Молодой студент консерватории Эндрю сутками напролет совершенствует свое мастерство игры на барабанной установке. Его цель – самый престижный, успешный и перспективный джазовый оркестр, которым управляет несносный руководитель Теренс Флетчер. Когда удача наконец улыбается молодому человеку и перед Эндрю открывается дверь в мир большой музыки, парень оказывается неспособен соответствовать всем требованиям своего нового учителя. Требования того оказываются запредельными, истощающими, выжимающими все соки. Но только так, по мнению Флетчера, можно из многообещающего артиста сделать настоящую звезду.
После того как сценарий Шазелла в 2012 году попал в «Черный список», режиссер снял 18-минутную короткометражку «Одержимость», которую представил на фестивале «Сандэнс». Успех там позволил Шазеллу снять по этому сценарию полный метр
Голливуд любит фильмы о преодолении. Столкновение героя с преградой, первое сомнение в том, что он сможет превозмочь себя и двинуться дальше, подготовка к взятию препятствия, трудовая победа – все это части практически любого американского фильма. Иногда эта линия прячется глубоко внутри, скрываясь под тоннами компьютерных эффектов или, наоборот, под обнаженными нервами какой-нибудь инди-комедии. Иногда режиссеры и вовсе идут по самому простому пути – раскрывая линейку «препятствие-преодоление-победа» в спортивном фильме. Кажется, удивить здесь уже совершенно нечем, но нет, находятся и на этом протоптанном пути свои новаторы, как в случае с «Одержимостью». И особенно радостно в этом случае, что таким новатором оказался молодой постановщик, фактически дебютант, в светлое будущее которого очень хочется верить.
Майлз Теллер занимается игрой на барабанах с 15 лет, причем использует необычную энергичную манеру работы с палочками. На съемочной площадке он действительно сбивал руки в кровь и покрыл ею не один барабан
Что же такого особенного в «Одержимости», что ее взахлеб хвалят все, кто посмотрел картину, в список лучших фильмов года заносит каждый второй, а призы ведущим актерам гарантирует каждый третий? Пожалуй, главное – это отрицание всего того, во что мы привыкли верить, думая об искусстве вообще и о музыке в частности. Талант всегда пробьет себе дорогу? Ничего подобного, посредственности и чуть менее талантливые коллеги сожрут тебя, будь ты хоть Моцартом наших дней. Семья всегда поддержит тебя, а романтические отношения окрылят? Забудь, отец никогда не поймет твоей страсти к фаготу или альту, а девушка будет лишь отнимать время, силы и внимание. Попадешь в престижную школу, класс, оркестр и весь мир будет у тебя на ладони? Ага, сейчас. Ты будешь бороться за каждую минуту нахождения в элите, но это не гарантирует тебе удачу, а удача не гарантирует того, что о тебе не забудут наутро после провала.
И все-таки таланты пробиваются, умудряются выучиться, проходят отборы и конкурсы и превращаются в звезд. Не в тех звезд, которых крутит клиповый канал с односложной песенкой на трехаккордовый мотивчик, а в настоящих музыкантов, чьи имена остаются в истории, чей путь в музыке изучают потомки, чьим мастерством наслаждаются даже после их смерти. Откуда же они? Они перешагивают невидимую черту собственных возможностей и взлетают. Именно на это нацелен учитель Флетчер, герой феноменально отыгравшего свою роль Дж.К. Симмонса, именно к этой черте подошел барабанщик Эндрю – вмиг повзрослевший и выдавший фантастический нерв Майлз Теллер. Черта эта практически осязаема, она пропитана потом тренировок (талант ничто без постоянной практики), кровью стертых пальцев, слюной голодного до славы юноши. Она совсем рядом, на расстоянии четырехминутной мелодии, но ее преодоление может остаться лишь мечтой.
Как такое удалось сотворить молодому режиссеру Дэмьену Шазеллу? Как таких страстей на экране смог нагнать 28-летний пацан? Сам Шазелл говорит, что ему пришлось пройти нечто подобное в своей жизни, что кто-то подгонял его, избегал соблазна перехвалить. В ответ сценарист и постановщик «вырастил» этакого Тайлера Дардена от музыки – готового унижать, оскорблять, высмеивать, доводить до слез, подставлять, бросаться мебелью, обманывать, но делать из своих учеников нечто большее, чем просто сидящий со своим инструментом безымянный член оркестра. Флетчер растит Музыкантов, и пройти его путь могут не все.
Наполненный фантастической музыкальной начинкой фильм полон такой неуемной энергией, в нем столько настоящей страсти, одержимости в самых разных смыслах этого слова, что зрителя он пронизывает не хуже мощного оркестрового концерта. «Одержимость» пугает, но подхлестывает (недаром дословный перевод названия – «Хлыст»), стимулирует, но и бьет по рукам тех, кто мечтает о простом решении всех проблем. Каждая минута картины – бой, каждая нота – ступенька, каждый удар барабанной палочки – толчок крови по венам. Более живой, сложной и адреналиновой ленты в этом жанре сложно себе представить, поэтому откиньтесь на спинку кресла, расслабьтесь и приготовьтесь к музыке. Здесь будет Джаз до последней капли крови.
В российском прокате картина стала известна под названием Одержимость, хотя буквально английское название Whiplash можно перевести, как «работа из-под палки», что гораздо точнее отражает суть фильма.
Режиссёр и сценарист фильма Дэмьен Шазелл первоначально не смог найти финансирования. Чтобы привлечь инвесторов, он снял короткометражку и представил её на кинофестивале Sundance Film Festival в 2013 году. Благодаря этому он изыскал необходимые средства и смог начать работать над полнометражным художественным фильмом.
Подбор актёров
Первоначально на роль Эндрю рассматривалась кандидатура Дэйна ДеХаана.
Съёмки
Во время съёмок Шазелл заставлял барабанить Майлза Теллера до тех пор, пока у того были силы. После премьеры Теллер скажет, что играл до полного изнеможения.
Кстати, хотя Майлз и имел навык игры на барабанах, специально для фильма он брал дополнительные уроки по игре на барабанной установке, благодаря чему значительно улучшил свой навык. К слову: Теллер играет на барабанной установке с 15 лет.
Дж. К. Симмонс также отлично умел играть на фортепиано. Но специально для роли актёр тоже брал дополнительные уроки по игре на фортепиано.
Фильм был снят за короткие 19 дней!
Сцену с пощёчиной Дж. К. Симмонс и Майлз Теллер снимали несколько раз. Но всякий раз качество игры не удовлетворяло ни режиссёра, ни самих актёров. В конечном итоге было решено сделать настоящую пощёчину. Именно этот дубль и вошёл в фильм.
Дэмьен Шазелл хотел добиться реалистичной игры. Это была одна из причин того, что актёрский состав выкладывался на 100%. В результате этого Дж. К. Симмонс получил травму рёбер. Актёр не прекратил играть даже получив серьёзную травму.
Прямо в разгар съёмок Дэмьен Шазелл попал в автомобильную аварию.
Кадры со съёмок
Выход на большой экран
Фильм при очень скромном бюджете $3 000 000 собрал в мировом прокате $48 982 041, что является прекрасным показателем.
Фильм является одним из самых малобюджетных, когда-либо номинированных на премию «Оскар» за Лучшую картину. В результате фильм в 2015 году получил 3 Оскара в следующих номинациях: «Лучшая игра второго плана», «Лучший звук», «Лучший монтаж».
Дж. К. Симмонс получил 47 наград за роль Флетчера.
После выхода фильма «Одержимость» Шазелл получил общественное признание и мог работать над любыми проектами. Только после выхода своего фильма «Одержимость» в 2014 году и 5 номинаций на «Оскар», а также кассовых сборов в размере 49 млн. долларов при затратах 3 млн. долларов студия Summit Entertainment выкупила права на «Ла-Ла Ленд», над сценарием которого Шазелл работал с 2010 года.
На чтение 10 мин. Просмотров 9.8k. Опубликовано 07.10.2021
Страна: США
Жанр: драма, музыка
Год производства: 2013
Режиссер: Дэмьен Шазелл
Актеры: Майлз Теллер, Дж.К.Симмонс, Пол Райзер
“Одержимость” – это фильм об “американской мечте” и одновременно – об “американской трагедии”. Он рассказывает о том, как нужно добиваться цели, и одновременно критикует “успехоориентированность” общества.
Смысл фильма “Одержимость” (Whiplash) заключается в том, что порой в человеке удивительным образом сочетаются гений и злодейство. Чего в нем больше – это уже другой вопрос.
Содержание
- О чем фильм
- Учитель и ученик
- Отражающие персонажи
- Расшифровка сюжета
- Смысл концовки
- Другая версия
О чем фильм
Фильм “Одержимость” повествует о талантливом студенте консерватории, который жаждет стать великим музыкантом. Однако он попадает под влияние деспотичного дирижера Флетчера, который работает с людьми по принципу “есть два мнения: мое и неправильное” и для создания гениев использует жестокие и унизительные методы.
Эндрю – молчаливый, слегка аутичный, но зато очень трудолюбивый и талантливый юноша. Одна из главных черт его характера – отказ идти на компромиссы в творчестве. Он прекрасно знает, что каждый совершенный им компромисс отдаляет его от мечты стать великим.
Эндрю – целеустремленный и талантливый. И все-таки он эгоистичный и, мягко говоря, не самый приятный человек. Конечно, можно возразить, что никто из великих гениев не был душкой. Это так, но между теми, кто любит искусство в себе и теми, кто любит себя в искусстве, все-таки есть тонкая, но четкая грань…
Молодой человек мечтает заниматься у самого лучшего преподавателя. Вообще учиться у него, несмотря на его скверный характер, хотят абсолютно все. Но выбор Флетчера, набирающего ударников в свой оркестр, падает именно на Эндрю, хотя он далеко не в восторге от игры юноши. Объяснения этому нет никакого. Но именно так начинается история их странных отношений.
Учитель и ученик
После многочисленных репетиций молодой музыкант получает желаемое – место первого барабанщика. Успех кружит ему голову, он рвет отношения со своей девушкой и отстраняется от семьи.
По вечерам он усердно репетирует, игнорируя студенческие вечеринки. У него нет друзей, но Эндрю не переживает по этому поводу, и с легкостью “отпускает” все возможности, которые он считает бесполезными. Он точно знает, чего хочет, и не подстраивается бездумно под обстоятельства и педагогов. Он уверен в том, что соглашательство – это путь к посредственности. Юноша не жалеет себя, когда на него орут и даже бьют: он уверен, что это воспитывает его характер.
Однажды, опаздывая на концерт, он попадает в аварию. Несмотря на свое ужасное состояние, он идет не в больницу, а на выступление, рискуя подставить весь оркестр.
Последствия аварии не позволяют парню показать на выступлении более-менее вменяемую игру. Это становится причиной жесткого срыва, и, как следствие – исключения из консерватории. Музыкальная карьера Эндрю заканчивается, так и не начавшись.
Спустя полгода жизнь снова сводит ученика и наставника. Как оказалось, Флетчер уже не преподает в консерватории, а всему виной послужило анонимное сообщение о жестокости грозного дирижера.
Встреча неожиданно заканчивается дружелюбным приглашением экс-преподавателя поиграть вместе. Эндрю понимает, что некая высшая сила дает ему второй шанс, и он не собирается его упускать: Флетчер зовет его не куда-нибудь, а на особенный концерт перед особенной публикой, и предлагает поиграть знакомые композиции.
Отражающие персонажи
Характер главного героя оттеняют (или зеркалят) другие персонажи, которые имеют отношение либо к самореализации, либо к творчеству. Почти все они по тем или иным причинам не добились успеха в своем деле. Например, отец Эндрю – писатель, ушедший в преподавание. Несмотря на то, что он стал учителем года, в творчестве он все-таки не реализовался.
Девушка главного героя, Николь, поступила в вуз, но так и не выбрала будущую профессию. Когда Эндрю спрашивает у нее, почему она туда поступила, ответ был гениальный: “Просто меня туда взяли”.
Среди конкурентов Эндрю есть очень способные студенты, обладающие своим набором качеств, помешавших им добиться успеха в профессии.
У родственников Эндрю его успехи не вызывают особых восторгов. Более того, никто не воспринимает всерьез то, чем он занимается. Кстати говоря, это вечная проблема всех творческих людей. Отец великого Генделя однажды говорил сыну: “Займись делом! Музыкой ты можешь заниматься на досуге”. Примерно такое же отношение к музыкантам (некоторые вообще доходят до того, что не считают, что музыкант – это такая же профессия) наблюдается в семье Эндрю – и в обществе в целом сейчас.
В некоторых эпизодах фильма “Одержимость” возникают персонажи, которые проявляют то, что может случиться с Эндрю, если он не добьется своей цели – будь то мама Николь, которая мечтала стать актрисой, но распрощалась со своей мечтой, или никому не интересный уличный музыкант, или же один из учеников Флетчера, судьба которого была еще более трагической.
Расшифровка сюжета
Главная идея фильма “Одержимость” подчеркивается во всех рецензиях и разборах. Никакого скрытого смысла в картине нет. Основная мысль гласит, что для достижения цели нужно отдать все и даже немного больше. Только такой человек может достичь успеха и стать настоящим творцом.
Чтобы зритель понял смысл фильма, был создан целый образный ряд, который иллюстрирует выражение “потом и кровью”. Режиссер настойчиво акцентирует внимание зрителя на окровавленных руках Эндрю, и на поте, который градом льется по его лицу.
Талант требует реализации. Есть много способных людей, которые ничего не делают и зарывают свой дар в землю. Можно с уверенностью сказать, что они несчастливы – и именно поэтому. Когда человек точно знает, что он может, но при этом ничего не делает, это рождает в нем необъяснимое чувство тревоги, которая перерастает в общую неудовлетворенность жизнью.
Никаких других трактовок здесь быть не может: “Одержимость” – достаточно простой фильм. Можно сказать, что это кино – руководство для тех, кто хочет добиться успеха в своей профессии, ведь выдающийся результат – это только 10% таланта и 90% усидчивости и трудолюбия.
Фильм особенно запал в душу творческим людям именно из-за его жесткого содержания. Это кино полностью опровергает некоторые стереотипы, связанные с творчеством.
Один из стереотипов выглядит так: если ты поступишь в престижный оркестр (театр, вуз), тебя в любом случае ждет успех. Ничего подобного. Человеку в любом случае придется каждый день доказывать, что он достоин своего места. Более того, все старания не дают гарантию того, что тебя не вышвырнут на улицу после первого провала.
Второй стереотип набил оскомину всем здравомыслящим людям. Он звучит так: талант всегда пробьет себе дорогу. Это тоже неправда. На одного талантливого человека всегда найдется сотня посредственностей, которые сожрут тебя благодаря своему трудолюбию и умению пробиваться.
Ломается и третий стереотип (именно поэтому содержание картины, особенно ближе к концу, стало достаточно мрачным), который звучит так: “Любовь даст тебе вдохновение, а семья обязательно поддержит тебя”. Этого не будет. Отношения отнимают очень много времени, а семья никогда не поддержит твое стремление умереть молодым, но великим.
Объяснение успеха фильма “Одержимость” такое: он подробно “разжевывает” актуальную сегодня тему реализации в профессии. Кроме того, Эндрю все-таки добивается своей цели, и перешагивает через собственные возможности. А это – все, чего, наверное, хотелось бы всем нам.
Смысл концовки
Во все времена месть была блюдом холодным, успевшим остыть и настояться, не требующим аргументов и оправданий. Ближе к концу фильма Флетчер произнес фразу, озадачившую многих зрителей. Дословно он спросил: “Ты думаешь, я дебил?”, заставив юношу изумленно открыть рот и застыть на одном месте, как идол.
Ближе к финалу выясняется, что норовистый дирижер после увольнения из консерватории из-за анонимных показаний Эндрю потерял очень многое. Он прекрасно понял, кто на него донес, и решил отомстить – подставить своего бывшего ученика на глазах “уважаемой публики”.
Композиции оказываются далеко не такими знакомыми, как думал Эндрю. Более того, он понимает, что выехать на одной импровизации в такой ситуации невозможно. Поняв, что это действительно финал всей его карьеры, молодой музыкант покинул сцену.
Но не навсегда.
Дело в том, что в Эндрю (как и во Флетчере) удивительным образом уживались и “Моцарт”, и “Сальери”. Глубоко стрессированный, он вернулся на сцену и неожиданно поймал кураж. Концовка фильма почти голливудская: Эндрю впечатлил не только публику, но и своего экс-наставника. Наверное, никакого другого объяснения концовки здесь и не требуется.
Глубинный смысл этой картины кроется в самом названии, но не в переводе, а именно в оригинале. “Whiplash” дословно означает “Удар хлыста”. Здесь подразумевается тот кнут от пряника, который действует намного эффективней этого самого пряника…
Другая версия
Смысл фильма не в том, как важно реализовать свой талант, и даже не в том, как человеку необходима сила воли: картина рассказывает о жестокой и бессмыссленной борьбе двух эго.
Смысл концовки фильма “Одержимость” заключается в том, что конфликт здесь разрешается не потому, что победила одна из сторон, а потому что оба антагониста смогли переступить через свое эго во имя того, что оба любили больше всего на свете.
В финале победила музыка.
Да. Добиваться цели потом, кровью и в итоге победить — это вдохновляет.
55.77%
Предпочитаю быть обычным человеком и просто жить. Без гениальности и всей сопутствующей жести.
8.17%
Не согласен с идеей. Победа не всегда требует таких огромных жертв. Можно совместить успех и гармонию в жизни.
21.14%
Герой восхищает, но это не про меня и не про мою жизнь.
12.43%
Не понравился фильм, не зацепила идея.
2.49%
Проголосовало: 563
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
Рецензия на «Одержимость»
«Одержимость» рассказывает историю Эндрю, молодого барабанщика, мечтающего стать великим и готовым на все ради этого – он репетирует, не обращая внимания на содранные в кровь руки, он готов смириться с отсутствием в его жизни друзей, девушки, вечеринок и развлечений. Важно только одно – стать очередным джазовым гением.
Эндрю удается заинтересовать одного из лучших преподавателей школы, Флетчера, и тот приглашает его во второй состав своего оркестра, благодушно советуя не волноваться и не торопиться. Эндрю расслабляется, радуясь сбывшимся мечтам, но стоит ему сесть за установку и начать играть, благожелательность Флетчера начинает исчезать слой за слоем.
Флетчер взрывается, осыпая Эндрю оскорблениями, и становится понятно, что на самом деле он – беспощадный тиран, которому плевать на своих учеников. Они для него не более, чем детали механизма, если они работают плохо – их нужно выкинуть. Главное для него – идеальное звучание, победа в конкурсах, поддержание репутации.
Название, как обычно, наши локализаторы взяли с потолка. Я начинаю подозревать, что у них присутствует некая одержимость «одержимостью», потому что это название они лепят на фильмы, невзирая на оригинальный тайтл. Существуют картины Possession (Обладание) 2002-го, Wicker Park (Викер Парк) 2004-го, Irresistible (Неотразимый) 2006-го и Obsessed (Одержимый) 2009-го, и все носят в нашем прокате название «Одержимость». Из шести лент только одна действительно называлась Obsession, драма 1997-го года. В общем, хуже только одержимость локализаторов словом «Начало», на колу мочало….
Whiplash переводится как «ремень кнута» и относится прежде всего к джазовой композиции Хэнка Леви с тем же названием, которую и разучивают полфильма наши герои. Неизвестно, имелись ли в виду дополнительные смыслы, как, например, кнут и пряник, олицетворяющие жесткие методы Флетчера, или еще один перевод whiplash как повреждение шейных позвонков – намек на опасную игру, в которую оказался втянут герой.
Дамьен Шазель выбрал себе интересное амплуа на стыке кино и музыки, причем мюзиклами в привычном смысле это не назовешь, скорее он рассказывает о музыке языком кино, приносит в фильмы ментальность профессиональных музыкантов. Он начал с черно-белой драмы о трубаче «Гай и Мэдлин на скамейке в парке», затем написал сценарий к триллеру о пианисте «Торжественный финал», в котором сыграл Элайджа Вуд, а теперь пришла очередь барабанщика.
Но в каком-то смысле это путь не вперед, а назад, к себе, к истокам, к тому, что для Дамьена по-настоящему важно.
Ведь он учился в музыкальном, учился на барабанщика, учился у крайне жесткого преподавателя – эта история о нем. О той судьбе, которую он оставил позади, потому что, в отличие от героя своего фильма, понял, что не обладает достаточным музыкальным талантом, и вернулся к своей «первой любви» — кино.
У Эндрю же, в отличие от режиссера, нет альтернативы, ему некуда отступать – возможно, именно такой герой нужен был Шазелю, чтобы представить в деталях, что бы произошло, если он все-таки продолжил бы идти этой дорогой. Вполне возможно, неслучившаяся музыкальная судьба все еще бередит его душу.
Барабанщика Эндрю играет Майлз Теллер, восходящая звезда, проявивший себя в «Захватывающем времени» и получивший роль нового Мистера Фантастика в Фантастической Четверке. По счастливой случайности, Майлз занимался барабанами с 15 лет, что сделало его идеальным кандидатом на эту роль.
Несмотря на выдающуюся игру Теллера, реально сбивавшего руки в кровь на съемках не меньше своего персонажа, главным сюрпризом фильма становится Д.К. Симмонс в роли Флетчера. Глядя на этот кастинг до просмотра можно представить потешного Джей Джону Джеймсона, орущего на Питера Паркера, ведь именно по этой роли Симмонса знает большинство зрителей. Но видят они в итоге совсем не это.
Бритый наголо, подтянутый, мускулистый, стильный, с ледяными глазами, то обманчиво человечный, то ядовитый и безжалостный – очевидно, что такой любого способен вывернуть наизнанку, более того – он любит это делать.
Я не ожидал, что в Симмонсе есть столько властности, столько темной стороны. Это поражает еще в трейлере, в чем вы можете убедиться сами. Редактора «Дейли Бьюгл» вы в нем разглядеть уже вряд ли сможете.
Персонажи Теллера и Симмонза – не просто учитель и ученик, они становятся противниками. Как только Эндрю решается пойти в оркестр Флетчера, он ступает на его территорию, вручая ему власть над своим будущим. Флетчер волен оскорблять и унижать его, изнурять репетициями до обмороков, дать ему судьбу великого музыканта или лишить ее навсегда.
Изначально мне казалось, что этот фильм про жесткий подход – мол, я жесток с учениками ради их же блага, только так они станут великими. Но отношения Эндрю и Флетчера куда более враждебные, хищнические.
Флетчер не Ви, пытающий Иви ради ее преображения, любящий ее и страдающий от необходимости причинить ей боль. Персонаж Симмонса пожирает тех, кто доверяет ему себя, он готов прожевать и выплюнуть любого, кто покажется ему слабым и недостойным.
Флетчер играет в бога. Возможно, он все еще успокаивает себя тем, что ищет таланты, пестует великих и отбраковывает никуда не годных, но на самом деле, им давно правит мегаломания, а не любовь к музыке.
Эндрю в какой-то момент понимает это, но не уходит. Ему плевать на Флетчера, псих он, садист или великий учитель, для Эндрю он – путь наверх, к мечте, к славе великого музыканта. Ради того, чтобы стать великим, герой фильма готов на все: слушать Флетчера или растерзать Фего, воспользоваться им, боготворить его, перешагнуть через его тело и продолжить путь наверх.
Заткни пасть, деревня! Ноты мне верти.
Если искать аналогии, то эта пара – это не непослушный Люк и мудрый Оби Ван или даже изматывающий тренировками Йода, это скорее Оби Ван и Энакин, Энакин и Гален Марек, хотя и эти сравнения не слишком подходят.
К счастью, фильм не превращается в банальную историю про то, как харизматичный герой старался и победил, эдакий little engine that could, как бывает во всех спортивных драмах. До конца так и не ясно, что вышло из встречи этих двух музыкантов. Взаимная аннигиляция, плодотворное сотрудничество? Стал ли Флетчер и его кнут единственным верным путем для самосовершенствования Эндрю, или же лысый тиран просто искалечил парня, и теперь тот не может нормально существовать ни в каком мире, кроме хладнокровного мира Флетчера, похожего на пещеру Шелоб.
Ведь чудовищем показывает себя не только Флетчер, Эндрю, зайдя слишком далеко по дороге саморазрушения кричит второму барабанщику: «Заткни пасть, деревня! Ноты мне верти», показывая, что его раздутое эго давно сожрало остатки приличий, трусости, скромности и желания притворяться. Он понимает, что мосты позади горят, возвращаться некуда, осталось только переть вперед, не принимая отказов.
Стремление стать гениальным музыкантом, любовь к джазу, страх провала, ненависть к себе, к конкурентам, к учителю, отчаяние и еще раз отчаяние – эмоции в фильме вроде бы бьют через край. И в то же время, это абсолютно бесчеловечный фильм, показывающий, как герой выжигает внутри все живое, простое, привычное, чтобы выточить из себя инструмент.
Я не могу не видеть ужаса подобной метаморфозы, но с другой стороны, мне сложно спорить с тем, что творчество – превыше всего, я верю в это безоговорочно. И дело не в том, что книги и фильмы, картины, поэмы, балет и керамика важнее парков и самолетов, канализации и футбола, детей и любви. Дело в том, что творчество – это не процесс ради результата, это состояние сознания, высшая форма существования индивидуума.
То, как движется ум в процессе сотворения чего-то нового из ничего, из себя – судеб, мелодий, образов, смыслов – это нечто непередаваемое. Никакие наркотики не заставят почувствовать ту цельность и экзистенциальную оправданность, что чувствуешь в этот момент. Когда мы едим, гуляем, смотрим кино, целуемся или плачем, занимаемся ежедневными делами, мы – лишь частица нас самих, вяло шевелящийся мизинец души. Но стоит попробовать сжать некую правду или эмоцию до строчки или музыкальной фразы, это потребует всего тебя без остатка: всех знаний, всех пережитых эмоций, максимальной чуткости и открытости. Черпая из того же источника, что Моцарт, Шекспир, Гоген, нельзя не прельститься этим ощущением связи со всем человечеством разом. Творчество – это выход в состояние личностного максимума, выжигание в себе лени и трусости сознания, поэтому это так сложно, поэтому на обочине этой дороги так много стонущих тел. Эндрю до смерти боится стать одним из них.
Вот этим экзистенциональным ужасом и наполнен фильм. Еще секунда и я – ничто, меня выгонят из оркестра, докажут, что я ни на что не годен. Мне останется лишь вернуться домой и жить как все, а я не умею так жить, я давно уничтожил все то, что могло и хотело так жить.
Поэтому для Эндрю место в оркестре Флетчера – не просто деньги и слава, оно критично для его самоидентификации, вылететь – значит потерять все.
Надеюсь, мне удалось заинтересовать вас в этой ленте, даже не говоря ни слова о великолепной, неожиданной, живой концовке, когда взмокших зрителей трясет от напряжения, словно они смотрят не на барабанящего паренька, а на самые захватывающие драки, погони и перестрелки, что им приходилось видеть…
Фильм получился настолько лаконичным, что кажется короткометражным. И дело не в длительности – она вполне стандартная, час и сорок шесть минут, а в бешенной динамике фильма и сосредоточенности на одной теме.
Мы так привыкли к подаче экспозиции, отношений между персонажами, эмоций и шуток преимущественно через диалоги, что картина, подающая все это через музыку, через взгляды, позы и прочую невербалику, смотрится как глоток свежего воздуха.
Кино обычно пользуется музыкой как кетчупом, усиливая настроение сцены или создавая его там, где видеоряд не справляется с этой задачей. Но в руках Дамьена Шазеля, режиссера, которому нет еще и тридцати, музыка – это язык, на котором он и рассказывает эту историю.
Зрители воспринимают ее не через фразы или мимику, а слушая ритм, который создает Эндрю – сорвется или нет, попадет в такт или нет, сможет ли еще ускориться. Для этого необязательно понимать и даже любить джаз, но фильм вполне способен подтолкнуть и к тому и к другому. Мне кажется, если бы для фильма были бы выбраны другие композиции, все могло получиться по-другому. Джазу удалось дать необходимый повествованию напор, динамику, саспенс и непредсказуемость развития, что вышло бы не с любым треком. Можно вспомнить недавний «Хоть раз в жизни», который подвели абсолютно посредственные треки, не способные ни раскрыть персонажей, ни толком создать динамику сцены.
**Вопрос:**Вы можете вспомнить какой-нибудь фильм, который был способен говорить со зрителем не через диалоги и экспозицию, а через что-то еще. Напомню, что песня в мюзиклах – вербальный способ подачи информации и ничего необычного собой не представляет.
Содержание/сюжет
Эндрю Ниман, первокурсник консерватории, попал под влияние деспотичного маэстро-дирижёра Теренса Флетчера. Эндрю уже превосходный барабанщик, но дирижёру этого мало (он полагает, что самое страшное в мире — это похвала «хорошо, молодец»; она вынуждает человека останавливаться и не реализовывать свой потенциал до конца). Флетчер хочет превратить Эндрю в ошеломительного джазового музыканта, сопоставимого по масштабу с Чарли Паркером, Бадди Ричем или Луи Армстронгом. И он уверен, что для этого его ученику необходимо пройти через жестокие испытания и унижения.
На одном из концертов Эндрю садится играть после автокатастрофы, из-за чего окровавленные руки его не слушаются, он всё портит, и Флетчер выгоняет его из оркестра. Эндрю не выдерживает и нападает на Флетчера прямо на сцене, после чего его отчисляют из консерватории. Эндрю бросает игру, работает в забегаловке, но однажды, вновь встретив Флетчера в одном из джазовых клубов, он узнаёт, что тот больше не преподаёт в консерватории, и понимает, кто тому виной, поскольку после инцидента подписал бумаги против своего преподавателя. Флетчер объясняет Эндрю, что его стиль общения с музыкантами преследует главную цель — через психологические стрессы раскрыть их талант, дать шанс достичь настоящего величия. Флетчер приглашает Эндрю без репетиций сыграть с его новым оркестром на выступлении в Карнеги-холле. Флетчер говорит, что оркестр будет играть только композиции, знакомые Ниману по консерватории.
Флетчер знает, что это Ниман «сдал» его начальству консерватории, и «подставляет» музыканта на выступлении, объявляя произведение, нот которого нет у барабанщика. Ниман импровизирует во время незнакомой композиции, но потом, поняв что это его единственный шанс что-то доказать Флетчеру, себе и окружающим, берёт инициативу, репертуар и управление оркестром в свои руки, по-прежнему импровизируя, но уже по произведениям ему знакомым.
Сначала Флетчер пытается выбить Нимана из колеи угрозами о последующей за выступлением расправой, но безуспешно – Ниман ловит кураж и солирует под знаменитую композицию Дюка Эллингтона Caravan. Наблюдая за этим, Флетчер сперва перестаёт мешать, а потом даже помогает барабанщику, дирижируя и поправляя одну из тарелок. В финальных кадрах фильма Ниман выдаёт великолепное, под управлением Флетчера, соло на барабанах, и после длительного проигрыша Флетчер подключает весь остальной оркестр для заключительного аккорда.
Пример для подражания.
Сразу можно сказать, что это один из не многих фильмов, который обязателен к просмотру всем без исключения. Даже если вы не любитель музыки и джаза в частности, этот фильм заставит вас в него влюбиться. На сколько в нем все к месту, насколько классные, харизматичные и живые персонажи, на сколько великолепная музыка, и наряду с этим простой, но интригующий сюжет о непростой жизни музыканта.
В оригинале фильм называется «whiplash», что на русский переводится как «плеть», и название имеет двойное значение. С одной стороны это одна из заглавных песен, которую играл главный герой, в которой, как говорят, партия ударных очень сложная. Также плетью можно назвать дирижера оркестра – Флетчера, который жестоко и требовательно относится к музыкантам.
Собственно, фильм рассказывает непростую историю молодого барабанщика Эндрю, который мечтает стать великим музыкантом, для чего поступает в лучшую консерваторию Шаферра. И вот на его пути к заветной мечте появляется гениальный, но при этом строгий и безжалостный наставник в исполнении великолепного Дж. К. Сименса. Не смотря на строгое, парой унизительное отношение наставника к музыкантам, Эндрю готов терпеть всё, чтобы просто быть участником лучшего джазового оркестра, и подчерпнуть как можно больше навыков и умений от талантливого преподавателя. Главный герой готов полностью разорвать отношения с родителями, друзьями, любимой девушкой, лишь бы добиться цели.
Когда главный герой попадает в оркестр, он думает, что его жизнь полностью наладилась, и он сможет играть музыку среди таких же профессионалов, как и он. Но все оказывается не так просто, внутренняя кухня оркестра больше похожа на армию. Где нет места самодеятельности, расхлябанности, каждый должен знать свой инструмент в совершенстве, должен исполнять собственную партию безупречно, а репетиции могут длиться до ночи.
Ведь когда сегодня человек идёт на концерт какой-либо группы или артиста, он даже не задумывается, что стоит за написанием даже одной композиции, сколько версий одной песни было написано, прежде чем получилась вот-это финальная, сколько репетиций проводится музыкантами чтобы сыграть ее идеально на сцене. Посмотря этот фильм можно хоть немного понять, через что проходят люди на пути к известности и известности.
При этом родственники не понимают и не приветствуют страсть главного героя к музыке. Не смотря на то, что он учится в лучшей консерватории страны, и искренне пытается добиться успехов в своем деле. Отношения с девушкой он разорвал, даже не успев их начать. И все это только для достижения успеха в музыкальной карьере, которая как видно интересна очень ограниченному кругу лиц.
Возможно, кому-то отношение Флетчера к музыкантам покажется не оправданно жестоким. Возможно, но у каждого свои методы работы, и поступал он так, чтобы главный герой полностью раскрыл свой талант, что в итоге и произошло. А действуя мягко, достиг бы он конечного результата? Лично я уверен, что нет.
Единственной неоднозначной сюжетной линией, на мой взгляд, является отношения Эндрю с отцом. А именно, не понятно, каким он видит своего сына в будущем. С одной стороны отец не против его выбора, но и не сказать, что поддерживает стремления сына в области музыки. При высоких успехах в виде попадания в лучший оркестр и участия в конкурсах. Кроме того отец, как будто, пытается заменить Эндрю, и мать, и друзей одновременно, вместо того, чтобы дать ему возможность жить самостоятельно и наладить личную жизнь.
Но, несмотря на это, «Одержимость» отличный фильм, даже если вы далеки от музыки, он вас обязательно завлечет и доставит огромное удовольствие. Кроме того, на пример главного героя видно, что успеха возможно добиться только большим трудом, преданностью своему делу и постоянному стремлению к развитию.
Одержимость | |
---|---|
англ. Whiplash | |
|
|
Жанр | музыкальная психологическая драма |
Режиссёр | Дэмьен Шазелл |
Продюсер |
Джейсон Блум Хелен Эстабрук Мишель Литвак Дэвид Ланкастер |
Автор сценария |
Дэмьен Шазелл |
В главных ролях |
Майлз Теллер Дж. К. Симмонс |
Оператор | Шэрон Мэир |
Композитор | Джастин Гурвиц |
Кинокомпания | Blumhouse Productions |
Длительность | 106 мин. |
Бюджет | 3,3 млн $[1] |
Сборы | 48 982 041 $[1] |
Страна |
|
Язык | английский |
Год | 2014 |
IMDb | ID 2582802 |
Официальный сайт |
«Одержимость» (англ. Whiplash — букв. кнут, хлыст, работа из-под палки) — музыкальная психологическая драма американского режиссёра Дэмьена Шазелла. Название дано в честь инструментальной пьесы Хэнка Леви. Картина стала профессиональным полнометражным дебютом Шазелла. Премьерой фильма открылась конкурсная программа кинофестиваля «Сандэнс» 16 января 2014 года, на котором картина была удостоена Гран-при жюри. Вскоре после премьеры Sony Pictures приобрела права на международный прокат ленты[2].
В центре сюжета картины конфликт между исполнителем на ударных инструментах Эндрю Ниманом и руководителем джазового коллектива Терренсом Флетчером, известным своим безжалостным нравом. Главные роли исполнили Майлз Теллер и Дж. К. Симмонс, удостоенные за свои актёрские работы множества наград. Подавляющим большинством представителей кинопрессы «Одержимость» признана одним из 10 лучших фильмов года. Фильм получил три премии BAFTA, один «Золотой глобус» и три «Оскара».
Картина получила преимущественно положительные отзывы от кинокритиков. Отдельных замечаний картина заслужила за спорную трактовку образа тирана —
руководителя оркестра, воплощенного Симмонсом.
Содержание
- 1 Сюжет
- 2 В ролях
- 3 Предыстория
- 4 Короткометражная версия
- 5 Подбор актёров
- 6 Производство
- 7 Окончание работ и прокат
- 8 Достоверность
- 9 Критика
- 10 Музыка
- 10.1 Список произведений
- 10.2 Награды и номинации
- 11 Сноски
- 12 Примечания
- 13 Литература
Сюжет[править | править код]
Эндрю Ниман — 19-летний первокурсник нью-йоркской консерватории Shaffer, барабанщик. Он упорно репетирует даже по ночам и вдохновляется игрой Бадди Рича, чье фото держит над своей кроватью. Эндрю мечтает играть в оркестре Теренса Флетчера, который прослыл талантливым, но безжалостным и жестоким маэстро, готовым на всё ради результата. Он может осыпать музыканта отборной бранью, унизить при всех, бросить ему в голову стул. Для него самое страшное — похвала «хорошо, молодец»; по его мнению, она вынуждает человека остановиться и не реализовывать свой потенциал до конца. Флетчер берет новичка в коллектив и дает шанс показать себя. Репетиции начинаются с композиции Whiplash, которую написал саксофонист Хэнк Леви. Сначала Эндрю переворачивает ноты основному барабанщику, затем Флетчер дает ему возможность самому играть эту композицию, но в конце концов, осыпав Нимана оскорблениями перед оркестром, возвращает на место основного барабанщика. Во время антракта барабанщик отдает свою партитуру Ниману, но тот ее теряет. В результате он занимает место в основном составе, добиваясь признания на одном из конкурсов. Тем не менее Флетчер пока не вполне доволен его игрой, считая, что тот не совсем попадает в его темп. Перед ответственным выступлением Теренс привлекает третьего барабанщика и устраивает между ними соревнование: может ли хоть кто-то из троих сыграть в необходимой манере. В качестве композиции был выбран Caravan Дюка Эллингтона. Ценой неимоверных усилий Эндрю выигрывает этот негласный конкурс. Эндрю знакомится с продавщицей в кинотеатре Николь и начинает встречаться с ней. Через некоторое время он решает порвать с Николь, оправдываясь тем, что он собирается посвятить всего себя карьере музыканта, и отношения с девушкой будут ему только мешать.
По пути к месту выступления по жестокой иронии судьбы автобус ломается, в итоге Эндрю опаздывает. Флетчер собирается сажать нового барабанщика, так как тот забыл палочки. Ниман быстро мчится на машине, забирает палочки, но попадает в автокатастрофу. Он садится играть, но окровавленные руки его не слушаются, он всё портит, и Флетчер выгоняет его из оркестра. Эндрю не выдерживает и нападает на Флетчера прямо на сцене, после чего его отчисляют из консерватории. Эндрю бросает игру, работает в забегаловке, но, однажды, вновь встретив Флетчера в одном из джазовых клубов, он узнаёт, что тот больше не преподаёт в консерватории после инцидента с одним из студентов. Флетчер объясняет Эндрю, что его стиль общения с музыкантами преследует главную цель — через психологические стрессы раскрыть их талант, дать шанс достичь настоящего величия. Маэстро полагал одной из причин современного упадка джаза — отсутствие великих исполнителей уровня Чарли Паркера или Луи Армстронга — и хотел «создать» новых великих джазовых музыкантов. Он также напомнил Ниману, как Чарли Паркер стал великим музыкантом. Флетчер также объяснил, для чего привлек третьего барабанщика. Он просит забыть старое и приглашает Эндрю без репетиций сыграть с его новым оркестром на выступлении в Карнеги-холле на JVC Jazz Festival (en). Флетчер говорит, что оркестр будет играть только композиции, знакомые Ниману по консерватории.
Флетчер знает, что это Ниман «сдал» его начальству консерватории, и «подставляет» музыканта на выступлении, объявляя произведение, нот которого нет у барабанщика. Ниман импровизирует во время незнакомой композиции, но потом, поняв, что это его единственный шанс что-то доказать Флетчеру, себе и окружающим, берёт инициативу, репертуар и управление оркестром в свои руки, по-прежнему импровизируя, но уже по произведениям ему знакомым. Сначала Флетчер пытается выбить Нимана из колеи угрозами о последующей за выступлением расправой, но безуспешно — Ниман ловит кураж и солирует под знаменитую композицию Дюка Эллингтона Caravan. Наблюдая за этим, Флетчер сперва перестаёт мешать, а потом даже помогает барабанщику, дирижируя и поправляя одну из тарелок. В финальных кадрах фильма Ниман выдаёт великолепное, под управлением Флетчера, соло на барабанах, и после длительного проигрыша Флетчер подключает весь остальной оркестр для заключительного аккорда[3].
В ролях[править | править код]
Актёр | Роль |
---|---|
Майлз Теллер | Эндрю Ниман |
Дж. К. Симмонс | Теренс Флетчер |
Пол Райзер | Джим, отец Эндрю |
Мелисса Бенойст | Николь |
Остин Стоуэлл | Райан Коннолли |
Джейсон Блэр | Трэвис |
Кавита Патил | Софи |
Майкл Коэн | рабочий сцены |
Кофи Сирибу | Грег |
Сьюанн Споук | тётя Эмма |
|
|
|
|
актёрский состав: Майлз Теллер, Дж. К. Симмонс, Пол Райзер, Мелисса Бенойст |
Предыстория[править | править код]
Сюжет картины в значительной мере имеет автобиографические корни. Cтудентом-подростком Дэмьен Шазелл подавал надежды, как музыкант: он играл на барабанах в джазовом коллективе Высшей школы Принстон (en) (Нью-Джерси). Будущий режиссер вспоминал, что из-за жестокого руководителя коллектива он «света белого не видел» и мучился кошмарами о потере темпа и тем, что подведёт своих коллег. Потерял аппетит и страдал от расстройства сна. «Ты тормозишь или торопишься?», «Ты играешь не в моём темпе» — буквально слова его преподавателя, перекочевавшие в сценарий. Ключевые произведения в сюжете будущей картины: Whiplash и Caravan были в репертуаре Шазелла[4]. Музыкальная карьера будущего режиссёра не сложилась, но прошлый опыт оказал влияние на его последующее творчество. История повлияла и на первый полнометражный фильм Шазелла Гай и Мэдлин на скамейке в парке[en]. Любительский чёрно-белый фильм о джазовых музыкантах был снят на 16-мм плёнку с непрофессиональными актёрами: друзьями и знакомыми. Шазелл был в нём и режиссёром, сценаристом, оператором и монтажёром[5].
В 2009 году недавний студент Гарварда перебрался в Лос-Анджелес. Шазелл написал сценарий «Одержимости» в 2011 году, по собственным словам, от отчаяния и безысходности. Дэмьен тогда работал над основным проектом: будущей картиной «Ла-Ла Ленд», который вырисовывался как высокобюджетный фильм-мюзикл. Однако, режиссеру и сценаристу без имени никто не хотел давать денег. «Одержимость» была задумана как камерный фильм, который можно было снять на ограниченных ресурсах. «Мне хотелось создать картину об оборотной стороне музыки. Какой пугающей и мучительной она может быть», — вспоминал Шазелл[5]. Сценарий около года пролежал в столе, автор считал его не слишком перспективным. Наконец, Шазелл решился показать его своему агенту в компании Gersh (en). Работа, к удивлению автора, понравилась и агент разослал 86-страничный текст в несколько продюсерских компаний[5][6].
Короткометражная версия[править | править код]
Несколько раз Шазелл получал телефонные звонки, и его просили коротко описать суть картины. «Это фильм о джазовом барабанщике…», — начинал сценарист, и на том разговор заканчивался. Шазелл уже потерял веру в проект, ему нужно было платить по счетам. Прошло около полугода, когда, наконец, Шазелл получил звонок, и очередной разговор продолжился дольше обычного. Его попросили описать сюжет. «Этот фильм на самом деле триллер…», — ответил Шазелл и объяснил концепцию подробнее. Его собеседником оказался продюсер Купер Самуэльсон, передавший затем сценарий своей знакомой Хелен Эстабрук (en). Они и составили команду продюсеров будущей картины в компании Blumhouse Productions. Как впоследствии выяснилось, первым обратил внимание на сценарий режиссер Джейсон Райтман, ставший, своего рода, «ангелом-хранителем» проекта[7]. Он и связался с Самуэльсоном. Именно Райтман порекомендовал Шазеллу готовить картины для премьерного показа на Сандэнсе и помогал с подбором актеров и персонала[5].
Идея понравилась, и продюсерская команда снова связалась с автором. Средства на полнометражный фильм ему дать отказались, но предложили снять короткометражный, рискнув вложить деньги самой продюсерской компании. Пришлось пойти на компромисс. Шазеллу нужно было выбрать одну сцену из сценария. Такой вариант его совершенно не устраивал, но здесь вмешался Райтман и уговорил начать работу над короткометражной версией. Дэмьен взял сцену первой большой репетиции Эндрю, в которой Теренс, поначалу, предлагает сыграть «как сумеешь», но затем спрашивает с него как с исполнителя основного состава и даёт пощечину, когда тот не справляется со сложным темпом произведения[5][6].
Вся 18-минутная короткометражная картина была снята за три дня, в июле 2012 года. Впервые в практике Шазеллу пришлось иметь дело с профессиональными актерами и съёмочной группой, работой по строгому графику во времени. Молодой режиссёр признавался, что боялся первого съёмочного дня больше, чем его подчиненные. Главные роли в короткометражном варианте сыграли Джонни Симмонс и Джонатан Симмонс. Картина была смонтирована и сведена к фестивалю Сандэнс 2013 года. Она получила специальный приз жюри, заслужив позитивные отзывы критики. Успех картины привлёк внимание продакшен[неизвестный термин] компании Bold films (en), и Шазелл получил одобрение на съёмки полнометражного фильма длительностью 100 минут, с бюджетом около $3 млн[5].
Подбор актёров[править | править код]
Кандидатуру Джонатана Симмонса на роль деспотичного руководителя оркестра еще на этапе короткометражного фильма предложил Джейсон Райтман. Они хорошо знали друг друга, Симмонс снялся в шести картинах Райтмана. Актер вспоминал, что «влюбился в сценарий с одного взгляда», едва получив его по почте и прочитав[7]. Майлза Теллера выбрал сам Шазелл, актер очень впечатлил его по картине «Кроличья нора». Режиссер обратил внимание на необычное лицо актера, то, что из него, при правильной постановке и освещении, можно «вылепить» что угодно: от забитого обывателя, до романтического героя[8]. Удачей для картины стало то, что Теллер оказался свободен в сентябре 2013 года. Майлза заполучить было не так просто — его график был полностью распланирован для съемок серии фильмов «Дивергент» и поэтому он пропустил короткометражную версию картины[7].
Проблема была в достоверности музыкальных номеров. Как оказалось, Майлз Теллер имел неплохую школу. В детстве он на любительском уровне играл на фортепиано, саксофоне и ударной установке. Тем не менее, подобной подготовки было недостаточно. Шазеллу пришлось договориться с Теллером о возможности практиковаться на его ударной установке Yamaha, установленной в подвале его дома в Лос-Анджелесе. Он дал ему несколько уроков и, порой, наставлял довольно жестоко[5]. В актерском составе были задействованы профессиональные музыканты. Так первого ударника в оркестре Флетчера играет музыкант Нат Лэнг, который тоже дал небольшой мастер-класс Теллеру. Несколько уроков игры на фортепиано взял и Симмонс, так как в одной из сцен он играет на инструменте[9]. Финальные титры так и не раскрывают, кто же оказался исполнителем, игравшим за кадром в картине[9].
Производство[править | править код]
Дэмьен Шазелл представляет картину на фестивале Сандэнс 2014.
Подготовка к полнометражной версии картины потребовала полного пересмотра визуальной концепции. Главной трудностью при реализации продюсер Купер Самуэльсон полагал сложность сохранить в музыкальном по жанру фильме атмосферу триллера[7]. Режиссер оценил насколько мудрым оказалось решение продюсеров снять сначала короткий метр. В первом варианте репетиция оркестра проходила в просторном помещении, ярко освещенном, с огромными окнами. В таком помещении проходили репетиции Шазелла, в бытность студентом. Однако, для концепции триллера подобное решение было ошибочным, и режиссёр понял это только сняв первый вариант и осмыслив его. Вдохновляясь картинами Караваджо и Гойи, фильмами «Крёстный отец», «Ярды», «Социальная сеть», Шазелл пришел к решению с тёмным помещением без окон и низким потолком, со стенами красновато-коричневого оттенка. Его депрессивный вид должен был усугублять состояние героя, место репетиции должно было напоминать ад. Изменение визуальной части потребовало пересмотра всей сцены. Так пришлось переработать важный эпизод с пощечиной. В первом варианте его снимали с одного ракурса, во втором — с двух[10].
Съемки полнометражной картины прошли в сентябре 2013 года в Санта-Кларите (Калифорния), и один день группа провела в Нью-Йорке[7]. Всего они заняли 19 дней. Спешка была обусловлена тем, что в ноябре заканчивался прием заявок на Сандэнс 2014 (en). Работать пришлось ударными темпами, по 18 часов в сутки. Шазелл подготовил раскадровки ко всем 150 эпизодам в картине, заранее продумывая каждый следующий день во всех деталях. Работе не помешало даже то, что Майлс Теллер, повторяя судьбу своего героя, попал в небольшую автомобильную аварию, после которой у него подозревали сотрясение мозга. Тем не менее, на следующее утро после происшествия он появился на съемочной площадке и был готов к работе[5]. У создателей не было возможности делать много дублей и практически все снятые сцены попали в окончательный монтаж[10].
Возможности допустить ошибку не было. Каждый день был как маршрут по натянутому канату, между достижением особенного результата и полной катастрофой
Оригинальный текст (англ.)
There was no room for error. Every day was walking a tightrope between really getting something special and utter, crushing disaster.
Начинать режиссёр решил с «немузыкальных» сюжетных событий. Первой по времени снятой сценой стал совместный семейный ужин, примерно в середине картины. Шазелл открыл для себя, что обыденная в фильмах, «не продвигающая сюжет» сцена семейного ужина, довольно сложна для постановки. Поначалу, он от неё даже хотел отказаться, но позже осознал её значение, как связующего элемента между началом и концовкой[10]. Сцена автомобильной катастрофы была следующей по порядку. После первой же попытки машина слишком пострадала от трюка, а ограниченный бюджет не позволял использовать другую. Шазелл, еще раз просмотрев материал, решил ограничиться одним дублем. Обе первые сцены были сняты за один день каждая[10].
На «музыкальные» сцены пришлось потратить больше времени. Пришлось произвести некоторые изменения относительно сценария. Эпизоды с пощечиной и бросанием стула (в котором снимался дублер) потребовал переосмысления, нескольких дублей, и был снят иначе, чем в короткометражной версии. Одна из фраз Флетчера по сценарию: «Если ты намеренно фальшивишь в моем оркестре, я тебя распотрошу как свинью» «If you deliberately sabotage my band I will gut you like a pig». Шазелл, решив, что в ней не хватает экспрессии, изменил её на «трахну как свинью» «fuck you like a pig»[10]. Эмоциональная сцена финала сложилась достаточно легко и по отзывам режиссера практически точно как он ее задумал в сценарии. Режиссер обращал внимание, что концовка картины не совсем счастливая. Главный герой, если как следует всмотреться, обманут, подавлен и опустошён[10].
Окончание работ и прокат[править | править код]
Монтаж 106 минутной картины, благодаря неоценимому вкладу Тома Кросса, был проведен в рекордно короткое время для индустрии — за один месяц. Картину закончили в срок. 16 января прошел премьерный фестивальный показ в кинотеатре Eccles, который открывал программу фестиваля Сандэнс. После фестивального показа и специального приза жюри, Sony Pictures приобрела за 3 млн права на дистрибуцию картины[5].
В широкий прокат картина вышла в октябре 2014 года. В США она вышла достаточно скромно на 419 экранах и собрала в открывающий уикэнд $4.1 миллиона. Тем не менее, она оказалась весьма успешной для дебютной ленты 29-летнего режиссера, собрав $13 млн в США и Канаде и всего в мире около $49 млн[5]. Сказались номинации на престижные кинопремии и слухи о возможности успеха картины в гонке за Оскарами. Фильм считался наименее «раскрученным», и среди прочих кандидатов на премию киноакадемии картина имела самые низкие сборы[11].
Успех картины открыл для Шазелла долгожданную возможность начать работу над следующим проектом «Ла-ла ленд». Summit Entertainment согласилась инвестировать картину с бюджетом в $30 млн. По первоначальным планам режиссер рассматривал на главные роли Майлза Теллера и Эмму Уотсон, но позже их пересмотрел. На одну из ведущих ролей в новой картине Шазелл взял Джонатана Симмонса[12][13].
Достоверность[править | править код]
Кумир главного героя картины Бадди Рич.
Игра на музыкальных инструментах, если того требует сюжет, обычно проблемное место в картинах соответствующего жанра. Её невозможно подменить спецэффектами или сымитировать при помощи дублёра. Поэтому режиссеры нередко приглашают играть в картинах настоящих музыкантов. Особенно это бросается в глаза при игре на гитаре и на ударных[14].
Эндрю Ниман пытается брать пример с Бадди Рича, легендарного музыканта. Он был известен прежде всего точностью исполнения, скоростью и мощью, нежели узнаваемой манерой и качествами шоумена. Герой Майлза Теллера пытается играть в стиле джазовых ударников (en) и копирует характерную манеру Рича держать палочки, отличавшуюся от обычной для американских ударников, это было частью обучения, которое он прошел до съемок. Манера игры Бадди Рича заметна также и в игре на тарелках[15]. Титульная композиция Whiplash выбрана создателем картины намеренно. Она действительно очень сложна для исполнения на ударных, так как имеет нестандартный размер 14/8 и постоянную смену темпа. В картине главный герой вынужден играть её с листа. В сцене первой репетиции обращает внимание эпизод, когда, едва бросив взгляд на ноты, Эндрю приходит в ужас от сложности партитуры[3].
Питер Эрскин (en) оценил уровень исполнения Теллера как удовлетворительный и неплохой для того, чтобы его показывать на большом экране. Попытка скопировать манеру исполнения джазовых ударников оказалась не особенно удачной. Финальная композиция Эрскина не впечатлила, он отметил, что техника Теллера и его манера игры весьма посредственны, и если какой-нибудь участник джазового конкурса в Нью-Йорке играл бы на ударных, как герой Теллера, то тень Джо Джонса бросила бы тарелку и в него[16]. Джимми Макбрайд (en), профессиональный музыкант, оценил качество игры как достаточно достоверное[14].
Упоминаемая в фильме история о легендарном саксофонисте Чарли «Птахе» Паркере искажает реальные события. Главный герой рассказывает о том, что Джо Джонс (en), считающийся пионером современного стиля исполнения ударных в джазе, на одном из джемов остался крайне недоволен игрой молодого Паркера. Он якобы бросил ему в голову тарелку, после чего «Птаха» был вынужден пересмотреть свои взгляды на репетиции. В реальности Джо Джонс, действительно раздраженный игрой Паркера, в сердцах бросил тарелку на пол[17].
Определенную критику заслужила расовая составляющая картины. Традиционно большинство наиболее известных джазовых исполнителей — чернокожие. Между тем в картине центральное противостояние происходит между двумя белыми персонажами. Чернокожие музыканты составляют только фон для происходящего[18].
Критика[править | править код]
Первый серьезный опыт Шазелла на режиссерском поприще произвел большое впечатление на критиков. Было бы недоразумением называть картину «многообещающей» работой новичка, отметил Ричард Ройпер (en) (Chicago Sun), это творение состоявшегося мастера[19]. Откуда новичок в режиссерском кресле успел набрать такую уверенность в себе? — спрашивает в своей рецензии Тай Барр (en) (Boston Globe). Он отметил выверенный монтаж, иногда в унисон музыке, иногда, там где это необходимо мимо её ритма[20]. Энн Хорнадэй (WP) обратила внимание на хорошо продуманную структуру картины с двумя ключевыми сценами: первой репетицией и финальным концертом[21]. Практически все издания отметили актерскую игру и подбор исполнителей на центральные роли. В центре сюжета столкновение мастера и ученика. Один из центральных вопросов — чего стоит воспитание и становление гениального исполнителя[22]. Рождается ли он через тяжелый труд и жесточайшую конкуренцию или через любовь к музыке. Оба центральных исполнителя в точности знают, что они делают в каждой сцене и компетентны для воплощения роли музыканта высокого класса[22]. Впечатляющая актерская игра центральных персонажей раскрывает драматическую составляющую в столкновении двух эго и двух полюсов[21]. Образ созданный Симмонсом дополняет инфернальное настроение. В его исполнении он выглядит как почти потусторонний персонаж, похожий на вампира или восставшего из ада[20].
Тем не менее ведущие издания, отдав должное достоинствам дебютной картины, не спешили раздавать поздравления. Энтони Скотт (NY Times) заметил, что картина не гениальная, но она «слышала о том, что такое гениальность»[22]. Высоко оценив режиссуру и актерскую игру, многие специалисты негативно отозвались о замысле картины, ее моральном посыле. Самым спорным моментом в картине оказалось то, как создатель картины преподносит личность наставника оркестра, атмосферу, отношение самих музыкантов к происходящему[14]. Критики даже прозвали картину «Full metal Juilliard»[~ 1]. Сравнение с сержантом учебки из картины Кубрика осталось не в пользу картины Шазелла. Ричард Броди (en) остался недоволен атмосферой картины, отметив то, что в ней, в известном смысле, не осталось места для музыки. Сравнивая реальную карьеру Чарльза Паркера и карьеру Эндрю Нимана, Теренс Флетчер настаивает на том, что музыкант должен непрерывно совершенствовать свою игру. Однако совершенствование не заключается в одной только виртуозной технике, скорости и попадании в такт. Герой картины своеобразно трактует амбициозность у музыкантов. Чарльз Паркер много работал над своим образованием, изучал теорию гармонии, брал уроки игры на фортепиано. Он пытался получить разностороннее образование, чего совершенно не заметно в картине[17]. Суть джаза в сотрудничестве, а не в соперничестве. В этом смысле картина также не является джазовой и музыкальной[20].
Музыка[править | править код]
Whiplash (Original Motion Picture Soundtrack) | |
---|---|
|
|
Саундтрек | |
Дата выпуска | 7 октября 2014 |
Жанр | Джаз |
Длительность | 54:43 |
Страна |
|
Лейбл | Varèse Sarabande |
Альбом фильма был выпущен 7 октября 2014 года звукозаписывающей компанией Varèse Sarabande.[23] Саундтрек состоит из 24 треков, разделенных на три разные части: оригинальные джазовые произведения, написанные для фильма, оригинальные музыкальные части, написанные для фильма, и классические джазовые стандарты, написанные Стэном Гетцем, Дюком Эллингтоном и другими музыкантами.
Список произведений[править | править код]
- Snare Liftoff (I Want to Be One of the Greats) (0:43)
- Overture — Хэнк Леви (3:19)
- «Too Hip to Retire» — Тим Симонек (3:03)
- «Whiplash» — Хэнк Леви (1:55)
- «Fletcher’s Song in Club» — Джастин Гурвиц (1:28)
- «Caravan» — Дюк Эллингтон и Хуан Тизол (9:14)
- «What’s Your Name» (If You Want the Part, Earn It) (1:30)
- «Practicing» — Джастин Гурвиц (1:43)
- «Invited» — Джастин Гурвиц (0:54)
- «Call from Dad» — Джастин Гурвиц (0:40)
- «Accident» — Джастин Гурвиц (5:21)
- «Hug from Dad» — Джастин Гурвиц (1:19)
- «Drum & Drone» — Джастин Гурвиц (1:34)
- «Carnegie» — Джастин Гурвиц (:36)
- «Ryan / Breakup» — Джастин Гурвиц (:31)
- «Drum Battle» — Джастин Гурвиц (2:21)
- «Dismissed» — Джастин Гурвиц (2:51)
- «Good Job» (He Was a Beautiful Player) (1:28)
- «Intoit» — Стэн Гетц (3:19)
- «No Two Words» — Николас Брителл, Джастин Гурвиц (1:41)
- «When I Wake» — Джастин Гурвиц (3:50)
- «Casey’s Song» — Джастин Гурвиц (1:57)
- «Upswingin’» — Тим Симонек (2:12)
- «Rehearsal Medley» — First Nassau Band Rehearsal / Second Nassau Band Rehearsal / Studio Band Eavesdrop / Studio Band Rehearsal After Breakup (1:34)
Награды и номинации[править | править код]
Премия | Категория | Имя | Результат |
---|---|---|---|
Сандэнс | Большой приз жюри (драма) | Дэмиен Шазелл | Победа |
Приз зрительских симпатий (драма) | Дэмиен Шазелл | Победа | |
Каннский кинофестиваль | Queer Palm | Дэмиен Шазелл | Номинация |
Вальядолидский кинофестиваль | «Золотой колос» | Дэмиен Шазелл | Номинация |
Приз имени Пилар Миро за лучший режиссёрский дебют | Дэмиен Шазелл | Победа | |
Стокгольмский кинофестиваль | «Бронзовая лошадь» за лучший фильм | Дэмиен Шазелл | Номинация |
Оскар | Лучший фильм | Джейсон Блум, Хелен Эстабрук, Дэвид Ланкастер | Номинация |
Лучшая мужская роль второго плана | Дж. К. Симмонс | Победа | |
Лучший адаптированный сценарий | Дэмиен Шазелл | Номинация | |
Лучший монтаж | Том Кросс | Победа | |
Лучший звук | Томас Кёрли, Бен Уилкинс, Крэйг Манн | Победа | |
BAFTA | Лучшая режиссура | Дэмиен Шазелл | Номинация |
Лучшая мужская роль второго плана | Дж. К. Симмонс | Победа | |
Лучший оригинальный сценарий | Дэмиен Шазелл | Номинация | |
Лучший монтаж | Том Кросс | Победа | |
Лучший звук | Томас Кёрли, Бен Уилкинс, Крэйг Манн | Победа | |
Золотой глобус | Лучшая мужская роль второго плана | Дж. К. Симмонс | Победа |
Премия Гильдии киноактёров США | Лучшая мужская роль второго плана | Дж. К. Симмонс | Победа |
Сатурн | Лучший независимый фильм | Победа | |
Лучшая мужская роль второго плана | Дж. К. Симмонс | Номинация | |
Лучший сценарий | Дэмиен Шазелл | Номинация | |
Независимый дух | Лучший фильм | Джейсон Блум, Хелен Эстабрук, Дэвид Ланкастер, Мишель Литвак | Номинация |
Лучшая мужская роль второго плана | Дж. К. Симмонс | Победа | |
Лучший режиссёр | Дэмиен Шазелл | Номинация | |
Лучший монтаж | Том Кросс | Победа | |
Премия Лондонского кружка кинокритиков | Лучший фильм | Номинация | |
Лучшая мужская роль второго плана | Дж. К. Симмонс | Победа | |
Лучший сценарий | Дэмиен Шазелл | Номинация | |
Лучшее техническое достижение | Том Кросс (за монтаж) | Номинация | |
Аманда | Лучший зарубежный фильм | Дэмиен Шазелл | Номинация |
Премия Гильдии сценаристов США | Лучший оригинальный сценарий | Дэмиен Шазелл | Номинация |
Сноски[править | править код]
- ↑ Обыгрывается название фильма Стэнли Кубрика «Full Metal Jacket» «Цельнометаллическая оболочка» о жестокой муштре в армии США и Джульярдская школа — один из крупнейших и наиболее престижных в США музыкальных ВУЗов..
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Whiplash (2014). Box Office Mojo.
- ↑ Sundance 2014: Sony grabs international rights to ‘Whiplash’. LA Times.
- ↑ 1 2 Goldsmith, 2016, с. 339.
- ↑ BR Behind the scenes
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Rebecca Ford. Making of ‘Whiplash’: How a 20-Something Shot His Harrowing Script in Just 19 Days (англ.). Hollywood Reporter (12/9/2014). Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ 1 2 Oct 9, 2015. Divide and Conquer: Damien Chazelle on Why You Should Make a Short Damien Chazelle (англ.). moviemaker (17.12.2017). Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ 1 2 3 4 5 Michael Rosser. Whiplash: Cracking the whip (англ.). screendaily (19 Dec 2014). Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ Logan Hill. Young Man in a Great Hurry. Miles Teller Looks Beyond ‘Whiplash’ (англ.). New York Times (Oct 2, 2014). Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ 1 2 Goldsmith, 2016, с. 345.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 12 May 2015. Director Damien Chazelle Reveals 9 Whiplash Secrets (англ.). Empire (Ali Plumb). Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ Stephanie Merry. Why ‘Whiplash’ deserves to win the Best Picture Oscar (англ.). The Washington Post (Feb 18, 2015). Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ Nigel M Smith. Damien Chazelle on La La Land: ‘Los Angeles is full of people chasing dreams’ (англ.). The Guardian (8 Sep 2016). Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ Pete Hammond. Damien Chazelle’s ‘La La Land’, An Ode To Musicals, Romance & L.A., Ready To Launch Venice And Oscar Season (англ.). deadline (Aug 30, 2016). Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ 1 2 3 Reed Tucker. How Miles Teller learned to fake drum like a pro in ‘Whiplash’ (англ.). nypost (Oct 4, 2014). Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ Goldsmith, 2016, с. 338.
- ↑ Sean J. O’Connell. Drummer Peter Erskine on Jazz Flick ‘Whiplash’ (англ.). kcet (Feb 24, 2015). Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ 1 2 Richard Brody. Getting Jazz Right in the Movies (англ.). The New Yorker (Oct 13, 2014). Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ Goldsmith, 2016, с. 344.
- ↑ Richard Roeper. ‘Whiplash’: Intense confrontations, exhilarating music (англ.). chicago (10/16/2014). Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ 1 2 3 Ty Burr. ‘Whiplash’ creates a relentless tempo (англ.). bostonglobe (Осе 23, 2014). Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ 1 2 Ann Hornaday. ‘Whiplash’ movie review: For J.K. Simmons, a triumph of musical terror (англ.). The Washington Post (Oct 16, 2014). Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ 1 2 3 A. O. Scott. Drill Sergeant in the Music Room In ‘Whiplash,’ a Young Jazz Drummer vs. His Teacher (англ.). New York Times (Oct 9, 2014). Дата обращения 17 декабря 2017.
- ↑ Whiplash Soundtrack Details, filmmusicreporter.com. Дата обращения 10 апреля 2017.
Литература[править | править код]
- Melissa U. D. Goldsmith, Paige A. Willson, Anthony J. Fonseca. The Encyclopedia of Musicians and Bands on Film. — Rowman & Littlefield, 2016. — С. 1. — 486 с. — ISBN 9781442269873.