Сценарий фильма нежный возраст

"Искусство кино" издается с января 1931 года. Сегодня это единственный в России ежемесячный искусствоведческий аналитический журнал. В каждом номере "Искусства кино" печатаются от 25 до 30 публикаций по актуальным проблемам теории и истории российского и мирового кинематографа, телевидения, анализ художественной практики всех видов искусства, философские работы, редкие архивные материалы, обзоры крупнейших фестивалей, мемуары выдающихся деятелей культуры, русская и зарубежная кинопроза.

Луна для пасынков судьбы. «Нежный возраст», режиссер Сергей Соловьев

«Нежный возраст»

Авторы сценария Д.Соловьев, С.Соловьев
Режиссер С.Соловьев
Оператор П.Лебешев
Художник С.Иванов
Композитор Э.Лолашвили
Звукооператор В.Ключников
В ролях: Д.Соловьев, Е.Камаева, С.Гармаш, Н.Чиндяйкин,
В.Гафт, К.Лавров, Л.Савельева, Е.Григорьева, Т.Бялковский

Студия «ТРИТЭ» при участии студии «САС» и Госкино РФ
Россия
2000

В «Нежном возрасте» есть кадр, когда юная Лена, в которую влюблен маленький Ваня, стоит у окна, за окном снег идет и светит луна. Прямо картинка неизвестного примитивиста. Потом — наезд на эту будто ненастоящую, нарисованную луну… для «пасынков судьбы». Для мальчиков и девочек, растрепавших себя, испепеливших кто на войне, кто в мирной жизни. Все они — безотказная душа Супортова, убитая по злому умыслу сутенера, беззастенчивый Дагаев, знаток экономического символического обмена, безоглядный материалист очкарик Салидон — с натуральным пониманием дела сыграны О.Сидоровой, А.Дагаевым, А.Храповым. Воскресив мертвые души, своих погибших героев, Соловьев «усыновил» их в шутейном финале. В гуманном месте. Похоже поступил Кшиштоф Кесьлевский, объединивший уцелевших героев с ожившими в «Красном», последнем из его трилогии о свободе, равенстве, братстве.

Спектаклем «Луна для пасынков судьбы» (с Екатериной Васильевой в роли несчастливой Джози) Соловьев, как случайно выяснилось, заканчивал ВГИК. Теперь, на переломе лет, в фильме по сценарию, написанному с сыном (он же — исполнитель главной роли), этот лунный свет не только подогревает романтические чувства, но и действует отрезвляюще.

Потому что Соловьев — известный гармонист. В том смысле, что режиссер по природе гармоничный. Гибкий, умный, сентиментальный. Его герои придыхают, страдают, умирают, но сам он, попыхивая, почитывая, простаивая, равновесия не теряет. Залог этой гармонии — отчасти в нерастаможенных литературных связях, эстетизации (Ленинградом навеянной?) среды. Отчасти в небрежении «хорошим тоном» и в неотвратимом (московском?) жизнелюбии. Так это или иначе, но Соловьев, судя по последнему фильму, не стареет. И не потому, что, как принято считать, торопится, спешит за молодыми. И не потому, что не бывал в своих картинах занудой (разве что в «Трех сестрах»). Просто его литературоцентризм и нюх на живое не позволяют, с одной стороны, опасаться банальности, в которой всегда есть поэтическая тайна обыденной жизни.

А с другой — отвращают от заурядности любого толка. Не путать с обыкновенностью.

В его последнем фильме все по-своему незаурядны. Здесь учитель труда, спецназовец, прошедший Афган (С.Гармаш), охвачен безудержем достоевщины не меньше, чем идейным жаром советского человека. Здесь пошляк и диссидент (В.Гафт), имеющий во дворе своей мастерской литейный завод, вызывает тошнотворную брезгливость не только как хитрован, знающий маневр, но и как либеральная душка из Салтыкова-Щедрина.

В «Нежном возрасте» Соловьев рискнул рассказать совсем просто о сложном, в карнавальном обозрении представить краткий курс недавней отечественной истории. И удостоверить подозрение, что условность в нашем кино равносильна жизнеподобию.

Пришла пора оставить разговоры о нашей реальности — неизменной в сущности, хотя меняющей свои обличья и приспособления (см. эстрадный эпизод, когда герою приносят подарок для ветеранов чеченской войны). Неизменная реальность в любом времени обрекает людей обновленного пространства на судьбу людей промежутка. Осознавая эту промежутность, Соловьев не пропускает ни новейших признаков текущего момента, ни, извините, «ценностей незыблемую скалу». При этом не страдает никаким заиканием. И ни в чем себе не отказывает.

Детективная интрига, запущенная по следу значения слова «элизиум», саркастична, но не дает Ване Громову на протяжении фильма ни словарь открыть, ни забыться, видеть сны… Хотя только мент (А.Панин), употребляющий Ваню с товарищами для воровского услужения чеченам, на вопрос героя о злополучном слове советует «знать только то, что имеет отношение к реальной жизни». Но она только провоцирует и динамит. Поэтому, возможно, пресловутая здешняя душа-загадка и есть синоним реальности с ее «фантастическим реализмом», с ее несвободой от утопий. Может быть, именно отсюда тяга Соловьева к условности как к условию постижения времени с оглядкой на криминальную хронику не из телевизора, а из воспоминаний-воображения.

А в них темный смысл слова «элизиум» будоражит мальчика так же, как взрослых тревожат нераскрытые преступления.

С преступлениями же в фильме все просто, быстро. Была палатка, сожгли палатку. Кто сжег, зачем? Никто не видел, никто не узнает. Такая приманчивая, уклоняющаяся, взрывоопасная реальность иногда сродни «вечной женственности», которая не дается. В какой-то момент вдруг доходит: и не надо. Иначе сойдешь с ума, станешь импотентом или умным дураком.

По Соловьеву, если какие-то люди или годы отдают фарсом и похожи на представление, то правильно было бы усилить именно такой, профанный эффект, сочинив похвалу только тени, восславив «элизиум теней». А не профанное показав совсем походя.

Так в его фильме возникает безжалостная тема подрезанных крыльев.

«А почему они отсюда не улетают на зиму?» — спрашивает Ваня своего школьного друга, в перестройку ставшего служителем зоопарка. «У них крылья подрезаны. Варварство, конечно. Но иначе их тут ничем не удержишь».

Так в гротесковую поверхность, в скользящую драматургию врезается убийственный по нейтральности кадрик в сортире госпиталя, где приходит в себя после контузии «блаженный идиот» Ваня Громов. «Братан, помоги штаны снять», — просит его перевязанный парень. Все. Без добавки. И Соловьев мчится дальше.

Так в его язвящий фильм вливается гомерический сюжет русского говна, составляющего букет французского парфюма, а также предмет стилизованной («Какой род занятий?», «Что так?») беседы в загородном шато (как в «Охоте на бабочек») нашего Вани с коммерсантом, потомком русских эмигрантов. Мизансцена этого эпизода — изящный и брезгливый комментарий к некогда сокрушительной проблеме «форма — содержание».

Интонацию «Нежного возраста» в свое время, в 80-е, сформулировал постановщик «Серсо» Анатолий Васильев: «легкое сожаление по поводу сильно обосранной жизни». А про клинический жанр заголосили все посмотревшие фильм, подписав заключение: роман воспитания. Хотелось бы присовокупить: и плутовской роман, и театр абсурда, и энциклопедия русской жизни, иногда в стихах (Тютчева), иногда с лирическими отступлениями в балет (воспоминания героя о том, как Лена в детстве занималась у станка с его бабушкой, которую играет Л.Савельева, в прошлом балерина).

«Нежный возраст» — перебор лирико-эпических жанров и примет жизни-смерти конца одной прекрасной эпохи — начала другой. Рассказана эта картина на два голоса: у Сергея Соловьева он раздумчивый, у Мити Соловьева — безучастный. Поделена на главы: «Идиот», «Отцы и дети», «Война и мир». Они совершенно соответствуют событиям (войнам — холодной, афганской, чеченской), а так же мирным переживаниям героев, среди которых всегда найдется место идиотам, детям и отцам с их подвигами.

Фильм сделан (кажется, что сделан) в одно касание, наотмашь, грубо и чувствительно. На трезвую голову и с упованием на любовное затягивание душевно-телесных ран. Ваня, вернувшись домой после госпиталя, порезал себе вены дедушкиной опасной бритвой, сделанной из той же стали, что и наши танки, и космические корабли. Но Ваню сначала спасла бабушка — «ночная ведьма», летчица по-нашему. Потом Лена (Е.Камаева). Она таскалась с родителями по заграницам, стала там моделью (в парижском метро улыбаются ее портреты на постерах выставки русских костюмов, на обложке «Вога» красуется ее нездешнее асимметричное лицо, к нему — в зеркале — примеряется захудалый Ваня в шерстяной шапчонке и длинных сатиновых трусах, которого она считает не хуже Алена Делона). Ради него она бросила пожилого преуспевающего жениха, специалиста по русским фекалиям.

Свадьбу сыграли на титрах, в Париже, в золотой комнате, куда Соловьев запустил голубей мира (из «Чужой Белой и Рябого»), закружил в танце «Наташу Ростову» (Л. Савельеву, которая дважды у него снималась), посадил отяжелевшего Гребенщикова в память о «золотом городе» (из «Ассы»), оживил почивших, мизансценировав таким образом настоящий «элизиум теней» — «обитель блаженных». Это артисты, родственники, сам режиссер, члены съемочной группы, то есть именно то гнездо значений, которых на протяжении фильма добивался неначитанный сын дипломатов, внук ученого-конструктора Ваня Громов (Ванька Жуков, наткнувшийся на томик Тютчева).

Однако именно благодаря игровой стихии «Нежный возраст», основанный на реальных историях друзей сына Соловьева, получился одной из самых непридурошных социальных картин. Дело тут не только в броских обобщенных деталях, лаконичных гротескных типах, плакатных масках: от совноменклатуры, учителей-училок до ментов, интеллигентов, качков, руководящих работников альтернативных государству группировок, невидимки чеченца из палатки (чья «рука агрессора» захватила пальчик безвинной Лены-модели)… И не только в том, что Соловьев опускается до прямой материализации метафоры — когда военрук, он же трудовик Беспальчиков, расшибает лбом кирпич, расстроившись от поражения в холодной войне, — или, напротив, выруливает в цирковую режиссуру, найдя своему негероическому герою защитника-попутчика Прохора — неиспорченную благоглупостями обезьяну, которая и лучше, и надежнее результатов эволюционного развития.

Непродувная социальность фильма — другого замеса. Она в изображении войны, переставшей быть и «романтическим гулом сражений», и компьютерной бойней-»чистилищем». В ней есть что-то детское, ненатуральное — в смысле неестественное, как игра инфантильных взрослых в солдатики.

Но такое простодушие действует. Тем более со стилизованной —под Маллера, — вроде знакомой музыкой. Вместе с простецкой — от сердца — репликой (перед тем как солдатика шарахнуло по башке): «Идите вы все, сволочи. Какая я вам Стрелочка?! Я Громов, Иван». Вместе с невозможной мотивацией (при наличии справки-отмазки) отправиться на Кавказ — вослед идеальным поветриям одиноких, отчаявшихся русских мальчиков с запросами. Не тех, кто хочет исправить карту звездного неба и лечь на пари на рельсы. И не нынешних индивидуалистов, возрождающих братство насильников над врагами. Трепетный, тщедушный, нехаризматический Дмитрий Соловьев (в отличие от складного, щекастого и харизматического Сергея Бодрова-младшего) дискредитирует массовидные комплексы борцов (люмпенов) от лица посттолстовских, постчеховских людей. Конечно, это культурный, а не культовый персонаж. Он невыигрышный и — при утонченных внешних данных — как бы расплавленный, затертый среди более определенных героев-сверстников, хотя определившихся в жизни вразрез с домашними заготовками. Но — пока не окрепнет, пока не укрепится.

Конечно, Соловьев ему изо всех сил помогает: бабку впускает в нужное время в квартиру, и она вышибает дверь в окровавленной (было в «Ассе») ванной. Конечно, он волево прививает диковинную Лену (с диковатой фразировкой ее речи) к дичку Ване. Бесцветному вроде человеку, который тем не менее удерживает — эффект простого присутствия — залихватскую и безысходную конструкцию фильма от распада. Понятно, что Соловьев должен был отказаться от реквиема по Иванову детству. Но — в знак привета и приязни — он вкрапляет кадр военрука в шинели (помогшего Ване попасть на войну и погибшего там), точь-в-точь как кадры явления отца герою «Зеркала».

Всю советскую эпопею фильма Соловьев снимает то в стиле соц-арта (прием в пионеры школьников), то бытовой залепухи (чаепитие родителей-дипломатов с гостями), то пародии на фильмы Киностудии Горького (конфуз с химичкой, на уроке которой ученик разделся догола), то сатирикона, когда скульптор (В.Гафт) в одном всего лишь эпизоде репрезентировал, так сказать, всю двусмысленность советской прогрессивной интеллигенции с разговорами про Солженицына, с красной мебелью в квартире, с десяткой, брошенной малолетке на мелкие расходы, и здравомыслящим указанием запереть дверь, поскольку «настоящий мужчина» ночевать дома не будет, то — как сцены в ментовке — с примитивной беспардонностью нынешних сериалов, то с шикарным достоинством (и с «барской» лошадкой-качалкой) советских саг про знатных ученых, то с постсоветским жалким гламуром (свидание с Леной в Москве), то — в Париже — совсем в другой интонации, имитирующей диалоги, ракурсы и воздух «новой волны». Но и там Соловьев потрафил своему незадавшемуся проекту, загримировав (в кафе на дальнем плане) дядьку под Тургенева, а Мите намекнул на афише то ли фильма с Жан-Клодом Бриали, то ли спектакля: «Mon pиre avait raison» («Мой отец был прав»)…

Чуткость режиссера связана не только с литературой-спасательницей (от «Спасателя»), помогающей ему и героям «Нежного возраста» выжить, даже если пришлось умереть. Эта чуткость и задетость фильмом от твердого ощущения, что такой рациональный взгляд на нелитературные, горячие сюжеты «из жизни» не отменяет иррациональность и доверие к некнижным запахам, к невыдуманным изгибам судьбы.

Щемящий пафос Соловьева, прикрытый убойной иронией, основан на необычной для нашего кино трактовке времени жизни героев и исторического времени. Его быстрый эпический фильм строится на разрывах, но идиотский детектив про элизиум (причем трогательность вопрошания и смущение героя никак не улетучиваются) создает кантилену разношерстного повествования и становится его внеочередным лейтмотивом. Именно он не компрометирует катастрофические события до рутинных, а неистовых людей не доводит до монстров: хоть военрука, расшибшего лоб в знак протеста американскому империализму, хоть стального деда, не пережившего угон его «Волги», хоть химички, навещающей смелого ученика-соблазнителя, ставшего наркоманом, в психушке… Именно связь на разрывах доверительно напоминает, что русская жизнь среди огня, самоубийств, надрыва и турбулентных превращений продолжается, минуя все искусы самоотверженных поступков и по-рывов.

Каждая часть фильма грозит оборваться, но прозаический роман не отпускает. Ваня — Митя после неудавшегося самоубийства встает бледный, как тень. И убеждается, что опять нет денег! Что-то слышится родное…

В «Нежном возрасте» нет великодушия, нет рассудочного описания нравов похмельной (постреволюционной) эпохи. Зато есть понимание. Например, процентной нормы в отдельном человеке. Или рядового безумия, так трудно отличимого от здоровья. Или беспробудных воспоминаний о том, что только мужественные люди, как говорит по тексту Ваня, сами складывают обстоятельства жизни. На такое годятся еще режиссеры (даже немужественные). Единственная утопия, которую жалко оспорить. Все остальные поступают неспортивно или — в лучшем случае — исполняя положенные (кем-то, почему-то, когда-то) роли. Впрочем, в окончательном финале Соловьев опять их чуть-чуть перераспределил. Оказалось, что Гармаш вдруг напоминает Приемыхова и зэка. Обесточенный Гафт доведен до ручки, до этюда с мандолиной, респектабельный парфюмер награжден балалайкой. И только Кирилл Лавров, подсушившись и обветрившись со временем в Ленинграде, стал похож на заслуженного рабочего-путиловца, разве что в военной форме…

В этом фильме нет ничего и есть все, что хотелось бы забыть, слегка припоминая. Ну, во-первых, глупую луну (у О’Нила она — «эпитафия прошлому»). Во-вторых, рифму из первого спектакля Соловьева: «Ты сказала, что я похож на мертвеца. Я и есть мертвец». — «Неправда!.. Не смей так говорить!»

«НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ»
Россия. 2000. 130 минут.
Режиссёр Сергей Соловьёв

Авторы сценария Дмитрий Соловьёв, Сергей Соловьёв 
Оператор Павел Лебешев
Художник Сергей Иванов
Композитор Энри Лолашвили
Песни Бориса Гребенщикова
В ролях: Дмитрий Соловьёв, Елена Камаева, Кирилл Лавров, Людмила Савельева, Сергей Гармаш, Валентин Гафт, Андрей Панин, Николай Чиндяйкин, Ольга Сидорова, Ирина Григорьева 
Премии: «Ника» и Национальная премия кинокритики и кинопрессы за второплановую мужскую роль (Сергей Гармаш), главный приз, премия за музыку и награда Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Кинотавр» в 2001 году
Оценка — 7,5 (из 10).

Драма

После шестилетнего перерыва (правда, в это время оказались «замороженными» два других проекта Сергея Соловьёва — экранизация «Анны Карениной» и фильм о Тургеневе) один из оригинальных российских режиссёров 70-80-х годов выступил под занавес 2000-го с лентой «Нежный возраст», созданной в сотрудничестве со своим сыном Дмитрием Соловьёвым в качестве соавтора сценария и исполнителя главной роли. С одной стороны, постановщик словно возвращается к собственной «маразматической трилогии» конца 80-х — начала 90-х годов («Асса», «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Дом под звёздным небом»), которая знаменовала криминально-эксцентрический, по своей сути, период распада советской империи. С другой же стороны, реализуя замысел сына Мити, названного так в честь героя-подростка Мити Лопухина из картины «Сто дней после детства» (1975), Соловьёв фактически воплощает на экране современную эпоху тех, кому исполнилось 25 лет в 2000 году.
Помнится, у швейцарского режиссёра Алена Таннера был не лишённый горечи фильм «Иона, которому будет 25 лет в 2000 году», который поставлен в 1976 году и расставался с иллюзиями «бурных шестидесятых», когда молодёжь стремилась решительно изменить мир, даже не заметив, как исподволь мир изменил их самих. И в этой ситуации унылого разочарования им ничего не оставалось, как надеяться на только что родившихся детей, которые в магическом 2000-м сотворят что-либо почти библейское, выйдя, подобно Ионе, из чрева кита.
В «Нежном возрасте», к чести Сергея Соловьёва, возникает намного явственнее и острее, чем в «Москве» Александра Зельдовича, тема виновности и ответственности поколения родителей, примерно пятидесятилетних, самоустранившихся от воспитания собственных детей, которые пошли в школу ещё при Брежневе, а закончили её уже после ликвидации СССР. И «потерянными», будто выпавшими из времени, растворившимися в небытии следовало бы считать отнюдь не двадцатипятилетних, кто худо-бедно, но быстрее может приспособиться к нынешней «идиотской эпохе», а вот тех самых «семидесятников», которые сполна хлебнули скепсиса, равнодушия и цинизма в период застоя.
В «Нежном возрасте» отец и мать главного героя, Ивана Громова, представителя «московской золотой молодёжи» начала 90-х годов, появляются только раз — словно заезжие иностранцы,  привезя с собой из Парижа давно выросшую Лену. Она была чуть ли не «детсадовской любовью» мальчика Вани, соблазняла его стыдливо-доверчивой наготой маленькой балерины — теперь же прельщает выставляемым напоказ телом западной фотомодели, но замуж собирается за французского бизнесмена с давними российскими корнями. А расстроенный Иван, согласно романтической традиции отечественной литературы, отправляется искать смерть на Кавказе, ещё в первую чеченскую войну 1994-96 годов.
Боевые сцены, снятые в Подмосковье, могут показаться довольно бестолковыми — но в конце концов, Соловьёв никогда не был ни баталистом, ни мастером эпизодов с большой массовкой и техникой. И исполнитель главной роли не воевал и не служил, поскольку учился во ВГИКе, да и по здоровью вряд ли попал бы в войска. Но именно это и работает на образ «вечного подростка», который оказался-то на войне по собственной дурости — точно так же, как раньше попадал в разнообразные опасные передряги в школе и после её окончания, вдруг подрядившись водителем-дальнобойщиком, чтобы подзаработать «левые деньги». Он ведь и заявлен в прихотливой структуре повествования, разделённой на главы и подглавки, будто «идиот» Достоевского, который разрывается между своей тонкой душевной организацией и жаждой оказаться непосредственным свидетелем или даже участником бурных страстей, преступных умыслов, смертельных деяний.
Реминисценции из классической литературы, приверженцем которой Сергей Соловьёв является в своём творчестве на протяжении нескольких десятилетий, всё же уместнее в «Нежном возрасте» — в отличие от всевозможных кинематографических финтифлюшек, стёбных вещиц и деталей, навязчиво преследующих этого постановщика со времён «Ассы», когда он явно захотел угодить эклектичным вкусам молодёжи. Соловьёв и тут будто не доверяет серьёзности и драматичности рассказываемой истории, во многом основанной на подлинных фактах из жизни соучеников и приятелей его сына, как бы опасается выглядеть скучным и занудным, насыщает действие повторяющимися дивертисментами (порой грешащими по части вкуса). И для финала приберегает намеренно искусственную, бравурно-праздничную сцену, приторность которой искупается лишь благодаря ироничному отстранению и включению участников съёмочной группы в круг веселящихся действующих лиц.
Но нельзя не отметить, что Сергею Соловьёву удалось затронуть тот больной нерв времени, который не даёт покоя, саднит, словно незаживающая рана. Дело тут не столько в теме Чечни, данной лишь пунктирно, знаково. Режиссёру важнее дальнейшее развитие мотива «жестокого детства», который присутствовал в картине «Чужая Белая и Рябой» (1986). Да и в предшествующей условной трилогии «Сто дней после детства» — «Спасатель» — «Наследница по прямой» пионерско-юношеская жизнь не была уж особо благостной, лишённой собственного драматизма, который всё-таки присущ «нежному возрасту» в любые времена. Всегда случаются несчастные любовные истории, существует опасность совершить непоправимые поступки, имеется искус, начиная с какой-нибудь мелочи, изменить самому себе, предать свою душу, погубить ещё дремлющий талант или просто человеческий дар быть другом и «спасателем».
И особенно ценно в «Нежном возрасте» то, как способно меняться лицо Дмитрия Соловьёва (между прочим, его мать — Марианна Кушнирова, незабываемо сыгравшая в «Станционном смотрителе»), которого отец вовсе не собирался снимать в главной роли, но уступил под напором Никиты Михалкова в качестве генерального продюсера. Соловьёв-младший кажется сущим ребёнком, играя десятилетнего Ваню, которого должны принять в пионеры, и выглядит как уставший и разуверившийся тридцатилетний интеллигент во второй парижской сцене, когда он сообщает Лене, что теперь знает значение тютчевской стихотворной строчки «элизиум теней» — то есть «обитель блаженных». Иван Громов в этот момент уже точно похож на «современного князя Мышкина», добивающегося расположения «новой Настасьи Филипповны». Они оба — блаженные, кого так хочет избавить постановщик от неминуемого рока и подарить им «киношную свадьбу» на родине. Впрочем, он и раньше был склонен к литературной романтике, а здесь всё развёртывается вроде бы на реальном фоне, но в неком мифическом времени, которое можно определить так: «сто лет после детства».

В 1994 году в военном госпитале Минеральных вод врач беседует с раненным на чеченской войне бойцом. Многочисленных травм головы, которые он перенес, достаточно для того, чтобы признать его полным и законченным идиотом. Но ни характер речи, ни выражение глаз об этом факте не говорят. Поэтому его просят вспомнить обо всем в мельчайших подробностях, а товарищ из военной прокуратуры зафиксирует то, что ему покажется интересным. Иван Громов начинает рассказ о своей жизни.

Дед Ивана был знаменитый летчик, генерал Громов, летавший в Америку вслед за Чкаловым и принимавший участие в подготовке полета Гагарина. За это Хрущев наградил деда автомобилем «Волга». Бабушка во время войны служила в эскадрилье «ночных ведьм». О родителях Иван говорить не любит. Они работают то ли дипломатами, то ли шпионами. Все время за границей. В дочь их сокурсников, таких же дипломатов-шпионов, Лену Иван влюблен с раннего детства. Первые эротические переживания мальчика связаны с эпизодом, когда он заглянул в раздевалку хореографического училища и увидел там юную балерину обнаженной. Позже родители увозят Лену за границу, она исчезает из жизни Ивана, но не из его мыслей.

На дворе середина 80-х годов, Ивана и его одноклассников принимают в пионеры намного позже, чем других. Торжественная церемония прервана запущенным с подачи Ивана одним приятелем голубем, который заботливо оснащен кустарным взрывным устройством. Взрыв, пожар, школа горит. Комментарий Ивана психиатру: акция не была социальным протестом, это чистое, ничем не мотивированное хулиганство.

Еще одно яркое воспоминание о школьных годах – военрук Семен Семенович Беспальчиков. Отставной (и, видимо, контуженный) офицер, воевавший на Кубе и в Афгане. Он обращается к школьникам с темпераментными речами об итогах третьей мировой войны, которую «просрали» руководители СССР. Одноклассников Ивана впечатляет экспрессия, с которой отчаявшийся Беспальчиков головой разбивает с лихостью матерого десантника кирпич.

Вскоре Иван подпадает под влияние школьного хулигана Алешки Дагаева. На спор с Иваном он соблазняет молодую учительницу химии Светлану Валентиновну. Женщина пронесет нежные чувства сквозь годы, и когда ближе к концу фильма уже взрослый Дагаев на почве наркомании попадает в психушку, навещает его только верная химичка. Проспоренные Дагаеву в аморальном пари деньги Иван отрабатывает участием в групповой краже двигателя мотоцикла. Несовершеннолетних преступников задерживает капитан Окуньков (гнойный урод – так его характеризует Иван). Шантажом и побоями он склоняет шайку Дагаева к более масштабной преступной деятельности. Те угоняют «Мерседес» по заказу криминального авторитета чечена Аслана, находящегося в сговоре с Окуньковым.

Иван описывает не только свою общественную жизнь, но и делится с врачом воспоминаниями о жизни личной, даже интимной. Благодаря своему приятелю Саледону он впервые слышит загадочное слово «элизиум» (отец Саледона диссидент, скульптор и жидомасон декламирует ребятам стихи, где упоминается это слово) и теряет девственность. Первый сексуальный опыт Иван получает с одноклассницей Надькой Супортовой, которая сначала занималась «проститутничеством» из чисто спортивного интереса, а потом стала сожительствовать с Саледоном, предаваясь с ним активной половой жизни в мастерской его папаши-скульптора. Приятель уговаривает подругу – так Иван становится мужчиной.

Кратковременно приезжают из-за границы родители Ивана и родители Лены с дочерью, которую влюбленный юноша не видел несколько лет. Девочка превратилась в модную модель, которая делает карьеру в Париже. Лена отвечает Ивану взаимностью ведь он красивей (и моложе) Алена Делона, умный, верный, сильный. Страстная ночь, признания в любви, несколько дней влюбленные не расстаются. Затем они едут на дедовой «Волге» на дискотеку, девушка пытается купить жвачку в ларьке, следует инцидент с продавцом-кавказцем. Уже на дискотеке о происшествии Иван рассказывает Саледону, работающему там ди-джеем. Тот отряжает на помощь другу группу абсолютно незнакомых молодых бандитов. Те облапошивают Ивана, расстреливают и сжигают ларек, угоняют дедову машину. От расстройства (и старости) дед-генерал умирает. Лена уезжает в Париж.

Ивану нужны деньги. Дагаев сводит приятеля со своим дядькой Игорем Ивановичем, боссом местной мафии. Так Иван становится дальнобойщиком, перевозящим груз сомнительного происхождения и назначения. По пути он платит милиционерам взятки, выбрасывая перед дорожными постами спичечные коробки с деньгами. В пути он знакомится с шимпанзе Прохором, который выручает Громова в ночной стычке с дорожными отморозками на заправке. Передав друга-примата в зоопарк, Иван на заработанные мафиозные деньги летит в Париж, где ему удается встретить Лену. Та сообщает ему о том, что собирается замуж за местного парфюмера (эмигранта из русских, намного старше ее). Тот делает бизнес на поставках во Францию фекалий из Москвы, которые являются важным ингредиентом в парфюмерной промышленности.

С чувством опустошения Иван возвращается в Россию и по примеру героев русской классики отправляется воевать на Кавказ. Поскольку призыву препятствует справка о том, что он травмировал голову в детстве, свалившись в оркестровый барабан, Иван на медосмотре съедает этот документ и попадает на чеченскую войну.

Там он воюет в подразделение, которым командует Семен Семенович. Отряд десантируется на местность, которую яростно обстреливает своя же артиллерия. Несмотря на попытки укрыться в складках рельефа, весь отряд погибает, Семен Семенович – на руках Ивана. Тот остается один, совершенно невредимый. Но невредимость эта сохраняется только до момента, когда с вертолетов сбрасывают груз с материальным обеспечением уничтоженному отряду: тяжеленный ящик на парашюте опускается прямо на голову рядового Громова. Так он оказывается в госпитале.

Разговор с врачом окончен. Ивана демобилизуют, он возвращается домой, к бабушке. Громов пребывает в депрессии и пытается покончить жизнь самоубийством. Доблестная бабушка спасает непутевого внука. Иван снова отправляется в Париж, где выясняется, что дела его не так плохи, как ему представлялось. Лена раздумала выходить замуж за фекального парфюмера и до сих пор любит Ивана: ведь ее избранник по-прежнему умен, молчалив, а еще он красивее и моложе Алена Делона.

Влюбленные справляют свадьбу так, как об этом Ивану еще в детстве говорила бабушка: на небесах в золотой комнате с серебряными потолками. И не важно, что находится эта комната на блошином рынке.

Нежный возраст

Фильм уже упрекают в самоповторах («Асса», «Дом под звездным небом»), а героя его – в ущербности. Но Сергей Соловьев, кажется, и не стремился к окончательному диагнозу. Времена нынче очень разные, и он сделал, что мог – памфлет типа вольтеровского «Кандида». Соловьев стремился вместить в «Нежный возраст» максимально полный каталог событий, с которыми мы столкнулись за последние двадцать лет. Кому этого мало после разной «Москвы» или хуже того – «Тихих омутов» да «Старых кляч»?

Парень в кавказском госпитале, по голове ударенный (его играет сын режиссера и одновременно соавтор сценария Дмитрий Соловьев), проходит медэкспертизу на предмет психического здоровья. Парня заставляют рассказывать всю свою жизнь. И вот, как и следовало ожидать, родился он где-то в начале 70-х в семье советских функционеров (см. Историю ВКП(б)). Функционирующим по темечко, извращенным родителям он был не нужен. Воспитала советская школа, то есть дикая демагогия пионерии с комсомолией, дикий контуженый военрук и дикое детское хулиганство. Режиссер берет случай не общий, но типовой – чтобы каждый из нас мог в этой истории зацепиться за что-то одно, но зато родное. Или как курили на чердаке, или как листали «Плейбой» в сортире, или как дедушка был генерал, а бабушка – боевая подруга дедушки.

Потом школа кончилась, и начались ускорение с перестройкой – год эдак 86-й. Парень и бывшие одноклассники прошли через все, что положено. Солнцевская мафия, чеченская мафия, проституция, героин, безработица, легкие деньги, дискотеки, расстрелы лоточников, насквозь продажная ментура и т.п. Опять же сомнительно, чтобы все было правдой жизни такого мальчика, но вообще в жизни все это есть. А сам он – просто чистая доска, «простодушный». В чисто социальном плане, может, мальчика-то и не было, ведь почти никого из нас «не было» — такие непонятки за окном в период с 90го по 2000й. Кроме того, со многими сомнительными поворотами сюжета примиряет соловьевское чувство юмора. Линия обезьяны, вывезенной из Петербурга в Москву – это, к примеру, отдельное кино.

Еще дальше происходят поездки срочно в Париж по делу, безумно добровольный поход на Чеченскую войну, попытка самоубийства, много смерти и наблюдений, кто кем стал. Одноклассницу-шлюху пришил сутенер, другой одноклассник подался в далекий лес, третий сидит в психушке, четвертый заведует рынком. Жить никому особенно не хочется. Но тут и выныривает мотивчик, который все объясняет.
Парень с раннего детства запал на девочку Лену (молодая актриса Елена Камаева потрясающей красоты) и всю жизнь то терял ее, то находил. А когда, наконец, заявил себе: «Я – Иван Громов. Точка», — оказалось, единственным содержанием жизни Ивана Громова является эта девочка. Любит он ее, и показывали нам всю дорогу классическую мелодраму.

Между тем, мелодрама – жанр вечный, доисторический. Значит, вся эта наша нынешняя фигня – лишь вонючая шелуха вокруг вечного содержания. Французская революция тоже шла десять лет, и многих гильотинировали. В общем, если девочка есть, с остальным можно разобраться. Впрочем, если подумать, то и без нее можно разобраться. Соловьев только дал понять, что поиск точки отсчета – дело небезнадежное. Какие бы времена не стояли за окном.

Для подобной небезнадежности в «Нежный возраст» привлечены знаменитые актеры Кирилл Лавров, Людмила Савельева, Сергей Гармаш, Валентин Гафт. Для нее же повествование ведется сразу от двух лиц – не только парня, но и автора (фактически – его отца, который все же взял на себя ответственность за нашу нынешнюю фигню). Фильм построен как монтаж откровенных аттракционов: то анекдот, то ужастик, то песня Бориса Гребенщикова. Неоскорбительно для глаз снят Павлом Лебешевым.

Вот, собственно, и все о достоинствах. О недостатках «Нежного возраста» поговорим, когда у него появятся конкуренты.

Нежный возраст (фильм, 2001)
Нежный возраст
Постер фильма
Жанр

драма

Режиссёр

Сергей Соловьев

Продюсер

Никита Михалков
Леонид Верещагин

Автор
сценария

Сергей Соловьев
Дмитрий Соловьёв

В главных
ролях

Дмитрий Соловьёв
Валентин Гафт
Кирилл Лавров
Людмила Савельева
Сергей Гармаш
Андрей Панин
Николай Чендяйкин
Ольга Сидорова
Ирина Григорьева

Оператор

Павел Лебешев

Композитор

Энри Лолашвили
Борис Гребенщиков

Кинокомпания

Студия ТриТэ

Длительность

130 мин.

Страна

Россия

Год

2000

IMDb

ID 0292149

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 В ролях
  • 3 Съёмочная группа
  • 4 Ссылки

Сюжет

История, рассказанная в фильме — это история взросления одного конкретного человека в условиях новой рыночно—мафиозной общественной жизни, история его любви к дочери друзей его родителей, которая становится известной парижской топ-моделью, нежные и трогательные взаимоотношения с которой проходят через всю жизнь героя, от самого раннего детства до сегодняшних дней, спасают и формируют эту жизнь… История основана на реальных судьбах и фактах. В главной роли Ивана снялся сын режиссера — Дмитрий Соловьев, который уже взрослым рассказал отцу обо всем том, о чем рассказывает этот фильм.

В ролях

  • Дмитрий Соловьёв — Иван Громов
  • Сергей Гармаш — Семен Семенович Беспальчиков
  • Валентин Гафт — Саледон-старший
  • Кирилл Лавров — дед
  • Людмила Савельева — бабушка («Ночная ведьма»)
  • Николай Чиндяйкин — психоневролог
  • Андрей Панин — капитан Окуньков
  • Елена Камаева — Лена
  • Антон Храпов — Саледон-младший
  • Ирина Григорьева — химичка
  • Ольга Сидорова — Супортова
  • Андрей Савостьянов — Вадик Юдин
  • Иван Берзин — Серега Мелкий

Съёмочная группа

  • Оператор: Павел Лебешев
  • Художник: Сергей Иванов
  • Композиторы: Энри Лолашвили, Борис Гребенщиков
  • Звукорежиссер: Вячеслав Ключников
  • Костюмы: Наталья Иванова
  • Грим: Галина Королева
  • Исполнительный продюсер: Сергей Гуревич

Ссылки

  • Рецензия на портале Муз-просвет

Wikimedia Foundation.
2010.

Полезное

Смотреть что такое «Нежный возраст (фильм, 2001)» в других словарях:

  • НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ (2000) — НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ, Россия, Тритэ, 2000, цв., 115 мин. Молодежный фильм, поколенческая драма. История взросления молодых людей, проживающих в одном из элитных районов Москвы и начавших свою самостоятельную жизнь в конце 1980 х начале 1990 х годов.… …   Энциклопедия кино

  • 2001 год в кино — Содержание 1 Фильмы 1.1 Зарубежные фильмы, демонстрировавшиеся в России в 2001 году …   Википедия

  • Премия «Ника» за лучший игровой фильм — вручается ежегодно Российской Академией кинематографических искусств. Номинация существует с момента учреждения премии и впервые награды в этой категории вручались в 1988 году (за 1987). Ниже перечислены фильмы лауреаты и номинанты. Содержание 1… …   Википедия

  • «Ника» за лучший фильм — Премия «Ника» за лучший игровой фильм вручается ежегодно Российской Академией кинематографических искусств. Номинация существует с момента учреждения премии и впервые награды в этой категории вручались в 1988 году (за 1987). Ниже перечислены… …   Википедия

  • «Ника» за лучший игровой фильм — Премия «Ника» за лучший игровой фильм вручается ежегодно Российской Академией кинематографических искусств. Номинация существует с момента учреждения премии и впервые награды в этой категории вручались в 1988 году (за 1987). Ниже перечислены… …   Википедия

  • Премия «Ника» за лучший игровой фильм — Премия «Ника» за лучший игровой фильм вручается ежегодно Российской Академией кинематографических искусств. Номинация существует с момента учреждения премии и впервые награды в этой категории вручались в 1988 году (за 1987). Ниже перечислены… …   Википедия

  • Премия «Ника» за лучший фильм — Премия «Ника» за лучший игровой фильм вручается ежегодно Российской Академией кинематографических искусств. Номинация существует с момента учреждения премии и впервые награды в этой категории вручались в 1988 году (за 1987). Ниже перечислены… …   Википедия

  • Чиндяйкин, Николай Дмитриевич — Николай Чиндяйкин Дата рождения: 8 марта 1947(1947 03 08) (65 лет) Место рождения: Чёрное Уренский район Нижегородской области, СССР Гражданство …   Википедия

  • Чиндяйкин — Чиндяйкин, Николай Дмитриевич Николай Чиндяйкин Николай Дмитриевич Чиндяйкин Имя при рождении: Николай Дмитриевич Чиндяйкин …   Википедия

  • Яковлев, Александр Анатольевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яковлев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Яковлев, Александр. Александр Анатольевич Яковлев Имя при рождении: Александр Яковлев Дата рождения: 15 января 1946( …   Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Нежный возраст.

«Нежный возраст» — художественный фильм режиссёра Сергея Соловьёва, снятый им на студии «ТриТэ» в 2000 году.

Сюжет

История взросления одного человека в условиях новой рыночно-мафиозной общественной жизни, история его любви к дочери друзей его родителей, которая становится известной парижской топ-моделью, взаимоотношения с которой проходят через всю жизнь героя. История основана на реальных судьбах и фактах. В главной роли Ивана снялся сын режиссёра — Дмитрий Соловьев.

Фильм делится на определённые главы, которые отсылают нас к классическим русским произведениям.

В ролях

Актёр Роль
Дмитрий Соловьёв Иван Громов
Сергей Гармаш Семён Семёнович Беспальчиков, трудовик и военрук
Алексей Дагаев Алексей Дагаев
Кирилл Лавров дед Ивана, генерал-лейтенант авиации, Дважды Герой Советского Союза
Людмила Савельева бабушка, бывшая летчица полка бомбардировщиков («Ночная ведьма»)
Николай Чиндяйкин психоневролог
Андрей Панин капитан Окуньков
Елена Камаева Лена
Валентин Гафт Саледон-старший
Антон Храпов Саледон-младший
Ирина Григорьева химичка
Ольга Сидорова Надежда Су́портова
Андрей Савостьянов Вадик Юдин
Иван Берзин Серёга Мелкий
Алексей Шмаринов отец Лены
Александр Яковлев дядя Дагаева, криминальный авторитет
Елена Великанова

Съёмочная группа

  • Сценаристы: Дмитрий Соловьев, Сергей Соловьев
  • Режиссёр-постановщик: Сергей Соловьев
  • Оператор: Павел Лебешев
  • Художник-постановщик: Сергей Иванов
  • Композиторы: Энри Лолашвили
  • Автор песни: Борис Гребенщиков
  • Звукорежиссёр: Вячеслав Ключников
  • Дирижёр: Сергей Скрипка
  • Солисты: Анна Друбич, Полина Осетинская, Энри Лолашвили (фортепиано); Игорь Бутман (саксофон); Жан Милимеров, Юлия Началова (вокал)
  • Продюсеры: Леонид Верещагин, Никита Михалков

Награды

За свою роль второго плана Сергей Гармаш был удостоен премий «Ника»[1] и «Золотой овен»[2].

Примечания

  1. Лауреаты Национальной кинематографической премии «Ника» за 2000 год. Российской академией кинематографических искусств. Дата обращения: 4 октября 2018. Архивировано 19 декабря 2019 года.
  2. Премия «Белый слон» — 2001. Гильдия киноведов и кинокритиков России. Дата обращения: 4 октября 2018. Архивировано 14 марта 2016 года.

Литература

  • Голубь мира, начинённый порохом // Новая газета. — 15 января 2001. — № 2. — ISSN 1682-7384.
  • Абдуллаева З. К. Луна для пасынков судьбы. «Нежный возраст», режиссер Сергей Соловьев // Искусство кино. — Февраль 2001. — № 2. — ISSN 0130-6405.
  • Быков Д. Л. Геморрой нашего времени // Новый мир. — 2001. — № 5. — ISSN 0130-7673.
  • Гладильщиков Ю. В. Отцы и эти // Итоги. — 16 января 2001. — № 2 (240). — ISSN 1027-3964.
  • Кичин В. С. В эфире // Российская газета. — 25 августа 2005. — № 3856. — ISSN 1606-5484.
  • Кудрявцев С. В. Нежный возраст. Драма // 3500. Книга кинорецензий. — М.: Печатный Двор, 2008. — Т. 2. Н—Я. — 736 с. — ISBN 978-5-9901318-2-8.
  • Маслова Л. С. Кризис нежного возраста // Коммерсантъ Weekend. — 10 февраля 2001. — № 24. — С. 9.
  • Плахов А. С. Нежный возраст начинается с пятидесяти // Коммерсантъ. — 23 декабря 2000. — № 241 (2126). — С. 9. — ISSN 1561-347X.
  • Трофименков М. С. Телекино с Михаилом Ъ-Трофименковым // Коммерсантъ. — 7 декабря 2001. — № 225 (2355). — С. 14. — ISSN 1561-347X.

Ссылки

  • Брашинский М. И. Михаил Брашинский о фильме «Нежный возраст». Афиша (27 января 2001). Дата обращения: 4 октября 2018.
  • Матизен В. Э. Все люди братья. Кроме отцов и детей. Film.ru (13 марта 2001). Дата обращения: 4 октября 2018.
  • Тарханова Е. С. Мальчик с девочкой дружил. Film.ru (13 марта 2001). Дата обращения: 4 октября 2018.


Эта страница в последний раз была отредактирована 8 октября 2022 в 18:24.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий фильма сумерки 2008
  • Сценарий фильма хулиганы
  • Сценарий фильма невеста 2017
  • Сценарий фильма поп
  • Сценарий фильма стряпуха