Сценарий фильма ошибка резидента

По чьей биографии был снят фильм, за что сидел Георгий Жжёнов и почему консультанты фильма боялись, что их засмеют

В основу фильма легла биография бывшего чекиста Владимира Петроченкова. Под псевдонимом «Владимир Востоков» он написал книгу воспоминаний о службе в органах госбезопасности, которую затем превратил в сценарий. Его соавтором стал Олег Шмелёв, он же — генерал-лейтенант спецслужб, руководитель контразведки Олег Грибанов. Со шпионской темой оба были знакомы не понаслышке…
Шпионский детектив «Ошибка резидента» вышел в 1968 году и стал первым из четырех фильмов о разведчике Михаиле Тульеве. Помимо работы над «резидентом», Востоков и Шмелёв совместно написали сценарий ещё к одному детективу про разведку — «Кольцо из Амстердама».

«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман

Снять фильм о шпионах взялся режиссёр Вениамин Дорман. Когда началась работа над «Ошибкой резидента», он был известен как комедиограф — снял спортивную комедию «Штрафной удар» и ленту про спекулянтов «Лёгкая жизнь». Последняя комедия «Приезжайте на Байкал» успеха не имела, поэтому Дорман задумался о смене жанра. А после «Ошибки резидента» полностью переквалифицировался в режиссёра детективов.

На роль резидента западной разведки Михаила Тульева был приглашён Георгий Жжёнов. К началу съёмок актёр отбыл два срока в тюрьме по ложному обвинению в шпионаже — во время съёмок в картине «Комсомольск» познакомился в поезде с американцем. Посадили его по доносу коллеги, который сообщил о мнимой дружбе Жжёнова с агентами ЦРУ.
В сталинских лагерях прошли 17 лет жизни будущего народного артиста СССР. Отбывал срок актёр на Колыме, работал и водителем машины, и на рудниках, и на каменотёсах. В заключении стал актёром Магаданского музыкально-драматического театра, позже вместе с Иннокентием Смоктуновским работал в Норильском Заполярном театре драмы.
Георгий Жжёнов знал, кто на него донёс, но никогда не называл его фамилию. Когда за роль в «Ошибке резидента» актёру вручали премию КГБ, он сдержанно сказал: «Если снова меня посадите, теперь надеюсь на тёплую камеру…»

Сотрудника КГБ Павла Синицина, работающего под видом уголовника Бекаса, сыграл бард и диссидент Михаил Ножкин — как раз тогда его уволили из Москонцерта за недостаточно патриотичный репертуар. В фильме прозвучали его песни — «Образованные просто одолели» и «А на кладбище так спокойненько».

«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман

Фильм «Ошибка резидента» был учебным пособием при подготовке кадров для КГБ. Сотрудники госбезопасности были и консультантами фильма — они открывали доступ ко многим объектам, где работала съёмочная группа. Съёмки проходили в режиме повышенной секретности, так как вызывали большой интерес зарубежных разведок. Во время работы случился инцидент, который мог лишить зрителей фильма — водитель арендованной машины привлёк к себе внимание тем, что постоянно что-то записывал. Его пригласили сначала в Первый отдел Госкино, а затем и на Лубянку, где выяснилось, что он — сотрудник британской разведки.

Полиграф, на котором тестировали Бекаса, был самым настоящим детектором лжи. Консультанты увидели подготовленный для съёмок муляж, сказали, что их засмеют, если такое увидят, и предоставили свою технику.

Первый советский сериал о разведчиках вызвал всплеск патриотизма у соотечественников и внимание у иностранных спецслужб.

Психологическая детективная сага о резиденте Тульеве вышла на экраны в  1968 году, но и спустя полвека остается одной из самых успешных картин отечественного кинопроката. Фильм режиссера Вениамина Дормана «Ошибка резидента» стал отправной точкой для популяризации деятельности нашей контрразведки. На волне интереса к закрытой ранее теме кинематографисты создали тетралогию, продолжив рассказ о судьбе главного героя еще в трех фильмах, работа над которыми растянулась почти на два десятилетия.

Успехом у зрителей первый в Советском Союзе многосерийный художественный фильм об «их» шпионах и «наших» разведчиках обязан реальной основе и авторству настоящих сотрудников советской разведки. Сценарий написан по биографии бывшего чекиста Владимира Владимировича Петроченкова, зашифровавшегося под литературным псевдонимом Владимир Востоков. А соавтором писателя-детективиста со шпионским прошлым стал Олег Шмелев, он же – генерал-лейтенант советской спецслужбы Олег Михайлович Грибанов.

Несмотря на причастность к органам обоих авторов сценария, каждый кадр отслеживало КГБ. Действующие сотрудники спецслужбы в составе  съемочной группы открывали доступ к самым секретным объектам страны. Актеры вспоминали, что, благодаря фильму, побывали, например, на атомных электростанциях, куда вход простым смертным был ограничен во все времена. При этом сами экспедиции проходили в режиме повышенной секретности, поскольку подобные съемки не могли не сопровождаться интересом зарубежных разведок.

По словам директора картины Аркадия Кушлянского, бдительность «надзирающих органов» позволила изобличить реального шпиона, затесавшегося в съемочную группу. «Засланным казачком» оказался водитель арендованного для съемок автомобиля. В ходе поездки в Калининград говоривший с едва заметным акцентом шофер постоянно что-то записывал, что не могло остаться незамеченным. После съемок директора пригласили в Первый отдел киностудии им. Горького и сообщили о том, что его ждут на Лубянке. Сокрушаясь, что не прихватил сухарей, администратор прибыл на беседу к комитетчикам. В ходе трехчасового разговора те  выясняли, каким образом попал на съемки сотрудник британской разведки. Такой фильм был отличным поводом выведать секреты советских режимных объектов и узнать подробности работы отечественных спецслужб.

«Ошибка резидента» не зря была учебным пособием в подготовке кадров для КГБ. В обязательном порядке изучаются фильмы о спецслужбах всеми разведками мира. Учитывая это обстоятельство, консультанты забраковали «неправильный» детектор лжи, подготовленный для фильма. Увидев весьма условный реквизит, люди с Лубянки поняли, что такой муляж рассмешит их зарубежных коллег, и предоставили для съемок настоящий полиграф, на котором тестировали Бекаса – героя Михаила Ножкина.

Имела отношение к разведке и актриса Элеонора Шашкова. Еще до поступления в Щукинское училище она работала в пограничном гарнизоне – отец служил на Курилах и устроил дочь в штаб отдела разведки. Закончив курсы стенографисток, будущая «супруга шпиона Тульева» фиксировала допросы задержанных на границе японских шпионов. По стечению обстоятельств, Элеонора Шашкова сыграла жен двух самых любимых зрителями советских разведчиков – Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны» и Тульева в «Ошибке резидента».

Заслуженный шпион

Георгий Жжёнов был убедителен в образе главного героя Тульева, поскольку эта роль имела отношение к его собственной судьбе. Шпионом он в реальной жизни не был, но в лагерь в 1938 году попал по обвинению в шпионаже. Познакомившись в поезде по пути в Комсомольск-на-Амуре с американцем, актер был сослан на Колыму, о чем рассказал в своих книгах лишь в конце жизни. Получая премию КГБ за роль Тульева, Георгий Степанович позволил себе горькую реплику на ее вручении: «Если снова меня посадите, теперь надеюсь на тёплую камеру».

Родился Георгий Жжёнов в 1915 году в Петроградe – в семье выходцев из тверских крестьян Степана Филипповича Жжёнова и Марии Федоровны Щёлкиной. До 22 лет Георгий Жжёнов прожил на Васильевском острове, закончив там физико-математическую школу и поступив в 1930 году по документам старшего брата Бориса в Ленинградский эстрадно-цирковой техникум (на акробатическое отделение). Впоследствии факт подмены документов Георгию пришлось признать, но это не повлияло на его трудовую биографию.

В цирке Жжёнова приметили сотрудники «Ленфильма» и в начале 30-х годов  пригласили сыграть тракториста Пашку Ветрова в картине «Ошибка героя». После первого успеха исполнитель главной роли простился с цирковой карьерой и закончил киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств, где преподавал легендарный кинорежиссёр Сергей Герасимов. Знакомство с влиятельным киномэтром поспособствует активным съемкам еще во время учёбы: в этот период Георгий Жжёнов сыграл роли в картинах «Наследный принц Республики», «Комсомольск», «Золотые огни» и «Чапаев» (в сцене с самим Борисом Бабочкиным). А впоследствии именно Сергей Апполинариевич вытащит своего талантливого ученика из затянувшегося заключения. И это будет его долгом, ведь роковое путевое знакомство Георгия Жжёнова с американским дипломатом произошло в 1938 году во время съёмок в картине «Комсомольск». Разговор с иностранцем в поезде стоил брату репрессированного (Борис по надуманному предлогу был сослан раньше) 5 лет исправительно-трудовых работ на Колыме, куда Георгий был этапирован в ноябре 1939 года. Но и после отбытия наказания  Жжёнова не спешили освобождать – ему объявили 21 месяц дополнительного срока.

Во время заключения Георгий Жжёнов выполнял обязанности хлеборезчика и водителя, а в 1944 году дебютировал в главной роли в спектакле «У стен Ленинграда» в Магаданском театре музыкальной драмы им. Горького. Освободившись в марте 1945 года, артист еще полтора года играл на магаданской сцене, после чего стараниями Сергея Герасимова был принят на Свердловскую киностудию. После закрытия студии в 1948 году Жжёнову пришлось перейти в драматический театр города Павлов-на-Оке (жить в столице ему было запрещено), где до следующего ареста успел проработать всего год. В 1949 году актёр был сослан в Норильск и работал до 1953 года в театре драмы в Заполярье. Там его партнером по сцене был Иннокентий Смоктуновский, с которым впоследствии они составят актерский дуэт в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

После реабилитации Георгий Жжёнов вернулся в родной город на Неве и с 1955 года работал актёром в Ленинградском театре драмы, а затем – на киностудии «Ленфильм» и в Театре им. Ленсовета (с 1960 года). С 1968 года артист работал в Театре им. Моссовета, переехав в столицу и сыграв больше сотни ролей в спектаклях и фильмах. В 1980 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР. После смерти 8 декабря 2005 года на 91-м году жизни Георгий Жжёнов удостоился места на Новодевичьем кладбище и мемориальной таблички на доме по улице Зоологической, 12, где с четвертой женой и дочерью (актриса, преподаватель ВГИК) жил с 1972 года до конца своих дней.

Я менял имена, я менял адреса

Партнером Георгия Жжёнова по роли Михаила Александровича Тульева, резидента западной разведки в СССР под псевдонимом «Надежда», стал Михаил Ножкин, сыгравший сотрудника КГБ Павла Синицына. Роль нелегала, работающего под прикрытием беглого вора-рецидивиста Матвеева по кличке Бекас, досталась артисту Москонцерта, уволенному… за недостаточно патриотичный репертуар. Уж кого, казалось бы, можно уличить в нелюбви к Родине, только не автора таких высоких образцов гражданской лирики, как «Я люблю тебя, Россия», «Последний бой» («А я в Россию, домой хочу»), последовательного сторонника коммунистической идеологии и критика реформ Михаила Горбачёва. Но главное, что увольнение из Москонцерта не помешало Михаилу Ножкину сыграть одну из своих лучших ролей в кино, где ему в полной мере удалось продемонстрировать незаурядный актерский, музыкальный и поэтический дар. В «Ошибке резидента» артист исполнил собственную песню «А на кладбище так спокойненько», а другую вещь его авторства – «Образованные просто одолели» – в картине спела компания курортников в эпизоде на отдыхе. А вот прочно ассоциирующийся с Михаилом Ножкиным хит «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок», исполненный им в фильме под гитару от лица Бекаса, в действительности принадлежит другому барду – драматургу, художнику и поэту Евгению Аграновичу.

Михаила Ножкина мы увидим только в двух первых фильмах тетралогии о буднях разведки: «Ошибке резидента» (он состоит из двух частей – «По старой легенде» и «Возвращение Бекаса») и «Судьбе резидента». В третьем и четвертом фильмах «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент»» Бекас уже не появляется. О нем напоминает эпизод с фотографией, на которой герой запечатлён на пороге здания КГБ. Почему Михаил Ножкин отказался от последующих съёмок, достоверно не известно. На все вопросы он отвечал в том духе, что нельзя войти в одну реку дважды. Зрители предположили, что артисту не понравился дальнейший сценарий или он решил не появляться на экране постаревшим.

А вот Георгию Жжёнову возраст не помешал: в последнем фильме тетралогии он снялся в 70 лет.

Замена в последних фильмах умершего Ефима Копеляна Петром Вельяминовым сюжету не повредила: с ролью генерала КГБ оба актера справились одинаково хорошо.

В трех фильмах о резиденте снялся сын режиссера-постановщика Олег Дорман. В первой картине он сыграл маленького сына Зарокова-Тульева, а по мере взросления играл подростка и юношу.

Ребус для зрителя

Особенностью первого в СССР многосерийного фильма о разведчиках был психологизм сюжета, в котором погони и перестрелки отступали на задний план за интеллектуальным соперничеством разных разведок и тактическим превосходством советской спецслужбы. Оставили ребусы создатели картины и зрителям.

Если кто хотел докопаться, какое место было названо анонимом в качестве координат высадки «Надежды», нужно было найти на карте указанную в фильме точку: 40° 53? северной широты, 47° 58? восточной долготы. Получалось, что резидента следовало искать в паре километров от поселка Хезре в Кусарском районе Азербайджана.

Не названо напрямую в фильме и государство, заславшее на советскую территорию шпиона Тульева. О том, что это Германия, можно догадаться по немецкоязычным радиошифровкам для «Надежды» и по разговорам на немецком иностранцев, связанных с зарубежным разведцентром. Эти догадки подтверждает и флаг ФРГ на приписанном к порту Кёльна судне «Ганновер», переправляющем Бекаса в СССР. Но в этой гипотезе остаётся нестыковка: в Германии действует запрет на проведение дознания с помощью полиграфа. Скорее всего, путаница была допущена умышленно, чтобы избежать ненужных ассоциаций и международных осложнений.

Фильмы тетралогии снимались в нескольких странах, а география съемок в Советском Союзе растянулась от Калининграда до Средней Азии. Ряд  эпизодов снимали в Ростове, а большинство натурных сцен – в Ярославле. Кинематографисты любят этот город за близость к Москве. В первых фильмах шпионской саги виды Ярославля мелькают в качестве вымышленного города Приволжска, а с третьей картины Ярославль уже фигурирует под своим настоящим названием. В кадрах запечатлены такие узнаваемые его достопримечательности как церковь Богоявления и Спасо-Преображенский монастырь, железнодорожный и речной вокзалы.

В 1969 году «Ошибку резидента» посмотрело свыше 35 миллионов зрителей. После сеанса у всех осталось ощущение не прояснённой загадки, на которую не нашлось ответа даже спустя полвека. Кто же всё-таки написал советским спецслужбам письмо, провалившее потомственного разведчика Тульева? Неужели его родной отец – сбежавший из России граф, пожелавший в конце жизненного пути искупить собственные грехи перед Родиной?

Оригинал взят у slavikap в «Ошибка резидента»: шпионский детектив на экране и в жизни


Смотрели это кино ?

пост взят с блога: http://ledy-lisichka.livejournal.com/2188777.html

Русское название «Ошибка резидента»
Жанр психологический детектив
драма
Режиссёр Вениамин Дорман
Сценарист Олег Шмелёв
Владимир Востоков
Актёры Георгий Жжёнов
Олег Жаков
Оператор Михаил Гойхберг
Художник Людмила Безсмертнова
Композитор Микаэл Таривердиев
Страна СССР
Компания Киностудия им. М. Горького
Язык русский
Время 142 мин.
Год 1968
Следующий фильм Судьба резидента
imdb_id 0314471

«Оши́бка резиде́нта» — советский двухсерийный художественный фильм, поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1968 году режиссёром Вениамином Дорманом.

Первый фильм тетралогии о профессиональном разведчике Михаиле Тульеве. Первая часть фильма называется «По старой легенде», вторая — «Возвращение Бекаса».

Сюжет

Психологический детектив, рассказывающий о судьбе опытного разведчика Тульева, сына русского эмигранта. Действие происходит в первой половине 1960-х годовВ фильме упоминается, как относительно свежая новость, процесс над пособниками оккупантов в Краснодаре в 1963 г. См. Гинзбург Л. В. Бездна. — М.: Советский писатель, 1967. Тульев прибыл в СССР по старой легенде, заготовленной ещё гитлеровской разведкой, чтобы прочно осесть на месте, активизировать старых агентов и завербовать новых. На след резидента под псевдонимом «Надежда», благодаря странному анонимному письму из-за границы, выходит служба контрразведки КГБ СССР. Выполняя свое задание, Тульев не подозревает, что появившийся в поле его зрения ловкий и разбитной уголовник Бекас на самом деле — контрразведчик Павел Синицын, который будет контролировать каждый шаг резидента и сыграет важную роль в его судьбе.

Кинопортал RVision.tv — http://rvision.tv Подпишись на канал http://www.youtube.com/subscription_center?add_user=RVisionGorky Подписывайтесь http://vk.com/rv…

Все видео

  • Понравилось 0
  • Не понравилось 0
  • Не по теме
  • Не работает

Отец Тульева, русский граф, тоже разведчик, остро переживает разлуку с родиной.

Тульев, он же «Надежда», под именем Михаила Зарокова поселяется у законсервированного со времен войны германского агента Дембовича и устраивается на работу водителем такси. Он знакомится с диспетчером автопарка Марией и у них начинается серьёзный роман.

Тульев видит в городе Бекаса (они уже случайно встречались и Тульев знает, что Бекас — профессиональный вор) и поручает Дембовичу завербовать его. Сам Тульев уклоняется от встреч с Бекасом. Бекас начинает выполнять инструкции Тульева, получая их через Дембовича.

Первая же разведывательная операция, которую организовывает Тульев, проходит под контролем КГБ. На Запад уходят те сведения, которые подготовила советская контрразведка. Во время переброски материалов через морскую границу СССР за кордон забирают и Синицына-Бекаса.

Дембович, с момента появления резидента находящийся в депрессии, кончает жизнь самоубийством. Перед смертью он отправляет в КГБ покаянное письмо. Тульев вынужден скрыться. Ему удается уйти от слежки и замести следы.

Ошибка резидента (1968)

Дата премьеры в РФ

7 октября 1968 г.

Продолжительность

134 мин. / 02:14

Описание

Советский шпионский детектив «Ошибка резидента» переносит зрителей в 1961 год. Сотрудникам КГБ поступает информация, что в СССР находится опытный иностранный шпион. Сын русского эмигранта графа Тульева продолжает нелегкую судьбу своего отца. Он должен добыть для западных спецслужб сведения о ядерных разработках Советского Союза и передать полученную информацию за рубеж, но на его след нападают чекисты. Теперь разведчику нужно действовать четко и не допускать ошибок, иначе КГБ не простит даже малейшего промаха. Любой неверный шаг может стоить жизни.

Интересные факты

  • Основой сценария киноленты «Ошибка резидента» стала биография бывшего чекиста, который написал книгу воспоминаний о службе в КГБ
  • В 1969 году картина «Ошибка резидента» стала одним из лидеров проката — фильм посмотрели более 35 миллионов зрителей
  • Сотрудники КГБ выступили в роли консультантов. Они открыли съемочной группе доступ ко многим объектам, в некоторых сценах можно увидеть настоящую технику, с который работали сотрудники спецслужб. Съемки кинокартины прошли в режиме повышенной секретности, так как вызывали повышенный интерес у иностранных разведок
  • Создатели фильма решили оставить за кадром сцены погони и перестрелки, свойственные практически всем шпионским фильмам. Вместо этого они предпочли показать более детально интеллектуальную и тактическую борьбу, разгадывание дальнейших хитроумных ходов противника

Трейлеры и тизеры

«Ошибка резидента» (1968)

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий фильма форест гамп
  • Сценарий фильма советник
  • Сценарий фильма криминальное чтиво на английском
  • Сценарий фильма отступники
  • Сценарий фильма на годовщину свадьбы