обозначен, как боевик. Я бы сказала, что это — слезоточивая мелодрама с элементами маразматически-садистских пофосно-героических фантазий Эдика Тополя.
Итак… Андрей — пограничник кристальной честности и железных принципов, обнаруживает тайник с крупной партией героина. Наркомафия несет убытки, поэтому Эндрю приказано казнить. Как-нибудь изощренно. Метод — основа всего сюжета. Как отомстить порядочному пограничнику? Его нужно искалечить. Устроили членовредительство, в прямом смысле слова. Срубили Андрюхе его елочку, под самый корешок. И было горе, и обливался он кровью, и клевали птицы его плоть. Но выжил. Стал инвалидом, вернулся домой. А дома жена молодая, как положено, до плотских утех охочая. Еще и денег мало. Начались у них конфликты. Снова было горе… Следуя древней традиции, герой запил и углубился в себя. Жена-бедняжка ему: «я тебя люблю», а он ее гонит. При этом слезы у обоих градом.
Фильм соткан из штампов. Кроме алкоголизма, соплей, слез, ссор с окружающими, мучений и раздумий, добавлены еще падение инвалида-колясочника и избиение оного бравыми молодцами-охранниками. На протяжении всей картины, зрителю не дают забыть о половых органах пограничника. Все разговоры сводятся к этому. Как в песне: «А все могло бы быть иначе, когда б…». В итоге, благодаря своевременному появлению Марата Башарова, верхом на броне, Андрюху у бандюков отбили и даже реконструировали утраченные детали организЬмы. Естественно, на деньги той самой мафии. Своеобразный акт возмездия. В финальной сцене мы видим пограничника в окружении жены и сына. Улыбаясь, Андрей спрашивает супругу, имеются ли у той противозачаточные средства, а именно презервативы, давая понять зрителям, что теперь он супермэн.
Пограничник Андрей Стахов перекрывает крупнейший канал афганского наркотрафика. Бандиты, понесшие колоссальные убытки, решают его казнить. Стахов чудом избегает смерти, но навсегда остается инвалидом, прикованным к коляске. Теперь — он изгой в городе, каждый второй житель которого связан с торговлей наркотиками. Но Андрей уверен, что сможет найти и покарать своих палачей…
«На краю стою» — фильм о любви, верности и мужестве, которые помогают главному герою устоять в борьбе за жизнь и мечту.
Андрей, талантливый пограничник (Артур Смольянинов) обнаруживает тайники, в которых наркоторговцы прячут огромные партии героина при проезде через афганскую границу. В отместку за свои колоссальные убытки бандиты решают казнить Андрея. Чудом избежав смерти, он не только рассчитывается со своими палачами и разоблачает крупную наркомафию, но и отвоевывает свою любовь (Светлану Устинову).
Автор сценария, продюсер и сорежиссер Эдуард Тополь.
Знаменитый писатель, автор международных бестселлеров «Красная площадь», «Журналист для Брежнева», «Чужое лицо», «Роман о любви терроре», «У.е.» и др. а также художественных фильмов «Юнга Северного флота», «Любовь с первого взгляда», «Ванечка», Эдуард Тополь так говорит об этом проекте:
— Я сорок лет в кино, но никогда не собирался и не хотел быть режиссером или, тем паче, продюсером. Но после того, как режиссеры превратили мои сценарии «Ванечка» и «Монтана» в бездарную кино-галиматью, я понял, что донести до зрителя то, что мной написано, можно только одним способом: стать продюсером и таким образом контролировать все съемки и монтаж картины. Что я и сделал.
Сценарий был написан довольно быстро – за пару месяцев. Возможно, потому что в его основу легли подлинные события и факты. Причем, когда я писал сценарий, я уже точно знал, что главного героя должен играть Артур Смольянинов, а героиню Света Устинова – я просто видел их перед своими глазами. И, слава Богу, не ошибся – и Артур, и Света, прочитав сценарий, тут же примчались на студию и «подписались» на роли.
Но это были «цветочки», сложности начались позже. Собрать административно-творческую команду, преодолеть немыслимые бюрократические и организационные препоны по дороге в Узбекистан, где проходили съемки, вывезти туда больше сорока человек съемочной группы и несколько тонн осветительной техники, построить в горах декорации и за сорок съемочных дней, под палящим июльским солнцем, на 60-градусной жаре снять весь фильм – это, я вам доложу, еще один роман с не менее напряженным сюжетом. Господи, чего только не было с нами за полтора года работы над фильмом!
Я пережил эмиграцию, я трижды начинал жизнь с нуля, я написал 25 романов и десяток киносценариев, но такого нервного напряжения и такого каждодневного ожесточенного боя за свою жизнь и за жизнь своего проекта у меня не было никогда!
Рассказать об этом за пару минут невозможно, пережить это второй раз я бы не решился. И я безмерно благодарен тем людям, кто помог выжить мне и этому фильму, кто прошел со мной весь путь и поддержал меня в трудные минуты, дни и месяцы. Эти люди – исполнительный продюсер Алла Махина, замечательный оператор Арчил Ахведиани с его ассистентами и героической бригадой осветителей, это администраторы Ирина Земцева и Алексей Гранковский, Дмитрий Воробьев, Сайера Ходорбидиева, второй режиссер Анна Тимофеева, художник-постановщик Евгений Суюнов и его жена реквизитор Людмила Суюнова, художник-костюмер Ирина Литвинова. Огромную, просто неоценимую помощь мне оказали замечательный композитор Максим Дунаевский, режиссер монтажа Игорь Отдельнов, звукорежиссер фильма Владимир Литровник, а также Владимир Венгеровский, Кирилл Бодров. Все они и еще многие, всех просто не перечислить, стали моими друзьями и, я надеюсь, пойдут со мной дальше, на штурм нового проекта.
Есть один секрет. Съемочную группу нашего фильма вы можете увидеть в фильме, в сцене «родительское собрание». Там я сделал этакий групповой портрет– я посадил всю группу за парты и даже дал им по реплике
Когда-нибудь, когда я выдохнусь или вконец устану от этих закулисных битв, я выпаду в осадок где-нибудь в тихом домике в горах или в лесу и все-таки напишу этот роман. Наверно, он будет называться «Экспедиция»…
Несколько слов об актерах:
Артур Смольянинов.
За свою кинематографическую биографию я видел множество выдающихся актеров, ведь в моих фильмах снимались Донатос Банионис, Василий Лановой, Владимир Ивашов, Ирина Печерникова, Виталий Соломин, Жанна Прохоренко, Евдокия Германова, Николай Караченцев, Марина Неелова, Станислав Жданько и многие другие. Я писал для них роли, и я видел их в работе на съемочной площадке. Имея такой опыт, я могу с уверенностью сказать, что актерски Артур может и должен вырасти в кинозвезду международной величины. А все потому, что у него есть два редчайших качества: абсолютный актерский «слух» на любую фальшь и фантастическое умение концентрироваться на вхождении в образ. При огромной загруженности в театре и на съемках в других фильмах, он на протяжении трех месяцев до начала наших съемок находил, вырывал время для почти ежедневных тренировок в спортзале – готовился к роли нашего героя.
Конечно, молодость, темперамент и немыслимая ташкентская жара не раз становились причиной наших творческих конфликтов. Но только – за кадром. А стоило прозвучать команде «мотор!», как с Артура слетали все посторонние мотивации, он буквально врастал в образ, наполнял его своей кровью и плотью. Это – великий актерский дар, и я желаю Артуру сберечь его.
НАГРАДЫ ФИЛЬМА:
Международный кинофестиваль военно-патриотичного фильма им. С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж»
* Приз за лучшую мужскую роль
* Приз зрительских симпатий
* Приз за воплощение темы нравственной чистоты человека
Кинофестиваль «Золотой Феникс»
Фильм сенсация программы «Русское кино»
*Специальный Приз жюри имени актера Анатолия Папанова за создание органичного актерского дуэта на киноэкране
Фильм Участник международного кинофестиваля в г. Сиракузы (США)
Фильм участник международного кинофестиваля «Русских фильмов» в Торонто (Канада).
Производство: ЛИБРА ПРОДАКШН, Россия, 2009
Режиссеры: Рауф Кубаев, Мунид Закиров, Эдуард Тополь
Сценарий: Эдуард Тополь
В ролях: Артур Смольянинов, Светлана Устинова, Равшана Куркова, Марат Башаров, Дарья Чаруша, Фатых Джалалов, Юлия Панова, Сейдулла Молдаханов, Мирзабек Азизов, Ольга Володина, Марина Турпищева, Фуркат Файзиев
Оператор: Арчил Ахвледиани
Композитор: Максим Дунаевский
Эксклюзивное интервью сценариста и продюсера фильма Эдуарда Тополя Первому каналу →
Смотрите оригинал материала на http://www.1tv.ru/anons/id=157752