Год 1959
Страна СССР
Оригинальное название Неподдающиеся
Автор сценария Татьяна Сытина
Режиссер Юрий Чулюкин
Оператор Константин Бровин
Композиторы Антонио Спадавеккиа, Кирилл Молчанов
Кинокомпания Мосфильм
Жанр комедия
Продолжительность 76 минут
Содержание
- Содержание Неподдающиеся
- Актеры фильма Неподдающиеся
- Награды фильма Неподдающиеся
- Похожие фильмы
Содержание Неподдающиеся
На заводе в молодежной бригаде есть два друга – Грачкин и Громобоев. Эти двое товарищей работают спустя рукава, да и к началу рабочей смены не особо торопятся. Из-за этого показатели всей бригады самые низкие, что, естественно, беспокоит остальных работяг. Было принято решение уволить их, и дело с концом! Но маленькая, хрупкая Надя Берестова вступилась за Грачкина и Громобоева, заявив, что это вина всей бригады, что они не смогли найти подход к ним. Берестова уверена, что Грачкин и Громобоев не потеряны, их еще можно перевоспитать. На собрании бригады было решено, что Надя берет шефство над бездельниками.
Надя с таким энтузиазмом принялась за перевоспитание Толи Грачкина и Вити Громобоева. Она и план культурных мероприятий для них составила, и на лекции с ними ходила. Она даже пришла к ним в общежитие со стопкой книг, которые, как она считала, нужно прочитать. Но все ее усилия были напрасны. Ни Грачкин, ни Громобоев не собирались меняться.
Надя до слез была расстроена своей неудачей в вопросе шефства. Тогда ее подруги придумали необычный способ повлиять на Грачкина и Громобоева. Они предложили Наде притвориться, что она влюблена и в Грачкина, и в Громобоева. И вот Надя, стоя у своего станка, строила глазки по очереди, то Анатолию, то Виктору. А ее подруги, тем временем, назначили им от имени Нади свидание. Да так получилось, что свидание они назначили на один день и на одно и то же время. Но, помимо этого, в это же время, в этот же день Надя обещала Володе прийти посмотреть как он выполняет прыжки с вышки. Но как все успеть?!
В тот день в парке был праздник. На разных площадках проходили разные мероприятия. Надя, Толя Грачкин и Витя Громобоев прогуливались по парку. Грачкин даже выиграл приз в конкурсе на самый лучший танец. Затем они отправились посмотреть и прыжки с вышки. Анатолий, желая доказать, что он ничем не хуже Володи, тоже решается прыгнуть с вышки. Но в самый последний момент, испугавшись высоты, отказывается от этой идеи.
На заводе проводится конкурс на самую лучшую бригаду. Однако бригаду Нади Берестовой и ее подопечных даже не допускают до участия. А все из-за Грачкина и Громобоева. Надя и Грачкин очень возмущены таким отношением к своей бригаде. Они уверены, что достойны участия в этом конкурсе. После окончания смены Надя, Анатолий и Витя остаются на заводе, чтобы придумать как оптимизировать процесс производства деталей, чтобы увеличить показатели своей бригады. Они до позднего вечера ломают голову над этим вопросам, пробуют различные резцы. Однако все тщетно. Надя уходит домой. А ребята еще остаются у станка.
И все же им удается изготовить резец, который позволит повысить производительность их бригады. Они скорее торопятся поделиться этой новостью с Надей, бегут к ней домой, но не застают ее дома. Она в это время гуляла с Володей. Раздосадованные этим фактом Толик и Витя отправляются в общежитие. Однако по пути домой, Анатолий решается прыгнуть с моста, желая доказать себе, что он трус. За это их обоих забирают в отделении милиции, где они проводят всю ночь.
На следующий день к началу смены на завод не приходит ни Грачкин, ни Громобоев. Руководство окончательно принимает решение об их увольнении. Но внезапно в цехе появляется мальчуган, разыскивающий Надю Берестову. Он передает ей тот самый резец от Грачкина и Громобоева. Счастливая Надя бросается выручать своих товарищей из отделения милиции, а затем и защищает их перед руководством завода.
Актеры фильма Неподдающиеся
Надежда Румянцева — Надя Берестова
Юрий Белов — Толя Грачкин
Алексей Кожевников — Витя Громобоев
Валентин Козлов — Володя Яковлев (рабочий на заводе, влюблен в Надю)
Иван Каширин — Иван Игнатьевич Ватагин (мастер цеха)
Константин Нассонов — Андрей Ильич Барышев (директор завода)
Вера Карпова — Роза Каткова (подруга Нади Берестовой)
Юрий Никулин — Василий Клячкин (рабочий на заводе)
Сергей Филиппов — милиционер
Награды фильма Неподдающиеся
Всесоюзный кинофестиваль в Минске, 1960
Фильм получил первую премию.
Вторую премию получили:
Надежда Румянцева за лучшее исполнение женской роли;
Юрий Белов за лучшее исполнение мужской роли.
Похожие фильмы
- Девчата (1961);
- Укротительница тигров (1954);
- Весна на Заречной улице (1956);
- Я шагаю по Москве (1963);
- Служебный роман (1977).
Фильмы 50-х демонстрируют человека в том виде, к которому следует стремиться. Это разумный, серьёзный человек, с чувством собственного достоинства, гордостью, но не с той гордостью, которая заставляет держаться высокомерно и унижать других, а с той, которая не допускает собственного недостойного поведения. Человек, обладающий достоинством, не унизится до того, чтобы самоутверждаться за счёт другого, быть лодырем или малодушничать, лгать. Он постоянно развивается, познаёт новое, учится. Трудиться – потребность такого человека. Отливать детали, строить дома, выращивать хлеб, лечить или писать книги – всё это достойный труд, а люди труда заслуживают уважения. Об этом мы очень подробно говорили в разборе фильма «Педагогическая поэма».
Фильм «Неподдающиеся» как раз посвящён теме труда, но не только. Главные герои: Толя Грачкин и Витя Громобоев, лоботрясы. Они отлынивают от труда, развития и предпочитают развлечения. Весь цех уже давно приступил к работе, а они опаздывают: Грачкин на спор танцует от общежития до завода. Громобоев подыгрывает ему, устраивая клоунаду. Видно, что у ребят неплохое чувство юмора, они не отморозки. Скорее всего, они родились незадолго до войны и росли без родителей, по крайней мере – без отца. Не получили они строгого, но тёплого отцовского наставления быть достойным, трудолюбивым человеком. Не всем беспризорникам, детдомовцам повезло найти в детстве и юности такого педагога, как Макаренко. Мы ещё не раз увидим, что они умные ребята, просто не получили нужного воспитания.
Все, за исключением лодыря Клячкина, их осуждают. Вначале смотрят с укором, а когда бригадир Володя начинает отчитывать лоботрясов, подключаются и коллеги по цеху. Людям, которые привыкли работать, надоело смотреть на двух лодырей. И это вполне объяснимое поведение. Почему я работаю, он работает, она тоже, и ещё десятки человек рядом работают, а эти два – отлынивают?!
Грачкина и Громобоева заочно отчитывают на комсомольском собрании (они не комсомольцы) и решают уволить. То, что они не комсомольцы – для 1959 года всё равно что судимость по нынешним временам. Это значит: либо их не приняли в комсомол за недостойное поведение (например, за хроническое нарушение дисциплины), либо исключили по тем же причинам, либо они сами не стали вступать, что характеризует их как безответственных людей, не примыкающих к коллективу. Такие были взгляды и порядки шестьдесят лет назад.
За них вступается Берестова. Говорит, что с ребятами не проводили воспитательной работы. Её ловят на слове и поручают эту воспитательную работу. Всё правильно: кто предлагает, тот и делает.
Вначале Берестова решила нагнать на них страху официозом. Села в начальское кресло, подложила под себя стопку книг, чтобы повыше и посолиднее выглядеть. Но этот нелепый спектакль Грачкина и Громобоева не впечатлил. Они собрались уходить. Тогда Берестова начала упрашивать их всё-таки пройти воспитательный процесс. Она приготовила им распорядок дня, список книг, план клубной работы. Да, были времена, когда в клубах не напивались и не шалашовок снимали, а слушали общественные просветительские лекции: «Молодые садоводы», «Обитатели морского дна».
Вот думаю я: сколько условий создавали человеку, чтобы он имел возможность подняться из тёмного невежества, животной примативности, стать разумной личностью, развить способности. Даже вот такие фильмы исподволь учили зрителя, настраивали его на саморазвитие, показывали, к чему нужно стремиться. Явно и недвусмысленно осуждали недостойное поведение, показывали, к чему (плохому) оно приводит. Никаких ласковых мерзавцев, хороших бандитов, обаятельных негодяев. Если негодяй – то его поведение дурное, негодяя осудят люди. Если он не исправится, то жизнь его пойдёт не в гору, а под откос. Такое вот простое, понятное и очень хорошее воспитание зрителя. Не поэтому ли люди в те времена в большинстве своём были открытые душой, дружелюбные, бесхитростные?
Но Грачкину и Громобоеву вся эта культурная программа по барабану. Они склонны только к развлечениям, а потому выступили (в форме привычного кривляния) категорически против воспитания и посадили Берестову на шкаф.
Подошла пора зарплаты. В кассе выдают деньги. Грачкин и Громобоев пытаются получить без очереди. Их не пускают, а вот Клячкин, воспользовавшись общим замешательством, ныряет к окошку без очереди. «Альберт Клячкин», — говорит он кассирше. «Василий», — поправляет его та. Вот очень интересная, показательная деталь. Имя Василий кажется Клячкину слишком простым, поэтому он называет себя заграничным, Альберт, думая, что это придаст его личности больший вес. Это признак низкой самооценки. Клячкин по-настоящему не любит себя, не уважает самого себя, не имеет того чувства собственного достоинства, которое не нуждается в показушной мишуре, зарубежных именах и не позволяет своему обладателю быть пронырой, лодырем и пьяницей, то есть мелким и жалким типом.
Тут же, у кассы, Клячкин отделяет от получки несколько купюр и пытается спрятать под майку – а то отнимет жена. Она действительно подходит и приказывает отдать деньги, включая заначку. Оставляет одну купюру мужу, а остальное забирает.
Эта сцена с одной стороны понятна: Клячкин алкоголик, и если не забрать прямо у кассы получку, то велик риск, что он её пропьёт буквально за один вечер. Я видел такое, подтвержу – нет иного способа сохранить для семьи зарплату мужа-алкоголика. Впрочем, что заставляет женщину его терпеть, почему не развестись? Дети? Может быть. А бывает, что муж-алкоголик попросту выгоден женщине: «Нет ничего более полезного в хозяйстве, чем вечно виноватый муж». Это жизненный девиз дамочек, выбирающих в мужья алкоголиков и прочих придурков.
С другой стороны, матриархат в СССР был тотальным и всеобъемлющим, как о том и завещал Энгельс. Практически во всех семьях семейным бюджетом управляла жена, муж только отдавал ей получку, надеясь на то, что матриарх оставит ему немного на сигареты. Постулат «женщина – глава семьи» отмечен незначительными эпизодиками во многих фильмах. Например, в сериале «Место встречи изменить нельзя» не страдающий пьянством Пацюк тоже вынужден отдавать зарплату жене, а сам лишь тайком прятал заначку, которую благоверная неизменно находила. Глеб Жеглов отчитывал Пацюка за то, что он стал прятать заначку в дуло пистолета. Отдавать зарплату жене, женское управление семейным бюджетом считалось не просто нормой, а единственно возможным вариантом в обычных семьях. Я много интересовался этим, и иное слышал только от пожилых выходцев с Кавказа и мусульман. Плоды этого мы пожинаем сейчас: среди женщин повсеместно распространено отношение к мужчине не как к главе семьи, а лишь как к функции, обслуге, спонсору без права голоса. Чтобы отдавал деньги и не спрашивал, на что они потрачены: не достоин спрашивать. Не веришь? Спроси у ста женщин любого возраста, от 18 и старше, как они относятся к тому, что общим бюджетом будет управлять муж. Узнаешь много интересного, в том числе и о себе.
Общается жена с Клячкиным тоже в приказном тоне, а тот унижается. Срамота. Быть таким алкашом-подкаблучником – срамота.
Эпизод длительностью всего в секунду, кассир говорит девушке: «Это вам за рационализацию». Один коротенький момент, а сколько смысла! За рац.предложения и тем более за изобретения премировали! Деньги давали, да! То есть если ты талантлив, то тебе не только звание «Почётный изобретатель», но и премия. Отличный стимул! Впрочем, сейчас есть возможность патентовать свои изобретения самому и зарабатывать деньги своим собственным умом. Тоже отличный стимул!
Берестова, глядя на передовой опыт феминизма в виде отъёма денег у мужчины, забирает получки у Грачкина и Громобоева. Вообще-то по советскому уголовному кодексу (как и по современному) квалифицируется как ограбление, то есть явное хищение чужого имущества. Понятно, что делается это как бы в воспитательных целях: она будет отдавать им частями, когда парни посетят определённые культурно-просветительские мероприятия. Но это же откровенный произвол! Когда Грачкин и Громобоев пытаются отнять свои собственные деньги, за Берестову вступаются две тётки и одобряют её действия.
Грачкин и Громобоев вынуждены идти на лекцию. Читают её откровенно скучно, как её можно слушать с интересом – ума не приложу. Монотонный, сбивчивый бубнёж себе под нос. Я бы заснул через пять минут. То же самое происходит и с Берестовой, а парни тем временем сбегают в кабак, куда их пригласил Клячкин.
Не знаю, зачем Берестова выбрала именно такой вид воспитания. Наверно просто от неопытности, ведь она сама ещё девчонка, к тому же сирота, безотцовщина. Ей нечего передать парням, у неё самой ничего нет. Нудные лекции сбивчивого характера неинтересны молодым ребятам. Им нужна активная деятельность, суррогат которой они видят в танцах и кривлянии. Их бы вовлечь в полезное дело, чтобы они почувствовали одобрение со стороны, но чтобы окружающие одобряли не нелепую клоунаду, а полезный труд и проявления находчивости, твёрдости характера, деловой порядочности.
Берестова приходит в кабак и решается выпить водки – как бы в знак осуждения их действий. Грачкину не по себе, вечер испорчен, он отнимает у неё рюмку и, негодуя, уходит. За ним следует Громобоев. Клячкин остаётся один, допивать весь заказанный на троих алкоголь. Вот уж радость-то пьянице! В коем-то веке удастся так нахрюкаться, да ещё и на халяву? Наверно, единственная радость в его унылом, пропахшем перегаром мире.
Парни идут с ней, слушают её проповеди. Не матерятся, не агрессируют. В душе они нормальные люди, им бы ума дать! Сажают её на автобус и тем самым избавляются от неё. Временно, разумеется.
Берестова решает идти в их общежитие и ждать парней там. Она принесла им огромную стопку книг. Она ждёт их в комнате. Вот ведь времена: незнакомого человека оставляют ждать в пустой комнате: знают, что она ничего не украдёт, не подкинет наркоту, не устроит разврат. Такие вот детали дают нам понять, насколько другой был менталитет человека 50-х.
Берестова обнаруживает, что Громобоев увлекается техникой, снабдил кровать и шкаф хитрыми устройствами. Кровать Грачкина тоже снабжена музыкой. Берестова понимает, что это не тупое быдло, а люди, которым просто не повезло получить человеческое воспитание. Но парни и тут сбегают.
Берестова рыдает в заводском коридоре, когда Грачкин опять ради внешнего одобрения и признания паясничает: идёт кверху ногами. Эх, не там они ищут признания, да подсказать некому!
Две коллеги советуют ей разыграть парней: подать каждому из них вид, что он ей нравится. Может быть, тогда они будут вести себя более прилично, хотя бы в её присутствии?
А на самом деле ей нравится бригадир Володя. Правда, ведёт она себя с ним как-то по-хамски: срывается, кричит, когда тот предлагает ей помощь в комсомольском поручении. Разве это поведение любящей женщины?
От имени Берестовой обоих приглашают на свидание в парк. Там проходит водный праздник. Парни приходят, а Берестову ждёт Володя. Он спортсмен и собрался нырять с вышки. Так получилось, что всем троим назначено на 12. Одна из подельниц при Володе говорит Берестовой, что её ждёт Грачкин. Тот реагирует совершенно адекватно и уходит. Подельница увязывается за ним. Так-то, мужчины, мотайте на ус: если женщине нужен мужчина, она вприпрыжку за ним побежит. А если начинаются нелепые отмазы, все эти «я подумаю», «я тебя люблю, но…» — значит тебя не любят.
Грачкин и Громобоев понимают, что их развели, но делать нечего, ходят вместе с Берестовой по парку. Громобоев нарвал цветов на клумбе, за что получил штраф. Бросил на тротуар смятую квитанцию засвистели в свисток. Да, нарвать цветов на городской клумбе, мусорить – это осуждалось. Вообще, многое из того нахальства, которое нынче считается удалью, позиционировалось как хулиганство, чем оно, собственно, и является. Зрителю показывали, как надо поступать и как не следует.
На крытой сцене – конкурс на лучший танец. Это как раз то место, в отличие от завода, где Грачкин мог бы снискать вполне заслуженные аплодисменты за танец. Он стесняется, но когда все зрители хором его просят – соглашается. Ну и закономерно получает главный приз – корыто. Стеснению парня нет предела.
Берестова сбегает смотреть на прыжок Володи. Её находят Грачкин и Громобоев. Они понимают, что на самом деле девушке нравится Володя. Грачкин пытается обесценить достижение Володи, насмехается над ним и решает доказать, что он не хуже: пытается прыгнуть с вышки. Его отговаривают, но он упёрся. Вот уж беда – эта низкая самооценка. Искать сомнительного одобрения от местного алкоголика, обесценивать нелепыми насмешками чужие достижения, доказывать, что ты не хуже кого-то. Зачем? Почему бы не развивать собственные способности, не достигать собственных высот? Не завидовать другим, обнажая собственную ничтожность, а радоваться своим реальным результатам? Заканчивается «прыжок» комично, всем на посмешище. Так оно и бывает: кто пытается унизить других, сам садится в калошу.
Толя Грачкин сбежал от Берестовой и Громобоева и затаился в каком-то закутке с ящиками. Он обескуражен, расстроен. Впрочем, поделом ему – не надо насмехаться над чужими достижениями.
На заводе проводится социалистическое соревнование. Бригаду, где работает Берестова, не включают из-за плохих результатов работы: не дотягивают до нужного уровня. Вот тут-то Толя Грачкин и вспыхивает: его стремление получить одобрение, доказать, что он достоин, находят нужное русло. Володя соглашается с решением комитета: бригада действительно слабая из-за двух оболтусов. Толя лезет в конфликт, он хочет утереть нос и Володе, и тем, кто не включил бригаду в соревнование.
Они вместе с Берестовой остаются после работы, дабы придумать новый способ обработки деталей, который повысил бы производительность труда. Берестовой нужно к 9 часам на свидание с Володей: она решила реабилитироваться после странного поведения с Толей и Витей. Она то и дело подгоняет ребят, чем добавляет ненужной нервозности. Конечно, вопрос рационализации требует обдумывания, и Берестова сильно опаздывает на свидание.
Очень показательный эпизод с опозданием. Володя уходит с места встречи. Она кричит ему, бежит вслед, но он даже не оглядывается. Это проявление самоуважения, которое требует уважения и от других. А опоздание, тем более такое длительное – это демонстрация пренебрежения. Это поведение мужчины с нормальной самооценкой. Он никому не позволяет вести себя пренебрежительно.
Толе и Вите надоедает возиться с рационализацией. От капитуляции их останавливает слово, данное Наде Берестовой. Это проявление деловой порядочности, надёжности, которые просыпаются в парнях. Эти качества характерны для сильного духом человека, то есть такого, каким учили быть фильмы 50-х.
Надя Берестова смогла остановить Володю, они гуляют, но между ними холод, она объективно виновата. Она просит его погулять ещё. Обрати внимание, не он прыгает перед ней, а она должна как-то загладить свою вину. Да, были времена, когда положительных героев мужского пола демонстрировали не как подкаблучников-идиотов, а как мужчин с чувством собственного достоинства. Такие и вызывают уважение. А тех, которые прощают женщине любые закидоны, презирают все, в том числе и эти женщины.
Толя Грачкин и Витя Громобоев заработались до полуночи, но всё-таки добились своего, придумали, как быстрее обрабатывать детали. В процессе решения задачи они поняли, что необходима учёба. У них получилось, но наощупь, интуитивно, а надо бы с научным подходом. Они возвращаются ночью, но у Толи никак не идёт из головы тот факт, что он не смог прыгнуть с вышки. Он решает прыгнуть с моста, который выше. Их обоих забирает милиция.
Наутро их опять нет в цехе. Парней собираются увольнять, но Надя вступается за них. Она показывает коллегам новый резец, платит в милиции штраф. Оказывается, их уже уволили, но Наде удаётся отстоять ребят. Вечером должно быть комсомольское собрание, где её ждёт неприятный разговор: ведь она не справилась с заданием. Толя и Витя убеждают её, что справилась: они бросили пить, всерьёз взялись за работу. Последние кадры показывают, что они отказались от компании алкаша Клячкина, его образ жизни стал им чужд.
Что мы увидели в фильме? В каждом человеке (разве что за исключением отморозков-психопатов, коих в картине нет) есть свой талант, и если его нащупать, то можно направить человека на путь, где он трудом достигнет результатов, причём не только в профессиональной деятельности, но и в тренировке волевых качеств.
Из-за двух непутёвых и ветреных весельчаков мучается целая молодёжная бригада. Неудача ребят в том, что они не видят отличия между октябрятами и подшефными хулиганами. Перевоспитать двух оболтусов доверено комсомолке Наде (Надежда Румянцева). Надежда берется за перевоспитание с настоящим энтузиазмом, она водит друзей на лекции об обитателях морского дна, читает им «Обломова», пробует отучить их пить и курить. Но после того как « неподдающиеся » обводят ее несколько раз вокруг пальца, Надя осознает, что обычные методы здесь не подходят. Но взявшись за дело, Надежда заодно и повзрослела…
Юрий Никулин. Почти серьёзно.
— Ну что вы делаете? По-моему, вы тянете картину не в ту сторону. Снимаете серьезную вещь о молодежи, а у вас все какие-то штучки. Вот этот эпизод с мухой — зачем он? Его надо вырезать. Непременно!
К моему огорчению, эпизод с мухой вырезали.
После озвучивания, перезаписи, когда воедино сводят шумы, музыку, речь актеров, первую копию фильма решили проверить на зрителях и повезли ее в клуб «Трехгорки».
На первом же просмотре, к удивлению съемочной группы, публика стала смеяться. Назначает Надя Берестова свидание двум поклонникам сразу — возникает смех. Прыгает с вышки Грачкин в трусах — в зале хохот. И все эпизоды с Клячкиным вызывали веселое оживление в публике.
Тогда мы поняли — получилась комедия. На моей памяти это первый и пока единственный случай, когда создавали серьезный фильм, а вышла комедия. Многим знакома обратная ситуация: создают комедию, а зрители ее смотрят в унынии.
Пришлось искать другое название. «Жизнь начинается» для комедии не годилось. Вспомнили, что в одном из эпизодов героев фильма называют неподдающимися, и решили дать картине новое название — «Неподдающиеся».
Вспоминая о работе в этой картине, я всегда с благодарностью и признательностью думаю о Юрии Чулюкине. Начав снимать свой первый полнометражный фильм, он не забыл меня и пригласил сниматься.»
Фильм снимали в Одессе. Парк снимали частично в Дюковском, частично в парке Шевченко.
Как известно фильм начинается с чечетки , но не все знают, что чечетку отбивал не Юрий Белов! В кадре мы видели ноги Юрия Чулюкина , режиссера этого фильма. Он был отменным чечеточником. По отзывам кинематографистов он был веселым и добрым человеком и в историю кино вошел всенародно признанными лентами — «Неподдающиеся» и «Девчата». Он погиб при загадочных обстоятельствах в конце восьмидесятых в одной из африканских стран . В его послужном списке также фильмы » Королевская регата» , «Поговорим, брат» , «И на Тихом океане…» , «Не хочу быть взрослым »
Картину можно смело отнести к шедеврам советского кино. Пусть в наши дни проблемы персонажей и не вызывают, во многом, понимания, но общий настрой, мотивы, увлечённость находят отклик в любом зрителе. Поначалу зритель может недоумевать, видя на экране заводской антураж. Чтобы этого не случилось, авторы фильма сопровождают начало весёлой, юморной такой музыкой. И вот, минуты через две после начала зритель смягчается, несмотря на «домны» и «мартены». А дальше начинается вообще нечто беспредельное. Фабула фильма увлекает. Остановиться и вырваться из неё трудно до самого окончания
Фильм “Неподдающиеся” удивительно показывает непорочних и чистых людей. Возможно, это произошло из-за боязни переступить какую-то черту и показать в картине “Неподдающиеся” более чувственных и взрослых в отношении друг друга людей, вызвав этим легкую пошлость. Конечно, тогда чуть более затянутый и настоящее сыгранный поцелуй уже могли воспринимать как эротику. Все ведь помнят, что секса в нашей стране просто не могло быть, а дети от поцелуев. Смешно, так как в то же время происходило столько супружеских измен, как и сейчас.
Из-за такого страха герои у автора становятся инфантильными, но можно списать на мораль. Упреки постоянно звучат в фильме: то парень не спокоен, что девушка целуется с Яковлевым, то непонятные прыжки с высокого моста, то странная реакция вполне взрослой девушки на угрозы собственной матери выпороть уже не взбалмошную девчонку. Эти сцены выглядят такими детскими и смешными в фильме “Неподдающиеся”.
Но, если судить с взгляда той эпохи, то это отличный фильм и прекрасная комедия, в которой открыта история одних отношений. “Неподдающиеся” — картина, в которой самые интересные отношения между Грачкиным, несомненным лидером, и Громобоевым, являющимся “мозгом” этого дуэта. Им не придет в голову приревновать Надежду друг к другу, зато Яковлев получает двойную порцию этой ревности. Ситуация комична тем, что Надежда испытывает только дружеские чувства к друзьям, но так не хотят замечать они этого.
Хотя, и это легко объяснить. В то время так же обязательно нужно было показать настоящую мужскую дружбу. Это парни, которые всегда вместе: общая работа, общая радость, общая печаль. Сильные и настоящие мужчины ведь не плачут, но только когда это кто-то может увидеть, а друг простит эту слабость, ведь каждый из нас человек и не важно, мужчина ты или женщина. Вдвое и в разведку не страшно и подвиг совершить. Жаль, что современные картины не могут похвастаться такой дружбой, ведь зритель сейчас не принимает нежного обращения друзей друг другу и объятий, но страшнее если это поцелуй. Странно, но сразу звучат фразы, что это уже скрытая страсть и любовь. Да, моралью мы уже не скованы, но и возникла однополая любовь на экранах. Именно поэтому современные режиссеры даже не стараются показать настоящую дружбу.
А вот парень самой девушки Надежды, не смотря на эффектную внешность, так же ревнует её. Он сомневается, что может существовать дружба между мужчиной и женщиной. Это мешает ему спокойно наслаждаться отношениями с любимой. В итоге он дискредитирует одного из её друзей. Но даже это придает комичности и привлекательности картине “Неподдающиеся”.
Хотела бы поподробнее остановиться на чувстве юмора, которым, к нашей общей радости, не обделен фильм! Над одними и те же шутками можно хохотать, надрывая животик, не один раз. Согласитесь, нужно отдать должное остроумию сценариста, а, вернее, сценаристки (а кто-то еще сомневается, умеют ли женщины шутить. Умеют! и получше мужчин).
Вообще, всю картину можно разобрать на крылатые фразы типа: «Учти это, Витя, и сделай тете ручкой!» или же задиристый ответ Грачкина на вопрос, есть ли у него совесть:«Нет! Одолжи, пожа-алуйста!». Нельзя оставить без внимания и совет Никулина: «Нет, ребятки, вы еще карасики! Когда такая орхидея за столом, водка на 22 градуса крепче. Научно доказано!»
«Грачкин сколько время?», «Без десяти девять», «А, сколько без десяти?», «Восемь часов, тридцать две минуты, одна десятая секунды».«А ты с Яковлевым целуешься!», «Да пусть выпьет», «Неудобно так мамаша, все-таки первый час ночи» и так далее…
Эта комедия поразила меня своим интересным сюжетом, красивой игрой наших советских актеров. А еще могу сказать, Надежда Румянцева настолько женственна в этом фильме, что в нее влюблены сразу три юноши.
Фильм «Неподдающиеся» был одним из последних фильмов, где главными героями были ребята-работяги, заводские затейники, рабочие. Незаметно пришла новая эпоха и главными героями молодежи стали ученые-интеллигенты-ядерщики («9 дней одного года»). Образ работяги перестал быть популярным и это означало закат карьеры таких замечательных «рабочих» актеров как Беляев, Рыбников и т.д. Они стали невостребоваными и «нетипичны»…После этого фильма образ рабочего постепенно начал терять популярность. Дальше героями стали студенты, изобретатели, ученые, исследователи.
Заметьте, Витя Громобоев (Алексей Кожевников) постоянно что-то изобретал (вся комната в проводах). Он как среднее звено между простыми рабочими и образованными людьми. У меня такое впечатление, что если бы история продолжилась, Витя обязательно пошел учиться например, на инженера. Вспомните диалог Грачкина и Громобоева у станка: «Так учиться было надо! — Правильно! -Правильно. Точи уж без формул!»
И наш любимый Юрий Никулин оставил свой след в этой замечательной комедии, которая появилась естественно, сама-собой против воли создателей этого фильма и живет более 50 лет.
источник: 1001material.ru
«Неподдающиеся» — как из скучной темы сделали комедию
Комедия на производственную тему была заказной, а значит, по определению обещала быть скучной. Каким образом режиссёру Юрию Чулюкину удалось создать отличную комедию, которую вот уже 60 лет смотрят зрители?
Ещё на выпускном экзамене Надежды Румянцевой во ВГИКе Иван Пырьев высказался, что для неё надо специально писать сценарии. «Мосфильм» заказал написать его Татьяне Сытиной, но сценарий «Жизнь начинается» — о том, как хрупкая девушка взялась за перевоспитание лентяев, тянущих вниз весь рабочий коллектив, — был готов лишь через пять лет. Поставить картину доверили начинающему режиссёру Юрию Чулюкину.
«Научный» подход
Исходный сценарий был банальным: рабочие борются за звание бригады коммунистического труда, а три несознательных элемента мешают его получить. Однако в процессе работы характеры персонажей и их отношения трансформировались и стали вызывать улыбку.
Чулюкин, хоть и не собирался снимать комедию, обладал хорошим чувством юмора, и они с Сытиной постоянно спорили, обращались к художественному руководителю фильма Юлию Райзману как к третейскому судье. В результате лента «Неподдающиеся», вышедшая на экраны в 1959 году, стала первой комедией на производственную тематику.
Режиссёру удалось удержаться на тонкой грани: сделать фильм смешным, не скатившись в пошлость. Комизм истории заключался в том, что перевоспитать двух лентяев, тянущих бригаду назад, поручают маленькой и хрупкой комсомолке Наде Берестовой. Эта роль и предназначалась Надежде Румянцевой.
Героиня с наивным, почти детским лицом «по-научному» берётся за дело. Она составляет распорядок жизни Грачкина и Громобоева на месяц вперёд, включив в него и учёбу, и повышение культурного уровня, и работу, и отдых. Но поначалу все её усилия разбиваются о насмешки и издевательства подопечных. Тогда она меняет тактику, прибегает к хитрости — и лодыри сами берут над ней опеку.
Работали по ночам
Румянцева, с виду смешливая и несерьёзная, всегда тщательно работала над ролью. На площадку приходила с новыми предложениями, многие из которых Чулюкин принимал: с ней и Юрием Беловым он был знаком ещё со времени учёбы во ВГИКе. К тому же для режиссёра фильм был дебютным, а за плечами у актёров было по десятку ролей в кино, Белов даже успел блеснуть в «Карнавальной ночи».
Алексей Кожевников (Витя Громобоев) не учился актёрской профессии: на момент съёмок он окончил ленинградский Военмех и работал конструктором на заводе, но уже пять раз снимался в кино.
Самым старшим среди исполнителей главных ролей был Юрий Никулин. Цирковой артист видел Васю Клячкина этаким мрачным флегматиком, а режиссёру хотелось, чтобы это был не поддающийся управлению рубаха-парень. Юрий Владимирович рассказывал, что он придумал такой эпизод: Клячкин наблюдает, как сосредоточенно работают другие, затем берёт в руки огромный молот, убивает им муху на наковальне и садится на место. Это соответствовало актёрской трактовке роли, однако режиссёру не понравилось, и отснятую сцену вырезали.
Съёмочная группа подобралась молодая, работали с энтузиазмом, достойным послевоенных пятилеток, многое переделывали, переснимали. Сверху разрешили: экспериментируйте, только больших денег не ждите.
На «Мосфильме» работали по ночам — днём все павильоны были заняты. Сцены на производстве снимали на московском станкостроительном заводе, тоже в ночное время. Актёры учились у рабочих, а те, в свою очередь, с удовольствием включились в процесс создания фильма: помогали, подсказывали, раскрывали некоторые профессиональные секреты.
Интересный факт
В начале фильма показывают Грачкина (Юрии Белов), отбивающего чечётку. На самом деле крупным планом показывают ноги не Белова, а режиссёра Юрия Чулюкина. Он был виртуозным чечёточником
Искусство требует жертв
На время съёмок Алексей Кожевников перебрался в Москву. Юрию Никулину приходилось приезжать на съёмки из Северной столицы, где он тогда работал. Однако больше всех жертв во имя успеха будущего фильма пришлось принести Надежде Румянцевой. В то время у актрисы были длинные волосы, её уговаривали постричься для роли. Поначалу она отказывалась — жалко было расставаться с длинными волосами. Но однажды Юрий Райзман, просмотрев отснятый материал, вынес вердикт: всё-таки героиню следует постричь. Румянцева вспоминала: «Как горько я рыдала в гримёрной, глядя на свои срезанные кудри, мою гордость и надежду! А потом, увидев себя на экране, поняла, что была неправа». Да что там волосы! Ради роли, которая так пришлась ей по душе, актриса даже рисковала здоровьем. Однажды она простудилась — температура под сорок, а по плану должны были снимать лекцию о раках. Павильон предоставили всего на одну ночь, и Надежда, взяв себя в руки, поехала на студию. Она плохо помнила, как играла эпизод, её трясло, в перерывах между съёмками актриса куталась в какой-то огромный тулуп. Сцену сняли, но после этого Румянцева всерьёз разболелась и на некоторое время выбыла из строя.
Волновались напрасно
Первый просмотр состоялся в клубе «Трёхгорной ануфактуры» — фильм решили протестировать на наиболее близкой аудитории. Создатели переживали: как зрители оценят соединение производственной, лирической и комедийной тематик в одной ленте? Опасения оказались напрасными. «Мы стояли в коридоре (на просмотр нас не пустили) и прислушивались к реакции зрителей, — вспоминала Надежда Румянцева. «На студии отношение было снисходительное: снимали без павильонов, без средств, неизвестно, что они там натворили. Скоро до нас стал доноситься смех зрительного зала, все громче и громче… А после просмотра нас тискали, как мышат, каждый старался пожать руку, поздравить…».
Судьба актёров
С момента выхода картины прошло 60 лет, режиссёра и исполнителей главных ролей уже нет в живых. В 1987 году во время недели советского кино в Мозамбике при странных обстоятельствах погиб Юрий Чулюкин. Годом позже в возрасте 53 лет ушёл из жизни Алексей Кожевников. После «Неподдающихся» он выбрал путь профессионального актёра и много снимался, правда, в ролях второго плана и эпизодах, а крупная досталась лишь однажды, в фильме «Королева бензоколонки» (1962) — снова в компании с Румянцевой и Беловым.
Карьера Юрия Белова, чрезвычайно популярного в 1950-х годах, в середине 1960-х пошла на спад. После того как он попал в психиатрическую больницу (по одной версии — из-за попытки суицида, по другой — из-за неосторожного высказывания в адрес властей), ему лишь изредка доверяли небольшие роли. Чтобы заработать на жизнь, актёру пришлось заняться частным извозом. Чрезмерное увлечение алкоголем свело его в могилу в 61 год. Алкогольной зависимостью (также на фоне невостребованности) страдал и Валентин Козлов (Володя Яковлев, возлюбленный Нади по фильму). Он умер, едва разменяв седьмой десяток. Только Надежде Румянцевой и Юрию Никулину была уготована долгая творческая жизнь.
Киноцитатв из Неподдающихся
— Сделай тёте ручкой!
Когда такая орхидея за столом, водка на двадцать два градуса крепче! Научно доказано.
— Сказала, что ты дурак. — Дурак или дурачок? — Ну, дурачок. Какая разница! — Не скажи. Большая разница.
— Слушай, Грачкин, у тебя совесть есть? — А что? Одолжить? Пожалуйста!
Источник: издание Дарья Биография №8, август 2019 года
Рубрика: Тайны советского кино
Автор: Татьяна Осипцова
Метки: СССР, фильм, кино, режиссёр, Белов, съёмка, Чулюкин, комедия, Румянцева, Никулин, Дарья Биография
Фильм не задумывался как комедия, это должна была быть серьёзная производственная история под названием «Жизнь начинается» о перевоспитании заводских лентяев. Сначала создатели фильма старались придерживаться первоначальной идеи, вырезали комические эпизоды, а помогал им в этом назначенный свыше художественный руководитель, который следил, чтобы на съёмочную площадку не проник дух комедии. Однако, когда отснятый материал решили проверить на зрителях клуба «Трехгорки», то стало очевидно — получилась все-таки комедия. Зал смеялся не переставая. Название «Жизнь начинается» для комедии было слишком громоздким, поэтому появились «Неподдающиеся».
«Неподдающиеся», к/с «Мосфильм», 1959, реж. Ю. Чулюкин
В время съёмок у Юрия Никулина были разногласия с режиссёром Чулюкиным насчет видения героя Клячкина — Никулин считал, что он должен быть мрачно-флегматичным и все время старался создать такой образ, а Чулюкин требовал рубаху-парня. Никулин с сожалением вспоминал, что вырезали эпизод, в котором его герой меланхолично наблюдал за работой своих коллег, потом решительно брал в руки огромный молот… убивал им муху на наковальне и садился на место. В этом эпизоде был весь Клячкин, каким хотел его сделать Никулин…
«Неподдающиеся», к/с «Мосфильм», 1959, реж. Ю. Чулюкин
«Неподдающиеся» — первая полнометражная картина режиссёра и актера Юрия Чулюкина. На момент съемок он был несколько лет знаком с Юрием Никулиным, которого первым пригласил в свою дебютную картину — на роль бездельника Клячкина. Ради этой роли Никулин работал без выходных — будни проводил в Ленинградском цирке, а в выходные ездил в Москву на съемочную площадку. На роли главных «неподдающихся» были утверждены уже популярный актёр Юрий Белов и дебютант Алексей Кожевников. Для Кожевникова роль Вити Громобоева стала поворотной — он уволился с завода, где работал инженером-конструктором, и стал штатным актёром «Ленфильма». Надежда Румянцева до «Неподдающихся» снималась довольно много, но после роли Берестовой на нее всерьёз обратили внимание зрители и режиссёры, а Юрий Чулюкин пригласил в свою следующую картину «Девчата», после которой актриса проснулась знаменитой.
В начале фильма показывают Грачкина, который по дороге на работу отбивает бодрую чечетку. Крупным планом показывают ноги не Юрия Белова, а режиссера Юрия Чулюкина. По воспоминанием знакомых с Чулюкиным людей, он был виртуозным чечеточником.
«Неподдающиеся», к/с «Мосфильм», 1959, реж. Ю. Чулюкин
Комедия «Неподдающиеся» стала одним из последних фильмов на популярную в 50-х «производственную» тему. В последующие годы задорные комсомольцы и заводские работяги уступили на экранах место ученым и милиционерам, но эта комедия вошла в десятку самых популярных фильмов в прокате — ее посмотрело около 30 миллионов зрителей. Комедия получила первый приз в категории «Кинокомедия» на кинофестивале в «Минске», а Надежда Румянцева и Юрий Белов были награждены за исполнение главных ролей.
«Неподдающиеся», к/с «Мосфильм», 1959, реж. Ю. Чулюкин
Содержание фильма «Неподдающиеся». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
20 июня 1959 года состоялась премьера фильма «Неподдающиеся».
Комедия от режиссера Юрия Чулюкина.
Есть на заводе два паренька, два друга, из-за которых показатели молодежной бригады вечно страдают. Уже было твердо решено уволить Анатолия Грачкина и его дружка Виктора Громобоева, как ребят взяла на поруки Надя Берестова, маленькая смешная девчонка, общая любимица.
На собрании она пожалела друзей, а комсомольцы, не растерявшись, сразу «записали» ей поручение. Поначалу Надя взялась за него с неохотой и опаской, но постепенно это поручение становится самым главным в жизни. Девушка настолько втягивается в дело перевоспитания, что ради своих подшефных забывает собственные привязанности.
С идеей «главное, ребята, вам надо культурно расти» она расписала им распорядок дня до конца месяца, список книг и план посещения лекций про садоводов и обитателей морского дна в клубе. Парни сначала опешили от энтузиазма воспитательницы. Они попытались даже пошутить, но вскоре отошли от шока и, покидая кабинет, просто закинули Надю на высокий шкаф. Маленькой Наде осталось лишь вжаться в стену и заплакать от бессилия и страха высоты. И девушка решила применять жесткие методы. Купюры в те годы были большие, поэтому Надя легко возле кассы их вырвала из рук парней и шантажом заставила пойти на лекцию про моллюсков («придете, дам по десятке, а каждый день буду выдавать на завтрак, обед и ужин, иначе пропьете!»). В середине лекции, воспользовавшись тем, что Надя заснула, они не только сбежали, но и взяли у нее из ридикюля деньги. Девушка нашла парней в ресторане: «Главное, ребята, вам надо воспитывать силу воли!»…
В качестве локации для натурных киносъемок использовались городские парки Одессы. Сцены прыжков в воду были сняты в Дюковском парке, ул. Балковская, 100. Вышка для прыжков в открытый водоем.
На Всесоюзном кинофестивале в Минске в 1960 году фильм получил первую премию. Также были присуждены вторые премии за лучшее исполнение женской роли Надежде Румянцевой и за лучшее исполнение мужской роли — Юрию Белову.
Снявшийся в фильме Юрий Никулин вспоминал: «После озвучивания, перезаписи, когда воедино сводят шумы, музыку, речь актеров, первую копию фильма решили проверить на зрителях и повезли ее в клуб «Трехгорки». На первом же просмотре, к удивлению съемочной группы, публика стала смеяться. Назначает Надя Берестова свидание двум поклонникам сразу — возникает смех. Прыгает с вышки Грачкин в трусах — в зале хохот. И все эпизоды с Клячкиным вызывали веселое оживление в публике. Тогда мы поняли — получилась комедия. На моей памяти это первый и пока единственный случай, когда создавали серьезный фильм, а вышла комедия. Многим знакома обратная ситуация: создают комедию, а зрители ее смотрят в унынии. Пришлось искать другое название. «Жизнь начинается» для комедии не годилось. Вспомнили, что в одном из эпизодов героев фильма называют неподдающимися, и решили дать картине новое название — «Неподдающиеся». Вспоминая о работе в этой картине, я всегда с благодарностью и признательностью думаю о Юрии Чулюкине. Начав снимать свой первый полнометражный фильм, он не забыл меня и пригласил сниматься».
Крылатые фразы:
— Здесь нельзя курить! — А я не затягиваюсь… (Берестова и Грачкин).
— Спутник! — И ракетоноситель рядом! (Грачкин и Громобоев).
Последний раз мы встретим вас и пьем за вас наш хлебный квас! (Грачкин).
кадры из фильма «Неподдающиеся»
Актеры и роли:
Надежда Румянцева — Надя Берестова;
Юрий Белов — Толя Грачкин;
Алексей Кожевников — Витя Громобоев;
Валентин Козлов — Володя Яковлев;
Вера Карпова — Роза Каткова;
Светлана Харитонова — Лиза Кукушкина, подруга Нади;
Виктор Егоров — Леня Бутусов, комсорг;
Юрий Никулин — Клячкин;
Константин Нассонов — Андрей Ильич Барышев, директор завода;
Иван Каширин — Иван Игнатьевич Ватагин, мастер цеха;
Зинаида Тарховская — эпизод;
Виктор Терехов — Петя, «Ваша бригада- тю-тю!»;
Александр Кузнецов — культорг цеха;
Нина Агапова — массовик-затейник;
Сергей Филиппов — милиционер;
Владимир Земляникин — Зернов, член заводского комитета ВЛКСМ;
Евгений Быкадоров — тренер по прыжкам в воду;
Лилия Гриценко — мама Нади;
Леонид Маренников — сторож завода;
Николай Курочкин — лектор, читает лекцию о раках;
Саша Смирнов — мальчик, принесший резец;
Маргарита Жарова — Соня, жена Клячкина;
Владимир Карташов — эпизод;
Александра Лютова — работница;
Юрий Перов — ремесленник у кассы;
Владимир Пицек — официант;
Владимир Селезнев — комсомолец на собрании;
Тамара Яренко — эпизод;
Сергей Прянишников — дядя Паша, официант
Режиссер: Юрий Чулюкин;
Сценарист: Татьяна Сытина;
Оператор: Константин Бровин;
Композиторы: Кирилл Молчанов, Антонио Спадавеккиа;
Художник: Ирина Шретер;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1959;
Премьера: 20 июня 1959