Содержание/сюжет
В далёкие времена Каин, сын Адама и Евы, убил Авеля, его младшего брата. После братоубийца был проклят Творцом, вследствие чего потомок Адама был вынужден сбежать на восток, где был спасён падшими ангелами, Стражами. Они помогли древним людям, но те отравили весь мир грехом и почти уничтожили ангелов. Однако племя Сифа, третьего сына первых людей, осталось человечным.
Ной остался последним праведником на Земле. У него есть три сына: Сим, Хам и Иафет, и жена Ноема, которых он очень любит. Его семья единственная уповающая на Создателя и ведущая миролюбивый образ жизни.
И вот однажды Ною приходит виде́ние, в котором Бог открывает ему свой замысел: греховный мир должен быть разрушен, все люди будут погублены страшным наводнением. После этого они идут к Мафусаилу, деду Ноя. По пути семья натыкается на бывшую базу по добыче полезных ископаемых, она не работает, так как ресурсы были полностью истощены. Там же они находят Илу, будущую жену Сима, но каиниты находят и преследуют их, однако последним не удаётся их поймать, так как Ноя с его семьёй схватывают Стражи. Падший ангел Ог, ослушавшись собратьев, спасает Ноя и отводит их к горе Мафусаила. Тот даёт понять, что нужно построить ковчег, гигантский корабль, и спасти всех животных. для этого старец даёт Ною семечко из Эдема.
Наутро Ога хватают, и Стражи собираются убить Ноя, обвиняя его в якобы лживой связи с Богом, но Творец спасает его, вырастив огромный лес с помощью семени. Ной строит ковчег, чтобы выполнить предназначение, которым наделил его Бог, в этом ему помогают Стражи.
Спустя десять лет, ковчег почти достроен. Однажды к нему приходит огромная толпа Каинова племени, возглавляемые их царём, Тубал-Каином. Узнав об истинном предназначении гигантской постройки, тот собирается отнять ковчег, но Стражи не дают племени это сделать. Осквернённые грехом люди не желают смириться со своей участью, поэтому они куют оружие и создают армию, чтобы захватить ковчег. В это же время средний сын Ноя Хам, очень страдая от того, что не имеет жены и не сможет обрести её из-за гибели всех людей (самостоятельные поиски не увенчались успехом: девушка, найденная им, погибла, попав в капкан во время дождя, и затем была затопчена насмерть потомками Каина), затаивает обиду на отца.
Ной отправляется в ближайшее маленькое, но перенаселённое поселение каинитов для поиска жён для Хама и Иафета. Праотец наблюдает каннибализм, рабство, обмен детей на еду и прочее. После этого патриарх понимает, что люди не достойны спасения. Далее камера отдаляется, и открывается вид на лагерь, диких людей и лес, охваченные пожаром (отец Мафусаила предсказал такое, но по другому случаю).
Начинается дождь и потомки Каина пытаются захватить ковчег, однако Стражи отражают нападение. Ковчег благополучно отправляется в плавание и лишь коварный царь сумел пробраться на него и затаиться, пользуясь помощью Хама. Через какое-то время он нападает на Ноя, желая убить его, но Хам опомнился и защитил отца, убив царя. В этот же день жена старшего сына Ноя рожает двух дочерей, которым предназначено стать жёнами младших сыновей Ноя. Не поняв сразу замысел Бога, Ной поначалу хочет убить девочек, прервав на своей семье порочный человеческий род, но милосердие не позволяет ему совершить убийство. Ковчег наконец достигает суши, Ной благословляет своих детей и внуков, пожелав им жить и продолжать род, понимая, что есть добро, а что зло, помня Великий потоп и не забывая Волю Божию. На небе появляется радуга, знаменуя конец существования Каиновых племен, исчезновение грехов людей и начало благословения Творца.
«Надо дунуть и сказать волшебные слова: “Ахалай-махалай, ляськи-масяськи”. Только надо непременно дунуть. Если не дунуть, никакого чуда не произойдёт».
Режиссёр, продюсер и сценарист фильма «Ной» Даррен Аронофски, судя по всему, «непременно дунул» перед тем как начать писать свой сценарий. Когда снимал и монтировал фильм «дул» напрополую, не иначе…
Это моё впечатление о фильме «Ной» с Расселом Кроу в главной роли, который я посмотрел вчера. То, что я увидел, могу разумно объяснить лишь двумя возможными причинами — либо его создатель наркоман, надо признать, талантливый наркоман; либо это целенаправленное глумление над Библейской историей с переворачиванием оной с ног на голову и с сознательной заменой смыслов на прямо противоположные.
Начало фильма похоже на нашу «Кин-Дза-Дзу», середина — на «Властелина колец», заключительная часть — триллер про маньяка-убийцу (в роли маньяка выступает Ной).
Вот этот человек на фото выше, в кроеной футболке, штанах, ботинках и перчатках с отрезанными пальцами — это не Рассел Кроу в XXI веке, это «Ной до потопа».
Допотопный мир представляет собой постапокалипсический пейзаж с отравленной природой, химическими лужами с зелёной жидкостью, отсутсвием растительности, и одичавшими полуголодными людьми, блуждающими по выжженной мусорной пустыне в поисках еды и готовыми пожирать друг друга. До такого состояния природу довели сами люди варварскими методами добычи некоего ископаемого в виде светящихся камушков, которые заменяют и порох и спички и даже лекарства. Короче — «КаЦэ».
(Допотопный пейзаж земли в представлении Даррена Аронофски)
Ной и его семья живут отшельниками в палатке и избегают контактов с остальными людьми. Они — «экологи по-жизни». Нет, не непорочные праведники, не блюстители божьих заповедей — за весь фильм ни Ной, ни члены его семьи ни разу (!) не произносят ни одной молитвы, зато Ной в первых же кадрах фильма хладнокровно с выучкой, достойной спецназовца, мочит трёх бродяг — они именно «экологи», ратуют за разумное использование природных ресурсов и за то, чтобы брать от природы лишь то, что необходимо. Остальные люди не такие, «ПОЭТОМУ» Ной — избранный. Божественные откровения приходят Ною не в виде слов Господа, а в виде ночных кошмаров, суть которых он не может понять и потому идёт к своему деду-отшельнику. Дед-полуколдун, которого играет Энтони Хопкинс, поит Ноя галлюциногенным чаем и тот прозревает о своей «миссии» (о сути «миссии» расскажу далее) — в общем, Кастанеда аплодирует «находке» режиссёра.
В сюжетной линии присутствует некий амулет, принадлежащий роду Ноя. Этим амулетом является полоска кожи змея-искусителя, соблазнившего Еву отпробовать запретный плод с древа познания. В «праведном семействе» экологов принято наматывать её на руку и в таком образе «благословлять» своих детей.
Строить ковчег Ною помогают некие существа — уродливые каменные великаны, именующие себя «падшими ангелами». Тем, кто никогда не читал Библию, поясню: падшими ангелами в Библии именуются БЕСЫ — служители дьявола. Вот эти многорукие существа на фото и есть те самые «ангелы»:
Сыновья Ноя, которые по Библии вошли в ковчег со своими жёнами, в фильме представлены в виде детей. Лишь старший сын Сим в половозрелом возрасте, но и у него жены нет. У него есть возлюбленная — девушка в исполнении Эммы Уотсон, которая по сюжету является бесплодной. Когда сыновья Ноя задают ему вопрос о том, как они продолжат человеческий род, если у них нет жён, наступает время объяснить им суть «миссии»… Ока-а-азывается, человечество не должно выжить. Всевышний хочет спасти лишь животных, а семейству Ноя, как «знатным экологам» поручено осуществить эту операцию, а затем вымереть. В подтверждение своих слов Ной рассказывает членам семьи как бы Библейскую историю сотворения мира, а, по сути, излагает теорию Дарвина. Видеоряд, сопряжённый с этим рассказом, не оставляет никакого сомнения в существовании эволюции и в том, что человек — её (эволюции) досадная ошибка. Средний сын Ноя Хам, находящийся в стадии полового созревания и желающий непременно обзавестись женой, не может принять такого «негуманного замысла» и вступает в конфронтацию с отцом. Именно эту подоплёку, а не проявленное неуважение к родителю, режиссёр «удачно вписывает» в сюжетную линию Библии о последующем изгнании Хама. Хам сам находит себе невесту и ведёт её на ковчег, но та попадает в капкан и погибает — ещё одно неоспоримое свидетельство «Божественного замысла» и правильного понимания Ноя своей функции…
Также в фильме присутствует некий персонаж, именуемый себя «царём», а, по сути, являющийся предводителем племени «неэкологов». Он готовит убийство Ноя, чтобы проникнуть на ковчег перед началом потопа и таким образом спастись.
(в кадре: «царь», кующий какую-то железку для убийства Ноя в сварочной маске)
Перед началом потопа начинается жуткая заварушка. «Неэкологи» атакуют ковчег, а помогающие Ною бесы мочат их направо и налево, после чего все бесы возносятся на небеса. «Царь», тем не менее, проникает на ковчег и прячется там…
Далее разворачивается «интрига»: дед-колдун Энтони Хопкинс, перед потопом «исцеляет» (вопреки воле Создателя) возлюбленную Сима от бесплодия. Сын праведного эколога в момент начала потопа занимается с ней сексом в лесу, а после того, как выясняется, что та забеременела, приходит к отцу за благословением. Нормальная такая последовательность событий, вполне себе в духе непорочности.
Ной возмущён этой новостью. Но его — праведного эколога — вовсе не волнует моральная сторона вопроса. Нет. Он возмущён тем, что это не соответствует «замыслу». И поэтому он заявляет: «Если у вас родится мальчик, он станет последним человеком на земле. А если девочка — при первом её вздохе я её убью». На ковчеге воцаряется гнетущая атмосфера. Вся семья настраивается против Ноя, а тот молча ходит в полумраке, поглядывая на всех безумными глазами и нагнетая ситуацию мантрой: «Господь выбрал меня за то, что я способен довести дело до конца»…
«Царя», проникшего на ковчег, обнаруживает Хам и помогает ему прятаться и выживать, а потом, по его научению, завлекает Ноя в трюм, чтобы там прикончить… Если вы думаете, что я что-то сочиняю от себя, то я вам клянусь — всё это изложено в фильме…
Пока идёт драка в трюме, Эмма Уотсон рождает двойню девочек. Старший сын Сим, видя такое дело, понимает, что отца надо срочно мочить и тоже бежит в трюм. Ковчег бьется о гору Арарат, все падают, Хам в истерике вонзает нож в «царя». Очухавшийся Ной хватает нож и бежит резать внучек. Эмма Уотсон прячется на крыше ковчега. Ной лезет туда и… в последний момент ему не хватает духа вырезать родню…
Суша.
Семья живёт отдельно. Ной беспробудно бухает в пещере на берегу. Когда Ной напивается до чёртиков и валяется голый на песке, сыновья приходят к нему и ранимый Хам, не способный вынести такой пошлой разнузданности отца, с благородным видом покидает семью…
По прошествии какого-то времени у Ноя заканчивается выпивка, он осознаёт свою ущербность и буквально приползает к жене. Семья воссоединяется, так как больше им ничего не остаётся (других то людей на земле нет).
Финальная сцена фильма:
Ной наматывает кожу змея-искусителя на руку и следуя доброй традиции этой рукой торжественно благословляет своих внучек.
Вот такое чудесное кино я вчера посмотрел.
Спрашивается, для чего такие фильмы снимаются? Поинтересовался в сети отзывами восторженных почитателей творчества Дарена Аронофски. Оказывается, это «современное прочтение Библии», «новые выразительные средства, доступные пониманию сегодняшнего зрителя», «классический сюжет, удачно обличённый в форму экшна». И ещё: «Только так можно сделать фильм кассовым, поэтому точностью деталей можно пренебречь».
Почему бы не брать пример с того же Мэла Гибсона, снявшего «Страсти Христовы», который представил Библейский сюжет предельно дотошно, слово в слово, ни на шаг не отступая от священного повествования? И кассой этот фильм может похвастаться, и глубиной, и драматичностью, и достоверностью…
Думаю, дело здесь в истинных целях создателей подобных картин. А так называемое «пренебрежение» деталями, которое переворачивает первоисточник на 180 градусов, — способ их достижения. Но дьявол, как известно, кроется именно в деталях.
Посмотрел тут на днях в кинотеатре фильм «Ной». Как всегда в таких случаях, при выходе нового американского блокбастера в кинопрокат ему предшествует массовая артподготовка в виде заманивающих анонсов, в которых наличествуют такие эпитеты, как «потрясающе, красочно, эффектно, фантастика» и т. п. Впрочем, эпитет «фантастический фильм» подходит более всего. В анонсах говорится, что фильм снят по мотивам библейской истории о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Я бы сказал «где-то как-то приблизительно по мотивам». Если кто-то из глубоко верующих людей захочет посмотреть этот фильм как экранизацию одной из знаменитых библейских легенд, думаю, он будет страшно разочарован, если не разгневан.
Поэтому относиться к фильму надо проще, как к очередной голливудской сказке. Местами интересно, некоторые сцены красиво сняты, в 3D всё это эффектно. Но, как зачастую и бывает в голливудских распиаренных до премьеры фильмах, содержание и художественная ценность оставляют желать много лучшего.
Некоторые рецензенты сейчас в Интернете удивляются – а читали ли сами сценаристы фильма Библию? Наверное, читали, но придерживаться библейских канонов – разве стояла такая задача перед создателями фильма? Перед ними стояла задача сделать хороший кассовый сбор. Как мы знаем, американцы любят очень вольно обращаться в своих фильмах с историей, например. Разве сильно заботило создателей фильма «Гладиатор» то обстоятельство, что римский император никогда не мог биться на арене с гладиатором? Это бы означало по римским понятиям, что император опустился бы до состояния раба. Разве заботило их, что римских полководцев не называли генералами, а такого подразделения, как «батальон» в римской армии не было. Это всё такие мелочи, до которых Голливуду в достоверности никогда не было дела. Вспомнил про фильм «Гладиатор» потому, что Ноя в новом фильме играет тот же «гладиатор» Рассел Кроу.
В данном случае, придраться к исторической достоверности, действительно, трудно. Хотя у нас и сейчас находятся люди, которые организовывают экспедиции на гору Арарат в поисках останков Ноева ковчега. Вообще-то надо понимать, что ко многим религиозным сюжетам надо относиться, как к красивым символам, объясняющим, что такое хорошо, и что такое плохо, как к нравственным основам. Но не надо воспринимать всё слишком буквально, как к исторической хронике.
Так вот почему исчезли леса на Ближнем Востоке?
В годы моего детства мне попалась в руки одна книжка, в которой библейская легенда о Ное рассматривалась с научной точки зрения – то есть теоретической возможности подобного. Время тогда было другое, без нынешнего религиозного бума, больше наука приветствовалась (хотя к воинствующему атеизму я отношусь отрицательно, так же как и к религиозному фанатизму). В этой книге очень убедительно доказывалось, что Ноева ковчега в принципе быть не могло. Потому что, если бы Ной действительно взял бы «каждой твари по паре» из всех обитающих на Земле, включая насекомых, ему бы понадобился бы ковчег с территорией минимум в несколько десятков квадратных километров. Допустим даже, что ковчег носило по волнам мирового океана 40 дней и 40 ночей, и волки не ели зайцев, а львы и тигры обнимались с трепетными ланями. Но чтобы создать такой ковчег, а фактически неуправляемый деревянный остров, Ною надо было бы в одиночку извести все леса на ближнем Востоке. Может, поэтому там такая пустынная местность? Допустим. Как Ной сумел в одиночку такой ковчег построить, в Ветхом завете не объясняется, поэтому создатели фильма нашли ответ сами – ему помогли наблюдатели-стражи, падшие ангелы, которых Всевышний за ослушание превратил в какие-то каменные двигающиеся изваяния, наподобие шагающих экскаваторов. Вот они-то, по фильму, своими каменными ручищами всю плотницкую и столярную работу проделали.
Тот самый спасительный Ноев ковчег
Впрочем, здесь, как раз к авторам фильма у меня лично претензий мало – кто его знает, как Ной действительно с такой работой справился, да и вообще, как объяснить различные библейские чудеса. Сам новоиспечённый американский блокбастер определяют в киноафишах то как фэнтези, то как фильм-катастрофу. Но у меня по ходу просмотра возникли некоторые вопросы непосредственно к самим авторам фильма по этой очень вольной трактовке библейской истории.
За что дедушку бросили?
Значит так, фильм начинается с того, что на глазах малолетнего Ноя убивает его отца вождь одного племени из рода Каина. Сам мальчик, осознав, что произошло, в ужасе бежит. Далее в киноистории проходит уже много лет, и мы видим Ноя взрослым, уставшим от жизненных невзгод мужчиной, обремененным семьёй, жена у него и трое сыновей: Сим, Хам, Иафет. Но живут они отшельниками вдали от погрязших в пороках людей. Живут в какой-то жуткой каменной пустыне, где нет ни намёка на какие-то деревья и кустарники. Хотя вроде бы Ной ещё к строительству своего ковчега не приступил. Когда после прошедшего скудного дождика из потрескавшейся земли пробиваются какие-то полевые цветочки, Хам срывает один цветок. На строгий вопрос отца, зачем он это сделал, Хам говорит: «Он же красивый…». Ной так же строго объясняет, что они берут только то, что нужно для жизни, но не уничтожают ничего живого просто так. У меня вопрос – чем все эти годы питался в этой страшной пустыне, напоминающей апокалиптическую картину мира после ядерной войны, сам Ной и его семья?
Второй вопрос. Ной начинает во сне видеть страшные кошмары гибели мира – он видит низвергающиеся потопы воды, и как всё живое тонет. Он решает отправиться за ответом к своему 900-летнему деду Мафусаилу, который также живёт отшельником в пустынной местности. Спрашивается, почему Ной бросил престарелого деда на произвол судьбы? И вспомнил о нём только тогда, когда ему понадобился ответ на затруднительный вопрос. Или Ной посчитал, что самим есть нечего, а тут ещё и деда с собой таскать по пустыне?
Кстати, была ещё одна причина, по которой Ной отправился разыскивать деда. Дело в том, что к его обиталищу начали приближаться люди. Ной представлен в фильме каким-то человеконенавистником, который ужасно боится людей.
После долгих странствий, во время которых семья Ноя находит умирающую девочку, и выхаживает её, путешественники находят-таки деда Мафусаила, который, как ни странно оказывается, ещё жив. И даже варит себе чай непонятно из чего, хотя вокруг такая же пустыня без признаков растительности. Дед Мафусаил одобряет решение Ноя строить Ковчег и даёт ему зёрнышко, из которого чудесным образом тут же прорастают высокие леса. Между прочим, дед Мафусаил дважды просил принести ему хотя бы ягодку, потому что он любит ягоды. Но семейство Ноя про его просьбу забыло, и дедушка как-то отправляется сам искать ягоды. Встретившись во время сбора ягод с найденной Ноем девочкой, которая уже выросла во взрослую девушку, дед Мафусаил чудесным образом возвращает ей способность к зачатию, которая была утрачена от полученной в детстве страшной раны. Причём он опять просит помочь ему найти ягоды, потому что он плохо видит, но девушка тоже игнорирует его просьбу, занятая своими мыслями. Кстати, дедушку Мафусаила, несмотря на все его добрые дела, на Ковчег так и не взяли. Может, он и сам не хотел, устал уже за 900 лет жить. Но в фильме никто из семейства Ноя и попытки такой не предпринял — дедушку спасти. Хам хочет убить своего отца, Сим говорит, что Ной сошёл с ума, причём, судя по поступкам Ноя, говорит небезосновательно. И только белокурый почему-то, в отличие от своих братьев, Иафет не произносит за всё время фильма ни слова. Вообще, странная семейка. А чему удивляться – столько лет в пустыне прожить, в отрыве от общества! Это если по фильму судить, не по Библии.
Откуда пошёл род Хама?
Когда Ковчег уже был готов (стражи-хранители хорошо поработали), приближается время всемирной катастрофы, и со всей земли к Ковчегу сбираются и звери, и гады земные, и птицы небесные. И люди подтягиваются, но это то самое проклятое племя из рода Каина. И человеконенавистник Ной, который готов спасать и зверей, и гадов, и птиц (про насекомых в фильме ничего не сказано) им в приюте отказывает. Более того, он понимает, как ему кажется, замысел Всевышнего уничтожить всё человечество, и клянётся довести до конца Божий замысел. А поэтому, узнав, что жена Сима забеременела, приходит в бешенство, говорит, что если родится сын, он его ещё оставит пока, а если родится дочь, то есть потенциальная мать новых людей, он её тут же убьёт. В общем, Ной, по фильму — просто параноик какой-то! Но родились сразу две девочки – двойня. И Ной не смог осуществить свой замысел, не смог убить девочек, хоть и занёс уже над ними кинжал. Но дрогнуло его сердце, чему мы, получается, и обязаны нашим присутствием на Земле. Жена Ноя объясняет ему потом, что это Всевышний поставил его перед выбором – сохранить род людской или нет.
Жена Ноя утешает
Вообще-то, тут ничего близкого с Ветхим заветом нет. По Ветхому завету у всех трёх сыновей Ноя были жёны, имена которых, почему-то даже не называются. А тут жена появилась только у Сима, и то совершенно случайно. Хотя Хам в фильме очень интересуется у отца, а что же будет потом, когда они спасутся? Ведь даже все зверушки «по паре», а у него своей половинки нет, и у Иафета тоже нет. Одна жена Сима только есть. Вот она, получается, и есть праматерь рода человеческого, вторая уже после Евы. Вопрос о дальнейшем сплошном инцесте в таком случае при воссоздании рода человеческого в фильме не затрагивается. Но из Ветхого Завета, как мы знаем, продолжился потом и род Хама, и род Сима, и род Иафета. И каким же, спрашивается, образом? Задумывались ли сценаристы фильма Даррен Аронофски и Эри Хэндел об этом? Впрочем, все мы произошли от Адама и Евы, как известно, поэтому инцест в самом начале был неизбежен.
Кстати, по фильму, на ковчег всё-таки нелегально пробирается вождь того самого племени из рода Каина, который убил отца Ноя. Его на ковчег Хам проводит в отместку отцу за то, что тот оставил его без девушки. Между этим вождём и Ноем потом происходит голливудская битва, в результате которой Ной убивает противника. Не пытайтесь ничего даже подобного искать в Библии. Это в фильме восстановили некоторые упущенные в Книге Бытия эпизоды.
Но у меня тут такой ещё вопрос к создателям фильма. Ной до того, как родились девочки, объяснял своим сыновьям, что они выполнят свою миссию по спасению других творений Бога, кроме людей, а потом последний из оставшихся в живых сыновей, похоронив остальных, умрёт и сам, и род человеческий прекратит своё существование. Спрашивается, при таком сценарии предначертанных событий, чего время зря тянуть? По логике, если Ной решил, что он Божий замысел исполняет по сохранению всего живого кроме людей, сразу после того как воды всемирного потопа схлынут, и звери, гады и птицы себе обиталище найдут, он должен был перебить всю свою семью. А затем, удовлетворённый содеянным, сделать харакири уже себе самому. Ведь тем самым, получается, он бы ещё лучше выполнил замысел Всевышнего. Но такая простая истина почему-то праведнику Ною в голову не приходит. Он только новорождённых младенцев в фильме всё порывается убить и запрещает членам своей семьи кидать верёвки тонущим людям, которых ещё можно было спасти.
А чего сказать-то хотели?
Слышал, что прокат этого фильма запретили в некоторых исламских странах. Сначала не понял даже, почему запретили. Вроде бы ничего антиисламского в нём нет. Но может быть за все эти малопонятные несуразности в фильме? Но тогда христиане первые должны были бы возмутиться. А может быть потому, что кто-то из авторов запрета понял, что все мы евреи? Так ведь это и так из Ветхого Завета выходит, если принять на веру то, что все мы происходим от спасшегося рода Ноя. Но ведь в исламе, и в христинстве, космогоническая картина сотворения мира и последовавших затем событий по Ветхому завету вроде бы признаётся. А ведь Ветхий Завет – это ничто иное, как красивый космогонический эпос еврейского народа о сотворении мира, объясняющий, что откуда взялось. Были и другие такие космогонические эпосы: у древних шумеров, например, у ассирийцев, египтян, индейцев майя. Кстати, во многих из них тема Всемирного потопа тоже присутствует. Но и мусульмане, и христиане взяли за основу картину сотворения мира по Ветхому Завету. Но значит ли это, что эти красивые истории надо воспринимать буквально и верить в их полную реальность? Но ладно, не будем здесь углубляться в теологические дискуссии.
Много чего ещё бы можно было спросить у авторов фильма, обратиться за расшифровкой непонятных моментов. Но лучше, наверное, задать главный вопрос — а к чему это всё было? Какая, так сказать, сверхзадача была, художественный замысел? Библию экранизировать – так вроде бы нет, мы уже поняли, такая задача не стояла. Так значит, всё-таки пресловутый кассовый сбор? Тогда, может, лучше бы не обращаться к библейским темам? А то вдруг Всевышний разгневается, и опять Всемирный потоп нашлёт?! Даже при современных технологиях, без помощи стражей-хранителей ковчег построить не успеем.
Олег Лубан
США | 2014 г. | 138 мин. | приключения, драма, фэнтези
2014 г.
Ник Нолти, Энтони Хопкинс, Эмма Уотсон, Рэй Уинстон, Рассел Кроу, Дженнифер Коннелли, Дуглас Бут, Кевин Дюран, Логан Лерман, Марк Марголис
Фильм «Ной» (Noah, 2014) – библейская история о ковчеге Ноя, известная наверняка многим, лежит в основе этой картины. Даррен Аронофски перерабатывает знакомый сюжет, вплетая в него авторскую концепцию и переосмысление.
Сюжет фильма «Ной»
В детстве Ной (актёр Рассел Кроу) был свидетелем убийства его отца Ламеха молодым Тубал-Каином (актёр Рэй Уинстон). Уже взрослый Ной живёт со своей женой Нааме (актриса Дженнифер Коннелли) и их сыновьями Симом (актёр Дуглас Бут), Хамом (актёр Логан Лерман) и Иафетом (актёр Лео Макхью Кэрролл). Ноя преследуют мечты о великом потопе, и он идёт к дедушке Мафусаилу (актёр Энтони Хопкинс). Семья сталкивается с группой недавно убитых людей, принимают к себе выжившую девушку по имени Ила (актриса Эмма Уотсон). Они лечат её от раны, но Нааме уверена, что она не сможет иметь детей.
Ной и его семья, преследуемые убийцами, ищут убежища у падших ангелов, известных как «Стражи». С ними живёт Мафусаил. Ангелы – каменные создания, изгнанные из Эдема в помощь людям. Мафусаил даёт Ною семя из Эдама и говорит, что он избранный. Ной сажает семя в землю, из которого вырастает лес. Наблюдатели соглашаются помочь Ною построить ковчег.
Тубал-Каин приходит со своими последователями и противостоит Ною. Тубал-Каин отступает, чтобы собрать оружие для победы. Ковчег почти готов, животные разных видов входят в него.
Ила влюбился в Сима, Ной отправляется в соседнее поселение, чтобы найти жён для Хама и Иафета. Поселенцы продают дочерей за еду, он бросает эту идею и понимает, почему Бог жаждет смерти человечества. Он говорит семье, что после потопа новых поколений людей не будет.
Хам бежит в лес, расстроенный решением отца. Наамэ обращается к Мафусалу за помощью, и он лечит Илу от бесплодия. Хэм, разыскивая жену самостоятельно, влюбляется в Наэль (актриса Мэдисон Девенпорт).
Начинается дождь, Тубал-Каин злится, что его не выбрали для спасения, и подстрекает своих последователей бежать к ковчегу. Ной находита Хама в лесу, девушка погибает, попав в капкан. Семья Ноя входит в ковчег, а Мафусаил остаётся в лесу.
Ила осознаёт, что беременна и просит Творца оставить ребёнка в живых. Ной вопреки протестам жены, решает убить ребёнка, если это девочка. Ила и Сим строят плот, но Ной сжигает его. Ила рожает девочек-близнецов. Звери в ковчеге едят друг друга, появляется Тубал-Каин и пытается убить Ноя. Сим обещает Иле, что с детьми всё будет в порядке. Хам убивает Тубал-Каина кинжалом, прежде, чем тот успевает скинуть отца в океан. Ной щадит внучек, ощущая любовь.
На новой Ной уединяется в пещере, делая вино, в котором можно утопить все печали. Хам разочарован поведением отца, но мирится с ним по велению Илы. Ной благословляет семью как начало новой человеческой расы.
Смотреть «Ной» онлайн.
История ветхозаветного патриарха Ноя Ламеховича и древнейшего геноцида была экранизирована американским режиссером Дарреном Аронофски за 125 миллионов долларов.
И убил Каин Авеля, и был проклят, и заселили его потомки землю, и создали техническую цивилизацию, и разрушили окружающую среду, как Госдеп США — Ирак и Ливию, и решил Бог перезапустить систему, уничтожив порок вместе с его носителями, и избрал он праведника Ноя, потомка Сифа, тем, кто уцелеет и спасет то, что стоит спасения, — невинных животных…
МОЖНО ЛИ ОПРАВДАТЬ ГЕНОЦИД?
Для атеистических критиков Библии история Всемирного потопа всегда являлась излюбленным поводом для осуждения главного положительного персонажа этой книги, убившего разом всех невинных мальчиков и девочек, захлебнувшихся в своих колыбельках. Фильм «Ной» как бы отвечает на эту критику.
Потомки Каина, эти унтерменши, приговоренные к уничтожению, показаны крайне отрицательно. Вот именно так гитлеровцы изображали бы евреев, а бандеровцы — поляков, если бы война закончилась по-другому. Агрессивные мужики, кидающиеся на хороших людей, как только их увидят, обижающие слабых и беззащитных, меняющие девочек на мясо, которое немедленно пожирают самым отвратительным образом. Разве можно упрекнуть кого-то за геноцид таких отвратительных созданий?
ОСТРОВОК ДОБРА В МИРЕ ЗЛА
С библейским текстом сценаристы обошлись достаточно свободно. Отец Ноя — Ламех — согласно Писанию, прожил после рождения сына более 500 лет, так что он никак не мог оставить Ноя сиротой в детском возрасте, будучи убитым царем каинитов. Но это вымышленное убийство отца позволило заглавному герою картины в дальнейшем с чистой совестью выпускать кишки всем встреченным потомкам Каина.
Ной встал между раненой зверюшкой и тремя охотниками. Жить каинитам осталось не более минуты.
Оставшись беспризорником, Ной (Рассел Кроу) каким-то образом выжил и даже где-то раздобыл жену. Брак был счастливым, и вот уже пара с тремя детьми ведет совершенно автономную от порочных людей жизнь. Этакие библейские Лыковы.
Впятером они кочуют по каменистой пустыне, питаясь какими-то лишайниками, которые соскребают с камней, но следов голода на лицах не видно. Наоборот, всё свидетельствует о благополучии. В отличие от испорченных потомков Каина, семья Ноя ни разу в кадре не убивает невинных животных, но при этом все очень хорошо одеты Впрочем, возможно, это трофейная одежда, снятая с убитых охотников-каинитов.
Интересно, из чего одежка
Поскольку у Ноя три сына и им со временем понадобятся жены, возникает проблема. С порочными людьми ноевцы не общаются, охотники-каиниты сплошь злобные мужики, а на камнях жены не растут. Но тут помог случай.
В куче трупов людей, неизвестно кем убитых (но я бы предположил, что каинитами), ноевцы нашли раненую девочку и выходили ее. По всем библейским законам она предназначена старшенькому Симу, и по мере взросления всё идет к счастливому браку, но есть серьезная проблема — из-за ранения Ила (Эмма Уотсон) не может иметь детей.
Сим и Ила.
Тем временем подрастающий Хам (это имя, а не характеристика) начинает интересоваться у папы, когда же и ему где-нибудь жену подыщут. Ну действительно, у папы есть мама, у Сима — Ила, а у Хама ни Карлсона, ни собаки, а только маленький братишка Иафет, но это же Библия, а не учебник толерантности для европейских школ. Где-то нужно взять еще одну девушку. А лучше двух — потому что Иафет тоже вырастет и выставит свои требования.
В общем, строить праведную жизнь в отдельно взятой семье не получается. Но Ною Ламеховичу сейчас не до Хамовых проблем. Близится глобальная катастрофа, начинаются видения, надо куда-то идти и что-то делать, чтобы выполнить волю Создателя, который передает информацию весьма неопределенно. В Библии Бог дал Ною конкретные инструкции по длине, ширине и высоте ковчега и даже указал размер окошка для выпускания голубя. Но это в Библии, а в жизни всё сложнее.
ПРАВЕДНИК И ЦАРЬ
Совершив визит к своему дедушке Мафусаилу Еноховичу (Энтони Хопкинс) и выпив там особого чайку из Голландии, Ной прозрел, что надо строить большой деревянный ящик, получил семечко из райского сада, завербовал для работ и охраны окаменевших ангелов, напоминающих трансформеров и толкиеновских антов, и вскоре работа закипела.
А когда ковчег уже достраивался, попарно потянулись компьютерные звери, птицы и прочие гады. В Библии Господь велел Ною набрать на всю эту ораву еды, но в фильме проблему питания животных решили путем погружения их в анабиоз.
И так бы всё благополучно дошло до потопа, если бы не две проблемы. Во-первых, у Хама по-прежнему нет жены, а парень начинает нервничать и выходить из-под контроля. Его предупредили, что все люди погибнут, так что по окончании потопа жену искать будет поздно, надо решать вопрос заранее.
Ну а вторая проблема — целая орда во главе с царем каинитов Тубал-Каином — тем самым, что Ламеха Мафусаиловича кокнул. Царь оказался человеком верующим, сомнений в предстоящем потопе не выразил и пожелал подняться на борт. В этом ему было отказано. Ной заявил, что никто из потомков Каина не получит билет к спасению. А окаменевшие ангелы встали перед ковчегом, показав, что на него просто так не пробиться.
УБИТЬ ВСЕХ ЛЮДЕЙ!
Из библейского чудака, сто лет строившего огромный деревянный ящик, забавляя соседей, не верящих, что Бог собирается всех утопить, Ной превращен сценаристами фильма в экотеррориста, готового лично уничтожить остатки людей (после того как Создатель выполнит основную часть работы), чтобы на землю вернулся рай, где будут одни невинные животные.
Тубал-Каин, напротив, гуманист в первоначальном значении этого слова — не тот, кто жалеет людей, а тот, кто ставит человека в центр мироздания. Он исполняет Божий приказ: возделывать землю в поте лица, плодиться и размножаться. А если Господь передумал и решил свернуть программу, то Тубал-Каин продолжит выполнять первый приказ до последней возможности и лучше погибнет в бою, чем встанет на колени и смирится. К тому же у него есть гранатомет, поражающий каменных ангелов, и целая орда, которая, несмотря на невообразимую порочность своих членов в быту, показывает удивительную организованность при штурме ковчега.
Вперед!
Ну а Хаму на все эти философские сложности наплевать — ему нужна жена, мать вашу! А ведь, казалось бы, задача решается просто. Раз уж каиниты меняют девочек на мясо, а ковчег набит спящими животными, то надо было просто взять какую-нибудь животинку покрупнее — ну, скажем, диплодока. Его можно обменять на столько девчонок, что хватит жен и себе, и Иафету, и еще будет несколько про запас. И судя по тому, что диплодоков мы сейчас не наблюдаем, Хаму тоже пришла в голову эта идея
Он перестает подчиняться отцу, который, не видя возможности уговорить и не желая врать, перешел к чисто деспотическому правлению: «Делай так, потому что Я ТАК СКАЗАЛ!» Но попытка самостоятельных действий Хама приводит у трагедии из-за внезапного предательства со стороны отца, тайно включившего в программу геноцида собственную семью…
В Библии сказано, что на борту ковчега отплыли 8 человек — Ной с женой и три его сына с женами. В фильме же ноевцев было только 6 — Хама и Иафета сценаристы сделали холостяками. Седьмым нелегальным пассажиром оказался Тубал-Каин, все-таки прорубившийся на борт и укрываемый мятежным Хамом, чувствующим потребность совершить поступок.
Ной хочет гарантировать окончание существования вида homo sapiens — он уверен, что такова Божья воля, и знает, что в ковчеге всего две женщины, одна из которых его жена, которая без его согласия не родит, а вторая — бесплодная жена Сима, Ила. Ной не мог ожидать, что его дедуля, Мафусаил Енохович, обладавший, как все ветхозаветные патриархи, благодатью, совершил на прощанье чудо, поставившее внука перед очень неприятным выбором.
Кому благословение, а кому проблема.
Ну а Тубал-Каин, не знающий всех этих деталей, имеет простой, но трудно реализуемый план: захватить ковчег, присвоить всех имеющихся на борту женщин и продолжить род людской своими силами. И опираться в выполнении этого плана он может только на неуравновешенного юношу, который ненавидит отца, но вряд ли согласится помогать последнему потомку Каина, если догадается о его намерениях. Вот и не надо было орать о них в самый ответственный момент!
Фильм длинный и в первой половине раздражает — знаешь ведь, чем всё кончится, и не особо хочется два часа смотреть на добрых вегетарианцев и злобных мясоедов. Но с середины, когда начинаются внутрисемейные разборки и в игру вступают Хам и Тубал-Каин, а Ной показывает свою подлую натуру, становится веселее. Ну и на Гермиону лишний раз взглянуть приятно
За несколько поколений, прошедших со времени убийства Авеля, потомки Каина размножились, заполонили землю и расточили ее богатства. Теперь копи истощены, земля не родит, еда и вода стали роскошью. Однако человечество не опомнилось и не исправилось. Лишь потомки Сифа, третьего сына Адама и Евы, не причастного к братоубийству, обращаются с природой так, как она этого заслуживает. За эту праведность Бог посылает Ною (Расселл Кроу) из рода Сифа грозное видение. Вместе со своей семьей и падшими ангелами, известными как Стражи, патриарх должен соорудить гигантский ковчег и спасти всех животных, птиц и рептилий, а также свою семью от надвигающегося потопа, который уничтожит человечество и создаст новую, очищенную от скверны землю.
Когда Аронофски в 2007 году начал работать над «Ноем», предполагалось, что заглавную роль сыграет Брэд Питт
Экранизируя знаменитое библейское сказание, Даррен Аронофски обещал в интервью, что его фильм будет ближе по стилю к «Властелину Колец», чем к традиционным голливудским библейским постановкам. Это было странное заявление, но оно оказалось чистой правдой. «Ной» действительно изображает не Ближний Восток, а иную, допотопную реальность. Безжизненные скалы вместо пустыни, постоянная пасмурная погода, причудливые животные вроде чешуйчатой собаки (к сожалению, эта благодатная тема лишь намечена и толком не раскрыта), бродящие среди людей падшие ангелы – заключенные в каменную оболочку гигантские многорукие существа, одновременно смахивающие на толкиеновских энтов и роботов-трансформеров… И люди, такие же могучие и кряжистые, как окружающие их горы. Расселл Кроу, Рэй Уинстон (в роли противостоящего Ною царя каинитов), Энтони Хопкинс (дедушка Ноя и чародей-отшельник Мафусаил) – три идеальных кастинг-решения. А вот Дженнифер Коннелли в роли жены Ноя и Эмма Уотсон в роли невесты старшего сына патриарха – слишком чахлые, «комнатные» создания, чтобы вписаться в допотопный мир. И сыновья Ноя (Дуглас Бут, Логан Лерман, Лео Макхью-Кэрролл) тоже получились какими-то неубедительными, недостаточно «первобытными».
Это, впрочем, придирка. Главная проблема фильма – не в его кастинге, а в его идеологии. В Библии не указано, как соседи Ноя реагировали на строительство, но устная традиция, закрепленная во многих комментариях и в художественных интерпретациях библейского мифа, гласит, что над патриархом насмехались, когда он призывал соседей покаяться и позаботиться о собственном душевном и физическом спасении. Ной иудаизма и христианства спас лишь «неразумных тварей» и свою семью, потому что никто больше из людей не верил в надвигающийся потоп и не просил о помощи.
В фильме не снималось ни одно реальное животное. Их заменили компьютерные и бутафорские спецэффекты
Ной Аронофски совсем не такой. Герой Кроу – радикал-экотеррорист, который ставит природу выше людей и считает, что человечество, включая его родных, должно быть полностью истреблено, чтобы ничто не мешало цветам цвести, а кроликам – размножаться. Поэтому он не предлагает свою помощь каинитам, не призывает их покаяться и вместе с ангелами защищает ковчег (эффектнейшая боевая сцена в духе Джексона!) от рвущихся туда людей. В свою очередь, царь каинитов Тувал-каин – жестокий, но умный и расчетливый – знает о надвигающемся потопе и не сомневается в мудрости Ноя. Но он даже при большом желании не может бескровно спасти свой народ, так как потомку Сифа принадлежит единственный в округе лес (специально выращенный из райского семечка), который можно использовать для грандиозного строительства.
Это переосмысление книги Бытия позволило сделать «Ноя» куда более драматичным, чем обычные библейские экранизации. Так, действие не заканчивается, а только разгорается, когда семья Ноя остается в одиночестве на ковчеге, и патриарх решает, должен ли он теперь порешить родных или предоставить эту страшную обязанность Богу. Однако Ной в таком раскладе оказывается не голливудским героем и даже не антигероем, а подонком вроде эсэсовцев, которые с готовностью сжигали еврейские поселения, но порой не решались убивать младенцев (особенно в начале войны, когда немцы еще не окончательно сошли с ума). Фильм же не осуждает эту позицию, а, в сущности, солидаризируется с ней. Мол, да, было бы здорово стереть людей с лица земли и оставить природу в покое. Но ведь придется убить своих детей, а это нелегко! Так что пусть живут. Пока…
Честно говоря, страшно видеть такое человеконенавистничество в мейнстримном блокбастере. Но врага надо знать в лицо. Благо что лицо это стильное, необычное, захватывающее и украшенное мощнейшими спецэффектами. Вот бы еще Стражи передвигались правдоподобно, а не казались неубедительными беженцами из пластилиновой, докомпьютерной эпохи…
Отец Святослав Шевченко, подобно многим, высказывает свое неудовлетворение резким расхождением между сюжетом фильма и главами Библии. В то же время, он находит в картине и ряд позитивных моментов.
Рецензия на фильм «Ной»
На днях на широкие экраны вышел фильм «Ной», который вызвал в блогосфере бурные дискуссии. Поэтому у меня была возможность перед просмотром и написанием своего мнения прочесть с десяток разных рецензий.
Фильм «Ной»: Ремейк с огоньком
С первых строк сразу хочу ответственно заявить. Фильм Даррена Аронофски «Ной» нельзя считать экранизацией 6-8 глав книги Бытия. Эта кинокартина создана лишь по мотивам библейской истории о всемирном потопе. Говоря современным языком – это лишь ремейк, творческое осмысление.
Моя супруга не даст соврать – во время просмотра я все время толкал ее в бок (чем, видимо, мешал смотреть и ей и окружающим) с шепотом-комментарием: «В Писании все по-другому!». Понимать это начинаешь с самых первых кадров, когда каинит Тубал-Каин (в русском изводе – Тувалкаин) убивает Ламеха, родителя малыша-Ноя. В Библии же определенно говорится, что отец Ноя преспокойно умер своей смертью, дожив до глубокой старости (Быт. 5, 31).
И еще один важный момент, на который обратили внимание почти все критики. В фильме весь сыр-бор и беготня начались из-за социальной несправедливости – У Ноя и Сима были супруги, а Хам с Иафетом должны были войти в ковчег без спутниц, что обрекало их на одиночество. Но в библейском оригинале мы читаем: «В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними» (Быт.7, 13). Понятно, что в сценарии режиссеру хотелось огонька, который можно было спровоцировать социальным неравенством. Поэтому Хама сценарист прописывает угловатым подростком, а Иафета вообще делает сопливым ребенком, который и о девчонках-то еще не задумывается.
Мир для холодильника
Когда смотришь фильм, то четко понимаешь, что на экране ты видишь одного Ноя, а в Библии повествуется совсем о другом. И главное их отличие во взаимоотношениях с Богом.
Библейский Ной получает от Господа четкие указания: «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи» (Быт.6, 13-14). Более того, заботливый Бог даже дает размеры корабля: 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту (в метрах приблизительно – 150х25х15).
Киношный Ной лишь пытается угадать, в чем состоит Божья воля. Ему грезятся какие-то аллегорические полусны-откровения, в которых он совершенно путается. В результате Ной вдруг вбивает в свою голову, что Создатель решил перезагрузить мир, а получившийся новый вариант — предоставить только для жизни невинных зверушек. То есть по версии Ноя для людей в новом мире места не предполагалось. Кстати, неизвестно почему прораб по строительству ковчега и его семья предстают перед зрителями этакими вегетарианцами.
Сценарист, видимо, совершенно увлекся, забыв, что ветхозаветный Ной прекрасно знал всю предысторию, а значит, не мог не помнить о том, что изначально абсолютно все создано Творцом для человека. В том числе, животные, большинство из которых служили пищей венцу творения. Если воспользоваться современными образами, то можно сравнить такой новый мир с квартирой, которую приобретали только для установки в ней холодильника.
Реабилитация ангелов
В результате, главный киногерой из праведника перевоплощается в религиозного фанатика-маньяка, который начинает носиться по ковчегу с ножом за новорожденными внучками-двойняшками, чтобы не дать человечеству возможности размножаться. По этой логике ему тогда нужно было прикончить следом и жену сына, и свою супругу. Но, видимо, создатели решили не превращать «Ноя» в окончательный триллер, и Ной сменил гнев на милость. Но после, терзаемый комплексом «предателя», уже на земле главный герой по-русски заливает душевную горечь вином. Но, к счастью, все заканчивается хэппи-эндом.
Еще одно псевдобиблейское безобразие – это проникновение на ковчег потомка Каина, которого, чтобы отомстить отцу за потерянную невесту, подкармливает Хам. В общем, Голливуд не изменяет себе.
Для того, чтобы втиснуть тело кинопроекта в жанр фэнтези и привлечь к просмотру более широкую аудиторию (рекомендация 12+) – Аронофски вводит в эпическую картину сказочных каменных гигантов. Видимо, режиссер решил пофантазировать, использовав библейское упоминание об исполинах, которые жили в допотопный период. По сценарию это окаменевшие ангелы, которые из жалости кинулись Адаму и Еве на помощь, но вляпались в земную персть. Когда гиганты помогли Ною в строительстве и обороне ковчега – они были реабилитированы и снова вернулись на небеса, скинув каменный панцирь.
Детали с дурман-травой
Многолетняя история строительства ковчега и его эксплуатации по назначению умещается всего в три главы Бытия. И множество подробностей из жизни наших библейских предков опущено. Интересные решения предложил режиссер-сценарист.
Как только я взял в руки Библию, меня тут же стал мучить вопрос: каким образом Ной с членами своей семьи смог собрать каждой твари по паре? По сценарию оказалось все просто – животные и птицы собрались в место их временной дислокации по Божьему зову. И вся это живность стаями прилетала и приходила к ковчегу.
Еще один животрепещущий вопрос: а как смогли добраться в ковчеге до пункта назначения такое множество животных? Ведь по логике вещей до гор Арарата доехали бы одни хищники, поскольку ковчег скитался около полугода. Но и тут режиссер выкрутился, и праведная семья обкурила животных дурман-травами, которые их усыпили. Смущает лишь одна нестыковка – почему-то дурман не действовал на людей. Но это лишь несущественные детали.
Философия с мурашками
Были у фильма и позитивные стороны. Знаете, я с момента как стал верующим – мечтал на машине времени отправиться в ветхозаветные или лучше в евангельские времена, чтобы стать очевидцем тех событий. Современный кинематограф дал сегодня такую возможность (причем, в 3D), хотя и завез в несколько параллельный мир.
Хочу отметить шикарный образный ряд: змей-искуситель, снимающий старую кожу, рука Евы, срывающая запретный плод, и камень в руке Каина, убивающего своего брата. На ковчеге Ной рассказывает своим родственникам-спутникам о том, что наделал человек, ослушавшись Бога. Последствиями грехопадения стал порок, который поразил человека и со времен Каина – люди стали убивать друг друга. Знаете, на фоне последних событий в мире, у меня аж мурашки пошли по спине. Только за это напоминание фильм имеет право на существование.
Это кино, несмотря на ряд несоответствий библейскому тексту, является глубокой философской картиной, которая делает попытку осмыслить замысел Бога о человеке.
В канву киноповествования то тут, то там – вплетены богословские рассуждения. На мой субъектив, это едва ли не единственный фильм последних лет, который качественно погружает зрителя в библейскую тематику. И очень хочется надеяться, чтобы хоть несколько зрителей, придя домой из кинотеатра, потянулись к полке с запылившейся Библией.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.