Помни имя своё
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Здравствуйте Зинаида Григорьевна.
Здравствуйте
Здравствуйте Зинаида Григорьевна
Здравствуйте
Ниночка
Был вчера завком
Утвердили мы вам однокомнатную квартиру в новом доме
С болконом
Спасибо Зинаида Григорьевна
Ох, миленькая вы моя
О, Петрухина это дело отметить надо
За углом кондитерская, там торты хорошие
Не слушайте вы ее Ниночка, от тортов фигура портится
От как у нее
(смех)
И опаздывает еще
Ооо, Григорьевна вечный первый
Тебе не спиться наверное. Да?
Да
Я с радио встаю
Зарядку делаю
и тебы было б полезно.
(смех)
александра Ивановна, дайте мне линию задержки
На склад надо идти
Подключите Ниночка
Доброе утро товарищи
Заводская телевизионная контрольно- испытательная установка, начинает работу.
(играет музыка)
Добрый день Зинаила Григорьевна
А, здравствуйте Петр Федорыч
Ну вы бегаете прям, как заправский спортсмен
Да ну что вы, спортсмен
А я теперь гимнастикой занимаюсь
Серьезно?
По системе йогов
Как это?
осторожно
Вот основная стойка
смотрите
хохох…здорова
не пробывали?
нет, увы ленив
попробуйте, советую
спасибо
Новенокого ничего не слышно?
Нет, ничего.
До-свидания
До, свидания
(играет приятная,немного трагичная музыка)
(шум города)
Ой, Тетя Зин
Ген, ты куда?
Щас приду
Тетя Зин, давайте я вам помогу
Да нет, мне не тяжело.
Теть Зин, у мамы родительское право, а мама экзамены здает.
Можно я к вам пойду порисую?
Ну конечно можно.
Ну пойдем
Погуляла?
Ага
Щас порисуешь
Ну вот
Заварачка свежая
Щас чайку попьем
Силы прибавятся
Пей дочка
Спасибо
А что ты сегодня рисовала?
Теть Зин, я еще не закончила
Ну пожалуйста
Теть Зин
Покажииии
Это кто это. Я?
(смех)
Похожа
(звонок в дверь)
Открой Леночка
Здравствуйте Зинаида Гавриловна
Здравствуйте
Проходите чайку попейте
Спасибо некогда
Устала. И тетрадок кучу еще проверять
Спасибо вам большое, что вы с Леночкой посидели
Да ну что вы, вы посмотрите как она мило нарисовала
посмотрите
Похожа. Правда?
(звонок)
входите, открыто
Рубилова Зинаида Григорьевна?
Вот, мы пойдем
До свиданья
Заходи Лена
Вас вызывают на переговорный пункт международный
Вот тут распишитесь, время
А от куда телеграмма?
Польша. Гданьск горд
Гданьск?
Гданьск
Вот распишитесь
А кто отправил? Фамилия чья?
А тут не указывается
При разговоре узнаете
А сейчас распишитесь
Вот тут время, число
А какое сегодня число?
9 октября
20 часов,40 минут
Сдесь подпись
Спасибо
Вот и все
До свиданья
Надюша
Здравствуй
Надюша, я получила
Мне принесли вызов
С международного телефона
Из Польши
Да Надюш
нет
В том то и дело, что не от туда
С Гданьська
Надюша
Приезжай ко мне пожалуйста. А?
Я очень боюсь
Почему с Гданьска?
А
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Другие фильмы
Монти Пайтон: Летающий цирк (Monty Python’s Flying Circus, 1971)
Мистификация (Mistyfikacja, 2010)
Мертвенно-бледный (Livide, 2011)
Мясник (Le Boucher, 1969)
Мстители (The Avengers, 1998)
Помни имя своё Zapamiętaj imię swoje |
|
Жанр |
драма |
---|---|
Режиссёр |
Сергей Колосов |
Автор сценария |
Сергей Колосов, |
В главных ролях |
Людмила Касаткина, |
Оператор |
Богуслав Лямбах |
Композитор |
Анджей Кожиньский |
Кинокомпания |
Мосфильм, Иллюзион |
Длительность |
97 минут |
Страна |
СССР, Польша |
Язык |
русский |
Год |
1974 |
IMDb |
ID 0177122 |
Просмотр онлайн
|
|
«Помни имя свое» — фильм Сергея Колосова 1974 года. Совместное Советско-Польское производство киностудий Мосфильм и Иллюзион. В основу фильма положены действительные события. В польском прокате фильм шёл с субтитрами, речь польских актёров голосом переводчика заглушена не была.
Сюжет
Во время Великой Отечественной войны русская женщина Зинаида, попав в Освенцим, была разлучена с маленьким сыном. Но ребенок не погиб и не пропал. Его спасла и вырастила польская женщина. Через много лет Зинаида увидела по телевизору детей, спасённых из Освенцима, и среди них узнала своего сына. После просмотра передачи она обратилась на телевидение и выяснила, что он жив и проживает в Польше. После 25 лет разлуки Зинаиде вновь удалось увидеть своего сына, правда ненадолго. Он приехал в Ленинград, а после снова вернулся в Польшу.
В ролях
Кадр из фильма «Помни имя своё»
- Людмила Касаткина — Зинаида Воробьёва
- Людмила Иванова — Надежда
- Тадеуш Боровский — Эугениуш Трущинский
- Рышарда Ханин — Халина Трущинска
- Лилия Давидович — Мария Губаревич
- Владимир Ивашов — майор
- Леон Немчик — Пётровский, капитан корабля
- Слава Астахов — Гена Воробьёв
- Павел Винник — советский часовой
- Елена Вольская — нянечка
- Гелена Ивлиева — Нина Петрухина
- Данута Столярская — Наталья
- Любовь Соколова — почтальон
- Валентина Телегина — няня в роддоме
- Вера Титова — сослуживица Зинаиды
- Виктор Шульгин — Пётр Фёдорович
- Елена Чухрай — Оксана
- Алексей Кожевников — эпизод (нет в титрах)
Съёмочная группа
- Режиссер: Сергей Колосов.
- Сценарий: Сергей Колосов, Э. Брылль, Януш Красиньский.
- Оператор: Богуслав Лямбах
- Художник-постановщик: Михаил Карташов
- Композитор: Анджей Кожиньский
- Монтажер: Г. Спирина
- Костюмы: Эдит Приеде, И. Конажевска
- Звук: Владимир Крачковский
Ссылки
- «Помни имя своё» на сайте RUSKINO.RU
- «Помни имя своё» на сайте «Кино-Театр.РУ»
- На съемках «Помни имя свое» Людмила Касаткина теряла сознание от истощения
Фильмы Сергея Николаевича Колосова | |
---|---|
Полнометражные фильмы |
Солдатское сердце (1958) • Укрощение строптивой (1961) • Кубинская новелла (1962) • Душечка (1966) • Северо-западнее Берлина (1967) • Помни имя своё (1974) • Диалог (1977) • Назначение (1980) • Мать Мария (1982) • Маска и душа (2002) |
Телесериалы и минисериалы |
Вызываем огонь на себя (1964) • Операция «Трест» (1967) • Свеаборг (1971) • Дороги Анны Фирлинг (1985) • Радости земные (1988) • Раскол (1993) • Судья в ловушке (1998) • Потерянные в раю (2006) |
Обновлено: 02.02.2023
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
Сергей Колосов
Сергей Колосов , Януш Красиньский , Эрнест Брылль
Богуслав Лямбах
Анджей Кожиньский
Михаил Карташов
Людмила Касаткина , Людмила Иванова , Тадеуш Боровский , Рышарда Ханин , Лилия Давидович , Владимир Ивашов , Леон Немчик , Слава Астахов
Во время второй мировой войны русская женщина Зинаида, попав в Освенцим, была разлучена с маленьким сыном. Но ребенок не погиб и не пропал. Его спасла и вырастила польская женщина.
последнее обновление информации: 02.09.21
кадры из фильма >>
дополнительная информация >>
обсуждение >>
Да! Именно заставлять! Вы правы! У меня нет детей, так хоть иди в учителя истории, раз пропаганды нет, так больно, что столько равнодушных и учителя не выполняют свою функцию воспитания человека. читать далее>>
Узнав, что фильм снят на реальной истории, рыдала ещё больше. Когда смотришь советские фильмы про войну, прям пробирает до каждой клетки. Подрастающему поколению смотреть обязательно. читать далее>>
Хорошо что этот фильм всё ещё выпусают в эфир . Надеюсь что его смотрят сейчас, — т делют выводы! читать далее>>
Очень стыдно, что редакторы kino-teatr плохо учились в школе и не знают, что «роженица» пишется с одной буквой «н». читать далее>>
Помню в 1975 году я ещё в детсад ходила и кроме мультиков и прекрасных советских фильмов-сказок меня ничего не интересовало на ТВ.И вот уже школьницей я посмотрела «Помни имя своё» Я была просто. читать далее>>
Кино, которое должен посмотреть каждый! «Твоя Родина — Советский Союз!» Фильм, без искаженной истории, основанный на реальных событиях
Очень жаль, что нынче историю начали искажать, и вдвойне жаль, что такие фильмы не показывают в школах..
Фильм производства «Мосфильм» 1974г.
Режиссер: Л. Авербах, Г.Бельский
Гл. роли: Людмила Касаткина, Тадеуш Боровский
Производство: СССР, Польша
*** все скриншоты, представленные в отзыве сделаны мною лично***
Я не буду «спойлерить» в отзыве, но расскажу об основных точках фильма.
Картина начинается с показа Ленинграда Советского, соответственно, времени. История о женщине, Зинаиде Григорьевне, которая работает на заводе по производству телевизоров.
Основная линия сюжета первой трети фильма — воспоминания Зинаиды Григорьевны о жизни до войны, рождении ребенка, и о том, как настигла война ее и ее новорожденного сына еще в стенах роддома.
Ни для кого не секрет, что Великая Отечественная война для населения была неожиданной, так и случилось с героями этой картины — территорию, где находился роддом, оккупировали немецкие войска. И именно на женские плечи легла непосильная борьба за свою жизнь и жизнь своих детей.
Женщин с детьми, словно скотину, гнали на немецкие территории. Они не знали, что их ждет дальше. Но они не сдавались.
Самое страшное, что это было на самом деле, и если задуматься, то не так давно..
В начале фильма, не смотря на зверские деяния Гитлеровцев есть и добрые моменты. Например, первые шаги сына Зинаиды — Геночки, и ее потрясающая радость этому.
Актерская игра Касаткиной в этой картине на высоте!
Не думаю, что есть люди, не знающие про Аушвиц (Освенцим), так как это один из самых известных концентрационных лагерей армии СС. Но тот ньюанс, что данный фильм все же художественный, но настолько грамотно и качественно показаны сцены из лагеря — стоят того, чтобы этот фильм показывали современным старшеклассникам. Но, увы, сейчас по ТВ выгоднее крутить шоу программы, чем такие фильмы.
Одним из самых запоминающихся моментов в первой трети фильма — визит «Доктора смерти», Йозефа Менгеле в барак , чтобы отобрать детей.
Исторический факт — доктор Менгеле ставил опыты над людьми, с основной целью — попытка сделать приближенных по экстерьеру людей к арийской расе. Так-же его интересовали близнецы, и многие медицинские аспекты. Полное отсутствие гуманности, циничная фашисткая жестокость и безразличие. Но, если смотреть с точки зрения науки — им была проделана колоссальная работа. Однако, какой нечеловечной и зверской ценой!(((
В фильме Йозеф Менгеле не похож на настоящего, но создатели фильма не пресследовали цели создать его копию, так как фильм не документальный.
По сюжету, у Зинаиды Григорьевны как раз забирают сына. Сколько было таких матерей во время войны? Не пересчитать! На их хрупкие, женские плечи выпала горькая доля стараться ВЫЖИТЬ, во имя спасения своих деток. Выжить тогда, когда у самих силы на исходе от вечного голода и нагрузок.
Но так вышло, что женщин эвакуировали из лагеря, и их разделили с детьми.. Женщины кричали своим детям их фамилии и имена, их родные города. в надежде, что они запомнят эту самую ценную информацию и выживут.
Имя твое — Гена! Фамилия — Воробьев! Родина — Советский Союз!!
Как мантру повторяла главная героиня..
Но жизнь продолжается, и единственной надеждой остается то, что сын остался живой..
Зинаида стойко переживет еще не один круг ада.
Но целью номер один, смыслом ее жизни — остается найти сына!
На работе на всех экранах она видит документальные хроники освобождения пленников Освенцима (действительно правдивая хроника), и узнает своего сына..
«Геночка! номер 14918! восьмерка на руке кривая!»
Целью ее жизни стал поиск ребенка, зная, что он выжил в этом Аушвицком аду. Действительно, среди спасенных Красной Армией людей из Освенцима — было 180 детей. Этот факт дважды озвучен в фильме; и поэтому этот фильм (основная линия фильма) — основана на реальных событиях!
А ведь если задуматься, то сколько таких женских судеб было не только в СССР, но и в странах, которые были подвергнуты фашистким истязательствам? Сотни? Тысячи?
Я — барышня далеко не сентиментальная; а еще я очень люблю смотреть всякого рода документалки. Поэтому не плачу даже над Хатико.
Но, момент, когда Зинаида Григорьева наконец таки услышала голос своего сына — заставил меня пустить слезу.
Гена. Геночка. Гена вырос в Польше, в другой семье, под именем Эугениум Трущиньский. Он почти не помнил свою родную маму, но отчасти помнил зверство Гитлеровцев и жизнь в детдоме, куда он попал после концлагеря.
Один из сильных моментов — когда маленькие дети играют в детдоме в визит Йозефа Менгеле. Как же это страшно, что обычные игры, типа дочки-матери у детей тех времен сменились на игры с персонажами душегубов..
На мой взгляд, фильм нереально показывает мужество и силу людей тех времен! Отвагу русских женщин которые и в горящую избу.
Этот фильм нужно показывать подрастающим поколениям, чтобы на фоне нынешних общестыенных разногласий — не изменяли и не забывали ИСТОРИЮ. Чтобы не забывали тех, благодаря кому мы сейчас живем под мирным небом.
Фильм достаточно сильный, но смотрится легко. Присутствуют небольшие включения документальных кадров, но они не самые страшные (перед 9 мая по ТВ и страшнее показывают), и их, что не маловажно — не много!
Содержание
Сюжет
Во время Великой Отечественной войны русская женщина Зинаида, попав в Освенцим, была разлучена с маленьким сыном. Но ребенок не погиб и не пропал. Его спасла и вырастила польская женщина. Через много лет Зинаида увидела по телевизору детей, спасённых из Освенцима, и среди них узнала своего сына. После просмотра передачи она обратилась на телевидение и выяснила, что он жив и проживает в Польше. После 25 лет разлуки Зинаиде вновь удалось увидеть своего сына, правда ненадолго. Он приехал в Ленинград, а после снова вернулся в Польшу.
В ролях
-
— Зинаида Воробьёва — Надежда
- Тадеуш Боровский — Эугениуш Трущинский
- Рышарда Ханин — Халина Трущинска
- Лилия Давидович — Мария Губаревич — майор — Пётровский, капитан корабля
- Слава Астахов — Гена Воробьёв — советский часовой — нянечка
- Гелена Ивлиева — Нина Петрухина — Наталья — почтальон — няня в роддоме — сослуживица Зинаиды — Пётр Фёдорович — Оксана — эпизод (нет в титрах)
Съёмочная группа
- Режиссер: Сергей Колосов.
- Сценарий: Сергей Колосов, Э. Брылль, Януш Красиньский.
- Оператор: Богуслав Лямбах
- Художник-постановщик: Михаил Карташов
- Композитор: Анджей Кожиньский
- Монтажер: Г. Спирина
- Костюмы: Эдит Приеде, И. Конажевска
- Звук: Владимир Крачковский
Ссылки
- Фильмы по алфавиту
- Фильмы 1974 года
- Фильмы СССР 1974 года
- Фильмы-драмы СССР
- Фильмы-драмы Польши
- Мосфильм
- Фильмы Сергея Колосова
- Фильмы, основанные на реальных событиях
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Помни имя своё» в других словарях:
Помни имя своё (фильм) — Помни имя своё Zapamiętaj imię swoje Жанр драма военный фильм Режиссёр Сергей Колосов Автор сценария Сергей Колосов, Э. Брылль, Януш Красиньский … Википедия
Помни (фильм) — Мементо Memento Жанр триллер Режиссёр … Википедия
Помни — Мементо Memento Жанр … Википедия
Колосов, Сергей Николаевич — Сергей Колосов Сергей Николаевич Колосов … Википедия
Касаткина, Людмила Ивановна — Людмила Касаткина Дата рождения: 15 мая 1925 … Википедия
Список фильмов о Второй мировой войне — Фильмы о Второй мировой войне кинематографические работы, рассказывающие о событиях Второй мировой войны (ВМВ), или действие которых развивается во время Второй мировой войны. Также фильмы, действие которых происходит во время Великой… … Википедия
СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия
Карташов, Михаил Николаевич — Михаил Карташов Михаил Николаевич Карташов Дата рождения: 15 апреля 1937(1937 04 15) (75 лет) Гражданство … Википедия
Немчик, Леон — Леон Немчик Leon Niemczyk Дата рождения: 15 декабря 1923(1923 12 15) Мест … Википедия
Фильмы о Второй мировой войне — Фильмы о Второй мировой войне кинематографические работы, рассказывающие о событиях Второй мировой войны, или действие которых развивается во время Второй мировой войны. Содержание 1 Фильмы о Великой Отечественной войне в кинематографе СССР … Википедия
«И где тут спорт?»: реклама Adidas с черной бодипозитивной лесбиянкой удивила пользователей Сети
Кошка продемонстрировала свою впечатляющую гибкость
На альпинистов денег нет: в ХМАО воспитательниц заставили чистить крышу детского сада
Кукумария: самый странный морепродукт, который можно съесть
Госдума единогласно проголосовала за принятие соглашения о дружбе и помощи с ДНР и ЛНР
Директор российского производства BMW попал в кому, скатившись с перил лестницы
Подросток в форме ЧОП заявился в школу Дубны и разбил охраннику нос
15 изображений, которые доказывают, что Япония уже живет в будущем
Красота в металле: Hispano-Suiza H6C Dubonnet Xenia 1938 года
В Питере из-за аварии на теплотрассе машина с водителем провалилась в яму с кипятком
Maserati Quattroporte: противопожарный пикап, который работал на гоночном треке
«Прямая» трансляция не прямая? Часы Шойгу и тень Краснова заставили россиян усомниться
«Привет, макарошки по 500 рэ!»: в соцсетях хоронят российскую валюту
Пост героизма и мужественности ко Дню защитника Отечества, плюс бонус всем пользователям
Башкирские пасечники боятся, что их пчёлы будут скрещиваться с французскими и испортят мёд
Вселенское зло: соседские войны за место под солнцем
Один не смотрит по сторонам, а другая на дорогу: наезд на пешехода в Ухте
10 блюд, за цену которых можно купить автомобиль, квартиру или съездить в отпуск
В Екатеринбурге дальнобойщик прижал легковушку к отбойнику и скрылся с места ДТП
Чемпионат Африки для школьников выиграла команда мужчин?
«Когда идет снег, радуется человек»: курьер из Таджикистана удивляет клиентов едой и стихами
Психиатрическая бригада приехала за депутатом во время заседания
Хвостатый нянь: 18 нежных фото, показывающих глубокую связь между питомцами и детьми
Эксперты Brand Analytics показали как россияне в соцсетях поддержали признание ЛНР и ДНР
«За хорошую еду вверх тормашками пойду»: животные просят поесть
Упаковка сосисок за 21 рубль в российских магазинах
Поезд с человеческим лицом: Томас, ночной кошмар детей
Читайте также:
- Мария антуанетта стефан цвейг краткое содержание
- Одинаковые дневники в школе зачем
- Айла дочь войны краткое содержание
- Зубная ведьма дэвид уолльямс краткое содержание для читательского дневника
- Применение облака слов в начальной школе
Вовсе неудивительно, что этот фильм о войне и её последствиях, снабжённый типичным мелодраматическим конфликтом потерянного и вновь обретённого сына, которого воспитала не только другая мать, но и женщина иной национальности, привлёк внимание широкой зрительской аудитории.
В 1975 году, когда абсолютным рекордсменом советского кинопроката стала мексиканская мелодрама «Есения» (тоже об обретении героиней спустя многие годы своей родной по крови семьи), лента «Помни имя своё» заняла общее восьмое место, а среди отечественных стала пятой, в том числе уступив «Афоне», где есть мотив утраты малой родины и запоздалого раскаяния героя перед уже умершей тётей, которая воспитала его, и ещё двум картинам, касающимся военной темы: «Любовь земная» и «Они сражались за родину».
Судьба русской женщины Зинаиды Воробьёвой, которая попала с малолетним сыном Геной в Освенцим, всё-таки выжила, но была разлучена фашистами со своим ребёнком, а нашла его в Гданьске только через два с лишним десятилетия после войны, действительно впечатляет собственным незаёмным драматизмом. И заставляет переживать за земную любовь той, кто тоже, будучи насильно угнана в Германию, по-своему сражалась за родину, отстаивая человеческое, материнское достоинство.
Знаменательно, что тема пребывания людей, к тому же женщин, в условиях немецкого концлагеря, более знакомая западным кинематографистам (поляки уже в 1948 году создали фильм «Последний этап»), в советском кино дозволялась лишь с непременным героическим пафосом, и даже «Судьба человека» не представляется в этом ряду редким исключением.
Сергей Колосов на съёмках фильма «Помни имя своё»
Зато в ленте «Помни имя своё» в силу запрограммированного и порой чрезмерного мелодраматизма всё же необычно звучит чуть ли не впервые мотив выживания во что бы то ни стало, хоть и запоздалого, но такого необходимого восстановления утраченных родственных связей.
Что кажется на лично-семейном уровне своего рода метафорой политической реабилитации матерью-родиной всех позабытых ею пленных, а также узников концлагерей, которые зачастую были совершенно не виновны в том, что попали «далеко на Запад».
Тем, кто смотрел фильм Сергея Колосова «Помни имя свое», не удастся забыть ужасные сцены Освенцима, страшные крики женщин, разлученных со своими детьми, и измученное лицо главной героини Зинаиды Воробьевой, которую реалистично сыграла Касаткина.
Людмила Касаткина с ностальгией вспоминает, как снималась в этом фильме.
— Людмила Ивановна, как вам далась эта роль?
— Я была еще совсем девчонкой (Людмиле Ивановне тогда было 16 лет. — Ред.), когда началась война. Летом сорок первого мама отправила меня к бабушке под Вязьму. Сама я родом из Смоленщины.
22 июня мы с подружками пошли купаться. И вдруг слышим страшный крик: «Война!..» Я никак не могла дождаться маму, поэтому решила сама отправиться к ней. Попросила бабушку собрать узелок: немного хлебушка, два яйца, сальце…
Мы шли огромной толпой к Можайску вместе с отступающей армией. Сто двадцать километров за несколько суток! От бомбежек скрывались в болотах. На всю жизнь запомнила обезумевшую от горя женщину, у которой убили двоих детей. На съемках я пережила весь этот ужас заново.
— Вам разрешили пожить в Освенциме перед съемками…
— Да. На тот момент он уже стал музеем лагеря смерти. Наверное, это самое страшное место на земле. Запах, нары, засечки пленных на стенах — все это потрясает. Находиться там было невыносимо больно: то и дело слышались шорохи, голоса…
— На съемках вы похудели на двенадцать килограммов…
— Я понимала, что должна выглядеть истощенной. Поэтому обманывала мужа (режиссер Сергей Колосов. — Ред.): купила себе флягу, наливала туда чай, добавляла лимончик и капельку меда. Когда все собирались на обед, говорила, что у меня обед с собой.
Так я скинула двенадцать килограммов. Оказалось, что это очень много — от истощения стала терять сознание. Иногда падала прямо в грязь головой, а маленький мальчик, который играл моего сына, подбегал ко мне первым и кричал: «Людмила Ивановна, я здесь, я с вами».
Сильнейший фильм. С одной стороны, очень реалистично показаны страшные сцены концлагеря, расстрелов, с другой — достаточно строго. Кадры, когда мать в темноте проталкивает малышу сырую картошку за заколоченным забором концлагеря, невозможно смотреть…
Они врезались мне в память с первого просмотра в раннем детстве. Я даже не помнила названия фильма, только помнила лицо Касаткиной и эти кадры. Помню, сидела тогда сцепив зубы и боялась посмотреть в сторону дедушки, у которого губы дрожали…
«Помни имя своё» — советско-польская военная драма 1974 года, снятая режиссёром Сергеем Колосовым на базе киностудий «Мосфильм» и «Иллюзион» (Польская Народная Республика).
«Помни имя своё» основан на истории, которая действительно произошла во времена Великой Отечественной войны, но с изменениями. За несколько месяцев до начала войны в семье Муравьёвых из белорусской деревни родился сын Геннадий. В первые дни войны отец семейства ушёл на фронт и погиб в апреле 1945 года в битве под Кёнигсбергом. А мама Зинаида с сыном некоторое время пряталась в лесу, пока её не нашли немцы и не отправили в тюрьму. В 1943 году её с сыном переправили в концлагерь Освенцим. Попав туда и понимая, что их в любой момент могут разлучить Зинаида пыталась выучить мальчика полному имени, но тот смог запомнить только Гена. Она же выучила его лагерный номер 149850. В январе 1945 года она попала в «Марш смерти» и была переправлена в Берген-Бельзен и в апреле освобождена 11-й дивизией Британских вооружённых сил.
Мальчик же выжил в Освенциме и попал в детский дом в деревне Буче в Польше. Там его хотела усыновить воспитательница Елена Грущинская, но у неё по неизвестным причинам это не получилась, но она была очень привязана к мальчику и ухаживала за ним. Когда мальчик подрос, он взял себе польское имя Эугениуш, созвучное с Геной и фамилию воспитательницы — Грущинский.
Мать Зинаида считала сына погибшим, пока не увидела кинохронику освобождения Освенцима и не узнала своего сыночка. Эугениуш уже учась в техникуме во время поездки на экскурсию в Освенцим при просмотре кинохроники тоже узнал тебя и обратившись к куратору музея узнал, что его уже много лет разыскивает настоящая мама.
Встреча сына и матери произошла в Минске в 1965 году при большом освещении прессы. Позже они виделись ещё несколько раз, но Эугениуш не переехал к матери, а осел в польском городе Щецине, где женился и вырастил двух дочерей. Зинаида умерла в 1993 году, а Эугениуш является активным участником Союза ветеранов Польши и бывших политзаключенных.
В картине в роли Зинаиды снялась известная актриса Людмила Касаткина, супруга режиссёра Сергея Колосова. Для правдоподобности военных сцен села на жесткую диету и за короткое время сбросила 12 килограмм, что стало причиной обмороков от истощения прямо на съёмочной площадке.
В первый год проката картину посмотрело почти 36 млн. советских граждан.
СССР, Польша | 1974 г. | 104 мин. | драма
1974 г.
История советской узницы прошедшей концлагерь, потерявшая своего сына и нашедшая его в Польше спустя двадцать лет…
События в фильме разворачиваются во время Великой Отечественной войны и после её окончания. В основу кинокартины положена реальная драматическая история советской узницы концентрационного лагеря нацистской Германии Освенцим, которая там была разлучена со своим сыном и разыскала его лишь спустя двадцать лет.
Анонс фильма Помни имя свое
22 июня 1941 года, в день нападения нацистской Германии на СССР, у жительницы Белоруссии Зины Воробьёвой рождается сын Гена. Через некоторое время мать и сын попадают в немецкий концентрационный лагерь Освенцим на оккупированной территории Польши, где их после карантина расселяют по разным баракам, но Зина по возможности постоянно наведывается к Гене и подкармливает его. Ближе к концу Великой Отечественной войны, во время наступления Красной Армии в ходе Белорусской наступательной операции «Багратион», Зина попадает в «Марш смерти», и, покидая лагерь, с ужасом видит, что барак, в котором находится её сын, заколочен — гитлеровцы явно собираются умертвить детей.
Затем, вернувшись в родные края уже после войны, Зина узнаёт от случайно встреченного бывшего сослуживца мужа, что он погиб в первый же день войны, и от шока теряет зрение. Она с трудом восстанавливается, оседает в Ленинграде, где затем начинает работать в лаборатории качества на заводе по производству телевизоров, но не оставляет попыток разыскать сына Гену, потому что уверена, что тот жив — ещё будучи в больнице, она встретила медсестру Надежду из барака, в котором находился Гена, и узнала от неё, что дети-узники, скорее всего, были просто брошены персоналом концлагеря при отступлении. Услышав о том, что после войны музей Освенцима в Польше активно помогает в поисках пропавших детей бывших узников лагеря, она постоянно посылает туда свои запросы. Однажды она видит по телевизору кинохронику про Освенцим, снятую советскими солдатами после его освобождения, и узнаёт в толпе освобождённых детей Гену.
Параллельно показано, что Гена действительно жив. После войны он и другие невостребованные дети оказываются в импровизированном приюте, где к нему проявляет интерес бывшая узница Освенцима, полька Галина Трущинская. Гена к тому моменту уже не говорит по-русски, а только по-польски и по-немецки, и думает, что он француз (своё имя Гена он переделывает на польское Генек). Через какое-то время Галина усыновляет Гену, и теперь его зовут Эугениуш Трущинский. Проходят годы, и выросший Эугениуш становится морским капитаном. Однажды он со своей девушкой приезжает в музей Освенцима на экскурсию и испытывает шок, когда во время просмотра той же самой кинохроники, которую видела Зина, видит в кадре себя. Директор музея приглашает его к себе и, узнав его лагерный номер, сообщает ему про запрос Зинаиды. Несмотря на внутренние противоречия, Эугениуш приезжает в Ленинград и воссоединяется с родной матерью, но через какое-то время уезжает, так как в Польше у него теперь своя жизнь.
Википедия
«Помни имя своё»
4 года назад · 9431 просмотров
Почему то сегодня такое настроение, когда хочется смотреть такие фильмы. Наверное московский хмурый день навеял желание посмотреть что-то такое, о чем мы не помним, и уже забыли. До этого поста сделал пост о фильме «Офицеры» это конечно супер фильм, который на века. Сейчас посмотрел фильм «Помни имя свое» о нем вам и расскажу.
С тех пор как на экраны страны вышел знаменитый фильм о войне, прошло много лет
Вовсе неудивительно, что этот фильм о войне и её последствиях, снабжённый типичным мелодраматическим конфликтом потерянного и вновь обретённого сына, которого воспитала не только другая мать, но и женщина иной национальности, привлёк внимание широкой зрительской аудитории.
Источник:
В 1975 году, когда абсолютным рекордсменом советского кинопроката стала мексиканская мелодрама «Есения» (тоже об обретении героиней спустя многие годы своей родной по крови семьи), лента «Помни имя своё» заняла общее восьмое место, а среди отечественных стала пятой, в том числе уступив «Афоне», где есть мотив утраты малой родины и запоздалого раскаяния героя перед уже умершей тётей, которая воспитала его, и ещё двум картинам, касающимся военной темы: «Любовь земная» и «Они сражались за родину».
Судьба русской женщины Зинаиды Воробьёвой, которая попала с малолетним сыном Геной в Освенцим, всё-таки выжила, но была разлучена фашистами со своим ребёнком, а нашла его в Гданьске только через два с лишним десятилетия после войны, действительно впечатляет собственным незаёмным драматизмом. И заставляет переживать за земную любовь той, кто тоже, будучи насильно угнана в Германию, по-своему сражалась за родину, отстаивая человеческое, материнское достоинство.
Знаменательно, что тема пребывания людей, к тому же женщин, в условиях немецкого концлагеря, более знакомая западным кинематографистам (поляки уже в 1948 году создали фильм «Последний этап»), в советском кино дозволялась лишь с непременным героическим пафосом, и даже «Судьба человека» не представляется в этом ряду редким исключением.
Зато в ленте «Помни имя своё» в силу запрограммированного и порой чрезмерного мелодраматизма всё же необычно звучит чуть ли не впервые мотив выживания во что бы то ни стало, хоть и запоздалого, но такого необходимого восстановления утраченных родственных связей.
Тем, кто смотрел фильм Сергея Колосова «Помни имя свое», не удастся забыть ужасные сцены Освенцима, страшные крики женщин, разлученных со своими детьми, и измученное лицо главной героини Зинаиды Воробьевой, которую реалистично сыграла Касаткина.
Сильнейший фильм. С одной стороны, очень реалистично показаны страшные сцены концлагеря, расстрелов, с другой — достаточно строго. Кадры, когда мать в темноте проталкивает малышу сырую картошку за заколоченным забором концлагеря, невозможно смотреть…
Они врезались мне в память с первого просмотра в раннем детстве. Я даже не помнил названия фильма, только помнил лицо Касаткиной и эти кадры. Помню, сидел тогда сцепив зубы и боялся посмотреть в сторону дедушки, у которого губы дрожали…
А сцена на переговорном пункте… Пишу и мурашки по спине. «Оспа… оспа на левой щеке! И восьмерка, восьмерка кривая!» Блестящие работы Касаткиной и Ивановой.
У нас много прекрасных фильмов о войне, именно о фронтовой войне, и они бесспорно очень нужны всем нам. Но не менее важны для нашей памяти вот такие фильмы — о том, чем страшна война по-настоящему: не только ужасом кровавых боев, но искалеченными душами миллионов людей, разрушенными судьбами, потерянными детьми, родителями и любимыми.
Очень долгое время я не мог заставить посмотреть это кино снова. Вроде, взрослый уже человек, а в последний момент, малодушничал…
Просто бывают такие фильмы, которые словно ожог: ничего ты не помнишь ни про художественную составляющую, ни про всякие кинематографические тонкости; сидишь, смотришь и понимаешь, что тебе очень больно и боль эта только нарастает, даже расплакаться — и то тяжело, комок в горле стоит и всё!
Когда то я решил показать своему сыну фильм «Помни имя своё», раздобыл диск… Каковы впечатления?! Ожог, он и есть ожог!… Даже если времени с первого просмотра много прошло; даже если на твоей памяти уже много непростых и тяжёлых фильмов… Но главное: такие фильмы очень нужны! Несмотря на весь ужас в детских глазах от рассказов взрослых, и от увиденного на экране!…
Не понимаю, почему этот фильм не вошел в основную двадцатку фильмов о войне, которые показывают хотя бы в самые памятные дни…
Сценарий
«Помни имя своё»
Автор Сергей Колосов. О
жизни простой русской женщины Зинаиды Воробьевой, пережившей ад Освенцима,
женщины, чье сердце было навеки разбито невыносимо долгой разлукой с сыном.
Главные герои
Зинаида Григорьевна Воробьева — главная роль
Надежда, подруга Зинаиды Григорьевны
Офицер (летчик-майор)
Гена Воробьёв, сын Зинаиды Григорьевны
Сцена 1
(г.Ленинград,
1974, Лаборатория городской телевизионной установки)
Зинаида Григорьевна выходит
в белом халате на сцену, кладет на стол документы. Входит зав.производством
Петр Федорович.
Девочки: Здравствуйте,
Зинаида Григорьевна! (вырезать из фильма заставку о начале работы городской
телевизионной установки: 3.58-4.23)
ЗГ: Здравствуйте, Ниночка!
ПФ: Доброе утро, Зинаида
Григорьевна!
ЗГ: А, здравствуйте, Петр
Федорович! Вы не один?
ПФ: Да, привёл вам новых
сотрудниц. Знакомьтесь, Зинаида Григорьевна – заведующая этой лаборатории.
Нина и Катя: Нина, Катя
(протягивают руки, знакомятся)
ПФ: Начинайте рабочий день,
я пошёл (уходит, но что-то вспомнив, возвращается). Да, кстати, новенького
ничего не слышно?
ЗГ: Нет, ничего. Запрос
отправила две недели назад. Пока ответа нет.
ПФ: Понятно! (уходит)
Ниночка: Зинаида
Григорьевна, а что за запрос?
ЗГ: Разыскиваю своего
единственного сына, с которым разлучила война.
Кулисы закрываются.
Сцена 2.
(Квартира Зинаиды
Григорьевны в г.Ленинграде)
(На стены проецируются виды
Ленинграда. Героиня возвращается с работы домой (через зрительный зал) и
встречает соседскую девочку. Выбегает из боковой двери девочка с портфелем)
Девочка
Лена: Ой, тёть Зин, Здравствуйте! А давайте я вам помогу. Мама родительское
собрание проводит, а папа экзамены сдаёт. Можно я у вас порисую?
ЗГ:
Пойдём, сейчас порисуешь… (идут на сцену из зала — квартира).
Кулисы
открываются. Квартира.
ЗГ:
раздевайся, проходи, присаживайся, готовит чай. Сейчас мы с тобой чайку попьём,
силы прибавится (подаёт чай).
Лена:
Спасибо.
ЗГ:
А что ты сегодня нарисовала?
Лена:
т. Зин, я ещё не закончила.
ЗГ:
Покажи… Покажи! Берёт альбом: это кто? (смеётся, без очков плохо видит: альбом
рассматривает перед глазами).
Звонок
в дверь.
Мама
девочки приходит.
Мама:
Здравствуйте!
ЗГ:
Здравствуйте, проходите, чайку попьём.
Мама:
Мне некогда, спасибо, устала, ещё тетради проверять.
ЗГ:
Вы посмотрите, как она меня нарисовала… Звонок в дверь: почтальон. Входите,
открыто.
Почтальон:
Воробьёва Зинаида Григорьевна?
Мама:
Да, вот она. Ну мы пойдём. До свидания!
ЗГ:
Проходите. До свидания!
Почтальон:
Вас вызывает Международный пункт переговорный. Вот тут распишитесь, укажите
время.
ЗГ:
А откуда телеграмма?
Почтальон:
Польша. Гданьско.
ЗГ:
Гданьск?
Почтальон:
Гданьск. Вот, распишитесь.
ЗГ:
А кто отправил? Фамилия чья?
Почтальон:
Тут не указывается, в разговоре узнаете. А сейчас распишитесь. Время, число.
ЗГ:
А какое сегодня число?
Почтальон: пиши: 03 мая 1974
год, 19.00. Здесь подпись. Спасибо. До свидания!
ЗГ( остаётся одна, читает
ещё раз телеграмму, растеряна, шепчет, наливает себе чай, встаёт, подходит к
телефону, звонит): Надюша, здравствуй! Надюша, я получила… мне принесли вызов с
международного переговорочного пункта. Да, Надюш, нет, в том то и дело, что не
оттуда… из Гданьска Польши. Надюша, приезжай ко мне, пожалуйста, а. Я очень
боюсь, почему из Гданьска? А вдруг что плохое? Ну ты бы приехала ко мне, Надюш?
Что сердце? Что ж ты мне сразу не сказала? Почему из Гданьска? Хорошо, завтра,
Надюш, в 12 дня на главный переговорочный. Не болей, приходи завтра. Завтра
будет всё ясно. До свидания!
ЗГ (берет фотографию мужа и
беседует с ним): Где же наш сынок Гена? Часто вспоминаю каждую минуту, когда мы
были вместе. Счастливая семья: сыночек, папа… А папа наш — летчик!
Кулисы закрываются
Сцена 3.
(Началась Великая Отечественная война. Показ фильма о войне на
кулисах. Трансляция видео о летчиках, которые ведут обстрел вражеских
самолетов. Муж-летчик: Зиночка, береги сына! … звуки взорвавшегося самолета)
(На сцене — барак концлагеря. Поднимаются узники).
Кулисы открываются.
( Женский барак. На сцену поднимаются немецкие офицеры, женщина
в белом халате и старшая по блоку)
Старшая по блоку: Из блока
не выходить! Всем построиться!
Голоса: Наташа, спрячься…
Ляг под одеяло. Паша, Маша, идите сюда! Женщины, доктор Менгель берет детей на
страшные опыты. Прячьте детей!
Старшая по блоку: Блок номер
26 в составе 200 женщин и 122 детей построен.
Доктор Менгель: В интересах
здоровья и воспитания детей, учитывая необходимость создания медицинских
условий, приехавшие с вами дети, немедленно направляются в приюты,
расположенные в Германии.
Женщина в белом халате: Кommt, kinder! Пойдемте, дети! Дети,
кommt! Идите сюда…. (пауза)
Старшая по блоку: Пойдемте,
дети! Вы разве не слышали, что сказал доктор Менгель? (Узницы прижимают детей,
прячут за спины. Старшая по блоку выхватывает детей у узниц. )
Дети: Мама, мне больно,
больно мне! Ма-мааа! Мааа- ма! (детский плач)
Женщина в белом халате
подходит к ЗГ и пальцами манит ребёнка: Пойдем ко мне. (Ребёнок спокойно идет)
ЗГ бросается следом с
криком: А-Н-еееее-т! (Её швырнули в сторону).
Кулисы закрываются.
Сцена 4
(Немецкие офицеры заходят в зал: один – в дверях перед сценой,
другой — возле стены, где аппаратура. Узницы выходят в боковую дверь, идут
по-над сценой, направляются к выходу через зал с ….)
ЗГ: Сынок, мой сынок… Гена.
(останавливается и смотрит на стену, где высвечивается узница не колючей
проволоке)
Узница: Идём. (Подталкивает
и не дает броситься на колючую проволоку)
Выходит старшая по бараку и
направляется к офицеру. Они разговаривают.
ЗГ: Мне лучше умереть, чем
жить без сына. (Бросается на колючую проволоку)
Старшая по бараку: Стой!
Стой! Мальчик живой! Живой твой мальчик. Иди-иди! Шнель-шнель работай! (Толкает
в спину).
Все офицеры, старшая по
бараку и узницы выходят из зала.
Сцена
5
Кулисы открываются
(Детский барак)
(Стол, скамейки, посуда)
Старшая по детскому бараку:
Дети, раскладывайте свои вещи по местам. Садитесь за стол. (Раскладывает кашу
по металлическим чашкам. Дети едят. Старшая уходит и закрывает ворота барака).
ЗГ
(крадется вдоль сцены, забирается на сцену и в щель зовет сына): Гена! Гена!
Геночка, сыночек! Не бойся, сыночек. Это я, твоя мама.
Гена:
Мама, где ты?
ЗГ:
Я здесь, здесь…
Гена:
Я же тебя не вижу.
ЗГ:
Подойди, подойди поближе. Подошёл?
Гена:
Подошёл.
ЗГ:
Ты не болеешь?Два месяца тебя не видела. Ты вырос, сынок?
Гена:
Мама, я хочу есть.
ЗГ:
Сейчас, сыночек. Нагнись под дверь. Сюда, вот сюда! Ой, да что же делать-то,
сынок, не пролезает. Сейчас… Сыночек, просунь руку под дверь. Ешь, мальчик. Ты
взял? Ешь, бери ещё, сынок. Ешь-ешь, вкусно… Сыночек, если что случится,
запомни, мальчик, твоё имя – Гена, фамилия – Воробьев, твоя Родина – Советский
союз. (надрывно) Геночка, я приду к тебе ещё, мой мальчик… (плачет) Тебя зовут
– Гена Воробьёв… (Сползает со сцены и встречается со старшей по детскому блоку)
ЗГ:
Пусти меня, пусти к сыну, пожалуйста, я прошу тебя. Он болен, постоянно
подкашливает.
Старшая
по детскому бараку: Пойдем… (Поднимаются на сцену, старшая открывает ворота, у
ворот сидит Гена. ЗГ берет его на руки и садятся на лавку. Обнимает, трогает
лоб)
ЗГ:
У него жар…(с себя снимает платок из-под халата, достает платок из кармана,
носки и одевает на мальчика, продолжает кормить второй половинкой картошки).
Сыночка, что я тебе скажу: нас скоро освободят! Наши близко.
Гена:
Что значит «освободят»?
ЗГ:
освободят- это когда на перекличку не надо будет ходить. Я смогу быть всегда с
тобой, сыночек. Всегда, всегда, сыночек.
Гена:
Мама, «ляжь со мной».
ЗГ:
Не могу, сыночек.
Гена:
А если ты опоздаешь на перекличку, тебя будут бить?
Старшая
по бараку: Всё! Уходи. (Забирает ребёнка и уводит на нары).
ЗГ:
Гена, запомни, тебя зовут Гена. Помни имя своё. Гена, Гена Воробьев!
Старшая
по бараку: Уходи быстро. (Выталкивает и закрывает ворота).
(ЗГ
спускается со сцены, встречается с узницами, которых ведут для погрузки в
вагон)
Женские
голоса: 1 голос: Зина, скорее сюда! Они вывезли наших детей?
ЗГ:
Нет
1
голос: Детей не видно.
2
голос: Смотрите, наши дети! Люся, запомни фамилию Иванова.
3
голос: Паша, твою маму звать Мария.
4
голос: Степан Разинов.
ЗГ:
Гена, твоя фамилия – Воробьев, твоя Родина – Советский союз.
5
голос: Люся Калинина, ты из Витебска! Запомни!
6
голос: Доченька Наташа, ты из Белоруссии.
Все вместе кричат.
Дети просовывают
ручонки в щели ворот и кричат: «Мама, мамочка!»
Кулисы закрываются
Сцена 6
(Заставки города Ленинграда.
Музыкальное сопровождение. Надежда входит в центральную дверь, торопится по
залу, смотрит на часы, оглядывается, обращает внимание на движение машин. )
Надежда
встречается в городес ЗГ.
Надежда:
Зина, Зина, здравствуй! Ты откуда?
ЗГ:
Я только с переговорного пункта. Договорилась с телефонисткой, чтобы звонок из
Гданьска перевели на домашний телефон.
Надежда:
как ты думаешь, по какому случаю могут звонить?
ЗГ:
Я думаю, что есть какой-то результат по моему запросу.
Надежда:
Думаешь, что Гена нашёлся?
ЗГ:
Боюсь думать, ведь столько лет прошло…
Надежда:
А может, что-то о муже стало известно…
ЗГ: Пойдём, я тебе в подробностях
расскажу. Это было на узловой железнодорожной станции, когда нас освободили.
(Уходят)
Кулисы открываются
Сцена 7
(Узловая станция. На экране
высвечиваются вагоны)
Солдат открывает шторки боковой
двери.
Офицер
исполняет песню «Тальяночка». После песни
ЗГ:
Товарищ младщий лейтенант! Товарищ младщий лейтенант! Товарищ, вот Вы, Вы пели!
Я к Вам обращаюсь: Вы служили в Туржанах, в 33 полку?
Офицер:
А в чем собственно дело?
ЗГ:
Вы служили: я же Вас помню.
Офицер:
Ну, служил. Так в чем дело?
ЗГ:
Я жена артиллериста, старшего лейтенанта Воробьева. Помните?
Офицер:
Воробьева?
ЗГ:
Где он? Мой муж. Где он?
Солдат:
Товарищ майор, товарищ майор, Вас просят…
Офицер:
Ваш муж…22 июня… 1941 года, но там… в Туржанах
Солдат:
Товарищ майор, товарищ майор, Вас просят…
Офицер:
Подожди! Я напишу… он погиб… Куда написать? Ну, куда написать?
Офицер
поднимается на сцену под грустные звуки песни «Тальяночка»
(Солдат зашторил вагон. Вагон
тронулся)
ЗГ:
Солдатик, я ничего не вижу. (Звуки тревожной музыки)
Кулисы закрываются
Грустные звуки «Тальяночки» и уходящего поезда
Кулисы открываются
Сцена 8
(г.Ленинград, 1974, Лаборатория городской телевизионной
установки. ЗГ за рабочим столом)
Ниночка:
Зинаида Григорьевна!
ЗГ:
А?
Ниночка:
Включите городское телевидение. Фильм идёт про Освенцим. Ребята на обед не
пошли, смотрят. Мы подумали, что Вам интересно.
(Звучит
куплет из песни «Баллада о матери» (53.10; 1 час 10). Видит на видео своего
сына и кричит. Вырезать из фильма озвучание фрагмента об Освенциме. Кадры
подобрать)
ЗГ:
Гена! Гена! (Садится за стол, взявшись за голову. Звучит тревожная музыка.)
Кулисы закрываются
Сцена 9
(В городе встречаются ЗГ и Надежда. Идут домой. Виды
г.Ленинграда)
Надежда: Зина, я к тебе
собиралась, и вдруг позвонили из Минска. Люда Бочарова нашлась.
ЗГ (останавливается около
сцены): Где нашлась?
Надежда: В Освенциме. Прямо
в самом городе выросла. Знаешь, ее музей нашёл.
ЗГ: Ой!
Надежда: Да! Директор музея
Шиманский.
ЗГ: Счастье — то какое! Вот
счастье… Ну, давай торопиться. Может, и нам по этому поводу будет звонок из
Гданьска! Пойдём.
Сцена 10
(Квартира ЗГ. Раздеваются и садятся за стол перед телефоном.)
Кулисы открываются
ЗГ (снимает очки и
протирает): Надя,
а ты знаешь, когда я ослепла? Когда майор на железнодорожной станции мне
сообщил, что мой любимый муж, младший лейтенант Воробьев, погиб. Долго лежала
в больнице, врачи не давали надежды. Думала, что никогда видеть не буду. Но всё
обошлось… А сегодня по городскому телевидению транслировали фильм об
Освенциме. Мне кажется, что я узнала своего Геночку. Тяжело мне, Надя.
(Звонок.
Трубку берёт Надежда.)
Надежда:
Алло! Это пани Воробьева? (передает трубку) Говори!
ЗГ:
Слушаю.
Сын:
Алло! День добрый! Пани, я Вам выслал письмо.
ЗГ:
Я разыскиваю сына, Гену Воробьева. Он был в концлагере, в Освенциме.
Сын:
Да-да! Я об этом Вам и написал!
ЗГ:
Вы имеете восьмерку кривую? Номер на руке с кривой восьмеркой.
Сын:
Не понял… Вы меня слышите?
Надежда:
Алло! Гена, это ты? Мама переживает, плачет. Она спрашивает, у тебя восьмерка
кривая? (передает трубку)
Сын:
Да, есть!
ЗГ:
Гена, родной! Алло! А оспа на правой щеке есть?
Сын:
Где должна быть оспа?
ЗГ:
На правой щеке должна быть оспа.
Сын
(радостно): есть-есть!
ЗГ:
Есть…есть… (села на стул. Надежда побежала за водой.) А где ты воспитывался?
Расскажи!
Сын:
Я приеду и расскажу!
ЗГ
(тихо)…: Он приедет
Надежда
(берет трубку): Когда ты приедешь? Мы ждем тебя! Телеграфируй!
Сцена 11
(Виды города. Встреча на вокзале
перед сценой. Заставку из фильма 1 час 23)
Надежда:
Зина, наверное, это он. Вы — Гена Воробьев?
Сын:
Да, я – Генек Воробьёв.
(На
противоположной стороне высвечиваются кадры-воспоминания)
Надежда:
Вы из Гданьска? Да! Зина, Зина! Это наш Гена!
ЗГ
(обнимает сына): Гена, сыночек… Я чувствовала, я все чувствовала…
Надежда:
Пойдемте, пойдемте! Радость -то какая! Вот счастье!Зина, вот счастье-то! Гена
нашелся!
(Выходят
из зала. Звучит музыка)
Сцена 12
(Квартира ЗГ)
Кулисы открываются
ЗГ:
Понравилась тебе моя подруга?
Сын:
Надежда? Да, очень.
ЗГ:
Она больше думает о других, чем о себе. Сколько мы писем написали, запросов
сделали, чтобы разыскать тебя. Она хочет тебе показать Ленинград. Она целый
план составила, что тебе показать.
Сын:
Я приехал до мамы, а не на эта — экскурсию.
(ЗГ
накрывает на стол, Гена берет фотографию отца.)
Сын:
Это кто?
ЗГ:
Это твой отец, младший лейтенант Павел Вороьев.
Сын:
Тогда я — Генек Павлович?
ЗГ:
Да, ты – Геннадий Павлович Воробьев. Отец твой был артиллеристом. Он погиб в
первый день войны в Туржанах.
Сын:
А у меня в свидетельстве о рождении написано: место рождения — Туржаны.
ЗГ:
Ты что-то помнишь о войне? Когда нас зимой 1941 года немцы гнали в
концентрационный лагерь, ты сделал свои первые шаги.
(ЗГ
готовит чай)
Сын:
Посиди со мной, мама.
ЗГ:
Вот так же ты говорил мне «ляжь со мной, мама». Ты говорил «останься». Я
говорила «не могу». А ты говорил «тебя бить будут». Меня не помнишь, сынок?
Совсем не помнишь?
Сын:
Мама, моментом помню барак, как это – барак.
ЗГ:
нары.
Сын:
Да-да, нары. Картошку …
ЗГ:
Так это ж я приносила!
Сын:
Я понимаю, но раньше я ничего не видел ясно. Знаешь, я моментом помню..
ЗГ:
Ты болел, помнишь?
Сын
машет головой
ЗГ:
А как нас угоняли в Германию? А вас, детей, в бараке заперли? Не помнишь?
Сын:
Нет… Моментом… детский дом. Помню пани Халину. Она… потом …была со мной…
всегда… (Достаёт подарок от Халины). Это подарок от мамы Халины.
Пауза (музыка)
ЗГ:
Как ты думаешь, что послать пани Халине в подарок? Тут у нас продают прекрасную
красную шерсть на костюм.
Сын:
Шерсть? Что такое шерсть? Я не знаю.
ЗГ:
А вот!
Сын:
А, да-да! Шерсть у нас «волосы», как у зверя.
ЗГ:
Когда я узнала, что ты живешь в Гданьске, все про Гданьск прочла, как будто
сама по этому городу ходила.
Сын:
Как мама приедет к нам, я маме покажу целый Гданьск. Правда, мама?
ЗГ:
Ты поживи у меня подольше… , сын.
Сын:
Я, мама, тут целый месяц, потом ухожу в море… Ну что ты, мам? Плачешь?
ЗГ:
Нет, что ты! (поднимает глаза на него) Я радуюсь! Важно, что ты жив! Жив, и я
нашла тебя. Ты вырос здоровым, красивым, умным. Какой у меня прекрасный сын! Ну
что делать? Что делать? Не я тебя вырастила. Не я… Дай Бог здоровья пане
Халине. Война, проклятая война…
Сын:
Мама, не надо. Расскажи мне об отце, я ничего же не знаю о нем.
ЗГ:
Сейчас, сейчас. (Идет за письмом. Сын открыл его, а ЗГ начала читать его
наизусть)
«Пишет
Вам, уважаемый товарищ Воробьева, летчик генерал-майор артиллерии. Плохо же я
Вас искал, чтобы выполнить свое обещание, что дал Вам в 45 году в Польше, на
вокзале, рассказать о Вашем муже. За это простите. Но когда прочитал весть о
Вас и Вашем сыне, очень обрадовался. Написал в редакцию и теперь спокоен, что
письмо найдёт Вас. В ту ночь Ваш муж находился в составе дежурного звена на
полевом аэродроме по готовности номер один. Он уже знал, что у него родился
сын, был в прекрасном настроении, на рассвете над стоянкой пролетел фашистский
самолёт и обстрелял военную базу, в боевой схватке с вражеским самолетом Ваш
муж погиб в первый день войны».
Сын
(гладит руки матери): Мой отец – настоящий герой. О нём я буду помнить всю
жизнь буду рассказывать своим детям о его подвиге. (Встаёт, обнимает мать за
плечи) Мама, ты мне тоже очень дорога, как и моя мама Халина. Из твоих
воспоминаний я многое понял, мне жаль, что судьба разлучила нас надолго, и я
мало что помню. Я… моментом…моментами помню слова «Сынок, помни имя своё»
(она встаёт со стула, они обнимаются).
Песня Л.Гурченко «Молитва».
Участники
Зинаида Григорьевна Воробьева – Ангелина
Мещерякова
Надежда, подруга ЗГ – Даша Дьяченко
Гена Воробьёв, сын ЗГ (взрослый)– Олег
Алероев
Гена Воробьев (маленький) —
Петр Федорович – Самолыго Александр
Нина и Катя – Суркова Аделина, Удовенко
Ксения
Почтальон – Варя
Офицер (летчик-майор) – Николай Васильевич
Виноградов
Лена, дочь соседки – Алена Мещерякова
Мама Лены-
Женщина в белом халате –Кабова Ангелина
Доктор Менгель в немецкой форме – Мазепа
Влад
Немецкий офицер –
Старшая по блоку – Отруцкая Анна
Старшая по детскому бараку – Александра
Крафт
Узницы: Шахворостова Элина,
Дети-узники: Майорова
С., Дубчак С., Бессонов Т., Курбанов А., Атаханова С.